Михаил Юрьевич Лермонтов родился в октябре 1814 года. На протяжении всей своей жизни в своих произведениях он затрагивал темы одиночества, грусти, неразделенной любви, стремления к идеальному, другому миру. Стихотворение «Три пальмы» не исключение: автор открывает читателю глаза на мир, на вопросы, которые не хотят задавать вслух.

«Три пальмы» М. Ю. Лермонтов пишет в 1838 году. Редакторы успешного на тот период времени журнала «Отечественные записки» опубликовали стихотворение на год позже, в 1839.

В стихотворении поэт использует те же образы из IX «Подражания Корану» А. С. Пушкина, но идея и суть его произведения имеют немного другое направление, нежели пушкинские мотивы. Автор нередко полемизировал со своим предком и литературным учителем. Он обращался к тем же темам и образам, но толковал их по-другому, показывая смену ориентиров в русском обществе.

Жанр, направление и размер

«Три пальмы» — это лирическая баллада — несет в себе глубокий философский смысл. Поэт писал ее в форме восточной притчи. Четко прослеживаются нотки романтизма, так как автор стремится к безупречному миру, к чему-то идеальному и вспоминает о Боге. Кроме того, он изображает экзотические условия, что тоже свойственно поэтам-романтикам. Бунт и его трагическое завершение – типичное настроение для этого направления. Сам автор указал жанр сказания, намекая на фольклорную составляющую своего произведения, ведь сюжет взят из восточной легенды.

Лермонтов использовал четырехстопный амфибрахий, так, благодаря ему, автор эмоционально настроил читателей на восточный лад и постарался отобразить его интонации. Михаил Юрьевич применяет рифму секстина со смежной рифмовкой.

Образы и символы

  1. Главные героини – пальмы , они живут уже не один год в пустой, нелюдимой пустыне, ведя кроткую, спокойную, размеренную жизнь. Они считают, что все время, отпущенное им судьбой, прожито зря, так как в нем не было ни единого яркого события, поэтому пальмы гневаются на Бога, за несправедливое отношение к ним. Деревья, по их мнению, не выполняют своего предназначения – не дают пристанище путникам. И Бог услышал их ропот, послал им караван, где были и люди, и кони, и верблюды. Героини с достоинством встретили их, обрадовались, но их желание, удовлетворенное господом, стало причиной их гибели. Этот образ символизирует человека, который всегда недоволен своей участью, всегда ждет большего от судьбы, но, на самом деле, не знает, чего он хочет. Он не думает о последствиях реализации своей мечты, ему невдомек, что кроется за красивой обложкой. И злой рок наказывает его за это.
  2. Караван – символ сбывшейся мечты, которая была лишь миражом, обманом, иллюзией. Пальмы идеализировали его, приписывали ему кротость и умеренность аппетитов, но люди оказались всего лишь людьми: они срубили деревья на потребу себе, не жалея их древних стволов. Так и человек воображает бог весть что, а на деле все выходит не так, как он представлял. Мечта приобретает ужасающие формы реальности, где нет места иллюзиям.
  3. Коршун – символ смерти, птица-падальщик. Она довершает картину разгрома, который учинил караван.
  4. Ручей – символ спокойной и мирной жизни, которую не ценили деревья.

Темы и настроение

Поэт затрагивает несколько животрепещущих тем и проблем.

  1. Основная тема – это недостижимость идеала. Как бы человек не хотел, его мечта всегда будет лишь мечтой, иначе и быть не может. Когда желание исполняется, оно перестает быть желанием. В основе любого идеала лежит самообман.
  2. Еще одна главная тема — это взаимоотношение человека и природы . Люди безалаберны и жестоко относятся к окружающему нас миру, и, как бы они не хотели, все равно будут считать себя сильнее нее, ведь природа беззащитна – не может отомстить, ее ярость слепа и случайна.
  3. Также автор затрагивает вопрос религиозного характера . Когда пальмы начинают гневаться на свою жизнь Богу, он выполняет их просьбу, и дает возможность прожить яркую ночь: они не только дали приют путникам, но и согрели их своим теплом. Из этого примера можно сделать вывод, что не надо роптать на высшие силы, ведь их промысел нам неведом, и мы не обладаем всеведением, в отличие от них.
  4. Отсюда вытекает тема смирения , ибо нужно быть благодарными за то, что имеем.

Основная мысль

Стихотворение представляет собой философские размышления о смысле и цели человеческой жизни. Цель бытия и его смысл неведомы нам, они остаются загадкой, которую могут разгадать лишь высшие силы. Идея автора заключается в том, что не стоит роптать на судьбу, необходимо достойно и прямо нести свой крест, не призывая вмешательства Бога в этот процесс. Все идет так, как должно быть, все предопределено. Бунт против судьбы обречен, и это тоже главная мысль стихотворения.

Также поэт ставит вопрос, как стоит прожить жизнь: тихо, спокойно, из года в год помогая людям, или ярко, но коротко? Пальмы, роптавшие на Бога долгое время, размеренно и кротко росли, но это их не устраивало, и они стали жаловаться о несправедливости Бога по отношению к ним. Тогда Бог дает им возможность прожить яркую жизнь: к ним пришли путники, устроили веселье, пальмы склоняли перед ними головы, а в последующем были сломаны и использованы для костра. Увы, насыщенная, интересная участь требует от человека жертвы, иначе и быть не может.

Средства художественной выразительности

М. Ю. Лермонтов не ограничивает себя в средствах художественной выразительности. Так, он использует множество эпитетов и метафор, которые придают стихотворению эмоциональный настрой: «ручей звучный», «роскошные листья», «гордые пальмы», «почвы бесплодной», «махровою главой»; «песок крутился столбом», «пылающая грудь».

Сравнения — люди – «малые дети», караван «шел, колыхаясь, как в море челнок». И благодаря олицетворению, поэт не дает возможность увидеть четко лирического героя, вместо них читатель наблюдает за тремя пальмами, недовольными жизнью: «пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев — «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Михаил Лермонтов «Три пальмы» написал в 1838 году. Произведение представляет собой поэтическую притчу с глубоким философским смыслом. Здесь нет лирических героев, поэт оживил саму природу, наделил ее способностью мыслить и чувствовать. Михаил Юрьевич очень часто писал стихи об окружающем мире. Он любил природу и трепетно к ней относился, это произведение является попыткой достучаться до сердец людей и заставить их

Стих Лермонтова «Три пальмы» повествует о растущих в Между деревьями протекает холодный ручеек, превративший безжизненный мир в прекрасный оазис, райский уголок, который в любое время дня и ночи готов приютить странника и утолить его жажду. Все бы ничего, но пальмы скучают в одиночестве, им хочется быть полезными для кого-то, а они растут в месте, где не ступала нога человека. Только они обратились к Богу с просьбой, чтобы помог им выполнить свое предназначение, как на горизонте появляется караван торговцев.

Пальмы с радостью встречают людей, кивая им лохматыми макушками, но тем безразлична красота окружающих мест. Торговцы набрали полные кувшины холодной воды, а деревья порубили, чтобы развести огонь. Некогда цветущий оазис за ночь превратился в горстку пепла, который вскоре развеял ветер. Караван ушел, а в пустыне остался лишь одинокий и беззащитный ручеек, высыхающий под жаркими лучами солнца и заносимый летучим песком.

«Бойтесь своих желаний - иногда они сбываются»

Лермонтов «Три пальмы» написал, чтобы раскрыть характер взаимоотношений человека с природой. Люди очень редко ценят то, что им дает окружающий мир, они жестоки и бессердечны, думают лишь о своей выгоде. Руководствуясь сиюминутной прихотью, человек, не раздумывая, способен уничтожить хрупкую планету, на которой сам же и живет. Лермонтова «Три пальмы» показывает, что автор хотел заставить людей задуматься о своем поведении. Природа не может защищаться, но вот на месть она способна.

С философской точки зрения стихотворение содержит религиозную тематику. Поэт убежден, что у Создателя можно выпросить все, что душе угодно, только вот удовлетворит ли конечный результат? У каждого своя судьба, жизнь идет так, как это предначертано свыше, но если человек отказывается с этим смириться и что-то выпрашивает, то такая спешка может привести к фатальным последствиям - именно об этом читателя предупреждает Лермонтов.

Три пальмы являются прототипами людей, которым свойственна гордыня. Героини не понимают, что они не кукловоды, а лишь марионетки в чужих руках. Нередко мы стремимся к какой-то заветной цели, пытаемся ускорить события, всеми способами пытаемся воплотить желания в реальность. Но в итоге результат приносит не удовольствие, а разочарование, поставленная цель совершенно не оправдывает ожиданий. Лермонтов «Три пальмы» написал, чтобы раскаяться в своих прегрешениях, понять мотивы собственных поступков и предостеречь других людей от стремления заполучить то, что им не принадлежит по праву. Иногда мечты действительно сбываются, оборачиваясь не радостными событиями, а катастрофой.

Стихотворение «Три пальмы», полное философских размышлений о смысле человеческой жизни и бренности всего живого, было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838 году. Данное поэтическое произведение имеет вид восточной притчи, имеющей глубокий философский смысл, здесь нет главных лирических героев, под талантливой рукой мастера поэтического слова оживает сама природа, которая обладает чувствами и размышляет как настоящий человек. Лермонтов, очень любивший природу и трепетно относившийся к её красоте и величию, в данном произведении хотел достучаться до людских сердец, показать им ценность окружающего нас природного мира, призвать всех ценить его блага, быть добрее и отзывчивее к братьям нашим меньшим.

Главная тема стихотворения

Стихотворное повествование начинается с описания растущих в пустынном оазисе Древней Аравии представительниц местной флоры — трех пальм-сестриц. Они растут там очень давно и благодаря протекающему между ними освежающему, холодному ручейку, который поддерживает жизнь во всем оазисе, полны сил и жизненной энергии, но они бесконечно несчастны, потому что считают себя абсолютно бесполезными и одинокими. В порыве отчаяния и желания быть кому-то полезными, пальмы просят у Бога помощи в осуществлении их предназначения на этой земле. В тот же день в оазис приходит торговый караван, пальмы приветливо махают людям своими широкими, изумрудными листьями и радуются тому, что их мольбы были услышаны. Но заканчивается все очень печально: купцы, набрав воды из ручья и срубив пальмы на дрова для костра, оставляют после себя полный разгром. Оазис из цветущего райского уголочка превращается в выжженную пустыню с тонкой ленточкой еще живого ручейка, постепенно высыхающего под жарким солнцем без защиты зеленой растительности.

В своем произведении Лермонтов хотел показать людям, что их жестокость, бессердечность и вечная забота о собственной выгоде, губительны для матушки-природы, которая безвозмездно отдает своим детям лучшие дары, получая взамен лишь хаос и разрушение. Идя на поводу своих сиюминутных желаний, человек, не задумываясь о будущем для себя и своих потомков, уничтожает хрупкую и нежную планету под названием Земля, которая на самом деле является его родным домом. Животные и растения не могут защищаться от губительного воздействия человека и безропотно все сносят, вот только последствия могут быть самыми и ужасными для самого же человека, еще не осознающего всю масштабность причиненного им зла, которое может стать самой настоящей местью поруганной матери-природы. Автор призывает людей задуматься над своим поведением и кардинально поменять свое отношение к окружающей природе, бережно пользоваться её дарами, жить с ней в мире, согласии и гармонии.

Помимо отношений человека и природы в данном произведении сокрыт глубокий философский смысл, здесь автором затрагиваются очень серьезные вопросы, которые тревожат человечество на протяжении всего его существования: Для чего мы созданы? В чем предназначение каждого человека? Нужно ли в жизни, подобно трем пальмам из стихотворения, отдавать всего себя и свой талант другим людям, которые могут вами просто воспользоваться, растоптать вашу душу, а затем просто выкинуть за ненадобностью?

Также стихотворение «Три пальмы» имеет и религиозную направленность. Лермонтов был убежден, что каждый человек наделен судьбой, предначертанной им свыше, и поэтому что-либо выпрашивать у Создателя либо противиться Его воле, чревато фатальными последствиями, которые принесут человеку только боль и разочарование. Пальмы (кстати, три - мистическое число) - прототипы людей, объятых грехом гордыни, думающих, что они могут сами вершить свою судьбу, которые, ставя перед собой какую-то цель, пытаются всеми способами её достичь. Однако очень часто бывает, что в итоге получив желаемое, люди не ощущают ни радости, ни счастья, и полученный результат совершенно не оправдывает возложенные на него ожидания.

В процессе написания стихотворения автор и сам раскаивается в своих грехах, переосмысливает свои поступки и предостерегает людей, стремящихся получить то, что им судьбой не предназначено, от катастрофических ошибок, в будущем оборачивающихся для них болью и страданием. В своем произведении автор призывает людей не противиться воле Бога, не вмешиваться в ход событий, предначертанных им свыше.

Структурный анализ стихотворения

Жанр стихотворения «Три пальмы» - лирическая баллада с четко прослеживаемой сюжетной линией, написанная с использованием четырехстопного амфибрахия, придающего повествованию особенной восточной напевности. Здесь применяются такие литературные приемы художественной выразительности как метафора («пылающая грудь»), эпитеты («гордые пальмы», «роскошные листья»), олицетворение («пальмы приветствуют», «листья шепчут», стволы деревьев - «тела», листья это «одежда», пальмы «пали без жизни»).

Наблюдается хорошо различимая кольцевая композиция, построенная на основе антитезы. Стихотворение начинается и заканчивается описанием одного и того же оазиса, только это две противоположные картины: в начале это райский уголок, наполненный зеленью пальм, живительной влагой небольшого ручейка, голубыми небесами, золотым песком, в конце краски сгущаются и темнеют, меняются звуки, картина рая сменяется изображением места, наполненного пеплом, болью и печалью. Использованный для повествования жанр восточной притчи, придает произведению статус народной мудрости, а гениальный поэтический талант Михаила Лермонтова доносит до читателей серьезные философские размышления о смысле жизни и взаимоотношениях человека и окружающего мира, великолепно описав и оживив для нас чудесную и экзотическую природу Востока.

Три пальмы

(Восточное сказание)
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зеленых листов,
От знойных лучей и летучих песков.

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студеной
Еще не склонялся под кущей зеленой,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.

И стали три пальмы на бога роптать:
«На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?. .
Не прав твой, о небо, святой приговор! »

И только замолкли - в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

Мотаясь висели меж твердых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И черные очи оттуда сверкали.. .
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.

И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копье на скаку.

Вот к пальмам подходит шумя караван:
В тени их веселый раскинулся стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студеный ручей.

Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнем.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.

И ныне все дико и пусто кругом -
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит -
Его лишь песок раскаленный заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
А вот теперь разберем текст. Исследователи определяют жанр этого стихотворения как балладу. Баллада – стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему; реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
Признаки баллады в тексте.
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.
Действие баллады происходит в Аравийской земле. Аравийская земля - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте

Лето в Сахаре исключительно жаркое, небо почти безоблачное. Солнце нагревает поверхность камней и песка до 70 С, температура воздуха поднимается до 40 С и выше. Колебания суточных температур очень большие. Днём раскаленным воздухом трудно дышать, а ночью и поверхность земли, и воздух быстро охлаждаются. Летом часто дуют сильные ветры. Становится нестерпимо душно, люди и животные задыхаются. Рот, нос, глаза забиваются песком. Беда тому, кто не укроется во время бури.

Какие выразительные художественные средства использует автор? Эпитеты: песчаных степях, гордые пальмы, почвы бесплодной, странник усталый и др Метафоры: умчался туман, родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей и др.

Что явилось причиной гибели пальм? Они возроптали на Бога и были наказаны. Их стремления никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, дрова, воду, а на гибель пальм никто не обратил внимания.

Конспект урока по литературе в 6 классе. Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Разработала учитель русского языка и литературы МОУ «Шудумарская основная общеобразовательная школа» Сернурского района Республики Марий Эл Афанасьева С.Н.

2013 Класс: 6

Предмет: Русская литература

Учебник: « Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин; под ред В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2013

Тема урока: Обучение анализу лирического произведения. М. Ю. Лермонтов «Три пальмы».

Цели урока:

1. Образовательные: обучение анализу лирического произведения, дать первоначальное понятие о балладе.

2. Практические: совершенствовать навыки анализа стихотворного текста.

3. Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и любви к Родине, природе, живописи, совершенствовать читательский вкус.

4. Развивающие: обогащать словарный запас учащихся; обучать сравнению, умению выделять главное, систематизировать, объяснять понятия; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: уметь синтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; научится находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства.

личностные УУД: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

регулятивные УУД: уметь определять меры усвоения изученного материала, целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия;

коммуникативные УУД: уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания; уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, карточки с текстом, алгоритм;

Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Литература: Ресурсы сети Интернет:

1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (http://festival.1september.ru)

2. Разработки уроков, презентации, конспекты занятий (http://www.testsoch.com)

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство

Ход урока

I . Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

Демонстрирует слайды (1,2) с фото окрестностей своей деревни: березовые рощи, земляничные поляны, цветущие яблоневые сады.

Присмотритесь внимательно, узнаете ли вы эту местность? Что запечатлено на фото?

Какие чувства вызывают у вас картины родной природы?

Вы любите природу своего края?

II. Актуализация знаний.

- «Крестьянин пашет, каменщик строит, священник молится и судит судья. Что же делает поэт?» - так начинает свою статью «Жизнь стиха» поэт Н.С Гумилев. Так что же делает поэт?

(Задача поэта – не сообщить о своей любви, а суметь передать читателю силу своего чувства и вызвать у него сходные эмоции. Для достижения этой цели поэты используют различные художественные приемы, изобразительно-выразительные средства. «Прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни, они то учат, то зовут, то благословляют. Под их влиянием люди любят, враждуют и умирают»

III . Создание проблемной ситуации:

Кокой теме посвящено стихотворение М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?

Мы не случайно начали наш урок с беседы о природе родного края. Для каждого человека природа и малая родина неотделимы друг от друга. Вот и М Ю. Лермонтов много стихов посвятил теме природы.

Какую роль играет подзаголовок стихотворения – «Восточное сказание»

III. Постановка учебной задачи.

Какие цели поставим?

В стихотворении «Три пальмы» поэт решает проблему «человек и природа». В результате анализа стихотворения мы с вами должны определить основную мысль (идею) стихотворения;

выполнить анализ стихотворения, найти в нем те изобразительно-выразительные средства языка, которые помогают автору раскрыть главную мысль стихотворения;

оформить письменно анализ стихотворения и тем самым научиться анализировать поэтический текст;

выяснить, каким образом поэт говорит о том, что его волнует.

IV . Открытие новых знаний.

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении

(В стихотворении явны фольклорные мотивы: символическое число «три»; олицетворение; волшебное событие (появление каравана сразу вслед за укором пальм небу». В то же время это событие вполне реалистично: караван описан очень детально, подробно. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновение прекрасного оазиса в пустыне.

Каков жанр стихотворения?

Понятие баллады. Стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой

V . Самостоятельная работа . Исследование композиции стихотворения (в парах), определение микротем.

Стихотворение составляют несколько картин-эпизодов:

1 – описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм (1,2 строфы)

2 – упреки пальм небу, Богу (3 строфа)

3 –описание каравана (4,5,6 строфы)

4 – приветливая встреча усталых путников(7 строфа)

5 – гибель пальм (8 строфа)

6. Описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм (9 и 10 строфы)

VI . Продолжение анализа.

Почему стали роптать на Бога три пальмы?

Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать – таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зеленых листов» холодную воду родника.

Почему пальмы были погублены?

Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного.

Как изображены пальмы?

Они напоминают людей, но словно заколдованных –караван не разглядел в пальмах живую душу

С какой целью употреблена аллитерация?

Понятие аллитерации. Аллитерация помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев

Перечитаем первую и последнюю строфы стихотворения. Как они соотносятся?

Повторение понятия антитеза. Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерть усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу.

Образы природы говорят и о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях.

Определить стихотворный размер. Вспомним размер стиха. Каким написано стихотворение «Зимнее утро»? (ямбом, жизнелюбие Пушкина очень хорошо передано) А что у Лермонтова? Он часто пользуется трехсложными размерами, когда в стопе, т.е. в соединении ударных и безударных слогов, 3 слога. Трехсложных размеров 3:дактиль, амфибрахий, анапест. Стихотворение написано амфибрахием.

VII . Знакомство с планом анализа лирического произведения.

(раздаточный материал)

    Творческая история.

    Тема и идея.

    Композиция и внутренний сюжет (если есть).

    Лирический герой и система образов.

    Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии и синтаксиса.

    Жанр.

    Особенности ритмики, размера, рифмы.

    Какие мысли и чувства у читателя вызывает произведение?

VIII . Обобщение нового знания. Заполнение таблицы. (работа в группах, каждая группа анализирует средства выразительности в своей части стихотворения)

Тропы

Олицетворения

Эпитеты

Метафоры

Сравнения

Столбом кружился песок, как в море челнок

Стали на Бога роптать, приветствуют караван

Гордые пальмы, пылающей грудью, знойные лучи, пепел седой

Питомцы столетий, одежды их сорвали, степной нелюдим

Фонетика

Аллитерация

П о ко р ням у пр угим то п о р за ст учал

И п али б ез жизни п итомцы столетий

Морфология

Синтаксис

Обратный порядок слов

Пепел седой,

Жанр стихотворения

Баллада

Антитеза

Первая и последние строфы противопоставлены друг другую. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван.

IX . Выводы по стихотворению.

Какой бы вы сделали вывод по балладе «Три пальмы»?

(Люди несут гибель природе вопреки собственным интересам. Связи между людьми и природой нарушены. Кто виноват? Сам человек, потому что он преследует сиюминутные цели).

В чем философский смысл стихотворения?

(Каждая личность уникальна и неповторима и рождена для общей пользы, как природа; а вот современное Лермонтову общество живет по законам каравана, их мы уже знаем. Он эти законы почувствовал на себе, может быть, поэтому в его стихах столько одиночества и печали.)

X . Рефлексия деятельности (итог урока).

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

* Как вы оцениваете результат работы класса?

Как вы оцениваете результаты деятельности своих групп?

XI . Домашнее задание. Письменное оформление анализа стихотворения по плану.

Приложение.

Анализ стихотворения

Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» написано в 1838 году. Это яркое поэтическое размышление на философскую тему, оно имеет подзаголовок – «Восточное сказание», что предупреждает читателя о чем-то сказочном, экзотическом. Действительно, в произведении переплетаются реальные и фантастические события. Это позволяет отнести стихотворение к жанру баллады.

Тема стихотворения «Три пальмы» раскрывается автором в ходе развития сюжета. Главными героинями повествования выступают три пальмы, которые росли в аравийской пустыне. Пустыня безлюдна:

И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Еще не склонялся под кущей зелёной…

Пальмы недовольны тем, что они одиноки, что их красоту никто никогда не видел, а их жизнь уже близится к концу. И они возроптали на Бога:

И стали три пальмы на бога роптать:
"На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!"

Их ропот услышан, и вскоре появился караван. Несколько веков пальмы росли в пустыне - появились люди и срубили их, и теперь в пустыне все дико и бесплодно.
Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая и вторая строфы посвящены описанию оазиса в пустыне, третья строфа – упреки пальм к Богу, четвертая, пятая, шестая строфы посвящены описанию каравана, седьмая строфа – приветствие пальм, восьмая строфа – гибель пальм, девятая и десятая строфы – описание бесплодной пустыни.

Основная мысль стихотворения заключается в том, что люди часто не умеют ценить красоту природы, они безжалостны к природе, природа для них лишь источник их благополучия. Вот и торговцы, оказавшись в оазисе, в пальмах увидели лишь топливо для своего ночного костра и легко сгубили то, что росло веками. Но есть еще и другой смысл данной баллады – религиозный. Пальмы возроптали на Бога – и были наказаны. Жизнь идет своим чередом, так предначертано свыше. А пальмы не хотят с этим мириться, они сами желают строить свою судьбу, то ест, не могут смирить свою гордыню. И автор в данном стихотворении поднимает тему гордыни, которая близка не только ему, его поколению. Она актуальна и в наши дни.

Ритм стихотворения неторопливый, размеренный, плавный, музыкально-мелодичный. Все подчинено тому, что читатель видит перед собой не только картины, нарисованные поэтом, но при этом еще и думает, размышляет о жизни, о своем предназначении, о той пользе, которую он должен принести другим.

В своем стихотворении автор использует различные изобразительно-выразительные средства, которые преображают стихотворение, делают нарисованные картины более яркими и выразительными. Чтобы описать оазис в пустыне автор использует следующие эпитеты: из «почвы бесплодной», «от знойных лучей», «летучих песков », махровой главою ». Оазис противопоставляется пустыне бесплодной.

Благодаря олицетворениям, используемым в тексте для описания действий пальм, таким как, «стали на Бога роптать», « приветствуют пальмы караван» создается впечатление, что пальмы – это живые люди, только заколдованные. Они недовольны своей судьбой. Они посмели «роптать» на Бога. А караван не сумел увидеть в них живых людей и расколдовать их.

Метафоры в стихотворении «питомцы столетий», «одежду их сорвали малые дети», «степной нелюдим» помогают понять внутренний мир героев баллады.

Сравнения «столбом кружился песок», «как в море челнок» также помогают нарисовать яркую картину природы. Благодаря им, мы видим перед собой картину, как неторопливо двигается по пустыне караван, представляем коня, поднимающегося «на дыбы» и прыгающего «как барс».

Автор использует средства выразительности в области фонетики. Аллитерация «По корням упругим топор застучал / И пали без жизни питомцы столетий» помогает «услышать» тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев.

Первая строфа и последняя противопоставлены друг другу. В первой строфе изображена радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, «степного нелюдима», терзающего свою добычу. Данная антитеза служит для того, чтобы лучше увидеть разницу между красотой природы и безжалостным уничтожением этой природы руками всемогущего человека.

Стихотворный размер – амфибрахий, способ рифмовки парный.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы» волнует уже не одно поколение людей. Читая стихотворение в детские годы, человек видит в нем что-то сказочное, прекрасное, учится любить, беречь природу, окружающий нас мир, нашу хрупкую планету, а также задумывается об отношении к людям, друг другу, а повзрослев, начинает задумываться о цели своего существования в этом мире.