1. Нужно проводить артикуляционную гимнастику так, чтобы видеть, как каждое упражнение выполняет каждый ребенок.

  1. Воспитатель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.
  2. Показывает выполнение этого упражнения.
  3. Упражнение выполняют все дети.
  4. Воспитатель проверяет выполнение упражнения по подгруппам (не более 5 чел.).

2. Если дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал.

3. Если воспитатель увидит, что в основном группа справляется с выполнением упражнения, и только некоторые дети выполняют его недостаточно хорошо, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать это движение дома, отводя на его выполнение 2-3 мин. ежедневно.

4. На одно занятие берется 4-5 упражнений на 10-15 минут.

5. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения».

Значение гимнастики для языка

  • Укрепление мышц языка.
  • Отработка правильных движений языка.
  • Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение.
  • Подготовка к правильному произношению звуков речи.

Упражнения для языка (для подготовки к произношению свистящих звуков: с, з, ц).

«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким. Держать 10-15 с.
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу. Держать 10-15 сек..

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам. Выполнять 10-15 сек.

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 сек.).

«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка - желобок (желобок можно сделать, приложив посередине языка спичку). Удержать 10-15 сек.. Подуть по «горке» - появится звук «с-с-с».

«Катушка» - рот открыт. Кончик языка - за нижними резцами. Язык широкий. Язык «выкатывается» вперед и убирается в рот (как катушка) 10-15 раз. (Сначала большая катушка, затем маленькая).

«Насос» - дышать носом с открытым ртом (язык при этом рефлекторно выгибается «горкой»). Затем «подуть» по язычку, выгнутому горкой (10-15 сек.).

«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).

«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).

«Кто сильнее подует?» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Не шуметь» - произносим «тс-тс-тс-ц-ц-ц», прикладывая палец к губам (10 - 15 раз).
«Почистим зубы» - кончиком языка водим по нижним зубам с внутренней стороны вверх-вниз (10-15 сек.).

«Подметаем пол» - выгнуть язык горкой, двигать кончиком языка вперёд к нижним резцам и назад в глубь ротовой полости (10 - 15 сек.).
«Кошка сердится» - улыбнуться, открыть рот. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение.
«Упрямый ослик» - губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы (10 -15 сек.).
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в нижние резцы, выгибая язык горкой (10 - 15 сек.).

«Обезьянка» - поместить кончик языка под нижнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Вкусное варенье» - движение «слизывания» кончиком языка с нижней губы внутрь ротовой полости за нижние резцы (10 - 15 сек.).
«Оближи ложку». Облизывая ложку снизу вверх, язык выгибается горкой. (10-15 раз).
«Прятки». (Спрячем язычок, чтобы его никто не увидел.) Язык отодвигается назад.
Кончик языка расположен вниз. (10-15 раз).
«Хоккей». Язык - клюшка, витаминка - шайба, рот - поле. Шайбу (витаминку) нужно
гонять по полю (во рту) клюшкой (языком). (10-15 сек).
«Кашлюны». Язык при кашле рефлекторно выгибается горкой (10-15 раз).
«Погреем руки» - произнести: «Х-Х-Х», воздушную струю при этом направить на ладони. Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 раз).
«Гудок». Произнести: «У-у-у». Язык рефлекторно выгибается горкой. (10-15 сек).
«Расческа». Кончик языка упирается в нижнюю десну. «Причесывание» спинки языка зубами. (Язык при этом выкатывается, как «катушка»). (10-15 сек).

Упражнения для языка (для подготовки к произношению Р).

«Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Убрать язык в рот. Тянуться языком то к верхним, то к нижним резцам.
«Змейка» - открыть рот, язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Иголочка» - язык высунуть далеко вперед, напрячь, сделать узким (10-15 сек.).

«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, широко открыть рот (10-15 сек.).

«Маляр» - медленные движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно (10-15 раз).
«Кто дальше загонит мяч?» - с широкого языка дуть на кусочек ватки или бумажки, чтобы он двигался по столу (5 раз).

«Ветерок» - дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами (10-15 сек.).


«Индюк» - а) широким кончиком языка быстро водить по верхней губе вперед-назад, б) за зубами быстро водим языком вперед-назад (10 - 15 сек.).
«Барабанщики» - быстро произносим «д-д-д», сильно выдыхая воздух последний раз.
«Моторчик» -1) произносить «ж» с открытым ртом и вращать руками перед грудью,
2) произносить «ж» с открытым ртом и задевать язык пальцем (10-15 с).
«Балалайка» - кончик языка - вверх за зубы, задевать язык пальцами а) без голоса;
б) с голосом (10 - 15 сек.).

«Кучерское «тпру»» - (упражнение для выработки напора воздуха и вибрации языка). Язык широко распластать и положить на нижнюю губу. Сильно выдувать воздух, чтобы язык стал вибрировать. Язык и губы не напряжены, расслаблены (Если не получается - сначала попробовать сомкнуть расслабленные губы и сильно выдувать воздух, заставляя губы вибрировать (с голосом)). Потом снова выполнить «кучерское «тпру»» (10-15 сек.).
«Лошади скачут» - быстро произносим «тд-тд-тд-тд», задевая пальцем язык каждый раз (10 - 15 сек.).

«Вилка» - чтобы не было сильной вибрации краев языка, язык с боков придерживаем пальцами: под язык подкладываем 2 пальца, прижимаем снизу его к коренным зубам.
Используем при выполнении упражнения «Лошадка», при произношении [р-р-р].
«Учимся играть на арфе» - произносим «д-д-д-д», каждый раз задевая язык пальцем.
«Забиваем мяч» - рот закрыт, упругий язык упирается то в одну, то в другую щеку.
«Стреляем» - медленно произносим: «дж-дж-дж», сильно выдыхая воздух, стараясь, чтобы язык задрожал (10 - 15 сек.).
«Играем на гуслях» (или «заводим мотор») - медленно водим языком за верхним резцами «дрл-дрл-дрл» (10 - 15 сек.).
«Стрекоза» - шепотом произносить «тр-р-р», а затем громко (10 - 15 сек.).



Упражнения для языка (для подготовки к произношению Л).

«Вкусное варенье» - выдвинуть язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).
«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - рот открыть, язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким.
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно.
«Грибок» - присосать язык к небу, открыть широко рот (10-15 сек.).
«Качели» - высунуть язык, тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку; убрать язык в рот, рот оставить открытым, тянуться попеременно то к верхним, то к нижним резцам.
«Пароход гудит» - произносить «ы», кончик языка поднять за верхние резцы, продолжать гудеть «л-л-л» («ы-л-ы-л»).
«Змейка» - рот открыть, язык выдвигать далеко вперед и убирать вглубь рта. Медленно (10-15 раз).

«Маляр» - кончиком языка движения по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - кончиком языка коснуться верхних резцов с внутренней стороны, держать язык в таком положении (10-15 сек.). Погудеть «л-л-л».
«Чашечка» - рот раскрыть, язык сделать «чашечкой», загнуть его края и кончик (10-15 сек.). Чашечку убрать вверх за зубы, подключить голос «л-л-л-л-л» - «Пароход гудит».

«Индюк» - задевать верхнюю губу языком (медленно), затем убрать язык за верхние резцы и задевать бугорки (10 - 15 сек.).

«Ветерок» -дуем с язычка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Самолет гудит» - зажать кончик языка между зубами и гудеть «л-л-л-л-л». Можно при этом расправить руки и «летать» по комнате.
«Учимся гудеть» - 1) зажать зубы, кончик языка прижать к верхним резцам с внутренней стороны, гудеть «л-л-л»; 2) произнести «н-н-н», зажать нос, продолжать гудеть (воздух пойдет через рот, получится «л-л-л») (10 - 15 сек.).
«Выталкиваем языком зубы» - сильно прижимаем кончик языка к верхним резцам с внутренней стороны и гудим «л-л-л-л-л» (10 - 15 сек.).

Произнести «ж-ж-ж», плотнее прижать язык к небу (пальцем или зондом, кончиком ложки), продолжать гудеть «л-л-л» (10 - 15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

Упражнения для языка (для подготовки к произнесению шипящих звуков: ш, ж, ч, щ).

«Лопаточка» - широкий язык высунуть, расслабить, пошлепав губами, положить на нижнюю губу (10-15 сек.).
«Иголочка» - язык напрячь, сделать узким (10-15 сек.).
«Качели» - 1) открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. 2). Убрать язык в рот. Тянуться языком попеременно то к верхним, то к нижним резцам (10-15 раз).

«Змейка» - открыть рот. Язык выдвигать вперед и убирать вглубь рта (10-15 раз).
«Лошадка» - присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно (10-15 раз).
«Грибок» - присасываем язык к небу, широко открывая рот (10-15 сек.).
«Вкусное варенье» - высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу сверху вниз и убрать язык (10-15 раз).

«Маляр» - движения кончиком языка по небу от верхних резцов до «горлышка» и обратно. Медленно (10-15 раз).
«Приклей конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами, держать язык в таком положении (10-15 сек.).

«Ветерок» - дуем с языка на полоску бумаги, удерживаемую недалеко от губ вертикально, чтобы она отклонялась (5 раз).

«Фокус» - на нос ребенку кладем кусочек ватки или бумажки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка (5 раз).

«Чашечка» - рот широко раскрыть, широкий язык сделать «чашечкой», загнув его края и кончик (10-15 сек.). Позднее «чашечку» убрать в рот, за верхние резцы, подуть - появится звук.
«Трубочка» - язык свернуть трубочкой, загнув его края (10-15 сек.).
«Птенчик в гнезде» - рот открыт, язык спокойно лежит во рту (10-15 сек.).
«Щеткой чистим ботинки» - произносим «чш-чш-чш-щ-щ-щ» (10-15 сек.).
«Обезьянка» - поместить кончик языка под верхнюю губу, держать 10 - 15 сек.
«Сильный язычок» - с силой упираться кончиком языка в верхние резцы (10 - 15 с).
«Почистим зубки» - кончиком языка водим по верхним резцам с внутренней стороны вниз - вверх (10 - 15 сек.).

«Пьем росинку» - верхняя губа - это лепесток цветка с росинкой. Росинку нужно «выпить» (присосать края языка к губе, оставить посередине языка щель, и засасывать воздух в себя; кончик языка постепенно убираем в рот за верхние зубы.).
«Вилка» - если воздух идет не по центру языка, а между боковыми краями языка и щеками, то широкий язык поднять за верхние резцы, боковые края языка погладить и прижать пальцами к коренным зубам (пальцы - это «вилка»).

Список литературы, использованной при составлении артикуляционной гимнастики.

  1. Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». - М., 1989 г.
  2. Хватцев М.Е. «Логопедия». - М., 1959 г.
  3. Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие»./ Под ред. Е.А. Логиновой. - С.-Пб.: Издательство «Союз», 2005 г.
  4. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми». - М.: Владос, 1994 г.
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева. - М.: Просвещение, 1984 г.
  6. З.А. Репина, В.И. Буйко «Уроки логопедии». - Екатеринбург: Изд. «Литур», 2002 г.
  7. Н.В. Новоторцева «Рабочие тетради по развитию речи на звуки…». - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  8. Богомолова А.И. «Логопедическое пособие для занятий с детьми». - ТОО «Издательство «Библиополис»». С.-Пб., 1994 г.
  9. М.А. Поваляева «Справочник логопеда». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002 г.
  10. Г.А. Волкова «Логоритмическое воспитание детей с дислалией». - С.-Пб., 1993 г.
  11. Р.И. Лалаева «Логопедическая работа в коррекционных классах». - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999 г.

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

  • языка;
  • уздечки.

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.


Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.
Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

  • «Змейка»;
  • «Замесили тесто»;
  • «Чистим зубки»;
  • «Часики»;
  • «Качели»;
  • «Сытый хомячок»;
  • «Шарики».

Статические упражнения:

  • «Бегемотик»;
  • «Улыбочка»;
  • «Хоботок»;
  • «Блинчик»;
  • «Голодный хомячок».

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.


Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут. Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ. Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.


Блок упражнений для развития мышц губ.

  • «Улыбочка» . Ребенка нужно попросить улыбнуться, не показывая зубы. Такое положение мышц сохраняется до 5 секунд.
  • «Хоботок» . Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
  • «Бегемотик» . Ребенка нужно попросить широко открыть рот и посидеть в таком положении 5 секунд.
  • «Заборчик» . Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы верхние и нижние зубы были максимально открыты. Такое выражение лица тоже сохраняется около 5 секунд.
  • Чередование упражнений «Улыбка» и «Заборчик» . Выполняется 5 раз.

Блок для развития мышц языка.

  • «Блинчик» (лопаточка). Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая). Длится 5 секунд.
  • «Сердитая киска» . Кончик языка упирается в нижние зубы, боковые ложатся на коренные, а средняя часть имитирует горку. Зубами ребенок должен слегка покусывать «горку». Упражнение выполняется с открытым ртом.
  • «Качели» . Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
  • «Змейка» . Язычок высовывается как можно дальше, при этом ребенок должен стараться сделать его как можно уже. После этого язычок прячется. Действие повторяется до 7 раз.
  • «Чистим зубки» . Кончиком языка нужно провести (почистить) по верхним, а затем по нижним зубам от левого до правого края. Выполняется по 2 раза сверху и снизу.
  • «Парус» . Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении 7-10 секунд.
  • «Маляр» . Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык – малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Индюки» . Кончиком языка нужно быстро двигать взад-вперед по верхней губе.
  • «Часики» . Ребенок должен приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта. Чтобы было интереснее, можно объяснить, что это имитация часового маятника. Нужно сделать 5-10 движений туда-обратно.
  • «Чашечка» . С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.
  • «Вкусное варенье» . Широким языком облизывается верхняя губа (слизывается варенье), после чего язык прячется. Упражнение нужно повторить несколько раз.
  • «Дятел» . Кончиком языка нужно быстро и с силой стучать сзади верхних зубов на протяжении 5-7 секунд.
  • «Мотор» . Положение, как в предыдущем упражнении, – рот открыт, язык стучит сзади верхних зубов. При этом нужно сильно выдыхать, чтобы получился звук «дын-дын-дын».
  • «Замесили тесто» . Язык ложится на нижнюю губу (положение «блинчик»), а рот при этом открывается и закрывается.

Для подъязычной связки языка.

  • «Лошадка» . Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
  • «Грибок» . Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и в таком положении держится 5 секунд.
  • «Гармошка» . Держа язык в положении «грибок» нужно 5 раз открыть/закрыть рот.

Упражнения для мышц щек.

  • «Шарики» . Щеки надуваются, затем ребенок должен ударить по ним с умеренной силой, чтобы воздух вышел.
  • «Сытый хомячок» . Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
  • «Голодный хомячок» . Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются 5-7 секунд.


Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Дикция - вежливость оратора

Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом в работе над дикцией, без нее невозможно представить ни один тренинг по ораторскому искусству. Артикуляционная гимнастика для губ направлена на развитие и снятие зажимов губных мышц. Каждое упражнение нужно делать 8-16 раз.

1. Упражнение «Улыбка»
На счет «раз» - губы вытянуть как для поцелуя.
На счет «два» - растянуть в улыбку, не обнажая зубов.

2. Упражнение «Уголки»
Собрать губы в «пятачок» (вытянуть губы вперед, но не так сильно, как для поцелуя).
На счет «раз» - «пятачок» двигается вправо.
На счет «два» - «пятачок» двигается влево, т.е. «пятачок» стремится то к правому, то к левому уголкам губ.

3. Упражнение «Вертикаль»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх, к носу.
На счет «два» - пятачок двигается вниз, к подбородку, т.е. «пятачок» совершает движения по вертикали.

4. Упражнение «Крест»
На счет «раз» - «пятачок» двигается вверх.
На счет «два» - пятачок двигается вниз.
На счет «три» - «пятачок» двигается влево.
На счет «четыре» - «пятачок» двигается вправо.

5. Упражнение «Круги»
Собрать губы в «пятачок» и делать «пятачком» круговые движения сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Работают только губы.

6. Упражнение «Шторки»
На счет «раз» - верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» - губа возвращается на место.
На счет «три» - нижняя губа опускается и обнажает нижние зубы.
На счет «четыре» - губа возвращается на место.
Движения губ напоминают движение шторок, которые поочередно открываются и закрываются. Упражнение рекомендуется делать в медленном темпе.

7. Упражнение «Почесывание»
На счет «раз» - нижние зубы почесывают верхнюю губу.
На счет «два» - верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Упражнение можно делать довольно быстро, если проводить зубами по губе одним почесывающим движением, с быстрой сменой губ.

8. Упражнение «Жвачка»
На счет «раз» - губы вытягиваются вперед.
На счет «два» - растягиваются на улыбку, обнажая верхние зубы, челюсти размыкаются. Движения губ и челюстей напоминают активное жевание.

9. Упражнение «Вибрация»
Губы слегка сомкнуты и расслаблены. Сильной струей воздуха заставить губы вибрировать с подключением звука, напоминающего губное звучание, которым извозчики останавливают лошадь, натягивая поводья: тпр-р-р-у.
На каждый счет - выдох с вибрацией.

Одним из важнейших навыков оратора является хорошая дикция, которая во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Делая правильно вышеперечисленные упражнения ваша речь станет четче и понятнее.

Наталья Арепьева

САМОМАССАЖ ГУБ И ЯЗЫКА

Самомассаж губ и языка - это артикуляционные движения , вызывающие эффект, сходный с массажным, то есть способствующие активизации кровообращения в области речевых органов, а значит, улучшению их работы.

Предлагаемые упражнения представляют собой нечто среднее между массажем и артикуляционной гимнастикой , потому что массажные движения выполняются самим ребенком, причем в игровой форме. Демонстрировать приемы следует, сидя перед зеркалом, так чтобы маленький ученик видел отражение и своего лица, и лица взрослого, а значит, мог сравнивать свои движения с движениями взрослого. Выполнять самомассаж могут дети , начиная с двухлетнего возраста.

Упражнения для губ

*Смешная песенка

Скажите ребенку : «Смешную песенку я знаю и на губах ее сыграю» . Теперь покажите, как можно указательным пальцем перебирать по губам, произнося при этом звук, похожий на «Б-Б-Б.» (Движения пальца - сверху вниз.) Ребенок тут же захочет сам исполнить эту смешную песенку

*Расческа

Скажите ребенку, что у вас во рту есть необыкновенная расческа и сейчас вы будете причесываться. Сначала слегка прикусите нижнюю губу и несколько раз поскоблите ее верхними зубами, как бы причесывая. Затем прикусите верхнюю губу и несколько раз поскоблите ее нижними зубами.

Предложите ребенку «причесать» свои губки.

*Спрячь, губки

Предложите ребенку «спрятать» губки. Покажите, как это можно сделать : подогнуть губы и втянуть внутрь. Покажите, как удерживать губы в таком положении, слегка прикусив их зубами.

Пусть малыш тоже «спрячет» свои губки

Упражнения для языка

*Любопытный язычок

Скажите малышу , что язычок очень любопытный - ему дома не сидится, он все время хочет выглянуть изо рта. Сами сложите губы в улыбку, а зубы неплотно сомкните и покажите ребенку, как язык протискивается наружу между зубами - верхние резцы скоблят по верхней поверхности языка . Предложите малышу повторить это упражнение.

*Накажем : непослушный язычок

Скажите ребенку, что язычок провинился. Он вышел один, без разрешения, на улицу, и теперь придется его наказать. Продемонстрируйте упражнение, сначала высовывайте изо рта язык , слегка покусывая его по всей длине от кончика, а затем втягивайте язык в рот , также покусывая. При выполнении этих движений нужно произносить звуки : «Та, та, та.» Предложите малышу повторить упражнение.

*Пожалеем язычок

Жаль нам стало язычок. Не будем мы его больше наказывать, а, наоборот, пожалеем. Для этого повторите предыдущее упражнение, но не кусайте язык зубами , а похлопывайте его губами, произнося звуки : «Пя, пя, пя.» Предложите малышу повторить и это упражнение.

АКТИВНАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Активная артикуляционные гимнастика - это гимнастика для нижней челюсти , губ, щек и языка . Ее ребенок выполняет сам, повторяя движения, показанные взрослым. Артикуляционные упражнения бывают статическими (удержание органов артикуляции в определенной позе в течение 2-5 секунд) и динамическими (многократное повторение ребенком одного и того же движения) . Чтобы помочь ребенку при выполнении статических упражнений, взрослый вслух считает или дает ему следующие команды : «Раз, два, три - от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять - теперь можно отдыхать!» Динамические упражнения необходимы для выработки умения переключаться с одной артикуляционной позы на другую , поэтому выполняются в более быстром темпе. Они выполняются тоже под счет («Раз-два, раз-два.» ) или же по команде взрослого. Например, при выполнении упражнения «Качели» , предусматривающего подъем и опускание языка , команды могут быть такими : «Вверх-вниз, вверх-вниз.»

Артикуляционные упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, чтобы малыш мог видеть и ваше лицо, движения которого он копирует, и себя самого , а взрослый следил, все ли правильно он делает. Если ребенок не может повторить какое-либо действие, помогите ему, проведя соответвующее пассивное упражнение (используя пальцы рук или чайную ложечку) .

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста

(до 4 лет)

С ребенком младшего и среднего возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений , направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой от возникновения у детей дефектов речи.

Сначала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их : «Губы, зубы, щеки, язык » . Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы, а язычок только один. Скажите, что язычок очень подвижный и ловкий. Он умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите ребенку игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка .

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться в серию утомительных упражнений, поэтому проводится в форме забавной игры. Ребенок, увлекшись, не заметит, что его учат. А значит, процесс развития речевой моторики будет протекать быстрее и успешнее.

В течение одного занятия не стоит пытаться выполнить все упражнения, заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2-3 упражнения.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что он птенчик, а себя назовите птичкой-мамой. Сообщите птенчику, что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как это делать) и остаться в таком положении несколько секунд (положение губ, как при произнесении звука А) .

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение :

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

(статическое артикуляционное упражнение ) Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков И, С, 3.

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука «И» ). Прикус естественный : нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед. Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2-5 секунд. Расскажите стихотворение :

Улыбнись мне поскорей.

Тяни губки до ушей!

(статическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что умеете делать колечко : вы открываете рот, округлив губы рупором, и вытягиваете их вперед (положение губ, как при произнесений звука О) . Удержите губы в таком положении 2-5 секунд и спросите, сумеет ли он сделать такое же ко-

Расскажите стихотворение :

Губки круглые сложи

и колечко покажи.

* Малыш плачет

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что, когда маленький ребенок плачет, он кричит : «УА-УА!» , а затем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Трубочка» и «Птенчик» . Попросите ребенка повторить эти движения губами. Менять положение губ нужно 2-5 раз подряд.

*Веселый - грустный

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в трубочку. Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного. (Движение губ, как при последовательном произнесении звуков ИУ.) Сменить положение губ надо 2-5 раз.

(статическое и динамическое артикуляционное

упражнение)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3-5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами . В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2-5 секунд. Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение :

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Покажите малышу , как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2-5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2-5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение :

Губки в трубочку сложу я.

Потом маму поцелую.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Эта игра также подготовит губы ребенка к произнесению звуков М, П, Б,

Скажите малышу , что рыбка разговаривать не умеет :

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем покажите, как рыбка открывает ротик. Для этого сначала широко откройте рот, потом резко закройте, плотно смыкая губы. Постепенно усиливайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку , пускающую пузыри. Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение :

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение )

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков О, Н. ,

Предложите малышу изобразить тигра . Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал : отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти, для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение :

Злою тигра всякий знает

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Все приведенные ниже упражнения приучают ребенка расслаблять язык , развивают его подвижность и подготавливают к произнесению согласных звуков.

(статическое артикуляционное упражнение ) Посмотрите на малыша , улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу . Скажите малышу , что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку» . Пока ребенок удерживает язык в течение 3-5 секунд, расскажите стихотворение :

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Расскажите малышу , что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий расслабленный язык на нижнюю , губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвиньте язык за нижние зубы - «язычок спрятался» . Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3-5 таких движений. Можно заинтересовать ребенка иначе. Скажите, что будете ловить его язычок. Поднесите ладонь ко рту ребенка, произнесите : «Цап!» и сделайте хватательное движение, как будто хотите поймать высунутый язык . В этот момент ребенок прячет язык .

Во время занятия рассказывайте рифмовку :

Мы играем в прятки.

Где ж твоя лопатка?

(статическое артикуляционное упражнение ) Расскажите ребенку, что язычок умеет не только в прятки играть, но и с горки кататься. «Смотри, какая большая горка!» - произносите вы, улыбаетесь и открываете рот. Кончиком языка надо упереться в нижние зубы, как в упражнении «Прятки» , затем, не отрывая кончика, приподнять среднюю часть языка и выгнуть ее горкой . Теперь предложите ребенку самому показать горку . Пока ребенок выполняет упражнение, расскажите стихотворение :

Вот она какая,

Горочка крутая!

(динамическое артикуляционное упражнение )

Расскажите малышу , что кошка лакает молоко из блюдца язычком. Покажите, как она это делает : высуньте изо рта и втяните широкий, как лопатка, язык , совершая при этом соответствующие движения. Предложите малышу изобразить кошечку , которая лакает молоко из блюдца, и повторить движения языком 3-5 раз . Затем покажите, как сложить ладони словно это блюдечко, и «полакать» молочко :

Полакай, как кошка,

Молоко из плошки.

*Иголочка

(статическое артикуляционное упражнение ) Откройте рот и, улыбаясь, высуньте как можно дальше напряженный язык . Придайте ему форму длинного и тонкого жала и удержите в этой позе в течение 3-5 секунд. Теперь попросите малыша повторить упражнение и скажите, что его язык похож на длинную и острую иголку. Покажите, будто вы хотите прикоснуться ладонью к «иголочке» , но затем, не донеся руки до рта малыша , отдерните ее : «Ой, какая острая!» Расскажите стихотворение :

Вот она, иголка, -

И остра, и колка. ."."

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта длинный и тонкий как жало язык . Совершайте им движения из одного угла рта к другому и обратно. Скажите малышу , что так же качается маятник у часов. Затем попросите ребенка показать его «часики» . Пусть малыш совершит 48 движений языком из стороны в сторону.

Обязательно следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении упражнения произносите : «Тик-так, так-так.» , задавая темп движений.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Высуньте изо рта язык . Совершайте им движения вверх- вниз, стремясь дотянуться то до носа, то до подбородка. Скажите малышу , что так язычок качается на качелях. Теперь предложите ребенку покачать на качелях его язычок 4-8 раз.

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась неподвижной, и, если необходимо, фиксируйте челюсть рукой. При выполнении ребенком упражнения произносите слова : «Вверх-вниз, вверх-вниз.» , задавая темп движений.

*Обезьянка

(статическое артикуляционное упражнение ) Изобразите обезьяну : приоткройте рот и поместите кончик языка между верхней губой и верхними зубами. Скажите, что вы - обезьянка-мама. Попросите малыша изобразить смешную обезьянку и удерживать такую позу в течение 3-5 секунд.

В следующий раз покажите обезьянку-папу : поместите кончик языка между нижней губой и нижними зубами. Предложите малышу изобразить обезьянку. Пока ребенок удерживает такую позу в течение 3-5 секунд, расскажите рифмовку :

Мы покажем обезьян :

За губой у них - карман,

А в кармашке - язычок.

Чики-чок, чики-чок!

*Обезьянка и банан

(статическое и динамическое артикуляционное упражнение ) .

Расскажите малышу , что обезьяна очень любит бананы. «Вот она откусила кусочек банана и спрятала его за щеку» , - кончиком языка оттопырьте , правую щеку и останьтесь в таком положении в течение 3-5 секунд. Теперь предложите малышу самому изобразить , как обезьяна прячет за щекой банан.

Затем покажите, как обезьянка спрятала кусочек банана задругой щекой, - оттопырьте языком левую щеку .

Теперь попросите ребенка спрятать «банан» , а вы постараетесь отгадать, за какой щекой он окажется. Дотроньтесь до оттопыренной щеки малыша пальцем : «Здесь банан!» Когда ребенок изменит положение языка , вновь покажите, за какой щекой «спрятан банан» . Расскажите рифмовку :

У нашей обезьяны

За щекой бананы.

(динамическое артикуляционное упражнение ) Покажите малышу , как можно изобразить скачущую лошадку : нужно приоткрыть рот, присосать широкий кончик языка к твердому нёбу за верхними зубами, а затем со щелчком оторвать его. Сначала цокайте медленно, а затем быстрее и быстрее.

Предложите малышу «поскакать на лошадке»

вместе с вами.

В. процессе выполнения артикуляционного упражнения «Лошадка» можете согнуть руки в локтях, сжать их в кулаки и слегка покачивать руками, изображая всадника, держащего в руках вожжи. Расскажите стихотворение :

Скачем на лошадке

По дорожке гладкой.

*Стой, лошадка!

(динамическое артикуляционное упражнение ) Скажите малышу , что пора лошадке остановиться. Покажите, как конюх останавливает лошадь : вы закрываете рот, смыкаете губы и выпускаете воздух так, чтобы воздушная струя заставила губы вибрировать - как можно дольше, чтобы получился звук, похожий на «тпру» .

Теперь предложите малышу остановить и свою лошадку.

Артикуляционные упражнения не обязательно превращать в специально организованные игровые занятия, их можно проводить в любое время, напри- мер, во время умывания и еды. Покажите малышу во  ; время утреннего туалета, как нужно полоскать рот водой, плотно смыкая губы; как, запрокинув голову, полоскать, горло; как языком проверять , хорошо ли вычищены зубы. Во время еды дайте ребенку задания облизать ложку, блюдце, предложите попить сок с помощью трубочки. Сначала трубочка должна быть достаточно большого диаметра, а затем, когда малыш научится ею пользоваться, предложите тоненькую трубочку - соломку.

Оказавшись рядом перед зеркалом, поиграйте в «клоунов» , то есть покорчите смешные и даже страшные рожицы.

В подвижные игры также старайтесь включать элементы знакомых малышу артикуляционных упражнений . Если вы играете в лошадок, озвучьте их движения : поцокайте языком , а в конце пути остановите лошадей, произнеся : «Тпру!»

Ольга Новиковская. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек. 2. Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки. 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка

1. Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. 2. Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. 4. Иголочка (Стрелочка. Жало). Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 6. Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка.

1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта. 2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку. 5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 6. Катушка. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта. 7. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 8. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 9. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 10. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 11. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти

1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 2. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений. 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 4.Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку. 5. Сердитый лев. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков. 6. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться. 7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться. 8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка. 10. Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па. 11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт). 12. Произнесите гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa яяяяяяяяяяяяяя ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё иииииииииииии 13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ аааааеееее аааааиииии иииииааааа ооооояяяяя аааааииииииооооо иииииээээээааааа аааааиииииэээээоооооо и т.д. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мал, да удал. Два сапога - пара. Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.