Царица Савская. О ее красоте ходят легенды. Одна из них рассказывает о том, как царь Соломон был настолько потрясен ее красотой, что не мог глаз отвесть. Но наряду с этим все тот же царь Соломон, полагая, что столь изысканная красота есть признак дьявольщины, решил проверить, какие у царицы ноги.
Юг Аравийского полуострова и побережье Персидского залива наряду с Двуречьем и долиной Нила считаются древнейшими очагами цивилизации. Уже в IV тысячелетии до н.э. здесь жили аравийцы, которые в основном были семитами и говорили на языках, близких и понятных народам Палестины и Сирии.
Среди аравийцев долго сохранялись первобытные верования: обожествления небесных светил, камней, источников, деревьев. Сама природа Аравии - необъятные безжизненные пустыни и долины, палящий зной днем и нестерпимый холод ночью, внезапно налетающие бури, миражи и коварные песчаные бездны, способные поглотить целые караваны, - порождали фантастические поверья о злых и добрых джинах, духах и прочих чудесах. Со временем эти представления прочно вошли в мир арабских сказок и преданий.
Три тысячелетия назад на территории современных Омана и Йемена существовали древнейшие государства, в их числе Сабейское царство, где правила легендарная царица Савская. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. Имя легендарной царицы упоминается и в Ветхом Завете, и в Коране, но тем не менее подлинных сведений о ней крайне мало. В мусульманских легендах имя царицы Савской - Билкис. Известно, что ее отец служил, по-нынешнему говоря, премьер-министром в загадочном царстве Офир. Скорее всего, Билкис получила полномочия царицы только на время своего путешествия в Израиль. Согласно ветхозаветному преданию, царица Савская, услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только "загадки загадывать": через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: "Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала".

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась нехорошая история, которая описана в одной из книг Талмуда - "Мидраше". По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол. Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская, переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но в""есьма не привлекательными - они были покрыты густыми волосами. Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул: он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.
Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила мальчика. Ему, как потом оказалось, была уготована славная судьба. Они, а вернее Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.





by Записки Дикой Хозяйки

В Библии царь Соломон разгадывает все загадки царицы Савской . Но кто была эта таинственная женщина из глубин Аравии? И кто такие фалаша, называющие себя ее потомками?

Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. В современной западной культуре она олицетворяет тайны и соблазны загадочного Востока.

Царица Савская упоминается в Библии, но тоже без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа - Царица Юга - и занимает такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками считали себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаисты - фалаша.

Древнейшим упоминанием о царице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. Узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), царица Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит - упоминается лишь о том, что царь все их разгадал.

Фольклорные версии вопросов существуют: они касаются способов нахождения различий между предметами и некоторых сторон физиологии человека. Царица Савская , например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусственная. Мудрец призвал на помощь пчел. Другой вопрос звучал примерно так: семь выходят, девять ждут, двое смешивают питье, один пьет. Царь сообразил, что это соответственно менструация (неделя), беременность (9 месяцев), материнские груди и сосущий их младенец.

Сейчас почти точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова, где сейчас Йемен. В легендах агады государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны.

Согласно ветхозаветному преданию, Царица Савская , услышав о славе царя Соломона, пришла в Иерусалим испытать его загадками и изумилась его мудрости. Конечно, Билкис приехала не только «загадки загадывать»: через вассальные Израилю территории проходила Дорога благовоний - путь из Сабы в Египет, Финикию и Сирию. Для того чтобы договориться о свободном проходе караванов, она и привезла столь щедрые подарки. Так что царица преодолела 2000 км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства.

Библия отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения. Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулась домой.

В Библии красочно рассказывается о впечатлениях царицы Савской от общения с Соломоном: «Верно то, что я слышала в земле своей о делах и мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои. И вот, мне и вполовину не сказано - мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала».

Сама Билкис была столь красива и царственна, что Соломон тоже был очарован молодой царицей. Но во время одной из ее первых встреч с израильским царем приключилась история, которая описана в одной из книг Талмуда – «Мидраше». По убеждениям древних семитов, одна из характерных черт дьявола - козлиные копыта. Соломон опасался, что под обличьем прекрасной женщины в его гостье скрывается дьявол.

Чтобы проверить, так ли это, он построил павильон со стеклянным полом, запустил туда рыбок и предложил Билкис пройти через этот зал. Иллюзия настоящего бассейна была столь сильна, что царица Савская , переступив порог павильона, сделала то, что инстинктивно делает любая женщина, входя в воду, - приподняла платье. Всего лишь на мгновение. Но Соломон успел увидеть тщательно скрываемое: ноги царицы были человеческими, но весьма непривлекательными - они были покрыты густыми волосами.

Вместо того чтобы промолчать, Соломон громко воскликнул, что он не ожидал, что у столь красивой женщины может быть такой недостаток. Эта история встречается и в мусульманских источниках. И все же, когда Билкис впервые появилась перед Соломоном в сопровождении всей своей свиты, десятков полуобнаженных девушек в подарок царю и двух охранявших ее пантер, он был поражен и не смог устоять перед ее красотой и величием.

Говорят, что и тысяча женщин спустя много лет не помогла Соломону забыть ее. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что Билкис беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Ему была уготована славная судьба. Соломон и царица Савская, считаются в эфиопских преданиях родоначальниками трехтысячелетней династии императоров Абиссинии.

Это древнее родство с Домом Давидовым позволило императорам Эфиопии со средних веков до падения монархии в 1974 г. использовать в качестве национальных символов Иудейского льва и шестиконечную звезду, напоминающую о звезде Давида.

Но потомками Соломона и царицы Савской считали себя не только правители Эфиопии. Местные иудаисты, фалаша, называют себя Домом Израилевым и ведут свой род от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать Африку вместе со своим сыном Менеликом.

Истинное происхождение фалаша не вполне ясно. Вероятно, это потомки еврейских купцов, прибывших в Эфиопию через Аравийский полуостров до того, как примерно в 600 г. до н.э. их соотечественники были угнаны в вавилонский плен. Это может объяснить, почему религиозные традиции фалаша несколько отличаются от ортодоксального иудаизма. Например, они не признают Талмуд и другие, более новые священные книги, и их версия Библии написана на их собственном священном языке гис, а не на иврите.

По этой причине иудаизм фалаша вызывал споры, пока Высший раввинат сефардов в 1972 г. не признал их правоверными евреями. Мир узнал о них только во время страшного сахельского голода в 1985 г., когда Израиль по воздуху переправил на «историческую родину» 20000 своих единоверцев из лагерей беженцев в Эфиопии и Судане.

Если в Африке царицу Савскую всегда чтили, то в других культурах и религиях отношение к ней было совсем иное. Благородную царицу Ветхого Завета, равную великому правителю Израиля, некоторые легенды превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. В Иерусалим она будто бы прибыла не по доброй воле, а по приказу царя, вела развратную жизнь, и умудрилась соблазнить даже Соломона.

Почему же репутация царицы Савской так резко менялась? Возможно, это отражало переход от матриархата к патриархату - женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее образ и постарались смешать с грязью.

В иудейско-христианской традиции царь Соломон и царица Савская уважали друг друга. Она высоко ценила его мудрость, а он восхищался ее красотой и удовлетворял все ее просьбы. Однако в эфиопской мифологии Соломон выглядит не столь достойно. Воспылав к царице страстью, он решил добиться ее хитростью: обещал не домогаться взаимности, если она поклянется не брать у него ничего без спросу. А на ужин приказал подать пересоленную еду. Ночью страдавшая от жажды женщина напилась из стоявшего рядом с ложем кувшина. Соломон тут же обвинил ее в краже и принудил к сожительству.

Легенды свидетельствуют, что царица Билкис умела составлять эссенции из трав, смол, цветов и корней. Это одно из первых упоминаний об искусстве парфюмерии. Оно, кстати, тоже сильно секретилось.

Царица, оказывается, понимала еще толк в астрологии, укрощении, диких зверей и составлении любовных заговоров. На мизинце она носила колдовской перстень с камнем, называвшимся «астерикс». Современные ученые не знают, что это такое, а в те времена было само собой разумеющимся, что самоцвет предназначался философам и влюбленным.

Более поздние греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и величайшую мудрость. Она владела искусством интриг для удержания власти и была верховной жрицей некого южного культа нежной страсти...

Арабы добавляли, что она была еще и мастерицей в приготовлении лакомых блюд, хотя и могла во время путешествий утолять голод простым хлебом и сырой водой. Путешествовала на слонах и верблюдах. В торжественные моменты надевала золотую корону со страусовыми перьями. Свита ее состояла из черных карликов, а гвардия - из светлокожих высокорослых гигантов. Да и сама она не была смуглянкой. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги - предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона...

Итак, легенды и мифы рисуют нам и романтический, и реалистический образ царицы Савской - купца, дипломата, воительницы, умелой управительницы большого и процветающего края.

Греческие и римские мифы приписывали царице Савской неземную красоту и мудрость. Она владела многими разговорными языками, силой удержания власти и являлась Верховной жрицей планетарной Соборности. В её страну на Собор приезжали верховные жрецы со всех континентов для принятия важных решений, касавшихся судеб народов планеты.

Её царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом был обнесён орнаментированной стеной из цветных камней. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны, например, у стыка границ Намибии, Ботсваны и Анголы, у заповедника с озером Упемба (юго-восток Заира) и т.д.

Древнеписьменные источники сообщают, что она была из династии египетских царей, отцом был Бог, которого она страстно желала видеть. Ей были знакомы языческие идолы и предшественники Гермеса, Посейдона, Афродиты. Она была склонна к признанию чужих богов. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.

ЦАРИЦА САВСКАЯ

Царица Савская

Загадочная царица Савская хорошо известна по библейскому преданию, в котором речь идет о ее торжественной встрече с царем Соломоном. В исламском мире она почитается как могущественная царица Балькис, или Билькис, а в эфиопской традиции - как Махеда. В анналах древней истории из могущественных женщин-правительниц наибольшую популярность получила лишь Клеопатра, а о загадочной царице Савской известно так мало, что историки и археологи даже не уверены, существовала ли она на самом деле. Однако недавние археологические исследования пролили свет на эту загадочную историческую фигуру. В Библии, в Третьей книге Царств, царица Савская упоминается просто как «восточная царица». Нет никаких уточнений о ее происхождении, лишь рассказ о том, как царица, услышав о славе Саломона, покинула свой дом и отравилась с караваном, груженным специями, золотом и драгоценными камнями, в Иерусалим. Согласно библейскому преданию, она намеревалась удостовериться в правдивости молвы о мудрости Соломона, подготовив для него сложные вопросы. Пораженная его мудростью, величием царского двора, она вручила ему дорогие подарки, а Соломон предложил ей несметные сокровища и «все что она пожелает». Затем царица вернулась в родные края. Так вкратце изложена история о Соломоне и царице Савской в Библии. Однако рассказы о царице встречаются и в других источниках. В легендах иудеев и мусульман уже известная притча о Соломоне и Савской приукрашена некоторыми преимущественно фантастическими деталями. Иудейский историк Иосиф (I в.) считал, что Савская была царицей Египта и Эфиопии. В арабском фольклоре и Коране представлены более удивительные рассказы о царице Савской. Так, в Коране рассказывается о том, как от птицы удод Соломон узнал о богатом царстве, которым управляет некая царица, а его жители почитают Солнце. Царь Соломон вместе с птицей отправил той царице приглашение почтить его и заплатить дань, предупредив, что если она откажется, он уничтожит царство. Савская приняла столь странное приглашение и была обращена Соломоном в другую веру, приняв веру в одного истинного Бога.

Уже сотни лет ученые задаются вопросом, есть ли хоть доля правды в этих легендах. Главной проблемой является недостаток информации о царице Савской: ни во внебиблейских источниках, ни в исторических хрониках нет упоминаний об этой великой царице. Тем не менее во многих культурах появляется ее образ, поэтому сложно представить, что история о ней оказалась вымыслом. Современные археологи полагают, что если Савская была реальной исторической фигурой, то древними землями, которыми она управляла, могли быть Аксумское царство в Абиссинии (современная Эфиопия) или Савское (Сабейское) государство (современный Йемен), а возможно, и оба, ведь они отделены друг от друга лишь полосой Красного моря в 15 миль. Эго предположение основывается на том факте, что среди даров для Соломона был ладан, который растет лишь на землях этих двух царств и в расположенном неподалеку Омане. Что касается даты ее правления, ученые пришли к общему мнению, что это был 950 г. до н. э. Однако сохранились ли свидетельства того, что Сабейское государство и Аксум были богатыми царствами, которыми управляла удивительная царица, как об этом сказано в Библии? Сохранились данные о продаже благовоний и ладана на Ближнем Востоке и в Египте в III тысячелетии до н. э. Савское царство было процветающим торговым государством, контролировавшим караванные пути, по которым ладан и специи везлись через пустыню для того, чтобы заполнить ароматом храмы Средиземноморья и более отдаленных земель. Столицей Савского царства был Мариб, город, построенный на южной окраине Аравийской пустыни, в высохшей дельте Вади Адана. Жители этих засушливых земель в 750–600 гг. до н. э. построили плотину, с помощью которой удерживали воду, стекавшую во время муссонных дождей с гор, орошали ею земли вокруг города и выращивали зерновые.

В 2002 г. автор документальных фильмов, фотограф и археолог-любитель из Лос-Анджелеса Николас Клэпп опубликовал работу «Шеба: Через пустыню на поиски легендарной царицы». Клэпп выдвинул гипотезу о том, что царица Савская была известной в Йемене царицей Билькис. Она правила в Савском царстве, которое, пожалуй, было самым восхитительным и процветающим из пяти древних государств тех времен на юге Аравийского полуострова. Клэпп также полагал, несмотря на библейское описание, что Савская в действительности была правителем более могущественным, чем Соломон, который, по мнению ученого, был скорее правителем местного значения. Причиной долгого пребывания в пути, который проделала Билькис со свитой к Иерусалиму, были важные переговоры о налаживании торгового пути, проходившего через земли Соломона. Предполагалось, что царь будет содействовать торговле привозимыми издалека специями и ладаном. Таким образом, поездка Савской в Израиль (описанная в Библии) может быть интерпретацией воспоминания об одной из первых крупнейших торговых миссий в мировой истории.

В честь Билькис был назван храм, не так давно обнаруженный в девяти милях от руин столицы Савского царства Марибы. Храм Билькис, или Храм бога Луны, по словам главы проекта, профессора археологии из университета Калгари доктора Билла Гланзмана, был священным местом. В 1200 г. до н. э. - 550 г. н. э. сюда приезжали пилигримы со всей Аравии. Этот огромный яйцеподобный храм составлял в окружности около 900 футов, хотя большую часть древнего памятника ныне скрывают пески. Среди найденных там предметов были бронзовые и гипсовые статуи, а также большое количество костей животных, что указывает на проводившиеся в этом святилище жертвоприношения. Некоторые письменные свидетельства о Савском царстве сохранились в ассирийских текстах VIII–VII вв. до н. э… где говорится о царях Сабы Йатхиамаре и Карибииле в связи с выплатами и подарками Савского царства, в том числе драгоценными камнями. Эти дары напоминают те, которые Савская преподнесла царю Соломону. Однако речь идет о царях, а не царицах, и конкретных упоминаний о царице Савской здесь и вовсе нет. О ней не говорится и в многочисленных савских источниках, в том числе надписях из храма Билькис. Другой проблемой, касающейся происхождения библейской царицы, жившей в X в. до н. э., является то, что Саба, по-видимому, в это время была процветающим государством. Бесспорно, Соломон был известным и влиятельным правителем в истории того времени, но почему о царице Савской говорится только в связи с ним. Некоторым ученым библейский рассказ представляется выдуманным эпизодом, дописанным через сотни лет после правления Соломона, чтобы подчеркнуть славу великого царя и его легендарную мудрость.

У христиан Эфиопии, расположенной на противоположном от Сабейского государства берегу узкой полосы Красного моря (ныне Баб-эль-Мандебский пролив), есть предание, которое является частью исторического эпоса о царях «Кебра Негаст». В нем говорится, что эфиопы были потомками основателя эфиопской царской династии - сына царицы Савской и Соломона Менелика I. По преданию, Менелик ездил в Иерусалим, чтобы увидеться со своим отцом Соломоном, и тот умолял сына остаться и стать царем после его смерти. Менелик отказался от его предложения и тайно, под покровом ночи отправился домой, прихватив самую ценную царскую реликвию - ковчег Завета. Вскоре Менелик привез ковчег в Аксум, на севере Эфиопии, где он находится до сих пор в сокровищнице, во внутреннем дворе церкви Богородицы Марии Сионской. В книге «Кебра Негаст» говорится, что Махеда (как в ней именуется Савская) родилась в 1020 г. до н. э. в портовом городе Офире, о котором упоминается в Библии. Ученые полагают, что он находился в Йемене. Махеда получила образование в Эфиопии и, когда в 1005 г. до н. э. умер ее отец, стала царицей. На тот момент Махеде было 15 лет. Она правила страной 40 лет, хотя некоторые источники говорят о шести годах царствования.

В мае 1999 г. группа нигерийских и британских археологов в дождевых лесах Нигерии обнаружила массивные валы. Исследователи предположили, что в этих местах находился центр одного из наиболее известных африканских царств и возможное место захоронения царицы Савской. Сегодня памятник из Эредо является крупнейшим в Африке. Он представляет собой оградительный ров и земляную насыпь высотой 45 футов и протяженностью 100 миль. Местные жители говорят, что Биликису Сангбо (еше одно имя царицы Савской) построила в Эредо самое большое оградительное сооружение царства. Каждый год паломники съезжаются к этому месту, веря в то, что здесь находится ее могила. Эти земли имеют древнюю историю торговли золотом и слоновой костью и могут быть связаны с коммерческой деятельностью царицы Савской, однако сегодня нет прямых археологических и текстологических доказательств, связывающих имя Савской с Аксумом. Следует отметить, что хотя в легендах и упоминается имя царицы, на самом деле сооружение появилось через 1000 лет после предполагаемого времени ее правления в X в. до н. э.

Несмотря на сомнения археологов и историков относительно существования царицы Савской, образ властной, мудрой и красивой женщины уже сотни лет вдохновляет художников, рассказчиков и продюсеров на новые творения. Образ царицы Савской оказал большое влияние на искусство эпохи Возрождения, а позже и кинематограф, дав жизнь блестящим голливудским эпопеям. История царицы Савской была излюбленной темой кинематографа в течение всего времени его существования. Одними из самых известных картин стали: немой фильм Дж. Гордона Эдвардса «Царица Савская» (1921) с Бетти Блит в главной роли, в котором рассказывалось о несчастливой любви царя Израиля Соломона к царице Савской; кинолента «Соломон и царица Савская» (1959) с Юлом Бриннером и Джиной Лоллобриджидой в главных ролях; «Царица Савская и атомный человек» (1963), «Соломон и царица Савская» (1995), в котором впервые в исполнении Холли Берри создан образ темнокожей Савской.

На сегодняшний день, хотя и существует так маю данных, остается вероятность того, что царица Савская была реальным историческим персонажем, каким она предстает перед нами в Библии и в легендах более позднего времени. Безусловно, в Древней Аравии были могущественные женщины-правительницы. Возможно, дальнейшие исследования и раскопки на месте древнего царства Савского позволят найти сведения о той реальной женщине, скрывавшейся за образом Савской. А жители материковой Африки и Аравийского полуострова, игнорируя данные археологии и истории, как и 2000–3000 лет назад, до сих пор пересказывают легенду о царице Савской.

Из книги Хетты. Разрушители Вавилона автора Гёрни Оливер Роберт

2. ЦАРИЦА Еще одной специфической чертой хеттской монархии было весьма независимое положение царицы. Свой титул «таваннанна», произведенный от имени супруги царя Лабарны, царица получала лишь после смерти своей предшественницы. До тех пор пока оставалась в живых

Из книги Женщины на российском престоле автора Анисимов Евгений Викторович

Царица Екатерина красавицей не была – об этом говорят многочисленные портреты, дошедшие до нашего времени. В ней не было ни ангельской красоты ее дочери Елизаветы, ни утонченного изящества Екатерины II. Ширококостная, полная, загорелая, как простолюдинка, она казалась

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Царица Пальмиры Город Пальмира - жители, чьим родным языком был арамейский, именовали ее Тадмор - разбогател благодаря торговле, но своим существованием был обязан прежде всего воде. Находившиеся в ней источники и колодцы представляли собой большую редкость в

Из книги Русь, которая была автора Максимов Альберт Васильевич

Шамаханская царица "…и девица Шамаханская царица…" А.С.Пушкин. Сказка о золотом петушке Тамара царствовала с 1184 (по другим источникам - с 1181 года) по 1213 год. Этот период характеризовался тем, что Грузия достигла высокой степени феодального развития. В ее царствование был

Из книги По следам Ковчега Завета автора Скляров Андрей Юрьевич

Царь Соломон, царица Савская и Менелик «Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями;

Из книги 1185 год. Восток – Запад. Истоки. Мир ислама. Между двух миров автора Можейко Игорь

Царица и Поэт Для истории каждой страны 1185 год – мгновение в череде лет и событий. Заглянуть в это мгновение и сразу понять что-либо в нем, не будучи профессиональным историком, невозможно. Поэтому, преодолев очередной водораздел и оказавшись в долине следующей реки, мы

Из книги Рим и Карфаген. Мир тесен для двоих автора

Царица пиратов Неожиданно понесенным поражением этоляне преподали урок всем людям, что на будущее не следует взирать, как на свершившееся, что невозможно наперед возлагать верные надежды на то, что может кончиться неудачею, что нам, людям, необходимо во всех делах, а

Из книги Повседневная жизнь благородного сословия в золотой век Екатерины автора Елисеева Ольга Игоревна

Матушка-царица Одной из причин неприязни дворянского общества к Павлу было его нарочитое и грубое вмешательство в семейные дела - сферу частной жизни. В Екатерининскую эпоху процесс обособления частной жизни от служебной, государственной только начинался, благодаря

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Царица Савская Образ царицы Савской вдохновлял композиторов, художников и литераторов. В XX в. снято несколько кинолент о свидании царицы Савской с Соломоном; в одном из фильмов главную роль играет Джина Лоллобриджида. Однако Библия довольно кратко описывает встречу

автора Молева Нина Михайловна

Царица Александра Нет, она была не такой, как представлял ее А.К. Толстой, - богобоязненной, любящей, покорной воле брата, но и защищающей, как собственное дитя, «слабого головой» мужа. Те дни, которые приходят после его кончины, как свидетельствуют документы, открывают

Из книги От Великой княгини до Императрицы. Женщины царствующего дома автора Молева Нина Михайловна

Потаенная царица Неизвестный художник. Царица Марфа Матвеевна. Конец XVII - начало XVIII в.М.Ф. Апраксин… Собственно, начинать надо было с детства Петра I, когда в конце правления его старшего сводного брата Федора Алексеевича в царский дом вошла новая царица - Марфа

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

2. Царица Другая своеобразная черта хеттской монархии заключается в чрезвычайно независимом положении царицы. Ее титул таваннанна, образованный от имени ее прародительницы - жены царя Лабарны, наследовался только после смерти ее предшественницы. Поэтому до тех пор,

Из книги Книга 2. Меняем даты - меняется всё. [Новая хронология Греции и Библии. Математика вскрывает обман средневековых хронологов] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

13.4. Библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга 26а. БИБЛИЯ. «Царица Савская, услышав о славе Соломона… пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством… И пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем… И увидела царица Савская

Из книги Любовные утехи русских цариц автора Ватала Эльвира

Царица Евдокия Евдокия Лопухина, Авдотья Федоровна, как еще ее называют, дочь знатного боярина, на которой Петр I женился 28 января 1689 г. Бедная, несчастная, безропотная женщина. Всю жизнь провела по монастырям и темницам, проливая горькие слезы над своей горькой долей. За

Из книги В поисках ковчега Завета: По следам скрижалей Моисея автора Манро-Хэй Стюарт

ГЛАВА 2 ВЕЛИКИЙ МИФ: СОЛОМОН И ЦАРИЦА САВСКАЯ …Есть книга, имя ей Кибра Нагаст, и содержит она законы всей Эфиопии. Царь царей Йоханнес, царь Сиона Эфиопии ЛЕГЕНДА О НЕБЕСНОМ СИОНЕДорога, ведущая к ковчегу, начинается за тысячи лет до того, как императоры Аксума возвели

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

26. История обретения Истинного Креста Господня на флорентийской фреске XIV века Византийская императрица Елена, она же библейская царица Савская - это русская княгиня Ольга Задержимся немного на истории обнаружения Истинного Креста Господня ввиду важности данного

«Вот и ступила царица Савская на землю Израиля. Царь Соломон встретил ее с великими почестями и старался исполнить любое ее желание. Молва справедлива, — сказал Соломон своим советникам, — не видел я женщины прекраснее царицы Савской. Одно меня беспокоит: обратили ли вы внимание, что она никогда не обнажает ног?.. Даже подымаясь по лестнице, не придерживает она края платья, как это делают другие женщины. И, садясь в паланкин, первым делом задергивает полог. Что бы это могло значить?

Царь Соломон и мысли о царице Савской

Это свидетельствует о том, что царица Савская вовсе никакая не женщина, — сказали советники. — Хотя мать ее была женщина, но отец ее — демон. И хотя лицо ее прекрасно, но ноги ее — козлиные. Заставь ее приподнять край платья, и ты убедишься в справедливости наших слов.

Стал Соломон думать, как заставить царицу Савскую приподнять край платья. Подумал-подумал и велел выложить пол в одном из залов своего дворца голубым хрусталем. А когда работа была закончена, пригласил царицу зайти. Ступила царица на хрустальный пол, и показалось ей, что она ступила в воду. Подхватила она обеими руками край своего платья и обнажила свои ноги. Увидел Соломон ее ноги и рассмеялся: — Самые обыкновенные ноги! — воскликнул царь. — Вовсе не козлиные! Только немного волосатые.


Вспыхнула царица Савская и поклялась отомстить Соломону за его выходку.

Загадки царицы Савской

— Я вижу, — сказала царица, — ты любишь разглядывать то, что скрыто от глаз. В таком случае, я полагаю, ты не откажешься разгадать мои загадки. В них мудрость, скрытая от простаков.
— С удовольствием выслушаю твои загадки, — ответил Соломон, — и надеюсь, что с Божьей помощью разгадаю их.
— Вот первая загадка, — сказала царица. — Растет в поле, птицам на радость, рыбам на погибель. Богатому доставляет почести, бедному — позор. Покойнику служит украшением, живому — устрашением.
— Это лен! — тотчас отвечал Соломон. — Растет в поле, птицы себе на радость клюют его зерна, рыбы себе на погибель попадают в сплетенные из него сети. Богатому льняные одежды прибавляют почестей, а бедному от льняных лохмотьев один позор. Покойника льняной саван украшает, а живого льняная петля устрашает.


— Эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай другую: какая влага не падает с неба, не стекает с гор, бывает сладка, как мед, и горька, как полынь?
— Слезы! — отвечал царь. — Слезы не падают с неба и не стекают с гор. Бывают слаще меда, когда люди плачут от радости, и горше полыни, когда плачут от горя.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: какие подарки получила я от своей матери? Один родился в воде, другой — в земле.
— Не ошибусь, если скажу, что твоя мать подарила тебе вот это жемчужное ожерелье и вот этот золотой перстень. Жемчуг родится в воде, а золото — в земле.
— Верно, — сказала царица. — Слушай дальше: не движется, пока живо, но путешествует после смерти.
— Знаю! — ответил Соломон. — Это то, без чего ты не добралась бы до моих владений. Корабль не движется, пока стоит в лесу живыми деревьями, но после их смерти плавает по морям-океанам.


— И эту загадку ты разгадал верно, — сказала царица. — Послушай следующую: кого кладут в землю прежде смерти?
— Зерно! — отвечал Соломон.
— Кто не родится и не умирает?
— Господь Бог, да будет благословенно Его Имя.
— Что делать, — вздохнула царица, — все мои загадки ты разгадал. Осталась одна последняя. Посмотрим, как ты справишься с этой.

Последняя загадка царицы

Позвала она детей, которых привезла с собой из земли Савской. Вошли в зал шестьдесят детей, все одинакового роста, все одеты в одинаковые платья.
— Половина из них — мальчики, половина — девочки, — сказала царица. — Можешь ли ты указать, где мальчики, а где девочки?
— Нет ничего проще! — ответил Соломон.


Велел он принести мешок орехов и разбросать на полу перед детьми. Тотчас задрали мальчишки свои платья и стали — набивать орехами карманы штанов. А девочки принялись собирать орехи в подол.
— Вот мальчики, а вот девочки! — засмеялся царь. Увидела царица, что нет такой загадки, которую Соломон не мог бы разгадать.
— Ради твоей мудрости прощаю я тебе твою дерзость, — сказала и отдала царю Израильскому все, что привезла с собой на кораблях: и золото, и серебро, и драгоценные камни, и заморские ткани, и редкую древесину, и благовония.


И Соломон в свою очередь одарил ее многими подарками. Ни один из его гостей не был принят с таким почетом и ни один не гостил в Израиле так долго.»

С весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у неё на сердце. И объяснил ей Соломон все слова её, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.

И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил, и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем . И не могла она более удержаться и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей; но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала. Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царём, творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда ещё не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.

В ответ Соломон также одарил царицу, дав «всё, чего она желала и чего просила ». После этого визита, согласно Библии, в Израиле началось небывалое процветание. В год к царю Соломону приходило 666 талантов золота 2Пар. . В этой же главе описывается роскошь, которую смог позволить себе Соломон. Он сделал себе престол из слоновой кости, обложенный золотом, великолепие которого превосходило любой другой престол того времени. Кроме того, Соломон сделал себе 200 щитов из кованного золота и все сосуды для питья во дворце и в Храме были золотыми. «серебро во дни Соломона вменялось ни во что» (2Пар. ) и «превзошел царь Соломон всех царей земли богатством и мудростью» (2Пар. ). Такому величию, несомненно, Соломон обязан визиту царицы Савской. Примечательно, что после этого визита многие цари также желали визита к царю Соломону (2Пар. ).

Комментарии

Среди еврейских комментаторов Танаха существует мнение, что библейский рассказ следует толковать в том смысле, что Соломон вступил в греховную связь с царицей Савской, в результате чего сотни лет спустя был рождён Навуходоносор , разрушивший Храм , построенный Соломоном. (В арабских легендах она уже его непосредственная мать ).

В Новом Завете

Также ей была предана роль «приносящей души» далёких языческих народов. Исидор Севильский писал: «Соломон воплощает образ Христа, который воздвиг дом Господень для небесного Иерусалима не из камня и дерева, а из всех святых. Царица с Юга, которая пришла услышать мудрость Соломона, должна пониматься, как церковь, пришедшая из самых дальних границ мира, чтобы услышать голос Бога » .

Ряд христианских авторов считает, что приезд царицы Савской с дарами к Соломону является прообразом поклонения волхвов Иисусу Христу . Иероним Блаженный в своём толковании на «Книгу пророка Исайи » даёт следующее объяснение: как царица Савская пришла в Иерусалим послушать мудрости Соломона, так и волхвы пришли к Христу, который есть Божия премудрость .

Это трактовка во многом основывается на ветхозаветном пророчестве Исайи о поднесении даров Мессии , где он также упоминает страну Сава, и сообщает о дарах, аналогичных преподнесённых царицей Соломону: «Множество верблюдов покроет тебя - дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа » (Ис. ). Новозаветные волхвы также преподнесли младенцу Иисусу ладан , золото и мирру . Родство этих двух сюжетов даже подчёркивалось в западноевропейском искусстве, например, их могли помещать на одном развороте манускрипта, напротив друг друга (см. раздел В изобразительном искусстве ).

«Соломон на троне среди зверей».
Персидская миниатюра XVI в.

В Коране

Согласно мусульманской традиции Соломон узнаёт от птицы чибиса (удода , птицы ухдуд , Худ Худ ) о существовании царицы Балкис - правительницы сказочно богатой страны Саба, восседающей на троне из золота , украшенном драгоценными камнями , и поклоняющейся солнцу . Он пишет ей письмо со словами: «От слуги Бога, Соломона, сына Давида, (к) Балкис, Царице Шебы. Во Имя Бога всемилостивого. Мир да пребудет с тем, кто следует по пути истины. Не восставайте на меня, но придите и предайтесь мне ». Письмо передаёт царице та же птица, что рассказала Соломону о её царстве.

Получив письмо, Балкис испугалась возможной войны с Соломоном и послала ему богатые дары, которые он отверг, сказав что пошлёт войска, захватит её города и выгонит их жителей с позором. После этого Балкис решила сама приехать к Соломону, выразив этим свою покорность.

Перед отъездом она заперла свой драгоценный трон в крепости, но Соломон, повелитель джиннов, желая произвести на неё впечатление, с их помощью перенёс его в Иерусалим и, изменив его внешний вид, показал царице с вопросом: «Так ли выглядит трон твой? ». Балкис смогла узнать его, и была приглашена во дворец , построенный Соломоном специально для неё. Пол в нём был сделан из стекла , под которым в воде плавали рыбы (в другом русском переводе воды нет, а пол, как и сам, дворец был хрустальными ). Балкис, войдя во дворец, испугалась и, решив что ей надо будет идти по воде, подняла подол своего платья, оголив голени. После этого она произнесла:

«Царица Билкис и удод».
Персидская миниатюра, ок. 1590-1600

Таким образом она признала всемогущество Сулеймана и его Бога, и приняла истинную веру.

Комментаторы Корана трактуют эпизод с прозрачным полом во дворце Соломона, как уловку царя, желавшего проверить слух о том, что ноги Балкис покрыты шерстью как у осла . Та"алаби и Джалал ад-Дин аль-Махалли приводят версию, что всё тело Балкис было покрыто шерстью, а ноги имели ослиные копыта - что свидетельствовало о её демонической природе , таким образом, разоблачённой царём (см. раздел Ноги царицы Савской ).

Комментатор Корана Джалал ад-Дин утверждает, что Соломон хотел жениться на Балкис, но его смущала шерсть на её ногах. Другой комментатор - Аль-Бейзави пишет, что неизвестно, кто стал мужем Балкис, и предполагает что им мог быть один из вождей племени Хамдан, которому отдал её руку царь.

В легендах

Соломон и царица Савская

В библейском тексте нет ни слова о предполагаемой любовной связи Соломона и царицы Савской. Но подобная связь описывается в легендах. Из Библии известно, что у Соломона было 700 жён и 300 наложниц (3Цар. ), в число которых некоторые легенды включают и царицу Савскую.

Еврейские предания

В иудейской традиции существует немалое количество легенд на эту тему. Встреча Соломона и царицы Савской описывается в аггадическом мидраше «Таргум Шени » к «Книге Эсфирь » (к.VII - нач.VIII веков), экзегетическом «Мидраше Мишлей» к «Книге Притчей Соломоновых » (ок.IX века) , содержание которого повторяется в сборнике мидрашей «Ялкут Шимони » к «Паралипоменон » (Хроникам) (XIII век) , а также йеменском манускрипте «Мидраш Ха-хефец» (XV век). Историю царицы можно разделить на три части - первые две: «о послании к царице и удоде» и «о стеклянном поле и голенях царицы» в большинстве деталей совпадают с рассказом Корана (VII век); третья развивает тему встречи Соломона с царицей Савской и её загадок из лаконичного упоминания Библии в обширный и детализированный рассказ.

Как гласит еврейское предание , будучи повелителем зверей и птиц, Соломон однажды собрал их всех. Отсутствовал лишь удод (или «петух Бар»). Когда наконец его разыскали, он рассказал им о неком чудесном городе Киторе, где на троне восседает царица Савская:

Заинтересовавшийся Соломон послал птицу в сопровождении огромной птичьей свиты в Савскую землю с посланием к царице. Когда правительница вышла совершать религиозный обряд поклонения солнцу, как это светило затмила прилетевшая стая, и страну покрыли сумерки. Поражённая невиданным зрелищем царица разорвала свои одежды. В это время к ней подлетел удод, к крыльям которого было привязано письмо от Соломона. Оно гласило:

«От меня, царя Соломона. Мир тебе и мир вельможам твоим!
Ведомо тебе, что Господь царём-властелином поставил меня над зверями полевыми, над птицами небесными, над бесами, оборотнями, дьяволицами, и все цари Востока и Запада, Полудня и Полуночи приходят на поклон ко мне. Так вот, придёте вы по доброй воле с приветом ко мне и приму я тебя, царица, с почётом превыше всех царей пребывающих пред лицом моим; буде же не пожелаете и не придёте Соломона? Было бы ведомо вам: цари эти - звери полевые, колесницы - птицы небесные; духи, бесы и дьяволицы - легионы те, что задушат вас на ложах в жилищах ваших, а звери полевые на полях растерзают вас и птицы небесные склюют мясо с костей ваших».

«Прибытие царицы Савской» , картина Самуэля Коулмена

Прочитав письмо, царица разорвала оставшуюся одежду. Её советники рекомендовали ей не ездить в Иерусалим, однако она захотела увидеть такого могущественного повелителя. Загрузив корабли дорогостоящей древесиной кипариса , жемчугом и драгоценными камнями, она отправляется в путь, и достигает Израиля за 3 года (вместо обычных для этого расстояния 7 лет).

Царица Савская скачет в Иерусалим.
Эфиопская фреска

Царица Савская была красивой, блистательной и умной женщиной, (при этом, однако, ничего не сообщается о её происхождении и семье). Она, как и в библейском повествовании, прибыла в Иерусалим, чтобы побеседовать с Соломоном, о славе и мудрости которого она была наслышана от купца Тармина.

По её прибытии Соломон «оказал великие почести ей и возрадовался, и дал обиталище ей в своём царском дворце с собой рядом. И посылал он ей пищу для трапезы утренный и вечерней », а однажды «возлегли они вместе » и «спустя девять месяцев и пять дней как разлучилась она с Царём Соломоном… детородные муки объяли её, и породила дитя она мужеска пола ». Причём в рассказе присутствует мотив соблазнения - царь получает возможность разделить ложе с царицей, так как она нарушила обещание не трогать ничего из его имущества, выпив воды. В аксумитской легенде, другом варианте этого рассказа, царица прибывает в Иерусалим со служанкой, обе переодетые в мужчин, и царь догадывается об их поле по тому, как они мало едят за обедом, а ночью видит их лакомящихся мёдом, и овладевает обеими .

Македа дала сыну имя Байна-Лехкем (варианты - Уольдэ-Таббиб («сын мудреца»), Менелик , Меньелик ) и, когда тот достиг двенадцати лет, рассказала ему о его отце. В 22 года Байна-Лехкем «стал … искусен во всем искусстве военном и конном, а также в охоте и устроении западней для диких животных, и во всем, чему юношей учат по обыкновению. И сказал он Царице: „Пойду я взглянуть на лицо отца моего, и вернусь я сюда, коли будет на то Воля Бога, Господина Израилева“ ». перед отъездом Македа дала юноше перстень Соломона, чтобы тот смог узнать своего сына и «вспомнить слово её и завет её, что она заключила ».

По приезде Байна-Лехкема в Иерусалим, Соломон признал того своим сыном и ему были оказаны царские почести:

И обратился Царь Соломон к тем, которые возвестили о прибытии юноши, и сказал им: «Вы говорили, „похож на тебя он“, но это стать не моя, но стать Давида , отца моего, во дни его раннего мужества, меня же он много красивей ». И Царь Соломон восстал в полный рост, и прошёл в покои свои, и облачил он юношу в одеянье из ткани золотом вышитой, и в пояс из золота, и укрепил корону на голове его, и кольцо на персте его. И нарядив его в великолепное одеянье, взоры чарующее, он усадил его на престоле/троне своем, так что бы он пребывал в положении равном ему (самому).

Согласно «Кебра Негаст », Байна-Лекхем вернулся на родину к своей матери вместе с первенцами иудейской знати и вывез из Иерусалимского храма Ковчег Завета , который по утверждениям эфиопов, до сих пор находится в Аксуме в соборе Святейшей Девы Марии Сиона. После возвращения сына царица Макеба отказалась от престола в его пользу, и тот устроил в Эфиопии царство по подобию израильского, введя в стране иудаизм в качестве государственной религии и отказавшись от наследования по женской линии, а уставив патриархат. До настоящего времени в Эфиопии сохранилась община «фалашей » - эфиопских евреев, которые считают себя потомками иудейской знати, переселившейся в Эфиопию вместе с Байна-Лекхемом. «Кебра Негаст» утверждает, что Менелик был первенцем Соломона, его старшим сыном, и поэтому Ковчег (и благодать, прежде пребывавшую над народом Израильским) увёз по праву первородства.

Царская династия эфиопских царей Соломонидов, основанная Байна-Лекхемом, правила страной до конца X века , когда была свергнута легендарной эфиопской воительницей Эстер. Как гласит официальная история, древняя линия, тем не менее, тайно продолжалась, и была восстановлена на троне в царём Йеконо Амлаком. Последний император Эфиопии Хайле Селассие I относил себя к династии Соломонидов и считал себя 225-м потомком царицы Савской.

Существует народная легенда, рассказывающая о том, что от служанки царицы, с которой Соломон также возлёг, у него родился сын Заго, который вырос вместе с Менеликом и был глуповатым, ограниченным, а также выполнял постоянную функцию «мальчика для битья», антагониста героя-эфиопского царя.

В арабской литературе

В XII веке арабский летописец Нашван ибн-Саид создал произведение под названием «Химьяритская книга царей», которая являлась романизированной генеалогией савейских царей. Там правительница зовётся Билкис и имеет своё собственное место в родословном древе - её мужем является савейский князь Ду Таба (другое имя Манхен-эль ), а отец носит имя Хадхад и является потомком дома царей Тобба, воплощавших героическую эпоху савейской истории (его предшественники дошли до Индии и Китая с отрядами солдат-савейцев, от которых, по преданию, произошли тибетцы). Потомком Билкис является царь Асад . В данном тексте прослеживается ностальгия по величию прошлого, а также интонация тщеты всего сущего. Также там фигурирует рассказ о волшебном происхождении царицы: её отец, отправившись на охоту, заблудился, преследуя газель , и попал в волшебный город, населённый духами, во владении царя Талаб-ибн-Сина. Газель превратилась в дочь царя, Харуру, и вышла замуж за Хадхада. Исследователи отмечают связь персонажей этого сюжета с доисламскими звериными культами Аравии: отец царицы Хадхад близок к птице удоду (Худхуду), дед Талаб - с III в. до н. э. известен как связанное с луной божество, чьё имя переводится как «горный козел», а мать прямо является газелью-оборотнем .

«Соломон и царица Савская» , деталь. Османский мастер, XVI в.

В народном романе «Семь тронов» персидского писателя Джами в главе «Salaman va Absal» присутствует небольшое эссе на тему неверности женщин, и царица Савская признается в свободном взгляде на половые отношения: «Никогда, ни ночью, ни днём, не пройдёт мимо меня юноша, кому бы я вслед страстно не посмотрела» . А Низами осуждает дурные привычки Сулеймана и Билкис, рассказывая об их женитьбе и рождении парализованного ребёнка, который мог быть исцелён лишь при условии, что царственная чета откроет Аллаху свои тайные желания. Царица признаётся, что хочет обмануть своего супруга, а царь - в том, что несмотря на огромные богатства, вожделеет чужие богатства. Мораль сочинения - получение спасения после исповеди .

Персидский писатель и мистик Джелаледдин Руми (XIII век) в 4-й книге «Месневи» (поэтического комментария к Корану) повествует о визите царицы с огромным богатством, которое кажется ничтожным по сравнению с владениями Сулеймана. Основная мысль - настоящий подарок состоит в почитании Аллаха, а не в золоте, поэтому Сулейман ждёт от царицы в качестве подарка «её чистое сердце». А персидский поэт Хафиз , наоборот, создаёт эротически-мирской образ Билкис.

В некоторых арабских текстах имя царицы - не Билкис, а Балмака, Ялмака, Ялааммака, Иллумку, Алмака и т. д.

Загадки царицы Савской

В еврейской традиции

Царица Савская, несмотря на не очень учтивый приём Соломона, стремится выполнить свою миссию. Она предлагает царю загадки: «Отгадаешь - я признаю мудрецом тебя, не отгадаешь - я буду знать, что человек ты самый обыкновенный» .

Список загадок, частично пересекающихся друг с другом, содержится в нескольких еврейских источниках:

В христианской традиции

Суламита и Невеста Христова

Волшебница и сивилла

В средневековой европейской литературе, возможно благодаря созвучию, возникло отождествление царицы Савской с легендарной пророчицей античности - сивиллой . Так, монах Георгий, византийский летописец IX века , пишет, что греки называют царицу Савскую Сивиллой . При этом имеется в виду Сивилла Сабская , которую Павсаний упоминает как пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины , в Сирийских горах; а римский софист III века Элиан называл Еврейской Сивиллой . Николай Спафарий в своём труде «Книга о сивиллах » (1672 год) посвятил отдельную главу Сивилле Сабе . В ней он приводит известную средневековую легенду о Крестном Древе и, ссылаясь на Исидора Пелусиота , пишет: «эта царица пришла как премудрая сивилла увидеть премудрого царя и как пророчица предвидела через Соломона Христа ». Древнейшее изображение царицы Савской в качестве сивиллы имеется на мозаике западного фасада базилики Рождества Христова в Вифлееме (320-е годы).

В западных легендах о царице Савской, вошедших в предание о Животворящем Кресте в составе «Золотой легенды » , она превратилась в волшебницу и пророчицу , и получила название Regina Sibylla .

Царица и Животворящий Крест

Согласно «Золотой легенде» , когда волшебница и сивилла царица Савская нанесла визит Соломону, по пути она преклонила колени перед брусом, служившим мостом через ручей. По легенде, тот был сделан из дерева, проросшего из ветви Древа познания Добра и Зла , вложенной в рот Адама при его погребении, а впоследствии выброшенной при строительстве Иерусалимского храма .

Поклонившись ему, она предрекла, что Спаситель мира будет повешен на этом древе, и оттого царству иудеев придёт разорение и конец.

Затем вместо того, чтобы ступать по дереву, она босая перешла ручей вброд. Как рассказывает средневековый теолог Гонорий Августодунский в своём произведении «De imagine mundi» (Об образе мира ), в тот момент, когда она ступила в воду, её перепончатая нога превратилась в человеческую (заимствовано из арабских легенд).

Испугавшийся Соломон, по легенде, приказал закопать брус, однако тот, спустя тысячу лет, был найден и пошёл на изготовление орудия казни Иисуса Христа .

В русском апокрифе «Слово о Крестном Древе » ( -XVI века) сивилла, придя посмотреть на выброшенное Соломоном древо, села на него и была опалена огнём. После этого она изрекла: «О тръклятое дрѣво », а народ, стоявший рядом, воскликнул: «О тръблаженое дрѣво, на немже распятся Господь! ».

В русских апокрифах

Рассказ о рождении царицы, её воцарении, визите в Иерусалим и зачатии сына (эфиопский «комикс»)

Как сивилла, она проникла и в древнерусскую православную литературу об этом событии: «Егда же царица Савска, именем Никавля, едина от древних пророчиц, сивилл глаголемых, прииде во Иерусалим слышати Соломонову премудрость ». Вариант имени царицы взят из версии Иосифа Флавия , пересказавшего историю визита в «Иудейских древностях », где он называет её правительницей Египта и Эфиопии и именует Никавлою (греч. Nikaulên, англ. Nicaule) .

Наиболее подробно история встречи царя Соломона и царицы Савской содержится в апокрифическом сочинении «Суды Соломоновы », которое получило широкое распространение с конца XIV века в составе «Толковой Палеи », содержащей множество ветхозаветных апокрифов. Подобные рассказы о Соломоне находились под запретом, хотя сама «Палея» при этом считалась книгой истинной. Сходство русских сказаний о Соломоне со средневековой европейской и талмудической литературой и языковые особенности текста свидетельствуют о том, что они были переведены с еврейского оригинала. Перевод еврейских мидрашей на русский язык относят к первой половине XIII века .

«Суды Соломоновы » сообщают, что «Была Южская царица иноплеменница по имени Малкатошка. Пришла она испытать Соломона загадками ». Русская форма имени царицы Малкатошка (в некоторых рукописях Малкатошва ) созвучна еврейскому Малкат Шва и, по всей видимости, является заимствованной. Царица привезла Соломону в дар 20 кадок золота, и очень много зелий, и дерево негниющее . Встреча Соломона и царицы Савской описывается следующим образом:

Были там мостки из олова. Ей же показалось, будто в воде сидит царь. (Она), приподняв одеяния свои, навстречу ему пошла. Он же (Соломон) увидел, что прекрасна она лицом, тело же её (покрыто) волосами. Волосы эти околдовывают мужчину, пребывающего с ней. И повелел царь мудрецам своим, чтобы они приготовили баночку с зельем - помазать тело её, чтобы выпали волосы.

В упоминании о волосах на теле царицы прослеживается аналогия с арабскими легендами.

Как и в еврейских преданиях, царица испытывает Соломона загадками, перечень которых также приводится в «Судах Соломоновых »:

  • Соломону необходимо было дважды разделить прекрасных отроков и отроковниц, одетых в одинаковую одежду, на юношей и девушек. Первый раз Соломон приказал им умываться, и юноши делали это быстро, а девушки медленно. Во второй раз он приказал принести овощи и насыпать перед ними - «отроки начали класть (их) в полы (одежды), а девицы в рукава »;
  • Савская попросила Соломона отделить обрезанных мужчин от необрезанных. Решение Соломона было следующим: «Царь же приказал принести венец святой, на котором написано имя Господне. С его помощью у Валаама была отнята способность колдовать. Отроки обрезанные стояли, а необрезанные пали ниц пред венцом ».

Кроме загадок царицы Малкатошки «Суды Соломоновы » приводят диспут мудрецов, привезённых ею с мудрецами царя Соломона:

  • Загадали мудрецы её хитрецам Соломона: «Есть у нас колодец вдали от города. Мудростью своей угадайте, чем можно перетащить его в город? » Хитрецы же Соломоновы, поняв, что этого не может быть, сказали им: «Сплетите из отрубей верёвку, а мы перетащим колодец ваш в город ».
  • И снова загадали её мудрецы: «Если нива порастёт ножами, чем пожать её сможете? » Им ответили: «Ослиным рогом ». И сказали мудрецы её: «Где у осла рога? » Они же ответили: «А где нива родит ножи? »
  • Загадали и ещё: «Если загниёт соль, чем сможете её посолить? » Они же сказали: «Утробу мула взяв, ею надо посолить ». И сказали: «Да где мул рожает? » Они же ответили: «Где соль гниёт? »

Тождественность содержащихся в русских апокрифах легенд еврейским и эфиопским рассказам довершает упоминание о любовной связи царицы и Соломона: «Хитреци же и книжници молвяхуть, яко съвъкуплятся есть с нею. Заченши же от него и иде в землю свою, и роди сынъ, и се бысть Навходоносоръ» .

Демонизация образа

В еврейских преданиях послебиблейской эпохи и тесно связанной с ними мусульманской литературе можно проследить постепенную демонизацию образа царицы Савской, испытывающей царя Соломона. Этот демонизированный образ опосредованно проникает и в христианскую традицию. Целью библейского повествования является прежде всего прославление мудрости Соломона и процветания управляемого им Израильского царства . Мотив противостояния царя-мужчины и царицы-женщины практически отсутствует. В то же время, в позднейших пересказах этот мотив постепенно становится ведущим, а вскользь упомянутое в Библии испытание загадками превращается, по мнению ряда современных интерпретаторов , в попытку поставить под сомнение богоданный патриархальный строй мира и общества. Образ царицы приобретает при этом отрицательные, а иногда и откровенно демонические черты - к примеру, волосатые ноги (см. ниже). Возникает мотив соблазнения и греховной связи, от которой рождается разрушитель Храма Навуходоносор (см. раздел Отношения с царём Соломоном ). А серебро, которое привезла царица в подарок Соломону, в итоге идёт на тридцать сребреников Иуде Искариоту .

Образ царицы имеет отношение и к легендарной демонице Лилит . Впервые их образы связываются в «Таргуме к книге Иова » (Иов. ), где сказано, что Лилит мучила Иова, приняв обличье царицы Савской. В этом же таргуме «на них напали савеи» переведено как «на них напала Лилит, царица Змаргада» (Изумруда). В одной из арабских легенд Соломон также подозревает, что в образе царицы ему явилась Лилит. Один из поздних каббалистических трактатов утверждает, что царица Савская испытывала Соломона теми же загадками, которыми Лилит соблазнила Адама . Известен и рассказ о том, как приняв облик этой царицы, Лилит соблазнила бедняка из Вормса .

Средневековые каббалисты верили, что царицу Савскую можно вызвать в качестве злого духа. В заклинании XIV века для этой цели даются следующие рекомендации: "…Если хочешь увидеть царицу Савскую, то достань один лот золота в аптеке; затем возьми немного винного уксуса , немного красного вина и смешай все вместе. Намажься тем, что получилось, и произнеси: «Ты, Царица Савская, явись… в полчаса и не причини вреда или какого ущерба. Заклинаю вас, тебя и Малкиеля, именем Тафтефила. Аминь. Села» . Кроме того, она считалась автором алхимического трактата, который якобы начинался словами «После того, как я взошла на гору…» .

Ноги царицы Савской

Изображение человека с копытами. Гравюра из Нюрнбергской хроники

Некоторые из упомянутых ниже легенд предлагают свои, явно позднейшие, объяснения копыт у царицы:

  • История о нечеловеческой внешности царицы Савской имеется в арабской версии «Кебра Негаст », которая сообщает, что в глубокой древности Абиссинией (Эфиопией) правили принцессы царской крови (то есть царица Савская имела знатное происхождение от рождения):
  • В северной Эфиопии существует своя раннехристианская легенда, объясняющая демоническое происхождение ослиного копыта царицы Савской. Легенда приписывает ей происхождение из племени тигре и имя Этъе Азеб (то есть «Царица Юга», которой царица Савская называется только в Новом Завете). Её народ поклонялся дракону или змею, которому в качестве жертв мужчины приносили своих старших дочерей:

Царица Савская с копытом. Норманнская мозаика XII в., Собор Отранто, Южная Апулия

Когда подошла очередь её родителей, они привязали её к дереву, к которому дракон приходил за пищей. Вскоре туда пришли семеро святых и сели в тени этого дерева. На них упала слеза девушки, и когда они посмотрели вверх и увидели её привязанной к дереву, то спросили её, человек ли она, и отвечая на их дальнейшие расспросы, девушка им рассказала, что её привязали к дереву, чтобы она стала жертвой дракона. Когда семеро святых увидели дракона… они ударили его крестом и убили. Но его кровь попала на пятку Этье Азеб, и её ступня превратилась в ослиное копыто. Святые развязали её и велели возвращаться в деревню, но люди прогнали её оттуда, решив, что она сбежала от дракона, потому она забралась на дерево и провела там ночь. На следующий день она привела людей из деревни и показала им мёртвого дракона, и тогда они сразу сделали её своей правительницей, а своей помощницей она сделала девушку, подобную себе.

E.A.Wallis Budge, The Queen of Sheba and Her Only Son, Menyelek

В европейской христианской иконографии ноги превратились в перепончатые гусиные - как предполагают, возможно благодаря заимствованию атрибутов у языческой богини германцев Перхты, Берхты (Perchta) , обладавшей гусиными ногами. (Этот божество в века христианства интегрировалось в образ святой Берты , а также вероятно, послужило одним из истоков появления в европейском фольклоре Матушки Гусыни). Согласно другой версии, на образ рассказчицы сказок Матушки Гусыни повлияла непосредственно царица Савская-сивилла . Образ Королевы Гусиная Лапа был широко распространён в Южной Франции (Reine Pédauque , от итал. piede d’auca , «воронья лапа»), причём то, что речь шла именно о царице Савской, уже было предано забвению.

Мнения исследователей

Складывание библейского текста

Датировка повествования о царице Савской точно не выяснена. Значительная часть филологов-библеистов полагает, что ранний вариант истории о царице Савской возник до предполагаемой даты написания Второзакония анонимным автором, традиционно обозначаемым как Девтерономист (Deuteronomist , Dtr1 ) ( - гг. до н. э.), которым этот источник был переработан и помещён в Писание в составе книг, образующих так называемую девтерономическую историю. Многие исследователи считают, однако, что рассказ из Третьей книги Царств в его современном виде был составлен во время так называемой второй девтерономической редакции (Dtr2 ), произведённой в эпоху Вавилонского плена (около 550 года до н. э.). Целью рассказа представляется возвеличивание фигуры царя Соломона, который изображён правителем, пользующимся авторитетом и поражающим воображение других властителей. Следует отметить, что такое восхваление диссонирует с общим критическим тоном девтерономической истории по отношению к царю Соломону. Позже, этот рассказ был также помещён во Вторую книгу Паралипоменон (II Хроник), написанную уже в послепленную эпоху.

Гипотезы и археологические свидетельства

Исследователи отмечают, что визит царицы Савской в Иерусалим, по всей видимости, мог быть торговой миссией, связанной с усилиями израильского царя обосноваться на побережье Красного моря и этим подорвать монополию Сабы и других южноаравийских царств на караванную торговлю с Сирией и Месопотамией . Ассирийские источники подтверждают, что южная Аравия вела международную торговлю уже в 890 году до н. э., так что прибытие в Иерусалим времён Соломона торговой миссии некоего южноаравийского царства представляется вполне возможным.

Существует, однако, проблема с хронологией: Соломон жил приблизительно с по гг. до н. э., а первые следы монархии савеев появляются спустя примерно 150 лет.

В XIX веке исследователи И. Галеви и Глазер нашли в Аравийской пустыне развалины огромного города Мариб . Среди найденных надписей учёные прочитали название четырёх южно-аравийских государств: Минеа, Гадрамаут,