Пособие содержит ответы на вопросы билетов для выпускного экзамена, утвержденных Министерством образования Республики Беларусь.
Адресуется учащимся 9 класса учреждений общего среднего образования для систематизации и закрепления содержания учебного материала и подготовки к обязательному экзамену по истории Беларуси на уровне общего базового образования.

Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси.
1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40-35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселятся на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24-21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.
Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

СОДЕРЖАНИЕ
БИЛЕТ 1
1. Жизнь и занятия древнейших людей на территории Беларуси
2. Внутриполитическое положение Великого Княжества Литовского в первой половине XVI в
БИЛЕТ 2
1. Восточнославянские племена на территории Беларуси: расселение, общественные и хозяйственные отношения в V-IX вв
2. Брестская церковная уния 1596 г.: предпосылки заключения и распространение униатства на территории Беларуси
БИЛЕТ 3
1. Полоцкое княжество в IX-XI вв. Княжеско-вечевой строй
2. Расширение влияния Возрождения в Беларуси в середине XVI - начале XVII в
БИЛЕТ 4
1.Города на территории Беларуси в IX - середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан
2. Беларусь во время войн второй половины XVII - первой половины XVIII в 21
БИЛЕТ 5
1. Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели
2. Политический кризис Речи Посполитой и ее разделы. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси
БИЛЕТ б
1.Причины образования Великого Княжества Литовского
2. Культура Беларуси во второй половине XVII - первой половине XVIII в
БИЛЕТ 7
1. Укрепление великокняжеской власти в Великом Княжестве Литовском в первой половине XIV в. Происхождение названия княжества
2. Культура Беларуси во второй половине XVIII в
БИЛЕТ 8
1.Государственный строй Великого Княжества Литовского в середине XIII - XIV в. Борьба за великие княжение
2. Попытки экономических реформ во второй половине XVIII в. Магнатское предпринимательство
БИЛЕТ 9
1. Сближение Великого Княжества Литовского с Польшей. Кревская уния 1385 г.: причины, условия и последствия
2. Сословная и конфессиональная политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. Полоцкий церковный собор 1839 г
БИЛЕТ 10
1. Борьба с агрессией крестоносцев в XIII-XIV вв. Грюнвальдская битва 15 июля 1410 г.
2. Реформы в сельском хозяйстве Беларуси в середине XIX в
БИЛЕТ 11
1. Изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV - первой половине XVI в
2. Беларусь в период войны 1812 г. 49
БИЛЕТ 12
1. Сословия в Великом Княжестве Литовском в XIV - середине XVI в. Этапы закрепощения крестьянства
2. Общественно-политическое движение в первой трети XIX в
БИЛЕТ 13
1. Развитие городов на территории Беларуси в XIV - середине XVI в. Магдебургское право
2. Культура Беларуси в первой половине XIX в
БИЛЕТ 14
1. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»
2. Восстание 1863-1864 гг. в Беларуси. Взгляды и деятельность Кастуся Калиновского
БИЛЕТ 15
1. Культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в
2. Условия и особенности отмены крепостного права в Беларуси
БИЛЕТ 16
1. Франциск Скорина - восточнославянский и белорусский гуманист, просветитель, первопечатник. Взгляды и издательская деятельность
2. Столыпинские реформы и их осуществление в Беларуси
БИЛЕТ 17
1. Причины и условия объединения Польши и Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой. Люблинская уния 1569 г.
2.Промышленное развитие и состояние городов Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в
БИЛЕТ 18
1. Политическое положение Великого Княжества Литовского в составе Речи Посполитой в последней трети XVI - начале XVII в. Статут ВКЛ 1588 г
2. События Первой мировой войны на белорусских землях
БИЛЕТ 19
1. «Волочная помера» 1557 г. Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования
2. Условия и особенности формирования белорусской нации во второй половине XIX - начале XX в
БИЛЕТ 20
1. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI - первой половине XVIII в. Цеха. Возникновение мануфактур
2.Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в
БИЛЕТ 21
1. Реформация и Контрреформация на территории Беларуси
2. События российских буржуазно-демократических революций 1905-1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси.

Ответственный момент в жизни выпускника 11 класса — школьные экзамены. Не за горами устный экзамен по истории Беларуси. спешит рассказать, что и как учить, а также делится билетами по истории Беларуси.

Структура экзамена по истории Беларуси

Выпускнику предлагается 25 билетов, в каждом по 3 вопроса. Первый относится к периоду от Древности до 1917 года, второй — к отрезку от 1917 года до Новейшего времени. Третий пункт билета проверяет умения находить причинно-следственные связи в исторических событиях, раскрывать понятия и термины, анализировать исторические документы или характеризовать исторических личностей. Всё о содержании экзамена ты найдёшь .

Как проходит экзамен по истории Беларуси

После выбора билета вслепую, тебе дадут время на подготовку (30 минут). Экзаменаторы будут ждать устного развёрнутого ответа, который ты заранее можешь записать на листок. Каждый ученик имеет право перетянуть билет. Отметка снижается на балл по усмотрению экзаменационной комиссии.

Материалы, которыми можно пользоваться на экзамене

На экзамене по истории Беларуси ты имеешь право пользоваться только настенными картами, атласами, перечень которых указан в методической рекомендации , и репродукциями.


Что оценивают на экзамене по истории Беларуси

Если ты изучал историю на протяжении 5−11 классов, без труда расскажешь теоретический материал, проштудировав предложенные вопросы. На экзамене оцениют, как ты умеешь объяснять понятия, соотносить факты и процессы, разбираться в хронологии событий, формулировать выводы. Плюс ко всему проверяют и навык чтения карт, работы с историческими документами. Высшая отметка ставится за умение анализировать разные точки зрения на исторические события и высказывать собственное мнение.

Подготовка к экзамену по истории Беларуси

В твоём распоряжении учебники и хрестоматии по истории Беларуси (полный список ищи ). Посмотри сборник билетов по истории Беларуси, где на каждый вопрос составитель даёт развёрнутый ответ. Используй выжимку фактов при построении своего монолога. Эти пособия продаются в книжных магазинах. Рекомендации, , читай по ссылке.


Начинай подготовку уже сейчас и тебе будет по зубам любой билет по истории Беларуси!

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

1 .Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

2 .События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси

3

Билет 2

1 .События Октябрьской революции и установление советской власти в Беларуси: особенности и результаты преобразований в общественно-политической и социально-экономической сферах

2 .БССР в первое послевоенное десятилетие: направления и особенности восстановления

3

Билет 3

1 .Беларусь в условиях германской оккупации и Брестского мира: сопротивление населения и раздел территории

2 .Общественно-политическая жизнь БССР во второй половине 1940-х- первой половине 1950-х гг.: особенности послевоенного положения

3 .Соотнесение событий (процессов) истории Беларуси и всемирной истории

Билет 4

1 .Города на территории Беларуси в IX - середине XIII в.: происхождение названий и хозяйственная жизнь горожан

2 .БССР в годы новой экономической политики. Участие в образовании СССР. Укрупнение территории

3

Билет 5

1 .Развитие культуры на белорусских землях в IX - середине XIII в. Религиозно-просветительские деятели

2 .Политика индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в БССР во второй половине 1920-х - 1930-е гг.

3

Билет 6

1 .Причины и процесс образования Великого Княжества Литовского. Происхождение названия княжества

2 .Общественно-политическая жизнь в БССР в конце 1920-х - 1930-е гг.

3 .Соотнесение события в истории Беларуси с общественноисторическим процессом

Билет 7

1 .Укрепление великокняжеской власти и государственный строй Великого Княжества Литовского в конце XIII - XIV в.

2 .Положение Западной Беларуси в составе Польши (1921- 1939 гг.)

3 .Раскрытие содержания исторических терминов

Билет 8

1 .Кревская уния и ее влияние на положение белорусских земель

2 .Политика белорусизации и ее результаты. Развитие науки и образования, литературы и искусства в 1920-1930-е гг.

3

Билет 9

1 .Борьба за великое княжение и изменения в государственном строе Великого Княжества Литовского в XV-первой половине XVI в. Грюнвальдская битва

2 .Воссоединение Западной Беларуси с БССР в условиях начала Второй мировой войны

3 .Характеристика деятельности исторической личности Характеристика деятельности П. М. Машерова

Билет 10

1 .Социально-экономическое развитие белорусских земель в XIV - середине XVI в.

2 .Начало Великой Отечественной войны. Оборонительные бои на территории Беларуси

3 .Сравнительная характеристика событий истории Беларуси по предложенным признакам

Билет 11

1 .Культура Беларуси в XIV - первой половине XVI в. Образование белорусской народности. Происхождение названия «Белая Русь»

2 .Германский оккупационный режим на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Политика геноцида

3 .Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусской литературы

Билет 12

1 .Объединение Великого Княжества Литовского и Польши в составе Речи Посполитой: причины, условия, итоги Люблинской унии. Статут ВКЛ 1588 г

2 .Массовая борьба белорусского народа против немецко-фашистских оккупантов в годы Великой Отечественной войны

3 .Анализ содержания исторического документа

Билет 13

1 .Становление фольварочно-барщинной системы хозяйствования в Великом Княжестве Литовском. Городская жизнь на территории Беларуси во второй половине XVI - XVIII в.

2 .Освобождение БССР от немецко-фашистских захватчиков. Вклад белорусского народа в Победу над нацистской Германией

3

Билет 14

1 .Брестская церковная уния 1596 г. Реформация и Контрреформация, распространение униатства на территории Беларуси

2 .БССР в 1945-1953 гг.: послевоенное восстановление. Участие БССР в основании ООН

3 .Раскрытие содержания исторических понятий (терминов)

Билет 15

1 .Культура Беларуси во второй половине XVI - первой половине XVII в.

2 .БССР во второй половине 1950-х-первой половине 1960-х гг. Изменения в общественно-политической жизни, формирование промышленного и сельскохозяйственного комплексов

3 .Соотнесение событий истории Беларуси и всемирной истории

Билет 16

1 .Культура Беларуси во второй половине XVII - XVIII в.

2 .БССР во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг.: характерные черты общественно-политического и социально-экономического положения

3 .Характеристика социально-экономического (внешнеполитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту

Билет 17

1 .Разделы Речи Посполитой и их влияние на положение белорусских земель. Восстание 1794 г. и его события в Беларуси

2 .БССР во второй половине 1980-х гг. Результаты реформирования советской общественно-политической системы. Осуществление курса на ускорение социально-экономического развития

3

Билет 18

1 .Политика царского правительства в Беларуси в конце XVIII - начале XIX в. Беларусь во время Отечественной войны 1812 г. Полоцкий церковный собор 1839 г.

2 .Развитие науки и образования, литературы и искусства в БССР во второй половине 1950-х - 1980-е гг.

3 .Соотнесение события в истории Беларуси с общественно-политическим процессом

Билет 19

1 .Беларусь в первой половине XIX в.: общественно-политическое положение и социально-экономическое развитие

2 .Становление государственного суверенитета Республики Беларусь в первой половине 1990-х гг.

3 .Характеристика вклада деятеля науки (культуры) в ее развитие

Билет 20

1 .Культура Беларуси в первой половине XIX в. Возникновение белорусоведения

2 .Общественно-политическая жизнь в Республике Беларусь во второй половине 90-х гг. XX - начале XXI в.

3

Билет 21

1 .Восстание 1863-1864 гг. и общественно-политическое положение в Беларуси

2 .Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь

3 .Отражение событий истории Беларуси в произведениях белорусского искусства

Билет 22

1 .События революций 1905-1907 гг. и Февральской 1917 г. в Беларуси

2 .Международное положение и внешняя политика Республики Беларусь

3 .Сравнение точек зрения на один и тот же исторический факт

Билет 23

1 .Социально-экономическое развитие Беларуси во второй половине XIX - начале XX в.

2 .Развитие науки и образования, литературы и искусства в Республике Беларусь

3 .Характеристика деятельности исторической личности

Билет 24

1 .Культура Беларуси в 60-е гг. XIX - начале XX в. Условия и особенности формирования белорусской нации

2 .Олимпийские достижения спортсменов Республики Беларусь

3 .Объяснение причинно-следственных связей между историческими фактами

Билет 25

1 .События Первой мировой войны на белорусских землях

2 .Увековечивание памяти об исторических личностях и деятелях культуры Беларуси в Республике Беларусь

3 .Анализ исторических фактов на основе статистических данных

Сергей Вениаминович Панов

История Беларуси. Билеты. 11 класс

© Панов С. В., 2016

© Оформление. ОД О «Аверсэв», 2016

1. Жизнь и хозяйственная деятельность первобытных людей на территории Беларуси

1. Первобытный строй на территории Беларуси делится учеными на три периода (в зависимости от того, из каких материалов делались орудия труда): каменный, бронзовый, железный века. Первобытный человек попал на территорию Европы приблизительно 40–35 тыс. лет назад. Людей того времени называют кроманьонцами (останки человека данного типа обнаружили в пещере Кро-Маньон во Франции). По внешнему виду они похожи на современных. Люди приспособились к жизни в холодном климате, обусловленном нахождением на территории Беларуси ледника. Кроманьонцы начали расселяться на юге Беларуси. Древнейшие поселения людей (стоянки ) найдены археологами на берегах рек Припять и Сож возле деревень Юровичи и Бердыж в Гомельской области. Они существовали примерно 24–21 тыс. лет до н. э. Здесь обнаружены остатки очага, орудия труда из кремня, а также кости и черепа мамонтов, использованные для строительства жилья.

2. Каменный век на территории Беларуси, по мнению ученых, закончился приблизительно в конце 3-го тысячелетия до н. э. За этот период произошло несколько наступлений ледника.

Наиболее важными достижениями первобытных людей были освоение огня, изобретение остроконечных секущих, режущих, колющих орудий. На территории, остававшейся свободной от ледяного покрова во время отступлений ледника, люди занимались собирательством корней и клубней. Для этого они использовали палки-копалки, острые камни. Занятием людей была также загонная охота на мамонтов, северных оленей и других животных с помощью каменных топоров, примитивных дид (копий). Люди использовали удочки, костяные гарпуны, сети, крючки для рыбной ловли.

Особенность занятий людей каменного века состояла в том, что они брали от природы все в готовом виде. Такое хозяйство называют присваивающим.

После отступления последнего ледника началось потепление. Бывшая ледяная пустыня покрылась реками и озерами, лесами, населенными дикими животными. Первобытные люди постепенно стали заниматься индивидуальной охотой. В этом им помогала собака – первое прирученное человеком животное. Люди переходили к оседлому образу жизни, изобрели лук и деревянные стрелы с кремневыми наконечниками, высверленные и шлифованные каменные топоры, каменную зернотерку, начали использовать при рыбной ловле выдолбленные из дерева челны (лодки). Зарождаются гончарство и ткачество. Люди стали изготавливать остродонную глиняную посуду, которую втыкали в земляной пол или в центр костра, поскольку в то время еще не знали, что такое стол.

Незаменимым материалом для производства орудий труда был кремень. Его добывали в первобытных шахтах – вертикальных колодцах глубиной 3–5 м, найденных археологами у поселка Красносельский Волковысского района.

Первым известным коллективом людей было первобытное человеческое стадо. Вероятно, кроманьонцы жили уже родовыми общинами , объединявшими 50–70 кровных родственников. Во главе общины стоял избранный старейшина. Постепенно роды объединялись в племена. Некоторые историки разделяют мнение о том, что родство первоначально велось по материнской линии, так как женщина играла определяющую роль в жизни первобытного общества. Такой порядок называют материнским родом, или матриархатом.

3. Бронзовый век на территории Беларуси продолжался с начала 2-го тысячелетия до н. э. и до конца VIII в. до н. э. В это время изделия из меди и бронзы попадали с юга на территорию Беларуси. Здесь не было месторождений меди и олова, сплав которых образует бронзу. Люди начали приручать все больше животных, а после перешли к их разведению. Вероятно, первым домашним животным стала свинья. Происходит переход от охоты к животноводству и от собирательства к земледелию. Он означал переход от присваивающего к производящему хозяйству. При производящем типе хозяйства древние люди собственным трудом добывали необходимые для жизни продукты, не существующие в готовом виде в природе. Вначале земледелие было мотыжным, когда основным орудием труда служила мотыга, а затем – подсечно-огневым. Древние люди высекали лес, корчевали и сжигали пни, пепел употребляли в качестве удобрения, землю обрабатывали бороной-суковаткой. Для сбора урожая использовали серпы, муку получали на зернотерках. Чтобы сохранить зерно, а также молоко, полученное от разведенных животных, делали плоскодонную глиняную посуду.

Животноводство и подсечно-огневое земледелие в бронзовом веке стали основными занятиями мужчины. Роль мужской работы постепенно возрастала. В результате на смену материнскому роду пришел отцовский род (патриархат ), или большая патриархальная семья.

Во время бронзового века на территорию Беларуси постепенно начали проникать индоевропейцы – многочисленные племена животноводов-кочевников, которые первоначально жили в Малой Азии по соседству с народами Древнего Востока. В период расселения на территории Европы в результате смешивания индоевропейцев с местным населением возникли племенные объединения германцев, славян, балтов. Балтские племена, являющиеся предками современных литовцев и латышей, начали постепенно осваивать территорию Беларуси.

4. Железный век на территории Беларуси начался примерно в VII в. до н. э. Люди научились добывать железную руду. Ее называли болотной, потому что находили это сырье по бурому цвету на болоте или под дерном на лугу. Из руды выплавляли в сыродутных печах-домницах, сделанных из глины, пористую массу – кричное железо. Постепенно развивалось пашенное земледелие. При обработке земли использовали деревянное рало с железным нарогом-наконечником.

Совершенствование орудий труда привело к возникновению излишков продуктов и имущественного неравенства среди людей. Появились богатые и бедные. Между ними происходили стычки. Для защиты люди начали строить укрепленные поселения – городища.

5. Первобытные верования и искусство. Невозможность объяснить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в сверхъестественные силы природы. Человек верил в существование души, способной жить отдельно от тела, и в ее бессмертие. Поэтому возникли похоронные обряды, когда тело умершего закапывалось головой на запад, лицом к восходящему солнцу, либо сжигалось, так как огонь считался священной силой. Покойнику клали его вещи, будто бы необходимые в «загробном мире». Это были украшения, оружие, орудия труда и быта. Бытовал обычай насыпать над могилами курганы из песка или другого грунта, средняя высота которых составляла 1–2 м.

Возникновение религиозных верований, а также хозяйственные занятия первобытных людей повлияли на зарождение первобытного искусства. Первым его примером является скульптура - создание объемного образа. Об этом свидетельствуют найденные археологами статуэтки, изображавшие женщин, мужчин, лося, утку. Свидетельствами возникновения искусства также считаются орнамент (узор) на глиняной посуде, рисунки на кости, женские украшения (подвески, бусы, лунницы, застежки), музыкальные инструменты (бубен, дудки).

2. События Октябрьской революции 1917 г. и установление советской власти в Беларуси

1. Октябрьская революция. 25 октября 1917 г. (7 ноября по новому стилю) рабочие Петрограда и революционно настроенные солдаты свергли власть буржуазного Временного правительства. 26 октября II Всероссийский съезд Советов провозгласил советскую власть в центре и на местах. Были приняты Декреты о мире и земле. Предлагалось немедленно начать переговоры о справедливом и демократическом мире без аннексий и контрибуций. Упразднялась собственность помещиков на землю без всякого выкупа. Съезд образовал Временное рабоче-крестьянское правительство – Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

2. Переход власти в руки Советов в Беларуси и на Западном фронте. В полдень 25 октября большевики Минска по военному радио получили сообщение о победе вооруженного восстания в Петрограде. Минский Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором преобладали большевики, объявил себя властью в городе. Противодействие большевикам в Минске оказал Комитет спасения революции. Он был создан в составе меньшевиков, эсеров, бундовцев и представителей белорусских национальных организаций. Комитет потребовал передачи ему власти в городе. Но, когда в Минск прибыли настроенные по-большевистски войска с Западного фронта, соотношение сил изменилось в пользу большевиков. 2 ноября 1917 г. власть в Минске окончательно взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК) Западной области и фронта.