Официальная пропаганда любит часто и помногу потчевать нас совершенно фантастическими версиями реальных событий. Потому доверие к этой пропаганде несколько, скажем так, подорвано.
Но не менее жестко ведет себя подчас неофициальная пропаганда. Которая умеет выдвинуть единственно правильную версию чего-нибудь, и горе тому, кто рискнет эту версию дерзновенно оспорить.


Например, три года назад неофициальная пропаганда рассказала нам историю под названием «отравление Егора Гайдара». Согласно истории, отец-основатель РФ-либерализма был отравлен врагами в Ирландии, во время презентации книжки о гибели империи. Первая редакция истории предполагала, что отравление осуществила непосредственно «кровавая гебня» (и пророк ее И. И. Сечин), чтобы таким образом дискредитировать Кремль перед всем миром и заставить Путина идти на третий срок. Во второй редакции Кремль, Сечин и Путин исчезли, зато появился опальный олигарх Березовский, который решил уничтожить Гайдара во имя поругания всего святого, что еще осталось в России. Венцом пропагандистской кампании стала программная статья самого Е. Т. Гайдара в газете Financial Times, где были изложены особо ценные соображения по поводу случившегося отравления.

Автор этих строк тогда пытался поставить простые публичные вопросы. Среди них: почему, если Егора Тимуровича действительно отравили в Ирландии, его там немедленно не госпитализировали? почему он выбрал для постотравительного ночлега не больницу, а российское посольство, а на следующий день бестрепетно отправился пятичасовым регулярным рейсом в Москву? почему ни в Ирландии, ни в РФ никто не возбудил уголовного дела по факту покушения на жизнь реформатора? как так получилось, что ни один врач – ни ирландский, ни русский – не смог прокомментировать историю с отравлением?

Сам факт постановки этих вопросов неофициальная пропаганда признала провокационным, антилиберальным, враждебным демократии и просто морально нечистоплотным. А один известный тележурналист, особо усердствовавший в пропаганде «отравления», прямо заявил, что Гайдара точно отравили, потому что Е. Т. – «отважный по потери инстинкта самосохранения реформатор». Таким было последнее доказательство.

Потом, правда, версия отравления как-то резко сошла на нет. Говорят, что и сам Е. Т. сильно усомнился в ее реальности. И пожалел, что пошел на поводу у некоторых соратников, уговоривших его эту тему «раскрутить». Но извиняться перед обществом, русским и всемирным, разумеется, никто не стал – не то нынче время, и обстоятельства уже (или еще) не те.

Нечто похожее происходит сейчас со злосчастным сухогрузом «Артик Си». Который 22 июля вышел из финского порта Пиетарсаари (Якобстад) и направился вроде бы с грузом древесины в Алжир. Но по пути захвачен был некими странными пиратами без пиратского образования – восемью гражданами Эстонии, Латвии и России, в основном, ранее судимыми. Причем, по уверению самих граждан, они никакие не пираты, а члены экологической экспедиции, оказавшиеся на борту русского сухогруза исключительно из-за шторма. Так, во всяком случае, заявил предводитель то ли пиратов, то ли экологов некто Дмитрий Савин – как выяснилось, латвийский бизнесмен, на родине опасно близкий к банкротству.

Потом Arctic Sea под руководством этих пиратов добрался почти до островов Кабо-Верде (Зеленого Мыса), где и оказался без единого выстрела взят под контроль российским военным кораблем «Ладный».

Неофициальная пропаганда почти уже уверила всех нас в том, что:

На сухогрузе «Арктик Си» находились контрабандные российские вооружения для Ирана – то ли ракеты, то ли зенитно-ракетные комплексы С-300;

Сухогруз был захвачен израильскими спецслужбами, которые таким образом предотвратили смертельную поставку и позволили Израилю шантажировать Россию;

18 августа, сразу после захвата «Арктик Си» в Атлантическом океане, в Россию (г. Сочи Краснодарского края) экстренно (!) прибыл президент Израиля Шимон Перес, который предъявил своему РФ-коллеге Дмитрию Медведеву претензии и сформулировал некие тайные условия, на которые пристыженный Медведев вынужден был пойти.

И если Вы, дорогой читатель, во все это хоть отчасти не верите, то вы – или провокатор от ФСБ, каких мало, или просто обычный лох, каких много.

Правда, у меня, как у лоха и провокатора одновременно, опять возникают чертовски странные вопросы.

1. Известно, что 17 июля «Артик Си» вышел из нашего восточнопрусского Калининграда и направился в Финляндию. Очевидно, смертельное оружие должны были загрузить на борт именно в Калининграде. Зачем было после этого так рисковать и идти в финский порт? Неужели нельзя было погрузить пресловутую древесину, якобы прикрывавшую оружие, прямо в нашем порту?

2. Почему финские товарищи так плохо проверили сухогруз? Если в результате преступной халатности или чудовищной коррупции, почему в северно-демократической Финляндии до сих пор нет гигантского скандала по этому поводу? Где реакция официальных финнов?

3. Надо ли понимать, что именно восемь эстонско-латвийско-российских «экологов» и их предводитель-банкрот – и есть тот самый непобедимый израильский спецназ, который призван был перехватить посудину с оружием и тем самым предотвратить третью мировую войну?

4. Если судно захватили израильтяне, то зачем они долго плыли с ним в район далекого Кабо-Верде, а не привели в ближайший европейский порт для ареста и подробного разбирательства?

5. Почему «Артик Си» так усиленно прятался ото всех, а экипаж сухогруза уже после «пиратского захвата» делал все возможное, чтобы судно до поры до времени никто не нашел? Почему капитан «Артик Си» при встрече с кораблем-освободителем «Ладный» представился именем «Чендин-2»? Кто звонил в компанию «Ренессанс-Страхование», в которой был застрахован корабль (но не его груз!), и пытался получить $1.5 млн., угрожая затоплением судна – неужели израильские шпионы?!

6. У США и НАТО в Атлантике есть превосходные разведывательные возможности. Собственно, уже доложено официально, что именно войска НАТО помогли нашему «Ладному» найти «Арктик Си». Почему США и НАТО, зная про оружие для Ирана, никак не использовали эту ситуацию в своих целях и интересах? Где, опять же, столь уместный в таких случаях международный скандал, который мог бы похоронить тайное военно-техническое сотрудничество РФ со «странами-изгоями» раз и на корню?

7. Кто и почему решил, что визит Шимона Переса в Сочи был «экстренным»? Достаточно покопаться в Интернете, чтобы узнать: визит этот был публично анонсирован еще в июне, а окончательная дата его была официально согласована 21 июля – за день до выхода «Артик Си» из финского порта. К тому же очень трудно предположить, что 86-летний президент Израиля, который по своему статусу выполняет, преимущественно, представительские функции, а также – в силу гигантского международного опыта – занимается иногда стратегическими вопросами, помчался сломя голову решать судьбу сухогруза. Гораздо лучше верится, что в Сочи он обсуждал-таки, как и собирался, предстоящую осенью в Москве конференцию по ближневосточному урегулированию (от которой никто никакого урегулирования, естественно, не ожидает).

Нет, я, конечно, готов поверить, что на «Артик Си» был какой-нибудь контрабандный груз. Ибо наша морская экономика редко обходится без контрабандного груза. Как, впрочем, и сухопутная. Кто его знает – может, этот груз даже отчасти имел очертания старинного советского оружия системы «ружье» / «автомат». Но при чем же здесь, воля Ваша, Иран, Израиль и иже с ними? Как говорится, я люблю быть дураком, но не люблю, когда из меня делают дурака.

Здесь нельзя не прокомментировать зигзагообразную судьбу большого публичного героя истории с «Арктик Си» – до последнего времени не очень известного журналиста Михаила Войтенко, бывшего главного редактора web-издания «Морской бюллетень – Совфрахт». В этом издании вроде как впервые было написано, что сухогруз захвачен пиратами. Вынужден затронуть этого человека, так как г-н Войтенко после моего выступления в эфире «Эха Москвы», где я впервые усомнился во всепобеждающей ирано-израильской версии, обратился ко мне в своем блоге с такими горькими словами:

«Собственно говоря, ответ вообще всем. Ну много я врал, много ошибался? Меня интересует только одно и писал я только об одном – судоходство. Да, был этот чертов звонок. Станислав, вот вы так знающе рассуждаете – я вам как простой моряк говорю – да к е-матери. Всем кто сейчас гонит на меня я говорю – к е-матери. Разбирайтесь сами с Пересом, и прочими, но могу сказать – Вам смешно? ОК я напишу больше».

Сверх того, правда, Войтенко ничего не написал, кроме того, что всего его оппоненты – «козлы (повторяю – козлы)».

Я, конечно, не продвинутый Интернет-пользователь. И могу лишь догадываться, что e-мать, которую упоминает г-н Войтенко, это, видимо, некая электронная мать, которая управляет всеми сетями Вселенной и потому владеет абсолютно точной информации о судьбе любого корабля, пропавшего и непропавшего. Попробую постепенно получить доступ к этой e-матери. А пока – прокомментирую в трех словах наш доморощенный «Войтенкогейт».

Г-н Войтенко утверждает, что в определенный день получил анонимный телефонный звонок от некоего «государственного человека» (т.е. представителя спецслужб) с требованием в считанные часы убраться из страны, причем не просто так, а в отпуск на 3-4 месяца. Потому, что государство очень обиделось на публикации «Морского бюллетеня» про несчастный «Артик Си». А через 3-4 месяца обида, видимо, совсем пройдет.

Воздействие анонимного звонка на опытного морского волка оказалось столь оглушительным, что он немедленно бежал в Стамбул (по версии Войтенко, куда первый попутный самолет подвернулся), а потом – в Бангкок. Потому что там жизнь (опять же, согласно Войтенко) дешевле, чем в Стамбуле. Из Стамбула, а потом и из Бангкока Войтенко начал посылать проклятия компании «Совфрахт», которой, собственно и принадлежит «Морской бюллетень». В ответ на резонный вопрос «Совфрахта» «чего вы не обратились к нашей службе безопасности», "героический журналист без обиняков ответил в своем блоге":

«Совфрахт» меня спросил – почему я не обратился к ихней службе безопасности. Да вот поэтому и не обратился – не верил. Вы пытаетесь сказать что сайт "Морской Бюллетень" ваш? Как интересно.

В общем хватит разборок. Если выживу начну нормально работать. К "Совфрахту" просьба – не трогайте сайт и я вас не трону. ОК? Еще слово от вас и я заговорю».

Прежде, чем перейти к подробному анализу деяний Михаила Войтенко, которым будет посвящена следующая моя колонка, замечу лишь, что взрослые люди, занимающиеся мало-мальски серьезными делами, от одного безвестного звонка никуда не бегут. А в мире есть много стран, которые много дешевле Турции и даже Таиланда. Такие страны есть даже на постсоветском пространстве.

Правда, в Таиланде есть свои отдельные достопримечательности, коих в других местах нет. Например, тюрьма, где проводит время известный торговец оружием Виктор Бут.

Вы спросите, что из этого следует? Обсудим через неделю.

Тенденция отказа от проводов, соединяющих периферийные устройства с компьютером, становится все более популярной и распространилась уже на игровые аксессуары. Особенно, когда речь идет о наушниках, где важны: длительность работы, качество звука. Обычно, когда речь идет о беспроводной игровой гарнитуре, в большинстве случаев приходится жертвовать или первым, или вторым.

Однако к компромиссам можно не прибегать, если речь идет о гарнитуре SteelSeries Arctis 7 White. Известный производитель периферии для геймеров представил своим поклонникам модель, обеспечивающую максимальный комфорт при использовании и лишенную «проводка», который путается под руками и ограничивает свободу действий любителя электронных баталий. Именно об этом устройстве пойдет речь далее.

Дизайн и особенности использования

Гарнитура поставляется покупателю в стильной картонной коробке, оформленной красными и черными тонами. На лицевой стороне есть изображение наушников, название модели и множество надписей, описывающих эксплуатационные свойства и достоинства новинки.

Внутри коробки находятся:

  • Непосредственно наушники со встроенным микрофоном.
  • Кабель с microUSB-разъемом для зарядки встроенной батареи.
  • Шнур с 3,5 мм разъемом для подключения наушников к компьютеру и использования их в проводном режиме.
  • Беспроводной усилитель сигнала.
  • Документация и гарантийный талон.
  • Набор наклеек, которые помогут стильно оформить ваш стол, ноутбук или компьютер.

Дизайн наушников понравится большинству пользователей. Они смотрятся на все свои деньги благодаря использованию качественных полимеров с гладкой поверхностью, которая приятна на ощупь. Стильное сочетание белых и черных цветов в оформлении делает их дизайн универсальным.

По своей конструкции SteelSeries Arctis 7 White похожи на младшие проводные устройства из этой линейки. Чашки не имеют подсветки, что понятно, – ведь свечение светодиодов обычно забирает большую часть электроэнергии от аккумулятора. Выдвижных фиксаторов здесь нет, подгонка оголовья по величине головы производится с помощью эластичной ленты, размещенной с внутренней его внутренней части. При надевании наушников она растягивается, то есть вам не нужно вручную подстраивать их под себя.

Специальная форма оголовья создана инженерами SteelSeries таким образом, чтобы нагрузка от весьма тяжелого девайса равномерно распределялась по голове, нигде не вызывая дискомфорта. В основу легли разработки производителей очков для лыжного спорта.

Вес чашек наушников достаточно велик, чтобы растягивать ленту. Она не будет пружинить в процессе использования, поэтому бояться того, что от резких движений девайс слетит со своего посадочного места, не стоит.

Ленту можно заменять. Производитель игровой гарнитуры предлагает эти аксессуары в широком ассортименте, в том числе разных цветов, с узорами и работами известных художников. Это увеличивает возможности для кастомизации девайса.

В отличие от продукции других производителей, SteelSeries Arctis 7 White позиционируются как универсальные наушники. Они подходят не только к компьютерам. Могут использоваться в паре с VR-шлемами, телевизорами, консолями и мобильными устройствами, их удобно носить на голове вне дома. Поворотное крепление чашек к оголовью позволяет компактно расположить устройство на столе или поместить его в рюкзак.

Мягкие части чашек равномерно прилегают к ушам, но не оказывают излишнего давления. Вследствие этого добиться 100% изоляции не получится, что и не нужно для использования их на улице. Материалом для мягких элементов амбушюр служит ткань AirWeave. Она имеет высокий коэффициент воздухопроницаемости и хорошо отводит влагу, уши не потеют даже после многочасовой игры.

Справа производитель разместил кнопку питания, слева – порт для зарядки аккумулятора гарнитуры, кнопку включения и выключения микрофона, а также рычажок для изменения громкости. Там же присутствует порт с уникальным разъемом, к которому подключается кабель для проводного использования. В этом случае возможности «объемного» звучания будут ограничены, но пользоваться «ушами» вы сможете.

Для общения с другими игроками в SteelSeries Arctis 7 White предусмотрен микрофон выдвижной конструкции. Он имеет защищенную патентом систему подавления внешних шумов ClearCast. Использовать его для записи музыкальных шедевров не получится, но общаться в играх и с помощью голосовых мессенджеров можно без проблем.

Надежность соединения и длительность работы

Вы можете использовать гарнитуру как проводные наушники. Но основное ее назначение – освободить вас от «привязи». Поэтому можете сразу подключать к ПК беспроводной усилитель. Он обеспечивает стабильное соединение на расстоянии до 12 метров от источника.

Для управления наушниками используется драйвер SteelSeries Engine 3. Он разработан для операционных систем от Microsoft и Apple. Преимущества программного обеспечения – интуитивно понятный интерфейс и возможность гибко изменять настройки воспроизведения и записи звука. Вы можете создать и сохранить десятки профилей и переключаться между ними одним кликом.

Если помимо гарнитуры у вас есть клавиатуры и мыши этого производителя, управление осуществляется одной панелью управления. Доступна синхронизация между устройствами, а также активация профилей для конкретных игр.

Емкости батареи хватает примерно для 12 часов непрерывного использования.

SteelSeries Arctis 7 White – универсальная и практичная гарнитура, которая будет качественно воспроизводить звуковую дорожку в играх, с ее помощью вы сможете наслаждаться музыкой дома и в дороге, общаться с собеседниками в игровых чатах и голосовых мессенджерах.

Никаких недостатков, присущих беспроводным моделям, вы здесь не найдете. А приятный внешний вид превратит гарнитуру из утилитарного девайса в украшение вашего игрового места.

С обнаружением и освобождением от пиратов сухогруза "Арктик Си" с пятнадцатью российскими моряками на борту эта захватывающая история далеко не завершилась. Более того, именно теперь начинается все самое интересное. Опубликована и набирает популярность версия, что из-за этого невзрачного судна могла начаться чуть ли не Третья мировая война.

"Арктик Си" уже полтора года курсирует между финским портом Якобстад (Пиетарсаари) и алжирским Беджайя, перевозя лес. Оператор - российско-финская компания Solchart Management, экипаж состоит из россиян, а ходит судно под флагом Мальты.

17 июля "Арктик Си" прошел очередное плановое техобслуживание в Калининграде. 20-го он прибыл в Якобстад, где был загружен лесом (стоимость груза – 1,8 миллиона долларов). 21 июля судно вышло в очередной рейс. Уже 24-го в территориальных водах Швеции, между островами Эланд и Готланд в Балтийском море, на борт поднялись некие вооруженные люди. Они связали членов экипажа и в течение 12 часов обыскивали судно. Затем капитан вышел на связь с компанией-оператором и сообщил об инциденте. Капитан добавил также, что выведена из строя кнопка подачи сигнала бедствия. Поступали также сообщения, что несколько моряков пострадали. Однако судно не пошло в порт и продолжило путь по запланированному маршруту.

Что это были за захватчики, так толком и не понятно. Неясно даже, как они попали на борт: по одним данным, они представились сотрудниками шведской полиции (шведская полиция вскоре заявила, что не имеет к инциденту между Эландом и Готландом никакого отношения), по другим – сказали, что их лодка неисправна, и попросили помощи. Среди них четверо граждан Эстонии и по двое граждан России (оба с эстонским видом на жительство) и Латвии. Эстония уже признала причастность своих граждан к захвату "Арктик Си", Латвия все отрицает.

После обыска капитан сообщил компании-оператору, что захватчики покинули судно. Впоследствии появились предположения, что капитан вынужден был солгать, так как пираты угрожали ему оружием.

29 июля "Арктик Си" прошел Ла-Манш. После этого на связь он не выходил, а 30-го пропал идентификационный сигнал, по которому судовладелец может отслеживать местоположение судна. "Арктик Си" хватились, когда 4 августа оно не пришло в Беджайю. Испанские власти сообщили, что Гибралтар судно не проходило. То есть оно должно было находиться где-то у атлантического побережья Западной Европы. 13 августа, как сообщили в Еврокомиссии, "Арктик Си", находясь у берегов Португалии, снова подал сигнал, причем это был сигнал о нападении. Было ли это вторым нападением или просто морякам только так удалось сообщить о первом, случившемся двумя неделями ранее на Балтике, - неясно.

Следующие две недели "Арктик Си" искали европейцы, а потом – по приказу президента Дмитрия Медведева, к которому обратилась за помощью компания Solchart, - и россияне. 15 августа, когда из неофициальных источников уже было известно, что судно обнаружено в районе Кабо-Верде, финская полиция сообщила, что захватчики потребовали от Solchart выкуп за "Арктик Си". Позже, опять-таки из неофициальных источников, стала известна и сумма выкупа – 1,5 миллиона долларов. Это даже меньше стоимости леса, которым судно было загружено. Впрочем, вскоре Solchart опровергла сообщения о том, что с нее требовали выкуп.

Наконец, 17 августа было уже официально объявлено, что судно найдено в районе Кабо-Верде – островного государства, расположенного на островах у западного побережья Африки, напротив Мавритании и Сенегала. Российский сторожевик "Ладный" настиг судно. Пираты были схвачены без единого выстрела. "Арктик Си" и "Ладный" пришли в Кабо-Верде. Экипаж и пиратов погрузили на самолеты и отправили в Москву. На борту сухогруза остались только капитан, старпом, механик и боцман. "Арктик Си" теперь дрейфует в 200 километрах от Кабо-Верде и ждет нового экипажа, который поведет судно в Новороссийск.

Кризис был разрешен, но загадок стало только больше. По прибытии в Москву в СИЗО "Лефортово" были доставлены не только пираты, но и члены экипажа "Арктик Си". Профсоюз моряков 21 августа заявил, что им до сих пор не дали возможности связаться со своими родственниками. В Следственном комитете при прокуратуре эти заявления опровергли и подчеркнули, что моряки свободны в передвижениях и их права не нарушаются.

Новое развитие получила и история с выкупом. 18 августа страховая компания "Ренессанс", в которой "Арктик Си" был застрахован на 4 миллиона долларов, сообщила, что пираты предлагали ей освободить судно за 1,5 миллиона, тем самым избавив страховщика от необходимости платить полную сумму страховки. Это требование было выдвинуто еще 3 августа, но о нем не сообщали в прессу в интересах следствия.

Вообще, судя по туманным высказываниям ответственных лиц, в эти дни очень много чего говорилось или не говорилось в интересах следствия. Так, посол России в НАТО Дмитрий Рогозин прямо заявил, что журналистов сознательно дезинформировали о ходе поисков "Арктик Си". По словам Рогозина, НАТО постоянно отслеживало перемещения судна и через представительство России в своей штаб-квартире передавало всю информацию российской стороне. В морской администрации Мальты, где приписан "Арктик Си", также заявили, что постоянно знали о местонахождении судна, но воздерживались от публикации этих данных.

Весь этот туман немедленно подстегнул любителей конспирологии. Во-первых, в европейских водах пиратства не видали уже многие десятилетия. Во-вторых, по меньшей мере недальновидно со стороны пиратов захватывать судно в Балтийском море, чтобы вести его потом к африканским берегам через Ла-Манш – один из наиболее тщательно контролируемых проливов в мировом океане. Наконец, в-третьих, мало кому верится, что Россия стала бы тратить такие средства и так путать следы ради судна, груженого обыкновенными пиломатериалами.

Основных гипотез высказывается три: что "Арктик Си" вез некие радиоактивные материалы, крылатые ракеты для Ирана или наркотики. Версию про радиоактивные материалы финские власти отвергли как "глупые слухи, не имеющие никакой основы". Докладчик ЕС по борьбе с пиратством, эстонский адмирал Тармо Кыутс в интервью Postimees отверг версию о наркотиках: "Очевидно, что из-за наркотиков, в каком бы они ни были количестве, половина российского флота не пустилась бы в погоню за Arctic Sea по указу президента".

Адмиралу можно было бы возразить, что если бы Россия действительно хотела не привлекать дополнительного внимания к этой истории, то вряд ли российские власти стали бы разыгрывать такой телеспектакль с отправкой "Ладного" на поиски и с докладом министра обороны Анатолия Сердюкова президенту Медведеву об итогах операции.

Шведская прокуратура подтвердила «Дню за Днем», что судно А rctic Sea захватили в территориальных водах Королевства, а не в нейтральных, как заключил российский суд.

Продолжая журналистское расследование обстоятельств захвата сухогруза ArcticSeaв водах Балтийского моря, начатое осенью прошлого года после разговора с одним из осужденных по статье о пиратстве Игорем Борисовым («ДД» 05.10.2012 и 16.11.2012), «День за Днем» выяснил новые эксклюзивные подробности.

Карты есть, их не может не быть

С самого начала расследования истории с нашумевшим на весь мир захватом сухогруза ArcticSeaв Балтийском море одной из самых интересных тем для выяснения был вопрос: а где же на самом деле находилось судно в тот момент, когда на него поднялись так называемые пираты? Это пытались выяснить и сами осужденные, и эксперты. Ведь европейские законы (эстонский Пенитенциарный кодекс в том числе) называют пиратством только такой захват судна, который произошел в открытом море, в нейтральных водах. Пираты же настаивали на том, что напали на судно в территориальных водах Швеции. А это значит, что именношведы, а не Россия должны были бы заниматься расследованием.О том, что сухогруз захватили в водах Швеции, сначала заявляли в новостях и представители Следственного комитета при прокуратуре РФ. Однако в какой-то момент Россия стала придерживаться точки зрения, что все произошло на нейтральной территории, а значит, применяться должна именно статья о пиратстве.

Спор вокруг территории захвата не угасает до сих пор. Ввязался в него и «День за Днем».

От московского адвоката Константина Барановского , который во время предварительного следствия защищал другого осужденного за пиратство, Дмитрия Бартенева , редакция получила материалы, предоставленные властями Дании и Швеции. В числе прочего – датскую карту, подробно отражающую путь следования захваченного сухогруза в Балтийском море. Эти документы ставят под сомнение показания морского эксперта Игоря Малкина , выступавшего на судебном заседании.

Доцента кафедры судовождения Московской государственной академии водного транспорта, специалиста с 36-летним стажем, вызвали в суд, чтобы он помог устранить разночтения между морской картой, якобы изъятой во время обыска на Arctic Sea,и судовым журналом того же судна. Подсудимые пытались доказать, что захватили сухогруз в территориальных водах Швеции, что подтверждал и журнал, а сторона обвинения демонстрировала карту, согласно которой захват произошел в нейтральных водах. Установить истину тогда не удалось, поскольку капитан судна Сергей Зарецкий на суде настаивал, что журнал черновой и в нем все отмечено неправильно, поэтому верить нужно карте, а эксперт сообщил, что для определения точных координат прямо в зале суда у него недостаточно сведений.

Тогда подсудимые задали вопрос: есть ли спутники или локаторы, которые фиксируют движение судов на Балтике? На что эксперт, подписавший предупреждение об ответственности за дачу ложных показаний, сказал: «Все сведения фиксируются в электронном виде, поэтому при необходимости можно сделать электронную распечатку на весь путь движения судна». Но на следующий вопрос, можно ли запросить данные о том, где конкретно находился ArcticSeaв день захвата, 24 июля 2009 года, эксперт ответил: «В настоящее время это сделать невозможно. Если бы на тот момент была сделана заявка о том, чтобы движение судна было зафиксировано, тогда функция контроля над судном была бы подключена. Система навигации не предназначена для осуществления контроля за всеми судами, осуществляющими рядовое плавание». Далее доцент Малкин заверил суд, что в электронном виде информация нигде не сохраняется, и суд склонился к тому, что захват произошел в нейтральных водах.

Теперь очевидно, что эксперт Малкин в лучшем случае ошибся. Переданная редакции адвокатом карта Датской береговой охраны говорит о том, что в электронных базах данных информация о движении ArcticSeaесть. Кроме того, еще в 2009 году датчане сообщили адвокату Барановскому, что «благодаря участию в Хельсинкской комиссии по охране морской среды Балтийского моря (ХЕЛКОМ), российская сторона имеет доступ к аналогичным данным автоматической системы опознавания, относящимся к навигации в Балтийском море (но не в Северном море)». А этого эксперт, обучающий будущих капитанов и штурманов, на слова которого опирался при вынесении решения суд, не знать просто не мог.

Тем не менее ему суд поверил. Документы же, полученные Барановским еще в 2009 году, были проигнорированы московскими служителями Фемиды и не приобщены к материалам уголовного дело. Так, вопрос о территории, на которой было совершено преступление, подсудности и обоснованности выбора статьи о пиратстве (по международным законам, пиратством считается захват судна в нейтральных, но не в территориальных водах), благодаря эксперту Малкину был снят.

Дело Кросса живет

«День за Днем» попытался получить разрешение на личную встречу и интервью с Игорем Борисовым , отбывающим наказание в одной из колоний строгого режима Архангельской области. Это позволило бы лучше понять, не оказывается ли на участника захвата сухогруза какое-то давление при общении с прессой, и, возможно, позволило бы получить много новой информации, в том числе и для правоохранительных органов, давать подробные показания которым Борисов в свое время отказался. «Это было бессмысленно, я видел, что моим словам все равно не верят», – объяснил он редакции.

Однако три месяца переговоров, представленные пачки затребованных документов, а также собственноручно написанное осужденным согласие на встречу с корреспондентом «Дня за Днем» положительного результата не принесли. После того как решение несколько раз откладывали под разными предлогами, Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН) наконец сообщила газете, что встреча с осужденным невозможна, поскольку он является фигурантом еще одного уголовного дела и в ближайшее время будет переведен в следственный изолятор.

О том, что это за уголовное дело, ФСИН не сообщила. Но сам Борисов уверен, что речь идет о проверке показаний организатора захвата ArcticSeaДмитрия Савина , утверждающего, что захват сухогруза заказал эстонский политик и экс-разведчик Ээрик-Нийлес Кросс . По словам Борисова, Савин обвиняет его в том, что именно он был напрямую связан с Кроссом и вербовал для него людей. Напомним, что в подготовленном каналом НТВ фильме «Арктик Си» из цикла «ЧП. Расследование» Савин утверждал, что вся операция замышлялась Кроссом для дискредитации идеи газопровода NordStream. На «малозаметном плавсредстве» в район строительства планировалось либо доставить и взорвать морскую мину, либо сфальсифицировать разлив топлива.

В прошлом году именно в рамках этого дела Борисов полгода провел в московском следственном изоляторе Лефортово, где, по его словам, его вынуждали дать показания против Кросса и предлагали за это сократить срок заключения. Не добившись ничего, Борисова вернули в колонию.

«Поверьте, это не финал истории. Это еще только ее начало», – говорит Борисов. И тут мы ему верим, поскольку в доступе к информации о деле Arctic Sea журналистам упорно отказывают не только в России, но и в Европе.

Хозяин молчал, шведы не вмешивались

Итак, у нас в руках карты, предоставленные Датской береговой охраной и относящиеся к периоду с 03:00 утра 25 июля по 18:17 26 июля 2009 года. В этот период судно уже сутки находилось в руках захватчиков. Достоверно установлено, что группа гражданина Латвии Дмитрия Савина , в состав которой вошли шестеро жителей Эстонии и два жителя Латвии, поднялась на борт ArcticSea24 июля 2009 года около трех часов утра по московскому времени. В этот момент судно, следовавшее из финского порта Пиетарсаари в алжирский порт Беджая с грузом пиломатериалов, находилось между шведскими островами Готланд и Эланд.

Как объяснили «ДД» бывшие моряки, ходившие в качестве капитанов в водах Балтики, судно на протяжении этих суток шло по нормальной траектории, и заподозрить что-то неладное, глядя на эти карты, нельзя. Это во многом объясняет, почему та же Дания даже не пыталась остановить ArcticSea. Судя по всему, самая важная информация о случившемся накануне застряла в кабинетах владельца теплохода, руководителя фирмы OYSolchartManagementВиктора Матвеева и его подчиненного, руководителя российского дочернего предприятия «Солчарт-Архангельск» Николая Карпенкова . Возможно, информация была и у шведов, поскольку захват произошел в их водах и пираты представились шведской полицией? До Матвеева нам не добраться – после всей этой истории он предпочел продать ArcticSeaи скрыться где-то на юге Европы, отказавшись от всех претензий к пиратам и явки на суд. Поэтому «ДД» обратился в Шведскую государственную прокуратуру. В том числе мы попросили предоставить редакции недостающую карту, показывающую точное место захвата сухогруза и движение судна с полуночи 24 июля до трех утра 25 июля 2009 года.

Отвечавший на вопросы прокурор Кристер Петерссон объяснил, что в первые часы захвата шведская береговая охрана заметила, что ArcticSeaведет себя странно.

Савин рассказывал в суде, что после того, как его группа поднялась на борт и нейтрализовала команду, судно было остановлено, чтобы поднять на борт лодку, на которой захватчики подошли к теплоходу, и Дмитрия Бартенева. Именно в это время, по показаниям Карпенкова, судно отклонилось от заданного курса в сторону (моряки говорят, что при заглушенных двигателях в четырехбалльный шторм, бушевавший в то время на море, его просто сдвинуло ветром). Это зафиксировал работник финского офиса компании Денис Гусев и утром сообщил своему руководству – владельцам ArcticSea. Через какое-то время сухогруз вернулся на прежний маршрут, но подобное поведение судна в крошечной Балтике не могло остаться без внимания.

«Да, странное поведение судна было замечено, а потому береговая охрана связалась с Arctic Seaи говорила, как тогда казалось, с капитаном, который сообщил, что возникли технические неполадки, которые скоро будут устранены», – сказал шведский прокурор.

Нас интересовало также, когда и от кого правоохранительные органы Швеции получили первую информацию о захвате ArcticSea. Выступая в суде, Николай Карпенков говорил, что рано утром 24 июля капитан теплохода не вышел на связь с владельцами судна. Поднимать панику раньше времени хозяева не захотели, решив дождаться обеденного сеанса связи. Однако в нужный час капитан вновь не объявился, тогда судовладельцы начали самостоятельно звонить на все номера членов команды. В итоге сначала получили сообщение от капитана, в котором говорилось о неизвестных на борту, а после сумели с ним поговорить. Потом капитан прислал письмо по электронной почте, в котором сообщил, что незнакомые люди были, но ушли, а сейчас все в порядке.

Осужденный Борисов говорил нам, что события разворачивались по несколько иному сценарию. Карпенков еще в восемь утра 24 июля дозвонился до капитана и тот передал ему сигнал SOS. Но ничего не происходило, хотя захватчики были готовы к тому, что на судно вот-вот придут с проверкой хотя бы береговые службы. В тот же вечер капитан Зарецкий вместе с Савиным составили для судовладельцев подробное письмо, в котором говорилось о людях в черной форме, представившихся шведской наркополицией, связавших и избивших экипаж и устроивших на борту обыск. А затем ушедших морем. К тому письму прилагалась и фотография разбитого рта одного из членов экипажа.

А вот что ответил нам прокурор Петерссон: «Сейчас сложно сказать, когда и кто первым передал информацию о случившемся. Но в своих материалах я могу видеть, что рапорт полиции датирован 29 июля 2009 года, там же указано, что Береговая служба Швеции сообщила, что судно было захвачено». Выходит, что либо судовладелец не обратился немедленно в правоохранительные органы за помощью или хотя бы за разъяснениями, на каком основании шведские полицейские поднимаются на борт его судна и избивают его работников, либо переданная им информация по каким-то причинам пять дней болталась в воздухе.

Миллион почему

А дальше возникают новые вопросы. Первая информация о нападении на сухогруз появилась в СМИ 31 июля 2009 года. Шведская газета Aftonbladet, со ссылкой на шведскую криминальную полицию, рассказала о том, что в территориальных водах королевства на борт сухогруза ArcticSeaподнялись некие люди, выдававшие себя за сотрудников шведской наркополиции.

О том, что «гости» позже покинули сухогруз (с момента инцидента прошла уже неделя), в той заметке не говорилось ни слова, это станут писать позже, запутавшись вконец, когда представитель Еврокомиссии заявил, что на судно нападали дважды: на Балтике и у берегов Португалии. 31 июля шведы сообщили лишь, что полиция начала расследование обстоятельств случившегося и пытается установить контакт с судами, находившимися в указанное время в указанном месте. Еще раз обратим внимание на даты: газета пишет об инциденте 31 июля, а 29-го числа рапорт полиции, сообщающий о захвате сухогруза, уже лег на стол прокурора.

Причем в это время ArcticSeaеще находится в переделах досягаемости европейских правоохранительных органов. Еще несколько суток, по данным различных СМИ, сухогруз с захватчиками и плененным экипажем будет двигаться вдоль берегов Норвегии, Германии, Великобритании, Португалии и Испании, но никто даже не попытается его остановить. Официальные лица молчали и в период со 2 по 4 августа, когда Дмитрий Савин, согласно показаниям владельцев судна и его собственным, звонил хозяину Arctic Sea в Финляндию, архангельскому оператору и в страховую компанию, требуя выкуп в обмен на сохранение жизней членам экипажа.

И только спустя несколько дней, 9 августа 2009 года, русское интернет-издание «Морской бюллетень» под руководством Михаила Войтенко сообщит, что судно с российским экипажем на борту исчезло в водах Атлантического океана. А 10 августа Интерпол, наконец, выступит с официальным заявлением о захвате Arctic Sea морскими пиратами и призывом ко всем странам, входящим в Интерпол и Европол, принять участие в розыске и освобождении сухогруза.

Страны ЕС будут преимущественно молчать и потом, не вмешиваясь ни в действия российских военных, освобождавших Arctic Sea, ни в работу правоохранительных органов России, предоставив им полную свободу вести следствие и вершить суд по своим правилам. Так что теперь, возмутись Европа, предъяви претензии к России, которая прибрала это дело к рукам, несмотря на то, что судно ходило под мальтийским флагом, имело мальтийский порт приписки, принадлежало финской фирме и было захвачено в шведских территориальных водах гражданами и постоянными жителями ЕС, пришлось бы ответить на ряд крайне неприятных вопросов.

Почему страны ЕС не остановили судно, точно зная, что оно захвачено? Почему позволили сухогрузу выйти не только из закрытого Балтийского моря, но и из европейских вод? Почему не возражали, когда российские военные удерживали сухогруз целый месяц после освобождения? И что же такого было на борту ArcticSea, если за ним якобы гонялись 10 военных кораблей, две подлодки, самолеты, силы НАТО, Интерпола и Европола?

Правда может навредить следствию

Все эти вопросы, очевидно, не раз еще всплывут в будущем. Мы же попытались найти ответ лишь на один из них: сообщала ли Швеция российским правоохранительным органам о том, что преступление было совершено в ее территориальных водах и что судить захватчиков нужно по шведским или международным законам?

«Мы высказывали властям России свое мнение о том, что захват произошел в шведских территориальных водах», – сказал «ДД» прокурор Петерссон. По его словам, шведские правоохранительные органы просили россиян позволить им допросить обвиняемых. Но показания были получены через международную следственную группу, образованную Финляндией, Эстонией, Мальтой и Швецией. Борисов рассказывал, что к нему приходили следователи из Финляндии и Эстонии с одинаковым списком вопросов и говорили с ним в присутствии сотрудников российского ФСБ.

Что же касается шведской карты с координатами судна в момент захвата, то с этим Петерссон предложил «ДД» обратиться в Шведскую криминальную полицию. 19 февраля 2013 года редакция получила официальный ответ: «Так как информация о точном расположении судна в дни, определенные в вашем запросе, является частью продолжающегося предварительного расследования, которое ведут шведские правоохранительные органы, совет шведской Государственной полиции считает, что в случае раскрытия запрашиваемого вами документа расследование может быть подвергнуто риску». Обжаловать данное решение предлагается в шведском суде.

А прокурор Петерссон объяснил, что хотя собственное расследование в Швеции, возбужденное по статье не о пиратстве, а о захвате, продолжается, он не видит сейчас резона повторно просить о возможности допросить осужденных и верит, что Россия провела следствие объективно и качественно.

Эстонская Государственная прокуратура, которую мы также просили предоставить карту и ответить на ряд вопросов о точном месте захвата и о причинах бездействия европейских правоохранительных органов, также воздержалась от комментариев в интересах следствия.

Тема требует широкого обсуждения

После опубликования в газете «День за Днем» интервью с Игорем Борисовым Ээрик-Нийлес Кросс, которого в России считают заказчиком захвата ArcticSea, дал развернутый комментарий газете Роstimees. В числе прочего Кросс объяснил: «Оставив же в стороне личную непредвзятость, могу сказать, что в плане прецедента меня беспокоит неспособность Эстонии и Европейского союза адекватно реагировать в подобных делах. Если России позволяется с помощью путинских спецслужб и судебной системы манипулировать европейской правовой системой и дискредитировать ее, то это сигнал опасности, который, пожалуй, нужно рассматривать более широко, чем в рамках данного случая. Данный случай просто хороший учебный материал. Пока, к сожалению, и для русских».

И кажется, что в этом экс-разведчик прав. Россия делает с историей ArcticSea, что хочет, Европа скромно помалкивает.

Комментарий

адмирала Тармо Кыутса:

– Как вы считаете, могла ли Швеция не заметить того, что в ночь на 24 июля 2009 года в ее водах захватили сухогруз Arctic Sea ?

Прежде всего, я бы задал вопрос шведской береговой охране: как она могла не видеть той ситуации, которая развивалась вокруг ArcticSeaв первые часы после захвата. Я занимался разработкой системы береговой охраны Эстонии, в том числе радарами, которые должны быть настроены так, чтобы видеть даже маленькую рыболовецкую лодку. Европейский союз очень требовательно относится к охране своих внешних границ. К тому же, если небогатая Эстония может позволить себе такие радары, наверняка, они есть и у Швеции.

Как нам известно, к сухогрузу подошла лодка и довольно долго находилась рядом с ним. На это обязаны были обратить внимание, хотя бы потому, что в такой ситуации возможна передача наркотиков или других запрещенных грузов, которую необходимо было бы предотвратить.

– Как получилось, что судно спокойно вышло из Балтийского моря?

– ArcticSeaдовольно долго шел по Балтийскому и Северному морям. И даже при выключенной системе опознавания радары видели двигающийся объект. Они так настроены, что посылают сигнал и получают его отраженным от плавсредства, а это позволяет вычислить и курс, и скорость, и другие параметры. Сухогруз не должны были выпустить в океан.

– По международным законам, пиратством считается захват судна в «ничьих» водах. Правильно ли было квалифицировано преступление, совершенное в отношении Arctic Sea , как пиратство?

– Что касается самого определения пиратства, это крайне сложный вопрос. Да, по международным законам пиратством называется захват судна в открытом море или в водах, не находящихся под юрисдикцией какого-либо государства. Однако практика показывает, что подобную статью применяют даже после захватов, произведенных в порту.

Одно могу сказать точно: после того как пираты покинули ArcticSea(17 августа командир российского сторожевика «Ладный» приказал захватчикам взять паспорта, повязать белые ленточки на руки и самостоятельно прибыть на борт военного судна, что они сделали добровольно – прим. И.К . ), сухогруз стал освобожденным судном и пиратским больше не считался. Власть на судне была в руках капитана, и он не должен был вообще позволять военным подниматься на борт ArcticSea. Исключение должно быть сделано только в том случае, если военные являются представителями того государства, под флагом которого ходит судно. В данном случае Мальты, но никак не России.

А причины, почему дело забрала именно Россия, думаю, нужно искать в обещании президента РФ где угодно защищать своих граждан (экипаж ArcticSeaсостоял только из россиян). Возможно также, что дело было в грузе. Но утверждать что-либо я не могу, поскольку у меня нет всей информации.

Справка «ДД»:

Конвенция ООН по морскому праву

Статья 100

Обязанность сотрудничать в пресечении пиратства

Все государства сотрудничают в максимально возможной степени в пресечении

пиратства в открытом море или в любом другом месте за пределами юрисдикции

какого-либо государства.

Статья 101

Определение пиратства

Пиратством является любое из перечисленных ниже действий:

а) любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж,

совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо

частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и

направленный:

1) в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против

лиц или имущества, находящихся на их борту;

2) против какого-либо судна или летательного аппарата, лиц или имущества в

месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства;

Судно построено в 1991 г. на верфи Sedef в Турции по заказу СССР, изначально получило название «Охотское» в честь села на Сахалине. Оснащено двумя кранами грузоподъёмностью 25 тонн.

На протяжении 2008 г. и первой половины 2009 года судно занималось лесоперевозкой на линии Финляндия - Алжир.

С 26 июня по 17 июля 2009 г. Арктик Си согласно требованию регистра прошло плановое промежуточное освидетельствование с докованием на судоремонтном заводе «Преголь» в Калининграде.

События лета 2009 г.

В июле 2009 г. судно было похищено. По состоянию на 2009 год цели похищения и другие результаты расследования неизвестны.

Хронология событий в море и сообщений в СМИ

  • 20 и 21 июля Арктик Си, под контролем управляющей компании «Солчарт» (Solchart, Финляндия) и под флагом Мальты, приняло груз и направилось в регулярный рейс из порта Пиетарсаари (Финляндия) в порт Беджайя (Алжир), имея на борту 15 членов экипажа и груз из 6700 м³ пиломатериалов, с расчетной датой прибытия в порт назначения 4 августа .
  • 24 июля в территориальных водах Швеции между островами Эланд и Готланд в Балтийском море судно было атаковано группой людей, объявивших себя представителями шведской полиции. Неизвестные в течение 12 часов обыскивали судно, а затем покинули его либо сохранили под своим контролем. В ходе следственных действий выяснилось, что 24 июля в 23:00 по московскому времени в шведских водах к судну подошла надувная лодка. Пассажиры лодки попросили о помощи, сославшись на техническую неисправность. Однако поднявшись на борт «Арктик Си», осуществили его захват, угрожая оружием.
  • 28 июля Арктик Си при прохождении пролива Па-де-Кале произвело предусмотренный протоколом радиообмен с береговой службой Великобритании. Это был последний подтверждённый радиоконтакт перед исчезновением судна.
  • О получении 3 августа от неизвестного лица требования о выкупе в размере 1,5 миллиона долларов под угрозой затопления судна и убийства экипажа информировал представитель страховой компании «Группа Ренессанс страхование» Владимир Душин.
  • В порт назначения Беджайя (Алжир) к заданному сроку 4 августа судно не прибыло. По утверждению береговой службы Испании, Гибралтарский пролив Арктик Си также не проходило.
  • 9 августа в СМИ появились первые сообщения о исчезновении судна, первоначально опубликованное Михаилом Войтенко на сайте издания «Морской бюллетень - Совфрахт» .
  • 11 августа директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев заявил, ссылаясь на доклад капитана Арктик Си, что в результате действий неизвестных на судне не работала кнопка подачи сигнала бедствия и отсутствовали сигнальные буи.
    Владелец судна обратился к правительству России с просьбой оказать содействие в поисках.
  • 12 августа пресс-служба Кремля сообщила, что Президент России поручил министру обороны принять меры по обнаружению Арктик Си.
  • 13 августа представитель Еврокомиссии Мартин Селмайер (нем. Martin Selmayr) заявил, что полученные с Арктик Си радиосигналы свидетельствуют о повторной атаке на судно у берегов Португалии.
  • 14 августа СМИ со ссылкой на береговые службы Кабо-Верде сообщили, что сухогруз замечен у островов Зеленого мыса и что СКР «Ладный» отправляется на его перехват.
  • 15 августа полиция Финляндии опубликовала заявление о начале службами Финляндии, Швеции и Мальты совместного международного уголовного расследования дела Арктик Си по подозрению в захвате заложников и вымогательстве. Расследование будет проводиться в сотрудничестве с Интерполом и Европолом. В расследовании будут задействованы Национальное Бюро Расследований Финляндии, финская таможенная служба, Береговая Охрана и Полиция Безопасности.
    Директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев отрицал получение от кого-либо требования о выкупе.
  • 17 августа министр обороны России Анатолий Сердюков доложил президенту Дмитрию Медведеву о том, что сухогруз найден в 05:00 GMT в 300 милях от Кабо-Верде, все члены экипажа живы и переведены на российский корабль «Ладный».
  • 18 августа морская администрация Мальты опубликовала опровержение любых заявлений об исчезновении Арктик Си, утверждая, что постоянно располагала сведениями о местонахождении судна, но при этом воздерживалась от их публикации. Морская администрация Мальты также не заявляла о пропаже Арктик Си в официальных «Извещениях мореплавателям».
    По словам Анатолия Сердюкова, при операции по освобождению сухогруза были арестованы 8 человек, которые его захватили. «Находившиеся на нем 8 человек - не членов экипажа - взяты под стражу», - сказал Сердюков. «Это - граждане Эстонии, Латвии и России. Эти люди поднялись на борт „Арктик си“ и, угрожая оружием, потребовали от экипажа беспрекословного выполнения всех их распоряжений», - сказал Сердюков. Затем судно «Арктик си» двигалось по указанному захватчиками маршруту в сторону Африки, отключив навигационное оборудование".
  • 20 августа Охранная полиция Эстонии заявила, что шестеро из захватчиков являются жителями Эстонии.
  • Судно было отконвоировано в район Лас-Пальмас, где находилось в нейтральных водах.
  • Следствие и расследования

  • В конце августа 2009 г. сообщалось, что все восемь обвиняемых в захвате сухогруза не признали себя виновными (Басманный суд Москвы 20 августа 2009 г. выдал санкции на арест всех восьмерых подозреваемых: гражданина Эстонии Евгения Миронова, двух россиян - Дмитрия Бартенева и Андрея Лунева, гражданина Латвии Виталия Лепина, не имеющих гражданства Алексея Булеева, Игоря Борисова, Дмитрия Савинса, а также Алексея Андрюшина, гражданство которого не установлено); на допросе, по предъявлении обвинения, они настаивали, что оказались на борту Arctic Sea случайно, спасаясь от шторма, а затем капитан судна отказал им в просьбе сойти на берег в любом европейском порту. Член экипажа, отвечая на вопрос журналистов, почему они не связывались с родными после того, как были доставлены в Москву, сказал: «У нас не было для этого ни денег, ни средств связи. Телефоны остались на борту сухогруза. Лично я первый раз смог связаться со своими, попросив телефон у случайного прохожего на улице. Спасибо, он не отказал.»
  • 8 сентября глава МИД России Сергей Лавров заявил, что в ближайшее время российские власти будут проводить на судне следственные действия, для участия в которых будут приглашены представители Мальты.
  • 14 сентября директор управляющей компании Solchart Виктор Матвеев заявил, что сотрудники российского следственного комитета вплоть до 10 сентября препятствовали доступу на судно уполномоченного судового агента и представителей мальтийской морской администрации. Мальтийская делегация была допущена на судно 11 сентября. Судовой агент управляющей компании доступа на судно не получил и 11 сентября был отозван. Владелец судна заявил о банкротстве.
  • 16 сентября один из членов экипажа сообщил в прессу о том, что российские следователи обнаружили на судне груз сосновой древесины «вместо заявленного в документах более ценного красного дерева». В то же время коммерческий термин redwood (букв. англ. red wood - «красное дерево») означает именно сосновую древесину и не связан с принятым в русском языке именованием «красным деревом» ценной древесины махагони.
  • 17 сентября сообщалось, что Испания не даёт согласия на заход сухогруза в свои территориальные воды; судно с грузом на борту продолжало находиться в открытом море в 17 милях восточнее острова Гран-Канария, входящего в Канарский архипелаг. Также, в сообщении Следственного комитета при прокуратуре России говорилось: «Сегодня российская сторона получила официальную ноту от посольства Мальты в РФ о том, что мальтийская сторона не намерена отправлять своих представителей для участия в передаче судна в порту Лас-Пальмас».
  • 23 сентября владелец оператора судна Виктор Матвеев утверждал, что судно не пускают в порт, потому что там до сих пор остаются военные моряки.
  • 24 сентября власти испанского порта Лас-Пальмаса сообщили, что в швартовке Arctic Sea отказано из-за присутствия на нем российских военных моряков, что затрудняет его правовую идентификацию: «Принимая во внимание то, что судно не имеет государственного флага и не может выполнить ряд предусмотренных международным законодательством требований, мы рассматриваем Artic Sea не как торговое судно, а как плавучий объект, контролируемый иностранными ВМС».
  • 19 ноября 2010 года генеральная прокуратура России передала в суд уголовное дело о нападении на судно.

Официальная российская версия

25 августа 2009 г. о ситуации с судном МИД РФ выпустил комментарий № 1272-25-08-2009, в котором сообщалось:

Сухогруз был настигнут сторожевым кораблём российского ВМФ «Ладный» 17 августа в Атлантическом океане в 300 милях южнее островов Кабо-Верде. Однако капитан «Арктик Си» неожиданно заявил, что это судно является северокорейским. В этот же день Посольство России в Пхеньяне обратилось к северокорейской стороне на предмет срочной проверки заявления капитана задержанного судна о том, что это - принадлежащее северокорейскому судовладельцу грузовое судно «Чендин-2», направляющееся из Гаваны в Сьерра-Леоне с грузом пальмовых пиломатериалов.

Северокорейская сторона прояснила ситуацию и сообщила нам о том, что принадлежащее КНДР грузовое судно «Чендин-2» на момент задержания подозрительного корабля не могло находиться в точке с указанными координатами, поскольку стояло в одном из ангольских портов.

С учётом этой информации командованием ВМФ России было принято решение о проведении досмотра судна, в ходе которого подтвердилось предположение о том, что на самом деле это - «Арктик Си». На борт «Арктик Си» поднялась досмотровая группа, обнаружившая на судне 15 членов экипажа (российских граждан) и 8 человек, подозреваемых в захвате сухогруза. Часть членов экипажа и предполагаемые захватчики судна были переведены на борт сторожевого корабля.

18 августа Посольством России в Кабо-Верде было запрошено разрешение на заход сторожевого корабля «Ладный» в территориальные воды Республики Кабо-Верде в районе о. Сал, и в этот же день разрешение было получено. 19 августа около 12.00 часов по местному времени корабль прибыл и встал на рейде у о. Сал.

С целью переправить 11 членов экипажа и 8 задержанных с борта сторожевого корабля в Москву для проведения дальнейших следственных действий в аэропорт о. Сал 17 августа и в ночь с 18 на 19 августа прибыли два военно-транспортных самолёта российских ВВС Ил-76. На их борту находилась следственная группа и подразделение военнослужащих РФ.

Было получено официальное разрешение МИД Республики Кабо-Верде, и к 19.00 19 августа все восемь задержанных и одиннадцать членов экипажа были переправлены на борт военно-транспортного самолёта российских ВВС. В этот же день в 21.00 и в 22.00 по местному времени военно-транспортные самолёты российских ВВС вылетели в Москву, куда они прибыли в первой половине дня 20 августа.

Ночью 20 августа Кабо-Верде покинул и сторожевой корабль «Ладный», который направился в сторону находящегося в дрейфе в Атлантическом океане в 250 милях к юго-западу от Кабо-Верде сухогруза «Арктик Си». На борту последнего находятся четверо членов экипажа для несения вахты и несколько военнослужащих со сторожевого корабля «Ладный» в целях сопровождения.

Выявлено, что из числа подозреваемых двое - граждане России, один - гражданин Эстонии, один - гражданин Латвии и четверо не имеют гражданства. Первичный досмотр судна не выявил на нём каких-либо подозрительных грузов. Более подробный досмотр будет произведён в одном из портов по пути следования «Арктик Си».

В июне 2010 года в российском суде прозвучала версия о причастности к захвату судна спецслужб Эстонии, в частности их бывшего сотрудника Ээрика Кросса. Прокурор Эстонии заявил, что данная версия не подтверждается, «дезинформацией» назвал данную версию председатель комиссии по делам Евросоюза в парламенте Эстонии Марко Михкельсон

13 января 2012 год Россия объявила в международный розыск бывшего главу эстонской разведки Эрика Кросса. Ему заочно предъявлено обвинение в пиратстве по делу о захвате сухогруза «Арктик Си» .

Фотогалерея

Полезная информация

«Арктик Си»
англ. Arctic Sea
досл. «Арктическое море»

Иные мнения и верси

Различные официальные и иные источники в ходе поисков судна и позже высказывали альтернативные российской версии и предположения о событиях, связанных с похищением судна, роли российских властей и характера груза самого судна: в частности Мореходные власти Мальты 18 августа заявили, что судно «никуда не исчезало». Необычность обстоятельств предполагаемого исчезновения судна были отмечены Комиссией Евросоюза и в СМИ.

19 августа 2009 г. бывший командующий Вооружёнными силами Эстонии адмирал Тармо Кыутс (эст. Tarmo Kõuts) сказал (первоначально в интервью эстонской газете «Postimees», повторив в позднейших интервью), что только присутствие крылатых ракет на борту судна может объяснить странное поведение российских властей в течение всего месяца эпопеи; он отметил также: «Как моряк с многолетним опытом, я могу заверить вас, что официальные версии неправдоподобны.» 21 августа того же года российский представитель в штаб-квартире НАТО Дмитрий Рогозин назвал утверждение бывшего эстонского адмирала, представителя ЕС по борьбе с пиратством, о том, что сухогруз мог везти крылатые ракеты для Ирана «фантазиями морехода из Эстонии».

Главный редактор «Морского бюллетеня» Михаил Войтенко, известный как специалист в области морского судоходства 8 августа 2009 года одним из первых сообщил о пропаже судна. Позже он высказал предположение, что «Арктик Си», наряду с перевозкой легитимного груза, одновременно перевозил оружие для одного из африканских режимов. По его словам, вскоре после того, как он высказал эту точку зрения, ему пришлось покинуть Россию и обосноваться в Турции, а затем в Таиланде в связи с полученными от неизвестных людей угрозами. Михаил Войтенко считает, что провести такого рода масштабную акцию по захвату судна, при которой его невозможно обнаружить, пиратам не под силу.

9 сентября 2009 г. Би-би-си, со ссылкой на «высокопоставленный источник, близкий к израильской разведке», сообщила, что Израиль был причастен к перехвату сухогруза Arctic Sea; по данным израильских средств массовой информации, 7 сентября того же года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху совершил тайный визит в Москву и предложил Москве самостоятельно прекратить перевозку во избежание публичного скандала.

12 сентября того же года сообщалось, что министр по делам разведки и атомной энергии Израиля Дан Меридор подтвердил, что израильский премьер Биньямин Нетаньяху совершил 7 сентября визит в Москву, отказавшись раскрыть цель и причины строжайшей секретности; ранее пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков утверждал, что ничего не знает о встрече главы российского правительства с израильским коллегой.

В начале октября визит Нетаньяху объясняли тем, что премьер вручил Кремлю список российских учёных, которые, по мнению израильтян, помогали Ирану в создании ядерной боеголовки.

14 сентября 2009 г. в СМИ появились конспирологические версии подоплёки пожара в здании штаба войсковой части ГРУ Генштаба России в Тамбове 13 того же сентября, увязывавшие инцидент, в котором погибли некие «документы особой государственной важности», с историей сухогруза Arctic Sea.

В начале октября 2009 г. газета The Financial Times приводила мнение бывшего офицера ГРУ и эксперта по вопросам безопасности Антона Сурикова, который утверждал, что на судно могло иметь место 2 нападения: первое — у берегов Швеции ночью 24 июля с целью получения доказательств для правительств Британии и США наличия на борту оружия, второе — позже, 1 августа, организованное правительствами названных стран, для дальнейшего закулисного торга между вовлечёнными державами.

«Новая газета» от 12 октября 2009 г. приводила мнение М. Войтенко: «<…> В истории мирового судоходства ещё ни одно захваченное пиратами и бандитами судно не таскали взад и вперёд на буксире под охраной военных по океану неделями для проведения „следственных мероприятий“.

Например, освободили судно из сомалийского плена — судно доползает до ближайшего порта, экипаж тут же меняют, делают необходимый ремонт, судно приводят в более-менее нормальное состояние, снабжают всем необходимым, и оно продолжает прерванный рейс. В случае же с Arctic Sea российская сторона, освободив, так сказать, судно, берет его под свою юрисдикцию, окружает железным занавесом секретности и держит в океане месяц с лишним, а вместе с ним и четырёх моряков из экипажа — и уже всем, кроме разве СКП, очевидно, что держат против их, моряков, воли. Несмотря на крики несчастных родственников и призывы общественности. <…>

В общем, российская сторона хочет избавиться от судна и спихнуть его судовладельцу, не отвечая за последствия, убытки, ущерб… и в конечном счёте — за свои действия.»

Прокурор Верховного суда Испании Хосе Гринда Гонсалес, известный расследованиями деятельности русской мафии в Западной Европе, считает историю с Arctic Sea свидетельством нелегальной торговли оружием на высшем уровне.

Состоятельность или несостоятельность версии о торговле оружием с Ираном

Версия о том, на сухогрузе Arctic Sea перевозилось оружие для Ирана может показаться несостоятельной в силу того, что Российская Федерация и Иран имеют морскую границу, поэтому нелегальную торговлю оружием, если она была, проще и безопаснее организовать через Каспийское море.

Однако, как показывает практика, возможности судоходства на Каспии и портовые мощности российских и иранских портов крайне ограничены.

Иранские порты на южном Каспии представляют из себя рыболовецкие порты или специализированные площадки для приема грузов нефтяных платформ, а не площадки генеральных грузов, необходимые для обработки продукции машиностроения (вооружения).

Поэтому большая часть российского грузооборота с Ираном осуществляется по маршруту, по которому и шел Аrctic Sea.

Исключениями являются порты Энзели, через который идёт большая часть Российского экспорта леса и металлопроката в Иран и который оборудован кранами грузоподъёмностью до 120 т. и Махачкала, также обладающая развитым портовым хозяйством.

Кроме того, существует возможность поставок оружия с Российской военной базы в Армении по суше.

Дальнейшая судьба судна

В феврале 2010 г. судно купила канадская компания Great Lakes Feeder Lines, осуществляющая каботажные перевозки между Галифаксом, Монреалем, озером Онтарио и другими портами Канады и США.

В апреле 2010 г. флаг Мальты, под которым судно ходило у прежнего владельца Malta Arctic Sea Ltd (100 % акций компании принадлежали Solchart), был сменён на флаг Барбадоса.