Сонорные : л, р, м, н, j шумные : остальные, они - глухие или звонкие

по месту образования :

губные: губно-губные: п, б, м, губно-зубные: в, ф

язычные: среднеязычные : j, заднеяз. г, к, х переднеязыч - остальные

по способу образования:

смычные: взрывные: п, б, д, т, к, г, слитные: ц, ч’; дрожащие (вибранты) : р, носовые : м, н,

щелевые (фрикативные) : ф, в, с, з, ж, ш, х, j, боковые : л

(у всех парных по мягк. мягкий вариант там же, где они)

Акустические харак .(по звучанию) высота, сила, тембр

1) вокальные (образуемые тоном или при его значительном участии тона): все гласны е и все сонорные, невокальные (образуемые шумом или при подавляющей доле шума): все шумные согласные;

2) консонантные (от лат. consonans - согласный звук) характеризуются небольшой силой, а следовательно, небольшой слышимостью): все согласные. Неконсонантные: все гласные ;

3) высокие: гласные переднего ряда , переднеязычные согласные и среднеязычный согласный, низкие: гласные среднего и заднего ряда , губные согласные и заднеязычные согласные;

4) диезные (от гр. diesis - полутон; диез - музыкальный знак, обозначающий повышение звука на полтона): гласные между мягкими согласными, недиезные - между твердыми. Мягкие согл.-диезные, твердые -недиез.

5) бемольные (понижение на полтона): огубленные гласные [о], [у] и согласные, стоящ. перед ними, небемольные: неогубленные гласные и согласные, стоящие перед ними;

6) резкие (звуки, характеризующиеся неоднородностью расхода энергии на протяжении звука): аффрикаты, дрожащие, нерезкие : все остальные

7) звонкие (в их образовании участвует голос): все гласные и согласные [р], [л], [м], [н], [j], [б], [в], [г], [д], [ж], [з], глухие (в их образовании не участвует голос): [с], [т ], [х ], [ч], [ш], [ц], [ф ].

10. Деление фонетического слова на слоги. Основной закон русского слогоделения. Типы слогов.

Слог не имеет фонологической природы, не связан со смыслоразличен., с морфемой. Слог - фонетическая единица, состоящая из звуков .

Экспираторная теория - теория выдоха: слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Возникнула уже в античности. Проверка: говорить перед свечой: сколько раз качнётся пламя - столько слогов. Однако эта теория признана неверной, т. к. имеются слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий . В слове «ау» - два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» - один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слогоделения: Р. И. Аванесов . Хар-ка слога - волна сонорности (звучности). Наиболее звучный образует звук, остальные неслоговые. Макс. звучностью обладают гласные. В некоторых словах сонорные могут быть слогообразующ.: жи-зн ь, р вы, смысл, казн ь, театр . В одном слоге может быть два гласных звука (диалекты) - ле[ие]с, м[уо]локо.

4 уровень звучности: гласные, i". 3 ур - сонорные л, м, н, р. 2 ур .- шумные звонкие, 1 ур -шумные глухие. 0 ур . - пауза.

Основной закон слогораздела - закон восходящ. звучности. Граница слогораздела на стыке наиболее звучных с наименее звучн. звуками.

t - любой глухой и звонкий согласный, l - любой сонорный, a - любой гласный: a | tta , a | lla , a | tla , al | ta исключение! - вол|ки, тай|на - слабый йот

2 подряд глухих отходят к послед. слогу. Если сонорн. + шумн., то слогораздел между ними (лам-па, по-дар-ки, кон-троль). Иногда влияет словообразов. (по-дпи-сать/под-пи-сать). Слогодел. нужно проводить в транскрипц..

Открытый слог кончается на слогообразующий звук, закрытый -нет. Прикрытый начинаеся с согласной, неприкрытый - с гласной.

Лекция 2. Артикуляционные и акустические характеристики русских звуков. Полный фонетический разбор.

План.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков по:

а) месту образования,

б) способу образования,

г) твердости / мягкости,

д) длительности / краткости.

Подробная характеристика работы речевого аппарата при образовании звуков каждой группы.

3. Типология гласных по:

а) месту изгиба языка,

б) степени подъема языка,

в) участию губ.

Подробная артикуляционная характеристика и группировка звуков.

4. Графические интерпретации артикуляционной классификации гласных русского языка.

5. Акустическая классификация звуков. Учение о различительных признаках в общей и русской фонетике.

6. Порядок и методика фонетического анализа (транскрипция, место ударения, слогоделение, определение типов слогов, харак-ка звуков)

7. Фонетический разбор в школьной практике.

1. Артикуляционная классификация согласных звуков.

Характеристику согласных составляют пять основных признаков: место образования, способ образования, уровень шума, участие или неучастие голоса, твердость-мягкость.

а) Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие. Если активный орган нижняя губа, то согласные могут быть губно-губными : [п, б, м] (пассивный орган - верхняя губа) и губно-зубными : [в, ф] (пассивный орган - верхние зубы). Если активный орган язык, то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается или смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными : [т, д, с, з, н], когда передняя часть языка направляется к зубам, и передненёбными : [р, ш, ж, ч"], когда она направлена к передней части нёба. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные : [j]. Заднеязычные либо средненёбные : [к", г", х"] либо задненёбные : [к, г, х].

· Губно-губные [б, п, м]

· Губно-зубные [в, ф]

· Переднеязычно-зубные [т, д, с, з, н, л, ц]

· Переднеязычно-передненебные [р, ш, ж, ч]

· Среднеязычно-средненебные [j]

· Заднеязычно-средненебные [г’, к’, х’, γ’]

· Заднеязычно-задненебные [г, к, х, γ]

б) Способ образования согласного - это характеристика препятствия во рту на пути воздушной струи. Препятствие это бывает двух родов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними. Поэтому все согласные делятся на две группы: смычные и щелевые .

Щелевые (фрикативные - от лат. fricatio - "трение") образуются в результате трения воздушной струи о края сближенных орга­нов речи, представляющих узкую щель. Щелевые срединные образуются посредине сближенных органов речи: [в, ф, з, с, ж, ш, j]. При щелевых боковых воздух протекает сбоку ротовой полости, между боковой частью языка и зубами: [л, л"].

Смычные согласные включают момент полного прекращения протекания воздушной струи через ротовую полость. В зависимости от характера преодоления смычки смычные делятся на взрывные, аффрикаты, носовые, дрожащие . Взрывные согласные содержат в своем образовании два момента: сначала происходит полная задержка воздушной струи и повышение в результате этого внутриротового давления, а затем резкое размыкание органов речи и прорыв воздушной струи в образовавшийся проход с характерным шумом. Таковы, например, [п, б, т, д, к, г]. Аффрикаты (или смычно-щелевые, слитные) содержат, как и взрывные, тот же начальный момент - полную смычку органов речи. Но на последней фазе сомкнутые органы не резко размыкаются, а только приоткрываются, образуя щель для выхода воздуха. Таковы, например, [ц, ч"]. Носовые согласные характеризуются полным замыканием ротовой полости и одновременным опусканием нёбной (носовой) занавески; воздух свободно протекает через носовую полость: [м, н]. Дрожащие образуются путем вибрации, дрожания кончика языка и смыкания и размыкания его с альвеолами: [р, р"].

· Щелевые / фрикативные

Боковые [л, л’]

Срединные [в, ф, з, с, ш, ж, j, х, γ]

· Смычные

Носовые [м, м’, н, н’]

Взрывные [п, б, д, т, г, к]

Аффрикаты (слитные) [ц, ч]

Дрожащие (вибранты) [р, р’]

в) соотношению голоса / шума, По уровню шума (степени его интенсивности) согласные делятся на сонорные [р, л, м, н, j] и шумные [б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. Интенсивность шума шумных согласных значительно выше, чем у сонорных. Объясняется это различиями в напряженности органов речи и в силе воздушной струи при произнесении сонорных и шумных согласных. Шумные образуются при большем, чем у сонорных, напряжении мышц в том месте ротовой полости, где возникает преграда воздушной струе. Измерения интенсивности воздушной струи, выходящей из ротовой или носовой полости во время речи, показывают, что при произнесении сонорных согласных сила воздушной струи гораздо слабее, чем при произнесении шумных.

По участию голоса согласные делятся на две группы: произносимые с голосом (тоном) и без голоса. Голос возникает в результате того, что голосовые связки сближены и дрожат при прохождении струи воздуха. Так образуются звонкие согласные: [б, в, г, д, ж, з]. Разница между сонорными и звонкими шумными в том, что у звонких сонорных голос (тон) обычно преобладает над шумом, а у звонких шумных шум преобладает над голосом. Без голоса, при помощи одного только шума образуются глухие согласные: [к, п, с, т, ф, х, ц, ч", ш]. При их произнесении голосовая щель раскрыта, а голосовые связки расслаблены.

По наличию и отсутствию голоса, т. е. по звонкости и глухости, согласные звуки образуют пары [б] - [п], [в] - [ф], [г] - [к], [д] - [т], [ж] - [ш] и др. Звук [ц] глухой. Но у него есть звонкая пара - звук [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным, например, в словах плацдарм, спецзадание, Шпицберген, это отец был, конец года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [дж"]. В словах алчба, начбазы, лечь бы, мяч закатился, это дочь была произносится не [ч"], а его звонкий заместитель [д"ж"]. Он, как и [дз], появляется перед звонким шумным согласным.



г) твердости / мягкости, Твердые и мягкие согласные звуки отличаются характерной для каждой из этих групп артикуляцией. При образования мягких согласных тело языка концентрируется в более передней части, а при образовании твердых - в более задней части ротовой полости. [в"]ил- [в]ыл, [п"]ил- [п]ыл, [л"]ёг- [л]ог, [р"]яд- [р]ад. Это основное движение по горизонтали сопровождается напряжением и приподнятием разных участков языка. При образовании мягких согласных напрягается и приподнимается по направлению к твердому нёбу передняя часть языка. При образовании твердых согласных напрягается и приподнимается по направлению к мягкому нёбу задняя часть языка. Согласные звуки образуют пары по твердости-мягкости: [б] - [б"], [в] - [в"], [г] - [г"], [д] - [д"], [з] - [з"] и др. У [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во[ж"]ы - вожжи, дро[ж"]ы - дрожжи. Так произносят эти слова многие говорящие на литературном языке. (Допустимо и произношение твердого [ж] на месте [ж"].)

Только у [j] не может быть твердой пары. У остальных мягких согласных поднятие языка по направлению к твердому нёбу - артикуляция, дополнительная к основному способу образования согласного. У [j] же поднятие средней части спинки языка по направлению к твердому нёбу является основной артикуляцией. Без этой артикуляции никакого согласного звука вообще не возникает.

д) длительности / краткости

2. Парность согласных звуков в вузовской и школьной трактовке.

3. Типология гласных

Гласные, как уже указывалось,- это чисто тоновые звуки. Возникнув в гортани в результате колебания голосовых связок, музыкальный тон, голос приобретает особый тембр в надгортанных полостях. Рот и глотка - те резонаторы, в которых и формируются различия между гласными. Эти различия определяются объемом и формой резонирующих полостей, которые могут изменяться в результате движений губ, языка и нижней челюсти.

Классификация гласных строится на трех признаках: а) месту изгиба языка, б) степени подъема языка по вертикали по отношению к нёбу, в) участии губ.

а) месту изгиба языка, (По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали) различаются гласные переднего рядa [и, э], среднего ряда [ы, а] и заднего ряда [у, о]. При артикуляции гласных переднего, среднего и заднего ряда язык концентрируется соответственно в передней, средней или задней части полости рта. Форма языка при этом бывает различна. При образовании гласных переднего ряда по направлению к передней части нёба приподнимается передняя часть спинки языка. При образовании гласных заднего ряда приподнимается по направлению к задней части нёба задняя часть спинки языка. А при образовании гласных среднего ряда язык либо приподнимается средней частью к средней части нёба, как иногда бывает при произнесении [ы], либо лежит плоско, как при произнесении [а]. Простейшая таблица русских гласных такова (она именуется квадратом Р.И. Аванесова):

б) степени подъема языка,По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласные верхнего подъема [и, ы, у], среднего подъема [э, о] и нижнего подъема [а]. При артикуляции гласных верхнего подъема язык занимает крайнее верхнее положение. Нижняя челюсть при этом обычно слегка отходит от верхней, создавая узкий раствор рта. Поэтому гласные верхнего подъема называют также узкими. При артикуляции гласных нижнего подъема нижняя челюсть обычно опущена в крайнее нижнее положение, создавая широкий раствор рта. Поэтому гласные нижнего подъема называют также широкими.

в) участию губ. По участию губ гласные делятся на огубленные (лабиализованные ) и неогубленные (нелабиализованные ). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

Описание презентации ФОНЕТИКА Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. по слайдам

Предмет фонетики. Артикуляционная характеристика звуков 1. Фонетика как наука. Аспекты фонетики. 2. Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат. 3. Гласные звуки русского языка. Классификация гласных звуков. 4. Согласные звуки русского языка. Классификация согласных звуков.

1. Фонетика – наука, изучающая звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки. 2. Фонетика – сама звуковая система языка. Фонетика изучает материальную сторону языка, звуковые единицы, лишенные самостоятельного значения. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Звуковые единицы языка Линейные – следуют в речевом потоке один за другим (звуки, слоги). Нелинейные – накладываются на линейные единицы и не могут быть произнесены и выделены отдельно от последних (ударение, интонация).

Функции звуковых единиц: 1. Образующая функция – звуки являются строительным материалом для других языковых единиц. 2. Опознавательная – позволяют определять единицы, обладающие смыслом (слова). 3. Различительная – позволяют различать близкие по звучанию единицы. Фонетика как наука. Аспекты фонетики

Фонетика как наука. Аспекты фонетики. АКУСТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук языка как физическое явление, волновые колебания. ПЕРЦЕПТИВНАЯ ФОНЕТИКА – изучает звук языка с точки зрения восприятия его слушающим. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ФОНЕТИКА – рассматривает звук с точки зрения порождения его органами речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Артикуляция (от лат. «членораздельно выговаривать) – движения и положение органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука. Артикуляция строится на согласованной работе всех частей речевого аппарата. Данные акустической фонетики помогают различать звуки речи и очень полезны при диагностике и лечении нарушений речи.

Артикуляционный аспект фонетики. Голосовой аппарат Положите ладонь на область гортани и произнесите звук А, затем звук К. Обратите внимание на работу голосовых связок. Положите кончики пальцев на спинку носа, произнесите звук Н, затем Л. Обратите внимание на работу носового резонатора. Произнесите звуки А и С. Обратите внимание на положение ротовой полости. Произнесите звук У, затем П, затем В. Обратите внимание на участие губ.

Звуки русской речи Гласные звуки — это тоновые звуки, которые образуются в результате колебания голосовых связок в момент прохождения через гортань. Гласные называют рторазмыкателями. Согласные звуки – это звуки, которые характеризуются наличием шума. Шум – это звук, который возникает в результате преодоления воздухом различных препятствий. Согласные называют ртосмыкателями.

Ряд подъем передний средний Средне-задни й Задний Верхний и ы у Верхне-средн ий и э ь ы э Средний э ъ о Средне-нижни й ^ Нижний а По участию губ нелабиализованные лабиализован ные. Классификация гласных звуков

Классификация согласных звуков По уровню шума: 1) сонорные (преобладает голос, уровень шума незначительный) – [л], [м], [н], [р], [й]; 2) Шумные (значительный уровень шума). Шумные делятся на звонкие (сочетание шума и голоса) – [в], [д], [з] и др. и глухие (только шум) – [ф], [т], [с] и др. ) По твердости: 1. Твердые — [л], [д], [с], [ж], [ц], [ш] и др. 2. Мягкие — [л ´], [д ´], [с ´], [ш´], [ч´], [й] и др.

По месту образования: 1. Губные – образуются с участием губ: а) губно-губные: смыкаются две губы [п], [м]; б) губно-зубные: смыкается губа и зубы [в], [ф]. 2. Переднеязычные – образуются в передней области нёба: а) зубные: язык прижимается к задней стенке зубов [т], [л]; б) нёбные: язык прижимается к альвеолам [р], [ж]; 3. Среднеязычные – спинка языка прижимается к средней части нёба [й]. 4. Заднеязычные – задняя стенка языка поднимается к задней части нёба [г], [к], [х]. Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков По способу образования: 1. Щелевые: образуются в результате прохождения воздушной струи через узкую щель, образуемую в ротовой полости [с], [ж]. 2. Взрывные: сначала происходит полная задержка воздушной струи, а потом резкий прорыв [т], [б]. 3. Смычно-проходные: а) носовые: полностью закрывается ротовая полость, и воздушная струя проходит через носовую полость [м], [н]; б) боковые: воздух протекает по бокам ротовой полости [л]. 4. Аффрикаты – сначала органы речи смыкаются, как у взрывных, а потом приоткрываются, как у щелевых [ч], [ц]. 5. Вибрант – образуется путем вибрации кончика языка в воздушной струе [р].

Классификация согласных звуков Место образования Способ образования губные язычные Губно-губн ые Губно-зубн ые Переднеязычные Средне-я зычные Задне-яз ычные Зубные Передне-нё бные Взрывные б б´ п п ´ д д ´ т т´ г г ´к к´ Щелевые в в ´ ф ф´ з з ´ с с´ ж ш ш ´ j х х ´ ϒ Аффрикаты дз ц дж ч ´ Смычно- проход-н ые носовые м м ´ н н ´ боковые л л ´ Вибранты р р ´

Задание Запишите в виде транскрипции слово и дайте характеристику каждому его звуку: звук, шерсть, добрый.

Лекция 2. Позиционная мена звуков 1. Общие правила произношения, отражающие действие фонетических законов. 2. Редукция гласных звуков. 3. Аккомодация гласных звуков. 4. Позиционная мена согласных звуков.

Общие правила произношения В потоке речи звуки существуют не изолированно. На их произношение влияют соседние звуки, а также позиция, которую занимает звук в фонетическом слове и фразе. Особенности этого влияния составляют основу фонетических законов русского языка. Сравните произнесение первого согласного звука в словах «суп» и «сад» . Сравните произнесение первого главного звука в словах «лес» и «лесной» .

1. По закону редукции русские гласные утрачивают отчетливое звучание в безударных позициях: вода, летать. 2. В соответствии с законом перехода И в Ы после твердого согласного перед твердым согласным на стыке слов и после приставки на твердый согласный: в избу, разыскать. 3. В отношении согласных звуков действуют несколько законов: а) оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухим согласным: дуб, стружка, б) озвончение глухих согласных перед звонким согласным: просьба, в) уподобление по мягкости перед мягким согласным: везти. Общие правила произношения

Редукция гласных звуков Редукция – это ослабление артикуляции гласного звука и изменение его звучания в безударной позиции. Качественная редукция — ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге. Количественная редукция — уменьшение долготы и силы звучания. А О Э И Ы У

Качественная редукция Под ударе нием 1 степень редукции 2 степень редукции 1 предударный слог Все остальные безударные слоги после твердых согласных и в абсолютном начале слова после мягких согласных После твердых шипящих и Ц после твердых согласных после мягких согласных А ^ и э ^ Ъ Ь О ^ и э ^ Ъ Ь Э и э ы э Ь

Задание Учитывая правила редукции, запишите в виде транскрипции слова: синий, водовоз, темнота, шептать.

Аккомодация гласных звуков Аккомодация (от лат. «приспособление») один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляции смежных согласного и гласного. В русском языке гласный звук, стоящий под ударением, испытывает влияние соседнего мягкого согласного. Артикуляция таких гласных становится более передней с точки зрения ряда и более высокой с точки зрения подъема.

Аккомодация ударных гласных ФОНЕМЫ ПОЗИЦИИ а α˙t´ t´˙αt tα˙t´ t´˙α˙t´о у э и α˙t´ t´αt t´α˙t´

Аккомодация гласных звуков В руссом языке аккомодации могут подвергаться не только гласные, но и согласные звуки. Так, например, согласные, стоящие перед лабиализованными гласными, подвергаются частичной лабиализации: мир – мох – мух.

Позиционная мена согласных звуков В абсолютном конце слова звонкие согласные меняются на глухие (зуб). Звонкие согласные перед глухими меняются на глухие (овца). Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие (сделать). Перед а, о, у согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Перед э, и согласные, как правило, смягчаются (синий). Внутри слова перед звуком й все согласные, кроме ж, ш, ц, смягчаются (вьюга). Согласные з, с, д, т, н могут смягчаться перед некоторыми мягкими губными и зубными согласными (песни).

Слогораздел русского языка Основной закон, которому подчиняется структура слога русского языка, — это закон открытого слога, сущность которого заключается в том, что звуки в слоге должны располагаться по восходящей звучности и оканчиваться наиболее звучным звуком. Слог – это минимальная произносительная единица речи, характеризующаяся слитностью своих компонентов.

Выделяют 4 степени звучности: 1 – шумные глухие согласные 2 – шумные звонкие согласные 3 – сонорные согласные 4 – гласные звуки. Слогораздел русского языка Слогораздел происходит на основе возрастания звучности. Падение звучности – граница слога.

Слогораздел русского языка Закономерности в слогоделении: 1. Сочетания шумных между гласными относятся к следующему слогу: [кá / скъ]; 14 114 2. Сочетания шумных с сонорными также отходят к следующему слогу: [тý / фл’и] 14 13 4 3. Сочетания сонорных между гласными тоже относятся к следующему слогу: [кá / рмъ]. 14 334 Закон возрастающей звучности нарушается в ряде случаев: 1) в конце слова нет гласного [стрáс’т’]; 113411 2) звук [j] после гласного перед согласным присоединяется к предыдущему слогу: [мáj / къ]; 343 14 3) сонорный стоит в конце слога перед шумным: [пáр / тъ];

Задание Запишите транскрипцию выделенных слов и разделите слово на слоги. Выполните полный фонетический разбор одного слова: Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать, мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Образец фонетического разбора Забота [з^/бо ´/тъ] – 6 букв, 6 звуков 24 24 14 [з] – согл. , шумн. , звонк. , тверд. , щелевой, переднеяз. зубной. [^] – гласн. , безуд. , нелаб. , среднезадн. ряд, среднениж. подъем. [б] — согл. , шумн. , звонк. , тверд. , взрывн. , губно-губной. [о´] – гласн. , ударн. , лабиал. , задн. ряд, средний подъем. [т] — согл. , шумн. , глух. , взрывн. , переднеяз. зубной. [ъ] — гласн. , безуд. , нелаб. , средний ряд. , средний подъем.

Тема 1.

Современный русский литературный язык как научная дисциплина.

Фонетика как наука о звуковом строе языка.

Вы начинаете изучать дисциплину «Современный русский литературный язык» - одну из важнейших дисциплин для филолога.

Термин современный русский литературный язык (СРЛЯ) используется в науке лингвистике в двух значениях:

1. объект науки лингвистики;

2. обозначение науки, научной дисциплины.

Современный русский литературный язык как средство общения людей – объект науки лингвистики. Под современным русским языком обычно понимают 1) русский язык от А.С.Пушкина до нашей дней; 2) русский язык от второй половины XX-го века. Русским называется язык общения русских людей, русской нации. Литературный язык – сложное понятие, которые не все исследователи понимают одинаково. Чаще всего под литературным языком понимают язык горожан, имеющих высшее или среднее образование. Внутри литературного языка выделяется такая система как разговорная речь.

Современный русский язык – наука о внутренних законах и нормах русского литературного языка в его современном состоянии. Этот курс закладывает основы знаний лингвистической теории.

Любое слово русского литературного языка можно охарактеризовать со следующих позиций:

1. из каких звуков оно складывается;

2. что оно означает;

3. какие части можно в нем выделить;

4. к какой части речи оно относится;

5. как связано с другими словами в предложении;

6. в какой сфере человеческой деятельности используется.

В зависимости от того какое описание слова стоит в центре внимания ученых курс современного русского языка делится на следующие разделы:

1. Фонетика – предметом изучения является звуковой строй языка.

2. Лексикология - предметом изучения является словарный состав языка и значение слова.

3. Словообразование – предметом изучения является строение слов, правила образования слов.

4. Морфология – предметом являются части речи русского языка.

5. Синтаксис – предмет изучения связи слов в предложении, словосочетании.



Фонетика – раздел языка, в котором изучаются звуковые средства языка. К таким средствам относятся звук речи, фонема, слог, фонетическое слово, синтагма, интонационная конструкция, ударение. Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные .

К сегментным единицам относятся:

Звук – минимальная неделимая единица языковой системы.

Слог – состоит из нескольких звуков.

Речевой такт – состоит из нескольких слогов.

Фраза – состоит из нескольких речевых тактов.

Сегментные единицы, следуя одна за другой, создают более сложные единицы. Например, звуки создают слоги н о′ г’ и , слоги – слова но′-г’и и т.д.

К суперсегментным единицам относятся ударение и интонация . Интонация создаёт единство фразы, ударение - единство речевого такта.

Фонетика является базовым уровнем для всех остальных уровней языковой системы. Единицы всех остальных уровней состоят из единиц фонетического уровня. Иногда фонетические единицы и единицы других уровней совпадают, но так бывает не всегда и не стоит путать единицы разных уровней.

Вопросы и задания.

1. Подготовьте ответы на вопросы:

1. Какие два понятия называются «современный русский язык»?

2. Расшифруйте определение следующий составляющие понятия СРЛЯ: современный, русский, литературный.

3. Что изучается в курсе дисциплин «Современный русский язык»?

4. Что изучается в курсе «Фонологическая система современного русского языка»?

4. Заполните таблицу

Сегментные фонетические единицы Суперсегментные фонетические единицы

Тема 2.

Звук речи.

Артикуляция гласных и согласных звуков.

Буквы.

Звуки и буквы.

Вы уже знакомы с буквами русского языка. Буква – это графический знак, обозначение произносимого звука. Буква – это то, что мы пишем. Звук – то, что мы произносим и слышим. Звуков речи гораздо больше, чем букв в русском языке, потому что не все звуки обозначаются буквами. Сравните : ко′т и кота′. Одинаковый ли звук на месте буквы «О» в обоих словах?

Звук и буква не всегда совпадают. Произнесите слова кот и код . Различаются ли они, когда вы их произносите? В обоих словах на конце слова звук /т/, который в одном слове обозначен буквой Д, а в другом буквой Т.

Мы сказали выше, что звук речи мы произносим и слышим. Когда мы произносим звуки, работают органы речи: язык, губы и другие. Работа органов речи – это артикуляция звука. Те характеристики, которые помогают нам различать разные звуки на слух, - это их акустические характеристики.

Итак, звук речи – это минимальная незначимая единица речи, обладающая артикуляционными и акустическими характеристиками.

Артикуляция – это работа, которую совершают органы речи, чтобы получился звук речи. Все органы речи можно разделить на две группы: активные, которые двигаются, когда мы произносим звуки, и пассивные, неподвижные. К активным относятся язык, губы, увула, к пассивным – зубы, альвеолы, твердое нëбо, мягкое нëбо.

В артикуляции выделяют 3 фазы: экскурсия, выдержка и рекурсия. Мы не сразу произносим звук, сначала наши органы речи должны подготовиться к работе – это фаза экскурсии. Органы речи вышли на работу, затем происходит остановка или замедленное движение на месте работы – это фаза выдержки. В конце артикуляции органы речи уходят с работу – это фаза рекурсии. Основная фаза – выдержка, без нее нет звука.

Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные звуки. Если воздух свободно проходит через ротовую полость, образуется гласный звук. Если воздух в ротовой полости встречает препятствие – произносится согласный. При образовании гласного голосовые связки, вибрируя, создают тон, при образовании гласного преобладает шум. Наличие тона называется сонорностью.

Классификация звуков по принципу сонорности:

Гласные звуки (а, у, и…) – только тон;

Сонорные согласные (р, л, м, н…) – тон и шум, но преобладает тон;

Шумные звонкие согласные (б, в, д, ж….) – тон и шум, но преобладает шум;

Шумные глухие согласные (п, ф, т, ш…) – только шум.

Задания и упражнения.

Задание 1.

а) Произнесите звук О и звук П. Скажите, какой из звуков можно тянуть.

б) Произнесите звуки О, У и А, И. Скажите, как двигаются губы, когда вы произносите эти звуки.

в) Проследите за артикуляцией звуков П, Ф, К. Какие органы речи задействованы в произнесении этих звуков?

г) Положите руку на горло (там находятся голосовые связки) и произнесите звуки А, Б, П. При артикуляции каких звуков голосовые связки напряжены и вибрируют?


Артикуляционные характеристики согласных звуков

Вы уже знаете, что при образовании согласного в ротовой полости возникает препятствие. Произнесите звуки /п/ и /ф/. Препятствие может образовываться полным смыканием органов речи /п/, либо неполным смыканием с образованием щели /ф/. Смычка и щель – это способ образования преграды. Согласные, образующиеся полным смыканием органов речи, называются смычными. Согласные, артикуляция которых создает щель, – щелевые.

В образовании согласных участвуют разные органы речи. При артикуляции одних (/п/, /б/, /м/) препятствие образуется при помощи губ – это губно-губные. При артикуляции других (/в/, /ф/) щель возникает между губой и зубами – это губно-зубные. Препятствие может образовываться с помощью губ, зубов, языка и неба. Это – место образования преграды. По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные зубные, переднеязычные передненебные, среднеязычные средненебные, заднеязычные средненебные, заднеязычные задненебные.

Мы уже говорили о понятии сонорность. Наличие/отсутствие сонорности – это соотношение голоса и шума при образовании согласного. По соотношению голоса и шума все согласные делятся на сонорные и шумные. Сонорные согласные - /м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й/. Остальные согласные – шумные.

Не все шумные согласные одинаковы: при образовании одних согласных присутствует голос, при образовании других – нет. Это – звонкость или глухость согласного звука. Поэтому шумные согласные делятся на шумные звонкие и шумные глухие. Шумные звонкие: /в, в’, з, з’, ж, ж’, б, б’, д, д’, г, г’, дз, д’ж’, бм, б’м’, дн, д’н’, дл, д’л’/. Шумные глухие: /ф, ф’, с, с’, ш, ш’, х, х’, п, п’, т, т’, к, к’, ц, ц’, ч, ч’, пм, п’м’, тн, т’н’, тл, т’л’/.

Некоторые слова русского языка различаются только твердыми и мягкими согласными: нов, новь, брат, брать. При образовании мягкого (палатализованного) согласного к основной артикуляции присоединяется дополнительная: передняя часть языка приподнимается к твердому небу. При образовании твердого (не палатализованного) согласного дополнительная артикуляция следующая: задняя часть языка приподнимается к мягкому небу. Один согласный в русском языке не твердый и не мягкий – палатальный. Это - /й/, при образовании которого язык приподнимается к средней части неба – это его основная артикуляция, дополнительной нет. Наличие или отсутствие дополнительной артикуляции – это мягкость/твердость согласного

Итак, чтобы охарактеризовать согласный, нужно назвать сонорный он или шумный, его место образования, способ образования, твердый он или мягкий, глухой или звонкий. Например : /кот/ - /к/ - согласный шумный, заднеязычный задненебный, смычный, твердый, глухой. /Т/ - согласный, шумный, переднеязычный зубной, смычный, твердый, глухой.

Итак, к артикуляционным характеристикам согласных относятся:

1. способ образования;

2. место образования;

4. звонкость/глухость;

5. твердость/мягкость.

ДОБАВИТЬ ТАБЛИЦУ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Задание 1.

Скажите, чем различаются следующие слова:

Кот - год, бока – пока, рать – рад, пусть – пуст, бить – вить.

Артикуляция русских согласных сосредоточена главным образом в передней части ротовой полости. Для большинства из них действующим органом является язык, а наиболее активной при образовании русских со­гласных выступает передне-средняя часть спинки языка.

Все русские твёрдые согласные имеют окраску на гласный [ы], а мягкие - на гласный [и]. Позиция в начале слова перед гласным в удар­ном слоге для русских согласных признана наименее зависимой от окру­жающих условий; в этой позиции собственные константные признаки кон­кретного согласного проявляются наиболее полно. Поэтому в фонетиче­ских исследованиях принято соотносить реализацию основного оттенка русских согласных с этой позицией. Вопрос об основном оттенке соглас­ных решается сложнее, чем для гласных, потому что они не могут быть произнесены "в чистом виде", изолированно, так, как, например, гласные, хотя вообще возможность изолированного произнесения согласных отри­цать нельзя. Однако крайне трудно избежать произнесения гласного при­звука в конце согласного, что, вероятно, объясняется природой согласных как "сопутствующих" гласным звукам

Качество согласного зависит от многих факторов фонетического контекста: от положения относительно ударения, характера слога, а также от характера артикуляции соседнего звука. Поэтому, говоря о позиционных (обусловленных позицией) и комбинаторных (обусловленных влиянием артикуляции соседних звуков) оттенках согласных, необходимо учитывать позицию согласного в слове (абсолютное начало, абсолютный конец, сере­дина), тип звукосочетания (согласный - гласный, согласный - соглас­ный, гласный - согласный - гласный, согласный - согласный - со­гласный и др.), качество соседнего звука в указанных сочетаниях (огубленность, неогубленность гласного, характеристика соседнего соглас­ного и др.).

При произношении звука [п] (см. рис. 7.) губы в первый момент смыкаются, и воздух, поступающий из легких в полости глотки и рта,сжимается. Затем губная смычка взрывается и воздух выталкивается изо рта наружу. Положе­ние языка зависит от следующего звука. Если звук [п] стоит в конце слова или слога, то язык остаётся пассивным. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты. Можно видеть работу губ и ощущать толчок воздуха на поднесённой ко рту руке. При произношении звука [б] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артику­ляции звука [п]. В отличие от последнего, при артикуляции [б] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [т] (см. рис. 8.) губы разомкнуты и прини­мают положение, зависящее от следующего звука. Верхние и нижние рез­цы сближены. Язык в первый момент образует своим передним краем смычку с верхними резцами, а боковыми краями прилегает к верхним коренным зубам. В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Можно видеть положение губ, края резцов и работу языка, а также ощущать толчок воздуха на поднесенной ко рту руке. При произноше­нии звука [д] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [т]. JB отличие от последнего, при артикуляции [д] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.



Рис. 7. [п]..[б] Рис.8. [т]..[д]

Рис. 9. -(к)...[г]

При произношении звука [к] (см. рис. 9.) положение губ и расстояние между верхними и нижними резцами зависит от следующего звука. Кончик языка внизу, спинка в первый момент смыкается с небом; место смычки зависит от следующего звука (при ка - примерно на границе между твердым и мягким нёбом, при ки - спереди от этой границы). В следующий момент смычка взрывается. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты. Видны (неясно) положение языка и его работа. Можно также ощущать толчок выдыхаемого воздуха на руке. При произношении звука зву­ка [г] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуллшш звука [к]. В отличие от последнего, при артикуляции [г] голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Рис.10. - [ф]... [в] Рис. П. - [с]...[з]

При произношении фрикативных [ф] и [в] (см. рис. 10.) нижняя губа прижимается к верхним резцам, оставляя посредине узкую щель, через которую проходит струя выдыхаемого воздуха. Верхняя губа приподнята. Язык находится в положении, зависящем от следующего звука. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. При артикуляции [ф] голосовые складки разо­мкнуты, при артикуляции [в] - сомкнуты и вибрируют. Хорошо видны характерное поло­жение губ и верхние резцы. На руке, поднесен­ной ко рту (несколько выше уровня рта), можно ощущать сильную холодную струю воздуха, направленную косо вверх.



При произношении звука [с] (см. рис. 11.) губы несколько растянуты в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает двух миллиметров. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов, спинка выгнута и сближается с альвеолами, боковые края прилега­ют к верхним коренным зубам; посредине языка образуется желобок, а между спинкой языка и альвеолами - узкая круглая щель. Мягкое нёбо поднято и закры­вает проход в нос. Голосовые складки разо­мкнуты. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение передней час­ти спинки языка. Можно ощущать рукой хо­лодную сильную струю воздуха, направленную косо вниз. При произношении звука [з] поло­жение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [с]. В отличие от по­следнего, при [з] голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

При произношении звука [ш] (см. рис. 12.) губы слегка выдвинуты впе­ред. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и соприкасается с нёбом за альвеолами, оставляя посредине узкую плоскую щель; боковые края приле­гают к верхним коренным зубам. Весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты.

Можно видеть положение губ, верхние и ниж­ние резцы, а если приоткрыть рот, немного за­прокинув голову, то и положение языка. На поднесенной ко рту руке можно осязать направленную косо вниз широкую тёплую струю воздуха. При произношении звука [ж] положение губ, языка, мягкого нёба такое же, как при артикуляции звука [ш].В отличие от последне­го, при артикуляции [ж] голосовые складки со­мкнуты и вибрируют. Видно положение губ и резцов, а если приоткрыть рот, то и положение языка. Можно ощущать на руке обильный теплый воздух.

Рис. 12. -{ш]... (ж)

Рис. 13. - [x]

При произношении звука [х] (см. рис. 13.) положение губ и расстояние между резцами за­висят от следующего звука. Кончик языка опущен, спинка поднята к нёбу и соприка­сается с ним, оставляя по средней линии уз­кую щель, через которую проходит струя вы­дыхаемого воздуха. Место образования щели зависит от следующего звука: при ха - при­мерно на границе между твёрдым и мягким нёбом, при хи - впереди от этой границы. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкнуты, при произнесении звука видно (неясно) положение языка. Можно также ощу­щать на руке довольно сильную струю выдыхаемого воздуха.

Буква щ в русской графике обозначает два звука: долгий мягкий [ш"] ([ш"]ебень, кле[ш"]и) и сочетание [ш"ч" ] ([ш"ч"]ука, по[ш"ч"]ада). В отличие от звука [ш], долгий мягкий [ш"] характеризуется более высоким положением спинки языка и лёгким переме­щением его вперед, что вызывает некоторое уменьшение размеров полости между языком и передними зубами и способствует вместе с подъёмом спинки языка известному повыше­нию шипящего шума. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты.

Рис. 14. - [ш"]... |ш"ч"]

Рис. 15.[й] [j]

При произношении звука [й] язык продвинут вперёд и имеет выпуклую форму. Средняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдо­му нёбу. Передняя и задняя части языка круто опущены. На пути воздушной струи образует­ся преграда в результате сближения средней и незначительно передней части спинки с участком твёрдого нёба. Мягкое нёбо подня­то. Голосовые складки сближены. Губы слег­ка растянуты в уголках.

Рис. 16.-[ц] Рис. 17.-[ч"|

При произношении звука [ц] (см. рис. 16.) гу­бы разомкнуты, принимают положение, зави­сящее от следующего звука, и имеют тенден­цию растягиваться в улыбку. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не превышает 2-х мм. Кончик языка упирается в дёсны нижних резцов. Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам; спинка языка в первый момент смыкается с альвео­лами, а затем отскакивает в положение, соот­ветствующее артикуляции звука [с].

При произношении звука [ч"] (см. рис. 17.) губы слегка выдвинуты впе­рёд. Зубы сжаты или сближены так, что расстояние между резцами не пре­вышает 2-3 мм. Передний край языка поднят и в первый момент образует смычку с нёбом за альвеолами; в следующий момент смычка взрывается и передний край языка отскакивает в положение, соответствующее артику­ляции верхнего мягкого [ш] (мягкость звука обусловлена более передним, чем при твёрдом [ш], положением языка и более высоким подъёмом его спинки).Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам, а весь язык имеет форму чашечки. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки разомкну­ты. В момент произнесения звука [ч"] можно видеть положение губ, верхние и нижние рез­цы, а если приоткрыть рот, тои положение языка, его работу (голову при этом следует немного запрокинуть).Поднесённой ко рту рукой можно ощущать резкий толчок тёплой струи воздуха.

Рис. 18. - [м]

При произношении звука [м] (см. рис. 18.) губы сомкнуты без напряжения и размыкают­ся без взрыва. При переходе к следующему гласному происходит плавное размыкание; в конце слога (слова) размыкания может и не быть. Положение языка зависит от следую­щего звука. Мягкое нёбо опушено, выдыхае­мый воздух проходит в нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, ощущать вибрацию гортани, груди, щёк и крыльев носа.

При произношении звука [н] (см. рис. 19.) положение губ зависит от следующего за ним гласного. Передний край языка на слогах на, но, ну. ны и в обратных слогах прижат к верхним резцам. При переходе к следую­щему звуку происходит не взрыв смычки, а размыкание; в обратных слогах размыкания может и не быть. В слогах не, ни смычка образуется прижатой к альвеолам пе­редней частью спинки языка, благодаря чему звук смягчается (позиционное смягчение); кончик языка при этом находится либо на­верху, за верхними резцами, либо внизу, за нижними резцами. Мягкое нёбо опущено, и воздух проходит через нос. Голосовые склад­ки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть по­ложение губ, положение и работу передней части языка, можно ощущать вибрацию гор­тани, груди, крыльев носа.

Рис. 19. -[н]

Рис. 20. - [л]

При произношении звука [л] (см. рис. 20.) гу­бы приоткрыты, не растянуты, а слегка присобраны в уголках. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык принимает форму жала и упирается своим кончиком в верхние резцы или их дёсны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бо­кам остаются проходы для выдыхаемого воз­духа. Иногда такой проход остаётся лишь с одного бока, чаще слева. Корневая часть языка поднята. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют. Можно видеть положение губ, края рез­цов, а также форму и положение кончика языка. С помощью осязания вос­принимаются вибрация гортани и слабый выдох изо рта.

При произношении звука [р] положение губ и расстояние между резцами зависят от сле­дующего звука. Язык принимает форму ло­жечки: своими боковыми краями он прилега­ет к верхним коренным зубам, передний край языка поднят к альвеолам и дрожит под на­пором выдыхаемого воздуха. При артикуля­ции ре, ри (перед гласными переднего ряда) спинка языка поднимается выше, а передний край выдвигается вперёд, ближе к верхним резцам; в результате получается смягчённое [р]. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в нос. Голосовые складки сомкнуты я вибрируют. Можно видеть положение губ, верхний и нижний ряд зубов, положение и работу языка (последнее - при несколько запрокинутой голове).

Артикуляция мягких согласных

Мягкие согласные отличаются по артикуляции от парных твёрдых дополнительным подъёмом спинки языка к твёрдому нёбу, а некоторые (к, г, х) также заметным перемещением языка вперёд.

Мягкость согласного может определяться тем, какой гласный ([и] или [э] следует за ним. Это видно при сопоставлении хотя бы такого ряда слогов, как па, по, пу, пы (твёрдый согласный) и пе, пи (мягкий соглас­ный). Исключение составляют согласные [ш], [ж] и [ц], которые перед гласным [э] не смягчаются и после которых гласный [и] не может быть произнесён. После указанных согласных может стоять только буква [и], но при этом она читается как [ы]. Это видно на примере слогов иш, шу, ше, ши и слов шило, ножи, цирк\ во всех случаях звуки [ш], [ж] и [ц] остаются твёрдыми. Исключение составляет долгое мягкое [ж] в словах с сочета­ниями жж и зж, например, вожжи, дрожжи, визжит, где мягкость со­гласного позволяет произнести после него звук [и]. Мягкость одного со­гласного может быть обусловлена мягкостью следующего за ним другого согласного - частичной ассимиляцией по мягкости. Это видно при сопо­ставлении таких, например, слов, как бант - бантик, ест - есть, где мяг­кий согласный [т"] вызывает смягчение предшествующих согласных [н] и [с].

Наряду с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в рус­ском языке широко используются согласные, мягкость которых является вполне самостоятельной. Например, в словах пять, мёд. Люба мягкие зву­ки [п"], [м"], [л"] стоят перед гласными [а], [о], [у], которые вовсе не требу­ет смятения предшествующего согласного, о чём свидетельствуют хотя бы такие слова, как пар, мост, лук. Подобным же образом в словах мель, конь, кровь мягкость согласных [л"], [н"] и [ф"] не обусловлена соседними звуками, что видно из сопоставления приведённых слов со словами мел, кон, кров. Правда, сами эти гласные, соседствующие с мягкими соглас­ными, произносятся особым образом в том варианте, который характерен для такого соседства, что имеет существенное значение для улавливания на слух мягкости согласных.