Стихотворение «Блажен незлобивый поэт» было написано в феврале 1852 г. на смерть Гоголя и опубликовано в журнале Современник № 3 за 1852 г. Стихотворение перекликается с лирическим отступлением в первом томе «Мёртвых душ» Гоголя. Отступление Гоголя – своеобразный манифест гражданского писательского направления (так называемого «гоголевского») против направления «чистого искусства».

Прототипом поэта-сатирика был Гоголь, но образ поэта обобщённый. Это передовой поэт своего времени. К таковым Некрасов причислял и самого себя. Неизвестно, кто был прототипом незлобивого поэта, возможно, Жуковский.

Литературное направление, жанр

Стихотворение относится к жанру гражданской поэзии. Некрасов как поэт реалистического направления доказывает, что только поэт с твёрдой гражданской позицией, поэт обличающий – истинная сущность поэта.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 10 строф и условно делится на 2 части. Первые 4 строфы посвящены незлобивому поэту, последние 6 – поэту-обличителю, поэту-сатирику. В основе композиции – антитеза.

Тема стихотворения традиционна для Некрасова – тема поэта и поэзии, а шире – творца и предмета его творчества. Это спор о жанрах стихотворений, соревнование между интимной, пейзажной лирикой – и гражданской.

Основная мысль: жизнь гражданского поэта-сатирика лишена славы и почестей, только через время поймут, что в основе его насмешек – любовь и желание изменить мир. Но только таким и должен быть поэт.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят . Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты: незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум . Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей спокойного искусства (Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта: сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой» . Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет пыткой творческого духа (метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит - ненавидя . Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут . Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта: благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая (метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям: он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья» .

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя . Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя. Суровые враги плодятся и из умных, и из пустых людей (эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта «со всех сторон», то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская рифма чередуется с женской. Рифмовка перекрёстная.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя. Многие критики находят перекличку между идеей данного текста и лирическим отступлением в начале «Мертвых душ», в роли «незлобивого поэта» по мнению ряда исследователей, предстает Жуковский. Однако точных отсылок ни к тому, ни к другому из великих литературных деятелей мы не находим.

Стихотворение является образцом гражданской лирики, написанное четырехстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой, оно обличает трудности, с которыми сталкивается на своем пути истинный поэтический гений.

Текст можно разделить на две части. В первом случае автор описывает прекрасную жизнь поэта, который находится в полной гармонии с собой и обществом. Он не поднимает животрепещущих вопросов, не указывает на человеческие пороки, тем самым обеспечивает себе блаженство, райскую жизнь, восхищенные взгляды поклонников, увековечивающих его гений еще при жизни. Но, несмотря на то, какой прекрасной является его жизнь, после смерти все труды этого поэта исчезнут бесследно.

В идейной антитезе, подтверждающейся использованием конкретных лексических единиц (сладостный ропот молвы - дикие крики озлобления, благородный гений - обличитель страстей) Некрасов рисует иного поэта. Этот человек бунтарь по всей своей природе, он не намерен мириться с несправедливостью и не идеальностью людского общества. Он заявляет об этом открыто, порой даже в очень едкой форме, что крайне не нравиться людям. Они не восхищаются его творениями, напротив ругают его. Поэт даже считает свой труд напрасным, никому не нужным. Но все проходит, и клеймение толпы отнюдь не печалит поэта, ведь это является знаком того, что он сумел достучаться до их умов и сердец.

Да жизнь такого поэта полна трудностей, он может оставаться непонятым ни кем до самой смерти, но после неё он непременно обретет вечную славу, благодаря своему творчеству. И, несмотря на то, что Некрасов жизнь поэта незлобного описывает с ощущением зависти, истинную симпатию он питает к поэту-изгнаннику, коим является и сам. Ведь именно такой творец способен приносить истинную пользу обществу, а в этом и только в этом и заключена миссия поэта!

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Блажен незлобивый поэт

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Нивы сжаты рощи голы

    Стихотворение Есенина « нивы сжаты, рощи голы» было написано в 1917 году, в этих небольших четверостишиях написанных поэтом, затрагивается тема глубокой осени всей ее тоски и печали. Ведь осенью все живое постепенно засыпает,

  • Анализ стихотворения Тютчева С поляны коршун поднялся 6 класс

    Это стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев тогда работал камергером и жил за границей. Надо заметить, что практически все стихи поэта небольшие по размеру, изящны и имеют глубокий философский смысл. На поэта,

  • Анализ стихотворения Баратынского Родина

    Яркая и загадочная звезда таланта Евгения Абрамовича Баратынского зажглась на поэтическом небосклоне России в первой половине XIX века. Отчисление Евгения Абрамовича из Пажеского корпуса круто изменило дальнейшую судьбу будущего поэта

  • Анализ стихотворения Пушкина Прощание

    Слишком много произведений посвятил любовной лирике Пушкин. Он был настолько темпераментным и любвеобильным человеком, что просто не мог себя сдерживать, чтобы не описать свои чувства. Болдинская осень, словно целая творческая

  • Анализ стихотворения Пушкина К Чаадаеву 9 класс

    Несомненно, венцом пушкинской поэзии можно назвать цикл стихотворений с гражданской тематикой. Именно к такому разряду принято относить одно из самых знаменитых стихотворений А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

О роли литератора в жизни общества Николай Алексеевич Некрасов размышлял очень часто, о чём говорят его произведения. Например, стихотворения «Поэт и гражданин» или «Блажен незлобивый поэт».

Из этих двух произведений, первым появилось в 1852 году стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Написано оно было сразу после смерти Гоголя. И хотя имя Гоголя не вспоминается, в тексте чётко просматриваются лирические отступления из «Мёртвых душ».

Некрасов был полностью убежден что Россия потеряла одного из великих писателей. Он будто пытался донести до читателя насколько недооценено творчество Гоголя, которого многие современники считали упрощённым писателем-сатириком.

Николай Алексеевич был уверен, что потомки смогут оценить талант Гоголя. И он оказался прав.

Не все поэты, писатели, художники смогли обрести славу при жизни. Однако они не писали в угоду властям и толпе, а говорили о насущных проблемах общества. Это смогло поднять их над услужливыми современниками, и сделать кумирами в глазах потомков.

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе -
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья, -

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он - ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.

Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности. Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

«А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?»

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни - славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели - донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Анализ стихотворения

Произведение детально описывает судьбу поэтов того времени с двух сторон. Первые всегда были против сатиры и рассказывали в основном то, что приятно слышать цензуре. Хоть эти стихи были ни о чем, зато у них было много слушателей и власти относились к ним с признанием всячески поддерживая их:

«И современники ему
При жизни памятник готовят...».

Возможно, он и говорит о каких-либо своих тревогах и печалях, однако, это совсем не то, в чем на самом деле проблема общества. Хоть и существуют реальные трагедии большого масштаба, обыватель сочувствует лишь минутным переживаниям автора. Все это передается массово и позволяет с легкостью управлять многими людьми даже не сильно потрудившись. Однако Некрасов подчеркивает, что эта слава быстро проходит, стихи становятся пустыми, их кладут на полку и никто больше об этом не вспоминает. Истинные же детали остаются за кадром:

«…чей благородный гений
Стал обличителем толпы»

Такой поэт не ставил себе цель - понравиться обществу. Он попросту творил и писал что думает. А шквал обвинений и негодование со стороны проверяющих органов мог служить только подтверждением, о правильно выбранном пути. Например, в вопросе о борьбе с крепостным правом.

Однозначного одобрения общественности такие произведения заслужить не могли. От этого происходило постоянное гонение на литераторов. Каждая строчка сатирического текста была словно катализатор для увеличения количества врагов у автора определенного стиха. Такого поэта никто не хвалит, не говорит спасибо и не восхищается им. Что точно мог получить такой смельчак, так это угрозы, запугивание, и даже арест.

Именно бесстрашность делает таких писателей и поэтов настоящими героями, которые не ищут похвалы, а ищут понимания.

Послесловие

Вопрос, который Никрасов поднял в стихотворении «Блажен незлобивый поэт» проходит красной полосой через всё произведение.

Что лучше?

Спокойная писательская жизнь, на темы, заданные существующей властью, с признанием, достойными гонорарами, с благодарными отзывами. Работая в таком режиме, не придётся делать работу над ошибками, ведь стихи не несут никакого раздражающего фактора. Описание простых бытовых ситуаций, немного каждодневного юмора - всё просто в таком творчестве.

Или удел поэта-бунтаря, со всеми вытекающими последствиями, где есть место притеснению, негативу, открытой критике. Где цензоры, подчиняющиеся властям, постоянно видят угрозу существующему строю и готовы в любую минуту к опале.

Рассуждая на тему «правильности» поэта, Некрасов, бесспорно, думает и о своём месте в литераторском искусстве. Будучи достаточно известным писателем, редактором журнала, сумевшим найти свою нишу в то непростое время, его порой охватывали сомнения в правильности выбранного пути. Мысли, об идеальном поэте, о своём месте в среде литераторов, были частыми гостями в голове Николая Алексеевича.

В своих рассуждения писатель приходил к выводу, что литературно-общественное мнение во многом помогает народным массам. От этого его стихи приобретали особую окраску, где при помощи завуалированных приёмов, он старался донести до читателя наиболее острые проблемы. И это ему удавалось.

Размышляя о том, какая роль отведена литератору в жизни общества, Николай Некрасов в 1852 году создал свое блестящее стихотворение «Блажен незлобивый поэт», посвятив его годовщине смерти Гоголя, имя которого в этом произведении специально не упоминается, так как он был тогда в немилости. Некрасов, однако, был убежден в том, что Россия в очередной раз потеряла еще одного великого русского класска, вклад в литературу которого еще предстоит оценить его потомкам.

Н. А. Некрасов «Блажен незлобивый поэт». Анализ

Автор очень четко подмечает, что поэт - это не профессия и даже не призвание. Если и дается человеку этот истинный поэтический дар от Бога, то он его никак не утаит и уже не сможет молчать. Но настоящими поэтами могут быть лишь те немногие, которые не трудились ради похвалы и славы. Другим же, работавшим исключительно ради выгоды, их современники уже при жизни воздвигали памятники и, что любопытно, всячески их поддерживали, так как они ничем не досаждали и не говорили о насущных проблемах. Такие поэты купались в лучах своей собственной славы, и им даже, в некоторой степени, разрешали управлять толпой, заставляя ее думать и переживать о том, о чем будет велено свыше.

Воистину блажен незлобивый поэт. Анализ стихотворения подытоживает, что со смертью одного из таких легкомысленных поэтов все его творения очень скоро забудутся современниками и не вспомнятся потомками из-за пустоты и неинтересности, так как в них не будет чувствоваться никакого отражения и борьбы за те самые человеческие ценности и приориты, на которых основывается жизнь общества.

Обличители толпы

Но тип поэтов, который не так покладист и силен духом, никогда не умолкает и, следовательно, становится очень неудобен для сильных мира сего. Они как совесть народа всегда подметят существующую несправедливость, обман и лицемерие, всякого рода общественные злодеяния и прямо скажут о назревших проблемах, выступят с критикой в резкой и обличительной форме.

Именно об этом буквально кричит в своем произведении «Блажен незлобивый поэт» Некрасов.

Истинные поэты не будут никому угождать, и от их сарказма будет невозможно укрыться. Те, кто увидит свое отражение в этих произведениях, будут осуждать и ругать их. Именно такая реакция и будет указывать на то, что автор смог тронуть человеческую душу за больное и вскрыть истинные причины болезни. И вот проявление таких негативных эмоций, живых и настоящих, будет всяко лучше, чем льстивые дифирамбы, поющиеся поэтам первого типа.

Неблагодарная поэтическая правда

Обычно произведения поэтов-бунтарей полны сарказма, кстати, как и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Они отрывают, хоть и горькую, но правду, обращая свое внимание на все человеческие пороки общества. Однако люди вместо того, чтобы работать над собой, анализировать себя и заниматься дальнейшим самоусовершенствованием, начинают озлобляться. Для них травля и ненависть к автору становятся чуть ли не смыслом всей их жизни. Ведь, по их мнению, автор переходит всякие границы дозволенного, нарушая их покой.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Некрасов

Поэт Некрасов пишет, что судьба незлобивого поэта легка, его все признают и принимают, однако встает вопрос: «А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?». Но тут же добавляется, что после смерти с ним исчезнут и его труды, а за ним придет смена, которая точно таким же способом начнет создавать новую пыль.

Глубокий анализ произведения «Блажен незлобивый поэт» приводит к тому, что, в отличие от первого типа, второй тип поэтов сражается за свою правду всю жизнь, которая будет полна трагедий, их будут не признавать, высылать и люто ненавидеть, но даже несмотря на такую реакцию, они не будут умолкать. И будут делать все, что в их силах, чтобы общество исправилось, и весь мир человеческий наполнился гармонией, справедливостью и добром.

Смерть как награда

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне.

На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Очень красивыми и точными словами о таких поэтах заканчивает свое стихотворение «Блажен незлобивый поэт» Некрасов. Они говорят о том, как только поэт-мятежник умирает, общество сразу начинает понимать, как много этот человек сделал и как любил, ненавидя.

3 796 0

Николай Некрасов , как и многие его предшественники, нередко задавался вопросом о том, какая роль в обществе отведена литератору. Размышляя на эту тему, в 1852 году он создал стихотворение , посвященное годовщине смерти Николая Гоголя. Имя адресата ни разу не упоминается в этом произведении, так как к тому моменту Гоголь находился в опале. Однако был убежден, что Россия потеряла одного из величайших русских писателей, вклад которого в литературу еще предстоит оценить потомкам.

В своем стихотворении автор проводит четкую грань между поэтами, творчество которых нравится обывателям, и теми, чьи стихи вызывают у читателей бурю возмущения. Первых он называет незлобивыми и блаженными, так как они всегда живут в мире с самими собой и с окружающими. Их стихи лишены критики и сарказма, но при этом не заставляют задумываться людей над проблемами, которые есть у каждого. Такой поэт «прочно властвует толпой с своей миролюбивой лирой» и при этом может рассчитывать на то, что памятник от благодарных почитателей будет поставлен ему еще при жизни. Но пройдут года, и его творчество, не несущее в себе ни крупицы рационализма, пустое и лишенное истинных эмоций, канет в небытие.

Вторая категория поэтов – это прирожденные бунтари, которые не только видят все пороки и недостатки общества, но и вскрывают их в своих произведениях. Поэтому вполне естественно, что их стихи не любит никто. Даже здравомыслящие люди, осознающие, что каждая строчка такого обличительного стихотворения призвана изменить мир к лучшему, предпочитают присоединиться к возмущенной толпе, в которой «со всех сторон» клянут автора. Более того, его совершенно не воспринимают всерьез, так как обида от справедливо, но подчас очень жесткой критики, мешает осознать, что в стихах есть доля истины.

Однако хулу и проклятия в свой адрес такой поэт воспринимает, как «звуки одобренья», понимая, что сумел затронуть стихами душу людей, вызвать у них пусть и негативные, но все же яркие эмоции. В его словах, подчас обидных и грубых, любви и справедливости гораздо больше, чем в елейных речах того, кто предпочитает критике хвалебные оды. Но, к сожалению, судьба поэта-бунтаря всегда трагична: выступив против общества, он никогда не сможет рассчитывать на признание. И лишь после его смерти те, кто считал такого поэта смутьяном и невеждой, «как много сделал он, поймут, и как любил он – ненавидя!».

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.