Поиграть с собственными нервишками можно без экстремальных аттракционов или опасных ситуаций. Просто останьтесь дома с чашкой чая и книгой ужасов.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Чтобы собрать список «Самые лучшие страшные книги в мире — Топ-10», большого ума не надо. Всего лишь берешь самый растиражированный хоррор и находишь к нему подобные ужастики. Другое дело - подойти к этому делу ответственно, чтобы список состоял не только из атмосферных книг, но еще и очень интересных. И неважно, про оборотней ли они или про монастыри с призраками, ведь главным злодеем является не монстр, а изощренная фантазия самого читателя.

Стивен Кинг «Сияние»

В начале 1977 года в печать уходит книга, которая сделает Кинга «королем ужасов».

Учитель Джек Торранс бросает школу и отправляется в горный отель «Оверлук» работать сторожем, надеясь, что это подчеркнет его писательскую жилку. С ним за компанию отправляются его жена Венди и 5-летний сын Денни. У мальчика необычный дар ясновидения, а у его отца — типичный алкоголизм. Обе темы найдут отражение в произведении, а сам роман поглотит читателя, как отель «Оверлук» наших героев.

Стивен Кинг «Сияние»

Кодзи Судзуки «Звонок»

Мировая общественность хорошо знакома с экранизацией цикла романов «Звонок» японского писателя Кодзи Судзуки, а вот с оригиналом — нет. Впрочем, даже если вы знакомы с киноверсией хоррора, его прочтение не станет хуже.

Однажды в руки журналиста попадает мистическая видеокассета, которая унесла жизни четверых человек. По рассказам, через секунду после ее просмотра раздается телефонный звонок. Голос в трубке произносит: «7 дней». Р овно столько остается жить зрителю. Журналист Асакава Казуюки решает разобраться с этим проклятием.

Кодзи Судзуки «Звонок»



Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Мифология Лавкрафта превратилась в отдельный культ его почитателей: существуют концепт-арты, анатомия монстров и настольные игры по безумному миру Аркхема.

Главная работа Лавкрафта - «Зов Ктулху» — рассказ, состоящий из трех связанных между собой историй. Их герои должны раскрыть тайны зловещего культа, который поклоняется самому Злу.

Говард Лавкрафт «Зов Ктулху»

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Пожалуй, самое старшее произведение в нашем списке. Эдгар Аллан По стоял у самых истоков жанра, а мистикой и мраком были пропитаны не только книги, но и сама жизнь писателя.

Главный герой получает тревожное письмо от своего старого друга Родерика Ашера, после чего отправляется к нему в поместье. Позже он узнает, что в его семье есть наследственная болезнь, а сам особняк притягивает к себе зловещую энергию.

Эдгар Аллан По «Падение дома Ашеров»

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Мастер ужасов Клайв Баркер показал свой талант во всех сферах искусства: литературе, живописи, кинематографе и даже в видеоиграх. Однако будущий мастер хоррора начал свой большой путь именно с этой книги.

Мелкий преступник Фрэнк Коттон приобрел на рынке загадочную шкатулку, которая сулила своему хозяину фантастические наслаждения. Но он даже не мог и предположить, что шкатулка открывает врата в ад.

Клайв Баркер «Восставший из ада»

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Шведский писатель Юн Линдквист заработал себе имя еще с дебютным романом «Впусти меня». К своей четвертой истории он отточил свое мастерство и отправил в печать один из самых жутких рассказов.

Маяк можно по праву считать одним из самых зловещих образов в искусстве. С ним связана и светлая надежда, и безнадежное одиночество. «Человеческая гавань» повествует об истории одной семьи. Андерс и Сесилия, взяв за руки свою 6-летнюю дочь Майю, отправляются по льду до маяка, где девочка исчезает. Спустя 2 года отец возвращается на остров запивать свое горе, пока вдруг не появляется надежда, что его дочь жива.

Юн Линдквист «Человеческая гавань»

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Фантаст и философ Рэй Брэдбери в 1962 году выпустил роман, который отличается не только тяжелым слогом и атмосферой, но и мистикой. Еще одно удивительное произведение Брэдбери, ломающее представление о реальности.

В провинциальный город приезжает цирк на колесах, который привозит с собой карусель. Правда, пока жители городка не догадываются, что кататься на дьявольском аттракционе - идея плохая.

Рэй Брэдбери «Надвигается беда»

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Одна из самых спорных писательниц XX века Ширли Джексон стала известной благодаря рассказу «Лотерея», который вызвал резонанс в обществе. Это был мощный старт для ее писательской карьеры, однако лишь спустя 10 лет она напишет роман «Призрак дома на холме», который станет фундаментальным произведением для всего жанра.

Держатели этого дома не решаются остаться в нем даже на ночь, чего уже говорить о жизни. Ни хозяев, ни гостей стены дома не знали уже много лет, пока вдруг его не посещает шумная компания гостей. Исследователь паранормальных явлений доктор Монтегю снимает особняк для исследований феномена, который происходит в его стенах.

Ширли Джексон «Призрак дома на холме»

Брэм Стокер «Дракула»

Его имя навсегда останется связано с культурой жанра хоррор, ведь именно он внес в мировую культуру графа Дракулу и Ван Хельсинга.

Эти образы растиражированы, и уже мало кто знает, откуда они появились. Поэтому лучше лично познакомиться с первоисточником.

Брэм Стокер «Дракула»

Джо Хилл «Пожарный»

Казалось бы, природа отдыхает на детях гениев, но видимо с семьей Кинга она старается вдвойне. Джо Хилл — сын «короля ужасов», который не желает и близко подступать к лаврам отца. Поэтому начиная свой писательский путь, Джо проигнорировал титулованную фамилию, чтобы выйти из-под тени. И уже первая большая работа «Коробка в форме сердца» взяла «Премию Брэма Стокера» в номинации «лучший дебютный роман». Но мы посоветуем его самый свежий роман - «Пожарный».

По стране быстро распространяется инфекция. Люди покрываются необычной чешуей, которая спонтанно возгорается: миллионы погибли, и еще столько же заражены. Люди сбиваются в группы, чтобы устранять инфицированных, пытаясь остановить заразу. Однако есть человек, который научился контролировать болезнь, даже когда кожа воспламеняется.

Стивен Кинг: книги ужасов. Список

Личность Кинга сильна и непроста. Свой первый рассказ мастер написал в 7-летнем возрасте, а за свою 70-летнюю жизнь опубликовал 200 рассказов и 56 романов. А снятые по его работам фильмы «Побег из Шоушенка» и «Зеленая миля» занимают первые две строчки рейтинге «250 лучших фильмов» по мнению посетителей «КиноПоиска » — 9.191 и 9.176 соответственно.

Поэтому для такого гиганта словесности мы подготовили отдельную , где рассмотрели его лучшие работы.

Книги Р. Л. Стайна «Ужастики» — список

Что касается мистики для подростков, то в «наши детские времена» была популярна серия книг «Ужастики» американского писателя Роберта Лоуренса Стайна.

«Ужастики» представляют из себя цикл независимых повестей, на страницах которых дети и подростки убегали от монстров, призраков и прочей нечисти. Всего было выпущено 68 историй, а в 2015 году на большие экраны вышла кинокартина, посвященная этой культовой серии, где одну из главных ролей, самого писателя, сыграл Джек Блэк.

Позже автор выпустит серию «Ужастики-2», которая оказалась уникальной в своем роде произведением. Впервые писатель ввел интерактив в художественное произведение. Вся история шла не по порядку, указывая читателю, на какую страницу ему перейти дальше. А иногда книга даже предлагала сделать выбор, переводя читателя на одну из нескольких страниц. В зависимости от смекалки и везения читателя, герой либо спасался от злодея, либо погибал. Всего, как заверяли авторы, на страницах «Ужастики-2» было до 20 концовок. Поэтому перечитывать книгу - одно удовольствие. Всего было выпущено 13 книг серии, но мы выделим три:

  • «Ночь в лесу оборотней»;
  • «Он явился из Интернета»;
  • «Дневник сумасшедшей мумии».

Если ты следишь за книгами в жанре «хоррор», тебе наверняка знакомо имя Наиль Измайлов. Именно под этим псевдонимом писатель выпустил два романа ужасов - «Убыр» и «Убыр. Никто не умрет». Оба «Убыра» нам так понравились, что мы попросили Шамиля составить для тебя список книг, от которых становится по-хорошему жутко.

Итак, предоставляем слово Шамилю: «Мне всегда нравился не канон, а попытки его взломать или использовать в несвойственных целях. Потому и список получился несколько специфический. Могу лишь заверить, что каждый из пунктов этого списка не только заставлял меня трепетать по ходу пиэсы, но и отправлял в легкое грогги по итогам. Это, по-моему, один из главных критериев классного чтения. Я постарался обойтись без общеизвестных позиций. Авторы ранжированы по алфавиту».


    Биксби - типичный крепкий литературный ремесленник, написавший кучу сценариев для фантсериалов и рассказов для журналов с кричащими обложками. В историю вошел один - вот этот. Крохотный рассказ в блестящем переводе Аркадия Стругацкого (под псевдонимом - С. Бережков). «Мы живем хорошо!» сегодня выглядит, скорее, социальным, а в наших условиях еще и политическим памфлетом, но пугает не по-детски. Вернее, по-детски, что еще страшнее.

    Умные советские издатели и литературоведы обожали Брэдбери, поэтому активно позиционировали его как певца гуманизма и мастера философской фантастики. Фокус удался: фанаты сумели не запалить темную сторону творчества Брэдбери, который вообще-то гений жестокой притчи, - несмотря на то, что кусочки с этой стороны попадались, например, в составе классических «Марсианских хроник» («Будет ласковый дождь»), а по жуткому «Вельду» даже советское кино сняли. Теперь-то, конечно, Брэдбери издан более-менее весь, - но, например, его образцовый роман ужасов «Что-то страшное грядет» перепахал меня куда меньше, чем вычитанный по детству в журнале «Вокруг света» рассказ «Чертов колесо», из которого роман, собственно, и вырос.


  1. Мария Галина, «Малая Глуша»
  2. Мария Галина - типичный «свой среди чужих»: она по справедливости входит в топ авторов так называемой Боллитры (большой литературы), при этом плетет сюжеты из материала масслита - и получается про жизнь, не самую хорошую, но нашу. Действие первой части «Малой Глуши» происходит в благополучнейшей сонной Одессе 1979 года: шарашкина контора под названием СЭС-2, в обязанности которой входит защита данного участка советской границы от проникновения нематериальных угроз, прощелкала вторжение какого-то ужаса - и отвечать за это сотрудникам станции придется не только перед парткомом, судом и Москвой. Жизнью отвечать придется и душой. Совсем небольшая вторая часть разворачивается в 1987 году в угрюмой сельской местности, сквозь которую к заглавной деревне пробираются два упертых горожанина - чем-то явно ушибленных и на что-то явно надеющихся. После первой повести, размашистой и отчаянной, вторая, сдержанная и холодноватая, выглядит бледно - как и квестовый сюжет на фоне многолинейного действия «СЭС-2». Галина тянет-потянет эту бледноту с безжалостной выверенностью, а потом раздирает к шутам, к Малой Глуше - до вспышки во все небо и вялости в груди.


  3. Леонид Каганов, рассказы «Хомка» и «До рассвета» (нецензурная версия)

  4. Каганов aka lleo - профессиональный смеходел, гуру рунета и высокотехничный текстовик, умеющий писать что угодно про что угодно. Поэтому я не очень люблю его читать. А вот эту пару рассказов прочел - и проникся. Очень разные, по-разному безнадежные, одинаково страшные.


  5. Стивен Кинг, «Оно»
  6. Самый универсальный и серьезный хоррор от мужчины, сделавшего низкий жанр высокооплачивваемым и респектабельным. В этом романе почти всего слишком много - страха, светлых мечтаний, крови, страниц, убитых детей, первых чувств, насилия, любви, пьянства, перверсий, флэшбеков, - в общем, того, за что нормальные поклонники любят Кинга.

    Я ненормальный, и любимым у меня до сих пор остается роман «Мертвая зона», освоенный четверть века назад в журнале «Иностранная литература» и не имеющий к ужасам никакого отношения. «Оно» на втором месте. Книга, навсегда вписавшая образ жуткого клоуна в галерею вселенского зла, вышла в 1986 году. Но советские дети познакомились с этим образом двумя годами раньше: в 1984 году была опубликована блестящая повесть Владислава Крапивина «Праздник лета в Старогорске», в которой засланный инопланетянами клоун пугал подростков немногим меньше.


  7. Стивен Кинг, «Мизери»
  8. Помимо прочего Кинг интересен беспощадно прагматичным отношением к собственной персоне. Он сделал себя эпизодическим (и не самым привлекательным) героем эпопеи «Темная башня» - и драматические явления писателя Кинга пару раз спасли адски затянутый цикл от впадения в тягомотную бессмысленность. К менее откровенной эксплуатации собственной персоны Кинг прибегал вообще постоянно. Понятно, что так все поступают, - но не все раз за разом делают главным героем писателя. Кинг делал - и выигрывал, попутно закрывая смежные темы творческих кризисов, графомании, нейростимуляции и чего только не («Сияние», «Баллада о гибкой пуле», «Темная половина», «Тайное окно, тайный сад», далее почти везде). В «Мизери» автор закрыл тему ответственности перед поклонниками - да так, что большинство здравомыслящих беллетристов с тех пор уклоняются от общения с одинокими романтически настроенными фанатками с опытом работы в медучреждениях и топором в чулане.


  9. Андрей Лазарчук, рассказы «Мумия» и «Из темноты»
  10. Лазарчук вообще-то фантаст, который умеет и любит разнообразно пугать, как эпизодами (в спектре от психоделических схлопываний реальности в «Солдатах Вавилона» до беспощадной некромагии и хтонического холокоста «Кесаревны Отрады»), так и цельнозаточенными продуктами вроде повести «Там вдали, за рекой» (про прожорливых морлоков с окраины промплощадки).

    Но лично меня куда сильнее напугали два ранних рассказа - про поход детишек к вечно живому Ленину и про то, что даже взрослым людям не надо бояться темноты - надо бояться своей победы над страхом.

    Смертельно уставшая девочка-вампир и ее больной на всю голову квазипапа наводят шороху на ноябрьский Стокгольм 1981 года, в котором алкаши с ненавистью читают Достоевского, зачморенный герой скрывает энурез с помощью поролонового шарика в штанах, а жути в жизнь взрослых персонажей не меньше маниаков нагоняет советская подлодка, севшая на мель в шведских водах. Зябкая, но шикарная книга.

    Автор культовых фантастических саг и малозаметных хорроров выбился в культурную элиту, предложив читателю новый вариант конспирологии: Симмонс принялся крушить древние загадки дикими, но тщательно обоснованными способами решения. Наиболее успешным оказался первый опыт, в котором автор дважды обманывает ушлого читателя. Сначала - подсунув вместо ожидаемого триллера многословную, нудноватую и сугубо реалистическую реконструкцию отчета об арктическом походе кораблей «Эребус» и «Террор», которые сгинули в середине 19 века, отправившись на поиски Северо-Западного прохода к Канаде. По версии Симмонса, к традиционно губившим экспедиции догматичности планирования, чванливости командования и воровству поставщиков добавился главный несовместимый с жизнью фактор: живущее во льдах чудовище, которое выныривает из любого сгустка полярной ночи, походя перекусывает человека вместе с реей и любит выкладывать паззлы из фрагментов человеческих тел. Первые 500 страниц 900-страничного тома посвящены обстоятельному нагнетанию кошмара: экипаж сидит на промерзших кораблях, еженедельно сносит в кишашие крысами трюмы очередные трупы и с тоской смотрит в будущее. А читателю еще тоскливей. А потом Симмонс обманывает читателя еще раз, всунув его вместе с героями в концовку, представить которую было невозможно, и которая захватывает, как в детстве. И пугает соответственно.

    Не столько пугающий, сколько тревожно озадачивающий цикл сухих, жестких и очень цепляющих повестей, в каждой из которых герой, то комсомолец-двадцатипятитысячник, то красноармеец при летучем отряде НКВД, то спецврач, а то бомбила с грузовиком, сталкивается с чертилами и оборотнями, выскакивающими из подвалов и лесов воронежского захолустья. Многое, как положено у Щепетнева, объясняется происками Советской власти, сносящей церкви и взрывающей энергоблоки, но беспристрастному читателю автор, как, опять же, ему положено, дает понять, что большевики лишь сняли крышку с обустроенного не ими адского инкубатора. Пару раз Щепетнев, давно играющий с альтернативным течением истории, не удержался от того, чтобы грубо воткнуть классический сюжет в реальную деревенскую жизнь. Чтобы показать, например, как историю гоголевского «Вия» увидел бы левый путник, по партийной линии ночующий в церкви, пока Хому колбасят под крики «И ты, Брут!» Или как повернулись бы события в отеле «У погибшего альпиниста», если бы туда съехались естествознатцы да спецлаборанты, а вместо инопланетян шалили зомби с верволками. Вынужден доложить, что все равно ничего хорошего не вышло. Часть главных героев живой осталась - и то хлеб. Черный такой.


10 крутых российских книг в жанре хоррор

Не все знают, что в богатой русской литературе вообще представлен жанр “Хоррор”. А те, кто знает, нередко относятся к нему скептически. Но сайт проверил и докладывает: страшно, очень страшно, причем ужасы найдутся на любой вкус. Рекомендуем.

Кирилл Алексеев «Пожиратель мух»

Роман хорош особой кинематографичностью. Сознание читателя, особенно уже подготовленного просмотром фильмов ужасов, сразу же построит сцену, расставит героев, монстров и запустит фоном тревожную музыку. К тому же сюжет классический: группу людей преследует кошмар из детства. Слэшер, основанный на русских реалиях, получается близким до жути. Есть у Алексеева и еще одна милая черта. Читая обычный ужастик, мы часто думаем: “Дураки, не ходите на кладбище, не спускайтесь в подвал – и ничего не случится!” Наш же автор в единственную отведенную героям ночь просто не дает им никакого выбора. Полная безысходность.

То, что когда-то ело, само должно быть съедено.

Алексей Атеев «Загадка старого кладбища»

Книга эта, написанная в 90х, одновременно и жутковатая, и смешная, как сами девяностые. Старинная нечисть не желает сдаваться советскому строю. Милиционеры, краеведы, библиотекарь старой закалки борются с нечистой силой, как могут. На фоне современных ужасов со всеми их спецэффектами и рейтингом 18+ книга может напомнить страшилки в пионерском лагере. Но вы же помните, каково потом уходить в темноту от этого костра?

– Сколько будет дважды два? – вкрадчиво спросила она.
Коза некоторое время молча смотрела на нее. Валентина Сергеевна уже решила, что не дождется ответа. Внезапно коза изрекла:
– Ты что, ду-ура? О сме-е-рти подумай!

Белобров-Попов «Красный бубен»

Деревенский шутер с вампирами, антисемитами и советской армией берет на себя роль нашего родного «От заката до рассвета». Здесь много немотивированной жестокости и тошнотворных подробностей, и все это лучше читать со здоровым чувством юмора или с любовью к постмодерну. Книга яркая и забористая, и сюжет в ней несется на всех парах, заставляя читателя или отбросить толстый том вовсе, или ухать и ахать от неожиданных ухабов и поворотов.

Так он себе Апокалипсис и представлял – все выжжено, и хрен знает кто по выжженному едет.

Наиль Измайлов «Убыр»

Каждому ребенку хоть раз в детстве приходится пережить страшное подозрение: а вдруг твои родители - не твои? Или вообще не люди? Боязно, а маме не пожалуешься… После вступления, погружающего в глубинные детские страхи, начинается роскошный экшн с экзотическим татарским колоритом. Хотя, чего в нем экзотичного: американские-то маньяки к нам не доберутся, им визу не дадут, а кошмары Измайлова сядут на ночную электричку, да и приедут.

Мы остались ночью на пустой платформе посреди полей, лесов и собак, в почти зимний холод и голод.
Не одни.
Вдвоем.

Сергей Кузнецов «Шкурка бабочки»

В жанре хоррора никак нельзя обойтись без погружения в больной мозг маньяка. Ну и заодно в не менее нездоровое сознание влюбленной в маньяка безумицы. И еще не известно, кто кого. Из спектра негативных эмоций Кузнецов выбирает “отвратительно и немного стыдно”. Особенно стыдно, наблюдая за смертельным танцем героев, вдруг ощутить в себе отклик на их запретные чувства. И тогда, в метро, почувствовав, что кто-то заглядывает в книгу через плечо, захочешь машинально прикрыть этот текст рукой, словно так ты скроешь собственные мысли.

Помнишь, однажды я спросил, как бы ты хотела умереть. И ты ответила: «Вскрой мою грудную клетку и возьми мое сердце» И я, написав это письмо, чувствую: это моя грудная клетка вскрыта, и это мое сердце трепещет на твоих губах.

Игорь Лесев «23»

Тувинская ведьма и ее подручные преследуют простого паренька Витеньку. Ну, как сказать, простого. Витек - ужасно противный, наглый, туповатый, трусливый маменькин сынок, одержимый нумерологией и обладающий невероятной жаждой жизни. То есть бегает быстро, а вот думает не очень. Конечно, читателю совершенно не захочется ассоциировать себя с юным помощником депутата, зато верится в его безумные приключения слету. И в какой-то момент понимаешь, что тебя затянул этот нелепый балаган ужасов.

Собака вновь завыла, увидев тело своего хозяина.
- Ада, успокойся. Он все равно был старый, - наконец, перешагнув труп, я очутился на пороге полуоткрытой двери. - Все пес, не скучай…

Алексей Маврин «Псоглавцы»

Под псевдонимом Маврин скрывается известный писатель Алексей Иванов. Так что, предсказуемо, уровень «Кровь, кишки, зомби повылазили» в этой книге сделан пониже, а уровень «Умирающая натура и поиски философского смысла» поднят повыше. Еще тут у нас есть неплохая любовная линия, интересная тема раскольничества и качественная атмосфера тихой жути. Сложно разобраться, что из окружающего кошмара происходит на самом деле, а что – лишь плод воображения главного героя, захлебывающегося горьким дымом с торфяных болот.

Дверь в ад может открыться где угодно: и в старой могиле колхозника, и в собственной душе. В душе даже вероятнее.

Марьяна Романова «Мертвые из Верхнего Лога»

За лесами, за горами, в скромной Ярославской области стоит деревенька, и кто туда с мозгами придет, тот трех дней не проживет. Шутим. На самом деле, русские зомби питаются кое-чем другим. И от этого даже страшнее получается. Автор перемещает нас во времени и в пространстве: из глубинки в столицу, из России в Африку, и сплетает все линии в крепкий сюжет. Основная нота в этой симфонии ужаса – тревога. Так что, если будете дочитывать вечером (а вы, конечно, будете), то задергивайте шторы поплотнее, а то мало ли кто там бродит, в темноте.

На тьму опереться легче, ее плечо кажется твердыней, особенно когда тебе так мало лет.

Анна Старобинец «Убежище 3/9»

Роман основан на русских народных сказках, и если вы читали хотя бы одну не адаптированную для младшего школьного возраста сказку, то вам уже должно стать легонько так не по себе. Маленький ребенок попадает в Тридевятое царство, а молодая женщина замечает, что люди на нее как-то странно смотрят. И все это связано с концом света. Но ужас не в Кощее, не в кафкианском превращении героини. Страшнее всего при чтении будет тем, кто боится равнодушия близких и видит сны о потерянных детях или родителях.

Когда наступила ночь - темная, беззвездная, ледяная, - Мальчик присел под деревом и стал думать о том, что обычно случается с детьми, которые оказываются в лесу ночью одни. Что с ними случается?

Виктор Точинов «Тварь»

Если вы любитель кровищи, маньяков-психопатов, адского замеса, приправленного нацистами и щупальцами, то Торчинов – ровно то, что надо. На этот раз дело происходит в мрачных пригородах Петербурга, причем исторические и краеведческие экскурсы автора весьма правдоподобны. Герой книги, даром, что писатель, мужчина серьезный и уверено помахивает железным ломом. Берите с него пример, если начнете дергаться от подозрительных шорохов за спиной.

Это он, это Филя … – подумал Славик, прежде чем провалиться в пропасть, кишащую желтыми, зелеными и красными воздушными шарами. Его голова тоже превратилась в красный шарик – и тут же лопнула с малиновым звоном бронзовой пентаграммы…

Хотите получать одну интересную непрочитанную статью в день?

Быть писателем, особенно в жанре ужасов, чрезвычайно опасно. Ведь этот род деятельности подразумевает массу рисков: сочиняя книги, можно ненароком распустить воображение и свихнуться, запутавшись в реальностях. А можно зайти еще дальше и отожествить себя с каким-нибудь убийцей-психопатом из книги или оживить пару-тройку буйных персонажей. Но риск этих отважных людей стоит того, ведь без их богатого воображения жанру ужасов и похвастаться было бы нечем.

Согласитесь, если бы им, приложившим руку к созданию буквально всего, чем нас радует хоррор, не посвятили хоть малую часть произведений этого жанра, это было бы верхом несправедливости. От кино подобного рода никогда не пищала мода и их не ставили на конвейер, как некогда ужасы о пришельцах и гигантских монстрах, а нынче — псевдодокументалки. Это не более чем отличительная черта нескольких десятков фильмов, но все же их достаточно, чтобы даже повидавшим немало страшного кино было из чего выбрать. И на самые примечательные фильмы ужасов о писателях мы и обратим внимание в этой статье.

От Мастеров

Как известно, среди всех мастеров хоррора особой любовью вписывать своих коллег в страшные сюжеты славен дорогой наш Стивен Кинг. В произведениях короля ужасов писатели появляются чуть реже, чем жители штата Мэн, и чуть чаще, чем люди, страдающие от артрита. Его перу принадлежат самые известные произведения жанра ужасов о писателях, поэтому не будем никого томить и приступим сразу к обзору его творчества. Разумеется, свой непосильный вклад в дело хоррора о представителях пишущей братии Кинг сделал в привычном для себя книжном формате, но на книгах подробно останавливаться не будем, тем более что большинство из них были переведены на язык кино.

Итак, впервые писатель-протагонист появился уже во втором опубликованном романе Кинга «Жребий». Правда, акцент в произведении больше ставится на вампирах и проклятых домах, нежели на писательской профессии. По сюжету, перед главным героем, вернувшемуся в родной городок Салемс-Лот, предстает зловещий дом, пугавший его в детстве. Но теперь там поселились новые хозяева. И когда в городе начинают происходить странные события, он вынужден противостоять вампирам. Снятую для телевидения экранизацию «Салемские вампиры» (Salem"s Lot, 1979) поставил Тоуб Хупер, и ее заслуженно относят к числу лучших работ режиссера «Техасской резни бензопилой». «Жребий» экранизировали дважды: была создана еще одна телеверсия - «Участь Салема» (Salem"s Lot, 2004).

По следующей книге Стивена Кинга был снят фильм «Сияние» (The Shining, 1980), культовый хоррор от выдающегося Стэнли Кубрика. Джек Николсон сыграл в нем Джека Торренса, который, решив совместить написание нового романа с работой смотрителя пустующего отеля «Оверлук», в течение одной зимы сходит с ума. Пожалуй, именно эта лента являлась основным вдохновителем создателей будущих киноужасов на писательские темы. «Сияние» до сих пор регулярно попадает в списки самых страшных фильмов всех времен и народов и является признанной классикой киноужасов. Однако после выхода в прокат, картина была воспринята в штыки, да и сегодня мнения о ней могут варьироваться от «шедевра» до «это не Кинг, как так можно?!». Связано это, в основном, с существенными расхождениями с литературным первоисточником. Среди недовольных картиной Кубрика был и сам Стивен Кинг, что послужило одной из причин создания трехсерийной версии романа для телевидения. Мини-сериал «Сияние» (The Shining, 1997) поставил большой специалист по экранизациям Кинга Мик Гэррис, а сценарий был написан Мастером собственноручно. Кроме того, Стив был причастен к экранизации и в качестве исполнительного продюсера.

За самым известным хоррором о писателе следует и самый титулованный — (Misery, 1990) режиссера Роба Райнера. По роману известный автор Пол Шелдон (Джеймс Каан) оказывается жертвой не воображения, а — что еще хуже — своей «самой большой поклонницы». После автокатастрофы на заснеженной трассе его спасает Энни Уилкс, бывшая медсестра. Оказавшись в плену в ее доме, писатель, как гласит слоган фильма, «пишет, чтобы остаться в живых». «Мизери» также является бесспорной классикой жанра, но лучше всего запоминается благодаря игре Кэти Бейтс, создавшей образ одной из ярчайших кинозлодеек и удостоенной за это премий «Оскар» и «Золотой глобус».

В «Темной половине» (The Dark Half, 1993) писателю противостоит мистический двойник. После того, как автор многочисленных бестселлеров попытался избавиться от псевдонима, похоронив свое вымышленное альтер эго, его темная половина вернулась, чтобы превратить жизнь героя в кошмар. Одноименный роман Кинга адаптировал для кино и поставил крестный отец живых мертвецов Джордж Ромеро, а обе главные роли — писателя и его двойника — исполнил Тимоти Хаттон. Однако слишком сдержанная критика и провал в прокате привели к тому, что сегодня фильм сравнительно мало известен и это несмотря на участие в его создании столь легендарных личностей.

В психологическом триллере «Тайное окно» (Secret Window, 2004), по повести «Секретное окно, секретный сад», автору (Джонни Депп) также не дают покоя: здесь его преследует загадочный незнакомец (Джон Туртурро), обвиняющий его в плагиате. В отличие от «Темной половины», этот фильм имел коммерческий успех и популярен до сих пор, в основном, благодаря звездному актерскому составу.

На телевидении тема писателей в ужасах поднимается не реже, чем на больших экранах, вот и в мини-сериале «Ночные кошмары и фантастические видения: По рассказам Стивена Кинга» (Nightmares and Dreamscapes: From The Stories Of Stephen King, 2006) аж в двух из восьми серий представители этой профессии присутствуют в качестве протагонистов. В «Последнем деле Амни» (Umney"s Last Case) автор меняется жизнями со своим персонажем, а в эпизоде «Дорожный вирус прёт на север» (The Road Virus Heads North) популярный автор хоррор-литературы покупает картину, меняющую реальность.

Назвав «Сияние» самым известным фильмом о писателе, стоит сделать и небольшую оговорку, так как для более молодого поколения любителей жанра, образчик в этой категории — «1408» (2007) об авторе-скептике Майке Энслине (Джон Кьюсак), который, не придав значения суевериям, поселяется в самом «проклятом» номере отеля «Дельфин» и в первую же ночь сильно жалеет об этом. «1408» стал кассовым хитом и является одной из лучших экранизаций Кинга 2000-х.

Двухсерийный телефильм «Мешок с костями» (Bag of Bones, 2011) стал седьмым режиссерским проектом Мика Гэрриса, основанным на произведении Стивена Кинга. Речь в нем идет об успешном авторе (Пирс Броснан), который после смерти жены возвращается в свой старый дом у озера и там приобретает опыт общения с представителями потустороннего мира. Однако перенос одноименного романа на экран нельзя назвать удачным: мини-сериал разочаровал поклонников Мастера и имеет, в основном, негативную критику.

Выше приведен далеко не весь список появлений мастеров слова в экранизациях произведений Стивена Кинга. В ряде фильмов по произведениям Великого и ужасного, пишущая братия хоть и присутствует, но большого веса в общей картине не играет, чему служат примерами «Оно» (It, 1990) и «Томминокеры» (The Tommyknockers, 1993). В излюбленных для Мастера сюжетах, где небольшая группа людей попадает в большую передрягу, писателями запросто могут быть и второстепенные персонажи, как в «Лангольерах» (The Langoliers, 1995) и «Безнадеге» (Desperation, 2006).

Заслуги Стивена Кинга в области создания ужасов о своих коллегах трудно переоценить, но были и другие светила жанра, работы которых нельзя не рассмотреть подробнее.

Айра Левин, почитаемый любителями страшной литературы за «Ребенка Розмари» и не только, написал пьесу, по которой снят триллер «Смертельная ловушка» (Deathtrap, 1982). Знаменитый драматург (Майкл Кейн) терпит неудачу за неудачей, и после очередного провала один из его студентов (Кристофер Рив) присылает шедевральную пьесу, от чего у автора возникает коварный план… Помимо отличной актерской игры, картина достойна внимания и благодаря лихо закрученному сюжету.

Пару раз заставлял писателей переживать ужасы по ту сторону произведений и Клайв Баркер. В фильме «Царь зла» (Rawhead Rex, 1986), автор, специализирующийся на хорроре, приезжает в ирландскую глубинку, чтобы собирать материал для новых произведений, но в это время фермер случайно освобождает древнего демона, вследствие чего деревню накрывает хаос. Это второй полнометражный фильм, снятый по собственному сценарию Баркера, основанному, в свою очередь, на рассказе «Голый мозг» из «Книги крови 3». Результат не удовлетворил Клайва и после «Царя зла» он сам занялся продюсированием и режиссурой экранизаций собственных литературных произведений.

Но писатели вернулись в ряды протагонистов его фильмов нескоро: в эпизоде «Валери на лестнице» (Valerie on the Stairs, 2006) сериала «Мастера ужасов» (Masters of Horror, 2005—2007). Режиссером выступил Мик Гэррис — создатель всего сериала — он же и адаптировал одноименный набросок сценария Баркера. Речь в нем идет о писателях-неудачниках, поселившихся в общежитие для тех, кто еще не опубликовал свою первую книгу; в истории, как это часто бывает у Баркера, не обошлось без жуткого демона.

Фантастический триллер «Контакт» (Communion, 1989), с Кристофером Уокеном в главной роли, основан на автобиографической одноименной книге. О ее автобиографичности заверяет сам автор Уитли Стрибер, известный, прежде всего, благодаря вампирскому роману «Голод», но о подлинности описываемых событий утверждать трудно, так как речь в ней идет об опыте встречи с внеземными существами. В фильме показано происшествие, пережитое писателем декабрьской ночью в 1985 году в своем загородном доме.

Хоррор «Идеальный убийца» (Mr. Murder, 1998) — экранизация романа Дина Кунца, опубликованного на русском языке под названием «Мистер Убийца»). Автору триллеров и его семье не дает спокойной жизни его двойник — безжалостный убийца, созданный в результате неудачного эксперимента военных.

Еще один фильм, хоть и ничуть не страшный, но также снят по одноименному рассказу Дина Кунца. Фантастический детектив «Черная река» (Black River, 2001) рассказывает о том, как писатель поселяется в утопическом городке Блэк-Ривер, где начинают происходить странные события, и, попытавшись уехать оттуда, осознает, что сделать это не так-то просто.

Оба фильма, как и многие другие экранизации Дина Кунца, сняты для телевидения и сейчас известны, в основном, среди поклонников автора.

О классиках

Разобравшись с современными мастерами ужасов, пора переходить на классиков. Но посмотрим на них несколько иначе — когда они оказываются по ту сторону экрана. Ведь классики хоррора и сами частенько становились киногероями; о таких фильмах и пойдет речь далее.

События, имевшие место на вилле на Женевском озере летом 1816 года, легли в основу сразу трех фильмов, вышедших в свет один за другим в короткий период: «Готика» (Gothic, 1986), «Лето с призраками» (Haunted Summer, 1988) и «Грести по ветру» (Remando al viento, 1988). Каждый из них — своеобразный рекордсмен по количеству имеющихся писателей. Их здесь аж четверо, и все самые настоящие классики: Джордж Байрон, Мэри и Перси Шелли, Джон Полидори. Именно в показанный в фильмах период Мэри Шелли задумала сюжет романа о Франкенштейне, а Полидори — повесть «Вампир», одно из первых произведений вампирского жанра в английской литературе.

Мистический триллер Стивена Содерберга «Кафка» (Kafka, 1991), объединил в себе факты из биографии классика и сюжетные линии его сюрреалистичных произведений (в основном, романов «Замок» и «Процесс»). Франца Кафку сыграл Джереми Айронс, и основным достоинством ленты стала умелая передача не сюжета, а мрачной атмосферы его произведений.

Говард Филлипс Лавкрафт — не только культовый писатель и один из основоположников жанра ужасов в литературе, но и главный герой хоррора (Necronomicon, 1993). Сыграл его Джеффри Комбс, известный ролью Герберта Уэста в «Реаниматоре». По сюжету Лавкрафт находит легендарный «Некрономикон» и под его воздействием рассказывает три сверхъестественные истории; все — навеянные произведениями писателя, с отлично поставленными спецэффектами и монстрами. Роль мечтателя из Провиденса этим не ограничивается: в финале классику придется самому сразиться с одним из чудовищ.

«Крысиные похороны» (Burial Of The Rats, 1995) — фильм о том, как Брэм Стокер становится пленником в общине кровожадных женщин. Благодаря писательскому таланту они сохранили ему жизнь, в отличие от других пленных мужчин. Этот хоррор, начиненный мистикой и эротикой, совместно произведен для телевидения киноделами из США и России и является вольной экранизацией одноименного рассказа писателя, одной из особенностей которой стало то, что место рассказчика занял сам автор «Дракулы».

В «От заката до рассвета 3: Дочь палача» (From Dusk Till Dawn 3: The Hangman"s Daughter, 1999) один из центральных героев — мастер мрачного рассказа Амброз Бирс. Действие происходит во время Гражданской войны в США, и авторы постарались привязать к сюжету исчезновение писателя, остающееся загадкой до наших дней.

Еще одну биографическую тайну использовали создатели готического детектива с «кровавым» рейтингом (The Raven, 2012). Оттолкнувшись от факта, что последняя неделя жизни Эдгара Аллана По полна вопросов, они предложили собственную версию событий из жизни мастера перед смертью. Главную роль исполнил Джон Кьюсак.

Эдгар По чаще других легенд хоррора становился героем страшного кино. И это неудивительно: личность писателя была окутана тайнами еще при жизни, так стоит ли говорить, сколько мистических сюжетов возникло вокруг автора «Убийства на улице Морг» с появлением кинематографа. Эдгара По — киногероя можно видеть также в фильмах «Замок крови» (Danza macabra, 1964), «В объятиях паука» (Nella stretta morsa del ragno, 1971), «Спектр Эдгара Аллана По» (The Spectre of Edgar Allan Poe, 1974), «Тень во мраке» (Descendant, 2003), «Черный кот» (The Black Cat, 2007) (эпизод сериала «Мастера ужасов»)…

В испанском мистическом детективе «Наследие Вальдемара» (La herencia Valdemar, 2010) можно наблюдать целое «созвездие» классиков хоррора: хоть и в эпизодических ролях, но присутствуют Говард Ф. Лавкрафт, Брэм Стокер и Алистер Кроули. Фильм разделен на две части и посвящен истории мрачного особняка с древними лавкрафтовскими чудовищами.

О писательском новоселье

Сюжет, в котором писатель поселяется в жутковатом доме с нехорошей историей, расположенном где-то на периферии, наивно надеясь поработать над своим будущим шедевром в тишине и уюте, пользуется определенной популярностью у сценаристов киноужасов. За это скажем спасибо сэю Кингу.

Именно такова завязка комедийного хоррора «Дом» (House, 1985), поставленного Стивом Майнером после второй и третьей частей киносериала «Пятница, 13-е». В нем от написания нового романа ужасов главного героя то и дело отвлекают потусторонние существа, обитающие в доме. «Дом» успешно выполняет свою развлекательную функцию (по крайней мере, был на это способен в момент выхода на экраны). Хотя его и не относят к ряду самых заслуженных картин жанра, это не помешало ему стать родоначальником франшизы, насчитывающей четыре фильма. Герои продолжений, правда, уже представляют другие профессии.

Нашлось местечко в нашем обзоре и для японской городской легенды о призраках. По роману Таити Ямада «Лето с чужими», издававшемуся даже на русском языке, был снят фильм «Лето с призраками» (Ijintachi tono natsu, 1988). Его главный герой — сценарист, работающий на ТВ — после развода заселяется в квартиру в многоэтажном доме. По ночам в доме горит всего два окна: у него и у одинокой молодой женщины, с которой он и знакомится. Позже в городе сценарист встречает пожилую пару, выглядящую точь-в-точь как его давно умершие родители, после чего возрастает накал мистических происшествий…

В триллере «Полусвет» (Half Light, 2006) Деми Мур играет автора бестселлеров, которая после трагической гибели сына поселяется в уединенной рыбацкой деревушке в Шотландии, неподалеку от одинокого маяка. Там она знакомится с мужчиной, который, по словам местных жителей, погиб на маяке семь лет назад. Сюжет кажется довольно простым, хотя в нем присутствуют элементы детектива, драмы и даже мелодрамы, и только развязка развевает сомнения по поводу жанровой принадлежности ленты.

«Полусвет» не был хитом, однако вскоре после него стали появляться очень похожие фильмы. Возможно, во всем виноват пресловутый кризис идей, но факт в том, что в 2000-х, ряды писателей поселившихся, где не следует, в кино стали пополняться активнее.

Выпущенный сразу на видео «Дедлайн» (Deadline, 2009) повествует о писательнице (Бриттани Мёрфи), которая въехав в новый дом, обнаруживает, что живет она там не одна, а с призраком предыдущей обитательницы. Просматривая ее старые видеозаписи, героиня постепенно восстанавливает цепочку страшных событий, пока не приходит к неожиданной развязке.

В мистическом хорроре (правда, с «детским» рейтингом PG-13) «Проклятая» (The New Daughter, 2009) некогда успешный автор (Кевин Костнер), после тяжелого развода заселяется в новый дом с двумя детьми, и все бы ничего, если бы на местности не творились мистические вещи. Затем что-то странное начинает происходить со старшей дочерью, которая зачастила гулять у зловещего холма неподалеку… Фильм насыщен заштампованными пугалками, одним словом, это типичный ужастик, рассчитанный на массового зрителя. При этом «Проклятая» имела лишь ограниченный прокат, после чего вышла на DVD.

Во французском (Derrière les murs, 2011) молодая писательница (Летиция Каста) приезжает в провинциальный городок, чтобы работать над новой книгой, но вместо этого ей приходится бороться с собственными галлюцинациями. От остальных лент, приведенных выше, отличается трехмерным форматом, совершенно неуместным в фильмах данного направления.

О писателях-маньяках

Реже, чем заурядными новоселами, писатели в хорроре бывают свихнувшимися маньяками и беспощадными убийцами. В этом месте нужно снова передать привет старине Стиву. Правда, все нижеследующие фильмы нельзя поставить в один ряд с его «Сиянием»: откровенно говоря, это самые что ни есть «проходняки». Но поскольку писатели-маньяки — персонажи очень примечательные, а ситуации, когда они вооружаются чем-нибудь более угрожающим, чем перо или печатная машинка, вызывают подлинный интерес, все-таки остановимся на них поподробнее.

Наиболее известный пример — «Домик у озера» (Cabin by the Lake, 1999), в котором сценарист низкопробных фильмов ужасов Стэнли Колдуэлл совмещает свою основную работу с антигуманным хобби — серийными убийствами. Оба его дела связаны как нельзя тесно: реальные убийства достоверно описываются в его новом сценарии. Маньяк преследует оригинальную цель: он строит так называемый «цветник плоти» — сад на дне озера из тел убитых девушек. Типичный хоррор для ТВ, да еще и с элементами комедии, но необычный сюжет говорит в его пользу.

Вроде и нельзя сказать, что «Домик у озера» слишком приглянулся зрителю, но тем не менее психопат-сценарист вернулся в сиквеле. Для фильмов о свихнувшихся маньяках это не редкость, как и то, что сиквелы уступают оригиналу. В «Возвращении к озеру смерти» (Return to Cabin by the Lake, 2001) прибавилось черного юмора, но пропала всякая оригинальность. Согласно сюжету, через два года после событий первой картины, по нашумевшему сценарию Колдуэлла все-таки начинаются съемки фильма, причем на том же озере, где произошли убийства. Но съемочному процессу сопутствуют неудачи: после того, как Стэнли Колдуэлл проник на площадку под видом человека, некогда знавшего местную знаменитость лично, там начинают пропадать люди. «Возвращение…» нельзя назвать провальным, однако на нем история сценариста-убийцы завершилась. Таким образом, состоялась единственная в своем роде писательская хоррор-франшиза.

Малоизвестный психологический триллер «Последний черновик» (Final Draft, 2007) канадского производства, также рассказывает о сумасшедшем сценаристе фильмов ужасов. Потеряв ощущение реальности, он убивает людей, в то время как в голове у него живет вымышленный злой клоун. При столь интересной задумке, к сожалению, остается лишь жалеть о посредственной реализации сюжета.

В итальянском сплаттере (Ubaldo Terzani Horror Show, 2010) молодой кинорежиссер знакомится с популярным автором хоррор-романов, чтобы совместно работать над сценарием, но вскоре понимает, что ужасы могут быть воплощены в жизнь так же легко, как описаны в книгах… Фильм ничуть не оригинален, но примечателен тем, что сделан в лучших традициях классического джалло.

От легенд кино

Закончим наш обзор рядом куда более неординарных фильмов, имеющих не так много общего: лишь то, что в качестве персонажей присутствуют писатели, а режиссерами являются знаменитые мастера киноужасов.

Вышедшую задолго до Кинга и сотоварищей картина «Дом у реки» (House by the River, 1950) поставил Фриц Ланг — немецкий киноклассик, ставший мировой легендой еще в эру немого кинематографа. Это детективный нуар-триллер, в котором протагонист-писатель случайно убивает в своем доме молодую служанку и пытается скрыть преступление, сбросив ее тело в реку. Фильм не стал хитом после выхода на экраны, но сейчас, благодаря имени режиссера, «Дом у реки» причислен к классике нуара.

Итальянские мастера ужасов тоже не чужды теме писателей. Подтверждением этого факта служат картины Дарио Ардженто «Птица с хрустальным оперением» (L"uccello dalle piume di cristallo, 1970) и «Дрожь» (Tenebre, 1982). Сюжеты обоих фильмов подчиняются всем законам джалло, а их главные герои — американские писатели, прибывающие в Италию.

В «Птице…», став свидетелем преступления, автор детективов оказывается впутанным в дела полиции, а потом начинает и собственное расследование серийных убийств девушек. Это первая картина Ардженто как режиссера, и после выхода в прокат лента установила кассовый рекорд в Италии. Прогремела она и за рубежом, что сделало молодого Дарио известным и в Европе, и в Америке.

В более позднем фильме итальянского мэтра происходит серия жестоких убийств, воплощенных из только что написанного романа. После того как автор получает записки от убийцы, он решает взять дело в свои руки и добраться до преступника. В «Дрожи» вовсю применяются излюбленные приемы режиссера, ставшие визитной карточкой не только Ардженто, но и всего «желтого» жанра.

Фильм культового канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Обед нагишом» (Naked Lunch, 1991) — вольная экранизация скандального романа Уильяма С. Берроуза. Прямого отношения к нашему жанру эта психоделическая картина не имеет, но при просмотре нельзя не почувствовать, что она по-кроненберговски жуткая. Описывать сюжет, кажется, смысла нет, но если вкратце, то получается следующее: герой печатает на пишущей машинке, имеющей вид гигантского говорящего жука, отчеты из наркотической вселенной Интерзоны, и те впоследствии превращаются в роман «Обед нагишом».

Джон Карпентер поставил один из ключевых фильмов ужасов о писателях — (In the Mouth of Madness, 1995) . Главный герой — не писатель, а страховой агент — по поручению издательства он отправляется на поиски пропавшего автора романов ужасов Саттера Кейна, книги которого пользуются фантастическим спросом («популярнее Стивена Кинга»). Читатели начинают сходить с ума, на улицах царят хаос и насилие, а Кейн, скрывшись в странном городке, которого нет на картах, готовит мир к апокалипсису. «В пасти безумия» имеет множество отсылок к творчеству Кинга и Лавкрафта и нестандартно раскрывает писательскую тему. Его можно назвать эталонным фильмом ужасов, вопреки неудаче в прокате и неоднозначному приему критиков.

Авторский хоррор Фрэнсиса Форда Копполы «Между» (Twixt, 2011) рассказывает о писателе третьесортных ужасов, сыгранном секс-символом 90-х Вэлом Килмером. Приехав в захолустный городок, он увлекается расследованием серии убийств, попутно общаясь с призраками (встречается ему и классик Эдгар По). Подобно другим поздним работам мэтра, «Между» снят за собственные средства Копполы и является глубоко личным для режиссера — в ней есть даже биографические элементы — и, вероятно, поэтому хорошо его воспримут далеко не все.

Такими, на наш взгляд, являются заслуживающие наибольшего внимания фильмы ужасов о писателях. Как и было обещано в самом начале, выбрать есть из чего: картины с единственной общей чертой — профессией главного героя — не имеют никаких других рамок. Зачастую тема писателей идет в комплекте с самыми разными поджанрами хоррора (особенно хорошая совместимость у них с фильмами о «проклятых» домах) и поэтому будут интересны практически всем, кому люб жанр ужасов.

Литература ужасов сейчас представлена достаточно широким спектром имен. Эти авторы разбросаны по всему миру. Кто-то известен в узком кругу поклонников, а кто-то обладает невероятными гонорарами, славой и успехом. Но, независимо от славы авторов, некоторые книги продолжают пугать читателей даже спустя годы и десятилетия. Их достаточно много, что для перечисления всего этого списка не хватит ни слов, ни времени, да и понимание «страшной» книги у каждого – свое. Поэтому мы расскажем вам о десяти самых страшных книгах в мире. Итак, поехали!

10. Открывает наш список один из самых известных писателей, работающих в жанре хоррора, — Стивен Кинг.

Тяжело поспорить со степенью его вклада в жанр, но некоторые его книги способны напугать до мурашек. Яркий тому пример – «Кладбище домашних животных» .

В книге 1983 года рассказывается о семье доктора, которая переезжает в Чикаго. Сосед главы семейства рассказывает множество легенд о тех местах, и среди них – легенда о кладбище домашних животных. Доктор узнает, что это место – проклято из-за проделок некоего злого духа. Но, будучи реалистом, главный герой решает самостоятельно это проверить. Если вы хотите получить много адреналина – тогда вам отлично подойдет эта книга. Ужас будет сопровождать вас на каждой странице.

Любой, кто читал хотя бы одну его книгу, знаком с его нестандартным стилем повествования. Ярким примером того, как оригинальный стиль может быть еще и пробирающим до дрожи – книга «Лабиринт» .