Еще с советских времен в нас закрепилось стойкое убеждение в том, что все негосударственное – априори плохое, некачественное, ненастоящее. Это представление и по сей день мешает многим адекватно оценивать уровень образования в частных вузах и колледжах России. Действительно ли образование в коммерческих учебных заведениях проигрывает в качестве подготовки, и о чем нужно знать студентам, которые выбирают для себя частный вуз?

Огромную роль в формировании общественного мнения по поводу качества образования в частных учебных заведениях сыграли, безусловно, они сами. На волне разрешения частного предпринимательства новые институты, академии, университеты и колледжи появлялись по всей стране, словно грибы после дождя. Однако эти учебные заведения не обладали ни наработанной методической и практической базой, ни достойным преподавательским составом, ни стремлением дать студентам действительно качественное образование. Итогом такого «вливания» в образовательную сферу страны стало еще более стойкое убеждение в том, что обучение в коммерческом вузе или колледже никак не может быть альтернативой учебе в государственном учебном заведении.

Сегодня, однако, ситуация в корне изменилась: большая часть коммерческих структур в сфере образования перестает экономить на качестве. Как обстоит дело с обучением в негосударственных учебных заведениях сейчас?

Я выбираю частное учебное заведение. На что мне нужно обратить внимание?

У каждого учебного заведения есть собственная репутация, которая складывается из оценки студентов, отзывов работодателей и педагогического состава. Именно на эти пункты и стоит обратить внимание, если вы выбираете один из частных вузов или колледжей.

  • Поговорите с теми, кто уже учится в данном учебном заведении. Задайте им вопросы обо всем, что вас интересует: уровне нагрузке, качестве обучения, поддержке со стороны преподавательского состава, наличии методической и практической базы.
  • Ознакомьтесь с рейтингом частных вузов и колледжей среди потенциальных работодателей в выбранной вами сфере деятельности. Если вы уже определились с тем, где бы вы хотели работать после окончания учебы, задайте прямой вопрос потенциальному руководству компании.
  • Узнайте, какие преподаватели работают в данном учебном заведении. Совершенно необязательно, чтобы имена педагогов были известными, а список их регалий не помещался на страницу А4. Далеко не всегда эти факторы являются определяющими при оценке качества обучения. Ориентируйтесь на опыт работы преподавателей, отзывы других студентов, собственные ощущения от знакомства с ними в рамках Дней открытых дверей.

Образование в частном учебном заведении. Это всегда дорого?

Слово «частный» всегда ассоциируется у нас с необходимостью выплачивать немалые суммы за возможность получить высшее или среднее профессиональное образование. Однако, если вы внимательно ознакомитесь с предложениями тех или иных негосударственных учебных заведений, вы узнаете много интересного. К примеру, некоторые частные вузы предоставляют n-ное количество бесплатных мест для талантливых студентов. Другие – сотрудничают с организациями, которые выплачивают успешным студентам стипендии, частично или полностью покрывающие стоимость обучения. Третьи – работают в партнерстве с образовательными проектами, спонсирующими подготовку специалистов в конкретной профессиональной области.

- Наш колледж активно сотрудничает с образовательным проектом «Новые кадры. Фармация», - комментирует ситуацию заместитель директора по учебно-производственной работе фармацевтического колледжа «Новые знания» Андрей Киричук, - который осуществляет поддержку талантливых и целеустремленных студентов, мечтающих получить фармацевтическое образование. Для тех, кто поступает в рамках проекта, обучение в «Новых знаниях» - абсолютно бесплатное, в течение всего периода учебы. С 1 марта как раз начался новый набор на следующий учебный год: из всех желающих Попечительская комиссия проекта отберет 25 лучших претендентов, которые придут к нам в сентябре наряду с остальными студентами. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю на наш День открытых дверей 12 апреля.

Такие спонсорские программы сегодня – вовсе не редкость. Во многих сферах деятельности – как, например, в фармации – новых специалистов катастрофически не хватает. Это открывает новые возможности для тех, кто хотел бы получить качественное образование, но пока не в состоянии оплатить его самостоятельно.

«Заплатил – могу не учиться»: правда ли, что в частных вузах учиться легче?

Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что в коммерческих вузах и колледжах учиться вовсе необязательно – достаточно вовремя вносить плату за следующий семестр. Это заблуждение основано на том, что многим учебным заведениям, не получающим поддержки от государства, невыгодно отчислять недобросовестных студентов. Но далеко не все частные учебные заведения готовы ради этого жертвовать своим реноме, на которое, в конечном итоге, ориентируются абитуриенты при выборе места учебы. Поэтому студенты, демонстрирующие легкомысленное отношение к занятиям, безжалостно отчисляются даже в негосударственных вузах и колледжах.

- Наших выпускников сегодня ждут в большинстве аптечных предприятий Москвы и Московской области, - продолжает Андрей Киричук, - поэтому уровень требований к знаниям студентов у нас действительно высокий. Мы готовим новую генерацию специалистов в области фармации, и на наших плечах лежит огромная ответственность за жизнь и здоровье посетителей аптек. Мы без раздумий отчисляем студентов, которые безответственно подходят к процессу обучения, регулярно пропускают занятия и демонстрируют низкий уровень знаний на экзаменах. Это касается и тех, кто поступил к нам в рамках образовательного проекта «Новые кадры. Фармация»: в этом случае мы освобождаем бесплатные места для более добросовестных студентов.

«Частный» – не значит «плохой»

Постепенно из сознания россиян исчезает негативное отношение к частному образованию. Во многом этому способствует пример США и Западной Европы: здесь обучение в частном вузе или колледже считается привилегией, а уровень подготовки в коммерческих учебных заведениях значительно выше, чем в государственных.

Ирина Зацепина

Вконтакте

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования города Москвы

Московский гуманитарный педагогический институт

по дисциплине «Педагогика»

на тему: «Плюсы и минусы частного образования»

Выполнила:

Хусенская Н.И.

Преподаватель:

Дмитриев Ю.А.

Москва 2010

1. Частное образование в России: за и против

2. Плюсы и минусы Американской системы образования и воспитания

3. Обучение в Германии: Плюсы и минусы получения высшего образования в Германии

4. О плюсах и минусах обучения в частной школе Великобритании

1. Частное образование в России: за и против

К частным школам сегодня относятся неоднозначно. И чаще всего отрицательно. Многие потому, что не доверяют всему негосударственному, а многие потому, что не доверяют новым веяниям. Но разве частные школы - это нововведение? Вовсе нет. Первые учреждения подобного рода появились в нашей стране более трёх сотен лет тому назад.

Ещё в XVII веке в России были мастера грамоты, которые за деньги учили детей читать и писать. Позже, во времена царствования Петра I, появились первые частные заведения, где уже обучались как мальчики, так и девочки (до этого считалось, что женщине грамота ни к чему).

А к середине XVIII века дворянам было разрешено обучать своих детей прямо на дому. Качество знаний резко ухудшилось, потому что нанимали иностранцев-шарлатанов.

Екатерина II, решив, что негоже необразованным иностранцам воспитывать цвет русской нации, организовала над частным образованием жёсткий чиновничий контроль. Открыть частное учебное заведение стало возможным только с разрешения приказа общественного призрения, после проверки учебного плана и преподавательского состава.

Но Октябрьская революция надолго прервала летопись российского частного образования. И только в 1991 году оно снова подняло голову.

Частная школа сегодня. Вместо термина "частные" было бы правильнее употребить слово "негосударственные". Потому что термин "частные" подразумевает не только форму собственности, но и право собственника делать то, что он сочтет нужным. Однако у коммерческих школ такой свободы нет. Если школа аккредитована государством, то она по закону об образовании абсолютно адекватна государственной. Различаются только источники финансирования, а программы, требования, нормы, экзамены и аттестат те же.

В случае если школа не аккредитована, то для получения аттестата государственного образца и вместе с ним возможность поступать в российские вузы, ученики частных учебных заведений зачисляются на экстернат при государственной школе, где и сдают экзамены.

Частные школы бывают:

Российские и зарубежные;

Светские и с религиозным уклоном;

С разными образовательными системами;

С разной системой оплаты.

Плюсы частных школ:

Первый и, возможно, главный плюс частного образования - это индивидуальный подход к ребенку. Ведь дети все разные: кто-то схватывает быстрее, кто-то медленнее, кто-то любит общаться с педагогом, кто-то замкнут. В этом смысле в частной школе почти всегда есть возможность уделять ребенку столько внимания, сколько требуется, ведь наполняемость классов редко превышает 12 - 14 человек. Как правило, составляя договор с родителями, школы обычно оговаривают максимальное количество учеников в классе.

В некоторых частных школах для каждого ребенка разрабатывают индивидуальный учебный план в зависимости от психологического типа личности и конечной цели, которую желательно достичь. И если родители хотят, чтобы их чадо углубленно занималось иностранным языком или физикой, школа сделает все возможное, чтобы обеспечить это.

Еще один плюс - комфортные условия (удобная мебель, хорошее питание), организация распорядка учебного дня таким образом, чтобы у детей оставалось время на спорт, прогулки, занятия для души - все эти факторы позволяют максимально раскрыть способности ребенка, без переутомления и перегрузок.

В частной школе решается проблема материального стимулирования учителей, которым не приходится менять сферу деятельности в поисках заработка. Напротив, им предоставляется шанс реализовать свой творческий потенциал в любимом деле. Педагоги и директора негосударственных школ признают, что материальные лишения, которые испытывают учителя обычных школ, и постоянные мысли о хлебе насущном - существенный тормоз на пути развития современного российского образования. В частных же школах есть возможность следить за мировыми тенденциями в образовании, учителя изучают специальную литературу по педагогике и психологии, быстрее вводят современные методики.

Возможность углубленного изучения ряда дисциплин еще одна положительная особенность обучения в частной школе. Практически во всех негосударственных школах преподают как минимум два иностранных языка. При этом один изучают с первого класса, а второй - с 4-5-го. Если сил хватает, ученик может взять еще и третий язык. Возможность применить приобретенные знания на практике дают заграничные поездки, которые частные школы стараются организовывать регулярно.

Минусы частного образования:

Качество образования в частных школах не всегда соответствует заявленному. Здесь необходимо особенно тщательно выбирать учебное заведение. Не стоит особо доверять различным экспериментальным программам, уделяющим повышенное внимание какой-нибудь одной дисциплине. Не должны влиять на выбор школы и такие моменты, как "укомплектованные компьютерные классы", "дополнительные занятия языком, музыкой или теннисом" - очевидно, что все это должно быть в школе, позиционирующей себя как частную.

Большое внимание нужно уделить базовой программе, потому что именно она потребуется, когда ребенок будет поступать в вуз. Кроме того, родителям стоит помнить, что если раньше ученик школы, имеющей определенную договоренность с тем или иным вузом, поступал туда на льготной основе, то теперь практика совмещения выпускных экзаменов в школах с вступительными в вузы официально отменена, то есть поступать придется на общих основаниях.

2. Плюсы и минусы Американской системы образования и воспитания

Дошкольный уровень. Если начать с дошкольного воспитания и образования, то в качестве общей тенденции можно отметить, что оно является преимущественно домашним. Рождаемость в США остается весьма высокой, среднее количество детей в семьях 3 - 4, и даже семьи со средним и низким достатком имеют несколько детей.

Такая ситуация объясняется, с одной стороны, развитыми социальными мерами, направленными на поддержку многодетных семей с малым достатком, а, с другой стороны, достаточно высокими заработками глав семейств, что позволяет им содержать и неработающую жену, и детей, или, в том случае, если жена желает жить полноценной социальной жизнью - няню. Поэтому, как правило, в Америке воспитание детей дошкольного возраста происходит в семье.

В семьях со средним и выше среднего достатком выбор няни, как правило, происходит через газеты или специальные службы. При этом спрос на услуги такого рода обычно превышает предложение, а стоимость услуг няни со специальным образованием достаточно высока, чтобы такую воспитательницу могли позволить себе многие. В результате те семьи, которые нанимают няню для своих детей, как правило, ограничиваются либо студентками (а иногда и школьницами), либо иммигрантами (чаще всего из латиноамериканских стран и порой даже слабо владеющих английским языком). В силу низкой квалификации вышеозначенных категорий воспитательный процесс на дошкольном уровне сводится к минимуму и ограничивается чаще всего прогулками и просмотром телепередач. Участие родителей в воспитательном процессе в таких случаях обычно происходит по вечерам или в дни, когда у няни выходной. Специальное воспитательное воздействие могут оказывать семейные экскурсии и другие семейные мероприятия.

Воспитание детей матерью, если она не работает и не учится, зависит от уровня ее образования. Как правило, этот уровень достаточно высок, если учесть, что американские семьи стремятся обзавестись детьми в зрелом возрасте (обычно не моложе 25, а то и 30 лет).

Следует отметить, что для американцев нехарактерно доверять воспитание детей бабушкам и дедушкам, прежде всего в силу того, что молодое поколение живет отдельно от старшего и общение происходит на уровне нечастых визитов или во время семейных праздников. И скорее исключением, чем правилом является приглашение бабушки или дедушки посидеть с ребенком, если родителям его не с кем оставить.

Также довольно редко в воспитании детей дошкольного возраста принимает активное участие отец. По сложившимся в американском обществе традициям отец является основой материального благополучия семьи, и на общение с детьми у него остается просто мало времени. Правда, справедливости ради надо отметить, что уикэнд является временем, которое чаще всего семья проводит вместе и основное общение родителей с детьми происходит именно в выходные. Причем в США созданы самые благоприятные условия для того, чтобы родители могли брать детей с собой: например, специальные полки для пеленания младенцев в общественных туалетах, высокие специальные стульчики в ресторанах, прогулочные коляски в парках и местах массового отдыха и т. п.

Что касается детских дошкольных учреждений, то они в США чаще тоже носят домашний характер. В большинстве случаев детские сады устраиваются в частных домах, и обычно 1 - 2 няни-воспитательницы обслуживают группу из 10 - 12 детей приблизительно одного возраста. Занятия с детьми в таких частных домах помимо сна, кормления и прогулок предусматривают развивающие игры и чтение детям книг с картинками. Аналогичные детские сады существуют при учреждениях и университетах, причем в последних в роли воспитательниц чаще всего выступают матери-студентки, меняя друг друга в этой роли, что позволяет сэкономить деньги.

Дети старшего дошкольного возраста чаще всего ходят в подготовительные классы в близлежащей школе. Там воспитательным и учебным процессом занимаются уже профессиональные педагоги, при этом подавляющее большинство такого рода подготовительных классов бесплатные.

Таким образом, плюсом дошкольного воспитания в США, на мой взгляд, можно считать его домашний характер и ориентацию на индивидуальные способности ребенка, что объективно определяется небольшим количеством детей в группах либо вообще индивидуальными занятиями с ребенком. Недостатком, видимо, следует признать низкий уровень профессионализма людей, занятых дошкольным воспитанием и образованием и недостаточную проработку учебно-воспитательных программ этого уровня.

Школьный уровень. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с американской системой школьного воспитания и образования - четкое деление всех американских школ на три категории: Elementary School (начальная школа: 1-4 классы), Middle School (школа средней ступени: 5-8 классы) и High School (9-12 классы). Причем это деление предусматривает отдельные здания, стадионы, библиотеки и т. п., отдельную администрацию и преподавательский состав).

Такое деление следует признать целесообразным и с точки зрения администрирования, и с точки зрения учебного процесса, и с точки зрения воспитания. Младшие школьники не подвергаются вредному воздействию со стороны старших, а учительский коллектив работает более эффективно, сосредотачиваясь на определенных возрастных категориях и соответствующих учебных программах.

Еще одна особенность американских школ состоит в возможности выбора учеником учебных дисциплин в рамках определенных категорий. На первых порах осуществить этот выбор помогают школьные педагоги, а в старших классах учащиеся получают в этом отношении большую самостоятельность. Разумеется, участие в выборе дисциплин на каждый следующий учебный год принимают родители. Рамки выбора определяются, с одной стороны, интересами, склонностями и способностями ученика, и, с другой стороны, требованием обязательного количества дисциплин по каждой категории для окончания школы и поступления в колледж или университет. Учебный план, особенно в старших классах, составлен таким образом, что прохождение некоторых курсов возможно только в определенном порядке в зависимости от степени их сложности.

Такая система формирует глубокое чувство свободы уже в раннем возрасте и заставляет ученика изучать выбранную им дисциплину более осознанно. С другой стороны, эта система ориентирована на индивидуальность, а не на коллектив, т.к. классные коллективы при такой системе вообще отсутствуют (ввиду самостоятельной регистрации учащихся на разные учебные дисциплины каждый новый предмет изучается, как правило, в новом окружении учащихся).

При этом собственно классное руководство объективно отсутствует, т.к. нет постоянных классных групп (подобие классного руководства приходилось наблюдать лишь в группах английского языка для иностранцев).

Тем не менее, нельзя сказать, что в школах отсутствует воспитательная работа. В крупных школах существуют своего рода деканаты параллелей классов (например, администрация 9 класса), которые занимаются и учебной, и воспитательной работой.

Также во всех школах существуют должности воспитателей разного уровня и назначения, широко распространена внеклассная работа в кружках, спортивных секциях, клубах по интересам. При этом явно прослеживается стремление работников школ максимально загрузить учащихся в течение дня и не столько домашними заданиями, которых, в общем, не столь уж и много, сколько различными воспитательными, развлекательно-познавательными и оздоровительными мероприятиями. Администрация строго следит за соблюдением учащимися школьного распорядка, включая строгую ограниченность перемещений по школе и запрет покидать территорию школы во время уроков. Не только в здании школы, но и на прилегающей территории строго запрещено курение, не говоря уже об употреблении алкоголя. Мало того, школьников могут подвергнуть административному взысканию, если их застанут курящими на улице даже за пределами школы. А продавцы, продавшие лицам до 21 года спиртное или даже пиво, подвергаются уголовной ответственности.

Разумеется, благополучность школ в Америке сильно зависит от районов, в которых они расположены, и для американцев, имеющих детей нередко проблема выбора нового места жилья прямо связана с благополучностью школы в этом районе. Следует заметить, что детей, проживающих на определенном расстоянии от школы, к месту учебы привозит специальный школьный автобус.

Учебные занятия в американских школах лишены той напряженности, которая характерна для наших учебных заведений. В классах на уроках учебный процесс чаще всего организован таким образом, что учащиеся не являются пассивными слушателями объяснений учителя, а активными участниками процесса обучения. Это достигается либо за счет диалога с учителем и постоянного "провоцирования" педагогом вопросов со стороны учеников, либо путем организации работы учащихся в малых группах и выполнения ими творческих заданий. Во время урока учащиеся могут относительно свободно перемещаться по классной комнате, пользоваться различными офисными принадлежностями (дыроколы, скреперы, точилки карандашей и т.п.), а также использовать компьютеры, подключенные к локальной школьной сети или к Интернету. Такая свободная атмосфера во время уроков не создает "взрыва" на переменах, характерных для российских школ, когда дети разряжаются после напряженных 45 минут урока.

Другое отличие американских школ от наших состоит в том, что дети, перемещаясь по школе, не носят с собой портфелей. Каждый ученик имеет свой шкафчик-locker с индивидуальным замком, и в этом шкафчике хранится и верхняя одежда, и форма для физкультуры, и портфель с учебниками и тетрадями. Поэтому и перемену американские школьники используют в основном для того, чтобы подойти к своему шкафчику и взять из него все необходимое к следующему уроку. Следует заметить, что школьные тетради как таковые в американских школах отсутствуют и вместо них используются папки с разделителями по отдельным предметам.

Домашние задания в американских школах в основном носят творческий и проблемный характер, то есть чаще всего требуется не просто заучить тот или иной параграф, а ответить на вопросы или разрешить проблемную ситуацию. При этом в расписании предусмотрены самостоятельные занятия, на которых школьники выполняют часть домашних заданий.

Несомненно, положительной чертой американских школ является стремление стимулировать учащихся к получению знаний и хорошей успеваемости. Этому способствуют и разнообразные рейтинги, и положительные установки на значимость образования, и пропаганда возможностей продолжения образования, и даже благодарственные письма родителям.

Большую роль в воспитательной работе в школе играют различные экскурсии. Американские музеи имеют множество экспонатов, рассчитанных специально на детей, а в лучших музеях находятся компьютеры с открытым доступом, на которых находятся познавательные интерактивные игры, а также различного рода викторины и тесты, вызывающие у детей живой интерес.

Довузовская подготовка. Прежде всего, следует иметь в виду тот факт, что в США существует широкие возможности для продолжения образования после школы, и американские вузы активно стремятся привлечь к себе будущих студентов. Также следует иметь в виду, что в американских вузах, как правило, не существует вступительных экзаменов. Для того, чтобы поступить в вуз на определенный факультет нужно иметь соответствующее количество зачтенных дисциплин по профилю в школе, а также пройти единый для всей страны выпускной тест SAT (Standard Aptitude Test). В некоторых штатах и в отдельных вузах могут быть предусмотрены дополнительные тесты, но SAT является обязательным для всех.

Каждый вуз устанавливает проходной балл теста в зависимости от количества мест и количества поданных заявлений. Многие американские вузы активно работают в школах, предлагая в старших классах колледжные дисциплины. При этом ученик школы, прошедший эти дисциплины, поступив в колледж или университет, имеет их уже как пройденную часть учебного плана вуза. Вузы стимулируют высокую успеваемость в школах тем, что предоставляют определенное количество мест лучшим выпускникам школ, кроме того, лучшие из лучших могут получить различные стипендии, которые либо полностью, либо частично компенсируют плату за обучение.

Подводя общий итог краткому обзору американской системы воспитания и образования, вряд ли есть смысл делать вывод о том, чего в ней больше - плюсов или минусов. Эта система весьма значительно отличается от российской. Прежде всего, эти отличия состоят в индивидуальном подходе к каждому ребенку в отдельности, культивировании свободы личности и осознания ее значимости, стремлении не столько нагрузить ребенка знаниями, сколько научить его их применять.

3. Обучение в Германии: Плюсы и минусы получения высшего образования в Германии

Высшее образование в Германии, на сегодняшний день, является наиболее привлекательным и доступным:

Бесплатное обучение не только для жителей страны, но и для иностранцев;

Возможность работы во время учебы;

Оплачиваемая практика в немецких фирмах;

Не требуется знание немецкого языка на начальном этапе;

Наличие бесплатных и платных языковых курсов при вузе;

Возможность заключения контракта на работу в Германии и других странах Европы и США;

Иностранным студентам, успешно окончившим немецкие вузы, предоставляется возможность в течение года искать работу в Германии;

Возможность получения вида на жительство;

Государственная поддержка студента;

Возможность выбора любой комбинации курсов по своему усмотрению: стандартных программ в немецких вузах не существует, а посещение занятий - не обязательно;

Автоматическая отсрочка от армии.

Наряду с преимуществами учебы в Германии существует и ряд недостатков:

Переполненность вузов;

Отсутствие личных кураторов;

Длительный срок обучения.

Длительность обучения в германских вузах варьируется от 4 до 7 лет. Это зависит от выбранной Вами специальности и от типа вуза. Если у Вас уже есть высшее образование, и Вы поступаете в Германии на то же направление, по которому закончили уже вуз СНГ, то многие учебные дисциплины Вам могут быть перезачтены. Таким образом, можно сократить обучение на 2 года.

Высшее образование в Германии привлекательно тем, что учебные заведения гармонично сочетают старые университетские традиции с новейшими достижениями науки и техники.

В настоящее время в Германии все больше появляется высших учебных заведений, делающих ставку на междисциплинарное обучение и тесную связь между теорией и практикой.

Следующим важным моментом является связь учебного процесса и научных исследований. По окончании учебы студент после окончания немецкого университета получит не только чисто теоретические знания, но и практический опыт по выбранной им профессии.

Для поступления в высшее учебное заведение Германии не нужно сдавать вступительных экзаменов. Единственный экзамен, который необходимо сдать для поступления - это экзамен на знание немецкого языка.

Лучше всего начинать оформление документов для поступления за 6 - 12 месяцев до даты поступления. Университеты предлагают бесплатные подготовительные курсы только для студентов.

На сегодняшний день в вузах Германии можно получить специальность в более чем 15 областей наук. В Германии котируются все технические специальности - инженерия, машиностроение, строительство, электротехника, экология и т.д.

Большой плюс дает знание английского языка. Осторожно относитесь к таким специальностям, как юриспруденция, медицина, журналистика, кинематография и к специальностям, в которых Вы будете конкурировать с немцами по языку.

4. О плюсах и минусах обучения в частной школе Великобритании

Принимая решение отправить ребенка в Великобританию, родителям необходимо взвесить все плюсы и минусы. На что мы рекомендуем обратить внимание.

Плюсы обучения в частной школе-пансионе:

Ребенок становится самостоятельным и независимым, учится принимать решения.

Учащиеся адаптированы к любой незнакомой обстановке.

За годы обучения в школе, ребенок приобретает друзей на всю жизнь.

У детей развивается чувство здорового соперничества между собой не только в учебе, но и в творчестве.

Большой выбор дополнительных кружков, секций, клубов дает учащимся возможность пробовать себя в различных областях и сферах.

Строгие правила и отработанная система контроля не только в часы утренних занятий, а круглосуточно не дает ребенку находиться в изоляции или бездействии.

Система общежития учит ребенка нести ответственность за себя и свою комнату, за своих друзей и за школу вообще.

Организация постоянного контроля и помощи со стороны преподавателей и воспитателей, помогает ребенку переживать кризисы подросткового возраста, решать проблемы с учебой и поведением.

Возможность получать высшее образование в университетах всего мира.

По статистике практически 90 процентов выпускников школ-пансионов гордятся своими школами и действительно считают себя людьми особенными и приспособленными к жизни.

Минусы обучения в частной школе-пансионе:

Все дети жалуются на питание в школе. Оно сбалансированное и всегда есть возможность выбора, но все же это не домашняя еда, к которой ребенок привык.

Ребенок изначально должен быть достаточно самостоятельным, уметь заботиться о себе: без помощи взрослых умываться, одеваться, заправлять постель, есть.

Британцы очень спокойно относятся к простудным заболеваниям. Простуда - это не повод прогуливать занятия.

Необходимость самому ответственно относиться к учебе. Каждый ребенок должен понимать, что поступление в ВУЗ в итоге зависит исключительно от него самого.

Учащийся должен быть достаточно сильной личностью и уметь с самого начала зарекомендовать себя в новом коллективе.

Для российских детей бывает сложно привыкнуть к режиму школы.

В отличие от российских школ необходимо выполнять большое количество письменных заданий, все экзамены всегда проходят в письменном виде.

В школе в младших классах дети часто живут в 4-6 человек в комнате.

Сложность адаптации к языку и чужой культуре.

В большинстве школе учащиеся должны носить школьную форму.

Обязательные занятия спортом для всех.

Подобные документы

    Реформирование российского образования. Особенности опыта зарубежных стран. Разделение учеников на обыкновенные и продвинутые потоки (США). Система образования Франции. Проблема японских школ - выматывающие экзамены. Новые типы продвинутых классов.

    эссе , добавлен 08.09.2014

    История развития совместного и раздельного обучения. Перспективы раскрытия и реализации потенциала личности ребенка в учебном и физическом плане при различной форме образования. Преимущества и недостатки принципов раздельного и совместного образования.

    контрольная работа , добавлен 31.01.2014

    Система частного образования в Дании. Запрет частных высших учебных заведений. Финансовая помощь для получения высшего образования. Детские сады в Дании. Подготовка к средней школе. Принципы обучения в школе. Принципы воспитания в учебном заведении.

    статья , добавлен 11.01.2014

    История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2015

    Получение высшего образования за рубежом и в России. Некоторые особенности и положительные черты систем образования Великобритании, США, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Германии, Австрии, Японии. Дании, Нидерландов, Швеции и России.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Структура образования в Великобритании: учебные магистерские программы постдипломного образования. Степень доктора философии при обучении в американских вузах. Обучение в исследовательской школе. Высшее бесплатное и платное образование в Германии.

    реферат , добавлен 08.10.2011

    Характеристика основных направлений реформирования российской педагогической системы - введение единого государственного экзамена, предложение трех ступеней получения высшего образования. Государственные стандарты правового воспитания в начальной школе.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Общемировой кризис высшего образования. Инертность, приверженность классическим формам и типам образования. Проблемы уровня и качества образования. Суть нынешнего кризиса высшего образования в России. Необходимость перехода к новой парадигме образования.

    реферат , добавлен 23.12.2015

    Распределение общемировой численности студентов. Рейтинг высшего образования в странах мира. Региональная структура системы высшего образования в США. Роль федерального правительства в области образования. Система финансирования высшего образования.

    реферат , добавлен 17.03.2011

    Роль высшего образования, мотивации его получения среди студентов и учащихся (на примере выпускных классов МОУ СОШ). Модели социального старта. Проблемы высшего образования, связанные с его массовостью. Взаимоотношения между студентами и преподавателями.

522 млн руб. - штраф за взятку, выглядящий беспрецедентным для российского правосудия. Именно столько по приговору суда от 2015 года должен был заплатить Мирослав Низиков, учредитель как минимум шести российских университетов. Штраф - 70-кратная сумма взятки, которую Низиков пытался дать сотруднику Рособрнадзора.

Несмотря на штраф и тюремный срок, Низикову удалось главное - сохранить бизнес. В 2016 году, когда он уже работал на кухне в брянской колонии, доход пяти университетов составил 400 млн. Три вуза, где Низиков был учредителем - Московский институт государственного и муниципального управления, Московский юридический институт, Байкальский институт управления - × и сейчас выдают дипломы государственного образца.

Но есть и другие примеры: чтобы полностью парализовать работу Европейского университета в Санкт-Петербурге в 2017 году, властям потребовалось всего несколько недель. Для отзыва аккредитации у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) сгодился даже тот факт, что у декана факультета права первое образование историка, а не юриста.

«Проект» рассказывает, кто владеет рынком частного высшего образования в России, насколько он качественный и по каким принципам государство решает, каким вузам жить, а каким закрываться.

Что мы считали

С момента распада СССР и до начала нынешнего десятилетия количество вузов в России последовательно росло. И в основном за счет частных институтов и университетов. В 1990 году в РСФСР было 514 вузов (без филиалов), в 1995 - 762, в 2000 - 965, в 2005 - 1068, в 2010 - 1115. 41% из них - частные вузы.

В 2012 году министром образования стал Дмитрий Ливанов, тогдашний ректор Московского института стали и сплавов. Считая, что рынок перегрет, команда Ливанова разработала мониторинг высшего образования - систему оценки эффективности вузов. Рособрнадзор - главный карающий орган в российском образовании - стал дополнительно проверять вузы, не выполнившие показатели мониторинга. Частные вузы попадали под проверки чаще государственных . Только один из пяти вузов, о санкциях в отношении которых Рособрнадзор объявлял в 2016–2018 годах, был государственным.

Удалось ли очистить рынок от сомнительных частных вузов (не стоит думать, что у государственных вузов в России нет проблем. Им будет посвящена вторая часть исследования «Проекта».) × и возможно ли это с нынешней системой оценки? Об этом наше исследование.

Как мы считали

Результаты мониторинга Минобрнауки - наиболее полная картина высшего образования в стране, а мониторинг за 2017 год (последний доступный) - наиболее репрезентативный из всех.

В нем есть данные о численности студентов и доходах головных вузов и филиалов, для анализа мы их сложили. Доход вузов, приведенный в мониторинге, - за 2016 год, а численность студентов - за 2016–2017 учебный год.

Данные об учредителях вузов, их связях, выручке и других активах также проверялась с помощью ЕГРЮЛ и открытых данных.

Для того чтобы выяснить, кто самые крупные владельцы групп вузов, мы выявили вузы, принадлежащие одним и тем же людям (в том числе через другие юридические лица) и сложили доход и численность их студентов.

В мониторинг не попадают военные и прочие силовые вузы, организации, которые уже находятся в стадии лишения лицензии. В 2017 году также не сдавали данные в мониторинг духовные образовательные организации РПЦ - Московская духовная академия и семинарии. Не участвовал в мониторинге и один из самых дорогих частных вузов России - Университет Иннополис со стоимостью очного бакалавриата от 1,2 млн руб. в год.

Россия - и сейчас страна государственного образования

При министре Дмитрии Ливанове началось снижение числа вузов в стране - это результат мониторинга и карающих действий Рособрнадзора. , следует из доклада ЦИАНО. × В результате к 2017 году рынок высшего образования выглядит так:

Если в 2010 году в России было 1115 вузов, то в 2017 отчитались только 489 государственных и 212 частных.

В госвузах по-прежнему намного больше студентов. На 2017 год в них учились 3,8 млн человек, в частных - 439 тыс.

В государственных вузах работает 531 тыс. штатных сотрудников. В частных - 22 тыс., то есть 4% от общего числа сотрудников сектора высшего образования.

С точки зрения денег частные вузы также не составляют конкуренцию государственным. В 2016 году они заработали лишь 5% общего дохода рынка: 40 млрд рублей против 696 млрд у госвузов.

У частных вузов на филиалы приходится больше доходов, чем у государственных. Доходы филиалов составляют в государственных вузах 6% от общего дохода, в частных - 18%. В государственных университетах филиалы поставляют 12% студентов, в частных - 27%.

В Москве зарегистрированы 72 из 212 частных вузов России. На московский рынок приходится 44% дохода всех частных вузов в России, на 18 вузов из Санкт-Петербурга 10%. На Татарстан приходится 4% рынка, на Московскую и Самарскую области и Краснодарский край по 3%. В 38 регионах России нет ни одного местного частного вуза, а в 12 из них нет даже частных филиалов.

Рынок частного образования очень неравномерен. На 20 вузов (это 10% общего числа частных) приходится 51% общего заработка сектора. Первые по доходу 20 вузов зарабатывают больше 500 млн руб. в год, первые девять - больше 800 млн руб.

Остальные довольствуются крохами: 36% частных вузов зарабатывают менее 50 млн руб. в год.

Больше 1 млрд руб. зарабатывают всего шесть частных учебных заведений - это 3% от общего числа (среди государственных вузов таких 41%).

Крупнейшие частные вузы стягивают к себе не только большую часть доходов, но и большую часть студентов. На 10% вузов приходится больше половины студентов всего частного сектора, причем на 5% вузов приходится 39% студентов.

Кто лидеры рынка частного образования

Два самых доходных частных вуза России - университет МФЮА (Московская финансово-юридическая академия), принадлежащий семье Забелиных, и «Синергия» Вадима Лобова и Юрия Рубина (учредителем вместе с Лобовым является его дочь Эрика Соболева). Крупнейший вуз по доходам без учета филиалов - «Синергия».

Оба зарабатывают больше 2 млрд руб. в год (только по данным мониторинга, не учитывая других юридических лиц, работающих в группе с университетами).

Принадлежащий Центральному союзу потребительской кооперации (Центросоюз) Российский университет кооперации (РУК), занимающий третье место, не так на виду, хотя сейчас это крупнейший в России негосударственный вуз по численности студентов - 23 тыс. и третий по доходу - больше 1,5 млрд руб. в год. Вуз менее заметен, потому что 80% его дохода поступает от 13 филиалов, бывших советских «кооперативных институтов».

Среди 20 крупнейших по доходам частных вузов России лишь три мелькают в рейтингах лучших университетов России и мира, зато в 15 из них заочно учатся больше 65% студентов.

Крупнейшие частные вузы предоставляют некачественное образование

Частные вузы не сравнялись с госсектором не только по доходам и численности студентов, но и по качеству образования.

Один из показателей мониторинга, по которому можно об этом судить, - число заочников. С точки зрения Минобразования, заочное обучение - зло. Об этом не раз говорили профильные чиновники, а лучший из российских университетов по позициям в мировых рейтингах - МГУ - еще в 2013 году полностью отказался от заочной формы. По данным мониторинга 2017 года, 78% всех студентов частных вузов - заочники (в государственных их 36%).

Другой критерий качества - попадание вузов в престижные национальные и международные рейтинги.

Лишь несколько частных вузов в России попадают в рейтинги лучших университетов страны и мира. В этом году ЕУСПб вместе с МГУ, СПбГУ и НИУ ВШЭ вошел в предметный рейтинг QS по социологии. РЭШ в 2018 году заняла первое место в рейтинге журнала Forbes, который оценивал вузы в том числе по зарплатам преподавателей и наличию выпускников в руководстве компаний и госорганов. Российский новый университет занял в нем 88 место (из 100), других негосударственных вузов в рейтинге нет. ЕУСПб на 7 месте в рейтинге научной продуктивности, который делает АЦ Эксперт , в категории «гуманитарные науки», РЭШ - на втором месте в категории «Экономика».

В целом частным вузам реже удается заниматься наукой: публикации в Scopus - одна из двух ведущих крупнейших мировых баз данных научных статей, основа для оценки научного продукта ученых и вузов - × есть у 58% частных вузов и у 93% государственных.

Наконец, частным вузам труднее привлекать успешных абитуриентов: из-за малого числа бюджетных мест средний балл ЕГЭ поступающих в них ниже, чем в государственных.

Косвенной характеристикой качества обучения в частных вузах может служить и отношение числа студентов к доходу в вузе (это не стоимость обучения, так как у вузов есть и другие доходы, кроме платы студентов за обучение, но косвенный показатель того, сколько студенты готовы платить и сколько вуз может тратить на одного студента). В топ-20 вузов доход в расчете на одного студента различается на порядки, от 31 тыс. руб. до 2 млн руб в год. Больше всего - у РЭШ, меньше всего было у Московского технологического института, который Рособрнадзор уже закрыл.

Частное образование в России - семейный бизнес, и это проблема

Частные университеты в России принадлежат частным лицам - это лишь звучит очевидно. Большинство учредителей частных вузов - конкретные люди. Это объясняется обстоятельствами, при которых начинался этот бизнес. Большинство из топ-20 вузов России открывались в начале 90-х управленцами или преподавателями из госвузов и профильными чиновниками, имевшими связи. Например, единственный учредитель и ректор Московского гуманитарно-экономического университета Любовь Демидова работала в Главном управлении высшего образования Госкомитета СССР по народному образованию. Там же трудился ректор МФЮА Алексей Забелин. Президент Московского технологического института Николай Малышев в конце 80-х работал ректором Таганрогского радиотехнического института, потом был председателем Госкомитета РСФСР по делам науки и высшей школы и директором НИИ при Минобре. Ректор и основатель Российского нового университета (РосНОУ) Владимир Зернов встретил перестройку секретарем парткома МФТИ.

Частные вузы - семейный бизнес. В половине вузов из первой двадцатки работают и являются учредителями родственники основателя. МФЮА - это семья Забелиных, «Синергия» - Юрий Рубин и его дочь Эрика Соболева, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики - вдова и дети основателя вуза Виктора Гневко, Московский гуманитарный университет (МосГУ) - Игорь, Наталья и Олег Ильинские, уфимская Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия - ректор Евгений Миннибаев и его жена Наталия Разуваева. Дочь покойного основателя Казанского инновационного университета Виталия Тимирясова Асия Тимирясова является не только ректором вуза, но и его учредителем через компанию «Татарский центр образования Таглимат».

Дело в том, что из вуза, как некоммерческой организации, нельзя вывести прибыль. Учредитель вуза может получать связанный с ним личный доход, только если работает в нем и контролирует его финансовые потоки изнутри. Дочь ректора МосГУ Игоря Ильинского Наталья - проректор по инновационному развитию. Сын ректора МФЮА Олег Забелин - первый проректор, Светлана Забелина - проректор по персоналу и качеству обучения.

Есть и другая причина: вуз не получится передать по наследству, как обычное ООО. В 1998 году умер один из двух учредителей Московского гуманитарно-экономического университета Владимир Шупленков. Его наследники претендовали на вуз, но второй учредитель - Любовь Демидова - выиграла суд. Шупленковым вернули учредительный взнос в размере 500 рублей. А Демидова осталась ректором и единоличным распорядителем в вузе с доходом 930 млн руб.

Поэтому основатели вузов заранее вводят детей и других родственников в состав учредителей и устраивают в вуз на работу, иначе те потеряют доступ к активам. Останутся на работе без доли в учреждении - их могут уволить, останутся с долей без должности - будут получать только отчеты без прямого доступа к деньгам.

Частные вузы в России создают сеть двойников, чтобы подстраховаться от санкций

У нескольких крупных учредителей, кроме основного актива, есть и другие вузы.

«Если вузы не пересекаются между собой по направлениям, общие учредители - это нормально и уж во всяком случае законно, - объясняет директор Института развития образования Ирина Абанкина. - Но если они дают образование по одному и тому же направлению и находятся, например, в одном здании, это может вызывать вопросы».

Как показало исследование «Проекта», такая практика распространена повсеместно. Кроме группы вузов Мирослава Низикова, работающих до сих пор, на российском рынке есть и другие группы, принадлежащие одним учредителям.

Рособрнадзор может проверять только вузы по отдельности, формальных оснований для преследования группы у него нет. Например, у Игоря и Льва Суратов было четыре вуза, Рособрнадзор отозвал аккредитацию у одного из них (у Института мировой экономики и информатизации в 2015 году). Количество студентов в другом их вузе, Московском экономическом институте, тут же сильно выросло.

Супруги Галина и Михаил Берулава - учредители трех вузов, причем последний, Московский инновационный университет (МосИУ) они открывали как раз в то время, когда Рособрнадзор отзывал аккредитацию у другого их вуза, Университета Российского инновационного образования, и работает он по тому же адресу.

У Ливиу Терентия работают два вуза, зарегистрированных по одному адресу в Москве: Московский финансово-экономический институт и Московская международная академия. У академии Рособрнадзор в 2016 году частично отозвал аккредитацию, но не трогал институт.

Тем не менее иногда Рособрнадзор закрывает сразу все вузы, принадлежащие одним и тем же учредителям. В 2015-2017 гг. Рособрнадзор лишил аккредитации шесть вузов жительницы Калуги Галины Панариной, входивших в «Консорциум Среднерусский университет» и принесших ей в 2016 году доход 325 млн руб.

Вторая проблема - сам мониторинг, который проводило Минобразования, не сработал как система оценки качества. Например, в 2017 году мониторинг успешно прошли несколько заведений, у которых аккредитация к тому времени уже была приостановлена или отозвана. В крупнейший на тот момент частный вуз России - Московский технологический институт с 25 тыс. студентов - или Современная гуманитарная академия. Но, наоборот, и сейчас работает Институт международного права и экономики имени А. С. Грибоедова, набравший в мониторинге 2017 года два контрольных показателя из семи (по формулировке Минобразования это «уровень эффективности ниже среднего». Он может стать основанием для внеплановой проверки), или Институт управления, бизнеса и права из Пятигорска с одним баллом.

Из 16 частных вузов, которые в мониторинге 2017 года не выполнили контрольные показатели, шесть сохранили и лицензию, и аккредитацию.

В семи отозвали аккредитацию, прием не был запрещен, лицензия сохранена. Только три закрыты полностью. Среди этих десяти вузов только в одном было больше 500 студентов. Рособрнадзор карает в подавляющем большинстве мелкие вузы.

Таким образом, Рособрнадзор не закрывал вузы с плохим качеством образования. Он закрывал вузы со слабой администрацией (которая не могла подготовить хорошую документацию для отчетности) или плохими связями.

Кто такие крупнейшие владельцы частных вузов

1. Алексей, Светлана и Олег Забелины

Московский финансово-юридический университет (МФЮА)

Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт (МИТУ-МАСИ)

Общий доход: 2,95 млрд руб.

Численность студентов: 23,7 тыс.

2. Александр Семенов, Николай Малышев, Григорий Бубнов

Выпускники МФТИ Григорий Бубнов и Александр Семенов раньше занимались финансовым бизнесом - владели «Ист Бридж Банком». Налоговая подозревала его в махинациях с НДС, а ЦБ не пускал банк в систему страхования вкладов.

Потом Бубнов и Семенов с банковским бизнесом завязали и приготовили себе более спокойные места для работы - заняли должности вице-президентов Всемирного технологического университета (ВТУ) и Московского института экономики, менеджмента и права (МИЭМП). Создателем ВТУ и президентом обоих вузов в разные годы был Николай Малышев, одна из самых знаменитых фигур в российском высшем образовании 90-х.

Встретив перестройку ректором провинциального Таганрогского радиотехнического института, в 1990 году Малышев внезапно возглавил Госкомитет РСФСР по вопросам науки и высшей школы. Потом руководил центром президентских программ при администрации президента.

Учредителями ВТУ стали правительство (позже вышло) и ЮНЕСКО.

Потом позиции ректоров вузов достались Бубнову и Семенову, а Малышев как президент сохранял влияние вплоть до конца нулевых, когда ВТУ разросся до 20 с лишним тыс. студентов. При вузе действовали колледж, программы дополнительного образования. Правда, 96% студентов были заочниками - учились при помощи дистанционной платформы. А показатель «образовательная деятельность», основанный на среднем балле ЕГЭ поступивших, по данным мониторинга 2014 года составил фантастически низкие 37 баллов. Хуже было только в академии акварели Сергея Андрияки и частном Института кино и телевидения. Только МТИ, в отличие от них, не учил акварели.

В 2010 году вуз переименовали в Московский технологический институт, а в 2011 году Рособрнадзор впервые попытался лишить его аккредитации. Удалось это сделать только в 2016 году. Несмотря на лишение аккредитации по программам высшего образования, выручка Мостеха в 2017 году составила 900 млн руб. Куда переводятся его студенты, точно неизвестно, но в обсуждении на образовательных форумах упоминались «Синергия» и Московский университет имени Витте. Последний по выручке в 2017 году - лишь чуть меньше МТИ: 779 млн руб. Малышев в этом университете президент, у Рособрнадзора претензий к вузу нет.

Московский технологический институт (МТИ)

Московский университет имени С.Ю. Витте

Общий доход: 1,5 млрд руб.

Численность студентов: 30 тыс.

3. Игорь и Лев Сураты

Игорь Сурат и его сын Лев - учредители сразу трех вузов. Вузы зарабатывают от 250 до 400 млн руб. в год, не входя даже в первую двадцатку по доходам, и, возможно, поэтому не привлекают внимания. Но общий доход трех вузов семьи Сурат в 2016 году - 1 млрд руб., в них учится 18 тыс. студентов. В МЭИ ректор - Игорь Сурат, в ВЕУ и институте психоанализа - Лев.

Московский экономический институт работает с 1996 года. А в 2011 году Сураты стали владельцами Московского института психоанализа - через компанию «Современное образование 3», владельцем которой был тот самый Александр Семенов, ректор Московского университета имени С.Ю. Витте.

В институте психоанализа Сураты недавно установили памятник Зигмунду Фрейду. Из 3,7 тыс. студентов вуза 85% изучают психоанализ заочно.

Кроме вузов у Суратов есть два учебных центра, которые включают в себя автошколы. Их два - «Мосдор» и «Автодор», оба - очень крупные и в 2016 году принесли семейству 280 млн руб. дохода.

До 2015 года у Суратов был еще один вуз - Институт мировой экономики и информатизации, который Рособрнадзор лишил аккредитации. Другие вузы ведомство не тронуло.

Московский экономический институт

Восточно-Европейский институт (Ижевск)

Московский институт психоанализа

Общий доход: 1 млрд руб.

Численность студентов: 18 тыс.

4. Галина, Мария и Михаил Берулава

Два декана Бийского пединститута Галина и Михаил Берулава в 1996 году переехали в Сочи, где Михаил получил должность директора местного Научно-образовательного центра Российской академии образования (РАО). Одновременно супруги открыли в Сочи собственный вуз - Черноморскую гуманитарную академию (позже ее переименовали в Международный инновационный университет).

В 2006 году Михаил Берулава стал ректором Университета Российской академии образования (УРАО), образованного на базе советского института повышения квалификации учителей. И делал политическую карьеру - в 2011 году он избрался депутатом Госдумы от КПРФ. Все было хорошо, пока в РАО не сменился президент - им стала ректор СПбГУ Людмила Вербицкая. Академия вышла из состава учредителей УРАО, у которого Рособрнадзор как раз приостановил аккредитацию, а учредителем УРАО стало ООО «Факел», принадлежавшее частично проректору по экономике и бухгалтеру Международного инновационного университета Инге Тординава. Потом в состав учредителей вошли Берулавы, вуз переименовали в Университет Российского инновационного образования (УРИО). По данным мониторинга 2017 года, в нем было 2,8 тыс. студентов, из которых 90% заочники. В Международном инновационном университете 2,5 тыс. студентов, из них 66% заочники.

Одновременно, в апреле 2016 года, супруги Берулава открыли еще один вуз - Московский инновационный университет (МосИУ). Он работает по тому же адресу, что УРИО. Новый вуз получил лицензию, а в сентябре 2016 года - аккредитацию по восьми группам специальностей.

В 2018 году оба инновационных университета, принадлежащих семье Берулава, вошли в состав учредителей УРИО. Три вуза объединились в «образовательный консорциум». Часть студентов УРИО, который сейчас работает без аккредитации, перевели в МосИУ, а другим обещают возможность получить диплом государственного образца по сетевым программам консорциума.

Международный инновационный университет

Университет Российской академии образования

Московский инновационный университет

Общий доход: 890 млн руб.

Численность студентов: 5,3 тыс.

5. Игорь, Олег и Наталья Ильинские, Сергей Агеев, Сергей Плаксий, Виктор Приступко

Ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский, которому сейчас 82 года, перестройку встретил крупным комсомольским деятелем - был редактором журнала «Комсомольская жизнь», потом директором Научно-исследовательского центра при Высшей комсомольской школе. Это учреждение в 1990 году превратилось в Институт молодежи, а Ильинский в его ректора. В 2000 году Институт переименовали в Московскую гуманитарно-социальную академию, потом в Московский гуманитарный университет, а среди учредителей стали появляться Ильинские. Сын Игоря Олег Ильинский трудится в вузе первым проректором, дочь Наталья - проректором по инновационному развитию.

Другие учредители вуза - его проректоры Виктор Приступко, Сергей Агеев, а также Антонина Ковалева и советник ректора Сергей Плаксий. Как и Ильинский, выходцы из Высшей комсомольской школы. В МосГУ в 2017 году училось 3,9 тыс. студентов, из которых 46% заочники. По одному адресу с МосГУ зарегистрирован второй вуз Ильинских и их коллег - Национальный институт бизнеса с 1,8 тыс. студентов (из которых 79% заочники) и 120 млн руб. дохода, ректором в нем работает Сергей Плаксий.

В Московском институте психоанализа Игоря и Льва Суратов отвечать на вопросы «Проекта» отказались, в МосИУ оставили их «на рассмотрение руководства» без определенных сроков, в МФЮА не смогли ответить в отсутствие ректора.

В первом полугодии 2016 года Рособрнадзор сообщил о полном или частичном отзыве аккредитаций в 111 вузах. Во втором полугодии уже только в 77 вузах. В 1-м полугодии 2017 года - в 22. Наконец, в июне 2017 года Рособрнадзор сообщил, что внеплановые проверки больше не проводит. Замглавы Рособрнадзора Наталья Наумова назвала это «надзорными каникулами». А глава Рособрнадзора Сергей Кравцов объяснял каникулы фактическим завершением борьбы с плохими вузами: «Большая часть вузов, у которых были выявлены несоответствия госстандартам, были лишены аккредитации. На сегодняшний день мы имеем сеть образовательных организаций, которые в достаточной степени эффективны».

Надзорные каникулы

Как Рособрнадзор принимал решения по итогам проверок вузов в 2015-2018 годах и что в это время происходило в министерстве образования России

Текущую проблему рынка Кравцов описал новым понятием «академической нечестности» - это когда «отсутствуют реальные занятия, знания студентов оцениваются необъективно, сессии сдаются за взятки». Получается, что оценить качество обучения в оставшихся на рынке «эффективных организациях» Рособрнадзор по-прежнему не может. «Критерии академической нечестности в виде измеряемых показателей очень бы хотелось как-то формализовать, но не понятно, что измерять», - говорит глава Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов.

Сегодня государство поддерживает госвузы в несравнимо большем масштабе - и бюджетными местами, и инвестициями в инфраструктуру. «В России частные вузы практически не имеют какой-либо поддержки государства, их сталкивают в маргинальную область, - говорит Зернов. - Правила (налоги, господдержка) должны быть одинаковыми для всех вузов. Тогда частное образование создаст реальную конкурентную среду, «академическая нечестность» станет невыгодной, и рынок «продажи дипломов» будет сведён на нет».

Частное образование

В Западной Европе и США сложились устойчивые системы частного образования, которые так или иначе находились под государственным контролем. Вместе с тем положение частного образования в разных странах складывалось неодинаково.

В США и Англии частные учебные заведения занимали прочные позиции. В США в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин. В Британии их деятельность во многом зависела от средств частных лиц. Школьное законодательство оставляло большой простор частной инициативе. Школу вправе был открыть любой британец, гарантировавший обучение определенного числа учащихся. От учредителей и преподавателей частных школ не требовались свидетельства о педагогической подготовке. До 1832 г. учреждением частных начальных школ занимались благотворительные конфессиональные организации. Они открывали школы для бедных, воскресные школы и пр. Закон 1832 г. подтвердил, что частная инициатива в образовании не будет ущемляться. Закон 1870 г. предусматривал выделение государственных кредитов на частные школы. Средние учебные заведения, по сути, являлись частными. С 1860-х гг. происходит некое "огосударствление" сферы среднего образования, что выразилось в кредитовании грамматических школ из коммунальных и правительственных фондов. Но программу, распорядок деятельности этих учреждений по-прежнему определяли устроители.

В Пруссии государство энергично вмешивалось в работу частных учебных заведений. С 1794 г. здесь действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Контроль осуществлялся через инспекторов и предусматривал соблюдение стандартных программ, уставов и пр.

Во Франции деятельность частных (свободных) школ была гарантирована законами 1850–1880-х гг. В частных учебных заведениях действовал контроль в виде правительственной инспекции. Вплоть до принятия законов 1880-х гг. на частные школы отпускались общественные средства (коммунальные и общегосударственные). Наличие во Франции системы частного образования являлось существенным фактором трансформации состава учащихся общественных учебных заведений. Так, в середине XIX в. число учеников муниципальных и общенациональных коллежей и лицеев сократилось из-за перехода многих учащихся в частные учебные заведения. При этом переменился и социальный состав учащихся общественных средних школ: увеличилась доля выходцев из мелкой и средней буржуазии и, напротив, сократилось число молодых людей, родители которых относились к высшим кругам. Подавляющее число частных учебных заведений во Франции находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными.

Управление образованием

При решении проблем управления образованием столкнулись две ориентации: на централизацию и децентрализацию. Свою роль сыграли сложившиеся традиции. Предлагались разные решения. Во Франции сходились преимущественно во мнении о необходимости централизованной школьной системы. В Англии и США – о целесообразности местного самоуправления. В Германии шла полемика между защитниками централизации и теми, кто отстаивал автономию школьного дела. Так, идея независимости образования от центральных властей Пруссии нашла отражение в Проекте 1813 г., предусматривавшем для государственных учебных заведений свободу выбора в вопросах внутренней жизни.

В итоге организация управления образованием в странах Запада происходила при проявлении тенденций централизации и децентрализации. В Пруссии и во Франции децентрализацию образования тормозили традиции, унаследованные от эпохи абсолютизма. В Англии и США, не отягощенных этими традициями, напротив, управление образованием осуществлялось при наличии значительных прав регионов и отдельных школ. Прерогативы Департаментов по образованию в Англии и США сводились прежде всего к координации общенациональной школьной политики.

В Пруссии поощрялся централизованный режим управления образованием. Так, актами 1850–1870-х гг. была резко усилена роль правительственных школьных органов. Общинам вменялась обязанность выполнять предписания центра, которые были настолько регламентированы, что школа своими порядками скорее напоминала армию. Инициатива учителей была ограничена. Руководство образованием находилось в руках Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю. Учителя общественных школ считались государственными служащими и назначались правительством. В учебных заведениях распоряжались инспекторы, которые подчинялись непосредственно министру образования. В провинции высшую власть над школой имел губернатор, который возглавлял школьный земельный совет, назначал по представлению министра инспекторов. Школьный земельный совет утверждал кандидатуры учителей, которые предлагали школьные советы общин.

Во Франции управление школой находилось в ведении властных структур во главе с министром образования. На местах в управлении принимали участие влиятельные лица из имущих слоев: коммунальные и кантональные делегаты. Страна была поделена на педагогические округа (академии). Ректоры академий подчинялись министру образования, который через них осуществлял свои функции. Кроме министерства, действовал также Совет но образованию. Чтобы сломать корпоративный дух академий, Министерство образования неоднократно перетасовывало состав учебных округов. В итоге инспекторы видели своим начальником не ректора, а главу местной администрации – префекта. Инициатива на местах была строго ограничена. Централизация усиливалась путем повышения роли министерства, ректоров академий, префектов.

В Англии школьное законодательство предоставляло важные права и функции местным органам. Школы Лондона, например, имели собственные статус и администрацию. В округах избирались школьные комитеты, которые составляли школьные уставы, взимали налог на образование, открывали учебные заведения. В структуре английских средних школ отсутствовало какое-либо единообразие. Каждое учебное заведение действовало но собственному уставу.

В США управление образованием складывалось в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью. Школьные законы отдельных штатов были во многом сходны. В штатах и графствах действовали учебные округа (дистрикты) под началом выбранного жителями директора (интенданта). В дистриктах открывались учебные заведения. Постепенно во всех штатах были учреждены школьные комитеты и посты суперинтендантов, координировавших школьную политику в штате. Школьный комитет состоял из губернатора и вице-губернатора штата, а также суперинтенданта. Непосредственное руководство учебных заведений осуществляли советы, избранные общиной. Округа и школы, фактически, не зависели от федерального Департамента образования и подчинялись властям штата. Штаты сохраняли за собой права контроля деятельности школ, определения принципов образования, типов учебных заведений, сроков и программ обучения, содержания образования, учреждения органов школьного управления, распределения средств на образование. Чиновники дистриктов взимали школьный налог, назначали преподавателей, составляли учебные программы и планы.

В настоящее время негосударственное образование стремительно развивается. Процесс образования в таких учреждениях построен на особых программах, стремящихся заинтересовать учащихся новыми, прогрессивными формами обучения, превратить обучение в легкий и непринужденный процесс, особым отношением со стороны преподавателей. Часто, именно негосударственное образование, является наиболее оптимальным для ребенка и их родителей.

◑ Частное среднее (общее) образование в Москве

Выставка частных школ - лучший способ найти частную школу.

Лучшие варианты поиска частных школ предоставляют специализированные образовательные выставки, где можно познакомиться непосредственно с особенностями учебного процесса, преподавателями, задать интересующие вопросы по обучению и проживанию ребенка.

Кто может поступить в вуз без сдачи ЕГЭ.

Все школьники с 2009 года обязаны сдавать единый государственный экзамен по нескольким дисциплинам. ЕГЭ выполняет двойную функцию, одновременно выступая в качестве выпускного экзамена в школе и вступительного испытания в вуз. Однако, на сегодняшний день существует несколько случаев, когда можно избежать сдачи экзаменов и поступить в вуз без результатов ЕГЭ.

Возврат денег государством за оплату обучения в вузе, школе, детском саду.

Каждый гражданин Российской Федерации обучающийся сам или обучающий своих детей в платных образовательных организациях имеет право на компенсацию (возврата части потраченных средств) от Государства. Какая сумма выплачивается гражданам и как получить эти деньги?

● Частные школы, гимназии по округам Москвы

  • Общеобразовательная школа

  • - предназначены для обучения широкой категории учащихся.
    Многие школы имеют возможность давать дополнительные направления образования: коррекционно-развивающие, с углубленным изучением отдельных предметов, лицейские, гимназические, профилированные на вузы, а также отделения экстернатов, семейного и надомного обучения. Школа с углубленным изучением отдельных предметов
    -Ученики имеют возможность углубленно изучать один или несколько предметов выбранной области знаний. Школы с этнокультурным (национальным) содержанием образования
    - Образовательные программы таких школ учитывают языковые и национальные традиции (еврейские, грузинские). Религиозные (конфессиональные) школы
    - Учебное заведение, где наряду с изучением общеобразовательных предметов значительное внимание уделяется изучению религии.
  • Гимназия

  • - учебное заведение с углубленным изучением гуманитарных наук . Гимназия имеет более высокий статус, чем обычная школа: в дополнение к базовым знаниям ребенку дается возможность интересного, многостороннего, универсального развития. Обучение в гимназии ориентировано на выявление интересов и способностей ребенка, развитие его потенциала, формирование разносторонней и гармоничной личности. Именно в гимназии ребенок может проявить свои личные интересы к какой-либо науке, стороне знаний. Школьник получает универсальное, многостороннее образование, благодаря чему он имеет больше шансов проявить свой личностный потенциал. Обычно под гимназическим образованием понимают единство трех компонентов: это гуманитарная направленность, расширенные и углубленные программы, высокий уровень знаний учащихся.
  • Лицей

  • - учебное заведение полного среднего образования с углубленным изучением общеобразовательных предметов.
    Обучение в лицее - это второй и третий уровни образования (8 - 11 классы). В большинство лицеев ведется конкурсный прием: нужно сдавать вступительные экзамены, проходить тестирование, собеседования. Родители учащихся подают заявление в период, устанавливаемый ежегодно приказом директора лицея. К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих образовательные достижения учащихся табель с отметками и дипломы, грамоты (за участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах и т.д.
    В 10-11 классах лицеев организована вузовская семестровая система обучения, включающая лекции, семинары, лабораторные работы, зачеты, экзамены, чтение специальных курсов. Оценки об успеваемости в семестре выставляются в зачетные книжки. В конце учебного года лицеисты сдают экзамены и зачеты. В лицеях, прикрепленных к вузам, преподают преподаватели этого вуза, там же школьники проходят практику. Главная идея всего образование в лицее заключается в том, что дети с высокими мыслительными способностями и интеллектуальными умениями поддерживали и развивали свои способности. Для этого разработаны методики преподавания и учебные курсы.
Частные школы по округам Москвы
Центральный администативный округ (ЦАО) Южный администативный округ (ЮАО)
Северный администативный округ (САО)