В Европе, как в некоторых других странах мира действует двухуровневая система высшего образования, и отечественные ВУЗы выпускают во взрослую и профессиональную жизнь бакалавров и магистров. Ранее студенты могли получить не только диплом бакалавра, но и специалиста. Но чем же отличается бакалавр от специалиста, и почему современные студенты становятся уже магистрами? Какие плюсы и минусы имеет каждая степень?

Происхождение понятий «бакалавр» и«специалист»

Степень бакалавра начала присваивается еще в средние века в некоторых европейских странах. Тогда бакалаврами становились выпускники университетов, достигшие определенного уровня или степени. Само слово «бакалавр» (bacca lauri) скорее всего появилось вследствие вручения на официальной церемонии выпускающимся студентам плода лавра. В нашей стране после бакалаврата студенты поступили на специалистов, но совсем недавно страны постсовестского пространства отказались от этой промежуточной степени. Поэтому дипломированных специалистов отечественные ВУЗы уже выпускать не станут, а студенты могут после бакалаврата получать уже магистерскую степень. Поэтому главное отличие бакалавра от специалиста кроется именно в самой специфике обучения, первое является ученой степенью, а второе – квалификацией.

Отличия подготовки бакалавров и специалистов

Для того, чтобы получить бакалаврскую степень необходимо проучится не менее 4 лет. Специалистом студент может стать только после 5-6 лет обучения в зависимости от специфики получаемой специальности. В процессе обучения бакалавры изучают предметы широкого профиля, а специалисты на последних курсах проходят узкопрофильные дисциплины. Поэтому специалисты получают диплом по специальности, в то время как бакалавры довольствуются дипломом об общем высшем образовании. Примечательно, что и те, и другие могут поступить в магистратуру. Но при этом бакалавр, поступая на магистратуру, может пройти конкурс, и обучатся на бюджетной основе. А вот специалист сможет учиться только на платной основе, так как это образование автоматически считается вторым высшим.

Плюсы и минусы

Но в чем же минусы получения бакалаврской степени? Специалисты, так же как бакалавры получают высшее образование и их дипломы позволяют устроиться по профессии. При этом студенты, получившие степень бакалавра могут задуматься о другой специализации и поступить в магистратуру на другую аналогичную специальность. Специалисты теоретически могут пройти эту же процедуру, но это обучение будет стоить им немалых денежных средств.

Диплом бакалавра является унифицированным, и наши студенты могут на его основе поступить в любое учебное заведение за границей, сдав определенные экзамены. А вот в нашей стране к диплому бакалавра большинство работодателей относится негативно. И это является весомым минусом, потому что при приеме на работу многие выпускники могут услышать обоснованный отказ. Да диплом есть, но многие склонны воспринимать такое высшее образование как незавершенное. В Европейских странах перед нашими студентами откроется намного больше дверей, так как зарубежные работодатели не против принять в свои компании перспективных бакалавров и обучить их уже «под себя».

Поэтому прежде чем решить, куда идти после получения диплома поступать или работать, стоит подумать о дальнейших перспективах, планах, подводных камнях. Кто-то мечтает работать заграницей, а кому-то вполне достаточно будет неплохо устроиться и в своем городе. Но стоит помнить, что на просторах нашей страны лучше не надеется на «добрых» работодателей и забыть о чудесах. Лучше сразу поступать на магистра и уже получать законченное образование, к которому никто не сможет придраться.

Система высшего образования в России представляет собой трехуровневую структуру – бакалавриат, специалитет, и наиболее полная форма – магистратура. В чем заключаются отличия между ними? Какую форму высшего образования выбрать абитуриенту? В каждой форме обучения есть свои несомненные преимущества и недостатки.

Бакалавр

Это академическая степень европейского стандарта, которую получает студент, пройдя базовый курс фундаментального обучения. Бакалавриат – это базовый уровень высшего образования, который дает возможность получить фундаментальные знания в выбранной области и приобрести навыки самостоятельной исследовательской работы. Как правило, на изучение программы бакалавриата отводится 4 года, а для выпускников среднего профессионального учебного заведения — 3 года. Обучение проводится по очной (или дневной), очно-заочной (так называемой вечерней), а также заочной формам. Окончание бакалавриата завершается вручением полноценного диплома о высшем образовании, дающего право заняться профессиональной деятельностью или поступать и учиться в магистратуре.

Система бакалавриата дает образование по 284 профилям подготовки: Юриспруденция, Прикладная математика, Информационные технологии, Менеджмент, Экономика и др.

У бакалавров есть возможность в дальнейшем повышать уровень своего образования в магистратуре, однако права заниматься преподавательской или научной деятельностью у них нет. Чтобы иметь право на преподавание в высших учебных заведениях, им необходимо закончить магистратуру, что необходимо также для тех, кто хочет поступить в аспирантуру. Юношей, окончивших бакалавриат, могут призвать в армию, в этом случае обучение в магистратуре для них откладывается на срок после окончания службы в рядах Вооруженных сил.

Чем бакалавриат хорош?

  • Введение в России бакалавриата и магистратуры призвано сделать российские дипломы более привлекательными для зарубежных научных центров и промышленных корпораций. При желании бакалавр может продолжить свое образование и получить степень магистратура в любом иностранном вузе.
  • Бакалавры учатся четыре года, то есть на год меньше, чем специалисты. Соответственно, они раньше смогут заняться своей карьерой и профессиональной деятельностью, что особенно важно для малообеспеченных ребят.

Что в бакалавриате плохо?

Многие эксперты полагают, что для ряда специальностей 4 года недостаточно для того, чтобы освоить все необходимые для успешной трудовой деятельности знания.

Специалист

Данная квалификация присваивается выпускникам вузов после того, как они пройдут специальные образовательные программы. Чаще всего это инженерно-технические специальности. Специалистов готовят 5 лет (после окончания среднего профессионального образовательного учреждения — 3 года), квалификация присваивается им после защиты дипломного проекта.

В течение первых двух курсов специалисты и бакалавры получают образование по одинаковым учебным планам: студентам преподают общеобразовательные и общепрофессиональные и дисциплины. Начиная с третьего курса, специалисты получают знания по своей определенной специальности, а бакалавры походят подготовку по дисциплинам широкого профиля, а также изучают специальные дисциплины и практические курсы, связанные с выбранной профессией.

Выпускники с дипломами специалистов могут вести преподавательскую деятельность, а при желании поступать в магистратуру. При этом обучение в магистратуре для них возможно только платное и только по своей профессии.

Магистр

Это вторая ступень европейского стандарта обучения. Обучение длится два года, за которые студенты углубляют специализацию по какому-либо направлению подготовки.

Будущие магистры учатся в небольших группах, их обучением руководят ведущие преподаватели вуза, профессора и доценты. В конце обучения они пишут магистерские диссертации и защищают их перед государственной экзаменационной комиссией. Магистратура – это по-настоящему элитное образование. Степень магистра дает возможность занимать руководящие посты в организациях, имеющих разные формы собственности. Кроме того, магистры имеют право преподавать в вузах, заниматься научной работой, поступать в аспирантуру. Однако поступающим в магистратуру, придется пройти жесткий отбор – зачисление осуществляется по конкурсу. Не в каждом университете есть магистратура, поэтому бакалавры и специалисты нередко вынуждены получать степень «Магистр» не в родном, а в другом вузе.

Несколько десятков лет назад званием «бакалавр» могли похвастаться лишь те, кто учился в европейском ВУЗе, выпускники же отечественных учебных заведений скромно именовались специалистами. Сегодня ситуация коренным образом изменилась: понятия «бакалавр» и «дипломированный специалист» мирно сосуществуют в наших учебных заведениях. Причиной такого нововведения стал постепенный переход на двухуровневое, как и во всей Европе, образование. Но, как часто бывает при появлении нового понятия, возникла путаница, и понятия «бакалавр» и «специалист» стали взаимозаменяемыми, что не совсем верно. Попробуем разобраться, чем бакалавр отличается от специалиста.

Происхождение и значение

Корни у понятия «бакалавр » уходят в средневековье. Так называли рыцаря, который не имел собственного знамени. Позже это понятие стало применяться к студентам средневековой Европы. Сегодня бакалавром считается выпускник, который отучился в ВУЗе 3-4 года и получил базовое высшее образование. Если вам присвоили звание бакалавра, то это значит, что вы получили научную степень. Программа, по которой идёт подготовка бакалавра достаточно широкая, она включает в себя как общеобразовательные дисциплины, так и специальные.

«Специалист », или «дипломированный специалист» — это понятие сугубо советское, обозначало оно человека, который закончил высшее учебное заведение и получил диплом с присвоением квалификации. Другими словами, специалист – это профессиональная квалификация. При этом срок обучения в ВУЗах был фиксированным – 4,5 или 6 лет. Если студент по каким-то причинам не доучивался весь срок, то никакого звания он не получал вообще. На сегодняшний день такую квалификацию получает выпускник, который отучился в высшем учебном заведении не менее 5 лет. При этом последние курсы обучения он посвятил определённой узкой специальности.

Бакалавр, как и дипломированный специалист, имеет право продолжить учёбу и далее, и получить звание магистра или поступить в аспирантуру.

Выводы сайт

  1. Бакалавр – это учёная степень, а специалист – профессиональная квалификация.
  2. Чтобы получить звание бакалавра достаточно отучится в ВУЗе не менее четырёх лет, чтобы стать дипломированным специалистом срок обучения нужно увеличить минимум на год.
  3. Звание бакалавр признаётся в Европе, а звание специалист актуально только для постсоветского пространства.
  4. И бакалавров и специалистов изначально готовят по общим учебным программам, но с определённого года обучения, программы расходятся и подготовка специалистов носит более узкий, направленный на определённую специализацию характер.

Сравнительная характеристика двух направлений высшего образования.

Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе. В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию - соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь - европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры - 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

Кто такой специалист, и кто такой бакалавр?

В России существуют следующие ступени высшего профессионального образования:

Высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр» и «магистр»
квалификация «дипломированный специалист» .

Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как чиновники пришли к выводу, что она нужна в медицинских, военных и технических вузах.

Предусмотрены следующие сроки получения образования:

Не менее 4 лет для бакалавра,
не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
не менее 6 лет для магистра.

При этом "бакалавр" и "магистр" - это научные степени, а специалист - профессиональная квалификация.

Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании. После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности. Магистр - эксперт в определенной научной области. Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Однако для бакалавра обучение по программе магистратуры - это вторая ступень высшего образования, которая является бесплатной, тогда как для специалиста магистратура считается вторым высшим, и, соответственно, уже оплачивается. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. Поступить в магистратуру, по разным данным, смогут 1 из 5 или 1 из 3 бакалавров. Те, кто не поступил на бюджетное отделение, могут пойти поучиться на магистра за деньги, попробовать силы в другом вузе, пропустить год или вовсе отказаться от дальнейшего образования. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Учебные планы у специалиста и бакалавра начинают отличаться лишь на третьем году обучения, первые два года - одинаковые: студенты изучают общеобразовательные и общепрофессиональные дисциплины. С третьего курса специалистов начинают готовить по конкретной специальности, узкому профилю, а бакалавров - по широкому профилю, с изучением специальных дисциплин и практики, которая имеет отношение к выбранной профессии. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению, а второго - для научной работы. Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

Плюсы и минусы бакалавра

С момента принятия соответствующего закона в научных кругах не стихают споры по поводу достоинств и недостатков новой образовательной системы. Дискуссия в основном ведется вокруг того, чем хороша и чем плоха степень бакалавра.

Плюсы:

Сторонники новой системы говорят о том, что двухуровневая система образования с разделением на бакалавриат и магистратуру принята на Западе. Соответственно, принятие такой же системы в России решит проблему признания наших дипломов за рубежом и сделает наше образование конкурентоспособным. Поскольку иностранные работодатели прекрасно знают, кто такой бакалавр, российские выпускники смогут более свободно претендовать на работу в иностранных компаниях и за границей. Кроме того, с дипломом бакалавра они смогут продолжить обучение в магистратуре иностранного вуза.
Другой плюс в пользу получения степени бакалавра - это то, что данный выпускник при желании может легко поменять профессию. При необходимости у бакалавра существует возможность быстрого получения необходимой квалификации (узкой специализации) по другой специальности - за год, тогда как специалисту при смене профессии потребуется потратить 2-3 года на получение второго высшего образования.
И третий, тоже весьма существенный плюс, относится к тому, что бакалавры учатся менее продолжительный срок: уже через четыре года они имеют возможность заняться работой и карьерой. Что весьма существенно в сложившихся на рынке труда условиях нехватки квалифицированных кадров!

Минусы:

К минусам получения степени бакалавра относится то, что в определенных университетских кругах бытует негативное отношение к такому виду образования.

Так, ряд профессоров ведущих российских вузов выразили сомнение в том, что отпущенного на подготовку бакалавра времени будет достаточно для того, чтобы дать выпускнику все необходимые знания. А раз так, то бакалавры будут покидать альма-матер недоучками, что приведет к общему падению уровня образования в России.
Кроме того, хотя в ряде отечественных вузов уже существует практика подготовки бакалавров, переход на такую систему сопряжен с большими материальными и временными затратами на разработку соответствующих образовательных планов.

Отношение работодателей

Самое главное, что волнует поступающих в вуз абитуриентов - насколько будет востребовано их образование на рынке труда. И, с принятием новой образовательной системы, эти волнения становятся еще более выраженными, поскольку в среде широкой общественности существует точка зрения, что работодатель воспринимает бакалавров как «недоучившихся специалистов». Это связано со сроками обучения (4 года вместо 5) и воспринимается в ключе, что бакалавр получит «сокращенные знания по предмету». Такое мнение подкрепляется рядом высказываний представителей крупных компаний в СМИ на тему того, что бакалавру не хватит знаний, и они не готовы брать его на работу, а «доучивание» выпускников на рабочем месте в принципе неприемлемо. В то же время другая часть работодателей готова взять на работу бакалавра, а затем «доучить» его до магистра под конкретную специальность. Так, об этом говорят в научно-исследовательских учреждениях, а также в компаниях, ориентированных на западную модель «выращивания сотрудника под себя». Впрочем, все зависит от конкретной должности, на которую кандидат претендует.

Однако, несмотря на навязчивое муссирование темы "недоучек" в прессе, можно заметить, что в основной массе работодатели не проявляют особой активности по этому поводу - хотя бы потому, что они еще не поняли разницы между специалистами и бакалаврами. Официально система была введена совсем недавно, а те бакалавры, которые уже были выпущены на рынок труда учебными заведениями, успешно устроились без того, чтобы делать акцент на своей «недоученности». Обойти этот момент еще до стадии собеседования весьма просто, ведь в резюме, как правило, не указывается никакая образовательная градация, а просто стоит упоминание о наличии высшего образования. Тем более о подобном очень редко спрашивают на собеседовании. Если же на интервью все-таки всплывает слово «бакалавр», то собеседники относятся к нему в соответствии с собственными представлениями об образовании: если компания западная, а соискатель достаточно эрудирован, то наличие у кандидата степени бакалавра воспринимается абсолютно нормально.

Очевидно, что для того, чтобы работодатели почувствовали разницу и сумели сравнить уровень подготовки специалистов и бакалавров, на рынок труда одновременно должны выйти российские выпускники, обучившиеся по двум разным программам. А для этого как минимум придется подождать ближайшие пять лет.

Ответить на вопрос кем лучше выйти из стен ВУЗа - специалистом или бакалавром, поднимается уже не первый год. С тех пор как Россия присоединилась к Болонскому процессу (а это уже 12 лет назад!) бакалавриат прочно вошел в нашу жизнь. Но ведь остаются ВУЗы, которые до сих пор готовят специалистов в различных областях. Так в чем же различие этих двух форм высшего образования? Редакция "сайт" попыталась в этом разобраться.

Бакалавры появились еще в средние века в странах Европы. Уже тогда это понятие относилось к студентам университетов, достигшим некой ступени мастерства в своем обучении. В частности, есть версия, что сам термин возник в связи с вручением бакалавру лаврового венка. В свою очередь специалист как термин появился и активно развивался на территории советского и постсоветского пространства. Дипломированным специалистом назвался, да и сейчас называется человек, получивший диплом о высшем образовании по конкретной специальности.

Разница между бакалавриатом испециалистом

Таким образом, можно сказать, что основное отличие бакалавра от специалиста кроется в терминах: бакалавр - это ученая степень , специалист - это квалификация .

В России бакалавры стали появляться лишь после 2003 года. Именно тогда наша страна присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран. Одной из основных целей Болонского процесса является «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения». Для этого необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми. Это, в свою очередь, напрямую связано с введением в ВУЗах системы перезачёта кредитов, модульной системы обучения и специального Приложения к диплому. Это также находится в тесной связи с реформированием учебных планов.

Различия между бакалавриатом и специалистом

Кроме того, между специалитетом и бакалавриатом есть и вполне реальные различия. Так, например, бакалавру предстоит просидеть за партой всего 4 года, в то время как специалисту 5-6 лет в зависимости от специальности . Дело в том, что первые два года будущие бакалавры и будущие специалисты обучаются по одной программе, разделение начинается на третьем курсе. В то время как бакалавры продолжают изучать предметы широкого профиля, специалист переходит к узкопрофильным дисциплинам.

Кроме того, разница между бакалавром и специалистом по окончании ВУЗа состоит в том, что специалист получает диплом по своей специальности, а бакалавр об общем высшем образовании. При этом, бакалавр и специалист могут продолжить обучение в магистратуре. Но для бакалавра-магистра и специалиста-магистра разница состоит в том, что первый формально продолжает получать высшее образование и может это делать на бюджетной основе, а для специалиста - это второе образование, в любом случае платное.

Плюсы и минусы

Как мы видим, плюсы есть как у бакалавра, так и у специалиста. Так что делать выбор нужно так: если Вы точно уверены в своей будущей специальностью, то уверенно учитесь на специалиста. Если же хотите получить время для "подумать", либо планируете продолжить обучение за границей - смело шагайте в бакалавры, поскольку диплом бакалавра - унифицированный стандарт.

Редакция "сайт"