В лепописях Москва упоминается с1147 года. На Боровицком холме при впадении реки Неглинки в Москва-реку был возведен деревянный кремль. Во второй половине Х1У века Дмитрий Донской стороит кремлевские стены и храмы соборной площади из белого камня(отсюда –«Москва белокаменная»)

Вторая половина ХУ века стала временем освобождения от монголо -татарского ига, завершения формирования общерусского государства. Подъем развития монументального строительства, связан с объединением русских земель вокруг Москвы. И связан с перестройкой Московского кремля «под огневой бой» из красного кирпича. Приглашены итальянские мастера и совместно с русскими мастерами старые стены общей длиной 2 км. были заменены кирпичными(1485-1516). Неприступные, завершенные ласточковидными зубцами стены достигали высоты 10-17м, дополнялись мощными квадратной или круглой формы в плане башнями.Всего башен 20 и каждая в зависимости от своего назначения имеет название: Арсенальная, Водовзводная, Тайницкая, Набатная, Спасская и т.д. Расположенный на холме окруженный-с трех сторон водой Московский кремль стал самой крупной в Европе крепостью.

Успенский собор Московского Кремля

Деревянный Успенский собор на площади Кремля был построен еще в Х11 веке На территории Кремля начинается и перестройка деревянных соборов.

Перестроен в камне архитектором Аристотелем Фиорованти из Болоньи (1475-1479)По настоянию Ивана 111 за образец был взят Успенский собор из Владимира.Расчлененые лопатками стены собора украшены аркатурным поясом.Венчает собор могучее пятиглавие.Общая цельнось и геометризм, регулярность членений, самостоятельность фасадных композиций придали собору характер официального, монументального сооружения. Фиорованти использовал новые строительные приемы (использование железа для связи, кладка сводов в один кирпич, особо крепкую известь- цемент).Внутреннее пространство оформлено как огромный торжественный зал, а массивные столбы поддерживающие своды выполнены как колонны, т.е. круглые в плане.Успенский собор на долгие годы стал образцом для подражания.

Интерьер собора представляет собой обширный светлый зал с круглыми столбами- опорами.Такое решение интерьера вызвано тем, что собор был главным общественным зданием государства, в не отмечались знаменательные события.Росписями собора занимался Дионисий с учениками и так как собор очень скоро стал главным собором Руси – сюда были перевезены самые главные православные святыни, выдающиеся иконы.

Златоглавый Успенский собор является центральным сооружением всей Москвы того времени.Декоративные моменты на фасадах ограничены аркатурным фризом опоясывающим собор на половине его высоты.

Архангельский собор Московского кремля

Первоначальный собор расписанный Феофаном Греком «по ветхости » был в 1505 году перестоен итальянским архитектором Алевизом Новым из Венеции. Пятиглавый собор в основе которого лежит древнерусская художественная традиция по своей нарядности и необычности отделки одновременно напоминает дворцовые здания типа «венецианских палаццо».Алевиз Новый украсил закомары белокаменными резными раковинами, лопатки разделяют пучки пилястр, порталы обильно украшены резным растительным орнаментом.Многие элементы украшения собора были использованы при строительстве других кремлевских построек: Грановитой палаты, Благовещенского собора, Теремного дворца.

Расписывался храм постепенно многими иконописцами в том числе и Симоном Ушаковым. Целая портретная галерея проходит перед посетителями – великие князья Киевской и Владимиро-Суздальской Руси, удельные московские князья. Это, конечно,не портреты, а «воображенные подобия», образы похороненных в соборе князей объединенные в красочную процессию.

Ощущение триумфальности соборного ансамбля подчеркнуто архитектурой великокняжеского дворца и Благовещенского собора (сохранившийся иконостас написан Андреем Рублевым,Феофаном Греком и Прохором с Городца).

Во второй половине ХУ века сложился комплекс Большого Кремлевского дворца, который представлял собой живописную группу каменных и деревянных корпусов.Ассиметричная многообъемная композиция дворца была обусловлена традициями русской деревянной архитектуры. хорошо сохранилась Грановитая палата(1487-1491)

Завершает ансамбль Соборной площади Московского кремля колокольня Ивана Великого построенная архитектором Бон Фрязиным.высота колокольни 81м, первоначально она была не просто колокольней но и сторожевой и пожарной башней.

ХУ1 век-период строительства и обновления крепостных сооружений на Руси..Построены каменные кремли Нижнего Новгорода, Смоленска, Тулы,Пскова и др.и монастыри: Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев, окруженные мощными стенами, они образовывали внушительные оборонительные сооружения и одновременно черезвычайно живописные комплексы.

Интенсивность и полнота жизни привела к появлению новаторских направлений. Речь идет о шатровых храмах.

Шатровая церковь Вознесенья в Коломенском

Деревянные церкви с высокими кровлями –шатрами в России строили издавна.Но в каменном зодчестве господствовали сводчатые перекрытия. Каменный шатер появился в ХУ1 веке В селе Коломенском под Москвой была построена первая каменная шатровая церковь. Своеобразная композиция церкви восходит к традициям русского деревянного строительства Севера.

Высота шатра церкви в Коломенском 28 метров, а всей постройки - 62.В плане храм представляет собой равноконечный крестс 12-тью углами и по конструкции он представляет единый объем без опор внутри.Все архитектурные детали подчеркивают устремленность движения вверх, перетекания объемов от яруса к ярусу. Ритм вытянутых острых декоративных треугольников(«щипцов»),узких граней крещатого основания продолжается тройными килевидными кокошниками, которые создают плавный переход к восьмигранному ярусу и перекрытию. Стремительно взлетающий шатер храма украшен легкой сеткой из белокаменных бусин. Храм поставлен на высокий постамент первого этажа окруженного галереей,что усиливают впечатление легкости.

Храм Василия Блаженного

В ознаменование победы над Казанским ханством в середине ХУ1 века построили храм на Красной площади в Москве. Только что засыпали ров между Москвой –рекой и рекой Неглинкой, проходивший у стен кремля и образовалась Красная площадь.Храм имеет два названия –Храм Василия Блаженного и Храм Покрова Богородицы «что на рву».

Заказчиком был сам Иван Грозный, а зодчими псковские мастера Постник и Барма Композиция храма необычна.На широком обрамленном аркадой подклете (первый этаж)поставлено 9 храмов- приделов (,отсюда название. «девятипридельный» и два имени.т.к. каждый придел был посвящен одному из святых) .Центральный из них – шатровый.Он является осью композиции. Восемь других - расположены вокруг и украшены фигурными луковичными главками.Причудливый силуэт храма кажется необыкновенно сложной постройкой. На самом же деле зодчие всего- навсего прибегли к повторяемости восьмигранника и полукружья. Этот прием в сочетании с обильной декоративностью создают чрезвычайно динамичный удивительно живописный образ. Сложный ритм девяти отдельно стоящим на единой платформе объемов увенчанных красочными луковичками обилие деталей архитектурных и живописных яркая полихромная раскраска –все это не имеет аналогии в русском искусстве.

23 июля 1969 года в Алма-Атинском зоопарке, в семье диких индийских слонов, подаренных Казахстану самим премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, родился слоненок, получивший красивое имя Батыр – аналог русского «богатыря». Далее Батыр был перевезен в зоопарк Караганды, где подросшему слону предстояло не только прожить больше двадцати лет, но и удивить своими уникальными талантами весь мир.

Первыми необычные способности слона заметили, естественно, служители зоопарка. Случилось это в конце 1977 года, как раз под Новый Год. Батыр словно нарочно подгадал к празднику, во время которого и должны свершаться разные чудеса. И это, действительно, было настоящим чудом: во время кормления и уборки рабочие зоопарка услышали вполне отчетливое: «Батыр пить!» За первыми словами последовали и другие: «Батыр – молодец!», «Батыр хороший!».

Умел воспитанный слон и «культурно» представиться – говорил: «Я – Батыр!». Кроме того, Батыр подражал лаю собак, скрипу дверей и некоторым другим звукам. Довольно быстро выяснилось, что слон не лишен и своеобразного чувства юмора. Поскольку мог не только причитать «ой-ой-ой!» после того, как «насыпал кучу» в клетке, но и пользовался ненормативной лексикой. Например, в 80-х местные казахские телевизионщики решили снять о необыкновенном слоне документальный фильм и, естественно, записать его «разговоры». Несмотря на все ухищрения, Батыр упорно отмалчивался, а затем, видимо, устав от назойливых документалистов, очень внятно и отчетливо …послал их. По понятным причинам запись в фильм не вошла.

Первым и, наверное, единственным человеком, с которым Батыр всегда был готов поболтать, оказался Алексей Погребной – научный сотрудник Карагандинского зоопарка. Хотя, по некоторым источникам, первой, кто услышала от слона человеческие слова, была заведующая секцией копытных животных Елена Белоусова. Как бы оно ни было, но именно Погребной чуть ли не день и ночь находился рядом с Батыром, держа под рукой микрофон, подключенный к магнитофону. Как выяснил Алексей, по ночам, в тишине, слон разговаривал гораздо чаще и охотнее, чем при свете дня. Так же выяснилось, что Батыр произносит слова вполне осмысленно – если он говорил: «Батыр – пить…», то он действительно хотел пить!

На Батыра и на казахский зоопарк свалились известность и слава. Правда, иногда слава имела некий коммерческий оттенок: однажды труппа выступавшего в Караганде чехословацкого цирка предлагала обменять уникального говорящего слона на группку редчайших и дорогих карликовых мартышек…

Журналисты и телевизионщики приезжали в зоопарк чуть ли не каждый день, но везло далеко не всем – слон мог порой молчать и месяцами. Произносил же слова Батыр с помощью пальцевидного, необычайно чувствительного отростка на конце хобота, закладывая его в рот особым образом. По словам А.Погребного, Батыр произносил более двадцати слов на русском и на казахском языках – это не считая множества подражательных звуков вроде скрипа дверей.

Здесь необходимо заметить, что звукоподражание среди млекопитающих – великая редкость. Обычно слова, исходившие «из уст» Батыра были лишены какого-либо эмоционального окраса. Но порой можно было без труда различить и тревожные, и ласковые, и даже ироничные нотки. Свое имя, как правило, слон произносил чаще и отчетливее всех других слов…

Как водится, о необычном слоне много писали и говорили. Причем, иногда недобросовестные обыватели и журналисты сочиняли и откровенно лживые небылицы. Например, говорили о том, что Батыр, якобы, чуть ли не каждый день выпивает ведро водки и после этого начинает отчаянно материться. Выдумками оказались и приписываемые слону политические высказывания – никогда Батыр не говорил: «Слава КПСС!»

Жилось Батыру, честно говоря, не очень-то весело. Свежие овощи и фрукты большую часть года были недосягаемой мечтой, а зимой из овощей можно было достать разве что соленую морковку. Во времена перестройки зоопарк едва сводил концы с концами, стараясь выжить. Порой сотрудникам приходилось брать домой новорожденных зверей и кормить, отрывая кусок от довольно скудного рациона своих семей. Иногда приходилось кормить хищников их же товарищами по неволе – так, например, пришлось заколоть дикого кабанчика Бориску.

Вдобавок у Батыра в ту пору болели зубы и слон буквально не находил себе места в тесном холодном вольере. Зубы вылечили, но, к сожалению, слона спасти так и не удалось – в 1993-м году Батыр умер от какой-то болезни. Ветеринары записали в свои бумаги, что 23-летний слон умер вследствие урологического заболевания». Обычно же, при благоприятных условиях, собратья Батыра доживают иногда до восьмидесяти лет…

О чем же Батыр хотел сказать людям? Об этом можно, пожалуй, только догадываться. Возможно, слон хотел рассказать, как он тоскует о веселых и зеленых джунглях, которых никогда не видел. Или о подруге, которая помогла бы сделать его жизнь чуточку более радостной и осмысленной. А может быть, и о том, что жизнь в неволе – какая бы сытная она ни была, - никого и никогда не может сделать счастливым…

Звукоподражание является редкостью среди млекопитающих, а сообщения о подобных случаях среди слонов вообще единичны.

Матершинник Батыр из Карагандинского зоопарка

Индийский слон из Карагандинского зоопарка по кличке Батыр родился 23 июля 1969 года в Алма-Ате от диких слонов, самки по кличке Пальма и самца по кличке Дубас.

По сообщениям сотрудников зоопарка и других свидетелей, Батыр (богатырь на казахском языке) обладал способностью подражать звукам окружающего мира — речи людей, лаю собак и другим звукам.

Чтобы произносить слова, слон закладывал хобот в рот, сплющивал его — получался звук. Он научился говорить часто повторяемые ему фразы: «Батыр — молодец», «Батыр — хороший». Мог представиться: «Я — Батыр». Кроме того слон подражал лаю собак, вслух считал до трех, а если был чем-то недоволен, то гудел: «Ой-ой-ой!» Голос человека Батыр имитировал довольно четко. Ощущение было такое, что звук идет из пустого сосуда. «Поговорив» таким образом несколько лет, Батыр снова замолчал. Умер слон 26 августа 1993 года в Караганде.

Случай Батыра быстро оброс слухами и легендами, многие из которых имели источником сообщения сотрудников зоопарка, затем попали в заметки средств массовой информации.

Газеты того времени писали: "...беседовать Батыр начинал только после того, как ему в ведро с водой вливали пару бутылок водки". Словарный запас у слона был особенный, в нем было много нецензурных слов. И немудрено, ведь его наставниками были рабочие зоопарка. Правда, иногда Батыр мог позволить себе сказать и вполне безобидные фразы. Например, «Батыр хороший» или «Еще буду», но и они приправлялись солидной долей непечатных выражений.

Однажды корреспондент республиканского радио попытался сделать репортаж о говорящем слоне, но смонтировать пленку не удалось — разговор получился опять же нецензурный.

Так же сообщалось, что Батыр мог имитировать человеческую речь в ультразвуковом диапазоне частот (свыше 20 кГц), хотя известно, что верхний частотный предел слышимости слонов составляет не более 12 кГц, а издавать они могут звуки не выше 150 Гц.

Зоолог Чен Кап, работающий в зоопарке города Инчхон, говорит, что странные звуки из слоновьего вольера начали доноситься еще два года назад (ред. 2006 г.)


Говорящий слон Косики (Kosik) из южнокорейского зоопарка (фото img.hani.co.kr)

Я обучал нашего пятнадцатилетнего слона Косики разным трюкам. И заметил, что животное пытается повторять слова, которые я произношу во время дрессировок, - "да", "нет", "лежать", "сесть", и четыре других фразы.

Горло слона не может издавать человеческие звуки. Но умный Косики догадался: если засунуть в рот хобот, то слова можно в прямом смысле выдуть, словно на трубе. Как у него это получается, пока точно не ясно. Но, по мнению зоологов, все дело в маленьком пальцевидном отростке на конце слоновьего хобота и вибрациях между ним и языком. Примерно, как человек свистит, засунув в рот два пальца.

Говорящий слонТарра (Tarra)

Слон по кличке Тарра (Tarra) может не просто "трубит", а издавать иные, не привычные для слонов звуки. Тарра также может имитировать лай собаки.

Хотя было доказано, что у слонов действительно есть чувство самосознания и они могут решать задачи с использованием инструмента, вопрос о способности к выразительной речи (в отличие от звуковой мимикрии) еще не полностью решен.

Искуственник. Родился у диких слонов, рождённых в природе, самки по кличке Пальма и самца по кличке Дубас .

Уникальная особенность животного - умение подражать человеческой речи и общаться со служителями зоопарка, прося воды или хвалясь собой. Феномен известен во всём мире благодаря публикациям в (зачастую ироничным - выдававшим желаемое за действительное и приукрашая домыслами), а также книгам о поведении животных и научно-практическим конференциям. Многие стремились приехать и посмотреть на диковинку. Одна из трупп чехословацкого цирка была в восторге и желала приобрести слона, предлагая взамен очень редких карликовых , но сотрудники зоопарка от обмена отказались. Изучением слона и его коммуникативной способности занимался А. Н. Погребной-Александров (исследователь феномена и автор многих публикаций о нём). Информация о ней впервые была опубликована в году. Первый, единственный и исключительный случай из жизни животного мира на тот период времени произошёл в .

По сообщению доктора наук, Погребного-Александрова: «трубные звуки слоны произносят через хобот - подняв его над головой; Батыр, наравне с трубными звуками, произносил слова (в том числе и неформальной речи) манипулируя концом хобота заложенного в рот, сбоку - у основания, прижимая его нижней челюстью и манипулируя языком. Язык слона имеет особенность двигаться на любой его поверхности (в отличии от человеческого языка) и не имеет большой шероховатости - шелковистой, на ощупь. Кроме того, стоя спокойно в углу вольера (часто по ночам), со свисающим расслабленным хоботом у основания и по всему его периметру, произносил слова очень тихо - как ультразвуковые приборы от москитов или писк комаров, который человеческий слух различает только до примерно 40-летнего возраста. Лишь самый конец хобота был зажат внутрь и слон производил незначительные движения пальцевидным отростком на кончике хобота. Необходимо заметить, что этот „палец“ у слонов очень чувствителен и при помощи него животные могут подбирать очень мелкие предметы».

Впервые на способности слона обратили внимание сотрудники зоопарка, зимой - под Новый год, года.

Во время наблюдения за слоном были произведены аудиовизуальные записи. Часть материалов о слоне хранится в ().

Слон Батыр произносил около 20 слов на русском и казахском языках, подражательных звуков и коротких фраз (даже употреблял ненормативную лексику).

Полный список слов и словосочитаний, которые Батыр произносил:

  • «Баты́р» - отрывисто (хобот во рту);
  • «Я» - очень отрывисто и в сочетании со своим именем, при длительном, хвалебном произношении, так что «Я-Баты́р» , звучало почти слитно;
  • «Ба́ты́р» - задумчиво-ласково и протяжно (хобот во рту);
  • «Батыр, Батыр, Батыр…» - радостно бегая по вольеру (хобот во рту);
  • «Воды́» (хобот во рту);
  • «Хоро́ший» (хобот во рту);
  • «Батыр хоро́ший» (хобот во рту);
  • «Ой-ё-ёй» (очень звонко - хобот во рту);
  • «Дурак»
  • «Плохой» - редко (хобот во рту);
  • «Батыр плохой» - редко (хобот во рту);
  • «Иди́» (хобот во рту);
  • «Иди (на) хуй» - первый и единственный раз во время съёмки телепередачи (хобот во рту);
  • «Хуй» - редко и отрывисто (хобот во рту);
  • «Ба́-ба» (хобот во рту);
  • «Да́» (хобот во рту);
  • «Дай» (хобот во рту);
  • «Дай-дай-дай» (хобот во рту);
  • свист человека ;
  • слова человеческой речи, произносимые на уровне ультразвуковой частоты;
  • имитация резкого, противного скрежета или по стеклу;
  • писк крыс или мышей;
  • естественные трубные звуки слонов.

Все остальные слова, приведённые в - вымысел и интерпретация пересказов.

Литература

  • «Самая правдивая история или… - Кто говорит? Слон?!» 1979-1993 ISBN 0972126600
  • «Reincarnation-Перевоплощение» 2001 ISBN 097212666x
  • «Говорящие животные» 2001 ISBN 5879690865
  • «Говорящие птицы и говорящие звери» 2005 ISBN 5944290161

Медия

  • Учебный документальный фильм «Кто говорит? Слон…»; - ()