Статус Построен Начало строительства 1931 Дата открытия 1936 Архитектурный стиль ар-деко Высота 221 (725 фт) Длина 379 (1243 фт) Ширина 201 (659 фт) Водохранилище Мид
  • объём
35,2 км³
  • поверхность
640 км² Турбины 13 основных
  • Общая мощность
2078 МВт
  • Выработка
4,0 млрд кВт·ч в среднем в год Проектирование Six Companies, Inc. (инжиниринг)
Гордон Кауфман (экстерьер) Строительство Six Companies, Inc. Управление Бюро мелиорации США Официальный сайт План/Схема объекта:

Плоти́на Гу́вера , дамба Гувера (англ. Hoover Dam , также известна как Boulder Dam ) - уникальное гидротехническое сооружение в США , бетонная арочно-гравитационная плотина высотой 221 м и гидроэлектростанция , сооружённая в нижнем течении реки Колорадо . Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада , в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса , в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро (водохранилище) Мид . Названа в честь Герберта Гувера , 31-го президента США, сыгравшего важную роль в её строительстве. Строительство дамбы началось в 1931 году и закончилось в 1936 году , на два года раньше запланированного срока.

Плотина находится под управлением Бюро мелиорации США, подразделения Министерства внутренних дел США . В 1981 году плотина была включена в Национальный регистр исторических мест США. Плотина Гувера является одной из известнейших достопримечательностей в окрестности Лас-Вегаса.

Предыстория строительства

В то же время одним из препятствий для осуществления проекта стали сомнения штатов, лежащих в бассейне реки Колорадо, в справедливом распределении водных ресурсов между потребителями. Существовали опасения, что Калифорния, с её влиянием, финансовыми ресурсами и недостатком воды предъявит права на большую часть водных ресурсов водохранилища.

В итоге в 1922 году была создана комиссия, включавшая по одному представителю от каждого из заинтересованных штатов и одного - от федерального правительства (им стал Герберт Гувер, в то время министр торговли в правительстве президента Уоррена Гардинга). Результатом деятельности этой комиссии стала подписанная 24 ноября 1922 года Конвенция реки Колорадо, в которой были закреплены методики раздела водных ресурсов. Подписание этого документа, получившего название «Компромисс Гувера», открыло путь к осуществлению строительства плотины .

Постройка такого масштабного гидротехнического сооружения требовала привлечения значительных средств из государственного бюджета . Законопроект о выделении финансирования не сразу получил одобрение Сената США и Белого дома . Лишь 21 декабря 1928 года президент Калвин Кулидж подписал билль , одобряющий осуществление проекта. Первоначальные ассигнования же на постройку плотины были выделены только в июле 1930 года , когда президентом был уже Герберт Гувер.

Первоначальный план предусматривал возведение плотины в каньоне Боулдер (англ. Boulder Canyon ). Поэтому, несмотря на то, что окончательно было решено строить плотину в Чёрном каньоне, проект получил название Boulder Canyon Project .

Строительство

Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., совместным предприятием компаний Morrison-Knudsen Company (Бойсе , штат Айдахо); Utah Construction Company (Огден, штат Юта); Pacific Bridge Company (Портленд , штат Орегон); Henry J. Kaiser & W. A. Bechtel Company (Окленд , штат Калифорния); MacDonald & Kahn Ltd. (Лос-Анджелес) и J. F. Shea Company (Портленд, штат Орегон) .

В строительстве участвовали многие тысячи рабочих (максимальное количество - 5251 человек - в июле 1934 года). Согласно условиям контракта на строительство, не допускался наём на работу выходцев из Китая, а количество чернокожих работников в ходе строительства не превышало тридцати человек, занятых на самых низкооплачиваемых работах . Планировалось, что для строителей рядом с плотиной будет возведён целый городок - Боулдер-Сити, однако график строительства был скорректирован в пользу ускорения и увеличения количества рабочих мест (это было сделано для снижения массовой безработицы , ставшей результатом Великой депрессии). В связи с этим в момент появления первых рабочих, город был ещё не готов, и первое лето строители дамбы провели во временных лагерях. Задержка со сдачей жилья и опасные условия работы повлекли за собой забастовку , состоявшуюся 8 августа 1931 года. Выступление рабочих было разогнано оружием и дубинками, но темпы строительства Боулдер-Сити были увеличены, и к весне 1932 года рабочие переселились в постоянные жилища. В Боулдер-Сити на время строительства были запрещены проституция , азартные игры и продажа спиртных напитков . Запрет на продажу спиртного в городе сохранялся до 1969 года, а запрет на игорный бизнес остаётся до сих пор (это единственный такой город в штате Невада).

Строительство плотины велось в тяжёлых условиях. Часть работ проводилась в тоннелях, где рабочие страдали от избытка угарного газа (некоторые работники стали инвалидами или даже погибли вследствие этого). Работодатель же объявил, что данные заболевания - последствия обычной пневмонии , и он не несёт ответственность за это. В то же время строительство плотины Гувера стало первой стройкой, строителями которой использовались защитные каски .

Всего за время строительства погибло 96 человек . Первым человеком, погибшим на строительстве дамбы, был топограф Дж. Тирни, утонувший в Колорадо в декабре 1922 года в процессе выбора наилучшего места для стройки. По стечению обстоятельств, последней жертвой стройки стал его сын Патрик Тирни, который погиб тринадцать лет спустя, упав с одной из водосбросных башен [нет в источнике ] .

Предварительные работы

Строительство плотины было намечено в узком каньоне на границе между Невадой и Аризоной . Для отвода воды реки Колорадо в сторону от места строительства были пробурены четыре тоннеля диаметром 17,1 м в каменных стенах Чёрного каньона. Общая длина тоннелей составила 4,9 км. Строительство тоннелей началось в мае 1931. Обделка тоннелей была выполнена из бетона толщиной 0,9 м, в итоге полезный диаметр водоводов составил 15,2 м. После окончания строительства тоннели частично были перекрыты бетонными «пробками», а частично - применяются для подачи воды к турбинам и сброса излишков воды . Тот факт, что водосброс осуществляется не через тело плотины (как на построенной позднее по тому же принципу, что и дамба Гувера, Саяно-Шушенской ГЭС), а посредством тоннелей, расположенных в окружающих скалах, придаёт стабильности плотине .

Для изоляции места строительства и предотвращения возможного затопления водами реки было сооружено две дамбы-кессона . Возведение верхней дамбы было начато в сентябре 1932 года несмотря на то, что отводящие тоннели на тот момент не были достроены .

С целью обеспечения безопасности работ перед началом сооружения плотины были проведены мероприятия по очистке стен каньона от свободно лежащих камней и скал: они подрывались динамитом и сбрасывались вниз.

Возведение бетонной дамбы

Первый бетон был залит в основание плотины 6 июня 1933 года. Для производства бетона были вскрыты местные месторождения нерудных материалов, выстроены специальные бетонные заводы .

Так как работы подобного масштаба ранее никогда не производились, ряд технических решений, применённых в процессе строительства, носил уникальный характер. Одной из проблем, с которой довелось столкнуться инженерам, стало охлаждение бетона. Вместо сплошного монолита , плотина строилась как серия взаимно связанных колонн в форме трапеций - это позволяло рассеяться излишнему теплу, выделявшемуся при застывании бетонной смеси. Инженеры подсчитали, что если бы плотина была сооружена как монолит, для полного охлаждения бетона до окружающей температуры понадобилось бы 125 лет. Это могло бы привести к появлению трещин и разрушению дамбы . Помимо этого, для ускорения процесса охлаждения слоёв бетона каждая форма, в которую осуществлялась заливка, содержала охлаждающую систему из дюймовых металлических труб, в которые поступала речная вода. Процесс отвердевания бетона , из которого построена дамба, не завершён по сей день .

Всего в тело плотины было залито 600 тыс. тонн портландцемента и 3,44 млн м³ заполнителя . Плотина Гувера стала самым массивным искусственным сооружением, построенным на земле со времён Пирамид Гизы .

Электростанция

Машинный зал гидроэлектростанции

Разработка котлована для сооружений гидроэлектростанции была проведена одновременно с рытьём котлована для основания плотины. Земляные работы для U-образного сооружения, лежащего у подножия плотины, были закончены в конце 1933 года, а первый бетон в здание электростанции залит в ноябре этого года.

Архитектурное решение

Вид на дамбу

Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой , выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

Предложенный проект критиковался многими современниками за свою простоту, не соответствовавшую, по их мнению, эпохальному характеру сооружения. В итоге для переделки проекта был приглашён лос-анджелесский архитектор Гордон Кауфман (автор проекта здания редакции газеты Los Angeles Times). Кауфману удалось переработать проект, выполнив экстерьер сооружений в традициях стиля ар-деко . Верхняя часть плотины украшена башенками, «вырастающими» из самой дамбы. На водосбросных башнях размещены часы, одни из них показывают Горное время (Аризона), а другие - Североамериканское тихоокеанское время (Невада) .

Название плотины

Плотина первоначально должна была строиться в каньоне Боулдер, поэтому, несмотря на то, что по факту стройка началась в Чёрном каньоне, первоначально в официальных документах наименовалась «плотина Боулдер». Но уже на официальной церемонии открытия строительства секретарь Министерства внутренних дел США Рэй Вилбур объявил, что плотина получит название Гувера в честь действующего президента США. Этим заявлением Вилбур продолжил сложившуюся традицию присвоения крупнейшим плотинам США имён президентов, находящихся у власти в период их возведения (как, например, плотина Вильсона или плотина Кулиджа) . Конгресс США 14 февраля 1931 года утвердил официальное название «плотина Гувера».

В 1932 году Гувер проиграл выборы кандидату от Демократической партии Франклину Делано Рузвельту . Сразу после вступления в должность нового президента администрация США инициировала переименование дамбы в «плотину Боулдер». Официального решения по этому поводу принято не было, однако изо всех официальных документов, туристических путеводителей того времени имя Гувера исчезло.

В 1947 году, через два года после смерти Рузвельта, калифорнийский конгрессмен Джек Андерсон представил проект решения о возвращении плотине имени Гувера. 30 апреля соответствующий законопроект, одобренный Сенатом, был подписан президентом; с тех пор плотина носит своё современное имя.

Транспортное значение

Вид на дамбу; видны башни водоспуска и наклонные опоры ЛЭП

До 2010 года по плотине проходило шоссе 93 (Route 93), лежащее в меридиональном направлении и связывающее штат Аризона с мексиканской границей . Часть шоссе, прилегающая к плотине, не соответствовала магистрали и объёму пропускаемого транспорта. Дорога имеет всего по одной полосе в каждом направлении; её серпантин, спускающийся к плотине, включает несколько крутых и узких поворотов, а также мест с плохим обзором; дорога подвержена оползням .

Мемориальный мост Майка О’Каллагана - Пэта Тиллмана

Электроснабжение

В соответствии с данными United States Bureau of Reclamation, электроэнергия, вырабатываемая станцией, распределяется в следующем соотношении :

Статистика

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).

Вид с дамбы вниз, на сооружения электростанции

Влияние на окружающую среду

Строительство плотины Гувера и формирование водохранилища Мид оказало значительное влияние на водный режим реки Колорадо, и особенно на экосистему её дельты . За шесть лет строительства плотины и заполнения водохранилища вода практически не достигала дельты . Эстуарий дельты, до постройки дамбы представлявший собой зону смешивания солёной и пресной воды, достигавшую в длину 64 км, фактически превратился в солёный лиман .

Постройка плотины Гувера прекратила наводнения, которые были нередки в нижнем течении Колорадо, это поставило под угрозу ряд видов животных и растений, приспособившихся к регулярному затоплению. Строительство плотины заметно сократило популяцию рыб ниже по течению. В настоящее время четыре вида типичных для Колорадо рыб (Gila elegans , Ptychocheilus lucius , Gila cypha и горбатый чукучан) имеют статус находящихся под угрозой .

По сей день на местности вокруг водохранилища Мид виден след верхнего уровня воды, достигнутого в 1983 году. Причиной столь существенного повышения уровня стало необычно высокое количество осадков, выпавшее в западной части США как результат действия эффекта Эль-Ниньо .

Плотина Гувера ночью

Плотина Гувера в масс-медиа

В теле- и кинофильмах

  • Строительству плотины была посвящена одна из серий телесериала «Семь чудес индустриального мира», выпущенного компанией BBC в 2003 году.
  • Воображаемая катастрофа на Гуверовской плотине стала сюжетом для одной из серий минисериала «10.5: Apocalypse», выпущенного в 2006 году компаниями NBC и USA Network . Согласно сценарию, грунтовые воды якобы привели к переполнению водохранилища, что повлекло за собой перелив воды через плотину и её разрушение.
  • Плотина Гувера фигурирует в фантастическом фильме «Трансформеры » (2007) Майкла Бэя .
  • Плотина Гувера в научно-популярном фильме «Жизнь после людей » является одним из последних обломков человеческой цивилизации, который сохранится после исчезновения человека.
  • В фильме «Универсальный солдат » дамбу Гувера захватывают террористы.
  • В фильме «Супермен » показан прорыв плотины, вызванный землетрясением.
  • В анимационном фильме «Бивис и Баттхед уделывают Америку » главные герои, находясь на плотине Гувера в ходе экскурсии, провоцируют катастрофу, которая обесточивает крупные города, питающиеся от электростанции.

В компьютерных играх

  • Плотина Гувера представлена в качестве одного из чудес света в стратегической компьютерной игре Civilization и сохранялась в её последующих версиях вплоть до Civilization IV , в которой она была заменена на ГЭС «Три ущелья » («Санься»).
  • В компьютерной игре Duke Nukem Forever значительная часть игровых локаций посвящены противостоянию главного героя инопланетным агрессорам в сооружениях и машинном зале плотины Гувера; это ключевой эпизод игры.
  • Плотина Гувера представлена также в компьютерной игре Grand Theft Auto: San Andreas . Название её в игре - плотина Шермана (англ. Sherman Dam ), она расположена в Боун-Каунти недалеко от города Лас-Вентурас. Одно из заданий в игре посвящено проникновению в машинный зал плотины и отключению города от электричества, посредством минирования генераторов.
  • Плотина Гувера есть также в одной из карт в компьютерной игре Hunting Unlimited 3 .
  • Плотина Гувера присутствует в компьютерной игре Tom Clancy"s Rainbow Six: Vegas , где в одной из миссий антитеррористическое подразделение освобождает плотину от террористов.
  • В компьютерной игре Fallout: New Vegas сюжет разворачивается вокруг конфликта между тремя группировками за обладание плотиной Гувера. Она, как и в реальности, является главным энергетическим узлом, чуть к северо-востоку расположен лагерь Легиона Цезаря, одной из трёх сторон конфликта. На момент игры её контролирует Армия Новой Калифорнийской Республики. Является одним из крупнейших объектов в игре.
  • В видеоигре Vigilante 8 плотина является одной из декорации боевой арены.
  • В видеоигре Mafia II есть похожая на плотину Гувера дамба которая стоит на реке Калвер, её название в игре - плотина Калвера.

Изображения

Примечания

  1. Hoover Dam - Lake Mead - Hoover Dam Bridge - Boulder Dam - DesertUSA . // desertusa.com. Архивировано
  2. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 81-87. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  3. Stevens Joseph E. Hoover Dam: An American Adventure. - Norman, OK: University of Oklahoma Press, 1988. - P. 26-27. - ISBN 0-8061-2283-8
  4. Construction of Hoover Dam: a historic account prepared in cooperation with the Department of the Interior. KC Publications, 1976. ISBN 0-916122-51-4 .
  5. Hiltzik Michael A. Colossus: Hoover Dam and the Making of the American Century. - New York: Free Press, 2010. - P. 315-317. - ISBN 978-1-4165-3216-3
  6. Анастасия Новикова. . // forbes.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.
  7. Fatalities at Hoover Dam
  8. Bureau of Reclamation: Lower Colorado Region - Hoover Dam: Tunnels // usbr.gov (Проверено 6 марта 2011)
  9. Павел Корнилаев. Наш ответ плотине Гувера . // rus.ruvr.ru. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 23 августа 2011.


Гордостью американских инженеров признано возведение плотины Гувера. Это несомненный эталон масштабного строительства, заявленный на весь мир как восьмое чудо света.

Плотина Гувера представляет собой гигантское бетонное сооружение, которое выполняет сразу четыре функции:

  1. Предотвращение участившихся наводнений вследствие выхода бурной реки Колорадо из берегов.
  2. Снабжение крупных близстоящих городов водой ( , Лас-Вегаса).
  3. Подвод воды для орошения полей на засушливых участках.
  4. Создание экологически чистого источника электроэнергии с помощью возведенных гидроресурсов.

В центре каньона на границе штатов Невада и Аризона расположилось инженерное чудо - плотина Гувера. Высота ее достигает 221 м, что соответствует высоте двух современных небоскребов. Примерный вес - 6,6 млн тонн. В ней заложено более 3,4 млн куб. м бетона, которого хватило бы на широкую дорогу, пересекающую всю Америку. Свое название архитектурное сооружение получило в честь 31 президента Америки Герберта Гувера, чей указ дал зеленый свет рассмотрению проекта плотины.

Постройка туннеля, отводящего основной поток реки

Строительство дамбы официально началось в 1931 году. Изначально правительство США выдвигало на рассмотрение два участка под проект: каньон Боулдер и Черный каньон. Однако трагедия прорыва плотины Сент-Френсис в 1928 году заставила инженеров тщательнее проанализировать обе местности во избежание повторного провала и жертв. После длительных проверок рельефа в каньоне Боулдер обнаружили глубокие трещины и разломы. Это могло привести к нестабильности скальных пород. И, несмотря на уже закрепленное название «проект Боулдер», строительство было утверждено за Черным каньоном.

Окончательное расположение плотины Гувера определило наличие пяти факторов:

  1. Геологическое строение каньона.
  2. Глубина основания скальной породы на дне реки.
  3. Достаточный расчетный объем искусственного водохранилища для обеспечения нужд населения.
  4. Близкое расположение густонаселенных районов.
  5. Удобное прохождение транспортных линий для поставок материалов.

Читайте также

Строительство дамбы опередило поставленные сроки на два года. 30 сентября 1935 года президент Рузвельт лично провел церемонию открытия плотины.

Процесс стройки дамбы

К сожалению, вопросы по экологии не рассматривались в 30-х годах. Ущерб от изменения экосистемы стал заметен, только спустя несколько лет. Под угрозой вымирания оказались некоторые виды рыб, а также растения и животные, обитающие на ранее затопленных участках.

Воплощение идей инженерии

Горький опыт прошлой неудачи больно отразился на американцах. Строение плотины Гувера обязано было воплотить всю мощь человеческой мысли в суперпрочной конструкции сроком службы на века. Для этого инженеры предложили создать сложную форму дамбы способную выдержать огромное давление воды.

Силу давления на основание дамбы возможно сравнить с 25-тонным весом, направленным на обычного человека.

На дне озера водолазы обнаружили бомбардировщик В-29, потерпевший крушение в 1948 году. То, что от него осталось, до сих пор лежит в мутных водах Мид.

Арочно-гравитационная конструкция плотины уникальна тем, что ее нижнее основание шириной в 200 м надежно сдерживает мощь реки. А верхняя часть сужается в виде арки до размера шоссейной дороги (приблизительно 15 м). На самой вершине открывается замечательный вид на озеро Мид. Это самое большое искусственное озеро в США с вместительностью воды в 35 млрд кубометров. Водохранилище занимает площадь в 640 км 2 . Получить такое количество воды возможно за два года обычного течения реки Колорадо.

Для местных жителей и туристов озеро Мид превратилось в дополнительное развлечение. Здесь можно не только купаться, но и кататься на аттракционах или ловить рыбу.

Экономическим шагом стало сооружение гидроэлектростанции на плотине Гувера. Здание ГЭС мало чем отличается от «гуверского» стиля. Разве что четыре башенки насосных станций аккуратно вырастают из дамбы. Вершины двух из них задекорированы часами. На одних отображается тихоокеанское время (со стороны штата Невада), а на других - горное (со стороны Аризоны).

Читайте также

Достопримечательности Лас-Вегаса

ГЭС работает с 17 генераторами мощностью в два млн кВт. Этого ресурса достаточно, чтобы обеспечить 1,7 млн домов бесперебойной электроэнергией. По настоящее время Бюро мелиорации и государство постоянно проводят модернизацию оборудования станции.

Вид на насосы дамбы Гувера

Производительность гидроэлектростанции плотины сравнима с выработкой энергии двумя атомными станциями.

Трудности возведения дамбы

Во времена Великой депрессии выделение государственных средств на строительство плотины Гувера позволило тысячам безработных получить . Чтобы обеспечить более пяти тысяч человек жильем, строительные компании приступили к постройке небольшого поселка в штате Невада.

Новоиспеченный Боулдер-Сити позднее стал единственным городком, где сохранился запрет на азартные игры со времен строительства.

Большой наплыв рабочих для постройки дамбы

Но времени, выделенного на возведение плотины, не хватало на своевременную сдачу поселка, и люди продолжали работать и жить в полевых условиях. По официальным источникам, последствия тяжелого труда привели к смерти 96 рабочих. Часть людей стала инвалидами, а некоторые получили тяжелые заболевания от избытка угарного газа при работе в тоннелях.

Лето 1931 года выдалось одним из самых жарких. Температура воздуха доходила до 49 С, тогда как внутри тоннелей раскалялась до смертельно опасных 60 С.

Рабочие должны были пробить четыре водовода в монолитной скале, по два на каждой стороне реки. По задумке они использовались для перенаправления вод Колорадо от места строительства. 9 февраля 1935 года тоннели были закрыты, и плотина Гувера заработала! Поныне водосброс осуществляется посредством этих тоннелей, что повышает безопасность строения дамбы.

Одной из самых больших сложностей при строительстве плотины являлся поиск источника цемента такого объема. Для этих целей на месте стройки были сооружены два завода по производству бетона. А для транспортировки оборудования к месту работ пришлось проложить 50 км железнодорожных путей.

Следующей задачей ведущих инженеров становилось воспроизведение бетонного монолита. Обычная заливка тела плотины была недопустима. Химические реакции внутри такого количества бетона могли привести к повышению температуры материала, из-за чего появлялись бы трещины и разломы. Избежать подобного явления помогла сеть соединяющихся форм 1,5 м высотой каждая. Сверху конструкция напоминала огромный пазл. Дополнительно каждый блок пронизывала сеть труб с постоянно циркулирующей холодной водой. Это позволяло ускорять процесс остывания бетона.

Если верить расчетам технологов, затвердевание бетона продолжается и по сей день, что делает плотину Гувера с каждым годом крепче.

В Черном Каньоне на реке Колорадо на границе двух американских штатов, Аризоны и Невады, возвышается величественная плотина. В 1935 году Франклин Д. Рузвельт назвал ее в честь президента Герберта Гувера, и 30 сентября 2011 отмечалась 76 годовщина этого события. С 1931-го по 1936-й год шло строительство огромного гидротехнического сооружения, высота которого составила в итоге 221 метр. Далее – фотографии, которые покажут вам шаг за шагом строительство этой конструкции.


1. Вид на плотину Гувера ночью, 1983 год. (AP Photo/Steve McPeak)
2. На этом месте спустя несколько лет будет возвышаться результат одного из самых масштабных проектов в истории США стоимостью более 165 000 000 долларов. Построенная в 11 км от Лас-Вегаса плотина станет источником электроэнергии для 6 штатов. (AP Photo)
3. Водохранилище размером в 588 квадратных километров покроет эти холмы. А гора с плоской вершиной, на фоне которой запечатлен инженер-мелиоратор Элмер Л. Чепмэн, станет небольшим островком, который будет возвышаться над поверхностью воды лишь на 14 метров. Невада, 24 августа 1932 года. (AP Photo)
4. Так в высоты птичьего полета выглядело место, где будет построено самое массивное искусственное сооружение, построенное на Земле со времён Пирамид Гизы, 4 марта 1931 года. Подряд на строительство плотины был получен консорциумом Six Companies, Inc., который предложил наименьшую сумму затрат, 48 890 995,50 долларов. (AP Photo/Fairfield Aerial Surveys) 5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
5. 17 сентября 1930 года, церемония открытия строительства в штате Невада. Тогда же секретарь Департамента внутренних дел США Рэй Лайман Вилбур объявил, что плотина, носившая название Боулдер, будет названа плотиной Гувера. (AP Photo)
6. 19 сентября 1930 года, своеобразным символом начала строительных работ было забивание Рэем Лайманом Вилбуром серебряного костыля в шпалу на железнодорожных путях, которые соединяли место строительных работ и Лас-Вегас. На фото запечатлены слева направо: конгрессмен Вильям Итон из Колорадо, сенатор Кей Питтимэн из Невады, министр Вилбур и сенатор Сэмюэл Шортридж. (AP Photo)
7. Открытие почтового отделения в Боулдер Сити. Городок был возведен специально для строителей. Почтальона Дж. Л. Финни поздравляют сотрудники Бюро мелиорации. На фото слева направо: В.Р. Армстронг, руководитель United Pacific, Р.Ф. Уолтер, главный инженер Бюро мелиорации, плотник из Six Company Inc, Почтальон Финни, доктор Элвуд Мид, специальный уполномоченный комиссии по мелиорации и П.В. Дент, помощник доктора Мида. (AP Photo)
8. Главная улица в городе строителей, Боулдер Сити, Невада, 24 августа 1932 года. Расходы на строительство города составили 2 000 000 долларов. (AP Photo)
9. На этом месте по верху плотины будет проходить часть шоссе Невада-Аризона, под которым будет находиться электростанция, 24 августа 1932 года. В процессе строительства здесь появится самое большое озеро, созданное человеком. (AP Photo)
10. На этом снимке можно увидеть осушенное русло реки Колорадо. Ее воды были направлены в подземные туннели на период строительства дамбы, 12 января 1923 года. Спустя несколько лет здесь будет возвышаться плотина Гувера. (AP Photo)
11. Фундамент плотины Гувера на дне Черного Каньона, штат Невада, 9 июня 1933 года. В стальном контейнере объемом 8 кубометров первая партия раствора, который заливается в форму, где одной из стенок является отвесная скала каньона. (AP Photo)
12. Один их тоннелей для отвода реки Колорадо. Начало строительных работ. Невада, 18 апреля 1932 года. (AP Photo)
13. Группа строителей возле специальной установки, Большого Бура, который использовался для работы над тоннелями. От 24 до 30 отбойных молотков одновременно помогали прокладывать тоннели для отвода вод реки Колорадо.
14. Граница штатов Аризона и Невада, строительство плотины Гувера. Кран поднимает бак с двумя кубометрами раствора для покрытия стен водослива бетоном. Июнь 1933 года. (Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
15. Процесс создания дамбы в Черном Каньоне. Десятки грузовиков доставляют материалы для строительства. Невада, дата неизвестна. (AP Photo)
16. При строительстве плотины использовались бетонные трапеции с сечением от 20 (с внешней стороны) до 8 (с внутренней) кв. м. Всего было установлено 215 взаимосвязанных блоков. Раствор в блоки заливался постепенно, что позволяло создать более прочную конструкцию. После застывания раствора в блоках, между ними заливался новый жидкий раствор, что скрепляло колонны между собой. (Department of the Interior, Bureau of Reclamation)
17. Процесс строительства плотины закончен наполовину. Работа идет круглосуточно с опережением графика на несколько месяцев. Фундамент электростанций уже заложен у основания дамбы. По центру дамбы можно увидеть темную линию – это пустоты, оставленные для ускорения застывания раствора.(AP Photo)
18. Работа над строительством тоннелей для отвода вод реки Колорадо. 50 тонн земли вывозится грузовиками ежеминутно. 15 ноября 1932 года. (AP Photo)
19. На дне каньона видны огромные бетонные конструкции, которые послужат основанием плотины Гувера. Невада, 12 августа 1933 года. 6000 кубометров раствора ежедневно заливается в формы.
20. Одна из башен водоспуска на плотине Гувера, 9 августа 1934 года. Высота башен, по две с каждой стороны дамбы, составит 120 метров. (AP Photo)
21. Процесс строительства плотины Гувера вблизи Лас-Вегаса, штат Невада, 9 января 1932 года. (AP Photo)
22. На снимке вид на плотину сверху вниз по течению реки, 1 февраля 1935 года. (AP Photo)
23. Специальные бетонные «пробки» весом около 1500 тонн для закрытия тоннелей, отводящих воды реки Колорадо. При закрытии тоннелей река вернется в свое русло и наполнит водохранилище перед дамбой. (AP Photo)
24. Вид на временный подвесной мост и тоннели для отвода вод реки Колорадо, 12 марта 1932 года. (AP Photo)
25. Вид сверху на плотину Гувера, 16 июля 1935 года. По верхней части плотины проходит шоссе, обеспечивающее сообщение между штатами Невада и Аризона. С другой стороны дамбы видны 4 башни водоспуска. (AP Photo)
26. На снимке запечатлен редкий вид на внешнюю стену дамбы, май 1935 года. (Bureau of Reclamation, United States)
27. Покраска металлических конструкций на стене водослива на плотине Гувера. Снимок сделан в период между 1936 и 1946 годами. (United States, Bureau of Reclamation, Library of Congress Prints and Photographs Division Washington, D.C.)
28. Завершающие этапы строительства дамбы Гувера. Плотина достигает уже 153 метра из 222 планируемых. 28 августа 1934 года. (AP Photo)
29. Завершение строительства плотины Гувера, высота которой составляет более 200 метров над рекой Колорадо, 12 августа 1935 года. (AP Photo)
30. Один из генераторов электростанции, Невада, 10 сентября 1936 года. Всего через месяц гидроэлектростанция станет одним из основных источников электроэнергии на Западе США. (AP Photo)
31. Церемония запуска электростанции на дамбе Гувера, 11 сентября 1936 года. Первая турбина мощностью в 3500 лошадиных сил была запущена президентом Рузвельтом нажатием кнопки в Вашингтоне. (AP Photo)
32. Вид на плотину Гувера, запечатленный фотографом Энселом Адамсом. Этот снимок входит в серию фотографий 1933-1942 годов «Национальные парки и памятники». (U.S. National Archives and Records Administration)
33. Вид на плотину Гувера. (AP Photo)
34. Президент Франклин Д. Рузвельт на плотине Гувера в день ее переименования. (AP Photo)
35. На снимке изображены Президент Франклин Д. Рузвельт и ответственный за проект представитель Бюро мелиорации Уокер Янг (слева) и военный советник президента (справа), 30 сентября 1935 года.
36. Вид на плотину Гувера, 13 марта 1936 года. Пропускная способность плотины – десятки тысяч литров воды в секунду. За плотиной видны четыре башни водоспуска и часть озера Мид. (AP Photo)
37. Распределительное устройство плотины Гувер ночью, 27 апреля 1937 года. 15 генераторов мощностью 115000 лошадиных сил и 2 генератора мощностью 55000 лошадиных сил производят электроэнергию, которая распределяется здесь и по линиям электропередач направляется в Лос-Анжелес. (AP Photo/Department of the Interior)
38. Башни водоспуска плотины Гувера, 14 апреля 1938 года. Они подают воду к турбинам, что приводит в движение генераторы, находящиеся в нижней части плотины. Водохранилище, созданное дамбой, стало популярным местом отдыха. (AP Photo)
39. Самые мощные генераторы в мире на 7 февраля 1939 года. Их мощность составляла 82 500 кВ-А и объем производимой энергии равнялся 130 000 000 киловатт-часам в месяц. За два года работы гидроэлектростанции Бюро мелиорации, которое построило плотину, получило 3 297 289 долларов. (AP Photo)
40. Вид на плотину Гувера и озеро Мид, 13 июля 1948 года. Это один из самых пустынных районов страны площадью в 21 000 квадратных километров, поэтому самолеты авиационного отряда шерифа постоянно его патрулируют. Они помогают водителям, если их машины сломались в дороге, ищут сбившихся с пути путешественников и проводят спасательные операции в случае авиакатастроф в пустыне. (AP Photo)
41. Закат над дамбой Гувера, 20 сентября 1950 года. (AP Photo)
42. Балет Rhythmettes во время концертного номера на плотине Гувера, 8 июня 1957 года. Балет из Лас-Вегаса приобрел довольно большую популярность с момента своего создания. (AP Photo/V)
43. Уникальная конструкция, плотина Гувера, 11 мая 1953. Шедевр технической мысли 20 века. Озеро Мид, водохранилище, которое находится выше дамбы, пользуется популярностью у рыбаков и любителей каталься на лодках. (AP Photo)
44. Вторая по величине дамба в мире, плотина Гувера, 26 февраля 1957 года. Озеро Мид, самое большое искусственное озеро в мире, стало излюбленным местом для рыбалки, катания на лодке и отдыха в теплое время года. (AP Photo/Union Pacific Railroad)
45. Стив МакПик взобрался на дамбу Гувера, чтобы выразить свой протест против политики, проводимой президентом Р. Рейганом, 8 декабря 1982 года. (AP Photo/Frank Walters)
46. Охранники плотины Гувера убеждают Стива МакПика спуститься с канатов, на которых он три дня и две ночи висел над рекой Колорадо, 9 декабря 1982 года. Таким способом он выражал свой протест против политики, проводимой Р. Рейганом. (AP Photo/Scott Henry)
47. Плотина, названная в честь президента Гувера, - уникальное гидротехническое сооружение в США на реке Колорадо в Черном Каньоне. Ее строительство длилось около 5 лет и над ее созданием трудились тысячи строителей, а почти сто человек погибло от несчастных случаев. 50. В процессе проведения испытаний прочности труб в шлюзе через них прогоняются миллионы литров воды, 26 февраля 2004 года. (AP Photo/Joe Cavaretta)
51. Тест на безопасность на плотине Гувера, 26 февраля 2004 года (AP Photo/Joe Cavaretta)
52. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
53. Снимок с воздуха плотины Гувера и процесса строительства моста, 12 июня 2009 года, Аризона. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)
54. 19 октября 2010 года рядом с плотиной Гувера был открыт мост Майка О"Каллахен-Пэт Тиллмана. Длина моста составляет около 600 метров и находится он на высоте 270 метров над рекой Колорадо. Строительство моста, обеспечившего дополнительную пропускную способность шоссе Невада-Аризона, обошлось в 240 млн. долларов. (Photo by Ethan Miller/Getty Images)

Плотина Гувера представляет собой и гидроэлектростанцию в США. Сооружена она в низовье реки Колорадо. Высота плотины составляет 221 м. Она находится в Чёрном каньоне, около штатов Невада и Аризона. Названа была в честь 31-го президента страны - который сыграл в её строительстве важную роль. Возведение дамбы происходило в 1931-1936 гг.

Дамба Гувера находится под управлением подразделения МВД США Бюро мелиорации. Она является одной из самых известных достопримечательностей Лас-Вегаса.

Предыстория

До момента возведения плотины Колорадо (река) нередко демонстрировала свой бурный нрав. В период таяния снегов в горах она очень часто затопляла угодья фермеров, которые находились ниже по течению. Проектировщики считали, что строительство плотин поможет сгладить колебания уровня реки. Кроме того, ожидалось, что данное водохранилище подтолкнет развитие и станет источником водоснабжения многих районов Южной Калифорнии.

Одним из основных препятствий для осуществления данного проекта оказались сомнения представителей штатов, находившихся в бассейне Колорадо. Река, а точнее ее водные ресурсы, должны были справедливо распределяться между потребителями. Были мысли, что Калифорния, со всем её влиянием и финансами, предъявит права на основную часть водных запасов данного водохранилища.

Из-за этого была создана комиссия, которая включила по одному представителю из каждого заинтересованного штата, а также представителя из федерального правительства. Итогом ее деятельности стала подписанная Конвенция реки Колорадо. В ней были закреплены способы распределения водных ресурсов. Это и открыло путь к возведению плотины.

Постройка гидротехнического сооружения такого масштаба требовала привлечения существенных средств из бюджета государства. Законопроект о финансировании получил одобрение Белого дома и Сената США не сразу. В 1928 года Калвином Кулиджем был подписан билль, дающий добро на осуществление данного проекта. Первые же ассигнования на постройку были выделены лишь спустя 2 года. Президентом тогда уже был Герберт Гувер.

План предусматривал строительство плотины в Боулдере (каньон реки Колорадо). И хотя окончательно было решено возводить ее в Чёрном каньоне, данный проект стал называться Боулдер Каньон Проджект.

Строительство

На строительство плотин подряд был поручен нескольким компаниям. Среди них: Six Companies, Inc., Morrison-Knudsen Company; Utah Construction Company; Pacific Bridge Company; Henry J. Kaiser & W.A. Bechtel Company; MacDonald & Kahn Ltd., J. F. Shea Company.

Рабочие

В строительстве принимали участие тысячи рабочих (в 1934 году максимальное количество составило 5251 человек). Согласно условиям контракта, на работу не допускался наём китайских работников, а общее число чернокожих наемников не превышало 30 человек, при этом заняты они были на самых малооплачиваемых работах. Предполагалось, что рядом с плотиной для строителей будет возведён небольшой городок, однако график был переработан в пользу увеличения числа рабочих мест и ускорения процесса (для снижения безработицы, которая стала итогом Великой депрессии). Из-за этого к моменту приезда первых наемников город был еще не готов, и строители дамбы первое лето провели в лагерях.

Опасные условия работы и задержка сдачи жилья повлекли за собой забастовку, которая состоялась в 1931 году. При этом рабочие были разогнаны с применением силы (полицейские использовали дубинки и оружие). Однако темпы строительства городка было решено ускорить, и весной следующего года люди переселились в уже постоянные жилища. На период строительства в Боулдер-Сити были запрещены азартные игры, проституция, а также продажа алкогольных напитков. Последний запрет здесь оставался вплоть до 1969 года. Игорный же бизнес тут не разрешен и по сегодняшний день, что делает Боулдер-Сити единственным городом в штате Невада, в котором действует подобный запрет.

Условия работы

Плотина Гувера, фото которой представлены в данной статье, строилась в тяжелейших условиях. Какая-то часть работ проходила в тоннелях, там рабочие страдали от угарного газа, которого здесь было в избытке (некоторые строители вследствие этого погибли или стали инвалидами). Работодатель тогда заявил, что смерти стали последствием перенесенной пневмонии, и ответственности он не несёт. При этом строительство данной плотины стало первой стройкой, на которой работникам были выданы защитные каски.

За время возведения дамбы (плотины) погибло в общей сложности 96 человек. Самым первым из них оказался топограф Дж. Тирни, который утонул в конце 1922 года в Колорадо, выбирая наилучшее места для строительства. По иронии судьбы, последней жертвой дамбы оказался Патрик Тирни, его сын, который умер спустя 30 лет, упав с водосбросной башни.

Предварительные работы

Строительство дамбы плотины было намечено на границе между Аризоной и Невадой в узком каньоне. Для отвода воды в сторону от точки строительства были созданы 4 тоннеля. Стоит отметить, что их общая длина составила 4,9 км. В 1931 году началось строительство самих тоннелей. Их отделка была создана из бетона, толщина которого составила 0,9 м, за счет чего полезный диаметр водоводов достиг 15,2 м.

Тоннели после завершения строительства были частично перекрыты «пробками» из бетона и местами используются для сброса излишков воды. Тот факт, что водосброс происходит не через тело самой плотины, а через тоннели, которые расположены в скалах, придаёт стабильности всей конструкции.

Возведение дамб-кессонов

Для предотвращения вероятного затопления, а также изоляции места строительства было сооружено 2 дамбы-кессона. Верхняя дамба начала возводиться в 1932 году, хотя на тот момент отводящие тоннели были не достроены.

Для обеспечения безопасности работ до начала сооружения были проведены различные мероприятия по очищению стен каньона от скал и свободно лежащих камней: они сначала подрывались динамитом, а потом скидывались вниз.

Строительство бетонной дамбы

В основание плотины первый бетон был залит в 1933 году. Для его производства были вскрыты ближайшие месторождения нерудных материалов. Кроме того, специально для этого были выстроены бетонные заводы.

Поскольку работы такого масштаба никогда ранее не производились (здесь стоит отметить, что никакие плотины мира не могли сравниться с размахом этого строительства), несколько технических решений, используемых в процессе, носили поистине уникальный характер. Например, одной из проблем оказалось охлаждение бетона. За счет этого вместо сплошного монолита дамба Гувера строилась как серия связанных между собой колонн в виде трапеций. Это давало возможность излишнему теплу, которое выделялось при застывании смеси, рассеяться.

Инженеры поняли, что если плотина Гувера будет возведена как монолит, то для охлаждения бетона до необходимой температуры потребовалось бы 125 лет. За счет этого могли появиться трещины, а в дальнейшем это повлекло бы за собой разрушение дамбы. Кроме того, каждая форма для ускорения охлаждения слоёв бетона содержала в себе охлаждающую систему из металлических дюймовых труб, куда поступала охлажденная речная вода. Нужно сказать, что отвердевание бетона и сегодня не завершено.

Электростанция

Создание котлована для гидроэлектростанции было проведено вместе с рытьём котлована, который предназначался для основания плотины. Необходимые земляные работы были завершены в 1933 году, в том же году был залит первый бетон в помещение электростанции.

Первое электричество генераторами станции было выработано в 1936 году. Спустя 25 лет в ходе модернизации этой станции запущены были другие дополнительные генераторы. В нынешний момент электричество здесь вырабатывают семнадцать генераторов, максимальная мощность которых 2074 МВт.

Роль электростанции сегодня

Электростанция играет очень важную роль для поддержания баланса энергопотребления в западной части США. От энергопотребления зависит корректировка нагрузки на каждый из генераторов, что регулируется распределительной станцией, расположенной в Финиксе. Интересно, что до 1991 года применялась система с управлением в ручном режиме; в дальнейшем была проведена компьютеризация данной системы.

Архитектура

Изначальный проект предполагал очень простое архитектурное решение здания гидроэлектростанции и дамбы. Предполагалось, что у дамбы внешняя сторона будет обычной стеной, обрамлённой сверху балюстрадой, созданной в неоготическом стиле. В то время как здание электростанции вообще не должно было отличаться от простого фабричного цеха.

Многими современниками предложенный проект критиковался за свою чрезмерную простоту, которая, по их мнению, не соответствовала эпохальному характеру, который носила плотина Гувера. В результате для переделки проекта пригласили лос-анджелесского архитектора Гордона Кауфмана. Ему удалось переработать проект, выполнив экстерьер этих сооружений в стиле арт-деко. В результате верхняя часть плотины была украшена башенками, которые «вырастали» прямо из дамбы. Кроме того, он разместил часы на водосбросных башнях. Одни из них демонстрируют Горное время, а вторые — тихоокеанское Североамериканское время.

Название плотины

Изначально плотина Гувера должна была возводиться в каньоне Боулдер, следовательно, в официальных документах она называлась «плотина Боулдер». При этом на официальном открытии данного строительства Рэй Вилбур, секретарь МВД США объявил, что данное сооружение получит название в честь президента США Гувера. Таким заявлением Вилбур продолжил традицию присвоения имён президентов крупнейшим плотинам США. Конгресс США утвердил это официальное название в 1931 году.

Спустя год Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту, кандидату от демократов. После того как Рузвельт вступил в должность, администрация США предложила изменить название дамбы на «плотина Боулдер». По этому поводу официального решения не было принято, но из всех туристических путеводителей и официальных документов тех лет имя Гувера пропало.

Через 2 года после гибели Рузвельта, Джек Андерсон, калифорнийский конгрессмен, представил проект о возвращении строению имени Гувера. Соответствующий законопроект подписал президент, и с того момента плотина носит имя «плотина Гувера».

Транспортное значение

По плотине до 2010 года проходило шоссе 93, которое пролегало в меридиональном направлении и связывало мексиканскую границу со Часть шоссе, которая прилегала к плотине, объёму пропускаемого транспорта и магистрали не соответствовала. Дорога имеет в каждом направлении только по одной полосе, а её спускающийся к плотине серпантин включает несколько узких и крутых поворотов, мест с очень плохим обзором. Кроме того, дорога подвержена частым оползням.

Нужно отметить, что после террористической атаки 2001 года было ограничено движение транспорта через эту плотину. Некоторые типы автомобилей перед проездом подвергаются обязательному досмотру для исключения провоза взрывчатки, остальные осматриваются только периодически.

В 2010 году около плотины Гувера открылся мост Майка О’Каллагана. Он существенно увеличил пропускную способность данного шоссе.

Влияние на природу

Формирование водохранилища Мид и строительство данной плотины оказало ощутимое влияние на реку Колорадо, ее водный режим, а в особенности на её экосистему. Таким пагубным влиянием отличаются многие большие плотины. За 6 лет возведения плотины и заполнения водохранилища вода дельты практически не достигала.

Постройка прекратила частые наводнения, которыми отличался каньон реки Колорадо. Но это поставило под прямую угрозу сразу ряд видов растений и животных, которые уже приспособились к регулярному затоплению. Возведение плотины ниже по течению сократило популяцию рыб. В нынешний момент 4 вида рыб находятся под угрозой полного исчезновения.

Даже сегодня на местности около водохранилища Мид можно увидеть след от верхнего уровня воды, который был достигнут в 1983 году. Это произошло из-за необычно большого количества осадков, которое выпало как результат эффекта Эль-Ниньо на западе США.

Образ этой плотины использовался в различных произведениях искусства. К примеру, дамба была упомянута в книге «Одноэтажная Америка» Ильфа и Петрова, в кинофильмах «Универсальный солдат» и «Трансформеры», а также в мультипликационном фильме «Бивис и Баттхед».

January 5th, 2015 , 10:58 am

Начинаю писать отчёт о путешествии в Супай. Собственно отчёт начнётся в следующем посте, а сейчас я расскажу о плотине Гувера.

Плотина Гувера (Hoover Dam) – это одна из наиболее известных и одна из наиболее крупных плотин в США. Она находится на реке Колорадо на границе штатов Невада и Аризона.


Река Колорадо всегда отличалась норовистым характером. В результате наводнений гибли люди и наносился большой хозяйственный ущерб. Нередко река меняла русло. В начале ХХ века возникла идея построить гидротехнические сооружения на реке Колорадо, чтобы уменьшить риск наводнений и использовать воды реки в сельском хозяйстве. С развитием электроэнергетики возникла также идея строительства гидроэлектростанции. Изыскания показали, что наиболее подходящим местом для строительства плотины является Чёрный каньон.

Однако для строительства необходимо было согласие семи штатов, через которые протекает река Колорадо и её притоки. Некоторые штаты опасались, что перераспределение водных ресурсов будет не в их пользу. В 1922 году была создана комиссия, в которую входили представители семи штатов. В работе комиссии принимал участие Герберт Гувер, в то время министр торговли. В результате работы комиссии было принято соглашение об использовании водных ресурсов реки Колорадо, что открыло дорогу строительству плотины.

Другой проблемой было финансирование строительства. Закон о строительстве плотины в каньоне Боулдер, предусматривающий финансирование, был принят в 1928 году. Разработкой проекта руководил Джон Сэвидж, позднее сконструировавший ещё несколько известных плотин. Было принято решение о строительстве арочно-гравитационной бетонной плотины, имеющей в плане форму дуги, выпуклой вверх по течению реки. Толщина плотины у основания должна была составлять около двухсот метров, а на вершине – четырнадцать метров. По плотине предусматривалось автомобильное движение.

Средства на сооружение плотины были выделены летом 1930 году президентом Гувером, а работы начались весной 1931 года. Строительством руководил Фрэнк Кроу, имевший большой опыт в сооружении плотин. Проектом предполагалось первоначально построить город для строителей – Боулдер-Сити. Однако во время Великой депрессии было важно обеспечить работой как можно болшее количество людей, поэтому строительство плотины начали на полгода раньше запланированного, разместив рабочих во временных лагерях. Лишь в конце 1931 года стали заселяться дома, построенные в Боулдер-Сити. Следует заметить, что всё это происходит в очень жарком климате Невады.

Скульптура верхолаза, сооружена в 1995г. Прототипом послужил Джо Кайн, ветеран строительства.
При сооружении плотины Гувера впервые стали применять защитные каски в строительстве.

Для того, чтобы отвести воду реки и освободить стройплощадку, были сооружены две временные плотины, а в скалах каньона прорубили четыре тоннеля, два со стороны Невады и два со стороны Аризоны. В июне 1933 года начались бетонные работы. В Неваде, недалеко от строительной площадки, были построены два завода, изготовляющие бетон. При строительстве применялись разнообразные новаторские решения. Конструкция плотины была не монолитной, а состояла из множества колонн, между которыми были проложены трубы. По трубам подавалась вода для охлаждения бетона. После застывания колонн промежутки между ними были заполнены раствором. Такое решение позволяло избежать растрескивания бетона при застывании.

На момент постройки плотина Гувера являлась самым большим сооружением в мире, созданным человеком. Её высота составляет 221 метр, а масса - более 6.6 миллионов тонн. Номинальная мощность электростанции 2080 мегаватт, в среднем электростанция вырабатывает 4.2 млрд. квт-ч электроэнергии в год.

Архитектурное решение зданий плотины было выполнено Гордоном Кауфманом в стиле ар-деко. На двух башнях установлены часы, одни из них показывают время в Неваде, другие – в Аризоне.

Аризона и Невада относятся к разным часовым поясам. Но на большей части штата Аризона стрелки часов не переводят на летнее время, поэтому летом время совпадает. Зимой есть разница в один час.

Строительство плотины было завершено раньше, чем было предусмотрено планами. Торжественная церемония открытия состоялась 30 сентября 1935 года, к тому моменту президентом США стал Франлин Рузвельт.

По официальным данным на строительстве плотины в 1931-1935 годах погибло 96 человек. Некоторые источники указывыают цифру 112 человек, включая погибших во время изысканий и подготовительных работ. Считается, что ещё 42 человека погибли от отравления угарным газом во время прокладки тоннелей (официально – умерли от пневмонии).
В народе ходят леденящие душу легенды про рабочих, упавших в жидкий бетон, трупы которых так и не были найдены. Однако этого не могло произойти. Плотина была построена из взаимосвязанных блоков в полтора метра высотой, шириной в семь метров и длинной от семи до восемнадцати метров. Бетон доставлялся в блок в ковшах объёмом в шесть кубических метров. Пять-шесть рабочих разравнивали и утрамбовывали бетон, убеждаясь, что в нём не осталось воздушных полостей. Каждый раз после выгрузки ковша уровень бетона в блоке возрастал на пять - пятнадцать сантиметров, в зависимости от горизонтальных размеров блока. В таком тонком слое бетона утонуть невозможно, да и к тому же несчастный случай не остался бы незамеченным при наличии нескольких человек на объекте. Так что не надо придумывать всякие ужасы, тем более, что трудностей при строительстве было и так предостаточно. Работы велись в очень тяжёлых и опасных условиях, в очень жарком климате.

Плотина сооружалась во времена правления президента Герберта Гувера, однако это были годы Великой депрессии, и президент был крайне непопулярен. Поэтому лишь в 1947 году плотина была названа его именем, а до этого носила название «плотина Боулдер».

Постройка гигантской плотины, наряду с другими гидротехническими сооружениями, обеспечила орошение полей Южной Калифорнии и устранила угрозу разрушительных наводнений. Электроэнергия дала мощный импульс развитию Юго-Запада США, в том числе и Лас-Вегасу, который в начале 30х годов был совсем маленьким городком. В 80-90х годах была проведена реконструкция электростанции, и она продолжает оставаться одной из крупнейших в США. Около четверти производимой электроэнергии потребляет Невада, пятую часть - Аризона, остальное – Калифорния.

С 1937 года плотину посещают туристические группы. В наше время плотину посещают более миллиона человек в год.

По плотине Гувера проходило шоссе номер 93, соединяющее Неваду и Аризону. В 2003 году началось строительство объездного моста через реку Колорадо, а в 2010 году по нему открылось движение.

Сейчас на плотину посетители могут заехать со стороны Невады, пройдя контроль на въезде, по плотине можно перехать на другой берег и подняться, но далее дорога закрыта, то есть на главное шоссе в Аризоне выехать нельзя. На мост посетители также могут войти пешком, но нельзя пройти на другой берег. Это отличная обзорная площадка с видом на электростанцию, плотину и водохранилище.

фото yevgeniy_lysyy

Водозаборные башни

Водозаборные башни и озеро Мед - водохранилище, созданное плотиной.

Озеро Мед - самое больше по объёму водохранилище в США.

Водосброс

Часы на водозаборной башне.

"Республика" - монумент Оскара Хансена.

На полу сделано изображение, показывающее положение звёзд в день торжественного открытия 30 сентября 1935 года.

Наклонная опора линии электропередачи и центр для посетителей.

Вход в центр для посетителей платный. Там показывают фильм про историю строительства плотины. Можно взять экскурсию по плотине или по электростанции. Я взял вторую и спустился вниз на лифте.

Турбинный водовод.

Генераторы в машинном зале.

На электростанции установлено 17 турбогенераторов - девять на стороне Аризоны и восемь на стороне Невады. (почему-то здесь видно только семь). В1986-1993 годах была произведена модернизация электростанции и турбогенераторы были заменены.

Ротор генератора.

Пульты управления.

Затем лифт поднимает посетителей обратно наверх, можно выйти на обзорную площадку, откуда вид на плотину несколько иной.

Объездной мост через реку Колорадо. Мост возвышается на 260 метров над уровнем реки Колорадо, это второй по высоте мост в США и самый высокий бетонный арочный мост в мире. Длина моста составляет 579м, а центральный пролёт - 320м.

Река Колорадо, объездной мост и здание электростанции.

Здание электростанции.

Наклонные опоры линий электропередачи.

Cхема электростанции.

фото