Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха - мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере... Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло... После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. "Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал". Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. "Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде". Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. "Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди". Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. "Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален..."

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года - Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает "беспокойство, похожее на страх". Он ясно понимает, что он - посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. "Отчего ты не поверил мне? - спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. - Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно". Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: "на лице его застыла блаженная улыбка".

Магистр Андрей Васильевич Коврин страдал переутомлением. По совету знакомого доктора и вследствие просьбы Тани Песоцкой приехать в Борисовку погостить, он решает уехать на лето в деревню.

В апреле Коврин отправился на три неделе в родовую Ковринку, а потом поехал к своему опекун и воспитателю Песоцкому, известному в России садоводу.

Дом у Песоцкого был громадный. Он славился огромным количеством разнообразных цветов, также имелось множество деревьев.

Коврин застал Таню и ее отца Егора Семенович в тревоге, ведь утром ожидали мороз. Таня собиралась обойти все садовое богатство ночью, потом ее должен сменить Егор Семенович.

После полуночи Таня вместе с Ковриным отправились в сад. Было холодно. Там все было в дыму, ведь горели костры. Деревья были выстроены ровно, это говорило о некой педантичности Песоцкого. Они походили по рядам. Коврин интересовался, зачем горели костры. Оказалось, что их дым заменяет облака. Андрей Васильевич восхищался роскошью Тани. Последний раз он ее видел пять лет назад. Таня в свою очередь твердила об отчуждении Андрея, говорила о том, что отец любит Коврина, гордится им и видит свою заслугу в воспитании Коврина.

Начался рассвет. Они пошли спать, а Таня по дороге стала жаловаться Коврину о своей однообразной жизни, о том, что жизнь перенеслась в сад. Коврин ее долго слушал, и в один момент подумал о том, что за лето может увлечься и влюбится в Таню.

После прихода домой, Коврин застал Егора Семеновича, когда тот уже проснулся, и они вместе отправились в сад. Они стали разговаривать, обменялись теплыми словами. Коврин, встретив рассвет, осознал, что впереди целое лето.

Андрей попил кофе, погулял с Таней и сел за работу у себя в комнате.

Жизнь Коврина была для него интересной. Работа, прогулки, чтение, изучение итальянского языка.

К Тане часто приезжали барышни, которые много пели.

В один из таких вечеров Коврин сидел на балконе и читал, потом позвал Таню и рассказал ей легенду, источник которой он забыл. Легенда гласит, что однажды по пустыни шел черный монах, на других землях он тоже шел в это же время – это был мираж, и таких миражей было множество. Потом мираж вышел за пределы атмосферы. Говорят, что через тысячу лет после первого появления монаха он появится вновь. И эта тысяча лет закончится со дня на день.

Тане не понравилась эта легенда, и она ушла, а Коврин решил прогуляться. Он шел и увидел перед собой широкое поле, вокруг не было не души, тишина. Вдруг начался сильный ветер. Коврин заметил на горизонте вихрь или смерчь, который быстро двигался на него. Андрей бросился в сторону, и увидел, что это был вовсе не смерч, а тот самый черный монах. Он был в черной одежде, с седою головой и с черными бровями, у него было бледное худое лицо. Он пронесся мимо, скрестив на груди руки. Монах оглянулся на Коврина, кивнул головой и улыбнулся ласково и в тоже время лукаво.

Коврин был доволен, что смог так близко рассмотреть его. Андрей не рассказал никому о том, что видел, ведь понимал, что ему бы не поверили. Но, тем не менее, Коврин был одухотворен и радостен.

Перед сном к Андрею зашла Таня и принесла статьи, написанные Песоцким, просила прочесть, но вошедший следом за девушкой Егор Семонович, отговаривал Коврина это делать. В итоге Таня вышла, а Песоцкий стал жаловаться на то, что не узнает, что будет с садом после его смерти, ведь он так любит свое дело. Егор Семенович не хотел отдавать сад под руководство Тани, так как боялся ее неудачного замужества, да и просто чужим людям он не доверял. Он не хотел, чтоб дочь просто выходила замуж, тем более за того, кто метил в женихи, это был друг Тани, который часто приезжал в гости. Но Песоцкий совсем был не против, если мужем его Тани станет Коврин, но считал это лишь мечтами.

Коврин остался один, он приступил к чтению статей Песоцкого. Обнаружил, что Егор Семенович много «воевал» с другими садоводами.

Коврин думал о Тане, о черном монахе и о возможных галлюцинаций. Он уснул.

Однажды утром Таня и Егор Семенович поругались. Для них это было обычным делом. Но в этот раз, что Таня, что Песоцкий очень переживали по этому поводу. Таня закрылась у себя в комнате и никого не пускала, кроме Андрея. Девушка жаловалась на своего отца, а Коврин умилялся этим милым созданием. Таня успокоилась, и они вместе с Ковриным пошли гулять.

Через некоторое время Коврин сидел на скамейке и был погружен в свои мысли. И они привели его к черному монаху, в этот момент из-за дерева вышел старик – это и был тот самый монах. Они стали разговаривать, монах сказал, что он часть воображения Коврина, и добавил, что Андрей является избранником божьим. Они много говорили о жизни, о науке, о правде. Потом он исчез, а Коврин остался счастливым, одухотворенным и восторженным. Он встретил Таню и предложил ей выйти за него замуж. Таня от внезапности постарела на десять лет, а Андрей продолжал ею восхищаться.

Готовилась свадьба. Егор Семенович был необыкновенно зол, ведь это мероприятие готовилось параллельно с защитой сада от жары и насекомых. Все кипело в доме Песоцких.

Таня была очень переменчива в настроение, то все хорошо, а то слезы наворачиваются.

У Коврина было все стабильно прекрасно. Он каждый день с новой долей любви смотрел на Таню и становился счастливее. Периодически к нему приходил черный монах, с которым он подолгу беседовал.

Наконец отгуляли свадьбу. В одну из зимних ночей Коврин лежал в постели. Таня уже уснула, а Андрей читал. Вдруг он увидел черного монаха, и они стали общаться на тему славы и эмоций.

Вдруг Таня проснулась и увидела, что Коврин говорит сам с собой. Она сказала ему, что он болен и крепко обняла. Они пошли в зал, туда пришел Егор Семенович. Андрей признался себе в том, что он сходит с ума. Его одели и повезли к доктору. Он начал лечиться.

Наступило лето. Лечение окончилось и Коврин отправился обратно в деревню. Там много пил молока, почти не работал и не пил вина.

Однажды, на фоне этого он стал говорить Тане и своему тестю о том, что они плохо поступили с ним, избавив от галлюцинаций, ведь так он стал обычным. Эти обвинения продолжались долго. Егор Семенович переживал по этому поводу и старел из-за этого на глазах. Таня пыталась облагоразумить Андрея и предотвратить ухудшение здоровья отца, но Коврин не в какую не соглашался с тем, что он не прав. Ему перестал нравиться Егор Семенович, а Тане перестал нравиться Андрей.

Прошло время. Коврину дали самостоятельную кафедру. Но проводить лекции он не смог, так как болел, у него горлом шла кровь. Именно поэтому вступительные лекции пришлось отложить на какое-то время.

Жил он уже не с Таней, а с Варварой Николаевной, которая была на два года старше и ухаживала за Андреем, как за ребенком. Брак с Таней был для него ошибкой.

Однажды они поехали в Крым. Таня прислала перед этим письмо, но он его не захотел сразу читать. Коврин всматривался в почерк и вспоминал свою жену, помня, сколько гадостей он ей говорил и сколько причинил ей боли.

Приехав в Крым, Андрей решился прочитать ее письмо. В нем Таня писала:

«Сейчас умер мой отец. Этим я обязана тебе, так как ты убил его. Наш сад погибает, в нем хозяйничают уже чужие, то есть происходит то самое, чего так боялся бедный отец. Этим я обязана тоже тебе. Я ненавижу тебя всею моею душой и желаю, чтобы ты скорее погиб. О, как я страдаю! Мою душу жжет невыносимая боль… Будь ты проклят. Я приняла тебя за необыкновенного человека, за гения, я полюбила тебя, но ты оказался сумасшедшим…»

Коврину было мерзко и противно от того, что его проклинают, от того, что за пару лет его жизнь превратилась в то, что он никак не ожидал, он стал обычным. Ему стоило пережить многое, чтоб стать посредственным ученным. Коврин стал снова работать, но это ему наскучило. Он стоял возле окна в номере гостиницы и перед ним появился черный монах. Андрей преобразился.

Монах говорил ему, что если бы Андрей послушал тогда его, сейчас бы жизнь была отличной.

Коврин не смог сказать не слова, у него горлом шла кровь. Он хотел позвать на помощь спящую Варвару Николаевну, но звал почему-то Таню, парк, сад, сосны и все ту жизнь, которая была прекрасной еще пару лет назад. Он умирал, а черный монах шептал ему, что он гений и что он умирает только потому что его слабое человеческое тело уже не может служить оболочкой для гения.

Наутро Варвара Николаевна нашла Коврина мертвым и на его лице застыла блаженная улыбка.

В 1893 году появилось произведение А.П. Чехова, идею которого он увидел во сне. Гениальность и мания величия - вот главные вопросы, которые беспокоят автора. Предлагаем краткое содержание рассказа Чехова «Черный монах».

1 глава

Магистру Андрею Васильевичу Ковригину доктор посоветовал на весну и лето поехать в деревню, чтобы успокоить нервы. В то же время пришло письмо от дочери старого знакомого и наставника из Борисовки, звавшей в гости. Заехав в родную Ковринку, герой отправился к своему воспитателю, известному садоводу Песоцкому. Так начинает свое произведение «Черный монах» Чехов. Краткое содержание не включает подробное описание дома и сада Егора Семеныча. Отметим лишь, что селекции и уходу за растениями Песоцкий посвятил всю жизнь. Итогом же стал великолепный сад, где с утра и до вечера копошились рабочие. Да и сам хозяин уделял ему все свое время, редко решаясь даже на короткий отъезд из имения. Большую помощь отцу в его деле оказывала незамужняя Татьяна.

Первую ночь Ковригин вместе с девушкой провел в саду: ожидались заморозки и там жгли костры. Они говорили об ушедшей жизни, о будущем. И Ковригин вдруг подумал, что за лето он может влюбиться в Татьяну, которую знал еще девочкой.

2 глава

В деревне герой мало спал и не переставал работать. Как-то вечером он услышал серенаду о девушке с больным воображением - ее играли гости Песоцких. Когда музыка стихла, Ковригин вышел с Татьяной на балкон. Он рассказал ей услышанную когда-то легенду, героем которой был, как отмечает А.П. Чехов, черный монах. Краткое содержание ее таково. Тысячу лет назад по земле ходил монах-призрак в черном. Его видели во многих местах. Затем он вышел из пределов атмосферы и отправился блуждать по Вселенной. Однако на днях призрак должен вновь появиться на Земле.

После разговора Ковригин в одиночестве дошел до поля. И вдруг перед ним предстал высокий, двигающийся столб. Вскоре герой ясно разглядел очертания - это был черный монах. Чехов - краткое содержание легенды совпало с тем, что увидел герой - обратил внимание на седую голову, черные брови, босые ноги миража. Взволнованный магистр вернулся домой и весь вечер пребывал в возвышенном состоянии.

3 глава

После отъезда гостей между Андреем Васильевичем и Песоцким состоялся разговор. Вот его краткое содержание. Черный монах - Чехова он также очень беспокоил - составлял все мысли Ковригина. Однако хозяин заговорил о будущем. О том, что сад после его смерти не продержится и месяца. Что старик боится замужества дочери - чужой человек легко сдаст деревья в аренду - и все пропало. А затем признался, что единственный мужчина, за кого можно было бы спокойно отдать Таню, - это он, Андрей Васильевич. Завершая разговор, Песоцкий высказал надежду: может, еще все сладится?

4 глава

Однажды Таня и Егор Семенович сильно поссорились. Они не разговаривали весь день, и Ковригин взял на себя роль миротворца. Он мягко убеждал девушку, что оба вспылили и нужно все обсудить. В эти минуты Андрей Васильевич пришел к мысли: Татьяна ему нравится, а Песоцкие - единственные родные ему люди на этом свете. Вскоре Егор Семенович и Таня мирно беседовали в саду, а Ковригин ушел в парк.

5 глава

Вечерние тени напомнили герою о легенде. Тут же из-за дерева появился уже знакомый человек. Это был - дальше предлагаем описание разговора и его краткое содержание - черный монах. Чехова, как медика, волновало состояние человека с нарушенной психикой. Разговор начали с признания того, что монах - это призрак, результат возбужденного воображения. Ковригин отметил довольно выразительное лицо собеседника и тот факт, что он смотрит на Андрея Васильевича с восторгом. Ответ монаха был прост. Магистр - гений, и это доказывает его способность видеть призраков. Ковригину казалось, будто монах читает его мысли, и он предложил поговорить о вечной правде. Однако видение стало растворяться в воздухе, пока совсем не исчезло. Такой была новая встреча героя с таинственным призраком и ее краткое содержание.

«Черный монах» Чехова продолжается описанием беседы Андрея Васильевича с Татьяной. Они встретились, когда Ковригин возвращался домой. Счастливый и с сияющими глазами от пережитого, он признался Тане в любви и предложил стать его женой.

6 глава

В доме Песоцких царила радостная и тревожная атмосфера: готовились к свадьбе, а тут еще фрукты поспели. Ковригин старался не замечать начавшейся сутолоки. Он много работал, питая вдохновение в отношениях с Таней и встречах с монахом. Последний являлся ему теперь два-три раза в неделю, и Андрей Васильевич окончательно уверился в своем избранничестве и исключительности.

А после состоялась свадьба, после которой молодые уехали в город.

7 глава

Как-то зимней ночью Ковригин увлеченно беседовал с черным монахом, смеясь и жестикулируя. За этим занятием и застала его случайно проснувшаяся Таня. Жена отметила давно замечаемые странности Андрюши: говорит сам с собой, почти не спит, странно улыбается. И в эту минуту Ковригин понял, насколько опасно его положение. «Я сошел с ума», - признался он Тане и гостившему у них Песоцкому. А утром его отвезли к доктору и стали лечить.

8 глава

К лету нервы героя поправились, и он уже больше не видел черного монаха. Оказавшись в деревне, Ковригин как-то отправился на поле, где состоялась их первая встреча. За год Андрей Васильевич изменился: походка стала вялой, лицо побледнело и пополнело от лекарств и молока. Теперь его все раздражало. И вернувшись домой, мужчина обвинил тестя и жену в том, что они испортили ему жизнь. Раньше героя преследовала зато он был бодр и счастлив. Теперь же стал посредственностью, но никому от этого не легче.

В конце концов отношения Ковригина и Тани совсем испортились. Как она не просила его быть поласковее с отцом, ничего не менялось. Вместо былого счастья появились неприязнь и взаимные укоры.

9 глава

Ковригину дали свою кафедру, но ни в декабре, ни в январе лекции так и не состоялись. Андрей Васильевич тяжело заболел. Теперь он жил с женщиной, ходившей за ним, как за ребенком. Надеясь поправить здоровье Ковригина, отправились в Ялту. В Севастополе, где остановились на ночь, герой решился распечатать письмо Тани, которое получил еще перед отъездом. Сейчас он считал, что женился на ней напрасно, и потому радовался расставанию. Он вдруг вспомнил, как некрасиво поступил, когда рассказал, что Егор Семеныч просил его жениться на Тане. Наконец, Ковригин прочел письмо. Отец умер, сад гибнет, а душу Тани жжет боль и ненависть - вот его краткое содержание.

«Черный монах» Чехова завершается рассказом о смерти героя. Прочитав письмо, он изорвал его в клочки и испытал беспокойство, похожее на страх. Ему казалось, что сейчас в дверь снова войдет та нерушимая сила, которая за два года принесла ему и его семье столько бед. Попытка работать не удалась. Андрей Васильевич вышел на балкон и увидел приближающийся столб. Вскоре монах стоял перед ним и спрашивал, почему Ковригин не поверил в свою исключительность. А герой вдруг вновь испытал былое счастье и все звал Таню, роскошный сад, прекрасную былую жизнь. Утром Ковригин «был уже мертв, и на лице его застыла блаженная улыбка» - заканчивает произведение «Черный монах» Чехов (краткое содержание по главам вы прочитали).

«Черный монах» – тринадцатая повесть Антона Павловича Чехова, опубликованная им в 1894 году на страницах журнала «Артист». Эта философско-мистическое произведению повествует историю жизни и безумия одного непризнанного гения, страдающего от мании величия.

Чехов известен на весь мир как автор коротких аллегоричных рассказов, исследователь многообразия человеческих характеров. Однако в поздних произведениях все отчетливей стал прослеживаться интерес писателя к онтологической теме (прим. онтология – философское учение о бытие, его принципах, структуре и закономерностях). Наиболее ярко она изображена в пьесах «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» и повести «Черный монах».

История создания и дальнейшая судьба произведения

Повесть писалась в подмосковном домике в Мелихове (сегодня там находится крупнейший российский дом-музей Чехова) летом и осенью 1893 года. Работая над «Монахом», писатель, по своему обыкновению, делился замыслами с друзьями. Чехов пишет Суворину, Лейкину, Гольцеву и рассказывает о некой прелюбопытной «повестушке в два листа». Антон Павлович утверждал, что идея «Черного монаха» пришла к нему во сне.

Когда произведение было завершено, издатели наперебой принялись заманивать звезду в свой журнал. Чехов отдал предпочтение «Артисту», специализирующемуся преимущественно на театральной тематике. Кстати говоря, в ХХ веке «Черного монаха» ждала яркая театральная и экранная судьба.

Экранизация повести

Первый фильм по мотивам повести вышел в 1987 году, его срежиссировал Иван Дыхнович («Копейка», «Прорва»). Коврина сыграл Станислав Любшин («Не стреляйте в белых лебедей», «Кин-дза-дза»), Песоцкого – Петр Фоменко («Поездки на старом автомобиле»), Таню – Татьяна Друбич («Сто дней после детства», «Десять негритят»).

В 1995 году на экраны вышел одноименный телеспектакль, срежиссированный Сергеем Десницким («Сон доктора Чехова», «Три сестры»), он же исполнил в постановке одну из ведущих ролей. Спустя четыре года, в 1999-м, «Черный монах» был с блеском поставлен на подмостках Московского ТЮЗа. Постановкой заведовал Кама Гинкас, известный своими театральными работами по Брэдбери, Ибсену, Шекспиру, Достоевскому, Чехову, Лескову, Гайдару. В образе Коврина предстал Сергей Маковецкий (в кино «Двенадцать», «Ликвидация»), Черного монаха сыграл Игорь Ясулович (в кино «Двенадцать стульев», «Статский советник»), Песоцкого интерпретировал Валерий Баринов (в кино «Хозяйка детского дома», «Водитель для Веры»), Таню – Юлия Свежакова (в кино «Мужчины не плачут», «Дети Арбата»).

Чехов «Черный монах»: краткое содержание

Андрей Васильевич Коврин – умнейший человек, магистр, автор научных работ, философ – проживает безрадостную жизнь в городе. Он много работает, бесконечно пишет и читает, пьет вино и постоянно курит. Доктора диагностируют у него нервическое расстройство и советуют отправиться в тихую деревню, поближе к природе и подальше от мирской суеты.

В имении Борисовка живет Егор Семенович Песоцкий, бывший опекун Коврина, вырастивший его, как родного сына. Старик безвыездно находится в деревенском доме. В его жизни есть только три главные радости: воспитанник Коврин, дочка Таня и сад. Сад для Песцкого точно ребенок. Дни напролет он проводит в заботе о его благополучии и даже не спит ночами, когда с яблонями стряслась беда, и их нужно был спасать от непогоды.

Таня Песоцкая – молодая, утонченная, красивая – из-за отца вынуждена проживать свои лучшие годы в деревенской глуши. Она буквально умирает с тоски, ведь у старика только и разговоров, что о саде. Так что приезд Коврина становится глотком свежего воздуха в провинциальной духоте. Когда Коврин и Таня виделись в последний раз, она была еще нескладным подростком. Теперь же она развилась в красивую молодую женщину. Между Ковриным и Таней тут же вспыхивает взаимная симпатия. Старик Песоцкий не может нарадоваться – о лучшем зяте он и мечтать не мог!

Песоцкие – люди простые, беззастенчивые, приземленные. То ли тонкая натура Коврина! Старый Егор Семенович постоянно твердит Тане о том, как талантлив и умен Андрей Васильевич и как далеко он пойдет. Коврин очень любит Песоцких и деревню, но все окружающие для него просты и примитивны, и нет здесь достойного собеседника до тех пор, пока однажды наш гений не повстречал Черного монаха.

Андрей Васильевич давно знал легенду о Черном монахе, мистическом страннике, который исходил всю землю. Он может передвигаться по водной глади, парить над горными вершинами, может пронзить атмосферу и отправиться бороздить просторы бесконечной вселенной. И вот однажды этот таинственный путешественник предстал перед Андреем Васильевичем Ковриным в борисовском саду. Монах сообщил Коврину, что он гений, избранный, что способность видеть его – не расстройство нервов, а великий дар, который дается лучшим из людей. И Коврин поверил монаху, и уверовал в свою уникальность. Каждый день он встречался со своим приятелем, подолгу беседовал и был счастлив, как никогда в жизни.

Однажды Таня, ставшая на тот момент женой Коврина, проснулась посреди ночи и обнаружила, что ее супруг разговаривает с пустым креслом. Напуганная девушка обратилась за помощью к врачу. Общими усилиями Андрея Васильевича уговорили пройти курс в психиатрической лечебнице. Черный монах покинул Коврина, но вместе с ним ушла и радость жизни. Он стал винить Таню в том, что она настояла на лечении и разрушила его хрупкий мир счастья. Из-за постоянных ссор брак Коврина и Тани распался.

Не выдержал такого удара старик Песоцкий. Он тяжело заболел и вскоре скончался. О смерти бывшего опекуна Коврин читает из письма Тани, полного ненависти и проклятий. Он едет в поезде в Крым, он тяжело болен, за ним ухаживает новая сожительница Варвара Петровна. Коврин выходит вдохнуть свежего воздуха и вновь встречает Черного монаха. Призрак корит его за недоверие, но великодушно дает второй шанс, ведь Коврин – гений, избранный. Лицо Андрея Васильевича озаряет улыбка, он не замечает, что горлом течет кровь. Он полностью счастлив, таким и умирает.

Отвечая на вопрос, о чем идет речь в «Черном монахе», Чехов говорил, – это повесть о мании величия. Главный герой произведения Андрей Васильевич Коврин в самом деле человек талантливый, трудолюбивый, он делает и получает удовольствие от своего труда. Коврин выделяется среди окружающих, и они считают его великим, но, увы, не могут ни понять, ни по достоинству оценить талант Коврина. В этой непризнанности трагедия Коврина. В обстановке, где отсутствует здоровая конкуренция, стимул ко всякому развитию и самосовершенствованию развивается ковринский недуг.

Черный монах здесь является доппельгангером, двойником, визуальной проекцией потайной стороны души человека. По аналогии вспомним, например, «Двойника» Достоевского, в котором неудачник Яков Петрович Голядкин встречает свою визуальную копию, обладающую всеми теми качествами, которые робкий Голядкин никак не мог выпустить из глубин своей души.

Монах Чехова озвучивает все то, о чем неоднократно думал Коврин, но не решался придать своим потайным мыслям словесную форму. Мистический призрак убеждает Коврина, что он гений, он лучше, выше других. Более того, монах заставляет Андрея Васильевича поверить в то, что человек с нормальным сознанием – стадное, примитивное животное. Гении обладают особенным взглядом на мир, который стадо называет «сумасшествием».

История Коврина и его монаха перекликается с христианской легендой о Святом Антонии, многократно искушаемом дьяволом. Антоний, в отличие от Коврина, смог противостоять самовозвышению. Герой Чехова умирает в гордыне, он считает себя избранным, лучшим. «В каком грехе смерть застигает человека, – писал пророк Иезекииль, – за тот он и будет осужден».

Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в гости от подруги детства Тани Песоцкой, проживающей вместе с отцом, Егором Семенычем, в имении Борисовка. Апрель. Описание громадного разрушающегося дома Песоцких со старинным парком на английский манер. Егор Семеныч страстный садовод, посвятивший жизнь своему саду и не знающий, кому перед смертью передать свое хозяйство. В ночь, когда приезжает Коврин, Егор Семеныч с Таней спят поочередно: следят за работниками, которые спасают деревья от заморозков. Коврин с Таней идут в сад, вспоминают детство. Из разговора легко догадаться, что Таня неравнодушна к Коврину и что ей скучно с отцом, который знать не хочет ничего, кроме сада, а её превратил в покорную помощницу. Таня тоже нравится Коврину, он предполагает, что может всерьез увлечься, но эта мысль скорее смешит, чем всерьез занимает его.

В деревне он ведет такую же нервную жизнь, как и в городе: много читает, пишет, мало спит, часто курит и пьет вино. Он крайне впечатлителен. Однажды он рассказывает Тане легенду, которую не то слышал, не то вычитал, не то видел во сне. Тысячу лет назад одетый в черное монах шел по пустыне в Сирии или Аравии. За несколько миль рыбаки видели другого черного монаха - мираж, который двигался по поверхности озера. Потом его видели в Африке, в Испании, в Индии, даже на Дальнем Севере… Наконец он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает во Вселенной, его, возможно, видят на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста. Смысл легенды в том, что через тысячу лет после первого появления монах должен снова явиться на землю, и вот это время пришло… После беседы с Таней Коврин идет в сад и вдруг видит черного монаха, возникающего из вихря от земли до неба. Он пролетает мимо Коврина; тому кажется, что монах ласково и лукаво улыбается ему. Не пытаясь объяснить странное явление, Коврин возвращается в дом. Его охватывает веселье. Он поет, танцует, и все находят, что у него особенное, вдохновенное лицо.

Вечером этого же дня в комнату Коврина приходит Егор Семеныч. Он заводит разговор, из которого понятно, что он мечтает выдать Таню замуж за Коврина. чтобы быть уверенным в будущем своего хозяйства. «Если бы у тебя с Таней сын родился, то я бы из него садовода сделал». Таня и отец часто ссорятся. Утешая Таню, Коврин однажды понимает, что более близких людей, чем она и Егор Семеныч, у -

;него нет в целом свете. Вскоре его вновь посещает черный монах, и между ними происходит разговор, в котором монах признается, что он существует лишь в воображении Коврина. «Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божьими. Ты служишь вечной правде». Все это очень приятно слушать Коврину, но он опасается, что психически болен. На это монах возражает, что все гениальные люди больны. «Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди». Радостно возбужденный Коврин встречает Таню и объясняется ей в любви.

Идет подготовка к свадьбе. Коврин много работает, не замечая сутолоки. Он счастлив. Раз или два в неделю встречается с черным монахом и подолгу беседует. Он убедился в собственной гениальности. После свадьбы Таня и Коврин переезжают в город. Однажды ночью Коврина вновь посещает черный монах, они беседуют. Таня застает мужа разговаривающим с невидимым собеседником. Она напугана, как и Егор Семенович, гостящий в их доме. Таня уговаривает Коврина лечиться, он в страхе соглашается. Он понимает, что сошел с ума.

Коврин лечился и почти выздоровел. Вместе с Таней проводит лето у тестя в деревне. Работает мало, не пьет вина и не курит. Ему скучно. Он ссорится с Таней и упрекает её в том, что она заставила его лечиться. «Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален…»

Он получает самостоятельную кафедру. Но в день первой же лекции извещает телеграммой, что читать не будет по болезни. У него идет горлом кровь. Он уже живет не с Таней, а с другой женщиной, старше его на два года - Варварой Николаевной, которая ухаживает за ним, как за ребенком. Они едут в Крым и по дороге останавливаются в Севастополе. Ещё дома, за час до отъезда, он получил письмо от Тани, но читает его лишь в Севастополе. Таня извещает о смерти отца, обвиняет его в этой смерти и проклинает. Им овладевает «беспокойство, похожее на страх». Он ясно понимает, что он - посредственность. Выходит на балкон и видит черного монаха. «Отчего ты не поверил мне? - спросил он с укоризной, глядя ласково на Коврина. - Если бы ты поверил мне тогда, что ты гений, то эти два года ты провел бы не так печально и скудно». Коврин опять верит, что он избранник божий, гений, не замечая, что из горла идет кровь. Зовет Таню, падает и умирает: «на лице его застыла блаженная улыбка».