Сорокина Т.В., учитель-логопед ГБОУ д/с компенсирующего вида №2356 ЮАО г.Москвы.
Цель: Воспитание навыка чёткого произнесение звуков "Н" "Нь" в слогах, словах и предложениях. Развитие слухового и зрительного внимания, памяти. Развитие фонематического слуха, речи, мелкой моторики. Учить умению слушать друг друга и логопеда. Развитие ассоциативного мышления. Составление предложений по двум опорным картинкам. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Знакомство с буквой "Н". Чтение слогов с буквой "Н". Пополнение словарного запаса.
Оборудование: наборное полотно с буквами. Предметные картинки: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, луна, апельсин. Подносы с гречневой крупой. Наборы для звукового анализа. 4 пары картинок для составлений предложений. Таблицы слогов. Дидактическая игра "Слоговые домики".
Ход занятия.
. Организационный момент.Логопед: - Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки - догадайтесь сами.
Игра "Немое кино" - логопед беззвучно артикулирует - дети называют звуки: у, о, и, а, ы.
Дети, а какие это звуки?
Какой согласный звук мы знаем? (м, ...)
Чем отличаются гласные звуки от согласных?
. Знакомство со звуками "Н", "Нь". Характеристика звука.Какое слово говорят, когда погоняют лошадь? (но но но)
Какой звук вам знаком в этом слове?
А какой звук не знаете?
Можно пропеть звук "Н" ?
Что участвует в произнесении звука "Н"? (язык, зубы, губы)
Значит, звук "Н" согласный, твёрдый. А в слове конь - какой последний звук? (Нь).
Значит, звук "Н" бывает твёрдым и мягким.
. Игра "Где звук?". Определить место звуков "Н", "Нь" в словах: носки, ножи, носорог, санки, нитки, клубника, барабан, шина, апельсин.У детей по две картинки.
Поднимите картинки те, у кого твёрдый звук "Н" в словах.
Поднимите картинки те, у кого мягкий звук "Нь" в словах.
У кого звуки "Н", "Нь" - в конце слова.
В начале слова.
В середине слова.
. Звуковой анализ слова луна . Составление схемы слова.Дети составляют схему на столах, логопед на доске.
. Игра "Найди пару". Составление предложений по двум опорным картинкам.У детей по одной картинке: пианино, зонт, нос, бант.
На столе у логопеда картинки: ноты, дождь, мак, девочка.
Выйти к столу, подобрать картинку, подходящую по смыслу к своей картинке. Составить предложение.
Например: Зонт защищает людей от дождя.
. Знакомство с буквами "Н" "н". Показ буквы, рассматривание буквы.На что похожа буква "Н" ?
"На букве "Н" я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки".
У детей подносы с гречневой крупой. Написать букву "Н" на крупе.
. Игра "Слоговой домик". Чтение слогов по строчкам и столбикам.VIII. Пополнение словарного запаса. Чтение рассказа "Нос".
Послушайте рассказ про разные носы.
"У Пиноккио, из-за его длинного носа случилось много неприятностей. А животным носы спасают жизнь. Ими они вынюхивают еду и чувствуют запах своих врагов. Достают себе пищу, как дятлы, которые носом-клювом долбят больные деревья и вытаскивает оттуда вкусных гусениц.
У Рыбы-меч есть страшное оружие - свой нос, которым она протыкает свою добычу.
А у свиньи как нос называется? (правильно –“пятачок”) своим носом-пятачком она выкапывает корешки из земли. А во Франции свиньи своим носом-пятачком ищут для людей грибы - трюфели.
А какое животное своим носом-хоботом умеет сорвать плоды с дерева, поднять бревно, и облить себя водой, как из душа? (Правильно – это слон), а что ещё может делать слон своим носом-хоботом? (Варианты ответов – у детей)
Крючковатый нос-клюв попугая помогает ему лазать по деревьям и ловко щелкать орехи.
А в наших лесах живёт птичка – клёст. Он своим удивительным носом-клювом умеет лущить шишки и добывать из них вкусные семена.
В южных странах живут дикие куры, у которых нос-клюв - это измеритель температуры песка, куда они закапывают яйца. Чтобы вылупились птенцы, у песка должна быть определенная температура
У муравьеда нос – это ловушка для его любимой еды – муравьев.
Светлана Владимировна Дорохина
Тема: «Звук «Н» и буква «Н». Твердые и мягкие согласные звуки»
Цель : Познакомить со звуками (Н, (Нь, буквой Н .
Задачи : Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев руки, память.
Учить различать звуки Н и Н , составлять предложения из трех слов. Проводить звуковой анализ слова . Разгадывать ребусы.
Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать в паре, доводить начатое дело до конца.
Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.
Оборудование : карточки с буквами (А, О, У, И, Э, Ы, Ю, Я,Е,Ё, алфавит, карточки синего и красных цветов, буква Н , проектор.
Образовательные области : «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Безопасность» .
Ход занятия.
Воспитатель : Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и представимся. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.
Жили-были в городе звукинские звуки-невидимки . Волшебник подарил гласным звукам красные платья , а согласным-синие и зеленые . Звуки образовывали слова . Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно . И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы .
Буквы-значки , как бойцы на парад,
В строгом порядке построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется Алфавит.
(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом. Слайд №1)
Воспитатель : А к нам сегодня в гости пришли гласные буквы .
(Дети читают стихи.)
«А» (Слад №2)
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь ? Да.
Перед тобою буква «А» .
«Я» (Слайд №3)
Буква «Я» в конце стоит
Закрывает алфавит.
«О» (Слайд №4)
Видишь в дереве дупло,
Ну совсем, как буква «О» .
«Э» (Слайд №5)
Буква «Э» с большущим ртом
И огромным языком.
«Е» , (Слайд №6, №7)
«Ё» Буквы те , родные сестры,
Различать сестер так просто,
У одной есть две точки,
Словно к лесенке гоздочки.
«У» (Слайд №8)
Удобная буква , удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто .
«Ю» (Слайд №9)
Чтобы «О» не укатилось,
Крепко к палочке прибью.
Ой, смотрите, что случилось?
Получилась буква «Ю» .
«Ы» (Слайд №10)
А бедняжка буква «Ы»
Ходит с палочкой увы!
«И» (Слайд №11)
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил .
Сколько здесь дощечек? Три!
А какая буква ?«И» .
Воспитатель объясняет, что буквы «Я» , «Ё» , «Е» , «Ю» , «И» дружат только с мягкими согласными .
Давайте поиграем в «Цветочки» . Посмотрите у меня есть два необычных цветочка : один зеленый, а другой синий (Слайд № 12) . Каждый цветок с пятью лепесточками, кто знает? Почему? (Ответы детей.)
Один цветок зеленый, потому что звук (Н) мягкий согласный , а другой синий, потому что звук (Н) твердый согласный .
Произношение чистоговорок и выполнение штриховки.
На-на-на Но-но-но
На холме сосна. На дворе темно.
Ны-ны-ны Онь-онь-онь
На небе нет луны. Зажигай огонь.
У Наты и Нины сегодня именины.
Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.
Пальчиковая игра «Норка»
Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2) . То же самое проделать левой рукой.
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Обведение по контуру и печатание буквы
Выясняем, как правильно печатать букву . Обводим по контуру и печатаем. Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке.
Восполнение буквенного состава слов , звуковой анализ
Детям предлагается отгадать слово и вписать букву «Н» соответствующим карандашом. На экране выставляются слова : Нина, нитки, ноты, нос, коньки, окна.
В конце задания дети делают вывод : Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Работа над предложением
Составьте предложения, используя схему. У окна ___ Ната.
На столе___ноты. Ника___ на пони.
Гимнастика для глаз
Предьставтье,
мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу) .
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево) .
Слева елка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)
Разгадывание ребусов
Дети работают парами. Воспитатель раздает карточку с заданием. Ответы : ВороНа, ОСИна, наУКА (Задание : НА какой букве находится слог )
Физкульминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Игра «Найди лишнюю букву »
Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н» . Дети находят лишнюю букву . Почему буква «Н» лишняя?
Ответы детей. Буква «Н» согласная , а остальные гласные.
Игра «Найди слова со звуком «Н»
Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»
Итог занятия
Воспитатель : С каким звуком и буквой мы знакомились ? Буква «Н» какая? (согласная , она может быть твердой , мягкой , звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э) . А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И) .
Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.
Коррекционно-развивающие задачи.
Учить ребенка определять, далеко или близко находится звучащий объект, воспроизводить звукокомплексы различным по силе голосом.
Учить ориентироваться на листе бумаги.
Научить ребенка четко произносить звуки [Н], [Н"], дифференцировать их на слух и в произношении.
Учить ребенка удерживать в памяти ряд слов, находить пропущенное слово в ряду.
Познакомить ребенка с предлогами на, над, составлять предложения с этими предлогами.
Учить анализировать и преобразовывать слова.
Продолжать учить анализировать короткий текст, находить предложение с предлогами.
Задание 1 . Дидактическая игра «Далеко — близко» (развитие слухового внимания и силы голоса).
Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).
Дети кричат: АУ (тихо, громко). Лает собака: АВ (громко), ав-ав (тихо). Мяукает кошка, мычит корова, квакает лягушка и т.д.
Задание 2 . Взрослый учит ребенка ориентироваться на листе бумаги: показывает середину, верхние и нижние, правые и левые углы листа бумаги. Затем просит ребенка положить фишку на середину, в правый верхний угол, в левый нижний угол листа и т. д.
Задание 3. Взрослый показывает картинку с изображением дивана и просит ребенка договорить последний звук в слове: Это дива... (звук [Н] выделяется голосом).
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Н]:
губки свободны;
зубки видны, но не сомкнуты;
язычок кончиком прижат к верхним зубам;
воздух проходит через носик;
горлышко «работает».
Символ звука: погоняем лошадку: «Но...».
Характеристика звука: звук согласный, твердый, звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4. Фонетическое упражнение «Лошадки». Ребенок «скачет» на лошадке: «Но-но...» Затем он останавливается и «кормит» лошадку: «На-на...».
Задание 5. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н]»:
н, п, б, н, м, м, н...; на, па, ан, он, мы, ну...; Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.
Задание 6 . Повторить за взрослым слоговой ряд: на-но-ну-ны; ан-он-ун-ин...
Задание 7. Взрослый предлагает ребенку послушать и воспроизвести ряд слов (3—5 слов) со звуком [Н], при этом не меняя последовательности прослушанных слов.
Задание 8 . Ребенку предлагается из ряда нарисованных предметов (10 предметов) выбрать те, в названии которых есть звук [Н], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н].
Задание 10 . Подобрать слова-предметы к слову надеть: юбку, носки и т.д.
Задание 11 . Выучить чистоговорки:
На-на-на — лампа у окна.
Ну-ну-ну — саночки тяну.
Он-он-он — телефон.
Ан-ан-ан — это барабан.
Ин-ин-ин — это магазин.
Задание 12 . Знакомство с предлогами на, над.
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: посадить куклу на стул, положить книгу на диван, поставить чашку на стол... и объясняет значение предлога на, показывает схему предлога. Затем взрослый спрашивает: «Что ты сделал? (Посадил куклу на стол, положил книгу на диван...) Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (На)
Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие действия: поднять руку над головой, поднять куклу над столом... Затем взрослый объясняет значение предлога над, показывает схему предлога и спрашивает: «Что ты сделал? Над чем ты поднял руку?... Какой одинаковый предлог во всех этих предложениях?» (Над)
Составить предложения по картинкам:
Кот спит... (на окне).
Мальчик сидит... (на стуле).
Солнышко светит... (над домом).
Птица пролетает... (над деревом)...
Выбрать нужный предлог (на, над):
Самолет летит... лесом. Бабушка спит... диване.
Составить предложения по опорным словам.
Девочка, сидеть, стул, на. Птица, лететь, дерево, над.
Задание 13. Знакомство со звуком [Н"].
Подобрать родственные слова к слову небо (небосвод, небесный, небушко). Какой одинаковый первый звук во всех этих словах?
Символ звука: девочка грозит пальчиком: «Ни-ни!»....
Характеристика звука: согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 14. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н"]»:
нь, вь, пь, нь...; ви, ни, ань, акь...;
Нина, нитки, Кира, плетень, Вика, студень, огонек, собака.
Задание 15 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Н"], определить место звука в каждом слове (при затруднении использовать карточку и зеленый кружок с колокольчиком).
Игры «Что изменилось?», «Чего не стало?».
Задание 16 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [Н"].
Задание 17 . Выучить чистоговорки:
Ни-ни-ни — звонок, звони.
Ень-ень-ень — теплый день.
Задание 18 . Дифференциация звуков [Н] — [Н"]. Назвать первый звук в словах:
Нина, нитки, ноты, носок, небо.
Назвать последний звук в словах:
стакан, диван, день, плетень, телефон, студень, карман...
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
на-на-на — ня-ня-ня; ны-..., ну-..., но-...; ня-ня-ня — на-на-на; не-...
Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках:
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (Наперсток)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А догнать друг друга не могут. (Ноги)
Голубая простыня весь свет покрывает. (Небо)
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [Н] и [Н"]):
ноги, небо, нос, нора.
Подобрать к предложенным словам противоположные по смыслу, назвать в них первый звук:
налево — (направо), высоко — ..., под — ..., верхний — ..., высушить — ...
Дидактическое упражнение «Подарить подарки Нине и Нате» (вспомнить слова со звуками [Н] и [Н 5 ]).
Составить предложения про Нину и Нату, используя предлоги на, над. В предложениях найти слова со звуками [Н] и [Н"]:
В небе летит самолет. У Наташи красивая кукла.
У носорога рог. Катя порвала нитку.
Задание 19 . Знакомство с буквой Н.
Н похожа на насест.
Есть, где курочке присесть.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Н?
Игры с буквой .
Задание 20. Анализ слов Наша, Нина (составление схем из кружков, выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами).
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки.
Что надо сделать, чтобы слово «нота» «превратилось» в слово «Ната»? и т.д.
нота — Ната; нота — ноты; ива — Иван...
Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом у.
НАТА И НИНА
Нина и Ната дома. Вот Ната. Тут Нина. У Нины ноты. Вата у Наты. На, Ната, ноты. На, Нина, вату.
Задачи:
Способствовать развитию звукобуквенного анализа.
Способствовать развитию фонематического слуха.
Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
Учить определять место звука в слове и обозначать его на схеме, используя условное обозначение.
Продолжать учить детей внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто по звучанию, но и подходящие по смыслу.
Учить интонационно выделять звук в слове.
Познакомить с печатным написанием буквы «Н».
Учить писать слова «ЛУНА», «МЫЛО» с помощью условных обозначений и букв.
Учить проводить фонематический разбор этих слов.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование:
Изображение Незнайки, рабочие тетради, карандаши цветные, ручки, предметные картинки, карточки-схемы места звука в слове; символы гласных и согласных звуков, кубики, зеркала, магнитные буквы.
Ход ННОД:
Введение в тему
Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...
(Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым...
(Ножиком)
Кто один имеет рог?
Отгадайте!
(Носорог)
Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.
Один ребенок выполняет задание у доски, а остальные дети - в тетрадях.
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением слона? (В конце, потому что звук «Н» слове слон слышится в конце).
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением зонта? (В середине, потому что звук «Н» слове слон слышится в середине)
Где нарисовали синий квадрат в прямоугольнике под изображением насоса? (В начале, потому что звук «Н» слове «СЛОН» слышится в начале).
Что мы делаем со звуками? (Произносим и слышим). Как на письме мы обозначаем звук «Н»? (буквой).
Знакомство с буквой «Н»
На что похожа буква «Н»? Из каких элементов она состоит? (Из 3 палочек).
Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть. Раз, два, три – в букву превратимся мы.
Дети делятся на пары и «превращаются» в букву, строят букву с помощью рук, пальчиков, выкладывают из кубиков.
Прописывание буквы, чтение слогов
Незнайка увидел дом, в котором живут одни гласные буквы. Скучно им жить без соседей, и он предложил заселить пустые квартиры новыми жильцами – буквами «Н». Обведите букву «Н» по точкам, а затем пропишите перед гласными буквами.
Причитайте слоги. (Хором, девочки, мальчики, индивидуально). Весело стало буквам и с каждого этажа полетели в небо шары. Соедините шарики с соответствующим слогом в домике.
Фонетический разбор слов «ЛУНА», «МЫЛО»
Сколько слогов в слове ЛУНА? (Два слога).
Назовите первый слог («ЛУ»). Назовите первый звук в слоге «ЛУ» («Л»). Какой это звук? (согласный твердый, обозначаем синим квадратом). Какой второй звук? («У», гласный звук, рисуем красный квадрат) и т.д.
Сколько гласных звуков в слове «ЛУНА»? Сколько согласных? (Аналогичный разбор проводится со словом «МЫЛО»).
Подведение итога занятия
Чему сегодня научился Незнайка у нас?
Воспитатель анализирует что детям удалось лучше всего, что вызвало затруднения.
Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Н по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала:
- Но-но-но!
- Как закричала Наташа?
- НННО - какой тут первый звук?
- Кому купили лошадку?
- НАТАША - какой первый звук в этом слове?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Ножницы
Небо
Ноты
Носорог
Какой первый звук в слове НОСОРОГ? - НОЖНИЦЫ?
В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?
Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].
- Гласный или согласный звук [н]?
- Какие еще согласные звуки ты знаешь?
- Звонкий или глухой звук [н]?
- Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])
Задание: печатная буква Н для дошкольников
Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Шарады
Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(Нос - сон)
С буквой Я, мои друзья,
Ничего не значу я,
Я на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(Ноль - соль - моль)
Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша - юноша)
Сказка про букву Н
Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита.
- Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.
Наклею его лучше прямо на голову.
Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.
Загадки для детей на букву Н
Между двух светил
Посередине один.
(Нос)
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)
На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)
Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо)
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)
У кого днем один глаз,
А ночью - много?
(У неба)
Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий.
(Небосвод)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)
Пословицы и поговорки на букву Н
В осеннее ненастье семь погод на дворе.
На чужой земле и весна не красна.
Не бросай друга в несчастье.
Невесело птичке в золотой клетке.
Одна пчела немного меду наносит.
Недочитанная книга - что не пройденный путь.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Несчастливые дни долго памятны бывают.
Не рой другому яму - сам упадешь.
Веселые стихи про букву Н для детей
Наперсток
Наши братья шили платье,
Был царем один из братьев.
Он корону надевал.
Но в труде не отставал.
(Г. Виеру)
Слова-близнецы
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка - здесь,
А НОРКИ - нет!
(А. Шибаев)
Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Я. Аким)
Носорог
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
(Б. Заходер)
Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
(Ф. Бобылев)
Отведи нас к Вере.
- Где она?
- На сквере.
(Я. Козловский)
Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно это - носорог.
(Г. Сапгир)
Итоги урока:
- Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
- Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
- Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
- Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.