1. Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.
2. Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
4. Образование относительных прилагательных от названий овощей.
5. Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.
6. Усвоение глаголов с различным значением.
7. Закрепление знаний об овощах.
8. Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №16
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ:
«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ К-Кь
на лексическом материале «ОВОЩИ»
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Баканова С.А.
Химки
2014 год
Цели:
- Четкое произнесение и различение звуков в слогах и словах.
- Звуковой анализ и синтез обратных и прямых слогов.
- Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Образование относительных прилагательных от названий овощей.
- Правильное употребление существительных в родительном падеже множ. числе.
- Усвоение глаголов с различным значением.
- Закрепление знаний об овощах.
- Развитие слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.
Оборудование:
Предметные картинки со звуками К и Кь, картинки с изображением овощей и фруктов, муляжи овощей, материал для составления схемы слогов.
НОД.
- Оргмомент.
Дети отгадывают загадки:
1) Как надела сто рубах, 2) И зелен, и густ
Захрустела на зубах. (капуста ) На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом …(картошка )
3) Сидит дед, в шубу одет. 4) Сидит красная девица в темнице,
Кто его раздевает, А коса на улице. (морковь )
Тот слёзы проливает. (лук )
2. Знакомство со звуком К:
Давайте вспомним слова-отгадки: капуста, картошка, лук, морковь.
Как мы их называем одним словом?
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Как мы произносим звук К? (Язычок поднимает хвостик и упирается в нёбо. Закрывает дорогу воздушной струйке. Воздух выходить толчками.)
Как называется звук К? (согласный, твёрдый ).
В каком замке живёт? (В синем)
3. Игра «Наоборот».
Давайте проверим может ли звук К быть мягким. Поиграем в «Двух медведей»:
Ка-ка - кя-кя кэ-кэ - ….
Ку-ку - кю-кю кы-кы - ….
Ко-ко - ….
В каком замке живёт мягкий звук Кь? (В зелёном )
4. Различение звуков К-Кь:
а) в слогах: ка, кя, ко, кё, ки, ке, ку, кы, ак, …
б) кабачок, чеснок, сладкий, свёкла, горький, огурчики, тыква, свеженький, баклажан, кислый.
5. Выделение звуков К-Кь по предметным картинкам , выставление их к синему и зелёному замкам (редиска, яблоки, картофель, абрикосы, персики, свёкла, лук, киви ).
На какие две группы можно разделить эти картинки? (фрукты, овощи ).
6. Физминутка.
Приходите в огород шаги на месте
Посмотреть, как всё растёт. руки поднять вверх
Всё растёт, всё цветёт потряхивание руками
Никому не тесно. руки разведены в стороны
Приходите в огород! поступательные движения
Очень интересно! наклон вперёд, руки в
Стороны перед собой.
7. Составление схемы слогов.
АК. Сколько звуков я произнесла? Какой 1-й, какой 2-й?
Обозначаем цветом. Затем слоги ИК и КИ.
- Игра «Назови ласково».
На доске выставляется картинка - огурец.
Есть ли в этом слове звук К?
Как можно изменить слово, чтобы в нем появился звук К? (Огурчик ).
Аналогично выполняются задания с картинками: помидор, репа, горох, перец.
- «Один – много»
Измените слова так, чтобы в словах появился мягкий звук Кь. (огурчик-огурчики, помидор-помидорчики, репка-репки, горошек-горошки, перчик-перчики).
- Образование относительных прилагательных.
А) Пирог из капусты – … капустный пирог,
Салат из огурцов - … огуречный салат,
Сок из тыквы -… тыквенный сок,
Сок из помидоров -… томатный сок,
Салат из лука - … луковый салат.
Б) «Исправь ошибку»:
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Морковный сок приготовим из лука.
Гороховый суп приготовим из редиски.
11. Физминутка.
У Лариски – две редиски , (дети по очереди
У Алёшки – две картошки, загибают
У Серёжки сорванца - два зелёных огурца, пальчики,
А у Вовки – две морковки, начиная с
Да ещё у Петьки – две хвостатых редьки. большого)
- «Соберём урожай».
а) Логопед подчеркивает, что каждый овощ собирают по-разному, одни овощи выдёргивают (морковь, редис, репу, свёклу ), другие срезают (капусту, тыкву, кабачки ), срывают (горох, огурцы, п омидоры ) или выкапывают (картофель ). И предлагает детям выбрать муляж овоща и рассказать, как его убирают.
б) Логопед читает стишок, дети выполняют движения:
В огород пойдем, урожай соберём шаги на месте
Мы моркови натаскаем «таскают»
И картошки накопаем «копают»
Срежем мы кочан капусты, «срезают»
Круглый, сочный, очень вкусный. показывают круг
руками 3 раза.
- Логопед предлагает детям вспомнить, какие картинки у них были на столах и составить предложение со словом много.
У меня много свёклы.
У меня много лука и т.д.
- Итог занятия
Какие звуки сегодня вспоминали?
Какие они?
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка – детский сад №94
Тема: «Дифференциация звуков К –КЬ»
Подготовительная к школе группа.
Учитель – логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом ;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха - кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: - По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
КА - КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: - звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: - Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: - КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: - Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: - Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой - звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?
Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].
Логопед: - Молодцы!
УШ.ФКМ. Выполнение движений под музыку.
Красота!
Красота!
Мы везём с собой кота,
Собаку?
Петьку –
Забияку,
Обезьяну,
Попугая-
Вот компания какая!
Вот компания какая!
1Х.Составление предложений по заданному слову.
Логопед: - посмотрите, дети, как красиво всё вокруг! Земля, деревья, первый снег, растения, игрушки, рыбки в аквариуме – какая красота!
А вот и Фея Красоты! Фея Красоты хотела бы узнать, как вы понимаете, что такое красота.
Д/игра «Объяснялки».Составление предложений со словом красота.
Х.Закрепление понятия «родственные» слова(однокоренные).
Логопед: – Дети, представьте, что мы вместе с Феей Красоты гуляем по волшебному саду и встречаем в нём Дерево Красоты, которое выросло из волшебной искорки. Посмотрите, полюбуйтесь, какое оно необыкновенно красивое! Выразим радость- ах!, восторг- ох!
Д/игра «Словесный сад»
Кто-то много лет назад
Посадил волшебный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, слово-корень
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло
Стало много новых слов!
Логопед: - Дети, подумайте и назовите слова, похожие на слово САД
Дети: Сад – рассада, посадил, садить. садовник, садик, садовый, высадить…
Логопед: Молодцы! Фея Красоты предлагает вам придумать родственные слова к слову КРАСОТА.
Дети: -Красавица, красивая, красотка, краса, краска, красивенькая, красулечка, красулька.
Логопед: -Молодцы! Фея Красоты очень благодарна вам за слова.
Х11.Формирование конструирования связного учебного высказывания на занимательном материале «Волшебная открытка».
Логопед: -Дети, сейчас мы вместе с Феей Красоты сядем за столы и поиграем в игру «Волшебная открытка».
Проверили осанку. Инструкция:
Положите игровое поле так, чтобы точки были над геометрическими фигурами.
Рядом с игровым полем, справа, положите: части открытки геометрическими фигурами вверх.
(По сигналу логопеда дети накладывают геометрические фигуры друг на друга. Если правильно наложить фигуры, то будет воспроизведена разрезная открытка
с цветным изображением.)
Логопед: - Полюбовались открыткой, а теперь будьте внимательны: вспомните, где находится жёлтый круг.
Дети: -Желтый круг находится….
Логопед: -Где находится зелёный прямоугольник?
Логопед: -Какая геометрическая фигура находится в нижнем левом углу?
Логопед: - Кто (или что) изображен на вашей открытке?
Логопед: Фея Красоты прощается с вами и говорит вам большое спасибо.
ХШ. Итог занятия. Логопед: -Палочку волшебную передавай, что понравилось на занятии – называй!
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №94
Занятие
Тема: « Звук Р»
(второе занятие)
Подготовительная к школе группа
Учитель-логопед первой квалификационной категории
Чукова Лариса Михайловна
г.Томск
Цель:
Закрепление правильного произношения звука «Р»;
Закрепление умения определять место звука в слове;
Составление предложений с заданным словом;
Развитие фонематического восприятия;
Развитие мыслительной деятельности детей;
Развитие памяти, внимания на линейный ряд;
Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации
Оборудование:
Предметные картинки: роза, букет роз, сигнальные карточки, фишки – звуки, буквы, слоговые таблицы, настольное зеркало, « буква Р».
Ход занятия.
1.Организационный момент:
Д/игра с мячом «Мяч кидай, слово повторяй».
Логопед: Рак, рука, робот, рыба, роза, рынок.
Логопед: - Сядет тот, кто повторит слова, которые мы повторяли.
П.Введение темы:
Логопед: –Дети, как вы думаете, какой звук мы сегодня будем повторять?
Дети: -Сегодня мы будем повторять звук [Р].
Логопед: -Молодцы! Правильно, сегодня мы будем повторять звук [Р].
Ш.Характеристика звука Р. Д/игра «Объяснялки».
Логопед: -Как вы думаете, звук [Р] – гласный звук или согласный?
Дети: - Звук [Р] – согласный звук.
Логопед: Объясните, почему звук [Р ] согласный звук?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р] воздух идет через рот и встречает преграду.
Логопед: – Объясните, какую преграду встречает воздух на своём пути?
Дети: - Язык. Язык поднят за верхние зубы и дрожит, когда воздух идёт через рот.
Логопед: - Проверим!
- « 1,2,3!» В зеркало смотри!
- «Едем на лошадке»:
Прискакал я к дому на лошадке
И сказал ей громко: «Трррррр….!»
«Летим на самолёте, заводим мотор –р-р-р……!»
Дети,объясните, в каком положении находится язык, когда мы произносим звук[ Р] ? губы? зубы?
Дети: - Когда мы произносим звук [Р], язык находится вверху за верхними зубами.
Губы раскрыты и улыбаются.
Зубы разомкнуты.
Логопед: - Объясните, почему звук[ Р ]– звонкий или глухой? Проверяем!
Дети: - Звонкий! Потому что он произносится с голосом, мы это проверили тыльной стороной ладони.
Логопед: -Молодцы! Всё правильно объяснили! Загибаем пальчики, рассказываем всё о звуке Р.
Дети (загибая пальчики, рассказывают): Звук[ Р] – согласный звук, звонкий звук, твёрдый звук.
1У. Закрепление правильного произношения звука [Р] в словах, определение место звука в слове.
Логопед: - У вас на столах лежат картинки. Задание, слушайте внимательно:
« 1,2,3 –на картинку посмотри,
Слово верно назови, место звука в слове определи !»
Логопед: -Молодцы!
У. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: -Дети, прослушайте ряд слогов, назовите слог, который повторяется 2 раза:
Ра -ра-ру-ры ро-ро-ра-ры ры-ры-ра-ру
ар-ар-ор-ур ур-ыр-ар-ар ор-ур-ур-ар
У1. Соотнесение звука с буквой. Д/игра «Запоминалка».
Логопед: -Дети, рассмотрите картинки на «букве Р», запомните слова, я закрою « букву Р», а вы положите на стол столько полосок-слов, сколько картинок - слов вы запомнили.
Дети выполняют на столах.
Логопед: -Называем слова.
Дети называют.
Логопед: Я открываю « букву Р», а вы проверяете – проговариваем слова-картинки по порядку.
У!!.ФКМ. Устали! Сейчас мы отдохнем:
Вместе весело шагать по просторам,…
УШ. Звуко- буквенный анализ и синтез слова из 2-х слогов. Д/игра «Загадалки». Работа со схемами.
Логопед: -Дети, я загадала слово.(Дети кладут перед собой полоску-слово).
В этом слове 4 звука. (Дети выкладывают под полоской 4 квадратика – звука).
В этом слове 2 гласных звука.(Дети выкладывают 2 короткие полоски – слоги)
Догадались какое слово я загадала?
Дети: - Нет.
Логопед: - Почему вы положили 2 короткие полоски?
Дети: - Потому что вы сказали, что в слове 2 гласных звука. Мы знаем правило: -Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Логопед:-Молодцы! Даю следующую подсказку: в первом слоге есть гласный звук[ О], находится в конце слога . (Дети выкладывают звук [О]).
Во втором слоге – гласный звук А находится в конце слога.(Дети выкладывают гласный звук [А]).
Превратите гласные звуки в гласные буквы.
Теперь вы наверное догадались, какое слово я загадала? (Дети: -Нет).
Слушайте следующую подсказку: звук, который мы сегодня повторяем, находится в начале слова, слышится твёрдо. (Дети выкладывают звук [Р]).
Обозначьте звук[Р] буквой Р.(Дети выкладывают букву Р). Догадались – какое слово?
Сейчас я дам вам последнюю подсказку. Это слово обозначает самый красивый и нежный цветок, его называют «царицей цветов» и у него есть колючие шипы. Кто догадался, обозначьте звук во втором слоге,какой звук? Превратите звук [З[ в букву З.
Читаем слово: РОООО-ЗААА, выделяем согласные звуки и поём гласные звуки. Молодцы! (Чтение слова детьми.)
Логопед: - Дети, а если первая буква в слове РОЗА будет большая – то, что это слово будет обозначать ?
Дети: - Имя девочки, имя женщины.Потому что мы знаем: имена пишутся с большой буквы.
1Х. Составление предложений с заданным словом.(картинки).
Х1. Итог занятия:
Мы сегодня старались произносить звук [Р] чётко, правильно и это у нас получилось.
Я дарю вам « букву Р» для выполнения домашнего задания. Вам надо подобрать слова – картинки со звуком [Р] и наклеить их на букву Р или нарисовать слова – картинки со звуком[ Р].
Чукова Лариса Михайловна, г. Томск,
учитель — логопед МАДОУ Центр
развития ребенка — детский сад № 94
«Дифференциация звуков К –КЬ»
Задачи: :учить детей дифференцировать звуки К –КЬ;
продолжать учить составлять предложения с заданным словом;
закреплять понятие «родственные» слова, образование родственных слов;
закреплять умения и навыки ориентировки на листе бумаги;
закреплять навыки звукового анализа и синтеза слов;
развивать гибкость и подвижность отдельных частей тела: речевого аппарата и обеих кистей /биоэнергопластика/;
развитие общей и мелкой моторики:
развитие фонематического слуха, восприятия, памяти;
воспитание внимания, памяти.
Оборудование: предметные картинки, схема слова, сигнальные карточки, сюжетные картинки, кукла «Фея Красоты»,«Дерево Красоты», волшебные комочки, волшебная палочка, д/игра «Волшебная открытка».
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Проверили осанку, развели лопатки,
Вдохнули покой, выдохнули напряжение.
П. Артикуляционная гимнастика. /Биоэнергопластика/:
«Улыбочка»- «Пятачок»
«Лошадка» /поскакали на лошадке, производя щелчки большим и средним пальцами вместе с языком.
«Ловим снежинки» /работа нижней челюсти, показ кистью руки, «ааам!»
«Сосём сосульку – леденец».
«Заболело горлышко» /кашляем: кккха — кккха!»
Ш.Сообщение темы занятия.
Логопед: — По дорожке шла я, шла…и комочки нашла, а комочки не простые, серебристые, волшебные. Может быть в них что или кто-то спрятался? Наши чуткие ушки внимательно слушают, голова думает, а умелые пальчики работают.
Инструкция: -На раз – комочки в руки взяли, на два –развернули, на три –аккуратно разгладили пальчиками, на четыре –назвали слово, определили первый звук в слове.
Дети: -КОТ. Первый звук в слове КОТ – [К[. Кит. Первый звук в слове КИТ-[КЬ].
Логопед: -Правильно, молодцы!. Сегодня мы будем различать звуки К –КЬ.
1У.характеристика звуков [К], [КЬ] по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение pderjd цветовыми символами.
Логопед: — Дети, что можно сказать про звук [К]? ([КЬ]?)
Дети: -Звук [К] – согласный, глухой, твердый звук. Обозначаем синим цветом. — Звук [КЬ] – согласный, глухой, мягкий звук. Обозначаем зелёным цветом.
У.Развитие фонематического восприятия.
Д/игра: «Поймай звук». (Покажи сигнальную карточку звука)
К: К, П,Т,К,КЬ,М,ТЬ,К,
КЬ: КЬ,Т, КЬ,КЬ,НЬ,К,КЬ
У.Д/игра «Наоборот»
Логопед: — Палочку волшебную бери, наоборот слог назови». Я называю слог с твердым звуком [К], а вы наоборот – с мягким звуком [КЬ]:
КА — КЯ КО –КЁ КЫ –КИ КУ – КЮ КЭ – КЕ
УП. Звуковой анализ и синтез слов КОТ КИТ.
Логопед: Жили – был КОТ и КИТ.
КОТ –огромный, просто страшный!
КИТ был маленький, домашний.
Логопед: -Это так? А как надо сказать?»
Выкладываем схему слова (длинную полоску-слово) КОТ
— Произнесём слово и послушаем себя: КОООТ
Назовите его:[ К]. Какой это звук?
Дети: — звук[ К] – согласный, твёрдый, глухой звук, обозначаем синим квадратом.
(выкладывают звук [К] (синий квадрат).
Дети: -КООООТ
Логопед: -Назовите его.
Дети: — Звук [О]- гласный звук,обозначаем красным цветом.
(Дети достраивают схему слова.)
Логопед: -Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте свою схему.
Дети: -Нет, слово не закончено.
Дети: — КОТ. Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: — Дети, проверим, получилось у нас слово? Читаем, выделяем звуки голосом, гласный звук поём: КООООООТ.
(Дети читают хором и по одному.)
Логопед: -Сколько звуков в слове КОТ?
Сколько согласных звуков в слове? Какие они?
Сколько гласных звуков в слове КОТ? Какой гласный звук?
Логопед: -Молодцы! Выкладываем схему слова КИТ.
(Дети кладут длинную полоску-слово перед собой.)
Логопед: — Скажем слово и послушаем себя: КИИИИТ.
Дети: -КЬИИИТ. Первый звук–[КЬ]. Он согласный, мягкий, глухой — звук,.обозначается зелёным цветом.
Логопед: — Молодцы! С какой стороны вы положили зелёный квадратик?
Дети: — Слева, это начало слова.
Дети: — КИИИИИИИТ.Второй звук – гласный звук [И]. Обозначаем красным цветом.
Логопед: -Молодцы! Проверьте, все ли звуки слова уже выделены. Прочитайте своё слово.
Дети: — Нет. Последний звук в слове КИТ Т. [Т]- согласный, твёрдый, глухой звук.
Логопед: – Прочитаем, получилось у нас слово?
(Дети читают по схеме: КЬИИИИИТ).
Дети: -Получилось слово КИТ.
Логопед: -Молодцы! Дети посмотрите на схемы наших слов.Чем похожи схемы слов?
Дети: — В слове КОТ 3 звука, в слове КИТ 3 звука.
— В слове КОТ 1 гласный звук, и в слове КИТ 1 гласный звук.
— В слове КОТ 2 согласных звука, и в слове КИТ 2 согласных звука.
— В слове КОТ звук [Т] в конце слова, и в слове КИТ звук [Т] в конце слова.
Логопед: -Молодцы! Дети, чем слова отличаются друг от друга?
Дети: -В слове КОТ звук [К] – согласный, твердый, а в слове КИТ звук [КЬ] – согласный, мягкий. В слове КОТ гласный звук[ О], а в слове КИТ гласный звук [И]- он смягчает впереди стоящий согласный звук [К].
Автоматизация звука К.
Положение губ зависит от последующего гласного. Кончик языка опущен, отодвинут от нижних резцов вглубь ротовой полости, задняя часть спинки языка круто выгорблена вверх и образует смычку с поверхностью на границе твёрдого и мягкого нёба. Мягкое нёбо поднято. Голосовые складки разомкнуты (К - глухой звук).
Звук К согласный, глухой, твёрдый.
Занятие 1
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Автоматизация звука [к]в слогах.
ка-ко-ку-кы | ко-ку-кы-ка | ку-кы-ка-ко | кы-ка-ко-ку |
ак-ок-ук-ык | ок-ук-ык-ак | ук-ык-ак-ок | ык-ак-ок-ку |
ак-ак-ак- бак, мак, так; | ок-ок-ок- ток, бок, сок, док; | ||
ук-ук-ук- тук, бук, внук, паук; | ык-ык-ык- бык; | ||
ик-ик-ик- пик, веник, финик; | ек-ек-ек- век, бег, снег; | ||
як-як-як- маяк, як. |
3. Послушай и повтори (3-5 раз). Нарисуй двуумя руками одновременно капельки.
Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Кап! Кап! Кап!...
4. Угадай слово, которое -
заканчивается звуком [к]:
уро..., дру..., сту..., сапо..., то..., кри..., суро...,
вени..., шнуро..., поро..., като..., замо...,
брело..., зна..., кло..., трес... .
5. Запомни, повтори.
Бак-мак, так-тук , маховик-паук, бук- внук,
бык-бок, док- поток, опенок-паек, веник-ботинок,
дубок-моток, охотник-молоток, тюбик-финик, индюк- путник,
пик- табак, як-маяк, каюк-тупик.
Занятие 2
Зелены мы, как трава
Наша песенка: «Ква-ква».
2. Угадай слово, начав его звуком [к]:
Окос, ...нига, ...ошка, ...рот, ...ольцо, ...олдун, ...офе, ...ость, ...амень, ...олодец, ...орова.
3. Автоматизация звука [к]в слогах.
Ква-кво-кву-квы | кна-кно-кну-кны |
Кво-кву-квы-ква | кно-кну-кны-кна |
Кву-квы-ква-кво | кну-кны-кна-кно |
Квы-ква-кво-кву | кны-кна-кно-кну |
4. Названия, каких картинок звучат, похоже?
5. Игра «Веселый счет». Сосчитай уток.
Занятие 3
1. Повторить чистоговорки.
2. Игра « Один-много».
Кабан - кабаны | кабина - кабины, | камень - камни, |
канава - канавы, | капкан - капканы, | конь - кони, |
кот - коты, | канат - канаты, | комета - кометы, |
конфета - конфеты, | команда - команды, | комната - комнаты. |
3. Игра «Прятки». Назови картинки.
4. Повторить чистоговорки.
Занятие 4
1. Отгадай загадку. Обведи отгадку.
2. Игра « Один-много».
Один бак - много баков | одна буква - много букв |
Один мак - много маков | одна тыква - много тыкв |
Один бук - много буков | одно окно - много окон |
Один паук - много пауков | один маяк - много маяков |
Один бык - много быков | один индюк - много индюков |
Один дубок - много дубков | один веник - много веников |
3. Повторить чистоговорку.
Киска, киска, где твоя миска? | |
Ест киска суп из миски: | |
Сыта киска - пуста миска. | |
(Выложить из счетных палочек) |
4. Автоматизация звука [к] в словочетаниях.
мяукать под окном; купать коней в Оке; выкопать канаву; покупать комок; коптить окуней.
5. Игра «Прятки». Назови картинки.
Занятие 5
1. Игра «Исправь ошибку».
2. Игра «Веселый счет».
3. Автоматизация звука [к] в словах.
Как, какаду, какао, какая, каемка, капкан, квак, койка, кок, кокон, комок, копейка, кнопка, кубик, кубок, покупка, пикник, конь, утка.
Занятие 6
1. Автоматизация звука [к"] в слогах.
кя-кя - кя-кя-кя | кя-ке-кю-ки |
ке-ке - ке-ке-ке | ке-кю-ки-кя |
кю-кю - кю-кю-кю | кю-ки-кя-ке |
ки-ки - ки-ки-ки | ки-кя-ке-кю |
2. Автоматизация звука [к"] в словах.
Киви, кивок, кино, Ким, кипа, коньки, кубики, маки, кепи, кепка, бакен, кит, кипяток, ботинки, Никита, букет, пакет, океан, пеньки, кеды, потомки.
3. Автоматизация звука [к"] в словочетаниях.
покупать маки; надевать кепку и кеды; кивать Никите; надевать накидку; пить кипяток; кубики в пакете; Никитины ботинки; ходить в кино.
4. Повторить чистоговорки.
5. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).
Занятие 7
Рассмотри картинку. назови слова со звуком К.