Антисфен

На этот пост меня сподвиг нижеследующий текст А.Кончаловского о цинизме, и даже не столько сам текст, сколько комментарии к нему, многие из которых удручают своим невежеством, неумением вести дискуссию цивилизованно, да и просто неумением СЛЫШАТЬ, что говорит другой - употребляя одни и те же слова, говорят каждый о своем.

Поняла, что согласна со многим из того, что здесь написано.
Человек не изменился - это понятно любому, кто изучает историю.
Мы - человечество в целом - не взрослые.
Вечные подростки.
Личинки, как пишет Улицкая.
Но я все равно продолжаю верить - ах, романтизм неистребим! - в человека. Может, в конце концов из нас вылупятся какие-нибудь бабочки...

Да, и всегда подозревала, что циники - это бывшие романтики, которым жизнь пообломала крылья.

Вот тут, кому интересно, про киников-циников:

Кинизм:
* Аскесис (ἄσκησις), способность к самоотречению и перенесению трудностей. Аскесис киников - предельное упрощение; предельное ограничение своих потребностей; отстраненность от того, что не является предельно необходимым по функции человека как живого существа; «сила духа, характера».
* Апедевсия (ἀπαιδευσία), способность к освобождению от догм религии и культуры. Апедевсия киников - отстраненность от культуры и общества. Киники считают, что культура (в частности письменность) делает знание мертвым и т.о. необразованность, невоспитанность и неграмотность считаются [кинической] добродетелью.
* Автаркия (αὐτάρκεια), способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников - независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

Некоторые изречения Антисфена:

Не пренебрегай врагами: они первые замечают твои погрешности.
Добродетель для мужчины и женщины - одна.
Что блаженнее всего для человека? Умереть счастливым.
Какая наука самая необходимая? Наука забывать ненужное.
Как стать прекрасным и добрым? Узнать от сведущих людей, что надо избавляться от пороков, которые в тебе есть.
Безвестность есть благо.
В общественной жизни мудрец руководствуется не общепринятыми законами, а законами добродетели.
Справедливого человека цени больше, чем родного.
Для мудреца нет ничего чуждого и недоступного.
Мудрец не будет избегать любовных связей - ибо только мудрец знает, кого стоит любить.
Чтобы быть счастливым, достаточно быть добродетельным; научить добродетели человека возможно.
Добродетель проявляется в поступках и не требует ни обилия слов, ни обилия знаний; все, кто стремится к добродетели, между собой друзья.
Своими соратниками нужно делать людей мужественных и справедливых; лучше сражаться среди немногих хороших против множества дурных, чем среди многих дурных против немногих хороших.
Все дурное считай себе чуждым.
Понимание, разумение, знание суть незыблемое; их не сокрушить силой, не одолеть изменой; они должны быть сложены из неопровержимых/доказанных суждений.

Несколько цитат в тему:

Цинизм - это неприятный способ говорить правду. (Лилиан Хеллман)
Циник прав в девяти случаях из десяти, но убеждён, что прав во всех десяти случаях. Именно это делает его невыносимым. (Чарлз Иссави)

И в заключение - для тех, кто не знал или забыл:

"Полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит" - слова знаменитого русского актера Михаила Семеновича Щепкина (1788- 1863), ставшие крылатыми благодаря Н. В. Гоголю, который использовал их в своей поэме «Мертвые души» (1842). В одной из первоначальных редакций ее второго тома Чичиков рассказывает некий анекдот, который заканчивается словами: «Не стыдно ли тебе так поступать с нами? Ты все бы хотел нас видеть прибранными, да выбритыми, да во фраках. Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит».
Иносказательно: постарайтесь принять нас такими, какие мы есть, со всеми нашими недостатками, проблемами, заботами. Только в этом случае ваше расположение к нам будет проявлением истинной доброты, настоящего участия (шутл.-ирон.).