2:1050 2:1060

К 100-летию со дня рождения легендарного советского лётчика, Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева

2:1270 2:1280


20 мая 2016 года исполнилось 100 лет со дня рождения Алексея Петровича Маресьева — легендарного летчика, Героя Советского Союза, выдающегося патриота России. С легкой руки писателя Бориса Полевого, написавшего повесть о жизни и подвиге А.П. Маресьева, он вошел в народное сознание, как эталон "Настоящего человека" и под этим высоким званием оказался навеки вписанным в нашу историю.

3:2498

4:504 4:514

Хорошо помню, как сам в школьные годы, подобно многим моим сверстникам, зачитывался "Повестью о настоящем человеке", мысленно переживая вместе с героем все драматические этапы его эпопеи.
Бывают подвиги короткие, как вспышка, связанные с каким-то разовым волевым усилием, с некоей "высшей точкой" героизма. А вот особенность совершенного Алексеем Маресьевым, в том, что тут не определишь, где, собственно, "высшая точка" подвига. То, что он после гибели своего самолета 18 суток, двигаясь по валдайским лесам ползком, с раздробленными ногами, пробирался к своим, уже само по себе было подвигом. Но еще более поразительно то, что после ампутации двух ног Маресьев не сдался, не сломался, а совершил невероятное: преодолев массу медицинских и административных барьеров, сумел вернуться в летный строй.

4:1968

4:9


Восхищают и боевые свершения Маресьева. До случившейся трагедии он сумел сбить 4 вражеских самолета, а, совершая вылеты с ножными протезами, добавил к боевому счету еще 7 сбитых фашистских стервятников. Самые яркие эпизоды случились в июле 1943 года, в дни знаменитой Курской битвы, когда безногий летчик в первом же после возвращения в строй бою сбил "Юнкерс-87", а через несколько дней уничтожил 2 новейших немецких "Фоккевульфа-190". Официально именно за эти боевые победы А.П.Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Но в лучах этой Золотой звезды, конечно, отразилось все, что "Настоящим человеком" было пройдено до этого! 5:1678

6:504 6:514

Маресьев — тот самый случай, когда можно по праву говорить: вся жизнь — подвиг. Тем более, что и после войны он еще долгие годы приносил огромную пользу нашим ВВС, занимаясь обучением молодых летчиков. А с 1956 года, когда был образован Советский (ставший позднее Российским) комитет ветеранов войны и военной службы, полковник в отставке Алексей Маресьев возглавлял его.

6:1199

Он был на этом общественном (но по-своему тоже боевом) посту до последнего дня своей жизни.

6:1369 6:1379


Меня лично всегда поражала удивительная скромность Алексея Петровича. Запомнилась фраза, сказанная им в одном из интервью: "Я не из легенды, я из жизни" . И ещё рассуждения о том, как неправилен журналистский штамп про то, что бойцы на фронте, мол, сражались с врагом, "не жалея жизни". "Мы — не фанатики какие-то, чтоб жизни не жалеть , — пояснял он. — Тут — другое! Родина, её свобода, благополучие близких людей были превыше всего! И во имя этого фронтовики принимали муки испытаний, были готовы к самопожертвованию. Но еще больше нам хотелось выжить для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага!". 7:3015

8:504 8:514

В то же время 100-летний юбилей Маресьева побуждает задуматься: а достаточно ли хорошо пропагандируется подвиг уникального героя в нашем обществе сегодня? Разве не печально, что из-за чехарды с образовательными стандартами "Повесть о настоящем человеке" не везде попадает в списки литературы, обязательной для изучения в школах? А взять учебники истории. Мне доводилось держать в руках такие, где о Маресьеве (как, впрочем, и о Н.Гастелло, В.Талалихине, А.Матросове и других канонических героях Великой Отечественной) дети не могли прочитать ни строчки. Да и вообще рассказ о великой битве с фашизмом укладывался в несколько абзацев. Очень важно, чтобы такое ущербное беспамятство было в конце концов изжито из нашей системы школьного образования!

8:1880

8:9


Существует кинофильм снятый по повести Б.Полевого. Но скажите, давно ли кто-то видел его по ТВ? Да и снята эта кинолента аж в 1948 году. Поэтому она, быть может, в чем-то уже неспособна удовлетворить запросы современного (особенно молодого) зрителя. Так может, настала пора нашим кинематографистам снять новый фильм о Маресьеве, рассказав о подвиге летчика современным киноязыком? 9:1215

И еще об одном хочется сказать. Очень здорово, что в целом ряде городов есть улицы Маресьева, что есть школы, носящие имя героя. Хорошо, что есть общественные организации и фонды, ставящие целью увековечивание памяти прославленного летчика. Я бы особо отметил созданный на малой родине героя — в г. Камышине Региональный общественный фонд имени А. П. Маресьева. Организаторы его взяли за правило ежегодно вручать Памятный знак "За волю к жизни" тем, кто, превозмогая какие-то увечья и физические ограничения, продолжает жить полноценной жизнью и приносить пользу стране.

9:2262

9:9

10:514 10:524

Хорошее начинание! Но вот о чем подумалось: а почему бы его не развить, делая то же самое уже не только на региональном, но и на общегосударственном уровне?

10:809 10:819

11:1324 11:1334

В Волгоградской области установили памятник самолету времен Великой Отечественной войны — Як-1. Он расположился на центральной площади города Камышин, где родился и вырос герой Советского Союза Алексей Маресьев. Макет боевой машины, на которой летчик летал до апреля 1942 года. Самолет поставили на пересечении улиц Ленина и Некрасова. Истребитель Як-1 Маресьева был сбит пятого апреля 1942 года в районе «Демянского котла». Кстати, на Валдае до сих пор идут безуспешные поиски самолета прославленного летчика.

11:2281

11:9

Что значат для нас сегодня Маресьев и его подвиг? Это не миф, не красивая легенда. Это само воплощение нашего национального характера. Это великая традиция, присущая россиянам, — никогда не сдаваться. Это вера в нашу способность выстаивать в любых испытаниях, делая даже невозможное возможным.

11:553 11:563

Личная жизнь. Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж. Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей - Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

12:2738 12:9

13:514 13:524

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме - занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

13:904

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. Борисом Полевым, который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова: «Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

13:1546

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.

В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл Павел Кадочников, хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

Маресьев Алексей Петрович (7(20) мая 1916 — 18 мая 2001) — легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев — прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышине Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей — Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь, без отрыва от производства, Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалине, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. К. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь — после ранения.

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Родился 20 мая 1916 года в городе Камышин, ныне Волгоградской области, в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ, 3 курса рабфака. Работал механиком - дизелистом в городе Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края. Окончил аэроклуб. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С августа 1941 года лейтенант А. П. Маресьев в действующей армии. По март 1942 года сражался в составе 296-го ИАП; по апрель 1942 года - в 580-м ИАП; с июля 1943 года по апрель 1944 года - в 63-м Гвардейском ИАП.

К концу марта 1942 года лётчик 580-го истребительного авиационного полка (Северо-Западный фронт) лейтенант А. П. Маресьев в воздушных боях сбил 4 самолёта противника. 4 апреля 1942 года в бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) его самолёт был подбит и упал в лес в тылу врага. 18 суток лётчик пробирался к своим войскам.

После ампутации голеней обеих ног, проявив необычайную силу воли, в июне 1943 года вернулся в строй. Во время боёв на Курской дуге заместитель командира эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт) Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев сбил 3 самолёта противника.

25 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1946 году Гвардии майор А. П. Маресьев уволен из армии по состоянию здоровья. В 1952 году окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук. Кандидат исторических наук. В 1956 - 1983 годах ответственный секретарь, с 1983 года 1-й заместитель председателя Советского комитета ветеранов войны. Автор сочинений: "На Курской дуге" и других. Умер 18 мая 2001 года, похоронен в Москве.

Награждён орденами: Ленина (дважды), Октябрьской революции, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени (дважды), Дружбы народов, Красной Звезды, "Знак Почёта", "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени; медалями. Почётный солдат воинской части.

* * *

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года на Волге в городе Камышине. Его отец, Пётр Маресьев, солдат - окопник Первой Мировой войны - вернулся домой полуживым и вскоре умер. Алёше исполнилось тогда всего 3 года. Мать, Екатерина Николаевна, - добрая, работящая женщина, сама растила и воспитывала детей. Она работала уборщицей, получала мало и потому сыновей Петю, Колю и Лёшу с детства приучала к труду, честности и справедливости.

Алексей после 8-го класса поступил в ФЗУ. Там он получил специальность слесаря. Юноша работал и учился на рабфаке. Затем подал заявление в Московский авиационный институт. Но вместо института по комсомольской путёвке отправился на далёкий Амур строить город юности - так тогда называли Комсомольск-на-Амуре. Алексей с бригадой пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Там же на Амуре Маресьев поступил в аэроклуб. Парень успевал и работать (со стройки его перевели на водный транспорт в качестве моториста-дизелиста), и учиться лётному делу.

В 1937 году Алексея призвали в армию. Его настойчивую просьбу послать в авиацию уважили и направили служить в 12-й авиационный пограничный отряд (на острове Сахалин). Но там, по словам самого Маресьева, он не летал, а "заносил хвосты" у самолётов. "Взлетел" Алексей уже в Батайской военной школе пилотов в 1940 году, где был оставлен инструктором. Там же, в Батайске, он встретил войну.

Первый боевой вылет совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога, сражаясь в составе 296-го ИАП. Маресьев в составе звена истребителей вылетел на штурмовку переднего края противника. Вышли на цель, снизились до высоты 40 метров и на бреющем полёте по сигналу ведущего начали штурмовку. Сделали несколько заходов, обрушили на головы врагов град свинца и реактивных снарядов. Выполнив боевое задание, истребители вернулись на свой аэродром.

В начале 1942 года, уже в составе 580-го истребительного авиационного полка, лейтенант А. П. Маресьев выполнял задачи на Северо-Западном фронте. Именно здесь, в небе над Демянским выступом, Алексей записал на свой боевой счёт первый сбитый самолёт противника, им стал трёхмоторный транспортный Ju-52.

Можно представить себе радость молодого военного лётчика, когда он настиг "Юнкерса", взял его в перекрестие прицела, выпустил реактивный снаряд и увидел, как длинный фюзеляж Ju-52 развалился на 2 части. От него посыпались осколки...


Военно - транспортный самолёт Junkers Ju-52. Основная "рабочая лошадка" Люфтваффе.

К концу марта 1942 года Маресьев увеличил счёт сбитых вражеских самолётов до 4-х (некоторые источники указывают на 6 побед, возможно с учётом групповых), а 4 апреля в воздушном бою в районе Старой Руссы его истребитель Як-1 был подбит. Двигатель остановился. Пилот стал планировать к земле, высматривая местечко для вынужденной посадки. Впереди в гуще леса блеснул белый островок - занесённое снегом болото. Алексей направил туда падающий самолёт, но запаса сил у истребителя не хватило, и он свалился на косматые ели...


Дальнейшая судьба лётчика, упавшего в лесу в тылу врага, его 18-суточная отчаянная схватка с самой смертью - всё это описано Борисом Полевым в книге "Повесть о настоящем человеке", которая стала учебником мужества для нескольких поколений советских людей, и показано в одноимённом фильме. От неменуемой гибели его спасли жители деревни Плавни - подобрали, начали выхаживать. Но раненые и обмороженные ноги воспалились, нужна была срочная операция. Через линию фронта его вывез на связном У-2 командир эскадрильи Андрей Дехтяренко.

Всё, что произошло со старшим лейтенантом А. П. Маресьевым потом - госпитализация, ампутация голеней обеих ног, первые шаги на протезах, почти смертельный для него приговор военно - врачебной комиссии, снова отчаянная борьба за возвращение в небо - это долгий сплошной подвиг. Его мог совершить только человек железной воли и огромного мужества. Наконец, назло всем преградам и даже самой смерти - возвращение в июне 1943 года в боевой лётный строй. Это - вторая жизнь Алексея Маресьева. Она похожа на легенду, но на самом деле - непридуманная земная жизнь сильного, настоящего Человека...

В июне 1943 года старший лейтенант Маресьев на протезах прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиаполк, на Брянский фронт. Алексей ужасно переживал, боялся, что его не примут лётчики полка. К новому месту службы он прибыл накануне Курской битвы, когда борьба в воздухе шла жесточайшая. Поэтому любой лётчик, взявший его к себе ведомым, определенно рисковал поднимаясь с ним в небо.

Командир полка берёг его - оставлял на аэродроме не выпуская на боевые задания. Алексею разрешали лишь подниматься в воздух лишь к моменту возвращения наших самолётов - для их прикрытия при посадке от внезапной атаки "охотников".

Алексей всё понимал, но однажды не выдержал и обратился к командиру полка за разрешением идти в бой. Хорошо, что в полку оказался сочувствующий ему комэск капитан Александр Числов. Он видел, как Маресьев переживает, а потому предложил полетать с ним. Алексею сопутствовала удача - 6 июля 1943 года он открыл новый счёт воздушным победам - "завалил" Ме-109, причём на глазах комэска. Доверие к нему после этого сразу возросло. Словом, Александр Числов стал его крёстным отцом. Позже Алексей узнал, что комполка перед вылетом сказал Числову: мол, сильно в драку не лезь, береги ведомого. Затем Маресьев слетал с комэском ещё раз. И опять удачно. Так он вписался в коллектив и уже никто не мог упрекнуть его в том, что он стал обузой для полка.

В воздушных боях на Курской дуге безногий лётчик доказал, что не только может пилотировать боевой истребитель, но и выходить победителем в схватках с немецкими асами. 20 июля 1943 года 10 истребителей под командованием Гвардии майора А. А. Федотова провели воздушный бой с 20 бомбардировщиками Ju-87, которых прикрывали 24 истребителя FW-190. В этой напряжённой схватке наши лётчики уничтожили 13 самолётов врага. Алексей Маресьев сбил 2 истребителя FW-190.

15 декабря 1943 года 8 истребителей под командованием Гвардии капитана И. М. Березуцкого провели воздушный бой с 25 пикировщиками Ju-87, шедших под прикрытием 6 истребителя FW-190. Со второй атаки Иван Березуцкий сбил один "Юнкерс", другой поджёг Алексей Маресьев. В момент, когда он добивал Ju-87, его ведомого К. И. Короткова атаковала пара FW-190. Обладая удивительной осмотрительностью в бою, Маресьев заметил раньше самого Короткова, что тому грозит опасность. Предупредив своего напарника, Алексей послал длинную очередь вдогонку горящему "Юнкерсу" и поспешил на выручку боевому товарищу.

В одной из лобовых атак самолёт Маресьева получил пробоину в левой верхней части мотора. Искусно сманеврировав, Алексей вышел из боя и произвёл посадку на своём аэродроме. "Юнкерс", подбитый им в этом бою, вскоре упал и был официально записан на его личный счёт.

Все эти победы были одержаны Алексеем Маресьевым на новейшем советском истребителе Ла-5ФН. Затем начались ожесточённые схватки с врагом в небе Прибалтики...

Боевая слава о нём стала греметь по всей 15-й Воздушной армии и всему фронту. В полк зачастили корреспонденты. Тогда - то и встретился с Маресьевым корреспондент "Правды" Борис Полевой. На обложке самого популярного журнала - "Огонёк" появился крупным планом портрет героя.

За образцовое выполнение боевых заданий, проявленное личное мужество и высокое лётное мастерство 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Представляя героя к награде, командир полка H. П. Иванов писал: "Истинный русский патриот, он, не жалея жизни и крови, сражается против врагов и, несмотря на серьёзный физический недостаток, добивается в воздушных боях отличных успехов".

Однако, нагрузки всё время возрастали и поэтому уже в 1944 году, когда Маресьеву предложили стать инспектором - лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС, он согласился. Но сам об этом, он никого не просил... К тому времени Гвардии старший лейтенант А. П. Маресьев совершил 87 боевых вылетов и сбил 11 вражеских самолётов, в том числе 7 - после возвращения на фронт после ранения и ампутации голеней обеих ног. [М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 8 побед лётчика.]

[Пользуясь случаем, хочется отметить, что после тяжёлых ранений, приведших к частичной ампутации одной или обеих ног, кроме А. П. Мересьева вновь сумели подняться в воздух ещё, по меньшей мере, 8 человек. Из них, 7 были лётчиками - истребителями: майор Л. Г. Белоусов, майор А. Ф. Белецкий, Гвардии полковник А. И. Грисенко, Гвардии капитан З. А. Сорокин, старший лейтенант И. М. Киселёв, Гвардии капитан Г. П. Кузьмин, Гвардии подполковник И. С. Любимов. Один пилот, старший лейтенант И. А. Маликов, представлял бомбардировочную авиацию.

Г. П. Кузьмин, вернувшись в строй после ранения весной 1942 года, летая без ног сбил более 15 вражеских самолётов. В одном из боёв погиб. Остальные пилоты благополучно пережили войну. Все они, кроме Белецкого и Грисенко, стали Героями Советского Союза.]

В 1946 году А. П. Маресьев был уволен из ВВС. Свои последние вылеты на самолёте (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 1950-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве. На этом его небесная эпопея закончилась. Самое удивительное, что все эти годы он жалел не об отрезанных ногах, а о том, что не дано ему управлять реактивным самолётом. И то, и другое было безвозвратно потеряно для него, но о ногах Маресьев не говорил никогда, а о самолётах - всегда.

Я так хотел полетать на "Аэрокобрах" ! - признался он однажды. - Но у них тормоза ногами управляются - мне это не подходит. Я ещё в госпитале врачам пообещал, что не полезу на рожон: если б не чувствовал, что могу летать, не просился бы на фронт. А я не то что чувствовал, я знал! Я все движения свои оттачивал буквально с линейкой: засовывал протезы между перекладинами стула, отворачивался и представлял, что управляю самолётом. Потом измерял всё расстояния линейкой и начинал сначала. Но всё равно никто в меня не верил. Под Москвой полно аэродромов, а меня после госпиталя аж в Чувашию услали - чтоб, если что со мной случится, никто не узнал...

Со свойственной ему неукротимой волей Маресьев взялся за учёбу. В 1952 году успешно окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, а в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. В том же году кандидат исторических наук Алексей Петрович Маресьев вошёл в состав Советского комитета ветеранов войны. Был первым заместителем председателя Российского комитета ветеранов войны и военной службы. В последние годы возглавлял Общероссийский фонд инвалидов Великой Отечественной войны.

Боевые и трудовые заслуги перед Родиной Гвардии полковника в отставке, кандидата исторических наук Алексея Петровича Маресьева отмечены наряду с "Золотой Звездой" Героя многими государственными наградами. Он удостоен многих иностранных орденов и медалей. Алексей Петрович - почётный солдат одной из воинских частей, Почётный гражданин городов Комсомольска-на-Амуре, Камышина, Орла и других; его именем названы общественный фонд, молодёжные патриотические клубы. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Автор книги "На Курской дуге" и других.

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но за час до начала у Алексея Петровича случился сердечный приступ. Его доставили в реанимацию одной из московских клиник, где он скончался, не приходя в сознание. Торжественный вечер всё же состоялся, но начался он с минуты молчания...

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. П. Маресьева:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Издательство "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 19.07.1943 г. 1 Ju-87 Титово - Винница И-16, Як-1, Ла-5.
2 20.07.1943 г. 2 FW-190 Спасское - Сомово
3 15.12.1943 г. 1 Ju-87 Студенка

Всего сбитых самолётов - 8 ; боевых вылетов - 87.

Летчик, гвардии старший лейтенант, в годы Великой Отечественной войны потерявший ступни обеих ног из-за гангрены, но продолжавший защищать небо Родины. Герой Советского Союза, совершивший 86 боевых вылетов и сбивший одиннадцать самолетов противника.

Детство и юность

20 мая 1916 года в многодетной семье Маресьевых родился третий ребенок - мальчик, названный Алексеем. Из всех детей он был самым слабым, часто болел малярией, отчего его кожа имела желтоватый оттенок. Это делало его очень похожим на китайца, а не на русского ребенка, и, как позднее вспоминал сам А. Маресьев, это было очень необычно, ведь семья жила не на Дальнем Востоке, где желтый оттенок кожи был не в диковинку, а в русской глубинке - городе Саратовской губернии (теперешней ).

Шла Первая мировая война, и отец семейства Петр Маресьев вскоре после рождения младшего сына ушел на фронт. Вернулся он оттуда через полтора года с многочисленными ранениями, сильно сказавшимися на его здоровье. Недолго радовался солдат подрастающим сыновьям - в 1919 году он умер, оставив жену Екатерину с мальчиками - Петром, Николаем и младшим - Алексеем, которому только исполнилось три года, почти без средств к существованию.

Для семьи солдата настали трудные времена. В недалеком прошлом распалась Российская империя, по стране прокатился угар первых лет рабоче-крестьянской власти. Волна перемен докатилась и до Камышина, где мать мальчиков - Екатерина Никитична работала уборщицей на Камышинском деревообрабатывающем заводе. Ее более чем скромная зарплата не давала возможности семье Маресьевых жить на широкую ногу. Экономили практически на всем. Но именно благодаря матери Алексей научился с детства трудиться и преодолевать трудности, воспитывая в себе силу воли и твердый характер. Через много лет для А. П. Маресьева главным положительным качеством человека станет добросовестное отношение к своей работе.

Отца Алеша помнил смутно, но по рассказам матери и старших братьев образ трудолюбивого и настойчивого в достижении целей человека, каким был Маресьев-старший, прочно укрепился в сознании мальчика. Упорство Алексей унаследовал от отца. Поэтому, когда после частых приступов малярии здоровье Алексея, от рождения слабое, еще больше ухудшилось - стали частыми суставные и головные боли, иногда такой силы, что мальчик не мог даже встать с кровати, он, свыкнувшись с болью и стойко преодолевая ее, старался держаться и по мере своих сил помогать матери и братьям. Окончив восьмилетку, парень поступил в ФЗУ при лесозаводе, выучился, и со специальностью слесаря начал работать на этом же предприятии.

С самого детства единственным большим увлечением Алексея было небо. В мечтах он часто рисовал себе, как взмывает ввысь в блестящем на солнце самолете. Поэтому после получения специальности он решил подать документы в Московский авиационный институт. К сожалению, из-за проблем со здоровьем мечту о небе пришлось отложить на неопределенное время.

Юность Алексея пришлась на трудное, но интересное время - молодое советское государство начало создание крупной, технически развитой промышленности. Возводились металлургические комбинаты, заводы тяжелого машиностроения, автомобильные, тракторные заводы, новые промышленные районы. В 1930 году правительство приняло решение об освоении Дальневосточного края и строительстве на левом берегу реки Амур судостроительного завода и города. Уже в 1932 году ударными темпами закипела работа, а в 1934 году по комсомольской путевке в составе группы энтузиастов в таежный край приехал Алексей Маресьев. Новый город рос очень быстро - молодые, активные и легкие на подъем парни валили лес, возводили бараки, а после - жилые кварталы, школы и спортивные сооружения. В «городе юности», как называли его сами комсомольцы-строители, они создали аэроклуб, в который одним из первых записался Алексей и начал постигать азы авиатехники. Работу мотористом-дизелистом на водном транспорте, куда его перевели со стройки, парень совмещал с учебой в аэроклубе.

В 1937 году Алексея призвали в ряды Красной Армии. Он сам попросился в авиацию, ведь влажный дальневосточный климат и активная работа на свежем таежном воздухе помогли забыть обо всех проблемах со здоровьем - Алексей Маресьев был здоров.

Начинал службу будущий летчик-ас техником в 12-ом авиационном пограничном отряде на Сахалине, благо занятия в аэроклубе в Комсомольске-на-Амуре не прошли даром - парень хорошо знал материальную часть самолета и мог на слух определить малейший сбой в работе механизмов боевой машины. В 1939 году Алексея направили в авиационную школу в г. , которую он, будучи в числе самых способных учеников, блестяще закончил в 1940 году в звании младшего лейтенанта. По предложению руководства Батайской авиационной школы А. П. Маресьев остался работать летчиком-инструктором.

Военные годы

Известие о вероломном нападении фашистской Германии на Страну Советов застало А. Маресьева в Батайске. Парень сразу написал рапорт о направлении его на фронт, но руководство летной школы не сразу отпустило грамотного инструктора - стране нужны были хорошо обученные летчики. Только в конце лета первого военного года А. Маресьев попал на Юго-Западный фронт, где 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога и получил боевое крещение. Счет сбитым немецким самолетам Алексей Маресьев открыл в начале 1942 года. Первым оказался военно-транспортный «Юнкерс-52». Вскоре список сбитых самолетов противника пополнился еще тремя машинами. В марте 1942 года боевого летчика перевели на Северо-Западный фронт в 580-й истребительный авиаполк.

С января 1942 года Красная Армия вела ожесточенные бои в районе поселка (теперешняя ), постепенно сжимая кольцо вокруг частей и соединений группы армий «Север». В феврале шесть дивизий вермахта численностью более чем 100 000 солдат оказались в «котле». Снабжение окруженных войск противника велось по воздуху. На два немецких аэродрома, расположенных в Демянске и небольшом селе , ежедневно самолетами доставлялось продовольствие, боеприпасы и живая сила. С целью ликвидации воздушного коридора в небо поднимались советские истребители.

4 апреля 1942 года во время очередного вылета на боевое задание над Демянским плацдармом самолет Алексея Маресьева был подбит. Опытный летчик попытался дотянуть машину до замерзшего лесного озерца, но ее мощности оказалось недостаточно и самолет упал на деревья. Тяжелораненый, с простреленными ногами, Алексей Петрович начал свой долгий путь к линии фронта по оккупированной немцами территории.

18 дней и ночей отважный летчик боролся за жизнь, один, в лесу, практически без надежды на спасение. Но непреодолимое желание жить оказалось сильнее мучительной боли, голода, холода и усталости. Сильная воля не позволила ему расслабиться и запаниковать. А упорство, унаследованное от отца, умение переносить любую боль, опыт выживания в тайге (пригодились способности, приобретенные при строительстве Комсомольска-на Амуре) оказались теми составляющими, благодаря которым Алексей Маресьев выжил. Ползком, питаясь замерзшими лесными ягодами, шишками и корой деревьев, пробирался он в расположение советских частей. Перебитые ноги непрерывно болели, расцарапанные руки отказывались слушаться, от голода и начинающейся лихорадки отключалось сознание, но летчик, сцепив зубы, полз и полз.

На 19-е сутки противостояния со смертью Алексей добрался до деревни Кисловского сельского совета , где его вначале заметили местные жители - отец с сыном. Но когда летчик от ранения и усталости не смог объяснить, что он русский, они побоялись оказать ему помощь и вернулись домой. Слухи о странном человеке в лесу быстро распространились среди мальчишек. Два друга - Сережа Малин и Саша Вихров решили сами посмотреть на него и отправились на поиски. Именно этим мальчишкам Алексей Маресьев обязан жизнью.

Это случилось 22 апреля 1942 года. Отец Саши Вихрова на подводе привез летчика в свой дом и деревенские жители стали ухаживать за раненым. Дочь хозяина дома - Ольга Вихрова накануне войны окончила школу медсестер и немного разбиралась в медицине. Поэтому она отпаивала раненого молоком и, зная, что после продолжительного воздержания от пищи нельзя обильно кормить больного, следила за его рационом, втирала в ноги летчика жир. Ни врача, ни медикаментов в деревне не было, а простреленные и обмороженные ноги поразила гангрена. Через два дня за А. Маресьевым прибыл самолет У-2, пилотируемый старшим лейтенантом А. Н. Дехтяренко, который и вывез Алексея Петровича с оккупированной немцами территории.

Летчика отправили в московский госпиталь. Его общее состояние было критическим - заражение крови и гангрена прогрессировали. Опытный хирург Николай Наумович Теребинский, обследовав больного и не обращая внимания на плохие прогнозы, решил прооперировать его, ампутировав ноги в области голеней. Придя в сознание после операции, Алексей Маресьев услышал приговор врачей - «Жить будешь, летать - нет!». Это так потрясло и расстроило боевого летчика, что он решил для себя - «Вернусь в строй». Тем более, что один такой прецедент в уже был - боевой летчик А. Н. Прокофьев-Северский, потеряв в Первую мировую войну правую ногу, смог вернуться в строй, принимал участие в воздушных схватках и одержал 13 побед.

Больше года Алексей Маресьев проходил сначала лечение, затем реабилитацию в санаториях, участь заново ходить... на протезах. Зажившие культи ног саднили и кровоточили, каждый шаг доставлял невыносимую боль, но А. Маресьев упорно продолжал тренироваться, готовясь управлять самолетом с протезами вместо ног. Железная сила воли, помноженная на желание снова подняться в небо и защищать Родину, сделали чудеса. Члены медицинской комиссии, собравшиеся оформлять летчику инвалидность и списывать его из рядов действующей армии, были шокированы, увидев, с какой непринужденностью и легкостью он ходит. Алексею Маресьеву удалось полностью убедить медиков в своей физической пригодности и в начале 1943 года его направили в засекреченную летную военную школу в , где проходили дополнительное обучение вышедшие из госпиталей летчики.

Уже в феврале 1943 года он совершил первый после ранения вылет и вскоре его рапорт о направлении на фронт был подписан командованием. В июне 1943 года А. Маресьев вернулся в строй и в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка принимал участие в одном из самых крупных сражений Великой Отечественной и Второй мировой войны - битве на Курской дуге. Вначале командир летного полка опасался пускать в небо недавно прибывшего после серьезного ранения летчика, да и боевые способности инвалида на протезах в небе накануне величайшего сражения были под знаком вопроса. Алексей Петрович тяжело переживал по этому поводу. Шанс проявить себя как профессионала в военной авиации дал Алексею Маресьеву командир эскадрильи А. М. Числов.

В середине лета 1943 года старший лейтенант А. Маресьев совершил уже несколько успешных боевых вылетов. За один только день - 20 июля 1943 года А. Маресьев дважды поднимал свой истребитель в небо и оба вылета оказались успешными - он спас жизнь двум своим однополчанам, сбив преследовавшие их FW-190. В тот день в авиаполк прибыл корреспондент «Красной звезды» Борис Полевой. Был самый разгар боя, уделить внимание репортеру командир полка не мог, поэтому, увидев приземлившийся самолет А. Маресьева, отправил Б. Полевого для записи интервью к нему. Летчик, пошутив, что, поскольку за каждый сбитый вражеский самолет пилоту положены 500 граммов спирта, а он сбил сразу два и целый литр спирта сам просто не осилит, пригласил Б. Полевого к себе в землянку. Запись интервью продолжалась до позднего вечера. Уже укладываясь спать, корреспондент услышал странный гремящий звук, который, как оказалось, произвели протезы Алексея Маресьева, брошенные им на ночь под кровать. Военный хроникер был настолько ошарашен увиденным, что не смог удержаться от расспросов. И после целую ночь лихорадочно записывал рассказ А. Маресьева о его 18-ти суточной борьбе со смертью в холодном лесу в районе Демянского котла. Так А. П. Маресьев стал прототипом главного героя летчика Мересьева в опубликованной в 1946 году «Повести о настоящем человеке».

24 августа 1943 года за мужество и героизм, проявленные в воздушных схватках, спасение жизней двух летчиков и личное летное мастерство Указом Президиума Верховного Совета Советского Союза старшему лейтенанту А. П. Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ему ордена Ленина и медали «Золотая звезда». За всю войну отважный летчик сбил 11 вражеских самолетов - 4 до ранения и 7 после ампутации ступней ног.

В 1944 году А. П. Маресьева перевели из боевого полка в управление высших учебных заведений ВВС, где он работал летчиком-инструктором.

Послевоенные годы

В 1946 году здоровье А. Маресьева не позволило ему продолжать службу в ВВС, он был уволен в запас и последующие четыре года учил курсантов специализированной авиационной школы в . Попрощался с небом Алексей Петрович в начале 1950-х годов, совершив свой последний вылет на учебном У-2.

Со всей неукротимой энергией Алексей Петрович взялся за учебу. В 1952 году он стал выпускником Высшей партийной школы при Центральном Комитете КПСС. В 1956 году, успешно окончив аспирантуру Академии общественных наук и защитив диссертацию, получил ученую степень кандидата исторических наук. А. П. Маресьев много времени уделял общественной жизни. В 1956 году его назначили ответственным секретарем Комитета ветеранов войны, а с апреля 1983 года и до последних дней жизни Алексей Петрович работал заместителем председателя этого комитета. О событиях военных лет А. Маресьев написал книгу «На Курской дуге», которая была издана в 1960 году. В 1978 году ему присвоено звание полковника. В 1989 году он стал народным депутатом Верховного Совета СССР. Последние годы своей жизни легендарный летчик руководил Общероссийским фондом инвалидов ВОВ. Он был частым гостем в школах и техникумах и его встречи с детьми и молодежью всегда проходили в теплой, душевной обстановке.

Заслуги А. П. Маресьева перед Родиной были отмечены многочисленными орденами и медалями. Он - почетный гражданин нескольких городов России - , и болгарского города Стара-Загора. Его имя носят молодежные патриотические клубы, общественный фонд, московские школы № 760 и № 89, улицы и площади многих российских городов.

18 мая 2001 года, накануне 85-летия со дня рождения легендарного летчика Театр российской армии готовился к торжествам. Специально для этого из музея авиации в привезли и установили на сцене настоящий самолет американского производства «Кобра», летать на котором мечтал в конце войны Алексей Петрович. И специально для встречи с ним в Москву приехала та самая девушка Оля Вихрова, которая много лет назад отпаивала молоком раненого летчика в далекой валдайской деревне Плав. Но Ольге Михайловне, как и всем собравшимся в зале, не удалось повидаться с ним. Так случилось, что именно в тот день сердце героя не выдержало - незадолго до начала торжеств он скончался от инфаркта в московской больнице. А юбилейный вечер, начавшийся с минуты молчания, все-таки состоялся.

Похоронен А. П. Маресьев на Новодевичьем кладбище в Москве. 23 февраля 2005 года на его могиле был установлен памятник. А 20 мая 2006 года в 90-й день рождения легендарного аса военных лет на его родине - в городе Камышине в торжественной обстановке был открыт бронзовый памятник. Автором памятника стал заслуженный художник России, скульптор С. Щербаков.

Подвиг мужества, героизма, необыкновенная сила воли и упорство, проявленные в годы войны простым парнем из обыкновенной рабочей семьи служат неоспоримым доказательством возможности преодоления самых тяжелых трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.


Имеет отношение к населенным пунктам:

С 1934 года работал в Комсомольске-на-Амуре по комсомольской путевке. Одним из первых записался в созданный в городе комсомольцами аэроклуб. Почетный гражданин Комсомольска-на-Амуре (7 июня 1977 г.).

В послевоенные годы проживал в Москве. Народный депутат Верховного Совета СССР (с 1989 г.). Руководитель Общероссийского фонда инвалидов Великой Отечественной войны. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подвиг Алексея Маресьева - легендарного советского лётчика, лишившегося обеих ног во время Второй мировой войны, - сегодня известен всем. и стремление к жизни героя сумели победить вначале смерть, а затем и инвалидность. Наперекор приговору, казалось, вынесенному самой судьбой, Маресьев сумел выжить тогда, когда это виделось невозможным, вернуться на фронт за штурвал истребителя и вместе с тем в полноценную жизнь. Подвиг Маресьева - надежда и пример для многих людей, ставших жертвами трагических обстоятельств не только в военное, но и в мирное время. Он напоминает, чего может добиться тот, кто не утратил силы бороться и веру в себя.

Маресьев Алексей Петрович: детские и юные годы

20 мая 1916 года в семье Петра и Екатерины Маресьевых, проживавших в городе Камышине (теперешней Волгоградской области), родился третий сын. Алексею было три года, когда отец его умер от ран, полученных на фронте Первой мировой войны. Матери, Екатерине Никитичне, которая работала уборщицей на заводе, выпала нелёгкая доля самой поднимать на ноги детей - Петра, Николая и Алексея.

Закончив восемь классов, Алексей Маресьев поступил в школу ФЗУ, где получил профессию слесаря. Три года он работал на лесозаводе в родном Камышине токарем по металлу и параллельно учился на рабфаке. Уже тогда у него появилось желание стать лётчиком.

Два раза он пробовал поступить в лётное училище, однако ему возвращали документы: перенесённая в детстве тяжёлая форма малярии серьёзно подорвала его здоровье, осложнившись ревматизмом. Мало кто верил тогда, что Алексей станет лётчиком - ни мать, ни соседи не были исключением - однако он упрямо продолжал стремиться к своей цели.

В 1934 году по направлению Камышинского райкома комсомола Маресьев отправляется в Хабаровский край на строительство Комсомольска-на Амуре. Работая механиком-дизелистом, он также занимается в аэроклубе, обучаясь лётному делу.

Три года спустя, когда Маресьева призвали в армию, он был направлен для несения службы в 12-й авиапогранотряд на остров Сахалин. Оттуда он получил направление в авиационное училище в городе Батайске, которое окончил в звании младшего лейтенанта. Там же он был назначен на должность инструктора. В Батайске служил до самой войны.

Начало войны и истории подвига

В августе 1941 года Алексея Маресьева направили на фронт. Первый из его боевых вылетов состоялся около Кривого Рога. Когда весной следующего года лётчик был переброшен на Северо-Западный фронт, на его счету уже числились четыре сбитых самолёта врага.

4 апреля 1942 года в ходе воздушной битвы в районе Старой Руссы (Новгородская область) был подбит истребитель Маресьева, а сам он получил ранения. Лётчик вынужден был совершить посадку в лесу - на территории вражеского тыла.

Восемнадцать суток Алексей Маресьев отчаянно сражался со смертью, пробираясь к линии фронта. Когда подвели раненые, а затем и обмороженные ноги, он продолжал двигаться ползком, питаясь корой, ягодами, шишками… Едва живого, его обнаружили в лесу двое мальчиков из деревеньки Плав (Плавни) Валдайского района. Жители деревни укрыли лётчика у себя и попытались выходить, однако последствия ранения и обморожения ног были слишком тяжёлыми. Маресьеву требовалась операция.

В начале мая около деревни приземлился самолёт. Его пилотировал Андрей Дехтяренко - командир эскадрильи, в которой служил Маресьев. Раненого лётчика удалось переправить в Москву в военный госпиталь.

Безжалостный приговор врачей и… возвращение в строй

Всё, что происходит далее, и есть не что иное, как один долгий непрекращающийся подвиг Маресьева. Госпитализированному с гангреной и заражением крови лётчику медики чудом спасли жизнь, однако им пришлось ампутировать ему голени обеих ног. Ещё находясь на больничной койке, Алексей начинает изнурительные тренировки. Он готовится не просто к тому, чтобы встать на протезы и научиться передвигаться на них. В его планах - владеть ими настолько совершенно, чтобы иметь возможность вернуться в авиацию. Тренироваться он продолжил и в 1942 году в санатории, делая ошеломительные успехи, которые стали результатом его железной воли и мужества.

В начале следующего года Маресьева отправляют на медкомиссию, после которой он получил направление в Ибресинскую лётную школу в Чувашии. В феврале 1943 года он успешно провёл первый пробный вылет после своего ранения. Всё это время он с недюжинным упорством добивался отправки на фронт.

И снова в бою!

Просьба лётчика была удовлетворена в июле 1943 года. Но командующий 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка поначалу боялся отпускать его на задания. Однако после того, как командир его эскадрильи Александр Числов, посочувствовавший Маресьеву, стал брать его с собой на боевые вылеты, которые оказывались удачными, доверие к возможностям лётчика возросло.

После того как Маресьев поднялся в воздух на протезах, до окончания войны им было сбито ещё семь самолётов врага. В скором времени слава про подвиг Маресьева разнеслась по всему фронту.

Примерно в это время произошла первая встреча Алексея Петровича с фронтовым корреспондентом газеты "Правда" Борисом Полевым. Подвиг лётчика Маресьева вдохновил Полевого на создание его знаменитой книги "Повесть о настоящем человеке". В ней Маресьев выступил прообразом главного героя.

В 1943 году Маресьев получил звание Героя Советского Союза.

Окончание войны. Жизнь после неё - ещё один подвиг Маресьева

Год спустя Алексею Маресьеву предложили покинуть боевой полк и перейти в управление вузов ВВС на должность инспектора-лётчика. Он согласился. На его счету к этому времени было восемьдесят семь боевых вылетов и одиннадцать сбитых самолётов противника.

В 1946 году Маресьев Алексей Петрович оказался уволенным из военной авиации, однако постоянно продолжал поддерживать великолепную физическую форму. Он катался на коньках, ходил на лыжах, занимался плаванием и ездой на велосипеде. Свой персональный рекорд он установил под Куйбышевом, когда переплыл Волгу (2200 метров) за пятьдесят пять минут.

Маресьев был очень известен в послевоенные годы, многократно приглашался на различные праздничные мероприятия, участвовал во встречах со школьниками. В 1949 году он побывал в Париже, участвуя в Первом всемирном конгрессе сторонников мира.

Кроме того, он продолжил учиться, закончив в 1952 году Высшую партийную школу а четыре года спустя защитил в области истории кандидатскую диссертацию.

Много времени Маресьев посвящал общественной работе. Он входил в состав Комитета ветеранов войны, был избран депутатом в кроме того, возглавлял Общероссийский фонд инвалидов ВОВ.

Семья

Память о герое

Боевые и трудовые заслуги Маресьева были удостоены множества наград. Помимо Золотой Звезды Героя СССР и ряда государственных наград своей Родины, он стал кавалером множества иностранных орденов и медалей. Также он стал почётным солдатом одной из почётным гражданином родного Камышина, Орла, Комсомольска-на-Амуре и многих других городов. Его имя носит общественный фонд, ряд улиц, школ, патриотических клубов и даже малая планета.

Память об Алексее Маресьеве, его силе воли, жизнелюбии и мужестве, которые по праву принесли ему славу человека-легенды, навеки останется в людских сердцах, служа примером для воспитания последующих поколений.