КРАТКАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ ВАЙНАХОВ

Этническая история вайнахов (чеченцев, ингушей, цоватушин) уходит в глубь тысячелетий. В Месопотамии (в междуречье Тигра и Евфрата), в Шумерах, в Анатолии, Сирийском и Армянском нагорьях, в Закавказье и на берегах Средиземного моря остались величественные и таинственные следы хурритских государств, городов, поселений, относящихся к IV-I тысячелетиям до н. э. Именно хурритов выделяет современная историческая наука в качестве древнейших прапредков нахских народов.

О праве нахов наследовать генетическую, культурно-историческую память своих далеких предков свидетельствуют многочисленные данные в области языка, археологии, антропологии, топонимии, летописных и фольклорных источников, параллели и преемственности в обычаях, обрядах, традициях.

Речь идет, однако, не об одномоментном процессе переселения хурритских племен из Передней Азии в ceвeрные предгорья Большого Кавказского хребта, где сейчас компактно живут чеченцы и ингуши. Многочисленные и величественные в прошлом хурритские государства и общины: Шумеры, Митанни (Нахарина), Алзи, Карахар, Аррапха, Урарту (Наири, Биайни) и другие, – в разные исторические времена растворились в новых государственных образованиях, и основная часть хурритов, этрусков, урартов, была ассимилирована более многочисленными кочевыми племенами семитов, ассирийцев, персов, тюрков и других.

Сенсационное сообщение о тесной связи древ­них нахов с передне­азиатскими цивилизациями было сделано в середине шестидесятых годов выдающимся кавказоведом, профессором, лауреатом Ленинской премии Евгением Ивановичем Крупновым:

«...С изучением прошлого многонационального Кавказа связывается и проблема этногенеза определенного круга древних и самобытных народов, образующих особую языко­вую группу (так называемую иберийско-кавказскую семью языков). Как известно, она резко отлична от всех других языковых семей мира и оказалась связанной с древнейшими народами Передней и Малой Азии еще до выступления на историческую арену индоевропейских, тюркских и угро-финских народов».

Впервые в советской историографии материалы о близком родстве хуррито-урартского языка с нахскими языка­ми были опубликованы в 1954 году польским лингвистом Я. Брауном и советским языковедом А Климовым. Позже это открытие получило подтверждение в трудах видных ученых и краеведов: Ю. Д. Дешериева, И. М. Дьяконова, А. С. Чикобава, А. Ю. Милитарева, С. А Старостина, Х. З. Бакаева, К. З. Чокаева, С.-М. Хасиева, А. Алихаджиева, С. М. Джамирзаева, Р. М. Нaшxоева и других.

Среди зарубежных ученых, обративших внимание на этнолингвистическую близость чеченцев с древним населением Передней Азии, был немецкий языковед Иосиф Карст. В 1937 году в своей работе «Начало Средиземноморья. Доисторические средиземноморские народы, их происхождение, расселение и родство. Этнолингвистические исследования» (г. Гейдельберг) он писал:

«Чеченцы – не собственно кавказцы, но этнически и лингвистически: резко отделяются от прочих горских наро­дов Кавказа. Они – перемещенный на Кавказ отпрыск великого гиперборейско-палеоазиатского (переднеазиатского) племени, которое простиралось от Турана (Турции - Н. С. -Х.) через Северную Месопотамию в Ханаан. Своим евфологическим вокализмом, своим строением, не терпящим никаких нагромождений согласных, чеченский язык характеризуется как член семьи, которая некогда географически и генетически стояла ближе к протохамитическому, чем к собственно кавказским языкам».

Карст называет чеченский язык «перепрыгнувшим северным отпрыском праязыка», который некогда занимал гораздо более южную территорию в доармянско-алародийской (т. е. урартской) Передней Азии.

Из российских дореволюционных авторов о происхожде­нии вайнахов с удивительной научной прозорливостью еще в 1913 году писал Константин Михайлович Туманов в своей книге «О доисторическом языке Закавказья», изданной в Тифлисе. Проанализировав многочисленные материалы в области языка, топонимии, письменные источники и предания, автор пришел к выводу, что еще до выступления на историческую арену нынешних закавказских народов, здесь широко были расселены предки чеченцев и ингушей.

Тума­нов еще тогда предположил, что знаменитые «ванские надписи» - урартские клинописные тексты - сделаны предками вайнахов. Это предположение в последующем полно­стью подтвердилось. У ученых сегодня не вызывает сомнения, что из всех известных языков мира ближе всех к урарто-хурритскому стоит язык современных чеченцев и ингушей.

В этногенезе coвpeмeнных чеченцев и ингушей приняли участие, разумеется, и аборигены, проживавшие издревле на ceвepных склонах Большого Кавказского хребта и степной зоны, протянувшейся до низовьев Волги на севере и берега Каспийского моря на востоке.

На территории современной Чечни, в районе озера Кезе­ной Ам в Веденском районе, обнаружены следы людей, проживавших здесь 40 тысяч лет назад. Таким образом, мы можем констатировать, что современные чеченцы, ингуши, цоватушины – потомки основателей древних переднеазиатских и закавказских цивилизаций, а их нынешняя родина ­место обитания древнейших людей, где наслоились одна над другую множество материальных и дyxoвных культур.

Свидетели драматической, героической истории новонахов на Северном Кавказе – различные циклопические сооружения из громадных каменных глыб, скифские курганы, возвышающиеся в плоскостной зоне Нахистана, древние и средневековые башни, которые впечатляют даже сегодня своим изяществом, мастерством их создателей.

Каким образом далекие предки вайнахов перешли Главный Кавказский хребет и осели на его северных предгорь­ях и долинах? Много источников проливает свет на этот процесс. Главный и наиболее достоверный из них – «Картлис Цховреба» (Житие Грузии) – свод грузинских летописей, приписываемый Леонтию Мровели.

В этих летописях, уходящих в доисторическую глубину, отмечается роль дзурдзуков - предков вайнахов, переселившихся из передне-азиатского общества Дурдукка (вокруг озера Урмия) в исторических процессах Закавказья в 1 тыс. до новой эры. Очевидно, основные из этих летописей возникли в конце 1 тыс. до н. э. , после походов Александра Македонского, хотя в них повествуется о событиях как предшествовавших походу, относящемуся ко времени государства Урарту, так и о событиях значительно более поздних.

Легендарная форма повествования, в которой, как обычно, путаются события разных эпох, ясно свидетельствует, о том, что далекие предки вайнахов играли весь­ма активную политическую роль во всем Закавказье и на Северном Кавказе. В летописях отмечается, что самым именитым и могущественным из всех детей Кавказоса (мифического родоначальника всех кавказских народов) был Дзурдзук. Это к дзурдзукам обратился на рубеже новой эры первый грузинский царь Фарнаваз с просьбой о помощи, когда хотел утвердиться на престоле в борьбе с раздробленными эриставствами (феодальными княжествами).

Союз дзурдзуков с иберами и картвелами был укреплен бра­ком Фарнаваза с женщиной из дзурдзуков.
Восточные хурритские племена государства Урарту, проживавшие у озера Урмия, назывались матиенами. В «армянской географии» раннего средневековья пред­ки чеченцев и ингушей известны как нахчматеане.

На берегу озера Урмия находился город Дурдукка, по этому этнониму стали называть переко­чевавшие оттуда нахские племена в Закавказье. Их называ­ли дзурдзуками (дурдуками). Матиены, нахчматеане, дзурд­зуки – это одни и те же нахские племена, которые на протяжении долгого исторического периода оставались на виду, сохраняли свою материальную и духовную культуру, менталитет, обеспечивали преемственность традиций, образа жизни.

Подобным историческим и этническим мостом между насе­лением древнего хуррито-урартского мира и собственно вайнахами с Центрального Кавказа были и другие родственные племена и общины.

Урартийцы не были полностью ассимилированы армянами, они на протяжении столетий продолжали жить самостоятельной жизнью как в Центральном Закавказье, так и на Черноморском побережье. Часть урартских племен слились со временем с доминирующими этносами. Другая часть сохраняла себя, оставаясь реликтовыми островками, и сумела дожить до сегодняшних дней. Именно такими реликтовыми этносами являются сегодняшние че­ченцы, ингуши, цова-тушины, другие народы и народности, сумевшие выжить по воле Бога в ущельях древнего Кавказа.

Малоизученная, но изобилующая достоверными данными, история нахов между хуррито-урартскими царствами в Пе­редней Азии и новонахскими государственными образовани­ями времен монголо-татарского нашествия свидетельствует о том, что нахи являлись практически ос­новой для возникновения в Центральном Кавказе новых народов и этнических групп, которых до тех пор вообще не существовало в природе. Нахский этнос лежит в основе возникновения осетин, хевсуров, двалов, сванов, тушин, удин и других племен и народов.

Историк Вахушти (1696-1770 гг.) утверждал также, что кахетинцы считают своими дзурдзуков, гливов и кистов, «а они не ведают об этом с того времени, как отпали».
Нахские племена, союзы племен и царств, располагавшиеся в центре Кавказа по обе стороны хребта в начале первой половины новой эры, – это дзурдзуки, эры, кахи, ганахи, халибы, мехелоны, хоны, цанары, табалы, ди -аухи, мялхи, соды.

Хуррито-нахские и близкие к ним племена и общины оказались в Центральном и Восточном Закавказье не толь­ко после распада Урарту – последнего, самого мощного царства хурритов. Академик Г. А. Меликишвили утверждает, что «быстрое освоение этих земель (закавказских), превра­щение их в органическую часть империи в немалой степени обусловлено тем обстоятельством, что урартийцам здесь приходилось иметь дело с населением, стоящим в этничес­ком отношении близко к населению центральных областей Урарту».

И все-таки достоверные, однозначные следы проживания хуррито-нахских племен в Закавказье со своими названиями и конкретными местами нахождения мы обнаруживаем только после распада Урартского царства. Возможно, это объясняется отсутствием письменных источников в то отдаленное время. Но в самом древнем письменном источнике от Леонтия Мровели мы находим фразу из эпохи Александра Македонского (IV в. до н. э): «Вслед за этим (т. е. после нашествия Александра Македонского на Картли) вновь пришли племена халдейские, и они также обосновались в Картли».

Историком Хасаном Бакаевым доказана принадлежность урартийских эров – одного из самых крупных племен в государстве - к хуррито-нахам. Именно с эрами, которые были, возможно, самыми могущественными в Урарту, связаны названия Эребуни (жилище эров, «бун» – на чеченском языке – жилище); название Ерасх (и) - река Эров. «Хан» – хуррито-нахский специальный формант, образующий гидронимы», – утверждает Х. Бакаев.

Река Тигр по-хурритски называлась Аранцахи, что на чеченском языке означает «равнинная река». Река, которая протекала по территории причерноморских хурритов (махе­лоны, халибы и другие) называлась и до сих пор называется Чорохи, что на языке чеченцев означает «внутренняя река». Терек в древности носил название Ломехи, т. е. «горная река».

Современная Лиахви в Юго-Осетии осетинами называется Леуахи, т. е. по-нахски, «ледниковая река». Название Ерасхи семантически дополняет этот ряд и допускает такой перевод – «эров река». У Леонтия Мровели названо «море Оретское» как один из рубежей «страны Таргамоса».

В древнеармянской версии труда Леонтия Мровели это название передано как «море Эрета» (Ерета). Из текста ясно, что под этим названием подразумевается не Черное и не Каспийское моря, под «морем Эрета» подразумевалось в древности озеро Севан.

В тех районах, где Аракс (Ерасхи) протекал по месту обитания эров, уже в эпоху армянского царства располагался говорк (округ) Ераз, находилось ущелье Ерасх (Ерасхад­зор, где дзор – «ущелье») и там же располагалась «вершина Ерасхадзора»). Любопытно, что неподалеку от этой вер­шины упоминается община Нахчрадзор, т. е. община ущелья Нахчра. Очевидно, что «нахчра» перекликается с самона­званием чеченцев – нахче, как справедливо утверждает в своих последних исследованиях Бакаев.

На рубеже новой эры наиболее крупное кахетинское об­щество со всех сторон окружено нахоязычными пле­менами и общинами. С юга к нему примыкали нахоязычные цанары, с запада - нахоязычные двалы, с востока - нахо­язычные эры (жившие и в самой Кахети), а с севера нахоязычные дзурдзуки. Что касается племени кахов, давших название Кахетии, то это часть нахоязычных тушин, жившая в равнинной части исторической Тушетии и называвшая себя кабацой, а свою территорию Ках-Баца.

Нахоязычными были также закавказские племена табалы, туали, тибарены, халды.
К эпохе раннего средневековья относится расцвет камен­ного строительства в горах нахов. Все ущелья верховьев Дарьяла, Ассы, Аргуна, Фортанги были застроены сложны­ми каменными архитектурными сооружениями, такими, как боевые и жилые башни, замки, склепы, храмы, святилища.

Позже появились целые поселения – крепости, которые до сих пор поражают своим великолепием, мастерством зод­чих. Многие боевые башни возводились на пиках скал и были практически недоступны неприятелю. Такие архитектурные сооружения, которые рассматриваются как произведения искусства, могли появиться только при высоком уровне производства, при высокой развитости социально-культурной жизни.

Ко времени великих исторических потрясений, к которо­му относится эпопея с монголо-татарским вторжением, в западной части Чечни располагалось царство Алания, а в восточной части плоскостной и предгорной Чечни, в районе нынешних Гудермесского и Ножай-Юртовского районов было расположено чеченское царство Симсир. Особенностью это­го царства (в истории известно имя наиболее влиятельного правителя Симсира - Гаюрхан) было то, что оно входило в число исламских государств и имело тесные взаимоотноше­ния с соседними дагестанскими княжествами.

АЛАНИЯ

В раннее средневековье в равнинных районах Предкавказья начал оформляться многоплеменный и многоязычный союз, который стал называться Аланией.

Этот союз включал в себя, как свидетельствуют археологи, лингвисты, антропологи и другие специалисты, как ко­чевников-сармат, так и исконных жителей этих мест, главным образом нахоязычных. Очевидно, это были равнинные нахи, известные еще греческому географу Страбону под названием гаргареи, что на языке нахов означает «близки», «родственники».
Кочевники-степняки, составлявшие часть племенного со­юза Алании, переняли у нахов оседлый образ жизни и вскоре их селища и городища (укрепленные поселки) размножились по берегам Терека и Сунжи.

Путешественники тех лет отмечали, что аланские поселения так тесно распо­лагались друг к другу, что в одном поселке слышали, как поют петухи и лают собаки в другом.
Вокруг поселков возвышались громадные курганные могильники, некоторые из которых сохранились до наших дней. Сохранились также следы аланских городищ, одним из которых является Алхан-Калинское городище на терри­тории Грозненского района, в 16 км к западу от Грозного, на левом берегу Сунжи. Скорее всего, как предполагают ученые-кавказоведы, здесь находилась в одно время столица Алании город Магас (Маас), что на языке вайнахов означает «столица», «главный город». К примеру, главное поселение Чеберлоевского общества - Макажа – называли Маа-Макажа.

Ценные находки, добытые там в ходе археологических раскопок, получили в свое время не только всесоюзную, но и мировую известность.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ НАХСКИЕ ПЛЕМЕНА И ЦАРСТВА

Чеченцы и ингуши первой половины 1 тысячелетия новой эры, проживавшие на северных склонах большого Кавказского хребта, известны под названиями «нахчматьяне», «кис­ты», «дурдзуки», «глигвы», «мелхи», «хамекиты», «садики». До сегодняшних дней в горах Чечни и Ингушетии сохранились плeмeнa и ро­довые фамилии Садой, Хамхоевы, Мелхи.
Полторы тысячи лет на­зад население Чечни и Ингушетии (Нахистана) проживавшее в приграничных районах с Грузией и в самой Грузии, исповедовало христианство.

До сегодняшних дней в горах сохранились руины христианских церквей и храмов. Почти целиком сохранился христианский храм Тхаба-Ерда близ селения Таргим в Ассиновском ущелье. Специалисты говорят о том, что храм был воздвигнут в период раннего средневековья.

К этому же периоду относятся интенсивные связи горцев с соседними и дальними развитыми странами и государствами. Как свидетельствуют исследования абхазского ученого Гурама Гумбы, царь мялхов Адермах, к примеру, был женат на дочери Боспорского царя из северного Причерноморья. Интенсивными были связи с Византией и с Хазарией. В борьбе Киевского князя Святослава с Хазарией и князя Игоря с половцами чеченцы и ингуши, очевидно, выступали на стороне своих славянских союзников. Об этом свидетельствуют, в частности, строки из «Слова о полку Игоре­ве», где плененному половцами Игорю предлагают бежать в горы. Там чеченцы, народ Авлура, спасут и защитят русско­го князя.

В VIII-XI веках по территории Чечни проходили крупные караванные пути от хазарского города Семендера, который располагался предположительно в Северном Дагестане, к Черному морю, к Таманскому полуострову и дальше до европейских стран.

Вероятно, благодаря этому пути, в Чечне получили распространение предметы быта и произведения искусства редкой красоты и великолепного мастерства.
Другим важнейшим путем, связывавшим нахов с внешним миром, был Дарьяльский проход. Этот путь соединял чеченцев с Грузией и со всем переднеазиатским миром.

НАШЕСТВИЕ ТАТАРО-МОНГОЛОВ

В период татаро-монгольского нашествия царство Алания, которое располагалось в западной части Чечни, подверглось полному уничтожению кочевыми ордами двух полководцев Чингисхана – Джебе и Субедея. Они прорвались со стороны Дербента, и равнинное население Нахистана оказалось уязвимым для армии степняков.

Татаро-монголы не жалели никого. Мирное население либо умерщвляли, либо уводили в рабство. Скот и имущество были разграблены. Сотни поселков и городищ были превращены в пепел.

Еще один удар по предгорьям Кавказа. Был нанесен полчищами Батыя в 1238-1240 гг. В те годы. кочевые орды татаро-монголов прокатились по странам Восточной Европы, нанеся им тяжелый урон. Не избежала этой участи и Чечня. Ее экономическое, политическое, социальное и духовное развитие было отброшено назад на века.

Населению равниной Нахистана отчасти удалось спастись бегством в горы, к своим сородичам. Здесь, в горах, вайнахи, прекрасно понимая, что нашествие татаро-монгол грозит им полным уничтожением или ассимиляцией, оказали татаро-мон­голам упорное, поистине героичес­кое сопротивление. Благодаря тому, что часть нахов ушла высоко в горы, народ сумел не только сохранить язык, обычаи, культуру, но и уберечь себя от неминуемых процес­сов ассимиляции многочисленными степняками. Поэтому чеченцы из поколения в поколение передавали предания и легенды о том, как их предки в неравной борьбе сохранили свободу и самобытность своего народа.

СИГНАЛ ТРЕВОГИ

В горах существовала четко продуманная система опове­щения о появлении врага. На вершинах гор, в отчетливой види­мости друг от друга, были построены каменные сигнальные башни. При появлении в долине кочевников на вершине башен зажигались костры, дым от которых предупреждал об опасности весь горный край. Сигналы эстафетой передавались от башни к баш­не. Дымящиеся башни означали тревогу, подготовку к обороне.

Повсеместно объявляли: «Орц дала!» – от слов «Орцах довла» – то есть уходите в горы, в лес, спасайте себя, своих детей, скот, имущество. Мужчины мгновенно становились воинами. О развитой системе обороны свидетельствует военная терминология: пехота, стражники, всадники, лучники, копьеносцы, санитары, меченосцы, щитоносцы; командир сотни, командир полка, дивизии, предводитель армии и т. д.

В горах, в районе Нашха, на многие века утвердилась система военной демократии. О строгих законах военной дисциплины того времени также свидетельствуют многочисленные предания народа.

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Периодически Совет Старейшин (Мехкан Кхел) проверял военную дисциплину мужского населения. Делалось это та­ким образом. Неожиданно, чаще всего ночью, объявлялся всеобщий сбор. Того, кто приходил последним, бросали со скалы. Естественно, никто не хотел опаздывать...

Есть у чеченцев такая легенда. Жили два друга. Один из них был влюблен. Так случилось, что тревогу объявили в ту ночь, когда влюбленный отправился на свидание с девушкой, в далекий аул. Зная об этом, чувствуя, что он опоздает, друг притаился в роще, чтобы подойти к месту сбора последним. Для того, чтобы пропустить вначале того, кто с опозданием придет со свидания.

И вот, наконец, примчался со свидания друг. Его хотели сброситъ со скалы, но тут появился притаившийся. - «Не трогайте его! Я последний!»
Старейшины разобралисъ в происходящем и, говорят, оставили в живых обоих. Но это было исключением из строгих правил.

Начиная с XV века, к равнинным нахским обществам начинают прирастать поселения вновь спуска­ющихся с гор чеченцев. Они вели ожесточенную борьбу с кумыкскими, ногайскими и кабардинскими ханами и князья­ми, которые в союзе с Ордой эксплуатировали чеченские равнинные пахотные земли и пастбища, те, что чеченцы были вынуждены оставить в результате неравной борьбы.

С-Х. НУНУЕВ
Горд Грозный
Чеченская республика

Рецензии

5000 лет назад Каспийское море уходило далеко за нынешний Владикавказ.Люди жили только в горах.Те самые гиганты,которые были точно не вайнахи.Каспий отошёл где-то 3,5-4 тыс лет назад.К сожалению официальная наука утверждает,что письменность появилась 3,5 тыс.лет назад и глубже не смотрят.Только ДНК может что-то прояснить.Хотя для исторической науки ДНК не играет роли,так как народ-это территориальное,культурное,языковое,экономическое сообщество.ДНК не определяет в полной мере антропологию,поэтому по ДНК точно судить нельзя.Однако ДНК может сказать много о преемственности и происхождении.Так вот ДНК троянцев с вайнахскими не совпадают и лувийский язык на котором говорили и вели делопроизвоство троянцы с современным вайнахским то же не совпадает.Наше ДНК значительно присутствет в Греции,немного в Турции,Сирии,Ираке,на Украине,Венгрии,Австрии,Венеции,Шотландии,южной Франции,Баскии,Бельгии,Голландии,Швейцарии.Причем согласно европейским данным где-то 3-4 тыс.лет назад первыми заселяли Европу.Язык вайнахский сходится на 20-30% с хуритским,включает слой древнеуйгурского и моннгольского,турецкого,арабского и иранского,а также германского и собственно вайнахского.В последний период заметно влияние русского.Академик Бунак,антрополог,проведя раскопки пришел к выводу,что костлявый путь вайнахов на кавказ начинается с малой Азии.Проффесор Крупнов пришел к выводу,что вайнахи когда-то проживали вблизи с просвещенными народами Малой Азии.Хотя в то время в Малой Азии непросвещённых народов не было.Конечно вайнахи есть выходцы с древней крупной цевилизации распологавшейся в древней Малой Азии,но имя этой цевилизации еще не озвучено или намеренно умалчивается.Один интересный факт:сотрудники американского университете сумели расшифвровать древнюю топонимику европы только с вайнахского.Еще один факт:теперь уже доподлинно известно,что 15 тыс. викингов в давние времена поселились на северном Кавказе.Посмотрите на ДНК вайнахов и на ДНК аккинцев,они разные.Конечно хочется поствить точку в изучении вайнахской истории,но это ещё рано.Много еще нерешенных вопросов.Наши историки часто патриотически её освещают и это понятно,однако непонятно почему они ищут в Армянских,Грузинских,Арабских,Турецких,Русских,Греческих и даже Римских источниках ответы на вопросы,копаась в архивах,и не используют свои собственные источники,которые хотя и уничтожались во время выселения,но,всё же,еще существуют.Известно,что ни у чеченцев и ни у ингушей нет своего эпоса-собрания народных рассказов о доблестных походах и подвигах древних героев.Однако существует нарт-орстхоевский эпос,который в полной мере можно назвать вайнахским и ссылки на который вы не заметите при исследовании истории нашими или другими исследователями.Много верных ответов можно найти с уст старейшин.Ценность этих рассказов никак не уменьшается из-за того что они не были когда-то записаны на бумаге.Если посмотреть на карту нынешнего Кавказа,то становится очевидным,что вайнахи с древних времен занимали и южный и северный Кавказ и сейчас зажаты со всех сторон не вайнахскими народами.

В последние десятилетия чеченские и ингушские историки собирая ссылки из древних источников пытаются создать собственную историю,всегда и намеренно скрывая,что основные исторические события происходили на плоскости.Называя плоскостных вайнахов чеченцами и ингушами создают путаницу и провоцируют территориальные споры между чеченцами и ингушами.И монголо-татары и Тимур и русские в Кавказскую войну хотели иметь под контролем плоскость,а не непроходимые горы.Исключение составляет военно-грузинская дорога,которая была построена после 100 летних просьб армян и грузин,поскольку их турки притесняли.Коренные жители плоскости вайнахи-орстхоевцы территориально и численно превышали горных вайнахов в десятки раз.Именно они противостояли нашествинникам и поэтому только у них есть свой героический эпос.Ни у чеченцев,ни у ингушей своего героического эпоса нет.Плоскостные вайнахи-орстхоевцы делали героическую историю вайнахов,это они погибали тысячами на поле боя,это они сохранили вайнахов как этнос,это их россия переселила в турцию после 100 летней войны когда 80% их погибло,а чеченцев и ингушей спустили с гор и поместили между казачьими станицами.Что зделала россия потом с ними мы знаем.Однако до сих пор идут споры о принадлежности так называемого сунженского района.До высеleния в паспорте записывалась национальность:карабулак,после возвращения россия эту запись отменила.У ингушей сохранились 13 орстхоевских тейпов,у чеченцев и того больше.Они есть,они живут на своей родной плоскости и B Чечне и в Ингушетии и называются чеченцами и ингушами.То национально-территориальное деление которое устраивает россию,нас вайнахов никак устроить не может.Нас устраивае еще большая интеграция,еще большее сближение и объединение в одно вайнахское территориальное образование.Вся кровь была пролита только ради этого.
информацию о портале и связаться с администрацией .

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Чеченцы - северокавказский народ, который является основным населением . Впрочем, чеченцы живут не только на территории Чечни, они населяют Ингушетию, Россию, Кабардино-Балкарию и другие регионы. На сегодняшний день всего в мире насчитывается около 1.55 млн. чеченцев, большая часть из которых живет в Российской Федерации.

Хотя государство входит в состав России, чеченцы разговаривают, в основном, на своем, чеченском языке, он же является государственным. Если говорить о , то почти все чеченцы исповедуют ислам, представители других вероисповеданий встречаются редко. По антропологическому признаку чеченцы являются представителями Кавкасинского типа Европеоидной расы.

Абсолютное большинство населения Чеченской республики составляют чеченцы (95,5 %), проживают также , кумыки, аварцы, ногайцы, ингуши, (также в проживают и другие нацменьшины - , киргизы, таджики). До депортации чеченцев и последующего их возвращения в северных районах республики русские и русскоязычные (терские казаки) составляли абсолютное большинство населения, в городе и бассейне Сунжи их количество также было значительно. Довоенное русское и русскоязычное население было вынуждено покинуть территорию Чечни в период правления Джохара Дудаева в 1991—1994 гг., и значительное число погибло в период активных военных действий в 1994—1996 гг.

Арслан Ахмед Аллаудин — генерал, дважды герой Иордании.

Абдурахманов, Канти — старшина, участник Великой Отечественной войны, герой России.

Узуев, Магомед Яхъяевич — сержант, защитник Брестской крепости, Герой России (1996).

Нурадилов, Ханпаша Нурадилович — сержант, Герой Советского Союза.

Энгиноев, Дуда Эдиевич — разведчик, старший сержант, полный Кавалер ордена Славы.

Шейх Мансур — участник Кавказской войны, национальный герой чеченского народы.

Ямадаев, Руслан Бекмирзаевич — полковник, Герой России (2004).

Ямадаев, Джабраил Бекмирзаевич — лейтенант, Герой России (2003).

Ямадаев, Сулим Бекмирзаевич — подполковник, Герой России (2005).

Альтемиров Руслан Саидович, военный летчик истребитель, полконик, зам. командующего по боевой подготовке Забайкалского Военно-Воздушного округа, умер 1994 году.

Политика:

Арсанукаев-Дышнинский, Иналук — генерал царской армии, Великий визир Северо-Кавказского эмирата (1919-1920)

Ахмат Абдулхамидович — муфтий Чечни, президент Чечни (2003-2004), Герой России (2004).

Кадыров, Рамзан Ахматович — председатель (2005-2007), затем президент Чечни (с 2007).

Хасбулатов, Руслан Имранович — учёный и публицист, председатель Верховного Совета РСФСР (1991-1993).

Хаджиев, Саламбек Наибович — министр нефтехимической промышленности СССР (1991).

Альбиев, Исламбек Цилимович — борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион (2008), чемпион России (2005) и (2008).

Бувайса?р (Бувайса?) Хами?дович Сайти?ев (род. 1975 года в Хасавюрте, СССР) — прославленный российский борец вольного стиля, шестикратный чемпион мира, шестикратный чемпион европы, трёхкратный чемпион олимпийских игр, пятикратный чемпион России, семикратный чемпион Красноярского турнира имени Ивана Ярыгина, победитель игр доброй воли. Заслуженный мастер спорта России (1995). Чеченец по национальности.

Адам Хамидович Сайтиев (12 декабря 1977, Хасавюрт, Дагестанская АССР) — российский борец вольного стиля, чеченец по национальности, мастер спорта международного класса (1998), заслуженный мастер спорта России (2000).

Артур Асильбекович Бетербиев (родился 1985, Хасавюрт Дагестан, СССР) — российский боксёр-любитель, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы (2006).

Салман Хасимиков 4-х кратный Чемпион Мира по вольной борьбе, Чемпион Европы, Чемпион СССР

Асланбек Бисултанов- 1973 году выиграл Кубок и личное первенство СССР среди юношей по борьбе 1976 в стал самым молодым чемпионом СССР. 1977 чемпион Европы 1977 Чемпион Мира и обладатель званий «Лучший борец чемпионата мира 1977 года» и кубка «За самую короткую схватку на чемпионате»

Заурбек Байсангуров (родился 1985 в селе Ачхой-Мартан, СССР) — российский боксёр-профессионал, выступающий в лёгкой полусредней (Light Middleweight) весовой категории, ¦ Интернациональный чемпион ВБС (WBC) в первом среднем весе, чемпион мира по версии МБФ (IBF) среди юниоров, Мастер спорта России международного класса, двукратный призёр чемпионатов мира, двукратный чемпион Европы, трехкратный чемпион России среди юношей и молодежи, чемпион России среди любителей.

Леча Курбанов-1997 год. . Чемпионат по «Ояма-каратэ» - I место. 1997 год. Хасавюрт. Открытое первенство города, посвященное 200-летию имама Шамиля - I место. 1998 год. Кутаиси. Международный турнир по каратэ-киокушинкай - III место. 1998 год. . Международный турнир по карате-киокушинкай - III место. В 2000 году на Международном турнире в и в 2001-м на Чемпионате Европы в Венгрии он завоевывает первое место в весовой категории 90 кг.

Общественные деятели

Кунта Хаджи — святой, пацифист, суфийский шейх, основатель зикризма.

Ахтаханов, Магомет — первый врач-чеченец.

С давних времен чеченцы проживают на территории Центрального и Северо-Восточного Кавказа. Территория Чеченской республика составляет 17200 кв.км. Население Чечни свыше миллиона человек. По предположениям исследователей, примерно полтора миллиона чеченцев проживает по всему миру. Из них большая часть проживает в Российской Федерации. Историки называют чеченскую нацию «корневой частью Кавказской расы» Это самый многочисленный из .


Нахчой — чеченский народ

Предки современных чеченцев появились в 18 веке в результате отслоения от нескольких древних родов. В источниках встречается название народа – нахчой (т.е. люди, говорящие на языке «нохчи»). Пращуры чеченцев прошли через Аргунское ущелье и поселились на территории нынешней республики. Основной язык – чеченский , присутствуют диалектные группы(итумкалинские, аккинские, мелхинские, галанчожские и другие). Достаточно распространен на территории республики и русский язык. Чеченцы исповедают мусульманскую веру.

На мифологию народное творчество оказали влияние другие древние цивилизации. На Кавказе пересекались пути многих кочевых племен и народов и Азии, Средиземноморья и Европы. Трагические страницы в чеченской истории нанесли огромный урон духовной культуре. В период запрета народных танцев и музыки, проведения национальных обрядов творческие порывы чеченцев были скованы страхами попасть в политическую опалу. Однако, никакие ограничения и запреты не смогли сломить и задушить чеченскую самобытность.

Традиции чеченцев

Гостеприимство

Гостеприимство у чеченцев возведено в ранг священного долга каждого гражданина. Эта традиция имеет исторические корни. Проход по гористой местности нелегок, в любой момент обессилевший путник мог надеяться на помощь со стороны. В чеченском доме всегда накормят, обогреют и предоставят ночлег безвозмездно. Хозяин дома мог подарить гостю что-либо из предметов домашнего интерьера в знак уважения. В благодарность путники одаривали детей хозяина гостинцами. Такое радушное отношение к гостю сохранилось и в наше время.

С особым почтением на Кавказе относятся к матери: ее уважают, стараются во все помогать и прислушиваться к ее советам. Мужчины обычно встают, когда в помещение входит женщина.

С особым трепетом мужчины берегут свою папаху . В ней выражался символ мужской чести и достоинства. Считается крайне унизительным, если посторонний дотрагивается до папахи. Такое поведение незнакомца может спровоцировать скандал.

Горское воспитание

Младшие члены семьи ведут себя скромно, не вмешиваются в разговоры и дела старших. Чтобы вступить в разговор, нужно спросить разрешения. До сих пор в обсуждении какого-либо вопроса вы можете услышать, как чеченец произносит фразу: «Можно мне сказать…», словно прося дать разрешение на вступление в беседу. Такое автоматическое поведение – показатель стойкого и сурового воспитания испокон веков. Излишняя ласка, забота о малых детях и беспокойство, связанное с капризами ребенка на людях не одобрялись. Если по какой-то причине ребенок расплакался, то его отводили в другую комнату, где он успокаивался. Плач, шалости детей не должны отвлекать взрослых от важных дел и разговоров.

В старину не принято было оставлять у себя в доме найденные чужие вещи. При свидетелях вещь отдавали сельскому мулле, чтобы он нашел хозяина. В современном чеченском обществе тоже считается дурным тоном забирать хоть и найденную, но чужую вещь.

В чеченском доме

Кухня

Одно из почитаемых лакомств – это жижиг галныш , несложное, но вкусное блюдо. В мясном бульоне отвариваются пшеничные или кукурузные галушки. Кулинарные хлопоты — это женские заботы, за исключением поминальных блюд, которые готовят на похороны.

Свадебные традиции

Выходя замуж, женщина принимала семью мужа с особым уважением и относилась к ним с заботой почтением. Молодая жена скромна, тиха, нелюбопытна. Без особой надобности женщине не стоило затевать разговор со старшими родственниками. На чеченской свадьбе есть даже забавный ритуал «развязывания языка невесте». Будущий свёкр шутками и ухищрениями пытается разговорить молодую сноху, но она четко держится народных правил и молчит. Только после одаривания гостями девушке можно было разговаривать.

До свадьбы молодые чеченки могут общаться с женихами только в людных общественных местах. На свидание всегда первым приходит парень и только потом девушка. Девичья честь – гордость жениха и предмет защиты молодым чеченцем, в котором кипит горячая кавказская кровь.

Чече́нцы (самоназвание Но́хчий , в ед. числе - Но́хчо ) - северокавказский народ, проживающий на Северном Кавказе, основное население Чечни. Исторически также проживают в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизилюртовском, Кизлярском районах Дагестана, Сунженском и Малгобекском районах, Ингушетии, Ахметском районе Грузии. Общая численность чеченцев во всём мире - 1 550 000.

Антропологически относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы.

Расселение

В настоящий момент абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно - в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации.

Этническая история

История этнонима

Этноним «чеченцы» - северокавказского происхождения. Есть несколько версий происхождения этнонима, одна из них: от названия селения Чечен-аул. Однако, этноним «чечен» существовал среди чеченцев задолго до основания Чечен-Аула, так «Чечан» было одним из крупных чеченских обществ. Есть схожие этнонимы, к примеру, Сесан или Сасан, название одного из чеченских обществ. Кабардинцы называют их Мычгыщэр, Шашэн , Аварцы - Буртиял , Грузины - Кисты, Дзурдзуки, Цанары , Русские - Чеченцы , Армяне - Нохчматьяне , Арабы - Шишани , Англичане - Чеченс . .

Теории происхождения чеченцев

Проблема происхождения и наиболее раннего этапа истории чеченцев остаётся окончательно не выясненной и дискуссионной, хотя их глубокая автохтонность на Северо-Восточном Кавказе и более обширная территория расселения в древности представляются вполне очевидными. Не исключено массовое передвижение протовайнахских племён из Закавказья на север Кавказа, но время, причины и обстоятельства этой миграции, признаваемой рядом учёных, остаются на уровне предположений и гипотез. Существует несколько версий:

  • Потомки хурритских племён (ср. разделение на тейпы), ушедших на север (Грузия, Северный Кавказ). Это подтверждается как сходством чеченского и хурритского языков, так и схожими легендами, и практически полностью идентичным пантеоном богов.
  • Потомки тигридского населения, автохтонного народа, обитавшего в районе Шумера (р. Тигр). Чеченские тептары пунктом исхода чеченских племён называют Шемаар(Шемара), далее Нахчуван, Кагызман, Север и Северо-Восток Грузии и наконец Северный Кавказ. Однако, скорее всего, это относится лишь к части чеченских тукхумов, так как маршрут расселения других племён несколько иной, к примеру, шаройские культурные деятели указывают на Ленинаканский(Шаройский) район, то же можно сказать и о некоторых кланах Чеберлоя, таких, как Хой(«хъо» - стража, дозор) (г. Хой в Иране).

Все попытки изучения происхождения чеченцев приводят к хурритам, шумерам, автохтонам Передней Азии. Что опять-таки схоже с чеченской легендой об исходе из Шемара.

Чеченцы в истории России

Само название «чеченцы» было русской транслитерацией кабардинского названия «шашан» и происходило от названия села Большой Чечень. С начала XVIII века русские и грузинские источники стали использовать термин «чеченцы» по отношению к предкам современных чеченцев.

Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735 и затем в 1765 году.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но, во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова была построена Сунженская линия укреплений, в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сёл. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к тактике «выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались, а население поголовно уничтожалось, организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX-го века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счёт фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён.

Неудивительно, что чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из казаков и других горцев.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1905 года про них писал: Чеченцы считаются людьми весёлыми, остроумными («французы Кавказа»), впечатлительными, но пользуются меньшими симпатиями, чем черкесы , вследствие их подозрительности, склонности к коварству и суровости, выработавшихся, вероятно, во время вековой борьбы. Неукротимость, храбрость, ловкость, выносливость, спокойствие в борьбе - черты Ч., давно признанные всеми, даже их врагами.

А. И. Солженицын, «Архипелаг ГУЛАГ»: Но была одна нация, которая совсем не поддалась психологии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чечены.

СССР

Во время Гражданской войны Чечня превратилась в поле боя, и территория Чечни неоднократно менялась. После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Красной Армии и Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. Большевикам чеченцы, как и другие народы Кавказа, сыграли на руку, и в результате после их победы чеченцев вознаградили автономией и огромным количеством земель, включая почти все станицы Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934-м году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.

Согласно БСЭ в 1920 году среди чеченцев было 0,8 % грамотных, а к 1940 году грамотность среди чеченцев составляла 85 %.

Депортация чеченцев и ингушей

Основная статья : Депортация чеченцев и ингушей

В феврале 1944 года, всё чеченское население (около полумиллиона) было депортировано из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства. Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

1990-е годы и последствия

После Первой и Второй чеченской войны значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, в Турцию и в арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации

Антропологический тип

Антропологически чеченцы относятся к Кавкасионскому типу Европеоидной расы. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, даёт следующее описание чеченцев:

Чеченцы высокого роста и хорошо сложены. Женщины отличаются красотой. В антропологическом отношении Чеченцы представляют тип смешанный. Цвет глаз, например, варьирует (в равной пропорции) от чёрного до более или менее тёмно-карего и от голубого до более или менее светло-зелёного. В цвете волос также замечаются переходы от чёрного к более или менее тёмно-русому. Нос часто вздёрнутый и вогнутый. Лицевой указатель - 76,72 (ингуши) и 75,26 (чеченцы). В сравнении с другими кавказскими народностями чеченская группа отличается наибольшей долихоцефалией. У собственно Чеченцев встречается, однако, не только много субрахицефалов, но и немало чистых брахицефалов с головным указателем от 84 и даже до 87,62.

Генетическая генеалогия

Большинство мужчин в республике Чечня относятся по Y-ДНК к гаплогруппе J2, зародившейся примерно 18 тысяч лет назад на Ближнем Востоке. Второй по распространённости в республике Чечня является гаплогруппа J1 (около 21%).

Язык

Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Распространён в основном в Чеченской Республике и в Хасавюртовском, Новолакском, Казбековском, Бабаюртовском и Кизилюртовском районах Дагестана, а также в Ингушетии и других регионах Российской Федерации и в Грузии, частично - в Сирии, Иордании и Турции. Число говорящих до войны 1994-2001 - ок. 1 миллиона человек (по другим сведениям ок. 950 тыс.).

Выделяются плоскостной, шатойский, аккинский (ауховский), чеберлоевский, шароевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский и кистинский диалекты. В фонетике для чеченского языка характерен сложный вокализм (противопоставление простых и умлаутированных, долгих и кратких гласных, наличие слабых назализованных гласных, большое число дифтонгов и трифтонгов), начальные сочетания согласных, обилие морфонологических чередований, прежде всего изменение гласных основы в различных грамматических формах (аблаут); в грамматике - шесть именных классов, многопадежное склонение; состав глагольных категорий и способы их выражения обычны для восточнокавказских языков. Для синтаксиса характерно широкое использование причастных и деепричастных конструкций.

Литературный чеченский язык сложился в 20 веке на основе плоскостного диалекта. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т. п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие. С 1991 предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Первое монографическое описание чеченского создано в 1860-е годы П. К. Усларом; впоследствии значительный вклад в изучение чеченского языка внесли Н. Ф. Яковлев, З. К. Мальсагов, А. Г. Мациев, Т. И. Дешериева и другие исследователи.

Является государственным языком Чеченской республики.

Религия

Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.

Суфийский ислам среди чеченцев представлен двумя тарикатами: накшбандийа и кадирийа, в свою очередь делящимися на мелкие религиозные группы - вирдовые братства, общее количество которых достигает у чеченцев тридцати двух. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне являются последователи чеченского кадирийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева («зикристы») и отпочковавшиеся от него мелкие вирды - Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейха.

Чеченские тукхумы и тейпы

Чеченский тукхум - это союз определённой группы тейпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся в более высокую ассоциацию для совместного решения общих задач - защиты от нападения противника и экономического обмена. Тукхум занимал определённую территорию, которая состояла из фактически заселённой им местности, а равно и окружающего района, где тайпы, входившие в тукхум, занимались охотой, скотоводством и земледелием. Каждый тукхум говорил на определённом диалекте Чеченского языка.

Чеченский тейп - это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» - фамилии. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения.

В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В настоящее время представители одного тейпа живут рассредоточенно. Крупные тейпы распределены по всей территории Чечни.

Использованы материалы Википедии

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.