Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлексийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в инфинитиве - после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента залогового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аффиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).

  • - рекуррентная последовательность, - последовательность удовлетворяющая соотношению вида где - постоянные...

    Математическая энциклопедия

  • - мед. Возвратные лихорадки - группа острых инфекционных заболеваний, вызываемых патогенными для человека трепонемами рода Borrelia...

    Справочник по болезням

  • - подземная и поверхностная вода, стекающая подземным или поверхностным стоком с орошаемых территорий, или вода, сбрасываемая промышленными предприятиями, установками бытового водоснабжения, коммунальными...

    Геологическая энциклопедия

  • - "...163. Договорами поставки продукции может предусматриваться использование многооборотной тары, подлежащей обязательному возврату поставщикам продукции или сдаче тароремонтным организациям...

    Официальная терминология

  • - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада...

    Энциклопедия юриста

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащих возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки ранее ввезеных товаров...

    Большой юридический словарь

  • - см. Тиф возвратный эпидемический...

    Большой медицинский словарь

  • - метод управления ресурсами предприятия путем перераспределения активов...

    Словарь бизнес терминов

  • - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных и оплаченных пошлиной товаров...

    Финансовый словарь

  • - операция, используемая при управлении финансами компаний и связанная с изменением структуры активов...

    Большой экономический словарь

  • - предоставление лицензиатору права на использование усовершенствования объекта техники или технологии, разработанных лицензиатом...

    Большой экономический словарь

  • - 1) сумма импортных пошлин, подлежащая возврату плательщику при вывозе готовой продукции, полученной в результате обработки или переработки ранее ввезенных товаров...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см....

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - рекуррентная последовательность, последовательность a0, a1, a2,..., удовлетворяющая соотношению вида ап+р + с1ап+р-1+... + срап = 0, где с1,..., cp - постоянные...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ядро атома гелия, содержащее 2 протона и 2 нейтрона...
  • - ВОЗВРАТНАЯ последовательность - последовательность a1, a2, ..., удовлетворяющая соотношению вида an+p + c1an+p-1 + ... + cpan=0, где c1, c2,..., cp - постоянные...

    Большой энциклопедический словарь

"возвратная частица" в книгах

Глава 1 Частица океана

автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана

Из книги Кровь: река жизни [От древних легенд до научных открытий] автора Азимов Айзек

Глава 1 Частица океана Любое одноклеточное существо, живущее в море, настолько крошечное, что его можно разглядеть только под микроскопом, имеет запас крови, в миллиарды раз превосходящий человеческий.Поначалу это может показаться невозможным, но, когда вы поймете, что

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ

Из книги Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему автора Кипнис Соломон Ефимович

И В МАТЕРИАЛАХ - ЧАСТИЦА ПАМЯТИ Испокон веков надгробия делают из камня или металла, реже из дерева.А на Новодевичьем стоят два памятника, изготовленные из материалов, которые никогда и нигде для этой цели не применялись.***Химик Петров Григорий Семенович (1886-1957) стал

В каждом - частица Бетховена

Из книги Про трех китов и про многое другое автора Кабалевский Дмитрий Борисович

В каждом - частица Бетховена Настоящий, хороший композитор, сочиняя музыку, отдает ей все свои душевные силы, все свое сердце, весь свой ум. Всего себя отдает искусству и настоящий, хороший исполнитель. И слушатель, если он хочет по-настоящему услышать музыку, тоже должен

ЧАСТИЦА «-СЯ» ПОБЕЖДАЕТ

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой

Из книги Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1 автора Гуссерль Эдмунд

§ 65. Обратная возвратная соотнесенность феноменологии с самой собой Далее, можно было бы видеть препятствие в следующем: при феноменологической установке мы направляем свой взгляд на чистые переживания, с тем чтобы исследовать их, однако переживания самого этого

Что такое частица?

Из книги Гиперпространство автора Каку Мичио

Что такое частица? Суть теории струн в том, что она может объяснить природу и материи, и пространства-времени, т. е. природу и «дерева», и «мрамора». Теория струн дает ответы на ряд головоломных вопросов о частицах: например, почему в природе их так много. Чем глубже мы

Возвратная пошлина

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Возвратная пошлина ВОЗВРАТНАЯ ПОШЛИНА (налог) - 1) сумма ввозных пошлин, налогов, подлежащая возврату плательщику при экспорте из РФ товаров: помещенных под режим таможенного склада (при условии фактического вывоза их в течение 3 месяцев со дня помещения под этот режим);

Возвратная последовательность

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВО) автора БСЭ

Из книги Танец продавца, или Нестандартный учебник по системным продажам автора Самсонова Елена

8.6. КАК РАБОТАЕТ ЧАСТИЦА «НО» Знаете ли вы, что частица «но» полностью «зачеркивает» то, что вы сказали перед ее употреблением?– Вы очень симпатичный человек, но…– Вы правы, но…– То, что вы говорите, интересно, но…Когда вы разговариваете с клиентом или покупателем,

Третья частица

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Третья частица Как мы видели, период с 1895 по 1919 год был густо насыщен важными открытиями в области ядерной физики. Но после 1919 года развитие этой науки, казалось, приостановилось. И это неслучайно.Вспомним, что для исследования атома физики использовали явление

Возвратная мутация

Из книги Литературная Газета 6411 (№ 15 2013) автора Литературная Газета

Возвратная мутация Сначала я прочитал статью Л. Бызова "Азиатизация", а потом услышал об удивительном заявлении главы Федеральной миграционной службы господина Ромодановского. А заявил он, что его замечательная служба с лавиной незаконной миграции в одиночку уже


Глаголы с частицей -ся, -сь называются возвратными. Они образуются и от переходных глаголов: ругать - ругаться, обнимать - обниматься, набирать - набираться, и от непереходных: чернеть - чернеться, краснеть - краснеться.
Частица -ся прибавляется к глаголам, на конце которых имеется согласный: мыть - мыться, греть -греться. Частица -сь прибавляется к глаголам после гласных: моюсь, греюсь.
Переходные глаголы, к которым присоединена частица -ся, становятся непереходными. Например: читать книгу - книга читается нами.
Некоторые глаголы с частицей -ся не имеют параллельных форм без этой частицы. Например: смеяться, гордиться, надеяться, бороться, кланяться, плестись (идти медленно), нестись (бежать быстро), бороться, жаловаться, выспаться и др.
Кроме значения непереходности, возвратные глаголы с частицами -ся, -сь могут иметь следующие добавочные значения:
  1. собственно возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое самим субъектом и направленное на себя самого. Например: мальчик моется (т. е. моет себя), сестра обувается (т. е. обувает себя);
  2. взаимно-возвратное, когда глаголы обозначают действие, совершаемое двумя или несколькими лицами. Например: Друзья часто встречаются и радуются этим встречам (т. е. встречают друг друга и испытывают взаимную радость);
  3. общевозвратное, если глаголы обозначают действие, как бы замкнутое в действующем лице. Такие глаголы обычно обозначают внутренние переживания, изменение в состоянии, положении, движении. Например: Колонны демонстрантов непрерывно двигались. Отец удивился неожиданному возвращению сына;
  4. страдательное, употребляемое в страдательном обороте, в котором лицо или предмет не сам действует, а подвергается действию кого-то -или чего-то. Например: Смета составляется бухгалтером (Ср.: Бухгалтер составляет смету).
Упражнение 248. В приводимых ниже предложениях найдите возвратные глаголы. Укажите способ их образования (-ся или -сь) и значение.
  1. Мой же Орлик словно взбесился (Закр.). 2. Мы слезли с коней и занялись боевым воспитанием Орлика (Закр.). 3. Мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой (Сим.). 4. Борис Никитич Аршинцев пользовался в дивизии всеобщей любовью (Закр.). 5. На голой вершине закопошились фигурки вражеских солдат (Закр.).
  1. Книга читается всеми с интересом. 7. Я стал быстро одеваться. 8. Впрочем, может из лужи браться слоном вода (В. Сол.). 9. Уже началась жестокая горная зима (Закр.). 10. Машина тяжело двинулась вперед (Закр.).

Возвратная частица

Частица -ся, восходящая к возвратному местоимению себя. В современном русском языке -ся выступает в функции пофлексийного, или пофлективного (стоящего после окончания), суффикса (постфикса) в глагольных формах (в инфинитиве - после суффикса) и является или формообразующим аффиксом в качестве элемента залогового значения (умываться, кусаться), или словообразующим аффиксом, чаще в сочетании с приставкой или суффиксом (плакаться, присматриваться, гордиться).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "возвратная частица" в других словарях:

    Цепь Маркова, в к рой случайная траектория x(t), выходящая из любого состояния x(0)=i, с вероятностью 1 возвращается когда нибудь в это же состояние. В терминах переходных вероятностей р ij(t) возвратность цепи Маркова с дискретным временем… … Математическая энциклопедия

    Возвратная частица Переводится как глагольное окончание ся. Возвратные глаголы склоняются с глаголом Être . См. Laver Se … Dictionnaire des verbes irréguliers français

    Самоназвание: Hornjoserbšćina Страны: Германия … Википедия

    Хетто-лувийские языки - (анатолийские языки) вымершая группа индоевропейских языков. Во 2 1‑м тыс. до н. э. (а возможно, и ранее) носители Х.‑л. я. обитали на территории современной Турции и Северной Сирии. Выделяют подгруппы: хетто лидийскую (хеттский, лидийский и,… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Запрос «Литовский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. У этого термина существуют и другие значения, см. Литовский язык (значения). Литовский язык Самоназвание: Lietuvių kalba … Википедия

    Система Желеховского или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной… … Википедия

    Система Желеховского или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной для… … Википедия

    Или «желеховка» (укр. желехівка) система правописания для украинского языка, разработанная и впервые примененная Е. Желеховским в «Малорусско немецком словаре», изданном во Львове в 1886 году, и объявленная официальной для украинского языка … Википедия

    - (от лат. suffixus прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм. Суффикс словообразовательный (словообразующий) … Словарь лингвистических терминов

    Аффикс - (от лат. affixus прикрепленный, тесно связанный) наименование для служебных морфем, присоединяемых к корню и передающих словообразоват. (деривационные) и словоизменит. (реляционные) значения. По отношению к корню как структурообразующему центру… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Как правильно сказать: пара человек пробежалась/пробежалось/пробежались. Если согласовывать со словом пара, то пробежалась, но как-то не звучит. Или лучше здесь не употреблять окончание -ся , без него первый вариант звучит более приемлемо.

При наличии в составе подлежащего имени существительного со значением определенного количества (тройка, сотня, пара и т. п.) сказуемое ставится в форме единственного числа. Верно: пара человек пробежалась.

Добрый день, в последнее время от уч-ся в сочинении требуют при формулировке проблемы использовать только форму "поставленная проблема". Правильно ли это с точки зрения русского языка? Если да, то, объясните, пожалуйста, почему нельзя говорить "поднятая, затронутая проблема"?

Ответ справочной службы русского языка

Все названные Вами формулировки корректны.

Подскажите, пожалуйста, в глаголах на -ся (одеваться, драться и тд) верны ли оба употребления в формах например: одевалиСЬ и одевалиСЯ, дралиСЬ и дралиСЯ? или форма на СЯ недопустима?

Ответ справочной службы русского языка

Это просторечные варианты, их не следует использовать.

Вопрос № 285109

почему в слове - НАЖМИ- нет -Ь- знака, слово в повелит. наклонении? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

После ж, ш, ч, щ буква ь пишется в формах повелительного наклонения глаголов на конце слова (мажь, ешь, прячь) , во множественном числе перед -те (мажьте, ешьте, прячьте) , а также перед постфиксом -ся (прячься) . В слове нажми нет условий для написания мягкого знака.

Вопрос № 282034
-ся это частица, суффикс, постфикс или что? (пример - улыбатьСЯ)

Ответ справочной службы русского языка

Это постфикс.

Вопрос № 272609
Подскажите, пожалуйста, иностранцу какой глагол лучше употреблять во втором и третьем лице обоих чисел настоящего времени "класть" или "ложить" в конструкциях типа "Он ложит/кладёт".
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Можно запомнить правило: в литературном русском языке глагол ложить употребляется только с приставками (положить, доложить, переложить) или с постфиксом -ся (ложиться) а глагол класть – только без приставок. В настоящем времени: я кладу, ты кладёшь, он кладёт – правильно. Я ложу, ты ложишь, он ложит – неправильно. И наоборот, в будущем времени: я покладу, ты покладёшь, он покладёт – неправильно; я положу, ты положишь, он положит – правильно.

Вопрос № 269494
Доброго времени суток! Интересует морфемный разбор слова "начинаться". Совершенно разные варианты разбора мне предлагают различные источники, не знаю, чему верить! Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Наличие разных вариантов разбора может быть связано с тем, что в одних источниках описан современный морфемный состав слова, в других – исторический. С исторической точки зрения в слове начинаться может быть выделена приставка на- и корень -чин- . Но в современном языке приставка в этом слове уже не выделяется, поэтому не будет ошибкой назвать начин- корнем. Далее суффикс -а- , затем формант -ть -, который может быть назван как суффиксом, так и окончанием (единой точки зрения у лингвистов нет). И постфикс -ся .

Вопрос № 267372
может ли от переходных глаголов образоваться непереходный?

Ответ справочной службы русского языка

Может, например, если к переходному глаголу прибавить -СЯ .

Вопрос № 266825
Здравствуйте, ответьте на вопрос: что это за конфиксальный способ образования слов?

Ответ справочной службы русского языка

Это приставочно-постфиксальный или приставочно-суффиксальный способ, например: раз-бежать-ся .

Вопрос № 262200
Как правильно употреблять частицу СЯ? Например, правильно ли "строится школа, чистятся дороги", если эта частица возвратного действия. не сами же строятся здания и т.д. В эфире сплошь и рядом журналисты и ведущие говорят: пишутся документы, обналичивается сумма, расчищаются дороги от снега. Спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Это нормальные конструкции страдательного залога. Ср.: рабочие строят дом (действительный залог: субъект – в именительном падеже, объект – в винительном падеже) – дом строится рабочими (страдательный залог: объект – в именительном падеже, субъект – в творительном падеже, страдательное значение вносится глагольным постфиксом -ся ; при этом субъект может быть не выражен, получается фраза дом строится ).

О возвратных глаголах действительного залога см. ответ на вопрос № 254328 .

Вопрос № 260305
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, можно ли переносить суффикс глаголов -ся на следующую строку? Например, ринул-
ся?
Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Такой перенос корректен.

Вопрос № 258469
Скажите,пожалуйста,входит ли суффикс -ся в основу слова?

Ответ справочной службы русского языка

Постфикс -ся входит в основу слова.

Вопрос № 258389
Как разбить слово "расслабься" по слогам?

Ответ справочной службы русского языка

Рас-слабь-ся , рас-сла-бься .

План- конспект по русскому языку 4 класса

Тема: Правописание глаголов с суффиксом –ся, - сь

Цель урока:

  1. Расширять знания учащихся о глаголах.
  2. Выявить особенности возвратной формы глаголов.
  3. Познакомиться с написанием глаголов с суффиксом – ся, - сь.
  4. Продолжить развитие орфографического слуха школьников, памяти, наблюдательности и практических навыков логического навыка и внимания.
  5. Формировать навык самоконтроля и самооценки.
  6. Продолжить воспитывать чувство коллективизма.
  7. Оборудование: схемы-опоры «Окончание», «Суффикс», «Суффикс –ся». «Суффикс –сь».

Ход урока

  1. Организационный момент.

Создание эмоционального настроя. (Аудиозапись пьесы «Март» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я начала свой урок с фрагмента произведения П.И.Чайковского «Март» из цикла «Времена года». У нас с вами сегодня необычный урок.

  1. Актуализация опорных знаний.
  1. Постановка цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим работу над глаголом. Вспомним, что уже знаем о нем, а также узнаем новое об этой части речи. Зачем необходимы знания о глаголе?

Дети: Глагол занимает второе место после существительного, это самая «живая» часть речи, она показывает движение времени в нашей жизни. Мы изучаем глагол для того, чтобы быть грамотными, образованными людьми, чтобы наша речь была богатой.

  1. Повторение.

Чистописание (5 минут).

Продолжить запись до конца строчки, соблюдая закономерность: ся сь ся сь ся сь

Учитель: Прочитайте предложение. Скажите, о каком времени года идет речь?

Лед на реках начинает трескаться и ломаться.

Дети: Ранняя весна, так как …(высказываются)

Учитель: Посмотрите, как великие русские художники Левитан и Ромадин показали в своих картинах «Март» раннюю весну (показывает репродукцию картины «Март»).

Учитель: Докажите, что это весна. Какая репродукция нам подходит больше для урока? Почему?

Учитель: Спишите предложение, разберите по членам предложения и частям речи. Что заметили?

Дети: Однородные сказуемые, выраженные глаголом.

а)Словарная работа.

Учитель: Образуйте от данных слов однокоренные глаголы в неопределенной форме:

Б.. седа-беседовать

Д..верие-доверие

Из..бр..жение-изображение

К..мандир-командировать

З..бота-заботиться

б) Игра «Блицопрос».

Постановка цели игры.

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, насколько хорошо вы понимаете признаки глаголов и умеете приводить примеры.

Что такое глагол?

Дети: Глагол- часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Например…

Учитель: Какие постоянные признаки есть у глагола?

Дети: Вид: совершенный или несовершенный. Например…

Спряжение I или II – это изменение глаголов по лицам и по числам.

Учитель: Назовите непостоянные признаки глагола.

Дети: Число, время, лицо, род.

Учитель: Каким членом предложения является обычно глагол?

Дети: Сказуемым.

Учитель: Что вы знаете о глаголах неопределенной формы?

Дети. У глаголов неопределенной формы нельзя определить число, время, он отвечает на вопрос « что делать?»

Учитель: Посмотрите еще раз на глаголы в « Минутке чистописания». Что вы можете сказать об этих глаголах? (Вопрос-помощник: задайте вопрос к этим глаголам)

Дети: Это глаголы неопределенной формы, так как отвечают на вопрос «Что делать?» и имеют суффикс-ть.

Учитель: На что еще могут оканчиваться глаголы неопределенной формы?

Дети: На-ти, -чь, например: идти, течь.

  1. Проверка индивидуальной работы.

Учитель: У ребят, которые работали со словарными словами, было задание: образовать глаголы в неопределенной форме. Давайте проверим задание, как они справились. Назовите получившиеся глаголы, докажите, что они стоят в неопределенной форме.

Дети: Отвечают на вопрос « что делать?», имеют суффикс- ть.

Найдите и выделите в глаголах из предложения суффикс -ть.

Посмотрите, какое слово получилось лишнее в индивидуальной работе? Что интересного заметили?

Дети: Заботиться.

Учитель: Кто скажет, какие глаголы мы будем сегодня рассматривать?

Дети: Мы сегодня на уроке будем рассматривать глаголы, оканчивающиеся на –ся,- сь.

На доске открывается тема урока: «Глаголы с …-ся, - сь».

Учитель: Ребята, посмотрите на тем урока. Какое слово не открылось? Какой вопрос у вас возникает?

Дети: Что такое – ся? Суффикс? Окончание?

Решение проблемы.

Постановка цели.

Учитель: Продолжим исследование глагола как части речи. Сравните глаголы, написанные на доске.

Согревать, согреваться, удивлять, удивляться, радовать, радоваться.

Учитель: На какие две группы можно разделить слова? Чем они похожи? Чем отличаются?

Прочитайте слова первой группы еще раз. Что вы можете о них сказать?

Дети: Все глаголы неопределенной формы.

Учитель: Как вы определили?

Дети: По вопросу и по суффиксу – ть.

Учитель: Прочитайте слова второй группы. Посмотрите, что изменилось.

Дети: Появилось – ся.

Учитель: Как вы думаете, какой морфемой является- ся в глаголе?

Дети: Суффикс. Окончание.

Учитель: Чем интересен –ся? Послушайте небольшой рассказ из истории образования – ся.

Рассказ ученика. Раньше –ся был самостоятельным словом-местоимением и писался отдельно. Обозначал «сам», «себя». Проверьте, сохранил ли –ся такое значение в глаголах: согревать себя - согреться. Если к глаголу добавить –ся, то он изменит значение: действие возвращается к себе, направлено на самого человека, на предмет.

Учитель: Давайте попробуем себя в роли ученых и выясним, что же такое –ся: окончание или суффикс?

Работа со схемами- опорами.

Учитель: Какой же следует вывод?

Дети: Мы доказали, что- ся – это суффикс.

Открывается слово «суффикс» в названии темы урока.

Учитель: Почему же нам с вами ближе определение, что –ся является суффиксом?

Дети: Потому, что в современном русском языке уже не существует местоимения ся.

Учитель: Прочитайте правило в учебнике. Подумайте, совпадет ли наше определение –ся с определением автора учебника.

Дети читают правило.

Учитель: Как вы считаете, совпало ли наше определение –ся с определением автора учебника?

Дети: Да.

Учитель: Суффиксы -ся и сь называются суффиксами возвратного значения.

Музыкальная пауза

  1. Первичное закрепление. Постановка проблемного вопроса.

Учитель: Продолжим наши исследования.

Выполнение упражнения из учебника, цель которого распределить по группам глаголы с суффиксами – ся и –сь.

Учитель: Что интересного заметили? (Вопрос-помощник: что стоит перед согласным?)

Учащиеся анализируют записи и делают выводы

Вывод: если перед суффиксом слышится согласный звук, то пишется -ся, а если гласный, то- сь. Оцените свою работу.

  1. Дифференцированная самостоятельная работа.
  2. Учитель: Молодцы! А для выполнения следующего задания вы должны решить, что вы будете делать. Если:
  1. Вы уверены в себе и своих знаниях, то составьте и запишите небольшой текст на тему «Весна», используя глаголы второй группы, репродукции и впечатления от музыкального произведения.
  2. Вы сомневаетесь в себе, выполните задание, предложенное в учебнике.

Итог: Проверка выполнения заданий по группам.

  1. Домашнее задание.

Учитель предлагает ознакомиться с домашним заданием.

Учащиеся читают задание, если возникает сложности или неясности, консультируются у учителя.

Учитель: Прочитайте задание. Все ли понятно?

  1. Итог урока.

Какое открытие мы с вами сегодня сделали?

Дети: Познакомились с глаголами с суффиксом – ся, - сь.

Узнали, в каких случаях пишется -ся, а в каких –сь. Узнали, что такие глаголы называются глаголами возвратного значения.

Учитель: Как бы вы сегодня оценили свою работу? Обратите внимание на оценивание своей работы в течение урока.

Ответы учащихся.

Учитель: Давайте продолжим удивляться капризам природы, радоваться приходу весны, согревать друг друга своими улыбками.

Литература: