Как уже было сказано, человек имеет двойственную природу. Он является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения-индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной - как личность.

Это различие в понимании человека как индивида и личности хорошо понял русский философ Н.А. Бердяев. «Личность следует отличать от индивида, - писал он. - Личность есть категория духовно-религиозная, индивид же есть категория натуралистически-биологическая» 2 . На наш взгляд, все же при объяснении личности речь должна идти не только и не столько о религиозности или нерелигиозности, сколько о культуре и духовности человека вообще.

Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода. Определение этого понятия не нуждается в каких-либо специфических характеристиках. Индивид - это всегда один из многих, и он всегда безличен. В этом смысле понятия «индивид» и «личность» являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии индивида не фиксируется каких-либо особенных или единичных социальных качеств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным. Зато по объему в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид.

Если мы говорим «человеческий индивид», то имеем в виду лишь видовую общность всех людей homo sapiens и единичного

1 Фромм Э. Адольф Гитлер: клинический случай некрофилии. - М.: Высшая
школа, 1992. - С. 27.

2 Бердяев Н.А. Мое философское мировоззрение// Н. Бердяев о русской филосо
фии. - Ч. 1 - Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. - С. 21.


представителя человеческого рода. Но как только мы начинаем указывать какие-то другие качества человеческого индивида, то непременно ограничиваем объем понятия, выделяя особенные социальные группы. То есть здесь действует закон обратно пропорционального соотношения объема и содержания понятия. Так, сказав «бедные люди» или «богатые люди», мы уже выделили определенные группы, отделив их от других. И чем больше мы будем конкретизировать понятие, тем оно будет беднее по объему и богаче по содержанию. В результате путем персонификации индивида, отдельного человека мы придем к единственному, индивидуальному представителю человеческого рода. В этом плане предельно персонифицированный индивид и есть личность. «Личность» - это понятие, весьма богатое по социальному содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека.


Следует сказать, что личность - это и есть социальная индивидуальность. Здесь человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны индивидуальных социальных свойств. В конце концов то, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность. В понятие «личность» обычно не включают природно-индивидуальные характеристики человека. И это, видимо, правильно. Но следует иметь в виду, что природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще влияет на социальное в человеке.

Социальная индивидуальность человека не вырастает, безусловно, на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов, которые стоят «за ее спиной». И личность тем более значительнее и тем в большей степени может называться личностью, чем сильнее она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

Личность имеет сложную структуру, поэтому возможны различные подходы к ее рассмотрению, которые хотя и взаимосвязаны между собой, имеют и важные отличия. Так, в общей психологии


под личностью обычно подразумевается некоторое интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую устойчивость. Исходный момент социологических исследований личности состоит не в изучении индивидуальных особенностей человека, а в анализе тех социальных функций (ролей), которые она выполняет. Эти роли определяются социальной структурой общества, той социальной группой, в которую включен индивид. На данной основе строится ролевая концепция личности.

Проблема личности в науке - это вопрос о том, в чем заключается сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных отношений, деятельности и общения людей. Качество общественных отношений и общения оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретное состояние и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности человек выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле. Не случайно, конечно, знаменитый Конфуций не только «слушал слова людей», но и «смотрел на их действия», а не менее известный Аристотель писал, что победные венки получают лишь те, «кто участвует в состязаниях».

Другими словами, социально-деятельностная характеристика человека лежит в основе его социализации, в процессе которой и происходит формирование личности. Социализация - это процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется прежде всего через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности.

При этом социализация осуществляется как в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), такие онтогенезе (становление конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть не предпосылка, а результат социализации индивида. В связи с этим


А.И. Леонтьев писал, что «личностью не родятся, личностью становятся» 1 . Поскольку социализация носит динамический характер, то личность - это всегда процесс, постоянное становление. Личность, застывшая в формировании, в своих устремлениях, - деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле или его действия в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и поступков.

Поскольку в основе формирования личности лежит социально-деятельностная сущность человека, то лишение его общения и возможности выбора, известной свободы действий также отрицательно сказывается на развитии личности индивида. Не случайно изоляция человека от общества, лишение общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. И это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат сущности личности. Но еще более отрицательное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания, пропаганды и т.д.) собственного мировоззрения, мыслей и взглядов, перестает быть личностью. Трудно назвать личностью также индивида, лишенного разума и рассудка по каким-то другим причинам. Люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственны (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки.

Мы подошли к очень важной характеристике личности - ее нравственно-духовной сущности. В содержание личности в качестве важнейшего компонента включается направленность ее сознания, личностные ориентации, обусловленные уровнем сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение обусловлены и внутренним, духовным миром человека. Не случайно говорят, что каждый сам кузнец своей судьбы и счастья. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями и чем сильнее он положительно влияет на развитие и утверждение этих цен-

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. - С. 176.


ностей, тем колоритнее и значительней его личность. В данном случае она характеризуется силой духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность как бы возвышается над природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды деятельности даже после биологической смерти.

Сила воли и духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтвердиться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, - это не слова, а дела. Видимо, не случайно даже в библейском писании говорится о воздаянии «каждому по делам его». Именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, честным, принципиальным и т.д. Потому что, если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным не только в мыслях, но прежде всего в поступках, а это всегда тяжкое бремя. Таким образом, характеристика личности с точки зрения свободы, безусловно, необходима. Свобода - это атрибут личности. Но свобода без ответственности - произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть свободным и ответственным труднее, чем просто свободным.

Человек как целостная система в широком смысле слова включает в себя две подсистемы:
- организм - морфофизиологическая организация;
- личность - социально-психологическая организация.

Обе системы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Развитие организма в значительной степени запрограммировано генетически и зависит от образа жизни, что определяется как раз социально-психологической организацией человека. Но, в свою очередь, социально-психологическое развитие зависит от включения человека в различные виды общественной деятельности в конкретной социальной и исторической общности.

Человек - биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида Homo sapiens, наделенное сознанием и особой телесной организацией.

Человек - существо биологическое.

Индивид - существо, принадлежащее к человеческому роду.

Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующее в общественном развитии и выполняющее определенную социальную роль.

Индивидуальность подчеркивает неповторимое своеобразие человека, то, в чем он отличен от других.

При всей многогранности понятие «индивидуальность», в первую очередь, обозначает духовные качества человека.

В понятиях « » и «индивидуальность» заключены различные измерения духовной сущности человека. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как сильная, энергичная, независимая, подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим - яркая, неповторимая, творческая.

Понятие «личность» имеет множество вариантов как в историческом, так и психологическом плане. В Древнем Риме этим термином обозначалась ритуальная маска, снятая с лица умершего хозяина дома и хранившаяся в доме его наследников (от слова-лицо). С ней связывали имя, индивидуальные права и привилегии, передаваемые по мужской линии. Понятие «личность» соотносилось с должностным положением важной особы - доминирующим было правовое содержание этого понятия.

В русском языке понятие «личность » долго носило оскорбительный оттенок и означало личину. Личина, под которой скрывалось истинное лицо (маска, надеваемая скоморохами на спектаклях).

В Древней Греции этим термином обозначалась маска, носимая актерами во время спектаклей, а также исполняемые ими роли. Древнегреческий философ Теофаст в трактате «Этические характеры» (318 г. до н.э.) выделил более 30 личностных типов (болтун, льстец, хвастун, притворщик и т.д.).

Современная энциклопедия дает два толкования понятия «личность»:
1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;
2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Понятие «личность» отличают от понятий «индивид» и « ». Личность формируется под влиянием общественных отношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. В настоящее время в совокупности с другими понятиями (индивид, личность, человек) подчеркивает индивидуальность человека, его социальную значимость. Личность как социально-психологическое явление предполагает определенную иерархическую структуру.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но и преломляет, преобразовывает их. Она выступает как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества.

Эти внутренние условия являются сплавом:
- наследственно биологических свойств;
- социально обусловленных качеств.

Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самопознания.

Развитие личности зависит от деятельности, от ее активности -в свою очередь личность проявляется в деятельности.

Несмотря на то, что есть качества личности, где велика роль биологических факторов, есть качества, где преобладающими выступают социальные. Личностями не рождаются, личностями становятся. Социально-психологические аспекты личности рассматриваются в различных психологических теориях личности: А. Адлера, А. Амосова, А. Леонтьева, А. Маслоу, Г. Олпорта, К. Роджерса, Л. Холла, 3. Фрейда, К. Юнга и др.

Одной из актуальных проблем в психологии является проблема соотношения биологического и социального в человеке. Наиболее полно это соотношение рассмотрел К. Платонов (1906-1984).

Он считал, что структура личности включает четыре уровня:
- первый уровень - низший - составляют биологические и конституциональные свойства человека, практически не зависящие от социальных факторов (скорость протекания нервных процессов, половые и возрастные свойства и др.);
- второй уровень включает индивидуальные характеристики форм отражения (особенности познавательных процессов: памяти, мышления и т.п.);
- третий уровень представлен индивидуальным социальным опытом человека (знания, навыки, привычки, умения);
- четвертый - высший уровень характеризует направленность личности (убеждения, мировоззрение, идеалы, взгляды, самооценка, особенности характера).

Таким образом, в структуре личности тесно переплетаются врожденные и «наживные» начала, биологическое (генетически наследованное) и социальное (приобретенное в онтогенезе). При этом в ранние годы в личности доминирует биологическое начало (заштрихованная область на рисунке), элементы которого большей частью генетически обусловлены и слабо подвержены воздействию социальных факторов. Далее, по мере развития личности, ее структуру почти полностью заполняет социальное начало (незаштрихованная область на рисунке), формируемое условиями жизни человека как члена общества.

Характеристика личности будет неполной без ее - совокупности индивидуально-психических особенностей, делающих ее уникальной, неповторимой. Она проявляется, как правило, в нескольких или во всех сферах функционирования психики человека.

13.02.2014 Татьяна Каушанская 39 комментариев

Сейчас я работаю над своим трансформационным тренингом и углубилась в понятие человек и личность. Одновременно с этим у меня был один интересный опыт, о котором я вам расскажу в своем видео в конце статьи. Если лень читать статью, переходите сразу к видео.

Раскрывая в тренинге вопрос о том, что означает понятие человек, я решила проверить в поисковике, сколько человек ищут ответ на этот вопрос. Оказалось, что 63 000 тысячи человек ищут ответ на вопрос: «Что такое человек?»

В связи с этим у вас может возникнуть встречный вопрос: Какое отношение имеет понятие «что такое человек» к саморазвитию и личностному росту ?

Дело в том, что основа саморазвития встроена в само это слово: само–развитие . В своем тренинге я как раз раскрываю эту тему. Существуют три ментальных яда, которые ведут человека к страданиям – это гнев, привязанность и неведение.

Ключевое слово для данной статьи – это неведение. Из-за того, что мы не понимаем ни себя, ни мир вокруг себя, мы страдаем. Само-развитие человека заключается в том, чтобы избавится от этих трех ментальных ядов. Этим мы и будем заниматься на тренинге.

А пока в данной статье мы ликвидируем часть нашего неведения. И разберем, что означает понятие человек. Вернее разберем понятие человек и личность. А в суть человека мы углубимся в следующий раз.

Что нам дает знание о себе? Это знание полностью меняет наше отношение, как к себе, так и к миру. Так как человек – это часть природы, понимая себя, мы выходим на новый уровень осознания себя и мира вокруг себя. Это позволяет нам быть более осознанными и в контакте со своим Высшим аспектом (Высшим Я), то есть, с собой настоящим, а не с собой обусловленным стереотипами и установками общества.

Также я обнаружила, что 7 000 тысяч человек ищут ответ на вопрос: «Что такое личность?» Поэтому уместно будет объяснить разницу между понятием человек и личность.

Итак, понятие человек и личность: в чем разница?

На заре нашей цивилизации, не смотря на то, что все люди имели разные тела, в ощущениях у них не было разделения на личности. Они ощущали себя единым целым.

По мере развития общества, росло и ощущение себя, как отдельного от других тела. Сначала это было только на уровне ощущений. Потом это перешло на уровень ума. Люди начали не только чувствовать, что они разные, но также начали понимать, что они разные.

Вместе с этим рос и эгоизм. То есть ощущение и понимание моё, не моё. Поскольку эгоизм только зарождался, для того, чтобы люди не поубивали друг друга, был создан закон и придуманы правила поведения в обществе.

Каждый человек в обществе был назван отдельной личностью. Хотя на самом деле это иллюзия. На самом глубоком уровне мы все - единое сознание.

Сами подумайте, животное ведь не считает себя отдельной личностью. Это было одно из правил общества называть каждого человека индивидуальностью, личностью.

До того, как у человека начал расти эгоизм и появилось сначала ощущение, а потом понимание себя, как отдельного от других, человек был просто "живое существо", просто еще одно проявление природы.

На сегодняшний день нет единого взгляда на природу человека. Но я приверженец новых взглядов ученых квантовой физики и системного подхода к природе. Суть системного подхода в том, что весь мир – это фрактал. Мы живем в голографической Вселенной. Это значит, что всё едино и создано по одному принципу, «по образу и подобию», как сказано в Библии.

Из Википедии:

Личность - это понятие, выработанное для рассмотрения человека как субъекта социальной и культурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений и общения.

Под «личностью» могут понимать или человеческого индивида как субъекта отношений («лицо» - в широком смысле слова), или устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

Если личность – это условно придуманное социальное лицо, тогда человек выражен психикой. А что входит в понятие "человек", какова природа человека, поговорим в следующий раз.

Если подытожить.

Человек - это сознание, проявленное в виде психики/души в конкретном теле. То есть происходит идентификация себя НЕ с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями, а с сознанием/душой. Ответ на вопрос "Я - это кто?", будет: "Я - это душа, проявленная в этом теле".

Личность - это идентификация себя с телом и, соответствующими ему, социальными масками, ролями. Ответ на вопрос: "Я - это кто?", будет: "Я - это женщина, мать, жена, учитель".

В видео я расскажу о своем опыте, который доказал мне, что я – это не тело.

Индивид - Человек как индивид - это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики - возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (асимметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность - основная форма развития. Личностные свойства человека - жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность - человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность - это его глубинное измерение.

Исходя из определений, можно представить все следующим образом: Индивид - это нечто, почти неизменимое, нечто наше природное, то над чем мы почти не властны.

Личность уже формируется нами, без нашего осознанного вмешательства и все же. Как она формируется? По моим представлениям весь наш жизненный опыт и составляет её. Ситуации, в которых мы некогда были, и которые мы поняли и осознали наши действия и действия других лиц, на основе собственных выводов, к которым мы приходим на основе другого опыта, мы формируем некоторое мнение о мире, о людях, и о себе. Именно на основе этих выводов мы, как из кирпичиков, строим нашу личность, неосознанно, но над этим мы властны.

Индивидуальность же полностью подвластна нашему сознанию. Мы сами строим себя как индивидуальных людей. Чаще всего слово индивидуальность проскальзывает в разговорах вроде: «Я индивидуальность и поэтому буду делать все по своему. Захочу, буду пить и курить, захочу татуировку сделаю.» И не важно что в компании у этого человека все пьют курят и львиная доля в тату. Нет. Он индивидуальность и хочет это подчеркнуть. Суть то самой индивидуальности человека в том чем он отличается от других людей. Тут не нужно создавать себе различия или искать их. Человек с богатым внутренним миром сам по себе индивидуален. Такого человека можно сравнить с интересным романом. А вот первого, что говорил о сигаретах и выпивке, с маленьким рассказиком, наполненным клише и очевидными поворотами сюжета. Причем произведение настолько плохо и неинтересно что ты жалеешь о том что вообще потратил время на его чтение. В том время как интересный роман всегда оставит хорошие впечатления и тебе захочется его перечитывать раз за разом.

Давайте для удобства немного пофантазируем. Представьте себе небольшой участок земли, примерно как у вашей бабушки на даче. Это природная основа индивида. И вот вы решили построить там дом. Первым делом нужен фундамент. Так вот тот самый фундамент это наш темперамент и психологические задатки. Фундамент делали не вы. Вы не знали как, но вам помогли родители. И вот вы понемногу начинаете понимать как строить дом дальше, Вот вы уже вместе с родителями и друзьями строите дом, кирпичик за кирпичиком. Это не быстрый процесс. И он полностью зависит от вас. Ведь дом ваш и вы сами решаете когда завершить его постройку. Возможно ваш дом уже давно построен, а возможно до сих пор строится, но не так упорно как раньше. Но вот уже не мало построено и пора бы начать обстановку в доме. Тут есть несколько путей. Либо вы вообще не занимаетесь обстановкой дома, либо смотрите как у родителей и друзей и делаете что-то похожее на это(этим и занимаются почти все, по той же причине почему и фундамент не делали: знаний нет), либо полностью сами занимаетесь обстановкой. Читаете нужные книги, смотрите телепередачи, и не просто берете что-то оттуда, нет, сначала спрашиваете себя: «А нужно ли Мне это?». В любом из трех случаев формируется ваша индивидуальность.

Но есть и разница. Если сравнить эти три дома то вот что мы увидим. Первый дом похож на бетонную коробку во дворе трава по пояс и бездомные животные доедают хозяина.

Второй дом хоть и выглядит приличней, но не сказать что лучше. Сам дом разукрашен в разные цвета словно на него просто краски с разных сторон накидали. Во дворе разные цветы и деревья растут рядом и там же авто ремонтируется, а рядом шашлык и собаки подгорает. Смотрится это смешно и отвратительно одновременно.

И третий дом. Здесь стоит заметить что может быть несколько вариантов. К примеру сначала он ничем не отличался от второго, но потом опомнился и переделал все сам. Дом может быть невзрачным но уютным. Стандартным таким домиком. Может быть красиво расписанным снаружи и с хорошей клумбой. Но вот внутри голые стены и одиночество. Так же это может быть красивый современный умный дом. Или просто невзрачный дом снаружи но очень богатый внутри. Каждый его делает по своему. Разница лишь в том кто сколько времени и сил в это вложил.

Приведем пример наших «домов». Два друга. С самого детства они дружат. Учатся в одной школе. Влад и Дима. (для сохранения анонимности имена изменены). Оба закончили 9 классов и пошли учиться на программистов. Что такого странного спросите вы? А почти ничего. Если бы не одно но. Дима никогда не говорил о том куда пойдет учится после 9. Зато Влад всегда об этом говорил. Как то раз я стоял с ними и разговаривал. Тогда-то и завел разговор о том куда они собираются после 9 класса. Дима пожал плечами. А вот Влад сразу сказал, что идет на программиста. Посмею заметить что после этого Дима всегда отвечал на вопрос о будущем образовании так же как и тогда ответил Влад. Так к чему это я? Влад активная индивидуальность. Он сам решил куда ему стоит идти. (Я искренне надеюсь, что сам, спросить у него времени не было, да и сейчас не является возможным). А вот Дима пассивная. Ему было все равно куда. Но как только появилась возможность пойти учиться с другом он не раздумывая принял её. Если возвращаться к нашим домам то Дима как раз владелец второго дома. А Влад третьего.

Владельцы первого обычно не часто встречаются. Такие по большей части постоянно и безвылазно сидят дома и сходят с ума от того что не общаются с внешним миром даже через интернет. Как сами понимаете с такими встречаться не доводилось.

Человек, индивид и личность - ключевые понятия психологии, которые не менее важны и в обществознании , так как человек - это основной элемент общества. Какова же разница в этих трех терминах?

Человек.

Человек - термин биологического характера. Это звено в развитии живых существ на нашей планете. Homo sapiens в том виде, в котором они существуют сейчас, существовали и десятки тысяч лет назад. Биологическая, физиологическая, анатомическая структуры за это время существенно не изменились. Но каждому очевидна разница между студентом современного университета и охотником древней Месопотамии. В чем же эта разница?

Индивид.

Индивид в переводе с латыни (individuum) означает «неделимый». Это - конкретный представитель человечества, человеческая особь, у которой есть характерные только ей психологические и биологические особенности. Более расширенное понятие - индивидуальность , то есть сочетание этих биологических и психологических качеств, которое отличает данного конкретного индивида от остальных.

Таким образом, индивид - это конкретный человек со своими особенностями, данными ему от рождения, индивидуальность - уже больше психологический термин, чем биологический - набор навыков (характера, умения, знаний), приобретенных в процессе жизнедеятельности.

Личность.

Личность - самое сложное понятие. Это социальный образ человека . Именно общество формирует из индивида личность. Это то, что отличает человека от животного. Индивид, выращенный отдельно от остальных, например, на необитаемом острове, станет индивидуальностью. Но не станет личностью, потому что здесь ключевой фактор - общение и взаимоотношения с другими людьми. Чтобы стать личностью, человек проходит путь социализации , и ее формирование происходит в течение всей жизни.

Основные элементы социализации :

  • общение;
  • воспитание;
  • образование;
  • средства массовой информации;
  • система социального контроля.

В процессе социализации (формирования личности) у человека вырабатываются физические навыки и умения, психологические особенности , моральные факторы, научные знания, политические мировоззрения, религиозные ценности и т.д. Социолог Леонтьев охарактеризовал личность как совокупность социальных отношений, которые реализуются в различных видах деятельности. Попросту говоря, личность - это член общества , и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться.

Различие понятий человека, индивида и личности.

Различие понятий человека, индивида и личности для того. Кто не очень знаком с социологией и психологией легко объяснить простым примером из жизни.

Допустим, вы начали играть в компьютерную RPG - игру на подобие Fallout или Skyrim. Вначале вы выбираете расу - эльф, гном или человек. Это и есть понятие человека, то есть биологическое различие от остальных видов существ. С самого начала ваш персонаж обладает определенными навыками и умениями (сила, выносливость, интеллект и т.д.). В этом виде, на самом старте игры, перед нами индивид, отличающийся от остальных (во многих играх эти начальные параметры вы задаете сами) особенностями, данными от рождения. В игровом процессе ваш персонаж развивается, приобретает новые черты характера, знания, способности, и к концу игры мы имеем героя с определенной харизмой и кармой, набором навыков, совсем не похожего на того, кого мы получили вначале. Вот это и есть уже личность.

Таких сравнений можно привести множество (даже с «World of Tanks»), но суть в том, чтобы понять, что человеком рождаются, а личностью становятся в процессе общения и взаимодействия с другими членами общества.