Натали

Беседа для детей старшего возраста.

Цель : формирование представления о космосе , желание участвовать в беседе , расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни ; развивать поэтический слух, умение слышать и выделять в стихотворениях, загадках выразительные средства.

Целевые ориентиры дошкольного образования :

Иметь представления о полётах человека в космос ; знать фамилии первого космонавта Юрия Гагагрина и фамилию нашей землячки Валентины Терешковой – первой женщины космонавта , знать и узнавать летательные космические аппараты , стихи и загадки про космос .

Материалы и оборудование : портрет Ю. А. Гагарина, фотографии космических тел , кораблей, собак «Белки» и «Стрелки» , специальной одежды для космонавтов – скафандра , продуктов питания для космонавтов , интерактивная доска, мольберт.

В безоблачный ясный вечер, если ты посмотришь на небо над своей головой, то увидишь, что они кажутся маленькими точками, потому что находятся очень далеко от нас. Каждая звезда имеет своё название : Большая медведица, Полярная звезда….

Изучить загадочный мир звёзд и планет люди хотели всегда. 4 октября 1957 г. в космос был запущен наш первый искусственный спутник Земли. С тех пор спутники стали запускать в космос постоянно , приносят много пользы. С их помощью можно узнать прогноз погоды, определить местонахождение кораблей в океанах, обеспечит радио и телевизионную связь.

Отгадайте загадку :

Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица. Знают все : и стар, и млад, что она большущий шар. (Земля)

Земля - это планета, на которой мы живём, это единственная планета в Солнечной системе, на которой существует жизнь. Люди, растения и животные живут на Земле потому, что на ней есть вода и воздух. Она обращается вокруг Солнца и является самой красивой и интересной из всех планет.

Солнце - это ближайшая к Земле звезда. Вокруг Солнца вращаются девять планет. Все эти звёзды и планеты образуют Солнечную систему, в центре которой и находится Солнце. Наша планета Земля – третья по счёту планета от Солнца. Без Солнца не было бы жизни на Земле. Все, что происходит на нашей планете, связано с Солнцем : смена дня и ночи, наступление зимы или лета. Днем солнце согревает и освещает нашу планету. Всё живое радуется солнечному свету и теплу. С восходом солнца пробуждается и оживает природа.

Отгадайте загадку : кто в году четыре раза переодевается? (Земля. Осень, Зима, Весна, Лето -4 платья)

Вечером на небе мы можем увидеть луну и звезды.

Луна - спутник Земли. Она ярко сияет на ночном небе. Люди всегда хотели побывать на луне, долететь до звёзд, увидеть Землю из космоса .

Отгадайте загадку :

Освещает ночью путь, звёздам не даёт заснуть. Пусть все спят, ей не до сна, в небе светит нам (Луна)

отгадайте загадку :

Сначала его в центрифуге крутили, А после в тяжёлый скафандр нарядили.

Отправился он полетать среди звёзд Я тоже хочу! Говорят, не дорос! (Космонавт ) -

А вы ребята хотели бы стать космонавтами ?

Кто такие космонавты ? - Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым и т. д.).

А что можно увидеть на небе? (звезды) -- А сколько звезд на небе? (несчетное количество)

Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли. На самом деле звезды очень большие. И вот однажды, смотрел человек на звездное небо, и ему захотелось узнать, что же это за звезды и почему они такие яркие? Ученые придумали специальные приборы – телескопы, наблюдали и узнали, что еще есть и другие планеты.

Но люди хотели знать, есть ли жизнь на других планетах. Какие там живут существа, похожи ли они на нас, есть ли воздух на других планетах. Но чтобы это узнать, надо обязательно долететь до них. Самолеты для этого не подходили. Кто знает, почему? (потому что до планет очень далеко) . И вот ученые изобрели первый спутник, установили на нем приборы и запустили в космическое пространство . На борту его были две собаки – Белка и Стрелка, они удачно вернулись на Землю.

Первым человеком, который смог отправиться в космическое путешествие , был космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Он совершил свой полёт 12 апреля 1961 года на ракете "Восток" за 108 минут. В этот день наша страна отмечает "День космонавтики ". Это праздник космонавтов и людей , кто участвует в создании космических ракет .

Есть одна планета - сад в этом космосе холодном только здесь леса шумят, птиц скликая перелётных. Лишь на ней одной цветут ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут в речку смотрят удивлённо. Береги свою планету, Ведь другой похожей нету! Яков Аким.

Разминка "Ракета"

Раз, два - стоит ракета (руки вверх) Три, четыре - самолет (руки в стороны)

Раз, два - хлопок в ладоши А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре - и на месте походили, Тик-так, тик-так - целый день вот так (руки на пояс, наклоны в сторону)


Разминка «Космонавты » .

Космонавты , начинайте, руки, ноги разминайте :

Раз – поднялись, потянулись, два – нагнулись, разогнулись.

Над макушкой три хлопка, 1.2,3, а потом и два прыжка 1,2.

Вдох и выдох, вдох и выдох – подышали глубоко,

Сели тихо и легко.

После старта Ю. А. Гагарина прошло много лет, за это время многое изменилось в космонавтике : И техника стала мощнее, и подготовка экипажей сложнее, и программа работы на орбите обширнее. Космические корабли стали многоместными, а на орбиту могут отправиться одновременно сразу несколько человек. Мы успели привыкнуть к профессии космонавта , как привыкли к профессиям машиниста, капитана, пилота. И сейчас, в эти минуты, где – то далеко – далеко в космическом пространстве , высоко – высоко над нашим головами космонавты несут свою важную и трудную вахту.

В космической ракете с названием "Восток» он первым на планете подняться к звездам смог. Поёт об этом песни весенняя капель : Навеки будут вместе Гагарин и апрель . В. Степанов.

Я предлагаю всем проверить, насколько развито ваше внимание. Отгадайте загадки :

Летит птица – небылица, а внутри народ сидит (самолёт)

Летательный аппарат, на котором летали герои в сказках? (ковёр – самолёт)

Летательный аппарат, на котором летала Баба – Яга? (Ступа)

Есть специальная труба, В ней Вселенная видна, Видят звезд Калейдоскоп Астрономы в. (телескоп)

Человек сидит в ракете, смело в небо он летит, и на нас в своём скафандре он из космоса глядит (космонавт )

Специальный космический есть аппарат , сигналы на Землю он шлет всем подряд. Как одинокий таинственный путник, летит по орбите искусственный. (Спутник)

Желтая тарелка на небе висит, желтая тарелка всем тепло дарит. (Солнце)

В дверь, в окно, стучать не будет, а взойдет - и всех разбудит. (Солнце)

У бабушки над избушкой, висит хлеба краюшка. Собаки лают, достать не могут. (Месяц)

Сверкая огромным хвостом в темноте, несется среди ярких звезд в пустоте, она не звезда, не планета, загадка Вселенной -. (комета)

На корабле воздушном, космическом , послушном, мы, обгоняя ветер, несемся на… (Ракете)

Самый первый в космосе летел с огромной скоростью отважный русский парень, наш космонавт … (Гагарин)

Дидактическая игра "Семейка слов".

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда» .

Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)

Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное)

Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)

Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

Как называется городок, где готовятся космонавты к путешествию в космос ? (звёздный городок)

Молодцы! Вы сегодня много узнали о космосе , космонавтах , о нашей планете и я думаю, что вас можно зачислить в отряд космонавтов .

Итог беседы .

Вопросы :

1. Как называется наша планета? 2. Для чего нужно солнце? 3. Когда мы можем хорошо рассмотреть луну? 4. Как звали человека, который первым полетел в космос ? 5. Как называется специальный костюм для космонавта ?

6. Назовите запомнившиеся планеты? 7. Кто запомнил названия небесных тел?

8. Какие клички были у первых живых путешественников в космос ? 9. Кто назовёт созвездия звёздного неба и покажет?

Задания для тех, кто не устал :


1. Раскрасить "космические раскраски ". 2. Построить ракету из крупного конструктора . 3. Начертить траекторию полёта космической ракеты .



Ребята, отгадайте загадки:

Ни начала, ни конца;

Ни затылка, ни лица;

Знают все, и мал и стар,

Что она большущий шар.

(Земля) Молодцы

Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную …(ракету) Хорошо, верно.

А знаете ли вы какой праздник будет отмечать наша страна в апреле месяце. (День космонавтики) Правильно.

Показывая портрет Ю.Гагарина и спрашиваю: «Знаете ли Вы - кто это? Расскажите, что Вы знаете о Ю.Гагарине». Дети отвечают: Ю.А. Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся очень высоко над Землёй, так высоко, что и на самолёте туда не долететь. Гагарин летел на космическом корабле. Таких лётчиков называют лётчиками космонавтами.

Да, 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский, советский!» Многовековая мечта людей о полете к звездам сбылась. Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – Юрием Гагариным. Полет длился 108 минут. Корабль Гагарина совершил всего один виток вокруг Земли. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление эры пилотируемых космических полетов. Спускаемый аппарат «Востока» приземлился в Саратовской области. За подвиг Юрия Гагарина наградили званием Героя Советского Союза. Первого космонавта планеты хотел видеть весь мир. Гагарин посетил десятки стран. Везде его встречали с восторгом. Юрий Алексеевич Гагарин совершил подвиг, которым гордится наша страна, наш народ.

Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? (ответы детей: космонавт должен быть – сильным, выносливым, смелым, решительным.)

Затем говорю: «Быть космонавтом – это не только почётно, это и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, добрым, отзывчивым, надо много знать, и тогда тебя будут уважать и любить. И эти качества Ю.А. Гагарин воспитывал у себя с детства.

А теперь, давайте с вами познакомимся с космосом.

Показ детям слайдов мультимедиа.

Что такое космос? Ответы детей


Космос – это звёзды и планеты, кометы и астероиды, различные космические светила и межзвёздное пространство. Всё это взаимосвязано между собой и существует, подчиняясь только им известным законам, которые человек пытается и будет пытаться разгадать всю свою жизнь.

Что такое звёзды? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Звёзды - самосветящиеся небесные тела, состоящие из раскалённых газов, по своей природе сходные с Солнцем. Из-за больших расстояний от Земли звезды и в телескоп видны как точки. Солнце – это тоже звезда, самая близкая к планете Земля.

Что такое кометы? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Кометы - маленькие, хрупкие, неправильной формы, объекты, состоящие из смеси пыли, замёрзшего льда и газов. Кометы следуют по сильно вытянутым орбитам вокруг Солнца. Большинство становятся видимыми только тогда, когда они приближаются достаточно близко к Солнцу и сильно нагреваются. Это вызывает испарение льда и газов, которое вытягиваются виде длинного хвоста.

Что такое астероиды? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Астеро́ид - небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды значительно уступают по массе и размерам планетам, имеют неправильную форму.

Что такое планеты? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Это крупные небесные тела, обращающиеся вокруг звезд. Одни планеты имеют твердую поверхность, как Земля и Марс, другие состоят из смеси жидкостей и газов, как Юпитер.

Что такое – Земля? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Земля - третья по порядку от Солнца планета Солнечной системы. Земля занимает пятое место по размеру и массе среди больших планет, но из планет земной группы, в которую входят Меркурий, Венера, Земля и Марс, она является самой крупной. Важнейшим отличием Земли от других планет Солнечной системы является существование на ней жизни.

Кто такой – астроном? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Астроном – учёный, изучающий небесные тела: звезды, планеты, их спутники и кометы. Они работают в обсерваториях, исследовательских центрах или университетах.

Что такое космодром? Ответы детей

Дополнение к ответам детей рассматривание слайда.
Космодро́м - это территория, на которой размещается комплекс сооружений, предназначенный для запуска космических аппаратов в космос.

Что такое космический корабль?
Космический корабль - пилотируемый космический летательный аппарат, предназначенный для полёта людей. Для полёта на орбиту существуют корабли-спутники, а для полёта к другим небесным телам - межпланетные. Разрабатываются транспортные корабли многократного использования для доставки людей и грузов с Земли на орбиту и обратно.

Что такое спутник?
Искусственные Спутники Земли – космические беспилотные летательные аппараты, выведенные на орбиты вокруг Земли и предназначенные для решения научных и прикладных задач.

Игра «Космонавты».
Играющих на несколько человек больше, чем ракет. Дети встают в круг и берутся за руки. Идут по кругу, проговаривая текст:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают стульчики. В паре повернуться спиной друг к другу, плотно прижавшись спинами и затылками, принять красивую позу с правильной осанкой. Опоздавшие выбирают самые красивые парные позы космо

А теперь мы подойдем к столам и сами сделаем ракету из цветной бумаги.

Ребята, о чем мы сегодня с вами разговаривали на занятии? (Ответы детей)

1.Как называется планета на которой мы живем? (Земля)

2.Как называется праздник который будет отмечать страна в апреле? (День космонавтики)

3. Кто был первым космонавтом? (Юрий Алексеевич Гагарин)

4.Как назывался космический корабль Гагарина? («Восток »)

Мы сегодня с вами много интересного узнали, все вы сегодня молодцы.

«Беседа о Дне космонавтики»

Интеграция областей: Социализация, Коммуникация, Здоровье

Цель: введение детей в тематический день посредством знакомства воспитанников с первым космонавтом планеты Ю. А. Гагариным.

Программные задачи:

1. Продолжать знакомить детей с российскими праздниками, с подвигом Ю. А. Гагарина, его значением для человечества. Обогатить представления детей о космосе, космонавтах, космическом оборудовании, использовании космоса в интересах людей.

2. Развивать познавательный интерес к космосу как объекту окружающего мира. Инициировать активность детей, желание узнавать новое о космосе.

3. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Оборудование: У воспитателя на столе ноутбук, где демонстрируется слайд со звездами и летящей ракетой. На мольберте – надпись «12 апреля - День космонавтики».

Организационный момент.

Игра «Что изменилось». Воспитатель обращает внимание на изменения в окружающей обстановке. Просит тех, кто заметил, сказать на ушко воспитателю о том, что изменилось. Педагог хвалит детей за внимательность. Педагог отвечает на вопросы детей о ноутбуке, надписи. Дети располагаются свободно около стола воспитателя.

Введение в беседу

Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о космосе на ноутбуке («Вы хотите посмотреть «Космические» картинки?»). Приглашает детей сесть на коврик, чтобы всем было видно. Помещает ноутбук перед детьми. Демонстрирует 3-4 картинки (фото). Задает вопросы: Как вы думаете, какие размеры имеет вселенная? Есть ли воздух в космосе? Тепло ли в космосе? На что похожи звезды? С чем их можно сравнить? На что похожа Земля? Какие опасности могут поджидать в космическом пространстве? Воспитатель не ограничивает речь детей. Педагог хвалит детей за то, что они так много знают о космосе и говорит, что космос всегда притягивал человека, восхищал его. Предлагает послушать стихотворение о космосе, о звездах.

Основная часть. Сообщает детям, что сегодня праздник. «Какой праздник, кто догадался?» (День космонавтики). А почему именно 12 апреля наша страна отмечает этот праздник? А хотите узнать? Рассказывает, что 12 апреля 1961 г. – в нашей стране впервые в мире в космос полетел первый человек Ю. А. Гагарин (показывает его портрет на слайде + видеоролик «Гагарин в корабле «Поехали»). Педагог: «12 апреля 1961 г. в теплый солнечный день, Человек осуществил свою многовековую мечту – преодолел земное притяжение и полетел в космос. Послушайте, что чувствует Юрий Алексеевич перед стартом: «Счастлив ли я, отправляясь в космический полет? Конечно, счастлив. Ведь во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях» Педагог спрашивает детей: Как вы думаете, первым лететь в космос было опасно? Что чувствовал Ю. А. Гагарин перед стартом? «Как можно сказать о таком человеке?» (Дети подбирают слова – эпитеты).

Н а слайде рассматривают скафандр – одежда космонавтов («Как называется одежда космонавтов? Для чего ему скафандр? На что похож шлем скафандра?) Педагог обобщает, что космонавтам нужна специальная одежда – скафандр. Она защищает тело, сохраняет определенную температуру, шлем защищает голову, позволяет дышать. Подчеркивает, что сейчас скафандры изготавливают из современных материалов, они более удобны и менее громоздки (демонстрирует фото на слайде). «Кто знает, как назывался корабль, на котором летал Гагарин? Как еще называют космические корабли?»

Воспитатель демонстрирует слайд с космической станцией, спрашивает детей «Кто знает, что это такое? Зачем в космосе космическая станция?»

Заключительная часть. «Как вы думаете, для чего человек изучает космическое пространство? Какую пользу космос приносит человеку? Как вы считаете, космос опасен для человека? В каких случаях?»

«Вы хотели бы полететь в космос?» «Какими качествами нужно обладать, чтобы быть космонавтом?»

Воспитатель ободряет детей, говоря им, что если у них будет большое желание и они приложат усилия, то их мечты о космосе обязательно сбудутся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Занятие о Дне космонавтики

– Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос.Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.До Луны не может птицаДолететь и прилуниться.Но зато умеет этоДе...

Тема космоса всегда интересна детям. Поэтому 12 апреля в день космонавтики воспитатели проводят праздники, конкурсы, познавательные занятия на тему: Космонавтика.

Мы предлагаем Вам провести для дошкольников познавательное занятие в форме тематической беседы.

Тематическая беседа ко Дню космонавтики «Человек поднялся в небо»

Цель : расширять и углублять знания дошкольников о космосе.

Задачи:

— познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным;

— расширить кругозор детей и развить их воображение;

— воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

Оборудование: картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К.Э. Циолковского, С.П. Королёва и Ю.А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Предварительная работа: беседы о звездах, планетах, космосе и космонавтах.

Воспитатель . Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах и бородах волшебников, на Коньке-Горбунке и волшебных стрелах...).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения — это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. В России, в середине прошлого века, боевую функцию ракете придал генерал артиллерии К.И. Константинов. Его ракеты могли преодолеть расстояние до трех километров.

Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К.Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля — наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом? Что вы знаете об этом человеке? Когда был совершен первый космический полет?

Взрослый выслушивает ответы детей, задает уточняющие вопросы.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало — начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты — Марс и Венеру. Послушайте, как о дне первого полета в космос говорит в своих стихах поэт Александр Твардовский.

Ах, этот день — двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын земли смоленской. Землей-планетой был усыновлен. Житель Земли, геройский этот малый,

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

Динамическая пауза «Космонавты»

Воспитатель показывает некоторые физические упражнения, вовлекая в свои действия детей.

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Дидактическая игра «Подбери рифму»

Чтобы внести разнообразие в беседу, проводится дидактическая игра «Подбери рифму».

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это... (солнце).

Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

— Спать ложитесь, поздно! —

Потому что мать — луна,

А дочурки... (звезды).

Буква А, буква А —

Алфавита голова.

Знает Вова, знает Света,

«А» похожа на... (ракету).

Воспитатель . Солнечное утро 12 апреля 1961 г. Ракета стремительно рванула в небо, оставляя за собой огненный след сгорающего топлива. Так с космодрома «Байконур» стартовал первый в истории космический корабль с человеком на борту. А первым космонавтом Земли стал наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.

Юрий Гагарин родился 9 марта 1934 г. Ничего необычного в судьбе этого юноши поначалу не было. О небе он мечтал с детства. Но кто из мальчишек тогда не хотел летать на самолетах? И Юрий стал летчиком-истребителем. А когда в 1959 г. узнал о наборе в отряд испытателей новой техники, тут же подал рапорт о зачислении. Отбор в космонавты был жестким: из 3000 добровольцев взяли только 20. Учитывалось все: крепкое здоровье, рост, вес, выносливость, знание техники... Началась подготовка. В барокамере создавали условия, которые должен был вынести человек при запуске ракеты. На бешено вращающейся центрифуге моделировали «космические» перегрузки, испытывая организм на прочность... Тренировки были очень тяжелыми. Но Юрий Гагарин все выдержал и даже шутил при этом, подбадривая своих товарищей. Главный конструктор всех первых космических ракет Сергей Павлович Королёв пригляделся к Гагарину и решил: «Вот этот спокойный, веселый парень и будет первым космонавтом». Так и случилось.

Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом. Американский астронавт Нил Армстронг, первый из землян, побывавший на Луне, так сказал о полете Юрия Гагарина: «Он всех нас позвал в космос».

Воспитатель предлагает к обсуждению следующие вопросы: Как вы считаете, ребята, что было сложного в первых космических полетах? Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт? Хотите ли вы сами стать космонавтами?

Звучит песня в исполнении Ю. Гуляева «Знаете, каким он парнем был...» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), во время которой дети рассматривают фотографии Ю. Гагарина в альбомах, посвященных освоению космического пространства.

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звездную открыл?

Пламень был и гром,

Замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал: «Поехали!»,

Он взмахнул рукой,

Словно вдоль по Питерской, Питерской,

Пронесся над Землей.

Видео. "Знаете каким он парнем был"

Беседа на тему: "День космонавтики"

Провела воспитатель: Тягушева Т.Н.

Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к космонавтам; учить восхищаться их героическим трудом, гордиться тем, что первым космонавтом был русский человек. Расширять представление о космических полётах.
2. Закреплять знания детей о том, что мы живём на планете Земля; в космосе есть другие планеты, звёзды, созвездия.

Цели:

1. Обогащать музыкальное впечатление детей. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
2. Продолжать закреплять умение отгадывать кроссворд, разбивать слова на звуки.
3. Продолжать развивать интерес детей художественной и познавательной литературе. Развивать творческую фантазию.

Материалы:
1. Иллюстрации на тему «Космос» (портреты космонавтов, виды ракет, спутников, звёздное небо, схема планет).
2. Запись песен о космонавтах («Я- Земля» В. Мурадели, Е. Долматов.)
3. Бумажные ракеты по количеству детей.
4. Макет с космонавтом и инопланетянами.

Часть 1.
Для положительного настроя детей на тему «Космос» провести игру «Ракеты».
На столе разложены бумажные «ракеты» на одну- две меньше чем детей.
Дети ходят по кругу, на слова «опоздавшим места нет» берут «ракеты».
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам,
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет-
Опоздавшим места нет.
Игру повторить 2-3 раза, каждый раз убирать 1-2 «ракеты». Предложить детям посчитать сколько детей и сколько «ракет», на всех ли хватает «ракет», если нет то насколько меньше их.
Беседа с детьми.
Воспитатель: Ребята, а знаете вы какой скоро будет знаменательный день?
Дети: 12 апреля «День космонавтики»
Воспитатель: показывает портрет Ю. А. Гагарина и спрашивает: Знаете ли вы, кто это? Расскажите, что вы знаете о Ю. А. Гагарине.
Дети: Ю.А.Гагарин был первым человеком, который полетел в космос. Он поднялся высоко – высоко над землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют лётчиками – космонавтами.
Воспитатель: Читает рассказ «Первый в космосе» В. Бороздин.
Воспитатель: Быть космонавтом не только почётно, но и очень трудно. Надо быть смелым, решительным, настойчивым, находчивым и самое главное всесторонне образованным.
Воспитатель показывает на иллюстрацию с ракетой и рассказывает: « Космический корабль оснащён очень сложной аппаратурой, и её всю космонавт должен отлично знать, чтобы уметь на ней работать, а в случае поломки – срочно починить. Космонавты летают в космос для проведения научно- исследовательских работ; исследуют климат Земли, другие планеты, изучают, как ведут себя растения в невесомости, и проводят много других полезных исследований. Воспитатель вместе с детьми рассматривает иллюстрации.
Вопросы к детям:
1) Назовите первую женщину космонавта (Валентина Терешкова)
2) Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос (Алексей Леонов)
3) Помните ли вы какие животные первыми полетели в космос? (собаки: Лайка, а затем Белка и Стрелка)
Воспитатель: О космонавтах сложено много стихов и песен.
Включает запись песни «Я – Земля» муз. В. Мурадели, слова Е. Долматова.
Задает вопросы по тексту песни.
Воспитатель предлагает детям отгадать кроссворд, задаёт загадки.

1.Океан бездонный,
Океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный
И необычайный,
В нём живут Вселенные,
Звёзды и кометы,
Есть и обитаемые,
Может быть планеты. (космос)

2. На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы обгоняя ветер
Несёмся на (ракете)

3. Жёлтая тарелка
На небе висит,
Жёлтая тарелка
Всем тепло дарит. (солнце)

4. Ледяной летит объект,
Хвост его полоска света,
А зовут объект – (комета)

5. Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт (луна)
Часть 2.
Физкультминутка: « Передай хлопок»
Дети встают в круг. Первый ребёнок делает хлопок перед собой, потом хлопает о ладонь соседа и так по кругу.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает звёздную карту.
Задаёт вопросы.
Найдите созвездие Большой Медведицы. Сколько звёзд в этом созвездии? (семь)
Какая самая яркая звезда в Северном полушарии? (полярная)
Сколько планет в солнечной системе? (семь)
Какие вы знаете? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн,
Уран, Нептун, Плутон.
Воспитатель: А какие есть ещё звёзды и созвездия мы узнаем из стихотворения В П Лепилова «Космическая сказка»?

Читает стихотворение.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем.
Вносит макет с «космонавтом» и «инопланетянами»,
С детьми рассматривают.
Представьте, что вы космонавты. Вы прилетели на незнакомую планету, где вас встретили инопланетяне. Они не знают земного языка и вы должны жестами показать, что вы с планеты Земля, прилетели с миром.
Дети импровизируют.
После игры воспитатель подводит итог, что нового и интересного узнали дети.
Итог:
1.Задачи и цели данной образовательной деятельности были практически все выполнены.
2. Все заданные образовательные области были реализованы.
3.Удетей был интерес к данной теме, они активно отвечали на вопросы.
4.У детей был эмоциональный –положительный настрой при прослушивании песни и при участии в игре.

Литература: 1. Цветков В.И. Космос. Полная энциклопедия/ В.И. Цветков. Ил. Н. Красновой. - М.: ЭКСМО 2005.