Сегодня, 16 мая, исполняется 100 лет со дня рождения русской писательницы и поэтессы Ольги Федоровны Берггольц.

Русская писательница, поэтесса Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 г. в Петербурге в семье врача. Семья жила на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы, где прошли детские годы будущей поэтессы.

В 1920-х гг. Ольга Берггольц училась в трудовой школе. Ее первые стихи были опубликованы в 1924 г. в заводской стенгазете, а через год Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу "Смена".

В 1926 г. она стала студенткой Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств, а через несколько лет была переведена в Ленинградский университет.

В 1930 г. Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь", о чем рассказала в своей книге "Глубинка" (1932).

Вернувшись в Ленинград, Ольга Берггольц в течении трех лет работала редактором в многотиражке завода "Электросила". Позднее работала в газете "Литературный Ленинград".

В 1932-1935 гг. вышли первые сборники Ольги Берггольц с которых начинается ее известность , как поэтессы. Среди ее произведений того времени - поэмы, стихотворения, рассказы, повести, пьесы, публицистика: повесть "Углич" (1932), сборник очерков, написанных в Казахстане "Глубинка" (1932) сборник лирики "Стихотворения" (1934), повесть "Журналисты" (1934), сборник рассказов "Ночь в "Новом мире" (1935), повесть "Зерна" (1935), сборник "Книга песен" (1936).

В декабре1938 г. Ольгу Берггольц арестовали , обвинив в том, "что она являлась активной участницей контрреволюционной террористической организации, готовившей террористические акты над Ждановым и Ворошиловым" (из Дела). Она провела полгода в заключении, где в результате побоев родила мертвого ребенка. В июле 1939 г. была освобождена "за недоказанностью состава преступления".

Творческая зрелость приходит к Берггольц в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Во время блокады Ленинграда Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами городе. В ноябре 1941 г. ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но муж умер и Ольга Федоровна осталась в городе.

Оставаясь в осажденном Ленинграде, она все дни блокады работала в Доме Радио, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". В эти дни Берггольц стала истинно народным поэтом, разделив с ленинградцами все ужасы "смертного времени", вселяя в них надежду своими стихами.

Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Пережив блокаду Ленинграда, Берггольц посвятила героической обороне города произведения "Февральский дневник", "Ленинградская поэма" (1942), "Ленинградская тетрадь" (1942; сборник), "Памяти защитников" (1944), пьесу "Они жили в Ленинграде" (написана совместно с Георгием Макогоненко в 1944 году и поставлена в театре Александра Таирова), "Твой путь" (1945), киносценарий "Ленинградская симфония" (1945; совместно с Макогоненко), пьеса "У нас на земле" (1947).

В 1950 г. она написала героико-романтическую поэму о петроградских рабочих , строивших в 1918 г. на Алтае город-коммуну - "Первороссийск", за которую в 1951 г. была удостоена Государственной премии СССР.

После командировки в освобожденный Севастополь Ольга Берггольц создала трагедию "Верность" (1954). В 1959 г. выходит ее автобиографическая книга лирической прозы "Дневные звезды", по которой в 1968 г. был снят одноименный фильм.

В 1960 е вышли ее поэтические сборники "Узел", "Испытание", в 1970-е гг. - "Верность", "Память".

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не увидели свет, архив после смерти был конфискован властями. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 г. в израильском журнале "Время и мы". Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в третий том собрания ее сочинений, изданный в1990 г.

Личная жизнь поэтессы не сложилась. Первый муж, Борис Корнилов, прожил с ней не более двух лет, они развелись в 1928 г. ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. Николай Молчанов заболел эпилепсией и в 1942 г. умер.

Ольге Берггольц пришлось пережить еще не одну трагедию: у нее одна за другой умерли дочери: в 1933 г. - младшая Майя, а спустя три года - старшая Ирина. Третьего ребенка Берггольц потеряла в тюрьме. Вместе с его смертью Ольга Федоровна потеряла способность быть матерью.

Третий муж, петербургский филолог Георгий Макогоненко, в 1959 г. ушел от Берггольц.

Последние шестнадцать лет "боль, вино, одиночество" (по словам ее сестры, Марии Федоровны, скончавшейся в 2003 г.) обступили поэтессу, но не погасили в ней песенного дара. В последний год жизни она сказала: "я живу через боль, пишу через боль..."

Скончалась Ольга Федоровна 13 ноября 1975 г. в Ленинграде и была похоронена , вопреки своему пожеланию, не на Пискаревском кладбище, а на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга . На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Еще один бронзовый барельеф ее памяти установлен при входе в Дом радио.

Строки Ольги Берггольц высечены на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт, ничто не забыто".

3 октября 1994 г. президент России Борис Ельцин издал указ "Об увековечении памяти О. Ф. Берггольц", согласно которому памятник поэтессе должны были поставить на ее могиле в первом полугодии 1995 г., но сестра Ольги Берггольц не захотела ничего менять на могиле.
И только 3 мая 2005 г. на Литераторских мостках Волковского кладбища, на могиле поэтессы была установлена скульптурная композиция в граните и бронзе, которую венчает контур окна, напоминающий четырехконечный крест (работа петербургского скульптора Владимира Горевого).

Весной 2010 г. в издательстве "Азбука" вышел сборник "Ольга. Запретный дневник", посвященный 100-летию поэта Ольги Берггольц. В сборник вошли впервые собранные вместе тюремные и блокадные дневники, отрывки из так и не дописанной второй части книги "Дневные звезды", ранее не печатавшиеся письма к отцу, высланному властями из Ленинграда во время блокады, редкие фотографии и документы из архивов Москвы и Петербурга.

Помимо дневников Берггольц 1939-1949 гг., писем, фотографий и документов, в книгу вошли материалы следственного дела Берггольц 1938-1939 гг. из архивов ФСБ. Эти материалы считались утерянными и стали доступны только осенью 2009 г.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Имя Ольги Берггольц знает каждый житель нашей огромной страны, особенно петербуржцы. Ведь она не просто русский поэт, она является живым символом блокады Ленинграда. Многое пришлось пережить этой сильной женщине. Ее краткая биография будет освещена в статье.

Детство и юность

Родилась Берггольц Ольга Федоровна поздней весной 1910 года в Санкт-Петербурге. Ее отец Федор Христофорович был хирургом. Также у Ольги была младшая сестра Мария. После революции семья Берггольцев переехала в Углич, поскольку в Петрограде было неспокойно. Отец семейства участвовал в боевых действиях. Мать Мария Тимофеевна вместе с дочерьми два с лишним года жила в бывшем Богоявленском монастыре. Уже в старости Ольга с душевной теплотой вспоминала те времена и то беспокойство, с каким они уезжали обратно в Петроград после возвращения отца с войны.

Жили Берггольцы на самой окраине Невской заставы. В 1926 году Ольга окончила трудовую школу. За год до этого в одном из литературных объединений встретила Бориса Корнилова, поэта и своего будущего мужа. Вместе с ним она училась в Институте истории искусств.

Именно с Корниловым связана одна из трагедий нелегкой жизни поэтессы. В 1928 году они поженились, через несколько месяцев у супругов родилась дочь Ирина. Девочка умерла в возрасте восьми лет от болезни сердца. Самого Бориса в феврале 1938 года расстреляли по надуманному обвинению.

1930-е годы

С 1930 года училась на филфаке Ленинградского университета. Ездила на практику во Владикавказ, где провела половину лета и осень, работая в газете "Власть труда".

В этом же году она развелась с Б. Корниловым и вышла замуж за Николая Берггольц, биография которой наполнена трагическими событиями, пережила и своего второго мужа. Он умер в 1942 году в Ленинграде от голода.

После окончания университета по распределению отправляется в Казахстан, где работает в газете "Советская степь" корреспондентом. После возвращения в Ленинград до 1934 года работала в газете "Электросила".

В 1932 году у Ольги и Николая родилась дочь Майя, но и это материнство оказалось трагичным. Малышка умерла через год.

В 1934 году поэтессу приняли в Союз писателей, откуда несколько раз исключали, а затем снова восстанавливали.

В декабре 1938 года Берггольц Ольга была арестована по обвинению в связях с врагами народа. На момент задержания она была беременна. Но и это не помешало ее мучителям проводить пытки. После всех побоев поэтесса в тюремной больнице родила мертвого ребенка.

Через полгода после ареста она была отпущена на свободу и полностью реабилитирована.

Годы Великой Отечественной войны

В 1940 году вступила в ВКП(б). Известие о начале войны застало Ольгу в Ленинграде. Она тут же пришла в местное отделение Союза писателей и предложила свою помощь. В. Кетлинская, руководитель отделения, отправила Берггольц Ольгу на радио. На протяжении всей блокады тихий голос поэтессы поддерживал в ленинградцах победный дух, ее стихи вселяли надежду.

Именно Берггольц стала олицетворением стойкости блокадников. В ноябре 1941 года ее вместе с болеющим мужем готовили к эвакуации, но Молчанов скончался, и Ольга решила разделить участь горожан, оставшись в Ленинграде. Здесь родились ее лучшие произведения. "Ленинградская поэма" Ольги Берггольц посвящена защитникам города и мужественным его жителям.

В конце 1942 года она смогла побывать в Москве. В те дни поэтесса отчаянно скучала о своем родном городе и всей душой стремилась обратно. Никакие благости в виде горячей еды, ванны и прочего не могли остановить ее.

Именно Берггольц Ольга Федоровна сообщила ленинградцам в 1943 году радостную новость о

Летом 1942 года поэтесса получила После окончания войны именно ее слова были высечены на гранитной плите мемориального кладбища: "...никто не забыт и ничто не забыто".

Последние годы жизни

В 1949 году вышла замуж в третий раз. Избранником Ольги стал Георгий Макогоненко, литературовед и критик. В послевоенное время поэтесса много работала, ездила в командировки. После поездки в Севастополь написала трагедию "Верность".

В 1951 году Берггольц Ольга была удостоена Государственной премии СССР. Горькими стихами встретила смерть И. В. Сталина.

В 1962 году она разводится с Макогоненко. Последние годы жизни, по сути, прошли в одиночестве. Рядом была только ее сестра Мария, которая помогала во всем и всегда.

Смерть

Похоронена была на хотя изначально планировалось, что гроб с телом отвезут на Пискаревское. У многих горожан не получилось попрощаться с любимой поэтессой, поскольку некролог был напечатан в газете лишь в день захоронения.

Власти сделали так, чтобы не было у гроба много народа, боялись речей, ведь столько зла они причинили Берггольц. В итоге добились чего хотели. С речью выступила Е. Серебровская, которую Ольга терпеть не могла за подлость и постоянные доносы на писателей и поэтов. Д. Гранин, вспоминая о дне прощания с Берггольц, говорил, что это были трусливые похороны, вместо печали и благодарной памяти поэтессе досталась лишь злоба ее недоброжелателей.

Творчество

Первое стихотворное произведение было напечатано в 1925 году. Изначально Ольга Берггольц, биография которой довольно трагична, позиционировала себя детским поэтом. Она получала похвалу от К. Чуковского.

Военные годы все изменили в ее жизни. Именно тогда она нашла себя и пошла по правильному творческому пути. Ольга Берггольц, стихи о войне которой дарили надежду и веру, стала символом непобедимости.

Среди ее лучших произведений "Февральский дневник", "Ленинградская поэма", "Дневные звезды". После смерти были опубликованы дневники поэтессы, которые представляют огромную ценность и хранят множество счастливых и болезненных воспоминаний.

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 – 13 ноября 1975) – советская поэтесса и автор множества невероятно красивых стихотворений о родине и любви.

Детство

Ольга Фёдоровна родилась 3 мая в Ленинграде, в семье военного хирурга и по совместительству акушера в одной из городских больниц. Отец будущей поэтессы был человеком известным и уважаемым, поэтому семья жила в достатке и не нуждалась в деньгах. Мать Ольги не работала, а только приглядывала за детьми. Кроме Ольги, была вторая девочка, её младшая сестра Мария, у которой с детства были проблемы с сердечно-сосудистой системой. Иронично, но отец мог лишь облегчить страдания Марии, поскольку справиться с подобным хроническим недугом на тот момент не мог ни один врач.

В 1918 году семья переезжает в маленький городок Углич, на территории которого находится бывший Богоявленский монастырь. Поскольку на тот момент отец девочки теряет работу и скопленные сбережения (из-за серьезных проблем с начальством), семья вынуждена довольствоваться бывшими кельями монастыря, поскольку приобрести собственное жилье они больше не могут. Однако никто не падает духом. Мать старательно обустраивает жилище, а отец семейства полон сил и стремится быстрее найти новую работу.

Когда маленькой Ольге приходит время идти учиться, родители, посовещавшись, отдают её в трудовую школу, поскольку позволить себе домашнее обучение ребенка, как было модно на тот момент, они не могут из-за финансовых трудностей. Так, будущая поэтесса оказывается в самом бедном и, к слову, единственном учебном заведении, которое располагается в Угличе. Но это ничуть не смущает девочку. Она практически сразу находит себе новых друзей и начинает новую жизнь, несмотря на семейные проблемы и неурядицы.

Юность и начало поэтической карьеры

Поскольку трудовая школа была чересчур скучна для маленькой девочки, даже несмотря на многочисленных друзей и подруг, она начала увлекаться поэтической деятельностью. Еще в детстве она обнаружила у себя талант достаточно легко и просто придумывать рифмующиеся строчки, которые отражали её настроение и всё, что творилось вокруг. И здесь, в окружении друзей и учителей, Ольга впервые начала сочинять стихи.

В 1925 году поэтесса заканчивает работу над своим первым стихотворением «Ленин». А поскольку оно выходит достаточно интересным и достойным признания, школьные учителя решают помочь ей и просят одну из редакций газеты «Красный ткач» опубликовать стих под авторством Ольги Берггольц. Уже на второй день редактор начинает принимать восторженные письма от читателей, которые говорят об исключительном таланте юной особы.

В конце этого же года юное дарование заканчивает работу над еще одним творением и в прозе сочиняет рассказ «Заколдованная тропинка», который практически сразу же с радостью публикует журнал «Красный галстук».

В 1926 году Ольга решает, что для поэтессы она слишком мало знает о «теоретической части создания произведений» и идет в литературное объединение рабочей молодежи под названием «Смена», где надеется не только познакомиться с уже более опытными коллегами, но и с их помощью изучить профессию и состояться в качестве настоящей поэтессы. Там она знакомится с Маяковским и Багрицким и даже перенимает опыт у таких литературных идолов того поколения, как Эйхенбаум, Тынянов и другие. К слову, именно там, в «Смене», Ольга Берггольц впервые выходит на сцену в один из вечеров для декламирования стихотворения своего собственного сочинения. В этот вечер в зале находился Корней Чуковский, прибывший туда по приглашению лучшего друга. Услышав невероятно хорошо подобранные рифмы, прочувствовал стих с начала и до конца, Чуковский крайне положительно отозвался о творчестве Берггольц, заявив даже о том, что в будущем именно она станет всемирно популярной поэтессой.

Работа редактором и судьба во время войны

В 1930 году Ольга из-за неприятностей в творческой жизни уезжает в Казахстан, где устраивается на работу редактором газеты «Советская степь». Казалось бы, идеальное место для того, чтобы доносить до народа правду и одновременно публиковать собственные произведения. Но спустя год Ольга снова возвращается в Ленинград и становится редактором газеты завода «Электросила». В это время она публикует там свои произведения «Годы штурма», «Ночь в новом мире», а также первый сборник стихотворений.

13 декабря 1938 года Ольгу Берггольц обвиняют в сговоре с врагами и заключают под стражу. На тот момент поэтесса беременна своим вторым ребенком, но из-за постоянных разбирательств, стресса и допросов с многочисленными побоями она теряет ребенка. Позже женщину отпускают и полностью реабилитируют, однако она до последнего дня своей жизни ненавидит тех, кто забрал у нее малышку.

С августа 1941 года Ольга Берггольц работает радиоведущей. Несмотря на свою собственную боль и сложную судьбу, ей удаётся вселять в слушателей уверенность в победе. Как отмечали многие библиографы, поэтесса всегда обладала отличным даром успокоения, но сама никогда не отличалась спокойным и послушным характером. В это же время Ольга узнает о том, что её отец, отказавшись сотрудничать с представителями НКВД, ссылается в Минусинск. Будучи в страшной депрессии и подавленном состоянии от столь страшного события, Ольга Берггольц посвящает любимому отцу такие произведения, как «Ленинградская поэма» и «Февральский дневник».

Личная жизнь

С первым своим мужем, поэтом Борисом Корниловым, поэтесса знакомится на одном из вечеров в литературном объединении «Смена». Они официально женятся в 1928 году, и на свет появляется дочка. Но, к несчастью, из-за хронических проблем с сердечно-сосудистой системой, которые, предположительно, были «проклятием» рода Берггольц, она умирает в семилетнем возрасте от ослабленного иммунитета. Но Ольга и Борис не сдаются. В 1932 году у пары рождается второй ребенок – девочка Майя, у которой также обнаруживается порок сердца, и через год малышка умирает. История пары заканчивается 21 февраля 1938 года. Бориса Корнилова расстреливают также по подозрению в сговоре с врагами народа.

В годы Второй Мировой войны поэтесса выходит замуж второй раз за литературоведа Молчанова. Из-за прошлых неудач, связанных с деторождением, Ольга Берггольц уже не хочет иметь детей, а спустя год её второй муж умирает в блокадном Ленинграде от голода.

Берггольц Ольга - известная советская поэтесса, писатель, журналист и обозреватель. Ее творчество пришлось на непростые годы в истории нашей страны. Она начала писать в 1920-1930-е годы, однако больше всего прославилась своими стихами на военную тему, которые сочинила, находясь в блокадном Ленинграде. Кроме того, ее перу принадлежит ряд книг, написанных в прозе, многочисленные очерки, а также дневники, в которых она рассказывает о своей жизни, а также выражает отношение к советской власти.

Краткая биография

Берггольц Ольга родилась в 1910 году в Санкт-Петербурге в семье врача-хирурга. В 16 лет она окончила трудовую школу, а в 1925 году напечатала свое первое стихотворение. Так началась ее литературная карьера: она писала лирику, прозу, работала в различных изданиях, писала очерки. Поэтесса была дважды замужем: с первым мужем, поэтом Б. Корниловым она через некоторое время развелась (впоследствии он был расстрелян), со вторым прожила вплоть до его смерти от голода в блокадном Ленинграде. Берггольц Ольга стала жертвой политических репрессий: ее арестовывали, держали в тюрьме и даже пытали.

К счастью, поэтесса была реабилитирована и получила возможность работать в газете. Кроме работы в осажденном городе она осуществила поездку в Севастополь, которому посвятила цикл стихотворений. В 1950-1960-е года ее стихотворения выходили отдельными сборниками, а также распространялись в самиздате. Лирика талантливой поэтессы получила всесоюзное признание. Скончалась Берггольц Ольга в 1975 году в Ленинграде.

Ранние произведения

Первыми литературными работами автора были стихотворение, посвященное Ленину, и небольшой рассказ, которые были напечатаны в газете и журнале. Молодая девушка увлеклась художественной литературой и вступила в объединение молодых авторов, а также посещала курсы при Институте искусств. К 1930 году Ольга Берггольц была уже состоявшимся автором: она публиковалась в популярном журнале «Чиж», а также выпустила свою книгу.

Она поступила в Ленинградский университет, однако продолжила свою литературную карьеру. Девушка писала не только стихи и прозу, но и публицистические произведения. Так, она посвятила некоторые очерки строительству крупных народно-хозяйственных объектов в стране.

Творчество 1930-х годов

После окончания университета молодая женщина продолжила работать в газете. Некоторое время она жила в Казахстане, о чем написала не только статьи и очерки, но и целую книгу. Через несколько лет поэтесса вернулась в родной город, где выпустила несколько своих книг, среди них - поэтический сборник. Ольга Берггольц, стихи которой сразу принесли ей известность, с середины 1930-х годов стала популярным и знаменитым автором. Тематики ее лирики была самой разнообразной - от философских размышлений о жизни до трогательных любовных стихотворений.

В годы войны

Ольга Берггольц, биография которой неразрывно связана с тяжелым военным временем, осталась в блокированном Ленинграде, где работала на радио. В это время умер ее второй муж, которому она посвятила отдельную книгу. По признанию поэтессы, это произведение было ее самым сильным сочинением. В эти страшные годы она создает свои лучшие образцы военной лирики. В 1942 году она пишет знаменитую «Ленинградскую поэму».

В ней автор в поэтической форме пересказала трудные дни ожидания жителями города хлеба. Поэтесса показала страшный военный пейзаж, проезд машины с хлебом по замерзшему заливу, горе и отчаяние матерей. Ольга Берггольц, стихи о Ленинграде которой правдиво передают страшные картины голода, отчаяния и опустошения, в своих военных произведениях всякий раз подчеркивала силу духа и мужество бойцов и простых жителей.

В поэме «Февральский дневник», написанной в 1942 году, звучит мысль о том, что уже само проживание в блокадном Ленинграде было настоящим подвигом. Автор показывает, как каждый житель города представлял собой единое целое с простыми солдатами, которые с оружием в руках отбивались от врагов. Поэтесса показывает контраст между ужасными картинами разрухи и боевым духом населения и бойцов армии.

Послевоенное творчество

Берггольц принимала участие в создании радиофильма, посвященного защите Ленинграда. Именно ее слова выгравированы на мемориальном памятнике, где были похоронены погибшие в годы страшной блокады. За свои литературные заслуги она получила медаль «За оборону Ленинграда». Несмотря на то, что на одном из партийных пленумов ее творчество было подвергнуто критике, книги поэтессы продолжали пользоваться популярностью среди читательской аудитории. После войны она выпустила несколько новых книг, среди них - цикл стихотворений о Сталинграде.

В это же время она пишет пьесу «Они жили в Ленинграде», которая была поставлена в театре. В 1960-1970-е годы произведения Берггольц распространялись через самиздат, выходили ее поэтические сборники: «Узел», «Память» и другие.

Признание

Творчество поэтессы получило всесоюзную известность. Ее именем названа улица и сквер в Петербурге, в ее память установлены мемориальные доски и открыт музей. В этом же городе ей поставлен памятник.

На театральных сценах были поставлены спектакли, посвященные ее непростой судьбе. Отдельно следует сказать про публикацию ее дневников, которые были отправлены в архив после смерти поэтессы. Первое полное издание было осуществлено в 2015 году. В своих мемуарах Берггольц критикует советскую власть за военные поражения и захват врагами многих городов.


Департамент образования гор. Москвы

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Колледж Автоматизации и Информационных Технологий №20

Реферат

по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Поэтесса Ольга Берггольц.

Свидетелница Великой Отечественной Войны.

Выполнил:

студент группы П-21

Бородавкин О.М.

Проверила:

Преподаватель

Алёхина О. В.

Вступление……………………………………………………………….…3

Биография Ольги Берггольц…………………………………………….…3

Поэтесса в годы Великой Отечественной войны………………………...5

Значение творчества в русской литературе……………………………..10

Библиография……………………………………………………………..11

Приложение 1. Ольга Берггольц, фотографии военных лет…………..12

Приложение 3. Основные произведения Ольги Берггольц…………….14

Приложение 4. Сложный план…………………………………………...16

Вступление

Ольга Бергголь была смелой женщиной, пережившей блокаду Ленинграда,

смерть дочерей. Была знаменитой поэтессой «Муза блокадного города», написавшей множество произведений, вселявших в сердца людей и помогавших жить.

"Никто не забыт и ничто не забыто"

Биография Ольги Берггольц

Российская писательница, поэтесса. Ольга Федоровна Берггольц родилась 16 мая (по старому стилю - 3 мая) 1910 года в Петербурге, в семье заводского врача, жившего на рабочей окраине Петербурга в районе Невской заставы. Мать - Мария Тимофеевна Берггольц, младшая сестра - Мария.

В 1924 году в заводской стенгазете были опубликованы первые стихи Ольги Берггольц. В 1925 году Ольга Берггольц вступила в литературную молодежную группу "Смена", а в начале 1926 года познакомилась там с Борисом Петровичем Корниловым (1907-1938) - молодым поэтом, незадолго до этого приехавшим из приволжского городка и принятым в группу. Через некоторое время они поженились, родилась дочь Ирочка. В 1926 году Ольга и Борис стали студентами Высших государственных курсов искусствоведения при Институте истории искусств. Борис на курсах не задержался, а Ольга несколько лет спустя была переведена в Ленинградский университет. В 1930 году Ольга Берггольц окончила филологический факультет Ленинградского университета и по распределению уехала в Казахстан, где стала работать разъездным корреспондентом газеты "Советская степь". В это же время Берггольц и Корнилов развелись ("не сошлись характерами") и Ольга вышла замуж за Николая Молчанова, с которым училась вместе в университете. (Сборник статей "Вспоминая Ольгу Берггольц") Вернувшись из Алма-Аты в Ленинград, Ольга поселилась вместе с Николаем на улице Рубинштейна, 7 - в доме, называвшемся "слезой социализма". Тогда же была принята на должность редактора "Комсомольской страницы" газеты завода "Электросила", с которой сотрудничала в течении трех лет. Позднее работала в газете "Литературный Ленинград". Через несколько лет умерла младшая дочь Ольги Берггольц - Майя, а спустя два года - Ира. В декабре 1938 года Ольгу Берггольц по ложному обвинению заключили в тюрьму, но в июне 1939 года выпустили на свободу. Беременная, она полгода провела в тюрьме, где после пыток родила мертвого ребенка. В декабре 1939 года она писала в своем тщательно скрываемом дневнике: "Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения. Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние... обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы... Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: "живи". (С. Шульц, "Главная улица Санкт-Петербурга"; "Наука и жизнь", 2001). В годы блокады 1941-1943 годов Ольга Берггольц находилась в осажденном фашистами Ленинграде. В ноябре 1941 ее с тяжело больным мужем должны были эвакуировать из Ленинграда, но Николай Степанович Молчанов умер и Ольга Федоровна осталась в городе. "В.К.Кетлинская, руководившая в 1941 Ленинградским отделением Союза писателей, вспоминала, как в первые дни войны к ней пришла Ольга Берггольц, Оленька, как ее все тогда называли, видом - еще очень юное, чистое, доверчивое существо, с сияющими глазами, "обаятельный сплав женственности и размашистости, острого ума и ребячьей наивности", но теперь - взволнованная, собранная. Спросила, где и чем она может быть полезна." Кетлинская направила Ольгу Берггольц в распоряжение литературно-драматической редакции ленинградского радио. Спустя самое недолгое время тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, олицетворяющим стойкость Ленинграда." (Сборник "Вспоминая Ольгу Берггольц"). В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Умерла Ольга Федоровна Берггольц 13 ноября 1975 в Ленинграде. Похоронена на Литераторских мостках. Несмотря на прижизненную просьбу писательницы похоронить ее на Пискаревском мемориальном кладбище, где высечены в камне ее слова "Никто не забыт и ничто не забыто", "глава" Ленинграда г.Романов отказал писательнице. В 1936 года Б.П.Корнилов был исключен из Союза писателей, а 19 марта 1937 года арестован. Официальной датой смерти первого мужа Ольги Берггольц считается 21 ноября 1938 года, но место его захоронения неизвестно. "20 февраля 1938 года Выездной сессией Военной Коллегии Верховного Суда СССР под председательством корвоенюриста Матулевича Корнилов был приговорен к исключительной мере наказания. В приговоре содержится следующая формулировка: "Корнилов с 1930 г. являлся активным участником антисоветской, троцкистской организации, ставившей своей задачей террористические методы борьбы против руководителей партии и правительства". Приговор приведен в исполнение 20 февраля 1938 г. в Ленинграде." (Константин Поздняев, "Расстрел по лимиту. Мифы и правда о трагической гибели Бориса Корнилова"; "Литературное Обозрение", 1993) 20 лет имя поэта Бориса Корнилова было под запретом. Книги его внесли в список подлежащих изъятию, и только "Песня о встречном" ("Нас утро встречает прохладой, Нас ветром встречает река..."), написанная им в содружестве с Дмитрием Шостаковичем к кинофильму "Встречный", продолжала жить, но имя поэта-"врага народа" не сообщалось. 5 января 1957 года Борис Петрович Корнилов был реабилитирован ("за отсутствием состава преступления").

Поэтесса в годы Великой Отечественной Войны

Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Это очень высокая и почетная аттестация. И вполне заслуженная. Блокадные стихи Берггольц появились в тоненьком сборнике “Ленинградская поэма” еще в блокаду. Именно с тех пор запечатлелись в памяти пронзительные в своей простоте строки:

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...

От этих строк и сейчас мороз по коже. Все узнаваемо, все так и было - кроме одной, пожалуй, детали: метронома. Значение этой подробности блокадного быта, пожалуй, преувеличено в позднейших воспоминаниях. Никакого метронома в квартирах рядовых ленинградцев не было слышно. Большинство домашних радиоточек было реквизировано или по крайней мере отключено. Где-то они, конечно, сохранялись - в том числе, вероятно, и у постоянного сотрудника блокадного радио поэта Ольги Берггольц: это была не привилегия, а производственная необходимость. Кстати, при всем при том сами-то радиопередачи летели в эфир не напрасно: услышанное где-нибудь на работе, на дежурстве потом передавалось из уст в уста, пересказывалось, помогало жить.

А стихи запоминались наизусть:

Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
“Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград!”
А у ворот была в дозоре
седая мать двоих бойцов,
и дрогнуло ее лицо,
и пробежал огонь во взоре.
Она сказала: “Слышу, маршал.
Ты обращаешься ко мне.
Уже на фронте сын мой старший,

и средний тоже на войне.
А младший сын со мною рядом,
ему семнадцать лет всего,
но на защиту Ленинграда
я отдаю теперь его...

Блокадные стихи Берггольц можно цитировать бесконечно. Но в них - еще не вся Берггольц. В другие, “оттепельные” годы люди читали друг другу, передавали из уст в уста совсем иные стихи:

Нет, не из книжек наших скудных,
подобья нищенской сумы,
узнаете о том, как трудно,
как невозможно жили мы.
Как мы любили - горько, грубо.
Как обманулись мы, любя,
как на допросах, стиснув зубы,
мы отрекались от себя.

И равнодушны наши книги,
и трижды лжива их хвала.

И, может быть, самая поразительная строка - набранная курсивом дата: 22.V - 24.V. 1941. “Мы о многом в пустые литавры стучали, мы о многом так трудно и долго молчали”, - писал Владимир Луговской, поэт тоже замечательный. И стихотворение, из которого эти строки взяты, - “В сельской школе” - одно из лучших в период его последнего творческого взлета. И все-таки это - 1956 год, “оттепель”. А стихи Берггольц написаны задолго до всех “оттепелей” и тем более перестроек. В самый канун войны. Прошел всего месяц - и вырвались из-под пера совсем другие строки, теперь они напечатаны рядом, на обороте того же книжного листа:

Мы предчувствовали полыханье
Этого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье.
Родина, возьми их у меня!..
Я люблю Тебя любовью новой,
горькой, всепрощающей, живой,
Родина моя в венце терновом,
с темной радугой над головой...

Товарищ юный, храбрый и веселый,
тебя зовет Великая Война, -
так будь же верен стягу Комсомола
и двум его прекрасным орденам...
И главная - незыблемая - верность
непобедимой Партии своей.
На первый зов ее, на самый первый
вперед за ней, всегда вперед за ней!

Качество стихов, уровень их литературной отделки могут быть различны - одно складывалось, возможно, месяцами и годами, другое выплеснулось на бумагу спонтанно, в ответ на требование момента. Но нет ощущения, что одно писалось “для себя”, а другое - “для газеты”, “для цензора” или просто “потому, что так надо”. Даже вообразить такое в отношении Берггольц было бы немыслимым цинизмом. Такое было время. Оно испытывало не только блокадным холодом и голодом. Оно в буквальном смысле испытывало душу на разрыв. И каждый пишущий переживал это испытание по-своему. Кто-то приспосабливался, кто-то замолкал, кто-то продолжал работать, гоня от себя “неудобные” мысли, боясь не только реальных житейских неприятностей, но и - инстинктивно - разрушительного внутреннего раздвоения. У Берггольц раздвоения, распада личности не ощущается. Взаимоисключающие, казалось бы, стихи отнюдь не перечеркивают друг друга, наоборот: каким-то непостижимым образом даже самые риторичные, безнадежно, казалось бы, устаревшие для сегодняшнего дня строки обретают в этом противостоянии некую новую драматичность и остроту. Слово “Колыма” мы запомнили много раньше, чем поняли, что изначально это - просто река, хотя и очень далеко на севере. Но казалось, что все это - совсем другая материя, не связанная напрямую с сегодняшним праздником созидания и преображения природы. Но сама-то Берггольц знала, что писала. В том числе и тогда, когда обращалась к теплоходу, который скоро пройдет от Дона к Волге:

Держи спокойно небывалый путь!
На каждом шлюзе, у любых причалов
будь горд и светел, но не позабудь
о рядовых строителях канала...

Казалось бы, все тут хрестоматийно правильно. Как в известном тогда стихотворении о простом советском человеке, который “по полюсу гордо шагает, меняет движение рек”. Откуда же тогда эта мольба к тому, кто будет “горд и светел”: не позабудь! Разве ж кто забывает? И не было это эзоповым языком, не было кукишем в кармане. Было честное стремление охватить время в целом, с его величием и ужасом. И слово “трагедия” подходило здесь больше всего:

Друзья твердят: “Все средства хороши,
чтобы спасти от злобы и напасти
хоть часть Трагедии,
хоть часть души...”
А кто сказал, что я делюсь на части?

Только что процитированные строки - начало одного из “Пяти обращений к трагедии” - датированы 1949 годом. Стихотворная трагедия Ольги Берггольц “Верность” была посвящена обороне Севастополя. “Если пафосом ленинградской эпопеи было терпение, то пафосом севастопольской трагедии было исступление, - сказала Берггольц, тогда же, в пятидесятых. - Но при всем различии в судьбах двух городов-героев было нечто общее. Потому я и обратилась к севастопольской теме...” Это общее, как можно было понять, - подлинная трагедийность, “предельность” ситуации. Поэта притягивали люди, живущие на пределе своих возможностей: каковы они, эти пределы, каков в человеке запас прочности, в том числе и нравственной? Достаточен ли он, чтобы пробиться через все преграды и испытания в светлое будущее, которое должно же наконец когда-нибудь наступить? Ольга Федоровна верила, как идеалистка, и сомневалась, как реалистка. На вопрос о “загадке Берггольц” можно сказать самым общим и гипотетическим образом: в основе ее все-таки - масштаб личности, сила характера, неистовый максимализм во всем. В одном из обращений к Родине (том самом, где “ты - дикая, ты - не со зла”) есть примечательное словечко:

Не знай, как велика надменность
любви недрогнувшей моей.

Недаром и в стихах о человеческой, земной любви у нее звучат те же максималистские, “железные” интонации:

Ни до серебряной и ни до золотой,
всем ясно, я не доживу с тобой.
Зато у нас железная была -
по кромке смерти на войне прошла.
Всем золотым ее не уступлю:
все так же, как в железную, люблю...

Она ведь и в жизни была такой: бескомпромиссной максималисткой. Даже на партийном учете в течение многих лет упрямо считала своим долгом состоять не в писательской организации, а в рабочем коллективе “Электросилы”. Сегодня это многим покажется чуть ли не причудой. Но это не было причудой. Ну, а что до цены, так об этом в нынешней книге сказано много. И беспощадней, откровенней всего - в упоминавшемся “Триптихе”:

Лгать и дрожать: а вдруг - не так солгу?
И сразу - унизительная кара.
Нет. Больше не хочу и не могу.
Сама погибну.
Подло - ждать удара!
Не женское занятье - пить вино,
по кабакам шататься в одиночку...
Но я - пила.
Мне стало все равно:

продлится ли позорная отсрочка...

Казалось бы, все, предел. Ведь было десятью годами раньше сказано:

Все, что пошлешь: нежданную беду,
свирепый искус, пламенное счастье, -
все вынесу и через все пройду.
Но не лишай доверья и участья.
Как будто вновь забьют тогда окно
щитом железным, сумрачным и ржавым...
Вдруг в этом отчуждении неправом
наступит смерть - вдруг станет все равно?

И вот - “стало все равно”. Но ведь и после сумрачного “Триптиха” было еще четверть века жизни и творчества, внутренней борьбы, отзвуки которой слышны даже в разрозненных, незавершенных, впервые опубликованных фрагментах самых последних лет. Один из них печатается непосредственно по автографу - беглому, черновому, оставленному на обложке одного из ежегодных сборников “День поэзии”:

А я вот подтверждаю -
Мне идти
по этому прекрасному пути,
по бешеным дорогам Дон Кихота
.

А вот внутреннее содержание поэзии Ольги Берггольц, ее трагический внутренний конфликт остаются живыми и актуальными. В былые времена “широкий читатель” знал лишь одну сторону творчества поэта: многое писалось “в стол”. Сегодня мог бы возникнуть соблазн представить ее исключительно как “поэта подполья”. “А кто сказал, что я делюсь на части?” - снова могла бы гневно возразить Берггольц. Сами нонконформистские стихи ее проиграли бы в своей глубине, лишившись “противовеса”. В парадоксальной цельности, в соединении несовместимого - трагическая неповторимость ее феномена. Впрочем, такая ли уж абсолютная неповторимость? Меняются времена, меняются идеи, но время отнюдь не перестает испытывать человеческие души на разрыв. И никогда, наверное, не перестанет. Надеяться на это было бы непростительной иллюзией.

Значение творчества Ольги Берггольц в русской литературе

Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т.ч. первые сборники Стихотворения, 1934, и Книга песен, 1936, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о «республике, работе и любви», счастливой комсомольской семье, и рассказы для детей и юношества – сб. Как Ваня поссорился с баранами, 1929, повесть Углич, 1932, и др.) с одобрением встретили С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.А.Ахматова, М.Горький. Ольгу Берггольц называли и называют “музой блокадного города”. Дни и ночи напролёт она сидела в помещении, откуда на весь город звучали стихи этой смелой женщины, эти произведения вселяли отвагу и надежду в сердца людей. Сборник «Ольга. Запретный дневник», посвященный 100-летию со дня рождения легендарной ленинградской поэтессы Ольги Берггольц и включающий ее ранее не публиковавшиеся дневники, материалы из архивов ФСБ, редкие фотографии и документы, выйдет в России в конце апреля, сообщила директор издательства «Азбука» Ольга Чумичева.

Сто лет со дня рождения Ольги Берггольц исполняется 16 мая 2010 года. Дневники, которые поэтесса вела много лет, при ее жизни не были опубликованы, а архив после смерти Берггольц в 1975 году был конфискован властями. «Помимо дневников Берггольц 1939-1949 годов, писем, фотографий и документов, в книгу вошли материалы следственного дела Берггольц 1938-1939 годов из архивов ФСБ. Эти материалы считались утерянными и стали доступны только осенью 2009 года», - рассказала Чумичева.

В 1938 году уже известную поэтессу Ольгу Берггольц арестовали по обвинению «в связи с врагами народа». Она провела год в заключении, где в результате побоев родила мертвого ребенка. А в июле 1939 года ее освободили и полностью реабилитировали. По словам Чумичевой, в сборник «Ольга. Запретный дневник» включены избранные стихотворения и поэмы Берггольц, а также фрагменты второй, так и не оконченной части прозаической книги «Дневные звезды», которую она писала в 1959 году и посвятила судьбе своего поколения. Ольга Берггольц училась на Высших курсах при Институте истории искусств, где ее преподавателями были Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, там юная поэтесса слушала выступления Багрицкого, Маяковского. Поэтическая известность к Берггольц пришла в начале 30-х годов прошлого века, тогда вышли ее очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», сборник «Стихотворения». В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, поэтесса работала на радио. Во время блокады умер от голода ее второй муж, литературовед Николай Молчанов. В это время Берггольц создала свои самые известные поэмы, посвященные защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» /1942/ и «Ленинградскую поэму». После войны вышла книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Берггольц также написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре Таирова. В середине 1950-х - начале 1960-х годов несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е годы вышли ее поэтические сборники «Узел», «Испытание», в 1970-е годы - «Верность», «Память».

Библиография

1. О. Берггольц. Верность: Стихи и поэмы - Л.: Сов. писатель, 1970.- 358с.

2. О. Берггольц. Дневные звезды. - М.: Сов. Россия, 1977.- 206с: ил..

3. О. Берггольц. Ленинградская поэма: Поэмы, стихотворения / Предисл.

4. М.Дудина - Л.: Худ. лит., 1976.- 204с.: ил.

5. О. Берггольц. Стихи и поэмы / Худож. Г.А.В.Траугот - Л.: Сов. писатель, 1979.- 463с.: ил.

6. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

7. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск-Москва, "Полифакт", 1995.

Приложение 1. Фотографии Ольги Берггольц в годы

Великой Отечественной Войны .

Ольга Федоровна Берггольц родилась 3 (16) мая 1910 в Санкт-Петербурге, на старой питерской окраине - Невской заставе, в семье заводского врача. В 1930 окончила филологический факультет Ленинградского университета, работала корреспондентом казахской газеты "Советская степь", редактором "комсомольской страницы" газеты ленинградского завода "Электросила" (впечатления этих лет отразились в книге очерков Глубинка, 1932, сб. рассказов Ночь в "Новом мире", 1935, повестях Журналисты, 1934; Зерна, 1935). Литературный дебют Берггольц (лирические стихи, в т. ч. первые сборники Стихотворения, 1934, и Книга песен, 1936, с воодушевлением и искренностью рассказывающие о "республике, работе и любви", счастливой комсомольской семье, и рассказы для детей и юношества - сб. Как Ваня поссорился с баранами, 1929, повесть Углич, 1932, и др.) с одобрением встретили С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, А.А.Ахматова, М.Горький.

В 1938 погиб первый муж Берггольц, известный комсомольский поэт Б.П.Корнилов, репрессированный по ложному обвинению; саму ее заключают в тюрьму, где она находилась с декабря 1938 по июнь 1939. Ноты трагизма появляются в стихах конца 1930-х годов, большинство которых опубликовано в сб. Узел (1965, в т.ч. Не может быть, чтоб жили мы напрасно!..), а наиболее острое, посвященное тем, кто "обманулся… любя" свою страну и декларированные ею идеалы, - Нет, не из книжек наших скудных (1939) - вышло в свет только в 1987. В годы Великой Отечественной войны Берггольц, оставаясь в родном городе все 900 дней блокады, работала на Ленинградском радио (выступления вошли в кн. Говорит Ленинград, 1946, 1-е изд. было изъято в связи с т. н. ленинградским делом после разгрома журналов "Звезда" и "Ленинград"). Часто, обессиленная от голода, ночевала в студии, но никогда не теряла силы духа, поддерживая свои обращения к ленинградцам доверительными и мужественными стихами (Письма на Каму, Разговор с соседкой, поэмы Февральский дневник, Ленинградская поэма, обе 1942; Памяти защитников, 1944, Твой путь, 1945; сборники Ленинградская тетрадь, 1942, Ленинград, 1944, в которых картины блокадного города соседствуют с раздумьями о героизме, верности и любви, побеждающими страдания и смерть). Среди других произведений Берггольц - героико-романтическая поэма Первороссийск (1950; Государственная премия СССР, 1951), посвященную петроградским рабочим, в 1918 отправившимся на Алтай для создания там коммуны; книга лирически-исповедальной прозы Дневные звезды, 1959 (не завершена), написанные совместно с А.Г.Макороненко пьесы Они жили в Ленинграде (1944) и У нас на земле (1947), киносценарий Ленинградская симфония (1945), цикл стихов о Сталинграде (1952), трагедия Верность (1954) - о днях обороны Севастополя в 1941-1942. Строки О.Берггольц высечены на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища: "Никто не забыт и ничто не забыто". Умерла Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975.

Приложение 3. Основные произведения Ольги Брггольц

«Аленушка»

«Бабье лето»

«Беатриче»

«Бессонница»

«Блокадная ласточка»

«В Сталинграде»

«Вечерняя станция...»

«Взял неласковую, угрюмую...»

«Во имя лучшего слова...»

«Вот затихает, затихает...»

«Два стихотворения дочерям»

«Детскосельский парк»

«Должно быть, молодости хватает...»

«Дорога в горы»

«Друзья твердят: Все средства хороши...»

«Еще редактор книжки не листает...»

«Заметь»

«Знаю, знаю - в доме каменном...»

«Из блокнота сорок первого года»

«Испытание»

«К песне»

«Как много пережито в эти лета...»

«Как на озерном хуторе...»

«Какая темная зима...»

«Когда ж ты запоешь, когда...»

«Колыбельная другу»

«Ласточки над обрывом»

«Ленинград - Сталинград - Волго-Дон...»

«Листопад»

«Марш оловянных солдатиков»

«Международный проспект»

«Мой дом»

«Молодость»

«Мы предчувствовали полыханье...»

«На Ивана-Пьющего»

«На собранье целый день сидела...»

«Надежда»

«Не сына, не младшего брата...»

«Не утаю от Тебя печали...»

«Нет, не из книжек наших скудных...»

«Нет, не наступит примирения...»

«Ни до серебряной и ни до золотой...»

«Ничто не вернется...»

«О гончарах»

«О друг, я не думала, что тишина...»

«О, где ты запела...»

«О, если б ясную, как пламя...»

«О, наверное, он не вернется...»

«О, не оглядывайтесь назад...»

«Обещание»

«Обращение к поэме»

«Озерный край»

«Осень сорок первого»

«От сердца к сердцу...»

«Откуда такое молчание?..»

«Песня дочери»

«Побратимы»

«Подбирают фомки и отмычки...»

«Полынь»

«Порука»

«Посвящение»

«Потеряла я вечером слово...»

«Предчувствие»

«Призывная»

«Приятелям»

«Прошло полгода молчанья...»

«Путешествие. Путевка...»

«Разведчик»

«Романс стойкого оловянного солдатика»

«Романс»

«Севастополь»

«Сегодня вновь растрачено души...»

«Сейчас тебе всё кажется тобой...»

«Слепой»

«Стихи о себе»

«Стихи о херсонесской подкове»

«Третья зона, дачный полустанок...»

«Ты будешь ждать, пока уснут...»

«Ты в пустыню меня послала...»

«Ты у жизни мною добыт...»

«Феодосия»

«Чуж-чуженин, вечерний прохожий...»

«Это всё неправда. Ты любим...»

«Я люблю сигнал зеленый...»

«Я никогда не напишу такого...»

«Я сердце свое никогда не щадила...»

«Я тайно и горько ревную...»

Приложение 4. Сложный план

I. Вступление

II . Жизнь поэтессы

    Семья Ольги Берггольц

    Доклад >> Физкультура и спорт

    Рассмотрели 60 стихотворных вариантов. Победила поэтесса Ольга Голубева Музыка гимна была написана...

  1. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2006г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Хранитель. Какая же она Ольга Ильинская? Ольга - умная, гордая, самолю­бивая... отвечает Илья. - Обломовщина!" Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому... , и это всели­ло в юную поэтессу уверенность в своих силах. В частности...

  2. Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс 2005г.

    Шпаргалка >> Литература и русский язык

    Ответы на экзаменационные вопросы по литературе 11 класс. Для удобства пользования вопросы и ответы размещены в хронологическом порядке. В этом списке совмещены вопросы из двух коллекций: 48 и 57ответов, часть вопросов (18) совпали, и данный список...

  3. Билеты 2003 год литература

    Сочинение >> Иностранный язык

    Смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России... , считает зависимость " Любовь Обломова. Ольга Ильинская и Агафья Пшеничная. А было... поэтическом идеале свадьбы...Обломов "испугался" Ольги , он боялся той ответственности, ...