Александр Островский писал свою пьесу «Бесприданница» на протяжении трех лет. Произведение стало успешным и завоевало любовь зрителей после кончины автора. Само название передает идею произведения: это история о девушке, которая не просто не имела приданого, но и будущего, не могла состояться как личность. Итак, Островский Бесприданница: краткое содержание.

Существует версия, что история, которая легла в основу «Бесприданницы», происходила на самом деле. В свое время это дело всколыхнуло весь уезд.

История создания пьесы такова. Работая судьей в Кинешемском уезде, Александр Островский имел доступ к криминальной хронике. Оттуда черпал вдохновение и сюжеты для своих произведений. В 1874 году писатель начал работу над пьесой. Параллельно писал еще несколько произведений. Через три года «Бесприданница» была готова, и все были уверены, что ее ждет успех.

Произведение без проблем прошло цензуру, автор получил уведомление о публикации в журнале «Отечественные записки». Сразу два театра начали работу над постановками, об этом много говорили и писали, но премьерные показы были провальными. Спектакль не оценили ни критики, ни зрители.

Рецензенты оценивали пьесу очень резко, осуждали идею и сюжет. Только через 10 лет на повторных показах произведение получило признание.

Проблематика

Через композицию и действующих лиц раскрываются проблемы Бесприданницы:

  • важности чести и долга в человеческой жизни;
  • верности и предательства в отношениях;
  • бездуховности общества того времени;
  • ценности человека, невозможности оценить человеческую личность;
  • отношений между родителями и детьми;
  • поиска смысла жизни, постановки и достижения целей;
  • разочарования в мечтах.

Интересно! Вокруг премьеры пьесы в 1878 году поднялась большая шумиха.

Р
аспродали все билеты, на представление пришли известные писатели, даже Федор Достоевский. Но критики вынесли вердикт: пьеса утомила даже самых непривередливых зрителей. Это был самый большой театральный провал в творческой судьбе Александра Островского.

Одним из главных мотивов является отображение положения женщин в обществе России того времени, разделение между богатыми и бедными. Главная идея произведения – «испорченность» буржуазного общества, в котором человек не имеет ценности, если у него нет материальных богатств .

Лариса – символ человеческой души, которая никому не нужна, если не имеет денег. Мужчины в произведении воспринимают ее по-разному: как приз, награду, красивый придаток к мужчине. Роль героини ограничивается только выбором жениха. Такая сюжетная линия акцентирует внимание на безысходности женского положения: все планы и будущее связаны только с выбором спутника жизни, сама по себе девушка ценности не представляет.

Персонажи

В пьесе участвуют такие главные герои:

  • помещица Огудалова, муж которой умер, мама Ларисы Дмитриевны. Это хитрая и корыстная вдова, которая мечтает о том, чтобы удачно выдать замуж свою дочь. В ее доме всегда много гостей, ведется активный поиск удачной партии. У нее есть еще две дочери, которые в браке не были счастливы;
  • Лариса Дмитриевна – девушка, у которой много поклонников, но нет приданого. Лариса очень милая, воспитанная, тихая, хорошо относится к людям, любит и уважает свою маму, очень переживает из-за своей несчастной любви;
  • Мокий Парменыч – богатый пожилой мужчина, который занимается финансовыми делами. Это великий ценитель красоты. Уверен, что за деньги можно купить все, даже человека, что он и предлагает Ларисе, делая ей предложение. Мужчина называет девушку «дорогим бриллиантом», обещает ей финансовое благополучие и материальные блага;
  • Василий Вожеватов – парень, который знает Ларису с детских лет, работает в богатой фирме, которая занимается торговлей;
  • Юлий Капитоныч – чиновник с небольшим состоянием, который ценит себя и очень любит. Ларису оценивает, как награду за свои труды, как достижение в противостоянии с Паратовым. Ощущает себя значимым и важным, хотя в роли жениха оказался совершенно случайно. Последний поступок (выстрел) свидетельствует об исключительном эгоизме и собственничестве того героя;
  • Сергей Паратов – хозяин нескольких судов, красивый, смелый и завидный жених, но очень легкомысленный, не думает о чувствах других, ценит в жизни деньги и удовольствия. Создает иллюзию богатства и успешности, но как личность совершенно ничего собой не представляет;
  • Робинзон – простой актер по имени Аркадий Счастливцев;
  • Гаврило – мужчина, который работает в буфете;
  • Иван – слуга в кофейне.

Интересный факт! Успех к пьесе пришел только в 1896 году. Постановкой спектакля занималась труппа Александринского театра.

В новой постановке Лариса Огудалова в исполнении актрисы Веры Комиссаржевской очень понравилось зрителям, хотя ее мастерство не было оценено критиками. Акценты в этой постановке сместились: главная героиня была не «под» женихами, как предмет, а «над» ними, как нечто высшее.

Полезное видео: краткое содержание пьесы

Основные события

О чем эта пьеса. Предлагаем краткое содержание по действиям или по явлениям.

Действие первое

События начинаются перед кофейней на берегу Волги из разговора Кнурова и Вожеватова, которые обсуждают возвращение судовладельца Паратова, который год назад внезапно покинул город, не попрощавшись с Огудаловой Ларисой.

Интересный факт! Островский использовал в пьесе «говорящие фамилии», которые даны персонажам не просто так.

Харита Игнатьевна носит фамилию «Огудалова» из-за своей хитрости: «огудать» означает «обвести вокруг пальца». Мужчины говорят о том, что у Ларисы есть большая проблема – отсутствие приданого, не позволяющая найти подходящего жениха. После того, как Парадов уехал, девушку окружают вниманием несколько мужчин: больной подагрой старик, пьяница и арестованный мошенник. Лариса повздорила с матерью и пообещала выйти замуж за первого встречного, которым оказался бедный чиновник Карандышев.

Во время разговора мужчин на сцене появляются обсуждаемые женщины в сопровождении новоиспеченного жениха, который ревнует свою невесту, допрашивая о Паратове. Лариса утверждает, что Сергей для нее – идеал мужчины.

На берегу слышится выстрел пушки, который возвещает о приезде барина. Карандышев с Ларисой уходят. Через некоторое время хозяин кофейни встречает гостей — купцов Сергея Сергеевича и Робинзона. Они разговаривают о свадьбе Ларисы, но Паратов говорит, что собирается жениться на дочери богатого чиновника, чувствует некоторую вину перед девушкой, но не ощущает себя ничем ей обязанным.

Второе явление

Действие переносится в дом Огудаловых. В гости к ним заходит Мокий Парменыч, который начинает убеждать Хариту Игнатьевну в том, что Карандышев не походит Ларисе в мужья.

Он убежден, что девушка должна выйти замуж за богатого и влиятельного мужчину, который сможет ей обеспечить богатый свадебный наряд, уверяет, что возьмет все расходы на себя, и уходит.

Лариса начинает разговор с матерью о своем отъезде после свадьбы: будущий муж будет баллотироваться в судьи, но Карандышев не разделяет такой поспешности. Все бурно обсуждают послесвадебные планы.

В гости к Огудаловым заходит Паратов. Сначала Сергей общается с матерью Ларисы, потом остается наедине с девушкой. Происходит серьезный разговор, во время которого Лариса говорит барину, что до сих пор его любит.

Появляется Карандышев, его знакомство с Паратовым начинается с конфликта о поговорке. Начинается ссора, которую усмиряет Харита Игнатьевна, предлагая всем выпить шампанского. Паратов понимает, что будет еще много поводов посмеяться над новым женихом Ларисы.

Третье действие

В поместье Карандышева разворачивается пышный званый обед, на который приглашена и Лариса. Девушка понимает, что застолье не удалось, видит, что гости не притрагиваются к еде, ей стыдно.

Паратов и Карандышев имитируют приятельские отношения, выпивают на брудершафт. Лариса начинает петь романс о любви, и Карандышев понимает, что совершил ошибку. Пока никто не слышит, Сергей признается девушке в том, что его терзают сомнения по поводу решения расстаться, затем приглашает поехать к Волге. Лариса спешит попрощаться с матерью, когда Юлий Капитонович отошел за шампанским. Вернувшись, жених увидел, что в доме стало пусто: невеста с гостем уехали. Это разозлило Карандышева настолько, что он, схватив пистолет, бросился на поиски пропажи.

Четвертое действие

Кнуров и Вожеватов после прогулки по Волге обсуждают Ларису. Говорят о том, что Паратов никогда не сможет жениться на Ларисе из-за ее бедности и выберет богатую невесту.

Недалеко девушка гуляет с Паратовым, между ними происходит сложный разговор. Сергей говорит, что обручен. Лариса сильно удивлена.

Через некоторое время героиня-бесприданница сидит за столиком у кофейни и видит Кнурова, который приглашает ее в столицу, гарантируя полное содержание, финансовую поддержку и исполнение всех желаний. В это время к ним подходит Карандышев, который пытается убедить девушку в том, что намерения этих молодых людей плохие, что они видят в ней только красивый предмет, украшение для дома.

Расстроенная Лариса внимательно слушает жениха, после чего принимает решение: Карандышев ей не подходит, так как Юлий Капитоныч слишком простой и мелкий для нее, и она будет искать что-то получше. Тогда Карандышев разозлился, достал пистолет и выстрелил в девушку со словами «Так не доставайся же ты никому!»

Полезное видео: «Бесприданница» – за 29 минут!

Вывод

Такое печальное завершение имеет пьеса «Бесприданница». Читать онлайн эту пьесу можно на специальном сайте, где собраны все книги школьной программы. В сети также можно найти аудиокнигу для прослушивания.

Действие происходит в большом приволжском городе Бряхимове. На высоком берегу Волги находится кофейня. Буфетчик Гаврило и его слуга Иван готовятся к приему постоянных посетителей – купцов Мокия Парменыча Кнурова и Василия Данилыча Вожеватова. Они славятся тем, что каждое утро гуляют «для моциону», а потом пьют особенный чай – шампанское. Его нужно разливать из чайника в стаканы с блюдечками, чтобы люди не сказали, что, дескать, «ни свет ни заря – шампанское пьют».

Появившиеся особы начинают завтракать, обсуждая последние новости. Василий Данилыч сообщает, что покупает у Сергея Сергеича Паратова его самый известный пароход «Ласточку». Также Вожеватов говорит о том, что Харита Игнатьевна Огудалова, вдова, которая одна поднимала трех дочерей, теперь выдает замуж младшую – Ларису Дмитриевну. Мужчины предполагают, что ее может постичь такая же судьба, как первых двух сестер.

Старшая дочь была выдана за кавказского князя, который не довез ее даже до Кавказа, а зарезал по дороге от ревности. А средняя вышла якобы за иностранца, но он «оказался совсем не иностранец, а шулер». И вот теперь осталась последняя дочь Лариса – красавица, играет на гитаре и поет романсы. В доме бывает много молодых людей, готовых слушать ее песни и расточать комплименты, но не готовых взять замуж Ларису Дмитриевну, потому что она бесприданница.

Мать, Харита Игнатьевна, еще молодая и интересная женщина, и сама не прочь устроить свою женскую судьбу, только ей надо выдать замуж последнюю дочь. Год назад Сергей Сергеевич Паратов, богатый судохозяин, поездил к Огудаловым, всех женихов отбил, но так и не женился, ведь, по его словам, во всем всегда ищет выгоду. Лариса его очень любила, «чуть не умерла с горя, бросилась за ним догонять, уж мать со второй станции воротила». После были еще двое женихов: «старик какой-то с подагрой да разбогатевший управляющий князя, вечно пьяный». Вот тогда-то и сказала матери Лариса, что выйдет замуж за первого встречного. Им оказался Юлий Капитоныч Карандышев.

В это время к кофейне подходят Огудаловы вместе с будущим женихом Ларисы. Карандышев приглашает всех присутствующих на обед, который он дает в честь Ларисы Дмитриевны. Кнуров считает такое приглашение оскорбительным от бедного чиновника, но Харита Игнатьевна объясняет, что обед в честь дня рождения Ларисы, и просит обязательно приехать. Кнуров обещает.

Карандышев упрекает Ларису в излишней фамильярности с Василием Данилычем, говорит, что пора ей отвыкать от прежнего образа жизни, который он называет табором. В это время на пристани раздается выстрел из пушки. Лариса вспоминает, что так всегда встречали Паратова, говорит, что по-прежнему любит его, но он никогда не вернется. Это в самом деле Паратов, и его едут встречать все слуги вместе с цыганами.

Чуть позже он появляется в кофейне и представляет купцам своего нового друга, артиста Аркадия Счастливцева. Паратов прозвал его Робинзоном , так как спас с пустого острова, куда он был высажен со своим собутыльником с корабля капитаном, по требованию пассажиров. А еще Сергей Сергеич сообщает, что женится на богатой девушке, а в приданое берет золотые прииски, вот поэтому продал и баржи, и свою любимую «Ласточку». Купцы сообщают, что и Лариса тоже выходит замуж. Паратов вспоминает, что чуть не женился на ней, и собирается вечером заехать к «тетеньке», как всегда называл он Хариту Игнатьевну.

Действие II

Вожеватов дарит Ларисе на день рождения брошь, которую мать тут же перепродает Кнурову за 700 рублей. Немолодой женатый купец укоряет Хариту Игнатьевну за то, что она отдает свою последнюю дочь за небогатого чиновника. Он говорит, что Лариса Дмитриевна со своей красотой «зачахнет», потому что «создана для блеску», и предполагает, что когда-нибудь она сбежит от недостойного мужа. Вот тогда понадобится участие богатого и солидного друга, предлагая в качестве такового себя. А пока он велит матери невесты приобрести для венчания все самое лучшее и обещает оплатить.

Появляется Лариса, берет гитару и напевает романс. Она делится с матерью мечтами: как поедет с женихом в деревню, будет собирать грибы и ягоды. Но Огудалова резонно замечает, что Заболотье не Италия: как бы не разочаровалась Лариса в своем женихе. Девушка в окно зовет Илью, чтобы он настроил ей гитару, а тот сообщает, что приехал «барин». Мать с дочерью пока не догадываются, что приехал Паратов.

Появившемуся Карандышеву Лариса говорит, чтобы они скорее уехали в деревню, но Юлий Капитоныч заявляет, что собирается устроить венчание здесь, чтобы не сказали, будто бы они прячутся: ведь он, бедный чиновник, не пара красавице Ларисе. Для этой цели он и устраивает обед, где хочет поднять тост за невесту, которая отнеслась к нему не так, как все остальные. Это и будет его маленькой местью за те насмешки, которые ему пришлось сносить.

Появившийся Паратов сообщает «тетеньке», что выгодно женится, а Ларису упрекает в том, что она быстро забыла его и выходит замуж. Она невольно признается, что все еще любит Паратова. Удовлетворив свое самолюбие этим ответом, «блестящий барин» затевает ссору с Карандышевым и требует извинения, пообещав наказать. Появившиеся гости разряжают обстановку. Будущему жениху приходится пригласить и Паратова, и тот намерен «потешиться» над ним за обедом, так как не прощает обид.

Действие III

Обед у Карандышева. Дешевое вино в бутылках из-под дорогого, сигары из табака низкого сорта. Купцы, особенно Кнуров, оскорблены тем, что пригласили на званый обед, а есть нечего. Он собирается уезжать в клуб, чтобы наконец пообедать. Их возмущает, что сам хозяин уже напился. Паратов раскрывает тайну, что так и было задумано: он подговорил Робинзона напоить Карандышева, ведь сам купец такое «бургонское» точно пить не будет.

Гости сговариваются уехать с цыганами за Волгу, но понимают, что без Ларисы «прогулка будет не весела». Вожеватов даже готов одарить всех гребцов по рублю серебром. Они договариваются окончательно напоить Карандышева и уехать. Робинзона брать не хотят: он уже свою роль сыграл, а теперь будет мешать. Вожеватов обещает ему, что они с утра уедут в Париж, а сейчас ему надо выспаться и отдохнуть.

Харита Игнатьевна укоряет будущего зятя, что он так сильно напился, но тот заявляет: он у себя дома и может делать что хочет. Тогда она просит Паратова не издеваться над Юлием Капитонычем. Тот обещает примириться, выпив с ним «брудершафт». Но говорит, что будет пить только коньяк и только из стаканов. После этого Карандышев становится совсем пьяным.

Паратов просит Ларису Дмитриевну спеть, но она отказывается, ведь ей стыдно за поведение своего «жениха». Пьяный Карандышев говорит, что запрещает ей петь. Это оскорбляет Ларису – она соглашается исполнить романс «Не искушай меня без нужды». Цыган Илья подыгрывает ей и подпевает вторым голосом. А Паратов сидит, запустив руки в волосы. После все восхищаются пением Ларисы и оставляют ее наедине с Сергеем Сергеичем.

Он признается, что во время ее пения проклинал себя за то, что «потерял такое сокровище». Говорит, что «еще несколько таких минут» и он бросит все расчеты – тогда никакая сила не вырвет его у Ларисы, «разве что вместе с жизнью». Паратов говорит, что они сейчас всей компанией уезжают за Волгу, и зовет ее вместе со всеми. Лариса растеряна: как же можно ей уйти с обеда будущего жениха, но потом решается. Тем более что Карандышев осуществляет свою «месть»: говорит тост, в котором заявляет, что Лариса Дмитриевна умеет ценить и выбирать людей, что она «отличает золото от мишуры», именно поэтому и выбрала в женихи его.

Паратов предлагает выпить «за счастливейшего из смертных», и, пока Карандышев ходит за очередной бутылкой вина, все покидают дом через заднюю калитку. Лариса на прощание говорит матери, что той либо радоваться за дочь, либо искать ее в Волге. Карандышев понимает, что гости над ним посмеялись, и, оскорбленный таким обманом, собирается мстить каждому. Он берет пистолет и уходит.

Действие IV

В кофейне обиженный Робинзон берет за счет Вожеватова бутылку дорого вина. Иван замечает Карандышева с пистолетом, который пристает к Робинзону с вопросом, где его друзья. Тот отвечает, что, очевидно, гуляли на Волге, поэтому брошенный жених отправляется на пристань.

Появляются цыгане, следом Кнуров и Вожеватов. Они обсуждают судьбу Ларисы Дмитриевны, которая бросила своего жениха, потому что в очередной раз поверила Паратову, а он-то уж точно не променяет ее на «миллионную невесту». Считая, что должны принять участие в дальнейшей судьбе Ларисы, почтенные купцы разыгрывают в «орлянку», кому взять ее в содержанки и поехать с ней на выставку в Париж.

Драма поднимает насущную для XIX века проблему торжества и цинизма богатых людей над бедными. Лариса была хороша собой, умна и чиста душой, но не заслужила уважения состоятельных мужчин и даже друга детства, Вожеватова, из-за отсутствия у неё приданного.

Читать краткое содержание пьесы Островского Бесприданница

Драма разворачивается вокруг юной девицы Ларисы Дмитриевны Огудаловой. Благодаря предприимчивости ее матери, Хариты Игнатьевны, женщины живут в своем доме и не погрязли в неизбежной нищете. Вдова Огудалова умеет вести светские беседы, а Лариса – мастерица на все руки, чарующе поет и дивно танцует. У них в доме всегда есть гости, часто там устраивает гуляния цыганский табор.

Пожилой богатый делец Мокий Парменыч Кнуров и успешный купец Василий Данилыч Вожеватов признают за завтраком в кофейной, что у Огудаловых всегда можно весело провести время. Они обсуждают обстоятельства скорого замужества Ларисы. Её старшие сестры уже выданы замуж и неудачно, хотя этого следовало ожидать – Огудалова не может собрать дочерям приданного. Вожеватов припоминает, что у Ларисы был роман с состоятельным судохозяином, Сергеем Сергеичем Паратовым. Однако тот сбежал, и девушка страдала на протяжении года. Да еще мать так замучила ее сватовством и вечными цыганскими пениями в доме, что Лариса решила выйти за первого, кто предложит. Тут и подоспел невысокий чиновник, Юлий Панкратович Карандышев. Он бывал у Огудаловых в течение трех лет, чтобы заводить знакомства с их достопочтимыми гостями.

Лариса мечтает быть любимой и обрести с Карандышевым тихую жизнь в лесу за Волгой. Её спокойствие нарушает возвращение в Бряхимов Паратова. Мужчина тут же навязывается к Карандышеву на обед, а тот и рад побахвалиться перед высоким гостем. Ларисе тяжело общаться с бывшим возлюбленным, а после обеда она чувствует стыд за своего будущего мужа.

Карандышев пышет показным богатством и выставляет себя значительным человеком – вешает на стену турецкие ружья, подает дешевое вино в дорогих бутылках. Гости не могут есть его угощения и не расходятся сразу же лишь из уважения к Огудаловым. Паратов с помощью привезенного в город актера Робинзона спаивает Карандышева и потешается над ним. Огудалова просит мужчин примириться, и они пьют на брудершафт. Но настоящего примирения не наступает.

Лариса напоследок исполняет гостям романс и тем самым пробуждает в Паратове прежние чувства. Судохозяин уговаривает её ехать с другими мужчинами и цыганами на пикник за Волгу, в Ларисе пробуждает надежда на возобновление романа. Карандышев возмущен поведением невесты, но более огорчен унижением от Паратова, Кнурова и Вожеватова. Он хватает со стены пистолет и идет на их поиски, грозясь отомстить.

После возвращения в Бряхимов Паратов хочет отправить Ларису домой, с чем девушка не согласна – она думала, что Паратов возьмет её в жены, так как любит её. Делец рассказывает, что пикник был последней холостяцкой гулянкой перед женитьбой на невесте с миллионным приданным. Лариса лишь пробудила в нем страсть и стала украшением этого вечера. Паратов оставляет девицу в беседке ожидать лошадей и тут к ней подходит Кнуров. Мужчина предлагает Ларисе щедрое содержание и поездку в Париж. После его ухода Лариса пытается броситься с обрыва, но не находит в себе сил.

В беседку приходит Карандышев. Он не обвиняет Ларису и готов защищать её до последнего, но девушка заявляет, что он ей противен. Она ощущает себя вещью на ярмарке и со злобы просит Карандышева позвать Кнурова, чтобы тот хотя бы купил её за дорого. Несостоявшийся жених не может выдержать унижения и в бешенстве стреляет в Ларису. Умирая, девушка благодарит Карандышева и просит подать ей пистолет. Вошедшим она говорит, что сделала это сама, не держит ни на кого зла и всех любит.

Картинка или рисунок Бесприданница

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Семеро против Фив Эсхил

    Царь Этиокл выступает перед своими подданными на площади. Он говорит об опасности, которая угрожает его государству. Царь надеется, что боги защитят Фивы от врага. Женщины плачут. Этиокл призывает мужчин сражаться за свободу, а женщин отправляет по домам.

  • Краткое содержание Легенда о Данко из Старухи Изергиль Горького

    В давние времена на земле жили люди. Их племя отличалось смелостью и отвагой. Однажды, в их края пришли более сильные враги, и изгнали людей из насиженных мест. Отправились тогда люди в самые непроходимые леса и дебри.

  • Краткое содержание Куприн Изумруд

    Рассказ Изумруд является одним из лучших произведений Александра Куприна в котором в главных ролях выступают животные. Рассказ раскрывает тему несправедливости окружающего мира, наполненного завистью и жестоким отношением

  • Краткое содержание Сухово-Кобылин Дело

    Прошло около 6 лет с момента несостоявшегося бракосочетания Кречинского. С того момента помещик Муромский с сестрой и дочерью Лидочкой переехали в деревню. С недавнего времени семья переехала в Петербург

  • Краткое содержание Урал-батыр

    Янбирде – «Давший Душу» первый человек и его жена Янбике («Душа») в одиночестве жили в краю вечного лета, занимались охотой на львах, верным спутником им был сокол.

Пьеса «Бесприданница», краткое содержание которой представлено в статье, была экранизирована Эльдаром Рязановым - известный режиссер снял фильм под названием «Жестокий романс». Экранизаций этого произведения на самом деле больше, но эта, пожалуй, самая известная.

А. Н. Островский, «Бесприданница»: краткое содержание пьесы

События разворачиваются в небольшом приволжском городке Бряхимове. На открытой площадке возле кофейни Кнуров и Вожеватов заказывают шампанское и обсуждают новости. Кнуров - немолодой уже господин с состоянием, Вожеватов - очень молодой, модно одетый мужчина. Главная новость заключается в том, что первая красавица города Лариса Огудалова в скором времени выходит замуж за ничего не представляющего из себя бедного чиновника Карандышева. Предыстория этой свадьбы печальна: Ларису очаровал некий Паратов, барин не только по достатку, но и по состоянию души, распугал всех женихов и исчез из ее жизни. Огудалова, не имея приданого, понимала, что составить хорошую партию ей вряд ли удастся, тем более после такой истории, поэтому решила, выйти замуж за первого, кто пожелает ее в жены. Карандышев является давним и неудачливым поклонником Ларисы и не упускает шанса. Бесприданница (краткое содержание, к сожалению, не позволяет передать всю глубину разочарования, постигшего Ларису после истории с Паратовым) принимает предложение. Вожеватов все за тем же шампанским сообщает, что в скором времени Паратов должен пригнать купленный у него пароход «Ласточка», чем вызывает оживление среди присутствующих. Приходят Огудалова с матерью и Карандышев. Жених горд своим положением и важно приглашает Кнурова на обед в честь Ларисы. Вожеватов - давний друг Ларисы, поэтому девушка позволяет себе обращаться к нему запросто по имени, чем вызывает негодование будущего супруга и получает выговор. Заходит разговор о Паратове, Карандышев негодует, Лариса же защищает обманувшего ее мужчину, называет его идеалом. Прибывает «Ласточка», о чем возвещают пушечные выстрелы, жених и невеста поспешно уходят. Появившийся Паратов сообщает, что растерял остатки состояния и вынужден жениться на девушке с золотыми приисками в качестве приданого. Его сопровождает Аркадий Счастливцев по прозвищу Робинзон - провинциальный бесперспективный актер. Барин приглашает присутствующих мужчин на пикник, посвященный последним свободным денькам своей жизни, однако они вынуждены отказаться, так как приняли ранее приглашение на обед в честь Ларисы. На вопрос о том, не жалко ли Паратову продавать пароход, он отвечает, что все в этом мире продается и покупается.

«Бесприданница»: краткое содержание второго действия

События переносятся в дом Огудаловых, куда приезжает Кнуров и упрекает мать, что та выдает Ларису за неспособного ее обеспечить человека. По его мнению, Лариса долго не выдержит и вернется к матери, а тогда им потребуется влиятельный «друг» в качестве которого он предлагает себя. Также он готов оплатить счета за приданое и подвенечное платье. После ухода Кнурова появляется Лариса и говорит, что желает как можно скорее отправиться в деревню, на что мать описывает ей все недостатки деревенского быта. Приходит Карандышев, Лариса уговаривает его скорее уехать, но жениху хочется как можно дольше покрасоваться перед окружающим своим обретенным счастьем, и он отказывает. Происходит ссора, во время которой Лариса узнает, что Паратов в городе и устраивает гулянье. Вскоре появляется и он сам. Между Паратовым и Ларисой происходит приватный разговор, в котором выясняется, что девушка все еще любит его, но вынуждена выйти замуж за другого, чтобы не остаться в одиночестве. Паратов доволен этим. Он провоцирует ссору с Карандышевым, но мать Ларисы все улаживает и уговаривает Паратова присутствовать на обеде.

Краткое содержание: «Бесприданница», действия третье и четвертое

После обеда в кабинете Карандышева происходит сцена, которая ясно показывает, кого на самом деле любит Лариса - она этого даже не скрывает. Над женихом смеются, чего он не замечает, а девушку уговаривают поехать на пикник, куда она сбегает тайком от будущего мужа. Она поверила, что Паратов готов все бросить ради нее. Карандышев чувствует себя обманутым, клянется отомстить и отправляется вслед за ними, взяв с собой пистолет. Кнуров и Вожеватов, оба увлеченные Ларисой, понимают, что барин слова не сдержит, а, значит, девушка безнадежно скомпрометирована. И бросают жребий - кому она достанется, когда все закончится. Кнурову повезло. Тем временем Лариса совершает роковую ошибку и отдается Паратову, ожидая прилюдного предложения, однако тот говорит, что не может бросить богатую невесту из-за простого увлечения. Кнуров предлагает Ларисе уехать с ним в Париж и поступить на содержание на всю жизнь, но она уходит, Лариса мечтает покончить с собой. Появляется Карандышев и рассказывает ей, как ее разыграли словно вещь. Лариса злится и решает принять приглашение Кнурова, а жениху она отказывает. Карандышев разъярен, он стреляет в Ларису и убегает. Девушка с благодарностью принимает смерть, и последними ее словами становятся слова любви ко всем окружающим людям.

Знаменитую пьесу «Бесприданница», которую Островский писал на протяжении четырех лет с 1874 по 1878 год, сам автор считал одним из своих самых лучших и значимых драматических произведений. Хотя показанная на театральных подмостках в 1878 году, она вызвала бурю протеста и негодования, как у зрителей, так и у критиков, пьеса получила свою заслуженную долю популярности только после смерти знаменитого русского драматурга. Наглядная демонстрация главной идеи, которую хотел показать автор людям о том, что миром правят деньги, и в современном обществе они являются главной движущей силой, позволяющей их владельцам распоряжаться судьбами других, зависящих от них людей, многим пришлась не по вкусу. Как и другие новаторства в пьесе, непонятные широкому кругу общественности, все это вызвало довольно резкую оценку и читателей, и критиков.

История создания

В начале семидесятых годов девятнадцатого века Островский работал почетным мировым судьей Кинешемского уезда, по долгу службы он участвовал в различных громких процессах и хорошо был знаком с криминальными сводками того времени, что давало ему как писателю богатый литературный материал для написания произведений. Сама жизнь подбрасывала ему сюжеты для его драматических пьес, и существует предположение, что прообразом сюжетной линии в «Бесприданнице» стала трагическая смерть молодой женщины, которую убил собственный муж, Иван Коновалов, местный житель Кинешемского уезда.

Островский начинает пьесу поздней осенью (ноябрь 1874 года), сделав на полях отметку «Опус № 40», растянув её написание на долгих четыре года, вследствие параллельной работы над еще несколькими произведениями, и закончив её осенью 1878 года. Пьеса была одобрена цензурой, началась подготовка к публикации, которая закончилась её печатью в журнале «Отечественные записки» в 1879 году. Затем последовали репетиции театральных труп в Москве и Петербурге, желающих сыграть пьесу на театральных подмостках, явив её на суд зрителей и критиков. Премьеры «Бесприданницы» как в Малом, так и в Александрийском театрах были провальными и вызвали резкие негативные суждения театральных критиков. И только через десять лет после смерти Островского (вторая половина 90-х годов XIX века) к пьесе наконец пришел заслуженный успех, во многом благодаря огромной популярности и славе актрисы Вере Комиссаржевской, сыгравшей главную роль Ларисы Огудаловой.

Анализ произведения

Сюжетная линия

Действие произведения разворачивается в приволжском городке Бряхимове, который выглядит словно местечко Калинов из пьесы «Гроза» только по прошествии уже 20 лет. Время таких самодуров и тиранов как Кабаниха и Порфирий Дикой давно прошло, настал «звездный час» для предприимчивых, хитрых и изворотливых дельцов, таких как миллионер Кнуров и представитель богатой торговой фирмы Василий Вожеватов, которые способны покупать и продавать не только товары и вещи, а и человеческие судьбы. С их диалога, рассказывающего о судьбе молодой женщины Ларисы Огудаловой, обманутой богатым барином Паратовым (эдаким вариантом повзрослевшего Бориса, племянника Дикого) и начинается первое действие пьесы. Из разговора купцов мы узнаем, что первая красавица города, артистичности и обаянию которой нет равных, выходит замуж за бедного чиновника, абсолютно ничтожного и жалкого по их мнению, Карандышева.

Мать Ларисы, Харитона Огудалова, сама воспитавшая трех дочерей, пыталась для каждой дочери найти хорошую партию, и для младшей самой красивой и артистичной дочерей она пророчит прекрасное будущее с богатым мужем, только все портит один простой и общеизвестный для всех факт: она - невеста из бедной семьи и не имеет приданного. Когда на горизонте среди поклонников дочери появляется блистательный, молодой барин Паратов, мать всеми силами старается выдать дочь за него замуж. Однако, тот поиграв с чувствами Ларисы, покидает её на целый год без всяких объяснений (в ходе диалога выясняется, что он промотал свое состояние и теперь вынужден жениться на дочери владельца золотых приисков, чтобы спасти свое положение). Отчаявшаяся Лариса заявляет матери, что готова выйти замуж за первого встречного, которым и становится Юлий Капитоныч Карандышев.

Перед свадьбой Лариса встречается с возвратившимся после годовой отлучки Паратовым, признается ему в любви и сбегает с ним от нелюбимого жениха на его пароход «Ласточка», который незадачливый банкрот тоже продает за долги. Там Лариса пытается выяснить у Паратова кем она теперь ему приходится: женой, или кем-то другим, тогда же она с ужасом узнает о его будущей женитьбе на богатой невесте. К разбитой горем Лариса с предложением увезти её на Парижскую выставку, а по сути стать его любовницей и содержанкой, обращается миллионщик Кнуров, который выигрывает это право у Вожеватова (посовещавшись, купцы решают, что такой бриллиант как Лариса не должен пропадать даром, они разыгрывают её судьбу подкидыванием монетки). Появляется Карандышев и начинает доказывать Ларисе, что для своих поклонников она только вещь, красивый и изысканный, но абсолютно бездушный предмет, с которым можно поступать так, как того захочет её владелец. Раздавленная жизненными обстоятельствами и бездушностью людей-дельцов, так легко продающих и покупающих человеческие жизни, Лариса находит это сравнение с вещью очень удачным, и теперь в жизни, не найдя любовь, она согласна искать только золото, и ничего больше. Оскорбленный Ларисой, которая назвала его жалким и ничтожным, Карандышев в порыве ревности, злобы и ущемленного самолюбия со словами «Так не доставайся ты никому!» стреляет в Ларису из пистолета, та умирает со словами, что никого не винит, и всем все прощает.

Главные герои

Главная героиня пьесы, Лариса Огудалова, молодая женщина-бесприданница из города Бряхимова, это немного повзрослевшая Катерина из ранее написанной этим же автором пьесы «Гроза». Их образы объединяет пылкая и чувствительная натура, которая в итоге приводит их трагическому финалу. Также как и Катерина, Лариса «задыхается» в унылом и затхлом городке Бряхимове, среди его обывателей, которым тоже здесь скучно и тоскливо.

Лариса Огудалова оказывается в сложной жизненной ситуации, отличающейся некоторой двойственностью и несомненной трагичностью: она - первая умница и красавица города не может выйти замуж за достойного мужчину, потому что она бесприданница. В этой ситуации перед ней обрисовывается два выхода: стать содержанкой богатого и влиятельного женатого мужчины, либо выбрать себе в мужья человека, более низкого социального положения. Хватаясь за последнюю соломинку, Лариса влюбляется в созданный ею образ красивого и блестящего мужчины, обанкротившегося помещика Сергея Паратова, который, так же как и Борис, племянник Дикого в «Грозе», оказывается в реальной жизни совсем другим человеком. Он разбивает сердце главной героини и своим безразличием, ложью и бесхарактерностью в буквальном смысле «убивает» девушку, т.е. становится причиной её трагической смерти. Трагическая кончина становится для главной героини своеобразным «благодеянием», ведь для неё сложившаяся ситуация стала жизненной трагедией, с которой она не смогла справиться. Именно поэтому в свои последние минуты, умирающая Лариса никого ни в чем не обвиняет и не жалуется на свою судьбу.

Островский изобразил свою героиню как пылкую и страстную натуру, пережившую тяжелую душевную травму и предательство любимого человека, которая, тем не менее, не потеряла своей возвышенной легкости, не озлобилась и осталась такой же благородной и чистой душой, какой она и была на протяжении всей своей жизни. Из-за того что понятия и устремления Ларисы Огудаловой в корне отличались от системы ценностей, господствующей в окружающем мире, она и хотя постоянно находилась в центре внимания общественности (как красивая и изящная кукла) в душе она оставалась одинокой и никем не понятой. Абсолютно не разбираясь в людях, не видя в них лжи и фальши, она создает для себя идеальный образ мужчины, которым становится Сергей Паратов, влюбляется в него и жестоко платит за свой самообман жизнью.

В своей пьесе великий русский драматург удивительно талантливо изобразил не только образ главной героини Ларисы Огудаловой, а людей её окружающих: циничность и беспринципность потомственных купцов Кнурова и Вожеватова, разыгравших судьбу девушки простым жребием, безнравственность, лживость и жестокость её несостоявшегося жениха Паратова, жадность и порочность её матери, старающейся продать свою дочь как можно выгоднее, завистливость, мелочность и ограниченность неудачника с обостренным самолюбием и чувством собственности ревнивца Карандышева.

Особенности жанра и композиционного построения

Композиция пьесы, построенная определенным образом в строгом классическим стиле, способствует нарастанию душевного напряжения среди зрителей и читателей. Временной интервал пьесы ограничен одним днем, в первом акте показана экспозиция и начинается завязка сюжета, во втором акте действие постепенно развивается, в третьем (званый ужин у Огудаловых) - кульминация, в четвертом — трагическая развязка. Благодаря такой последовательной линейности композиционного построения автор раскрывает мотивацию поступков персонажей, которая становится хорошо понятной и объяснимой как для читателей, так и для зрителей, осознающих, что люди поступают так или иначе не только в силу своих психологических особенностей, а еще и по причине влияния социальной среды.

Также для пьесы «Бесприданница» характерно использование своеобразной системы образов, а именно придуманные для персонажей «говорящие» имена: имя возвышенной натуры, Ларисы Огудаловой в переводе с греческого «чайка», имя Харита имеет цыганское происхождение и означает «прелестная», а фамилия Огудалова происходит от слова «огудать» - обмануть, облапошить. Фамилия Паратов происходит от слова «паратый», что означает «хищник», Кнуров — от слова «кнур» - дикий кабан, именем жениха Ларисы Юлия Карандышева (Имя в честь римского Гай Юлия Цезаря, а фамилия — символ чего-то маленького и незначительного) автор показывает несовместимость желаний с возможностями этого героя.

В своей пьесе Островский хотел показать, что в мире, где правят деньги и на каждого набито определенное социальное клеймо, никто не может чувствовать себя свободным и делать то, что он действительно хочет. Пока люди верят в силу денег, они навсегда остаются заложниками социальных штампов: Лариса не может стать женой любимого человека, потому что она бесприданница, даже богатые и влиятельные купцы, ровно как и банкрот Паратов, связаны по рукам и ногам социальными догмами и не могут жениться по своему желанию, получать любовь и человеческое тепло просто так, а не за деньги.

Именно благодаря огромной силе эмоционального воздействия, масштабности, злободневности затронутых проблем и бесспорной художественной ценности, пьеса Островского «Бесприданница» занимает почетное место среди классики мировой драматургии. Данное произведение никогда не утратит своей актуальности, каждое поколение читателей, погрузившись в мир переживаний персонажей пьесы, будет открывать для себя что-то новое и находить ответы на извечные духовные и нравственные вопросы.