Когда-то семь греческих городов спорили за право называться родиной Гомера. Точно так же все народы Ближнего Востока считают своим соплеменником султана Саладина. Более 800 лет назад он защитил исламскую цивилизацию от рыцарей-крестоносцев и вернул ей святой город аль-Кудс, который мы называем Иерусалимом. Причем сделал это с таким достоинством, что даже враги не могли упрекнуть его ни в одном бесчестном поступке.

В основном широкая публика знает о нем из рыцарских романов, пересказанных сэром Вальтером Скоттом. Оттуда же и имя Саладин. На самом деле его звали Салах-ад-дин, что значит «Слава веры». Но и это лишь почетное прозвище мальчика Юсуфа, родившегося весной 1138 года в семье военачальника Надж-ад-дина Айюба ибн Шади. По происхождению он был курдом, представителем дикого горного народа, который ревниво оберегал свою свободу и веру езидов. Но к Саладину это не относится — он родился в иракском Тикрите, где его отец служил местному правителю. Матерью была арабка, и воспитали его в твердом исламе.

О ранних годах Саладина мы не знаем почти ничего. Известно, однако, что уже в 1139 году отец будущего героя перебрался в Сирию, на службу к атабеку Имад-аддину Зенги. Оценив способности полководца, Зенги приблизил его к себе и дал в управление город Баальбек. После смерти господина Айюб поддержал в борьбе за власть его старшего сына Нур-ад-дина, за что последний в 1146 году сделал его правителем Дамаска. В этом великолепном городе Саладин вырос и получил образование, которое для знатного восточного юноши в то время сводилось к основам веры, верховой езде и владению саблей. Не исключено, правда, что Саладина научили также грамоте и азам стихосложения. Во всяком случае, став султаном, он умел читать и писать в отличие от многих европейских правителей.

Владения династии Зенги граничили с государствами крестоносцев в Палестине, возникшими после Первого крестового похода в 1099 году. На Востоке рыцари жили так же, как привыкли на Западе. Выстроив в удобных для обороны местах замки, они обложили различными повинностями крестьян, как переселенцев из Европы, так и местных арабов, греков и сирийцев. Формально их владения подчинялись королю Иерусалима, но фактически были независимы. Их правители сами вершили суд и расправу, устанавливали законы, объявляли друг другу войны и заключали мир. Многие из них не брезговали разбоем, нападая на купеческие караваны и торговые корабли. Торговля приносила крестоносцам большие доходы. По подсчетам французского историка Фернана Броделя, торговый оборот между Западом и Востоком в тот период увеличился в 30— 40 раз. Большую роль в государствах крестоносцев играли военно-рыцарские ордена — тамплиеры и иоанниты (госпитальеры). Их члены принимали монашеские обеты целомудрия, бедности и послушания начальству. Помимо этого, они клялись сражаться против иноверцев и защищать христиан. Во главе каждого ордена стоял великий магистр, которому подчинялись несколько сотен рыцарей.

Постепенно крестоносцы вписались в политическую систему Ближнего Востока. Враждуя с одними местными правителями, они заключали с другими союзы и обменивались подарками. Единства среди мусульман не было: сторонники багдадского халифа враждовали с шиитской династией Фатимидов в Египте, а тюркская империя Сельджукидов раскололась на части, контроль над которыми перешел к султанским воспитателям — атабекам. Среди них были и Зенгиды, которые сделали своей целью изгнание «франков» из Палестины, и особенно из Иерусалима. Кроме христианских и иудейских святынь там находились и исламские, включая мечеть Куббат ас Сахр (Купол скалы), откуда пророк Мухаммед, по преданию, поднялся на небо на крылатом коне Бораке. После завоевания города крестоносцами все они были превращены в христианские храмы, и Нур-ад-дин Зенги поклялся их вернуть. Его помощником в этом стал Саладин.

Войско Саладина у стен Иерусалима

Путь к империи

Но сперва юноше пришлось сразиться не с «неверными» у стен Иерусалима, а с единоверцами на берегах Нила. Чтобы окружить владения крестоносцев, Нур-ад-дин задумал подчинить Египет, где против местного халифа аль-Адида восстал визирь Шевар ибн Муджир. На помощь последнему Зенги в 1164 году отправил армию во главе с Ширку, братом Айюба. С ним был и 25-летний Саладин, назначенный командиром сотни всадников. Поход оказался неудачным: прямодушные курды столкнулись с коварством египтян. В решающий момент Шевар не только перешел на сторону своего врага-халифа, но и призвал на подмогу короля Иерусалима Амори I. Рыцари помогли разбить Ширку под Каиром в апреле 1167 года и сами окопались в египетской столице. Тут-то Саладин впервые проявил себя: когда упавшие духом соратники уже были готовы покинуть страну, он со своим отрядом захватил важнейший порт Александрию и помешал крестоносцам получить подкрепление. После долгих переговоров обе стороны согласились уйти из Египта, но Ширку остался там, став визирем халифа.

В мае 1169 года Ширку умер, скорее всего, от яда, и должность унаследовал его племянник Саладин. К удивлению многих, он проявил себя не бесхитростным рубакой, а умелым политиком, привлекавшим на свою сторону придворных и народ. Когда в 1171 году аль-Адид умер, Саладин без всякого сопротивления занял его место. Его бывший господин Нур-ад-дин ожидал от него покорности, но Саладин, став султаном Египта, дал понять, что не нуждается в руководстве. Более того, после смерти Нур-ад-дина в 1174 году он вмешался в спор его наследников и под шумок отнял у них сирийские владения, включая Дамаск (его отец к тому времени уже умер). Когда за Зенгидов вступился их родич, могущественный атабек Мосула, Саладин разбил его и заставил признать свое главенство. Враги попытались натравить на султана ассасинов — безжалостных убийц, которых боялся весь Восток. Но тот создал такую секретную службу, которая в один прекрасный день арестовала всех ассасинов в Дамаске. Узнав об их казни, вождь убийц, знаменитый «Горный старец», предпочел заключить мир с решительным султаном.

Теперь все было готово для похода на Иерусалим. Момент был удачным: городом правил юный король Бодуэн IV, больной проказой. Его возможные наследники открыто боролись за власть, до предела ослабив силы христиан. Тем временем Саладин формировал и муштровал армию, основу которой составляли мамлюки — бывшие рабы. Из этих умелых воинов, беззаветно преданных своим командирам, набирались отряды конных копейщиков и лучников, которые быстро наступали и также быстро отходили, оставляя позади неповоротливых рыцарей в их броне. Другую часть войска составляли насильно мобилизованные феллахи, которые сражались плохо и неохотно, но могли задавить противника массой.

После смерти Бодуэна власть переходила из рук в руки, пока не досталась его сестре Сибилле и ее мужу Гвидо Лузиньяну, который не пользовался авторитетом и не мог помешать самоуправству феодалов. Самый буйный из них, барон Рено де Шатильон, ограбил караван, везший сестру самого Саладина к ее жениху. Она не пострадала и была отпущена, но прежде барон реквизировал у нее все драгоценности. При этом он коснулся девушки, что считалось неслыханным оскорблением. Саладин поклялся отомстить, и в июне 1187 года его 50-тысячное войско выступило в поход.

Взятие Иерусалима сарацинами под предводительством Саладина в 1187 году. Книжная иллюстрация. 1400 год

Схватка львов

Сначала султан осадил крепость Тивериаду. Король Гвидо выступил против него, но Саладин завлек его армию в безводную пустыню, где многие рыцари погибли от стрел врагов и палящего солнца. Пока они выбирались оттуда, крепость была вынуждена сдаться. Армия крестоносцев, в которой было 1 200 рыцарей, 4 000 конных воинов и 18 000 пехотинцев, направилась к Тивериаде и была встречена Саладином между двух холмов, называемых Рогами Гаттина. 4 июля разыгралось решающее сражение. Укрепившись на холмах, мусульмане обстреливали сверху своих противников, которые страдали от жажды и дыма подожженных по приказу султана сухих веток. Отчаянно сражаясь, рыцари сумели захватить Рога, но потеряли почти всех лошадей и были окружены вражеской конницей. Граф Раймунд Триполийский с небольшим отрядом сумел прорвать окружение и спастись. Остальным к вечеру пришлось сдаться. В плен попали: сам король Гвидо, его брат Жоффруа, магистры тамплиеров и иоаннитов — почти вся крестоносная знать, кроме графа Раймунда, но и он, прибыв в Триполи, умер от ран.

В плену оказался и обидчик султана Рено де Шатильон. Он усугубил свою вину дерзким поведением, и Саладин собственноручно отсек ему голову. А потом по курдскому обычаю смочил кровью врага палец и провел им по лицу в знак того, что месть свершилась. Других пленников отправили в Дамаск, где решалась их судьба. Саладин велел казнить всех тамплиеров и иоаннитов (230 человек), считая их заклятыми врагами ислама. Казнены были и мусульманские союзники крестоносцев как пособники врага. Остальных рыцарей, включая короля Гвидо, освободили, взяв с них клятву никогда не воевать с султаном. Простых воинов продали в рабство.

После этого Саладин победным маршем прошелся по Палестине, которую некому было защищать. Ему сдались Акра и Аскалон, а последний порт христиан Тир спасся только благодаря прибытию из Европы маркграфа Конрада Монферратского с сильным отрядом. 20 сентября 1187 года султан осадил Иерусалим. Защитников не хватало, продовольствия тоже, стены сильно обветшали, 2 октября город сдался. Саладин не повторил тех жестокостей, что совершили когда-то крестоносцы: он позволил всем жителями покинуть город за сравнительно небольшой выкуп и даже взять с собой кое-что из имущества. Однако многие бедняки не имели денег и тоже стали рабами. Их было почти 15 тысяч. Победителю достались громадные богатства и все святыни города, церкви которого превратили снова в мечети.

Весть о падении Иерусалима вызвала в Европе горе и гнев. Монархи крупнейших стран — Англии, Франции и Германии — собрались в новый крестовый поход. Согласия между ними, как обычно, не было, поэтому армии двинулись к цели поодиночке. Первым в мае 1189 года в путь отправился германский император Фридрих Барбаросса. Он следовал по суше, захватив по пути сельджукскую столицу Конью (Иконию). Но в июне 1190 года император неожиданно утонул при переправе через горную речку Салеф. Его войско частью вернулось домой, частью все же дошло до Палестины, но там почти целиком вымерло от эпидемии чумы.

Тем временем англичане Ричарда I с французами Филиппа II еще добирались до Святой Земли морским путем. По пути им пришлось немало повоевать. Свое прозвище Львиное Сердце король Ричард заслужил, сражаясь не с мусульманами, а с восставшими против него жителями Сицилии. В ходе еще одной военной кампании он отнял у византийцев Кипр, отданный беглому королю Иерусалима Гвидо Лузиньяну. Только в июне 1191 года два короля прибыли в Палестину. Роковым просчетом Саладина стало то, что он оставил крестоносцам Тир. Укрепившись там, они смогли получать помощь из Европы и осадили мощную крепость Акра. У ее стен и появился король Ричард, и началась схватка двух противников, равных по силе и смелости.

Поединок между крестоносцем и мусульманином, считается, что между Ричардом Львиное Сердце и Саладином. Книжная миниатюра. Англия. Около 1340 года

Своим бесстрашием английский король вызвал искреннее восхищение Саладина. Говорят, что однажды, узнав, что у его противника от жары болит голова, султан отправил ему корзину снега с горных вершин. Простые мусульмане относились к Ричарду куда хуже и даже пугали им детей. На то были причины: рыцарственный король не раз проявлял свою жестокость. 12 июля Акра пала, и у ее стен он предал мечу около 2 000 пленных мусульман, которые не смогли заплатить выкуп. После этого крестоносцы двинулись на юг, разбивая один за другим отряды противника. Тут-то и проявились недостатки армии Саладина, состоявшей из подневольных людей. Султан в сердцах говорил: «Мое войско ни на что не способно, если я не поведу его за собой и не буду каждый миг присматривать за ним». Что и говорить, если за спинами сражавшихся египтян дежурили мамлюки с саблями наголо. У рыцарей такого не было: каждый из них знал, за что сражался.

Смерть на взлете

Двигаясь от Акры на Аскалон, Ричард грозил вернуть под власть христиан все побережье. Чтобы помешать ему, Саладин с 20-тысячной армией 7 сентября 1191 года преградил королю дорогу у крепости Арсуф. Здесь снова проявилось превосходство европейской тактики: рыцари смогли быстро выстроить оборону, против которой накатывающие волны мусульманских всадников оказались бессильны. Потеряв 7 000 человек убитыми, воины Саладина в панике отступили. После этого султан уже ни разу не решался вступить с Ричардом в крупное сражение. Английский король захватил Яффу и Аскалон и начал копить силы для удара по Иерусалиму. Однако скоро удача вновь отвернулась от христиан: Ричард и Филипп вступили в ожесточенный спор за корону уже несуществующего Иерусалимского королевства. Первый поддерживал своего ставленника Гвидо Лузиньяна, второй — маркграфа Конрада Монферратского. Проиграв спор, Филипп в гневе увел свою армию во Францию. Сыграла свою роль и зависть: француз не совершил подвигов, и никто не называл его Львиным Сердцем.

От крестоносной армии осталось не более 10 000 рыцарей, и Ричарду пришлось признать, что пробиваться с ними к Святому городу сквозь армии врагов равносильно смерти. Саладин велел своим визирям снаряжать и гнать в Палестину все новые армии. Он знал, что деревни пустеют и стране угрожает голод, но священная война была прежде всего. Она была для султана не самоцелью, а средством укрепления империи.

Багдадский халиф, чья власть сошла на нет, но авторитет оставался высоким, прислал ему свое благословение и заверение в полной поддержке. В перспективе Саладин планировал поход на Багдад для восстановления великого Арабского халифата. Его воины уже захватили Ливию и даже далекий Йемен, готовы были идти и дальше. Но сначала надо было покончить с крестоносцами. В сентябре 1192 года Ричард заключил мирный договор, ставший важной победой Саладина. За рыцарями осталось только морское побережье, причем Аскалон по условиям мира был разрушен. Христианские паломники получили возможность посещать Иерусалим и поклоняться тамошним святыням. Султан пошел на эту уступку: главное, чтобы страшный англичанин с сердцем льва вернулся домой.

По пути на родину Ричард сполна испытал последствия своего не вполне рыцарского поступка. При взятии Акры он сбросил со стены флаг австрийского герцога Леопольда, который тот поднял первым. Герцог затаил обиду и теперь взял Ричарда, оказавшегося в его землях, в плен и заточил в замок. Король был отпущен только через два года за громадный выкуп. Это ничему не научило взбалмошного монарха: дома он сразу ввязался в очередную войну и в 1199 году погиб от случайной стрелы при осаде французского замка. «Все, что завоевала его храбрость, потеряла его неосмотрительность» — такими словами подытожил хронист судьбу Львиного Сердца. Его врага Саладина уже не было в живых. В последнем походе он заболел лихорадкой и умер в Дамаске 4 марта 1193 года. Весь Восток оплакивал его как защитника веры.

После смерти султана его империю разделили наследники. Аль-Азизу достался Египет, аль-Афзалю — Дамаск, аз-Захиру — Халеб. Увы, никто из Айюбидов не проявил качеств основателя династии. Доверив безопасность своих владений министрам и полководцам, они предались пьянству и развлечениям с наложницами. Довольно скоро мамлюки решили, что сами справятся с делами страны, и в 1252 году утопили в Ниле последнего Айюбида, мальчика Мусу. После кровавых разборок к власти пришел кипчак Бейбарс, который не только окончательно изгнал крестоносцев со Святой Земли, но и разбил страшных монголов, завоевавших половину мира. В 1260 году он выгнал Айюбидов из Дамаска, а в 1342-м умер последний представитель этой династии. Казалось, Саладин и его дело навсегда ушли в историю. Однако о воителе вспомнили в ХХ веке, когда арабы снова поднялись против европейских колонизаторов. Султан стал примером и для египетского президента Насера, и для сирийца Асада, и для иракского диктатора Саддама Хусейна, который очень гордился тем, что был его земляком — тоже родился в Тикрите. Дошло до того, что и Усама бен Ладен сравнивал себя с Саладином, хотя тот, напротив, боролся с ассасинами, которых мы бы назвали террористами. Он был человеком своего времени — жестокого, но верного идеалам, которых так не хватает нашему равнодушному веку.

Великий полководец и могущественный политический деятель Средневековья Саладин, победитель крестоносцев, стал героем литературных и исторических произведений Европы, Азии и Африки. Несмотря на то что его жизнь прошла, в основном, в военных походах за пределами Египта, он стал первым национальным героем этой страны, правителем, вернувшим Египту величие и мощь, которых он не знал со времен фараонов. Главная достопримечательность Каира, связанная с именем Саладина, – это Цитадель, о которой подробно мы расскажем вам в статьях «Цитадель: след Саладина » и «Цитадель », адрес статей на сайте. Но Саладин жив в памяти страны не столько своими архитектурными достижениями, сколько воинской доблестью, приверженностью мусульманской вере и благородством, а также великолепно выполненной миссией возвращения Египту главенствующей роли в Средиземноморье. Поэтому, чтобы лучше понять национальный дух египтян, не лишним будет ознакомиться с кратким очерком блестящей жизни блестящего полководца.

Конец эпохи Фатимидов

Смутные времена: между тюрками и крестоносцами

Эпилог правления Фатимидов в Египте был ознаменован кровавыми междоусобными столкновениями внутри страны и бесконечными сражениями с тюрками и крестоносцами. Крестоносцы трижды вторгались в Египет и даже один раз захватили Александрию , подняв над Фаросским маяком свой штандарт. При этом некоторые египетские визири – бывшие христиане – пытались договориться с крестоносцами, видя в них собратьев по вере, пусть и бывшей, и объединиться для совместной борьбы с турками-сельджуками. Однако жесточайшее насилие крестоносцев над мусульманами в Иерусалиме разбило эти надежды в прах, а сельджуки утратили свое непобедимое могущество в регионе. В результате отражение регулярных атак рыцарей Палестины – крестоносцев – стало постоянным занятием египетской армии. В то же время правители Египта продолжали борьбу между собой, так как последний фатимидский халиф аль Адид был слишком мал, чтобы управлять самостоятельно. Поэтому первые годы его правления власть бесконечно переходила из рук одного визиря в руки другого.

В Каире в это время было страшно жить, и жители предпочитали сидеть дома, чтобы случайно не погибнуть, став невольными участниками кровавой схватки политических противников, которые нередко выплескивали свои драки на улицы города. Положение женщин в халифском гареме при отсутствии одного сильного правителя было столь отчаянным, что они все вместе отрезали свои длинные волосы – главную ценность египетской женщины – и переслали их на хранение правителю Верхнего Египта ас Салих Талайи ибн Зурайику, армянину по происхождению. Осознав масштаб беспорядков, творившихся в Каире, Зулайик со своими войсками, включавшими элитные армянские подразделения, занял столицу и установил свое правление, наведя порядок. Однако и он вскоре был убит в результате заговора мамелюков, которые только начинали осознавать свою политическую силу, но уже были отъявленными интриганами. Далее снова последовала череда политический заговоров и убийств, пока власть не перешла к курду Асад ад Дину Ширкуху, чье имя буквально означало «Лев веры». Лев веры по просьбе повзрослевшего халифа аль Адида сформировал в Александрии войско из тюрков-зенгитов и захватил Каир, выгнав оттуда посланников и сторонников крестоносцев, а также прокрестоносного визиря Шавира. Вскоре Ширкух неожиданно умер, а пост верховного визиря занял его племянник, тоже курд по происхождению – Салах ад Дин Абу аль Музаффар Йусуф аль Айюб, известный в европейской литературе как Саладин.

Рафинированный вельможа превращается в жесткого правителя

До выхода на политическую сцену в качестве верховного визиря о судьбе Саладина известно немногое, кроме того, что он был потомственным наемником, но при этом рафинированным придворным. Его дед Шази жил в армянском городе Аджданакан, где и родился Айюб, отец Саладина. Сам Саладин родился уже в Тикрите, правителем которого стал его отец Айюб. Его происхождение – сын наемника, внук наемника, правнук наемника – пророчило ему исключительно воинскую карьеру, но Саладин в юности не проявлял склонности к военному искусству, скорее он был прирожденным придворным, поднаторевшим в интригах сераля и стихосложении. И все же по настоянию семьи, под патронажем своего дяди он участвовал в двух походах против крестоносцев и был последовательным мусульманином суннитом. Кстати, его имя переводится приблизительно как «Благо веры». Парадокс судьбы Саладина состоит в том, что не стремясь сделать карьеру военного, он сделал ее чуть ли не против своей воли. Служа у дяди, он мечтал вернуться к праздной придворной жизни, а потому не заботился о служебном росте: не угождал, не притворствовал, не интриговал, не домогался наград и чинов, а просто добросовестно служил в качестве штабного офицера. Но поскольку от природы он был талантливым администратором, стратегом и тактиком, эта служба получалась у него лучше, результативнее, чем у других, что и было вскоре замечено его дядей и другими тюркскими военачальниками.

Когда дядя неожиданно умер, Саладин исключительно волею случая стал военным правителем Египта. Сыграло свою роль то, что он не был ни на чьей стороне и высказывал стремления к абсолютной власти. Даже девятнадцатилетний халиф аль Адид, даруя Саладину высокий титул - аль Малик ан Насир – Победоносный правитель, не видел в нем соперника: «Нет среди нас человека слабее и моложе годами, чем Саладин, поэтому им необходимо руководить, и он не выйдет из-под нашей опеки. Придет время, и мы найдем средства склонить на нашу сторону воинов, а когда армия поддержит нас, и мы укрепимся в стране, то без труда избавимся от Саладина (средневековый историк ибн аль Асир, цитируется по Л. Семеновой).

Но, получив большую власть вследствие непредсказуемой и внезапной смерти своего дяди, в двадцать шесть лет (возраст, солидный для средневекового воина) он моментально проявил недюжинные качества истинного правителя, начав с приведения в порядок египетской армии, которая страдала от слабости, обусловленной разобщенностью этнических группировок. Опираясь на курдов и тюрков, в жестоких уличных боях Саладин разгромил негритянские подразделения, а армянские формирования загнал в казармы, лишив их оружия и части военной добычи, которые он передал своим союзникам курдам и тюркам. Эта щедрость обеспечила ему преданность тюркских и курдских отрядов, а затем, путем двухлетних переговоров и подкупов, он добился признания и со стороны остальных эмиров, возглавлявших другие этнические отряды.

Захват абсолютной власти произошел практически сам собой: халиф аль Адид молча согласился с ролью марионетки в руках более опытного, более энергичного и более старшего Саладина, и вот уже 10 сентября 1172 года во время торжественного пятничного мусульманского богослужения Саладин «случайно забывает» начать молитву с имени халифа. Вскоре после этого двадцатитрехлетний халиф неожиданно умирает, по одной из версий отравившись ядом из своего фамильного перстня, с которым никогда не расставался. Некоторые историки утверждают, что халиф так и не узнал о своем окончательном смещении. Так произошел самый быстрый и самый бескровный захват власти, какой только можно себе представить.

Саладин – победитель крестоносцев

Политический брак и рождение империи

Первые годы своего правления Саладин активно наводит порядок в Египте и решает вопросы с формальным подчинением тюркскому султану. После смерти султана Саладин захватывает Сирию, Триполитанию (Ливию), Кайруан (Тунис), Нубию (Судан) и Йемен. Затем он женится на одной из вдов султана, с которой был знаком еще со времен своей юности при дворе султана, тем самым узаконивая свое владение огромной империей. Таким образом, Саладин становится самым могущественным правителем мусульманского мира, а островки крестоносного движения оказываются со всех сторон окруженными империей Саладина. Всего семь лет понадобилось Саладину, чтобы из нечестолюбивого служаки и рафинированного вельможи превратиться в самого могущественного диктатора Азии и Африки. И теперь Саладин получает возможность все силы сконцентрировать на достижении главной цели – борьбе с давними и непримиримыми врагами страны и мусульманской веры – крестоносцами.

Поражение, победы и экономический гений Саладина

Первое военное столкновение с крестоносцами окончилось для Саладина плачевно – он был полностью разгромлен и едва спасся, ускакав в пустыню в одиночестве. Но буквально через несколько месяцев Саладин, собрав новое войско, одержал над своими врагами первую значимую победу в битве на острове Рувад. Однако эти первые «пробы сил» показали Саладину, что справиться с крестоносцами будет очень трудно и одними только прямолинейными военными действиями победы не достичь. Тогда проявился экономический гений султана Саладина, который решил развязать против крестоносцев экономическую войну. В то время главным экспортным товаром, сулившим самую высокую прибыль, были специи и пряности, которые везли караванами и кораблями через Красное и Средиземное море в Европу. Средиземноморскую торговлю целиком контролировали итальянские города-государства, а Красное море и сухопутные караванные пути оказались в руках Саладина, после чего замки рыцарей потеряли почти весь свой доход от торговли пряностями.

Священная война и падение Иерусалима

Такой расклад не устраивал рыцарей Малой Азии и их сюзеренов – европейских монархов, вследствие чего они стали призывать к Священной войне с неверными. Саладин, в свою очередь, поклялся на Коране, что покончит с врагами ислама. С этого момента началась борьба не на жизнь, а на смерть, так как на карту была поставлена не только политическая репутация Саладина, но и его воинская честь. Остроту назревающим событиям придала провокационная вылазка одного из рыцарей – франкского барона Рено де Шатийон (Рено Шатильонский или, как его называли арабские летописцы, принц Арнаут), который владел крепостью Крак к востоку от Мертвого моря и обладал репутацией человека предприимчивого и романтичного, но необузданного, непредсказуемого и недальновидного. В свое время Арнаут провел в мусульманском плену несколько лет и был освобожден по личному приказу Саладина. Именно он, единственный из рыцарей, попытался прорвать экономическую блокаду и напал на египетский караван с пряностями, который к тому же сопровождала сестра Саладина. Это был настоящий плевок в сторону султана, обида, которую правители простить просто не имеют права, даже если и захотят, но Саладин прощать не хотел. Тем не менее он не стал сразу и слепо нападать, а обратился к иерусалимскому королю Гвидо де Лузиньяну с требованием возместить ущерб и наказать виновных, однако его обращение осталось без ответа, и Саладин получил моральное право объявить джихад – Священную войну с неверными.

Совсем скоро состоялась решающая битва этой войны близ холма Хиттин, недалеко от Назарета. Воины Саладина одержали в этой битве безусловную победу: веревок со всех египетских шатров не хватило, чтобы связать всех пленников; пленных было столь много, что на невольничьем рынке крестоносца отдавали за пару башмаков. Примечательно, что почти всех пленных Саладин пощадил, за исключением двух сотен рыцарей-храмовников и рыцарей-ионитов (тамплиеров и госпитальеров), которые были казнены как яростные враги ислама. Король Иерусалима и Рено Шатильонский также попали в плен и предстали перед Саладином. Короля Саладин встретил приветливо и напоил холодным напитком, но когда тот попытался передать чашу Арнауту, Саладин остановил его со словами: «Лжецу и изменнику, не помнящему добра, нет питья и пищи в моем шатре». Затем он предложил Арнауту принять ислам, а когда тот отказался, собственноручно отсек ему руку, и тут же его обезглавили воины Саладина.

Вскоре Саладин покорил Иерусалим. Предварительно он предлагал городу сдаться, чтобы избежать бессмысленных жертв, но горожане ответили отказом, за что Саладин поклялся разрушить стены города и истребить его жителей. Во время осады жители Иерусалима одумались и трижды просили султана о капитуляции, но Саладин не мог отказаться от публичной клятвы. Однако же он не желал смерти всем иерусалимцам, а потому призвал мусульманских юристов-факихов и заставил их официально аннулировать принесенную им клятву. Город сдался без боя и без ненужных жертв; многие состоятельные жители тут же выкупили свою свободу, других выкупили рыцарские ордена тамплиеров и госпитальеров, третьи, не имевшие денег, были проданы в рабство.

«Саладин, сидя на троне, смотрел, как проходил мимо него погруженный в уныние народ. Растроганный неподдельным горем жителей, которые, бросив все, уносили с собой тяжело больных и раненых, Саладин в порыве великодушия позволил рыцарям-ионитам (госпитальерам) остаться в городе, чтобы ухаживать за больными, кому болезнь помешала выйти из города. Большинство христиан были освобождены из рабства за выкуп. Первое Иерусалимское королевство было, таким образом, уничтожено» (Е. Зеленев). К слову, когда крестоносцы до этого захватили Иерусалим, они устроили там жестокую бойню, вырезав без разбора всех мирных мусульман.

Третий крестовый поход

Ричард Львиное Сердце

Легенды и сказания рисуют нам Ричарда, английского короля, исключительно благородным и храбрым рыцарем. Однако история не так однозначна: Ричард также хорошо был известен своим современникам жестокими грабежами и казнями заложников-мусульман. Ричард вместе с французами захватил город-крепость Акку, а также Кипр. Затем он более года пытался взять хотя бы еще один мусульманский город, «но своей неизменной жестокостью добился только того, что его именем стали пугать детей». Результатом Третьего крестового похода стало подписание мирного договора между Саладином и Ричардом, согласно которому Иерусалим оставался за Египтом, а крестоносцы владели лишь небольшим куском побережья Средиземного моря. Это была несомненная политическая победа Египта под руководством Саладина, который выполнил свою клятву и завершил дело своей жизни – нанес рыцарям сокрушительное стратегическое поражение. Окончательное изгнание крестоносцев из Малой Азии и Ближнего Востока становилось неизбежным.

Бесконечные военные походы и экспедиции подточили и без того не очень крепкое здоровье Саладина – он был невысоким, щуплым человеком с тонкими чертами лица и слабым организмом. В результате своей изнурительной военной карьеры Саладин заболел простой лихорадкой и умер в Дамаске, где и был похоронен, оставив о себе добрую память не только во всем мусульманском мире, но, как это ни странно, в европейской литературе и культуре.

Саладин стал образцом рыцарской чести, храбрости, верности своему слову, а также справедливости, великодушия и щедрости. Большое значение для западного мира имело то, что Саладин отпустил на свободу иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, а всем христианским паломникам, стремившимся в Иерусалим, он гарантировал привилегии и неприкосновенность. В понимании Саладина, Иерусалим был действительно Священным городом, где не было места насилию и жестокости. Мусульманская и христианская история и литература сохранили для нас множество легенд и правдивых рассказов о благородстве и благочестии Салах ад Дина, о которых мы расскажем вам в статье «Цитадель: след Саладина ».

Литература:

  • Зеленев Е. И. Мусульманский Египет: Учеб. пособие. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
  • Семенова Л. А. Из истории фатимидского Египта. М., 1974.
  • Хааг М. История Египта / Пер. с англ. – М.: Астрель, 2009.
  • Баха ад-Дин Абу аль Махасин Йусуф ибн Рафи ибн Тамим. Саладин. Победитель крестоносцев / Пер. с араб. – СПб.: «Издательство «Диля», 2009.
  • Батлер. А. Дж. Арабское завоевание Египта.
  • Федден Р. Египет: страна в долине Нила.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Регулярная статья
Салах ад-Дин
Средневековый портрет Салах ад-Дина.
Род деятельности:
Дата рождения:

1138 год(1138 )

Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:

Сала́х ад-Дин (аль-Малик аль-Насир Салах ад-Дин Юсуф ибн Айюб I, в русской и западной традиции Саладин , 1138, Тикрит, Ирак – 1193, Дамаск) - основатель династии Айюбидов в Египте и Сирии , мусульманский правитель курдского происхождения, сыгравший центральную роль в вытеснении крестоносцев из Эрец-Исраэль .

Путь к власти

Салах ад-Дин родился в известной курдской семьи. В ночь его рождения его отец, Наим аль-Дин Айюб, собрал свою семью и переехал в Халеб , поступив на службу к Занги ад-Дину, турецкому губернатору в северной Сирии , сын которого Нур впоследствии стал править всей страной. Выросший в Баальбеке и Дамаске, Салах ад-Дин больше интересовался теологией, чем военным делом.

В 1164–69 гг. участвовал (под командой своего дяди) в походах на Египет для его защиты от Иерусалимского королевства. В 1169 г. (в возрасте 31 года), после смерти дяди, был назначен командующим сирийских войск в Египте и везиром последнего фатимидского халифа Египта ал-Адида.

После его смерти (1171) он сверг слабую и непопулярную шиитскую династию халифов Фатимидов, провозгласив возврат к суннитской ветви ислама в Египте и стал фактическим правителем страны, лишь формально признававшим себя подданным Hyp ад-Дина. Эти отношения закончились со смертью сирийского эмира в 1174 году.

Используя свои богатые сельскохозяйственные владения в Египте в качестве финансовой базы, Салах ад-Дин вскоре переехал в Сирию с небольшой, но, строго дисциплинированной армией чтобы претендовать на регентство от имени малолетнего сына своего бывшего сюзерена. Вскоре он отказался от этой претензии, и с 1174 до 1186 объединил под своим правлением все мусульманские территории Сирии , северной Месопотамии , Эрец-Исраэль и Египта . Это он совершил с помощью умелой дипломатии, подкрепленной при необходимости, быстрым и решительным использованием военной силы.

Аббасидский халиф в Багдаде даровал ему в 1174 г. титул султана. Как везир Египта, он получил титул "малик" (царь), хотя был широко известен как султан.

Война с крестоносцами

Армия Салах ад-Дина. Рисунок из французского манускрипта 14 века.

Салах ад-Дин объединил силы Египта и Багдадского халифата и призвал мусульманский мир к джихаду , священной войне против крестового похода. Он учреждал медресе (мусульманский аналог йешивы), собирал богословов, сам писал религиозно-публицистические произведения. Ещё в 1170 г. он занял Эйлат . Он занимался наведением порядка и дисциплины в своей армии, состоявшей из разнородных сил, и создал силу, не уступавшую армиям крестоносцев.

Салах ад-Дин представлял всё большую опасность для крестоносцев в Эрец-Исраэль . 4 июля 1187 г. он во главе армии из 12 тыс. всадников и 18 тыс. пехоты разбил объединенное войско Иерусалимского королевства и его вассалов в битве под Хитином (Карней Хитин , к северо-западу от Тверии), а самого короля, Ги Люзиньянского, взял в плен. У крестоносцев после этого почти не осталось войск, и вскоре почти вся страна оказалась под его властью. 2 октября 1187 г., Салах ад-Дин захватил Иерусалим . Он согласился не резать христиан в городе при условии, что христианские войска уйдут, не тронув мусульманских жителей.

Эти события вызвали третий крестовый поход (1189–92) во главе с королем Ричардом Львиное Сердце. Опорным пунктом контрнаступления католиков стал Тир , который мусульмане не смогли взять в ходе предыдущей войны. После двухлетней осады крестоносцам удалось взять Акко (1191), а затем и Яффу благодаря контролю на море, обеспечивавшему минимальное снабжение войск (доходивших иногда до людоедства). Во внутренних районах страны мусульмане применили тактику выжженной земли, уничтожив запасы продовольствия и фуража и отравив колодцы.

Силы обеих сторон были полностью исчерпаны. И у христианских королей, и у Салах ад-Дина основную силу составляли феодалы, служившие по закону определённое время каждый год. Эти люди устали и начали саботировать войну. На наёмников ушли все деньги, так что король Ричард оказался в долгах, и все союзники от него ушли, а после смерти Салах ад-Дина нечем было заплатить за его похороны. По заключенному мирному договору, за христианами осталась приморская полоса от Яффы до Тира , а в Иерусалим разрешён свободный доступ христианских паломников.

Наследие Салах ад-Дина

Салах ад-Дин и его преемники Айюбиды терпимо относились к своим подданным-немусульманам - зимми . Увеличилась алия в страну. По сообщению Иехуды Алхаризи , Салах ад-Дин обратился к евреям, особенно к бежавшим из

Египетский султан с 1175. Основатель династии Айюбидов. Возглавлял борьбу мусульман против крестоносцев. В юности Саладин изучал богословие в сирийской столице - Дамаске и возможно, что намеревался избрать для себя духовную карьеру. Однако все же пошел по стопам своего отца и стал военным.


В 1164 году Саладин, будучи уже правой рукой полководца Нур-эд-дина на войне, участвовал в освобождении Египта от крестоносцев.

После смерти Нур-эд-дина Салах-ад-дин Юсуф ибн Аюб возглавил арабское войско и воевал с крестоносцами и их государствами в Святой Земле - графством Эдесским, княжеством Антиохийским, королевством Иерусалимским, графством Триполи.

Вместе со званием главнокомандующего мусульманской армии Салах-ад-дин получил власть над завоеванным арабами Египтом. В 1174 году он совершил государственный переворот и основал династию Аюбидов. Саладин стал полновластным султаном Египта - крупнейшего в то время государства в арабском мире.

Поводом к началу крестовых походов послужило завоевание турками-сельджуками Сирии и Палестины и большей части Малой Азии.

Первый крестовый поход начался в 1096 году. Рыцари из Франции, германских земель и Южной Италии нанесли сельджукам ряд поражений и основали на Ближнем Востоке свои первые государства. В 1099 году они штурмом овладели Иерусалимом.

Второй поход, начавшийся в 1147 году, возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Тогда и прославился арабский полководец Нур-эд-дин, который не позволил французским рыцарям-крестоносцам овладеть Дамаском.

За двенадцать лет беспрерывных военных походов султан Салах-ад-дин покорил Сирию и Ирак и стал признанным военным лидером мусульманского мира. Теперь государства крестоносцев на Ближнем Востоке со всех сторон были окружены владениями египетского султана. Саладин поклялся изгнать неверных и объявил им священную войну.

4 июля 1187 года Салах-ад-дин неожиданно напал на войско крестоносцев близ Хаттина. В ходе непродолжительного боя мусульмане (европейцы называли их сарацинами) перебили или захватили в плен большую часть войска Иерусалимского королевства, численность которого составляла около 20 тысяч человек. Это сражение вошло в историю крестовых походов под названием Хаттинского побоища, настолько велики оказались потери рыцарей из Иерусалима.

После этой большой победы Саладин с боя взял несколько больших укрепленных палестинских городов, таких как Акра и Яффа, и крепостей крестоносцев и оставил в них египетские гарнизоны и своих наместников.

В сентябре 1187 года султан Салах-ад-дин осадил Иерусалим. История захвата европейцами Священного города была такова. Во время Первого крестового похода 7 июня 1099 года его осадили рыцари во главе с Готфридом Бульонским. 15 июля крепостные стены города были взяты штурмом, и в течение трех последующих дней там продолжалась резня, в которой, по некоторым данным, погибло 70 тысяч мусульман.

Саладин восстановил в Иерусалиме власть мусульман, которую они потеряли в 1099 году. В отличие от крестоносцев, султан поступил со своими пленниками благородно. Он освободил низверженного иерусалимского короля Гвидо де Лузиньяна, предварительно взяв с него рыцарское слово, что тот никогда больше не будет поднимать оружие против мусульманского мира. Христианам было дано 40 дней на то, чтобы они покинули Священный город.

Своими успешными действиями Салах-ад-дин свел до минимума завоевания европейского рыцарства во время Второго крестового похода 1147-1149 годов. При дворе Папы Римского забили тревогу и стали спешно готовиться к Третьему крестовому походу в Святую Землю.

Он начался в 1189 году. Во главе его стояли английский король Ричард Львиное Сердце, германский император Фридрих I Барбаросса и французский король Филипп II Август. Согласия между ними не было с самого начала военных действий против сарацин, и они все время враждовали между собой. Однако и на сей раз крестоносное европейское рыцарство было полно решимости освободить от мусульман Святую Землю.

В 1190 году рыцари взяли важный город Конья (Иконий), но при этом погиб германский император Фридрих I Барбаросса , а его войско распалось.

В 1191 году англичане и французы после двухгодичной осады взяли древний портовый город Акру. В ее осаде и штурме участвовали войска Гвидо де Лузиньяна - он нарушил клятву, данную египетскому султану, великодушно даровавшему последнему иерусалимскому королю жизнь и свободу. После взятия Акры французский король Филипп II Август, снискав славу победителя сарацинов, отбыл на родину.

Встревоженный новым нашествием крестоносного войска под командованием трех монархов на Ближний Восток, султан Салах-ад-дин вновь собрал большую египетскую армию и призвал под свои знамена всех, кто хотел сразиться с христианским рыцарством.

Решающее сражение между армиями английского короля и египетского султана состоялось 7 сентября 1191 года при Арсуфе.

Салах-ад-дин первым начал сражение. Война за обладание Святой Землей, а вместе с ней и Третий крестовый поход закончились тем, что египетский султан Салах-ад-дин и английский король Ричард Львиное Сердце во время их встречи в сентябре 1192 года заключили перемирие на три года. Фактически это соглашение оказалось мирным договором, действовавшим на протяжении многих лет.

Его враги - крестоносцы отмечали его подлинно рыцарское поведение на войне и великодушное обращение с пленными. Он не был ни кровожадным восточным победителем, ни разрушителем культурных ценностей. Не случайно английского писателя Вальтера Скотта образ Салах-ад-дина вдохновил на создание "Талисмана", художественного исторического описания событий Третьего крестового похода.

История ислама формировалась за счёт вклада выдающихся личностей, которые оказали существенное влияние на развитие ряда Азиатских, Африканских и Европейских стран. В первую очередь – благодаря победам под флагом защиты ислама.

Одним из таких видных персонажей можно смело назвать великого полководца и правителя мусульманского Востока Юсуфа ибн Аюпа Салах ад-Дина. Человек, известный в западном мире как Саладин, стал знаменитым после победы, которую одержала его армия над крестоносцами в битве за Иерусалим. Именно ему удалось объединить территории современных Ирака, Сирии, Египта, Палестины, Ливии и Хиджаза, создав мощное исламское государство, с которым пришлось считаться европейцам.

Детство и юность Саладина

Салах ад-Дин появился на свет в 1137 г. (по Милади) в иракском городе Тикрит, преимущественно населённом курдами, в семье Аюпа ибн Шади, эмира этого города. Спустя пару лет тот стал эмиром Бальбека, а в 1146 г. отец Саладина переехал в Дамаск, где со временем стал одним из влиятельнейших людей столицы.

В детстве герой нашей публикации не проявлял особого интереса к военному искусству, а больше интересовался познанием ислама. Но по настоянию своих родных он всё же начинает военную карьеру. Первым учителем становится его дядя Ширкух, один из командующих армией правителя Сирии и Месопотамии – Нур ад-Дина.

Свой первый боевой опыт Саладин получил в 26-летнем возрасте, будучи младшим офицером в ходе похода на Египет. В той военной кампании Юсуф ибн Аюп проявил себя как смелый полководец, который внёс свой вклад в победу армии Ширкуха. Однако практически сразу же после взятия Египта Ширкух скончался, в связи с чем новым эмиром провинции стал его племянник Салах ад-Дин, назначенный халифом Адидом.

Н ачало правления

Став правителем Египта, он начинает активное противостояние экспансии крестоносцев в регионе. В 1170 г. Саладин осаждает крепость Дарум, расположенную в Палестине. Несмотря на неудачу (крепость ему взять не удалось - здесь и далее прим. сайт ) , он присоединил к Египту территорию сектора Газа. Чуть позже его армия захватывает путём осады Эйлат (город в современном Израиле) , благодаря чему корабли, принадлежащие мусульманам, перестали подвергаться нападениям со стороны крестоносцев.

В 1174 г. умирает сирийский правитель Нур ад-Дин. В результате Саладин становится независимым владыкой Египта.

Смерть главы государства привела к ослаблению Сирии и Месопотамии. Эти регионы рано или поздно могли завоевать крестоносцы. В такой ситуации молодой египетский правитель принимает решение захватить Сирию и тем самым расширить свои владения.

Вот так Юсуф ибн Аюп стал у руля мусульманской империи, включавшей в себя территории современных Египта, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии и Йемена.

Взятие Салах ад-Дином Иерусалима

С целью обезопасить своё государство от внешней агрессии Саладин решил захватить Иерусалим и изгнать крестоносцев со Святой земли. Однако он прекрасно понимал, что взять хорошо укреплённый город ему вряд ли удастся. Опытный полководец принимает решение выманить армию крестоносцев из крепости. Для этого ему пришлось прибегнуть к хитрости.

В 1187 г. его мусульманское войско осаждает крепость Тиверия, расположенную неподалёку от Иерусалима. Практически сразу же из осаждённого города был отправлен гонец, чтобы попросить крестоносцев о помощи. Без каких-либо раздумий король Иерусалима Ги де Лузиньян откликнулся на мольбу единоверцев и направил войска к стенам соседнего города. Уловка Салах ад-Дина удалась, и армия королевства выдвинулась в сторону Тиверии.

Крестоносцам предстояло преодолеть всего лишь 20 километров пути, но большое христианское войско растянулось на километры. Сухой и жаркий климат Палестины и отсутствие воды негативно сказывались на состоянии солдат из Иерусалима, которые с трудом передвигались по местности. Именно по этой причине крестоносцам не удалось дойти до источников воды до захода солнца, и они были вынуждены остановиться на ночлег в селении Хаттин, вблизи которого не было пресной воды.

Ночью подданные Саладина подожгли сухие кустарники вокруг вражеского лагеря. Едкий дым затруднял дыхание измученной от перехода и жажды иерусалимской армии. В таких условиях большая группа крестоносцев перебежала на сторону противника, передав все сведения о планах войска христиан и имеющихся ресурсах. Кроме того, королевская пехота, увидев наступающих арабов, отказалась сражаться с мусульманами.

В результате в местечке Хаттин состоялось ключевое сражение между армией Ги де Лузиньяна и мусульманским войском во главе с Салах ад-Дином, уверенную победу в котором одержали последние. В ходе сражения иерусалимский король погиб, а многие из его окружения попали в плен к арабам.

Победа в Хаттине открыла мусульманам дорогу на Иерусалим, ведь большая часть его гарнизона погибла в ходе того сражения. В сентябре 1187 г. 20-тысячная армия Саладина подошла к стенам «города трёх религий» и приступила к осаде. Обороной противника руководил Балиан Ивелин – один из представителей иерусалимской знати, которому удалось вырваться из-под окружения в битве при Хаттине и чудом спастись. Численность арабских войск в разы превышала гарнизон Иерусалима, что и предрешило исход кампании.

2 октября 1187 г, спустя 12 дней с момента начала осады, Балиан Ивелин согласился сдать город в обмен на гарантию безопасности его христианских жителей. Салах ад-Дин, войдя в крепость, сдержал своё обещание и позволил христианам, желающим уйти из города, свободно покинуть Святую землю.

Кроме того, христиане, оставшиеся в Иерусалиме, были наделены правом исповедовать свою религию и совершать паломничество к святым местам, в частности, посещать Храм Гроба Господня. Мусульманский правитель гарантировал личную безопасность всем христианским паломникам, прибывающим на Святую землю.

Взятие Иерусалима сделало Саладина известным и уважаемым человеком во всём мире. У него был большой авторитет в христианской Европе, хотя по сути он был главным врагом католиков. Великого воина, вставшего на защиту флага ислама, уважали за его рыцарские черты характера, такие как отвага, проявление уважения к противнику.

Смерть Саладина

После присоединения Иерусалима Юсуф ибн Аюп Салах ад-Дин намеревался восстановить прежние границы Арабского . Такая задача подразумевала необходимость подчинить Багдад, остававшийся тогда ещё независимым. Но в процессе подготовки к новому походу Саладин подхватил жёлтую лихорадку, в результате чего он скончался в марте 1193 г.

После смерти великого полководца и правителя собранная с большим трудом империя распалась, а обломки мусульманского государства поделили между собой его сыновья.