Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в семье учителя. Вероятно, поэтому читать он научился в 4 года, что для того времени было весьма рано: ведь на дворе стояли двадцатые годы двадцатого столетия. Семья будущего поэта и писателя проживала в то время в Калужской области, городе Мещовске. В городе протекала река Турея, куда маленький Валентин любил бегать с друзьми. Стихи он начал писать еще в детстве.

Война застала семью Берестовых в этом же самом городе. Затем была эвакуация и Валентин вместе с родителями оказался в Ташкенте. Ему было 14. Надо сказать, что ему очень повезло в Ташкенте: он познакомился с Надеждой Мандельштам, которая и представила его Анне Ахматовой. Затем — встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.

Чуковский остался очарован юношей. Он писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью.»

В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, затем аспирантуру Института этнографии. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки (Новгород, Хорезм). Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.

Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка» и другие.

Валентин Дмитриевич очень интересовался не только творчеством других писателей и поэтов, но и старался добраться до истоков их таланта. О пушкине он писал: «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича».

Не менее интересны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о Высоцком. В литературном наследии Берестова есть также и мемуары о детстве, воспоминания о знаменитых современниках — Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке и др. Валентин Дмитриевич занимался еще пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь - переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

Член Союза Писателей СССР. Лауреат Государственной премии СССР (1990). Почётный гражданин Калужской области (2000). Стихи Берестова высечены на каменной книге в городе Арпино (Арпинум), родине Цицерона (Италия).

В последние годы жизни писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой художницей и писательницей Татьяной Александровой. Составил (вместе с женой) «Избранное» по «Толковому словарю» В.И.Даля (издано в 2001 г.)

Годы ученичества в Ташкенте 1942-1944 г.г. Во время войны семья Валентина уезжает в эвакуацию в Ташкент. И это вынужденная поездка определяет его будущее. Нужно сказать, что именно Корней Чуковский во время войны в Ташкенте «открыл» Берестова, разглядев в нем талантливого подростка – поэта. Он спас ему жизнь и помог в дальнейшем. В своей характеристике, данной Берестову в 1943 году, К.Чуковский писал: «Этот 14-леткий хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков». Двадцать семь лет их знакомства дали нам одного из лучших детских поэтов XX века и оставили воспоминания о его талантливом учителе – К.Чуковском.
Стоит ли говорить, что этого человека направляли по жизни, такие люди, как Лидия Чуковская, Анна Ахматова и Алексей Толстой, Надежда Мандельштам. Всеволод Пудовкин видел в нем нового – послевоенного А.П. Пушкина, которого так ожидали в то время.


Пушкинистика: Эрудиция и знание отечественной поэзии Берестовым, поражала еще его школьных учителей. Рина Зеленая, так просто, восхищалась им. Не удивительно, что Берестову удалось сделать любопытные открытия в Пушкинистике и описать явление «лестница чувств», свойственное народному творчеству песенного жанра - фольклору, и используемое Пушкиным в своих произведениях.


История и Археология: Но прежде Берестов, окончив исторический факультет МГУ им. Ломоносова, стал археологом, побывал в многочисленных экспедициях на раскопках в Средней Азии (Хорезм, Тагискене и др.), Новгороде. Он учился вместе с В.Яниным, Ю.Раппортом, В.Седовым и другими. В прозе и стихах для детей нашли отражение и эти годы. Сохранились экспедиционные песни, которые и сейчас поют студенты, выезжая на раскопки.


Поэзия Берестова для взрослых – это иллюстрация эпохи, точно подмеченные штрихи, вызывают из памяти яркие образы, например: «В Москве служил Гаврила мэром, / Служил, пока не надоест. / И разрешил пенсионерам / Не тратить денег на проезд» или «Дай нам денег, «Логоваз»! / Тот ответил: - Много вас!».


«В нашу гавань заходили корабли»: Но помимо стихов Берестов сочинял песни, которые в последние годы звучали в программе авторской песни «В нашу гавань заходили корабли». Вместе с Э.Успенским, А.Анпиловым и другими он был постоянным участником этой передачи. Фрагменты передачи на видеоносителях хранятся в фондах музея.


Переводы: Произведения В.Д.Берестова переведены на многие иностранные языки, в том числе на английский, испанский, немецкий, французский, японский. В фондах музея хранятся некоторые из этих изданий.
В течение нескольких лет Валентин Дмитриевич занимался переводами с французского языка стихотворений бельгийского поэта Мориса Карема (1899-1978). В экспозиции представлены как французские издания «Короля поэтов», как титуловали Карема в Париже, так российские издания переводов В.Д.Берестова.


Современные детские поэты: В последние годы жизни Валентина Дмитриевича вокруг него собирались молодые поэты (его ученики), которые сегодня уже хорошо известны, среди них Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Виктор Лунин, Виталий Калашников, Михаил Яснов, Андрей Чернов, Олег Хлебников и многие другие. Книги этих авторов с дарственными надписями были подарены Литературному центру В.Д.Берестова РГДБ и теперь хранятся в фондах Литературного музея «В.Д.Берестов и его окружение» Гимназии № 1565 «Свиблово».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Берестов Валентин Дмитриевич (1928-1998) — русский детский поэт, писатель, переводчик.

Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».

Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал Валентин Берестов.

Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.

Первый сборник стихов Валентина Берестова «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича Берестова говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».

Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Валентин Берестов написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».

В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич Берестов много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.


Биография Валентин Дмитриевич Берестов русский детский поэт, писатель, переводчик. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в Калужской области. Читать будущий поэт научился в четыре года. В 1942 году, во время Второй мировой войны, семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. Там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова.1 апреля 1928Калужской области1942 Второй мировой войны ТашкентеНадеждой МандельштамАнной АхматовойКорнеем Чуковским


В 1944 году семья Берестовых перебралась в Подмосковье. Валентин Берестов закончил исторический факультет. В 1946 году, ещё в студенческие годы, Берестов впервые поехал на археологические раскопки. Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой


Первые произведения опубликовал в журнале «Смена» в 1946 г. Первый поэтический сборник «Отплытие» и первая детская книжка для дошкольников «Про машину» вышли в 1957 году. Затем читатели познакомились со сборниками стихов и сказок «Весёлое лето», «Картинки в лужах», «Улыбка», «Семейная фотография»и другие


Весёлое лето Лето, лето к нам пришло! Стало сухо и тепло. По дорожке Прямиком Ходят ножки Босиком. Кружат пчелы, Вьются птицы, А Маринка Веселится. Увидала петуха: - Посмотрите! Ха-ха-ха! Удивительный петух: Сверху перья, снизу - пух! Увидала поросенка, Улыбается девчонка: - Кто от курицы бежит, На всю улицу визжит, Вместо хвостика крючок, Вместо носа пятачок, Пятачок Дырявый, А крючок Вертлявый? А Барбос, Рыжий пес, Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет: "Не достал! Не достал!" Ходят ножки Босиком По дорожке Прямиком. Стало сухо и тепло. Лето, лето к нам пришло! Рассмешил ее до слез. Он бежит не за котом, А за собственным хвостом. Хитрый хвостик вьется, В зубы не дается. Пес уныло ковыляет, Потому что он устал. Хвостик весело виляет: "Не достал! Не достал!" Ходят ножки Босиком По дорожке Прямиком. Стало сухо и тепло. Лето, лето к нам пришло!


Дракон В дверь диетической столовой Вошёл дракон семиголовый. Он хором "Здравствуйте!" сказал И, улыбаясь, заказал: - Для этой головы, Пожалуйста, халвы. Для этой пасти - Прочие сласти. Для этой головки - Перловки. Для этой глотки - Селёдки. Для этой башки - Пирожки. Для этой рожи - То же. Для этого личика - Два сдобных куличика. Что ещё? Лимонада бутылку, Семь салфеток, ножик и вилку. Он руку над партою тянет и тянет... Он руку над партою тянет и тянет. Неужто никто на него и не взглянет? Не нужно отметок в журнал и в дневник. Довольно того, что он в тайну проник, Что чудо свершилось, задача решилась... Спросите, пожалуйста! Сделайте милость! Ёлочный шар Расцветает ландыш в мае, Астра осенью цветет, А зимою расцветаю Я на елке каждый год. Целый день лежал на полке. Все забыли про меня. А теперь вишу на елке, Потихонечку звеня. Всю елку до макушки Украсили игрушки! Вставайте в хоровод! Встречайте Новый год!