Поместье Шенонсо, или Шато-де-Шенонсо (в оригинале Chateau de Chenonceau), находится к югу от одноименной французской деревушки. Оно по праву признано одним из лучших и самых известных в долине Луары.

Главной жемчужиной поместья является средневековый замок. В его архитектуре чувствуется смесь поздней готики и раннего Возрождения.

Он возведен над рекой Шер, которая в ясную погоду так тиха и спокойна, что похожа на обычное озеро. Интересная особенность имения Шенонсо в том, что оно строилось, поддерживалось и расширялось в основном под влиянием знатных женщин. Более 4 веков здесь сохранялась женская преемственность. Именно поэтому Шенонсо известен еще и как «дамский замок».


Где находится Шато-де-Шенонсо

Этот красивейший замок можно увидеть в департаменте Луара в центральной части Франции.

Географические координаты 47.324807, 1.070332

Ближайший крупный город Тур в 30 километрах к западу.


История Шенонсо

Самое первое упоминание о поместье Шенонсо датируется 11 веком. Тогда здесь находилась крепость в окружении рвов с водой. С берегом её соединял подъемный мост (как и полагается классическому средневековью). Рядом располагалась мельница. Её фундамент позже послужил основой для строительства замка.

Известно, что в 13 веке поместье Шенонсо принадлежало семье Маркесов.

В 1412 году замок сожгли, чтобы проучить его владельца Жана Маркеса за мятеж. В 1430-х годах он был восстановлен, но жена Маркеса настаивала на продаже поместья.

Нынешний замок построили в 1514-1522 г. В 1556-1559 г. его дополнили мостом через реку. Строительство переправы велось под руководством французского архитектора эпохи Возрождения Филибера де Л’Орме. В 1570-1576 годах на мосту была построена красивая галерея по проекту архитектора Жана Буланта.


В основном строительством, ремонтом и модернизацией замка и прилегающей территории занимались именно женщины. Вот наиболее известные из них.

Кэтрин Бриссонет

Замок, который мы наблюдаем сейчас, построили в начале 16 века. В то время Томас Бойер купил здесь землю, снес устаревшие постройки и мельницу. Освободившееся место стало площадкой под строительство нового замка. Именно под контролем жены Бойера, Кэтрин Брисоннет, проводилась основная часть работ.

После того как Бойер умер, замок за долги присвоил король Фрэнсис I. Но он не успел должным образом распорядиться имением, так как вскоре умер, а поместье перешло его сыну Генриху Второму. Тот отдал замок своей любовнице Диане де Пуатье. Надо сказать поместье очень понравился даме, и она вкладывала в него много сил. В частности были разбиты сады в окрестностях и появился мост через реку.


Генрих Второй умер в 1559 году, и его законная жена (на тот момент уже вдова) Екатерина Медичи выгнала любовницу мужа из замка.

Кстати, Екатерине тоже пришелся по душе этот замок. Она тратила много средств на его восстановление и расширение. На мосту была добавлена двухэтажная галерея в итальянском стиле эпохи Возрождения.


Екатерина Медичи скончалась в 1589 году, и замок достался её невестке Луизе де Лорейн Водемонт,которая являлась женой короля Генриха Третьего.

К несчастью в этом же году Генриха Третьего убили (вообще в средневековье было модно периодически убивать разных королей, лордов и прочих вельмож). Луиза впала в глубокую депрессию и превратила замок Шенонсо практически в усыпальницу. Она перекрасила свою комнату в черные тона. Во всем поместье чувствовался траур.


Столетнее забвение

Луиза впоследствии отдала замок своей племяннице, помолвленной с сыном Генриха на этот раз Четвертого. Но в последующие 100 лет замком мало кто интересовался, и он постепенно стал разрушаться.

В 1733 году замок приобрел Клод Дюпин. Его жена, тоже Луиза, организовала в замке литературный салон, ставший довольно известным в элитных кругах. Здесь часто бывали знаменитые писатели и драматурги.

Стоит упомянуть интересный факт спасения Шенонсо.
Во время Французской революции бунтовщики планировали разрушить замок как символ власти короля. Луиза практически спасла все поместье, напомнив разъяренной толпе, что мост этого замка — единственная переправа через реку в округе.


Маргарита Пелоуз

В 1864 году она приобрела замок и сразу же стала приводить его в изначальное состояние. Значительно обновила и улучшила интерьер, избавилась от нескольких преобразований Екатерины Медичи. Но Маргарита так увлеклась модернизацией, что потратила слишком много денег. В результате имение пришлось продать во избежание образования крупных долгов.

Как видите, очень много женщин вложили силы в Шенонсо, поэтому его часто зовут «Дамский Замок».

Поместье Шенонсо в наши дни

Сейчас замок принадлежит семье Меньер. Анри Эмиль Анатоль Меньер (член известной семьи кондитеров) купил его еще в 1913 году.

Во время Первой мировой войны здесь была оборудована больница, для лечения раненых солдат.


Экспозиция, иллюстрирующая больницу в замке

В ходе Второй мировой войны замок подвергался бомбардировкам как со стороны германской армии, так и со стороны армии антигитлеровской коалиции. В результате этого замку были нанесены существенные повреждения. В 1951 году семья Меньер доверила восстановление замка Бернарду Войсину и не прогадала. Он привел разрушенное сооружение практически в идеальное состояние.

С 1840 года Министерство Культуры Франции присвоило поместью статус исторического памятника.

Замок Шенонсо в туризме

Несмотря на то, что имение находится в частной собственности, оно доступно для туристов. Оно входит в число самых посещаемых мест страны. Ежегодно здесь бывает до 1 миллиона путешественников. Так, например, в 2007 году его посетило около 800 000 человек.

На входе в имение расположена красивая аллея платанов. Справа можно увидеть сад Дианы де Пуатье, а у его входа расположен дом управляющего, возведенный в 16 веке.

На нижнем этаже замка расположен Зал Гвардейцев. Здесь висят гобелены 16 века. Также можно пройти в Зеленый Зал и Комнату «Пяти Королев» (её так называют в честь двух дочерей и трех невесток Екатерины Медичи), спальню Дианы де Пуатье и комнату самой Екатерины Медичи. Всего для туристов доступно около 20 комнат, с интерьером и мебелью средневековья.






Гостиная
Помещение кухни

За пределами замка, но на территории поместья Шенонсо расположен музей восковых фигур «Галерея Дам», автостоянка и места для пикника.




График работы

1 января — 9 февраля с 9:30 до 17:00
10 февраля — 6 апреля с 9:30 до 17:30
7 апреля — 27 мая с 9:00 до 18:30
28 мая — 30 июня с 9:00 до 19:00
1 июля — 26 августа с 9:00 до 19:30
27 августа — 30 сентября с 9:00 до 19:00
1 октября — 5 ноября с 9:00 до 18:30
6 ноября — 11 ноября с 9:00 до 18:00
12 ноября — 21 декабря с 9:30 до 17:00
22 декабря — 31 декабря с 9:30 до 17:30

Стоимость посещения

Вообще на территорию поместья вход бесплатный, а вот за посещение садов, самого замка и галереи придется заплатить.

  • Взрослые – 14 евро
  • Студенты и дети от 7 до 18 лет – 11 евро
  • Дети до 7 лет — бесплатно

Как добраться

Замок расположен в 214 км от Парижа, в 30 км от Тура.
Из Парижа в Шенонсо можно добраться за 2 часа по автомагистрали A10 (съезд Blois или Amboise).
По железной дороге за 1 час 40 минут от Парижа до города Тур, а затем полчаса от Тура до замка. Выходите на станции Шенонсо. Железнодорожный вокзал расположен возле билетной кассы (400 м).
На автомобиле из города Тур до замка Шенонсо можно добраться по дорогам No D976 или D40-D140.

Более подробную информацию о графике работы, стоимости и условиях посещения замка Шенонсо можно получить на официальном сайте достопримечательности — https://www.chenonceau.com/

Замок Шенонсо видео

Первые 15 минут данного ролика посвящены замку Шенонсо. Остальное время уделено замкам Амбуаз и Шомон-сюр-Луар, что в свою очередь тоже весьма интересно. Приятного просмотра!

Долго собиралась с духом, чтобы приступить к очередному рассказу, ибо заранее знала,
что путь предстоит долгий. О замке Шенонсо не писал только ленивый. Ну ещё бы:
самый знаменитый, самый узнаваемый и посещаемый (более миллиона человек в год) -
настоящая Мекка для туристов всего мира! Информации об этом замке - масса,
фотографий - ещё больше. Ну и куда мне с моим старым фотиком и неуклюжими
первыми попытками что-то сфотографировать? Тем более, что и фоткать-то толком было нельзя,
по-крайней мере - с фотовспышкой. Но у каждого свой взгляд на вещи. Я покажу вам Шенонсо
таким, каким увидела его я. И расскажу историю великой любви, пронесённой через всю жизнь.

Прежде, чем приступить к рассказу о самом замке, хотелось бы сделать отступление -
своеобразный экскурс в историю, ибо одной из владелиц замка была знаменитая фаворитка
короля Диана де Пуатье. Этот замок, собственно, был подарком короля - символом великой,
неувядающей любви, о которой сложено немало легенд, порождено множество слухов, догадок.
Прочитав эту историю вы несколько другими глазами будете смотреть на Шенонсо, ибо в нём
ещё витает дух тех времён, ибо осталась неразгаданной Загадка: В чём же сила Любви? Итак..


РОКОВОЙ ПОЕДИНОК

30 июня 1559 года весь Париж устремился на улицу Сент-Антуан. По случаю заключения мира с Испанией король Генрих II решил устроить рыцарский турнир и лично поучаствовать в нем. Для этого на узкой улице разобрали мостовую и построили трибуны для знатных болельщиков. Теперь они пестрели нарядами придворных и золочеными платьями дам, а за канатами ограждения колыхалась серая масса простонародья. В толпе тревожно перешептывались, недоумевая, зачем королю понадобилось возрождать полузабытую забаву. С появлением огнестрельного оружия век рыцарей отошел в прошлое. Прекратились и турниры, хотя время от времени их устраивали из почтения к старине. Но Генрих таким почтением не отличался: все знали, что он предпочитает ратным забавам совсем другие занятия. Глаза парижан невольно устремлялись на обитую бархатом ложу, где восседала давняя любовница монарха Диана де Пуатье. Недавно ей исполнилось шестьдесят, но ее лицо и гибкая фигура оставались безупречны. Говорили даже, что она купается в крови младенцев, чтобы сохранить молодость. Королеве Екатерине Медичи, сидящей на соседней трибуне, было всего сорок, но она выглядела едва ли не старше своей соперницы. Полная, смуглая, с жидкими волосами и глазами навыкате, итальянка слегка напоминала жабу. Время от времени она бросала на Диану злобные взгляды, которых та старалась не замечать. Парижане не любили обеих и жалели своего доброго короля, вынужденного постоянно унимать ссоры вздорных баб. Немудрено, что он ищет утешения у других: только недавно очередная фрейлина родила младенца, как две капли воды похожего на короля. До этого он соблазнил гувернантку своей невестки Марии Стюарт, да и сама юная шотландка, по слухам, неровно дышала к тестю – ведь ее супруг, придурковатый принц Франсуа, был равнодушен к любовным утехам.

Протрубил горн герольда, и рыцари бросились в бой. Как полагается, противники сшибались на полном скаку, стараясь сбить друг друга с коней тяжелыми копьями. Удары попадали в грудь, плечи и даже в лицо, но все это надежно защищалось латами, а копья были специально затуплены, поэтому смертельных случаев на турнирах практически не было. Выдержав схватки с герцогами Савойским и де Гизом, король пожелал сразиться с новым противником и приказал 30- летнему шотландскому капитану Габриэлю Монтгомери занять боевую позицию. В это время слуга передал ему просьбу жены: из любви к ней прекратить опасную игру. "Скажите королеве, что ради любви к ней я выиграю этот поединок!" – воскликнул король. Услышав это, королева побледнела: она помнила предсказание астролога Горика, который грозил королю смертью от раны в голову в возрасте сорока одного года. Сорок лет исполнилось Генриху ровно три месяца назад. В другом пророчестве некоего Нострадамуса говорилось о том, что молодой лев выбьет глаз старому в золотой клетке, а королевский шлем как раз был позолочен… Генрих слышал эти предсказания, но сейчас забыл о них. К чему осторожность, когда на тебя смотрят столько прекрасных дам! И прежде всего та, под чьим знаком прошла вся его жизнь, – Диана де Пуатье. Недаром на турнире он носил ее цвета – белый с черным. Противники сшиблись, и над турнирным полем пронесся многоголосый крик. От удара, угодившего в лицо, забрало короля открылось и копье вошло ему в правый глаз. Залитый кровью Генрих промчался еще метров 10 – 15 и сполз с коня на руки окруживших его придворных. "Я умираю", – прошептал он. Все взгляды были устремлены на него, и никто не замечал других участников игры, неожиданно переросшей в трагедию. Пользуясь этим, капитан Монтгомери развернул коня и на полном скаку помчался в свой замок Лорж, надеясь позже оправдаться. Это не помогло – пять лет спустя его заманили в Париж и обезглавили, так и не поверив, что роковой удар был нанесен случайно. Пока Генриха тащили на носилках в ближайший замок Турнель, королева лежала в обмороке. Диана не потеряла сознания: просто стояла и смотрела, как ее возлюбленного проносят мимо. Придя в себя, Екатерина бросилась в замок и первым делом велела не пускать туда соперницу. Потом вызвала знаменитого хирурга Амбруаза Паре и попросила сделать все для спасения короля. Эскулап осмотрел рану и сделал неутешительный вывод: копье поразило мозг, куда попали осколки костей. Надежды не было. Услышав это, королева отправила гонца к Диане, которая удалилась в замок Анэ. Она потребовала от фаворитки вернуть все подаренные ей королем ценности и владения. Как ни странно, та согласилась. В ответном письме она писала: "Моя скорбь так велика, что никакие притеснения и обиды не смогут отвлечь меня от нее". 10 июля Генрих умер после долгой агонии, и в тот же день Екатерина получила увесистый ларец с драгоценностями и ключи от великолепного замка Шенонсо. Все остальное имущество Диане сохранили, поставив одно условие – никогда не появляться при дворе. Судьба отпустила ей еще семь лет жизни, которые стали тоскливым эпилогом ее волшебной сказки.


ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВ

Все началось в марте 1526 года на берегу речки Бидасоа, разделявшей Францию и Испанию. С французской стороны к берегу подъехала кавалькада во главе с красивым бородачом – королем Франциском I. Совсем недавно он оказался в испанском плену и был вынужден подписать унизительный и крайне невыгодный договор. Заложниками его выполнения становились королевские сыновья – девятилетний Франсуа и семилетний Генрих. Теперь их привезли к границе и усадили в лодку, чтобы увезти в чужую враждебную страну. Младший из принцев, совсем ребенок, еле сдерживал слезы. Заметив это, красивая дама из королевской свиты подошла к нему и нежно поцеловала в щеку. Лодка отчалила, и на долгие годы этот поцелуй стал для Генриха самым сладким воспоминанием о родине. Он не знал, что дама, которой исполнилось 27 лет, была дочерью барона Жана де Пуатье. Еще в детстве она лишилась матери, а пару лет назад ее отец был осужден на смерть за участие в заговоре. Пытаясь спасти отца, Диана тогда бросилась в Лувр к королю Франциску, известному ловеласу, который при первой же встрече оценил красавицу: высокая, стройная, с полными губами и пышной гривой каштановых волос. Король знал, что в пятнадцать лет ее выдали замуж за 56-летнего барона Людовика де Брезе, великого сенешаля Нормандии. Угрюмый барон почти не уделял внимания молодой жене, проводя время в военных походах. Диана родила двух дочерей и вела обычную жизнь провинциальной дворянки – хлопоты по хозяйству, шитье, долгие мессы по воскресеньям. Правда, были в ее поведении и странности. Оправдывая свое имя, взятое у богини-охотницы, она обожала мчаться во весь опор на лошади, загоняя дичь. А по утрам купалась в источнике с ледяной водой – и это в эпоху, когда даже знать считала умывание излишним.

Диана де Пуатье,фаворитка короля Генриха II.

Молва называла Диану верной женой, но Франциск не привык отступать и повел планомерную осаду. Он назначал дочери заговорщика одну аудиенцию за другой, прозрачно намекая, что спасти отца может лишь ее уступчивость. Дальше мнения историков расходятся. Одни считают, что красавица уступила домогательствам монарха, именно поэтому он помиловал Жана де Пуатье, когда тот уже поднялся на плаху. Другие уверены, что Диана осталась такой же неприступной, как ее божественная тезка. Иначе – почему Франциск заказал придворному художнику ее портрет с подписью "Недоступная обольщению" ? Несомненно одно: с тех пор король стал уважать Диану и не раз спрашивал у нее совета. Скоро сенешаль де Брезе скончался и молодая вдова покинула его мрачный замок Анэ, перебравшись по приглашению короля в Лувр. Но официальной фавориткой она так и не стала, это место заняла молоденькая герцогиня Д ‘ Этамп, прочно завладевшая сердцем Франциска. Диана скучала, не забывая при этом следить за собой, ведь красота была ее главным оружием в борьбе за место под солнцем. Летом 1530 года король уплатил испанцам громадный выкуп, и его сыновья вернулись на родину. Долгая разлука с родиной не пошла им на пользу – Франсуа скоро умер от чахотки, а Генрих стал замкнутым и молчаливым. Он охотно учился фехтовать и ездить верхом, побеждал сверстников в любых состязаниях, но при этом никогда не улыбался и избегал общения. Принц проявлял теплые чувства только к одному человеку – даме, когда – то поцеловавшей его в щеку. На своем первом турнире на той же злополучной улице Сент – Антуан он подошел к Диане и при всех признался ей в любви. Заметив это, король попросил вдову быть любезнее с его сыном – фактически стать его наставницей в любовных делах, что было необходимо, поскольку скоро Генриху предстояло жениться и продолжить королевский род. В 1533 году в Париж приехала невеста – наследница флорентийских банкиров Медичи. После свадьбы Франциск, которому был необходим союз с папой, лично проследил, чтобы его сын исполнил супружеский долг. Это был действительно долг, которого Генрих избегал под любым предлогом. Его сердце было отдано Диане, и маленькая пухленькая итальянка никак не могла его взволновать. Екатерина, обладавшая незаурядным умом, честно старалась понравиться принцу: зная, что у нее красивые ноги, она первой начала ездить верхом по – мужски в кокетливых штанишках, получивших итальянское название "кальсоны". Все напрасно – желанный наследник никак не рождался. Придворные во главе с герцогиней Д ‘ Этамп обвинили Екатерину в бесплодии, что было достаточным основанием для развода. Но Диана заступилась за принцессу и решила сама заняться сексуальным воспитанием молодых супругов. Быть может, влюбленные взгляды Генриха растопили ее сердце. Но немалую роль сыграло и желание оказаться поближе к трону, отодвинув от него ненавистную Д ‘ Этамп. Как бы то ни было, но весной 1534 года Генрих и Диана вместе отправились на охоту в замок Экуан. Принц вернулся оттуда таким радостным и посвежевшим, что Екатерина воскликнула: "Ах, ваше высочество, вам надо чаще бывать на природе!" Генрих прилежно следовал этому совету, а потом, забыв осторожность, стал навещать Диану в ее покоях.


ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ КРАСОТЫ

Королева Франции, супруга Генриха II Екатерина Медичи (1519-1589)

Уроки прекрасной наставницы не прошли даром: скоро Екатерина Медичи забеременела и с тех пор исправно рожала наследников. Диана всякий раз присутствовала при родах, лично подбирая младенцам повитух и кормилиц. Более того, она назначила принцу дни, в которые он должен был делить ложе с супругой, чего ему по-прежнему не очень-то хотелось. Зато с Дианой он был неразлучен, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. Бедная Екатерина из кожи вон лезла, пытаясь узнать, чем эта "старуха" так привлекает ее супруга. Известный сплетник-писатель Брантом передает рассказ, согласно которому она как-то велела пробить в потолке спальни соперницы дырку для наблюдения. "Она заметила весьма благолепную даму, белокожую, деликатную и очень свежую, облаченную лишь в коротенькую рубашку. Она ласкала своего любимого, они смеялись и шутили, а любовник отвечал ей столь же пылко, так что в конце концов они скатились с кровати и, как были, в одних рубашках, улеглись на мохнатом ковре рядом с постелью… Итак, принцесса, увидев все, с досады принялась плакать, стонать и печалиться, говоря, что муж никогда не позволяет себе с ней таких безумств, как с этой женщиной". Ревность сделала свое дело: теплые чувства принцессы к Диане переросли вскоре в холодную ненависть. Через много лет она писала дочери, знаменитой королеве Марго: "Я радушно принимала мадам де Валентинуа, ибо король вынуждал меня к этому, и при этом я всегда давала ей почувствовать, что поступаю так к величайшему своему сожалению, ибо никогда жена, любящая своего мужа, не любила его шлюху, а иначе ее не назовешь, как бы особам нашего положения ни было тягостно произносить подобные слова". По слухам, Екатерина даже держала в будуаре склянку азотной кислоты, чтобы при удобном случае плеснуть ее в лицо разлучнице. Но так и не плеснула, должно быть, поняла, что, потеряв красоту, Диана вряд ли лишится любви принца.

Генрих II, Король Франции.

Весной 1547 года скончался, как говорят, от сифилиса, еще не старый Франциск, и Генрих II взошел на престол. На Диану тут же полился настоящий золотой дождь: ей целиком отдали налог "за подтверждение полномочий", который платили все чиновники при смене монарха, а также часть налога, которым были обложены все парижские колокола. Мудрой любовнице передали все поместья поверженной герцогини Д’Этамп и ее драгоценности, включая громадный бриллиант. А три месяца спустя ей досталось еще более дорогое сокровище – замок Шенонсо на Луаре. В довершение всего ее сделали герцогиней Валентинуа – впервые герцогский титул достался женщине не по праву наследования. Диана стала подлинной королевой. Вместе с Генрихом она принимала послов, заменяла его на заседаниях королевского совета, отправлялась в поездки по стране. В это время Екатерина сидела взаперти в отведенных ей покоях, окруженная многочисленными детьми. Муж навещал ее только затем, чтобы зачать очередного наследника. Зато с Дианой он был неразлучен и при нечастых расставаниях засыпал ее письмами. Вот что писал король, узнав о ее неважном самочувствии: "Госпожа души моей, смиреннейше благодарю за труд, который взяли вы на себя, дабы послать мне весточку о своих новостях, ибо она стала для меня наиприятнейшим событием. Я не могу без вас жить… Остаюсь навеки ваш ничтожный слуга". Иностранные послы жаловались, что не могут добиться аудиенции у короля, поскольку он все время проводит у мадам де Пуатье. Дипломат, которому посчастливилось прорваться к фаворитке, так описывает увиденную им картину: "Он подсаживается к ней с цитрой в руках, играет, часто спрашивает у коннетабля и Омаля, красива ли по-прежнему Диана, и время от времени касается ее груди". Однако время шло. Фаворитке исполнилось пятьдесят, и она принимала все меры, чтобы сохранить уходящую молодость. Конечно, никакой косметики и париков – те же холодные ванны, физкультура и чашка козьего молока по утрам. Чтобы опровергнуть слухи о своем старении, Диана велела нарисовать свой портрет в обнаженном виде и – неслыханная дерзость! – выставила его на всеобщее обозрение. Еще она старалась окружать себя только красивыми предметами, которые подчеркивали ее привлекательность. Одной из первых в Париже она начала собирать антикварные изделия и живописные полотна, превратив свои луврские покои в настоящий музей. В Шенонсо по ее приказу был разбит дивный "Сад наслаждений", куда со всего света свезли редкие сорта яблок, персиков, слив. В центре сада располагался "Цветник Дианы", где росли вперемешку белые лилии короля и алые розы, которые хозяйка замка считала своим талисманом – цветком любви.


РОЗЫ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ

Диана занималась не только собой – львиная доля ее времени была отведена вопросам управления. Королевскими щедротами ей достались два десятка замков с обширными угодьями, и она постоянно навещала их, распекая нерадивых управляющих и с крестьянской дотошностью подсчитывая припасы. В замке Этуаль она устроила канцелярию, где лично корпела над бухгалтерскими книгами. Дела королевства тоже не оставались без внимания: Диана принимала у себя министров и раздавала им весьма дельные указания. В отличие от других фавориток она не имела многочисленной алчной родни. Но бесчисленные подарки, которыми осыпал ее влюбленный король, обходились казне недешево. В результате налоги росли, и народ, как следствие, винил во всем некоронованную королеву. Тогда и поползли слухи о ее чернокнижии и колдовской власти над королем. Но не она была виновна в охватившей страну смуте. Давняя вражда католиков и протестантов все чаще выливалась в вооруженные стычки. В Париже противников католической веры вешали и жгли на кострах. Мягкосердечный Генрих ни разу не посетил казнь, хотя исправно подписывал смертные приговоры. А Диана глядела на муки осужденных с любопытством и даже смеялась. Сегодня трудно сказать, чем было вызвано это поведение – общей "грубостью эпохи" или желанием продемонстрировать лояльность королю. Но это только увеличило число противников фаворитки и придало смелости Екатерине Медичи. В конце 1558 года королева впервые осмелилась возразить своей сопернице по какому-то вопросу. Король грубо оборвал ее, и обиженная итальянка уткнулась в книгу. "Что вы читаете, мадам?" – осведомилась Диана, пытаясь сгладить ситуацию. "Историю Франции! – отчеканила Екатерина. – Здесь написано, что делами этого королевства всегда управляли потаскухи!" Диана ударилась в слезы и объявила, что покидает двор. Генрих упал на колени, упрашивал ее остаться, обещал, что больше не позволит королеве обижать свою единственную любовь. Диана осталась. А потом случился злополучный турнир. Отправляясь в изгнание по раскисшим от летних дождей дорогам Нормандии, Диана говорила себе, что все же победила соперницу. Она осталась красивой, а Екатерина Медичи в свои сорок лет – напротив. Не оттого ли она злобствовала, развязала войну с протестантами, устроила кровавую Варфоломеевскую ночь? По очереди возведя на трон троих своих сыновей, как и предсказал Нострадамус, она потеряла их всех и в самом конце жизни увидела крах династии Валуа. В историю Франции она вошла как убийца и отравительница. Говорили, что Екатерина отравила и Диану, но вряд ли это так. Ведь Диана, пусть и по-прежнему ненавистная, была теперь безопасна.

Миниатюра с изображением Дианы де Пуатье, герцогини де Валентинуа

Ну что ж, надеюсь, вы прочитали о Диане и Генрихе. Самое время вернуться к замку.
На фото ниже он выглядит впечатляюще, не правда ли? Но так было не всегда.
Так с чего всё начиналось? Где начало этой сказки, застывшей в камне?

История замка своими корнями уходит в 1243 год. Собственно, тогда и замка-то не было - на его
месте тогда располагалось поместье, принадлежавшее выходцам из Оверни семье де Марк. Учитывая
бесконечные войны и междуусобицы, в изяществе и красоте построек толку не было - всё было
подчинено защите и обороне. А посему, строили крепости, окружали их водяными рвами и для связи
с внешним миром оставляли только подъёмные мосты. У семьи де Марк всё было по этой же схеме,
с "маленьким" бонусом в виде мельницы, которая стояла рядом с крепостью.
Пролетали года, столетья..Одно поколение сменяло другое. Уже канули в Лету те разрушительные
войны и надобность в крепостях отпала. Возможно, семья де Марк, её потомки и дальше жили бы
в своей крепости, но, как это часто бывает, денежные затруднения заставили их продать свой удел
и крепость Томасу Бойе, интенданту по финансовым делам в Нормандии. Шёл 1512 год. В Европе -
эпоха Возрождения, Ренессанс то бишь. Все ринулись ломать-крушить старое и возводить новое.
Томас, как это принято до сих пор, решил не отставать от моды и тоже всё сравнял с землёй.
Единственное, что осталось от былых построек - это донжон. Ну, спасибо и на этом.

На руинах мельницы был воздвигнут прямоугольный замок с выступающими угловыми башнями.
Вот, посмотрите, как раньше выглядел фасад этого здания. Не знаю, в каком году было сделано
это фото, но сейчас всё выглядит совсем иначе (позже я покажу современный вариант).

На нижнем этаже замка находится вестибюль со стрельчатыми сводами. И снова старое фото нам
в помощь. Я просто оторваться не могу от этих старых фотографий, ибо, поверьте мне на слово,
они намного лучше передают атмосферу настоящего, ТОГО замка, ТОЙ эпохи, чем вот
та "прилизанность", напомаженность, нарочитая "показушность" сегодняшнего дня.

Как видно на фото, из вестибюля можно попасть в четыре комнаты (о них я расскажу позже).
Эти комнаты соединены с четырьмя другими комнатами второго этажа широкой прямой лестницей.

Я не случайно, "галопом по Европам", сразу перемахнула на лестницу. Дело в том, что в начале
XVI века винтовые лестницы стали заменять именно вот такими, современными лестницами с
прямыми маршами. И это стало дополнительной, и немалой!, финансовой нагрузкой. Считается, что
именно огромные затраты на строительство объясняют девиз, который Бойе приказал выгравировать
вместе с инициалами Т.В.К: "Кто сюда когда-нибудь придёт, пусть вспомнит обо мне."
Честно говоря, не думаю, что именно финансовые затраты стали причиной такого девиза. Ну что он,
в самом деле, на рудниках работал что ли, годами по копеечке откладывал, не доедал, не досыпал?
Мне кажется, что всё намного проще: обыкновенное человеческое тщеславие. И да, все мы хотим
оставить память о себе, если уж жить вечно не получается. В общем, Томас, привет тебе! Помним, ага!
Но вернёмся к истории замка. (Запасайтесь чаем-кофе-водкой, ибо я вас ещё долго буду мурыжить)))
Поскольку Томас Бойе имел важный государственный пост и частенько бывал в разъездах, все хлопоты,
связанные со строительными работами, взваливала на себя его жена, Екатерина Бойе (вот кто главный
герой, оказывается!). Благодаря этой героической женщине в 1521 году все работы были завершены.
Как и полагается, пригласили батюшку кардинала Боне, епископа Буржа, который освятил
капеллу замка. И вот казалось бы: всё позади, отмучались-дождались..и жили они долго и счастливо..
Не-а, не жили. Помер Томас ровно через три года и даже не в своей постели - отправился в Италию,
в свите короля...и всё. Аминь. Его жена скончалась следом за ним, двумя годами позже. Знаете,
вот частенько так бывает: посвящает человек всю свою жизнь какому-то делу или человеку. Как
только это уходит из его жизни - человек умирает. Человеку просто становится незачем жить, а
новый смысл жизни искать либо не хочет, либо не может. Ну вот нет больше сил. Всё осталось позади..
Впрочем, я отвлеклась от темы. Тем более, что у супругов Бойе остался сын. То есть - жизнь продолжается.

К сожалению, владение недолго оставалось в руках сына Бойе - замок был конфискован королём
Франциском I под предлогом компенсации за финансовые растраты (хищения) со стороны Томаса Бойе.
В те времена это было обычной практикой: понравился замок - хозяина сразу в чём-нибудь обвиняли,
затем темница-приговор-эшафот. Так что парень ещё легко отделался - всего лишь замок потерял,
а не голову. Я думаю, что именно так и возник рейдерский захват. (Грозим кулаком в сторону Франции)))
В общем, источники утверждали, что экспроприация 1533 года была продиктована желанием короля
обладать прекрасным поместьем, славившимся своими охотничьими угодьями. А Франциск I был
страстным охотником и иногда наведывался в Шенонсо в сопровождении небольшой свиты из особо
приближённых. В замке устраивались охотничьи выезды, праздники, литературные вечера по моде
того времени. Среди приближённых особ была и Диана де Пуатье. Как я уже говорила ранее, Диана
всегда имела большое влияние на дофина Генриха, который, став в 1547 году королем, несмотря на
свой брак с Екатериной Медичи, не переставал осыпать Диану всевозможными подарками. Вскоре и
Шенонсо стал собственностью Дианы, вопреки всем законам, запрещавшим отчуждение владений, принадлежавших Короне. Скандал, конечно, был страшным: нельзя-низзя-низзя дарить королевскую
собственность! Но разве можно что-то доказать влюблённому мужчине? Они в таких случаях думают
совсем другим местом. Если вообще думают. Диана, пардон-муа, крепко держала Генриха за яйца
всю жизнь - и всю его жизнь думала и руководила Францией именно ОНА! Таковы факты.Ничего личного.
Я уверена: если бы Шенонсо не был королевским владением, то факт этого дарения никого особо и не
взволновал бы. Это сейчас мы восхищаемся этим замком. А тогда, на момент дарения, замок ничего
особенного из себя не представлял - хибарка на берегу реки, по сути. На фоне Шамбора - вообще шалаш.
Вот примерно так это всё выглядело. И да, мост через реку уже сама Диана пристраивала. Ну и???

Вы в самом деле думаете, что вот из-за этого домика в 8 комнат поднялся весь тот кипиш? У меня есть
более наглядная картинка. Диане досталось то, что первое сверху. Да у неё в родном замке конюшни были
больше. Что же до нынешнего вида замка Шенонсо - это уже заслуга самой Дианы и последующих владельцев.

На протяжении всей своей жизни Генрих II продолжал осыпать Диану подарками. Благодаря этим
средствам Диана де Пуатье смогла с 1551 года предпринять работы по благоустройству своего
владения, включая перепланировку парка и фруктового сада, в котором росли овощи и фрукты,
считавшиеся в ту пору экзотическими, например артишоки и дыни. Она заставила промерить
глубину Шера с целью предполагаемого строительства каменного моста, которое было осуществлено
по проекту Филибера Делорма.

Но "ничто не вечно под Луной" - в 1559 году, по предсказанию Нострадамуса, Генрих II скончался
от смертельной раны, нанесенной ему на турнире копьем Монтгомери. Королева, став регентшей,
поспешила вернуть Сокровища Короны и, в первую очередь, замок Шенонсо. После некоторых
колебаний Диана поняла, что лучше уступить, и удалилась в свой замок Анэ, где она вскоре и
умерла в возрасте 66 лет. Возвратившись в Шенонсо, Екатерина Медичи организовала там
великолепные празднества в честь своего сына Франциска II и его супруги Марии Стюарт.
Архитектор Приматиччо оформил поместье с необыкновенной пышностью: колонны, статуи, фонтаны,
триумфальные арки, обелиски... Во дворе салютовала батарея из 30 пушек. Были разбиты новые
сады и построены новые служебные помещения. Эти работы были закончены в 1568 году к моменту
подписания Амбуазского мира.

В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо воплотил замысел Филибера Делорма, построив на мосту
через реку Шер новое крыло. Верхний этаж, оборудованный как бальный зал, был богато
декорирован, как и вся остальная часть замка. Роскошные праздники, на которых придворные
молодые дамы бывали зачастую полуобнажены (это был "летучий эскадрон", в обязанности которого
входил сбор всякого рода информации, которая затем передавалась королеве), закончились со
смертью Екатерины, настигшей ее в Блуа в 1589 году. В своем завещании она передавала замок
Шенонсо Луизе де Водемон, жене Генриха III. Несколько месяцев спустя, в августе 1589 года,
король был убит Жаком Клеманом. Перед смертью он продиктовал письмо своей супруге, в котором
говорил: "Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не
уезжайте оттуда, где вы находитесь"
. Возможно, эти слова послужили причиной того, что
королева оставалась в Шенонсо до самой своей смерти. Все празднества прекратились, мебель
была затянута черными драпировками в знак траура, и королева призвала в замок урсулинок для
совместных молитв.

По королевскому обычаю, существовавшему еще со времен античности, она носила траур белого цвета, который не снимала до 1601 года, года своей смерти, откуда и возникло ее имя - "Белая дама". Замок по наследству перешел к Франсуазе де Меркёр, жене Цезаря Вандомского. Начиная с этого момента короли Франции покинули Шенонсо. Последним там жил Людовик XIV в 1650 году в возрасте 12 лет. Состояние заброшенности, в котором герцоги Вандомские и Бурбоны-Конде оставили замок, было прервано с переоборудованием одного из его крыльев в монастырь капуцинов. От этой эпохи остался подъемный мост, служивший для изоляции монахов от внешнего мира.
В 1733 году герцог Бурбонский продал замок богатому землевладельцу-банкиру Клоду Дюпэну. Его жена, поклонница искусств, науки, литературы и театра, открыла в Шенонсо модный салон, на котором мелькали имена многих знаменитостей той эпохи: Фонтенель, Бюффон, Монтескье, Мабли, Мариво, Вольтер, Кондиллак, мадам де Теней, мадам дю Деффан... Жан Жак Руссо стал секретарем мадам Дюпэн и наставником ее дочери. Он тогда писал: "... В этом прекрасном месте было много развлечений, здесь очень хорошо кормили, я стал жирным, как монах.."
Мадам Дюпэн провела свои последние годы в замке в окружении своих деревенских слуг, которые ее очень любили. Благодаря этому Шенонсо во время Революции не получил никаких повреждений. Аббат Леконт, деревенский кюре, выступил против наиболее разгоряченных революционеров, сказав им: "Между Монришаром и Блере только один мост, и вы хотите его разрушить! Вы враги общественного блага!"
Мадам Дюпэн умерла в 1799 году в возрасте 93 лет и была похоронена в парке замка, как она и хотела.

Опустевший замок был продан в 1864 году мадам Пелуз, которая предприняла большие реставрационные
работы, намереваясь вернуть замку его первоначальный облик (до преобразований Екатерины Медичи).
Таким образом фасад лишился своих окон и кариатид, но крыло на мосту через Шер не было тронуто.
После разорения семьи Пелуз замок был конфискован в 1888 году Земельным Кредитом, который продал
его Анри Менье, одному из богатых промышленников того времени. Замок и по сей день является собственностью этой семьи. В 1914 году Гастон Менье, в то время сенатор департамента Сены и Марны, преобразовал замок в госпиталь, где он разместил более 2000 раненых до окончания первой мировой войны. Во время второй мировой войны здесь находился связной пункт для местных партизан.
Сегодня замок, полностью восстановленный, открыт для посещений публики.

В следующем посте я устрою вам уже полноценную экскурсию по замку Шенонсо.
Пройдём по всем коридорам, комнатам, закоулкам, тропинкам. В общем, скучать
не придётся, тем более, что я, как всегда, буду веселить вас своими комментариями.

О замке

Замок Шенонсо располагается вблизи одноименной деревушки во Франции и считается одним из замков Луары. Шенонсо - один из самых известных и посещаемых замков во Франции. Он открыт для посетителей, но принадлежит частному лицу.

История создания

Земля, на которой стоит замок Шенонсо, с 1243 года была собственностью семьи Де Марк из Оверни. Также как и древняя крепость с мостом через реку Шер и водяными рвами вокруг и старая мельница.

Жан де Марк расположил в крепости английский гарнизон и это вынудило короля Карла VI убрать оборонительные сооружения и закрепить земли за их законными хозяевами.

Но финансовые трудности вынудили продать поместье Томасу Бойе (землю и старый замок). Бойе нравился стиль эпохи Возрождения и старую крепость он приказал разрушить, сохранив только донжон.

На месте мельницы построили прямоугольное сооружение с угловыми башнями, окружающими вестибюль со стрельчатыми сводами. На первом этаже - 4 комнаты, соединенные со вторым этажом прямой и широкой лестницей. В 16 веке постепенно стали отказываться от винтовых лестниц в пользу прямых. Семья Бойе понесла серьезные затраты на строительство и их девиз был выгравирован в замке «Кто сюда когда-нибудь придет, пусть вспомнит обо мне».

Работы по строительству замка были завершены в 1521 году и кардинал Боне, епископ Буржа освятил капеллу Шевонсо. Томас Бойе умер в 1524 году, его жена спустя 2 года и замок перешел к их сыну Антуану. Но король Франциск I конфисковал замок Шевонсо за якобы совершенные Томасом нарушения в финансовых делах. По одним источникам, экспроприация совершилась потому, что королю понравилось поместье своими охотничьими угодьями. Франциск I любил приезжать в Шенонсо со своей семьей и приближенными: женой Элеонорой Габсбургской, сыном Генрихом, невесткой Екатериной Медичи, фавориткой Анной де Пислё, фавориткой сына Дианы де Сен-Валье де Пуатье. В Шевансо проводились охотничьи выезды, литературные вечера, торжества. Диана имела особое влияние на Генриха и несмотря на брак с Екатериной Медичи, он не переставал дарить ей подарки и оказывать внимание. И спустя некоторое время замок был подарен Диане, хотя закон запрещал передавать королевские владения кому бы то ни было. Новая владелица в 1551 году начала благоустраивать замок и его окрестности: перепланировала парк и фруктовый сад, в котором росли экзотические тогда дыни и артишоки. По ее поручению была измерена глубина реки Шер для строительства каменного моста, построенного впоследствии по проекту Ф.Делорма.

В 1559 году Генрих II был ранен на турнире графом Монтгомери и умер. Королева решила вернуть Шевонсо, Диана не стала спорить и покинула замок. В Шенонсо Екатерина Медичи устроили роскошные торжества в честь сына Франциска II и его жены Марии Стюарт. Архитектором Приматиччо в облик поместья была добавлена пышность: триумфальные арки, обелиски, фонтаны, колонны, статуи. Тридцатипушечная батарея салютовала во дворе. Появились новые сады и служебные помещения.

В 1577 году в Шенонсо снова состоялось важное торжество, посвященное возвращению Генриха III из Польши для подтверждения права наследования для брата Карла IX. Праздник проводился подобно торжеству в Плесси-Ле-Турле, когда мужчины переодевались женщинами и наоборот.

«Белая дама» и «Чёрная комната»

В 1580 году архитектор Андруэ Дюсерсо наконец осуществил проект Филибера Делорма и пристроил к мосту через реку Шер новое крыло. Двухэтажное сооружение представляло собой два фасада с ритмичным чередованием окон, люкарн и ризалитов. На верхнем этаже расположился роскошно декорированный бальный зал. Но после смерти Екатерины Медичи в 1589 году роскошные торжества в Шевонсо прекратились. По завещанию замок наследовала Луиза де Водемон, жена короля Генриха III. В августе 1589 года король был опасно ранен Жаком Клеманом. Незадолго до смерти он написал в письме своей супруге: «Моя голубка, надеюсь, что скоро поправлюсь, просите Господа за меня и не уезжайте оттуда, где вы находитесь».

Возможно, королева посчитала эти слова последней волей мужа и жила в Шенонсо до конца своей жизни. В знак траура стены и мебель в ее будуаре была закрыта черными тканями.

Следуя королевским обычаям, Луиза носила траур белого цвета, вплоть до смерти в 1601 году. Шевансо по наследству перешел к жене Цезаря Вандомского - Франсуазе до Меркёр. Больше французские короли в Шенонсо не жили - последним там побывал Людовик XIV в 12 лет. Замок был заброшен, пока его часть не была отдана монастырю капуцинов. От этого времени сохранился подъемный мост, изолировавший монахов от мира.

В 1733 году замок был продан герцогом Бурбонским влиятельному землевладельцу и банкиру Клоду Дюпэну. По желанию его жены, поклонницы литературы, искусств, науки и театра в Шенонсо появился модный салон, который посещали многие известные деятели того времени. Луиза Дюпэн организовала небольшую театральную труппу, которая показывала спектакли и оборудовала физический кабинет. В комнатах заменили мебель и они стали уютнее. Мадам Дюпэн прожила последние годы жизни в Шенонсо в окружении слуг, которые очень тепло относились к своей хозяйке. Поэтому во время революции замок не был поврежден.

В 1799 году Луиза Дюпэн умерла и похоронена в парке. Замок опустел и в 1864 году его купила мадам Пелуз. Она занялась реставрационными работами, чтобы вернуть Шенонсо изначальный облик (до переделки Екатерины Медичи). С фасада исчезли окна и кариатиды, но мост через реку Шер остался в целости. Замок конфисковали в 1888 году после банкротства семьи Пелуз и приобретен Анри Менье, богатым промышленником. И сегодня Шевансо считается собственностью этой семьи. В 1914 году здесь по распоряжению Гастона Менье, сенатора департамента Сены и Марны, расположился госпиталь для раненых. А во время Второй Мировой войны в замке располагался связной пункт для партизан, потому что одна его часть выходила на территорию, где командовали гитлеровцы, а другая на территорию режима Виши.

Архитектура Шевонсо

Поместье начинается с длинной аллеи с вековыми платанами, выходящей на широкую эспланаду. Справа - сад Дианы де Пуатье, возле дороги в который дом управляющего - Канцелярия, построенная в 16 веке. Прогулочная терраса защищает сад от наводнений. А самое старинное сооружение замка - донжон стоит в углу Парадного двора, выходящего к реке Шер.

Колодец на замковой площади украшен семейным гербом Марк с изображением орла и химеры.

Через подъемный мост можно войти на первый этаж, в Зал гвардейцев, украшенный гобеленами 16 века. Скульптуры каррарского мрамора установлены в капелле. Также туристы могут посетить Зеленый зал, комнату Дианы и галерею с картинами Приматиччо, Рубенса, Ван Лоо, Натье и Миньяра. На второй этаж вела прямая лестница, где расположены комнаты Габриэль д’Эстре, комната «пяти королев» (Парадная комната), названная так в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи, комната Екатерины Медичи и комната Карла Вандомского.

Огромный вертел для дичи привлекает внимание на кухне, полной медной утвари.

Огород Шенонсо

Вблизи замка расположена ферма 16 века, цветник со 130 тысячами растений, огород, лабиринт из тиса с кариатидами, луг с осликами и несколько кафе.

Один из наиболее известных и посещаемых замков долины Луары замок Шенонсо (Château de Chenonceaux) находится на берегу реки Шер в департаменте Эндр и Луара.

Ранняя история замка

Земли около деревни Шенонсо, где стоит знаменитый замок, с 1243 года принадлежала аристократическому роду из Оверни де Марк. Первоначально это была военная крепость, окруженная рвом.

В конце XIV в. в годы правления Карла VI Ж. де Марк стал союзником английского короля и предоставил свой замок для размещения его военных отрядов. После его захвата французскими войсками король приказал разрушить замок, но прилегающие к нему землевладения вскоре были возвращены прежним феодалам.

В 1512 году земли и остатки крепости приобрёл Ж. Бойе. Следуя ставшими популярными после итальянских походов Франциска I новым веяниям в архитектуре, он приказывал снести старый замок. На его руинах был построен особняк в стиле Возрождения с четырьмя угловыми башнями с залами со стрельчатыми сводами и маршевыми лестницами между этажами. От прежних средневековых укреплений был сохранён только донжон.

Королевская резиденция

В 1533 году король Франциск I конфисковал замок Шенонсо у наследника Ж. Бойе. Он превратил его в свой охотничий домик и место проведения светских развлечений. На праздничные балы и торжества сюда приезжала вся королевская семья, придворные и фаворитки принцев и королей.

Вопреки традициям и законам Генрих III в 1547 году подарил замок Диане де Пуатье. В 1551 году она начинает работы по перестройке замка и благоустройству парка. Для осуществления её замыслов был приглашен архитектор Ф. Делорм, построившего и мост через Шер.

После трагической смерти Генриха III в 1559 году Д. де Пуатье вынуждена вернуть Шенонсо его вдове Екатерине Медичи. При новой владелице замка-дворца продолжались его дальнейшие преобразования. Архитектор Приматиччо подготовил новый проект фасада с классическими колоннами. В замковом саду появились новые статуи, фонтаны, обелиски и триумфальные арки.

В 1580 году на построенном Ф. Делормом мосту через Шер архитектором А. Дюсерсо было возведено новое двухэтажное крыло замка. Его фасад прорезан широкими окнами, люкарнами и ризолитами. Интерьер помещений этой части замка и особенно бального зала на верхнем этаже украшен обилием декоративных деталей в ренессансном стиле.

Калейдоскоп столетий

После 1650 года замок Шенонсо больше не посещался коронованными особами. Вскоре после этого года одно из крыльев замка занял монастырь капуцинов. В 1733 году часть замка была продана богатому предпринимателю К. Дюпену. Его жена устроив в замке светский салон и открыв небольшой театр вернула ему былой блеск и популярность.

После нескольких десятилетий запустения в XIX в. в 1864 году замок приобрёла мадам Пелуз. Она вложила личные средства в реставрацию замка с громкой историей и вернула его фасадам архитектурный стиль времён Екатерины Медичи.

С 1888 года и по настоящее время замок Шенонсо принадлежит семье Менье. Во время первой мировой войны она предоставила замок для размещения военного госпиталя. В годы оккупации Франции в 1940-е годы по замковому парку проходила демаркационная линия между территориями контролируемой немцами и правительством Виши. По этой причине замок Шенонсо был удобным местом для контактов участников французского движения Сопротивления.

Архитектурно-парковый ансамбль

В прямоугольном дворе замка Шенонсо находится самое старое его строение – башня Марка, время строительство которой относится к XIII в. На дворцовой площади находится и ещё одна интересная достопримечательность замка. Это средневековый колодец, над которым сооружена конструкция с геральдическими фигурами химеры и орла.

По подъёмного мосту открывается проход к парадному входу в замок от которого легко попасть в Зал гвардейцев. Главным украшением его интерьеров служит коллекция гобеленов XVI в. В часовне замка её посетители могут увидеть несколько мраморных статуй, среди которых наиболее ценна композиция, изображающая Деву Марию с младенцем Иисусом.

На первом этаже замка находится художественная галерея, в которой выставлены живописные произведения П. Рубенса, Ж-М. Натье, П. Миньяра, Л-М. Ван Лоо и Ф. Приматиччо. В этой части замка также расположены Зелёный зал и покои Д. де Пуатье.

На второй этаж замка Шенонсо ведёт лестница в итальянском стиле. Проходя по анфиладе комнат экскурсанты знакомятся с интерьером покоев Г. дЭстре, Карла Орлеанского, Екатерины Медичи. Открыты для свободного посещения также Парадный зал и комната Пяти королев.

В помещении бывшей конюшни замка размещается экспозиция Музея восковых фигур. В его залах воспроизведены тематические сценки из жизни владельцев замка с участием известных исторических персон. В дворцово-парковый ансамбль также входят сады Дианы де Пуатье и Екатерины Медичи с тисовым лабиринтом, ферма XVI в. и оранжерея с 130 тыс. цветковых растений.

Как добраться

Адрес: Le Château de Chenonceau, Chenonceaux
Телефон: +33 820 20 90 90
Сайт: www.chenonceau.com
Время работы: 9:00-20:00