Как же создавалось это главное музыкальное произведение царской России, звучавшее во время всех торжеств 83 года?

1. Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 г. и прославлением императора Александра I. В некоторых музыкальных произведениях прославлялся русский царь-победитель. Подобные песни появляются уже в 1813 г. Так, "Песнь русскому царю" А. Востокова на мелодию английского гимна "Боже, храни короля!" содержала такие слова: "Прими побед венец, Отечества Отец, Хвала тебе!"

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю -
Все ниспошли!

Перводержавную
Русь Православную,
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное,
Все ж недостойное
Прочь отжени! (отгони - славянизм)

О провидение,
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!

И именно это произведение, положенное на музыку английского гимна, использовали в качестве российского гимна с 1816 по 1833 гг.

2. В 1816 г. А. Пушкин приписал к стихотворению еще две строфы. 19 октября 1816 г. они были исполнены воспитанниками царскосельского Лицея на музыку английского гимна. Таким образом, стихотворение Жуковского получило оригинальное продолжение, написанное Пушкиным. Жуковский дополнил свое сочинение в 1818 г. - оно звучало на публичном экзамене воспитанников петербургской гимназии. Текст русского гимна был практически создан, только музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 г. Александра I. С этого времени было велено играть всегда гимн при встрече государя. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

3. Обычно историю создания официального гимна Российской империи объясняют прихотью императора Николая I, который будто бы заявил: "Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую..."

В 1833 году по указанию Николая I состоялся закрытый конкурс на новый гимн. Авторам следовало отразить в нем единство православия, самодержавия и народности. В отличие от существующего с 1816 года, новый гимн должен был показать не роль Бога, а роль царя в государственной власти. Среди лучших участников конкурса были поэты Нестор Кукольник и Василий Жуковский и композиторы Михаил Глинка и Алексей Львов. Михаил Глинка предлагал заключительный хор из его оперы "Жизнь за царя", хор "Славься". Его отвергли и Глинка очень расстроился. Василий Жуковский адаптировал свой прежний текст, сократив его в несколько раз, а автором музыки царь выбрал близкого и преданного ему человека - Алексея Львова.

4. Алексей Львов родился в Ревеле в 1798 г. в аристократической и музыкальной семье. Его отец, Ф.П. Львов, был директором Придворной певческой капеллы. Алексей Федорович получил хорошее музыкальное образование, учился игре на скрипке. Однако по окончании Корпуса инженеров путей сообщения в 1818 г. он попал на военную службу - в военные поселения Новгородской губернии под начальство А.А. Аракчеева. Львов не раз пытался уйти со службы и начать серьезно заниматься музыкой. Однако не мог отказать шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу и перешел на службу в Министерство внутренних дел, убедительно прося, правда, "не употреблять его по секретной части", для чего был неспособен. В 1826 г. он был прикомандирован к свите Николая I, сначала для "производства дел до вояжей относящихся", а затем стал управляющим делами Императорской квартиры. Он принимал участие в войне с Турцией 1828-1829 гг., участвовал в боях под Варной, получив свои первые боевые награды. В 1832 г. Львова зачисляют в почетный Кавалергардский полк, он командует царским конвоем, сопровождая царя во всех поездках. С этого времени он становится близок не только к императору, но и к его семье, аккомпанируя на скрипке и участвуя в домашних концертах императорского семейства.

5. Львов очень волновался, сочиняя музыку к гимну: "Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа - от ученого до невежды".

Гимн Жуковского - Львова состоял всего из 6 строчек:

"Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам;
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!"

Благодаря возвышенной, хоральной мелодии он звучал исключительно мощно.

6. В ноябре 1833 г. царь с семейством специально прибыл в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение музыки гимна. Прослушанная несколько раз мелодия понравилась царю и он отдал приказание "показать" ее широкой публике.

7. В декабре 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении "Русской народной песни" (так был назван в афише гимн "Боже, царя храни"). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. В качестве Государственного гимна России произведение Жуковсого - Львова было утверждено в канун Рождества 1834 года - 6 января - высочайшим Указом Николая I. Также командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: "Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку".

8. 30 августа (11 сентября по новому стилю) 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент - Александровский столп - в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в столь официальной обстановке исполнялся гимн России "Боже, царя храни".

9. Музыка гимна "Боже, царя храни" стала быстро известна в Европе. Львов спустя сорок лет удостоился почетного места на аллегорической картине Ильи Репина "Славянские композиторы" между Глинкой, Даргомыжским, Римским-Корсаковым, Балакиревым, Шопеном, Огинским и другими. П.И. Чайковский "цитирует" его в двух музыкальных произведениях - "Славянском марше" и увертюре "1812 год", написанной в 1880 г. и исполнявшейся по случаю освящения Храма Христа Спасителя в Москве.

10. Незадолго до смерти Жуковский написал Львову: "Наша совместная двойная работа переживет нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который ее присвоил. Из всех моих стихов, эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих. Где не слышал я этого пения? В Перми, в Тобольске, у подошвы Чатырдага, в Стокгольме, в Лондоне, в Риме!"

В 1833 году князь Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время его визита в Австрию и Пруссию, где императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Царь выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма. По возвращении на Родину император пожелал, чтобы был создан свой российский марш. Тогда начался негласный конкурс на написание нового монархического гимна, в котором приняли участие многие русские композиторы, в числе которых был и великий Михаил Глинка, однако в конкурсе победил близкий ко двору композитор Алексей Львов.

Новый гимн впервые был исполнен 18 декабря 1833 года (по другим сведениям - 25 декабря), он просуществовал до Февральской революции 1917 года. После Октябрьской Революции этот гимн был вычеркнут из истории нового Советского государства, вместо него стали исполнять Интернационал…

Гимн Российской Империи назывался “Боже, Царя храни!”, слова на музыку А.Ф. Львова написал известный русский поэт В.А. Жуковский. Не было в России ни одного человека, который бы никогда не слышал и не пел российского гимна, прославлявшего Православного царя и Православное Самодержавное Отечество, вместе тем этот гимн был не просто патриотическим маршем, но и молитвой, вот почему он оказался так близок душе русского народа.

Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу нам,
Царствуй на страх врагам,
Царь православный!
Боже, Царя храни!
.
Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Все ниспошли!
.
Перводержавную
Русь Православную,
Боже, храни!
Царство ей стройное,
В силе спокойное,
Все ж недостойное
Прочь отжени!
.
О провидение,
Благословение
Нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!

23 ноября 1833 г. гимн был впервые представлен царю – для чего царская семья со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где перед ними исполнили гимн придворные певчие с двумя военными оркестрами. Благодаря возвышенной, хоральной мелодии гимн звучал исключительно мощно. Прослушанная несколько раз мелодия очень понравилась царю и он распорядился «показать» гимн широкой публике.

Исполнение гимна “Боже Царя храни”

11 декабря 1833 г. в Большом театре в Москве оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении «Русской народной песни» (так был назван в афише гимн «Боже, Царя храни» ). На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Вот что сообщает об исторической премьере директор Московских Императорских театров М.П. Загоскин: «Сначала слова были пропеты одним из актеров Бантышевым, потом повторены всем хором. Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали ее стоя; сначала «ура», а потом «форо» загремели в театре, когда ее пропели. Разумеется, она была повторена…»

.
25 декабря 1833 г., в день годовщины изгнания войск Наполеона из России, гимн был исполнен в залах Зимнего дворца при освящении знамен и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного гвардейского корпуса великий князь Михаил Павлович отдал приказ: «Государю Императору благоугодно было изъявить свое соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочиненную музыку».

.
30 августа 1834 г. на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге был открыт монумент - Александровский столп - в честь победы над Наполеоном в войне 1812 г. Торжественное открытие монумента сопровождалось парадом войск, перед которым впервые в официальной обстановке исполнялся гимн России «Боже, Царя храни».

Вскоре музыка гимна «Боже, Царя храни» стала известна в Европе.

26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, состоялось освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совпавшее с Днем Священного коронования на Всероссийский Престол Императора Александра III. Тогда этот гимн был исполнен особенно торжественно. П.И. Чайковский - еще в 1880 г. написал увертюру, в которой в красивой гармонической обработке звучит тема гимна “Боже царя храни”, она и была исполнена по случаю освящения Храма. Всего Петр Ильич Чайковский использовал музыку гимна в шести своих произведениях.

Однако музыка гимна была не всем по душе, так например, известному критику В.В. Стасову, она не нравилась и он высказывал в ее адрес критические замечания. Некоторое неодобрение в адрес гимна высказывал и М.И. Глинка, но несмотря на это композитор А.Ф. Львов навсегда вошел в плеяду русских композиторов, о чем свидетельствует, в частности, картина И.Е. Репина, висящая на площадке лестницы в Московской Консерватории. Картина называется «Славянские композиторы», и на ней, вместе с Глинкой, Шопеном, Римским-Корсаковым и другими, изображен в расшитом придворном мундире автор официального российского гимна А.Ф. Львов.

Картина И. Репина «Славянские композиторы»

После свержения царского режима, прикрытого мнимым отречением царя Николая II от престола и последующим вслед за этим убийством царской семьи большевиками, прославление царской особы «народной песней» стало невозможно. Новая временная власть почти сразу же предпринимает попытки создать свой российский гимн. Тогда русский поэт В.Я. Брюсов в марте 1917 г. написал статью «О новом русском гимне», в которой он высказал мысль о необходимости устроить всероссийский конкурс на написание гимна Новой России и предложил несколько вариантов подхода к написанию музыки и слов этого произведения.

Он писал: «Нужна краткая песнь, которая силою звуков, магией искусства сразу объединила бы собравшихся в одном порыве, сразу настроила бы всех на один высокий лад»… Брюсов подчеркивал, что «дух народа», обычно характерный для национальных гимнов стран с «единообразным» населением, должен быть выражен по-другому в многонациональной России. По мнению Брюсова, гимн не может быть «великорусским». Он также не может почерпнуть пафос в православной религии из-за разнообразия конфессий в стране. Наконец, гимн не должен разделять население по классам, национальностям и т. д. - он должен звучать для всех, кто считает Россию своей Родиной. В стихах гимна, как полагал В.Я. Брюсов, должны быть отражены: военная слава, размеры страны, героическое прошлое и подвиги людей. Пафосность слов гимна должна соответствовать пафосности мелодии и содержать идеи: братства народов, населяющих Россию, их содержательный труд на общее благо, память о лучших людях родной истории, те благородные начинания, которые откроют путь России к истинному величию… «Кроме того, - писал поэт, - гимн должен быть созданием художественным, подлинной, вдохновенной поэзией; иной не нужен и бесполезен. Внешняя форма - гимн должен быть песней…»

.
В след за Брюсовым высказывалось множество и других предложений относительно нового гимна.

Первое время оркестры исполняли классический французский вариант «Марсельезы», при этом пелась русская «Рабочая Марсельеза» на слова П.Лаврова. Между тем на митингах и собраниях все чаще стал звучать гимн социалистов «Интернационал». В январе 1918 г. Интернационал был Утверждён Советом народных комиссаров в качестве гимна страны и стал петься народом, но это уже не была песнь-молитва, скорее напротив, это была песнь восставших на прежний порядок жизни мятежников, готовых всё снести и разрушить, в надежде на обломках старого мира построить свой мир. Осталось лишь добавить, что «проклятьем заклейменные» согласно Св. Писанию, это бесы, но заклеймить себя проклятьем Всевышнего могут и люди, если они восстают на Бога и начинают сотрудничать с бесами. Вот первый куплет интернационала, сравните его с молитвенным гимном «Боже царя храни»:

Вставай, проклятьем заклеймённый,
Весь мир голодных и рабов!
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим:
Кто был ничем, тот станет всем!

Позже (в 1943 г. ) появится новый гимн “Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь. Да здравствует созданный волей народов единый, могучий Советский Союз!» Но это уже другая история.

А сейчас Жанна Бичевская и мужской хор исполняют Гимн Российской империи «Боже, царя храни!»

История создания Гимна России "Боже Царя храни..."
Наш замечательный соратник Евгений Александрович Русанов написал очень полезную исследовательскую статью о дореволюционном гимне России «Боже Царя храни…». Привлекли многие представленные им факты и исторические ссылки. Обратило на себя внимание и сообщение: «Василий Андреевич Жуковский, «природою на песни обреченный»* в 1808 году (ему было 25 лет) написал стих «Гимн», где уже проявились масштабы государственного мышления поэта и наметились основные черты высокой темы. Через 7 лет Жуковский, заслуженно встал у истоков создания Общенационального Гимна».
Обратим внимание на тот факт, что это было время правления в России императора Александра I, 240-летие которого мы в этом году отмечаем (род. 12.12.1777 г. – ст.ст.). За спасением от злобного масонского заговора, когда был убит его отец – великий реформатор Павел I, попытавшийся направить Россию по пути социального благоденствия путём повышения ответственности дворянства за жизнь других сословий, последовала осторожная выверенная стратегическая политика. Император всюду организовывал государственные и общественные советы, создавал новые коллегиальные органы управления, последовательно увеличивал государственный бюджет, развивал образование. Сам государь становился мудрым день ото дня.
Россия бурно развивалась. Безусловно, что у её соседей это вызывало опреде-лённую зависть и беспокойство за сохранение прежнего расклада мировых сил. Главные тревоги исходили от Англии и Франции, которые вступили в борьбу за гегемонию в Европе, за обладание колониями, а значит, за мировое господство. Они понимали, что без привлечения России на свою сторону такая гегемония не состоится. Попытки привлечения России на свою сторону со стороны Франции привели к противостоянию со стороны Англии и гибели российского императора в результате профинансированного заговора с гарантиями побега в случае неудачи. Александр Павлович, столкнувшийся с гнусным лицемерием и опасностью гибели всей семьи (напомним, что кроме императрицы Марии Фёдоровны подлежали гибели 10 детей императора), понял, что открытыми действиями ситуации не исправишь. Пришлось вступить в союз с Англией, Пруссией и Австрией. Это вызвало негативную реакцию со стороны наполеоновской Франции, которая под спекулятивными революционными лозунгами пыталась внести раздор в правительства и придворные круги окружающих стран. Причём, чтобы привлечь на свою сторону элиты европейских стран, приходилось им обещать имущества и доходы их государей. Последних предполагалось отстранить от власти и доходов, а при их несогласии подвергнуть революционной казни.
В безбожной Европе, потрясённой Великой Французской революцией (1789), когда государи, священнослужители и их дети, которых, якобы, было невозможно перевоспитать, подвергались массовому гильятинированию, это представлялось возможным. Но в России были другие ценности жизни и сохранившиеся традиции их приоритета. В России была очень сильна Православная церковь, которая окормляла население при создании каждой семьи от сватовства до успения, воспитывала и образовывала новые поколения, освящала все государственные институты вплоть до Помазанника Божия самого Государя Императора и Его Венценосной Семьи.
Характерно, что именно в эти суровые годы нашего противостояния Франции, когда состоялись сражения при Прейсиш-Эйлау (январь 1807) и Фридланде (июнь 1807) в Пруссии, Василий Андреевич Жуковский сочиняет первоначальный Гимн «Молитву русского народа». Стихотворный стиль и музыка Гимна были заимствованы, поскольку опыта в создании такого рода произведений в России не было. Автор исследования о создании Гимна пишет: «Со второй половины ХVIII-го века большинство государств Европы встречало своих Монархов мелодией, заимствованной у англичан: «God save the King»** («Боже, храни Короля!»). Гимн Великобритании, с небольшими изменениями мелодии и вариантов текста, стал основой для национальных гимнов Дании в 1750 году, Пруссии в 1793-м, Германии в 1801-м и Швейцарии в 1830 году. Британский Королевский гимн с различными модификациями был также принят двадцатью пятью германоязычными княжествами и государствами. По сути «God save the King» стал общим гимном европейских Венценосцев».
Надо было и России уходить от марша «Преображенского полка», утверждённого ещё Петром Великим. Новые времена – новые песни.
Мелодия российского Гимна была взята из английского и распространилась в Русской армии после победы в Отечественной войне 1812 года.
Сегодня, когда мы празднуем 205–ю годовщину Победы, важно осознавать истоки Гимна и изначальное посвящение его российскому императору Александру I, которому после взятия Парижа 19/31 марта 1814 года и последующей капитуляции Франции 25 марта/6 апреря 1814 года, Правительствующий Сенат России утвердил дополнение к имени – Благословенный. Однако, наш скромный император этого подарка не принял, как не принял и пожелание французов стать их королём! Кроме того, он запретил российским губернаторам все манифестации и фейерверки по пути возвращения Русской армии на родину после победы. В ноябре 1825 года он инсценировал свою смерть и ушёл в странничество под именем Феодора Кузьмича. Последнее доказано исследованиями историков (доктор истор.наук Марина Михайловна Громыко) и будет когда-нибудь обнародовано.
Далее автор современного исследования гимна Е.А.Русанов пишет: «В 1815 году в журнале «Сын Отечества» В.А. Жуковский публикует стих под названием «Молитва русских»! В 1816 году он же дополняет гимн по поручению самого императора Александра I, который являлся инициатором и создателем европейского объединения стран – «Священного Союза» на основе принципов христианской веры и нравственности.
Затем исследователь продолжает: «…. В 1818 году, два года спустя, В.А. Жуковский дополнил Гимн еще пятью куплетами…..
... Остается загадкой, почему в дальнейшем этот благословенный текст, этот гениальный образец Национальных Черт, выпал из официального гимна Императорской России. Ведь каждый из этих пяти куплетов заключает в себе, прежде всего, нравственную основу, без которой немыслимо существование государства, где высшая Цель Нации не материальное обогащение, а «Жизнь Наднебесная»!».
Однако, полное завершение гимна произведено было тем же Жуковским в 1833 году, после празднования 20-й годовщины Победы. Очевидно, эти два события никак нельзя разделять! Музыку сочинил композитор Алексей Фёдорович Львов.
Далее автор констатирует, что первое публичное исполнение гимна в Москве состоялось 11 декабря 1833 года. Простите, но это накануне очередной годовщины со дня рождения императора Александра I (12 декабря 1977 года). Таково было уважение к великому императору-стратегу, избавившему Европу от наполеоновской тирании. Тут надо заметить, что его преемник - император Николай I назвал Его именем и своего сына-первенца - будущего императора Александра II и дочь Александру.
Исследователь Русанов приводит слова из газеты «Молва» (№148, 12 декабря 1833 года): «Вчера, 11 декабря, Большой Петровский театр был свидетелем великолепного и трогательного зрелища, торжества благоговейной любви народа русского к Царю русскому…
… Ожидание было главным, господствующим чувством. Наконец, поднялась занавесь, и огромная сцена театра, пред глазами зрителей, наполнилась великолепною группой, простиравшейся до четырехсот человек. Кроме певцов и певиц, вся русская драматическая труппа, театральная школа, одним словом, все, что имело голос, что могло петь, соединилось и составило собой хор необычайный, единственный. К полному оркестру театра присоединена была полковая музыка и оркестр хроматический (из трубачей). При первом ударе невольное влечение заставило всех зрителей подняться с мест. Глубочайшее безмолвие царствовало всюду, пока г. Бантышев своим звонким, чистым голосом пел начальное слово. Но когда вслед за этим грянул гром полкового оркестра, когда в то же мгновение слилась с ним вся дивная масса поющих голосов, единогласное «ура!», вырвавшееся в одно мгновение из всех уст, потрясло высокие своды огромного здания. Гром рукоплесканий заспорил с громом оркестра… все требовало повторения… И снова раздались те же клики, те же рукоплескания!.. Казалось одна душа трепетала в волнующейся громаде зрителей, то был клич Москвы! Клич России! … Боже, Царя храни! Этот клич останется навсегда призывным кликом России на путь к совершенству и славе!».
К этому замечательному эпилогу исследований, следует с горечью добавить, что, к сожалению, сегодня нашим государством никак не отмечается 205-я победа в Отечественной войне 1812 года и 240-я годовщина со Дня Рождения спасителя Европы российского императора Александра I Благословенного. Следует, видимо, повторить известные слова Николая II – Страстотерпца: «Кругом измена, трусость и обман».
Только излечившись от этих и других неустроенностей, избавившись от лжецов и предателей, восстановив традиционную семейно-родовую культуру, которая рождала гениев типа Ломоносова и Суворова, Кутузова и Дохтурова, венценосных Павла I, Александра I и Николая I возможно наше возрождение и следующая ПОБЕДА.
А теперь приводим слова из полного Гимна России, представленных уважае-мым автором, которые он рекомендует тщательно обдумать, выучить и повсеместно исполнять во время торжеств! Иначе нам удачи не видать!
Полный текст статьи об исследованиях автора Е.А. Русинова будет представлен дополнительно на сайте «Общество потомков героев Отечественной войны 1812 года» - http://potomki-1812.ru.

БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!
Молитва Русского Народа
Полный текст Гимна
Музыка Алексея Федоровича Львова,
Слова Василия Андреевича Жуковского

Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный!
Боже, Царя храни!

Боже, Царя храни!
Славному долги дни
Дай на земли, дай на земли!
Гордых смирителю,
Слабых хранителю,
Всех утешителю –
Всё ниспошли!

Перводержавную
Русь Православную
Боже храни, Боже храни!
Царство – ей стройное,
В силе спокойное!
Всё ж недостойное
Прочь отжени!

Воинство бранное,
Славой избранное,
Боже храни, Боже храни!
Воинам-мстителям,
Чести спасителям,
Миротворителям –
Долгие дни!

Мирных воителей,
Правды блюстителей
Боже храни, Боже, храни!
Жизнь их примерную,
Нелицемерную,
Доблестям верную,
Ты помяни!

О, Провидение!
Благословение
Нам ниспошли, нам ниспошли!
К благу стремление,
В счастье смирение,
В скорби терпение
Дай на земли!

Будь нам Заступником,
Верным Сопутником
Нас провожай, нас провожай!
Светлочудесная,
Жизнь Наднебесная,
Сердцу известная,
Сердцу сияй!

Боже, Царя храни!
Сильный, Державный,
Царствуй на славу,
На славу нам.
Царствуй на страх врагам,
Царь Православный!
Боже, Царя верни!

В 1833 году князь Алексей Фёдорович Львов сопровождал Николая I во время Его визита в Австрию и Пруссию, где Императора повсюду приветствовали звуками английского марша. Император выслушивал мелодию монархической солидарности без энтузиазма и по возвращении поручил Львову, как наиболее близкому Ему музыканту, сочинить новый гимн. И в 1833 году, к гимну "Боже, царя храни!" русский композитор А.Ф. Львов (1798–1870) написал другую мелодию. Это было сделано по указу царя, которому не нравилось, что русский гимн звучит на мелодию английского.Пришлось и Жуковскому переделать первоначальные слова.

23 ноября 1833 г. царь с семейством и со свитой специально прибыли в Певческую капеллу, где состоялось первое исполнение сочиненной Львовым музыки гимна с придворными певчими и двумя военными оркестрами. Выслушав новый гимн, император подошел к А.Ф. Львову, обнял его, и крепко поцеловав, сказал:

"Спасибо, спасибо, прелестно; ты совершенно понял меня".

Другой очевидец исполнения записал почти те же слова императора:

"Лучше нельзя, ты совершенно понял меня".

Государь, несколько раз повторив: "C"est superbe!" ("Это великолепно!" - фр.), приказал Бенкендорфу сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение в приказе 4 декабря 1833г. Глубоко растроганный государь пожаловал А.Ф. Львову золотую, осыпанную бриллиантами табакерку с собственным портретом.

Всего шесть строк текста и 16 тактов мелодии легко запоминались и были рассчитаны на куплетный повтор - трижды.

Император Николай I. Фото: www.globallookpress.com

19 декабря 1833 года, в день Святителя Николая, состоялось первое официальное исполнение русского национального гимна "Молитва русского народа", вошедшего в историю как "Боже, Царя храни!"

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением Императора Александра I.

В 1815 году В. А. Жуковский опубликовал в журнале "Сын Отечества" своё стихотворение "Молитва русских", посвящённое Александру I. Первой строкой этого стихотворения были слова: "Боже, Царя храни". В 1816 году А. С. Пушкин приписал к стихотворению ещё две строфы. 19 октября 1816 года они были исполнены воспитанниками лицея на музыку английского гимна. Таким образом, текст "Молитвы русского народа", русского гимна, был практически создан, но при его исполнении музыка оставалась английской. Этой музыкой военные оркестры в Варшаве встречали прибывшего туда в 1816 году Александра I. Почти 20 лет в Российской империи официально использовали мелодию английского гимна.

Император Николай I, первый русский монарх нового времени, который понял необходимость создания государственной идеологии, поручил своему придворному композитору А. Ф. Львову написать музыку гимна. При этом Государь заметил: "Скучно слушать музыку английскую, столько лет употребляемую". А. Ф. Львов вспоминал:

Граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем народного гимна, и, скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне написать гимн русский. Я чувствовал надобность создать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для Церкви, годный для войск, годный для народа — от учёного до невежды.

Трудность задачи была в том, что государственный гимн — это не просто музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в торжественных случаях. Гимн — символ государства, отражающий мировоззренческий и духовный настрой народа, его национальную идею.

21 марта 1833 года только что назначенный новый министр народного просвещения С. С. Уваров впервые обнародовал в своём циркуляре ставшую затем знаменитой формулу "Православие, Самодержавие, Народность" как выражение официальной идеологии, одобренной Государем.

Поэтому строки Жуковского как нельзя лучше выражали эту идеологию. Однако текст стихотворения были сильно сокращён.

Сегодня многие ошибочно исполняют первоначальный длинный вариант гимна. На самом деле "Боже Царя храни" состоял всего из двух четверостиший:

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

Перед смертью Жуковский написал Львову:

Наша совместная двойная работа переживёт нас долго. Народная песня, раз раздавшись, получив право гражданства, останется навсегда живою, пока будет жив народ, который её присвоил. Из всех моих стихов эти смиренные пять, благодаря Вашей музыке, переживут всех братий своих.

Первое прослушивание гимна состоялось в Императорской придворной певческой капелле в Петербурге, куда 23 ноября 1833 года прибыл Император Николай I, Императрица Александра Феодоровна, Цесаревич Александр Николаевич и великие княжны. Исполнение было осуществлено придворными певчими и двумя военными оркестрами. Благодаря возвышенной, хоральной мелодии гимн звучал исключительно мощно.

Появление в Российской империи официального гимна связано с победой в Отечественной войне 1812 года и прославлением Императора Александра I. www.globallookpress.com

Государь несколько раз прослушал музыку, и она ему очень понравилась. Император подошел к А. Ф. Львову, обнял его, и крепко поцеловав, сказал:

Спасибо, лучше нельзя; ты совершенно понял меня.

Первое публичное исполнение Народного гимна происходило в Москве в Большом театре 6 (19) декабря 1833 года.

Оркестр и вся труппа театра участвовали в представлении "Русской народной песни" (так был назван в афише гимн "Боже, Царя храни!"). Вот как описывал очевидец этот памятный вечер:

Я возвращаюсь сейчас из Большого театра, восхищённый и тронутый тем, что видел и слышал. Всем известна русская народная песня Жуковского "Боже, Царя храни!". Львов сочинил на эти слова музыку. Едва раздались слова напева "Боже, царя храни!", как вслед за представителями знати поднялись со своих мест все три тысячи зрителей, наполнявших театр, и оставались в таком положении до окончания пения. Картина была необыкновенная; тишина, царствовавшая в огромном здании, дышала величественностью, слова и музыка так глубоко подействовали на чувства всех присутствовавших, что многие из них прослезились от избытка волнения. Все безмолвствовали во время исполнения нового гимна; видно было только, что каждый сдерживал ощущение своё в глубине души; но когда оркестр театральный, хоры, полковые музыканты числом до 500 человек начали повторять все вместе драгоценный обет всех русских, когда Небесного Царя молили о земном, тут уже шумным восторгам не было удержу; рукоплескания восхищенных зрителей и крики "Ура!", смешавшись с хором, оркестром и с бывшею на сцене духовою музыкою, произвели гул, колебавший как бы самые стены театра. Эти одушевлённые восторги преданных своему Государю москвитян только тогда прекратились, когда по единодушному всеобщему требованию зрителей народная молитва была повторена несколько раз. Долго, долго останется в памяти всех жителей Белокаменной этот день в декабре 1833 года!

Вторично гимн был исполнен 25 декабря 1833 года, в день Рождества Христова и годовщины изгнания войск Наполеона из России, во всех залах Зимнего дворца в Санкт-Петербурге при освящении знамён и в присутствии высоких воинских чинов. 31 декабря уходящего года командир Отдельного Гвардейского корпуса, Великий Князь Михаил Павлович отдал приказ:

Государю Императору благоугодно было изъявить своё соизволение, чтобы на парадах, смотрах, разводах и прочих случаях вместо употребляемого ныне гимна, взятого с национального английского, играть вновь сочинённую музыку.

Высочайшим Указом от 31 декабря 1833 года он утверждён в качестве Государственного гимна России. Император распорядился в день освобождения Отечества от врагов (25 декабря) ежегодно исполнять Русский гимн в Зимнем дворце.

11 декабря 1833 года в Большом театре Москвы состоялось первое публичное оркестровое и хоровое исполнение гимна "Боже, Царя храни". На следующий день в газетах появились восторженные отзывы. Директор Московских Императорских театров М. П. Загоскин писал:

Не могу вам описать впечатление, которое произвела на зрителей сия национальная песнь; все мужчины и дамы слушали её стоя, кричали "Ура!".

Гимн исполнялся несколько раз.

Величественный и торжественный официальный гимн Российской империи "Боже, Царя храни!" просуществовал до Февральского переворота 1917 года.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}