В столь юном возрасте ребенок сможет судить лишь о том, насколько книжка вкусна и удобна в использовании — иными словами, помещается ли она в рот. Тем не менее, читать несмышленым младенцам вслух вовсе не так бессмысленно, как кажется на первый взгляд. Во‑первых, это своего рода общение с ребенком, а во-вторых, слушая вас, кроха учится говорить. Особенно полезны стихи и песни: даже совсем крошечные малыши хорошо воспринимают ритм и умеют различать родительские интонации.

Как читать?

  • В спокойной обстановке. Уберите игрушки, которые могут отвлечь ребенка, и выключите компьютер с телевизором.
  • Выразительно и эмоционально декламируйте, тщательно проговаривая все звуки. Говорите ниже, выше, быстрее и медленнее — в общем, добросовестно развлекайте малыша.
  • Показывайте крохе картинки: хорошо, если у вас есть разные варианты изображений одних и тех же существ.
  • Демонстрируйте ребенку те действия, о которых говорится в стихах и потешках. Бодайтесь за козу рогатую, топайте за мишку косолапого и рычите за тигра.
  • Как только книга надоест младенцу, прекратите чтение отложите ее на денек.

Что читать?

  • Короткие правильно зарифмованные стихи о животных, игрушках и окружающем мире.
  • Стихи со звукоподражанием.

Что покупать?

  • Прочные, «неубиваемые» и безопасные книжки-игрушки, которые можно с удовольствием грызть, мять и даже купать в ванной.
  • Книжки с «живыми» иллюстрациями: мохнатыми зверушками, квакающими лягушками и т. п.
  • Книги с простыми, яркими и реалистичными картинками.

Список литературы
1. Александрова З. «Одуванчик», «Новый снег»
2. Аронзон Л. «Кому что снится»
3. Барто А. «Игрушки»
4. Бергельсон А. «Ура для комара»
5. Берестов В. «Про машину», «Веселое лето»
6. Благинина Е. «Стихи для детей»
7. Заходер Б. «Песенки Винни-Пуха»
8. Козлов С. «Я на солнышке лежу», «Панда»
9. Лагздынь Г. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»
10. Майер Н. «Лесные смешинки»
11. Маршак С. «Детки в клетке»
12. Мошковская Э.Э. «Зоопарк» 13. Пикулева Н. «Стихи для самых маленьких»
14. Русские народные потешки. «Сорока-белобока», «Бубенчики, бубенчики», «Ладушки», «Еду-еду к бабе, к деду», «Баю-баюшки-баю», «Божья коровка»
15. «Рифмы Матушки Гусыни», детская английская поэзия в переводе С. Маршака и К. Чуковского
16. Степанов В.А. «Как живете? Что жуете?»
17. Серова Е. «Славная семейка», «Кто в лесу живет»
18. Токмакова И. «Летний ливень», «Времена года»
19. Чебышев А. «Ежик в гостях у жирафа»
20. Чуковский К. «Ежики смеются», «Вышел зайчик погулять»

Книги для детей от 2 до 4 лет

Книги для детей от 2 до 4 лет

Теперь ребенок уже понимает слова, которые произносят взрослые, проявляет интерес ко всему вокруг и изо всех сил пытается подражать маме с папой. В один прекрасный день вы, возможно, обнаружите, что малыш очень сосредоточенно «читает» вслух своему плюшевому зоопарку. В общем, самое время приступать к более серьезному и осмысленному чтению!

Как читать?

  • Превратите чтение в приятный малышу ритуал. Например, делайте это перед сном — всегда в одно и то же время.
  • Если вы начали читать малышу сказку, а он заснул или отвлекся, то в следующий раз придется начинать с первой страницы. Таким маленьким детям пока еще сложно запоминать и совмещать в голове разные эпизоды одной истории.
  • Не ленитесь читать одно и то же по многу раз, если об этом просит ваш маленький консерватор. Используйте любовь детей к повторениям, чтобы учить стихи и истории наизусть.
  • Не бойтесь браться за тексты с незнакомыми ребенку словами. Во‑первых, скорее всего понимает он куда больше, чем вам кажется. А во-вторых, расширение словарного запаса здорово подстегнет развитие речи.

Что читать?

  • Короткие сказки. Пусть в них освещается одно событие или несколько, но происходящих линейно, то есть одно за другим.
  • Небольшие стихотворения (4−12 строк).
  • Стихотворные загадки.
  • Зверушки и игрушки все еще на пике популярности. Но сейчас малышу уже недостаточно жизнерадостного рассказа о том, что на лугу пасутся «ко», — теперь ему нужно, чтобы между героями были какие-то отношения, взаимодействие.

Что покупать?

  • Книжки с крупными и очень простыми, соответствующими тексту иллюстрациями.
  • Ищите книги, позволяющие ребенку делать что-то самостоятельно, — наклеивать стикеры, раскрашивать картинки.
  • Отдавайте предпочтение прочным и недорогим изданиям, время для чтения раритетных книг наступит позже.
  • Список литературы
    1. Андерсен Г.-Х. «Дюймовочка», Огниво", «Сказка о стойком оловянном солдатике»
    2. Барто А. «Мы с Тамарой», «Младший брат»
    3. Гаршин В. «Лягушкапутешественница»
    4. Гримм. «Бременские музыканты», «Волк и семеро козлят», «Мальчик-с-пальчик», «Белоснежка и семь гномов», «Храбрый портной»
    5. Даль В. «Старик-годовик»
    6. Дональдсон Д. «Груффало»
    7. Ершов П. «Конек-Горбунок»
    8. Заходер Б. «Мишка-Топтыжка»
    9. Киплинг Р. «Книга джунглей», «На далекой Амазонке»
    10. Левин В. «Глупая лошадь»
    11. Мамин-Сибиряк Д. «Сказки», «Аленушкины сказки»
    12. Маршак С. «Сказка о глупом мышонке», «Веселый счет»
    13. Маяковский В. «Что ни страница, то слон, то львица», «Что такое хорошо и что такое плохо?»
    14. Михалков С. «Мой щенок», «Упрямый лягушонок», «Три поросенка»
    15. Мориц Ю. «Крыша ехала домой»
    16. Перро Ш. «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая красавица»
    17. Русские народные сказки. «Репка», «Колобок», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Три медведя»
    18. Сеф Р. «Кто на кого похож»
    19. Сутеев В. «Под грибом», «Цыпленок и утенок», «Кто сказал «мяу»?"
    20. Толстой Л. «Сказки и рассказы»
    21. Тувим А. «Азбука», «Где очки»
    22. Хармс Д. «Удивительная кошка», «Врун», «Кораблик»
    23. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Тараканище», «Крокодил», «Телефон», «Мойдодыр»
    24. Чарушин Е. «Томка», «Что за зверь»
    25. Яснов М. «Собиратель сосулек» «Вышел зайчик погулять»

    Книги от 4 до 6 лет

    Книги для детей от 4 до 6 лет

    Если ребенок до сих пор не научился и не полюбил читать — это такая трагедия, рядом с которой меркнет даже гибель Помпеи. По крайней мере, именно в этом вас начнут убеждать все окружающие! Ни в коем случае не поддавайтесь на эти провокации и не впадайте в панику: все будет нормально — и зачитает, и полюбит, и даже попросит, чтобы вы записали его в библиотеку.

    Как читать?

    • Ребенок уже вполне пристойно воспринимает текст, прочитанный нормальным родительским голосом. Но, конечно, легкое интонирование не помешает.
    • Дети уже не зацикливаются на одной сказке так сильно, как раньше, но для лучшего восприятия пока еще имеет смысл читать книги по нескольку раз — так проще запоминаются детали.
    • Читайте по главам, если они небольшие, в противном случае самостоятельно разделите текст на отдельные смысловые куски. Такой «дробный подход» поможет возбудить у ребенка желание научиться читать самостоятельно. Останавливайтесь буквально «на самом интересном месте», а потом смело начинайте заниматься своими делами: хочет узнать, что будет дальше, пусть берет книгу сам.
    • Если вопросы ребенка ставят вас в тупик, то вместе с ним ищите ответы на них в бумажных энциклопедиях и справочниках. Интернет в деле приучения к чтению — плохой помощник, слишком уж много соблазнов.
    • Сводите чадо в детскую библиотеку. Покажите и дайте полистать самые разные издания: книжки-миниатюры и огромные атласы или фотоальбомы.

    Что читать?

    • Приключенческие, полные увлекательных событий рассказы, романы и повести.
    • Истории в духе «добрым молодцам урок» — в меру морализаторские и ни в коем случае не занудные.
    • Энциклопедии для дошкольников и младших школьников.
    • Обучающие пособия для подготовки к школе.
    • Книги, связанные с происходящими вокруг ребенка событиями. Например, перед Новым годом можно почитать истории о Дедушке Морозе, а перед 9 Мая — военные рассказы.

    Что покупать:

    • Книжки со сложными, рассчитанными на долгое изучение иллюстрациями.
    • Детские журналы и комиксы.

    Список литературы
    1. Бажов В. «Серебряное копытце»
    2. Бернетт Ф. «Маленькая принцесса»
    3. Бианки В. «Рассказы о животных»
    4. Волков А. «Волшебник Изумрудного города»
    5. Воронкова Л.Ф. «Девочка из города»
    6. Гайдар А. «Чук и Гек», «Голубая чашка»
    7. Гауф В. «Карлик Нос», «Рассказ о калифе-аисте», «Рассказ о Маленьком Муке»
    8. Гэллико П. «Томасина»
    9. Доктор Сьюз «Сказки»
    10. Зощенко М. «Рассказы о Леле и Миньке»
    11. Козлов С. «Ежик в тумане», «В родном лесу»
    12. Крылов И.А. «Слон и моська», «Ворона и лисица»
    13. Лагерлеф С. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
    14. Линдгрен А. «Эмиль из Лённеберги», «Малыш и Карлсон»
    15. Милн А.А. «Винни-Пух и все-все-все»
    16. Сказки народов мира
    17. Носов Н.Н. «Незнайка и его друзья», «Приключения Коли и Миши», «Затейники», «Фантазеры»
    18. Осеева В. «Синие листья», «Волшебное слово», «Что легче»
    19. Остер Г. Б. «Котенок по имени Гав и другие истории»
    20. Пришвин М. «Лесной хозяин»
    21. Пушкин А.С. «Сказки»
    22. Распе Р.Э. «Приключения барона Мюнхгаузена»
    23. Родари Дж. «Путешествие Голубой Стрелы»
    24. Романова Н. «Муравей Красная Точка»
    25. Русские народные былины
    26. Толстой А.Н. «Приключения Буратино»
    27. Уайлд О. «Звездный мальчик»
    28. Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья», «Каникулы в Простоквашино»
    29. Чандлер Х. Дж. «Сказки дядюшки Римуса»
    30. Чаплина В. «Кинули»

    Книги для детей 7 лет

    Книги для детей 7 лет

    Теперь определять круг чтения вашего ребенка будете не только вы, но и его классная руководительница. Заключите с юным учеником договор: каждый месяц вы отправляетесь в книжный магазин и покупаете там две книги — одну выбираете вы, вторую — он.

    Как читать?

    • Чтение вслух пора заканчивать, разве что минут пять-десять — на ночь, чтобы лучше спалось. Ребенку уже действительно пора начинать читать самому.
    • Читайте сказки и басни по ролям.
    • Научите малыша сочинять стихи или, например, писать истории, продолжающие его любимые книги.
    • Следите за тем, как юный библиофил читает вслух. Не путается ли он в словах, не проглатывает ли слоги, правильно ли ставит ударения и т. д. Аккуратно поправляйте все ошибки, а если у малыша вдруг обнаружатся проблемы с произношением и пониманием прочитанного, обязательно обратитесь к врачам.
    • Первоклассник практически ежедневно получает домашнее задание «прочитать текст с такой-то по такую-то страницу» — в результате приятное раньше занятие превращается для него в тягостную обязаловку. Не забывайте хвалить ученика, чтобы он уж совсем не лишился мотивации.

    Что читать?

    • Неадаптированные детские произведения с полноценным сюжетом и сложносочиненными предложениями.
    • То, что «все читают». В этом возрасте детям очень важно чувствовать себя «своими» в коллективе ровесников, так что придется немного потерпеть.
    • Электронные книги. От технологий никуда не деться, так что лучше использовать их во благо.

    Что покупать:

    • Книги из школьной программы.
    • Книги об увлечениях ребенка. Если малыш любит кошек, выбирайте зоологическую энциклопедию (или кошачий детектив), если увлекается хоккеем — спортивную и т. д. Даже к мультикам и компьютерным играм, которые часто отвлекают детей от чтения, можно подобрать соответствующие новеллизации или арт-буки.

    Список литературы
    1. Адамс Р. «Обитатели холмов»
    2. Барри Дж. «Питер Пэн»
    3. Гофман Э.Т.А. «Щелкунчик и Мышиный король»
    4. Грэм К. «Ветер в ивах»
    5. Даль Р. «Чарли и шоколадная фабрика»
    6. Даррелл Дж. «Моя семья и другие животные»
    7. Диккенс Д. «Истории для детей»
    8. Драгунский В. «Денискины рассказы»
    9. Конопницкая М. «О гномах и сиротке Марысе»
    10. Крюс Дж. «Мой прадедушка, герои и я», «Тим Талер или проданный смех»
    11. Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»
    12. Легенды и мифы Древней Греции
    13. Лондон Дж. «Белый клык»
    14. Льюис К. «Хроники Нарнии»
    15. Некрасов А. «Приключения капитана Врунгеля»
    16. Одоевский В. «Городок в табакерке»
    17. Олеша Ю. «Три толстяка»
    18. Пройслер О. «Крабат», «Маленькая Баба Яга», «Маленький водяной»
    19. Рауд Э. «Муфта, Полботинка и Моховая борода»
    20. Сэтон-Томпсон Э. «Рассказы о животных»
    21. Таск С.Э. Тайна рыжего кота
    22. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Принц и нищий»
    23. Фриш К. «Десять маленьких непрошенных гостей»
    24. Экхольм Я. «Тутта Карлсон. Первая и единственная»
    25. Янссон Т. «Мемуары папы Муми-тролля», «Шляпа волшебника»

Несмотря на повальную компьютеризацию, родители продолжают покупать своим детям печатные издания книг. Конечно, больший спрос существует на литературу для совсем маленьких деток, которые еще не умеют читать. Более старшие же предпочитают скачивать произведения в Интернете самостоятельно и читать их на своих гаджетах. Но все же влияние литературы на детское развитие неоспоримо. Поэтому в данной статье мы рассмотрим, какие на сегодняшний день существуют современные детские писатели. Обзор известных авторов позволит понять, чем интересуются дети и их родители.

Влияние литературы на развитие детей

Начнем с самого начала. А именно разберемся, как влияют книги на развитие детей. Следует заметить, что те истории, которые читают или рассказывают любящие родители, их чада воспринимают совершенно серьезно. Конечно, так происходит до определенного момента времени, но за этот период у малышей уже несколько формируется система восприятия мира. Это все говорится к тому, что прежде чем начать читать ребенку книгу нового автора, ее следует прочесть самому.

Это обязательное условие, ведь современные детские писатели и их произведения порой очень новаторские, а некоторые сказки и вовсе показывают систему ценностей с индивидуальной точки зрения литератора. Писатели, которые создают такие книги, считают, что это поможет адаптироваться детям в нынешнем мире и понять его. Конечно, тут следует решать родителям, как воспитывать своего ребенка, но литературу нужно тщательно выбирать с самого детства, чтобы привить чаду вкус к хорошим книгам.

Как выбрать книгу для ребенка по возрасту

Если вы хотите привить своему малышу любовь к чтению, то нужно правильно подобрать книги по возрасту. Скажем так, двухлетнему малышу рановато читать книги Носова, так как они будут сложны для его восприятия, а вот сказки Корнея Чуковского вполне подойдут. Также вы можете читать ребенку коротенькие стишки-потешки, а потом вместе их заучивать. Также для этого возраста подойдут такие сказки, как “Курочка Ряба”, “Теремок”, “Колобок” (хотя к ним можно обратиться еще раньше).

С взрослением ребенка следует начать читать ему такие произведения, как “Трое из Простоквашино”, “Малыш и Карлсон”, “Приключение Буратино”. Далее включайте в список книг “Золушку”, “Белоснежку” и им подобные сказки. Именно они научат ребенка переживать и сочувствовать, задумываться о справедливости, о том, что хорошо и плохо.

Современные детские писатели и их произведения также могут поселиться на вашей полке детских книг. Конечно, их стоит отбирать более тщательно, неизвестные тексты сначала должны быть прочитаны родителем. Но если у вас уже довольно взрослый ребенок, то тут сложно уследить за ним. Но попробуйте ему предложить то, что он еще не читал из классики, возможно, ему понравится.

Детские писатели и книги, проверенные временем

Итак, рассмотрим, какие выделяются лучшие детские писатели и книги для развития детей, проверенные временем. К ним можно отнести следующие.

  • Стихи Агнии Барто. Их можно начать читать малышу еще в годовалом возрасте, ведь у нее есть как коротенькие и простые стишки, так и более длинные и серьезные.
  • Довольно популярен среди малышей и Его знаменитые произведения “Мойдодыр” или “Муха Цокотуха” знает практически каждый ребенок.
  • В более старшем возрасте следует читать ребенку произведения Братьев Гримм. Это, например, “Метелица”, “Красная шапочка”, “Разумный Ганс”, “Шиповничек”.
  • Линдгрен Астрид и ее самые известные произведения “Пеппи Длинный Чулок” и “Малыш и Карлсон”.
  • Более сложные, а значит и читать их нужно, когда ребенок станет старше, Самая популярная его книга - это “Малахитова шкатулка”, где собрано много уральских сказов. Если ваш ребенок интересуется фольклором, то предложите ему такой вариант.
  • Довольно интересна серия книг Александра Волкова про приключения девочки Элли в Волшебной стране.
  • Не менее увлекательно пишет Льюис Кэролл. Самые известные его произведения - это “Алиса в стране чудес”, “Алиса в зазеркалье”.
  • Очень интересна серия книг “Хроники Нарнии” Клайва Льюса, которая открывает удивительный и волшебный мир.

Итак, мы рассмотрели совсем небольшой список детских книг по авторам, но на самом деле он гораздо более обширен. Сюда вы можете добавить и другие известные вам и любимые произведения, которые сами читали в детстве. Вашему ребенку наверняка будет это интересно.

Современные русские писатели сказок

Теперь рассмотрим небольшой список современных детских писателей (и их произведения), а именно тех, кто создает сказки, которые выпускаются в России.

  • Наталья Городецкая. Очень интересная современная сказочница, которая написала уже множество произведений. Например, ее перу принадлежит серия “Сказочное королевство”. Читая эти книги, можно действительно перенестись совершенно в другой мир.
  • Ольга Колпакова выпустила уже более десятка книг, среди которых много интересных и поучительных историй, которые наверняка понравятся вашему ребенку.
  • Софья Прокофьефа является автором множества волшебных историй и сказок как для совсем маленьких деток, так и для школьников. Среди них можно отметить такие как “Астрель и Хранитель леса”, “Белоснежка в заколдованном замке”, “В стране легенд”.
  • Валентина Осеева. Эта писательница имеет в своем арсенале для деток сказки, а также короткие, но поучительные рассказы.

Как видим, очень многие современные русские детские писатели и их произведения довольно популярны, а также могут оказать положительное воздействие на развитие вашего ребенка, чтобы он стал гармоничной личностью, которая знает, что такое любовь и ненависть, что такое хорошо и плохо, где нужно постоять за себя, а где поддержать близкого человека.

Современные зарубежные писатели сказок

Не только современные детские писатели России и их произведения могут присутствовать на книжной полке ваших деток, но и зарубежные. Конечно, тут отбирать нужно гораздо строже, ведь порой они предлагают прочесть совершено невероятные вещи, но есть и вполне увлекательные. Рассмотрим список.

  • Дик Кинг-Смит. Этот английский автор очень популярен своими увлекательными рассказами о животных, которые можно перечитывать всей семьей.
  • Свен Нурдквист. создавший серию книг про Песона и его котенка Финдуса. Это произведение переведено на множество языков, по нему созданы мультфильмы и компьютерная игра.
  • Кристине Нестлингер. Это австрийский автор, которая за время своего творчества издала более ста книг.

Конечно, это далеко не весь список, а просто несколько примеров. Пополнить его должны сами родители, чтобы их ребенок имел возможность читать хорошие книги.

Известные детские авторы, пишущие стихи

На полочке у вашего ребенка, помимо сказок, должны стоять и стихотворные произведения. Это значительно расширит его кругозор, а также поможет развить память. А теперь рассмотрим, какие есть работающие в этом стиле современные детские писатели и книги для детей.

  • Андре Джайлз. Это современный английский детский поэт, который выпустил уже известную всему миру книгу “Танцующий жираф”.
  • Марина Бородицкая. Она пишет как стихи для взрослых, так и для деток (которых на порядок больше). Вот некоторые из стихов автора - “Последний день учения”, “Лесное болотце”, “Ветрянка”, “Рыбкин телевизор” и многие другие.
  • Галина Дядина. Ее самая популярная книга - это “Книжка в тельняшке”. Она представляет собой сборник стихов, которые расположены в алфавитном порядке. Это поможет вашему ребенку поучить азбуку и прочесть интересные произведения.

Начинающие молодые авторы

Современному родителю порой бывает очень сложно выбрать литературу для своего ребенка из такого разнообразия новых, модных и чаще всего даже неизвестных авторов. Поэтому ниже нами будут рассмотрены лучшие детские писатели и книги для развития детей, которые еще не совсем известны, но уже получили заслуженную оценку критиков. В 2015 году премией “Дебют” были награждены трое авторов, которые получили специальный приз “За лучшее произведение для детей и подростков”. Это Дмитрий Ахметшин из города Самары. Награда досталась ему за повесть “Похождения Дениса в нарисованном мире”. Следует заметить, что этот автор довольно молодой и имеет еще несколько подобных произведений.

Также в этот список входит Дмитрий Бучельников из города Сочи, он отмечен за свою повесть “Маджара”. Это также молодой автор, настоящее имя которого - Дмитрий Кунгурцев. Хоть он и пишет детские сказки и стихи с юности, но ранее его произведение только вышло в одном журнале. Но вот сейчас он получил награду и признание.

Как видим, современный мир очень озабочен наличием хорошей литературы для подрастающего поколения, поэтому в этом году для премии “Дебют” и учредили новую номинацию - “За лучшее произведение для детей и подростков”. Таким образом, если вы хотите пополнить ваш список детских книг, по авторам составленный, и ищете молодые дарования, пишущие хорошие и интересные произведения, то можете взять на заметку работы указанных выше писателей.

Развивающая литература (энциклопедии, хрестоматии и т.п.)

На определенном этапе развития ребенка, чтобы он узнавал об окружающем мире больше и впитывал нужные знания в игровой форме, требуется отдельная литература. Это различные развивающие книги, энциклопедии и тому подобное. Теперь рассмотрим, какие современные детские писатели и их произведения могут оказать вам в этом помощь.

  • Очень интересный и талантливый автор. Чаще всего создает развивающую литературу, которая очень нравится детям. У него можно найти различные стихи, которые помогут вашему ребенку выучить таблицу умножения, а также ряд скороговорок, считалок и множество других.
  • Джулия Дональдсон. Этот автор написала “Рифмованную историю”, которая довольно интересна для малышей.

По мере взросления ребенка следует приобретать такие книги, как большие энциклопедии с красочными картинками. Опять же, тут только нужно ориентироваться на возраст своего чада и содержимое самой книги.

Подростковая литература

Отдельно следует сказать про Именно в этом возрасте ребенок начинает читать то, что сам пожелает. Поэтому иногда следует интересоваться, чем же так увлечено ваше чадо, так как не все современные детские писатели и их произведения подходят даже для подростка. Некоторых лучше и вовсе не включать в список для чтения. Рассмотрим несколько авторов, которые считаются самыми лучшими.

  • Джоан Роулинг. Пожалуй, эта женщина является одной из самых популярных в мире. Именно она написала цикл книг про мальчика Гарри Поттера. По этому произведению сняты фильмы.
  • Предложите подростку классику - Харпер Ли “Убить пересмешника”, Джером Селлинджер “Над пропастью во ржи”, Рей Бредберри “Вино из одуванчиков”.
  • Для тех, кто любит волшебство, есть довольно интересная серия книг, которые написал Дмитрий Емец. Две самые популярные - это пародия “Таня Гроттер” и “Мефодий Буслаев”.

И помните, в этом возрасте ребенок начинает испытывать взрослые чувства, а также осмысливать, чего же он хочет в этой жизни и что такое этот мир. Поэтому в выборе книг следует быть осторожными, так как многие авторы, произведения которых претендуют на подростковую литературу, следует читать в старшем возрасте, когда психика и мировоззрение уже сформированы.

Самые популярные детские и подростковые книги

Теперь следует подвести итог и перечислить, какие существуют самые популярные современные детские писатели и их произведения. Сочинение на эту тему часто задают школьникам, поэтому обратимся именно к рейтингу популярных у ребят авторов.

  • Макс Фрай и его серии “Лабиринты Эхо” и “Хроники Эхо”;
  • Дэн Симмонс - “Иллион”, “Зимние призраки” и др.;
  • Аркадий и (эти авторы считаются классикой русской фантастики);
  • Диана Дуэйн также пишет в стиле фантастики;
  • Дональд Биссет - популярный детский писатель.

Искусство, созданное для детей – это многообразная и обширная часть современной культуры. Литература присутствует в нашей жизни с самого детства, именно с ее помощью закладывается понятие о добре и зле, формируется мировоззрение, идеалы. Даже в дошкольном и младшем школьном возрасте маленькие читатели уже могут оценить динамику стихов или красивых сказок, а в старшем возрасте начинают читать вдумчиво, так что и книги нужно подбирать соответствующие. Давайте же поговорим о русских и зарубежных детских писателях и их произведениях .

Детские писатели 19-20 века и развитие детской литературы

Впервые книги специально для детей на Руси стали писать в 17 столетии, в 18 столетии началось становление детской литературы: в то время жили и творили такие люди как М.Ломоносов, Н.Карамзин, А.Сумароков и другие. 19 век – это расцвет детской литературы, «серебряный век», причем многие книги писателей того времени мы читаем и по сей день.

Льюис Кэролл (1832-1898)

Автор «Алисы в стране чудес», «Алисы в Зазеркалье», «Охоты на Снарка» появился на свет в небольшой деревушке в графстве Чешир (отсюда и название его персонажа – Чеширский кот). Настоящее имя писателя – Чарльз Доджсон, он рос в большой семье: у Чарльза было 3 брата и 7 сестер. Он учился в колледже, стал профессором математики, даже получил сан диакона. Он очень хотел стать художником, много рисовал, любил фотографировать. Еще мальчишкой он сочинял рассказы, забавные истории, обожал театр. Если бы его друзья не уговорили Чарльза переписать свой рассказ на бумагу, «Алиса в стране чудес» могла бы и не увидеть свет, но все же в 1865 году книга была издана.

Книги Кэролла написаны настолько оригинальным и сочным языком, что сложно подобрать к некоторым словам подходящий перевод: существует более 10 версий перевода его произведений на русский язык, а уж читателям самим выбирать, какой отдать предпочтение.

Астрид Линдгрен (1907-2002)

Астрид Эрикссон (в замужестве Линдгрен) росла в семье фермера, ее детство проходило в играх, приключениях и работе на ферме. Как только Астрид выучилась грамоте, она начала писать различные истории и первые стихи.

Рассказ «Пеппи Длинный чулок» Астрид сочинила для своей дочери, когда та болела. Позже вышли повести «Мио, мой Мио», «Рони, дочь разбойника», трилогия о сыщике Калли Блюмквисте, любимая многими триология, в которой повествуется о веселом и непоседливом Карлсоне.

Инсценировки произведений Астрид ведутся во многих детских театрах мира, а ее книги обожают люди всех возрастов. В 2002 году была утверждена литературная премия в честь Астрид Линдгрен – ее вручают за вклад в развитие литературы для детей.

Сельма Лагерлеф (1858-1940)

Это шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. О своем детстве Сельма вспоминала неохотно: в 3 года девочку парализовало, она не вставала с постели и единственным утешением для нее стали сказки и истории, рассказанные бабушкой. В 9 лет после лечения способность двигаться в Сельме вернулась, она стала мечтать о карьере писательницы. Она усердно училась, получила степень доктора наук, стала членом Шведской Академии.

В 1906 году вышла в свет ее книга о путешествии маленького Нильса на спине гуся Мартина, потом писательница выпустила сборник «Тролли и люди», в него входили фантастические легенды, сказки и новеллы, ею написаны и многие романы для взрослых.

Джон Рональд Руэл Толкиен (1892-1973)

Этого английского писателя нельзя назвать исключительно детским, поскольку его книгами с восторгом зачитываются и взрослые. Автор трилогии «Властелин колец», «Хоббит: путешествие туда и обратно», создатель удивительного мира Средиземья, по которому снимают невероятные фильмы, родился в Африке. Когда ему было три года, мать, рано овдовевшая, перевезла двоих детей в Англию. Мальчик увлекался живописью, ему легко давались иностранные языки, он даже увлекся изучением «мертвых» языков: англосаксонский, готский и другие. Во время войны Толкиен, отправившийся туда добровольцем, подхватывает сыпной тиф: именно в бреду он придумывает «эльфийский язык» ставший визитной карточкой многих его героев. Его произведения бессмертны, они пользуются огромной популярностью и в наше время.

Клайв Льюис (1898-1963)

Ирландский и английский писатель, богослов и ученый. Клайв Льюис и Джон Толкиен были друзьями, именно Льюис одним из первых услышал о мире Средиземья, а Толкиен – о прекрасной Нарнии. Клайв родился в Ирландии, но большую часть жизни прожил в Англии. Первые произведения он выпускает под псевдонимом Клайв Гамильтон. В 1950-1955 годах впервые опубликованы его «Хроники Нарнии», повествующие о приключении двух братьев и двух сестер в загадочной и волшебной стране. Клайв Льюис много путешествовал, писал стихи, любил дискутировать на различные темы и был всесторонне развитым человеком. Его произведения любимы взрослыми и детьми и по сей день.

Российские детские писатели

Корней Иванович Чуковский (1882-1969)

Настоящее имя – Николай Корнейчуков известен детскими сказками и рассказами в стихах и прозе. Он родился в Петербурге, долгое время жил в Николаеве, Одессе, с детства он твердо решил стать писателем, но, приехав в Петербург, столкнулся с отказами редакций журналов. Он стал членом литературного кружка, критиком, писал стихи и рассказы. За смелые высказывания его даже арестовывали. Во время войны Чуковский был военным корреспондентом, редактором альманахов, журналов. Он владел иностранными языками и переводил произведения зарубежных авторов. Наиболее известные произведения Чуковского – это «Тараканище», «Муха Цокотуха», «Бармалей», «Айболит», «Чудо-дерево», «Мойдодыр» и другие.

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)

Драматург, поэт, переводчик, литературный критик, талантливый автор. Именно в его переводе многие впервые прочли сонеты Шекспира, стихи Бернса, сказки разных народов мира. Талант Самуила начал проявляться еще в раннем детстве: мальчик писал стихи, имел способности к иностранным языкам. Стихотворные книги Маршака, переехавшего из Воронежа в Петроград, сразу пользовались большим успехом, причем их особенностью является разнообразие жанров: поэмы, баллады, сонеты, загадки, песенки, присказки – ему было под силу все. Он был удостоен многих премий, а его стихи переведены на десятки языков. Самые известные произведения – «Двенадцать месяцев», «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Вот какой рассеянный», «Усатый-полосатый» и другие.

Агния Львовна Барто (1906-1981)

Агния Барто была примерной ученицей, уже в школе она начала впервые писать стихи и эпиграммы. Сейчас на ее стихах воспитываются многие дети, ее легкие, ритмические стихи переведены на многие языки мира. Агния всю жизнь была активным литературным деятелем, членом жюри Андерсеновского конкурса. В 1976 году она получила премию имени Г.Х.Андерсена. Самые известные стихи – это «Бычок», «Снегирь», «Мы с Тамарой», «Любочка», «Мишка», «Человек», «Я расту» и другие.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009)

Его можно считать классиком отечественной детской литературы: литератор, председатель Союза писателей РСФСР, талантливый поэт, писатель, баснописец, драматург. Именно он является автором двух гимнов: СССР и Российской Федерации. Он много времени уделял общественной деятельности, хотя сначала мечты стать писателем у него не было: в юношестве он был и разнорабочим, и участником геологоразведочной экспедиции. Все мы помним такие произведения как «Дядя Степа – милиционер», «А что у Вас», «Песенка друзей», «Три поросенка», «Под новый год» и другие.

Современные детские писатели

Григорий Бенционович Остер

Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Он родился в Одессе, служил на флоте, его жизнь и сейчас очень активная: он ведущий, талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров!

Эдуард Николаевич Успенский

С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против!» и другие.

Джоан К. Роулинг

Говоря о современных детских писателях, просто не возможно не вспомнить об авторе цикла книг о Гарри Поттере, мальчике-волшебнике и его друзьях. Это самая продаваемая серия книг в истории, а фильмы, снятые по ним, собрали огромные кассы. Роулинг довелось пройти путь от безвестности и бедности до всемирной славы. Сначала ни одна редакция не соглашалась принять и опубликовать книгу о волшебнике, полагая, что такой жанр будет неинтересен читателям. Только маленькое издательство Bloomsbury согласилось – и не прогадало. Сейчас Роулинг продолжает писать, занимается благотворительностью и общественной деятельностью, она реализовавшийся автор и счастливая мать и жена.

Слушая сказку или книжку, смотря мультфильм или спектакль, ребёнок бессознательно отождествляет себя с их героями и, сопереживая герою, проживает вместе с ним все события, о которых ведётся повествование. Если такого сопереживания не происходит - книга или фильм проходит мимо ребёнка, не оставляя следа в его душе. Поэтому, выбирая книги и фильмы для малыша, важно обращать внимание прежде всего на то, каковы их герои (к чему они стремятся, как поступают, в какие отношения вступают с другими персонажами), и на то, насколько живо, интересно и талантливо они изображены (иначе сопереживание не возникнет).

Малыш начинает понимать человеческую речь ещё до того, как научится говорить сам. Легче всего ему понимать ситуативно-бытовую речь взрослых, включённую в непосредственно воспринимаемую ситуацию. В этом случае сама ситуация помогает малышу: он видит то, о чём говорят взрослые.

Восприятие устного рассказа - более сложное умение, ведь в наличной ситуации нет ничего из того, что присутствует в рассказе. Поэтому воспринимать рассказ малыша надо учить - и его способность понимать книги и сказки развивается, когда вы рассказываете или читаете ему. Огромную помощь в этом оказывают картинки. По мере того как малыш растёт, постепенно расширяется круг историй, доступных его пониманию, - но только при условии, что вы читаете и рассказываете ему достаточно много.

Поэтому возрастные границы каждой ступени восприятия историй довольно размыты. Если вы много рассказываете и читаете своему сыну или дочери, ориентируйтесь на нижнюю границу каждой возрастной ступени (см. ниже), если мало - на верхнюю.

1. Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5-2 до 3-4 лет)

"Репка", "Курочка-Ряба", "Теремок", "Колобок" - все эти сказки можно рассказывать малышу начиная уже с полутора-двух лет, показывая ему картинки и рассматривая их вместе с ним. К ним можно добавить русские народные потешки, стихи Агнии Барто для малышей ("Идёт бычок, качается...", "Наша Таня горько плачет..." и другие), "Цыплёнка" Корнея Чуковского и "Цыплёнка и утёнка" Владимира Сутеева.

Это очень короткие истории, либо описывающие какое-то одно событие (Курочка-Ряба снесла золотое яичко, Таня уронила в речку мячик и тому подобное), либо выстроенные как цепочка однотипных эпизодов (сначала репку тянет один дед, потом дед вместе с бабкой и так далее). Они рассказаны простыми предложениями, в них много повторов и рифм, и для их понимания достаточно относительно небольшого запаса слов. Многие из них представляют собой как бы переходные формы от потешек (типа "Сорока-ворона кашку варила...") к сказкам.

Как правило, маленькие дети с удовольствием слушают эти сказки и стихи по многу раз. Когда малыш будет уже достаточно хорошо знать ту или иную сказку, предложите ему рассказать её самому, пользуясь картинками и опираясь на вашу помощь. Если малышу нравится слушать сказки и стихи первого раздела, попробуйте постепенно добавить несколько книжек и из второго раздела (только обязательно с картинками).

Совсем маленьким детям (в полтора-два и даже в три года) эти сказки лучше всего не читать, а рассказывать, показывая им картинки и рассматривая их вместе. Малышу всегда легче воспринимать текст с опорой на картинки, поэтому, рассказывая или читая ему первые сказки и стихи, обязательно показывайте ему всех персонажей на картинках и рассматривайте картинки вместе с ним.

Примечание: если вы сможете найти диапроектор и диафильмы с этими сказками, обязательно покажите их малышу - диафильмы гораздо лучше воспринимаются, чем мультфильмы, от них меньше устают глаза, и они помогают понимать текст (а не заменяют его действием, как это происходит в мультфильмах).

Малышу очень важно, чтобы история хорошо кончалась. Хороший конец дарит ему чувство надёжности мира, тогда как плохой (в том числе и реалистичный) конец способствует возникновению всевозможных страхов. Поэтому "Теремок" лучше рассказывать в том варианте, когда после того, как теремок развалился, звери построили новый, ещё лучше прежнего. С хорошим концом стоит первоначально рассказывать и "Колобок" - например, придумав, как Колобок в последний момент сумел обхитрить Лису и убежать от неё.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и рано начали рассказывать и читать ему сказки, то уже в два с половиной или три года можно переходить к книжкам следующего раздела. Однако дети, с которыми мало разговаривают и которым мало рассказывают и читают сказки, могут "дорасти" до книжек следующего раздела лишь к пяти-шести годам, а то и позже, особенно если они много смотрят телевизор и не привыкли воспринимать рассказ на слух.

>>>>

2. Истории чуть посложнее (для детей примерно от 2,5-3 до 6-7 лет)

На второй "ступеньке сложности" можно поставить многочисленные книжки Владимира Сутеева ("Под грибом", "Палочка-выручалочка", "Яблоко" и другие), многие стихотворные сказки Корнея Чуковского ("Телефон", "Федорино горе", "Мойдодыр", "Айболит"), стихи Самуила Маршака ("Усатый-полосатый", "Где обедал, воробей?", "Вот какой рассеянный" и другие), а также его переводы детских английских стишков (например, "Перчатки", "В гостях у королевы", "Кораблик", "Шалтай-Болтай"). Сюда же относятся народные сказки о животных ("Хвосты", "Кот и лиса", "Лисичка со скалочкой", "Заюшкина избушка" и другие), басни Сергея Михалкова ("Кто кого?", "Услужливый заяц", "Друзья в походе") и многие другие истории.

Примечание: некоторые из сказок К. Чуковского достаточно страшны для малышей, и их лучше читать не раньше пятти-шести лет - они включены в раздел 3.

Эти истории уже немного длиннее; как правило, они состоят из нескольких отдельных эпизодов, связанных по смыслу. Взаимоотношения их героев становятся чуть-чуть более сложными, усложняются диалоги; для понимания этих историй малышу нужен больший запас слов.

По-прежнему остаётся важным хороший конец и отсутствие слишком страшных событий (даже если они хорошо кончаются). Поэтому знакомство с большинством волшебных сказок лучше отложить хотя бы лет до шести-семи. Даже "Красная Шапочка" часто пугает маленьких детей. Дети, которым волшебные сказки начинают рассказывать или читать рано (в четыре-пять лет), в лучшем случае потом их просто не любят, в худшем - у них могут развиться всевозможные страхи и кошмары. Так что если вы много читаете малышу и он быстро освоил этот раздел, выбирайте из книг следующего раздела те, где не происходит ничего страшного - например, рассказы Носова, истории Николая Грибачёва про зайца Коську и его друзей или повести Астрид Линдгрен.

Если вы много разговариваете и играете с малышом и достаточно рано начали рассказывать ему сказки и читать книжки, то истории этого раздела будут наиболее интересны ему в три-четыре года, а лет в пять он уже вполне сможет дополнять их книжками следующего раздела. Полюбившиеся истории ребёнок будет охотно слушать и читать и позже, с удовольствием вновь и вновь проживая ситуации, в которые попадают любимые герои.

А начиная читать самостоятельно (будь то в пять, шесть, семь или даже восемь лет), ребёнку стоит снова вернуться к сказкам и рассказам этого раздела - они короткие и простые, их сопровождают многочисленные яркие картинки, помогающие преодолевать трудности самостоятельного чтения. Начинать учиться пересказывать тоже лучше по достаточно простым текстам, поэтому некоторые из рассказов этого раздела часто включаются в учебники и хрестоматии по чтению для начальной школы.

Если же ребёнок много смотрит телевизор и видео и мало слушает сказки и книжки, ему может быть трудно воспринимать истории этого раздела в четыре-пять лет (не считая, конечно, снятых по ним мультфильмов). В этом случае на книжках этого раздела можно задержаться лет до шести-семи, постепенно добавляя к ним сказки и рассказы следующего уровня.

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

3. Забавные рассказы и увлекательные приключения (для детей примерно от 5-6 до 8-9 лет)

Книги этого раздела - очень разные. Здесь есть истории на все вкусы: и страшные сказки (например, волшебные сказки разных народов в пересказе для детей), и забавные и весёлые приключения (например, приключения Незнайки и ослика Мафина, Буратино и Муми-троллей, зайца Коськи и Пиппи Длинный чулок), и ироничные повествования Григория Остера и Алана Милна. Есть коротенькие басни и длинные повести, стихи и проза.

Объединяет их то, что всё это истории для дошкольников, которые любят слушать и читать книжки; "телевизионные" дети их обычно не понимают - они не могут сосредоточиться на слушании достаточно длинных историй, и им не хватает воображения, чтобы представить себе описываемые в них события.

Некоторые из этих книг издаются в разных вариантах - с большим количеством ярких картинок или в более "взрослом" виде, где картинок мало или нет совсем. Дошкольникам, даже самым старшим и умным, лучше покупать книжки в ярком и красочном оформлении, картинки помогают им представлять себе героев книги и события, которые с ними происходят.

Если до школы ребёнку читали очень мало, ему может быть трудно воспринимать эти истории и в восемь-девять лет. В этом случае простого чтения ребёнку часто уже недостаточно для того, чтобы он научился понимать художественные тексты. С такими детьми необходимо проводить специальные коррекционно-обучающие занятия - иначе они не смогут справиться со школьной программой, а их внутренний мир останется неразвитым и примитивным.

Дети, которым много читают, вполне могут полюбить до школы и некоторые из книг следующего раздела (они несколько сложнее по языку и сюжету, и обычно их читают школьники лет 7-11).

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

4. Более сложные истории, интересные старшим дошкольникам, которые любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела (обычно эти книги читают школьники лет 7-11, а нередко - и с удовольствием - взрослые)

"Аленький цветочек" и "Королевство кривых зеркал", "Маугли" и "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" - эти и многие другие книги, включаемые обычно в списки чтения для школьников, вполне доступны многим дошкольникам, если они любят слушать и читать книги и уже прочитали большинство историй из прошлого раздела. В книгах этой группы смысловая картина мира становится более сложной и расчленённой. Их герои переживают моральные конфликты, учатся понимать других людей и строить отношения с ними, их взаимоотношения усложняются и могут изменяться по ходу действия. Сложнее становится и сам текст: удлиняется и становится более разветвлённым сюжет, большое место начинает занимать описание чувств и переживаний героев, добавляются описания, авторские отступления и размышления героев, одна и та же ситуация может показываться с позиций разных героев.

Переходить к книгам этой группы до школы вовсе не обязательно, это стоит делать лишь в том случае, если вы уже перечитали с ребёнком большинство книжек третьего раздела. И ещё: поскольку эти книги сложнее и по языку, и по содержанию, ребёнку лучше читать их вместе с вами - даже если он уже вполне прилично читает сам.

См. полный список литературы для этого раздела >>>>

Другие публикации по теме данной статьи:

Рекомендуем родителям и педагогам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru. В специальном разделе сайта"Учимся читать" вы найдете онлайн букварь (азбуку), игры с буквами, игры на обучение чтению слогов, игры со словами и целыми предложениями, тексты для чтения. Яркие, красочные картинки, игровая форма подачи материала сделают занятия по обучению чтению дошкольников не только полезными, но и интересными.

Мы не могли не опубликовать очень интересную статью из журнала «Дошкольное образование» - списки книг для детей дошкольного возраста – традиционный, современный, классический, исторический, для развития речи.
Редакция журнала попросила педагогов, воспитателей, библиотекарей, издателей - то есть специалистов по детскому чтению - составить список из десяти пунктов и ответить тем самым на вопрос: «Какие книги, по вашему мнению, ребёнок должен прочитать к 7 годам, то есть до наступления так называемого младшего школьного возраста?»

Идея списка, скорее, не методического, не педагогического, а родительского характера. Все родители задумываются над вопросом, что именно читать ребёнку, для чего и в каком возрасте. Кроме того, у нас самих есть любимые с детства строки, которые мы, как заповеданное имущество, хотели бы передать своим детям и внукам. Эти строки - наша общая с детьми духовная территория, основа будущего взаимопонимания и знаки согласия.

Разумеется, список книг для дошкольного чтения не ограничивается десятью пунктами. Тут нам пришлось наших экспертов ограничивать. Было и ещё одно ограничение: каждому понятно, что сказки Пушкина по определению будут стоять первым пунктом в любом списке литературы. Поэтому мы попросили наших экспертов не включать его в свой перечень. Будем считать, что фигура Пушкина незримо присутствует в нашей жизни, в том числе и при составлении списков литературы.
Итак, списки книг.

ТРАДИЦИОННЫЙ список книг для детей

Марина Шурыгина, воспитатель д/с №325
1. Сказки и стихи Корнея Чуковского.
2. Самуил Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; «Сказка об умном мышонке»; «Детки в клетке»; «Усатый-полосатый». Стихи эмоциональные, добрые, простые по содержанию, короткие, легко запоминающиеся. Стихи Маршака отличаются философским содержанием и открывают детям незнакомые грани окружающего мира.
3. Стихи Агнии Барто.
4. Русские народные сказки.
5. Рассказы о животных Евгения Чарушина, Николая Сладкова, Константина Ушинского.
6. Рассказы и сказки Владимира Сутеева.
7. Рассказы Валентины Осеевой.
8. Рассказы Николая Носова.
9. «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова.
10. Сказки Геннадия Цыферова.

СОВРЕМЕННЫЙ

Юлия Глотова, Мария Зимина, представители «Лавочки детских книг», одного из лучших магазинов детской книги в России
1. Константин Сергиенко «Картонное сердце». Почему «Картонное сердце»? Потому что это пронзительная детская недетская книга. Она обязательно понравится маленьким читателям и не оставит равнодушными не сумевших повзрослеть взрослых. Это книга, которую можно перечитывать, и каждый раз будут попадаться всё новые и новые подводные камни.
2. Свен Нурдквист «Петсон и Финдус».
3. Анни М. Г. Шмидт «Саша и Маша».
4. Лобел Арнольд «Квак и Жаб круглый год».
5. Алексей Лаптев «Пик, Пак, Пок».
6. Джулия Дональдсон «Груффало».
7. Секора Ондржей «Муравей Ферда».
8. Бернер Ротраут Сузанна «Летняя книга».
9. Рони Орен «Секреты пластилина».
10. Виктор Лунин «Сдобная Лиза».

КЛАССИЧЕСКИЙ

Елена Потапкина, учитель начальных классов, один из основателей Театра детской книги «Волшебная лампа»
1. Классические рассказы для детей А.П. Чехова, Л.Н. Толстого.
2. Дж. Родари.«Приключения Чиполлино».
3. А. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
4. Все авторские сказки.
5. Стихи А. Барто.
6. Произведения А. Усачёва.
7. Рассказы Л. Пантелеева и А. Гайдара.
8. Г. Мало. «Без семьи».
9.Ф. Х. Бёрнетт. «Маленький лорд Фаунтлерой».
10. Э. Портер. «Поллианна».
«Без семьи», «Маленький лорд Фаунтлерой», «Поллианна» - всё это книги о детях, попавших в трудные жизненные ситуации, из которых они выходят самостоятельно. Бог дал им веру, каждый из них свято верит в добро, и поэтому им встречаются люди, которые помогают им преодолеть сложные обстоятельства их жизни. Герои этих книг несут внутри себя могучий заряд счастья и внутренней силы, и это должно вызвать резонанс в душе ребёнка. Это важный пример для маленького человека, потому что в раннем детстве почти каждый переживает момент сомнения в себе и в своих силах. Выбранные книги предназначены для чтения взрослыми детям, потому что если взрослый сам сочувствует герою, он сможет сгладить тем самым все сложности текста. Вообще, это хорошая школа сопереживания, воспитания духа и формирования чувств - герой выдерживает выпавшие ему испытания, и читатель должен выдержать их вместе с ним.
Что касается «Приключений Буратино» и «Чиполлино» - герой в них также попадает в трудную ситуацию, но выходит из неё другим способом, авантюрным. Такие книжки важны в раннем детстве, потому что у ребёнка должно быть чтение, которое его смешило бы и увлекало.

ИСТОРИЧЕСКИЙ

Екатерина Каширская, директор издательства «Пешком в историю»
1. Л. Токмаков. «Потешные прогулки по Москве».
2. Э. Шендерович. «Про битвы и сражения».
3. Английские народные сказки (издательство «Московские учебники»).
4. «Гора самоцветов». Сказки народов России. По мультфильмам студии «Пилот». Все выпуски («Сапфир», «Янтарь», «Изумруд», «Жемчуг», «Рубин»). Сказки народов России - «Гора Самоцветов» - прекрасный проект, в пяти книжных сериях которого собраны разнообразные сказки. Дети очень быстро начинают любить какие-то конкретные и просят их перечитывать. Это очень хорошо, потому что можно поговорить с ребёнком, попытаться понять, почему он просит прочитать сказку ещё раз, может быть, она ему чем-то очень понравилась, а, может быть, наоборот - чем-то пугает. Тогда у родителей есть шанс понять своего ребёнка, разобраться, что его волнует и о чём он переживает.
Литература для маленьких детей и должна быть именно такой - рассказывать о жизни, о чувствах и мыслях, а исторические и этнографические подробности должны идти «фоном», создавать необходимый контекст, но не быть объектом повествования.
5. Дж. Дональдсон. «Любимая книжка Чарли Кука», «Груффало». И всё остальное.
6. М. Бонд. Все книги про Медвежонка Паддингтона.
7. Е. Боярских. «Эй становится взрослым».
8. Е. Завершнева. «Мы живём в каменном веке». Энциклопедия для детей.
9. И. Жуков. «Русская пленница французского кота».
10. Л.Борзова, М. Дударев. «История России для детей: путешествия во времени, встречи с волшебником, приключения».

ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Елена Симонова, учитель русского языка и литературы, почётный флагман отряда «Каравелла», мама троих детей
1. Русские народные сказки.
2. Классические авторские сказки братьев Гримм, Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена.
3. Сказки Корнея Чуковского.
4. Стихи Даниила Хармса.
5. Бажов. «Серебряное копытце». Почему так важен для дошкольника именно жанр сказа? Потому что, с одной стороны, он приближен к сказке, а с другой - к рассказу, то есть малому жанру, идеально под-ходящему для ребёнка младшего возраста. Будучи максимально приближен к устной форме, сказ прекрасно передаёт особенности речи автора, учит воспринимать индивидуальный стиль рассказчика и формировать собственный.
6. Алексей Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
7. Александр Волков. «Волшебник Изумрудного города».
8. Николай Носов. «Незнайка и его друзья», «Незнайка в Солнечном городе», рассказы.

10. Джанни Родари. Сказки.

ДЛЯ ДОМАШНЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Наталья Вишнякова, литературный редактор «ДО»
1. Рассказы Сергея Козлова.
2. Стихи Юнны Мориц.
3. Рассказы и повести Николая Носова.
4. Стихи в переводах Ирины Токмаковой.
5. Рассказы Юрия Коваля.
6. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» АлексеяТолстого.
7. Стихи и сказки Корнея Чуковского.
8. Рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». Не могу себе представить ни собственного, ни чьего-либо детства без этого рассказа. Он и трогает, и заставляет сопереживать, и позволяет испытать облегчение в финале, когда героя освобождают от данного им слова. В нравственном смысле - одно из самых убедительных доказательств необходимости порядочности.
9. Виктор Драгунский. «Денискины рассказы».
10. А.А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все».

Статья из журнала Дошкольное образование 09-2012