Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей, который прекрасно понимал, что власть, чины и деньги - это все внешние факторы, способные поработить человеческую личность. Однако подлинным инструментом все же является всепроникающий страх. Вот о чем предупреждал в своих произведениях Чехов. «Человек в футляре» расскажет о нелепом и ничтожном персонаже. Маниакальный страх безраздельно владел его душою.

Краткое содержание: «Человек в футляре». Начало

В селе Мироносицком, в сарае у старосты Прокофия, расположились переночевать два охотника. Один - Иван Иваныч - ветеринарный врач, а другой - Буркин - учитель гимназии. Первый приехал в эти места поохотиться и подышать свежим воздухом, а другой каждое лето любил погостить у графов П. Больше им заняться и нечем было, кроме как разговорами. И речь сразу зашла о жене старосты Мавре, которая была женщиной здоровой и совсем неглупой. Но на люди она выходить не любит, дальше своего села никогда не выезжала, в общем, живет как рак-отшельник.

Долго не спалось охотникам. На небе светила луна, Иван Иваныч курил трубку у входа, а Буркин лежал на сене.

Беликов

Дальше интересное развитие получает сюжет и наше краткое содержание. «Человек в футляре» продолжается тем, что Буркин рассуждает, что такие люди, как Мавра, - совсем не редкость. Вот, например, у них в городе недавно умер учитель гимназии по греческому языку Беликов, который был на редкость странным человеком. Он всегда ходил в одном и том же, в любую погоду надевал теплое пальто на вате, калоши и обязательно брал зонтик. И все у него было в футляре: часы, очки, перочинный ножичек для карандашей и т. д. Создавалось такое впечатление, что он постоянно стремился окружить себя какой-то оболочкой, наверное, так он прятался от реалий жизни. Он всего боялся, был человеком очень осторожным и мнительным. Его тоже все боялись, даже директор. В страхе он держал всю гимназию целых 15 лет.

Варенька

Но однажды он чуть было не женился. К ним был назначен новый учитель, который приехал вместе со своей тридцатилетней сестрой Варенькой, которая была очень веселой и живой. На именинах директора она очень красиво пела, и Беликов немного увлекся ею. Всем показалось, что вот бы женить сорокалетнего Беликова на Варе. Вроде бы неплохая пара из них получилась бы. Но Беликов не торопился, он хотел все тщательно обдумать и взвесить. И так долго думал, что еще больше похудел и осунулся. Вареньке учитель греческого тоже приглянулся, тем более что с братом ей жилось не больно-то и хорошо, так как любили они поспорить.

Однако все испортила нарисованная карикатура, где Беликов в калошах, в подсученных брюках и зонтом идет под руку с Варей. А внизу была подпись: «Влюбленный антропос». Беликова все это очень сильно встревожило. Но страшней всего был удар, когда он увидел, как Варенька ехала вместе с братом на велосипедах. Беликов посчитал это из рук вон выходящим событием. Вечером того же дня он пришел к ее брату, чтобы поговорить об их непристойном поведении. Он сказал, что недозволительно учителю ездить на велосипеде, ведь гимназистам только и остается, что ходить на головах, и что он обязан доложить об этом директору.

Конечно, многое упущено в описании, так как это только краткое содержание. «Человек в футляре» заканчивается тем, что брат Вари не удержался и спустил Беликова с лестницы, да так, что тот кубарем покатился и упал на землю. Повезло, что ничего не сломал и очки остались целы. Всю эту картину видела подходящая к дому Варя с двумя дамами. Несчастный Беликов встал, отряхнулся, а Варя залилась громким смехом, думая, что тот случайно споткнулся. Но всего этого он уже не слышал и не видел. В полном отчаянии он пришел домой, лег в постель и больше не встал с нее. Через три дня он умер…

Похороны прошли, все вроде бы вздохнули с облегчением, но через неделю жизнь опять стала такой же серой, утомительной и бестолковой, как была раньше.

Рассказ «Человек в футляре»: анализ произведения

Вот, в принципе, и все. Это самое интересное, о чем может рассказать краткое содержание. «Человек в футляре» показывает футлярную жизнь как способ существования. Но сам Чехов всегда был приверженцем полноценной жизни. В этом рассказе он хотел подчеркнуть, что страх перед реальной действительностью для человека и может создать тот самый футляр. В этом произведении явно прослеживается сатирическая и гротескная характеристика жизни русской интеллигенции в России того времени.

/ / / «Человек в футляре»

Эта необычная история была рассказана учителем гимназии Буркиным, ветеринарному врачу Ивану Ивановичу после охоты в доме старосты села Мироносицкое. Речь шла про некого Беликова, который преподавал греческий язык и был коллегой Буркина.

Со слов Буркина, Беликов предстает перед Иваном Ивановичем человеком странным, осторожным и предусмотрительным. Даже в солнечный день, он всегда был в галошах, с зонтиком под мышкой. Кроме того, Беликов обязательно был в теплом пальто, ведь очень боялся заболеть, и черных очках. Все вещи учителя были сложены в футляры. Когда Беликов был дома, то закрывал двери на все замки. В общем, он пытался спрятаться от окружающих и создал для себя некий «футляр». Беликов признавал только запрещающие циркуляры, любое их не выполнение становилось причиной его раздражительности. Такая правильность, «футлярность» чувствовалась не только учениками и учителями гимназиями, но и всем местным населением. И вот в один из дней, с этим «человеком в футляре» случилась забавная история, Беликов почти женился.

Было это тогда, когда в гимназию приехал новый учитель истории и географии Михаил Коваленко со своей сестрой Варюшей. Варя была очень весела, жива, красива, она любила петь и танцевать. Все кто знакомился с Варенькой, сразу были очарованы ею. Под эти женские чары попал и Беликов. Заметив это, учителя гимназии решили, что нужно их женить. И может быть тогда, Беликов выбросит свои футляры и станет обычным человеком. Они начали подталкивать Беликова к женитьбе, рассказывая ему как это хорошо. Даже Варя начала оказывать ему знаки внимания. Идя с ним на прогулку, она тоже одевала галоши, и брала зонтик.

И вот, когда Беликов был готов сделать Варе предложение, случилось непоправимое. Кто-то изобразил их с Варенькой, гуляющих с зонтиков, в шутливой форме. Этот рисунок увидели все учителя. Данное событие очень возмутило Беликова, и он снова укрылся в своем «футляре».

Через пару дней снова произошел вопиющий, по мнению Беликова, случай. Он заметил, как Варенька вместе с Коваленко ехала на велосипеде. Беликов считал, что девушка на велосипеде это признак дурного тона. Свое недовольство данным событием он хотел лично высказать Варе. Придя домой к Коваленкам, Варюши дома не оказалось, а ее брат, испытывая к Беликову не очень приятные чувства, просто спустил его с лестницы.

Увидев эту картину, Варя громка рассмеялась. Беликов был настолько расстроен этим событием, что закрылся у себя дома и умер через месяц.

Когда Беликова положили в гроб, его лицо излучало счастье, словно наконец-то он нашел свой футляр, который защитит его от внешних глаз.

Этими словами Буркин завершает свой рассказ. Немного помолчав, Иван Иванович спросил: «Все что нас окружает: тесные города, однообразие жизни – это ли ни футляр?».

Антон Павлович Чехов — автор многих новаторских произведений, где читатель видит не только тонкую сатиру, но и детальное описание человеческой души. Когда знакомишься с его творчеством, начинает казаться, что он не только прозаик, но и весьма одаренный психолог.

«Человек в футляре» — один из трех рассказов из серии «Маленькая трилогия», над которым автор работал около двух месяцев в 1898 году. Также в неё входят рассказы «Крыжовник» и «О любви», которые Антон Павлович писал в Мелиховке, где жил с семьей. Работу над ними он едва успел закончить, ведь уже страдал туберкулезом и писал все меньше и меньше.

Нельзя быть точно уверенным, что Чехов писал о каком-то конкретном человеке, скорое всего, центральный образ «Человека в футляре» является собирательным. Современники писателя выдвигали несколько кандидатур, которые могли бы послужить прототипами для Беликова, но все они имели лишь небольшое сходство с героем.

Жанр, конфликт и композиция

Читателю достаточно легко знакомиться с произведением, ведь оно написано простым языком, который, тем не менее, способен вызывать огромное количество впечатлений. Стиль выражается и в композиции : текст разбит на небольшие смысловые фрагменты, акцентирующие внимание на самом главном.

В рассказе мы наблюдаем конфликт между двумя героями. Автор противопоставляет Коваленко (жизнеутверждающую, активную позицию, позитивное мышление) и Беликова (пассивное и безжизненное прозябание, внутреннее рабство), что помогает ему еще лучше раскрывать поставленную проблему. Футляр становится художественной деталью, которая описывает всю суть и смысл произведения, показывает внутренний мир героя.

Литературный жанр – рассказ, который входит в состав «маленькой трилогии» из трех отдельных, но совмещенных одной идеей рассказов. «Человек в футляре» написан с явной сатирической окраской, таким приемом писатель высмеивает саму сущность «маленького человека», который просто-напросто боится жить.

Смысл названия

В своём рассказе Чехов предупреждает нас, что совершенно любой человек, сам того не желая, может заточить себя в «футляр», именно отсюда и появилось такое название. Под футляром понимается зацикленность на неписанном своде правил и ограничений, которыми люди сковывают себя. Зависимость от условностей превращается для них в болезнь и препятствует их сближению с обществом.

Укромный мирок запретов и барьеров кажется обитателям футляров намного лучше, они окружают себя некой оболочкой, чтобы влияние внешнего мира никак не коснулось их. Однако жить взаперти с собственными порядками и установками тесно, другой человек туда не вместится. Получается, житель душного, закупоренного уголка обречен на одиночество, поэтому название рассказа принципиально подается в единственном числе.

Главные герои

  1. Главным героем рассказа является Беликов — учитель греческого языка в гимназии. Он устанавливает определенные правила в своей жизни, и больше всего боится, что что-то пойдёт не так, как было задумано. Беликов даже в самую ясную и тёплую погоду одет в калоши и тёплое пальто с поднятым воротником, он прячет своё лицо за темными очками и шляпой, чтобы как можно лучше оградить себя от влияния окружающей среды: не только природной, но и социальной. Его пугает современная реальность и раздражает все, что происходит вокруг, именно поэтому учитель облачается в некий футляр и внешне, и внутренне.
  2. Михаил Коваленко — новый учитель истории и географии, который приезжает работать в гимназию вместе со своей сестрой. Михаил — молодой, общительный и жизнерадостный мужчина высокого роста, большой любитель посмеяться и даже похохотать от души.
  3. Его сестра Варенька — женщина 30 лет, очень жизнерадостная и счастливая, обожает веселиться, петь и плясать. Героиня проявляет интерес к Беликову, который, в свою очередь, уделяет ей время и соглашается на прогулки, чтобы порассуждать о том, что брак — это слишком серьезная вещь. Женщина все же не теряет надежды расшевелить кавалера, что выдает в ней такие качества, как настойчивость и целеустремленность.

Темы

  1. Основная тема рассказа Чехова — это замкнутая и обособленная жизнь человека , который дичится окружающего мира и чуждается любого проявления чувства. Он прячет глаза от окружающих людей, постоянно носит все свои вещи в чехле, будь это маленький нож, предназначенный для заточки карандаша, или обычный зонтик, которым так удобно скрывать лицо. Многие духовные ценности были дики главному герою, а эмоции — непонятны. В этом выражается его ограниченность, отравляющая существование.
  2. Тема любви в рассказе раскрывается в отношении Вареньки к Беликову. Девушка пытается заинтересовать героя и возвратить его к полноценной жизни. Она до последнего верит, что он еще может измениться к лучшему. Но он закрывается и от неё, ведь его начинают пугать перспектива брака и навязчивые разговоры коллег об их женитьбе.
  3. Чехов объясняет читателю, что самое страшное, что может случиться с человеком — это равнодушие к жизни. Беликов настолько замкнулся в себе, что перестал различать краски мира, получать удовольствие от общения, стремиться к чему-то. Ему уже все равно, что происходит за пределами его футляра, лишь бы были соблюдены многочисленные приличия.
  4. Человек в футляре — собирательный образ робких людей, которые боятся своих же чувств и эмоций. Они абстрагируются от окружающего мира и замыкаются в себе. Поэтому тема одиночества тоже является важной в рассказе Антона Павловича Чехова.
  5. Основные проблемы

    1. Консервативность. Автор с ужасом и жалостью осознаёт, что некоторые его современники создают себе оболочку, в которой погибают морально и духовно. Они существуют в мире, но не живут. Люди плывут по течению, более того, они даже не могут позволить судьбе вмешаться и поменять что-то в лучшую сторону. Эта боязнь новых событий и перемен делает людей пассивными, неприметными и несчастными. Из-за обилия таких консерваторов в общество и образуется застой, через который сложно пробиться молодым побегам, способным развиваться и развить страну.
    2. Проблема бессмысленности жизни . Для чего жил Беликов на земле? Он так и не сделал никого счастливым, даже самого себя. Герой трясётся над каждым своим поступком и постоянно вторит: «Как бы чего не вышло». Минуя вымышленные горести и страдания, он упускает само счастье, таким образом, его цена психологического комфорта чересчур велика, раз уничтожает саму сущность бытия людей.
    3. Перед читателем вырисовывается проблема счастья , точнее, проблема его достижения, сути и цены. Герой заменяет его на покой, но, с другой стороны, он сам вправе определять, что для него наивысшая ценность.
    4. Проблема страха перед любовью. Люди, которые окружают его, так же несчастны, они оказываются по ту строну вымышленного футляра, Беликов просто не может открыться и подпустить кого-то ближе. Герой так и не смог развить свои чувства к понравившейся девушке, он просто испугался их и остался ни с чем.
    5. Проблема социапатии . Учитель боится общества, презирает его, отгораживается, не позволяя никому из окружающих людей себе помочь. Они бы и рады, но он сам не позволяет это сделать.

    Главная мысль

    Чехов был не только врачом по образованию, но и лекарем душ по призванию. Он осознавал, что болезнь духовная подчас оказывается опаснее физического недомогания. Идея рассказа «Человек в футляре» — это протест против одинокого закрытого прозябания под оболочкой. Автор вкладывает в произведение мысль о том, что футляр нужно безжалостно сжечь, чтобы почувствовать свободу и относиться к жизни с легкостью.
    Иначе судьба замкнутой личности может сложиться плачевно. Так, в финале главный герой умирает в одиночестве, не оставив ни благодарных потомков, ни последователей, ни достижений. Писатель показывает нам, как никчемно может закончиться земной путь «футлярного» человека. Коллеги и знакомые, которые присутствуют на его похоронах, мысленно счастливы, что, наконец, распрощались с Беликовым и его назойливостью.

    Антон Павлович вкладывает в своё произведение социально-политический подтекст, подчеркивая важность социальной активности и гражданской инициативы. Он выступает за насыщенную и полноценную жизнь, наделяет главного героя отталкивающими чертами характера, чтобы доказать людям, как убого и жалко выглядит обитатель «футляра», растрачивающий себя впустую.

    Таким образом, Чехов описывает удел многих клерков, которые серо жили в душном городе, разбирая никому не нужные бумажки. Он иронично обыгрывает тип «маленького человека», нарушая литературную традицию изображать его в идиллических тонах. Его авторская позиция — не созерцательная или сентиментальная, а активная, не терпящая компромиссов. Жители футляра не должны смаковать свое ничтожество и ждать жалости, им надо меняться и выдавливать из себя раба.

    Чему учит автор?

    Антон Павлович Чехов заставляет нас задуматься над своей собственной жизнью и задаться интересным вопросом: «А не строим ли мы себе тот же самый футляр, что был у главного героя Беликова?». Автор в прямом смысле учит нас жить, на примере показывая, как может потускнеть и пропасть личность, пресмыкающаяся перед условностями и стереотипами. Чехов действительно смог внушить людям отвращение к серой, никчемной жизни, показать, что бездействие и безразличие – это самое страшное, что может случиться с нами.

    Боязнь открытий и свершений губит в человеке личность, он становится жалким и беспомощным, не способным проявлять даже самые простые чувства. Писатель верит, что человеческая натура гораздо богаче и способнее, чем то, во что страх и лень ее превращают. Счастье, по Чехову, заключается в полноценной жизни, где есть место сильным эмоциям, интересному общению и индивидуальности.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мастерский сатирический рассказ А.П. о жизни русской провинциальной интеллигенции был написан в 1898 году.

Основные мысли произведения

Приверженность людей к обывательским стереотипам

В рассказе описано актуальное даже в наше время стремление некоторых людей отгородиться от окружающего мира, создать собственные противоестественные ограничения и стереотипы, заключить жизнь в своеобразный "футляр".

Общая деградация общества

Маленькому серому Беликову удаётся облачить в свой "футляр" и гимназию, и город. Общество постепенно погружается в трясину пошлости и обывательщины. Беликов угнетает осторожностью и мнительностью.

Конфликт в среде интеллигенции и необходимость кардинальных перемен

Катализатором конфликта становится появление новых персонажей в рассказе, активных и не заражённых всеобщей серостью, способных противостоять засилью нелепых ограничений.

Вступление

Повествование начинается с встречи охотников в доме сельского старосты. Врач Чимша-Гималайский и учитель Буркин заводят разговор Марфе, супруге старосты, которая в последние годы решается выходить на улицу лишь в ночное время. Тут Буркин заводит речь ещё об одном подобном персонаже.

Учитель Беликов

Беликов занимался преподавание греческого языка в гимназии. Характерным отличием этого человека было странное стремление облачить всё в чехол. Причём касалось это не только внешнего облика героя, но и его поведения. Он всегда ходил в пальто с высоко поднятым воротником, в тёмных очках, перочинный ножик и зонтик обязательно держал в чехле, а уши затыкал ватой. "Человек в футляре " строго следовал приказам и циркулярам и его девизом было: "Как бы чего ни вышло". 15 лет вся городская общественность безропотно подчинялась Беликову. Люди стали бояться всего: устраивать спектакли, писать письма, знакомиться и даже громко разговаривать. "Как бы чего ни вышло".

Приезд учителя Коваленко с сестрой

В город приезжает новый учитель с сестрой. Яркая, весёлая девушка неожиданно вызывает симпатию у Беликова. От скуки местные дамы решают во что бы то ни стало поженить пару. При помощи директрисы устраиваются встречи Варенька и учителя греческого - то в театре, то на вечеринке. Товарищи Беликова также уверяют его в необходимости женитьбы. Да и сама Варвара не прочь уйти из-под опеки авторитарного старшего брата.

Kolossalische Skandal

Неизвестный шутник нарисовал весьма оскорбительную карикатуру на Беликова и Варю. Оскорблённый жених отправляется в дом Коваленко, чтобы объясниться. В разговоре"влюблённый антропос" делает брату Вареньки насколько замечаний по поводу его с сестрой слишком уж вольных, по его мнению, развлечений, например, катании на велосипеде. Коваленко отвечает довольно резко и в конце концов буквально выталкивает его на лестницу. Случайно Варя становится свидетельницей нелепого падения Беликова и громко хохочет.

Смерть Беликова

Учитель возвращается домой, ложится в кровать и больше не встаёт. Через месяц он умирает. Итак, в финале Беликов получает идеальный футляр, а жители городка - призрачную надежду на освобождение от оков страха и мнительности.

  1. Беликов - учитель, преподающий греческий язык. Постоянно старался прятаться от проблем, думал о последствиях. Он предпочитал жить в крохотном мире, который не будет приносить неприятностей.
  2. Варенька - девушка, которая хотела замуж за Беликова. Тридцать лет, приятные черты лица. Но она могла либо безудержно рыдать, либо веселиться. Промежуточных эмоций у девушки не было. Сестра Михаила.
  3. Михаил Коваленко - преподавал в гимназии географию и историю. Не любил Беликова.

Другие герои

  1. Буркин - один из учителей гимназии. Знал Беликова и рассказал о его жизни.
  2. Иван Чимша Гималайский - друг Буркина, ветеринар, дворянин. Слушал историю жизни Беликова.
  3. Повар Афанасий - слуга Беликова. Постоянно нетрезвый, немного полоумный.

Рассказ Буркина

Иван Чимша-Гималайский со своим другом Буркиным, остановились в сарае старосты. Они охотились всё время и решили переждать ночь тут. Разговор зашёл о людях, которые стараются жить в футляре. Буркину это напомнило историю его коллеги - Беликова. Он тоже когда-то пытался прятаться от мира. Тогда Буркин решает рассказать то, что произошло.

Странный учитель

Беликов преподавал греческий язык. Он был умён, но немного стран. Никогда не выходил на улицу без тёплой одежды и зонтика - всегда ждал дождь. Даже когда погода была прекрасной, и ничто не предвещало изменений, он оставался непоколебим.

Жил этот человек только по циркулярам. Всякое изменение воспринималось недоброжелательно. Особенно Беликов любил законы, в которых что-нибудь запрещалось. Он постоянно складывал все свои вещи в футляры и был не очень приятным человеком, угнетал всю гимназию своим присутствием.

Невеста

Вскоре в гимназии появился новый учитель географии и истории - Михаил. У него была сестра Варенька. И все решили, что нужно Беликова женить, чтобы он перестал всех угнетать.

Поначалу всё проходило хорошо. Варенька была не против замужества, но дело не продвигалось. Беликов постоянно твердил, что это серьёзное дело и тут торопиться не следует.

Три неудачи

Однако среди гимназистов распространились слухи о скорой женитьбе Беликова. Кто-то нарисовал на мужчину карикатуру и раздал её всем учителям. Это сильно впечатлило Беликова, он впервые столкнулся с реальным миром.

Потом он увидел, как Варя с Мишей катаются на велосипедах. Подобное поведение сильно возмутило мужчину. Он считал, что ездить на таком изобретение не под стать женщинам и учителям.

Беликов даже решил поговорить с коллегой, чтобы образумить его. Однако брат Вари сразу невзлюбил странного мужчину. Дело закончилось ссорой. Михаил сбросил Беликова с лестницы, и в этот же момент домой вернулась Варя. Её это падение позабавило.

Беликов вернулся домой униженным. Он боялся, что о его неудаче станет известно всему городу. Больше мужчина не вставал, а через месяц умер.

Люди в футлярах

Когда хоронили Беликова, все заметили, что в гробу он выглядел счастливым. Ему наконец-то удалось найти футляр, из которого он никогда не выйдет.

Буркин и Иван Иваныч думают о рассказе. Он навёл ветеринара на одну мысль: а не живут ли все люди в футлярах? Ведь человек постоянно повторяет одни и те же действия, живёт в тесноте и духоте. Разве это всё не футляр?