Учёные Средневековья .

Фома Аквинский

Средневековый философ и богослов. Жил примерно в период от 1223- 1274 гг. Родился в итальянской дворянской семье. Несмотря на протесты родителей, стал монахом – доминиканцем и учился у одного из известных теологов своего времени в Кёльне. Затем, он преподавал в Париже, и даже какое-то время находился при папском дворе. Фома с раннего детства интересовался книгами и размышлял о Боге.

Он был тихим, полным, молчаливым и на редкость серьезным мальчиком, постоянно искал ответы на вопросы о существовании Бога. Фома любил книги и, наверное, предпочел бы их всем сокровищам на свете. Однажды его спросили, за что он благодарен Богу больше всего, Фома ответил: «Я понял каждую страницу, которую читал».

Фома Аквинский стал основателем движения, которое получило название – схоластика. Оно опиралось на авторитет Аристотеля, а так же ранних отцов церкви. Именно благодаря Фоме Аквинскому работы Аристотеля были признаны в христианской Западной Европе. Основные его мысли изложены в работе «Сумма теологии». Фома Аквинский понимал человека как совокупность тела и души. Он считал душу бессмертной. Душа в понимании философа – это некая духовная основа личности. Личностью же является весь человек.

Фома Аквинский считал, что каждая душа принадлежит к своему телу в строгом соответствии, и их единство формирует саму личность. В своих трудах, он развивает мысль о том, что человек такое творение, которое обладает способностью к познанию, а так же наделен свободной волей. А добродетели проявляются в человеке, если развились так называемые духовные способности, чем являются интеллект и воля. Он выдвигает пять доказательств существования Бога и говорил о том, что научные истины и догматы веры противоречить друг другу не могут, потому они гармонично связанны друг с другом. Он рассуждал о мудрости, как о стремлении постигать Бога, а науку рассматривал как средство, которое этому способствует. После смерти ему был присвоен титул «ангельский доктор», а через какое-то время Фомупричислили к лику святых.

Роджер Бэкон

Роджер Бэкон жил в период между 1214 -1294 гг. Он был философом, естествоиспытателем, преподавал в Оксфорде и был монахом-францисканцем. Отличался большими энциклопедическими познаниями в разных сферах науки, написал несколько трактатов среди них: «Большое сочинение», «Малое сочинение», «Третье сочинение» и «Компендий философии».

Роджер обращал большое внимание «опытной науке» и считал, что именно на ней основывается любая другая наука. Он стремился формировать так называемую энциклопедию наук, в рамках которой хотел объединить философию математику, физику и этику.

Он доказывал, что человек сам по себе всегда стремится к абсолютной истине, но ему открывается только та часть, которую Бог пожелает ему открыть. Был противником диктата схоластической философии, которая в то время была ведущей. Бэкон говорил о том, что существует три типа познания: авторитет, опыт и рассуждение. Опыт он делил на два типа - внутренний и внешний.

Последователем идей Роджера Бэкона можно считать Леонардо да Винчи, который так же в своих трудах ориентировался на практический опыт и с недоверием относился к отвлеченной науке. Идеи Бэкона не находили поддержки, и более того учение философа было осуждено орденом францисканцев, но несмотря на это, именно его понятие об «опытной науки» и достижения в области естествознания дали толчок к развитию философии Нового времени. Роджер Бэкон выдвинул немало идей и технических мыслей (например,идеи о создании телескова и летательных аппаратов), которые во многом опережали свою эпоху..

Юлия Шерстюк - лингвист, политолог. Москва.

  1. Введение
  2. Заключение
  3. Литература

Введение

Средние века – более чем тысячелетний (V – XV вв.) период в истории человечества. Этот время господства религиозного мировоззрения в духовной жизни, когда три мировые религии, зародившиеся на Востоке - буддизм, христианство и ислам, - определяют философские учения и развитие художественной культуры. Когда культура существует в фольклорно-обрядовой и культово-религиозной формах, а художественный канон имеет большее значение, чем личность художника.

Средневековая культура была исторически закономерным и во многом прогрессивным этапом в развития человечества. Положительный вклад средневековья в историю мировой культуры объективно велик. Он сказался отчасти в философии, содержавшей, несмотря на господство идеализма и схоластики, ценные материалистические и диалектические тенденции. Он проявился также в области научных знаний. Средневековая культура это не застывший мир, а живое движение по пути поисков высшего совершенства. Материальную основу средневековой культуры составляли феодальные отношения. Переход к феодализму и его развитие происходили у разных народов по-разному.

История средних веков ближе к нашему времени, чем история древнего мира. Много ее «следов» сохранилось на поверхности земли. В старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные домами средневековых ремесленников, купцов, крепостные стены и башни, величественные храмы.

От средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник. До нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. Все документы были рукописными.

Развитие наук в средневековой Европе

Восточные государства значительно опережали Европу в экономическом и культурном развитии в течение эпохи раннего средневековья (VII-XI вв.) Если, например, Бируни переводил Птолемея, определял радиус Земли, размышлял о гелиоцентрической системе мира, то в Европе господствовали наивные представления о Земле как о плоской лепешке, накрытой хрустальным колпаком и опоясанной океаном.

Однако уже с X в. начинают развиваться экономические и культурные связи Европы и Востока. Большую роль в этом сыграли со второй половины XI в. знаменитые крестовые походы, доставившие европейцам новые сведения: экономические, технические и культурные.

Происходящее в Европе развитие ремесла и торговли способствовало оживлению экономики и культуры. Появляются первые университеты, сначала в Испании, где уже арабами был организован университет в Кордове, затем в Италии, Париже и Англии. Университет средневековой Европы существенно отличался от современного университета, однако до нашего времени сохранились ученые степени доктора и магистра, звания профессора и доцента, лекции как основная форма сообщения знаний, факультеты как подразделения университета.

Лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации.

Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов.

Другой предпосылкой будущего расцвета науки послужило развитие техники. Механические часы, очки, книгопечатание, производство бумаги сыграли огромную роль в развитии естествознания.

Основным фактором, определившим революционные изменения в развитии общества и науки, было то, что внутри феодального общества вызревали новые производительные силы, пришедшие в противоречие с феодальными производственными отношениями и потребовавшие как новых форм общественного бытия, так и новой науки. Пока же культивировавшаяся в университетах схоластическая наука базировалась на антинаучном по самой сути принципе - истина уже открыта в священном писании и в трудах богословских авторитетов (к которым причислялся и приспособленный к нуждам церковного мировоззрения Аристотель), и долг ученых - изучать и комментировать эту истину.

В этих условиях науке было трудно развиваться; свободная, самостоятельная мысль беспощадно подавлялась. Эта эпоха вошла в историю науки как «период застоя», как «темная ночь средневековья». Однако и в это время жили и работали люди, возвышавшиеся над общим уровнем, искавшие новых путей познания. Таким был, например, знаменитый монах Роджер Бэкон (1214-1294). Бэкон родился в Англии в графстве Сомерсет, учился в Оксфордском и Парижском университетах, в 1250 г. вступил в монашеский орден францисканцев. В Оксфорде он занимался научными исследованиями.

Независимость в мышлении навлекла на него обвинение в ереси, и он был заключен в тюрьму. Освобожденный папой Климентом IV, он уехал во Францию, но там вновь подвергся преследованиям и вышел из тюрьмы только глубоким стариком в 1288 г.

Бэкон не ограничивался указанием на большое значение опыта. Он неутомимо экспериментировал и сам производил химические, оптические, физические эксперименты и астрономические наблюдения.

Бэкон знал действие камер-обскуры, увеличивающее действие выпуклых линз, установил, что вогнутые зеркала фокусируют параллельные пучки в точку, лежащую между центром и вершиной зеркала, предвидел возможность построения оптических приборов. Он сделал шаг вперед в объяснении явления радуги, сравнивая ее цвета с радужными цветами при преломлении света в хрустале, в каплях росы, в водяных брызгах.

При этом он установил, что угол, образованный направлением падающего на водяные капли луча с лучом, направленным от радуги в глаз, составляет 42°.

В XIVв. начинается реакция. Усиливается со стороны церкви борьба с «ересью», вводится пытка. Было осуждено учение и сожжен труд Николая из Отрикура, который, следуя атомистам, утверждал, что в мире нет ничего, кроме сочетания и разделения атомов Он был вынужден отречься от своего учения. Церковь осудила также учение Вильгельма Оккама, который защищал возможность двух видов познания - научного и божественного откровения - и требовал свободы для научного познания. Тем не менее и в XIV в. жизнь не стояла на месте. Продолжается развитие техники, появляются башенные колесные часы в Париже, в Германии, в Москве. В 1440 г. Иоганн Гуттенберг (1400-1468) изобретает книгопечатание отдельными вырезными буквами. Наступала новая эпоха в развитии цивилизации и науки.

В 1519-1522 гг. экспедиция Фердинанда Магеллана совершила первое кругосветное путешествие, доказав экспериментально шарообразность Земли и по существу открыв ее как космическое тело. После Магеллана держаться устаревших средневековых представлений о Земле стало невозможно. Магеллан открыл путь новому пониманию Вселенной, и такое понимание было дано Николаем Коперником. Оно подготовлялось не одними географическими открытиями. Уже в XVв. были люди, провозгласившие новый подход к пониманию природы.

Начиная со второй половины XV столетия на историческую арену выходят великие художники итальянского Возрождения: Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль и другие; религиозные реформаторы: Лютер и Кальвин; великие гуманисты: Томас Мор, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле и другие; отважные путешественники: Колумб, Васко да Гама, Магеллан и многие другие; ученые: Николай Кузанский, Тарталья, Кардано, Рамус, Коммандино, Телезий, Гвидо Убальди, Порта. Список имен можно было бы значительно расширить.

Леонардо да Винчи является предшественником Галилея, Декарта, Кеплера, Ньютона и других основателей современного естествознания. Он одним из первых начал борьбу со схоластическим методом, провозгласил основы нового метода и начал применять его к решению конкретных задач, в частности к изучению движения.

Леонардо живет в другое время, существенно отличное от времени Аристотеля. Он знает порох, наблюдал неоднократно полет снарядов и пуль, и число наблюдаемых движений, продолжающихся и после действия толкающей силы, у него больше, чем у Аристотеля. Поэтому он делает следующий шаг в понимании природы движения и фиксирует в природе наличие инерции и инерционного движения, приписывая его сохранению «природы насилия».

Механика Леонардо, Галилея и Ньютона обобщила новую практику артиллеристов, конструкторов оружия, кораблестроителей, мореплавателей.

Наблюдательность и острота физического мышления Леонардо позволили ему сделать интересные наблюдения и сформулировать ряд положений и задач. Так, он фиксирует важное свойство звуковых и водяных волн распространяться, не мешая друг другу (принцип суперпозиции).

Шифрованные записи Леонардо не вошли своевременно в жизнь науки, и его богатое научное наследие не смогло послужить делу научного прогресса. Но то, что Леонардо жил, работал, думал, имело огромное значение. Устои средневековой науки расшатывались, и деятельность Леонардо, художника, инженера, мыслителя, помогала сокрушать старое и создавать новое.

Наука на средневековом Востоке

Арабские ученые отличались любовью к математике. Усвоив знания древних греков и индусов, они вводят использование десятичной системы и нуля, квадратных и кубических корней. Здесь впервые правильно вычислили размеры Земли, составили самый точный календарь. Первым после начала н.э. измерением Земли мы обязаны халифу Аль-Мамуну: около 820 г. два арабских астронома Халид Ибн Малик и Али Ибн Иса по приказанию этого халифа измерили на равнине Сенжадлину одного градуса земной окружности.

Успешно развивались астрономия и астрология. Так, багдадский ученый-астроном Альбумаэор (IХ в.) описывает пары планеты Марс и комментирует этот факт уже как астролог, говоря, что воспламенения этих паров предвещают смерть царям и смену царств, ибо таковы действия влияния Марса. Интенсивно развивались химия и алхимия: арабы в результате поисков эликсира молодости и философского камня открыли спирт, скипидар, серную кислоту, изобрели пушки.

Сведения об уровне развития арабской медицины приводятся в трактате Ибн-Али Усейбии «Источник сведений о различных классах врачей». В нем помимо данных об уровне развития медицины того времени дан анализ развития медицины разных регионов Арабского Востока: Ирака, Персии, Индии, Египта, Ирака, Испании и Магриба. Приводятся сведения о 400 врачах и уровне их заслуг. Наибольшей известностью пользовался врач и философ Абу-Али Ибн Сина (Авиценна), который помимо изучения анатомии человека составил уникальные рецептурные справочники. Склонность к систематизации многочисленных научных наблюдений прослеживается и в филологии, и в биологии, и в географии.

Арабский Восток славился своими картографами: их топографические карты, составленные высококлассными рисовальщиками во время путешествий, отличались удивительной точностью. Удачный инструмент для упорядочения историко-географического материала был найден арабским географом и путешественником Х в. Шамс-ад-дином Абу Абдаллахом Мукалдаси в виде описания стран дифференцированно «по Климатам». Впоследствии Мухаммед Идриси тоже выделил «семь климатов» и описал присущие им страны.

В VIII – IX веках на арабский язык были переведены многие научные труды древнегреческих, иранских, индийских и других ученых. Особенно много переводов было сделано при Харуне ар-Рашиде и его сыне. В Багдаде тогда был основан «дом мудрости» - хранилище рукописей, где переводили и переписывали книги. По примеру Багдада в других больших городах были созданы «дома мудрости»; в них ученые получали книги, жилье и денежные средства.

Арабским математикам были известны труды Пифагора, Евклида и Архимеда, работы индийских астрономов и математиков. Они создали алгебру (от слова «алджебр» - счет), стали пользоваться индийскими цифрами. У арабов эти цифры потом заимствовали европейцы. До сих пор в Европе эти цифры называют арабскими.

В Багдаде и Дамаске действовали обсерватории. Пользуясь сложными инструментами, астрономы сумели приблизительно вычислить окружность Земли, описали положение видимых звезд на небе. Ученый Аль Бируни (973-1048) из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: географии, истории, астрономии и другим наукам. Он высказал гениальную догадку, что центром нашей Вселенной является Солнце, а Земля движется вокруг него.

Письменная история родилась у арабов вместе с исламом. Появились предания и сообщения о Мухаммеде, его биографии, сведения о том, как возник ислам. Историки прославляли завоевания арабов и в кратком виде излагали историю римских, византийских и иранских правителей.

В большом почете у арабов была география. Об этом говорит пословица: «Кто отправляется в путь ради науки, перед тем открываются двери рая». Географы не только изучали сообщения о других странах, но и стремились побывать в них, с риском для жизни совершали далекие путешествия. Арабские путешественники и купцы описали страны халифата, Индию, Китай, проникли далеко в глубь Африки и Восточной Европы. Они составили карты известных им стран и морей.

Успешно развивалась медицина. В Средней Азии жил великий ученый Ибн-Сина (980-1037), в Европе его называли Авиценна. Он был очень разносторонним мыслителем - философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежит более ста научных трудов. На Востоке Ибн-Сину называли главой ученых. Особенно прославился Ибн-Сина как врач. В своем знаменитом труде по медицине он описал признаки многих болезней, которые до него не умели различать. Автор энциклопедии теоретической и клинической медицины, обобщивший взгляды и опыт греческих, римских индийских и среднеазиатских врачей «Канон врачебной науки». Много веков этот труд был для врачей обязательным руководством.

Значителен был вклад арабов в математическую науку. Живший в Х в. Абул-Вафа вывел теорему синусов сферической тригонометрии, вычислял таблицу синусов с интервалом в 15 , ввел отрезки, соответствующие секансу и косекансу.

Поэт, ученый Омар Хайям написал «Алгебру» - выдающееся сочинение, в котором содержалось систематическое исследование уравнений третьей степени. Он также успешно занимался проблемой иррациональных и действительных чисел. Ему принадлежит философский трактат «О всеобщности бытия». В 1079 г. он ввел календарь, более точный, чем современный григорианский.

Выдающимся ученым Египта был Ибн-аль-Хайсам, математик и физик, автор знаменитых трудов по оптике.

Больших успехов достигла медицина - она развивалась более успешно, чем в Европе или на Дальнем Востоке. Абу Бакр Мухаммед ар-Разщ известный багдадский хирург, дал классическое описание оспы и кори, применял оспопрививание. Сирийская семья Бахтишо дала семь поколений знаменитых врачей.

Развивалась и историческая мысль. Если в VII-VIII вв. на арабском языке еще не было написано собственно исторических сочинений и существовало просто множество преданий о Мухаммеде, походах и завоеваниях арабов, то в IХ в. составляются крупные труды по истории. Ведущими представителями исторической науки были ал-Белазури, писавший об арабских завоеваниях, аль-Накуби, ааг-Табара и ал-Масуди, авторы трудов по всеобщей истории. Именно история останется той фактически единственной отраслью научного знания, которая будет развиваться в XIII – XV вв. при господстве фанатически настроенного мусульманского духовенства, когда на Арабском Востоке не развивались ни точные науки, ни математика. Наиболее известными историками XIV – XV вв. были египтянин Макризи, составивший историю коптов, и Ибy - Халдун, первый из арабских историков попытавшийся создать теорию истории. В качестве главного фактора, определяющего исторический процесс, он выделил природные условия страны.

Арабская словесность также пользовалась вниманием ученых: на рубеже VIII – IX вв. была составлена арабская грамматика, которая легла в основу всех последующих грамматик.

К Х в. во многих городах появились средние и высшие мусульманские школы - медресе. В Х - ХIII вв. в Европе сnала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Индийские математики впервые в истории мировой математической науки ввели десятичную позиционную систему счисления и стали употреблять нуль для обозначения отсутствия единиц данного разряда.

Современное начертание цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Не арабского как думали раньше, а индийского происхождения. Оказывается арабы пользовались позиционной десятичной системой счисления, которую они позаимствовали у индийцев, а затем постепенно перенесли в Европу.

Индийские математики создали алгебру, свободно оперировали не только с дробями, но и иррациональными, но и отрицательными числами.

Индийский астроном и математик Ариабхата дал приближенное вычисление числа с точностью до четвертого знака: =3,1416. В алгебре дал правило извлечения квадратных корней из чисел, рассматривал задачи на составление и решение в целых числах неопределенных уравнений. Занимался суммированием кубов натуральных чисел и т.д.

Знаменитый индийский математик и астроном Бхаскара-Акария родился в 1114 г. Решал в целых числах неопределенные уравнения вида: , дал трактовку деления на нуль и некоторые вопросы вычислительной геометрии.

Великим достижение китайской математики стали результаты вычислений, сделанные в V в. отцом и сыном Цзу Чунчжи и Цзу Гэньчжи. С помощью не известных нам методов они получили точное число до десятого знака после запятой. Это достижение было зафиксировано в летописи, сами же труды бесследно исчезли.

Китайцы открыли способ измерения физических тел на расстоянии, пришли к выводу, что «земля имеет форму, а небо лишено тела». Впервые в истории календаря в Китае использовали прецессию, знали около полугора тысяч звезд. Разработали диагностику заболеваний: исходя из учения о темном и светлом началах, объяснили связь между физиологией, патологией и заболеванием, открыли методы биологического контроля за растениями.

В V в. был разработан процесс сплавления металлов, при котором чугун и ковкая сталь плавились до получения новой стали.

В III в. впервые в мировой практике китайцы научились отливать металлические стремена совершенной формы. На запад их принесли с собой воины племени жуань-жуань, которое стало известно под именем аваров. Появился навигационный «кибернетический прибор», работающий по принципу обратной связи. Его называли «повозкой, указывающей на юг». Это устройство не имело ничего общего с магнитным компасом и представляло собой именно повозку, увенчанную нефритовой фигуркой мудреца. Куда бы ни поворачивалась повозка, даже если она ездила по кругу, вытянутая рука мудреца всегда показывала на юг.

Одним из наиболее удивительных предметов, созданных китайскими мастерами, были «волшебные зеркала». Они существовали уже в V в. Выпуклая отражающая сторона зеркала отливалась из светлой бронзы и полировалась до блеска. Оборотная сторона покрывалась литыми бронзовыми рисунками и иероглифами. Под яркими лучами солнца через отражающую поверхность можно было смотреть насквозь и видеть узоры обратной стороны, словно бронза становилась прозрачной. Тайну разгадали только в ХХ в., когда изучению доступна стала микроструктура металлических поверхностей.

В VI в. появились в Китае первые спички. Считается, что своим появлением они обязаны осаде императорского дворца в 577 г. в северном царстве Ци.

Великие открытия Средневекового Китая были немыслимы без развития научных знаний. Усилиями математиков были созданы основы китайской алгебры. Благодаря изобретениям буддийского монаха И Сина (683-727) стало возможно измерить скорость движения небесных тел. Развитию медицины способствовало создание в Танскую эпоху медицинского управления, с помощью которого было положено начало преподаванию различных специальностей медицинской практики. Расцвет географии связан с появлением записей о горных и речных системах Китая и Западного края. Была создана «Карта китайцев и варваров, проживающих в пределах четырех морей».

Выдающимися открытиями были книгопечатание, порох и компас. В IХ в. с резных досок была напечатана первая книга. В середине ХI в. появился подвижной глиняный наборный иероглифический шрифт, а примерно в ХII в. - и многокрасочная печать. Эти достижения привели к созданию первых крупных библиотек и газетного дела. Опыты китайских алхимиков завершились в Х в. изобретением пороха. В ХII в. китайские мореплаватели первыми в мире стали использовать компас.

Общекультурное значение имело также изобретение бумажных денег - ассигнаций. Они появились в стране в конце VIII в. и назывались тогда «летающими деньгами», так как ветер легко уносил их из рук.

В Х в. возникло понятие вакцинации, когда стала практиковаться прививка против оспы.

Китаю принадлежало и первенство в изобретении механических часов. Их сделал И Син, а усовершенствовал в 976 г. Чжан Сисюнь. Их изобретения стали ступенями на пути создания «Космической машины» - величайших китайских часов эпохи Средневековья, построенных Су Супом в 1092 г. Они представляли собой астрономическую часовую башню 10-метровой высоты. Принцип часов Су Супа лег в основу первых механических часов Европы.

Чудом инженерной техники своего времени стал первый арочный мост протяженностью 37,5 м, называемый китайцами и поныне Великим каменным мостом. Он был построен в 610 г. Ли Чунем через реку Цзяо в предгорьях Шаньси на окраине Великой китайской равнины. Самый же известный средневековый пологий арочный мост Китая получил имя Марко Поло потому, что был им подробно описан во время путешествия по стране и назван «самым замечательным в мире». Этот мост был возведен через реку Юядин в 1189 г. к западу от Пекина. Действующий до сих пор, он состоит из 11 арок, длина пролета каждой составляет 19 м, а общая протяженность - 213 м.

Еще одним китайским чудом литейного и инженерного искусства является восьмиугольная колонна - так называемая «Небесная ось». На ее сооружение в 695 г. пошло 1325 т чугуна. Колонна (32 м в высоту и 3,бм в диаметре) покоилась на фундаменте окружностью 51 м и высотой 6 м. На ее вершине был расположен «облачный свод» с четырьмя бронзовыми драконами (каждый высотой 3,6 м), поддерживавшими позолоченную жемчужину.

Самым же знаменитым научным открытием эпохи Юань был календарь, в котором длительность года составляла 365, 2425 суток, что лишь на 26 секунд расходилось с тем временем, в течение которого Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца. Это совпадает с действующим в настоящее время григорианским календарем, который появился на 300 лет позже.

В империи Мин была возрождена традиционная система образования, однако она не смогла достичь размаха Сунского времени. В обеих минских столицах, Пекине и Нанкине, были открыты высшие государственные школы, в которых обучали военным наукам, медицине и даже магии. Восстанавливались местные школы-академии, областные, окружные и уездные училища. Указом 1375 г. предписывалось создать сеть начальных деревенских (общинных) школ. Наряду с государственными открывались частные учебные заведения. Все типы школ находились под контролем администрации.

Развитие научных знаний отразилось в практике создания трудов энциклопедического характера, в которых обобщались знания по сельскому хозяйству, технике ремесленного производства, фармакологии. Особое развитие в эпоху Мин получила история. В начале ХV в. был издан «Великий свод годов правления Юн-лэ». Эта энциклопедия состояла из 11095 томов и 22877 глав и содержала разделы по истории, географии, медицине, технике и искусству.

Расширению географического кругозора способствовали описания земель, сделанные участниками грандиозной экспедиции под руководством Чжэн Хэ, и составленная входе нее «Карта морских плаваний Чжэн Хэ». С 1405 по 1435 гг. в страны Юго-Восточной Азии, Индию, Аравию и Африку было совершено семь экспедиций китайского флота под руководством Чжэн Хэ, который в разных походах вел от 48 до 62 только крупных кораблей. Кроме культурнопознавательных экспедиции имели торговые и дипломатические цели.

Выдающейся фигурой эпохи Хэйань в Японии был буддийский монах, писатель, каллиграф, просветитель Кукай, известный также под именем Кобо-дайси. Ему приписывают создание первой японской слоговой азбуки хираганы на основе китайского курсивного иероглифического письма. Позже звуки той же азбуки стали записываться знаками другой системы. Так родилась катакана.

Появляется особый раздел графического искусства красивого письма - каллиграфия. Ее выдающимися представителями наряду с Кукаем были Косэй (971-1027), Цофу (925-996) и Сари (933-988). Образцом им обычно служили китайские иероглифы. Однако их кисть всегда рождала самобытную красоту.

В начале IХ в. усилиями Кукая была открыта и первая школа для детей простых горожан и чиновников низкого ранга. Для высшей аристократии был создан столичный университет, имевший четыре факультета: ведущий историко-филологический, юридический, исторический и математический. Обучение велось по китайскому образцу и включало овладение шестью конфуцианским искусствами: ритуалом, музыкой, литературой, математикой, стрельбой из лука и управлением колесницей. Собственные школы имели некоторые знатные аристократические семьи, однако эталоном для них оставалось университетское образование.

Храмы были настоящими исследовательскими центрами древних майя. Основы математики, астрономии, письменности они переняли у ольмеков. В то время эти науки были тесно связаны между собой. Наблюдения за звездным небом фиксировались письмом и связывались в последовательности и периодичности математикой. Впервые в мире майя разработали точную систему нумерации и применили идею учета местоположения при записи больших чисел. На тысячи лет раньше Европы они оперировали понятием нуля и выражали бесконечно большие величины.

Мысль о том, что все живое (в том числе звезды, светила, люди) подчинено числовым периодичным законам гармонии, необходимости и стабильности, привела к появлению астрологии. Зодиак майя представлял собой иллюстрацию модели космоса, привязанную к реинкарнационному циклу человека. В нем было 13 главных созвездий.

Майя определили продолжительность года (365,242129 дня) и период обращения Луны вокруг Земли (29,53059 дня), с необычной точностью, даже для нашего времени, предсказывали затмение Луны и фазы Марса и т. п. Остается загадкой, как смогли они получить такие точные цифры столь примитивными средствами: вертикально поставленной палкой и нитками для проведения визуальных линий! Тем не менее, майя имели самую точную среди древних цивилизаций систему летоисчисления.

Майя также имели весьма обширные знания по минералогии и сейсмологии, географии и геодезии, метеорологии и медицине. Высокого уровня достигли диагностика, гомеопатия, искусство массажа и хирургическая практика. Проводились сложные операции по удалению опухолей, соскабливанию катаракты с использованием наркотических средств в качестве наркоза.

Майя развили, обогатили и усложнили ольмекское иероглифическое письмо новыми элементами. В большинстве своем их иероглифы имеют строго определенное фонетическое значение и являются слогами. Долгое время они не поддавались расшифровке, и только в 1959 г. ленинградский ученый Ю.В. Кнорозов впервые их прочитал. Это позволяло ознакомиться с содержанием книг майя. К сожалению, до нас дошло всего три майяских манускрипта - многое было сожжено испанскими завоевателями в ХVI в.

Немногочисленные сохранившиеся книги майя условно называют кодексами и различают по месту хранения: Парижский, Дрезденский, Мадридский. Кроме них еще имеется несколько рукописей, написанных латиницей в первые годы завоевания Америки европейцами. Это «Пополь-Вух» и «Чилам-Балам». «Пополь-Вух» состоит их трех главных частей: космогонической, мифологической (о двух братьях-близнецах Хун-Ахпу и Шбаланке и их путешествии в преисподнюю - Шибальбу) и антропогонической (о создании прародителей человечества). Текст передает религиозные, философские и эстетические воззрения майя.

Среди инков были хорошие математики, астрономы, инженеры и врачи. Основой инкской науки была математика. Она базировалась на десятеричной системе и положила начало развитию статистики.

Широкое применение нашла математика в астрономии. По всей территории Перу были размещены обсерватории, где определялись дни солнцестояния и равноденствия, наблюдали за Солнцем, Луной, Венерой, Сатурном, Марсом, Меркурием, созвездиями Плеяд, Южного Креста и т.д. Солнечный год инков делился на двенадцать месяцев по тридцать дней каждый плюс один добавочный месяц из пяти дней.

В Тауантинсуйу были свои географы и картографы, делавшие прекрасные рельефные карты, а также историки.

Но наиболее развитой наукой в государстве признана медицина. Болезни считались следствием греха, поэтому врачебной практикой занимались жрецы и знахари. Они лечили магическими приемами, постом, кровопусканиями. Промываниями желудка и кишечника, а также травами. В тяжелых случаях прибегали к операциям (трепанация черепа, ампутирование конечностей) и т.д. Применяли особый способ обработки ран - с помощью муравьев, а также обезболивающие средства, например коку, ценившаяся очень высоко. Свидетельством эффективности инкской медицины служило долголетие жителей империи - 90-150 лет.

Однако несмотря на отлаженную государственную систему и высокий уровень достижений великой державы Солнца, она просуществовала недолго и ее настигла участь всех цивилизаций доколумбовой Америки ХVI в. При встрече с европейцами она гибнет, сломленная натиском непонятного для инков мира алчности и вероломства.

Особенности средневековой науки

Важнейшей особенностью средневековой науки является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Церковь оказывала огромное влияние на формирование религиозного мировоззрения, распространяя идеи христианства, проповедуя любовь, всепрощение и всем понятные нормы социального общежития, веру во всеобщее счастье, равенство, добро. В средние века картина мира основывалась главным образом на образах и толкованиях Библии. Исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. В сознании человека эпохи средневековья мир виделся как арена противоборства добра и зла, как некая иерархическая система, в которой нашлось место и Богу, и ангелам, и людям, и потусторонним силам тьмы. При этом сознание человека эпохи средневековья было глубоко магическим. Это была культура молитв, сказок, мифов, волшебных заклятий.

Средневековая культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Пришли в упадок математические и естественные научные дисциплины. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она утверждала школьную программу и отбирала контингент учащихся.

В средние века не произошло подлинной дифференциации научного знания. Многие ученые занимались разными науками. Ученый Аль Бируни из Средней Азии написал множество ценных трудов по различным отраслям знания: география, история, астрономия и другим наукам. Ученый Ибн Сина был очень разносторонним мыслителем – философ, астроном, географ, медик, поэт. Ему принадлежат более ста научных трудов.

В средние века процветали такие своеобразные науки, как астрология и алхимия. Астрологи утверждали, будто бы по звездам можно определять будущее. С ними советовались короли, полководцы и путешественники, прежде чем что–либо предпринять. Алхимики были заняты поисками «волшебного камня», с помощью которого можно было бы превратить любой металл в золото. Как ни фантастичны были цели алхимиков и астрологов, их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний по астрономии и химии. Алхимики, например, открыли и усовершенствовали способы получения красок, металлических сплавов, лекарственных веществ, создали многие химические приборы и приспособления для проведения опытов.

Заключение

В средние века человечество сделало крупный шаг вперед по сравнению с древностью в развитии хозяйства, культуры и морали.

Многие из ныне существующих городов появились в средние века. Это дало огромный толчок развитию хозяйства и культуры.

Со времен средних веков люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механическими часами. Мускулы человека в некоторых видах работ были вытеснены водяным двигателем. Появились доменные печи, а металл стали обрабатывать на сверлильных, токарных, шлифовальных станках. В производстве тканей начали пользоваться самопрялкой с ножным управлением и горизонтальным ткацким станком. Для развития военного дела решающее значение имело изобретение пороха и огнестрельного оружия.

В мореплавании люди применили компас и другие приборы. Они научились строить более совершенные корабли. Смелые путешественники обследовали значительную часть суши, морей и океанов, открыли Америку, обогнули с юга Африку. Человек окончательно убедился в шарообразности Земли.

Литература

  1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков»: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 1999
  2. «История арифметики». Пособие для учителей. Государственное учебно – педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, Москва 1959.
  3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н.Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:ЮНИТИ, 2002.
  4. Культурология для технических вузов. «Учебник для технических вузов». Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  5. Энциклопедический словарь юного математика/ Сост. А.П.Савин. – М.: Педагогика, 1989.

Похожие материалы

В Европе в эпоху Средневековья, которая приходится на промежуток между пятым и семнадцатым веком, наиболее важными считались такие науки как философия, богословие, математика и механика, поэтому наиболее знаменитыми учёными того времени считаются люди, которые внесли большой вклад в развитие именно этих областей научного знания.

Николай Коперник

Польский учёный, который известнее каждому современному человеку тем, что обосновал теорию устройства мира, по которой все планеты движутся вокруг Солнца. Кроме этого, он сделал другие важные открытия:

  • написал свой автопортрет;
  • написал труд «О вращениях небесных сфер»;
  • сделал несколько важных открытий в медицине и успешно лечил своих современников.

Галилео Галиллей

Учёный-физик и астроном, который продолжил дело Николая Коперника и на основе его трудов начал исследовать перемещение тел на самой Земле. Он построил телескоп, описал принцип маятника и сделал множество открытий в физике, которыми пользуются современные учёные.

Роджер Бэкон

Также он известен как Удивительный доктор, поскольку получил степень доктора философии, несмотря на тюремное заключение и критику авторитетных учёных – философов. Бэкон совершил множество открытий в различных областях науки:

  • занимался теорией увеличительных стёкол и перспективой;
  • оспаривал главенство схоластической философии;
  • исследовал состав металлов и их пользу для медицины.

Уильям Оккам

Он был монахом францисканского ордена и написал огромное количество трудов по философии, став родоначальником современной науки – эпистемологии. Эта область философского знания пользуется принципом, который именуется «Бритва Оккама» и гласит: «Не стоит умножать сущее без необходимости».

Леонардо из Пизы

Более известен он как Фибоначчи был крупным математиком эпохи Средневековья. Он первым стал использовать десятичную систему исчисления при решении задач, а также записывал свои вычисления арабскими цифрами, которые стали привычными для большинства современных людей. В своих трудах он оставил множество загадок, над которыми до сих пор «ломают голову» математики всего мира.

Николай Коперник - польский астроном. Сделал вывод о том, что Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Джорджано Бруно - итальянский астроном.Его научные исследования позволили сделать вывод о том, что вселенная бесконечна.

Галилео Галилей - изобретатель телескопа, исследовал законы падения тел, открыл спутники Юпитера.

Исаак Ньютон - создал первый зеркальный телескоп, открыл закон всемирного тяготения, законы распространения света; разработал теорию, доказывающую, что природа подчиняется законам механики.

Френсис Бекон предложил опытный метод изучения явлений природы.

В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV - Увв.) и Фомы Аквинского (ХШ века).

По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство - необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка - великий грех перед государством и церковью.

Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис -«Философия - служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия -греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.

Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли -лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей - частная собственность.

Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.

Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли - утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590­1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.

Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.

Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму.

Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)

3. Эпоха Возрождения, Нового времени и Просвещения - главные ученые и их основные труды.

Период нового времени ознаменован трудами ученых Г. Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество - высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.

Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье (1689-1755гг.), Ж.Ж.Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

И. Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них - внутренние общественные противоречия.

Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).

«Люди пытаются разгадать тайную силу природы, что не приносит им богатства. Их единственное стремление – умножить свои знания. С той же извращенной целью они изучают искусство магии… Что до меня, то я не желаю знать путь, по которому движутся звезды, и все священные тайны я ненавижу».

Это отношение Блаженного Августина, епископа из Хиппо в Северной Африке и одного из раннехристианских Отцов Церкви, чье учение оказало большое влияние на развитие религиозной мысли в Средние века, типично для подхода христианских иерархов Европы к чисто светским знаниям. Все, что хотя бы пахло новизной, предавалось анафеме, а на изучение «сил природы» смотрели весьма неодобрительно, если оно шло вразрез с христианским учением. Тем не менее поиск мирских знаний продолжался. Исследование «искусства магии» и изучение движения планет продолжалось вплоть до Нового времени. Однако самый большой толчок к развитию наука получила в XII–XIII веках, в основном благодаря знакомству западного христианского мира с работами греческих авторов, в особенности Аристотеля (чаще всего эти работы были переведены на латынь с арабских вариантов).

Это движение вперед светской науки сопровождалось более критическим отношением многих ученых к консерватизму церковных властей. Аделард Баттский был одним из тех, кто в начале XII века оказался под глубоким впечатлением от арабских текстов, которые он переводил на латынь. Это привело его к конфликту с первыми Отцами Церкви и устоявшимися традициями. В своей книге «Естественные вопросы» Аделард пишет:

«Руководствуясь логикой и разумом, я учился у своих арабских учителей, в то время как вы, упиваясь своей властью, упорствуете в заблуждениях, тормозящих прогресс; как иначе, кроме как уздой, можно назвать власть авторитетов? Точно так же, как дикие животные бегут туда, куда их гонят палкой, так и вы под властью писателей прошлого стремитесь к опасности, связанные своей животной доверчивостью».

Однако консервативные церковники не принимали новых учений. Стефан, епископ из Турнея, был одним из тех, кто возглавил борьбу с «модернизмом». В письме к папе в 1202 году он горько сетует:

«Изучение Священного Писания привело к немалому раздору и путанице, потому что ученики приветствуют только новое, а учителя ищут скорее славы, а не знаний. Так называемые либеральные факультеты, потеряв свою изначальную свободу, погрузились в непотребство, когда длинноволосые недоросли узурпируют места своих профессоров, а безбородые юнцы сидят на местах, предназначенных для старших, а те, кто еще даже не знает, что значит быть учеником, претендуют на звание учителя. Они пишут комментарии к великим книгам, щедро сдобренные болтовней, но не приправленные солью философии».

Вообще говоря, обвинения епископа звучат вполне современно. Новое отношение, по поводу которого он сетует, было в основном результатом знакомства в XIII веке с переводами «Физики» и «Метафизики» Аристотеля. До того времени студенты изучали лишь его «Логику». Многие консерваторы, подобно Стефану, понимали, какую опасность ортодоксальному учению представляет это новое знание. Сразу же, как будто в панике, были предприняты попытки освободить вырвавшееся на свободу и быстро распространявшееся новое течение от влияния греческих научных идей. В 1231 году был издан указ, по которому в Парижском университете запрещалось «публично читать книги Аристотеля о философии природы или комментарии к ним, и мы запрещаем делать это под страхом отлучения от церкви».

Началась борьба между ортодоксальной религией и наукой. Университет Тулузы, находящийся на свободолюбивом юге, выступил на стороне модернистов, утверждая, что книги Аристотеля, запрещенные в Париже, можно читать здесь всем, кто хочет проникнуть в тайны природы. К 1231 году церковь была вынуждена пойти на компромисс, и в апреле папа объявил, что «поскольку, как мы выяснили, книги о природе, которые были запрещены в Париже, содержат в себе как полезные, так и бесполезные идеи, мы повелеваем, чтобы вы изучили эти книги… и полностью исключили то, что вы найдете ошибочным или вредным, чтобы все оставшееся можно было бы без промедления начать изучать».

В ответ на это святой Фома Аквинский (род. в 1270 г.) повторно перевел работы Аристотеля и в своей знаменитой книге «Итог» поместил комментарий к ним и попытался примирить языческие и научные идеи Аристотеля с научными идеями христианства.

Арабские переводы также привнесли в западное христианство псевдонаучные алхимические идеи. Алхимия строилась на теории «четырех элементов» Аристотеля. Согласно этой теории материя состояла из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Также считалось, что все материальные тела имеют четыре свойства – жар и влагу и их противоположности – холод и сушь. Экспериментальным путем было выведено, что холодная мокрая вода при нагревании могла изменить свое состояние и стать жарким сухим воздухом. Точно так же считалось, что тела могут трансформироваться в первобытную материю, из которой они все были сотворены, если только будет найдено вещество, способное содействовать этому изменению. Поиск этого вещества, известного как «философский камень», был главной задачей алхимии, поскольку считалось, что с его помощью простые металлы можно превратить в серебро и золото. Помимо этого посредством философского камня якобы можно было создать эликсир жизни, который подарит бессмертие любому, кто выпьет его.


Рис. 68. Алхимик Томас Нортон за работой


Для необразованных и суеверных людей посещение лаборатории алхимика было чем-то ужасным. Любые опыты считались колдовством, а ученые, их проводившие, слугами дьявола. У нас имеется картина, изображающая алхимика XV века за работой: луна освещает помещение через готическое окно, лицо алхимика освещено пламенем его горелки, или очага, с помощью которого совершалось «великое делание»; над пламенем висит сосуд в форме лица, герметично закрытый. Вокруг другие очаги, поскольку на подготовительном этапе работы их надо очень много; на скамье рядом находятся распятие из огнеупорной глины, металлические сосуды, стеклянные колбы и реторты, там же можно видеть кочергу, ухваты, прихватки и другую утварь, необходимую для работы с горячими предметами.

Знания алхимика держались в строжайшей тайне, равно как и его записи, которые были зашифрованы и изобиловали символическими терминами. Цвета также имели свое скрытое значение, когда они использовались в иллюстрациях к алхимическим текстам: красный король означал алхимическую серу; белая королева – алхимическую сулему, и эти вещества – не то же самое, что обычная сера или сулема. Король и королева также могли означать золото и серебро. Цвета «великого делания» часто передавались через образы птиц: ворона – черное, лебедь – белое, феникс – красное.


Рис. 69. Очаг и дистиллятор, сконструированные Леонардо да Винчи


Николя Фламмель (1330–1418), который работал вместе со своей верной женой Пернель, был одним из самых знаменитых средневековых алхимиков. Он заявлял, что раскрыл секрет «великого делания», записанный в таинственной «позолоченной книге, очень старой и большой, с обложкой из латуни, хорошо переплетенной, написанной буквами странной формы». Фламмель также украсил аркаду церковного дворика храма Невинных, в Париже, алхимическими символами.

Монах XV века, известный под псевдонимом Базель Валентин, также оставил труд под названием «Двенадцать ключей», в которой двенадцать рисунков изображают алхимические символы. Эти рисунки, по заявлению Валентина, показывают, как «найти двери, ведущие к самому древнему камню наших предков, и самый строго охраняемый источник нашего здоровья». Первый ключ изображает короля и королеву, символизирующих солнце и луну, или золото и серебро популярной алхимии, серу и сулему в алхимических трудах. Агрессивный серый волк символизирует антимоний – металл, который, как считали, имел великие свойства, в частности возможность очищения. Тело волка должно было быть сожжено до пепла на сильном огне – только тогда можно было освободить короля. Этот процесс очищения золота антимонием выполняется трижды, и он символически изображен в виде трех цветков, которые держит королева. Мужчина на деревянных ногах с косой – это Сатурн, символ простого свинцового шара, который должен превратиться в серебро или золото. Веер из перьев павлина с их разнообразием цветов символизирует типы человеческого темперамента.

Алхимики имели разные цели. Некоторые из них были мистиками и идеалистами, которые стремились изменить собственную природу при помощи экспериментов и соответствующей символической философии.

Современный психоаналитик Карл Юнг разгадал философию и глубинный смысл алхимии. Философствующие алхимики считали, что если бы они могли доказать, что в материальном мире основные металлы могут превращаться в золото, то аналогичным образом основные инстинкты в человеке смогли бы превращаться в благороднейшие качества. Одним из наиболее распространенных убеждений Средневековья была вера в то, что человек и Вселенная соотносятся в своей природе и структуре: «Как вверху, так и внизу» – другими словами, макрокосмос (или Вселенная) повторяет себя в микрокосмосе или малой вселенной каждого человека. Кстати, впервые эта мысль была высказана Платоном.

Полной противоположностью идеалистам были шарлатаны, которые получали изначальный запас золота у своих покровителей, вводя их в заблуждение обещаниями, что с помощью этого золота они смогут превратить в благородный металл огромное количество свинца. Дело в том, что, как считалось, драгоценные металлы (как и все в природе) усиливали свои свойства, увеличиваясь в количестве. Изначальное количество золота должно было стать ростком или философским камнем, с помощью которого можно получить большое количество золота. В XV веке Томас Нортон из Бристоля, самый выдающийся алхимик, не был шарлатаном. В поэтической форме он указывал, что «истинные ученые» не вовлекали других ни в какие эксперименты и не вводили их в расходы, но сами несли на себе всю тяжесть «великого делания»:

Ученый ищет истину один

И хочет отыскать волшебный камень,

Работа эта нелегка – и дорога к тому же,

Но никогда не станет он

Просить об одолжении.

О том же самом говорит нам красноречивая картина: рыдающая жена просит денег, чтобы купить хлеба для себя и ребенка, пока ее муж фанатично ищет разгадку тайны, которая сделает их богатыми.

Существовали также «пыхтелки», которых так называли из-за того, что они постоянно раздували меха, чтобы поддержать горение своих печей. Они искренне верили, что упорство и настойчивость приведут к успеху. Некто Гебер был одним из них. Его «Сумма совершенств», написанная в начале XIV века, была основным учебником по химии в западном христианском мире. Люди, подобные ему, фактически стали родоначальниками современной химии.

Пути движения планет, к которым Августин был абсолютно равнодушен, были предметом пристального изучения все средние века, поскольку они напрямую (как считалось) влияли на человеческую судьбу и исторические события. Аристотель в свое время учил, что звезды имели строго определенную траекторию движения в то время, как движение планет бессистемно. Поэтому считалось, что звезды управляют упорядоченным развитием природы – сменой времен года, дня и ночи, – а планеты влияют на ход истории, повседневные события, в том числе время рождения и смерти.

Также считалось, что будущее можно предсказать. В зависимости от дня недели, в который начался новый год, можно определить характер следующих двенадцати месяцев:

«Если календы в январе приходятся на День Господа, то зима будет мягкой и теплой; весна – ветреной, а лето – засушливым. В такой год будет произведено много вина, будут прибавляться стада и будет много меда. Старики найдут свой последний приют, и воцарится мир».


Рис. 70. Николя Оресм вручает свою книгу королю Карлу V Французскому


Часто, когда рождался ребенок, обращались к астрологу, чтобы он составил гороскоп новорожденного. В зависимости от расположения планет и звезд в момент рождения ребенок мог стать знаменитым или прожить жизнь в безвестности, стать ученым или остаться неграмотным, богатым или бедным; наконец, можно было определить, проживет он долгую или короткую жизнь и будет ли эта жизнь спокойной или полной опасностей. Можно было также предсказать, какая профессия наилучшим образом подойдет ребенку. Родившемуся под знаком Марса следовало стать кузнецом или солдатом, а родившемуся под знаком Венеры больше всего удавались творческие профессии.

Герберт Аврилакский (впоследствии папа Сильвестр II), судя по всему, изучал астрологию и другие искусства в Испании, когда там господствовали сарацины. Говорили, что там он также «изучал, что предвещают пение и полет птиц и как вызвать духов из загробного мира». Ведь астролог, как и алхимик, как предполагалось, был еще и волшебником, и о Герберте говорили, что он «лучший колдун во Франции, которому день и ночь повиновались демоны, потому что он приносил им великолепные жертвы, а еще благодаря его молитвам, постам, магическим книгам и огромному разнообразию колец и свечей». Даже его избрание папой приписывалось помощи демонов, и говорили, что он мог решать арифметические задачи с помощью духа, который был заключен в золотом шаре. Быть каким-то образом связанным с арабской наукой значило рисковать быть обвиненным в связях с демонами, если уж не прослыть учеником самого дьявола.


Рис. 71. Циркуль


Однако к концу XIV века ученые начали серьезную атаку на астрологию. Критические замечания в ее адрес показывают, что во многих областях знания начал развиваться более научный подход к действительности.

Николя Оресм (рис. 70), один из величайших математиков XIV века, который в 1382 году умер в сане епископа Лисью, яростно выступал против оккультных наук. Хотя при дворе его покровителя, Карла V Французского, были широко распространены всякого рода предрассудки и суеверия, Оресм пытался показать разницу между собственно астрологией и псевдоастрологией.

Жан де Донс из Падуи был еще одним ученым, обладающим рационалистическим подходом и пытавшимся развенчать астрологическую практику, «не через великую приверженность идеям церкви или потому, что указанная практика запрещена, но потому, что он четко представляет себе ошибку тех, кто тратит свое время на получение этих предсказаний». Как мы знаем:

«Жан жил при дворе графа Вертуса и благодаря трем усвоенным им наукам – философии, медицине и астрологии – получал при дворе плату в 2000 флоринов в год. Этот мастер Жан за свою жизнь создал астрологические приборы для великих ученых Италии, Германии и Венгрии. Среди других приборов, которые он создал, есть один, который называется сферой или часами небесных тел. Этот прибор посредством использования бессчетного количества колесиков показывает движение планет с их окружностями и орбитами; для каждой планеты показана траектория ее движения, так что в любой момент дня и ночи можно определить расположение планет и звезд. Более того, эта сфера устроена таким образом, что, несмотря на множество колесиков… всем движением управляет единственный противовес. Следовательно, все сведущие в астрономии, философии и медицине утверждают, что аналога столь точному инструменту просто не существует».

Современник Жана, Николя Оресм, говорит о такой искусственной сфере как о подспорье для понимания законов движения мира и небесных тел. Далее Оресм таким образом говорит о строении Вселенной:

«Земля – круглая, как шар; философы говорят, что сфера мира состоит из небес и четырех элементов. Первым из этих элементов является земля, твердая и круглая, хотя и не совсем идеальной круглой формы, поскольку на ней есть горы и долины. Но если бы на Землю можно было посмотреть с Луны, то она показалась бы круглой, и эклипс Луны, при отбрасывании на нее тени Земли, тоже показывает, что Земля – круглая. Земля – центр Вселенной, потому что она самая тяжелая из четырех элементов».

Хотя средневековые ученые были правы относительно формы Земли, они ошибались, считая ее центром Вселенной. Предполагалось также, что Земля неподвижно закреплена на своей оси, потому что библейские писатели давным-давно заявили, что «мир – стабильно неподвижен». В XV веке Николай Кузанский поставил эту теорию под сомнение, но лишь в 1543 году Коперник доказал, что центром Вселенной является Солнце, вокруг которого вращаются Земля и планеты.

Но в космографии Оресма Земля была окружена незаконченной водной сферой, а вместе они были заключены в воздушную сферу. Вокруг всего этого существовала огненная сфера. Над этими четырьмя элементами – землей, водой, воздухом и огнем – находится небо. Оно разделено на сменяющие друг друга сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера и Сатурна, за которыми находится сфера неподвижных звезд. По Оресму, существуют и другие сферы, но знания о них не относятся к области естественной философии или астрономии.

В области ботаники средневековые знания в основном опирались на древние источники. Те, кто стремился узнать о лекарственных свойствах растений, в основном использовали «Травник» Диоскорида, писателя I века. Эта книга широко использовалась вплоть до XVII века. В конце Средних веков испанский автор писал:

«Диоскорид нашел и описал эти растения, деревья, травы, животных и минералы, из которых составил те самые шесть книг, которые прославили его во всем мире… И эти труды принесли ему больше славы, чем его участие в военных походах».


Рис. 72. Сфера Николя Оресма


Еще одним знаменитым знатоком растений был Апулей Варвар. Его энциклопедия была составлена примерно в 5 году нашей эры. Все средневековые энциклопедии растений, составленные на основе древних рукописей, изобиловали магическими элементами. Апулей подробно описывает процедуру выкапывания корня мандрагоры, который, как считалось, напоминал по форме фигуру человека:

«Он светит ночью, подобно лампе. Когда ты впервые видишь его головку, прижми ее железом, если сможешь, он обладает столь добродетельными качествами, что не покажется недоброму и нечистому в помыслах человеку… Когда ты видишь его руки и ноги, обвяжи его веревкой. Второй конец веревки привяжи к шее собаки. Положи перед собакой мясо, но так, чтобы собака, пытаясь достать его, потянула за веревку и вытащила корень. Затем возьми растение, скрути его и выжми сок его листьев в стеклянную колбу».

Это растение обладало снотворными свойствами и использовалось для анестезии перед операциями и во время родов.

Некоторые авторы энциклопедий растений XIII века не просто бездумно копировали работы более ранних авторов. Альберт Великий (1206–1280), автор многих научных, теологических и философских трудов, написал книгу о жизни растений, в основе которой лежал труд Дамасцения, написанный до рождения Христа.

Альберт добавляет в этот труд собственные наблюдения, к примеру, что иногда виноградная лоза имеет усики. Он сделал верное предположение, что усики – это потенциальные гроздья винограда, которые не сумели развиться. Альберт также попытался классифицировать цветы по семействам. Однако он сумел выделить только три семейства: в форме птицы (наподобие лесных фиалок и крапивы); в форме колокола (типа вьюнка) и в форме звезды (роза).

Современник Альберта написал энциклопедию растений, которая содержала и более смелые и оригинальные наблюдения. Это был Руфино из Генуи. В предисловии к своему труду он говорит, что намерен опираться на данные авторов прошлого, но затем добавляет: «А после этого говорить буду я». Среди прочего, он дает описание виноградной лозы:

«У нее длинные заостренные листья, желтый цветок и длинный корень. Круглая лоза имеет круглые листья, черный цветок и круглое яблоко на корне. Плод обоих растений в просторечии называется «terrumalium» – они свисают с его ветвей. Другое название этого плода – mellumceli».

Руфино также описывает камфору как смолу, которая горит в воде, как битум горит в масле, если ее поместить на что-то легкое и пустить на воду, когда она горит. «Я доказал, – добавляет он. – И это правда». Здесь мы опять имеем дело с наблюдением, подтвержденным опытом, а не с повторением уже известных знаний.

Симон Кордо из Генуи также написал энциклопедию растений в 1292 году. Эта энциклопедия была основана на знаниях, полученных в ходе его многочисленных путешествий. Он искал растения в горах и долинах, возле рек и на равнинах и в степях. На Крите он беседовал со старой женщиной, от которой узнал названия и свойства трав и растений этого острова. Один грек, который знал латынь, также помогал Симону. Действительно, Кардо, Руфино и Альберт Великий, очевидно, посвящали много времени изучению растений и были среди первых средневековых ученых, которые заложили фундамент ботаники как науки.


Рис. 73. Доминиканец Альберт Великий


Все энциклопедии были иллюстрированы и, без сомнения, имели своей целью показать растения в их естественной форме и цвете, но, поскольку многие из их составителей всего лишь копировали древние манускрипты, изображения растений все меньше и меньше напоминали оригиналы. Помимо этого, растения часто изображались вместе с насекомыми или животными, чьим укусам они якобы служили противоядием. Например, каштан помещали рядом со змеей или скорпионом, а растение мандрагоры изображалось в виде фигурки человека, иногда женщины, но чаще – мужчины. Книга о лекарствах, изготовленных из животных компонентов, часто включала в себя энциклопедию растений. В этих книгах помещались стилизованные изображения животных с рекомендациями по использованию лекарства, сделанного из них. Там содержались не только лекарства и лосьоны, сделанные не только из различных органов, но и из экскрементов животных.

Наиболее научный подход к изучению животных существовал на Сицилии при дворе Фридриха II (1212–1250). Этот молодой человек был также правителем Германии, однако воспитан он был на Сицилии, которую предпочитал своей северной родине. Сицилия, которая поочередно находилась под игом мусульман, скандинавов и германцев, была местом встречи арабской, греческой и северной культур. Фридрих живо интересовался животными и птицами – особенно соколами, собранными в питомнике, который везде путешествовал вместе с ним, даже через Альпы в Германию. Султан Египта прислал его в подарок жирафа – первого, которого увидели в средневековой Европе. Он везде вызывал живейший интерес и восторг. Леопарды, пантеры, ястребы и соколы использовались императором во время охоты. Фридрих написал и собственной рукой проиллюстрировал книгу об «Искусстве охоты и разведении соколов». Его рисунки птиц удивительно правдоподобны; они ярко раскрашены и точны в деталях и, совершенно очевидно, являются результатом долгих и тщательных наблюдений. Та же самая оригинальность видна и в тексте книги. Если Фридрих цитирует Аристотеля, то чаще для того, чтобы поспорить с ним. Когда он дает информацию, почерпнутую из другого источника, то этим источником является зарубежный специалист, приглашенный ко двору императором. Фридрих никогда не делал утверждений, не проверив их экспериментальным путем. Он пригласил в Апулию знатоков из Египта, чтобы изучить возможность высиживания яиц с помощью солнечного тепла. Из-за этого нежелания принимать на веру какие бы то ни было утверждения, а также из-за того, что он фиксировал факты только после долгих наблюдений, книга Фридриха по праву считалась предвестником позднейших трудов по научной зоологии.

Император приглашал ко двору многих известных ученых. Среди них был Майкл Скотт, который специально для императора кратко изложил содержание труда Авиценны «О животных». Майкл также написал книги по астрологии, физиогномике и метеорологии, в то время как гений математики, Леонард из Пизы, написал для Фридриха «Труд об абаке».

Сицилийский король Роджер, дед Фридриха, также интересовался научными проблемами, но в основном его привлекала география. Не удовлетворенный содержанием книг арабских авторов, он призвал ко двору знаменитых путешественников, чтобы те рассказали о своих странствиях. Его удовлетворили только те факты, которые подтверждались несколькими рассказами, и именно их по его просьбе зафиксировал арабский ученый Эдриси в 1154 году. Результаты этих исследований были выгравированы на серебряной карте. В X веке мусульмане впервые вошли на землю Африки к югу от Сахары, но только в XII веке христиане познакомились с цивилизацией внутренней части континента.

Рамон Лалл (род. в 1315/16 г.), миссионер с Майорки, написал самый ранний отчет свидетеля о путешествии христианина через Сахару. Этот человек, посланец кардинала, «собрал караван из 6000 верблюдов, груженных солью. Караван отправился из города Тибалберта туда, где Нил берет свое начало. Там жило так много людей, что весь запас соли был распродан за 15 дней. Эти люди были черными и поклонялись идолам. На земле есть остров на большом озере, где живет змей, которому приносят жертвы… и люди с изумлением уставились на посланника, потому что он был белый и христианин и потому что они никогда не видели здесь христиан».



Рис. 74. Участники экспедиции Марко Поло при дворе Кублай-хана


Исследования внутренних регионов Африки продолжались после этого путешествия, но даже в XVI веке коренных африканцев называли «людьми с лицами, зубами и хвостами, как у собак».

Одно из первых морских путешествий христиан вдоль западного побережья Африки, о котором остались записи, было предпринято испанским странствующим монахом-францисканцем в 1380 году. Его товарищами были мавры, и они достигли берега Сьерра-Леоне, а также упомянули в своих отчетах остров Шубро. Карта мира 1450 года, судя по всему, была составлена на основе информации, доставленной этим монахом. Другие средневековые карты свидетельствуют о других путешествиях внутрь этого континента и вдоль его побережья.

Проникновение европейцев в Азию в XIII веке было в основном результатом растущего желания обратить азиатов в христианство и заполучить их в качестве союзников в борьбе против мусульман. Примерно в этот период ходили рассказы о мифическом христианском короле Иоанне, который правил на Востоке, и миссионеры были посланы на его поиски. Одним из первых миссионеров был францисканец Джон из долины Карпорини, который прибыл в Каракорум во Внешней Монголии в 1245 году. Поезд миссионеров скоро нагнал караван торговцев, хотя Марко Поло из Венеции, который оставил чудесное описание своих путешествий и Китая, был скорее дипломатом, чем миссионером или торговцем. Он рассказывает нам о плотности населения Китая, о полях риса и проса, об огромных городах в 100 миль в окружности, с десятью главными рынками, которые три дня в неделю посещают 40–50 тысяч человек: хотя падение династии Моголов позже закрыло Китай для иностранцев, все же торговцы по-прежнему пытались найти альтернативные пути в Индию. Фактически путешествия в Африку и Азию, а затем морские походы вдоль берегов континента в Сьерра-Леоне имели очень глубокие последствия. Если до этого мир вертелся лишь вокруг Средиземного моря, а его восточные границы были границами Восточной империи, то теперь мир словно раздвинулся и вдруг оказался безграничным. Такое отношение сподвигло людей, подобных принцу Генриху Мореплавателю, Колумбу или Магеллану, финарсировать или предпринимать самим долгие и дальние путешествия. Изначальный импульс всем этим походам дали простые моряки и путешественники XIII и XIV веков.

Изменениям в повседневной жизни способствовали не только ученые, моряки и исследователи, но и технический прогресс. Неизвестно, кто первый придумал использовать силу воды для управления молотами, мехами и прессами или для перемалывания зерна и производства бумаги. После X века число водяных мельниц неуклонно росло. В Обе (Франция) в XI веке их было всего четырнадцать, а в XIII – уже двести. В Центральной Европе водяные мельницы появились еще в VIII веке. Позднее они распространились в Германию и Скандинавию, в то время как итальянцы построили первую мельницу по производству бумаги недалеко от Нюрнберга в 1389 году.

На равнинах широкое распространение получили ветряные мельницы. В Нидерландах первая такая мельница была построена примерно в 1430 году, чтобы способствовать осушению болот – хотя лишь в XVII веке они начали массово использоваться в этих целях. Самое раннее упоминание о ветряных мельницах в Западной Европе относится к 1180 году (Нормандия). Использование силы воды было особенно важно в условиях нехватки рабочей силы после эпидемии чумы. Оно также способствовало производству большего количества товаров за меньшее время. Это помогло Европе в XII и XIII веках создать свое финансовое могущество.


Рис. 75. Первая ветряная мельница



Рис. 76. Этапы создания книги из пергамента


Однако из всех технических изобретений и открытий самый большой эффект в долгосрочной перспективе имело, пожалуй, изобретение производства бумаги в промышленных объемах. Со времен Римской империи рукописи выполнялись на пергаменте. Пергамент делали из шкуры животных, которую особым образом выстригали и шлифовали, а затем растягивали и сушили. Пергамент высшего качества делали из шкур телят. Однако этот материал был очень дорог, а поскольку все средневековые книги были рукописными, то делал чрезвычайно дорогими и их. Первоначально производство бумаги началось в Китае, откуда при помощи арабских и еврейских купцов в 1150 году было завезено в Испанию. Если говорить коротко, то производство бумаги состояло из шести этапов. Сырье – хлопок, солома или дерево – в воде превращалось в мягкую массу. Сначала для этого использовались ручные дробилки с деревянными ступками. Между 1269-м и 1276 годами в Фабриано (Италия) для этой цели стали использовать силу воды, чтобы поднимать и опускать металлические поршни и более эффективно превращать размокшее сырье в однородную массу.

В определенный момент эту мягкую массу спускали в большой чан. Работник держал форму, которая представляла собой нечто вроде подноса с плетеной основой и подвижным каркасом для придания листу нужного размера. В форму помещали размягченную массу. Избыток воды стекал вниз через сито. Потряхивая форму, работник разравнивал оставшуюся массу, убирал каркас и прямо вместе с формой помещал бумагу на стопку войлока. Он ждал, пока бумага обсохнет, и затем ловко вынимал ее из формы и помещал на слой войлока нужной формы и размера. Сверху клали свежий войлок, и этот процесс повторялся, пока не получалась стопка из 144 листов бумаги, переложенных войлоком. Затем другой работник нес эту стопку влажной бумаги и войлока в прессовочную. После этого бумагу сушили, обычно подвешивая ее на волосяных веревках. На последнем этапе каждый лист бумаги окунали в раствор желатина, приготовленного из копыт или рогов животных. После последней просушки бумага, твердая и не пропускающая влагу, была готова к использованию.

Однако позже выяснилось, что такая бумага была непригодна для печатания по китайскому методу при помощи деревянных клише (этот метод использовался в Китае с VIII века). Европейские печатники поставили перед собой задачу решить эту проблему и обнаружили, что, используя металлические литеры и ручной пресс, они могут печатать на обеих сторонах бумаги. Это эпохальное изобретение было частично заслугой Иоганна Гутенберга из Майнца, однако скоро печатные прессы появились в других европейских странах. К концу XV века с металлических клише было напечатано более 9 миллионов книг. Изобретение бумаги и печати было столь же (если не более) великим открытием, как и открытие Колумбом Америки. При помощи печатных книг идеи античности стали распространяться в христианском мире. Это классическое образование во многом способствовало расцвету цивилизации XII века. Оно также стало основным толчком к началу эпохи Возрождения. Оба этих периода расцвета вызрели на одном растении, корни которого находились глубоко в средневековой почве. Этот живой продукт классических знаний с веками стал только лучше и спелее, и ему суждено было вновь расцвести, в обогащенном и обновленном виде, в эпоху, которую мы называем Новым временем.


| |