Краткое сообщение о жизни и творчестве Александра Блока для детей 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов

Дата рождения Александра Блока, 28 ноября 1921 года.
Блок, оставил о себе след как, поэт и драматург, как участник и основоположник символизма. Его литературное наследие наиболее яркое явление русской литературы, которое способствовало огромному влиянию на литературу всего мира.

У родителей Александр семья не сложилась, они разошлись практически сразу после того, как у них родился их сын. Воспитанием мальчика занималась мамина семья, относящаяся, к профессорской.

В 1898 году маленький Блок стал учеником гимназии в Петербурге, после её окончания поступил в университет в этом же городе, на факультет юриспруденции, где учился по 1901 год.

Формирование Блока, как поэтической личности, происходило под влиянием классики. Творчество свое начал Блок ещё в детстве. Наибольшим признанием у Александра пользовался Жуковский романтизм, читая его, Блок говорил о Жуковском, что это певец природы, которому удалось проникнуть в сокровенные природные таинства. Именно его произведения стали для будущего поэта, драматурга, ни чем, иным, как учение, в постижении красоты и мирового волшебства природных явлений, о чем свидетельствует и раннее творчество поэта, а именно сборник, сборник, книга, которая была опубликована в 1904 году.

Его произведения относились к повышенной символистике, в ней поэт противопоставлял скорбность с прекрасным, святость идеала с обетованной. Что и подвигло поэта назвать его, никак иначе, как "Стихи о прекрасной Даме".

Творческий дебют Блоку принёс 1905 год. Именно в начале ХIХ столетия, литературное настроение общества существенно изменилось. Его стихи впитали в себя социальную чуткость, которой с успехом манипулировал поэт в своих творениях, что принесло признание больше, чем в дореволюционный период своего творчества.
А "Нечаянная гордость" ещё больше прославила поэта, его читали, слушали на больших собраниях писателей. В сборнике "Нечаянная радость" вошли практически все стихи с 1904 по 1906 год. Среди них, знаменитая "Незнакомка, "Девушка пела в церковном хоре", "Осенняя волна".

Блок, кратко говоря, магической силой поэтического слова завораживал читателей. А его произведение "Осенняя волна" чего стоило? С воплощением темы Отчизны стало впоследствии целью всего его творчества. В стихах появились строки о любви к Родине, о ее спасении, о том, что жить без Родины, на чужбине не выносимо. Но дореволюционные годы, внесли свои коррективы не только в русскую литературу, но и в творчество


Блока, краткая биография может подчеркнуть возникновения нового слова и такого нового жанра, как театральное действие, что и подтолкнуло поэта создать такие знамениты драмы, как, "Незнакомка", "Король на площади", "Балаганчик".

Поездка в Италию, принесла вдохновение поэту написать целый цикл итальянских стихов, которые были собраны и изданы сборником под названием "Итальянские стихи", и "Кармен".

В общем, о Блоке, кратко можно сказать, что его стихотворения были есть и будут тончайшими и лирическими, с воспеванием красоты и любви. В 1921 году Блока сразила болезнь, состояние его постоянно ухудшалось и 7 августа этого года его сердце не выдержало, остановилось

Творчество А. Блока (ранний период)

План

1.

2.

3.

1. Первые поэтические опыты. Черты символизма в цикле «Стихи о Прекрасной Даме».

Первые детские впечатления Александра Александровича Блока связаны с домом деда со стороны матери, ректора Петербургского университета, известного ученого-ботаника А.Н. Бекетова. (После рождения ребенка мать Блока не вернулась к мужу, а позже развелась с ним и вышла замуж за Ф.Ф. Кублицкого-Пиоттуха; своего отца, профессора права Варшавского университета А.Л. Блока, поэт почти не знал).

«Бекетовский дом» для Блока – мир огромной значимости, любви и навсегда сохраненных светлых воспоминаний. Поэтому он и становится прообразом одного из ключевых символов блоковского творчества, того «единственного на свете» Дома, который должен быть покинут во имя горестного, но имеющего высокие цели «странствия земного».

Важная примета жизни Бекетовых – интенсивность духовных поисков, высокая культура. Дед – ученый и общественный деятель, бабка, переводчица с английского, французского и других европейских языков, две его тетки – поэтесса и писательница-переводчица, будущий биограф Блока, мать тоже занималась литературным трудом – все это были люди одаренные, широко образованные, любившие и понимавшие слово. Этому воспитанию Блок обязан тем, что жил с раннего детства в атмосфере ярких культурных впечатлений. Особенно важными оказались для него «лирические волны, набегавшие» от русской поэзии XIX в. – Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Полонского.

Первые поэтические опыты Блока (1898 - 1900), частично объединенные им позднее в цикл «Autelucem» («Перед светом» лат.), говорят о его кровной связи с русской лирикой и о важности для него европейской поэтической традиции (Г. Гейне, В. Шекспир). Восприятие мира юным Блоком определялось в основном романтическими воздействиями (противопоставление земли и неба; апология страсти и дружбы, метафоризм стиля).

Но уже в раннем творчестве видна самобытность, яркий лиризм, склонность к максималистски обостренному мироощущению, неопределенная, но глубокая вера в высокие цели поэзии.

В 1901 – 1902 гг. круг жизненных впечатлений Блока значительно расширяется. Домашние и книжные влияния дополняются еще неясными, но мощными импульсами, идущими от самой действительности, от нового века. Важнейшим событием этих лет, наложившим отпечаток на всю жизнь и творчество поэта, станет его исполненное драматизма чувство к будущей жене Л.Д. Менделеевой.

Блоковская Прекрасная Дама, Незнакомка, хорошо известная нам по лирическим циклам и отдельным стихотворениям, - это поэтические портреты актрисы Любови Менделеевой, старшей дочери знаменитого химика.

Летом 1989 года 15-летняя Люба Менделеева, мечтавшая о сцене, предложила братьям и сестрам в родовом имении Боблово организовать любительский театр. Ее идею поддержали с энтузиазмом, поскольку обычные летние забавы порядком наскучили. Для постановки не хватало актеров, и тогда было решено пригласить 17-летнего Сашу Блока из соседнего Шахматова – Люба знала его с детства.

Впервые они встретились много лет назад в здании Петербургского университета. Блок с матерью жил тогда в семье своего деда, ректора университета Бекетова. Квартира их размещалась во дворе главного университетского здания, на набережной Невы. Там Саша впервые увидел маленькую синеглазую девочку в плюшевом пальто и пушистой шапочке, из-под которой выбивались густые золотые локоны. Няня велела поздороваться, и Саша нежно пожал девочкину руку в белой мохнатой варежке. Позднее поэт написал стихотворение под впечатлением этой встречи:

Как стройна ты в красной шубке,

С бантиком в косице,

Засмеешься – вздрогнут губки,

Задрожат ресницы…

Затем они часто встречались на даче. Младшим Менделеевы было легко и весело с Сашей, и они с радостью позвали его для участи в пьесе. Самым удачным спектаклем, поставленным в тот год в сеносарае менделеевской усадьбы, стал «Гамлет» - с Блоком в роли принца датского и Любовью – Офелией. С этой постановки начался их роман. Влюбленные продолжали встречаться в Петербурге. В августе 1903г. они обвенчались в «сельской церкви темной» в Тараканове.

Молодая чета поселилась у матери поэта Александра Александровича и ее второго мужа Кублицкого-Пиоттуха. Блок продолжал учиться в университете, а Любовь, окончив Бестужевские курсы, совершенствовала актерское мастерство. Жизнь под одной крышей с властной свекровью оказалась нелегким испытанием для Любови Дмитриевны. К тому же супруги были стеснены в средствах. Их финансовое благополучие зависело от родителей, и они едва сводили концы с концами.

В среде литераторов – единомышленников Менделееву окружали поклонение и искреннее восхищение. Она представлялась им недостижимым возвышенным идеалом, питающим творческий гений Блока. Однако Любовь Дмитриевну тяготило такое положение вещей. Честолюбивой одаренной женщине хотелось, чтобы ей отдавали должное не только как спутнице и музе поэта, но и как талантливой актрисе.

Среди друзей Блока было принято оказывать Любови Дмитриевне знаки внимания. Поэтому ухаживаниям Андрея Белого супруги поначалу не придавали внимания. Намерения поэта, напротив, были самыми серьезными. Он убеждал Менделееву бросить все и уехать с ним.

Белый был настойчив, пылок и так не похож на холодного, сдержанного в проявлениях страсти Блока. Муж преклонялся перед ней, посвящал восхитительные строки, но, спускаясь с поэтического Олимпа в обыденную жизнь, казалось, забывал, что его жена вовсе не эфемерное божество, а обыкновенная женщина из плоти и крови. Поэтому скоропалительный и драматический роман с Андреем Белым был предопределен. Став его любовницей, Менделеева вместе с мужем поспешно уехала в Шахматово.

Любовь Дмитриевна нуждалась в уединении и покое, чтобы разобраться в своих чувствах. Ясно было лишь одно – возврата к прежней жизни нет. Менделеева объявила: чтобы принять решение, ей потребуется время, и тогда отношения людей, составлявших роковой треугольник, достигли крайнего напряжения. Вскоре последовал болезненный разрыв с Белым. Любовь Дмитриевна после мучительных раздумий решила ничего не менять в своей жизни. Ее чувства к мужу были все так же искренни и глубоки, а минутная слабость, толкнувшая в объятия Белого, принесла горькое разочарование – как и Блок, Белый был больше поэтом, чем мужчиной.

Оставаясь преданной семье и любимой профессии, Любовь Дмитриевна вместе с мужем прошла через тяжелейшие испытания – гражданскую войну, революцию, голод. Когда поэт заболел, Любовь Дмитриевна продала свой театральный гардероб, коллекцию старинных кружев, библиотеку. Она самоотверженно ухаживала за мужем, оставаясь рядом до его последнего вздоха. И годы спустя после смерти Александра Блока говорила: «… кончено все житейское … Сердце мое уже по ту сторону жизни и неразрывно с ним».

В 1904г. выходит сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный Л.Д. Менделеевой, - оригинальный лирический цикл, в котором своеобразно преломились романтические настроения поэта, его связь с символизмом.

Ключом к истолкованию пестрых жизненных и культурных впечатлений для автора цикла «Стихов о Прекрасной Даме» явилась поэзия Владимира Соловьева, овладевшая его существом в связи с острыми мистическими романтическими переживаниями. Через лирику Соловьева Блок устанавливает платоновские и романтические идеи «двоемирия» - противопоставление «земли» и «неба», материального и духовного.

Для молодого Блока особенно важны ликующая радость бытия, дыхание земли – красочной многозвучной, прославление земной жизни, природы, страсти. Ярче всего близость Блока к соловьевской традиции явлена через связь его поэтического идеала с важнейшими и для философии, и для поэзии Соловьева образа Души мира.

Стихи цикла многоплановы, это произведения интимной, пейзажной, реже философской лирики. Но в той степени, в какой изображаемое причастно к глубинным пластам содержания, к мифу, сюжет, описание, лексика - словом, вся образная система цикла представляет цепь символов. Ни один из этих планов не существует отдельно; каждый из них как бы «просвечивает» сквозь другие в любой детали повествования.

И писатели – романтики, и В. Соловьев поэтически декларировали идею многозначности образа. Блок один из самых первых поэтов выразил ее самой структурой своих образов – символов и всего цикла – мифа. Осмысленные как миф, «Стихи о Прекрасной Даме» представляют повествования о тайнах мироустройства и становлении мира.

Любовь воплощена в мотиве Встречи лирического героя и Дамы. История Встречи, которая должна преобразить мир и героя, уничтожить власть времени («завтра и вчера огнем соединить»), создать царство божие на земле («где небо вернулось к земле») – таков лирический сюжет цикла.

В программном стихотворении «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» - это сочетание пламенной веры в неизменность Дамы («Все в облике одном предчувствую Тебя») и ужаса перед «превращением» («Но страшно мне: изменишь облик Ты») особенно ощутима.

Частного преображения мира и «Я» в цикле так и не происходит. Воплотившись, Дама, как и боялся поэт, оказывается иной: безликой, а не небесной, и Встреча становится Псевдовстречей. Стихи о Прекрасной Даме – отнюдь не дебют новичка, этот первый поэтический сборник Блока сразу же ввел его в мир большой русской поэзии.

2. Лирика Блока в годы первой русской революции.

В 1903 – 1906гг. Блок чаще и чаще обращается к социальной поэзии, ее реалистическим тенденциям. В стихотворении «Фабрика» (1903) тема народного страдания выходит на первый план. Теперь мир оказывается разделенным не на «небо» и «землю», а на тех, кто скрытый за желтыми окнами, принуждает людей «согнуть измученные спины», и на нищий народ. В произведении отчетливо звучат интонации сочувствия «нищим».

Гражданская лирика была важным шагом в осмыслении мира художником, при этом новое восприятие отразилось не только в стихотворениях с общественной тематики, но на изменении общей позиции поэта.

Дух революционной эпохи Блок ощутил, прежде всего, как антидогматический, догморазрушающий. Не случайно именно в 1903 – 1906 гг. отделяется от мистицизма В. Соловьева.

Новый поэтический символ, характеризующий глубинную природу бытия, - «стихия» возникает в тесной связи с настроениями и взглядами других русских символистов и, прежде всего, с взглядами В. Иванова. «Стихия» воспринимается Блоком с 1905 г. как начало движения, всегдашнего разрушения и созидания, неизменное лишь в своей бесконечной изменчивости. Мотивы стихийности русской жизни, революции широко распространены русской литературе начала XX века.

3. Своеобразие решения темы любви в цикле «Снежная маска».

«Стихия» в отличие от «Души мира» не может существовать как чистая идея: она неотделима от земных воплощений. Резко и неожиданно изменился общий облик лирики Блока. Полностью меняется характер лирического переживания: вместо рыцарского поклонения Даме – земная страсть ко «многим», к «незнакомке», встреченной в мире большого города. Новый облик любовной темы вызван многими причинами: общемировоззренческими, социальными (рост интереса к городской жизни, к «низам» города), биографическими (сложность и драматизм отношений Блока с женой).

Мотивы «дикой страсти» находят вершинное выражение в цикле «Снежная маска» (1908). Блок все чаще изображает «людей природы», наделенных притягательными чертами стихии. Не случайно героиня лирики этих лет – это зачастую пламенная и страстная дочь народа («Прискакала дикой степью»). Впоследствии Блок начинает относиться к своему творчеству этого периода «антитезы» весьма настороженно, порой пронзительно ощущая «бездны», подстерегающие человека на путях пассивной самоотдачи «стихиям». Блок постоянно ощущает тревожную необходимость искать какие-то новые пути, новые высокие идеалы. В знаменательном стихотворении «Незнакомка» (1906) лирический герой взволнованно вглядывается в прекрасную посетительницу загородного ресторана, тщетно пытаясь узнать, кто перед ним: воплощение высокой красоты, образ «древних поверий» или незнакомка – женщина из мира пьяниц с «глазами кроликов»?, но, несмотря на горькую иронию заключительных строк, общий эмоциональный настрой стихотворения все же не в утверждении иллюзорной истины, а в сложном сочетании преклонения перед красотой, волнующего чувства тайны жизни и неутомимой потребности ее разгадать.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Новое мироощущение породило изменения в поэтике. Тяга назад, в гармонический мир Прекрасной Дамы, совмещается в творчестве Блока этих лет с критикой соловьевского утопизма и мистики, а влияние русского и европейского модернизма – с первыми обращениями к реалистической традиции (Достоевский, Гоголь, Л. Толстой).

Литература:

1. Белый Андрей. Воспоминания о Блоке. – М., 1995.

2. Орлов В. Александр Блок. Очерки творчества. – М., 1986.

3. Пайман А. Истоки русского символизма / Авторизированный перевод с англ. В.В. Исаакович. – М., 2000.

4. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока. – М., 1971.

5. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века. – М., 1999.

6. Тимофеев Л.И. Творчество Александра Блока. – М., 1963.

7. Трифонов. Русская литература XX века: Хрестоматия. Любое издание.

8. Хрестоматия критических материалов: Русская литература рубежа XIX – XX вв. – М., 1999.


Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Блока Александра Александровича

Поэт Блок родился в Петербурге в 1880 году 16 ноября, он был сыном профессора-юриста. Мать Блока разошлась с мужем сразу после рождения мальчика. Ребёнок воспитывался в семье своего деда, который был ректором Петербургского университета, Бекетова. Бекетов Александр Николаевич был по образованию ботаник. Мать вышла замуж второй раз, семья поселилась в Гренадерских казармах, так как отчим был гвардейским офицером. Фамилия его была Кублицкий-Пиоттух. Блок благополучно закончил гимназию и поступил в Петербургский университет, чтобы учиться на юридическом факультете. Вскоре он понял, что его интересы далеки от юридической науки и перевёлся на филологический факультет, на славяно-русское отделение. Александр успел три года проучиться на юридическом, прежде чем увлёкся философией и поэзией.

Знакомство с будущей женой состоялось в стенах университета, это была дочь знаменитого Менделеева, учёного-химика. Молодая пара обвенчалась в 1903 году. Блок был влюблён в свою жену. Это было редкое по силе чувство, которое бывает дано не каждому. Первая любовь Блока тоже оставила глубокий след в душе и в поэзии. Первую влюблённость поэт пережил ещё в гимназические годы на курорте в Баден-Бадене, где отдыхала семья в 1897 году. К 1901 году у поэта было написано уже много стихов, это была лирика о любви, стихи о природе. Поэзия Блока строилась на идеалистических идеях философии Платона, она была полна неясных предчувствий, намёков и иносказаний. В поэзии присутствовал нереальный мир высших идей, это было нечто возвышенное.

Отношения с женой были противоречивыми и очень сложными, так как близости физической между ними почти не было. В это время Блок сблизился с символистами. Было два кружка символистов - петербургский и московский. В первом царила Зинаида Гиппиус и Мережковский, во втором, в Москве, главной фигурой был Брюсов. Александр сблизился с московским кружком поклонников философии Вл. Соловьёва, среди них выделялся Андрей Белый. Белый тогда был начинающим прозаиком и поэтом, теоретиком и знатоком новой литературы и нового искусства. Группа Андрея Белого с восторгом встретила стихи Блока. В издательстве символистов вышла книжка "Стихи о прекрасной Даме". Жена Блока стала предметом влюблённости Андрея Белого, но он был отвергнут. Тем не менее, семейные отношения стали ещё более напряжёнными.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Блок стал постепенно отходить от символистов ещё в 1905-1907 годах, во время революции. Он обратился к гражданской тематике, в это время он написал драму для театра Мейерхольда под названием "Балаганчик". В период войны и революции Блок написал много произведений, в которых пытался осмыслить исторический путь России с точки зрения мироощущения символизма. Постепенно в его творчестве стали нарастать катастрофические мотивы, он понял, что художественный язык символистов ему чужд. Блок принял революцию как стихию очищения, но образов его никто не понял и не принял. Блок стал профессиональным литератором примерно в годах 1906-1908, когда книги стали выходить одна за другой, но с этого же времени определился и разлад с символизмом. Он окончательно встал на свой собственный путь в литературе, сделав выводы из своих раздумий и сомнений.

В жизни Блока была не одна женщина, которая оказала влияние на его поэзию. Каждый период биографии становился поэзией. История появления цикла "Кармен" связана с чувством к Любви Александровне Дельмас. Дельмас - это был её сценический псевдоним, по фамилии матери. Настоящая её фамилия была Тишинская. Это была известная певица, закончившая Петербургскую консерваторию. Она пела романсы на слова Блока в Тенишевском училище, когда все заметили, что Блок и Дельмас поразительно подходят друг другу. Их чувство было "страшно серьёзно". Это была ослепительная женщина, но была ли она красива? У Блока было своеобразное представление о женской красоте, на самом деле это была уже не молодая, грузная женщина. Ей были посвящены циклы "Кармен", "Арфа и скрипка", "Седое утро", поэма "Соловьиный сад", которую Блок завершил в 1915 году.

Совершив интересные путешествия за границу, Блок выпустил цикл лучших в русской поэзии стихов об Италии и много других замечательных произведений.

Летом 1916 года Блока призвали в армию, где и застала его информация о февральской революции 1917 года. Когда поэт возвратился в Петроград, то стал принимать участие в расследовании преступлений царского режима в составе Чрезвычайной комиссии. Его книга об этих расследованиях вышла посмертно. Последний короткий творческий подъём произошёл в 1918 году, когда вышли поэмы "Двенадцать" и "Скифы". Образа Христа никто не принял и не понял, поэма была воспринята очень по-разному. Революционеры отнеслись более снисходительно, но противники революции объявили поэту настоящий бойкот.

В 1919 году Блока обвинили в антисоветском заговоре. Его долго допрашивали, но вступился Луначарский. Поэта освободили, он стал пытаться сотрудничать с властью. Вскоре Блок почувствовал наступление кризиса творчества, он понял, что места в новой литературе у него не будет. Его физическое состояние сильно ухудшилось, он находился на грани истощения, на грани жизни и смерти. Он отказался в последнее время от творчества и умер от воспаления сердечных клапанов 7 августа 1921 года.

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Блока можно назвать и модернистом, так как одна из миссий поэта состояла в том, чтобы перевести на современный лад культуру прошлого. Несмотря на красоту и духовность стихов, автор делал акцент на отголосках тоски, отчаяния, утраты и ощущения надвигающейся трагедии. Возможно, это и дало повод Ахматовой назвать его «трагическим тенором эпохи». Но при всём этом поэт всегда оставался романтиком.

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Истинные человеческие ценности раскрываются только в нерасторжимом родстве с «единством мира». Прекрасное будущее человечества осуществимо в результате суровой и повседневной работы, готовности к подвигу во имя процветания Отчизны. Таково мировоззрение поэта, которое он выражал в творчестве.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Образ Родины прошел своеобразную эволюцию. Вначале он загадочен, окутан будто пеленой. Страна воспринимается через призму прекрасной мечты: «необычайная», «таинственная», «дремучая» и «колдовская». В стихотворении «Россия» отчизна предстает как «нищая», с серыми избами. Автор любит ее нежной и сердечной любовью, которая ничего общего не имеет с жалостью.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

В стихотворении «Грешить бесстыдно, непробудно…» предельно точно очерчена грань между любовью и ненавистью. Образ бездуховного лавочника, привыкшего к беспробудному сну разума, отталкивает, а покаяние в церкви лицемерно. В конце слышен отчетливый «крик» автора, что даже такую Россию он никогда не разлюбит, она всегда будет дорога его сердцу.

Поэт видит Россию в движении. В цикле «На поле Куликовом» она предстает в величественном образе «степной кобылицы», несущейся «вскачь». Путь к будущему у страны непростой и мучительный.

Нотка предвидения звучит в стихотворении «На железной дороге», где Блок проводит параллель нелегкой судьбы родины с тяжёлой и трагической женской судьбой.

«Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?» — гнев и боль звучат в этих строчках. Коршун и мать символизируют судьбу народную, над которой нависли хищные крылья птицы.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

В стихотворении «О подвигах, о доблести, о славе…» мастер обращается к своей жене. Она была музой Александра Александровича. В ней поэт видел воплощение своих идеалов. Блок использует приемы, позволяющие подчеркнуть резкий контраст между иллюзиями лирического героя и подлинным обликом его возлюбленной: это достигается противопоставлением серого и синего цветов и заменой обращения «Ты» на «ты». Поэт был вынужден отказаться от этого контраста и в окончательном варианте текста изменить интонацию обращения к своей героине на более сдержанную. Такое стремление приподняться над чисто житейским восприятием личной драмы до её философского осмысления характерно для блоковского таланта.

В жизни Блока важное место занимала еще одна женщина – мать. Поэт доверял ей всё сокровенное. В стихотворении «Друг, посмотри, как в равнине небесной…» Александр Александрович описывает чувство грусти и утраты. Он огорчен, что Любовь Менделеева отвергла его ухаживания. Но поэт не нуждается в сопереживании. Блок полон решимости пережить душевные муки. Он заставляет себя перестать «стремиться к холодной луне» и попробовать вкус настоящей жизни. Ведь она чудесна!

Образ Прекрасной Дамы

Блок верил: погрязшее в пошлости и грехах человечество еще можно спасти «Вечной Женственностью». Поэт нашел ее воплощение в образе Прекрасной Дамы. Он пропитан возвышенностью, олицетворяет добро и красоту. От него веет светом, озарявшим темные души людей. Достигнуть наивысшей гармонии с окружающим миром можно через любовь к земной женщине. Искреннее чувство меняет нас к лучшему: открываются новые горизонты, мир становится прекрасным. Мы начинаем чувствовать прелесть каждого момента, слышать пульс жизни.

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

В стихотворении же «Предчувствую Тебя» лирического героя терзают сомнения по поводу того, что Прекрасная Дама может превратиться в порочное создание и от ее духовности не останется и следа. Но он так хочет ее увидеть! Только она в силах спасти человечество от надвигающегося горя и показать путь к новой безгреховной жизни.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» сливается в единое звучание с предыдущим. Тихая и торжественная обстановка церкви передаёт состояние любви и блаженства, ожидания Прекрасной Дамы. Образ неземной рождает чувство прекрасного, которое свойственно обычному человеку.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Александр Александрович Блок родился и воспитывался в высококультурной дворянско-интеллигентской семье. Его отец, Александр Львович, вел свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга, и был профессором Варшавского университета по кафедре государственного права. По отзывам сына, он был также способным музыкантом, знатоком литературы и тонким стилистом. Однако его деспотический характер стал причиной того, что мать будущего поэта, Александра Андреевна, была вынуждена уйти от мужа еще до рождения сына. Таким образом, детские и юношеские годы Блока прошли сначала в петербургском “ректорском доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов,- профессор-ботаник, ректор Петербургского университета), затем, после второго замужества матери, в доме отчима - офицера Франца Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое лето - в бекетовском подмосковном имении Шахматове.

В либеральной и “народолюбивой” семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед Блока был автором не только солидных трудов, но и многих научно-популярных очерков. Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь занималась переводами научных и художественных произведений. “Список ее трудов громаден”,- вспоминал позднее внук. Литературной работой систематически занимались и ее дочери - мать Блока и его тетки.

Атмосфера литературных интересов очень рано пробудила в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к поэтическому творчеству, во многом связанное с увлечением юного Блока поэзией Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, Полонского, падает на годы окончания им гимназии и поступления в 1898 году на юридический факультет Петербургского университета (в 1901 году он перейдет на славяно-русское отделение историко-филологического факультета и успешно закончит его в 1906 году).

Лирика Блока - явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих - она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом “пути”. На эту ее особенность указывал и сам Блок.

Повторимся, что в 1910-1911 годах, подготавливая к изданию свое первое собрание стихотворений, Блок разместил их по трем книгам. Это трехтомное деление поэт сохранил и в двух последующих изданиях (1916 и 1918-1921), хотя внутри томов автор и внес существенные изменения. В окончательном виде три тома включают в себя 18 лирических циклов (“стран души”, по выражению поэта). В предисловии к первому изданию “Собрания стихотворений” Блок подчеркивал единство своего замысла: “Каждое стихотворение необходимо для образования главы (т. е. цикла.- Ред.); из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать “романом в стихах”...” А через несколько месяцев в письме к Андрею Белому он раскрывает основной смысл этапов пройденного им пути и содержание каждой из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь, когда он пройден, я твердо уверен, что это должное и что все стихи вместе - “трилогия вочеловечения” (от мгновения слишком яркого света - через необходимый болотистый лес - к отчаянью, проклятиям, “возмездию* и...- к рождению человека “общественного”, художника, мужественно глядящего в лицо миру..,)”.

В первый том (1898-1903) вошли три цикла. Первый из них - “Ante lucem” (“До света”) - как бы предварение будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого поэта к жизни. На одном полюсе - мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий черный - // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”. Зато на другом - тяга к жизни, приятие ее:

Я стремлюсь к роскошной воле,

Мчусь к прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне,-

и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества:

Но к пели близится поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой...

Центральный цикл первого тома - “Стихи о Прекрасной Даме”. Это и есть то “мгновение слишком яркого света”, о котором Блок писал А. Белому. В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой и увлечение его философскими идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко ему в это время было учение философа о существовании Души Мира, или Вечной Женственности, которая может примирить “землю” и “небо” и спасти находящийся на грани катастрофы мир через его духовное обновление. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Соловьевские идеи “двоемирия”, сочетание материального и духовного воплотились в цикле через многообразную систему символов. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, “земная” женщина. “Она стройна и высока, // Всегда надменна и сурова”. Герой видит ее “каждый день издалека”. С другой же стороны, перед нами небесный, мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”... То же можно сказать и о герое цикла. “Я и молод, и свеж, и влюблен”,- вполне “земная” самохарактеристика. А далее он же “безрадостный и темный инок” или “отрок”, зажигающий свечи. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как “призрачные”, “неведомые тени” или “неведомые звуки”, “надежды нездешние” или “нездешние видения”, “красота неизреченная”, “непостижимая тайна”, “грусть несказанных намеков” и т. п.

Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философскии миф. У него своя фабула и свой сюжет. Основа фабулы - противопоставление “земного” (лирический герой) “небесному” (Прекрасная Дама) и в то же время стремление к их соединению, “встрече”, в результате чего и должно наступить преображение мира, полная гармония. Однако лирический сюжет осложняет и драматизирует фабулу. От стихотворения к стихотворению происходит смена настроений героя: радужные надежды - и сомнения в них, ожидание любви - и боязнь ее крушения, вера в неизменность облика Девы - и допущение того, что он может быть искажен (“Но страшно мне: изменишь облик Ты”).

Драматическая напряженность присуща и завершающему первый том циклу с многозначительным названием “Распутья”. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с “повседневностью”, внимание к людскому горю, социальная проблематика (“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся больной человек...” и др.). “Распутья” намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе.

Лирика второго тома (1904-1908) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Общественный подъем, охвативший в это время самые широкие слои российского народа, решающим образом воздействовал и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл. Соловьева, от чаянного идеала мировой гармонии, но не потому, что идеал этот стал несостоятельным для поэта. Он навсегда остался для него той “тезой”, от которой начинался его путь. Но в сознание поэта властно вторгаются события окружающей жизни, требующие своего осмысления. Он воспринимает их как динамичное начало, “стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой” Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую “тезе”, и погружается в сложный и противоречивый мир людских страстей, страданий, борьбы.

Своеобразный пролог ко второму тому - цикл “Пузыри земли”. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению “низменной” природы: “вечности болот”, “ржавых кочек и пней”, фантастических сказочных тварей, их населяющих. Он мог бы сказать вместе со своим добрейшим “болотным попиком”:

Душа моя рада

Всякому гаду

И всякому зверю

И о всякой вере,-

признавая закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить “своего полевого Христа”.

В последующих двух циклах (“Разные стихотворения” и “Город”) охват явлений действительности неизмеримо расширяется. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. В той или иной степени эта позиция отражена в стихотворениях “Шли на приступ. Прямо в грудь...”, “Поднимались из тьмы погребов...”, “Митинг”, “Сытые” и др. Характерно, однако, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенных, не считает себя достойным оказаться в их рядах:

Вот они далёко,

Весело плывут.

Только вас с тобою,

Верно, не возьмут!

(Барка жизни стала...)

На такой щемящей ноте начинает звучать в лирике Блока одна из главных для него проблем - народ и интеллигенция.

Помимо мотивов, связанных с революционными событиями, в названных циклах отражены и многие другие стороны многообразной и бесконечно изменчивой русской жизни. Но особое значение приобретают стихотворения, где поэт развертывает “широкоохват-ный” образ родины и подчеркивает свою неразрывную связь с ней. В первом из них (“Осенняя воля”, 1905) отчетливо просматриваются лермонтовские традиции. В стихотворении “Родина” Лермонтов назвал свою любовь к отчизне “странной”, потому что она расходится с традиционным “патриотизмом”. Ему были дороги “не слава, купленная кровью”, а “степей холодное молчанье” и “дрожащие огни печальных деревень”. Такова же и любовь Блока: “Над печалью нив твоих заплачу, // Твой простор навеки полюблю...”,- с той, пожалуй, разницей, что она у него более интимная, более личная. Не случайно образ родины “перетекает” здесь в образ женщины (“И вдали, вдали призывно машет // Твой узорный, твой цветной рукав”),- прием, который будет повторяться и в более поздних стихотворениях Блока о родине. Блоковский герой не случайный прохожий, а один из сыновей России, идущий “знакомым” путем и сопричастный горькой судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но кто стремится к слиянию с родиной: “Приюти ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать без тебя!”