Есть ли мыслительные привычки, которые делают ? В конце концов, есть же денежные привычки, которые делают нас богаче, пищевые привычки, которые делают нас здоровее, рабочие привычки, которые делают нас продуктивнее. Так почему бы не существовать мыслительным привычкам, которые способны сделать нас умнее? Этим вопросом задались доктора философии Артур Коста и Бена Каллик. В результате проведенных исследований они определили такие привычки мышления.

Настойчивость

У людей, которые упорствуют, лучше срабатывает стратегия для решения проблем. Они систематически используют разные подходы, собирают отзывы и анализируют, что работает, а что нет, и соответственно меняют свой подход.

Настойчивость прямо-таки требует, чтобы вы чувствовали себя комфортно в неопределенности. Если вы занимаетесь , то зачастую не представляете конечного результата и то, сколько будете к нему идти. Но настойчивый человек не раздражается этим, ему интересен сам процесс.

Люди, которые упорствуют, продолжают искать способы достижения своих целей, даже когда чувствуют, что застряли.

Управление импульсивностью

Управление импульсивностью - это способность сдерживать импульсы в пользу достижения важной цели. Такие люди думают, прежде чем действовать. Вместо того чтобы просто реагировать на внешние стимулы, они размышляют о различных доступных вариантах и выбирают тот, который считают наиболее важным. А затем получают то, чего хотят.

Управление импульсивностью тесно связано с самодисциплиной. Речь идет о том, чтобы не спешить и оставаться спокойным, вдумчивым и осознанным.

Слушание с пониманием и эмпатией

Слушать других людей с пониманием и - это значит уделять внимание не словам, а тому, что стоит за ними.

Речь идет о посвящении душевной энергии мыслям и идеям других людей, уважении их точки зрения и попытке понять, с чем она связана, а также об умении поставить себя на их место.

Гибкость мышления

Гибкое мышление - это способность смотреть на проблему с нескольких ракурсов и перспектив. Умственно гибкие люди имеют возможность рассматривать несколько точек зрения. Кроме того, они могут передумать, когда получают дополнительные данные или информацию, которая противоречит их первоначальному заключению.

Думать о мышлении (метапознание)

Думать о своем мышлении - это способность сделать шаг в сторону от себя и наблюдать за своими мыслями. Это возможность увидеть как то, о чем и как вы думаете, влияет на то, что вы делаете, и на результаты, которые получаете.

Интеллектуальные люди оценивают качество своих . Если они придут к выводу, что делают ошибки в мышлении, то будут искать стратегии для устранения этих ошибок.

Стремление к точности

Стремление к точности означает семь раз подумать, после чего один раз отрезать. Таким образом, вы сводите к минимуму вероятность совершить ошибку. Вы изучаете правила, проверяете ошибки и обращаете внимание на детали. Кроме того, гордитесь своей работой и стремитесь к совершенству.

Люди, которые стремятся к точности, устанавливают высокие стандарты, и всегда ищут способы овладеть своим ремеслом в полной мере.

Постановка проблемы и умение задавать вопросы

Это значит постоянно оспаривать свое мнение и выводы. Например:

  • Какие у меня доказательства, что это правда?
  • Каковы мои предположения?
  • Что, если…?
  • Как бы я мог…?
  • Какие у меня есть альтернативы?

Сбор данных при помощи всех органов чувств

Информацию можно собирать при помощи всех органов чувств. Чем более обострены ваши чувства, тем выше качество решений, которые вы принимаете.

Кроме того, когда вы пытаетесь узнать что-то новое, попробуйте использовать как можно больше своих чувств. Например, если вы учитесь музыке, вслушивайтесь в песню, наблюдайте за музыкантом, играющим ее, прикасайтесь к музыкальному инструменту и почувствуйте вибрации, которые производит музыка.

Созидание, воображение, инновации

У каждого есть способность быть творческим, но многие люди подавляют свое творческое мышление. У умных людей есть способность генерировать идеи, отходить от нормы и быть оригинальными. Быть творческим - это значит замечать новые связи, быть готовыми пробовать новые вещи, искать новые решения проблем и расширять границы того, что считалось ранее невозможным.

Желаем вам удачи!

Мы часто недооцениваем силу и влияние на организм того, что мы едим. Кажется, что пища придумана только для того, чтобы поддерживать нормальное физическое состояние. Но на самом деле еда обладает удивительными целительными свойствами и может помочь улучшить не только физические данные, но и умственные способности. Да-да, вы не ослышались: потребляя правильную пищу, можно стать умнее.

Сегодня на западе появилась новая тенденция в питании под названием Clean Eating (дословный перевод с англ. яз. - чистое питание). Приверженцы этого направления условно делят всю еду на две группы. В первую входят продукты, которые приносят организму пользу, а во вторую - те, что дают только пустые калории . Соответственно, первые нужно есть обязательно, а вторые следует исключить из рациона.

«Чистое питание» предполагает потребление продуктов в целом, сыром и натуральном виде, без добавок и обработки, которые искажают их вкус. Этот подход также гарантирует, что питательные вещества, которые повышают мозговую активность и когнитивные функции, попадают в ваш организм и позволяют сохранять остроту ума и сосредоточенность. Мозг представляет собой сложную сеть из 100 миллиардов нервных клеток, которая требует правильного питания и благоприятной экологической обстановки для эффективного функционирования.

Существует много питательных веществ, необходимых для того, чтобы стать умнее, и в зависимости от возраста тех или иных веществ требуется больше. Итак, рассмотрим все возрастные отрезки и то, какие продукты полезно есть для ума именно в это время.

Детство и юность

К 5-6 годам мозг ребенка уже сформирован, хотя процесс развития продолжается и требует оптимального снабжения необходимыми витаминами и минералами. Исследования показывают, что школьники , в рационе которых достаточное количество полиненасыщенных жирных кислот Омега-3 , показывают лучшие результаты в чтении. А их дефицит связан с такими состояниями, как синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ), дислексия и расстройства аутистического спектра.

iconmonstr-quote-5 (1)

В подростковом возрасте мозг продолжает накапливать Омега-3 кислоты.

Помимо повышения уровня потребления Омега-3 полиненасыщенных кислот, эксперты советуют в этом возрасте спокойно употреблять насыщенные жиры и сахар , отсутствие которых может привести к нарушению нервных связей в гиппокампе (парная структура в головном мозге, которая отвечает за переход кратковременной памяти в долговременную и за способность удерживать внимание).

Что нужно есть

Рыба - лосось, скумбрия, тунец.

Растительное масло - особенно льняное и кунжутное.

Овощи - цветная капуста, брокколи, шпинат, фасоль.

Возраст от 20 до 30 лет

Развитие головного мозга продолжается примерно до 25 лет. При этом ученые предполагают, что мудрость действительно приходит с возрастом, но намного раньше, чем ожидалось. А мудрость, увы, часто достается непростым путем и сильно изнашивает системы организма. Учитывая это, витамин Е, содержащийся в орехах и авокадо , помогает снизить депрессивное состояние. В то же время фрукты и овощи поддерживают здоровье сосудов. Такой избирательный подход к питанию поможет справляться со стрессом, полноценно учиться и работать без серьезного ущерба для здоровья.

iconmonstr-quote-5 (1)

Безусловно, необходимо делать физические упражнения и вести здоровый образ жизни, чтобы поддерживать максимальную эффективность работы мозга.

Что нужно есть

Орехи - миндаль, фундук, кешью.

Ягоды - облепиха, шиповник, калина.

Сухофрукты - курага, чернослив.

Овощи - шпинат, щавель, авокадо, кукуруза, фасоль, горох.

Фрукты - гранат, яблоки, бананы, киви.

Средний возраст

Ученые и врачи отмечают, что деменция, которую в народе называют «старческим слабоумием», сегодня все чаще настигает людей в более молодом возрасте, по сравнению с тем, как это было раньше. Потеря памяти и неспособность узнавать являются настоящим бедствием, и эти симптомы могут проявиться уже в среднем возрасте. Таким образом, в этот период рекомендуется увеличить потребление Омега-3 , а также задуматься о том, какие продукты помогут поддерживать и даже улучшать память.

Что нужно есть

Зерновые - гречка, овсянка, пшено.

Орехи - кешью, кедровые, фисташки.

Бобовые - горох и фасоль.

Преклонный возраст

По мере того как человек становится старше, мозг его становится меньше, сильно теряет в весе, а еще в этом органе происходят всевозможные изменения, например, сокращается количество нейронов. В этот период крайне важно запастись витаминами A, C и E, а также селеном, чтобы уменьшить дегенеративные процессы, происходящие в головном мозге, и снижение познавательной способности . Было обнаружено, что докозагексаеновая кислота (ДГК) и эйкозапентаеновая кислота (ЭПК) значительно улучшают эпизодическую память, снижение которой как раз распространено среди пожилых людей.

Что нужно есть

Рыба - сельдь, лосось, треска, печень трески.

Растительное масло - подсолнечное, кукурузное, кунжутное.

Бобовые - фасоль, чечевица.

Крупа - ячневая, рис.

Овощи - брокколи, чеснок, шпинат, щавель.

Орехи - миндаль, арахис, фундук.

Фото: Legion-Media.ru, pixabay.com

Регулярные занятия спортом не только подтягивают тело, но и делают более гибким мозг! Не верите, что спорт может оказывать влияние на умственные способности? Тогда изучите доводы ученых в пользу этого факта.

Тренировка для памяти

Клетки мозга, как и мышцы, нуждаются в тренировках. Ученые выделили список спортивных дисциплин, положительно влияющих на память, это бег, разновидности аэробики и танцы. А прогулки пешком и езда на велосипеде способствуют улучшению запоминания иностранных слов. Кардиотренировки ускоряют процесс производства новых нейронов в гиппокампе, именно этот участок мозга отвечает за память, а также за способности к обучению и эмоции. Чем чаще вы занимаетесь спортом, тем проще вашему мозгу усваивать и запоминать новую информацию.

Концентрация внимания

Многие работодатели отмечают, что их сотрудники, занимающиеся спортом, являются более внимательными людьми и продуктивными работниками, ученые подтверждают правдивость этого наблюдения.

Регулярное получение физических нагрузок формирует и развивает исполнительные функции, то есть рабочую память, концентрацию внимания, последовательность, способность делать выбор.

Для того, чтобы стать лучшим работником месяца, не обязательно добиваться олимпийских рекордов, будет вполне достаточно четырех получасовых прогулок в неделю. Особенно хорошо прорабатывают концентрацию внимания гимнастика и балет, а также другие дисциплины, которые уделяют большое внимание правильному положению тела в пространстве. Безусловным лидером является йога, практики в равной степени развивают как тело, так и разум. Не нужно пренебрегать спортом для повышения внимательности, в США физические нагрузки используются в качестве альтернативы медикаментозному лечению для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Творческие способности и уровень IQ Физическая активность повышает выработку серотонина и усиливает приток кислорода к головному мозгу, благодаря этим двум обстоятельствам человек начинает мыслить более творчески. После каждой тренировки можно наблюдать подъем творческих способностей, он будет ощущаться еще несколько часов после тренировки. Физически активные люди, даже если они не занимаются спортом, будут предлагать больше интересных людей, чем их малоактивные коллеги. Шведские ученые провели масштабные исследования с участием более миллиона молодых людей и девушек в возрасте от 15 до 18 лет. Результат позволяет утвердительно постановить, что физическая активность и поддержание в форме сердечно-сосудистой системы являются факторами, повышающими интеллект.

Хорошее настроение

Для того, чтобы противостоять с усталостью и стрессом, пребывать в хорошем настроении, человеку нужны регулярные физические нагрузки. Тренировки повышают болевой порог и даже вносят изменения в структуру головного мозга. Люди, занимающиеся спортом, более склонны к хорошему настроению чем те, кто ведет малоактивный образ жизни. Спорт приносит в жизнь человека эмоциональную стабильность, когнитивную гибкость, а также уменьшает тревожность. Вопреки общеизвестному стереотипу, нервные клетки все-таки восстанавливаются, именно спортивная активность способствует их восстановлению.

Увеличение размера головного мозга

Регулярные тренировки увеличивают мозг не только в переносном, но и в прямом смысле. К такому выводу пришли ученые из Иллинойского университета, они провели интересный эксперимент, для участия в котором были отобраны 59 человек с крепким здоровьем, но малоактивным образом жизни. Участники были поделены на две группы по своему желанию, одна группа посещала занятия по аэробике, вторая - тренировки по стретчингу. Спустя полгода регулярных тренировок было отмечено, что у людей из группы, которая занималась аэробикой, было значительно увеличено количество серого и белого вещества в головном мозге, а также объемы самого мозга. У людей, посещавших стретчинг, таких изменений не наблюдалось.

Другие материалы

Докторант Йельского университета Мэтью Фишер и его коллеги Мэриел Годду и Фрэнк Кейл задали людям серию обманчиво простых вопросов. Они затрагивали темы, которые обычно кажутся понятными, но на самом деле ставят в тупик: например, причины возникновения фаз Луны и процесс изготовления стекла. Одним испытуемым разрешили подсмотреть ответы в интернете, другим - нет. Затем всем задали вторую серию вопросов на другие темы. Участники, которым поз­волили пользоваться интернетом, заметно переоценили свою способность верно ответить на новые вопросы.

Делает ли нас интернет излишне самоуверен­ными? Неужели мы не можем провести грань между тем, что хранится в нашей памяти и в интернете?

Фишер: Мы внимательно изучили, может ли доступ к интернету - этой громадной базе данных - вызвать иллюзию всезнайства. Даже если люди не находили в сети правильного ответа на вопросы из первой серии, они уверенно утверждали, что смогут ответить на последующие вопросы из другой области.

А вдруг они действительно знали ответы на вторую серию вопросов?

Распределение людей по группам было случайным, так что это маловероятно. Все потенциальные различия между участниками, например объем их знаний, таким образом сглаживались. По­этому единственное, что их действительно отличало друг от друга, - доступ к интернету во время работы над первыми вопросами.

В общем, все логично. Если я знаю, что моя машина обслуживается у механика, я буду более уверен в том, что она не сломается.

Здесь иная ситуация. Люди, рывшиеся в сети, выказывали большую уверенность не в том, что они смогут найти верные ответы, а в том, что знают их - что эта информация уже у них в голове. Как если бы доступ к услугам механика убеждал нас в том, что мы сами умеем ремонтировать автомобиль.

Как вы поняли, что люди думали, что уже обладают нужной информацией? Может, они считали, что им снова разрешат подсмотреть?

В ходе одного эксперимента мы просто поинтересовались у них, насколько хорошо они могли бы объяснить свои ответы без использования внешних источников информации. В ходе другого, не спрашивая их об уверенности в себе, мы сказали, что мозг людей, дающих правильные ответы, более активен. Затем, не требуя оценить степень уверенности по какой-либо шкале, показали им ряд снимков мозга с разным уровнем активности и попросили указать, какой из них соответствует работе их мозга при ответе на вопрос. Люди, имевшие доступ к интернету, упорно указывали на изображения с большей активностью.

Хитро.

Да, думаю, это наше изобретение.

И каков же механизм всего этого?

Существует множество исследований транзакционной памяти у партнеров. Представьте себе пожилую пару, вспоминающую свое первое свидание. По отдельности супруги мало что помнят, но сложив свои воспоминания, они создадут картину, которая будет больше суммы вкладов каждого их них. Похоже, что таким партнером по транзакционной памяти может стать компьютер. Человек плюс поисковая машина - это больше, чем человек и поисковая машина по отдельности. Но нам-то кажется, что мы все делаем сами. К тому же поиск в сети почти не требует усилий и практически всегда доступен. Благодаря ему мы не ощущаем своего невежества. Мы настолько плотно «подсели» на него, что путаем доступ к знаниям с обладанием ими. Интернет стал частью нас самих. Это своего рода «когнитивный протез».

Так ли плох этот протез? Это как бионическая рука - очень продвинутая вещь!

Но что происходит, если он не работает? Если мы не можем получить доступ к знаниям? Представители некоторых профессий должны обладать истинно глубокими познаниями, а не ­ложным ощущением всезнайства. Скажем, хирурги. Как минимум, надо выстроить наш мир так, чтобы, если уж эти люди опираются на интернет, он хотя бы не отрубался. Конечно, у сети есть неоспоримые преимущества. Мы просто полагаем, что у людей сдвигается баланс между самостоятельным изучением мира и хранением информации о нем вне собственного мозга. Чем больше мы используем интернет, тем сложнее понять, что же мы на самом деле знаем, в том числе насколько здраво мы оцениваем самих себя.

Как люди реагировали на результаты ваших изысканий?

Более бурно, чем я ожидал. Осталось так мало мест без доступа к интернету, что без него мы уже как без рук. В самолете или во время личного общения, когда невежливо пользоваться мобильными устройствами, нам чего-то не хватает. Мы вдруг чувствуем себя не такими уж умными. Но на самом деле мы и не были умными - мы просто поверили: если мы можем найти ответ, то, по сути, мы его уже знаем.

То есть интернет заставляет нас ощущать себя всезнайками? Но это я и так знал!

Психологи уже изучили феномен ­высказываний типа «Я всегда это знал». Когда некто авторитетный объясняет что-нибудь дилетанту, тот чаще всего отвечает: «Это же очевидно!» или «Да-да, я так и думал». Поэтому у психологов есть типичный прием - они объявляют людям результаты, прямо противоположные истинным. И люди говорят: «Ну да, все логично». Я мог бы сыграть с вами в эту игру и заявить: «Мы обнаружили, что при использовании интернета человек начинает считать себя глупее, ведь его знания по сравнению с всемирной паутиной ничтожны». И вы бы ответили: «Ну еще бы, конечно».

Постойте, а как я пойму, что вы так не поступили? Каковы же результаты на самом деле?

Перед вами данные исследования.

Почему вы заинтересовались именно этой темой?

Это был любопытный практический способ изучить тему, которая меня очень волнует: метакогнитивные знания, то есть способность человека оценить, насколько хорошо он может объяснить явления окружающего мира. Эмоциональная вовлеченность порождает иллюзию знания. Это часто происходит в политике: нам начинает казаться, что мы лучше, чем на самом деле, понимаем чью-либо аргументацию. Наши исследования показали, что, когда студентов просят оценить свои знания по конкретным темам, наименее точными оказываются их оценки, касающиеся профильных предметов. Если мы чем-то увлечены, нам приятно думать, что мы знаем об этом намного больше, чем в действительности.

В интервью я точно разбираюсь лучше многих!

Не сомневаюсь, что вам так и кажется.

Он продлевает жизнь и считается первым признаком интеллекта и хорошего самочувствия. Не зря про тех, кто болеет или переживает трудные времена, говорят: если можешь шутить, значит, пошел на поправку. А как еще смех облегчает нашу жизнь?

1. ДЕЛАЕТ НАС УМНЕЕ

Смех улучшает не только настроение, но и внимание, мотивацию и память. Сотрудники Стэнфордского университета обнародовали результаты эксперимента, участникам которого показывали комиксы. Оказалось, что рисунки, вызывающие у аудитории хохот, активируют лимбическую систему, «отвечающую» за способность усваивать новую информацию. Ей помогает дофамин, известный как «гормон радости». Он поддерживает стремление сворачивать горы на пути к заветной цели и заряжает энергией, необходимой для новых свершений.

2. ПОМОГАЕТ В ЛЮБВИ

Интеллект (не рост и не цвет волос) — один из самых главных параметров, по которым мы выбираем себе партнера. Умные мужчины, как правило, лучше зарабатывают и реже поддаются соблазнам. Но не носить же на каждую встречу с новым знакомым журнал с головоломками и тестами на IQ для немедленной проверки!

Мужчинам нравятся девушки, которые смеются над их шутками, а не придумывают собственные

Оценивая своего избранника, проще всего ориентироваться на его чувство юмора. При этом, даже если ваш новый знакомый не уступит в остроумии Ивану Урганту, самой тебе не обязательно рассказывать анекдот за анекдотом. Сразу несколько психологов — Эрик Бресслер, Сигал Болшайн и Лиана Хоун — обнаружили, что мужчинам нравятся девушки, которые смеются над их шутками, а не придумывают собственные.

3. РАЗВИВАЕТ ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Допустим, вам надо написать программу урока или статью для журнала, а муза отлучилась по делам. Уж полночь близится, завтра рано вставать, но вдохновения все нет. Вызвать состояние, при котором можно закричать: «Эврика!», помогут Youtube-ролики с забавными животными или подборка приколов в интернете.


Чтобы разбудить креативность, достаточно посмотреть кинокомедию

Исследователь Каруна Субраманьям из Северо-Западного университета (США) выяснила: участники эксперимента, которые только что посмеялись над комедией или анекдотами, значительно лучше решали креативные задачи, чем те, кто смотрел ужастик или слушал лекцию по физике. МРТ-диагностика показала: творческие прорывы — результат активности мозга в передней поясной коре. Во время веселья она гораздо быстрее возбуждается, а значит, работает эффективнее.

А еще смех ослабляет власть стереотипов и шаблонов мышления и дает нам возможность находить неожиданные связи между явлениями.

4. ЗАРАЖАЕТ ВЕСЕЛЬЕМ ТЕХ, КТО РЯДОМ

Подхватить можно не только грипп, но и хорошее настроение. Стоит кому-то расхохотаться, и эта реакция передается окружающим как по цепочке. Ученые который год бьются над разгадкой данного феномена и выдвигают одну гипотезу за другой.

Например, доктор психологии Райан Гадзола предположил, что дело в особой категории нейронов в нашем сером веществе. Они называются зеркальными, и из-за них мы и отвечаем улыбкой на улыбку или хором зеваем на скучных совещаниях, то есть испытываем эмпатию. Нейроны создают своеобразный «смехометр», и он срабатывает, когда мы оказываемся рядом с весельчаками. Наверное, именно поэтому в одиночестве человек смеется примерно в тридцать раз реже, чем в компании.

5. ЛЕГКО ОБЪЕДИНЯЕТ

Если вы хотите растопить лед в сердце собеседника, вызовите у него улыбку. Для этого вовсе не обязательно быть стендапером. Исследования Роберта Провайна, профессора Мэрилендского университета, демонстрируют, что в 80% случаев смех вообще не связан с чьими-то остроумными высказываниями.

Чаще всего мы радуемся в ответ на банальные комментарии, вроде «Как здорово ты говоришь на английском! Как будто росла в Оксфорде!». Стимул для положительных эмоций — искреннее внимание.

психолог