28 сентября в воронежском Никитинском театре пройдёт премьера спектакля Бориса Алексеева «Контрабас» по одноимённой пьесе Патрика Зюскинда.
Художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев создаёт моноспектакль, в котором сам же исполнит главную роль. Герой пьесы Зюскинда, написанной в 1981 году, 35-летний музыкант, играющий на контрабасе. Этот инструмент становится и его спутником, и оппонентом. Герой ищет себя, стараясь определить своё место в мире, а его талант постепенно оказывается для него проклятием.
Борис Алексеев рассказал нашей редакции: «Моноспектакль — жанр все-таки специфический. Так как у актëра нет партнëра, получается, что в моноспектакле он напрямую общается со зрителем. Или как минимум что-то ему сообщает. Мы можем говорить спектаклем о времени и месте, в котором мы оказались, или переосмыслять через спектакли, пьесы, аллюзии или совпадения классики с сегодняшним днём. Ведь в человеке за огромное количество лет ничего не изменилось, и проблемы, страсти, страхи, переживания остались всë те же, но обострились какие-то темы, которые раньше казались не острыми.
А можно через искусство говорить о самом себе, о том, какой ты есть вообще. Если «Лес. Трактат», который мы делали с Сашей Плотниковым, родился из потери себя, из потери театра, из потери профессии и поисков себя в этом, то «Контрабас» имеет небольшую предысторию. Я делал эскиз по нему 10 лет назад и получил какой-то очень положительный отклик. Но тогда это была не до конца осмысленная история, просто прочтение известного произведения. Но гештальт открылся, и постоянные зрители и поклонники периодически интересовались, будет ли продолжение. И в более-менее свободную минуту я перечитал пьесу и вдруг обнаружил в ней какой-то абсолютно личный мотив. Что-то такое, что я не выразил ещë ни в одном спектакле, где я играю.
Я и есть этот артист, застрявший в своëм ремесле. Это про кризис творческого человека, про кризис среднего возраста, про внутренний конфликт того, что ты можешь и хочешь, но не можешь получить.
В пьесе часто упоминается Вагнер. Я начал изучать глубже его цикл опер «Кольцо Нибелунга», и всë это меня привело в какое-то мифологическое, сказочное вагнеровское настроение. И я вспомнил одну книгу, которая была у меня в детстве — типа энциклопедия раннего Ренессанса. В основном там было флорентийское искусство: все эти распятия Христа, разные статуи Давида, тайные вечери, мученики в аду и праведники в раю. Ну вот, ранний ренессанс, это прекрасно. И тогда, ещë ничего не понимая, я уже наслаждался красотой, цветом и композицией. И сколько себя помню, я всегда к ней возвращался и листал еë. И если говорить про форму спектакля, то это моя такая личная ода Ренессансу”.
Кроме режиссёра и художника, над спектаклем также работает композитор Андрей Кушников.
Источник: oteatre.info