Статья на тему «Для чего нужно портфолио педагога?».

«Глубочайшим свойством человеческой природы,

является страстное стремление людей,

быть оценёнными по заслугам»

Уильям Джеймс.

Тема статьи заставила меня задуматься. Для чего нужно портфолио педагога? Отражает ли оно работу педагога?

Что же такое - Портфолио? Это папка личных достижений педагога? А может еще одна из версий «Методической копилки»?

На этот вопрос я нашла ответ быстро. Портфолио (от франц.porter-излагать, формулировать, нести и folio- лист, страница)- досье, собрание достижений. Такое определение дает словарь иностранных языков. Идея портфолио в последнее время всё более популярна в системе образования и выступает, как один существенных элементов модернизации образования. Портфолио является одним из средств, « позволяющим отразить развитые профессиональные умения» педагога.

Народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Электронное портфолио в наш технический век, просто необходимо. Заполняя его, невольно задумываешься: сколько уже сделано, а сколько еще предстоит сделать. К тому же электронный вариант имеет ряд преимуществ, в отличие от бумажного, это и красочность, информативность, возможность быстро находить нужную информацию, ведь всё «лежит по полочкам». Умение систематизировать свои результаты труда, одно из условий успешной профессиональной деятельности. Портфолио без дополнительных объяснений представляет уровень профессиональной деятельности со всех сторон, и является многофункциональным инструментом, как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

Я нашла ответ на свой вопрос «Для чего нужно портфолио педагога? Отражает ли оно работу педагога?». С уверенностью могу ответить, что портфолио - один из самых важных и нужных документов в профессиональной деятельности. Ведь это объективное представление о педагоге, которое выражает умение решать учебные и воспитательные задачи, используя профессиональные знания и умения. Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее, эти усилия оправдывают себя творческим, профессиональным ростом, стимулом к самостоятельной активности, накоплением опыта, признанием коллег.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

ПОРТФОЛИО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Определение и основное назначение портфолио

Портфолио – это инструмент мониторинга профессиональных достижений. Портфолио представляет собой папку-накопитель, в которую помещаются материалы, отражающие достижения работника в профессиональной деятельности и его эффективный профессионально-общественный опыт за определенный отрезок времени (в течение всего аттестационного периода, от аттестации до аттестации).

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Представленные в портфолио материалы, рассматриваются как свидетельства профессионализма и результативности работы педагога, подтверждающие основания для аттестации, а также позволяющие сделать выводы при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Структура и содержательное наполнение портфолио

Следует особо отметить, что некоего образца портфолио или исчерпывающего перечня материалов, входящих в него, не существует и не может существовать. Портфолио должен отражать субъектную позицию аттестуемого как профессионала, которая выражается в умении решать профессиональные задачи, используя профессиональные знания и умения, различные освоенные способы деятельности. При этом способы решения профессиональных задач, тактика и стратегия профессионального поведения педагога могут существенно отличаться.

Основными разделами портфолио, которые в первую очередь оцениваются экспертами, являются:

  1. Результативность педагогической деятельности, где рассматриваются характеристики качества образования, предоставляемого конкретным педагогом;
  2. Характеристики профессиональной (научно-методической) деятельности как условия обеспечения качества образования, где рассматриваются показатели владения учителем современными технологиями, показатели включенности в методическую работу, показатели инновационной (проектной) научной и исследовательской деятельности.

Дополнительно к основным разделам, в портфолио должны быть включены такие разделы как: общие сведения о педагогическом работнике, копии документов и оглавление. Эти разделы позволяют структурировать материалы портфолио таким образом, чтобы эксперты могли быстро ориентироваться в представленных материалах.

Структура и содержание портфолио аттестуемого

Включает в себя следующие обязательные разделы:

1 раздел

(ориентиры и основания)

  1. Оглавление
  2. Общие сведения о педагогическом работнике
  3. Копии документов

2 раздел

(Результативность и качество – динамика учащихся)

  1. Результативность педагогической деятельности

3 раздел

(средства и методы достижения качества и результатов)

  1. Научно-методическая деятельность
  2. Учебно-материальная и техническая база

Содержательное наполнение основных разделов зависит от специфики деятельности педагогического работника и наполняется материалами по его усмотрению. Необходимо обратить внимание на то, что все представленные в портфолио материалы должны подтверждаться копиями документов или быть заверенными соответствующими людьми. В портфолио не стоит вкладывать полные тексты авторских программ, методических разработок и других объемных материалов, достаточно представить список и обобщенные данные.

Названия разделов Требования к содержанию и рекомендации наполнения основных разделов портфолио
1. Оглавление · Оглавление должно содержать перечисление всех представленных в портфолио материалов;
2. Общие сведения о педагогическом работнике · ФИО. Дата рождения.

· Сведения об образовании.

· Стаж работы: общий трудовой, педагогический, (психологический), в указанном ОУ.

· Занимаемая должность (указать с какого времени).

· Полное название образовательного учреждения, в котором работает в данный момент времени (указать почтовый и электронный адрес; телефоны).

· Награды, грамоты, благодарственные письма. подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

· Членство в комиссиях и экспертных группах (аттестационной, ЕГЭ, ГИА, конфликтной, ПМПК и др.)

· Повышение квалификации (за последние 5 лет)

· Контактный телефон и электронный адрес.

Составляется на отдельном листе (в электронном виде), все сведения (кроме контактного телефона и электронного адреса) должны подтверждаться электронными копиями документов, представленных в разделе портфолио «Копии документов».

3. Копии документов Этот раздел должен содержать копии следующих документов:

· диплом(ы) об образовании (без вкладыша, диплом базового педагогического образования, диплом о переподготовке и дополнительном образовании);

· аттестационный лист;

· документы, свидетельствующие о государственных наградах и званиях; почетные грамоты, благодарственные письма;

· свидетельства об обобщении опыта работы;

· удостоверения, свидетельства и сертификаты о повышении квалификации;

· приказы о членстве в комиссиях и экспертных группах.

Составляется в электронном виде, в отдельной папке «Копии документов».

4. Результативность педагогической деятельности

Положительная динамика педагогического (психологического) воздействия в учебной и внеурочной работе

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов учебной и внеурочной педагогической (социально-психологической для педагогов-психологов и социальных педагогов) деятельности аттестуемого не менее чем за 3-5 лет. В данном разделе необходимо продемонстрировать достижения учащихся в области предметных знаний, общеучебных компетентностей (умение ориентироваться в информационном пространстве, находить и анализировать информацию, пользоваться электронными информационными ресурсами и т.д.) и социальных компетентностей (внеучебные достижения детей, например участие в социальных проектах, конкурсах, олимпиадах).

Учебная деятельность.

В этом разделе могут быть собраны материалы, демонстрирующие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;

· результаты итоговой аттестации учащихся (сведения о качестве знаний и уровне обученности учащихся);

· сведения о наличии медалистов;

Внеурочная деятельность.

Раздел может содержать следующие документы и материалы, раскрывающие содержание внеурочной деятельности педагогического работника (необходимо указать даты и количество часов, на которое рассчитана программа):

· сведения об участии воспитанников в олимпиадах, конкурсах, проектах и т.п. муниципального, регионального и федерального уровней (может содержать список победителей и призеров; список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету);

· сведения о работе предметных кружков, клубов и внеклассных мероприятий для учащихся и воспитанников;

· (для социальных педагогов) сведения о поступлении учащихся в вузы и сузы, по специальности, трудоустройстве и т.п.

5. Научно-методическая деятельность

педагогического

работника

Профессионализм учителя в выборе учебно-методических средств и технологий (наличие и владение УМК);

научно-исследовательская работа;

диссеминация опыта работы в ходе профессионального взаимодействия

В данный раздел помещаются документы (сертификаты, приказы, экспертные заключения) и др. материалы, свидетельствующие о профессионализме педагогического работника в выборе педагогических (психологических) средств и технологий, об особенностях педагогического опыта работы, его диссеминации в ходе профессионального взаимодействия, о результатах научно-исследовательской работы. Необходимо представить материалы подтверждающие:

· обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;

· обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;

· список программ элективных курсов, спецкурсов, мастер-классов, факультативов для учащихся и воспитанников.

· использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;

· обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической и психологической диагностики для оценки образовательных результатов;

· участие в инновационной и экспериментальной деятельности (экспериментальные площадки, лаборатории и др.);

· проведение научных исследований;

· написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;

· наличие публикаций;

· участие педагогического работника в профессиональных и творческих педагогических конкурсах, конференциях, педагогических чтениях, методических и предметных неделях, грантовых проектах и т.п.;

· работа в методическом объединении (школьного, городского и районного уровней), сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими учреждениями;

· организация и проведение открытых уроков, семинаров, “круглых столов”, мастер-классов и др. мероприятияй;

· тематических родительских собраний

6. Учебно-материальная и техническая база В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии), где фиксируется:

· наличие словарей, справочной литературы по предмету;

· наличие наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);

· наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;

· наличие аудио- и видеопособий;

· наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, проектор, интерактивная доска и др.);

· наличие компьютера и компьютерных средств обучения (мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.);

· другие документы по желанию учителя.

Требования к формированию, хранению и предъявлению портфолио

Портфолио предъявляется на электронном и бумажном носителе. При оформлении портфолио следует учитывать основные требования. Так, обязательно наличие четко сформулированного оглавления (с наименованиями материалов, номерами страниц и т.п.). Общий объем материалов портфолио должен быть 30 – 70 страниц формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль 12, междустрочный интервал полуторный). Педагогический работник сам выбирает те достижения, которые, по его мнению, могут быть зачтены в его портфолио.

Портфолио представляется аттестуемым в экспертную группу не позднее чем за две недели до квалификационного испытания. Один-два эксперта, назначенные председателем экспертной группы, рассматривают представленные материалы и составляют экспертное заключение (пишут рецензию).

Экспертная оценка материалов портфолио

По итогам экспертизы портфолио эксперты оценивают профессиональные достижения работника, и заносят результат в экспертное заключение. В ходе экспертизы портфолио эксперты отмечают соответствие представленного материала требованиям на заявленную квалификационную категорию, оценивают полноту раскрытия профессиональных достижений и эффективности педагогической деятельности аттестуемого, обозначают положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности. Художественное оформление портфолио не оценивается. Оценить можно:

  • наличие (отсутствие), полнота и системность (систематичность),
  • уровень представленности (учреждение, федеральный, международный),

Критерии оценки портфолио

Портфолио педагога оценивается по следующим показателям:

1. Полнота и системность представления профессиональных достижений педагогического работника, охват всех компонентов структуры портфолио.
2. Эффективность профессиональной педагогической деятельности.
3. Наличие динамики позитивных изменений профессиональной деятельности педагога.
4. Стабильность результатов освоения обучающими воспитанниками образовательных программ и показатели динамики их достижений выше средних в субъекте РФ, в том числе с учетом результатов участия обучающихся во всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
5. Инновационность профессиональной деятельности педагога (инновационность образовательных результатов, средств педагогической деятельности, вклад в продвижение инноваций).
6. Использование современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе и методическая работа учителя.
7. Наличие системы и высоких результатов внеучебной работы по предмету (участники и призеры предметных олимпиад, предметные конкурсы, научно-практические конференции).
8. Участие педагога в исследовательской и экспериментальной деятельности.
9. Активное участие в разных формах методической работы (семинары, круглые столы, конференции).
10. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, публикации.
11. Открытые уроки и мероприятия.
12. Профессиональный рост, участие в профессиональных конкурсах, повышение квалификации и профессиональная подготовка, самообразование.

5 – очень высокая степень выраженности показателей;

4 – высокая степень выраженности показателей. Иногда возникают случаи, когда представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее да, чем нет».

3 – средняя степень выраженности показателей. В некоторых ситуациях представленные материалы не соответствуют критериям, в некоторых – соответствуют. Ответ экспертов – «среднее значение».

2 – слабая степень выраженности показателей. Представленные материалы лишь иногда соответствуют критериям. Ответ экспертов – «скорее нет, чем да».

1 – показатели не представлены в деятельности педагога. Представленные материалы не соответствуют критериям. Ответ экспертов – «нет».

Нормативная таблица для определения соответствия требованиям

первой или высшей квалификационным категориям

Оставить свой комментарий

Портфолио учителя


Что это такое?
Для начала разберемся, что такое портфолио. В переводе с английского оно означает «папка, дело, должность», а с итальянского – «папка с документами», «папка специалиста». Словом, портфолио - это досье, собрание достижений, фиксация успехов. Иными словами, профессиональное портфолио учителя – это один из способов фиксирования и накопления материалов, демонстрирующее уровень профессионализма учителя. Этот документ показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Для чего это нужно?
В современных условиях у учителя должно быть некое «досье успехов», где отражается все интересное и достойное, что происходит в его жизни. Главное его назначение – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, результаты проведенных исследований. Портфолио помогает проанализировать, систематизировать и обобщить результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Раздел 1 . Общие сведения об учителе. - фамилия, имя, отчество, дата рождения, фотография. Несколько советов: имя, отчество и фамилия должны быть обозначены ярко и четко, чтобы они хорошо запомнились с первых секунд просмотра. Шрифт должен быть достаточно крупным, красивым, хорошо читаемым. Не увлекайтесь изощренными шрифтами с завитушками, с игрой цвета и лишними анимационными эффектами: такие надписи нечитабельны и безвкусны. Поступите по-другому – постарайтесь создать четкую ассоциацию между ФИО и всем остальным, что говорит о вас. - образование. Укажите основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, перечислите все. - трудовой и педагогический стаж. Эта часть отражает ваше положение на карьерной лестнице. Перечислите все учебные заведения, где вам удалось поработать - вы продемонстрируете ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя. - повышение квалификации. Укажите пройденные курсы, семинары, в которых вы участвовали или были их организатором. Самые значимые курсы опишите более подробно (где, когда прослушаны, проблематика). - награды, грамоты, благодарственные письма. Эта часть дает представление о процессе индивидуального развития педагога. Лучше всего размещать документы в порядке значимости. - копии документов. Это важно для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности. Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности учителя. - материалы, показывающие результаты освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету (диагностические таблицы, графики, схемы и т.д.); - сравнительный анализ деятельности учителя за последние годы (обычно за три – пять лет) на основе контрольных срезов, участия воспитанников в олимпиадах, конкурсах, конференциях; - результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; - сведения о наличии медалистов; - сведения о поступлении в вузы по специальности и т.п.

Раздел 3. Научно-методическая деятельность. - обоснование выбора образовательной программы, комплекта учебно-методической литературы, используемых образовательных технологий и средств диагностики; - использование ИКТ и технологий обучения детей с проблемами развития; - работа в методическом объединении, сотрудничество с методическим центром, вузами и другими учреждениями; - участие в творческих и профессиональных конкурсах; - организация и проведение семинаров, мастер-классов и т.п.; - проведение научных исследований; - разработка авторских программ; - написание кандидатской или докторской диссертации; - подготовка и публикация статьи, доклада, реферата, творческого отчета.

Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету. - творческие и исследовательские работы, выполненные учащимися (достаточно списка этих работ); - список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований и т.п.; - сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеозаписи проведенных мероприятий; - программы работы кружков и факультативов.

Раздел 5
. Учебно-материальная база. Здесь можно поместить выписку из паспорта учебного кабинета: - список справочной литературы по предмету; - список наглядных пособий; - наличие технических средств обучения; - наличие компьютера и компьютерных средств обучения; - аудио- и видеопособия; - наличие дидактического материала; - измерители качества обученности учащихся.

Особый вид портфолио
учителя – папка документов, подготовленных для прохождения аттестации.
Как правило, она представляет собой бумажный вариант портфолио и содержит те же основные разделы. Однако перечень документов в ней строго регламентирован органами образования региона или города; как правило, «лишние» документы на заседании экспертной комиссии не рассматриваются. Большинство документов заверяет администрация школы, многие справки и диагностические таблицы также составляет и подписывает завуч по учебной работе или директор

Габбасова Наталья Геннадьевна
МОУ СОШ № 15 Советского района г. Уфы
Республики Башкортостан
учитель русского языка и литературы

. Образцы портфолио учителя

«Разделы портфолио педагога» - Оформление портфолио. Обобщение педагогического опыта. Материалы. Программа кружка. Участие в конкурсах. Портфолио педагога. Роль портфолио. Результаты педагогической деятельности. Научно-методическая деятельность. Динамика достижений. Общие сведения об учителе. Официальные документы. Материальная база.

«Листы для портфолио учителя» - Внешкольная деятельность. Портфолио. Место рождения. Характеристика деятельности. Внутришкольная деятельность. Работа с родителями. Работа по профилактике асоциального поведения. Повышение профессионального мастерства. Внутриклассная деятельность. Формирование классного коллектива.

«Оформление портфолио педагога» - Материалы, содержащие конкретные результаты. Раздел «Сведения об аттестуемом работнике». Системность повышения квалификации. Папка с документами. Раздел «Оглавление». Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Участие в мероприятиях. Портфолио педагога. Структура портфолио. Основные принципы формирования и ведения портфолио.

«Портфель учителя» - Методические рекомендации. Противоречия. Портфолио педагогического работника. Содержание методического портфеля. Организационно-методическая деятельность. Тематическое планирование. Информационно-аналитическая часть. Программа профессионального образования. Сценарий урока. Особое внимание. Структура методического портфеля.

«Составление портфолио учителя» - Учебно-материальная база. Внеурочная деятельность по предмету. Результаты педагогической деятельности. Анализ и самоанализ. Научно-методическая деятельность. Общие сведения об учителе. Виды портфолио учителя. Цель создания портфолио. Структура портфолио учителя. Портфолио учителя. Портфолио.

«Создание портфолио педагога» - Практическая значимость портфолио. Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста. Комплексный портфолио. Основные цели работы над портфолио. Журнал «Профильная школа». Помощь в развитии карьеры педагога-психолога. Титульный лист. Непрерывность самомониторинга. Диплом. Презентация и защита портфолио.

Всего в теме 24 презентации

В условиях модернизации российского образования возникла необходимость использования портфолио как технологии, позволяющей помочь решить проблему, связанную с объективным оцениванием результатов деятельности школьников. В последнее время всё настойчивее в педагогическом сообществе идут разговоры об использовании портфолио для учителей не только профильной, но и общеобразовательной школы.

Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. Думается также, что план обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки.

В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:

1) это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости учителя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты детей и пр.);

2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития учителя, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются статьи, эссе, анализ деятельности, видеокассеты, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр., года, нескольких лет);

3) проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции;

4) тематический, создаваемый в процессе работы по определённому проекту, теме, разделу;

5) методический, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.

Составленное мной портфолио имеет комбинированный тип. В нём можно найти компоненты всех вышеупомянутых типов. Его созданию предшествовала систематическая самообразовательная деятельность в течение многих лет, что практически позволяло идти в ногу со временем, меняться вместе со всем образовательным сообществом. При его составлении использовались: 1) карта карьеры учителя, 2) критерии конкурсного отбора учителей, выдвигаемых на премию Президента Российской Федерации, 3) материалы из Интернета, в частности фестиваля “Открытый урок”, 4) критерии для проведения аттестации учителей общеобразовательных школ; 5) собственные наработки по обобщению опыта работы учителей; 6) различные статьи, каталоги, планы, копии документов, творческие работы учащихся, фотографии. Разделы II, III и IV написаны с учётом всего периода моей педагогической деятельности, остальные охватывают в основном последние пятнадцать лет.

На первой странице данного портфолио указаны фамилия, имя и отчество учителя, его должность, категория, образование (вуз), квалификация, общий стаж работы и стаж работы по специальности, последняя курсовая переподготовка, время последней аттестации и время заполнения портфолио.

В разделе I “Статус учителя” указывается то положение, какое занимает педагог в своей профессиональной области. Здесь могут использоваться такие слова, как “учитель”, “эксперт”, “автор”, “участник”, “член”, “соискатель”, “руководитель”, “выпускник”, “победитель”, “лауреат премии”, “Почётный работник”. Желательно в скобках указывать год освоения каждой ступени в профессиональном росте учителя. После статуса в моём портфолио помещена уменьшенная копия страницы диплома об окончании высшего учебного заведения с присвоением квалификации “учитель английского и немецкого языков средней школы”.

Раздел II “Личная карта учителя” составлена на основе представления для участия в конкурсе учителей, проводимом в рамках приоритетного национального проекта “Образование”. В ней указываются все данные местонахождения учителя и его общеобразовательного учреждения, вплоть до электронного адреса. Кроме этого, я внесла в неё фамилии, имена и отчества директора школы, заместителей директора по учебно-воспитательной и методической работе.

Раздел III называется “Профессиональная автобиография”. В него входят подразделы: “Должности и назначения”, “Самообразовательная карта учителя” и “План по самообразованию на 5 лет (2006–2011 гг.)”. Списки должностей и назначений, награждений и поощрений (раздел IV) составляются на основе записей в трудовой книжке. В самообразовательной карте указываются источники информации, которыми пользуется педагог. В плане по самообразованию необходимо указать тему самообразования, цели и задачи профессионального развития. В него также вносятся виды деятельности, характеризующие этот процесс, включая изучение психолого-педагогической и методической литературы, разработку программно-методического обеспечения учебного процесса, обобщение и распространение опыта работы учителя, а также повышение квалификации.

Раздел V посвящён описанию общественной деятельности, например, членство в профсоюзе и районном комитете профессионального союза работников просвещения, школьном экспертном и методических советах, в общественной организации учителей английского языка и в экспертной группе по английскому языку при районном/городском управлении образования, руководство школьным методическим объединением учителей английского языка и наставничество, участие в районных, краевых и всероссийских ярмарках, а также в профессиональных конкурсах.

Для описания результатов обучающей деятельности (раздел VI) учителю нужно иметь соответствующие данные за несколько лет, которые можно получить при систематическом анализе за четверть, полугодие и год. Указываем здесь уровень обученности, % качества и средний балл в динамике. Учителю следует также фиксировать результаты итоговой аттестации и контрольных срезов, собирать данные о медалистах и выпускниках, продолжающих своё образование (количество поступивших в вузы в % от числа обучавшихся). Сюда же можно поместить результаты контрольных срезов. Желательно иметь данные об успешной учёбе выпускников в вузах, об их участии там в конкурсах и олимпиадах по данному предмету.

С помощью анкетирования, опроса и других методов педагогической диагностики определяем рост мотивации к предмету “английский язык” и предпочитаемые виды деятельности учащихся на уроке. На основе выполненных творческих работ учащихся по данному предмету необходимо описать их количество и качество, использование различных источников информации, включая Интернет-технологии, а также соответствие этих работ требованиям к их содержанию и оформлению. Возможно, они содержат интересную информацию, красочные иллюстрации, рисунки и фотографии.

Особого упоминания заслуживает учебно-исследовательская работа школьников. В своём портфолио я называю темы работ, подготовленных учащимися для итоговой аттестации (по страноведению, по регионоведению, по языкознанию и культуроведению) и указываю их несомненные достоинства.

С помощью интервью, собеседования, наблюдения, ранжирования, анкетирования, срезов знаний, анализа проверочных и творческих работ регулярно провожу наблюдение за результативностью учебно-воспитательной работы по предмету. Например, 95% выпускников 2005–2006 учебного года имеют богатый языковой портфель: 74% из них в 9-м классе посещали элективный курс предпрофильной подготовки “Тайны туманного Альбиона”; 43% посещали курсы довузовской подготовки, проводимые мной; 46,3% участвовали в олимпиадах и различных конкурсах; 100% – в страноведческих викторинах; 24% из них становились призёрами в различных мероприятиях по предмету (некоторые – по несколько раз), все они неоднократно выполняли творческие работы, разучивали стихи, пословицы, поговорки и песни.

К результатам внеурочной деятельности учителя по предмету могут быть отнесены их достижения в мероприятиях всех уровней: школьном, муниципальном, региональном и федеральном. Желательно указать результаты внешней диагностики, если таковые имеются, например, результаты компьютерного и бланкового тестирования, олимпиад и конкурсов, проводимых в вузах, где учатся ваши выпускники. В этом разделе также можно перечислить следующие продукты творческой деятельности школьников: 1) картины по домашнему чтению, 2) кроссворды, 3) ассоциативные сети к прочитанным художественным произведениям, 4) праздничные открытки, газеты, 5) тематические газеты, 6) тексты, переведённые с английского языка на русский, 7) именные акростихи, 8) синквейны; 9) раздаточный материал, 10) мини-сочинения.

В настоящее время учителю в его практической деятельности невозможно обойтись без современных образовательных технологий (раздел VIII), в том числе информационно-коммуникационных. Называя технологии, следует дать их краткую характеристику, как они позволяют (помогают) учителю организовать учебный процесс. Кроме того, можно назвать принципы и методы организации учебного процесса, которые позволяют оптимизировать его. Если есть авторские разработки, следует описать результативность их применения.

В этом же разделе я указываю эффективные приёмы и формы организации деятельности учащихся на уроке и эффективные учебные средства для организации деятельности учащихся на уроке (схемы, планы, карты, таблицы, раздаточный материал, занимательный материал, аудио- и видеокассеты, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, проектор, мяч, карточки с фотографиями, словари, грамматический и лингвострановедческий справочники, памятки, плакаты, глобус). Здесь же можно назвать последние достижения на уроке, которые не вошли ни в один из предложенных разделов, и другую дополнительную информацию (в моём портфолио указаны принципы, соблюдаемые мной в организации учебного процесса, освоенные и апробированные мной методики, а также темы контрольных работ по грамматике, разработанных мной в 4–6 вариантах).

Описывая инновационную деятельность (раздел IX), учителю необходимо указать различного рода новинки, которые не применялись ранее в его работе, которые позволили ему оптимизировать учебно-воспитательный процесс и достичь наилучшего результата. Учителю легче будет освещать этот раздел, если педагогический коллектив школы участвует в эксперименте или занимается инновационной деятельностью. Например, школьная программа развития может быть направлена на осуществление предпрофильного и профильного обучения школьников, а школа может являться экспериментальной площадкой. Учителем могут быть разработаны и апробированы программы расширения по предмету (в рамках государственной программы), элективных курсов предпрофильной или профильной подготовки.

В разделе X “Обобщение и распространение собственного опыта” можно перечислить проведённые открытые уроки за указанный в портфолио период времени, темы и даты выступлений на педсоветах, семинарах и конференциях, формы и темы курсовой подготовки. Упоминания заслуживают также публикации в профессиональных изданиях и материалы для методических бюллетеней, созданные методические разработки и проекты.

Особую ценность в учительском портфолио представляют материалы об участии педагога в различных профессиональных конкурсах, результаты анкетирования, проведённого в школе, и отзывы социума. Желательно отследить все виды и формы повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя, включая курсы (и дистанционные тоже), семинары, конференции, а также Интернет-ресурсы, составление и апробацию программ.

В раздел “Факты, достойные упоминания” можно поместить то, что не подходит ни в один из указанных разделов (известные имена ваших выпускников, работа в качестве эксперта по аттестации, публикации об учителе в печати).

В Приложения могут быть помещены следующие материалы:

1) автобиография, показывающая раннее проявление склонности к данной профессии (если таковое было), способности к изучению данного предмета и желание изучать его дальше;

2) педагогическая философия – основные подходы к обучению и воспитанию школьников;

3) материалы выступлений на педсоветах, семинарах, конференциях;

4) публикации, если таковые имеются; если их много или они объёмные, достаточно перечислить их с указанием изданий, а два-три небольшого объёма внести в портфолио;

5) разработки уроков и внеклассных мероприятий, планы предметных неделей и декад, тематические подборки материалов, каталоги, памятки, программы факультативов или элективных курсов;

6) список литературы из домашней библиотеки, указывающий на профессиональные интересы учителя;

7) каталоги и картотеки дидактических материалов (наглядных, раздаточных);

8) отдельные списки материалов из кабинета (выписки из паспорта);

9) копии рецензий на пособия, разработки, проекты;

10) копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, участие в cеминарах и других формах повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

11) копии дипломов, грамот, сертификатов, полученных учителем и его учениками;

12) образцы творческих работ и проектов учащихся;

13) пояснения учителя к составленному портфолио.

1) готовясь к выступлению на педсовете или семинаре, делайте записи; находите возможность оформить их связным текстом и в печатном варианте;

2) заведите тематические папки-накопители, в которые можно поместить созданные вами материалы;

3) составляйте картотеки имеющихся материалов и информации, что позволит вам качественно готовиться к урочной и внеурочной деятельности;

4) учитывайте и контролируйте процесс и результаты своего труда, так как без этого немыслимо своевременное исправление работы, её оценка и совершенствование;

5) составьте план по самообразованию; это поможет вам своевременно вносить в образовательный процесс элементы нового, прогрессивного и обеспечит систематический рост педагогического мастерства;

7) используйте компьютер в своей практической деятельности; при отсутствии его найдите возможность приобрести или работать на нём (у родственников, друзей или в компьютерном классе вашей школы); кроме того, для успешной работы на компьютере посетите курсы или обратитесь к специалистам компьютерных технологий. Не лишайте себя возможности получать ещё большее удовлетворение от процесса самообразования и обучения своих учеников! Удачи всем!