Одним из наиболее эффективных и интересных методов групповой психотерапии, является психодрама. Многие ошибочно полагают, что данная методика сродни уроку театрального мастерства, однако, это не совсем верно. Психодрама представляет собой ролевое проигрывание значимых событий, в ходе которого создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств. Термин «психодрама» образован от двух греческих слов psyche - душа и drama - действие.

Психодрама, как метод психотерапии, построена на изучении и анализе действий под руководством опытного психотерапевта для решения самого широкого спектра психологических проблем, как у взрослых, так и у детей.

Основы психодрамы были заложены Якобом Морено в 20-х годах XX века. От классической психотерапии этот метод положительно отличает то, что он гораздо эффективнее помогает раскрыться людям, имеющим трудности в описании своих чувств и эмоций.

Цель психодрамы - проработать как внутренние проблемы индивида, так и его отношения с социальной средой (социодрама). Интересен тот факт, что психодрама и социодрама с самого начала успешно использовались педагогами для решения проблем в детских коллективах, что подтвердило безопасность и широкие возможности методики - от развития творческих способностей до решения сложных внутренних эмоциональных конфликтов.

Методы психоаналитической психодрамы

В результате ролевой игры психодрамы происходит спонтанное раскрытие глубинных чувств участников в гораздо большей степени, чем при использовании других методик психотерапии.

Методы психодрамы прекрасно сочетаются с другими техниками и усиливают их эффект.

  • Групповая психодрама - участники группы совместно выбирают героя (протагониста) и тему, актуальную для всех. Затем герой проигрывает ситуацию с вовлечением других участников на роли как его самого, так и важных людей из его референтного окружения. После отыгрывания ситуации участники дают эмоциональные отклики, делятся своими впечатлениями и открытиями. Важно отметить, что данный процесс не является оценкой действий участников, а позволяет им раскрыть свои собственные чувства. Учитывая важность данного этапа, групповую психодраму в Москве в ЦМЗ «Альянс» проводят только высококвалифицированные специалисты.
  • Индивидуальная психодрама - или, как ее еще называют, «монодрама» - это разновидность индивидуальной психотерапии. Данный прием используется также в других терапевтических подходах, таких, как гештальт-терапия. Гештальт, психодрама - наиболее эффективные и популярные методики, с успехом практикуемые специалистами нашего центра.

Принципы психодрамы

  • роли и ролевые игры (участники выбирают наиболее важную и актуальную для всех тему и распределяют роли);
  • спонтанность (психодрама всегда проходит по неумышленному и незаданному сценарию);
  • теле (процесс восприятия происходящего между всеми участниками процесса);
  • катарсис и инсайт (осознание пациентом своей проблемы через переживания всех участников).

Психодрама, в отличие от театра, всегда проходит без заранее запланированного сценария, и именно эта возникающая спонтанность помогает многим пациентам в результате психотерапии психодрамы, в том числе, избавиться от внутренних зажимов и вызванных ими неврозов.

Все большую популярность также приобретает детская психодрама для лечения невротических расстройств у детей, а также и для развития креативности и социальных навыков.

Техники проведения психодрамы

Психодрама является уникальным инструментом, поскольку включает огромное количество техник, разработанных для самых разных ситуаций. Основные техники психодрамы были подробно описаны еще женой Якоба Морено.

Существуют и ключевые техники, подходящие под большинство ситуаций, которые могут быть скомбинированы и скорректированы опытными специалистами ЦМЗ «Альянс» для конкретной ситуации каждого клиента:

  • техника монолога;
  • техника представления себя;
  • техника двойника.

Продедура психодрамы включает

  • стадию разогрева (выбор темы, настрой группы, распределение ролей);
  • стадию действия (в соответствии с рекомендованной ведущим техникой);
  • стадию шеринга (обмен эмоциями между участниками).

Метод психодрамы, проводимый в ЦМЗ «Альянс», имеет неограниченный спектр применения: от формирования и развития уникальных личностных качеств до серьёзной психотерапевтической работы в случае клинических проблем. Итоги работы, в том числе с семейными отношениями, лечение зависимостей, выстраивание эффективных социальных взаимоотношений - показывают самые высокие результаты. Мы гордимся тем, что можем предложить своим клиентам лучших специалистов по психодраме с полноценным психотерапевтическим образованием.


Основатель психодрамы Якоб Морено (1993, 2001, 2003) показал, что с душевно больными, неспособными к переносу, можно войти в контакт с помощью обмена ролями. Чтобы в работе с больным были представлены расщепленные части его личности и галлюцинаторные объекты, Морено ввел в практику команду помощников – вспомогательные «Я» пациента.

Современные драматерапевты считают психопатологические симптомы следствием ролевых конфликтов, ролевых фиксаций, недостаточной ролевой гибкости и нарушения ролевого развития или же описывают их как «невроз креативности», сопровождающий «снижение мотивации».

Психодрама показана при неврозах с нарушениями социального поведения и контактов, трудовой и профессиональной деятельности, психосоматических заболеваниях и химической зависимости. Особенно показана психодрама пациентам с алекситимией (неспособностью вербализовать эмоциональные переживания и внутренние конфликты), а также людям, из-за робости сдерживающим внешние проявления своих глубинных чувств или сросшимся со своей социальной ролью.

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить проявление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь пациенту создать новые и более эффективные формы поведения, раскрыть неисследованные возможности разрешения конфликтов. Психодрама опирается на теорию катарсиса, объясняющую очищающее воздействие театра как на зрителей, так и на самих актеров. Психодрама включает человека в невербальный взаимообмен партнеров актуальными эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Зерка Морено (1998) подчеркивает творческое значение взаимного переживания партнеров, создающего межличностное и групповое согласие. Благодаря содействию и сопереживанию участников группы подлинной судьбе протагониста возникает групповой инсайт, которому Морено придавал особую роль в лечении психически больных.

В задачу терапевта входит разогрев группы, помощь в организации психодрамы, управление действием, которое происходит на сцене, и совместное с участниками исследование результатов. Он должен также обеспечить сопровождение (фасилитацию), наблюдение, управление и творческий настрой. Основными техниками являются:
презентация себя, презентация других, интервью в роли другого и интервью в роли себя, монолог, смена ролей, дубль, вспомогательное «Я», зеркало и проекция в будущее.

Спецификой психодрамы является «инсайт-в-действии», имеющий три характеристики: обучение через непосредственный опыт, обучение через действие, некогнитивное (опытное, чувственное) обучение. Выделяют 4 стадии достижения инсайта:
1) подготовка (парень приглашает девушку на свидание, соперник высмеивает его, девушка уходит);
2) созревание (парень переживает, безуспешно пробует разные способы решения проблемы);
3) озарение (он начинает посещать секцию бокса и проходит ассертивный тренинг);
4) проверка (парень побеждает соперника и возвращает девушку).

В отличие от словесных интерпретаций психоанализа в психодраме используются в основном «действенные интерпретации», которые показывают протагонисту смысл его поведения в форме ролевой игры. При этом перенос выглядит как повторяющееся действие из прошлого, сопротивление – как противодействие, а отыгрывание в действии происходит через коммуникативное действие.

Если в психоанализе отыгрывание в действии не поощряется, то в психодраме оно представляет необходимую фазу терапевтического процесса. Выделяют 6 аспектов отыгрывания:
1) проживание (разыгрывание с помощью движений),
2) эмоциональное отреагирование,
3) помещение в настоящее из прошлого или будущего,
4) выход внутренней реальности вовне,
5) язык действий,
6) заявленные сознательные действия.

Переносы на ведущего и партнеров обычно проявляются в соперничестве за благосклонность ведущего и отражают сиблинговые конфликты, которые безотлагательно выявляются, конкретизируются и прорабатываются с помощью методов психодрамы. Сопротивление в психодраме проявляется: а) в блокировке спонтанности протагониста, б) барьерах между членами группы и в) между группой и психодраматистом. Таким образом участники пытаются избежать переживания тревоги, вины и стыда. Сопротивление сначала анализируют, а затем нейтрализуют. Анализ сопротивления в психодраме проходит 3 стадии:
1) осознание (идентификация, вербализация);
2) выявление причины (от чего защищается);
3) отказ от сопротивления (поощрение завершения действия).

Для нейтрализации сопротивления организуется «разогревающий процесс, продвигающийся от периферии к центру» (З. Морено, 1998). Д. Киппер (1993) описывает прием под названием «Временная кончина и оживление группы» для преодоления сопротивления в психодраматической группе. Добровольца просят изображать недееспособную группу, лежа на полу как бы в коме. Он может выборочно отвечать на вопросы тех, кто подойдет к нему. Ведущий обращается к группе со словами: «Вот лежит бездыханная группа. Выясните, можно ли вернуть ее к жизни, и хочет ли она этого. Можете поступать, как хотите, – похоронить или оживить ее. Можете начинать прямо сейчас». Далее ведущий не вмешивается.

Психодраматическое действие определяется следующими правилами:
- разыгрывание вместо описания;
- подлинность коллизий и чувств («здесь, сейчас, с нами»);
- максимальная вовлеченность;
- спонтанное реагирование;
- выборочная фокусировка – изменение временных параметров, драматизация;
- расширение познавательных возможностей – защищенность, эмоциональный
опыт, сверхреальность (воплощение игры воображения), учет индивидуальных возможностей в продвижении, навык сдерживания;
- последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов.

Я. Морено (2003, с. 112) успешно использовал психодраму для лечения больных шизофренией, что позволило ему сделать следующий вывод: «Психодрама предоставила пациентам среду, в которой их внутреннее «Я» могло развиваться и раскрываться. В этой среде они могли выражать свои иллюзии и галлюцинации в той степени, в которой это было бы невозможно в обычной терапевтической ситуации. С помощью психодраматического процесса были разыграны все роли, которые нуждались в презентации, и, поскольку были установлены межролевые отношения между пациентами и вспомогательными «Я», мы смогли остановить дальнейшее ухудшение и в 25-ти случаях вывести пациентов на такой уровень взаимоотношений, который более пригоден для жизни за стенами клиники».

Морено (2003) приводит ряд психодраматических техник, разработанных им специально для больных шизофренией.
- Техника замещающей роли. Пациента, отказывающегося играть самого себя, просят сыграть из роли персонажа, связанного с ним. Если он и это считает вторжением в его приватность, ему предлагают выбрать какую-нибудь символическую роль.
- Техника зеркала. Чтобы пациент, чрезмерно включающийся в роль, мог увидеть себя со стороны, вспомогательные «Я» играют роль пациента, а также другие, введенные им роли. Эта техника используется и при отказе пациента играть, при этом учитывают его замечания из зрительской позиции и в подходящий момент предлагают забрать свою роль у вспомогательных «Я».
- Техника проекции. Пациент с помощью вспомогательных «Я» разыгрывает ситуацию, которая существует в его воображении (наподобие сцены отравления отца, поставленной Гамлетом перед матерью с помощью бродячих актеров).
- Техника обмена ролями. Пациент в роли терапевта лечит вспомогательное «Я», играющее самого пациента.
- Техника символической дистанции. Вначале пациент играет роль, исключающую симптом. Например, сын, бьющий мать, играет принца, у которого не поднимается рука на королеву. Затем социальный статус ролей постепенно снижается до реального с сохранением контроля над агрессией.
- Техника дубля. Пациент изображает скрытую сторону своей амбивалентности, вспомогательное «Я» – сторону, предъявляемую окружающим. Между ними разыгрывается борьба.
- Техника действия в альтернативной роли. Если пациент во время игры не в состоянии сотрудничать со вспомогательными «Я», он берет их функции на себя, переключаясь по ходу действия из одной роли в другую.
- Техника вспомогательного мира. Когда пациент живет в психотическом мире, вспомогательные «Я» воплощают образы его фантазий, обеспечивая больному контакт с реальностью, как в случае с больным, представлявшим себя Гитлером.

Оптимальные размеры психодраматической группы 6–9 человек. Предпочтителен гетерогенный состав и открытая форма группы, прием новых членов сопровождается клятвой о групповой тайне и взаимном доверии, открытости и активности. Обычно на групповой сессии в качестве наблюдателей присутствуют коллеги ведущего (директора) и супервизор – обучающий директор.

Групповое занятие может длиться от 15 мин. до нескольких часов. Выделяют четыре основных стадии сессии. Примерно 15% времени отводится на подготовительную стадию, 65% на стадию действия и 20% на две последние стадии: анализ и обсуждение.

1-я стадия психодрамы. На этой стадии последовательно решаются три задачи: разогрев, диагностика, анамнез. Происходит постепенное усиление двигательной активности участников, стимуляция спонтанных поведенческих реакций и фокусировка внимания членов группы на определенной проблеме.

На первом занятии режиссер коротко рассказывает о природе и целях психодрамы, участники могут задать вопросы. В долгосрочной группе часто используется ненаправленная разминка, чтобы подготовить участников к работе. Членов группы могут попросить кратко высказать, что они осознали ко времени прихода на сессию, или прокомментировать свою готовность (или неготовность) к работе.

В процессе разогрева выявляется протагонист – главное действующее лицо, драматург и режиссер сегодняшней психодрамы. По ходу его самодиагностики и сообщения необходимых анамнестических данных директор отыскивает ключи – индикаторы проблемы в вербальном и невербальном поведении протагониста. На основе найденных ключей может быть разыграна сцена, метафорически изображающая ситуацию: «Два козлика на узкой тропинке» и т.п.

Протагонист вместе с директором подбирает вспомогательные «Я», играющие значимых других и субличности пациента. Они должны сопереживать протагонисту, чутко улавливать указания терапевта и вносить в игру собственное чувствование проблемы.
Зерка Морено (1998) выделяет 5 функций вспомогательного «Я»:
1) играть нужную для протагониста роль;
2) понимать отношения протагониста к изображаемым персонажам;
3) прояснять не осознаваемые им аспекты этих отношений;
4) направлять протагониста на поиск разрешения внутренних проблем и межличностных конфликтов;
5) «наводить мосты» для перехода от ролевой игры к реальной жизни.

Вспомогательные «Я» являются посредниками между протагонистом и директором, полученные от них обоих указания определяют их в остальном спонтанную игру. При работе с психически больными необходимо вначале обучать пациентов, исполняющих роли вспомогательных «Я», или использовать ассистентов.

2-я стадия – психодраматического действия, наиболее продолжительна и динамична. В ней достигаются катарсис и инсайт-в-действии по проблеме (отреагирование и осознание вытесненных чувств). Разыгрываются не только ситуации межличностных отношений пациента, но и фантазии, сны; действующими лицами могут выступать противоборствующие силы человека.

Задача научения решается переигрыванием травмирующей ситуации из прошлого с элементами ролевого тренинга. Данная задача при необходимости облегчается изменением сценария, обменом ролями, изменением состава и поведения действующих лиц, а также поддерживающим реагированием зрителей. Протагонисту предлагают завершить свои фантазии; сделать то, что не было сделано и переделать то, что было
сделано неправильно. Применяются такие приемы, как проекция на будущее и моделирование реальности.

Дж. Кори (2003) рекомендует режиссеру следующие действия.
- Протагониста следует поощрять к тому, чтобы он как можно раньше научился разыгрывать сцены, включающие в себя конфликт взаимоотношений.
- Все действия должны производиться в режиме «здесь и теперь». Таким образом, если человек работает с ситуацией прошлого, режиссер помогает ему говорить в настоящем времени.
- Протагонист нуждается в свободе выбора событий, времени, места и людей, которые будут включены в ситуацию
- Наиболее разумно начинать работу с менее значимых событий и оставлять травматические сцены на более позднее время.
- Протагониста просят реконструировать ситуацию как можно точнее, избегая при этом чрезмерного погружения в воспоминание конкретных слов и реплик. Важнее выяснить, как ему запомнились основные черты взаимодействия.
- Протагониста следует поощрять к максимально возможному вербальному и
невербальному выражению себя. При этом режиссер должен быть предусмот-
рительным и осторожным.
- Протагонисту можно предоставить возможность сыграть роль каждого человека в разыгрываемой сцене (обмен ролями); это может помочь ему понять, как это событие воспринимают другие участники конфликта, что они чувствуют по этому поводу.

В завершение данной стадии группа выражает глубокое сопереживание и принятие протагонисту, давая ему возможность войти в трансцендентальное измерение. Разыгрываются такие финальные сцены, как получение награды, исправление, последний диалог, предстоящая работа, счастливый конец, родительская забота, комплименты, подарки, разделение (протагониста и группы), групповое фото.

3-я стадия – шеринг («дележка»). Вначале происходит шеринг из ролей (ролевая обратная связь). Исполнители тех или иных ролей, в том числе дублеры протагониста, описывают чувства своих персонажей, испытанные во время игры. Терапевт следит, чтобы участники говорили о чувствах, не подменяя их рационализированными интерпретациями, оценками, советами (правила ролевой обратной связи). Происходит восстановление эмоциональной стабильности протагониста, достигается чувство разделенности проблемы, оптимизма.

Затем протагонист осуществляет деролинг (выход из ролей), подходя к каждому участнику со словами: «Ты больше не… Ты (называется реальное имя участника)». Эта процедура позволяет освободиться от остатков ролевых переживаний. Данную стадию завершает шеринг от себя (см. упражнения).

Зерка Морено (1998) дает несколько ценных советов по проведению шеринга.
- Участники говорят не о протагонисте, а о своих чувствах к нему и к другим персонажам драматического действия.
- Участники не используют холодный анализ и критику, а выражают уважение и благодарность протагонисту за его публичное самораскрытие.
- Исцеляющего эффекта следует ждать не столько от инсайта, сколько от обмена чувствами.
- Анализ, интерпретации и оценки можно производить только после того, как протагонист успокоится.

Если вместо этого участники группы пытаются анализировать или решать проблемы протагониста, Дж. Кори (2003) рекомендует помочь им следующими вопросами:
- Как психодрама протагониста повлияла на вас?
- Какие чувства вы испытывали, когда участвовали в его психодраме?
- Какие переживания вашей жизни можно соотнести с его ситуацией?
- Родились ли у вас какие-нибудь чувства по отношению к нему, которые вы хотели бы с ним обсудить?

Завершающие задачи данной стадии:
1) оказание помощи членам группы для перенесения того, чему они научились во время сессии, в повседневную жизнь;
2) подведение итогов и выделение основных моментов сессии;
3) планирование следующей сессии или определение будущих тем для работы;
4) обеспечение дополнительной поддержки;
5) введение какого-либо ритуала завершения (если он адекватен ситуации);
6) работа с чувствами, касающимися отделения и ухода;
7) обращение к незавершенным моментам сессии или поощрение членов группы на краткое выражение того, что не было высказано.

4-я стадия – процессинг (процесс-анализ) представляет собой дидактическую конференцию, которая посвящается обучению с углубленным пониманием техники. Процессинг может центрироваться на обучающемся терапевте, на протагонисте, на группе. Выявленные личностные проблемы обучающегося терапевта оставляются для личной терапии и проработки на следующих сессиях. Публичное обсуждение личности протагониста в его присутствии протекает как обучение теории личности, при необходимости особенности его личности анализируются в его отсутствие в группе
студентов. Позиция преподавателя во время процессинга сочетает критический анализ с поддержкой.

Драматерапевт должен (Холмс и Карп, 1997):
- иметь твердый и оптимистический взгляд на потенциал группы;
- быть уверенным в себе и создавать ощущение, что в группе происходят какие-то позитивные изменения;
- создавать ситуации, когда все становится возможным: ведущий в состоянии создать атмосферу волшебного творчества;
- создавать атмосферу, в которой все неизвестное, не проговоренное, не случившееся оказывается столь же важным, как и все, что произошло в жизни;
- обладать подлинным ощущением игры, удовольствия, свежести и уметь воплощать и юмор, и пафос;
- иметь изначальные идеи, мечты и фантазии Морено и быть способным воплотить их в действии;
- иметь склонность к риску; уметь оказать поддержку, стимулировать, а иногда и провоцировать участника на терапевтическую работу;
- уметь индуцировать в других ощущение спонтанности и творческого полета, которые приводят к личностным изменениям.

” А социодрама на городской площади - игра с тысячей человек?. А “волшебный магазин”? . А сколько мифов, да еще изобрел магнитофон…

Само происхождение Морено окружено легендами. Точная дата его рождения неизвестна: 1889, 1890 или 1892, а место - также приблизительно. Морено родился на корабле во время путешествия родителей по Черному морю. Да и семья его не была обычной, в общепринятом смысле, еврейской семьёй: мать приняла католичество, отец мечтал стать актёром в театре. Жили они в Бухаресте, одном из самых крупных городов Австрийской империи. Когда мальчику исполнилось 5 лет, переехали в Вену. Роскошную, манящую, ветреную и изменчивую, как светская красавица, окутанную блистательным шлейфом великой музыки и великих имён. Там он провел лучшие годы своей жизни, учился в гимназии, слушал лекции Фрейда, окончил университет с двумя дипломами – врача и философа…

Современная эпоха освоила его идеи так глубоко, что забыла имя их автора. Усвоение через забвение… Его книги и статьи, внешне напоминающие притчи, написанные более 50-ти лет назад, очень точно объясняют любые современные события, происходящие в любой точке земного шара. Целые пласты театра и киноискусства несут на себе печать его стиля. На всех континентах растет число психодраматических групп и ширится социометрическое движение. То, что на Западе было точкой отсчета, что было глубоко усвоено (и благодаря этому ушло в подсознание), та мореновская основа, одна из основ западной науки и терапии, воспринимается нами в обратном порядке - через многие последствия и последователей.

Он создал: групповую психотерапию, социометрию, психодраму, социодраму, и многое другое, что серьезно повлияло на несколько гуманитарных областей - психологию, социологию, философию, театр... У него многому научились Фриц Пёрлз, создатель гештальт-терапии, Курт Левин, создатель динамической теории личности и многих методов групповой работы, Вирджиния Сатир, создательница семейной терапии. Многие “столпы” современной западной психологии и социологии учились в институте Морено в Нью-Йорке или прошли психодрама-терапию в его терапевтическом театре. О нем ходили легенды.

Одна из многих легенд гласит, что в одном из венских парков рос красивый старый дуб, у которого любил присаживаться в глубоких раздумьях молодой философ Морено. Он сам здесь любил играть в детстве - особенно нравилось забираться на самую верхушку и чувствовать себя там царем вселенной. А как-то мальчишки собрались в подвале того старого дома, где жила семья Морено, и стали играть в “небеса”: построили высокую пирамиду из столов и стульев. Морено, игравший Бога взобрался на самый верх.. Игра завертелась, и достигла того накала, когда все ей подчинено и остальное, называемое обычно объективной реальностью, исчезает и теряет силу. Внизу кружились ангелы и какие-то еще существа и все взывали к нему: “наш любимый Бог!” И Морено почувствовал себя Богом. “Иди к нам! Спускайся с небес! Лети!” – доносилось снизу. И он полетел…Так впервые в его практике столкнулись игра и реальность, точнее две реальности, или две игры - как Вам больше нравится. А Морено, тем не менее, сломал себе запястье, однако остался в глубоком убеждении, что изначально мир был един, и в нем не было разделения между реальностями. Это стало его идеей-фикс. Позже в книге “Театр импровизации” (1923) он напишет: “Идея фикс стала моим постоянным источником вдохновения; она провозглашала, что существует своего рода первоприрода, бессмертная и заново возрождающаяся в каждом поколении, первовселенная, включающая в себя все сущее, и все происходящее в которой священно. Я возлюбил это колдовское царство и решил не покидать его более никогда”.

В нашу эпоху человек поднят на щит, “человек – это звучит гордо! ”, повсюду говорят о проблемах границ, правах человека, человек (по крайней мере, на Западе) защищен не только законом, но и отдельной квартирой, и защищен даже современными представлениями о строении личности. Но в это же самое время человек оказался наедине со своими проблемами, болезнями и наедине со своим одиночеством. Человеку кажется, что никому нет дела до того, что у него на душе, что он на самом деле чувствует, возникает слишком разреженное пространство безразличия, и даже неверие в существование Другого человека. В 20-е годы Морено выпустил поэтический сборник “Слово отца”, где повествование идёт от первого лица, которое обращается к каждому читателю лично. Но что это за лицо, которое может быть “наедине со всеми”? Чтобы ни у кого из тех, кто его слышит, не было чувства одиночества? Чтобы человек чувствовал близость “Я” и “Ты”. Я попытался кратко передать суть этого эссе в стихотворной форме:

Я – здесь. Я с тобою.
И с вами. Со всеми.
И я актуален. Я остр. Я – в теме.
Я в центре событий, подобно звезде.
Я двигаюсь быстро. Я – везде.

Да и сам Морено всегда был прост в обращении с людьми и открыто поддерживал веру в то, что он может войти в Положение каждого, вникнуть в его внутреннюю жизнь на максимальную глубину. В отношениях, как с друзьями, так и врагами, предпочитал открытость и ясность. Он любил пошутить, более того – вообще считал смех лучшим лекарством и на его могиле в Вене написано: “Здесь лежит человек, который принес в психотерапию смех и шутку”. Он создал метод, полностью соответствующий его личности – волшебный, искромётный, на самом деле весёлый. Некоторые техники даже имеют соответствующие названия: “волшебный магазин”, “живая газета”. Везде, где собирается психодраматическая группа, живёт дух Морено (есть даже традиция такая – оставлять пустой стул специально для Морено). В пустом пространстве жизнь участников преображается и концентрируется в волшебной игре, где возможны любые встречи (даже с умершими и несуществующими, в обычном мире персонажами), возможны любые фантазии (которые, как ни странно, очень влияют на жизнь), возможны изменения в отношениях, конфликтах и в общении. И это волшебное царство существует здесь и сейчас.

Детям легче попасть в это царство. И вот у старого дуба появляется ребенок, один, другой, собирается целая компания. В венских парках Морено играл с детьми в импровизации: “Одним из моих любимых занятий было, усевшись у подножия большого дерева в садах Вены, собрать вокруг себя детей и рассказывать им сказки. Самой значимой частью повествования было то, что я, словно один из героев сказки, сидел у подножия дерева, что дети тянулись ко мне по зову волшебной флейты и, оставляя окружающий их убогий мирок, попадали в волшебную страну. И не так важна была сама сказка или то, что я им рассказывал, - важно было действие, атмосфера таинства, парадокса, ирреальности, воплощаемой в явь….”. Это были игры свободного творческого духа, царские игры, из которых потом появились психодрама и социодрама. В спонтанной игре дети преображались: “Паясничающие озорники приучались в игре ориентироваться на тему, роли и своих товарищей, робкие дети непринужденно играли, посторонние дети включались в игру детской группы, поначалу исполняя роли, которые поручал им Морено. Дети с удовольствием вживались в свои роли и обучались таким образом новым способам поведения". Именно у детей Морено научился видеть игру во всем, видеть разные реальности, видеть совсем простые вещи, никем уже не замечаемые, и удивляться.

Во время Первой мировой войны Морено работал врачом в военном госпитале, потом в лагере итальянских крестьян-беженцев под Веной. Там он впервые задумался о том, почему такая различная атмосфера в их домах, что, конечно, отражалось на здоровье обитателей. И молодой врач-философ стал прослеживать взаимоотношения между жителями дома и между домами. Он увидел, как потоки чувств между людьми скрыто или явно становятся поводом для конфликтов или дружбы и любви – при всей сложности и многообразии они могут быть разделены на притяжение и отталкивание (симпатии и отторжение). Кроме того, встречается и равнодушие, что по сути означает изоляцию данного индивида или целой семьи. Длительное наблюдение и размышление натолкнуло его на идею: все притяжения и отталкивания можно измерить и восстановить меру общения всех со всеми в рамках лагеря. То есть дать людям возможность регулировать свои дистанции в общении, влиять на свой статус в зависимости от своего спонтанного выбора – Морено назвал это социометрией (дословно “мера общения”). Он предложил администрации лагеря плановое перегруппирование, в результате которого произошло бы оздоровление как конкретных индивидов, так и локальных сообществ – как физическом, так и в духовном плане. Теперь эта практика активно используется в организационном консультировании, тренинге, групповой и семейной терапии. Психодрама и социометрия создают единую философскую, психологическую и социологическую систему Морено. Эта система является одновременно и наукой, и терапией, и искусством.

В 20-е годы Морено создал в Вене Театр спонтанности, где люди играли самих себя, где каждый сам был драматургом, актером и режиссером сегодняшней драмы и, в конечном счете, своей жизни. Тогда он открыл удивительные и целебные свойства спонтанности. Спонтанность есть у каждого живого существа еще до его рождения, она непрерывно и постоянно порождается в каждом из нас, вновь и вновь давая нам вечно новую возможность реагировать на новые и старые обстоятельства. Человек, лишенный спонтанности, умирает. Спонтанность невозможно накопить, она – в вечном движении. Общество постоянно создает так называемые “культурные консервы”, в которых закрепляются знаки, значимые обстоятельства и ситуации, ценности, верования, которые необходимы людям для общения между народами и государствами. Но в жизни человека культурные консервы могут стать преградой в развитии спонтанности, либо закрепиться в виде “окостеневшего” сюжета с консервированными ролями и тогда только психодрама помогает вновь вернуться, найти ситуацию (это делает разогрев) и сделать свой выбор, но уже спонтанно, то есть изменить сюжет или роли. Но спонтанность бывает и разрушительной, если она не превратится в креативность – решающая способность, помогающая человеку выжить в современную эпоху. Морено утверждает, что социальная смерть может наступить раньше физической, если не развивает свою спонтанность и не раскрывает креативность. Морено всегда верил, что каждый человек уникален (никогда ранее не существовало такого же и никогда не будет), каждый из нас талантлив и рождён для творчества.

Но Морено не просто констатирует, он помогает людям, страдающим от неспонтанности, от “культурных консервов”, от изоляции, от духовной нищеты, вторичности, от недостаточного внимания. Он создал волшебный театр, где человек приобретает особые силы, начинает больше видеть, например, может "залезть в шкуру" своего противника, антипода, понять, почему он всё время оказывается в одной и той же роли (например, роли жертвы), посмотреть со стороны на себя и свою жизнь. В театре психодрамы из изгоя можно превратиться в звезду и посмотреть на мир другими глазами. Где и когда в современном мире это возможно, кроме как в волшебном царстве театра спонтанности?

Вы спросите: а что будет после того, как я покину волшебный театр? Все вернется на свои места или станет еще хуже? Нет, ни то, ни другое – повторить все в точности на самом деле уже невозможно, а вот взять из игры с собой в жизнь можно, достаточно только озвучить это на последней, третей фазе игры, которая так и называется – консервация. Снимая с себя роли, участники уже от себя лично делятся впечатлениями, при желании говорят о том, как это связано с их жизнью. Так завершается действие, завершается обмен чувствами между участниками и обмен между игрой и реальностью. Внутреннее действие, однако, может продолжаться, на сцене собственной души, на фоне внутренних голосов, во сне. Кстати, Морено ввел специальную форму работы со снами, мечтами и галлюцинациями. Для Морено все реальности, явно или скрыто появившиеся на психодраме, имеют равные права.

Знаменитая техника “пустого стула”, изобретённая Морено, даёт возможность каждому участнику группы обратиться в волшебном пространстве психодрамы к любому человеку (персонажу, внутреннему голосу, Богу, любой сущности), как будто он присутствует здесь и теперь в группе. Можно обратиться с просьбой, претензией, вопросом и даже услышать ответ, можно прояснить отношения , встретиться, попрощаться (если этого не произошло в жизни или если хочется это изменить). Можно неожиданно обнаружить, что обращаясь к данному человеку, ты на самом деле говоришь совсем с другим и здесь этих двух людей связывает только то чувство, с которым ты к ним относишься. А казалось бы, такая простая вещь – пустой стул…

В 1925 году Морено уехал в США и создал там специальный санаторий с психодраматической сценой в пригороде Нью-Йорка, издавал журналы “Психодрама” и “Социометрия” (любопытно, что первая статья о нейро-лингвистическом программировании появилась в журнале “Социометрия”). В 1932 году на собрании Американской психиатрической ассоциации он выступил с сообщением о понятии групповой психотерапии, об использовании групповой психотерапии в работе с преступниками. В 1934 году уже провел большое социометрическое исследование в колонии для несовершеннолетних девушек в Хадсоне, после чего он выпустил книгу “Кто выживет?”, выдержавшую потом много изданий. Позже он создал Американский институт психодрамы и Американское социометрическое общество. После Второй мировой войны Морено объездил многие страны Европы (в том числе и Россию), показывая на практике как работают методы психодрамы и социометрии. В 60-е годы стали регулярно проводится международные конгрессы по групповой психотерапии, во многих странах появились терапевтические театры и национальные ассоциации психодрамы и социометрии. Морено умер в 1974 году, он похоронен в Вене. Во всем мире существуют десятки морено-институтов. На многие языки мира переводятся и издаются труды Морено.

Подобно Жюлю Верну он сделал то, что под силу нескольким научным коллективам вместе взятым. По всему миру созданы институты, носящие его имя, выпускающие специали-стов-универсалов, имеющих, впрочем, свои специализации: психодраматерапевт, социомет-рист, социальный работник, социодраматург, организационно-управленческий консультант, бизнес-тренер, морено-педагог, тренер широкого профиля (например, по игровому обучению иностранным языкам), исследователь. Во всём мире появляются театры спонтанности, терапевтические театры психодрамы.

Из всех форм театра спонтанности сейчас в мире наиболее распространен так называемый плейбек-театр – на русский это можно перевести как “театр зрительских историй”. В нем реализуется некая “половинная форма” театра спонтанности, все-таки здесь разделены зрители и актеры, разыгрывающее те истории и чувства, которые им открывают зрители. Такие актеры готовятся совершенно иначе, нежели актеры обычного театра, они учатся не “консервировать” в совершенных формах чувства драматурга, а отражать спонтанность зрителей здесь и сейчас.

Многие люди, случайно услышав “краем уха” о терапевтическом театре, реагируют так, будто им придётся разучивать роль в каком-то драмкружке и представлять ее на обычной сцене. Однако психодрама – это не лицедействие, а душедействие (так и переводится слово “психодрама”), то есть свободное действие души, которая может как надеть любые маски, так и снять их в любой момент. Здесь нет и не может быть репетиций, потому что здесь каждый сам становится драматургом, режиссёром в одном лице, каждый играет сам себя и, собирая разные свои роли (социальные, психологические и др.), собирает себя. Тот, кто представил часть своей жизни в концентрированном виде, где главное – не факты в обычном смысле, а правда жизни, точнее правда чувства, тот становится действительным драматургом собственной жизни. Любая сцена здесь не только открывает что-то новое в известном, но и становится тестом на реальность, то есть позволяет попробовать новые или измененные только что роли на практике, сразу же увидеть последствия изменений, ощутить новую реальность.

Морено создавал в группе такую доверительную и спонтанную атмосферу, что люди не боялись открыть свои важные ситуации, он говорил “не рассказывай – покажи!”. И каждый участник психодрамы независимо от своих способностей и природной выразительности способен показать своё видение своей ситуации (при поддержке группы) “как это было”, но уже “здесь и теперь”. Проигрывая и переживая всё еще раз, но уже в художественно концентрированном виде, главный герой (его называют “протагонист”), постепенно, через игру становится активным деятелем и хозяином своей ситуации. Морено говорил: “Всякий второй раз освобождает о первого”.

Естественно, что Морено, как создатель новой терапии отношений (социометрии и психодрамы) принципиально повлиял на привычные представления о ролях терапевта и пациента. Теперь в психотерапии на одном полюсе оказался гипноз как самый директивный метод, а на другом – психодрама как самый недирективный. Если пациент полагается на терапевта, не его лечебное воздействие, то и ответственность за результаты лежит, конечно, на терапевте (яркий пример – гипноз). Если же пациент не просто “вмешивается” в процесс исцеления, но и активно его направляет, делая спонтанные выборы, то ответственность за результат у него максимальная и совместная с терапевтом (яркий пример – психодрама). И тогда уже он их пациента превращается в клиента, который скорее консультируется и самостоятельно вмешивается в свою жизнь, из клиента – в человека, не зависящего ни от терапевта, ни от консультанта. Понятие патологии вообще растворяется и остается только в медицинской терапии. Психодрама вплотную смыкается с искусством.

Наша профессия – психодрама и психодраматургия не очень-то вписывается в привычные представления. Генезис нашей профессии следует искать в той же Вене на рубеже XIX и XX веков. Респектабельный психиатр доктор Фрейд всегда носил добротную тройку с тонко подобранным галстуком, а его коллег это раздражало, они ещё не отказались от белых халатов. Морено любил одеваться со вкусом и был бонвиваном, и вообще человеком светским. Тут уж сказывается общность происхождения и среды, в которой мы выросли – это венская творческая интеллигенция. Морено совсем иначе относился к художникам и писателям – они были ему намного ближе, чем коллеги-врачи. Фрейд наоборот относился к писателям с недоверием, хотя сам был писателем и свою Нобелевскую премию получил именно по литературе (а по психологии ее и до сих пор нет). Фрейд свою собственную художественную переработку личностного материала считал самой адекватной, а другим отказывал в праве на интерпретацию, например, часто не был доволен видением других психоаналитиков. Но самое главное он не оставлял права творческого отношения к своей жизни самого пациента. У Морено всё наоборот: он всегда видел в человеке талант и стимулировал к творческой переработке своей жизни, помогал вырабатывать художественное отношение к себе, к другим, к собственным поступкам, к ситуациям в городе, в стране, в мире.

Еще студентом Венского университета Морено посещал лекции Фрейда и как-то после лекции несколько студентов окружили Фрейда и он спросил у Морено: “А вот Вы, молодой человек, чем занимаетесь?” И Морено ответил: “Вы позволили пациенту говорить свободно и этим произвели революцию. Я даю ему возможность свободно действовать. Я двинусь дальше с того места, где Вы остановились”. Впоследствии он говорил о том, что психоанализ всегда движется от действий к символу (от событий – к их пересказу их интерпретации), а психодрама – от символа к действию (от рассказа, от объяснительных схем, созданных самим человеком или кем-либо к игре в эти события, к действии внутри него).

Он не был аутсайдером, не был изгоем, не считал себя обиженным судьбой, скорее наоборот. Часто люди с харизматической жилкой, основывая школы, создают концепции, компенсирующие их низкий статус. Морено был лучезарным философом, искрящимся мыслителем, блестящим тонко чувствующим практиком, уверенным мастером, способным собрать воедино теорию и практику, вобрать в один момент, в один миг все чувства человека в одно “здесь и теперь”, все чувства человечества. Он не был певцом какого-либо класса, не проповедовал справедливость или какую-либо ценность, не был защитником какой-то одной культуры, народа, какой-то одной конфессии. Он был гражданином всего человечества.

Психодрама была разработана врачом Морено, проявлявшим особый интерес к эмоциональной сфере и социальным отношениям своих пациентов.

1921 год считается годом рождения психодрамы: именно тогда Морено создал проект под названием «Театр Спонтанности» и стал применять драматическое действие в качестве психотерапевтического метода.

Сам Морено считал психодраму методом, позволяющим проживать жизненные ситуации и выходящим далеко за рамки психотерапии. В этом методе он выделял пять основных элементов:
Протагонист – участник, находящийся в центре психодраматического действия, который в течение сессии исследует некоторые аспекты своей личности.
Директор – тот, кто вместе с протагонистом определяет направление процесса и создает условия для постановки любой индивидуальной драмы. Директор выступает в роли терапевта.
Вспомогательные «я» – участники группы (или ко-терапевты), которые играют роли значимых в жизни протагониста людей, тем самым способствуя развитию драматического процесса.
Зрители – часть группы, не принимающая непосредственного участия в драме. Даже те члены группы, которые прямо не участвуют в драме, тем не менее остаются активно и позитивно вовлеченными в процесс и потому получают от психодрамы и удовольствие, и пользу.
Сцена – в большинстве случаев пространство в помещении достаточно просторном, чтобы там могли происходить некоторые физические перемещения.

Классическая психодрама состоит из трех стадий: разогрева, драматического действия и шеринга. Каждая из них представляет собой полный и автономный процесс.

Разогрев

Разогрев имеет несколько важных конкретных целей:

    Способствует возникновению спонтанности и творческой активности участников группы. Морено обращал особое внимание на то, чтобы психодрама создавала все условия для развития и использования личностного потенциала каждого человека (как любого члена группы, так и директора).

    Облегчает общение между участниками, увеличивая ощущение доверия и принадлежности к группе с помощью разных техник, помогающих улучшить взаимодействие и взаимопонимание между всеми членами группы (например, знакомство, обмен каким-то жизненным опытом, физическая активность, которая может включать в себя разные варианты тактильного контакта или невербальной коммуникации). Процесс разогрева усиливает групповую сплоченность, одновременно давая возможность каждому из присутствующих получить представление о достоинствах и характерных чертах остальных участников группы.

Опытный директор обладает большим репертуаром техник разогрева. Вместе с тем директор может (используя свой творческий потенциал) разработать новые техники, которые могут оказаться особенно полезными в группе, с которой он в данный момент работает.

Выбор протагониста

Как правило, по окончании разогрева один или несколько участников проясняют для себя проблемы (с разной степенью уверенности и фокусировки), которые они бы хотели как-то исследовать во время этой сессии. В этот важный момент принятия решения, касающегося выбора роли протагониста (в переводе с греческого – "ведущий (или первый) актер", "прима"), участникам следует оказать поддержку. Затем следует выбор одного из претендентов на эту роль. Иногда бывает совершенно ясно, кто из них является главным претендентом (кто-то из кандидатов по своему эмоциональному состоянию больше соответствует этой роли, чем остальные), но может случиться и так, что несколько человек достаточно разогреты. Тогда при помощи специальных техник директор и группа выбирают одного протагониста на текущую сессию (за того или иного кандидата могут голосовать участники группы, претенденты могут решить между собой, кому из них в данный момент более необходима личностная работа, сам директор может выбрать участника, который, по его мнению, на сейчас больше остальных соответствует этой роли). Вне зависимости от способа выбора протагониста очень важно, чтобы он получил одобрение и поддержку группы.

Драматическое действие

Теперь наступает время драматического действия, когда протагонист (при поддержке директора) занимается исследованием проблем, прояснившихся для него в процессе разогрева. Для постановки драмы не существует никакого заранее написанного сценария; в каждый момент драматического действия проявляется спонтанное творчество протагониста, вспомогательных лиц и директора. Как правило, эта стадия психодраматического процесса начинается с того, что протагонист вместе с директором проясняют и уточняют тему, которую собираются исследовать. Внешне эта беседа между ними напоминает заключение контракта. Первые слова протагониста следует выслушать очень внимательно (например: "У меня всегда возникают трудности с мужчинами" или "Во время разогрева мне вспомнилось, как я расстроилась вчера вечером, посмотрев телепередачу о сексуальном насилии"). "Контракт" между протагонистом и директором позволяет сфокусироваться на конкретной теме, которую можно исследовать в течение данной сессии.

По своей сути психодрама – сценический процесс, поэтому действие достаточно быстро переходит в драму. Протагонист и директор принимают совместное решение относительно сцены, с которой начнется драма, и протагонист, в соответствии со своим описанием приступает к ее построению (без использования декораций).

Директор поощряет протагониста к действию (воспроизводя прошлые события, протагонист говорит в настоящем времени), определяет, какие действующие лица из ближайшего окружения протагониста могут потребоваться для разыгрывания данной конкретной сцены (т.е. родители, братья, сестры, сотрудники) и просит его выбрать участников на все необходимые роли вспомогательных лиц участников, которые более всего им соответствуют.

Однако у директора существует возможность (используя свой клинический опыт) перейти в пространство воображаемой реальности ("surplus reality"). В этом пространстве могут разворачиваться события, которые никогда не происходили, и звучать слова, которые до сих пор никто никогда не слышал (например, переживание человеком материнского внимания и заботы в процессе психодраматического действия, тогда как его детские годы, проведенные в семье, были наполнены болью и отчаянием, связанными с родительским произволом), или происходит проигрывание ситуаций, которые уже никогда не возникнут в будущем (например, когда протагонист разговаривает с отцом, умершим много лет назад, или встречается с человеком, с которым нет никакой возможности вступить в более близкие отношения.

На завершающей стадии психодрамы директор может вернуть драматическое действие к реальным отношениям (в сцену, где разыгрываются события сегодняшнего дня), то есть к началу сессии. В результате контакта с сильными чувствами, пережитыми им когда-то в прошлом, протагонист получает больше информации о своем собственном поведении, почерпнув ее из сцен своего прошлого. Это позволяет ему опробовать новые типы поведения и другие варианты выхода из тупика, в который в настоящий момент зашли его отношения.

Шеринг

По материалам книги Пола Холмса «Психодрама: вдохновение и техники»

Психодрама уже много лет пользуется популярностью среди психотерапевтов, которые проводят групповые тренинги. Различные техники и упражнения позволяют воспользоваться психодрамой в любой сложной ситуации. Ее разработчиком был Якоб Морено, который придумал основные понятия, виды и методы, о которых пойдет речь в интернет-журнале сайт.

Главными терминами являются:

  1. Ролевые игры и роли. В психодраме самой главной остается импровизация. Если в театральном разыгривании участники четко придерживаются своих ролей и написанных сценариев, то в психодраме каждый сам выбирает себе роль и отыгрывает ее так, как считает нужным. Роли выдаются, объясняются правила психодрамы, после чего участники переходят к импровизации в заданных рамках.
  2. Спонтанность. Человек должен вольно выражать свои эмоции и чувства. Спонтанность предполагает, что человек будет здесь и сейчас реагировать на ту ситуацию, которая с ним происходит. Неважно, что происходило в прошлом. На сегодня важна спонтанность, когда человек избавляется от своих страхов, неврозов и комплексов.
  3. Теле. Данное понятие подразумевает под собой двустороннее эмпатийное отношение между психотерапевтом, клиентом и другими участниками процесса. Здесь происходит перенос на другого человека качеств характера и отношения, сопереживание.
  4. Катарсис. Данное понятие используется в психодраме как активное переживание различных страдальческих эмоций с целью очищения и избавления от них.
  5. Инсайт. В результате психодрамы к клиенту должно прийти понимание чего-то важного. «Внезапное озарение» наступает после того, как человек проявил себя. Он понимает природу своих и . Теперь он понимает, что с ними необходимо делать.

Что это такое?

Что такое психодрама? Это психотерапевтическое направление, которое одновременно является и способом консультирования. Человек отыгрывает роль с другими участниками, что должно привести его к пониманию. Здесь разыгрывается определенная ситуация, драма, в которой человек может проявить себя, показать. Это позволяет психотерапевту более наглядно увидеть поведение и черты характера клиента, рассмотрев за ними причины появления.

Психодрама обычно проводится в группе. Однако существует и одиночная психодрама (монодрама). Клиент берет на себя определенную роль, которую потом отыгрывает. Здесь могут отыгрываться любые сцены из жизни: проблемы, сны, фантазии, реальные ситуации и пр. Самое главное – соблюдение спонтанности и импровизации, когда человек может проявить себя.

Психодрама помогает многое выявить:

  • Механизмы поведения человека в конкретных ситуациях.
  • Причины возникновения тех или иных поступков.
  • Способы реагирования.
  • Коррекция своего поведения.
  • Нарабатывание навыков, которые помогут в реальной жизни.

Метод психодрамы

Психодрама позволяет разыграть роль без вреда для своей психики. Здесь выделяют такие методы:

  1. Монолог – когда клиент выражает важные для себя мысли. По мере реагирования слушателей клиент может быстро перестраиваться и менять ход своих мыслей.
  2. Двойник – когда выбирается один участник, который будет «внутренним голосом» клиента. Сначала монолог начинает клиент. Как только он застревает в своей проблеме, двойник начинает ее развивать, выдвигать предположения, идеи, мысли. Двойник должен говорить от лица клиента, быть его «продолжением», «внутренним голосом».
  3. Обмен ролями – когда участники меняются ролями. Это позволяет занимать различные позиции, лучше понимать себя и других.
  4. Отображение – когда другие участники психодрамы копируют клиента, как они его видят. Это помогает посмотреть на себя со стороны.

Все методы перекликаются между собой. Сюда можно подключить другие методики:

  • Методика свечи – когда все участники по очереди выполняют ту или иную роль.
  • Разговоры при свечах – клиент поворачивается спиной к другим участникам и слушает, как они обговаривают его поведение и идеи.
  • Проекция будущего – клиент фантазирует, что возможно случится или будет в будущем.

Зарождением психодрамы занимался Я. Л. Морено, который наблюдал за детьми, которые разыгрывали различные сценки и роли в них. Здесь не было четко прописанного сценария. Все происходило спонтанно, что позволяло участникам проявлять свои истинные эмоции, переживания, лучше понимать собственные действия и менять их.

Психодрама используется как при коррекции поведения взрослых, так и с целью перевоспитания детей. Достаточно часто человек по мере жизни вынужден подавлять свои эмоции и желания, проявления и фантазии. Все это приводит к различным проблемам, с которыми потом трудно справиться. Психодрама позволяет полностью раскрыться, от чего-то избавиться, некие навыки приобрести, рассмотреть собственный потенциал.

Виды психодрамы

Психологи различных времен разрабатывали виды психодрамы. Рассмотрим их:

  • Биодрама – когда люди отыгрывают роли каких-то зверей. Эффективно, когда человек не способен на себя примерить роль другого индивида.
  • Кукольная драма – разыгрывание проблемной ситуации на куклах, чтобы отобразить все переживания и эмоции, которые могут происходить. Клиент просто за этим наблюдает.
  • Импровизация – когда отыгрывается некая ситуация без заранее продуманного сценария.

Самым важным в психодраме является не сам процесс игры, в которой участвует человек, а инсайт – когда клиент приходит к некоему пониманию, просветлению. Важен конечный результат, когда человек начинает замечать свои неадекватные эмоциональные переживания, понимать причины своего поведения, меняется и внутренне трансформируется, начинает применять новые навыки.

В психодраме выделяют 5 ключевых позиций:

  1. Протагонист – сам клиент, который и рассказывает о своей проблеме.
  2. Режиссер (фасилитатор) – психотерапевт, который помогает клиенту анализировать происходящее.
  3. Вспомогательные «Я» — другие участники процесса, которые отыгрывают вспомогательные роли.
  4. Зрители – участники, которые не участвуют в сцене, однако принимают участие в обсуждении по окончании.
  5. Сцена – место, где проводится психодрама.

Психодрама Морено

Основоположником психодрамы является Я. Морено, который четко разделил театральное представление от психотерапевтического сеанса. В психодраме самой главной является импровизация, когда участники сами не знают, как будут разворачиваться события и к чему они приведут. Роли распределяются между теми, кто их сам выбирает. Создается определенная ситуация. Как и что будут делать участники, уже зависит исключительно от них.

Главное – психотерапевт перед проведением сеанса разъясняет правила и основные этапы психодрамы, которых должны придерживаться участники.

  1. Первая стадия – настрой участников на нужный лад. Здесь психотерапевт поощряет их спонтанность и естественные проявления эмоций, подталкивает на раскрепощенность в действиях и чувствах, заостряет внимание на решении проблемы в нынешней ситуации. Чем быстрее участники раскроются и начнут вести себя естественно, тем быстрее можно будет отыграть ситуацию и разобрать ее.
  2. Вторая стадия – разыгрывание сцены. Сначала распределяются роли, клиент коротко объясняет проблемную ситуацию, которая задает лишь тон, но не указывает на то, как все должно происходить. Психотерапевт лишь внешне наблюдает и вмешивается по необходимости, позволяя игре происходить спонтанно.
  3. Третья стадия – завершающая. Здесь все участники по собственному желанию анализируют и обсуждают увиденное в сцене. Каждый выдвигает идеи, свои предположения, чтобы более подробно и с разных сторон увидеть проблему, ее решение.

Техники психодрамы

В процессе психодрамы используются различные техники, которые применяются по необходимости:

  • Представление себя – выдача информации о себе, проблеме, других участниках ситуации. Здесь клиент сам решает, что раскрывать и о чем говорить.
  • Проигрывание роли, которую может отыгрывать как клиент, так и другие участники.
  • Двойник.

Основными направлениями психодрамы являются:

  1. Библодрама – отыгрывание ситуаций из Библии, где отображены основные конфликтные события между людьми.
  2. Монодрама – черты личности отображаются не человеком, а предметами.
  3. Аксиодрама – отображение основных ценностей человека.
  4. Социодрама – отыгрывание ситуаций, с которыми сталкивается большая часть людей.
  5. Play-back-театр – отыгрывание ситуации человека, который при этом занимает позицию простого зрителя.
  6. Драматерапия – разыгрывание различных сюжетов из литературы.

Тренинг психодрамы

Тренинг психодрамы состоит из 3 стадий и различных упражнений. На каждом этапе могут использоваться различные упражнения, которые помогают в достижении цели психодрамы.

На этапе разогрева могут использоваться медитативные техники и телесные упражнения. Деятельный этап уже подразумевает спонтанную игру всех участников. На завершающем этапе должен произойти инсайт-в действии – понимание происходящей ситуации и нахождение решения проблемы.

Упражнения психодрамы

Другими упражнениями психодрамы могут быть такие:

  • «В автобусе». Создается два круга участников: один – безбилетные пассажиры, второй – контролеры. Каждый должен привести свои доводы и победить. Здесь участники проявляют свои личностные качества.
  • «В магазине». Участники разбиваются на продавцов и покупателей, отыгрывая различные конфликтные ситуации, которые обычно случаются в жизни в магазинах.
  • «Семья». Один участник инсценирует типичную ситуацию из своей семьи, распределяя роли между остальными. Затем он просто смотрит на происходящее со стороны.
  • «Монолог с двойником». Человек словами и жестами передает свои переживания, после чего двойник передает их своими жестами и мимикой.

Итог

Когда человек может в безопасной для себя обстановке разыграть проблемную ситуацию или посмотреть на нее со стороны, у него нередко возникает озарение. Он начинает видеть собственные ошибки, понимать происходящее и внутри трансформироваться. Итог становится поразительным, поскольку при этом человеку не приходится себя ломать, изнурительно настраивать. Все происходит естественно и спонтанно.

Психодрама помогает в решении многих жизненных проблем, которые возникают с другими людьми. Человек может не проявлять эмоций, не позволять себе совершать действий, принижать значение собственного потенциала. Все это негативно сказывается на его психическом состоянии, когда он комплексует, нервничает, беспокоится.

Психодрама создает безопасную обстановку и отображает реальную ситуацию, в которой человек не может разобраться, пока находится внутри нее со всеми своими переживаниями и эмоциями.