Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Материалы к уроку обществознания в 10 классе социально-гуманитарного профиля

План: 1) Теории происхождения человека. 2) Биологическое и социальное в человеке.

Антропогенез процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. Изучением антропогенеза занимается антропология.

Антропосоциогенез Процесс происхождения человека и общества, охватывающий период первобытного общества и завершающийся к позднему палеолиту от 1, 5 млн. до 35-40 тыс. лет назад

Этапы антропогенеза:

Факторы антропогенеза

Социогенез Процесс превращения стаи животных в первобытное человеческое стадо и затем в человеческое общество. В процессе социогенеза каждый получил право на долю пищи независимо от его участия или неучастия в ее добычи. Возникли запреты на связи внутри материнского рода - первой социальной организации древности. Появляется парный брак и семья

Теории происхождения человека Эволюционная теория происхождения человека Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования.

Трудовая теория происхождения человека Ф. Энгельса Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции

Домашнее задание Сообщение на тему: «Концепции происхождения человека»

Человек – биопсихосоциальное существо « Человек » - общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.

Биосоциальная природа человека Биологическое в человеке Социальное в человеке наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела; возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода. способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек как биологический и социальный феномен

Этика и культура государственного служащегоВ заключении приводятся краткие итоги выполненной работы. Анализ результатов работы должен быть посвящен реализации технологии определяется преподавателем по...

Внеклассная работа и досуговая деятельность как фактор социализации и социокультурной реабилитации учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В детстве и юности человека закладываются манеры и особенности поведения, формируется взгляд на мир, выявляются пристрастия. Побуждение к обучению и само обучение различным видам досуговой деятельност...

Человек как результат биологической
и социокультурной эволюции.

План:
1) Теории происхождения человека.
2) Биологическое и социальное в человеке.

1) Теории происхождения человека.
Людей издавна волновал вопрос их происхождения.
Наиболее древним является религиозное представление о происхождении человека. Религии свойственна вера в божественное творение жизни и человека. Согласно религиозным взглядам, человек отличается от представителей животного мира тем, что получает от Бога бессмертную душу.
Во второй половине XIX века возникла эволюционная теория происхождения человека, связанная с переворотом, осуществленным Ч. Дарвином в биологии. Дарвин выдвинул идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития. В основе эволюции, по Дарвину, лежит естественный отбор. Главную причину изменчивости организмов он видел в изменении окружающих условий жизни. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые в наибольшей степени приспосабливаются к меняющимся условиям существования. Дарвинисты сравнивали анатомию, прежде всего головного мозга человека и обезьяны, исследовали ископаемые черепа вымерших «предков» человека. В строении, физиологических признаках всех исследуемых объектов обнаруживались черты несомненного сходства. В итоге был сделан вывод о том, что человек произошел от обезьяны, трансформиро-вавшейся затем в теорию происхождения человека от ныне вымершего вида обезьян через ряд промежуточных стадий.
Современная наука критически относится к ряду аспектов теории Дарвина, но другой, более убедительной теории эволюции пока нет. Дарвинизм впервые представил человека как продукт биологической эволюции.
Религиозная и эволюционная концепции происхождения человека подвергались серьезной критике за их односторонность. Необходимо было найти третий путь в изучении проблемы происхождения человека. Таким путем пошел Ф. Энгельс, изложивший в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» трудовую теорию происхождения человека. С одной стороны, по его мнению, на возникновение человека оказала влияние природа. С другой стороны, возникновению человека способствовал труд, ставший основой существования человеческого общества. Трудовая деятельность, как полагал Энгельс, присуща только людям, и именно она явилась главной причиной выделения человека из животного царства. Труд способствовал развитию общения между людьми, сплачивал их, возникала членораздельная речь. Труд и членораздельная речь вели к совершенствованию головного мозга человека. Благодаря теории Ф Энгельса человек предстал как продукт не только биологической, но и социальной эволюции.
По оценкам современных ученых, превращение человекообразных обезьян (гоминидов) в людей не могло быть мгновенным, одноактным событием. Антропогенез, т. е. процесс становления и развития человека, носил длительный эволюционный характер и был неразрывно связан с социогенезом – процессом становления и развития общества. Это две стороны единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося 3-3,5 млн. лет.
Проблема происхождения человека продолжала волновать ученых, философов и в ХХ веке. Огромное влияние на теоретическую мысль оказали представители философской антропо-логии М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер, сделавшие вывод, что человек – вовсе не венец творения, а по критериям животного существования «человек – биологически недостаточное существо», «неспециализированное» и «незавершенное», со слабо выраженными инстинктами.
Пытаясь дать объяснение этому явлению, многие ученые утверждали, что влияние трудовой деятельности и коллективности бытия на процесс эволюционного развития организмов выражалось не только в том, что приобретались новые телесные и психические свойства и способности, но и происходило отмирание тех животных средств, которые препятствовали формированию новых, собственно человеческих отношений. Прежде всего, это затрагивало те органы и системы тела, которые отвечали за поведение. Есть и такие ученые, которые полагают, что слабая выраженность инстинктов у человека вызвана вовсе не развертыванием соци-альности, а имеет изначально природное происхождение.
Из факта несовершенства биологической природы человека немецкий философ первой половины ХХ века Э. Кассирер выводит феномен культуры. Человек как биологическое существо оказался обреченным на вымирание, он был приговорен к поискам экстремальных способов выживания. Не имея четкой инстинктуальной программы, не ведая как вести себя в конкретных природных условиях, человек бессознательно стал присматриваться к другим животным, более прочно укорененным в природе. Как бы преображаясь то в одно, то в другое существо, человек в итоге не только выстоял, но постепенно выработал определенную систему ориентиров, которая надстраивалась над инстинктами, по-своему дополняя их. Так появляется созданная самим человеком программа жизнедеятельности, культура. Животное воздействует на внешний стимул непосредственно, у человека ответ должен подвергнуться еще мысленной обработке. Человек живет уже не просто в физическом, но и в символическом мире. Этот символический мир мифологии, языка, искусства, религии, постоянно развивается, изменяя самого человека. Таким образом, человек – это продукт не только биологической и социальной, но и культурной эволюции.

2) Биологическое и социальное в человеке.
Биологическое и социальное в человеке слиты воедино. Как биологическое существо человек принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляет-ся в его анатомии, физиологии. Как биологический вид человек обладает кровеносной, мышечной, нервной, костной и другими системами. Уступая животным в развитии отдельных органов, во многих природных качествах, человек превосходит их по своим потенциальным возможностям. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возмож-ность приспосабливаться к различным условиям существования. Биологическое у человека не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, что проявляется, например, в измене-ниях уровня рождаемости, детской смертности и т.д.
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие полезные свойства как способность и готовность к общественно-полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.

Контрольные вопросы:
1. Какие теории происхождения человека вы знаете?
2. Что такое антропогенез, социогенез, антропосоциогенез?
3. Что такое «феномен культуры»?
4. Биологическое в человеке.
5. Социальное в человеке.

Проблема человека – одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.

Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития , получила название антропогенез (от гр. anthropos– человек и genesis – происхождение).

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.

Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле . Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.

Человек по своей сути есть существо биосоциальное . Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.

Биологическая природа человека – это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность – сущность человека.

Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами . Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству .

Основные отличия человека от животного

1. Человек обладает мышлением и членораздельной речью . Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя свои планы.

Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек может передать другим людям объективную информацию об окружающем мире. Люди имеют способность выделять в своей речи главное. К тому же человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности :

моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли ;

– обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;

– выражает ценностное отношение к действительности.

Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его – действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности . Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ .

Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.

Человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала).

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

1) духовное
2) социальное
3) биологическое
4) биосоциальное

Материал для преподавателя . Занятие №1

Тема: ЧЕЛОВЕК КАК РЕЗУЛЬТАТ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ЭВОЛЮЦИИ

Структура урока

Ожидаемый результат: У чащихся знают , что понимается под личностью в обществе, различают понятия «человек», «индивидуальность» и «личность», знают, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа и общество,

умеют характеризовать с научных позиций природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; умеют конкретизировать примерами/раскрывать на примерах биосоциальную сущность человека, умения применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Структура урока

    Приветствие. Организационный момент (подготовка необходимого оборудования, раздаточного материала)

    Проверка домашнего задания. Обсуждение трудных вопросов ЕГЭ, работа над ошибками.

    Фаза- вызов .- 1 .Мотивационный этап. Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы

(Приём «Открытые мысли» и «корзина идей»).

    Фаза -осмысление.2 . Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

Теоретический блок. Лекция- диалог . Введение новых понятий (родовых и видовых). Запоминание признаков и характеристик понятий.

    Фаза – рефлексия 3. . Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности, т.е «новый вызов». Работа с примерами. (Приём «имитационно-ролевое моделирование» . Приём «верю-не верю»)

    Мини-тест.

    Выдача домашнего задания.

Необходимое оборудование (Интернет, проектор, компьютер, обществознание школьный словарь 10-11 кл, раздаточный материал) Для того чтобы заинтересовать обучающихся, развить их кругозор и нацелить на изучение предмета можно посоветовать начинать занятие с открытия журнала «ЭКСПЕРТ» и делать акцент на какой либо интересностатье, фоторепортаже или фотографии - попросить обучающих вывести суждение по данному событию)

Приём «Открытые мысли» - Начало занятия :

Как вы думаете, что означают эти фотографии? [Слайд (портрет) (Каждый волен высказывать свою точку зрения, обучающиеся высказывают свои предположения: взгляд, веснушки, ребёнок, человек, Джобс )

Игра в ассоциации : я предлагаю вам игру со словом. Запишите слово «человек»

Какие ассоциации возникают у вас, глядя на это слово?

(антропогенез, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, личность и т.д)

Чем этот ребёнок на фото1 отличается от всех остальных новорождённых детей? (ответ- ничем, он такой же как все новорождённые, он один из многих- он индивид

Чем ребёнок на фото 2 отличается от всех остальных (правильно яркими индивидуальными чертами! Опишите их…)

О чём же пойдёт речь сегодня на уроке?

На уроке будем изучать:

Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке; понятия «индивид», «индивидуальность», «личность»; потребности и их виды.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА – теоретический блок (лекция)

Начнём изучение курса с самой известной и спорной темы в науке – это Антропогенез (теория происхождения и развития человека). В действительности их несколько. Давайте познакомимся:

(Приём «Корзина идей»)

- Что вам известно по этой теме? Предложить обучающимся самим изложить версии данных теорий и обменяться информацией. (каждой паре раздать карточки с названием одной теории)

Теории происхождения человека как биологического вида

1. Креационизм (от лат. creatio - создание, сотворение /креатив, креативный/ - человека создал Бог, Творец.

2. Эволюционизм /Эволюционная теория Дарвина- Уоллеса. Дарвинизм/

Эволюционная теория - комплекс знаний об общих закономерностях и движущих силах исторического развития живой природы. Основой эволюционной теории служит утверждение о том, что все ныне существующие организмы произошли от ранее существовавших путем длительного их изменения под воздействием внешних и внутренних факторов.

Биологическая эволюция определяется наследственной изменчивостью, борьбой за существование, естественным и искусственным отбором3. Теория внешнего вмешательства (считается, что люди являются прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

Итак какую теорию выбрать? Это во многом зависит от уровня мировоззрения человека!

Одной из ключевых идей урока является идея биосоциальности человека.

Человек- биосоциальное существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Биологическая природа человека проявляется в (каждую черту конкретизировать примером)

    анатомо-физиологических чертах,

    строении различных органов и систем,

    инстинктах и рефлексах.

    Задатки (которые при определённых условиях превращаются в способности, но «подарок всё-таки преподносит нам природа)

    Способность обмениваться энергией с окружающей средой (пища даёт нам энергию и мы действуем)

    Биологически каждый человек уникален, так как получаемый от родителей набор генов неповторим.

Все эти факторы сближают нас с другими живыми существами.

Биологические факторы антропогенеза (уникальные, которые не свойственны другим живым существам)

    Сложное строение мозга -(приводит к формированию абстрактного мышления)

    Строение челюсти, гортани (способность к членораздельной речи, но если человек лишён общества сам по себе он не заговорит- «Маугли» может быть только в сказках!)

    Строение кисти руки

    Способность к прямохождению (мы платим радикулитом и другими неприятными вещами)

Общественное в человеке

Учёные считают наиболее важными следующие отличия человека от других живых существ:

    Сознание, наличие мышления и словесной речи;

    способность к целенаправленной, в том числе творческой деятельности;

    способность сознательно преобразовывать окружающую действительность,

    создавать необходимые блага и ценности;

    способность изготавливать с помощью других орудий сложные орудия труда и использовать их в процессе производства необходимых благ.

Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в мыслях и образах, понимать происходящее и осмысленно целенаправленно действовать.

Банк заданий - Задание №1 (№4 ЕГЭ) , Задание №2 (№5 ЕГЭ)

«индивид», «личность», «индивидуальность».

    Сначала записать слова (на доске):

    Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность.

    Какое не является социальным? Почему? Подчеркните.

    (ответ : сообразительность- природное качество (является задатком))

(Обучающие ведут записи в тетради, преподаватель – на доске)

Для характеристики сущности человека учёные используют понятия «индивид», «личность», «индивидуальность».

(Приём «имитационно-ролевое моделирование») .

Напишите и зачитайте свою характеристику как индивида, индивидуальности, личности. ( например социальные особенности индивидуальности: расчетливый, мужественный, осторожный, хитрый).

в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка " (найдите черты индивидуальности и личности)

Отец Гринева , Андрей Петрович Гринев, был настоящим боевым офицером, мужественным и храбрым. Это человек строгий » (это черты индивидуальности)

Маша Миронова . Тихая робкая капитанская дочка (как индивидуальность ) стала победительницей в сложнейших жизненных ситуациях (как личность ). Она победила свою горькую судьбу и обрела дом, семью, счастье. Она преодолела все превратности судьбы, спасла будущее Петра, его честь, его семью. (как личность ).

А теперь обратимся к теории!:

Индивид - единичный представитель человечества.

Понятие « индивидуальность » используется для обозначения такого сочетания биологических и социальных качеств, которое одного человека отличает от всех других. Можно сказать, что индивидуальность - это своеобразие человека.

Личность - совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться, общаться с другими людьми, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия. Личность человека формируется и развивается на протяжении всей его жизни, в ходе социализации (в процессе освоения социальных ролей, культурного богатства, накопленного обществом).

Составьте кластер: «Факторы формирования личности»

На формировании личности оказывают влияние социальная среда и обстоятельства жизни. Современные специалисты выделили три вида среды, которой оказывается человек –

1) природно-географическая среда: (тяжелые природные условия жизни заставляют человека раскрыть все свои способности и наоборот)

2) общественная среда – (общество или социум), улица, школа, работа и т.д.

3) домашняя среда, воспитание в семье, отношение родственников, и обстоятельства жизни.

4) наследственность: от родителей люди получают генетически определенные задатки: физиологические особенности (телосложение), особенности нервной системы -сила, выносливость), темперамент, здоровье или предрасположенность к заболеваниям.

5) самосовершенствование .

Лист социологическое исследование.

Вот фото известных личностей (из истории и современности). Кто они? Какие факторы оказали влияние на их развитие и формирование? Какие социальные качества характерны для них?




Ответ - Зрелая личность характеризуется:

    Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом важнейших социальных качеств: способностью учиться, трудиться,

    общаться с другими людьми,

    участвовать в жизни общества,

    иметь духовные интересы,

    оценивать и контролировать свои поступки, нести ответственность за их последствия.

(могут быть названы и другие качества)

2) Потребности человека

Потребности - это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни и развития личности (человеку необходимы вода и воздух, пища и тепло, различные предметы материальной и духовной культуры и др

Какие группы потребностей выделяют учёные? (ответы обучающихся)

(Приём «имитационно-ролевое моделирование» .)

Приведите свои примеры, потребностей каждой группы.

Естественные (биологические; физиологические, материальные и т. п.) (воздух для дыхания, вода, пища, одежда и жилище, продолжение рода и т. п.)

Духовные (идеальные) (в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве)

Социальные (в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе)

(смотреть Классификацию потребностей (пирамида) А. Маслоу.)

Подлинные потребности связаны с тем, что действительно необходимо человеку, а удовлетворение мнимых потребностей может причинить вред здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию личности.

Приём «Верю-не верю»

Проанализируйте суждения о человеке. Обучающиеся должны либо согласиться с этим утверждением, либо нет. Поставьте значок «! » в соответствующем столбце таблицы.

Суждения

Верю

Не верю

К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении с другими людьми.

Человек обладает мышлением и словесной речью.

Социальная сущность человека проявляется в его анатомии и физиологии.

Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.

Личность формируется во взаимодействии человека с другими людьми.

Процесс становления личности называется стратификацией.

Индивид - единичный представитель человечества.

Индивидуальные потребности проявляются у отдельного человека и связаны с конкретными условиями его жизни, его личностью.

Личность - это человек как носитель сознания, наделённый рядом социальных качеств.

Банк заданий - Задание №3 (задание №28 ЕГЭ)

Мини- тест

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Каждый обучающийся выполняет задание 1-2 а затем осуществляется фронтальная проверка с разъяснением обучающимися выбора каждой позиции и анализом неверных ответов.

Задание 1 (ЕГЭ № 1)

Потребности

человека

Характеристика

В познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве.

Социальные

В общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.

Ответ: духовные

Задание 2 (ЕГЭ № 4)

Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Потребность - это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.

2) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему блага и ценности.

3) Деятельность - это специфический способ существования человека.

4) Духовная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.

5) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т. п.

Ответ: 123

Задание 3 (ЕГЭ №20)

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Мотивом __________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________(В), социальной группы, обще- ства в целом.

__________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребно- сти людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Список терминов:

1) потребность

2) деятельность

3) природа

4) социальный

5) естественный

6) подлинный (разумный)

7) индивидуальность

8) индивид

9) идеальный (духовный)

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

После выполнения задания - обязательно прочитайте весь текст вместе с вставленными терминами!!!.

Ответ:


Раздел «Человек»

(из справочника Кишенковой О.В.)

2.1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек как предмет познания по своей многогранности сравним с миром. В своем бытии он воплощает все лучшие стороны мира. Эту особенность человека выразил в своем определении представитель итальянского гуманизма Пико дело Мирандола. "Человек - это микрокосм, - говорит он на диспуте "О достоинстве человека", - соединяющий в себе все три части космоса: мир земной, небесный и божественный - надзвездный". Многочисленные попытки определить человека сводились к выделению какого-то признака, отличающего человека от других существ. "Человек, - писал немецкий философ XVIII века И. Гердер, - находится на высшей ступени развития потому, что человек ходит прямо - иной причины нет". Сложность человеческой природы не в состоянии отобразить ни одно определение. Это многообразие может найти более адекватное отражение в понятиях, соответствующих масштабу человеческого мира. Это понятия "бытие", "сущность", "существование", "природа человека" и др.

Вопрос о природе человека, его происхождении, назначении, жизни и деятельности, месте в окружающем мире является самым значимым в системе знаний об обществе. Человека изучают разные науки: социология, психология, физиология, педагогика и многие другие. Существует также особый раздел философского знания – антропология , занимающаяся исследованием феномена человека.

В истории человеческой мысли существовало множество ответов на вопрос: Кто такой человек и для чего пришел он в этот мир. Человек сложен и противоречив. В нем уживаются как высокие вдохновенные порывы, побуждающие его создавать шедевры искусства, совершать нравственные поступки, так и низменные страсти, пороки, толкающие на чудовищные преступления. Писатель Максим Горький утверждал: «Человек – это звучит гордо». С этим утверждением далеко не всегда можно согласиться. Порой люди совершают столь чудовищные поступки, что невольно задаешься вопросом, до какой глубины падения может дойти человек, насколько он бывает низок, груб, жесток, бесчеловечен, и его грех невольно отражается на многих и многих других людях. Но можно ли применять оценки «хорошо» или «плохо» по отношению к природе человека как такового?

Сложным и дискуссионным до нашего времени является вопрос о происхождении человеческого рода – антропогенезе и, формировании человеческого общества - социогенезе. Ученые подчеркивают, что возникновение человека, его выделение из животного мира столь же грандиозный скачек в эволюции, как возникновение живого из неживого. Предыстория человечества до сего дня остается во многом загадкой. Ясно одно, что антропосоциогенез представляет собой длительный этап, в котором можно выделить несколько стадий.

Ученые-марксисты являются сторонниками так называемой трудовой гипотезы, утверждая, что главную роль в эволюции человека сыграл именно труд, определивший возникновение и развитие рационального мышления, членораздельной речи, общественных отношений. Однако подчеркнем мысль о том, что сам труд в свою очередь эволюционирует во взаимодействии с развитием общества, сознания, нравственных норм.

Одним из ключевых вопросов социального знания является вопрос о «природе человека», то есть определенных постоянных качеств любой человеческой личности. Употребляя это понятие, ученые подчеркивают принципиальное отличие человека от животных. Американский ученый-социолог Джон Дьюи считает, что все многообразие значений понятия «природа человека» можно свести к четырем: 1) человеческая природа – это врожденная биопсихическая конституция, свойственная человеку как виду; 2) человеческая природа – это то, что определяет вечные и неизменные стремления и желания людей; 3) человеческая природа лишена врожденных мотиваций и стремлений, это просто специфический способ реакции на внешний мир, способ восприятия мира; 4) человеческая природа не является врожденной, напротив, она проявляется в том, что человек способен самостоятельно создавать культурные ценности, моральные идеалы, нормы.

Некоторые ученые понимают под человеческой природой комплекс основных способностей, обеспечивающих человеку удовлетворение его биологических потребностей и приспособление к окружающей среде. Что влияет на человеческую природу: наследственность, окружающая среда, общество?

Вся жизнь животного мира определяется и контролируется инстинктами. Всегда одним и тем же неизменным способом бобры строят свои плотины, ласточки вьют гнезда, белки заготавливают продукты на зиму. Это и есть проявление инстинкта – определенного врожденного способа реагирования, присущего всему биологическому виду.

Но человек знает сотни способов, как строительства жилища, так и удовлетворения потребностей в пище, безопасности и т.д. Следовательно, человек становится человеком не столько по рождению, сколько становится им в ходе социализации, то есть процессе освоения способов деятельности, правил и норм, выработанных обществом, освоения культуры.

Опыт показывает, что только в обществе человек может обрести свою человеческую сущность. Если же он формируется вне общества, к примеру, среди зверей, он становится зверем.

Человек принципиально отличается от животных своей разумностью, позволяющей сдерживать и контролировать телесные влечения и инстинкты. Благодаря разуму он постигает законы мироздания, открывает науки, преобразует природу и создает новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в сверхестественные силы, различение добра и зла, осознание конечности своего существования в мире, своей смертности, память о прошлом, причем не только своем собственном, но и других людей, вера в будущее. Человек обладает богатым эмоциональным миром. Он может плакать и смеяться, любить и ненавидеть, сострадать чужому несчастью и, напротив, проявлять черствость и жестокость, давать оценки и выносить суждения о тех или иных явлениях, создавать новое, не имеющее аналогов в природе, творить.

Многие мыслители разных эпох отмечали такую специфическую особенность человеческого существа как незавершенность, открытость. Человек от природы не наделен инстинктами, обеспечивающими выживание. У него нет страшных когтей, клыков, незаметной окраски, которая помогает животным избегать опасности. Как биологическое существо человек слабее многих животных и тем не менее благодаря своему разуму он стал самой могущественной на земле силой.

Российский философ Б.В.Марков подчеркивает, что природа человека не является чем-то заданным, а строится в каждой культуре по-своему.

«Осознание двойственности своей природы – фундаментальное свойство человека. С одной стороны, как и любое животное, он подчиняется физическим и биологическим условиям выживания, но с другой стороны, определяется социальными нормами, обладает сознанием свободы и стремится к исполнению духовных идеалов добра, справедливости, красоты и истины…

Человеком не рождаются, а становятся, но что такое человек и кем он должен стать – эту загадку каждая историческая эпоха решает по-своему. Поэтому нет оснований говорить о врожденной агрессивности или наоборот солидарности, так как природные задатки, которые есть у каждого человека, успешно подавляются или же интенсифицируются обществом. Люди буквально всему должны научиться сами, и все, что они умеют – это продукт культурного развития, воспитания и образования. Человеком не рождаются, а становятся».

Ж.П.Сартр писал: «Сущность человека не предшествует его существованию, он проектирует себя сам и обречен на свободу и ответственность, которую уже не может перекладывать на Бога».

По мнению Б.Г.Ананьева единство биологического и социального в человеке проявляется в единстве таких его характеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность.

Носителем биологического в человеке является, главным образом, индивид. Человек как индивид представляет собой совокупность, генетически обусловленных свойств, результатом развития которых является биологическая зрелость человека.

Социальное представлено в человеке посредством личности и субъекта деятельности. При этом речь не идет о противопоставлении биологического и социального, потому что именно в процессе взаимодействия с обществом индивид приобретает определенные свойства, качества, то есть социализируется. С другой стороны и личностью и субъектом деятельности человек может стать только при наличии определенных, заданных природой качеств.

Каждый человек проходит свой жизненный путь, взаимодействуя с другими людьми, формируется его социальная зрелость. Российский психолог В.А.Аверин определяет личность как совокупность общественных отношений: экономических, политических, правовых.

Аверин подчеркивает, что человек это не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящий материальные и духовные ценности.

Основу предметной деятельности человека составляет труд, и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет также рассматривать человека и как субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.

Таким образом, каждый человек предстает в виде целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленной единством биологического и социального.

Очевидно, что все люди различаются между собой по внешнему виду, способностям, характеру, интересам, стилем поведения. Поэтому к характеристике человека добавляется еще одна – индивидуальность. Под индивидуальностью в науке понимается неповторимое сочетание в человеке его черт и качеств как данных от природы так и приобретенных в ходе его жизни в обществе. Человек как индивид, личность и субъект деятельности может быть отнесен к определенным группам, типам. Но как индивидуальность он уникален, обладает только одному ему присущими свойствами. Каждый из нас – индивидуальность. Именно как индивидуальность человек добивается своих целей в жизни, реализует свои потребности и интересы.

^ 2.2. Бытие человека

Бытие человека - наиболее общая категория философской антропологии. Она отражает все проявления человека, его индивидуальные и родовые признаки. По своей всеобщности и методологическому потенциалу бытие человека сопоставимо с бытием мира. Бытие человека представляет собой фрагмент и высшую ступень мира, оно есть бытие мира. Но в то время как бытие человека, как индивидуального, так и родового, ограничено во времени и пространстве, с неизбежностью превращается в небытие, бытие мира вечно во времени и бесконечно в пространстве. Мир был вчера, есть сегодня и будет завтра. Знание этого факта является источником оптимизма, уверенности в будущем. Огромное многообразие конечных, преходящих видов бытия не может исчерпать бесконечности бытия мира. Вместе с тем, мир нуждается в бытии человека как в своем высшем проявлении. Хотя бытие человека - временно и преходяще, в его лице мир обретает сознание и берет свое развитие в свои руки. Без человека мир был бы незаконченным, ограниченным и бессмысленным. Смысл бытия человека в придании смысла бытию мира.

С переходом отдельного человека в небытие мир осмысливается другим человеком, в бытии последующих поколений. В бесконечной смене поколений, в переносе бытия человека на другие космические объекты - залог бессмертия человечества, смысл жизни человека как представителя рода.

Будучи высшей ступенью бытия мира, бытие человека характеризуется качественно новыми по сравнению с природными признаками восходящего мира. Дифференциация человеческого бытия на отдельные формы открывает путь к познанию тех качественных особенностей человека, которые, вырастая из природных форм, качественно превосходят их по многим параметрам, внося новые краски в многоцветную картину мира. В рамках темы курса "Человек и его потребности" выделение видов бытия человека будет играть роль исходного методологического принципа для осуществления классификации потребностей, их взаимовлияния и трансформации. Ученые выделяют три вида бытия человека: биологическое, социальное и бытие человека как духовного феномена. От уяснения связи и субординации этих трех видов вытекает определение сущности человека.

^ 2.3. Потребности и интересы человека

От чего зависит поведение человека в окружающем мире, его отношения с другими людьми? Ответить на этот вопрос довольно сложно, поскольку, как мы знаем, сложна и противоречива сама природа человека. Понятно одно – человеком движут его интересы и потребности. Именно они и составляют своеобразный фундамент человеческих действий и поступков. По­треб­ность мож­но оп­ре­де­лить как со­сто­я­ние не­удов­ле­тво­рен­но­с­ти, нуж­ды, ко­то­рое каж­дый из нас стре­мит­ся пре­одо­леть. Мы долж­ны пить и есть, оде­вать­ся, стро­ить жи­лье, об­щать­ся меж­ду со­бой. Психологи попытались систематизировать многочисленные человеческие потребности в несколько групп, объединив сами эти группы в низшие и высшие потребности. Низшие, конечно же с человеческой точки зрения, это те из потребностей, которые приближают нас к животному царству и во многом определяются нашей физиологией.

В самом их основании лежат биологические потребности – это утоление голода и жажды, стремление защититься от холода, дышать свежим воздухом, короче говоря – то, что позволяет нам существовать, как биологическому виду.

Далее следуют потребности в безопасности , удовлетворение которых приводит к улучшению качества нашей жизни. Это обеспечение самосохранения, здоровья, стремление максимально уменьшить опасность для жизни. Потребности более высокого уровня уже связаны с социальной природой человека – его жизнью в обществе и желанием общаться с другими людьми. К этой группе ученые относят стремление к власти, общению с себе подобными, достижению успехов и уходу от неудач, к взаимодействию и взаимоподдержке.

Особую группу составляют духовные потребности – в самовыражении, самоутверждении, в дружбе, любви, творчестве.

Данная классификация потребностей отнюдь не является исчерпывающей. Ученые выделяют потребности материальные (связанные с хозяйственной жизнью, работой, жильем, предметами домашнего обихода, без которых мы не представляем наше существование) и духовные(отражающие внутренний мир человека, получение им образования, повышение своей общественной значимости. Также можно встретить выделение в литературе потребностей повседневных, которые мы испытываем каждодневно, вроде просматривания утром свежих газет или программы музыкального телевидения, и особенных, испытываемых достаточно редко, к примеру – поездка в заграничное путешествие или морской круиз, культпоход в оперный театр.

Аме­ри­кан­ский уче­ный А. Мас­лоу (1908-1970) вы­де­лил не­сколь­ко уров­ней че­ло­ве­че­с­ких по­треб­но­с­тей. Рассмотрим классификацию А. Маслоу:

^ Физиологические потребности . Не вызовет возражений фраза о том, что самое важное для человека есть удовлетворение его природных инстинктов, так как без еды и воды, теплой одежды в холодное время, личность, не имеющая других нужд, прекращает свое существование. Именно поэтому автор ставит эти потребности в основании пирамиды.
Предположим, что они удовлетворены.

^ Экзистенциальные потребности (от лат. «экзистенция» - существование), включающие в себя потребность в защищенности и безопасности. После удовлетворения физиологических потребностей, появления излишков, человек осознает необходимость защитить нажитое имущество, он нуждается в гарантии собственной безопасности и свободы. В этот момент основание пирамиды кажется чем-то уже готовым и незыблемым. Потребность в еде угасает, на первый план становится забота о личной безопасности. Приходит время, и эта проблема решается.

^ Социальные потребности (потребности в принадлежности к социальной группе ). Мысль об ужине не вызывает беспокойства, квартира плотно заперта, пока мы на работе. Но с того самого момента, как мы начали мыслить, мы постоянно причисляем себя к кому-то, к кому-то похожему на нас или наоборот, отличающемуся от нас, но мы не можем отделаться от того животного стадного чувства, начиная с разделения на мальчиков и девочек, и заканчивая клубами по интересам в Интернет-чатах. Определившись с социальными группами, обращаемся к четвертой строчке.

^ Престижные потребности (потребность в уважении и признании). Человек – странное животное, ему мало еды и воды, мало гарантии , что эта еда и вода будет, мало друзей и просто людей рядом с ним, но ему просто необходимо ощущать себя нужным, полезным, получать подтверждение своим решениям и словам. В этом и выражается наша потребность в уважении и признании. Без нее мы могли бы перестать удовлетворять нужды первой необходимости.

^ Духовные потребности (потребность в самовыражении и самоактуализации). Вершина пирамиды объединяет все остальные нужды и желания современного человека, здесь любовь и творчество, религия и нравственные нормы, мораль и право, познание мира и самого себя. Все в одном. Все в потребности самовыражения.

Как видите, у каждого из нас потребностей очень и очень много, однако далеко не все из них и далеко не всегда их можно удовлетворить.

Наряду с потребностями мотивами деятельности человека выступают социальные установки, то есть общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно этого объекта.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности важную роль играют интересы.

Само удовлетворение потребностей находится в тесной связи с нашими способностями, талантами, умениями. Одна из главнейших сторон человеческой жизни связана с работой и выбором профессии. Именно здесь и находят свое выражение и потребности и способности людей. Тем более важно выбрать себе дело по душе.

Чем раньше каждый человек определит свое профессиональное призвание, то дело, которым он хочет заниматься, тем больше шансов у него стать счастливым в своей жизни.

Ученые-психологи выделяют пять основных групп профессий, основанных на индивидуальных особенностях людей и предмете их профессиональной деятельности.

Первая группа профессий получила название «человек – природа». Можно эту группу подразделить на «человек – неживая природа» и «человек – живая природа». Сюда относятся те профессии, которые связаны с воздействием людей на явления и вещества живой и неживой природы. Это, к примеру, биологи, геологи, физики, агрономы, ветеринарные врачи. Определить людей, обладающих склонностью к общению с живой природой можно по их любви к животным, растениям. Им нравится ухаживать за животными или растениями, собирать коллекции минералов, гербарии, вести наблюдения за явлениями природы, атмосферными процессами. Люди этих профессий в наибольшей степени ассоциированы с окружающим миром, испытывают потребность взаимодействовать с ним.

Выделяется и такая группа как «человек – техника». Эти люди имеют дело с техническими средствами, их применением и конструированием. Наиболее широкую группу подобных профессий составляют инженеры, конструкторы, операторы машин и сложного оборудования, штурманы, трактористы, токари и т.д. Этот вид деятельности подходит более всего для тех людей, которые обладают склонностью к обслуживанию приборов, машин, управлению транспортом, строительству зданий. Если вы с детства любите собирать машины, играть в конструктор, возится с радиоприемником или мотоциклом, то, скорее всего, вам нужно искать себе профессию именно из этой группы.

Особую группу профессий составляет группа «человек – человек». Она для тех людей, которые более всего любят и умеют общаться с другими людьми и не мыслят себя в отрыве от них. Это учителя и врачи, психологи и журналисты, социологи, ведущие опросы общественного мнения, юристы и священнослужители. Люди подобных профессий обладают потребностью помогать окружающим, передавать им свои знания и опыт, оказывать поддержку, лечить. Бывая в домах отдыха или летних лагерях вы наверное встречали людей, которые умело организовывали ваш досуг, устраивали карнавалы, спортивные соревнования, туристические походы. А может быть вы и сами замечали за собой склонности к подобной деятельности. Например, у вас есть младший брат или сестра. Если вы терпеливо и подолгу возитесь с ними, любите вместе играть, делать уроки, читать книжки, может быть, стоит задуматься о выборе профессии учителя? Не железки и деревяшки, а живой человек для вас станет главным объектом вашей профессиональной деятельности. Но тем большая ответственность лежит на данном выборе.

Есть и такая интересная группа профессий как «человек – знаковая система». К этой группе относят профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных символов и знаков, придуманных людьми для передачи информации. Это лингвисты, изучающие структуру языка, филологи, программисты, оперирующие особыми языками со сложными и таинственными названиями «Бейсик», «Турбо-паскаль», «Ява», статистики, работающие с цифрами. Для подобных людей характерен интерес к схемам, программам для компьютера, нахождению ошибок в текстах, расшифровке незнакомых слов, составлению таблиц, проведению сложных расчетов и вычислений. Такой человек может долго и сосредоточенно работать в полном одиночестве. Его миром будут буквы, цифры, символы, в которых посторонний человек ничего не поймет. Не нужно подсмеиваться над подобными учениками в классе и обзывать их «ботаниками». Просто у них могут быть способности именно к данной профессии.

Людей творческих профессий объединяет собой группа «человек – художественный образ». Это писатели, художники, актеры и музыканты, поэты и певцы, скульпторы и архитекторы. Творцы всего того, что мы называем словом «прекрасное». Как определить, имеете ли вы склонность к подобной профессии? Если вы пишете стихи, и у вас любой окружающий вас предмет может вызвать художественный образ или ассоциацию, наверное, это ваше. Глядя на облака, вы начинаете сравнивать их с животными, парусниками, замками, вальсирующими на балу парами. Глядя на звезды, вы задумываетесь о множественности миров и скоротечности человеческой жизни. Вам нравится смотреть на репродукции картин великих мастеров, самим рисовать пейзажи или портреты друзей, сочинять музыку. В таком случае не нужно соглашаться, если старшие вам говорят, что все это только для души, а на кусок хлеба стишками не заработаешь. «Иди в юристы или программисты, учись стеклить балконы или чинить иномарки» - могут сказать старшие. Но выбор за вами, вам жить, вам трудиться и надо, чтобы ваше дело было любимо, чтобы оно составляло с вами единое целое. Иначе, при нелюбимой работе, к которой у вас нет склонности и которая не соответствует вашим потребностям, вы станете очень скоро склочным, сварливым и вечно недовольным человеком.

Рассматривая человеческую природу и говоря и врожденных и приобретенных качествах человека, мы должны обязательно коснуться тех внутренних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире. И прежде всего, нам следует разобраться с таким понятием как «способности».

Под способностями ученые понимают особенности человека, позволяющие ему наиболее успешно заниматься какой-либо деятельностью.

Способности имеют определенный природный, врожденный фундамент, он называется задатками. Но, далеко не факт, что обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких нам людей, учителей, могут на корню загубить все наши прекрасные задатки. Часто приходится слышать в разговорах взрослых: «Боже, КЕМ же он стал, а какие подавал надежды, какие у него были хорошие задатки в детстве!». Среда, дурное окружение, отрицательный пример – все это может свести на нет хорошее в человеке, погасить его индивидуальность.

Большая ответственность за превращение задатков ребенка в способности лежит на взрослых. Нельзя подавлять детей, заставлять заниматься нелюбимым делом. Хрестоматийной стала ситуация, когда бойкого мальчишку, прекрасно играющего в футбол или самозабвенно собирающего радиоприемник, из-под палки заставляют заниматься скрипкой или сольфеджио, вымучивать фортепьянные аккорды. Или же одергивают юного художника, заявляя ему: «Хватит тебе заниматься никчемной мазней, иди лучше в магазин, учись шить, вязать, готовить борщи!». Таким образом можно загубить любые врожденные способности. Также не стоит прислушиваться и к дворовым хулиганам, высмеивающим тех, кто не ругается и не дерется, а занимается увлеченно каким-то делом.

Самые важные из способностей людей – это умственные. Их совокупность и умение применять в разных ситуациях называют интеллектом. К способностям подобного рода относятся внимательность, память, мышление, речь, способность логически рассуждать и определять понятия, видеть мир в образах, добиваться взаимопонимания с другими людьми, оказывать на них влияние. Умственные способности, интеллект, нуждаются в постоянной подпитке и развитии. Поэтому, каждый человек должен стремиться постоянно загружать свои мозги решением различных задач, тренировать память, внимание, речь, как устную, так и письменную. «Любое умение приобретается при помощи упражнений» - гласит известная французская пословица.

Если умственными способностями в той или иной степени одарены все люди, то есть и такие способности, которыми владеет далеко не каждый представитель человеческого рода. Например, музыкальные способности есть не у всех. У многих же они отсутствуют, что называется, «слон на ухо наступил». Также немногие люди обладают педагогическими, организаторскими, литературными, хореографическими, художественными способностями. При помощи психологического тестирования задатки этих способностей можно выявить в детстве, но развить их или не развить – это уже во власти самого человека.

Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант - это особенно высокий уровень развития индивидуальных способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Талантливые ученые, художники, композиторы, певцы, футболисты добились каждый в своем деле больших успехов. Наверное, вам приходилось слышать от своих родных: «Не надо зарывать свой талант в землю». Что это означает? И как талант - выдающиеся способности человека - можно зарыть? Оказывается, можно. И в прямом и в переносном смысле. В прямом, поскольку талантом именовали древние греки меру серебра, деньги, которые можно было спрятать в земле, закопать клад. В переносном, поскольку данный человеку талант может быть не использован им или растрачен по мелочам.

Если у человека есть талант художника или актера, но он стал заниматься коммерцией или пошел по «плохой дорожке», став преступником, именно это и произошло. Каждый человек ответствен за свои способности и таланты. И нужно стремиться использовать их во благо людям, да и самому себе. Чем больший талант, большие дарования даны вам от природы, тем больше и спрос с вас.

Известны нам и такие люди, которые своими деяниями повлияли на судьбы многих других, оставили свой след в истории всего человечества. Их называют гениями. Гении - это особенно талантливые и одаренные люди.

Их имена знают практически все: это Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов, В. Моцарт, А. С. Пушкин, А. Эйнштейн, ... Гений - словно путеводная звезда, которая освещает путь другим людям. Гениальность человека может проявляться только в общении с другими людьми, оттеняться ими. Верующие люди скажут, что гениальность - это искра Божия, проявление в человеке божественного провидения. Немецкий философ И. Кант так писал о гениальности: «Гений - это талант изобретения того, чему нельзя учить или научиться».

Рассуждая о таланте и гениальности, давайте задумаемся, может ли талант быть добрым или злым? Наверное, способными, и даже очень, могут быть и непорядочные, злые люди. Но хотелось бы верить, что подлинный талант и гениальность должны нести в себе добро. Талантливые и одаренные люди обычно бывают очень ранимы, их легко обидеть. Поэтому аксиоматичным стало утверждение: «Талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».

В тоже время, всякий истинный талант деятелен. Писатель Владимир Одоевский высказался: «Заметим мимоходом, что истинное призвание остановить трудно; оно прорвется сквозь все препятствия; много ли было великих людей, изобретателей, художников, которые бы родились на розах? Всякому пришлось бороться и с людским равнодушием, и с занятиями, ему не свойственными».

^ 2.4. Деятельность человека, ее основные формы

Способность человека преобразовывать мир при помощи своих действий – качество, отличающее нас – людей, от других живущих на земле существ. Под деятельностью понимается целенаправленная активность человека, направленная на изменение окружающего мира и себя, как части мира. Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие свойствами, качествами, полезными для себя. Предметом деятельности человека может быть любой объект – вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производственную;

б) социально-преобразовательную;

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

О сновными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. Также можно отнести к данной группе и общение. Однако жестко разделить их между собой не представляется возможным. Человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

В детские годы чрезвычайно важной деятельностью для становления человека является игра. Именно в игре ребенок имитирует ситуации из жизни, как бы вживается в роль взрослого человека. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «школу» и даже в «войну». Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, не только в детстве. Меняется только место и роль игры, сам характер игр. Например, во время учебы в экономическом вузе студенты обязательно играют в деловые игры, моделируют ситуации, складывающиеся на фирме, ищут решения возникающих по ходу игры проблем. Игры занимают значительное место и в процессе учебы в школе. Например, во многих школах проводится День самоуправления (обычно это приходится на День учителя). Ученики-старшеклассники становятся в тот день учителями-предметниками, ведут уроки в младших классах, выполняют функции директора, завуча, замдиректора по хозяйственной части. Это тоже игра. Играют и взрослые. К примеру, родители, также как и дети, могут играть в компьютерные игры, повышая свою квалификацию на работе, проходить стажировки, где им также части приходится играть, моделировать управленческие решения, производственные ситуации.

Существует и особый вид игр – азартные (на деньги). Это карточные игры, рулетка. Наверное, вы все слышали о так называемых «одноруких бандитах» - игровых автоматах. Многие люди, именно взрослые, так пристращаются к ним, что проигрывают целые состояния. Игромания становится сегодня для некоторых людей своего рода болезнью. Этим пользуются владельцы казино, салонов игровых автоматов, получая огромную прибыль. Поэтому столь остро стоит вопрос в российском парламенте о выделении особых территорий для азартных игр, о том, чтобы запретить размещение казино вблизи школ, иных детских учреждений.

Особую роль в школьном возрасте играют такие виды деятельности как учеба и труд. В процессе учения (учебы) люди приобретают новые знания о материальном мире в целом, о природе, как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Также, обучаясь, мы овладеваем необходимыми нам приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируем собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.

Специфическим отличием трудовой деятельности является создание полезных для человека продуктов, как материальных, так и духовных. Многие школьники во время летних каникул устраиваются на временную работу, уезжают в молодежные трудовые лагеря, работают на прополке и уборке урожая. В последние годы во многих школах нашей страны реализуется общественно значимая детская акция «Я - гражданин России». В процессе ее реализации школьники благоустраивают городские парки, собирают средства на реставрацию памятников героям Великой Отечественной войны, организуют зоны отдыха в своем микрорайоне, помогают одиноким престарелым людям. Это трудовая деятельность имеет и огромное нравственное, воспитательное значение.

Однако, жестко разделить данные виды деятельности друг с другом не представляется возможным. Человек познает мир и самого себя в процессе общения с себе подобными, а также, в труде. В детские годы чрезвычайно важной для становления человека является игра. Играя, ребенок имитирует ситуации из взрослой жизни, как бы вживается в роль взрослых людей. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «семью», и даже, в «войну».

Также по сферам общественной жизни можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной. Особым видом деятельности, результат которой - создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе, является творчеством . Существуют и иные классификации видов деятельности людей.

Любая деятельность обязательно подчиняется сознательно определяемым целям, отражающим наши собственные интересы и потребности. Мы хотим жить более комфортно, удобно, меньше зависеть от природных стихий. Ученые подразделяют цели человеческой деятельности на объективные - определяемые общественно-значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами, и субъективные - связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей. Кроме целей, в деятельности человека можно выделить средства и методы ее осуществления, процесс деятельности, результаты, рефлексию (осмысление и оценивание результатов).

Каждый из нас знает, что далеко не все люди действуют во благо окружающим, многие стремятся удовлетворить только свои собственные «шкурные» интересы. Например, шайка разбойников, жуликов будет набивать себе карманы, воруя у государства или других людей. И такая деятельность, безусловно, будет очень даже целенаправленна. Но отрицательна, так как противоречит ценностям, идеалам большинства людей, а то и угрожать их жизни, покою, счастью, собственности. Иногда мы, стремясь избежать трудностей и проблем, или же просто из баловства идем на постановку такого рода целей, например, списать контрольную, незаслуженно получить высокую оценку, подделать отметку в журнале, подложить учителю кнопку на стул или же облить стул товарища клеем. А если подумать, что то же самое может быть предпринято в отношении нас?

Говоря об отрицательных целях, необходимо подчеркнуть, что они гораздо менее распространены в обществе, чем положительные. Положительные цели выдвигает в своей деятельности подавляющее большинство людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

^ Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:


  1. общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

  2. общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

  3. общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

  4. общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).
Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.