Образование

Первая мировая война: кто с кем воевал? Цели воюющих держав. С кем воевала Россия?

28 октября 2015

Первая мировая война: кто с кем воевал? Сейчас этот вопрос наверняка поставит в тупик многих обывателей. Но Великая война, как её называли в мире до 1939 года, унесла больше 20 миллионов жизней и навсегда изменила ход истории. За 4 кровопролитных года рушились империи, исчезали народы, заключались союзы. Поэтому знать про неё необходимо как минимум в целях общего развития.

Причины начала войны

К началу 19-го века кризис в Европе был очевиден для всех крупных держав. Многие историки и аналитики приводят различные популистские причины, по которым началась Первая мировая война. Кто с кем воевал до этого, какие народы были друг другу братскими и так далее - всё это не имело практически никакого значения для большинства стран. Цели воюющих держав в Первой мировой войне были разные, но главной причиной стало желание крупного капитала распространить своё влияние и получить новые рынки сбыта.

Прежде всего стоит учесть желание Германии, так как именно она стала агрессором и фактически развязала войну. Но при этом не стоит считать, что только Германская империя желала войны, а остальные страны не готовили планов нападения и всего лишь защищались.

Цели Германии

К началу 20-го века Германия продолжала стремительно развиваться. Империя имела хорошую армию, современные типы вооружения, мощную экономику. Главной проблемой было то, что объединить германские земли под единым флагом удалось лишь в середине 19-го века. Именно тогда немцы и стали важным игроком на мировой арене. Но к моменту становления Германии как великой державы уже был упущен период активных колонизаций. Англия, Франция, Россия и другие страны имели множество колоний. Они открывали хороший рынок сбыта для капитала этих стран, позволяли иметь дешевую рабочую силу, обилие продовольствия и специфических товаров. У Германии этого не было. Товарное перепроизводство привело к застою. Рост населения и ограниченность территорий их расселения образовали дефицит продовольствия. Тогда немецкое руководство решило отойти от идеи быть членом содружества стран, имея второстепенный голос. Где-то к концу 19-го века политические доктрины были направлены на построение Германской империи как ведущей в мире державы. И единственный путь к этому - война.

Видео по теме

Год 1914. Первая мировая война: с кем воевали?

Другие страны мыслили аналогично. Капиталисты толкали правительства всех крупных государств к экспансии. Россия прежде всего хотела объединить под своими знамёнами как можно больше славянских земель, особенно на Балканах, тем более что местное население лояльно относилось к такому покровительству.

Немаловажную роль сыграла Турция. Ведущие мировые игроки пристально наблюдали за развалом Османской империи и ждали момента, чтобы откусить кусок от этого гиганта. Кризис и ожидание чувствовались по всей Европе. Был ряд кровопролитных войн на территории современной Югославии, после которых последовала Первая мировая война. Кто с кем воевал на Балканах, порой не помнили местные жители самих южнославянских стран. Капиталисты гнали солдат вперёд, меняя союзников в зависимости от выгоды. Было уже ясно, что, скорее всего, что-то более масштабное, чем локальный конфликт, произойдёт именно на Балканах. Так и случилось. В конце июня Гаврила Принцип убил эрцгерцога Фердинанда. Австрийско-Венгерская империя использовала это событие как повод для объявления войны.

Ожидания сторон

Воюющие страны Первой мировой войны никак не думали, во что выльется конфликт. Если детально изучить планы сторон, то чётко видно, что каждая собиралась одержать победу вследствие быстрого наступления. На боевые действия отводилось не больше нескольких месяцев. Это было обусловлено в том числе и тем, что до этого в истории не было подобных прецедентов, когда практически все державы участвуют в войне.

Первая мировая война: кто против кого воевал?

Накануне 1914 года были заключены два союза: Антанта и Тройственный. В первый входила Россия, Британия, Франция. Во второй - Германия, Австро-Венгрия, Италия. Более маленькие страны объединялись вокруг одного из этих союзов, когда началась Первая мировая война. С кем воевала Россия? С Болгарией, Турцией, Германией, Австро-Венгрией, Албанией. А также рядом вооруженных формирований других стран.

После Балканского кризиса в Европе было образовано два основных театра военных действий - Западный и Восточный. Также боевые действия велись на Закавказье и в различных колониях на Ближнем Востоке и в Африке. Трудно перечислить все конфликты, которые породила Первая мировая война. Кто с кем воевал, зависело от принадлежности к определённому союзу и территориальных претензий. Например, Франция давно мечтала вернуть утраченные Эльзас и Лотарингию. А Турция - земли в Армении.

Для Российской империи война выдалась наиболее затратной. И не только в экономическом плане. На фронтах русские войска несли наибольшие потери.

Это стало одной из причин начала Октябрьской революции, вследствие которой образовалось социалистическое государство. Народ просто не понимал, зачем мобилизованные тысячами отправляются на Запад, а возвращаются немногие.
Интенсивным был в основном только первый год войны. Последующие характеризовались позиционной борьбой. Были вырыты многие километры траншей, возведено бессчётное множество оборонительных сооружений.

Атмосфера позиционной перманентной войны очень хорошо описана в книге Ремарка "На Западном фронте без перемен". Именно в окопах перемалывались жизни солдат, а экономика стран работала исключительно на войну, сокращая расходы на все остальные институты. 11 миллионов мирных жизней унесла Первая мировая война. Кто с кем воевал? Ответ на этот вопрос может быть только один: капиталисты с капиталистами.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

v предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

v уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

v развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

v личностный подход педагогики сотрудничества;

v комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь ;

v последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: -Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), . История России. ХХ век., . Истрия России (в таблицах и схемах), . Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

1. Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

2. «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

3. Повод, причины, характер войны. Цели участников.

4. Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

5. Человек на войне (на основе краеведческого материала)

6. Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

1. Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

2. Причины и итоги 1 Балканской войны.

3. Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г. Уэллс).

v Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

v Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

v Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

v Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

2. Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

3. Назвать причины войны.

4. В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд. человек. Под ружье было поставлено 67 млн. чел. Почему столь масштабной оказалась война?

5. Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс. офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России , настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов и) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э. Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В. Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

1. Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

2. Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

3. Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне. Ю. Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик, выдающийся микробиолог. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

1. Версальский договор с Германией (28 июня 1919 г.):

v передача всех колоний;

v сокращение численности вооруженных сил до;

v Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

v оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

v демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

v передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

v репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

2. Договор, подписанный в Сен-Жермен-ан-Ле с Австрией (10 сентября 1919г.):

v разделение Венгрии и Австрии;

v передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

v признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

v репарации.

3. Договор, подписанный в Нейи с Болгарией (2 ноября 1919г.):

v передача Греции прибрежных территорий Фракии.

4. Трианонский договор с Венгрией (10 августа 1920г.):

v Словакия переходит к Чехословакии;

v Трансильвания передается Румынии;

v Банат передается Югославии.

v установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

v сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до;

v передача территорий.

6. Вашингтонская конференция гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

v Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Урок: «Первая мировая война. Участие России в Первой мировой войне».

разработан для учащихся 9-х классов гуманитарного отделения в соответствии с основными принципами методики опережающего обучения.

Автор методики С.Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Усвоение материала происходит в три этапа:

    предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

    уточнение новых понятий, их обобщение и применение,

    развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Концептуальные положения педагогики сотрудничества:

    личностный подход педагогики сотрудничества;

    комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;

    последовательность, системность содержания учебного материала.

Основные принципы методики опережающего обучения оптимально подходят для изучения вопросов международных отношений эпохи империализма. Учащиеся 9 классов впервые знакомятся с сложнейшими процессами мировой и отечественной истории. В 8 классе изучаются понятия: империализм, империалистические войны, в 9 классе продолжатся развитие и углубление этих понятий, рассматриваются особенности их проявления в России. На данном уроке вводятся понятия: мировая война, углубляются понятия: военно-политические блоки и противоречия внутри них, национализм, шовинизм, Версальско-Вашингтонская система и ее влияние на судьбы мира. Изучение этих понятий носит перспективный характер, на последующих уроках будет продолжено их изучение и они станут базовыми для понимания учащимися причин Второй мировой войны.

В соответствии с методикой опережающего обучения, на уроке используются таблицы и опорные схемы.

Урок: Первая мировая война.

Участие России в Первой мировой войне.

Цели урока: способствовать формированию у учащихся целостного представления о системе международных отношений накануне войны, помочь осознать эти явления, а также рост националистических настроений в европейском обществе как основные факторы, поставившие мир на грань войны. Выяснить цели воюющих держав, причины, масштабы и основные военные операции. Познакомить учащихся с важнейшими положениями Версальско-Вашингтонской системы и подвести их к самостоятельному выводу о причинах ее неустойчивости.

Способствовать гуманистически ценностным ориентациям учащихся на отношение к войнам как способу разрешения конфликтов. Показать Человека на войне и роль Приднестровья и приднестровцев в войне.

Способствовать развитию познавательных умений соотносить исторические события с определенными периодами, локализовать их на карте, группировать исторические события по указанному признаку, определять и аргументировать свое отношение и оценку наиболее значимых событий в истории.

Оборудование урока: А.О. Сороко-Цюпа. Новейшая история зарубежных стран (учебное пособие), А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России. ХХ век., С.Ш. Казиев, Е.М. Бурдина. Истрия России (в таблицах и схемах), А.Т.Степанищев. Методика преподавания и изучения истории.

Т.1-2, Атлас «Всемирная история», настенная карта «Первая мировая война».

План урока:

    Международная обстановка в конце Х1Х-началеХХ вв.

    «Пороховой погреб Европы»: 1 и П Балканские войны и их итоги.

    Повод, причины, характер войны. Цели участников.

    Основные военные операции 1914,1915,1916гг.

    Человек на войне (на основе краеведческого материала)

    Итоги войны. Уроки войны.

Мотивационная беседа учителя о роли войн в истории человечества, об изменении их характера в эпоху империализма, усложнении системы международных отношений. Учитель ставит цели урока, способы их достижения, озвучивает его план урока.

При рассмотрении первого вопроса учитель опирается на знания учащихся, которые они получили на уроках истории ранее. Рассматриваются и обсуждаются следующие вопросы:

Учитель: На рубеже Х1Х-ХХ вв. мир вступил в эпоху империализма.

1.Признаки империализма.

2.Какой признак был определяющим в складывании системы международных отношений на рубеже веков?

Работа с картой «Мир с 1870 по 1914 гг.»

4.Какие основные метрополии существовали к началу ХХ века?

5.Какие колонии принадлежали ведущим европейским странам?

6.Дать определения понятий: колония, метрополия, доминион.

7.Анализируя карту, предположите, каким странам не хватало колоний и почему? (Необходимо помочь учащимся вспомнить страны первого и второго эшелона модернизации).

8.Где и каким способом можно было эти колонии приобрести?

9.Какие войны за передел мира мы с вами изучали?

10Почему эти войны называют империалистическими?

Учитель: в системе военно-политических блоков идет складывание военно-политических блоков. Учащиеся заполняют таблицу на доске:

Тройственный союз

11.В чем неожиданность и противоречивость союзов?

(Если возникают затруднения, то учащимся предлагается вспомнить историю русско-английских и русско-французских отношений в Х1Х веке, в период русско-японской войны; русско-германские отношения).

12.Назвать и показать на карте первые империалистические войны.

Рассмотрение второго вопроса начать с использования настенной карты и Атласа. Учащиеся под руководством учителя называют страны, расположенные на Балканах, выясняют, интересы каких европейских стран были представлены на Балканах. Необходимо напомнить учащимся, что Россия отказалась от участия в Тройственном союзе из-за противоречий с Австро-Венгрией на Балканах.

    Почему в первое десятилетие ХХ века Балканы называли «пороховым погребом Европы?»

    Причины и итоги 1 Балканской войны.

    Почему началась Вторая Балканская война? Под какими лозунгами она проходила?

Анализ документа:

«Преподаватели истории должны были бы взять на себя часть ответственности за развязывание первой мировой войны. И действительно, война в значительной мере явилась результатом чрезмерного националистического и патриотического пыла всех противоборствующих сторон – результатом «отравления историей».

(Г.Уэллс).

    Выскажите предположение, как в начале ХХ века было

организовано обучение истории в ведущих европейских странах?

    Дать определение понятий: национализм, шовинизм

(словарь к учебному пособию).

    Почему во Франции был оправдан судом убийца лидера

пацифистского движения Жана Жореса?.

    Что такое пацифизм?

Третий вопрос целесообразно начать с убийства в Сараево (сообщение учащегося). Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:

    Почему молодой человек Гаврила Принцип сознательно пошел на убийство ни в чем неповинного австрийского наследника престола и его жены, прекрасно понимая, что и ему не жить? Что руководило им?

    Как развивались события после убийства в Сараево? (работа с опорной схемой).

Как начиналась война?

Австро-Венгрия

Сербия Германия

Франция Турция

Англия Япония

    Назвать причины войны.

    В войну были вовлечены 38 государств с населением в 1,5 млрд.человек. Под ружье было поставлено 67 млн.чел. Почему столь масштабной оказалась война?

    Характер войны.

Таблица: Цели участников Первой мировой войны.

Державы – основные участницы войны

В какой союз входили

Цели вступления в войну

Германия

Центральные державы

Захватить заморские владения Великобритании и Франции, западные территории Российской империи

Австро-Венгрия

Центральные державы

Установить господство на Балканах и захватить земли в Польше.

Добиться контроля над Черноморскими проливами Босфор и Дарданеллы, укрепить свое влияние на Балканах. Реализовать имперскую идею восстановления Греческой империи со столицей в Константинополе (Стамбуле) во главе с одним из русских великих князей

Вернуть территории утраченные в результате франко-прусской войны 1870-1871 гг.: Эльзас и Лотарингию. Аннексировать у Германии левый берег Рейна и Саар.

Увеличить свои владения за счет территорий, подвластных Османской империи и Германии.

Османская империя

Центральные державы

Опираясь на помощь союзников взять реванш за неудачи в войнах с Россией и восстановить свои владения на Балканах

Болгария

Центральные державы

Захватить часть территории Греции, Сербии и Румынии.

Стремилась вытеснить германию из Китая и с островов Океании

Увеличить свою территорию за счет Австро-Венгрии и Османской империи

Учитель предлагает учащимся познакомиться с таблицей и проводит практикум.

Практикум.

Определите, какие из стран преследовали перечисленные цели в войне:

1.Захват колоний и превращение Восточной Европы в зависимые земли.

2.Разгром основного конкурента - Германии - и расширение владений на

Ближнем Востоке.

3. Сохранение империи «где никогда не заходит солнце».

4.Укрепление монархической власти. Усиление влияния на Балканах. Расширение контроля над владениями России.

5.Возврат Эльзаса и Лотарингии, захват Рейнской зоны. Раздробление территории противника на несколько малых государств.

6.Какие цели преследовала Россия в войне?

7.Была ли Россия готова к войне? (Анализ документа на стр.51 «Рабочей тетради»).

Учитель: Как встретили известие о войне в России? Войну ждали, но она явилась полной неожиданностью. В военкоматах стояли очереди добровольцев. В 1914 году в русской армии насчитывалось 80 тыс.офицеров. Большинство из них погибнет в первый год войны. В пехоте среди офицеров потери составят до 96%. Молодых, веселых, у которых могло быть будущее.

7. А как встретили известие о войне в нашем городе? (Сообщение ученика)

При рассмотрении четвертого вопроса используется таблица, учебное пособие по истории России, настенная карта и Атлас.

Перед учащимися ставится задача: найти на карте основные военные операции 1914-916гг., рассказать об их результатах, используя таблицу:

Таблица: Основные события Первой

мировой войны 1914 – 1918 гг.

Периоды

Западный фронт

Восточный фронт

Результат

Наступление германских войск чрез Бельгию. Сражение на Марне. Немецкие войска остановлены и отброшены от Парижа. Морская блокада Германии флотом Англии

Неудачное наступление двух русских армий (гнералов П.К. Рененкампфа и А.В. Самсонова) в Восточной Пруссии. Наступление русских войск в Галицию против Австро-Венгрии.

Восточно-Прусская операция русских войск помогла французам и англичанам выстоять в битве на реке Марне. «План Шлифенна»провалился, Германии не удалось избежать войны на два фронта. Османская империя присоединилась к Германии и Австро-Венгрии.

Активные военные действия почти не велись. Беспощадная подводная война Германии против флота Антанты. Первая в истории химическая атака германских войск по Ипром (Бельгия).

Наступление Германии и Австро-Венгрии против русских войск. Русская армия с большими потерями вынуждена отступать. Россия потеряла Польшу часть Прибалтики, Белоруссию и Украину. Болгария выступила на стороне Германии (центральных держав).

Германии и ее союзникам не удалось ликвидировать Восточный фронт. Позиционная («окопная») война. Франция и Англия укрепили свой военный потенциал. Наметился военно-экономический перевес стран Антанты.

Наступление германской армии по Верденом. Первое применение танков войсками Антанты и наступлении на реке Сомме.

Русская армия под командованием генерала Брусилова прорвала австро-венгерский фронт в Галиции и Буковине («Брусиловский прорыв»). Однако развить успех русской армии не удалось.

Битвы у Вердена и Сомме не дали решающего перевеса ни одной из сторон. Стало ясно, что Германия не сможет выиграть войну Австро-Венгрия оказалась на грани полного поражения.

В сражениях на полях Франции ни Центральным державам, ни Антанте не удалось достичь решающей победы. Вступление США в войну на стороне Антанты.

Революция в феврале-марте 1917г. в России. Падение монархии. Временное правительство – «Война до победного конца!» Декрет о мире большевистского правительства. Призыв заключить мир без аннексии и контрибуции не поддержан ни Германией ни Антантой.

Огромны потери заставили англо-французское командование прекратить крупные наступательные операции. Вступление в войну США привело к экономическому и военному перевесу Антанты. Истощенная войной революционная Россия не могла продолжать борьбу.

Наступление Германских войск по Франции (П. Гинденбург, Э.Людендорф) на Париж. На Марне контрнаступление войск Антанты под командованием французского генерала Ф. Фоша. Президент США В.Вильсон предложил мирный план «14 пунктов». Восстание военных моряков в Киле стало началом германской революции. Социал-демократическое правительство заключило перемирие с Антантой в Компьенском лесу 11 ноября 1918 года.

В марте 1918 года большевистское правительство заключило сепаратный Брестский мир с Германией.

Восточный фронт престал существовать. Германия избавилась от необходимости воевать на два фронта. Болгария вышла из войны. Сдалась Османская империя. Революции в Чехословакии и Венгрии привели к распаду Австро-Венгрии и ее военному краху. Завершение Первой Мировой войны. Победа стран Антанты.

Целесообразно заслушать сообщение о Брусиловском прорыве.

    Проанализируйте и ответьте на вопрос: на Западном или Восточном фронте были наиболее напряженные бои?

    Как бы вы оценили взаимодействие союзников по военно-политическим блокам?

    Что такое «позиционная война»?

Пятый вопрос рассматривается с демонстрации фотографий тех далеких лет. (журнал «Огонек» за 1995г).

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне . Ю.Друнина

Учащиеся рассказывают о своих предках – участниках войны, используются материалы личных архивов тираспольчан и краеведческого музея (о семье Барабаш).

Учитель зачитывает документ об использовании газов в 1915 году под городом Ипр, демонстрирует репродукцию картины Ю.И.Пименова «Инвалиды войны. ХХ век» .

1.Какие методы ведения войны прослеживаются по документам?

2.Какие методы являются традиционными, а какие - новыми?

Наши земляки сыграли исключительную роль в спасении жизней людей. Среди них: выдающийся химик Н.Д. Зелинский, выдающийся микробиолог Л.А. Тарасевич. Заслушиваются сообщения учащихся.

При рассмотрении итогов войны используется учебное пособие для вузов Ш.М.Мунчаева «Отечественная история» (стр.211). Учащимся предлагается записать в тетради экономические, политические и социальные последствия войны, а материал озвучивается наиболее подготовленным учеником в виде сообщения.

Учитель: 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу (Франция) было подписано перемирие между победителями (страны Антанты) и потерпевшей поражение Германией. Окончательный итог войны был подведен 1919-20гг. Учащимся предлагается познакомиться с содержанием основных договоров по итогам войны и сделать вывод об их последствиях.

Версальско-Вашингтонская система.

Мирные договоры.

    передача всех колоний;

    сокращение численности вооруженных сил до 100 000;

    Германия лишается права иметь тяжелую артиллерию, танки, самолеты, подводные лодки, боевые корабли;

    оккупация левого берега Рейна в течении 15 лет;

    демилитаризованная зона шириной 50 км на правом берегу Рейна;

    передача около 1/7 части территории и 1/10 части населения;

    репарации (возмещение ущерба). Ст.231 (статья об ответственности за войны).

    разделение Венгрии и Австрии;

    передача Италии Южного Тироля до Бреннера;

    признание независимых государств Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 30 000;

    репарации.

    передача Греции прибрежных территорий Фракии.

    Словакия переходит к Чехословакии;

    Трансильвания передается Румынии;

    Банат передается Югославии.

    установление международного контроля над проливами и создание международной администрации в этих целях;

    сокращение вооружений, включая уменьшение численности армии до 50 000;

    передача территорий.

6. Вашингтонская конференция 1921-1922гг.

а) “Договор четырёх держав” (Англия, США, Франция, Япония): гарантии неприкосновенности колониальных островных владений в Тихом океане;

б) “Договор пяти держав” (Англия, США, Франция, Япония и Италия): запрет на строительство военных кораблей водоизмещением свыше 35 тыс. т.; владение военно-морским флотом в соответствии 5:5:3,5:1,75:1,75.

в) “Договор девяти держав” (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай, Голландия): принятие положения об уважении суверенитета и независимости Китая; вводится принцип “открытых дверей и равных возможностей” в торговле и промышленном развитии в отношении Китая; п/о Шаньдун должен быть возвращен Китаю.

    Какие последствия имела война для России?

Домашнее задание: П. 9,10. Написать письмо с фронта от лица участника войны.

Цели крупнейших государств-участников Первой мировой войны можно кратко представить в виде таблицы.

Основные участники и крупнейшие мировые державы

Страна Военно-политический блок, на стороне которого принимала участие Цели
Германия Центральные державы Главным стремлением молодой страны, образованной незадолго до этого по итогам франко-прусского вооруженного конфликта и объединения своих земель, было установление собственного политического и экономического господства на Европейском континенте и в мире.
Также, в планы германского правительства входил передел мира, в частности, захват лучших британских, французских, бельгийских, нидерландских и португальских колоний, которые были нужны для расширения рынка сбыта.
Кроме того, в ходе войны Германия собиралась присоединить к своей территории западные земли России (Прибалтика и Украина), а также значительные европейские и ближневосточные (в том числе и Османскую империю).
Австро-Венгрия Первоочередными задачами австро-венгерского правительства в конце XIX - начале XX было подчинение себе Сербии, Черногории и Болгарии и установление собственного господства на Балканском полуострове. Претендовала Австро-Венгрия и на польские земли.

Кроме того, она жаждала полного контроля над Черным, Адриатическим и Эгейским морями.
Османская империя Главной целью распадающейся Османской империи было желание взять реванш над Россией за поражения в русско-турецких войнах, и вернуть свои крымские территории и земли на Балканском полуострове.
Россия Российская империя, в отличие от Германии, не жаждала войны, однако и она имела свои интересы.
Помимо того, что совместно с Англией и Францией она стремилась не допустить усиления нового противника и конкурента на европейском континенте, Россия также рассчитывала в ходе вооруженного конфликта повысить свою значимость в делах Балканского полуострова и получить контроль над Босфорским проливом и Дарданеллами. Последние были очень важны для развития торговли и обеспечения безопасности черноморского побережья.
Кроме того, одной из целей российского государства в Первой мировой называют намерение воплотить в реальность мечту о восстановлении Греческой империи с центром в Константинополе. Возглавить новое государственно объединение должен был один из великих российских князей.

Все эти «приобретения» были оговорены в секретных соглашениях, заключенных между странами - участниками Антанты.
Кроме того, планировалось присоединить к российской территории часть австро-венгерских земель (Галицию).
Франция Больше всего Франция хотела вернуть свои земли (Эльзаса и Лотарингию), отторгнутые от нее после франко-прусской войны, завершившейся в 1871 году. Кроме того, французское правительство претендовало на германские земли, находящиеся на левом берегу Рейна и угольные копи Саарского бассейна.
При этом Французская республика сама мечтала о гегемонии на континенте и не желала уступать этот «титул» Германии.
Помимо всего прочего по договору она должна была получить часть германский владений на Африканском континенте и османских на Ближнем Востоке.

Великобритания Увеличение своей собственной территории за счет германских и турецких земель было и основной целью Британской империи. Так, у Османской империи планировалось конфисковать Месопотамию и Палестину.
Кроме того, ей просто необходимо было устранить главного конкурента в борьбе за колонии.
США Объявив о своем нейтралитете в начале мирового конфликта войны, США изначально не планировали сохранять его до конца. Они изначально выжидали подходящего момента. Сам президент Соединенных штатов В. Вильсон объяснял вступление в войну, как желание сохранить стабильность на европейском континенте. Однако на самом деле целью американских штатов было зарабатывание как можно больших денежных средств и передел мира на выгодных им условиях.

Италия Отказавшись от участия в Тройственном союзе, и вступая в войну на стороне антигерманского альянса, Италия рассчитывала на расширение своих территорий за счет австро-венгерских и османских земель. Кроме того, ей необходимо было получить господство на Средиземноморье и в южной части Европы.
Япония Япония же, поддерживая Антанту ставила себе цель. Вытеснить Германию с китайской территории и островов Океании.

Не только крупные мировые державы имели свои интересы в войне. Кратко в таблице можно представить и цели других активных участников Первой мировой войны.

Другие участники

Страна Военно-политический блок, на стороне которого выступала К чему стремилась
Сербия Считается, что для сербского, черногорского и бельгийского народов эта война была не империалистической, а освободительной. Целью Сербского государства было освободить свои землии территории дружественных стран из-под протекции Австро-Венгерского кайзера.
Однако при этом Сербия также хотела стать лидером всех славянских народов и создать Югославию, в которую должны были объединиться все народы, проживающие в юго-восточных землях Австро-Венгрии.
Болгария Болгария, выбравшая сторону германско-австрийско-турецкого альянса хотела по итогам войны завладеть греческими сербскими и румынскими территориями и расквитаться за поражение в Балканских войнах.
Польша Польские ж правительство, вступая в войну думало лишь о независимости и объединении своих земель, которых они лишились после развала Речи Посполитой.

Из приведенных таблиц становится понятно, что у каждого участника Первой мировой войны были свои цели для вступления в конфликт и выбора союзников.

Вопросы и задания к пункту параграфа стр. 218

Вопрос. Определите, какие цели преследовали государства, вступившие в войну в середине 1914 г. Какой характер в связи с этими целями война носила для каждого государства?

Первая мировая война, начавшаяся 19 июля 1914 г., была порождена острыми противоречиями между основными европейскими капиталистическими государствами в ходе борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала, а также за передел уже поделенного мира.

Первопричиной подготовки и развязывания мировой войны 1914–1918 гг. явилось стремление Германской империи силой оружия установить свое господствующее положение в Европе и мире и, с другой стороны, решимость сторон Тройственного согласия (Антанты) не допустить подобного исхода.

Таблица: «Цели участников войны»

п. 1 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 220

Вопрос. Почему война 1914-1918 гг. приобрела общеевропейский и мировой характер?

Старый Свет разделился на два враждующих между собой лагеря - Тройственный союз и Антанту. Столкновение между этими группировками было неизбежным, что и произошло летом 1914 года. Но вряд ли кто мог тогда представить, что столкновение интересов выльется не в обычный конфликт, а в конфликт мирового масштаба – Первую мировую войну 1914–1918 годов.

Итак, к 1914 году крайне обострилась международная обстановка. Этому способствовало усиление борьбы между странами за рынки сбыта и политическое влияние в мире.

Так же в начале XX в. оформились блоки стран – участниц Первой мировой войны. С одной стороны это были Германия, Австро-Венгрия, Италия, оформившиеся в Тройственный союз (1882), и с другой – Англия, Франция и Россия, создавшие Антанту (1904–1907). Ведущую роль в австро-германском и романо-британском блоках играли соответственно Германия и Англия. Конфликт между этими двумя государствами и привел к конфронтации сил в Европе вылившейся в будущем в Первую мировою войну. Особенностью этого военного конфликта было то, что впервые в истории он охватил все европейские державы.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 221

Вопрос 1. Сравните людские и военно-технические ресурсы двух военно-политических блоков в начале войны. На чьей стороне было преимущество?

Численность армии, количество легких орудий и самолетов Антанты превышала численность Центральной державы. Преимущество было на стороне Антанты.

Вопрос 2. Какие государства несли основную нагрузку в обеспечении боевой мощи Антанты и союза Центральных держав?

Основную нагрузку несли государства:

Антанта – Россия, Великобритания, Франция.

Центральные державы – Германия.

Вопрос 3. Почему политики и общество с обеих сторон рассчитывали на быструю победу?

К началу боевых действий оба блока развернули миллионные армии и создали развитую военную промышленность. Однако, недооценили экономические и военные возможности своих противников. Обе противоборствующие стороны готовились к скоротечной войне продолжительностью не более 6-8 месяцев, а в итоге война длилась более четырех лет, и привела к огромным материальным и людским потерям.

п. 2 вопросы и задания к пункту параграфа стр. 223

Вопрос 1. Проследите по карте (с. 234) ход военных действий 1914 г.

28.6.1914 Балканы Убийство сербскими националистами наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда и его жены в Сараево (Босния)

2.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Люксембург

4.8.1914 Западный фронт Вторжение германских войск в Бельгию

12.8.1914 Балканы Войска Австро-Венгрии вторглись в Сербию

16.8.1914 Западный фронт Бельгийская армия оставляет Льеж и отходит к Антверпену

16-24.8.1914 Балканы Австро-венгерские войска потерпели поражение от сербов в районе хребта Цера

17.8-15.9.1914 Восточный фронт Вторжение войск (1-й и 2-й армий) русского Северо-Западного фронта в Вост. Пруссию. Разгром русских войск в Восточно-Прусской операции.

18.8-21.9.1914 Восточный фронт Русские войска Юго-Западного фронта нанесли поражение австро-венгерской армии в Галицийском сражении. 21 сентября осаждена крепость Перемышль. Русские войска заняли Галицию.

21-25.8.1914 Западный фронт Пограничное сражение французских и британских войск против наступающих германских армий. Союзные войска потерпели поражение и были вынуждены отойти за р. Марну

8.1914 Африка Англо-французские войска заняли германскую колонию Того

5-12.9.1914 Западный фронт Германские войска потерпели поражение в Марнском сражении и были вынуждены отойти за реки Эна и Уаза

16.9 - 15.10.1914 Западный фронт “Бег к морю”. Войска обеих сторон вышли на побережье западнее Остенде

28.9-8.11.1914 Восточный фронт Варшавско-Ивангородская (Демблин) оборонительно-наступательная операция русских войск против германо-австрийских армий в Польше. Противник отброшен на исходный рубеж

15.10 - 20.11.1914 Западный фронт Сражение во Фландрии на реках Изер и Ипр. Стороны перешли к позиционной обороне

29.10.1914 Южный фронт Турецкие корабли и германские крейсера “Гебен” и “Бреслау” обстреляли Одессу, Севастополь, Феодосию, Новороссийск

1.11.1914 Германская эскадра адмирала М.Шпее (5 крейсеров) нанесла поражение английской эскадре адмирала К.Крэдока в Коронельском бою

11-12.1914 Южный фронт Бои русских и турецких войск на эрзурумском направлении

7.11.1914 Китай Англо-японские войска после осады (с сентября) захватили германскую военно-морскую базу Циндао в Вост. Китае

10.11.1914 Месопотамия В устье рек Тигр и Евфрат высадился британский экспедиционный корпус, образовав Месопотамский фронт

11.11.1914 Восточный фронт Отбита попытка германских войск окружить русские армии в районе Лодзи

11.1914 Восточный фронт В Ченстоховско-Краковской операции русские войска нанесли поражение австро-венгерским войскам и вышли к Кракову

22.11.1914 Месопотамия Англичане заняли оставленную туркам Басру

3.12.1914 Балканы Контрнаступление сербских войск. Стороны заняли оборону на пограничных рубежах

9.12.1914 Месопотамия Англичане захватили Эль-Курну и укрепились в южной части Месопотамии

22.12.1914 Южный фронт Разгром русскими войсками наступавшей турецкой армии в Сарыкамышской операции

1914 Тихий океан В 1914 году Каролинские, Марианские и Маршалловы острова на Тихом океане были захвачены Японией, германская часть Новой Гвинеи и Соломоновы острова - австралийцами, острова Самоа - новозеландцами.

Вопрос 2. Какую роль сыграл Восточный фронт на первом этапе войны?

На Восточном фронте происходили боевые действия между Россией (Антанта) и Центральными державами. Восточный фронт по своей протяжённости намного превосходил Западный фронт. По этой причине война на Восточном фронте имела менее позиционный характер по сравнению с Западным фронтом. На Восточном фронте происходили крупнейшие сражения Первой мировой войны.

Вопросы и задания к параграфу стр. 223

Вопрос. Опираясь на материал предшествующих параграфов, определите основные причины Первой мировой воны, выбрав правильные ответы из предложенных:

а) неравномерное развитие стран мира в XX в.;

б) убийство эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево;

в) столкновение интересов ведущих держав мира;

г) притязания наиболее развитых стран на лидерство в мире;

д) конкурентная борьба держав за завоевание новых рынков. Объясните свой выбор.

Причины войны: стремление всех стран к захвату новых территорий, разделу колоний и устранению конкурентов; стремление стран отвлечь внимание народа от внутренних проблем; каждая страна преследовала свою цель:

Германия стремилась расширить свои владения и установить доминирование в мировой политике;

Франция хотела вернуть обратно Эльзас и Лотарингию, а так же захватить Саарский угольный бассейн;

Австро-Венгрия имела территориальные претензии к Сербии, Черногории, Румынии и России, а также стремилась подавить национально-освободительное движение;

Англия стремилась уничтожить Германию, как своего основного соперника в торговли, а также забрать у Турции богатые нефтью земли;

Италия стремилась расширить свое господство на Балканском полуострове;

Россия хотела захватить Константинополь, проливы Босфор и Дарданеллы, а также остановить назревающую в России революцию.