С раннего детства и на протяжении всей жизни Белла Ахмадулина держала домашних животных и помогала бездомным. Многие фотографии Ахмадулиной рассказывают о трогательной привязанности поэтессы к собакам

Начавшееся подобно прекрасной сказке детство Беллы оказалось омрачено не только войной, но и… школой. Если в образном мышлении и речи замкнутая и слегка нелюдимая девочка опережала сверстников к большому удивлению взрослых, то с письмом у нее не задалось сразу.

В 1944-м Белла пошла в школу, чтобы три года практически не появляться на уроках. Причиной такой нелюбви были вовсе не отсут­ствие способностей, нежелание учиться и даже не лень: девочка с огромной охотой впитывала все знания, которые давали ей родные, и очень много читала, причем не детские хрестоматии, а русскую классику — Пушкина, Гоголя. Нет, Бел­ле было противно всё то, что отличает школу как социально-образовательный институт от школы — места получения знаний: правила, порядки, излишняя строгость и стремление сделать учащихся одинаковыми, чтобы с ними удобнее было работать.

Ребенку с творческим образным мышлением и воспитанием в семье передовой интеллигенции школьная жажда унификации всего и всех казалась дикой.

Белла с детства мыслила образами, а в юности научилась переносить их на бумагу, тем самым выражая свои чувства и переживания. Писать и работать Ахмадулина могла где угодно, часто ее можно было увидеть записывающей свежие мысли в блокнот, который она всегда носила с собой.

Факты о творчестве

Писать стихи Белла начала рано, причем, как и у большинства молодых литераторов, первые ее тексты складывались под сильнейшим влиянием литературных кумиров.

Для Ахмадулиной таким кумиром и первым наставником стала Гарриет Бичер-Стоу, американская писательница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».

У нее Белла позаимствовала более чем странные для советского подростка образы своих первых стихотворений — ущемленных в правах негров-невольников и их несчастных голодных детей. С этими несвоевременными стихами Белла активно выступала в пионерских организациях и даже опубликовала их в «Пионерской правде», за что получила от старших коллег улыбку искреннего умиления и первый настоящий творческий совет — писать о вещах, известных и близких читателю.

Еще до выхода в свет первых поэтических сборников Белла Ахмадулина начала выступать с публичными чтениями своих стихов, как в компании других поэтов, так и сольно.

Лучшие вечера поэтессы собирали зрителей не меньше, чем премьеры выдающихся спектаклей. Ахмадулина любила выступать перед публикой и с удовольствием делала это вне зависимости от места, условий выступления и аудитории.

Даже на импровизированном помосте в толпе слушателей Белла чувствовала себя уверенно, ведь в конечном итоге поэзии нужен тот, кто напишет, и тот, кто сможет услышать и принять. Тонкий, звонкий голос Ахмадулиной, оставшийся с ней до конца дней, а также особая, надрывная интонация при чтении стихов сильно контрастировали с внешним видом стильной, уверенной в себе женщины, чем привлекали еще большее внимание публики к «поэту эстрады».

« Алла Пугачева не раз говорила о том, что очень любит стихи Ахмадулиной, что они близки ей. Не случайно примадонна российской эстрады включила в свой репертуар большое количество песен на стихи поэтессы.

Факты о личной жизни

Белла Ахмадуллина была очень привлекательной женщиной, мужчины влюблялись в нее сразу же после нескольких минут знакомства. Первым законным мужем Беллы Ахмадулиной был Евгений Евтушенко . Их брак был недолгим, Причиной развода с Е.Евтушенко стал аборт: Белла забеременела, а Евтушенко, считая себя само­го еще ребенком и испугавшись ответственно­сти, уговорил молодую жену, тоже не слишком готовую к материнству, сделать аборт. «Я не понимал тогда, — с горечью рассказывает Евту­шенко с высоты прожитых лет, — что если муж­чина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе». Действительно, брак оказался обречен. Долгие годы прожил Евтушенко с тяжким грузом на душе: из-за раннего аборта Ахмаду­лина не могла забеременеть. И был безумно рад, узнав, что спустя более пятнадцати лет Белла все-таки смогла родить дочь.

нность быстро сменились ссорами и расставаниями длиной вплоть до года, однако восемь лет брак все-таки продержался.

жизни Ахмадулиной можно было бы и вовсе пропустить, если бы он не стал самым важным в жизни Ахмадулиной как женщины. В 1973 году, в тридцать семь лет, поэтесса наконец-то стала матерью, родив Кулиеву дочь Елизавету.

Последним и главным спутником жизни Беллы Ахмадулиной стал известный художник Борис Мессерер . Союз поэтессы и художника продлился тридцать шесть лет и прервался лишь со смер­тью Ахмадулиной в 2010 году. Все годы совмест­ной жизни Мессерер трогательно опекал жену, заботился о ней, помогал воспитывать детей, хотя и не признавал их.

Знакомые пары гово­рили, что забота Мессерера переходила необ­ходимые рамки, его не раз упрекали в том, что жену он не любил вовсе, а любил свою любовь к ней, относился к Ахмадулиной, как к дорого­стоящей вазе, ухаживал, покупал наряды, всюду сопровождал, не допускал и мысли, что в жизни его и Беллы может быть что-то и кто-то помимо их любви. Вероятно, доля правды в этом есть.

После ее смерти художник посвятил себя памяти Беллы. Он по-прежнему принимает участие в творческих вечерах, посвященных жене, следит за изданиями ее книг. Однако главным его делом стало написание книги вос­поминаний об Ахмадулиной.

С 2011 года части мемуаров «Промельк Беллы» начали выходить в журнале «Знамя». Конечно, книга получилась очень личной и порой субъективной, да иначе и быть не могло, но она содержит большое ко­личество не известных ранее рассказов и бе­сед с Ахмадулиной в последние годы ее жизни, частично заменяющих так и не написанную по­этессой автобиографию.

Белла Ахмадулина похоронена на Новодевичьем кладбище, неподалеку от Андрея Вознесенского и Виктора Черномырдина. На могиле до сих пор нет памятника, хотя за работу над ним давно собирается взяться ее друг Зураб Церетели.

Ахмадулина любила красиво одеваться, приковывать к себе восхищенные взгляды окружающих и никогда не позволяла себе выйти в свет без тщательно продуманного туалета.

Белла любила творческие эксперименты и с радостью и воодушевлением приняла предложение Шукшина сняться в картине «Живет такой парень». Поскольку она практически сыграла саму себя, сегодня фильм представляет собой самый яркий и достоверный рассказ о том, как выглядела и работала молодая Ахмадулина-репортер

Поэтические вечера Ахмадулиной всегда собирали полные залы. И не только благодаря волшебному поэтическому дару, но отчасти из-за особой атмосферы, которая на них царила. Многие отмечали необыкновенную теплоту и душевность обстановки, искренность и любовь к людям, которые исходили от поэтессы. Она удивительным образом влияла на окружающих людей, щедро делясь не только своим талантом и частичкой души, но делая каждого немного лучше, очищая и возвышая человека в собственных глазах.

Многие фотографы запечатлели Беллу Ахмадулину с сигаретой или бокалом, которые стали неотъемлемой частью образа ни в чем не отказывавшей себе поэтессы и поводом для многочисленных сплетен и пересудов о ней.

Мало кто из людей литературы получал на свое имя столько грязных кляуз, как Белла Ахмадулина. В чем ее только не обвиняли! Причем повод мог быть любым — нападали на поэтессу даже за ее любовь к животным. Когда в браке с Нагибиным Ахмадулина попросила мужа изготовить гробик для погибшей любимой собаки и устроила настоящие похороны, ее обвинили сразу и в сумасшествии, и в буржуазности. На самом деле, в подобном жесте для поэтессы не было ничего показного, вызывающего и удивительного: она не скрывала, что животных любила больше, чем людей, и любила повторять цветаевское «Слово «СОБАКА» пишу большими буквами».

Сохранился в воспоминаниях об Ахмадули­ной один забавный случай из ее жизни, когда ради посиделок с другом кухню пришлось пе­реместить в подъезд. Однажды в гости к Бел­ле пришел известный поэт и старый приятель Евгений Рейн. Лестничные клетки тогда закры­вались на решетку, и в тот день Борис Мессе- рер по случайности ушел из дома с ключом, за­крыв решетку и тем самым заперев жену. Рейн, явившийся в гости не с пустыми руками, а с бу­тылкой коньяка для задушевного разговора, уже собрался было уходить, но Ахмадулина задержала его. Она вынесла из квартиры стол, принесла посуду, накрыла, достала закуски. Так поэты и пировали в подъезде, общаясь через решетку, пока Мессерер не вернулся домой и не произнес свою знаменитую фразу: «С ка­кой стороны ни посмотри, а поэты у нас сидят за решеткой…».

Изабелла Ахмадулина не любила своего имени и вскоре сократила его до Беллы. Близкие называли ее «наша Беллочка» или Белка. Необычное имя в литературном мире сделало поэтессу одной из главных героинь рифмованных эпиграмм. Особенно любили соединять в них Ахмадулину и Булата Окуджаву. Недаром после отказа от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей по всей Москве звучало ироническое: «Только Белла и Булат отказались от наград»

БЕЛЛА АХМАДУЛИНА – УЦЕЛЕВШАЯ ЖЕМЧУЖИНА СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

В конце 1950-х годов, когда массовое увлечение поэзией переживало новый всплеск, на литературном горизонте возникла хрупкая фигура мощного поэта – Беллы Ахмадулиной . Она стала одной из ярчайших представителей «шестидесятников». Новое поколение поэтов сыграло значительную роль в формировании общественного самосознания. Именно подхватила литературную эстафету своих великих предшественников и смогла восстановить почти распавшуюся связь поэтических поколений.

Болезненное детство

Семья Ахмадулиной принадлежала к элите советской эпохи. Отец занимал руководящий пост в таможенном ведомстве, мать работала переводчиком в КГБ. Белла родилась в Москве 1937 года. В ее жилах текла интернациональная кровь: мать была из семьи обрусевших итальянцев, а отец – татарином. Увлеченность мамы Испанией воплотилась в имени дочери, для которой подобрали королевское имя Изабелла. Родители Беллы целыми днями пропадали на работе, поэтому воспитанием будущей поэтессы занималась бабушка.

Война грянула, когда маленькая Белла была в детском саду. Ахмадулину с бабушкой удалось отправить в эвакуацию почти в последний момент – когда уже враг подошел к столице. Путь в Казань, где жила вторая бабушка, был долгим и тяжелым. Родственников приняли совсем не радушно, они чувствовали себя обузой. А постоянный голод усугубил и без того хрупкое здоровье ребенка. Болезни постоянно атаковали Беллу и выхватить ее их тисков недуга помог только приезд матери. В 1944 году эвакуация закончилась, и девочку привезли назад в Москву, где она пошла в первый класс.

Со школой как-то сразу не заладилось – Белле там не понравилось, и она три года бывала в классе очень редко. Из-за болезней девочка привыкла к одиночеству и никак не могла адаптироваться к обществу других детей. Помогла с этим учительница, которая вернулась с фронта и пришла работать в школу.

Самозабвенный голос Беллы Ахмадулиной

В школе Белла впервые продемонстрировала свой поэтический талант, затем начала посещать занятия в литературном кружке, а в 1955 году ее стихи опубликовали в журнале «Октябрь». Нашлись и те, кто сразу назвал ее произведения банальными и неактуальными. Однако начинающая поэтесса удивительно быстро завоевала сердца читателей. Ее поэзия не была политизирована и не имела острого социального подтекста. Даже сейчас трудно объяснить, как эти чистые стихи, созданные из образов и сложных словосочетаний, могли собирать тысячные трибуны стадионов. Белла начала творить во времена, когда обострилась потребность в прекрасном и одновременно непонятном. Возможно, именно поэтому она своим голосом, звучавшим со сцены, гипнотизировала пространство, а потом была признана случайно уцелевшей жемчужиной Серебряного века поэзии.

Молодой поэт, а позже и первый муж Беллы Ахмадулиной – , вспоминал, как впервые увидел ее стихи в журнале «Октябрь» и был поражен трогательными строчками: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка». Он тут же связался с редакцией журнала и поинтересовался личностью Ахмадулиной. Ему сообщили, что эта десятиклассница из литобъединения собирается стать студенткой Литературного института. Евтушенко поспешил на занятие в кружок юных литераторов, где услышал самозабвенный голос Беллы. Тогда он сравнил его со звуком натянутой вибрирующей струны.

Верность Пастернаку

В семье хотели, чтобы Белла стала студенткой факультета журналистики МГУ, но Ахмадулина с треском провалилась на экзаменах. В билете ей попался вопрос о газете «Правда». Она не знала, что ответить, поскольку никогда не читала ее и честно в этом призналась. Случай, конечно, был невиданный для того времени. Тогда мама посоветовала Белле устроиться на работу в газету «Метростроевец». На ее полосах были опубликованы не только первые статьи Ахмадулиной, но и ее поэзия.

В Литературный институт Белла поступила в 1956 году. Когда Борису Пастернаку присудили Нобелевскую премию, в учебном заведении и за его стенами разразился настоящий скандал. Писателя назвали предателем, преподаватели и студенты с легкостью ставили подписи под обвинительными письмами, но Белла и представить не могла, что когда-нибудь сможет так поступить. Из института ее исключили за отказ подписывать обвинения в адрес Пастернака, но официальной причиной все же была неуспеваемость по теории марксизма-ленинизма.

Чудо по имени Белла Ахмадулина

В 1959 году, когда для Беллы настали сложные времена, ее поддержал Сергей Смирнов – главный редактор «Литературной газеты». Он предложил Ахмадулиной стать внештатным корреспондентом издания в Иркутске. Там Белла создала рассказ «На сибирских дорогах», отразив в нем свои впечатления от путешествия. Произведение напечатали в «Литературной газете» вместе с целой серией стихотворений о сибирском крае и его удивительных людях. Сергей Смирнов помог Белле восстановиться в Литературном институте, когда остро поставил в Союзе писателей вопрос о поддержке молодых дарований. Ахмадулину восстановили на 4-й курс, с которого и отчисляли, а в 1960 году она получила красный диплом. Вскоре Белла выпустила первый сборник и дала ему название «Струна», с которой ее голос и манеру декламации сравнивал Евтушенко.

Ее дебют высоко оценил поэт и драматург Павел Антокольский. В посвященном Ахмадулиной стихотворении он написал: «Здравствуй, Чудо по имени Белла!». Вместе с выступлениями в МГУ, Политехническом музее и Лужниках к Белле Ахмадулиной пришла и первая настоящая известность. Ее поэтические вечера с Робертом Рождественским, Андреем Вознесенским и Евгением Евтушенко тогда собирали огромную аудиторию слушателей.

Высоким слогом о простом

В сборнике «Струна» еще чувствовался поиск Беллой собственных тем, но уже к середине 1960-х годов сформировался ее неповторимый поэтический стиль, а советская поэзия приобрела высокий слог. Ахмадулина позднее выпустила сборники «Уроки музыки», «Стихи», «Свеча» и «Метель». Ее подборки стихов постоянно публиковали в периодической прессе.

Возвышенная лексика Беллы Ахмадулиной , метафоричность образов, изысканность в слоге и какая-то интонационная свобода сделали ее стихи легко узнаваемыми. Стилистика ее поэзии была неким бегством от современности, той серой обыденности, поэтому созданный микрокосмос Белла Ахатовна наделяла своими смыслами и ценностями. Она стала первой поэтессой в СССР, которая смогла сказать о самых простых вещах возвышенным поэтическим слогом. Ее доверительная интонация, непередаваемый артистизм, тонкая мастерская импровизация завораживающе действовали на публику. Когда она выходила на сцену, в зале моментально наступала тишина, которую пронизывал только голос Беллы. Как ни странно, но ее высокий стиль был понятен людям.

«И я познаю мудрость и печаль»…

Лирические стихи Беллы Ахмадулиной нередко звучали в художественных фильмах. Режиссеры хорошо понимали, что ее поэзия наполняет кино особым настроением и привносит философскую ноту. Одним из популярнейших романсов, которые прозвучали в кино, стал «А напоследок я скажу» из фильма «Жестокий романс». В киноленте Эльдара Рязанова «Служебный роман» Светлана Немоляева за кадром читает стихотворение Беллы Ахмадулиной «О мой застенчивый герой». А песню на ее стихи в «Иронии судьбы, или “С легким паром!”» исполняет героиня Барбары Брыльской голосом Аллы Пугачевой. Музыку для этого романса создал знаменитый композитор Микаэл Таривердиев. В фильме «Достояние республики» поет песню «Что будет, то и будет» на стихи Ахмадулиной. На своих творческих вечерах актер позже неоднократно исполнял эту песню.

Довелось Белле Ахмадулиной испытать на себе и профессию актрисы. В фильме Василия Шукшина «Живет такой парень» ей досталась автобиографическая роль журналистки из Ленинграда. Режиссер фильма «Спорт, спорт, спорт» Элем Климов был поклонником поэзии Ахмадулиной. Белла Ахатовна сыграла роль и исполнила в кинокартине свои стихи «Вот человек, который начал бег…» и «Ты человек! Ты баловень природы…».

Кроме стихов Белла Ахатовна занималась прозаическими произведениями и переводами. Она написала цикл эссе о поэтах, переводила грузинских авторов, в зарубежных странах ей посвящали литературные исследования. Заявления Ахмадулиной в поддержку советских диссидентов публиковала газета «Нью-Йорк таймс», их передавали радиостанции «Голос Америки» и «Радио Свобода». Не оставляла без внимания Белла Ахатовна и международные поэтические фестивали.

Роковая дама

Такая женщина, как , просто не могла жить и творить без мужского внимания. В поэтических кругах она слыла роковой дамой, в которую влюблялись после пяти минут знакомства. Первым ее законным супругом стал поэт Евгений Евтушенко, но их семейная жизнь продлилась всего три года. Писатель Юрий Нагибин был вторым мужем Беллы Ахатовны . Их брак совпал с пиком популярности поэтессы. Через восемь лет они болезненно расстались. Белла пыталась сохранить семью, взяла на воспитание приемную дочь Анну, но разрыв был неизбежен. Отцом ее второй дочери Елизаветы стал сын кабардинского писателя Кайсына Кулиева – Эльдар. А в 1974 году Ахмадулина познакомилась во дворе своего дома с театральным художником Борисом Мессерером и прожила с ним 35 лет. К бытовым проблемам Белла Ахатовна абсолютно не была приспособлена, поэтому всеми возникающими вопросами занимался Борис Асафович. Он же систематизировал все ее стихи, которые она писала на обрывках бумаги или салфетках и дарила друзьям. Таких «подарков» собралось на несколько томов. Так повседневная жизнь и творчество Беллы попали под надежную защиту Бориса Мессерера.

В последние годы Белла Ахатовна сильно болела, у нее почти полностью исчезло зрение, и она не смогла писать. Осенью 2010 года ей стало совсем плохо и поэтессу прооперировали, после чего наступило улучшение. Выписавшись из больницы, она провела дома всего четыре дня и скончалась . Так совпало, что родилась через столетия после появления на свет Александра Пушкина, а не стало ее через век после смерти Льва Толстого.

ФАКТЫ

Не любила слово «поэтесса», поэтому всегда просила, чтобы ее называли поэтом. Даже к знаменитой строчке Евтушенко «Поэт в России – больше, чем поэт» она относилась скептически, считая, будто поэт оказывается не на своем месте.

Знаменитая актриса Ия Саввина, которую пригласили озвучить Пятачка в цикле мультфильмов о Винни-Пухе, во время работы в студии ориентировалась на образ Беллы Ахмадулиной . А когда поэтесса увидела мультфильм и узнала себя, то весело поблагодарила Саввину за «подложенную свинью».

Обновлено: Апрель 5, 2017 автором: Елена

Советская поэтесса-шестидесятница, писательница и переводчица создавала свои первые тексты уже со школьного возраста, зарождая свой собственный неповторимый стиль. Всю жизнь она проживет в России, умерев в возрасте 73 лет, годы ее жизни составят период с 1937 по 2010 год.

  1. Мать: Надежда Макарова Лазаревна, переводчик органов безопасности, племянница Александра Стопани, революционера и партийно-государственного деятеля;
  2. Отец: Ахат Валерьевич, таможенный начальник.

Воспитанием будущей занималась бабушка в связи с занятостью родителей. Отец в годы войны был призван на фронт, тогда как маленькая Ахмадулина с бабушкой сосланы в эвакуацию, начиная с Самары и заканчивая Казанью, вместе с матерью. Там же, в глубоком тылу, девочка пошла в школу.

Образование и творческий путь

Белла отравилась получать высшее образование в Литературный институт, из которого была исключена за отказ в поддержке травли Бориса Пастернака, но, к счастью, позднее была восстановлена.

Первым в ее портфолио было стихотворение «По улице моей который год», которое получило наибольшее распространение среди почитателей. В дальнейшем оно будет использовано в качества текста для музыки в романсе, который исполнит российская певица Алла Пугачева в одной из знаменитых советских кинолент.

Благодаря хорошему происхождению (ее родители занимали высокое положение), началась ее карьера в «Литературной газете», как корреспондента и автора рассказов «На Сибирких дорогах».

Творчество

Многие строки из произведений Ахмадулиной использовались в фильмах, включая знаменитую киноленту «Ирония судьбы, или с легким паром» в реплике «По улице моей». В архивах фильмографии сценарные заслуги за кинокартины «Чистые пруды» и «Стюардесса», а так же участие в качестве актрисы в кинокартине «Живет такой парень», за который она получит статуэтку «Золотого льва», и картина «Спорт, спорт, спорт». Библиография составляет увесистый список сборников ее стихотворений, поэм, переводов, рассказов, эссе и выступлений.

Писательница не осталась без внимания весомых фигур в литературном мире. Иосиф Бродский оценил ее творчество, как наследие лермонтосвко-пастернаковской линии по отношению к русской поэзии. Дмитрием Быковым было замечено сходство ее творчества с импрессионизмом в живописи, которую он объяснил сплошной осознанной размытостью в ее лирике. А так же акцентировал внимание на сквозном «стыде», постоянной теме ее поэзии.

Позднее, в 2013 году, Владимиром Владимировичем Путиным будет включен перечень ее работ в список обязательной школьной программы.

Личная жизнь

Поэтесса заключила несколько браков за свою жизнь. Все началась с поэта Евгения Евтушенко, брак с которым продлился год. После этого она стала женой русского журналиста и сценариста Юрия Нагибина. Ее второй брак так же продлился недолго, после чего она взяла на воспитание Анну — приемную дочь.

С Эльдаром Кулиевым, третьим супругом, поэтесса родила дочь Елизавету. Последний брак был заключен с Борисом Мессерера, театральным художником, с которым она продолжила сожительство в Переделкино.

Смерть

На закате жизни поэтессу одолевали болезни. Она была госпитализирована в Переделкино. Невзирая на качественно выполненную операцию, спустя четыре дня с момента выписки ее не стало.

Белла Ахмадулина обогатила женскую поэзию в России своим индивидуальным стилем и неподражаемым изяществом лирики. Ее заслуги были признанны, она умерла, находясь в ореоле славы и заслуженного почитания. Тот, кому посчастливилось застать ее в живых, может похвастать знакомством с легендарным человеком, имя которого уже ассоциируют с русской классикой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Белла Ахмадулина – русская поэтесса, писатель и переводчик, одна из величайших лирических поэтесс ХХ века. Ее стихи стали своеобразным гимном Советского времени, нелегкой жизни в этот период, и какого-то щемящего душу одиночества.

Рифмы Ахмадуллиной слышали даже те, кто никогда не брал в руки сборников ее стихов, ведь ими пропитаны лучшие советские фильмы. Например, стихотворение «По улице моей который год..» стало романсом в исполнении Аллы Пугачевой во всем известном, и одном из самых любимых фильмов советского времени «Ирония судьбы или с легким паром!».

Рост, вес, возраст. Сколько лет Белле Ахмадулиной

Свои первые стихи она начала писать в далеком 1955 году, но уже тогда ее наивные и трогательные строки привлекли внимание публики и других, более именитых авторов. В то время про юную поэтессу еще не знали ничего, а вот сегодня она знаменита во всех странах бывшего СССР, поэтому про писательницу можно узнать все, даже такие мелочи, как рост, вес, возраст. Сколько лет Белле Ахмадулиной было на момент смерти, тоже не вселенская тайна.

Поэтесса умерла в 2010 году, в возрасте 73 лет, оставив после себя неоценимый вклад в целую эпоху.

Биография Беллы Ахмадулиной

Биография Беллы Ахмадулиной берет свое начало в 1937 году в Москве. Свои первые робкие стихотворения, наполненные юношескими переживаниями, девочка начала писать довольно рано, и уже в 15 лет, как говорят сегодня литературные специалисты, нашла свой собственный стиль. Белла была участницей Литобъединения и после школы очень хотела поступить на факультет Литературного института. Родители девушки мечтали, чтобы она поступила на журфак, но экзамены Ахмадуллина провалила, после чего пошла работать в газету «Метростроевец», поступив в институт только на следующий год. То время знает много трагедий, видела их и Белла. Будучи студенткой университета, она отказалась подписать письмо-обвинение Бориса Пастернака, после чего была исключена. Конечно, официальной причиной указана не сдача ею экзамена. Но институт Ахмадуллина все-таки окончила, позже ее восстановили.

В 1962 году она выпустила свой первый сборник, а затем еще, и еще. Всего у поэтессы в советское время вышло 8 сборников стихов, а сама Ахмадуллина не раз высказывалась в поддержку писателей, которых необоснованно обвиняли в антисоветизме. В 1993 году она подписала «Письмо сорока двух».

29 ноября 2010 года умерла Белла Ахмадулина. Могила, фото которой находится на странице поэтессе в википедии, находится на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной

Личная жизнь Беллы Ахмадулиной, как и ее стихи и рифмы, полна трагедий.

Поэтесса четырежды была официально замужем, а между этими штампами в ее жизни были и другие мужчины. Ее любили, ей восхищались, ее буквально носили на руках, но как и в жизни других великих и знаменитых женщин, Белла всегда сталкивала с тем, что каждый из ее мужей жил с поэтессой, а не с женщиной. Так уж вышло, что каждая любовь Ахмадуллиной разбивала ей сердце, и будучи женой публичных людей и писателей, которые, казалось бы, должны как никто понимать суть ее жизни и существования, оказывались не готовы к тому, что у Беллы было свое мнение и видение. Ее все пытались переделать, а надо было просто любить.

Семья Беллы Ахмадулиной

Писательница родилась в тяжелое время, все ее детство плотно связано с войной. Ее отец, Ахат Валеевич, был партийным и комсомольским работником и когда девочке было всего два года, его призвали на войну, где он служил майором гвардии.

Мать поэтессы, Надежда Макаровна, была переводчиком в органах государственной безопасности, а также племянницей революционера Александра Стопани. Во время войны Белла вместе с бабушкой по материнской линии была эвакуирована в Казань, и вернулась домой только после окончания войны. Семья Беллы Ахмадулиной видела, что девочка тяжело переживает последствия и горести войны, ей комфортнее находится в одиночестве, а все свободное время она посвящает написанию стихов, но в то время они и не могли подозревать, что вскоре ее имя узнает каждый, от мала до велика.

Дети Беллы Ахмадулиной

Говорят, что люди творческие совершенно не приспособлены к бытовой жизни и тем более к воспитанию детей. Это уже не однократно было говорено и теми, кто сам является творческим человеком, и тем, кого воспитывали в семье людей искусства.

У поэтессы есть одна родная дочь, Елизавета, которая родилась в третьем браке писательницы. Но до этого Ахмадуллина взяла на воспитание девочку из детского дома, Анну, которая в прочем так и не стала поэтессе родной. Дети Беллы Ахмадулиной после того, как она вышла замуж в четвертый раз остались жить с матерью и отцом поэтессы, и воспитывались ими до конца.

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева

Дочь Беллы Ахмадулиной – Елизавета Кулиева единственная дочка великой поэтессы, она родилась в 1973 году. Девочка какое-то время жила вместе с матерью, а затем воспитывалась бабушкой. Несмотря на то, что дочь поэтессы была предоставлена сама себя большую часть своего детства, на мать у женщины обиде нет, она всегда понимала ее тонкую душевную организацию и однажды сказала, что ее мама «была эльфом».

В прошлом году дочь знаменитой писательницы представила книгу о своей маме «Белла. Встреч послед» в президентском центре Бориса Ельцина. Женщина рассказала главные вехи жизни Ахмадулиной.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Евгений Евтушенко

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Евгений Евтушенко стал ее первой любовью. Ей было 25 лет, и два поэта притянулись друг к другу, как будто разные полюса магнитов. Евтушенко был первым, кто оценил ее стихи, еще десять лет назад, а роман у них начался намного позже. Они познакомились в институте и тогда их отношения были только дружескими, пока Евгений робко не признался девушке в любви.

Они жили душа в душу, муж буквально смотрел супруге в рот, записывая свои слова о любви в стихи. Вскоре Белла забеременела, но несмотря на любовь, Евтушенко был к этому не готов. Он заставил супругу сделать аборт, это было началом конца их брака.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Юрий Нагибин русский журналист, писатель, сценарист. Сразу после развода поэтесса встретила своего второго супруга, с которым она пошла под венец в 1959 году. Он был известным ловеласом, и женщины так и падали прямо у его ног. Белла стала пятой женой писателя-прозаика, но не последней.

Они прожили в браке 9 лет, а затем, как позже рассказывала следующая жена Нагибина, Юрий застал супругу в постели с женщиной. Были ли сексуальные эксперименты поэтессы правдой или наглой ложью новой супруги гения, уже никто не узнает, остается только факт: Ахмадулина не хотела уходить от мужа, на развод подал именно он, через 9 лет совместной жизни. После этого Белла взяла на воспитание девочку, Анну, из детдома, которые в дальнейшем жила с ее матерью.

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев

Бывший Муж Беллы Ахмадулиной – Эльдар Кулиев стал ее спасением после второго развода. В то время Белла очень разочаровалась в институте брака, жалела о том, что сделала аборт от Евтушенко и пребывала в дичайшей депрессии. Откуда взялся этот молодой человек, моложе поэтессы на 17 лет, никто из окружения Ахмадулиной не знал, но они сдружились и какое-то время просто поддерживали приятельские отношения, а вскоре Белла забеременела, так раскрылся их роман.

Злые языки говорят, что Белла и Эльдар часто напивались, и даже рождение дочери не повлияло на образ жизни, из-за чего девочку отправили к бабушке. Отношения этой пары закончились сразу после рождения дочки, а уже через год Белла была замужем в четвертый раз.

Муж Беллы Ахмадулиной - Борис Мессерер

Муж Беллы Ахмадулиной - Борис Мессерер стал ее последним мужчиной, с которым поэтесса прожила вплоть до своей смерти. Наверное, она по-настоящему любила его, раз столько лет прожила в браке, хотя свидетели их жизни говорят, что Борис всегда был более любящим и заботливым мужем, чем Ахмадулина женой. Но рядом с ним она была гостеприимной хозяйкой, хотя в доме на то время уже появилась домработница, так муж огараживал поэтессу от ненужного ей быта.

Любовь супруга Ахмадулиной проявилась и после ее смерти. Мужчина создал памятник жене и великой поэтессе, который был установлен в Тарусе в 2013 году.

Белла Ахмадулина стихи о любви лучшие читать онлайн

За время своей жизни поэтесса написала множество трогательных стихов, которые и еще сегодня можно услышать в разных советских фильмах. «Служебный роман», «Ирония судьбы», «Жестокий романс»… вот не полный список всеми любимых фильмов, в которых звучат строки из стихов Ахмадулиной, положенные на музыку.

Неоднократно поэтесса писала стихи и своим возлюбленным, например, Евтушенко. И хотя в сборниках стихов поэтессы есть совершенно разные темы, от одиночества до страны, многие считают что лучшие из произведений, которые написала Белла Ахмадулина, - стихи о любви. Лучшие читать онлайн можно прямо в интернете, где сегодня можно найти многие произведения ушедшей из жизни поэтессы.

Инстаграм и Википедия Беллы Ахмадулиной

Поэтесса неоднократно подвергалась критике со стороны советского правительства за свои смелые стихотворения и рифмы, но писать поэтесса не бросила.

Писательница была человеком старой закалки, и хоть любила общаться с читателями в свое время, даже в 2000-е, когда уже появилось много онлайн-ресурсов, не пользовалась интернетом, так что ее страниц нет ни в социальных сетях, ни в инстаграм. И википедия Беллы Ахмадулиной, и сайт о жизни известной поэтессы www.abella.in/ расскажут много интересного почитателям ее таланта и строк.

Изабелла Ахатовна Ахмадулина появилась на свет в апреле 1937 года в Москве, в интеллигентной и состоятельной семье. Её отец занимал пост заместителя министра, мама служила переводчицей в звании майора КГБ.

Имя Изабелла девочке дала родная бабушка Надежда Митрофановна. В 1930-ые годы в Советском Союзе была очень популярна Испания и всё, что с ней связано. Поэтому мама будущей поэтессы подыскивала испанское имя для дочери. Бабушка решила, что Изабелла – именно то, что нужно. Так появилась на свет Изабелла Ахмадулина. Как позже написала в мемуарах поэтесса, она «вовремя спохватилась» и сократила своё имя до Белла.

В Белле Ахмадулиной смешалась кровь разных национальностей: татарская по линии отца, российско-итальянская – по маме. Очень большое влияние на Ахмадулину оказала бабушка Надежда Митрофановна. Так как родители были занятыми людьми, внучка часто оставалась на попечении родной бабушки по маминой линии. Именно она научила Беллу чтению, привила ей любовь к классической литературе, читая не только сказки, но и произведения Гоголя с Пушкиным.


В годы войны отец Беллы ушел на фронт. Девочку отправили в Казань, где проживала её вторая бабушка по отцовской линии. В Казани Ахмадулина заболела и имела все шансы умереть, если бы не подоспевшая вовремя мама. Сразу же после окончания войны Белла вместе с матерью вернулась в столицу и отправилась в школу. Училась она с неохотой, часто пропускала уроки и отдавала предпочтения лишь занятиям литературы. Ахмадулина была очень начитанной для своего возраста девочкой и с ранних лет писала без грамматических ошибок.


Первые стихи Беллы Ахмадулиной появились в школьные годы. В 15 лет у неё уже прослеживался собственный стиль. Литературный дебют 18-летней поэтессы состоялся в журнале «Октябрь». А через 2 года, в 1957-ом, поэзия Ахмадулиной подверглась критике в газете «Комсомольская правда». Стихи посчитали слишком манерными и старомодными, не соответствующими духу советской эпохи.

Творчество

В школьные годы Белла Ахмадулина посещала занятия столичного Литобъединения. Уже тогда она планировала связать свою жизнь с литературой. Родителям такие планы дочери не нравились: они мечтали видеть Беллу журналисткой. Дочь согласилась и отнесла документы в МГУ, на факультет журналистики. К сожалению (или всё же к счастью), Ахмадулина провалила вступительные экзамены. Тогда она, следуя всё тем же пожеланиям родителей, устроилась работать в газету «Метростроевец». Но публиковала там не только статьи, но и свои стихи.


На следующий год Белла Ахмадулина поступила туда, куда и мечтала – в Литературный институт. Но в 1959 году, когда в СССР грянул скандал с присуждением Нобелевской премии, Ахмадулина отказалась подписывать письмо с осуждением «предателя родины». За это она была отчислена из вуза. Ахмадулиной удалось устроиться внештатным корреспондентом «Литературной газеты» в Иркутске. Вскоре главный редактор, пораженный талантом Беллы, поспособствовал её возвращению в Литературный институт. Ахмадулина с отличием окончила вуз в 1960 году.


Творческая биография Беллы Ахмадулиной развивалась стремительно. В 1962 году появился её дебютный поэтический сборник «Струна». Талант поэтессы был сразу же отмечен признанными мэтрами, среди которых , . Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере, читала свои произведения. Её лёгкие, воздушные стихи имели колоссальный успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзий «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-ом. Через год появилась ещё одна книга стихов, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Её сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.


В 1970-ые Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и её культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзий «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.


В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» – неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были , Лев Копелев, Владимир Войнович и многие другие. Заявления поэтессы на их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».


В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-ом Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах – «Живёт такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссёром которой был , вышла на экраны в 1959 году, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок. Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.


Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме Василия Шукшина "Живет такой парень"

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть лишь дважды, то её стихи и песни на них появляются довольно часто, привнося в картину необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером могут послужить ставшие культовыми фильмы . В «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная . В «Жестоком романсе» героиня поёт «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный в «Служебном романе» – тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб».

Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. , озвучившая Пятачка в мультфильме о Винни-Пухе, взяла именно «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила её за «подложенную свинью».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж очень рано – в 18 лет. Её первым супругом был . Вместе они прожили лишь 3 года. В этом браке не было детей.


Личная жизнь Беллы Ахмадулиной наладилась быстро. В следующем году она вышла замуж за известного писателя . Вместе они прожили с 1959-го по 1968 год. Но и этому браку не суждено было длиться долго. Причиной расставания, как можно узнать из биографического романа Василия Аксёнова «Таинственная страсть», была измена Беллы. В год расставания Ахмадулина взяла из детского дома девочку Аню. Удочерённая Анна получила отчество от Юрия Нагибина, хотя и не являлась его дочерью.


Очень коротким был гражданский брак Беллы Ахатовны с сыном известного писателя Кайсына Кулиева – Эльдаром. Но именно в этом браке родилась вторая дочь Елизавета. В 1974 году Белла Ахмадулина вышла замуж за Бориса Мессерера. Он был театральным художником и сценографом. Дочери Аня и Лиза остались на попечении матери и домработницы.

Смерть

Последние годы жизни Беллы Ахмадулиной были очень тяжелыми. Поэтесса болела. Она могла передвигаться лишь на ощупь, потому что практически ослепла. Беллы Ахатовны не стало 29 ноября 2010 года. Она скончалась поздним вечером в автомобиле скорой помощи.


Её смерть была следствием острого сердечно-сосудистого криза. Прощание с легендарной женщиной состоялось в столице, в Центральном Доме литераторов. Похоронена Ахмадулина на Новодевичьем кладбище.

Библиография

  • Струна
  • Озноб
  • Уроки музыки
  • Стихи
  • Свеча
  • Сны о Грузии
  • Метель
  • Тайна
  • Гряда камней
  • Звук указующий
  • Миг бытия
  • Друзей моих прекрасные черты
  • Нечаяние