Как в и любых отношениях между людьми, во взаимодействии учеников и учителей иногда случаются недопонимания или конфликты. Мнение родителей о том, что педагог невзлюбил ученика, чаще всего возникает со слов ребенка. Чтобы решить эту проблему для наименьшего вреда для школьника, необходимо тщательно в ней разобраться.

Школа подразумевает взаимодействие трех субъектов обучения и воспитания: учителя, ученика и родителей. По мнению психологов, в школьном конфликте задействованы три стороны. Решение его также зависит от всех трех субъектов.

Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо рассмотреть вариант того, что многие дети, как бы этого ни хотелось признавать, в связи с ленью или другими особенностями поведения в подростковом возрасте нестарательно относятся к учебе. Соответственно успеваемость понижается. Что не может не взволновать родителей. Причины этого некоторые дети могут объяснять предвзятостью учителя.

Необходимо удостовериться, обманывает ли ребенок или он действительно жертва негативного отношения со стороны педагога. Для этого нужно сначала провести беседы с родителями одноклассников и учителями по другим предметам с целью получения объективной картины.

Если жалоб на конкретного педагога от других родителей нет, а преподаватели не очень удовлетворены старательностью школьника, стоит провести определенную воспитательную работу с ребенком. Однако она должна быть крайне осторожной, без агрессии и давления. Так как у него не должно возникать чувства, что вы ему не доверяете. Старайтесь больше внимая уделять проверке выполнения домашнего задания, проявите участие в подготовке к урокам. Чаще интересуйтесь успеваемостью и поведением ребенка в школе.

Если ввиду полученной информации вы все-таки удостоверились в правоте ребенка, прежде чем приступать к решительным действиям, нужно спокойно и взвешенно подумать о конечном результате, которого вы хотите достигнуть. Каждый родитель в этом случае скажет, что хочет, чтобы учитель перестал цепляться к ученику. Однако, если попытаться решить эту ситуации конфликтным путем, последствия для школьника в любом случае станут негативными.

Подобное отношение к ребенку, скорее всего, сформировалось по каким-то причинам. Их-то и нужно выяснить. Иными словами, понять, чем ребенок так не нравится педагогу. Первым делом необходимо побеседовать с учителем. Но стиль общения должен быть доброжелательным. Вам необходимо показать свою обеспокоенность положением дел и предложить совместно поискать пути выхода. Скорее всего, разговор в мягкой форме и ваше участие положительно повлияют на собеседника. Вероятно, преподаватель станет внимательнее и лояльнее относиться к вашему чаду.

Ни в коем случае нельзя проводить беседу агрессивно. Ведь вы не думаете, что если станете угрожать педагогу расправой или жалобами, он вдруг полюбит вашего ребенка и будет дарить ему замечательные оценки.

Если беседа с учителем так и не принесет результатов, крайней мерой воздействия является жалоба администрации. Однако, единственный выход, который она вам порекомендует – это перевод в другой класс. Адаптация к незнакомому коллективу, привыкание к требованиям новых педагогов может повлиять как на общее психологическое состояние ребенка, так и на уровень успеваемости.

Поэтому лучшим вариантом решения данной проблемы является разговор с учителем в мирной форме, который нужно построить настолько грамотно, чтобы он привел к положительным результатам. Принимаясь за любые действия при решении проблемы предвзятого отношения учителя к школьнику, подумайте о том, в какие последствия это выльется для него, и достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку. Улыбка и уважительный тон могут творить чудеса, не забывайте об этом.

Уважаемые посетители сайта, если Вас интересуют какие-либо темы, предложите их в комментариях, и если таких статей еще нет на нашем сайте, то мы обязательно напишем их.

Отношения в классе могут вызвать беспокойство родителей не только, когда они касаются общения со сверстниками. Куда сложнее бывает ситуация, в которой имеет место несправедливое отношение педагога к школьнику.

Предвзятое отношение педагога к отдельному школьнику - проблема не частая, но она существует. Здесь необходимо понять причины несправедливого отношения, и сначала постараться урегулировать ситуацию своими силами.

Постоянно ходите на собрания, как родитель вы также имеете право присутствовать на занятиях. Постарайтесь составить мнение, абстрагируясь от личных симпатий или антипатий. Здесь нужна холодная голова. Вам необходимо убедится в словах своего отпрыска самостоятельно.

Что делать, если учитель невзлюбил ребёнка-старшеклассника

Прежде чем решать, как защитить школьника от несправедливого учителя, следует выяснить истинную картину происходящего. Существует несколько видов непониманий между педагогом и школьником. Одно дело если наставник придирается, другое, если ученик срывает изо дня в день уроки, хамит и заводит весь класс, превращая процесс образования в балаган.

Если вы имеете ситуацию, описанную в первом случае, то вам действительно надлежит определить, как защитить ребёнка от произвола учителя. Сначала выслушайте две стороны. С педагогом тет-а-тет разговор должен быть обязательно.

Побеседуйте с ним открыто и откровенно, ставьте целью вашего общения достижение консенсуса, а не обвинение и угрозы. Педагог такой же человек, в большинстве случаев личный разговор с наставником помогает исправить ситуацию. С другой стороны, помните, что решая, как бороться с предвзятым отношением учителя, вы стоите на стороне интересов вашего сына или дочери. Не заискивайте перед наставником и не бойтесь, что он сможет как-то влиять на весь процесс образования в школе.

В проблеме, что делать, если учитель заваливает сына или дочь, могут быть виновны и провоцирующие действия школьника и несправедливое отношение педагога к школьнику. С последним будет разобраться намного сложнее, как показывает практика. Но отстаивать права своего отпрыска нужно. Кто как не вы защитите маленького человека от грубости, тирании и незаслуженных двоек.

Куда пожаловаться при конфликте с учителем в школе

ВАЖНО: Целесообразно привести в качестве доказательств видеоматериалы или диктофонную запись, чтобы ваши обвинения не назвали огульными или беспочвенными. Вам должны ответить на жалобу и назвать срок её рассмотрения. После данной процедуры ждите результат, чиновники должны провести проверку по вашему заявлению.

Куда же писать жалобу на учителя школы? Сначала обратитесь к директору. Если он не примет никаких мер, нужно идти выше. Существуют инстанции, контролирующие процессы образования во всех типах образовательных учреждений. Если попытка мирного урегулирования ни к чему хорошему не приводит, вы имеете право пожаловаться на учителя в департамент образования.

Как известно каждому родителю, школьный возраст ребенка является самым сложным. Ведь именно в этот период происходит формирование его личности. Одной из главных проблем, которые могут возникнуть у школьника, являются плохие отношения с учителем. Данная проблема редко исчезает сама собой со временем. Чаще всего, она требует психологической помощи ребенку со стороны родителей.

Любой учитель - это, прежде всего, человек, поэтому нет ничего удивительного, что у него существуют собственные представления об идеальном ученике. Некоторые педагоги ценят в детях открытость, общительность и прочие личностные качества. Другие больше всего хотят видеть в школьнике дисциплинированность и послушание, третьи считают самым главным в ученике его стремление к новым знаниям. Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно.

Школьный психолог Ольга Колобова утверждает - в любом школьном конфликте всегда задействованы трое - сам ребенок, учитель и родитель. По ее мнению, невозможно разрешить проблемную ситуацию без участия хотя бы одного из них. «Если ваш ребенок идет в школу без желания, если отзывается негативно о каком-либо учителе и имеет стабильно низкие оценки по конкретному предмету, это указывает на то, что пришло время помочь школьнику разрешить конфликт», - говорит психолог.

Ребенка, который соответствует идеалу учителя, последний неосознанно выделяет среди остальных, порой действуя необъективно

Для начала вам необходимо составить собственное объективное мнение о сложившейся ситуации. Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его. Важно выслушать школьника со всеми яркими эмоциями, выражениями и подробностями. Ваша главная задача на данном этапе - понять - обижают вашего ребенка, или он обижает сам. Вы должны понять, в чем кроется корень проблемы. Возможно, действительно, учитель в чем-то неправ, а, может быть, вы увидите в поведении самого ребенка некорректные черты.

Ощущение школьника, что он может всегда доверять родителям, должно быть постоянным. Одного откровенного разговора будет недостаточно. Вам предстоит научиться накапливать доверие вашего ребенка. Обычно в семьях, где дети не доверяют взрослым, школьники боятся любой жизненной ошибки, боятся быть непринятыми в случае какого-либо неправильного поступка с их стороны.

Когда ребенок в очередной раз придет из школы и начнет рассказывать вам про «плохого» учителя, не торопитесь перебивать его

Логическим завершением вашего разговора с ребенком должен стать план действий. И желательно, чтобы школьник принял активное участие в его составлении. Например, если выяснилось, что вашего ребенка ругают за то, он перебивает учителя, пусть пообещает вам воздержаться от этого. Спустя неделю узнайте у своего чада, изменилась ли ситуация в лучшую сторону.

Однако желательно выслушать и вторую сторону конфликта. Постарайтесь убедить ребенка в необходимости вашего разговора с учителем, пообещав при этом прийти в школу после уроков, чтобы одноклассники ни о чем не узнали.

Когда вы придете на встречу с учителем вашего ребенка, ни в коем случае в разговоре с ним не оперируйте эмоциями, ваше сильное оружие - конкретные факты, которые вы узнали от школьника. В то же время, от педагога тоже требуйте изложения фактов и предложений, а не просто голословных выражений в адрес ученика.

Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной «неуд» по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека

«Помните, что любой родитель должен быть на стороне своего ребенка. Ведь школьник - это незрелая личность, способная делать множество ошибок. Поэтому в разговоре с учителем не говорите о том, что вы осознаете плохое поведение своего ребенка. По крайней мере, не преувеличивайте его вины. Не бойтесь, что учитель после этого разговора будет относиться к школьнику еще хуже. Смело задавайте педагогу вопрос - как именно он видит выход из конфликтной ситуации. Каков бы ни был исход всей этой истории, главное - помните, любой момент, происходящий в жизни, делает нас мудрее, и школьников в том числе. Когда ребенок вырастет, он, скорее всего, обнаружит, что очередной „неуд“ по физике, геометрии или даже русскому языку не сделал из него неудачливого человека», - подвела итог школьный психолог.

Сюжеты:

Иногда между педагогом и учеником может возникнуть недопонимание, перерастающее постепенно в конфликт. Понятно, что ребенок остро реагирует на любую несправедливость и делает вывод, что учитель его невзлюбил, придирается к нему. В этой ситуации нужно разобраться: действительно ли имеет место неприязнь, или действия педагога обоснованы.

Насколько частое явление?

Педагог – это тот, кто практически все свое время проводит с детьми. Узнавая их, он в каждом находит что-то хорошее: один хорошо считает, другой бесподобно стихотворения читает, а третий никогда не унывает. Эти качества порой затмевают то, что у детей не получается, поэтому не любить их педагогу очень сложно.

Пусть даже не любить, а уважать за душевные качества. Поэтому само явление «нелюбви» к ученику на самом деле не такое уж и частое, как кажется некоторым: порой школьники воспринимают строгость педагога как предвзятость, но не всегда их выводы верны.

Каких учеников не любят?

Неприязнь у педагога может возникнуть к ребенку, не соответствующего идеалу ученика. У каждого учителя он разный: кто-то считает самыми важными личностные качества, кому-то больше всего нравится дисциплинированность, а для кого-то главным являются знания. Сколько учителей – столько и мнений.

Но встречаются и такие дети (очень-очень редко), к которым волей-неволей просыпается в душе неприязнь у любого педагога:

  • «Неправильный» авторитет, способный увести весь класс в кино вместо урока , сорвать контрольную работу только потому, что не желает делить внимание спреподавателем. Такой ребенок умеет манипулировать людьми, стремится всеми правдами-неправдами добиться своего. Он не уважает старших, может оскорбить, причем, «бьет» всегда по самому больному месту (еще один его талант – находить слабые места).
  • Высокомерный ребенок, привыкший считать, что Земля вертится вокруг него . Он презирает окружающих, угрожает родителями, если что-то идет не так, как ему хочется. Хотя на самом деле не представляет собой абсолютно ничего.
  • «Жалобщик», который постоянно жалуется на учителя родителям (зачастую – безосновательно). Ему не нравятся трудные задания (голова от них болит), плохие отметки (учитель не любит), за него заступаются родители, у него всегда виноват кто-то другой, а не он сам (даже если получил «2» за невыполненное задание).
  • Выскочка, пререкающийся с педагогом по любому вопросу, даже если в итоге окажется неправ . Хорошо, если он старается обосновать свою точку зрения, а если будет настаивать на своем, несмотря на очевидность изложенных фактов? Учителя ценят упорство, а не упрямство.
  • Ябеда или доносчик . С одной стороны хорошо, ведь можно узнать обо всем, что случилось. С другой – неприятно, что растет человек, способный на предательство.

Еще неприязнь появляется к тем, кто мешает вести урок. Все педагоги любят свой предмет, и им хочется, чтобы дети его тоже полюбили. А самый лучший показатель этого – .

Как это может проявляться?

Хороший педагог никогда не покажет негативного отношения к ученику. И оценивать будет объективно.

Но не всегда удается скрыть неприязнь (учитель – тот же человек, ему тоже присущи чувства и эмоции), которая может проявляться в следующем:

  1. Занижение оценок.
  2. Осуждение поведения школьника в конкретных ситуациях.
  3. Насмешки, сарказм.
  4. Игнорирование, пренебрежение.

Любое действие способно нарушить психо-эмоциональное состояние ребенка, поэтому подобное поведение свидетельствует лишь о непрофессионализме педагога.

И что собственно делать?

Сначала нужно убедиться в неприязненном отношении педагога к ребенку. Ведь иногда дети просто не хотят стараться на уроке, не стремятся получить знания. И причиной снижения успеваемости будет в данном случае , а не излишняя придирчивость учителя.

Чтобы убедиться в том, что педагог невзлюбил ребенка, нужно рассмотреть ситуацию с разных позиций:

  1. С точки зрения одноклассников , выявив их отношение к тому, что происходит в ходе беседы с ними или их родителями.
  2. С позиции других педагогов , которые помогут объективно оценить знания и возможности ребенка.

Далее возможны 2 варианта развития событий. На педагога не обижаются другие дети, а старательность собственного чада на всех уроках оставляет желать лучшего: с ребенком следует провести воспитательную работу. Не следует проявлять агрессию и заставлять чадо учиться. Нужно помочь ему с трудными уроками, мотивировать, чтобы он сам этого захотел.

Если ребенок оказался прав, то не нужно бежать с разборками к конкретному педагогу: решая вопрос конфликтным путем, можно только усугубить ситуацию.

Последовательность действий в этом случае может быть следующей:

  1. Сначала определяют причину предвзятого отношения . Для этого нужно побеседовать с педагогом в доброжелательной атмосфере, показывая обеспокоенность сложившейся ситуацией и предлагая найти пути решения совместно. Агрессия и угрозы не смогут пробудить любовь и доброжелательность, поэтому их в разговоре использовать не стоит . Зачастую спокойная беседа и участие родителя способствуют налаживанию отношений между педагогом и учеником. Но если после разговора не видно особых изменений, то обращаются к администрации.
  2. Обращение к высшим инстанциям (директору школы и далее по нарастающей, если не были приняты никакие меры) необходимо сопроводить видео или аудиозаписью, чтобы подтвердить сам факт неприязни учителя по отношению к ученику. После подачи заявления чиновники обязаны ответить на него и назвать сроки решения проблемы.
  3. Жалоба чаще всего заканчивается рекомендацией о переводе ребенка в другой класс (школу). Школьнику приходится адаптироваться к новому коллективу, к требованиям новых учителей, что может негативно сказаться на его общем состоянии и успеваемости (как говорится, из огня да в полымя).

Уволить нерадивого педагога не всегда получится (не каждая школа может похвастаться отсутствием свободных вакансий), и иногда после такого феерического выступления приходится просто терпеть подобное отношение, смиренно ожидая окончания учебы.

Именно поэтому приступать к борьбе «за хорошее отношение к ребенку» нужно, взвесив все «за» и «против» и оценив вероятность достижения необходимого результата. И лучше остановиться после первого шага, спокойно обсудив проблему с педагогом и наметив пути ее решения, а не продолжать военные действия до победного конца.

«Учительница по литературе категорически не любит мою дочку и постоянно занижает оценки, - написала обеспокоенная мама на одном из родительских форумов. - По всем остальным предметам дочь отличница, а сегодня пришла домой в слезах. Говорит, что за год у нее всего лишь одна восьмерка! При этом она читает все книги по программе, пишет нормальные сочинения… Я никогда раньше в школу на разборки не ходила, но теперь хочется пойти и устроить скандал. Что бы вы сделали?». Ох, чего только ей не насоветовали! И скандал устроить, и к директору «не с пустыми руками» прийти, чтобы посодействовал и повлиял.

Предлагали даже папу подослать - пусть, мол, пофлиртует с учительницей! Чтобы окончательно разобраться в ситуации и понять, как правильно поступать в конфликтных ситуациях, «Комсомолка» обратилась к Людмиле Коровай - практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений.

ЕСЛИ У УЧИТЕЛЬНИЦЫ С УЧЕНИКОМ КОНФЛИКТ, УСТРОЙТЕ ИМ ОЧНУЮ СТАВКУ

- Что делать, если учительница младших классов проявляет к ученикам явную нелюбовь?

В такой ситуации взрослый должен помочь ребенку посмотреть на себя со стороны как на ученика - очень честно и достаточно критично. Нужно помочь ребенку проанализировать свое отношение к учебе, поведение на уроках и на переменах, стиль и особенности общения со сверстниками и учителями и манеру проявления своих эмоций и чувств. Ведь часто бывает так, что именно эти особенности ребенка и его поведение, и манера общения и своеобразное проявление эмоций вызывает со стороны учителя отношение, которое ребенок воспринимает как нелюбовь учителя к себе, - объясняет Людмила. - А это может быть просто более строгое отношение учителя к этому ученику.

- То есть родители все-таки должны вмешаться?

Оставаться в стороне в такой ситуации родителям не стоит. Правда, спешить обвинять учителя, выказывать неуважение и ставить под сомнение его профессиональные или иные качества не стоит тем более! Это только усугубит ситуацию. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка. Он должен чувствовать, что не одинок, что родители всегда готовы прийти на помощь.

- Так что именно нужно сделать?

Лучше всего обсудить и разобрать сложившуюся ситуацию наедине ребенком, проанализировать, что происходит и, главное, почему. Затем вежливо и корректно, но твердо переговоритьс учителем. Но не с позиции обвинения, а с позиции сотрудничества! Скажите учительнице: «Я пришла к вам посоветоваться, потому что я в отчаянии, а вы специалист и педагог, на вас последняя надежда. Что вы посоветуете cделать?» Уточните сложившуюся ситуацию: для того чтобы беспристрастно в ней разобраться, нужно знать мнение обеих сторон! Самое главное - обсудить причины ее возникновения и то, что нужно в итоге сделать всем заинтересованным сторонам. А потом совместно (в присутствии ребенка) принять решение, которое поможет эту ситуацию исправить.

- А если все так запущено, что разговоры с учительницей не помогают?

Если ситуация особенного отношения учителя к ребенку перерастает в конфликт, лучше всего обратиться к школьному психологу, если он есть в школе. Дело в том, что психолог сможет посмотреть на ситуацию объективно. И, кроме того, он обладает необходимыми знаниями и, скорее всего, опытом в решении подобного рода ситуаций.

УЧИТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЗА ЗНАНИЯ, А ЗА ДОБРОТУ

Надо сказать, что существует и обратная сторона медали - любимчики. «Костя - круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример, - изливает интернету душу другая родительница. - Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвища «ботан» и «выскочка». На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают…» - еще одна ситуация из реальной жизни.

- Как можно помочь такому ребенку?

Самое лучшее, что могут в этой ситуации сделать взрослые, - это помочь отвергаемому ребенку в налаживании взаимоотношений со сверстниками. Ребенку, который очень хорошо учится, порой бывает сложно найти общий язык с одноклассниками, ведь при общении с ними он должен быть интересен и уверен в себе. Учителю нужно постараться так организовывать совместную деятельность детей, чтобы они могли проявлять не только свои знания, но другие способности и особенности личности: доброту, щедрость, заботу, умение сопереживать, способность прийти в нужный момент на помощь и другие.

- А как же быть с прилюдной похвалой?

А хвалить детей в большей степени не за знания и интеллектуальные способности, а за проявление положительных человеческих качеств, за стремление и старание, за проявление уважения, за признание таланта и способностей других.

- А родители могут что-то сделать?

Если говорить о том, как в данной ситуации своему ребенку могут помочь родители, то им, как более опытным и мудрым людям, нужно подсказать своему ребенку секреты успешного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками. Они знают и сильные, и слабые стороны характера и личности своего ребенка, а на основе общеизвестных правил смогут сформулировать индивидуальные и неповторимые секреты успешного общения для своего ребенка.

- Какие например?

Если ваш ребенок, скажем, любит много говорить, но совершенно не умеет слушать, такой секрет может звучать так: «Слово серебро, а молчание золото. Умей слушать других». Если он не проявляет к другим добрых чувств, скажите ему: «Все живое на планете тянется к теплу и свету. Делись с другими своим теплом и светом, а не холодом и темнотой, тогда и ты всегда будешь окружен теплом и светом». Если ребенок не умеет или стесняется проявлять свои эмоции и чувства: «Все живые существа имеют право на проявление эмоций и чувств. Говори о том, что сам чувствуешь и спрашивай других, о том, что чувствуют они». Если сын или дочь увлекается критикой других, но сам не очень-то самокритичен или постоянно жалуется на других: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем. Если тебе хочется кого-нибудь покритиковать, подумай о себе, а ты всегда идеален?»

- А что делать, если ребенок грубит?

Если ребенок иногда грубит, слишком часто очень серьезен и не понимает шуток, скажите: «Ничто не ценится так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость, украшенная приятной улыбкой. Будь вежливым и почаще улыбайся».

СПРАВКА «КП»

Людмила Коровай - психолог Центра успешных отношений с 13-летним стажем. В 1998 году закончила Московский открытый социальный университет по специальности «Психолог». Является сертифицированным тренером по сказкотерапии и арт-терапии. Обладатель премии Мингорисполкома.