В 1908—1911 годах построил свои первые два простейших вертолёта. Грузоподъёмность построенного в сентябре 1909 года аппарата достигала 9 пудов. Ни один из построенных вертолётов не смог взлететь с пилотом, и Сикорский переключился на постройку самолётов.

Аэропланы Сикорского завоевывали главные призы на состязании военных самолетов

В 1912—1914 годах создал в Петербурге самолёты «Гранд» (Русский витязь), «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. 27 марта 1912 года на биплане «С-6» Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км/ч, с пятью — 106 км/ч. В марте 1919 года Сикорский эмигрировал в США, поселился в районе Нью-Йорка.

Первый экспериментальный вертолёт Vought-Sikorsky 300, созданный Сикорским в США, оторвался от земли 14 сентября 1939 года. По существу, это был модернизированный вариант его первого российского вертолёта, созданного ещё в июле 1909 года.

На его вертолётах были впервые совершены перелёты через Атлантический и Тихий океаны (с дозаправкой в воздухе). Машины Сикорского применялись как для военных, так и для гражданских целей.

Он является создателем первой точно датированной печатной книги «Апостол» в Русском царстве, а также основатель типографии в Русском воеводстве Польского королевства.

Иван Федоров по традиции называется «первым русским книгопечатником»

В 1563 году по приказу Иоанна IV в Москве был устроен дом — Печатный двор, который царь щедро обеспечил от своей казны. В нём был напечатан Апостол (книга, 1564).

Первой печатной книгой, в которой указано имя Ивана Фёдорова (и помогавшего ему Петра Мстиславца ), стал именно «Апостол», работа над которым велась, как указано в послесловии к нему, с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564 года. Это — первая точно датированная печатная русская книга. На следующий год в типографии Фёдорова вышла его вторая книга, «Часовник».

Через некоторое время начались нападки на печатников со стороны профессиональных переписчиков, чьим традициям и доходу типография угрожала. После поджога, уничтожившего их мастерскую, Фёдоров со Мстиславцем уехали в Великое княжество Литовское.

Сам Иван Фёдоров пишет, что ему в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание). Эти люди и выгнали Ивана Фёдорова из его родного Отечества, а Ивану пришлось переселиться в другую страну, в которой он никогда не был. В этой стране Ивана, как он сам пишет, его любезно принял благочестивый король Сигизмунд II Август вместе со своей радою.

Русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, статский советник, Почётный инженер-электрик. Изобретатель радио.

Деятельность А. С. Попова, предшествовавшая открытию радио — это исследования в области электротехники, магнетизма и электромагнитных волн.

7 мая 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества Попов выступил с докладом и демонстрацией созданного им первого в мире радиоприемника. Свое сообщение Попов закончил следующими словами: «В заключение могу выразить надежду, что мой прибор при дальнейшем усовершенствовании его может быть применен к передаче сигналов на расстояние при помощи быстрых электрических колебаний, как только будет найден источник таких колебаний, обладающих достаточной энергией ».

24 марта 1896 г. Попов передал первую в мире радиограмму на расстояние в 250 м., а в 1899 г. он сконструировал приемник для приема сигналов на слух при помощи телефонной трубки. Это дало возможность упростить схему приема и увеличить дальность радиосвязи.

Первая радиограмма, переданная А. С. Поповым на остров Гогланд 6 февраля 1900 г., содержала приказание ледоколу «Ермак» выйти на помощь рыбакам, унесенным на льдине в море. Ледокол выполнил приказ, и 27 рыбаков были спасены. Попов осуществил первую в мире линию радиосвязи на море, создал первые походные армейские и гражданские радиостанции и успешно провел работы, доказавшие возможность применения радио в сухопутных войсках и в воздухоплавании.

За два дня до смерти А. С. Попова избрали председателем физического отделения Русского физико-химического общества. Этим избранием русские ученые подчеркнули огромные заслуги А. С. Попова перед отечественной наукой.

Братья Черепановы

В 1833—1834 гг., они создали первый в России паровоз, а затем в 1835 году — второй, более мощный.

В 1834 г., на Выйском заводе, который входил в состав Нижнетагильских заводов Демидова, русский механик Мирон Ефимович Черепанов с помощью своего отца Ефима Алексеевича построили целиком из отечественных материалов первый в России паровоз. В обиходе тогда еще не существовало этого слова, и локомотив назвали «сухопутным пароходом». Сегодня модель первого русского паровоза типа 1−1−0, построенного Черепановыми, хранится в Центральном музее железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге.

Первый паровоз имел массу в рабочем состоянии 2,4 т. Его опытные поездки начались в августе 1834 г. Изготовление второго паровоза закончили в марте 1835 г. Второй паровоз мог перевозить грузы уже массой 1000 пудов (16,4 т) со скоростью до 16 км/ч.

Черепановым было отказано в патенте на паровоз, потому что он «зело вонюч»

К сожалению, в отличие от стационарных паровых двигателей, востребованных в то время российской промышленностью, первой русской железной дороге Черепановых не было уделено того внимания, которого она заслуживала. Разысканные ныне чертежи и документы, характеризующие деятельность Черепановых, свидетельствуют, что это были истинные новаторы и высокоодаренные мастера техники. Они создали не только Нижнетагильскую железную дорогу и ее подвижной состав, но и сконструировали много паровых машин, металлообрабатывающих станков, построили паровую турбину.

Русский электротехник, один из изобретателей лампы накаливания.

Что касается лампы накаливания, то у нее нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама ) и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. И еще, именно им была выдвинута идея о наполнении лампочек инертным газом.

Лодыгин является создателем проекта автономного водолазного скафандра

В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путём электролиза, а 19 октября 1909 года он получил патент на индукционную печь.

Андрей Константинович Нартов (1693—1756)

Изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс.

Нартов разработал конструкцию первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс (1738). Впоследствии это изобретение было забыто и токарно-винторезный станок с механическим суппортом и гитарой сменных зубчатых колес заново изобрел около 1800 г. Генри Модели.

В 1754 году А. Нартов был произведен в генеральский чин статского советника

Работая в Артиллерийском ведомстве, Нартов создал новые станки, оригинальные запалы, предложил новые способы отливки пушек и заделки раковин в канале орудия и др. Им был изобретен оригинальный оптический прицел. Значение изобретений Нартова был столь велико, что 2 мая 1746 года был издан указ о награждении А. К. Нартова за артиллерийские изобретения пятью тысячами рублей. Кроме этого, ему отписали несколько деревень в Новгородском уезде.

Борис Львович Розинг (1869—1933)

Российский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения, автор первых опытов по телевидению, за которые Русское техническое общество присудило ему золотую медаль и премию имени К. Г. Сименса

Он рос живым и любознательным, успешно учился, увлекался литературой и музыкой. Но жизнь его оказалась связанной отнюдь не с гуманитарными направлениями деятельности, а с точными науками. После окончания физико-математического факультета Петербургского университета Б. Л. Розинг увлекся идеей передачи изображения на расстояние.

К 1912 году Б. Л. Розинг разрабатывает все основные элементы современных черно-белых телевизионных трубок. О его работах в то время стало известно во многих странах, и его патент на изобретение был признан в Германии, Великобритании и США.

Русский изобретатель Б. Л. Розинг является изобретателем телевидения

В 1931 году был арестован по «делу академиков» «за финансовую помощь контрреволюционерам» (дал денег в долг приятелю, впоследствии арестованному) и сослан на три года в Котлас без права работы. Однако, благодаря заступничеству советской и зарубежной научной общественности, в 1932 году переведён в Архангельск, где поступил на кафедруфизики Архангельского лесотехнического института. Там и умер 20 апреля 1933 года в возрасте 63 лет от кровоизлияния в мозг. 15 ноября 1957 года Б. Л. Розинг был полностью оправдан.

«В России слишком много Кулибиных, слишком мало Королевых, а Фордов нет вовсе» (Forbes.ru)

Часто можно слышать о том, что мы живём плохо, бедно и убого. Даже на основании этого делаются выводы, что русский народ какой-то особый, тупой и бездарный. В этой статье хочу привести краткие описания жизни и дел изобретателей, живших на территории России с 16-го по 20-й век для того, чтобы на наглядном примере лучших людей увидеть почему не является выгодным и почётным что-то создавать, к чему-то стремиться.

16 – 17вв.

Выродков Иван Григорьевич (?-1563/1564) - русский военный инженер, дьяк, строитель крепости Свияжск, создатель технологии изготовления крепостей выше по течению реки, сплава по реке и быстрой сборки крепости. Участвовал во взятии Казани. В 1563/1564 году Выродков был казнён по доносу.

Андре́й Чо́хов (около 1545 - 1629) - выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик. Более 60 лет работал в Москве на Пушечном дворе, где создал большое количество (по документам известно более 20) тяжёлых орудий, в том числе Царь-пушку (1586). Первые датированные работы Андрея Чохова относятся к 1568 году, последние - к 1629.

Постник Яковлев (XVI век, также Посник) - русский зодчий из Пскова, создавший в 1555-1560 годы совместно с зодчим Бармой храм Василия Блаженного, или Покровский собор «что на рву», на Красной площади в Москве. Также построил Благовещенский собор Казанского кремля. По легенде был ослеплён.

Изобретатели 18-го века.

Кулибин Иван Петрович [ 10(21).4.1735, Нижний Новгород,- 30.7(11.8).1818, там же] русский механик-самоучка. Родился в семье мелкого торговца. Создавал часы, оптические приборы, мосты, изобреталь прожектора. Кулибиным была изготовлена (1791) повозка-самокатка, в которой он применил маховое колесо, тормоз, коробку скоростей, подшипники качения и т. д.; повозка приводилась в движение человеком, нажимавшим на педали. В том же году разработал конструкцию "механических ног" - протезов (этот проект после войны 1812 был использован одним из французских предпринимателей). В 1793 построил лифт, поднимавший с помощью винтовых механизмов кабинку. Создал оптический телеграф для передачи условных сигналов на расстояние (1794). В 1801 К. был уволен из академии и вернулся в Нижний Новгород. Здесь он разработал способ движения судов вверх по течению рек и в 1804 построил "водоход", работу над которым он начал ещё в 1782. Автор многих др. проектов (приспособление для расточки и обработки внутренних поверхности цилиндров, машина для добычи соли, сеялка, различные мельничные машины, водяное колесо оригинальной конструкции, фортепьяно и др.). В последние годы жизни Кулибин находился в крайне тяжёлых материальных условиях.

Ползунов Иван Иванович

Русский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя, создатель первой в России паросиловой установки. В 1763 Ползунов разработал проект парового двигателя мощностью 1,8 л. с. (1,3 квт) - первого в мире двухцилиндрового двигателя с объединением работы цилиндров на один общий вал, т. е. двигателя, универсального по своему техническому применению. Ползунов также спроектировал новую установку для привода воздуходувных мехов плавильных печей. Установка с рекордной по тому времени мощностью в 32 л. с. (24 квт)впервые в технике заводского производства позволила полностью отказаться от водяных колёс. Умер от чахотки, не дождавшись пробного пуска своей паровой машины.

Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович

Черепановы Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович , русские машиностроители, отец и сын. Крепостные заводчиков Демидовых. Ефим Черепанов и его жена получили вольную в 1833, Мирон Ч. и его жена - в 1836. В 1810-х гг. На заводах Демидова разрабатывали и внедряли станки, паровые машины, разработали первый в России паровоз.

Черепановы уделяли большое внимание подготовке специалистов из детей крепостных. Весной 1833 в помещении Выйского механического заведения, ставшего передовым техническим центром Нижнетагильских демидовских заводов, была открыта Высшая заводская школа для учеников старшего класса Выйского училища, проявивших способности к технике. Мирон преподавал в ней механику.

Сдержанные на поощрения, благодарность и похвалу заводчики Демидовы неоднократно отмечали заслуги Е. А. и М. Е. Черепановых. Им и их семьям были дарованы вольные. Они получали высокое по тем временам жалование и имели собственный двухэтажный каменный дом. Труд Ефима Алексеевича и Мирона Ефимовича неоднократно отмечался крупными вознаграждениями, им были преподнесены именная серебряная ваза, дорогой перстень, другие ценные подарки.

В жизни и деятельности Черепановых воплощены лучшие качества русского народа: талант, ум, трудолюбие, любовь к Отечеству.

Андрей Константинович Нартов (1693-1756), русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723-1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Работал под покровительством Петра I. А. К. Нартов скончался в Петербурге 16 (27) апреля 1756 года. После его смерти остались крупные долги, так как он вкладывал много личных средств в научно-технические опыты.

Исследовав судьбу русских инженеров-изобретателей 16-18 в.в., можно сделать вывод, что успешно жизнь и инженерная деятельность сложилась лишь у тех, кто был обласкан царем(как Нартов) или заводчиками(как Черепановы). Если благосклонности и опеки властителей добиться не удавалось, то большинство разработок и идей оставалось нереализованными, а судьба изобретателя – трагичной(Выродков, Ползунов, Кулибин).

С уважением, Волосожар.

Продолжение следует(изобретатели19-го - 20-го века).

Известные изобретатели мира создали много полезного для человечества. Их пользу для общества сложно переоценить. Многие гениальные открытия спасли не одну жизнь. Кто же они - изобретатели, известные своими уникальными разработками?

Архимед

Этот человек был не только великим математиком. Благодаря ему весь мир узнал, что такое зеркало и осадное орудие. Одна из известнейших разработок - архимедов винт (шнек), с помощью которого можно эффективно вычерпывать воду. Примечательно, что этой технологией пользуются по сей день.

Леонардо да Винчи

Изобретатели, известные своими гениальными идеями, не всегда имели возможность воплощать задумки в жизнь. К примеру, чертежи парашюта, самолета, робота, танка и велосипеда, появившиеся в результате кропотливого труда Леонардо да Винчи, еще долгое время оставались невостребованными. В то время просто не было инженеров и возможностей для реализации таких грандиозных планов.

Томас Эдисон

Изобретатель фонографа, кинескопа и телефонного микрофона был известнейшим В январе 1880 года он оформил патент на лампу накаливания, которая впоследствии прославила Эдисона на всю планету. Однако некоторые не считают его гением, отмечая, что изобретатели, известные своими разработками, трудились в одиночку. Что касается Эдисона, то ему помогала целая группа людей.

Никола Тесла

Великие изобретения этого гения были воплощены в жизнь только после его смерти. Все объясняется просто: Тесла был настолько что никто не знал о его работах. Благодаря стараниям ученого была открыта многофазная система электрического тока, что обусловило появление коммерческой электроэнергии. Кроме того, он сформировал основы робототехники, ядерной физики, информатики и баллистики.

Александр Грэм Бэлл

Многие изобретатели, известные своими открытиями, помогали сделать нашу жизнь еще лучше. То же самое можно сказать и об Александре Бэлле. Благодаря его кропотливому труду люди смогли беспрепятственно общаться, находясь за тысячи километров друг от друга, и все - благодаря телефону. Бэлл также изобрел аудиометр - особый прибор, определяющий глухоту; устройство для поиска клада - прототип современного металлоискателя; первый в мире аэроплан; модель субмарины, которую сам Александр называл лодкой на подводных крыльях.

Карл Бенц

Этот ученый успешно реализовал главную задумку своей жизни: средство передвижения с мотором. Именно благодаря ему мы сегодня имеем возможность ездить на автомобилях. Еще одно ценное изобретение Бенца - двигатель внутреннего сгорания. Позже была организована компания по производству автомобилей, которая в наши дни известна во всем мире. Это Mercedes Benz.

Эдвин Лэнд

Этот известный французский изобретатель посвятил свою жизнь фотографии. В 1926 году ему удалось открыть новый вид поляризатора, в дальнейшем получившего название «Полароид». Лэнд основал фирму Polaroid и оформил патенты еще на 535 изобретений.

Чарльз Бэббидж

Этот английский ученый еще в девятнадцатом веке работал над созданием первого компьютера. Именно он назвал уникальный прибор вычислительной машиной. Поскольку в то время человечество не располагало необходимыми знаниями и опытом, старания Бэббиджа не увенчались успехом. Тем не менее, гениальные задумки не канули в лету: и Конрад Цузе смогли реализовать их в середине двадцатого века.

Бенджамин Франклин

Этот известнейший политик, писатель, дипломат, сатирик и государственный деятель был еще и ученым. Великие изобретения человечества, которые увидели свет благодаря Франклину, это и и гибкий мочевой катетер, и громоотвод. Интересный факт: Бенджамин принципиально не патентовал ни одно из своих открытий, поскольку считал, что все они - достояние человечества.

Джером Хал Лемелсон

Такие великие изобретения человечества, как факсимильный аппарат, беспроводной телефон, автоматизированный склад и кассета с магнитной лентой, были представлены широкой публике Джеромом Лемелсоном. Кроме того, этим ученым была разработана технология алмазного покрытия и некоторые медицинские приборы, помогающие при лечении онкологических заболеваний.

Михаил Ломоносов

Этот признанный гений самых разных наук организовал первый в России университет. Самое известное личное изобретение Михаила Васильевича - аэродинамическая машина. Она предназначалась для поднятия специальных метеорологических приборов. По мнению многих специалистов, именно Ломоносов является автором прообраза современных самолетов.

Иван Кулибин

Этого человека недаром называют ярчайшим представителем восемнадцатого столетия. Иван Петрович Кулибин с раннего детства интересовался принципами механики. Благодаря его труду мы сейчас пользуемся навигационными приборами, часами с будильником, вододействующими двигателями. Для того времени указанные изобретения были чем-то из разряда фантастики. Фамилия гения даже стала нарицательной. Кулибиным теперь называют человека, обладающего способностью делать удивительные открытия.

Сергей Королев

В сфере его интересов была пилотируемая космонавтика, авиатехника, конструирование ракетно-космических систем и ракетное вооружение. Сергей Павлович в значительной степени поспособствовал освоению космического пространства. Он создал космические корабли «Восток» и «Восход», зенитную ракету «217» и дальнобойную «212», а также ракетоплан, оснащенный ракетным двигателем.

Александр Попов

И радиоприемник именно этот русский ученый. Уникальному открытию предшествовали годы исследования природы и распространения радиоволн.

Гениальный физик и электротехник родился в семье священника. У Александра было еще шесть братьев и сестер. Уже в детстве его в шутку называли профессором, поскольку Попов был застенчивым, худым, нескладным пареньком, на дух не переносившим драк и шумных игр. В Пермской духовной семинарии Александр Степанович стал изучать физику по книге Гано. Его любимым занятием была сборка простых технических устройств. Полученные навыки в последующем очень пригодились Попову при создании физических приборов для собственных важнейших исследований.

Константин Циолковский

Открытия этого великого русского изобретателя позволили вывести аэродинамику и космонавтику на новый уровень. В 1897 году Константин Эдуардович закончил трудиться над аэродинамической трубой. Благодаря выделенным субсидиям, он рассчитал сопротивление шара, цилиндра и других тел. Полученные данные впоследствии широко использовал в своих работах Николай Жуковский.

В 1894 году Циолковский сконструировал аэроплан с каркасом из металла, однако возможность построить такой аппарат появилась только через двадцать лет.

Спорный вопрос. Изобретатель лампочки - кто он?

Над созданием прибора, дающего свет, работали еще в древние времена. Прообразом современных ламп были глиняные сосуды с фитилями из хлопчатобумажных нитей. Древние египтяне заливали в такие емкости оливковое масло и поджигали его. Жители побережья Каспийского моря использовали в аналогичных приспособлениях другой топливный материал - нефть. Первые свечи, сделанные в Средневековье, состояли из пчелиного воска. Небезызвестный Леонардо да Винчи усердно трудился над созданием однако первый в мире безопасный осветительный прибор изобрели в девятнадцатом столетии.

До сих пор не утихают споры о том, кому же присвоить почетное звание «Изобретатель лампочки». Первым зачастую называют Павла Николаевича Яблочкова, всю жизнь проработавшего электротехником. Он создал не только лампу, но и электрическую свечу. Последний прибор получил широкое распространение при освещении улиц. Чудо-свеча горела полтора часа, после чего дворнику приходилось менять ее на новую.

В 1872-1873 гг. российский инженер-изобретатель Лодыгин создал электрическую лампу в современном ее понимании. Поначалу она излучала свет тридцать минут, а после откачки воздуха из прибора это время значительно увеличилось. Кроме того, на первенство в изобретении лампы накаливания претендовали Томас Эдисон и Джозеф Сван.

Заключение

Изобретатели всего мира подарили нам множество приспособлений, делающих жизнь комфортнее и разнообразнее. Прогресс не стоит на месте, и если еще несколько столетий назад для реализации всех задумок просто не хватало технических возможностей, то сегодня воплотить идеи в жизнь гораздо проще.

Комментарии ( 14 )

    А что, собственно, надо считать «изобретением»? Согласитесь, что ответить на него можно по‑разному. Одни скажут, что изобретение - это выдвижение самой идеи, изложение принципа. Другие подразумевают под изобретением создание работающей модели. Третьи - внедрение этой модели в производство. Делая разные акценты, можно по‑разному видеть историю любого изобретения.
    И кто является автором изобретения? Ибо нет, наверное, такого великого изобретателя, который не имел бы своих предшественников, потому что ничего, как известно, не рождается на пустом месте.
    И где кончается «изобретение» и начинается то, что зовется «усовершенствованием». Сошлюсь на слова одного из самых выдающихся изобретателей конца XIX и начала XX века - Томаса Альвы Эдисона.
    Эдисон признался: «Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность». Всякий, знакомый с историей техники, согласится, что это именно так. И пусть никого не вводят в заблуждение рассказы о внезапных озарениях, чудесных совпадениях и удивительных удачах, которые будто бы случались с некоторыми великими изобретателями. Все это не более, чем досужие домыслы. Да, мы знаем, что Уатт будто бы «изобрел» свою паровую машину во время прогулки, увидев, по его собственным словам, «как пар вырывался из окна прачечной». Но мы так же знаем, что он потратил потом более десяти лет каждодневного упорного труда, прежде чем сумел наладить серийный выпуск этих машин. Потому что одного «принципа действия» еще мало. И когда дело дошло до реального пара, реального металла и реальных машин, все оказалось совсем не так просто, как могло показаться вначале. Мы знаем также, что Морзе изобрел все части своего знаменитого телеграфного аппарата всего за две недели, пока плыл на корабле из Европы в Америку. Но сколько неудач и разочарований ожидало его в последующие годы, пока он сумел воплотить свою идею в реальную схему! И сколько еще сил и средств пришлось ему потратить, прежде чем он сумел доказать, что его телеграфный аппарат - не игрушка, а нужная и полезная вещь. Мы знаем, как удивительно повезло изобретателю телефона Беллу, когда из‑за ошибки его помощника, чинившего контакт, ему открылся простой способ преобразования звуковых волн в электрические, и наоборот. Но не стоит забывать, что это произошло ни с кем‑нибудь другим, а именно с Беллом после многолетней работы над проблемой телефонной связи.
    Вывод один: изобретателем по праву должен считаться не тот, кто сделал «удивительное открытие», а тот, кто придал ему «практическую ценность». Говоря, что такое‑то изобретение сделано тем‑то или тем‑то, мы тем самым переносим на одного человека достижения его предшественников и современников (а этих последних мы, увы, забываем; справедливо или не справедливо - это другой вопрос).
    У всех на языке имена Галилея, Уатта, Модсли, Стефенсона, Фултона, Морзе, Маркони, Зворыкина, Сикорского, Брауна или Королева. Эти люди по праву считаются величайшими изобретателями, хотя прекрасно известно, что зрительными трубами пользовались до Галилея, что паровые машины работали до Уатта, что суппорт применяли до Модсли. Ни для кого не секрет, что паровозы (и очень неплохие) строили до Стефенсона, а пароходы - до Фултона. Мы знаем, что телеграфы функционировали до Морзе, что принцип радио был уже известен до Маркони, что телевизоры показывали до Зворыкина, вертолеты летали до Сикорского, а ракеты брали старт до Брауна и Королева (и что их собственные ракеты никогда бы не стартовали без усилий подчиненных им мощных научных коллективов). И тем не менее это ничего не меняет. Огромная заслуга конкретно этих и многих других «признанных великими» изобретателей перед человечеством заключается в том, что, взявшись за какую‑то (быть может, даже чужую) неразработанную идею, они упорным трудом, преодолев множество затруднений, довели ее до такого состояния, когда для всех стала очевидна ее «практическая ценность». Именно этот акт мы и принимаем в дальнейшем за «изобретение» в подлинном смысле этого слова. Что же касается вопроса о том, до какой «степени сове

    Ответить

    Кто дополнит?
    Еще вспомнился - миномет. Гобято и Власьев 1904 Порт-Артур
    Мало кто знает, что Intel Pentium (первый) и был разработан бывшим сотрудником ИТМиВТ Владимиром Пентковским, который в настоящее время является ведущим разработчиком микропроцессоров фирмы Intel.
    Правде, уже не в России, но русским.
    И магнитофоны и видеомагнитофоны воплотил в жизнь русский эмигрант Алексей Михайлович Понятов, основатель фирмы AMPEX (Инициалы АМП и EXcelence - превосходительство, Понятов был полковником царской армии).
    Про Тетрис - хотя величайшим и не считаю, но тем не менее, для кого то возможно самое великое достижение цивилизации)) поэтому упомянул
    Противогаз - химик Зелинский, да вообще, вся автомобильная цивилизация - каталитический крекинг и платформинг нефти - синтетические волокна - его заслуга
    Да и сотовая связь - еще 1957 году Л.И. Куприянович вСССР создал экспериментальный образец мобильного телефона ЛК-1 весом 3 кг и базовую станцию к нему, связанную с ГТС.
    Технология Стелс основана на наших разработках, впервые использована на МИГ-25 - тот что Беленко в Японию угнал, если помните
    малоизвестно, что умерший в Блокаду в 41 Олег Лосев изобрел усилительный полупроводниковый прибор с туннельным эффектом аж в 1922 году
    Аппарат Илизарова
    Цемент, каким мы его знаем - Егор Герасимович Челиев, в 1825 выпустиший своё "Полное наставление, как приготовлять дешевый и лучший мертель, или цемент, весьма прочный для подводных строений, как-то: каналов, мостов, бассейнов и плотин, - подвалов, погребов и штукатурки каменных и деревянных строений", написанная им по опыту восстановления Москвы после войны 1812 г.
    Как ни смешно, но то, что сегодня используется повсюду и называется портланд-цементом - фактически тот самый цемент Челиева, а вовсе не "портландцемент" англичанина Аспдина, который получил патент на это название своего цемента, который давно уже никем не используется.
    Фактически - вся начинка сотового телефона - основана на русских изобретениях, начиная от базового принципа действия - радио и заканчивая принципом организации конвеера микропроцессора
    Наконец, вот этот самый Интернет (принцип передачи данных пакетами) - Игорь Александрович Мизин. Организация ARPA, сотрудникам которой приписывают изобретение этого принципа на самом деле лишь пыталась повторить в железе добытые американской разведкой данные из России. При этом, повторила криво, из-за чего лет 8 пыталась заставить нормально работать свою сеть. Ошибка в реализации приводила к затыканию потока данных. Решить эту проблему американцы смогли только после того, как воспользовавшись уже ставшими открытыми сведениями о мизинской сети исправили ошибки в соотвествии с работами Мизина. К сожалению, получив более-менее работоспособную систему, её тут же стали развивать, не реализовав и половины фич мизинской сети. Недоделанная штуковина стала стандартом де-факто. Из-за этого теперь есть куча проблем с протоколами, маршрутизацией и т.п..

    Ответить

    Список можно продолжить
    Королев (первая в мире космическая ракета),
    Ю. В. Ломоносов (первый в мире магистральный тепловоз),
    К.М. Веригин (создал Шанель N 5),
    Михаил Струков (создатель первого реактивного военно-транспортного самолета в США),
    Сергей Прокудин-Горский (первая в мире цветная фотография),
    А. Алексеев (создатель игольчатого экрана),
    Ф. Пироцкий (первый в мире электрический трамвай),
    Ф. Блинов (первый в мире гусеничный трактор),
    Владислав Старевич (подарил миру объемно-мультипликационное кино),
    Мутилин В.П. (первый в мире строительный комбайн),
    А. Р. Власенко (первая в мире зерноуборочная машин),
    В. Демихов (первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца),
    Виноградов А. П. (создал новое направление в науке - геохимию изотопов),
    Дм. Ползунов (первый в мире универсальный паровой двигатель непрерывного действия (2 цилиндра)),
    М. О. Доливо - Добровольский (изобрёл систему трехфазного тока, построил трехфазный трансформатор),
    В. П. Володин (первый в мире высоковольтный ртутный выпрямитель с жидким катодом, разработал индукционные печи для использования токов высокой частоты в промышленности),
    А. Г. Столетов (исследовал намагничивание железа, что дало возможность производить расчеты электромагнитов для электрических машин),
    С.О. Костович (создал в 1879 году первый в мире бензиновый двигатель),
    Валерий Глушко (первый в мире эл/термический ракетный двигатель),
    В. В. Петров (открыл явление дугового разряда),
    Н. Г. СЛАВЯНОВ (дуговая электросварка),
    В. Г. Шухов (крекинг-процесс для переработки нефти в легкие фракции),
    И. Ф. Александровский (изобрёл стореофотоаппарат),
    Д.П. ГРИГОРОВИЧ - СОЗДАТЕЛЬ ГИДРОСАМОЛЕТА,
    Страндин, Поварнин и Столица создали огнемет СПС,
    Александров А, Вавилов С.И. и многие другие.

    Ответить

    1718 А.К.Нартов (1693-1756) Механик, построил первый в мире токарный станок с подвижным суппортом.
    1748 М.В.Ломоносов (1711-1765) впервые в науке сформулировал принцип сохранения материи и движения.
    1751 М.В.Ломоносов впервые в мире начал читать курс физической химии. В Западной Европе (Лейпциг) эту дисциплину начал читать Л.Оствальд в 1886 г.
    1760 Р.Глинков Механик, создал прядильную установку с водяным приводом, увеличивавшую производительность труда в 15 раз. Аналогичная машина появилась в Англии в 1771 г.
    1761 М.В.Ломоносов впервые обнаружил на Венере существование атмосферы.
    1776 И.П.Кулибин (1735-1818) Механик, разработал проект первого в мире деревянного арочного однопролетного моста.
    1789 М.Е.Головина (1756-1790) Вышла в свет книга “Плоская и сферическая тригонометрия” – по своему научному уровню превосходила аналогичные книги за рубежом.
    1802 В.В.Петров (1761-1834) Физик, разработал самую большую в мире гальваническую батарею; открыл электрическую дугу.
    1806 К.К.Принц (1778-?) Инженер, разработал впервые в мире платформенные весы большой грузоподъемности.
    1814 П.И.Прокопович (1775-1850) впервые в мире изобрёл рамочный улей, в котором применил магазин с рамками.
    1826 В.В.Любарский и П.С.Соболевский Химики, положили начало порошковой металлургии.
    Н.И.Лобачевский (1792-1856) Математик, представил рукопись работы “Сокращенное изложение начал геометрии”. Эта дата считается годом рождения неевклидовой геометрии.
    1834 В Санкт-Петербурге спущено на воду первое в мире металлическое судно.
    1837 Д.А.Загряжский (1807-1860) изобрёл гусеничный ход.
    1838 Б.О.Якоби (1801-1874) изобрёл гальванопластику.
    Б.С.Якобсон Академик, создал первое в мире судно с использованием гальванических элементов.
    1841 П.П.Аносов (1797-1851) Металлург, раскрыл тайну изготовления древних булатов.
    Ю.В.Лермонтова (1841-1919). Родилась первая в мире женщина-химик.
    1844 Д.И.Журавский (1821-1891) впервые разработал теорию расчетов мостовых ферм, применяемую в настоящее время во всем мире.
    1847 Н.И.Пирогов и А.М.Филомафитский Хирурги, впервые в мире разработали внутривенный наркоз.
    1854 Н.И.Пирогов (1810-1881) составил атлас “Топографическая анатомия”, не имеющий аналогов в мире.
    1856 Н.П.Макаров (1810-1890) организовал в Брюсселе первый Международный конкурс гитаристов.
    1859 П.В.Циклинская (1859-1923) Родилась первая в мире женщина професор-бактериолог.
    И.Р.Германн (1805-1970) впервые в мире составил сводку урановых минералов.
    1860 На Князе-Михайловской фабрике отлита первая в мире стальная пушка по способу Обухова.
    1861 А.М.Бутлеров (1828-1886) впервые сформулировал основные положения теории строения органических соединений.
    1863 И.М.Сеченов (1829-1905) опубликовал свой основной труд “Рефлексы головного мозга”.
    1867 А.А.Иностранцев (1843-1919) впервые в мире применил микроскоп для изучения горных пород.
    1869 Д.И.Менделеев (1834-1907) открыл периодический закон химических элементов.
    1872 А.Н.Лодыгин (1847-1923) изобрёл угольную лампу накаливания.
    1875 П.Н.Яблочков (1847-1894) изобрёл дуговую лампу.
    1876 М.А.Новинский (1841-1914) Ветеринарный врач, заложил основы эксприментальной онкологии.
    1879 Ф.А.Блинов (1823-1899) впервые в мире построил машину с гусеничным ходом – прообраз трактора, танка.
    1880 Г.Г.Игнатьев (1846-1898) впервые в мире разработал систему одновременного телефонирования и телеграфирования по одному кабелю.
    К.С.Джевецкий (1843-1938) построил первую в мире подводную лодку с электродвигателем.
    1881 Н.И.Кибальчич (1854-1881) впервые в мире разработал схему ракетного летательного аппарата.
    1882 Н.Н.Бенардос (1842-1905) изобрёл электросварку.
    А.Ф.Можайский (1825-1890) построил первый в мире аэроплан.
    1883 В.В.Докучаева Вышла в свет книга “Русский чернозем”, которой он заложил основы генетического почвоведения.
    1884 А.М.Воейкова (1842-1916) Вышла в свет книга “Климаты земного шара” – первая подобная работа в мире.
    1886 П.М.Голубицкий (1845-1911) разработал первую в мире портативную микротелефонную станцию.
    В.И.Срезневский (1849-1937) Инженер, изобрёл первый в мире аэрофотоаппарат.
    1887 А.Г.Столетов (1839

    Ответить

    Николай Дубинин - генетик, открыл делимость гена.
    Николай Бенардос - изобретатель, создал способ электрической дуговой сварки с помощью угольных электродов.
    Иван Греков - хирург, первым в мире провел успешное ушивание раны сердца.
    Матвей Капелюшников изобрел турбобур.
    Евгений Завойский открыл электрический парамагнитный резонанс.
    Петр Куприянов - врач, первым применил хирургический метод лечения пороков сердца.
    Николай Лунин - догадался и доказал, что в организме живых существ есть витамины. Потом эти витамины по его наводке ступенчато, в течение восьми лет, нашли двое других ученых, уже не русских.
    КЛИМЕНТ ТИМИРЯЗЕВ! КОНСТАНТИН ЦИОЛКОВСКИЙ! Сергей Вавилов - оптик, свечение В., на основе которого создана лампа дневного света.
    Николай Вагнер открыл педогенез насекомых.
    Иван Кулибин - автор первого прототипа прожектора ("зеркального фонаря").
    Николай Славянов - электротехник, первым в мире применил для сварки металлов электрический генератор.
    АЛЕКСАНДР БУТЛЕРОВ. Михаил Ломоносов - открыл (но не обосновал) закон сохранения вещества своим опытом с запаянным стеклянным сосудом; открыл атмосферу Венеры.
    АЛЕКСАНДР ПОПОВ! Валерий Глушко создал первый в мире эл/термический ракетный двигатель.
    Святослав Федоров - офтальмолог, "хрусталик Федорова".
    Сергей Юдин впервые произвел переливание трупной крови человека.
    Алексей Шубников - физик, шубниковские группы (58 точечных кристаллографических групп антисимметрии).
    Лев Шубников - эффект Шубникова-де Хааза (магнитные свойства сверхпроводников).
    Владимир Шухов - изобретатель, башня Ш. (гиперболоидные башни из металлоконструкций).
    Павел Львович Шиллинг (корни у него немецкие) изобрел первый в мире практически пригодный электромагнитный телеграф.
    Эдуард Шпольский - физик, эффект Шпольского.
    Николай Жуковский (дедушка у него турок, а сам он "дедушка русской авиации") - основоположник современной аэродинамики, теорема Ж. (основа теории крыла самолета и гребного винта).
    Владимир Зворыкин изобрел первую в мире передающую телевизионную трубку в 1931 году в США, куда он эмигрировал из красной России.
    Николай Изгарышев открыл явление пассивности металлов в неводных электролитах.
    Владимир Демихов - биолог, первым в мире осуществил пересадку легких, и первым создал модель искусственного сердца.
    Петр Лебедев - физик, первым получил и исследовал миллиметровые эл/магнитные волны, открыл и измерил давление света на твердые тела и газы.
    Ленц Эмилий Христианович (корни немецкие) - правило Л. (определяет направление индукции тока), закон Джоуля-Ленца, открыл обратимость электрических машин.
    Александр Лавров - металлург, открыл и объяснил ликвацию стали (неоднородность химического состава сплава, возникающая при его кристаллизации).
    Петр Лазарев - автор ионной теории возбуждения.
    Дмитрий Лачинов - физик, доказал возможность передачи э/энергии по проводам на значительные расстояния в 1880 году.
    Сергей Мосин создал первую в мире магазинную винтовку, знаменитую "трехлинейку".
    Михаил Налетов создал первый в мире подводный минный заградитель "Краб", по существу - первую подводную лодку.
    Сергей Неустроев - почвовед, ввел понятие "серозем".
    ДМИТРИЙ МЕНДЕЛЕЕВ! Петр Минаков - медик, пятна М. (по ним в судебной медицине определяется смерть от острой кровопотери).
    Павел Молчанов - метеоролог, создал первый в мире радиозонд.
    Николай Умов - физик, уравнение движения энергии, понятие потока энергии, кстати, первым объяснил практически и без эфира заблуждения теории относительности.
    Евграф Федоров - столик Ф. (прибор для кристаллографических исследований).
    Нил Филатов - врач, болезнь Ф. (мононуклеоз инфекционный).
    Василий Петров - физик, "первый сварщик", он открыл электрическую дугу и догадался, что с ней можно делать.
    Григорий Петров - химик, контакт П. (смесь нефтяных сульфокислот), первое в мире синтетическое моющее средство.
    Василий Петрушевский, ученый и генерал, изобрел дальномер для артиллеристов.
    Игорь Петрянов-Соколов - фильтры П-С. (принципиально новые фильтрующие материалы).
    Николай Пирогов - врач, первым ввел неподвижную гипсовую повязку.
    Лев Обухов - металлург, ста

    Ответить

    Владимир Костицын (впервые занялся решением задач биологии математическими методами и эволюционной теорией),
    Илья Пригожин (внес колоссальный вклад в химию, физику, биологию, а также социологию и философию),
    Сергей Виноградский (открыл хемосинтез, что стало одним из величайших событий в биологии ХХ века),
    Александр Чупров Математик и статистик (Предложенная им система преподавания статистики до сих пор считается непревзойденной),
    Борис Бабкин Физиолог (являлся членом Королевского общества Канады, Лондонского Королевского общества, членом немецкой Академии естествоиспытателей ("Леопольдина"), был избран президентом Канадского физиологического общества),
    Иван Остромысленский Выдающийся химик (Сейчас его открытия в области полимеров оценивают выше достижений, сделанных в этой области Нобелевскими лауреатами),
    Борис Уваров Энтомолог (возглавлял Лондонское Королевское энтомологическое общество и был награжден высшей наградой Великобритании - "Орденом подвязки"),
    Сергей Метальников Иммунолог и эволюционист (Он осуществил попытку переноса "павловского" учения об условных рефлексах в иммунологию)
    Михаил Зароченцев Главный холодильщик Америки - Инженер стал видным специалистом в области холодильных установок и занимал важное положение в холодильной промышленности США,
    Георгий Кистяковский (Советник президента Эйзенхауэра) Он консультировал президента по широкому кругу проблем - от координации исследований и разработок в различных научно-технических учреждениях до подготовки научных кадров.
    Константин Воронец Механик (Ученый внес огромный вклад в область механики жидкостей и газов, а также в развитие академического Института математики в Югославии)
    Николай Бобровников Астроном (В 1942 г. он опубликовал статью "Физическая теория комет в свете спектроскопических данных", которая заложила основы физической теории комет. В дальнейшем многие исследователи в своих работах опирались на ее результаты)
    Георгий Пио-Ульский Инициатор внедрения турбин в морском флоте родился в России сконструировал газовые турбины, первым в мире теоретически обосновав их двойное преимущество - скорость и бесшумность,
    Сергей Прокопович Основатель Берлинского Экономического кабинета (Всех поражал метод работы ученого: пользуясь официальной советской статистикой, он верно и беспристрастно анализировал советскую экономику и приходил к выводам, которые, между прочим, стали очевидны лишь после распада СССР)
    Академик Сербской Академии Наук, физик и математик Антон Билимович (Ученый впервые в мировой науке разработал методику применения математики к механике, расширяя свои исследования за счет сопредельных наук: небесной механики, геофизики и гидродинамики).
    Михаил Струков - создатель первого реактивного военно-транспортного самолета в США. Павел Виноградов - один из самых выдающихся медиевистов нашего времени По признанию английских историков, Виноградов открыл им, англичанам, их собственную историю.
    Григорий Трошин Невропатолог и психиатр. Он впервые в мире всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детской психопатологии, сочетая воедино начала детской психологии и психиатрии.
    Алексей Чичибабин Химик-органик (Ученый разработал технологию получения салициловой кислоты и ее солей, а также аспирина, салола и фенацетина, которые спасли жизнь тысячам русских солдат во время Первой мировой войны).

    Ответить

    Русские эмигранты
    Профессор Г. Знаменский заявил в своей речи по радио, "нет в Америке сейчас такой области человеческого духа, в которой русский гений и русский талант не играли выдающейся роли". Во второй половине XX в. иммигранты третьей волны и их дети также внесли свой вклад в Дальнейшее развитие экономики, науки и культуры Соединенных Штатов.
    Так, уже в 70-х годах XIX в. у Томаса А. Эдисона работал русский инженер-электрик Ладыгин. В 1880-х годах начинал за океаном свою карьеру строителя железной дороги и основателя города Санкт-Петербург во Флориде будущий бизнесмен и сенатор штата Калифорния П.А. Дементьев (1850-1919).
    В начале XX в. в США работал русский агроном М.И. Волков и будущий широко известный энтомолог А.И. Гетрункевич (1875-1964). А в годы Первой мировой войны в качестве членов и сотрудников закупочных миссий царского и Временного правительств в США оказались десятки русских инженеров различных специальностей, экономистов и т.д., многие из которых остались там на постоянное жительство.
    Владимир Карапетов Инженер-электрик (187?-1948), родившийся в Санкт-Петербурге и окончивший там в 1897 г. Институт путей сообщения, стал в США университетским профессором, консультантом Военно-морской академии, был удостоен наград и медалей научных обществ, стал автором многих книг в области электромеханики.
    А.М. Понятов (1892-1986) Инженер внес вклад в развитие в США электроники и создал крупную фирму АМПЕКС с 10 тысячами работников.
    Г.П. Чеботарев (1899-1986) Инженер-строитель стал профессором Принстонского университета, где проработал 27 лет.
    П.А. Малоземов (1909-1997) Горный инженер, ставший вице-президентом, председателем правления, президентом фирмы "Ньюмонт" и превративший ее в компанию международного класса, был удостоен членства в Палате славы горной промышленности США. Переехавший из Парижа в Америку
    В.И. Юркевич (1885-1964) Инженер-судостроитель был конструктором одного из крупнейших лайнеров XX века "Нормандия".
    Инженеры-судостроители Н.И. и И.Н. Дмитриевы и инженер И.А. Автомонов (1913-1995) работали конструкторами в ряде крупных американских фирм.
    Р.А. Неболсин (1900-19?) Инженер стал известным гидравликом, специалистом по очистке воды и бизнесменом.
    М.Т. Зароченцев (1879-1963) Инженер стал видным специалистом в области холодильных установок,
    А.М. Тихвинский Инженер стал известным конструктором подводных лодок.
    Но, пожалуй, наиболее ярким (хотя бы в силу своей масштабности) примером в этом отношении может служить перечень имен известных нам русских инженеров, конструкторов, пилотов-испытателей, изобретателей и организаторов производства, внесших свой вклад в развитие американского авиастроения. "Первопроходцами" среди них, приехавшими в США уже в 1918 г., оказались И.И. Сикорский (1889-1972), А.Н. Северский (Прокофьев-Северский, 1894-1974) и Г.А. Ботезат (1882-1940). Однако лишь после того, как "вертолетчику? 1" Сикорскому удалось сколотить костяк своей будущей фирмы, состоявшей из авиаконструкторов, инженеров и пилотов-испытателей - М.Е. и С.Е. Глухаревых, Б.В. Сергиевского (1888-1971), И.А. Сикорского, В.Р. Качинского (1891-1986), а также собрать с помощью С.Рахманинова и других русских иммигрантов необходимые финансовые средства, в 1923 г. в Стратфорде (штат Коннектикут) была, наконец, основана фирма "Сикорски авиэйшн корпорейшн". В ней нашли работу и получили специальность многие русские инженеры, конструкторы и рабочие. Здесь выдвинулись такие крупные специалисты, как профессор А.М. Никольский (1902-1963), Н.А. Александров, В.Н. Гарцев.
    В 1926 г. основал фирму "Де Ботезет импеллер компани" по производству вертолетов Г.А. Ботезат (изменивший в Америке свою фамилию на Де Ботезет). Большинство ее сотрудников были русскими (в том числе В.А. Иванов, Н.А. Транзе, Н. Соловьев). В 1931 г. на Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк) возникла созданная А.Н. Северским фирма "Северски эйркрафт", в которой работали такие известные авиаконструкторы и испытатели, как А.М. Картвели (1896-1974), ставший после ухода в 1939 г. Северского главой фирмы, М.А. Грегор. Большая часть ее работников также состояла из русских и

Где рассказывалось об изобретениях российских умельцев. Но рубрика куда-то пропала. Неужто перевелись изобретатели?

Г. Фокин, Таганрог

Не перевелись, слава богу. И писем от кулибиных в нашей почте хватает. Представляем очередную подборку научно-технических идей и предложений от российских изобретателей.

Энергию дают... пузыри

Пенсионер Василий Маркелов из Санкт-Петербурга конструирует и испытывает на своём участке модели запатентованных им энергоустановок. Поставив в подвале дома подобный генератор, его жильцы не будут платить ни за отопление, ни за электричество.

Что такое гидравлическая турбина, хорошо известно: поток воды давит на лопасти ротора (рабочего колеса) и крутит его. Механическая энергия вращения преобразуется в электрическую. А вот Василий Фотеевич изобрёл и запатентовал пневмогидравлическую турбину. «Пневмо» и «гидро» - это воздух и вода. Маркелов добавил к воде поток воздуха, а если говорить точнее - запустил его с помощью пылесоса «Вихрь» в экспериментальную бочку с водой, предварительно поместив туда модель своей турбины.

«В турбине на одном валу (оси) находятся два рабочих колеса. Поток водо-воздушной смеси поднимается и вращает их, - поясняет В. Маркелов. - Но если в обычной гидравлической турбине установка дополнительных колёс бессмысленна (суммарная мощность всё равно будет той же, что при одном колесе), то в случае с пневмогидравлической мощности суммируются. Усилие, полученное на валу, будет прямо пропорционально числу рабочих колёс. Поставим два - и вал станет вращаться в два раза быстрее. Поставим десять - увеличим мощность на порядок! А всё дело в свойствах воздушных пузырей, из которых состоит восходящий поток».

Воздух выходит отдельными пузырями из патрубка, а они, поднимаясь и проходя сквозь корпус турбины, работают как поршень, давя на лопасти колёс. Причём давят с постоянной силой, независимо от того, какое это по счёту колесо на валу. Ещё один секрет состоит в том, что подаваемый воздух значительно холоднее воды: попадая в жидкую среду, он мгновенно отбирает у неё теплоту и преобразует её в механическую энергию. Каким образом? Воздушный пузырь просто увеличивает свой объём, при этом увеличивается и выталкивающая сила, которая давит на лопасти. «Это особенность взаимодействия воды и воздуха. У воды есть ряд свойств, благодаря которым из неё можно извлекать энергию», - изобретатель показывает расчёты, и из них следует: не нарушая , на выходе можно получить энергию во много раз больше затраченной. В данном случае энергия была затрачена на работу пылесоса, но Маркелов сравнивает её с работой кочегара при загрузке угля в топку паровоза: «Потребляемая мощность пылесоса «Вихрь» - 0,27 кВт. Можно заменить его на более эффективный компрессор, разместить на валу 10 рабочих колёс. Вода будет нагреваться за счёт солнца, а это источник неисчерпаемой энергии. Согласно расчётам, мощность установки можно довести до 6,96 кВт. То есть извлечь энергии в 25 раз больше затраченной!»

Изобретатель подчёркивает: это не « », а преобразователь энергии, которую природа запасла в воздухе и воде: «Такие турбогенераторы можно размещать на понтонах в водоёмах - на прудах, ручьях, реках. Можно обойтись и без водоёма, заменив садовую бочку ёмкостью, установленной в специальном помещении. Снабжённая источником сжатого воздуха (тем же компрессором), она будет обеспечивать энергией дом и даже небольшой посёлок».

Печка в 6 уровней

В России начался традиционный Москвич Игорь Федотов готов к нему во всеоружии.

Он изобрёл и запатентовал печь РУЭНКА, название которой составлено из первых букв слов - ручная, универсальная, экономичная, натурная, комфортная, аккумулирующая золу. Она найдёт применение как в доме (при наличии вытяжного потолка), так и на улице - во дворе, на даче, в походе. Весит печка всего 11 кг, в разобранном виде легко умещается в багажнике машины, а для её установки достаточно площади менее 0,2 кв. м. Готовить можно и в посуде, и на шампурах, причём одновременно печь представляет собой этажерку в шесть уровней-конфорок. «Они подходят под любую посуду с пищей, - поясняет Игорь Фёдорович. - Например, можно на сковороде, а конфоркой выше варить пельмени в кастрюле. Кипятить воду для чая и жарить Конфорка предельно проста по конструкции - она состоит из подвижных стержней. Сдвигая их, вы меняете размер конфорки. Потери тепла в камере горения сведены к минимуму, посуда с пищей получает всё необходимое тепловое излучение. Печка даёт разные уровни мощности в зависимости от «этажа» конфорки».

Дрова можно закладывать с трёх сторон (благодаря высокому КПД их нужно совсем немного), а золу выгребать вовсе не требуется. Она сама проваливается в накопитель, установленный внизу. Когда он наполнится, вы получите готовое удобрение для своего садового участка.

Супервездеход

Имя Евгения Шемякинского внесено в энциклопедию «Инженеры Урала», на его счету 54 авторских свидетельства и патента.

Главное из них - , по своим характеристикам превосходящий все современные аналоги.

К сожалению, от опытного образца, который удалось создать Е. Шемякинскому, не осталось и следа. Машина, стоявшая в сарае, сгорела вместе с дачей.

Есть только одно свидетельство того, что это чудо существовало реально, - старая видеозапись. Возможности вездехода поражают даже с экрана. По раскисшему полю легко, не увязая в грязи, ездит на огромных колёсах машина. Затем она плавно спускается на воду и плывёт. А потом легко поднимается по крутому, почти отвесному склону. Причём делает это задним ходом!

Мы встречались с Евгением Николаевичем лет пять назад. Возможности машины удивляли даже самого изобретателя: «Она берёт преграды метровой высоты, легко преодолевает траншеи такой же ширины. Я давно интересовался трудами В. Грачёва, который после войны руководил специальным конструкторским бюро ЗИЛа. Там занимались военными разработками для ракетовозов. Грачёв боролся с явлением галопирования колеса, вызывающего колебания кузова, что было опасно при перевозке ракет. Он добивался снижения давления в колесе, и ему удалось довести его до 0,138 атмосферы. А я вышел на показатель 0,04 атмосферы».

В своё время Шемякин­ского пригласили с докладом в Институт машиноведения РАН. Вот выдержки из отзыва: «Многократно превосходит по проходимости аналоги и имеет право называться супервездеходом. Простота и технологичность… Беспрецедентные . Никогда не было столь многочисленного теоретического обоснования такому большому количеству концептуальных новшеств в конструкции автомобиля».

Но на этом история вездехода Шемякинского закончилась. Куда бы кулибин ни обращался с предложениями внедрить изобретение в производство, везде получал отказ.

Лишь в прошлом году пришло приглашение из департамента автомобильной промышленности Минпрома РФ. Но оно опоздало.

Евгений Шемякинский, отчаявшийся продвинуть своё детище, умер от сердечного приступа. Изобретение вездехода он считал главным делом своей жизни.

Ждем писем

Если вы своими руками сделали что-то полезное и необычное и желаете рассказать об этом всей стране, рубрика «Новые кулибины» - для вас! Пришлите в редакцию описание своего изделия и краткие сведения о себе. Приложите фотографии. Как знать, может быть, именно после публикации в «АиФ» вам удастся найти заинтересованных инвесторов и наладить промышленное производство своей разработки?

Пишите по адресу:

107996, Москва,

ул. Электрозаводская, 27, стр. 4,

«Аргументы и факты».