И ветер с залива. А там, между строк,
Минуя и ахи, и охи,
Тебе улыбнется презрительно Блок –
Трагический тенор эпохи.

Анна Ахматова

Детство и юность

Александр Блок родился в ректорском флигеле Петербургского университета 28 ноября 1880 года. На руки его приняла прабабка, лично знавшая Пушкина. Все это было символично и не могло не оказать влияния на дальнейшую судьбу новорожденного.

Блок вырос в интеллигентской среде. Он принадлежал к семье, хранящей высокие традиции русского образованного дворянства. Его дед, Андрей Николаевич Бекетов, «отец русской ботаники», был ректором Петербургского университета. Бабушка, Елизавета Григорьевна Бекетова, широко образованная женщина, занималась переводами. Была знакома с Гоголем, переписывалась с Чеховым.

«Прекрасная семья. Гостеприимство стародворянское, думы – светлые, чувства простые и строгие» – так характеризовал Блок семью, в которой вырос.

О ее значении в жизни поэта свидетельствует даже тот факт, что в «Автобиографии» о своих родных Блок говорит больше, чем о себе.

В эту бекетовскую атмосферу высокой и светлой духовности плохо вписывался отец поэта, Александр Львович Блок. Образованный юрист, профессор, 31 год занимавший кафедру права Варшавского университета, интересный собеседник, красавец собой, он, однако, был наделен диким, жестким характером. Совместная жизнь родителей не сложилась. Незадолго до рождения ребенка мать ушла от мужа. Поэт мало знал своего отца, редко видел его. Общался с ним преимущественно по переписке, но ощущение внутренней связи с ним пронес через всю свою жизнь.

Воспитывался Блок в семье матери, Александры Андреевны Кублицкой-Пиоттух (урожденной Бекетовой, в первом браке Блок).

«Русская жизнь, казалось бы, давно уже никому не давала столько уюта и ласки, сколько дала она Блоку. С самого раннего детства

Он был заботой женщин нежной
От грубой жизни огражден.

Так и стояли вокруг него теплой стеной прабабушка, бабушка, мама, няня, тетя Катя – не слишком ли много обожающих женщин?

…Барские навыки его стародворянской семьи были облагорожены высокой культурностью всех ее членов, которые из поколения в поколение труженически служили наукам, но самая эта преемственность высокой культуры была в ту пору привилегией дворянских семей – таких, как Аксаковы, Бекетовы, Майковы. Разночинец подростком уйдет из семьи, да так и не оглянется ни разу, а Блок до самой смерти дружил со своей замечательной матерью Александрой Андреевной, переживал вместе с нею почти все события своей внутренней жизни. Трогательно было слышать, как он, уже сорокалетним мужчиной, постоянно говорит “мама” и “тетя” даже среди малознакомых людей», – вспоминал К.И. Чуковский.

Первые поэтические опыты. Увлечение театром

В семье матери, где рос поэт, по его словам, «любили и понимали слово». Сочинять поэт стал чуть ли не с пяти лет. В 1894–97 годах Блок издает домашний рукописный ежемесячный журнал «Вестник» (вышло 37 номеров), в котором помещает свои стихи, прозу, переводы.

Своим вдохновителем Блок назвал В.А. Жуковского. Поэтическое чувство мальчика питали семья, книги, пейзажи подмосковного Шахматова. «Серьезное писание началось, когда мне было около 18 лет» , – вспоминал он.

В 1891–1898 годах поэт учился в 9-й петербургской (Введенской) гимназии, затем поступил на юридический факультет Петербургского университета. Почувствовал неудовлетворение выбором, перешел в 1901 году на историко-филологический факультет, окончив его в 1906 году по славяно-русскому отделению.

В юности Блок увлекся театром. После окончания гимназии, летом 1898 года, участвовал в любительской постановке трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет». Домашний театр был оборудован в соседнем с имением Бекетовых Боблове, принадлежащем другу деда Блока, великому ученому-химику Дмитрию Ивановичу Менделееву. Блок исполнял роль Гамлета, а Офелию играла Любовь Дмитриевна Менделеева, дочь ученого. Блок до безумия влюбился в свою Офелию и посвящал ей многочисленные стихи.

В 1903 году Блок обвенчался с Любовью Дмитриевной. Их семейная жизнь оказалась далека от идиллии. Тем не менее, воспоминания о спектакле, навеки связавшем их судьбы, постоянно возникали в стихах, обращенных к его жене. В своем чувстве к ней Блок видел воплощение соловьевской идеи о Вечной Женственности.

«Стихи о Прекрасной Даме». Предчувствие «неслыханных перемен»

В октябре 1904 года в издательстве «Гриф» выходит книга «Стихи о Прекрасной Даме».

После женитьбы жизнь Блока потекла почти без событий: внешне она казалась идиллической, мирной, счастливой, светлой.

«Биография светла и безмятежна, а в стихах лихорадка ужаса, предчувствия гибели, надвигающихся катастроф, “неслыханных перемен” и “невиданных мятежей” («Возмездие») , – пишет К.И. Чуковский в своих воспоминаниях.

В 1905–1906 гг. Блок оказывается захваченным революционными событиями в Петербурге. Однако ожидание перемен вскоре сменяется чувством разочарования. Если книга «Стихов о прекрасной Даме», позднее вошедшая в первую книгу поэтической трилогии Блока, может рассматриваться как «теза», то сборник «Нечаянная радость» (1907), представляет собой «антитезу». Термины «теза» и «антитеза» применительно к своему творчеству были использованы Блоком в статье «О современном состоянии русского символизма» (1910).

Сложно складывается личная жизнь Блока в этот период: происходит разрыв с Мережковскими; растет напряженность отношений с влюбленным в Любовь Дмитриевну Андреем Белым, чуть было не приведшая к дуэли. В это же время, зимой 1905 года, Блок знакомится с Вячеславом Ивановым, принимает участие в его литературно-художественных «средах» на «башне».

1907–1909 гг. – время наибольшей творческой активности поэта. Завершился период «антитезы». Блок создает циклы «Вольные мысли», «На поле Куликовом», пишет статьи о творчестве И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, много выступает с докладами.

Осенью 1909 года Блок получает известие о смертельной болезни отца и выезжает в Варшаву. После этой поездки он начинает работу над поэмой «Возмездие», в которой отразились размышления над «демоническим» характером отца и его влиянием на судьбу сына. Блоком овладевают пессимистические настроения, душевная апатия, предчувствия гибели мира. Поэт создает произведения, позднее вошедшие в циклы «Страшный мир» (1909–16), «Возмездие» (1908–13), «Ямбы» (1907–14), «Арфы и скрипки» (1908–16), «Разные стихотворения» (1908–16) третьего тома лирики.

Издание трехтомника. Творческий подъем

В начале 10-х годов для издательства «Мусагет» Блок подготавливает трехтомное «Собрание стихотворений». В предисловии он писал: «…каждое стихотворение необходимо для образования главы; из нескольких глав составляется книга; каждая книга есть часть трилогии; всю трилогию я могу назвать «романом в стихах»; она посвящена одному кругу чувств и мыслей, которому я был предан...»

Свою лирику поэт стремится представить как единое произведение, «трилогию вочеловечивания». Его путь: от периода мистической «тезы» (1900 – 03, 1-й том), к периоду «антитезы» (1904 – 07, 2-й том) и от нее к «синтезу» (позднее творчество, 3-й том), где центральное место принадлежит стихам о России).

1911–12 гг. – время душевного подъема: Блок пытается сотрудничать в газетах, участвует в организации издательства «Сирин», продолжает работу над поэмой «Возмездие», пишет драму «Роза и крест» (1913).

Первая мировая война и революция

События Первой мировой войны почти не отразились в творчестве Блока. В отличие от своей жены, уехавшей на фронт сестрой милосердия, он не стремится к участию в войне. Призванный в армию в 1916 году, Блок находится в глубоком творческом упадке, стихов не пишет. Непосредственного участия в военных действиях он не принимал: служил табельщиком на строительстве военных дорог.

В марте 1917 году вернулся в Петроград, охваченный революцией. По воспоминаниям Зинаиды Гиппиус, поначалу Блок с энтузиазмом воспринял происходящее и даже спрашивал ее: «Что же мне теперь делать, чтобы послужить демократии?» .

Но воодушевление быстро прошло: война не прекращалась, власть в стране постепенно ускользала из рук правительства. Все надежды поэта оказались связанными с революционными настроениями народа.

Блок поступает на службу в Чрезвычайную следственную комиссию по расследованию преступлений царского правительства. Результатом этой работы становится статья, а позднее книга «Последние дни имперской власти» (Петроград, 1921).

Зимой 1918 года поэт пишет поэмы «Двенадцать» и «Скифы», статью «Интеллигенция и Революция». С января 1918-го работает в Государственной комиссии по изданию классиков русской литературы, сотрудничает в возглавляемом Горьким издательстве «Всемирная литература» (редактирует собрание сочинений Гейне, переводит).

С 1919 года служит в дирекции Большого драматического театра (проводит беседы с актерами и зрителями), является членом Вольной философской художественной литературы; с 1920 года возглавляет Петроградское отделение Всероссийского Союза поэтов; выступает с чтением стихов в Москве.

Разочарование в идеалах революции

Следующие за «Двенадцатью» последние годы жизни поэта были драматичны. Кровью сердца он купил свое понимание революции как сжигающей стихии, разом испепеляющей старый мир. Но началась кровопролитная и братоубийственная гражданская война. На смену революционному пожару пришли мелкие заботы повседневности, вылезло столь ненавистное поэту мурло обывателя.

Поэт сам таскал дрова и стоял в очереди за мороженой капустой. Он был вынужден поступить на службу и добывать продовольственные карточки: на его иждивении находились жена, мать и тетя. На рубеже последнего года своей жизни Блок выглядел бесконечно усталым, надломленным. И в этот период прибежищем для его духа, опорой стал Пушкин.

13 февраля 1921 года Блок выступил на торжественном собрании, посвященном 84-й годовщине со дня смерти Пушкина с речью «О назначении поэта» и написал стихотворение «Пушкинскому Дому». И в речи, и в стихотворении Блок говорил о необходимости свободы для поэта.

Блок умер 7 августа 1921 года в Петрограде. Писатель Константин Федин вспоминал: «Блок умер молодым – но странно ощутилось, что с Блоком отошла прежняя, старая эпоха, та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, как бы показав, куда надо идти, и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути» .

Блок – поэт начала XX века. Он глубоко и полно выразил эпоху трех революций в России. Поэт не примыкал ни к одной из политических партий, не разбирался в их программах. Но он обладал особым талантом не только видеть, но и «слышать» движение истории, музыку жизни.

Домашнее задание

Выучить одно-два стихотворения из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

Литература

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Евгения Иванова. Александр Александрович Блок. // Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Детство

Александр Александрович Блок родился 28 ноября (16го ст. ст.) 1880 г. в Петербурге. Его отец - Александр Львович Блок - был юристом, профессором Варшавского университета. Мать - Александра Андреевна Кублицкая Пиоттух - дочерью ректора Петербургского университета, профессора ботаники Андрея Николаевича Бекетова. Вскоре после рождения сына его родители расстались, поэтому раннее детство Саши Блока про шло в дружной, любящей и высоко культурной семье Бекетовых. Семья жила в ректорском доме в Петербурге, а летние месяцы проводила в своей подмосковной усадьбе Шах матово. Маленькому Блоку было всего шесть месяцев, когда его привезли ту да впервые. С детства Александр Блок полюбил природу, дальние прогулки. Его тетка и первый биограф Мария Андреевна Бекетова рассказывает в своих воспоминаниях, что «с ранних лет начались бесконечные прогулки по ближайшим окрестным лесам и полям. К семи го дам мальчик знал уже все окрестности, хорошо изучил места, где водились белые грибы, где было много земляники, где цвели незабудки, ландыши и т.д. Он особенно любил ходить за грибами, тем более что по свойственной ему необыкновенной зоркости находил их там, где никто их не видел. Придя домой, он, захлебываясь от восторга, рассказывал о своих находках всем, кто не участвовал в его торжестве. Животных любил он до страсти. Дворовые псы были его большими любимцами. Глубокую нежность питал он к зайцам, ежам, любил насекомых, червей и прочих гадов, словом - все живое. (И это осталось на всю его жизнь.) В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде: Зая серый, зая милый, Я тебя люблю. Для тебя то в огороде Я капустку и коплю. Или: Жил на свете котик милый. Постоянно был унылый, - Отчего - никто не знал, Котя это не сказал. Жизнь шахматовская была полна».* Маленький Саша любил помогать шахматовскому приказчику во время посева полей «вешить», т.е. ставить вехи из зеленых веток для обозначения засеянных борозд, а осенью 70 * Бекетова М.А. Воспоминания об Александре Блоке. - М., 1990, с. 37. Детство Александра Блока и его стихи для детей Ю.У. Каскинаво время уборочной любил кататься на мешках с рожью. Много времени проводил он в даль них и познавательных прогулках с де душкой Бекетовым, который учил его начаткам ботаники. С дедушкой можно было и пошалить - он «тормошил Сашу, щекотал, опрокидывал к себе на колени и раззадоривал до того, что мальчик визжал и хохотал, как безумный. Домой возвращались очень веселые и довольные, но Саша в совершен но растрепанном виде». Бабушка Бекетова тоже очень любила внука, «она сочиняла ему прибаутки и сказки и смешила и веселила»*. Блок долго и увлеченно играл в детские игры, часто являясь их зачинщиком и коноводом. Самыми близкими его товарищами были двоюродные братья Андрей и Феликс Кублицкие Пиоттух. Они были моложе, во всем его слушались и с удовольствием весе лились все вместе. Саша же, будучи большим мастером на «всякие клоунские выходки и уморительные штуки», никогда не обижал братьев, не дразнил их и не важничал. «Шалостей было много, - вспоминает М.А. Бекетова, - но все какие то безобидные». К пяти годам ребенок выучился читать и в это же время стал сочинять свои первые детские стихи. Воспитываясь в среде, где литература входила в быт семьи, Блок, по его словам, от де дов унаследовал «любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении», а также усвоил «старинные понятия о литературных ценностях и идеалах»**. Учась в старших классах гимназии, Блок начал издавать рукописный журнал «Вестник». Он сам был редак тором, а сотрудниками - члены семьи: мать, бабушка, тетка и друзья детства: двоюродные братья, Сергей Соловьев, Виктор Недзвецкий, Коля Лозинский; дедушка Бекетов порой выступал как иллюстратор. Журнал выходил в тече ние трех лет: с 1894 по 1897 г. Даже свои детские стихи и сказки начинающий поэт всегда стремился оформить в виде книги или журнала. Так, сочиняя коротенькие рассказы, стихи и ребусы с семи лет, Блок составлял из них маленькие книжечки.

блок детство творчество

По окончании гимназии, отталкивавшей Б. от себя, по его собственным словам, своим «страшным плебейством», не соответствующим его «мыслям, манерам и чувствам», Б. поступил на юридический факультет Петербургского университета; с третьего курса перешел на историко-филологический факультет, который окончил в 1906. В гимназии и на первых курсах университета Б. очень увлекался театром, «готовился в актеры». Богемное окружение, в котором жил и творил Александр Блок, никогда не отличалось нравственным здоровьем, соблюдением общепринятых норм морали. Наркотики, алкоголь, распутство сопутствовали представителям этой среды во все времена - от эпохи Французской революции и до нынешнего гламура.

Блок еще в университете начал употреблять кокаин и алкоголь. Подобно Сергею Есенину, Блок стал одним из наиболее видных поэтов прошлого века, подверженных пагубной страсти, загульному пьянству. «Я пригвожден к трактирной стойке. Я пьян давно. Мне все равно», «А ты, душа… душа глухая… Пьяным пьяна… пьяным пьяна…», «Буду слышать голос Руси пьяной, отдыхать за стойкой кабака». В дневниках Блока все чаще появляются горькие признания: «Пьянство 27 января - надеюсь - последнее. О нет: 28 января…» «Я вне себя уже. Пью коньяк после водки и белого вина. Не знаю, сколько рюмок коньяка…» «Вчера и третьего дня - дни рассеяния собственных сил (единственный настоящий вред пьянства)...» «Ночь глухая, около 12 ти я вышел. Ресторан и вино… Сегодняшний день пропащий, разумеется. Прогулка, ванна, в груди что-то болит…» «... Придется сегодня где-нибудь есть, что, увы, сопровождается у меня пьянством…»

Алкогольные эксцессы сопровождались лихорадочным возбуждением, битьем посуды и угрозами окружающим. Литературное сообщество шокировали пьяные выходки знаменитого поэта. Валерий Брюсов рассказывал, как к нему в квартиру однажды ввалился Блок «в изодранном макинтоше, с полумертвым щеглом за пазухой и с разбитой в кровь скулой...» и потребовал графин портвейну и валерьянки. Сын Корнея Чуковского вспоминал: «Мы с отцом шли по Невскому проспекту, нам навстречу двигался неуверенной походкой мужчина с красивым, но опухшим лицом. «- Видишь этого человека? - сказал мне отец. - Запомни: это замечательный русский поэт Александр Блок. Он пьян как свинья». Вскоре алкоголь стал необходим поэту как средство, возбуждающее его воображение, дающее эмоциональный подъем, творческую энергию, снимавшее усталость и депрессию. Постепенно спиртное все больше подрывало здоровье поэта, принимая форму тяжелого запойного алкоголизма, усугубляемого периодическим приемом кокаина и морфия. Блок несколько раз пытался лечиться, но тяга к спиртному останется до конца жизни. Только «сухой закон», введенный в России в годы Первой мировой войны, несколько уменьшил дозы алкоголя, употребляемого поэтом. Однако после революции, служа председателем Петроградского Союза писателей, Блок пристрастился к «балтийскому коктейлю» - смеси водки с кокаином, излюбленному напитку революционных матросов.

Наибольшее влияние на поэта с ранних лет имела, несомненно, его мать, о которой он говорил: «Мы с мамой -- почти одно и то же», и его тетка М. А. Бекетова. Обе они -- женщины по тем временам высокой культуры, переводчицы художественной литературы с иностранных языков. Но мать Блока, по свидетельству ее сестры, еще с раннего детства была очень религиозна и «чуждалась жизни». К тому же, как отмечают другие мемуаристы, она «отличалась нервной неуравновешенностью» и всегда «верила в чистую силу сына своего, верила в силу креста лица его против нечистой силы». Глубоко религиозной была, как это видно из ее воспоминаний, и М. Бекетова.

Ближайшими друзьями Блока, еще со студенческих лет, были В. Пяст и Е. Иванов.

Из них Евгения Иванова особенно почитала семья Блоков. «Всеобщим нашим любимцем был этот добрый, умный, все понимающий, утешительный Женя», -- пишет М. Бекетова. Не случайно в момент острейшего кризиса во взаимоотношениях Блока и его жены Любови Дмитриевны, когда ее увлечение Андреем Белым грозило распадом семьи, она обратилась за советом к Е. Иванову.

И вот мы читаем недавно опубликованные «Воспоминания» Е. Иванова. «С отроческих лет, -- пишет он, -- я носил Евангелие при себе. Оно лежало в моем боковом кармане у сердца... В Евангелии есть тайное присутствие Его». Свою близость с Блоком автор мемуаров и объясняет тем, что «не во мне самом, а в носимом мною, если не знал, то чуял духом Александр Его... Без этого тайного обращения Александра с вопросом о Христе -- «а что Он скажет?» нам не понять... Ал. Блока».

С самого первого знакомства с Блоком-поэтом, начавшегося с цикла стихов (в «Новом пути») «Из посвящений», Е.Иванов, как он пишет, «почувствовал нутром, что это не только посвящение кому, но и посвящение во что или в кого, что здесь не писательство, а «писание», ибо почуял «Дух Горний», «горних ангелов полет».

Когда же Блок впоследствии выражал свои сомнения в Христе и в мистике, возражал против того, что его принимают за «светлого инока», то Иванов настойчиво поддерживал в нем веру в его «постоянное тайное единение с Христом». Цитирую одну запись Иванова -- его разговор с Блоком: «-- Женя, знаешь: кажется, ты и другие думают и говорят, что я «светлый». Это неправда, темный я, темный, Женечка! Мне тяжело, что меня все принимают за светлого...

Понимаю, но не оттого ли ты и светлый принимаешься, что себя считаешь темным. По стихам-то ты не темный, и они свидетели того, что под темным светит... Может, ты и не знаешь светлого-то в себе и когда светел».

А когда Блок говорил о пробуждении в нем «демона», то Иванов и это объяснял с религиозных позиций: «Демон -- до времени ожесточенный, омраченный человек, в нем страдание человека... Но кто же спасет? Сын человеческий... Демон как бы имеет крылья нового предтечи Сына человеческого, приготовляет путь Ему в будущем... и выводит его на свет Дева».

Д. Максимов пишет, что «Записи» Е. И. Иванова помогают восстановить тот зыбкий идейный мир, который существовал рядом с Блоком, обтекал его творчество и в известной мере питал его». Это верно. И характерно, что Блок хоть и высоко ценил Е. Иванова, но и спорил с ним, многого в нем не принимал.

Другой ближайший друг Блока -- Вл. Пяст. Учился он на математическом факультете, но помимо воли и разума, -- признается он, -- им овладело «заветное, Тайна, непомерное». «Тайна» эта, -- объясняется далее, -- заключалась в трепетном касании иных миров, которое исходило от Блока, из его стихов, из него, как человека». «Материалисты, скептики, -- уверяет Пяст, -- попробуйте отрицать факт, что для Блока потустороннее -- родное, кровное».

Впрочем, судя по «Поэме в нонах» Пяста, он стал отвергать реальный мир и приобрел «нездешний ум» еще в двенадцатилетнем возрасте. Учась, в частности, у Эдгара По, он стал «носителем неземного огня» и понял, что вместе с любимой девушкой они -- «Господни дети... и все одним лучом -- нездешним -- залито» и т. д.

Естественно поэтому, что для Пяста был приемлем лишь Блок-мистик. Когда же поэт обратился к реальному миру, к России, а тем более к революции, то ему это причиняло «невыносимую, неизбывную, боль; какой же морок, какая мара заволокла его очи?». После выхода «Двенадцати» Пяст прекратил знакомство с Блоком, даже перестал подавать ему руку.

К ближайшему кругу друзей молодого Блока относилась еще группа московских поэтов -- «Аргонавтов» во главе с А. Белым и С. Соловьевым. Об их неизменной преданности теургии говорить нет нужды: это хорошо известно и показано выше, в главе о творчестве Белого. К концу жизни А. Белый попытался в своих воспоминаниях представить дело так, что он, в противоположность Блоку, был всегда поэтом социальным, революционным и чуть ли не социалистом. Это совершенно неверно. Белый, по существу, всегда толкал Блока к «последовательной» мистике, видя «кощунство» и «измену» уже в «Незнакомке» (пьесе и стихотворении). И в этом ему активно помогали Эллис и особенно С. Соловьев, по совету которого, между прочим, как признается сам Блок, «со знакомыми раззнакомливаемся. Начинаются понемногу новые, и пока по принципу, формулированному тобой: «Подать сюда мистика!» (из письма к С. Соловьеву от 8/10 1903 г.). М. Бекетова свидетельствует: «Соловьевы первые оценили стихи Блока. Когда же они были показаны Андрею Белому, то произвели на него ошеломляющее впечатление». А после первого посещения Блоков Белый сообщал М. Бекетовой: «В вечер по приезде из Шахматова мы собрались на квартире С. М. Соловьева и возжигали ладан перед изображением Мадонны, чтобы освятить символ наших зорь».

Таков круг людей, среди которых рос Блок. К этому следует добавить, что с ранних лет поэта бережно ограждали от жизни и особенно от политики. «В шестнадцать лет, -- рассказывает М. Бекетова, -- уровень развития Блока в житейском отношении подошел бы скорее мальчику лет двенадцати». И даже когда Блок был уже студентом четвертого курса и у него стал собираться кружок друзей-поэтов, то отчим Блока, по свидетельству Пяста, «перед собраниями приходил и брал с меня и Городецкого, как устроителей, честное слово, что политического характера собрание носить не будет». Таков был семейный уклад.

В отрочестве и ранней юности любимыми поэтами Блока были: Жуковский, Тютчев, Фет, Полонский, Майков. «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь, -- пишет Блок в автобиографии, -- способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых уроков университета». Только в студенческие годы и «в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Вл. Соловьева». В это же время ясно сказалось увлечение Блока А. Белым и Вяч. Ивановым. О «Драматической симфонии» Белого Блок сочувственно писал в 1903 году, первая его статья была о поэзии Вяч. Иванова. В письмах, записных книжках, дневниках, статьях он постоянно цитирует поэтов-символистов, ссылается на них.

Самое большое влияние на молодого Блока оказал, однако, Вл. Соловьев. Многие, не только ранние произведения Блока, непонятны без знания Вл. Соловьева. Между тем исследователи трактуют этого философа и поэта нередко противоположно и произвольно.

Так, К. Чуковский утверждает, что «сходство Блока с Вл. Соловьевым чисто внешнее и почти случайное, сходство лишь кажущееся».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение детства, годов учебы в гимназии и университете, увлечений Александра Блока. Описания семейных отношений с Любовью Менделеевой. Исследование влияния февральской и октябрьской революции на его творчество. Символизм в произведениях русского поэта.

    презентация , добавлен 12.03.2013

    Детские и юношеские годы Александра Блока, его работа в период революции и последние годы жизни. Любовь к женщинам, нашедшая свое отображение в творчестве поэта. Тематическое наполнение циклов стихотворений "Распутья", "Город", "Возмездие", "Кармен".

    презентация , добавлен 12.10.2011

    Исследование происхождения, детских годов и юности поэта Александра Блока. Описания его женитьбы, любовных увлечений, окружения, трудовой и творческой деятельности, ареста. Характеристика влияния февральской и октябрьской революции на творчество поэта.

    презентация , добавлен 13.02.2012

    Детство, юность и творчество Александра Блока. Циклы стихов, отражающие вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н.Н. Волоховой. "Ante lucem" как преддверие будущего нелегкого пути поэта, его отношение к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта.

    презентация , добавлен 15.02.2011

    Биография русского поэта Сергея Есенина. Темы родины и революции в есенинской поэзии. Учеба в университете, сближение с Суриковским литературно-музыкальным кружком. Влияние А. Блока на поэта, первый сборник стихов "Радуница". Трагическая гибель поэта.

    презентация , добавлен 10.03.2015

    Биография С. Есенина: детство, юность, творчество. Становление С. Есенина как известного русского поэта. Воспевание Февральской и Октябрьской революции. Знакомство со стихотворениями поэта: "Я уехал снова в деревню", "В хате", "Персидские молитвы".

    презентация , добавлен 02.02.2011

    Личная жизнь и творчество Сергея Александровича Есенина. Первые публикации стихотворений. Сложная жизнь поэта и его духовное созревание. Обучение в Московском городском народном университете имени А.Л. Шанявского. Знакомство с Анной Изрядновой.

    презентация , добавлен 23.11.2010

    А. Блок - классик русской литературы XX столетия, один из величайших поэтов России. Биография: семья и родственники, революционные годы, творческий дебют поэта. Образ родины, любимой в творчестве Блока; разочарование в результатах революции; депрессия.

    презентация , добавлен 09.05.2013

    Детские годы М.Ю. Лермонтова в селе Тарханы. Переезд Лермонтова в Москву, его учеба в университете. Период кавказской ссылки поэта, ее влияние на дальнейшее творчество. Период творческого спада в годы, проведенные в условиях казарменной муштры.

    презентация , добавлен 17.01.2012

    Основные биографические вехи в жизни и деятельности одного из ведущих деятелей русского символизма Андрея Белого. Детские и университетские годы поэта. Пьеса "Балаганчик о любовном треугольнике. Жизнь после Октябрьской революции, последние годы жизни.


Детство Александр Александрович Блок родился в Петербурге 28 ноября 1880 года в семье профессора философии и права Варшавского университета А. Л. Блока Отец, А. Л. Блок, был юристом, профессором Варшавского университета; мать, А. А. Бекетова (по второму бракуКублицкая-Пиоттух), дочь ученого-ботаника А. Н. Бекетова, ректора Петербургского университета. Родители Блока разошлись еще до рождения сына. Блок рос в семье деда, окруженный всеобщим вниманием и заботой. ""Сочинять" я стал чуть ли не с пяти лет", писал поэт в автобиографии, упоминая о том, что с раннего детства переживал постоянные приливы "лирических волн".


Отрочество Юный Блок "издавал" в детские и отроческие годы рукописные журналы (в одном экземпляре), где пробовал свои силы в самых разных жанрах от путевых заметок и фельетонов до переводов, пародий и стихов. Однако "серьезное писание" началось лишь в семнадцать лет, после окончания Петербургской Введенской гимназии. Эта первая пора творчества () была периодом накопления опыта и поэтическо-го самоопределения Блока. В то время он как бы "переживал" русскую поэзию от Жуковского до Фета: он и мыслил, и чувствовал, и творил в ее романтическом духе. В 1898 г. Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Он всерьез увлекся театром и даже "готовился в актеры", некоторое время входил в состав труппы Петербургского драматического кружка.


Любовь В 1897 г. на немецком курорте Бад-Наухайм он познакомился с Ксенией Михайловной Садовской. Роман их длился несколько лет. Он отразился в страстно-сумбурных юношеских письмах к Садовской, а также во многих стихах: ранних и позднейших (цикл "Через двенадцать лет", 1909). Летом 1898 г. произошла встреча Блок с его будущей невестой и женой Л. Д. Менделеевой (дочерью Д. И. Менделеева). Любовь Дмитриевна сразу же произвела на него огромное впечатление. С этого момента для Блок начался новый отсчет времени.


Ранняя лирика Свою раннюю лирику () Блок позднее рассматривал под символическим знаком "Ante Lucem" ("Перед рассветом", "Перед Светом"). Это была пора смутных надежд, юношеских мечтаний, поисков Идеала, "неведомого Бога", духовных основ жизни, пора блужданий в "предрассветных сумерках". В сознании Блока постепенно сложилась его необычная поэтическая мифология, связанная с образом-символом Вечной Женственности, Прекрасной Дамы, с идеями преображения мира


Стихи о Прекрасной Даме В 1904 г. Блок получил от московского издательства "Гриф" предложение издать сборник стихотворений. Книга под названием "Стихи о Прекрасной Даме" вышла в октябре 1904 г. (на титульном листе 1905). К моменту выхода сборника Блок уже далеко отошел от тех идей и мотивов, которые составили его поэтическое содержание, они уже стали как бы "прошлым" в духовном развитии художника. Период "Стихов о Прекрасной Даме" () сам Блок позднее образно назвал "мгновением слишком яркого света".


Второй этап творчества Этот "свет" на время ослепил его, но он видел, что мир остается неизменным, чуждым Идеалу. Неизбежно должен был осуществиться постепенный переход от "сна мечты" к "снам житейского сознанья". Блок все пристальнее вглядывается в окружающую действительность; его привлекает "мистицизм в повседневности", который в стихах того периода нередко оборачивался "фантастическим реализмом". Реальность буквально "врывается" в его стихи гг. Это особенно ощутимо в тех из них, которые вошли позднее в цикл "Город": "Митинг" ("Он говорил умно и резко..."), "Поднимались из тьмы погребов...", "Еще прекрасно серое небо...", "Вися над городом всемирным...", "Сытые" ("Они давно меня томили...") Блок искал теперь иные, земные ценности взамен отвлеченных мечтаний юности.


Лирический герой Единый, всеобъемлющий образ Вечной Женственности распадался в сознании поэта на разнородные женственные лики. Это и загадочная "Незнакомка", и "площадная проститутка", и просто встречная женщина... Лирический герой произведений тех лет () окунувшийся в стихию жизни поэт, "посетитель ночных ресторанов", во многом разуверившийся, но всегда готовый принять от изменчивого мира миг "нечаянной радости". Именно так "Нечаянная Радость" Блок назвал свой второй сборник (1907). "Нечаянная Радость" первые жгучие и горестные восторги первые страницы книги бытия. Чаши отравленного вина, полувоплощенные сны. С неумолимой логикой падает с глаз пелена, неумолимые черты безумного уродства терзают прекрасное лицо


Лирика о России Все чаще возникают в творчестве поэта мотивы горькой иронии и скепсиса. В этой ситуации Блок погрузился в "дионисийскую" стихию забвения и восторга. Он жаждал той безграничной полноты бытия и упоения искусством, которые затмили бы несовершенство мира, притупили боль от несбывающихся надежд. Кульминацией того бурного, вихревого времени стало страстное и безответное увлечение поэта петербургской актрисой Н. Н. Волоховой. Ей посвящен цикл стихов "Снежная маска", написанный зимой 1907 г. (в том же году цикл вышел отдельным сборником), а также цикл "Фаина", вошедший во вторую книгу лирической трилогии. Исход из тупика "безвременья" все теснее связывался в сознании Блока с лирическим образом России, родины. Он воспринял крушение надежд и ожиданий не как катастрофу, а как начало долгого, тернистого пути, сужденного и ему, и его родине. В октябре 1908 г. Блок напишет: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые Как слезы первые любви! ("Россия").


1909 год Поездка в Италию в апреле 1909 г. стала для Блока поворотной. Впечатления, вынесенные им из этого путешествия, воплотились в цикле "Итальянские стихи". С одной стороны, он почти враждебно воспринял атмосферу европейской цивилизации, но с другой ощутил вечность, нетленность высокого духа, подлинного творчества, побеждающего смерть и время. В конце ноября 1909 г. Блок, получив известие о безнадежной болезни отца, едет в Варшаву, но не застает его в живых. Варшавские впечатления, раздумья о судьбе отца, семьи способствовали возникновению замысла обширной поэмы "Возмездие", над которой Блок работал до конца жизни и которая так и осталась незавершенной. Блок намеревался показать в ней на широком фоне русской действительности второй половины XIX в. историю одного дворянского рода, "испытавшего на себе возмездие истории, среды, эпохи..."


Армия и поэзия В июле 1916 г. он был призван в армию и до марта 1917 г. служил под Пинском табельщиком в инженерно- строительной дружине. Вернувшись в Петроград, Блок становится редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии. Результатом этой необычной для Блока работы стала статья "Последние дни старого режима" (в расширенном варианте книга "Последние дни императорской власти", 1921). Стихов после 1916 г. Блок уже почти не писал. Он лишь переиздавал созданные ранее произведения, по-новому группируя их, внося изменения в состав книг и разделов, в отдельные тексты. В 1916 г. в издательстве "Мусагет" вышло в свет второе издание "лирической трилогии"; в 1918 г. Блок подготовил для издательства "Земля" третье издание (были напечатаны 1-й и 2-й тома)


«Двенадцать» Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением. Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию!" Ему казалось, что сам он улавливает в грохоте событий ее грозную, но величавую "музыку". Кульминацией этих блоковских настроений стала поэма "Двенадцать" (1918). Двенадцать красногвардейцев символизировали движущую силу революции. "Россия буря, писал Блок в статье "Интеллигенция и революция". - Демократия приходит, "опоясанная бурей"". Этот образ английского историка и философа Т. Карлейля оказался очень близок поэту.


«Двенадцать» "Буря" это и то темное, безудержное, беспощадное, что несет с собой революция. Для Блока главное состояло в том, чтобы мир наконец "взорвался", чтобы люди пробудились от "спячки", чтобы в "пожаре", раздуваемом русской революцией, погибло все, что искажает, уродует жизнь. В финале поэмы возникает символический образ Спасителя, именем и ликом которого освящается разыгравшаяся "буря".


Споры вокруг поэмы Вокруг поэмы разгорелись страстные споры: одни восторженно приветствовали ее, другие с негодованием отвергали (среди противников некогда близкие Блоку люди: С. М. Соловьев, 3. И. Гиппиус, Д. С. Мережковский, В. Пяст). "Двенадцать" и стихотворение "Скифы" (1918) стали, по сути, заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Он почувствовал, что революционный дух начинает угасать, что желанного преображения жизни и человека так и не произошло. Наступил тяжкий кризис веры, который Блок не смог преодолеть. Он, однако, работает в комиссии по изданию классиков русской литературы, становится (летом 1920 г.) председателем Петроградского отделения Всероссийского Союза поэтов.


Последние годы В гг. Блок несколько раз выступает с чтением своих стихов в Москве. Последней книгой, изданной при жизни поэта, была его пьеса "Рамзес" (1921). В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В августе того же года он умер в Петрограде. 10 августа Блока похоронили на Смоленском кладбище, где находились могилы его родных - Бекетовых сентября 1944 года прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.Литераторских










Усадьба была невелика, она занимала 2,45 десятины. Большая часть имения (всего 120 десятин) была под лесом. К дому вела въездная березовая аллея из редкого вида лирных. Усадебный дом построили в начале прошлого века из великолепного соснового леса с тесовой обшивкой серого цвета и железной зеленой крышей. Позднее дом перекрашивался, но это сочетание оставалось излюбленным. Его украшали: широкое итальянское окно, белые ставни и садовая терраска со столбиками. Нижние стекла в окнах были разноцветными: красными, синими, желтыми. И серый дом, и в мезонине Венецианское окно, Цвет стекол - красный, жёлтый, синий, Как-будто так и быть должно.


К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с большой куртиной шиповника посередине. Стеной шиповника душистой встречал въезжающего двор, писал А.Блок в автобиографической поэме Возмездие. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, четыре комнаты с печкой посередине составляли его жилые комнаты. Он не имел никаких особенных архитектурных и декоративных примет, кроме слухового окна, выпиленного самим Блоком. Старость мёртвая бродит вокруг. В зеленях утонула дорожка. Я пилю наверху полукруг. Я пилю слуховое окошко. Вокруг флигеля рос маленький садик, где жарко цвели прованские розы. К дому подъезжали широким двором, заросшим травой и с большой куртиной шиповника посередине. Стеной шиповника душистой встречал въезжающего двор, писал А.Блок в автобиографической поэме Возмездие. При самом въезде стоял флигелек с крытой галерейкой, четыре комнаты с печкой посередине составляли его жилые комнаты. Он не имел никаких особенных архитектурных и декоративных примет, кроме слухового окна, выпиленного самим Блоком. Старость мёртвая бродит вокруг. В зеленях утонула дорожка. Я пилю наверху полукруг. Я пилю слуховое окошко. Вокруг флигеля рос маленький садик, где жарко цвели прованские розы.


Примечателен шахматовский сад со множеством извилистых дорожек, неожиданных уголков и поворотов. Липовая аллея, разделяя сад приблизительно пополам, составляет его стержень. Вековые ели, березы, сосны, липы и серебристые тополя располагаются аллеями и красивыми группами. Дом и флигель утопали в зелени и благоухании сирени, шиповника и жасмина. Множество цветов роскошно цвели среди лета в шахматовском саду. За садом, в лесном овраге - пруд. По тропинке, ведущей в лес, к пруду выходят через тургеневскую калитку. Ее расположение в укромном углу в части сада, удаленной от дома, действительно наводила на мысль о романтических встречах и тайных свиданиях. Примечателен шахматовский сад со множеством извилистых дорожек, неожиданных уголков и поворотов. Липовая аллея, разделяя сад приблизительно пополам, составляет его стержень. Вековые ели, березы, сосны, липы и серебристые тополя располагаются аллеями и красивыми группами. Дом и флигель утопали в зелени и благоухании сирени, шиповника и жасмина. Множество цветов роскошно цвели среди лета в шахматовском саду. За садом, в лесном овраге - пруд. По тропинке, ведущей в лес, к пруду выходят через тургеневскую калитку. Ее расположение в укромном углу в части сада, удаленной от дома, действительно наводила на мысль о романтических встречах и тайных свиданиях.




Бекетовы (дед поэта) Бекетовы - род старинный, столбовой, записанный в шестую (самую почетную) часть родословной книги. Эта семья дала за века науке, просвещению и литературе немало замечательных людей. Андрей Николаевич Бекетов - отец русских ботаников, автор прекрасно написанных научно-популярных книг, ученый и общественный деятель, инициатор создания Высших женских курсов в России и член многих ученых обществ. Имел широкие связи в литературных кругах. Был знаком с великими русскими писателями Ф.М.Достоевским, Л.Н.Толстым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, И.С.Тургеневым. А.Н.Бекетов и в Шахматове не оставлял научных занятий. Он хорошо рисовал, писал акварели с видами Шахматова.


Бекетовы (бабушка поэта) Бабушка поэта - Елизавета Григорьевна Бекетова была дочерью географа и путешественника, исследователя Средней Азии Г.С.Карелина. Она внесла заметный вклад в русскую литературу как даровитая переводчица. Свободно владея несколькими языками, Е.Г.Бекетова переводила до двухсот печатных листов в год. Список ее трудов огромен - Брэм, Гольдсмит, Стэнли, Теккерей, Скотт, Брэт-Гарт, Жорж Занд, Бальзак, Гюго, Флобер, Мопассан. Елизавета Григорьевна встречалась с Н.В.Гоголем, знала Ф.М.Достоевского, Ап.Григорьева, Л.Н.Толстого, Я.Полонского, переписывалась с А.П.Чеховым.


Дочери Бекетовых Любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении унаследовали три дочери Бекетовых. Старшая, Екатерина, пользовалась известностью и как переводчица, и как автор рассказов (в том числе большой повести Не судьба, напечатанной в журнале Отечественные записки) и стихов. Одно из которых Сирень, навеянное шахматовским пейзажем, положено на музыку С.Рахманиновым. Екатерина Андреевна хорошо рисовала, сохранилось несколько акварелей с видами Шахматова. Любовь к литературе и незапятнанное понятие о ее высоком значении унаследовали три дочери Бекетовых. Старшая, Екатерина, пользовалась известностью и как переводчица, и как автор рассказов (в том числе большой повести Не судьба, напечатанной в журнале Отечественные записки) и стихов. Одно из которых Сирень, навеянное шахматовским пейзажем, положено на музыку С.Рахманиновым. Екатерина Андреевна хорошо рисовала, сохранилось несколько акварелей с видами Шахматова.акварелей с видами Шахматоваакварелей с видами Шахматова


Дочери Бекетовых Александра Бекетова (мать поэта) переводила с французского и писала стихи, но печатала только детские. Младшая, Мария, переводила, составляла научно-популярные книжки - биографические, географические и исторические, а позднее написала книги об А.Блоке и его семье. Все вместе они много работали в Шахматове. Бекетовы, как говорил А.Блок, именно любили и понимали слово. До самого конца поэт хранил благодарную память о нравственной атмосфере бекетовского дома Александра Бекетова (мать поэта) переводила с французского и писала стихи, но печатала только детские. Младшая, Мария, переводила, составляла научно-популярные книжки - биографические, географические и исторические, а позднее написала книги об А.Блоке и его семье. Все вместе они много работали в Шахматове. Бекетовы, как говорил А.Блок, именно любили и понимали слово. До самого конца поэт хранил благодарную память о нравственной атмосфере бекетовского дома


Три сестры Е.А.Бекетова (Краснова) А.А.Бекетова г. Петербург М.А.Бекетова


Отец Предки поэта со стороны отца - А.Л.Блока - были выходцами из Мекленбурга. В автобиографии А.Блока об отце сказано немного: Судьба его исполнена сложных противоречий, довольно необычна и мрачна. Александр Львович окончил юридический факультет Санкт- Петербургского университета, знал не меньше шести языков. В его духовном мире искусство занимало значительное место. Но его необузданный нрав привел сразу же после рождения сына к разрыву семейных отношений. Отец от первых лет сознанья В душе ребёнка оставлял Тяжёлые воспоминанья - Отца он никогда не знал. (А.Блок. Из поэмы Возмездие


А.Л.Блок е гг А.Л.Блок и А.А.Бекетова на скамейке в шахматовском саду. Фотография


Семья деда Александр Блок получил воспитание в семье деда. Он рос без отца, окруженный обожанием и нежной заботой матери бабушки, теток. Золотое детство, елка, дворянское баловство, няня, Пушкин... и благоуханная глушь маленькой усадьбы. Блок с собакой Дианкой


Здесь в Шахматово поэт встретил свою Прекрасную Даму, с именем которой связаны многие страницы его творчества. Любовь Дмитриевна Менделеева (фотография), дочь выдающегося ученого- химика с мировым именем, создателя Периодической таблицы, стала его женой. Обряд венчания был совершен в старинной белой церкви Михаила Архангела, расположенной в 3 км. от усадьбы. Л.Д.Менделеева и А.А.Блок. Фотография 1903 г


К началу девяностых годов прошлого века усадьба была сильно запущена. В 1910г., получив наследство после смерти отца, Блок по собственному проекту перестроил усадебный дом. В новой двухэтажной пристройке поэт оборудовал свой кабинет, а в мезонине разместил библиотеку Шахматово. Усадьба. Конец XIX в. Шахматово. Усадьба. Современный вид


Потеря имения Последний раз Блок приехал в Шахматово в 1916г. перед отъездом на фронт. Его мать считала, что этот кратковременный приезд защитит сына от бедствий. В 1917г. в усадьбе жили мать и тетка поэта,... а вскоре дом был разграблен и сожжен соседними крестьянами, - не со зла, а просто потому, что, взявшись беречь брошенную... усадьбу, они понемногу разворовали все в доме, а потом захотели скрыть следы воровства. Потеря Шахматова, этого милого сердцу приюта, где протекли лучшие дни жизни поэта, была Блоку очень тяжела.






Экспозиция располагается в здании школы, где с 1970 г. работала блоковская выставка и библиотека, носящая имя поэта. В экспозиции четыре раздела: Большое Шахматово; Шахматовское окружение; Основные моменты творческой биографии поэта; Из истории изучения и музейного освоения Шахматова. С.Яремич. Церковь Воскресения Христова на Смоленском кладбище. 18 ноября 1917 года. Бумага, акварель. Частное собрание. Публикуется впервые.В этой церкви в 1921 году отпевали А.Блока Александр Блок на смертном одре. Фото М.С.Наппельбаума. 8 августа 1921 года. Частное собрание



Александр Александрович Блок. Фото с паспорта. 1910-е гг.

«Стихи о прекрасной даме»

В 1898 г. Александр Блок поступил в университет и учился там довольно долго, потому что перешел с факультета права на филологический; поэтому он получил диплом только в 1906 г., когда уже был известным поэтом. Стихи он начал писать очень рано. В 1900 г. он уже был оригинальным поэтом, как по стилю, так и по сути. Вначале его стихи не публиковались. Только в 1903 г. несколько стихотворений было напечатано в журнале Мережковского Новый путь . В 1904 г. они вышли отдельной книжкой под названием Стихи о прекрасной даме . Блок всегда настаивал, что его поэзия может быть по-настоящему понята и оценена только теми, кто сочувствует его мистицизму. Это утверждение особенно справедливо, когда речь идет о первой его книге. Если читатель не понимает мистического «фона», стихи покажутся ему просто словесной музыкой. Чтобы быть понятыми, эти стихи должны быть истолкованы. Это, однако, не слишком трудная задача, если пользоваться собственной статьей Блока О современном состоянии русского символизма (1910) – очень важное его самораскрытие – и подробным комментарием Андрея Белого в его замечательных Воспоминаниях о Блоке .

Стихи о прекрасной даме – мистическая «любовная история» с Особой, которую Блок отожествлял с героиней Трех видений Соловьева – Софией, Божественной мудростью, женской ипостасью Божества. Друзья Блока – мистики – да и он сам всегда настаивали, что эти Стихи – самая важная часть его творений, и хотя обычный читатель может предпочесть могучую поэзию его третьего тома, эти ранние Стихи , конечно же, очень интересны и биографически важны. Несмотря на влияние Владимира Соловьева (материал) и Зинаиды Гиппиус (метрическая форма), они вполне оригинальны и стилистически странно зрелы для 20-22-летнего человека. Основная черта этой поэзии – полная свобода от всего чувственного и конкретного. Это туманность слов, которая действует на неподготовленного читателя просто как словесная музыка. Как ни одна другая, эта поэзия отвечает верленовскому правилу: «de la musique avant toute chose » («музыки, музыки прежде всего!»). Нет в мире ничего «plus vague et plus soluble dans l’air » («более смутного и более растворимого в воздухе»), чем этот сборник. Позднее, в пьесе Незнакомка Блок заставляет Поэта (который, несомненно, самопародия) читать свои стихи половому в трактире и тот выносит свой вердикт: «Непонятно-с, но весьма утонченно-с!» Не считая нескольких посвященных, отношение к Блоку его тогдашних поклонников было во многом похоже на отношение полового.

Блок. Биография, лирика. Видеоурок

Дальнейшая популярность его ранней поэзии (заключенной в первом томе его сочинений) как раз и вызвана была помешательством на стихах, которые были бы так же чисты и свободны от содержания, как и музыка.

Вначале поэзию Блока ценили лишь немногие. Критики или не обращали на нее внимания, или же третировали ее с насмешкой и негодованием, что было общим уделом символистов. Читать Блока стали значительно позже. Но литературные круги сразу поняли значение нового поэта: Брюсов и Мережковский очень тепло его приняли. Младшие символисты пошли в своем энтузиазме еще дальше: два молодых москвича, Андрей Белый и Сергей Соловьев (сын М. С. Соловьева) увидели в его поэзии весть, близкую их собственному духовному настрою. Блок стал для них пророком и провидцем, чуть ли не основателем новой религии. Эти молодые мистики с горячей верой ожидали нового религиозного откровения, и эфирная блоковская поэзия показалась им Благовещеньем новой эры. В своих Воспоминаниях Белый описывает напряженную атмосферу мистического ожидания, в которой молодые Блоки (поэт и его жена, Л. Д. Менделеева), он сам и Сергей Соловьев жили в 1903–1904 гг.

«Незнакомка»

Но это продолжалось недолго. Стихи о прекрасной даме еще печатались, блокисты были в полном экстазе, когда внезапно визионерский мир Блока резко изменился. «Прекрасная дама» отказала своему поклоннику. Мир для него опустел, небеса покрылись тучами и потемнели. Отвергнутый мистической возлюбленной поэт обратился к земле. Этот поворот сделал Блока более несчастным и, вероятно, худшим человеком, чем он был, но бóльшим поэтом. Только тут его поэзия приобрела общечеловеческий интерес и стала понятной не только немногим избранным. Она стала более земной, но вначале и земля его не была материальной. Его вскормленный небом стиль при первом контакте с грубой действительностью тут же дематериализовывал ее. Его мир в 1904-1906 гг. – завеса миражей, наброшенная на более реальные, но невидимые небеса. Его стиль, бесплотный и чисто музыкальный, прекрасно подходил для изображения туманов и миражей Петербурга, иллюзорного города, тревожившего воображение Гоголя , Григорьева, Достоевского . Этот романтический Петербург, сновиденье, возникающее в нереальной мглистой атмосфере северных невских болот, стал основой блоковской поэзии, едва он коснулся земли после своих первых мистических полетов. «Прекрасная дама» исчезает из его стихов. Ее сменяет Незнакомка, тоже нематериальное, но страстное, вечно-присутствующее видение, которым он одержим на всем протяжении второго тома (1904–1908 гг.). С особой четкостью она является в знаменитейшем стихотворении поэта (пожалуй, после Двенадцати самом известном), написанном в 1906 г., характерном сочетанием реалистической иронии с романтическим лиризмом. Стихотворение начинается гротескно-ироническим изображением дачного места под Петербургом. В этом логове кипучей пошлости, где «испытанные остряки» гуляют с дамами и «пьяницы с глазами кроликов in vino veritas кричат», появляется Незнакомка (см. полный текст и анализ этого стихотворения).

…И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Блок. Лирика. Второй том. Видеоурок

«Пузыри земли»

К тому же периоду относится целая серия прелестных стихов, где Блок демонстрирует неожиданный дар уютного и шаловливого юмора. Она названа цитатой из Макбета Пузыри земли . Это стихи о простеньких шаловливых духах, живущих в полях и лесах. Немногие стихи Блока завоевали больше симпатии к нему, чем Болотный попик , таинственный, проказливый, добродушный, созданный его фантазией, который, на палец возвышаясь, стоит на кочке

И тихонько молится,
Приподняв свою шляпу,
За стебель, что клонится,
За больную звериную лапу,
И за Римского папу.

Блок и революция 1905

Как и большинство символистов, Блок приветствовал революцию 1905 года . Он примкнул к мистическим анархистам. Однажды он даже нес красный флаг. Вырождение революции в анархию и развал усилило его пессимизм, и чувства безнадежности и уныния овладели его душой. Его поэзия стала навсегда выражением «роковой пустоты» (о которой он говорит в стихах 1912 года), знакомой многим людям его поколения. Эта «пустота» сродни той, что переживал Леонид Андреев . Разница в том, что Блок – гений и человек несоизмеримой культуры и что он знал состояние мистического блаженства, о котором Андреев и не подозревал.

Драмы Блока

Бессильное желание возвратиться к Сияющему Присутствию, откуда он был исключен, и горькая обида на то, как с ним обошлась «Прекрасная дама», стали сюжетом его «лирических драм», написанных в 1906–1907 гг. – Балаганчика и Незнакомки , которые можно отнести к его самым ранним и самым чарующим шедеврам. Балаганчик – арлекиниада. Он был поставлен в 1907 г. и шел довольно долго. На тех, кто его видел, он произвел незабываемое впечатление. В нем много лучшей блоковской лирики, но по сути своей это сатира, пародия, и притом мрачно-богохульная. Это пародия на собственный блоковский мистицизм и сатира на его же надежды и ожидания. Его друзья – Белый и Сергей Соловьев – восприняли это не только как оскорбление в свой адрес, но и как оскорбление их общей веры в Софию – Божественную Премудрость. Это повлекло за собой отдаление от Блока его московских друзей, и следующий период стал для него временем мрачного одиночества. Для большинства читателей страшный пессимизм Балаганчика скрыт за его лирическим очарованием и капризным символизмом. Но по сути дела это одна из самых мрачных и богохульных пьес, когда-либо и где-либо написанных поэтом.

Анализ драмы «Незнакомка» – см. в отдельной статье нашего сайта. С этих пор творчество Блока наполняется вином, женщинами и цыганскими песнями – и все это на фоне страстного отчаяния и безнадежной тоски о навеки утраченном видении «Прекрасной дамы». Страстное и безнадежное разочарование – такова отныне атмосфера поэзии Блока. Только изредка его вырывает из постоянного уныния вихрь земной страсти. Такой вихрь отразился на цикле Снежная маска ; эта экстатическая, лирическая фуга написана в первые дни 1907 года.

Третий том лирики Блока

Гений Блока достигает зрелости к 1908 году. Стихи, написанные за последующие восемь лет, вошли в третий том, который вместе с поэмой Двенадцать несомненно является самым крупным из того, что было создано русским поэтом за последние восемьдесят лет. Блок не был человеком огромного ума или огромной моральной силы. Не был он в сущности и великим мастером. Искусство его пассивно и непроизвольно. Он скорее регистратор поэтического опыта, нежели строитель поэтических зданий. Великим его делает наличие переполняющего его поэтического духа, словно явившегося из иных миров. Он сам описал свой творческий процесс в одном из замечательнейших своих стихотворений – Художник (1913) как совершенно пассивное состояние, очень близкое к мистическому экстазу, как его описывают великие западные (испанские и немецкие) мистики. Экстазу предшествует состояние тоскливой скуки и прострации; потом приходит неизъяснимое блаженство от ветра, дующего из иных сфер, которому поэт отдается безвольно и послушно. Но экстазу мешает «творческий разум», который насильно заключает в оковы формы «легкую, добрую птицу свободную» – птицу вдохновения; и когда произведение искусства готово, то для поэта оно мертво, и он снова впадает в свое прежнее состояние опустошенной скуки.

Блок. Лирика. Третий том. Видеоурок

В третьем томе блоковский стиль пульсирует полнее и сильнее, чем в ранних произведениях. Он напряженнее и полнокровнее. Но, как и в ранних вещах, он сильно зависит от тончайших, легчайших особенностей языка, звука, ассоциаций. Уныние и отчаяние, выразившиеся в относящемся к этому времени стихотворении Пляски смерти , характерны для большинства блоковских стихов после 1907 г.

Тема России у Блока

Но иногда, на какое-то время кажется, что Блок открыл для себя какой-то луч надежды, который заменит «Прекрасную даму» – и это любовь к России. То была странная любовь, прекрасно знающая о гнусных и низких чертах любимой и все-таки порой доходящая до настоящих пароксизмов страсти. Образ России отождествился в его воображении с Незнакомкой – таинственной женщиной его мечтаний – и со страстными, раздвоенными женщинами Достоевского: Настасьей Филипповной (Идиот ) и Грушенькой (Братья Карамазовы ). Другим символом и мистическим отражением России становится метель, вьюга, которая в Снежной маске была символом холодных и обжигающих бурь плотской страсти и которая становится основным фоном поэмы Двенадцать . Русский ветер страстей снова ассоциируется с цыганскими хорами Москвы и Петербурга. Еще до Блока многие великие русские писатели (в том числе Державин , Толстой и Лесков) знали прелесть и великолепие цыганских хоров. В середине девятнадцатого века жил гениальный и не проявившийся полностью поэт Аполлон Григорьев , душа которого была наполнена цыганской поэзией. Он написал несколько необычайных песен, которые были присвоены цыганами, хоть они и забыли самое имя Аполлона Григорьева. Блок практически открыл Григорьева-поэта (как критик он был хорошо известен) и «поднял его». Он издал собрание стихов Григорьева (1915), к которому написал предисловие – одну из немногих прозаических статей, достойных великого поэта. В нем он благородно отдает должное своему забытому предшественнику.

Любовь Блока к России выражалась в остром переживании ее судеб, доходившем порой до истинно-пророческого дара. В этом отношении лирическая фуга На поле Куликовом (1908) особо примечательна: она полна мрачных, зловещих предчувствий грядущих катастроф 1914 и 1917 гг. Другое замечательное стихотворение (написанное в августе 1914 г.) раскрывает полностью эту странную любовь к своей стране. Они начинаются словами:

Грешить бесстыдно, беспробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.

Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.

Невозможно подробно рассказать обо всех стихах Блока, написанных между 1908 и 1916 г. Достаточно будет назвать несколько незабываемых шедевров, таких как Унижение (1911) – об унижении продажной любви; Шаги командора (1912), одно из лучших когда-либо написанных стихотворений о возмездии; страшный крик отчаяния – Голос из хора (1914); и Соловьиный сад , по стилю «классичнее» и строже большинства его лирических стихотворений, символическую поэму, неожиданно приводящую на память другую великую символическую поэму – Мою жизнь Чехова .

«Возмездие»

Кроме лирических стихотворений, третий том включает два более крупных произведения того же времени: поэму Возмездие и лирическую трагедию Роза и крест .

Возмездие было начато в 1910 г. под впечатлением смерти отца. По плану оно должно было состоять из трех частей, но только первая была полностью завершена. По стилю это реализм, попытка приближения к методу Пушкина и Лермонтова . Это история его отца и его самого, и Блок собирался создать вещь большой значимости, проиллюстрировав законы наследственности и показав последовательное разложение старого режима в России. Ему не удалось справиться с этой задачей, и в целом поэма не была удачей. Однако в ней есть сильные и прекрасные места. Начало второй главы открывает неожиданный в Блоке дар широкого исторического видения: это великолепный синтетический очерк русской жизни при Александре III, который можно было бы цитировать во всех учебниках русской истории.

В том же месяце, когда были написаны Двенадцать (январь 1918), Блок написал Скифов (см. полный текст и анализ), напряженно риторическую инвективу против западных народов, которые не хотят заключать мир, предложенный большевиками. Это весьма красноречиво, но не слишком умно, и во всяком случае гораздо ниже по уровню, чем Двенадцать .

Это было последнее стихотворение Блока. Новое правительство, ценившее своих немногих интеллигентных союзников, загрузило Блока работой, и целых три года он трудился над всякого рода культурными и переводческими начинаниями, которыми руководили Горький и Луначарский . После Двенадцати его революционный энтузиазм спал и сменился пассивным унынием, куда не проникал даже ветер вдохновения. Он пытался продолжать работу над Возмездием , но из этого ничего не вышло. Он смертельно устал – и был пуст.

В отличие от многих других писателей он не страдал от голода и холода, потому что большевики заботились о нем, но он был мертв задолго до своей смерти. Такое впечатление сложилось у всех, кто вспоминает Блока в это время. Впрочем, и отношение коммунистической власти к нему далеко не всегда было доброжелательным. В феврале 1919 года Блок был арестован Петроградской ЧК по обвинению в контрреволюционном заговоре. Через день, после двух долгих допросов Блока всё же освободили, так как за него вступился Луначарский. Однако даже эти полтора дня тюрьмы надломили его. Он умер от сердечной болезни 9 августа 1921 г. Двенадцать прославили его больше, чем все предыдущее, но левые литературные школы в последние годы жизни Блока дружно его ниспровергали. Его смерть стала сигналом для признания его одним из величайших национальных поэтов.

В том, что Блок – великий поэт, нет и не может быть сомненья. Но при всем своем величии он, безусловно, поэт нездоровый, болезненный, величайший и типичнейший представитель поколения, лучшие сыны которого были поражены отчаянием и, неспособные победить свой пессимизм, либо впадали в опасный и двусмысленный мистицизм, либо находили забвение в вихре страстей.

Жизнь одного из самых знаменитых поэтов Серебряного века – Александра Блока, представляет собой ряд необыкновенных событий. В каком-то смысле она перекликается с творческой биографией его великой современницы – .

Впрочем, после Первой мировой войны отношения в семье Блоков наладились.

Началом активного творчества Блока является период с 1900-1901 гг. В это время Александр становится истинным поклонником творчества Афанасия Фета и Владимира Соловьева, сыгравшего немалую роль в биографии Блока вообще, и формировании его личности в частности.

Помимо этого, Блоку довелось повстречаться с Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус, в издательстве которых, под названием «Новый путь», Александр Александрович впервые начал печататься.

В начале творческого пути Блок испытывал интерес к литературному символизму. Это направление, повлиявшее на все виды культуры, отличалось новаторством, стремлением к экспериментам и любовью к таинственности.

После того, как Блок стал печататься в «Новом пути», его произведения начали опубликовывать и в московском альманахе «Северные цветы».

Блок постоянно посещал кружок молодых почитателей Владимира Соловьева, проходивший в Москве. В роли своеобразного руководителя данного кружка был молодой поэт Андрей Белый.

Все члены литературного кружка восхищались творчеством Блока, с которым очень сильно сдружился и сам Белый. Впрочем, это и неудивительно, ведь он был горячо влюблен в жену Александра Блока.

В 1903 г. печатается целый цикл произведений Александра Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Три стиха молодого поэта были включены в сборник произведений воспитанников Императорского Санкт-Петербургского университета.

В своих трудах, Блок рассматривал женщину, как источник чистоты и света. Также он рассуждал над тем, насколько подлинное любовное чувство может сближать отдельного человека с мировым целым.

Революция 1905-1907 гг.

Революционные события стали для Александра Блока олицетворением стихийной и хаотичной природы бытия, и довольно сильно повлияли на его биографию вообще, и творческие взгляды в частности. Любовная лирика отошла на второй план.

Александр Александрович проявил себя и в роли драматурга, когда написал свою первую пьесу «Балаганчик». Она была поставлена на театральной сцене в 1906 г.

Несмотря на то, что Блок любил свою супругу, он позволял себе проявлять чувства и к другим женщинам. Например, он испытывал страсть к актрисе Н. Н. Волоховой. Образ этой девушки лег в основу многих его философских стихов.

Это ей Блок посвятил цикл «Фаина» и книгу «Снежная маска», а также именно с нее он списывал героинь пьес «Король на площади» и «Песня Судьбы».

Справедливости ради нужно заметить, что жена Блока тоже позволяла себе увлечения. Интересен факт, что на почве этого у Блока возник острый конфликт с Андреем Белым.

В конце первого десятилетия 20 века, основной темой работ Александра Александровича была проблема соотношения простого народа и интеллигенции в социуме.

В стихотворениях, написанных в данный период, можно заметить яркий кризис индивидуализма и попытки определить место творца в условиях реальной жизни.

При этом Блок сравнивал свою Родину с образом любящей супруги, в результате чего его патриотические стихи приобрели особенную и глубокую индивидуальность.

Отказ от символизма

В 1909 г. в биографии Александра Блока произошло сразу две трагедии: умер его отец и новорожденный ребенок от супруги Любови Дмитриевны.

Чтобы отойти от потрясений, он вместе с женой уезжает в Италию. Это поездка заставила поэта переосмыслить жизненные ценности. О его внутренней борьбе повествует цикл «Итальянские стихи», а также заметки из книги «Молнии искусства».

В результате долгих размышлений, Блок пришел к выводу о том, что символизм утратил для него интерес и теперь его больше привлекает самоуглубление и «духовная диета».

В связи с переменами в его творческой биографии, он концентрируется на серьезных литературных трудах и все реже занимается публицистической работой. Более того, он практически совсем не появляется на светских мероприятиях.

В 1910 г. поэт начал сочинять поэму «Возмездие» окончить, которую у него так и не получилось.

Летом 1911 года Блок снова едет за границу, на этот раз во Францию, Бельгию и Нидерланды. Александр Александрович даёт негативную оценку французских нравов:

Неотъемлемое качество французов (а бретонцев, кажется, по преимуществу) – невылазная грязь, прежде всего – физическая, а потом и душевная. Первую грязь лучше не описывать; говоря кратко, человек сколько-нибудь брезгливый не согласится поселиться во Франции.

В этом же году он издает собрание сочинений в 3 томах.

Летом 1913 г. Блок опять едет во Францию (по совету докторов) и снова пишет об отрицательных впечатлениях:

Биарриц наводнён мелкой французской буржуазией, так что даже глаза устали смотреть на уродливых мужчин и женщин… Да и вообще надо сказать, что мне очень надоела Франция и хочется вернуться в культурную страну – Россию, где меньше блох, почти нет француженок, есть кушанья (хлеб и говядина), питьё (чай и вода); кровати (не 15 аршин ширины), умывальники (здесь тазы, из которых никогда нельзя вылить всей воды, вся грязь остаётся на дне)…

В 1912-1913 гг. из-под его пера выходит знаменитая пьеса «Роза и Крест».

Октябрьская революция

В этот период многие известные поэты и писатели того времени такие, как , Анна Ахматова, Дмитрий Мережковский и другие, очень отрицательно отнеслись к приходу большевиков.

Однако Блок не видел ничего плохого в Советской власти и даже согласился сотрудничать с ней. Благодаря этому имя известного поэта, беспрерывно использовалось новыми государственными лидерами в корыстных целях.

В это время Блок пишет стихотворение «Скифы» и знаменитую поэму «Двенадцать».

Личная жизнь

Единственной женой в биографии Блока была Любовь Менделеева, которую он искренне любил. Жена была для него поддержкой и источником вдохновения.


Александр Блок и его жена — Менделеева Любовь Дмитриевна

Однако представление о браке у писателя было достаточно своеобразным. Например, он был категорически против интимной близости, воспевая духовную любовь и чувства.

Также для Блока было вполне естественным влюбляться в других женщин, хотя единственной его любовью продолжала оставаться только его супруга. Впрочем, жена Блока также позволяла себе заводить романы с другими мужчинами.

К сожалению, в семье Блоков потомства так и не появилось. И хотя Любовь родила Александру одного ребенка, он оказался слабым и очень скоро умер.

Смерть поэта

После Октябрьской революции жизнь поэта пошла на спад, как в духовном, так и физическом отношении. Перегруженный разной работой и не принадлежащий сам себе, он стал часто болеть.

У него появилась астма, сердечно сосудистые болезни, а также начались психические расстройства. В 1920 г. Блок заболел цингой.

7 августа 1921 г., из-за бесконечных болезней и финансовых трудностей, Александр Александрович Блок умер в своей санкт-петербургской квартире. Причиной смерти поэта стало воспаление сердечных клапанов. Блок был захоронен на Смоленском православном кладбище.

Незадолго до своей смерти, он старался получить разрешение на выезд за границу для лечения. Однако выхлопотать разрешение, которого добивался сам , так и не получилось.

Александр Блок считается одним из самых значимых фигур в русской поэзии, внесший весомый вклад в культурное наследие своего народа.

Если вам понравилась краткая биография Блока – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся и биографии великих людей – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.