Мы с подругой-коллегой встретились с подругой-психологом и наперебой начали жаловаться на своего начальника.

У нас законный обед - час, но нас еле выпустили. 5 минут опоздания - объяснительная, а то что люди сверхурочно работают, как бы не замечается. С работы чтобы уйти по графику в шесть, надо еще и разрешение получить у шефа, - сетовали мы. - Планерки длятся уже не час, а два-три, при этом все должны молчать или поддакивать. Ну как тут можно нормально работать?

Выждав, когда наш поток излияний, наконец, закончится, подруга-психолог заключила:

Всё это значит, что на работе вы регулярно подвергаетесь насилию. А ваш шеф - самый настоящий насильник.

Мы были ошарашены таким диагнозом. Конечно, управленческие методы нашего начальника давно вызывают у нас неприятие, но представить его в качестве серийного маньяка, а нас — в качестве его жертв, всё-таки было как-то отвратительно.

Однако, как выяснилось, психологическое насилие в офисе — вещь довольно распространенная. Еще несколько десятилетий назад европейских психологов заинтересовали причины нелюбви населения к работе, и как оказалось, психологический террор в офисах здесь занимал одну из первых позиций. Именно он является главной причиной стрессов на работе и особенно распространен в среде белых воротничков.

Это малоприятное явление уже получило отдельное название — моббинг (от английского mob - толпа). Моббинг — это всегда групповой процесс, когда давление на человека оказывается со стороны почти всего коллектива. Так что фильм и книга «Чучело» - это история классического моббинга.

А вот наш , судя по всему, занимается его особой разновидностью - «буллингом»: это когда террор устраивает один человек. Как правило, при этом он наделен властью и другими ресурсами, способными отравить жизнь его жертве: связями, опытом, уровнем информированности и т.п. А потому буллинг явление не менее неприятное, чем моббинг.

Признаки психологического террора на работе.

Постоянная критика и игнорирование достижений. Что бы человек ни делал, в его работе всегда найдут изъяны. Даже если он совершил реальный прорыв, этого просто постараются не заметить. Ему не вручают грамоты, не объявляют благодарность, не выписывают премии.

Изоляция. У человека, который стал жертвой моббинга, на работе нет друзей и даже приятелей. С ним никто не обедает, его не приглашают на коллективные чаепития и дни рождения, а на корпоративе он обычно сидит в одиночестве.

Помехи в работе. Человеку пытаются создать невыносимые условия труда. Ему как бы невзначай могут не сообщить о важном совещании или переговорах, ему не дают слова на коллективных обсуждения, его, как Золушку, нагружают огромным объемом работы, а потом придираются к качеству её исполнения. Часто в ход идут запрещенные приемы: у сотрудника-жертвы могут уничтожить документы, удалить письма из электронной почты, откровенно подставить перед начальством.

Моральное насилие. Объект моббинга могут намеренно оскорблять, распускать про него компроментирующие слухи, с ним могут даже не здороваться.

Причины моббинга.

Зависть и конкуренция . Может быть, жертв психологического террора это мало утешит, но чаще всего их травят потому, что видят в них серьезных профессионалов. Неслучайно одна из самых популярных разновидностей моббинга — травля новичка, особенно если он полон идей и энтузиазма. А ну как подвинет кого-то из старожилов?

Однако зависть может быть не только профессиональной, но и личной — например, в женских коллективах жертвой моббинга может стать молодая красотка или благополучная мать семейства, если у остальных ее коллег личная жизнь не складывается.

Офисное развлечение. Часто моббинг — это экстремальная попытка скрасить унылые офисные будни. Не случайно им увлекаются именно офисные «хомячки» — на реальном производстве есть дела поважнее, а офисная рутина и особенно офисное рабство заставляют искать выхода энергии. К тому же человек — это животное стадное, куда один - туда и все.

Поиск козла отпущения. Бывает, что дела к компании не ладятся, и рано или поздно начинается поиск виноватых, а оказаться в этой позиции никому не хочется. Поэтому быстренько выбирают того, кто не может дать отпор и вешают на него все грехи.

Ошибки руководства. Из-за неграмотного менеджмента бывает, что в компании дублируются обязанности сотрудников, или одна служба ни с того ни с сего начинает контролировать другую - конфликт интересов тут неизбежен. В нынешним условиях экономии частенько не продумана система замен сотрудников на случай болезни или отпусков - в итоге всё валят на одного, а он с этим не справляется.

Что-то личное. В конторах, где мало народу и между людьми складываются близкие, почти родственные отношения, сразу же появляются соответствующие издержки. Как говорится, в семье не без урода, и на эту «должность» нужно кого-то назначить. К тому же, на близких легче оторваться - он простит и поймёт.

Причины буллинга.

В отличие от моббинга, у буллинга по большому счету одна причина - психологические проблемы. Либо у того, кто этот террор организует, либо у его жертвы.

В первом случае у человека (как, например, у нашего шефа) есть застарелые психологические травмы - детские унижения, неприятие в своей среде, нелюбовь близких, комплекс неполноценнности. И у него просто нет другого способа компенсации и самоутверждения, кроме как прямо или косвенно унижать других.

Во втором случае у человека явный «комплекс жертвы». Он сам располагает к тому, чтобы над ним измывались: излишне эмоционально реагирует на подколы коллег, не может дать отпор, не уверен в себе и бессознательно (а порой и сознательно) думает, что именно такого отношения он и заслуживает.

Последствия психологического террора.

Нездоровая атмосфера вредит развитию компании: вместо работы люди заняты выяснением отношений. Поэтому в солидных организациях делают всё, чтобы избежать подобных ситуаций и создать теплую, доброжелательную обстановку.

Но, конечно же, в первую всю тяжесть последствий моббинга ощущает тот, кто подвергся травле. Постоянные стрессы на работе приводят к моральному и физическому истощению. Нередко возникают нервные расстройства и соматические болезни, поскольку человек бессознательно ищет повод не ходить на работу. Частые простуды, скачки давления, бессонница, проблемы с желудком могут быть следствием моббинга. Бывают и более серьезные последствия: гипертонические кризы, инфаркты и инсульты.

Человек, повергающийся травле, уже не может нормально работать. Он тратит всю энергию на то чтобы доказать коллективу или руководству, что он чего-то стоит, и отношение к нему абсолютно неоправданно. Однако, поскольку истинная причина моббинга — вовсе не его профессиональная несостоятельность, а часто даже наоборот, то эти усилия пропадают впустую. Психологические террор не прекращается, и жизнь человека становится невыносимой.

Как бороться с психологическим террором на работе?

Игнорировать. Самый действенный способ. Излишняя эмоциональность, переживания, попытки сопротивления только раззадоривают организаторов травли. А вот отсутствие реакции охлаждает пыл. Продолжайте спокойно (насколько это возможно) делать свою работу, ровно общаться с коллегами-врагами и демонстрировать невозмутимость. Не почувствовав отдачи, офисное стадо, скорее всего, от вас отстанет.

Обратиться к начальству. Если руководство не участвует в офисной травле, то оно заинтересовано в сохранении здоровой атмосферы. Не бойтесь выходить на начальство напрямую, демонстрируйте свой профессионализм и ответственность - и поддержка сильных мира сего будет на вашей стороне.

Уволиться. Между прочим, психологические террористы часто даже не рассматривают этот вариант всерьез. Их главная цель — не добиться увольнения жертвы, а показать свое полное превосходство. Чтобы объект травли даже не думал считать себя ценным работником, матерым профессионалом и творческой личностью. Он должен осознать своё ничтожество и в этом приниженном состоянии продолжать также интенсивно работать, желательно за всех сразу. Ну и стоит ли держаться за такое место?

В общем, проанализировав ситуацию, мы с подругой поняли, что ближе всего нам именно третий вариант.

Специалисты по кадровому менеджменту называют это явление моббингом, иначе говоря - групповой травлей. Чаще всего моббинг возникает среди подростков и в женских коллективах.

О том, как решить эту проблему, рассказывает медицинский психолог городской клинической больницы № 67 имени Л. А. Ворохобова Департамента здравоохранения города Москвы Светлана Королёва .

Сто причин для негатива

Ольга Жукова, «ЛекОбоз»: Светлана Валерьевна, ситуация, когда рабочий коллектив по каким-то причинам невзлюбил одного из сотрудников, встречается довольно часто. Это негативно отражается не только на психологическом климате в коллективе, но и на качестве работы. Но больше всего страдает тот человек, на кого направлена нелюбовь коллег. Что может сделать такой сотрудник для исправления ситуации?

Светлана Королёва: Прежде всего нужно понять причину такого негатива. Причины негативного отношения со стороны коллег могут быть внешние и внутренние. Внешние причины обычно бывают понятны и известны: чаще всего это конкретный рабочий конфликт, о котором знают все сотрудники. В этом случае моббинг заканчивается, как только конфликтная ситуация будет полностью урегулирована.

Но чаще всего негативное отношение коллег бывает вызвано внутренними причинами, которые выявить довольно сложно. Это могут быть какие-то барьеры в общении, которые люди сознательно или бессознательно возводят вокруг себя и тем самым противопоставляют себя окружающим. Иногда в их создании виноват сам этот человек, а иногда эти барьеры создаёт вокруг него коллектив.

- Как возникают такие барьеры?

Если человека по какой-либо причине невзлюбили в коллективе, то проблема всегда кроется в нём самом. Чаще всего это банальное неумение общаться с другими людьми, но может быть и так, что человек по каким-то собственным внутренним причинам не принимает традиции коллектива или даже отторгает их. Многие современные люди закрыты для общения: их волнуют только собственные проблемы, поэтому на интересы коллектива они не обращают никакого внимания. В большинстве случаев это провоцирует агрессию, потому что поведение такого человека при общении с окружающими воспринимается как угроза. Например, на простой вопрос: «Вы сейчас свободны?» - он агрессивно отвечает: «И что из этого?» Со стороны самого человека такой резкий ответ всего лишь защитная реакция, а окружающие воспринимают это как барьер для нормального общения.

Бег с препятствиями

- Это единственный случай, когда человек сам создаёт вокруг себя проблемы в общении?

Конечно, нет. Если человек закрыт для общения, то вокруг него очень часто возникают и другие барьеры. В психологии их называют барьерами дистанции: «вверх - вниз» или «дальше - ближе». Если вы сознательно или бессознательно выстраиваете вокруг себя такие барьеры, это непременно вызовет негативное отношение со стороны окружающих. Давайте рассмотрим каждый вариант отдельно.

Барьер «вверх» - это всегда директивная позиция. Слишком самоуверенный человек, который ставит себя выше других, слышит только то, что совпадает с его собственным мнением, и не считается с мнением окружающих, всегда воспринимается окружающими негативно: они видят в нём высокомерного человека, который никого не замечает вокруг себя. Если интересы коллектива не совпадают с личными ценностями такого человека, то добиться взаимопонимания с ним практически невозможно.

Барьер «вниз» - это позиция «маленького» человека, который старается спрятать своё «я» и не привлекать к себе внимания окружающих. В этом случае человек становится «серой мышкой»: коллеги зачастую просто не замечают его присутствия и относятся к нему «никак».

Барьер «дальше» - это отдаление от сослуживцев на максимальное расстояние. Если человек концентрируется исключительно на самом себе и не видит ничего дальше собственного носа, если он не участвует в жизни рабочего коллектива, если его не волнуют те проблемы, успехи или организационные вопросы, которые касаются всех, то возникает «длинная дистанция». Такой человек избегает прямых взглядов и рукопожатий, дистанцируется от общих интересов коллектива и тем самым становится недосягаем для коллег.

Барьер «ближе» - другая крайность. В этом случае человек пренебрегает деловыми отношениями или просто забывает о том, что нельзя путать деловые отношения с личными, поэтому он позволяет себе резко сократить ту дистанцию, которая существует между коллегами. Такой сотрудник при общении быстро переходит на «ты» и резко, без приглашения вторгается в личное пространство сослуживцев. Подобное поведение никому не нравится, и это создаёт барьеры в общении.

Все эти барьеры отдаляют человека от коллег и служат причиной их неприязни, а иногда и моббинга.

- Как же нужно себя вести, чтобы не возникало таких ситуаций?

Есть золотое правило общения: уйти от собственного «я» и научиться слушать, слышать и понимать собеседника. Для этого нужно развивать свои коммуникативные навыки и не допускать ошибок при общении с коллективом. Основной ошибкой является то, что многие люди смешивают личные отношения с рабочими. Необходимо помнить: приходя на работу, мы выполняем определённые роли, которые нельзя проектировать на собственное «я». В рабочем коллективе существуют только деловые отношения, поэтому общение с коллегами должно быть исключительно деловым. Другими словами, если вас критикуют за ненадлежащее выполнение вами рабочих обязанностей, то относиться к такой критике нужно конструктивно и без личной обиды, так как она не имеет ничего общего с персональным отношением к вам как человеку.

Если коллектив против

- Какие опасности в общении могут поджидать новичка со стороны коллектива?

Чаще всего такие барьеры возникают в тех случаях, когда коллектив не готов принять новичка. Причины для этого могут быть разные: например, если нового сотрудника назначили на должность, занять которую надеялись другие работники этой организации, или когда новый сотрудник пришёл на место уволенного всеобщего любимчика. Если на новом месте работы вы чувствуете негатив со стороны коллектива и не можете понять его причину, попытайтесь прояснить этот вопрос у руководства или у самих работников. Если такие опасения подтвердятся, нужно открыто обсудить проблему с новыми коллегами. Но разговаривать с ними нужно спокойно, без вызова или агрессии.

У нового сотрудника могут быть и другие причины для неприязни со стороны коллектива. Часто бывает так, что в сложившемся коллективе есть свой неформальный лидер, который может почувствовать в новом сотруднике угрозу своему авторитету и начнёт настраивать остальных сотрудников против новичка. В этой ситуации новичку предстоит пройти определённую проверку: некоторое время придётся терпеть немилость со стороны новых коллег и завоёвывать их благосклонность. При смене места работы вхождение в новый коллектив - очень важный психологический этап. Он определяет для новичка его будущие отношения в этом коллективе, и, если завоевать доброе отношение со стороны новых коллег не получится, не исключено, что придётся «сложить оружие» и уйти. Необходимо помнить, что неформальный лидер есть в любом рабочем коллективе и с ним нужно считаться, поэтому, оказавшись в новом рабочем коллективе, постарайтесь определить, кто является неформальным лидером, и установить с ним хорошие отношения.

Вызвать неприязнь коллег могут также некоторые привычки. У окружающих может возникать раздражение, если кто-то слишком громко говорит по телефону или обсуждает по телефону свои личные дела, если кто-то громко смеётся, постоянно жуёт жвачку или часто поправляет на рабочем месте косметику или маникюр. Если вам нужно поговорить по телефону по личным вопросам, выходите в коридор или ещё куда-нибудь, где вас не будет слышно. Неприязнь со стороны коллег может также вызвать резкий запах духов или слишком интенсивный запах лосьона после бритья, поэтому постарайтесь с этим не переборщить.

Невзлюбить сотрудника могут также из чувства зависти: если человек ездит на дорогом автомобиле, одевается лучше других (особенно если это женщина) или чем-либо хвастается (например, своими путешествиями в разные страны), то такое поведение тоже может вызвать неприязнь коллег. Откровенных карьеристов и подхалимов тоже не любят, поэтому в стремлении продвинуться по карьерной лестнице важно не переусердствовать.

- Могут ли вызвать неприязнь у коллег различия в возрасте?

Возрастной фактор на любовь или нелюбовь со стороны коллег влияет гораздо меньше, чем перечисленные выше факторы. Если «старичок» молод душой и не противопоставляет себя коллективу, то всё будет хорошо.

- Что может сделать руководство, чтобы не допустить моббинга?

Если в рабочем коллективе вдруг кого-то невзлюбили, то руководитель должен взять этого сотрудника под свою защиту. Это покажет остальным, что руководство не допустит негативного отношения ни к одному из членов рабочего коллектива. При этом самому сотруднику не стоит добиваться защиты руководства, иначе можно прослыть подхалимом и ябедой.

Такое явление, как моббинг, на слуху у людей, которые когда-то с ним столкнулись или сейчас испытывают его давление. Это – психологическая травля неугодного человека на рабочем месте несколькими коллегами или коллективным лидером. Есть ли защита при моббинге? Чтобы справиться с врагом, нужно знать его в лицо.

Моббинг – что это такое?

Работа в коллективе приносит удовлетворение и ощущение востребованности либо сопряжена с негативными эмоциями, когда при мыслях о ней хорошее настроение куда-то моментально улетучивается. Уважаемые сотрудники, к мнению которых все прислушиваются, могут совершать вопиющие, шокирующие поступки по отношению к менее удачливым коллегам. В психологии этому явлению присвоен свой термин. Моббинг - это психологическое давление со стороны нескольких коллег или всего коллектива с целью добиться увольнения неугодного сослуживца с работы.

Моббинг – психология

Людям, которые реально перенесли моральный прессинг на рабочем месте, не придется объяснять, что такое моббинг на работе. Воспоминания об этом периоде жизни приводят их в чувство содрогания. К новичку на работе коллеги сначала присматриваются, интересуются фактами его биографии. После оценки всех его достоинств и жизненных достижений без него решается его дальнейшая судьба.

Такое происходит в коллективах, где начальником не пресекаются склоки и скандалы, а лидером среди подчиненных становится сотрудник, считающий себя самым красивым, обаятельным, перспективным, талантливым. На самом деле, это может и не отражать действительности, но, как человек относится к себе сам, такое отношение и встречает со стороны других. Если «изгой» принижает свои достоинства, ненавидит себя – это программирует окружающих людей на поступки, унижающие его еще больше. Таков неизменный закон психологии. Психологический террор выражается в следующем:

  1. Молчаливый бойкот в присутствии «мишени для битья» и бурное обсуждение недостатков и фактов личной жизни в его отсутствие.
  2. Насмешки и недвусмысленные шутки.
  3. Высмеивание внешних недостатков, особенностей речи, походки, манеры одеваться.
  4. Искусственное моделирование ситуаций, когда неугодного сотрудника ставят в нелепое положение, и это происходит на глазах у начальства.
  5. Порча вещей, документов, компьютера на рабочем месте, что неизбежно влечет гнев руководителя.
  6. Обидные слова в адрес близких и любимых «жертвой» людей.
  7. Распускание слухов и сплетен за спиной.
  8. Постоянные жалобы начальству на то, что новичок не справляется с работой.

На самом деле, способов унизить и высмеять человека очень много, поэтому самое опасное при приеме на новую работу – это незаладившиеся отношения с лидером группы. Он подстрекает всех остальных к издевательствам и унижениям. Члены коллектива стараются не выделяться из общей массы, чтобы гнев «нарцисса»-выскочки не обрушился на них самих. «Стадное» чувство заставляет их молчать и одобрительно кивать в ответ на любое решение лидера.


Моббинг и буллинг – отличия

В терминах, имеющие американское происхождение, нередко возникает путаница. Моббинг в переводе значит «толпа», буллинг – «обидчик, задира». Хотя в некоторых толкованиях, например, взятых из Википедии, буллинг – это психологический террор всего коллектива или его части. Но тогда получается, что между 2 терминами нет никакой смысловой разницы. Поэтому большинство людей склоняется к 1 варианту:

  1. Моббинг – это преследование «жертвы», в котором принимают участие все члены коллектива или несколько сослуживцев.
  2. Буллинг – это агрессивное поведение по отношению к неугодному человеку со стороны одного сотрудника при молчаливом одобрении коллег.

В группе людей, занимающихся коллективной работой, можно наблюдать явление – боссинг. Это – на подчиненного, инициатором которого является руководитель. Чаще это происходит на фоне явных успехов в работе, достигаемых новичком. Переживая, что его могут «подсидеть», начальник ищет пути избавления от талантливого сотрудника. Когда директор страдает комплексом неполноценности, это выражается в неприятии критики в свою сторону. Если кто-то посмел высказаться нелицеприятно о его персоне, то тут же начинает испытывать все «прелести» боссинга.

Моббинг – виды

По психике человека, против которого осуществляется моббинг, наносится сильный удар. Чем больше коллег агрессивно настроено против него, тем сильнее он чувствует свою беззащитность и одиночество. Убедить остальных, что от «жертвы» надо срочно избавляться – получается у авторитетного сотрудника. Это – горизонтальный моббинг.

Когда лидеру не приходится прилагать усилия и убеждать коллег, что «изгоя» надо наказать, - унижения и критика идут сверху – непосредственно от начальства. Лучшему члену коллектива остается лишь пожинать «лавры» и продолжать нагнетать напряженную обстановку в группе. Такое явление получило название – вертикальный моббинг.

Причины моббинга

Неугодный сотрудник в большинстве случаев сам провоцирует агрессию работников. Это происходит невольно или нарочно с его стороны (зависит от и выбора способов «маневров», как можно проявить себя с лучшей стороны). Причины моббинга на работе выглядят следующим образом:

  1. Явный контраст и выделение из общей массы (необычные поступки, крупные достижения, конкуренция с превосходством собственной персоны). Предпосылкой к психологическому давлению становится элементарная зависть к удачливому коллеге.
  2. Игнорирование собраний, корпоративных вечеринок.
  3. Соответствие чертам характера «жертвы» (плаксивость, обидчивость, нытье, стремление сжаться в комок, спрятаться в угол, избежать всеобщего внимания).

Моббинг – признаки

Впервые термин – моббинг – был упомянут биологом Конрадом Лоренцем. Он наблюдал за повадками травоядных животных и видел, что они, вместо того, чтобы бежать от хищника, нападают на него группой. Психолог Ханц Лейман в конце 20 века провел похожие исследования среди людей, работающих в коллективе. Сущность моббинга – это враждебные, аморальные поступки группы людей по отношению к одному сотруднику. Насчитывается 45 вариаций такого поведения. Основными являются:

  • изоляция;
  • постоянная критика;
  • ложные слухи;
  • высмеивание;
  • действия исподтишка (налить клей на важный документ, сломать стул, якобы нечаянно пролить кофе на одежду и пр.).

Фазы развития моббинга в коллективе

Если новичок совершает что-то неугодное против «вожака», моббинг постепенно набирает силу. Сначала – это осторожные попытки (неизвестно, чем еще ответит «изгой»). Если нет никакого сопротивления или оно слишком слабое, агрессия членов «стада» набирает обороты. Последовательность фаз развития моббинга в коллективе выглядит примерно так:

  1. Смешки и сплетни за спиной.
  2. Осторожные замечания.
  3. Злобная, агрессивная критика (чем больше сотрудников вовлечено в это «шоу», тем больше продуктивных результатов дает моббинг).
  4. Физическая травля (избить при возвращении вечером домой, спровоцировать падение подножкой, обжечь горячим напитком и пр.).

Как уберечься от моббинга на работе?

Тщательный анализ сложившейся ситуации и мысленное проигрывание возможных сценариев помогут избежать глупых ошибок. Следует оценить, как начальник относится к проявлениям моббинга на работе. Если ему присущи терпеливость, доброжелательность, уважение к людям, то лучше сразу обратиться к нему с просьбой разобраться в ситуации.

Моббинг в коллективе пресекается «на корню». Если это не помогает, то надо постараться игнорировать негатив в свой адрес и не замечать выпады обидчиков. Они ожидают хоть какую-то реакцию. Если ее нет, «охотникам» становится скучно, и они ищут другую «жертву». Моббинг персонала – явление изменчивое.

Моббинг на работе – уходить или остаться?

Последний грустный сценарий: уйти с ненавистного места работы. Проблема моббинга в коллективе заставляет терять моральные и физические силы. Нервное истощение может достигнуть той степени, когда жертва пугается каждого шороха, ее , появляется страх за свою жизнь. Поэтому лучше сменить работу, чем пытаться поменять отношение к себе, там, где это бесполезно.

Но при этом нужно учитывать прежние ошибки и продумывать ход действий заранее. Если «жертва» продолжает бороться с несправедливым отношением, но «воз и ныне там», моббинг может закончиться затяжной депрессией и суицидом. Проблема, как противостоять моббингу, в таком случае решается уже не на этом свете.


Моббинг на работе – как бороться?

Другое дело, когда моббинг на работе происходит с молчаливого одобрения руководителя. Здесь «жертва» остается наедине сама с собой. Безошибочный вариант действий – выставить в нелепом положении лидера, воспользовавшись его же оружием. Главное – умение регулировать отношения в коллективе. Вожаком становится тот, у кого больше в этом плане преимуществ.

Как проявить смекалку при моббинге?

В отличие от открытого, явного террора, латентный моббинг осуществляется исподволь. Чаще это – социальная изоляция и игнорирование достижений «жертвы». Ее выживают медленно, но с завидным упорством. Так бывает, когда с оскорблениями и критикой в адрес изгоя выступают руководитель и приближенный к нему сотрудник без цели его публично опорочить. Если упомянутые выше способы борьбы не помогают, можно проявить смекалку и сделать видеосъемку на телефон или записать разговор на диктофон. Это – очень мощное оружие против обидчиков.

Книги про моббинг

Психологический террор может здорового человека превратить в инвалида или стать причиной его преждевременной кончины – это реальные факты, о которых время от времени сообщают СМИ. Информированность в этом вопросе, знание нужных психологических ходов, умение абстрагироваться от ситуации помогут прекратить моббинг в организации. Поучительные книги:

  1. Айджа Майрон «Почему я? История белой вороны».
  2. Моррин Даффи, Лен Сперри «Травля на рабочем месте и методы борьбы с ней».
  3. Криста Колодей «Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления».

Офисный моббинг одинаково распространён как в российских, так и в зарубежных компаниях. При этом инициаторами корпоративного раздора становятся и руководители, и подчинённые. Чаще всего агрессор (или агрессоры) пытается самоутвердиться за счёт слабой стороны или же ликвидировать соперника, мешающего карьерному росту.

Надежда Сафьян

гештальт-психолог, HR-консультант и бизнес-тренер

Инициаторы моббинга — люди властные, стремящиеся влиять на окружающих. Нападающие отстаивают свою территорию, статус, ресурсы и значимость.

Офисный моббинг представляет собой повторяющиеся или регулярные конфликты внутри организации, имеющие деструктивный характер, влияющие на трудовые отношения. Варианты офисного моббинга могут быть очень разными: явный или скрытый, сознательный или неосознанный, масштабный или локальный, управляемый или неуправляемый, вертикальный (от руководителя) или горизонтальный.

Алексей Горбунов

генеральный директор консалтинговой компании SQ-Team

Моббинг существует в любом коллективе, начиная с детского сада. Но степень агрессии и давления - всегда разные. Любые кризисные ситуации в компании или нерешённые, тлеющие конфликты провоцируют травлю. Если руководство компании неравнодушно к психологическому климату в коллективе и само не поощряет распространение слухов, непроверенной информации и не использует манипулятивные инструменты в управлении, то моббинг носит инцидентный или временный характер.

Моббинг бывает стихийным или управляемым. Стихийный вариант в подавляющем большинстве случаев - «заслуга» страдающей стороны, которая не может справиться с ситуацией.

Управляемый моббинг нередко используется как инструмент давления на «неугодных» сотрудников, которых хотят уволить.

Марина Кондратенко

HR-директор РДТЕХ

Моббинг «цветёт» в условиях жёсткой нехватки ресурсов: финансовых, человеческих или временных.

Офисная война - один из способов насильственного, неконструктивного перераспределения ресурса. Соответственно, если компания находится в ресурсном дефиците, скрытый или явный моббинг сотрудников там обязательно будет.

Проявления офисной травли многогранны: бойкот, словесные унижения, критика, угрозы, сплетни, клевета. Любой из этих методов воздействия негативно сказывается на работе не только жертвы, но и всего коллектива.

Последствия офисного моббинга

Поведение жертвы моббинга во многом предопределяет дальнейшее развитие событий. Если сотрудник может дать отпор, то травля сама собой сходит на нет. Если человек, на которого нападают, эмоционально слаб, раним и ведом, то ярлык «груши для битья» закрепляется за ним автоматически.

Что ждёт жертву моббинга:

  • Работа в постоянном стрессе, что может привести к ухудшению здоровья, увеличению тревожности.
  • Низкая мотивация достижения успеха.
  • Снижение затрачиваемых усилий в рабочем процессе.
  • Минимальный уровень вовлеченности в дела компании.

По словам Надежды Сафьян, от жертвы моббинга не стоит ждать инициативы и максимальной продуктивности на производстве. Практически всю свою энергию такой сотрудник тратит на защиту себя от коллег и на эмоциональное восстановление.

Моббинг для коллектива - это:

  • Напряжённый социально-психологический климат.
  • Нарушение коммуникации между сотрудниками.
  • Излишняя зацикленность на отношениях между сотрудниками, а не на рабочем процессе.

Последствия корпоративных войн для компании также разрушительны. Это и нарушение бизнес-процессов, и текучка кадров, и снижение производственных оборотов.

Как прекратить офисный моббинг

Бороться с моббингом можно несколькими способами. Одни психологи советуют ни в ком случае не жаловаться на обидчиков руководителям, так как большинство из них не любит проявлений слабости. Другие считают, что к начальству нужно обращаться, если причина конфликта - производственный вопрос, решение которого повлияет на судьбу компании.

В 90% случаев моббинг заканчивается переключением на более слабого (после испытательного срока и «притирки») или уходом из компании, - такой позиции придерживается гендиректор директор консалтинговой компании SQ-Team Алексей Горбунов.

Светлана Иншакова

директор HR-департамента Delivery Club

Самое страшное, что может произойти в компании - это коллективные саботажи. В этом случае важно устранить источник конфликта - сотрудника-провокатора.

Жалоба начальству на коллег, провоцирующих конфликт, будет весьма рациональным поступком, ведь искоренение источника проблемы поможет вернуть общую работу в обычное русло. Для компании стараются воспитывать корпоративный дух у сотрудников, устраивая различные тимбилдинги и мероприятия для совместного досуга. В некоторых крупных компаниях числятся штатные психологи, помогающие работникам решить должностные и даже личные проблемы.

Гештальт-психолог Надежда Сафьян считает, что во многих случаях начальство занимает безучастную позицию, предпочитая не вмешиваться в споры между сотрудниками. В этом случае задача жертвы моббинга - уметь постоять за себя.

Как вести себя сотруднику, если он стал

  1. Первым делом следует понаблюдать за происходящим и объективно оценить ситуацию.
  2. Попытаться выяснить причины негативного к себе отношения.
  3. Понять, не допустил ли он оплошности, которая привела к конфликтной ситуации.
  4. Можно сдружиться с влиятельными людьми в компании: секретарём или человеком, который очень долго работает в организации.
  5. Если в компании есть психолог или HR, обратиться к нему за консультацией.

От офисного моббинга не застрахован ни один сотрудник. Чаще всего жертва корпоративной войны способна самостоятельно защитить свои интересы. Если же ситуация зашла в тупик, а родной офис стал похож на поле боевых действий, стоит задуматься о смене работы.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!