þ Дома вы должны были повторить разделы русского языка. Предлагаю проверить свои знания. Делимся на группы. Всем группам предлагается одно «дождь». Выполните задание в группах, предварительно прочитав инструкции.

1. Исследование 1 с точки зрения разделов лексика и лексикология (1 группа).

þ Что такое дождь мы уже сказали. А если мы хотим найти более точное значение слова, где его можно найти?

Слово «дождь» является многозначным?

þ Как называется раздел науки о языке, который изучает способы образования слов?

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов (приставка, корень, суффикс, окончание)?

Из перечисленных слов назовите только однокоренные слова (см. слайд 8).

Выполните разбор по составу, то есть морфемный анализ следующих слов на выбор (см. слайд 8).

þ Проверим по эталону.

Как образовались данные слова?

4. Исследование 4 с точки зрения раздела фонетики .

þ Действительно русский язык полон загадок. Пишем мы слова совсем не так, как произносим.

Какой раздел русского языка изучает звуки?

Назовите правильную транскрипцию слов.

Проверим свое предположение, выполнив фонетический разбор.

Исследование 5. Синтаксис.

Составьте предложение со словом дождь.

Я тоже составила предложение, но оно рассыпалось. Вот оно (см. слайд 10). Составьте предложение.

Назовите из данного предложения словосочетания: сущ.+ прил., глаг.+сущ.

þ Какой раздел русского языка мы оставили без внимания?

Что изучает этот раздел?

Посмотрите на экран. Что видите?

Как вы считаете, все ли морфологические признаки мы знаем?

þ Назовите тему нашего урока. Что мы будем исследовать?

Сформулируйте цель исследования. Для чего нам необходимо это исследование?

Посмотрите в свои алгоритмы. Как мы должны исследовать морфологический разбор имени существительного?

Прежде чем высказать гипотезу, давайте подумаем, сможем ли мы выполнить морфологический разбор имени существительного прямо сейчас? Почему?

Давайте предположим, когда мы можем выполнить морфологический разбор имени существительного?

А еще? О чем вам говорят числа на экране?

Теперь мы готовы сформулировать гипотезу.

Мы определили тему, цель, задачи, гипотезу нашего исследования. Пришла пора отдохнуть. Физминутка «Бурундуки»

Тип урока: комплексное применение знаний.

Цель урока:

1.Формировать навыки самостоятельного применения знаний об именах существительных в стандартных и нестандартных ситуациях.

2. Развивать самостоятельность мышления, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля.

3. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” 4 класс (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В.Бунеева, О. В. Пронина).
  • Карточки с индивидуальными заданиями.
  • Карточки для работы в группах.
  • Индивидуальные абаки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Кто же хочет получать
Только лишь оценку “пять”?

II. Языковая разминка (письмо по памяти).

Лежат на качелях
Два жёлтых листка,
И ветер качели
Качает слегка.

1. – Прочитайте четверостишие про себя.

Сколько здесь предложений?

Почему в этом предложении стоит запятая?

Прочитайте первое простое предложение. Второе.

Назовите орфограммы в каждом слове, объясните их.

2. Орфографическое чтение хором.

3. Повторение с закрытыми глазами.

4. Запись по памяти.

5. Проверка.

Подчеркните орфограммы.

Назовите и подчеркните грамматические основы.

Составим схему этого предложения.

Укажите знакомые части речи.

Какое слово в предложении употребляется только в форме множественного числа?

Определим падеж имён существительных.

Как определить падеж имён существительных?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Повторение. Актуализация знаний.

1. Игра “Узнай падеж” (ответы показывают на индивидуальных абаках).

Нет (Р. п.)

Кому (Д.п.).

О, об (П.п).

Два предлога (Д.п.)

Подлежащее (И.п).

Без предлога не употребляется (П.п).

- “Щедрый падеж” (Д.п.).

Падеж работяга (Т.п.).

Что? (И,п., В.п.).

2. Упражнение в определении падежей имён существительных.

Послушайте стихотворение. Постарайтесь запомнить имена существительные.

Зимняя бахрома.

На сосне и на берёзе – бахрома:
Белой пряжей их запутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на берёзе и сосне.

Какие существительные запомнили?

Определим падеж этих существительных.

(На) сосне – П.п., (на) берёзе – П.п., бахрома – И.п., пряжей – Т.п., зима – И.п., весне – Д.п., пряжу – В.п.

Существительные в каком падеже не встретились?

На какие вопросы они отвечают?

Поставьте существительные в начальную форму и запишите столбиком в тетради.

  • сосна
  • берёза
  • бахрома
  • весна
  • пряжа

Что объединяет эти существительные?

(Все они 1 склонения, Ж. р).

3. Самодиктант.

Запишите по 6 существительных 2-го и 3-го склонения.

Проверка в парах.

Какие существительные относятся к1, 2, 3-му склонениям?

Как определить склонение имён существительных?

V. Физкультминутка.

VI. Комплексное применение знаний об именах существительных. Морфологический разбор имён существительных.

1. Обобщение. Работа в группах.

Что такое постоянные признаки имён существительных?

Какие признаки называются непостоянными?

Выпишите по группам постоянные и непостоянные признаки существительных.

Проверим ваши работы.

2. Знакомство с алгоритмом морфологического разбора (выполнение упражнения 166 с. 97).

1) Сегодня знания об имени существительном помогут нам выполнить разбор как части речи.

Прочитайте текст про себя.

Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Отрывок из какого произведения мы прочитали?

(К. Паустовский “Кот Ворюга”.).

Найдите и подчеркните все имена существительные (читаем по предложениям).

Рассмотрите образец разбора. Что нового появилось в разборе?

2) Работа с комментированием (на доске и в тетрадях).

3) Самостоятельная работа (3 сущ.).

4) Взаимопроверка.

3. Работа в группах. Творческое задание.

Подберите по 3 существительных, которым подходит следующая характеристика:

1. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 1-го склонения, единственного числа, в Винительном падеже.

2. Существительное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения,единственного числа, в Именительном падеже.

3. Существительное, неодушевлённое, женского рода, 3-го склонения, множественного числа, в Предложном падеже.

Составьте предложение с каждым из существительных, постарайтесь, чтобы предложения были связаны между собой по смыслу.

VII. Итог урока.

Могут ли существительные одного и того же рода относится к разным склонениям? Приведите примеры.

При перечислении признаков имён существительных, какие называют сначала, а какие потом?

Что нового вы узнали сегодня?

Что понравилось на уроке? Кто доволен своей работой?

VIII. Домашнее задание.

Выполнить упр. 167.

Запомнить алгоритм морфологического разбора имён существительных.

Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.

Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор

имени существительного

(учитель Костырина Л.А.)

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах,отработать умения и на

выки в определении падежей существительных и правильном употреб

лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ.

2. Словарный диктант

Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.

Поставить ударение;

Подчеркнуть гласные;

Указать безударные гласные;

Найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;

Указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Что такое имя существительное?

Какие морфологические признаки оно имеет?

Подобрать к именам нарицательным имена собственные.

река Ока

столица Москва

собака Пушок

Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.

Футбол- футболист

телефон-телефонист

труба-трубач

журнал-журналист

иллюстрация – иллюстратор

коллекция- коллекционер

- Определить род имён существительных:

Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.

По какой форме мы определяем род существительного? (по форме И.п. ед числа)

Запомним подсказки!

Женский род запомню я

И скажу: « Она- моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило- твоё!

Сколько в русском языке падежей?

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют!

Вспомните слова-помощники.

И.п. есть кто?

Р.п. нет кого?

Д.п. дам кому?

В.п. вижу кого?

Т.п. доволен кем?

П.п. думаю о ком?

РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.

Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34

ФИЗМИНУТКА (проводит учитель)

РАБОТА В ПАРАХ

ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ (ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.

РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.

-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?

(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;

правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)

Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),

вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке (Д.п.),

вышел из леса (Р.п.).

-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)

Р.п. кого?

Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?

В.п. кого?

П.п. о ком?

- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся

морфологическим разбором.

В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.

Сущ., (н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.

(Зелёный) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.

Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.

Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.

Оценки за работу.

Заключительный этап урока.

Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ (девизы) со страницы нашего учебника 24.

Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.

Цели:

Обучающая: закрепление знаний об имени существительном (морфологических признаков и синтаксической роли), обучение умению делать морфологический разбор имени существительного

Развивающая: создание положительной мотивации на уроке, вовлечение класса в активный процесс познания, обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний

Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, эстетического вкуса

Ход урока русского языка в 6 классе

1. Вводная часть

Чтение ученицей наизусть стихотворения А.А. Фета под музыкальное сопровождение

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли – эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все - весна!

2. Беседа с учениками

Как вы думаете, почему именно это стихотворение Фета я попросила прочитать? Чем оно необычно?

(изобилует существительными)

Как отличить существительное от других частей речи? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)

Что такое зык? (отрывистый, резкий звук)

Докажите, что слово зык существительное

Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?

3.Запись даты, темы

4.Ученики помогают сформулировать цели урока.

5. Словарная работа

ЗАВТРАК (а - орфограмма)

Что это за слово для обозначения утреннего приема пищи? Не связано ли оно со словом завтра?

УЧЕНИК дает историческую справку:

Чтобы приготовить еду, первобытным людям требовалось много времени. Для этого надо было заранее обработать тушу убитого животного, разжечь огонь и довести еду до готовности. Еда готовилась на завтра и поэтому называлась завтраком.

6. Комментарий домашнего задания

Стр. ---(План разбора), по заранее розданным рецептам рекомендация приготовить «Завтрак в воскресное утро» и выполнить морфологический разбор 2 существительных по выбору

СОВЕТ УЧИТЕЛЯ: когда будете готовить пищу, бросьте в нее немножко любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье

7. Подготовительный этап. Работа с сигнальными карточками.

Если звучат морфологические признаки существительного , поднимаем красные карточки, других частей речи-зеленые

Учитель диктует слова:

собственное, относительное, изъявительное, склонение, краткая форма, прошедшее время, род, число, падеж, совершенный вид, одушевленность, качественное, нарицательное, подлежащее.

Как вы думаете, зачем мы выполняли эту работу? (Необходимо по новой теме)

8. Изучение нового материала

Работа с учебником стр.----(самостоятельно)

9. Работа с таблицей

Какие морфологические признаки здесь пропущены? (Склонение)

В свете последних изученных тем скажите, какие особенности существительных надо учитывать? (несклоняемые, разносклоняемые, общего рода существительные)

10. Учитель: обратимся к умозаключению Я. Корчака: «Здоровье-это главное жизненное благо»

Что такое благо?

Выполним морфологический разбор слова благо.

11. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, три нагнулся.

Руки в стороны развел-

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать!

12. Самостоятельная работа.

Два ученика у доски

Морфологический разбор существительных стр.--- в рабочей тетради

1 вариант - птице

2 вариант - клетки

ДВА ученика получают инд. задание (тесты)

13.Подготовка к экзаменам. Работа с тестами

ОТВЕТЫ НА ДОСКЕ ЗАКРЫТЫ

Оценивают сами ученики. Несколько оценок выставляются в журнал.

14. Задание «Помогите Маше Ошибкиной»

Тестовые задания по русскому языку. 6 класс.

15.Фронтальная работа.

Необходимо называть указываемые мною характеристики существительных.

Чтобы избавиться от стрессового состояния, надо:

Выполнить какое-нибудь гимнастическое упражнение (собственное-нарицательное)

Сделать дых. Гимнастику (одушевленное - неодушевленное)

Принять прохладный душ (склонение)

Посмеяться задорным смехом (падеж)

Поесть вкусную пищу (число)

Предлагаю воспользоваться одним из этих способов и из нашей любимой книги «Лингвистические игры» разгадаем шараду. Задание на «5»

Первый слог - местоименье,

А из целого получим

Мы для Золушки карету. (Тыква)

16. Обращаемся к записи на доске:

Мед, гречка, геркулес, изюм дают человеческому организму энергию для движения. (Возьмем на заметку)

Найдите грамматическую основу

О каких членах предложения идет речь:

относится к существительному энергию, отвечает на вопрос какую, выражено существительным с предлогом (Для движения),

зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос чему, выражено существительным в дательном падеже (Организму)

17. По лексическому значению назовите слово

Нормальная, правильная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие (ЗДОРОВЬЕ)

18. Соберите из распавшихся морфем высказывание.

(Я здоровье берегу, сам себе я помогу)

Проговаривание хором. Хотелось бы, чтобы этот афоризм стал девизом жизни каждого из нас.

19. Рефлексия

20. Домашнее задание

Спасибо всем.

Резервное время

Запишите словом:

Здание стоянки паровозов и вагонов (депо)

Сигнальный щит, на котором автоматически показываются какие-либо результаты (табло)

Клавишный музыкальный инструмент (пианино)

Асфальтированная дорога (шоссе)

Воздушное пирожное (безе)

Список блюд (меню)

Подземная железная дорога (метро)

Андреева Алёна Михайловна, учитель русского языка и литературы высшей категории

Конспект урока с презентацией русского языка в 6 классе по теме: «Морфологический разбор имени существительного». (с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо)

План урока:

1.1. Организационный момент.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся.

2.1. Изучение нового материала.

2.2. Закрепление и применение знаний.

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

3.1. Рефлексия.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание.

1.1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Все ли присутствуют на уроке? Готовы ли вы к уроку?

1.2. Мотивация обучающихся на плодотворную учебную деятельность.

Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится.

1.3. Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся. Целеполагание.

Для того чтобы перейти к изучению нового материала, нужно повторить всё, что вы знаете об имени существительном. Выполните тест. (Приложение №1)

Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Морфологический разбор имени существительного».

Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Научиться правильно разбирать существительное как часть речи).

2.1. Изучение нового материала

Прочитайте п.50, составьте в тетради краткий план морфологического разбора существительного. (Индивидуальная работа).

Итак, а теперь сверьте свои записи с записями на слайде. (Самопроверка).

2.2. Закрепление и применение знаний

Выполним упр. 282. (Работа в парах, взаимопроверка).

2.3. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Выполните задание на слайде. (Самостоятельная работа).

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. (На слайде)

А сейчас поиграем в игру «Лови ошибку» -исправьте ошибочное утверждение об имени существительном. Для этого нам надо объединиться в группы.

А теперь мы подведем итог всему, над чем работали на уроке.

Отгадайте кроссворд «Признаки имени существительного».

3.1. Рефлексия

Что нового вы узнали для себя на уроке?

Довольны ли своей работой?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите один из предложенных на вашем столе смайликов и принесите мне. Урок понра-вился - покажите смайлик с улыбающимся лицом, нет - с грустным лицом.

3.2. Подведение итогов.

3.3. Домашнее задание: п. 50, по выбору:

Упр. 283 или -сочинить лингвистическую сказку о признаках существительного или

Составить кроссворд

Приложение №1.

Тест.

1) Что значит - сделать морфологический разбор?

а) разобрать слово по составу

б) разобрать слово как часть речи

в) проанализировать орфограммы

2) Укажите собственные имена существительные:

а) тетрадь

б) Александра

в) цветок

г) Волгоград

д) город

3. Существительное обозначает:

а) предмет

б) признак предмета

в) признак действия

4) Укажите неодушевленные имена существительные:

а) снег

б) дерево

в) мужчина

г) гражданин

д) лист

5) Укажите существительные мужского рода:

а) доктор

б) небо

в) берег

г) поляна

д) облако

6) Укажите разносклоняемые существительные:

а) земля

б) время

в) ночь

г) путь

д) жгут

7) Укажите существительные, имеющие форму только множественного числа:

а) листья

б) ветры

в) ножницы

г) носки

д) каникулы