Арктика является самым северным регионом земного шара. Эта полярная территория до сих пор остается неизведанной до конца, привлекая внимание исследователей из разных стран мира.

Самые известные исследователи Арктики в мире

История Руаля Амундсена

Руаль Амундсен родился в 1872 году. Свое первое путешествие в Арктику он совершил в период с 1897 по 1899 годы, тогда он являлся штурманом корабля, участвовавшего в бельгийской экспедиции. По возвращению, норвежец организовал собственное путешествие, купив себе яхту «Йоа» и набрав небольшую команду, чтобы отправиться в плавание. Путешествие началось в 1903 году в Гренландии.

Главная заслуга Руаля Амундсена заключается в покорении Северо-Западного прохода - морского пути через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. В 1911 году Руаль Амундсен стал первым полярником, которому удалось достичь границы Северного полюса.

История Фритьофа Нансена

Фритьоф Нансен родился в Норвегии в 1861 году, его интерес к Арктике возник в ходе спортивной карьеры. Профессиональный конькобежец и лыжник пересек Гренландию на лыжах, тем самым став первым человеком, совершившим подобное путешествие. Позже, собрав команду, Фритьоф на трехмачтовой шхуне «Фрам» отправился к Северному полюсу.


Когда судно было заблокировано ледяными глыбами, Нансен вместе с командой продолжил путь на санях, достигнув 86-го градуса северной широты. После этого путешествия жизнь Нансена не была связана с экспедициями: он посвятил себя науке и политике и в 1922 году был удостоен Нобелевской премии.

История Умберто Нобиле

Умберто Нобиле родился в 1885 году в Италии, он прославился как создатель дирижаблей. В 1926 году Умберто Нобиле начал путешествие вместе с американским миллионером Линкольном Эллсвортом на дирижабле.


Воздушное судно успешно долетело до Аляски, а Умберто Нобиле получил статус национального героя. После этого строитель дирижаблей повторил путешествие, однако судно потерпело крушение. При этом Умберто Нобиле удалось спастись.

Российские исследователи Арктики

История Челюскинцев

В 1933 году мореплаватели Владимир Воронин и Отто Шмидт отправились в уникальную экспедицию на пароходе «Челюскин» по северным берегам Евразии.


Их цель заключалась в том, чтобы доказать возможность прохождения Северного морского пути на простом пароходе и при отсутствии специального снаряжения. Попытка была неудачной и «Челюскин» был заблокирован льдами в Беринговом проливе. К счастью, команду удалось спасти.

История Георгия Седова

Георгий Седов родился в 1877 году и с юношеских лет связал свою жизнь с морем. Перед тем как заняться исследованием Арктики, он принимал участие в русско-японской войне, командуя миноносцем.


Первое путешествие он совершил в Якутию в 1909 году, в котором подробно изучил устье реки Колымы. После он отправился исследовать Новую Землю. В 1912 году за счет частного финансирования он организовал плавание на корабле «Святой Фока», который был заблокирован ледяными глыбами на границе с Новой Землей. Завершить эту экспедицию Георгий Седов не смог, так как погиб от переохлаждения на пути к Северному полюсу.

История Валерия Чкалова

Призвание к Валерию Чкалову пришло в возрасте 52-х лет, когда смог совершить первый беспосадочный перелет через Северный полюс из Москвы в Ванкувер. Весь полет занял 63 часа: на самолете АНТ-25 Чкалов вместе с командой пролетел 9130 км.


История Ивана Папанина

Советский исследователь Арктики Иван Папанин родился в 1894 году в семье севастопольского портового рабочего. Первый его поход на север состоялся в 1931 году во время исследования Земли Франца-Иосифа на пароходе «Малыгин».


В период с 1937 по 1938 годы Папанин являлся руководителем дрейфующей станции «Северный полюс». На льдине команда провела 274 дня. Иван Папанин дважды получил степень Героя Советского союза.

Во все времена человек стремился к познанию мира. Редакция сайт предлагает вам узнать о самых известных путешественниках в мире, которых влекли неведомые дали.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Северная полярная область Земли, включающая Севеpный Ледовитый океан и его моpя: Гpенландское, Баpенцево, Каpское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Бофоpта, а также море Баффина, залив Фокс-Бейсин, многочисленные пpоливы и заливы Канадского Аpктического архипелага, северные части Тихого и Атлантического океанов; Канадский Аpктический аpхипелаг, Гpенландию, Шпицбеpген, Землю Фpанца-Иосифа, Hовую Землю, Севеpную Землю, Hовосибиpские острова и о. Вpангеля, а также северные побережья материков Евразия и Северная Америка.

Слово "Арктика" имеет греческое происхождение и означает "страна большого медведя" - по созвездию Большой Медведицы.

Арктика занимает примерно шестую часть поверхности Земли. Две трети арктической территории приходится на Северный Ледовитый океан, самый маленький по размерам океан мира. Большая часть поверхности океана на протяжении всего года покрыта льдом (средней толщиной 3 м) и несудоходна. На этой гигантской территории проживают около 4 млн человек.

История освоения Арктики

Северный полюс издавна привлекал внимание путешественников и исследователей, которые, преодолевая неимоверные трудности, проникали все дальше и дальше на север, открывали холодные арктические острова и архипелаги и наносили их на карту .

Это были представители разных народов мира: американцы Джон Франклин и Роберт Пири, голландец Вильям Баренц, норвежцы Фритьоф Нансен и Руаль Амундсен, итальянец Умберто Нобиле и многие другие, чьи имена навечно остались в названиях островов, гор, ледников, морей. Среди них и наши соотечественники: Федор Литке, Семен Челюскин, братья Лаптевы, Георгий Седов, Владимир Русанов.

Русские поморы и землепроходцы уже в середине XVI века, используя притоки сибирских рек, совершали плавания в Северный Ледовитый океан и вдоль его берегов. В 1648 г. группа мореходов во главе с "торговым человеком" Федотом Поповым и казачьим атаманом Семеном Дежневым обошла на кочах (старинное поморское палубное одномачтовое парусно гребное судно) Чукотский полуостров и вышла в Тихий океан.

В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова на трех кочах обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые посетили Большой Ляховский остров, положив начало открытию и исследованию всей группы Новосибирских островов.

В 1733-1742 гг. в водах Северного Ледовитого океана и на его побережье работала Великая Северная экспедиция. По существу, она объединила несколько экспедиций, в том числе вторую Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга, выполнивших огромный комплекс исследований северной территории Сибири от устья Печоры и острова Вайгач до Чукотки, Командорских островов и Камчатки. Впервые были нанесены на карту берега Северного Ледовитого океана от Архангельска до устья Колымы, побережье острова Хонсю, Курильские острова. Более грандиозного географического предприятия до этой экспедиции не было.

Исследованию северо-восточных окраин Российской земли посвятил всю свою жизнь Семен Челюскин. 10 лет (1733-1743 гг.) служил он во второй Камчатской экспедиции, в отрядах известных исследователей Василия Прончищева, Харитона Лаптева.
Весной 1741 г. Челюскин прошел пешком по суше западного побережья Таймыра, произвел его описание. Зимой 1741-1742 гг. проехал и описал северное побережье Таймыра, где выявил северную оконечность Азии. Это открытие было увековечено через 100 лет, в 1843 г. северная оконечность Азии была названа мысом Челюскина.

Значительный вклад в изучение восточного участка Северного морского пути внесли русские мореплаватели Фердинанд Врангель и Федор Матюшкин (лицейский друг Александра Пушкина). В 1820-1824 гг. они обследовали и нанесли на карту материковый берег от устья Колымы до Колючинской губы и совершили в этом районе четыре беспримерных похода по дрейфующим льдам.

Вошел в историю как крупный исследователь Арктики Федор Литке. В 1821-1824 гг. Литке описал берега Новой Земли, сделал много географических определений мест по берегу Белого моря, исследовал глубины фарватера и опасных отмелей этого моря. Описал эту экспедицию в книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан в 1821-1824 гг.".

В 1826 г. Литке на шлюпе "Сенявин" отправился в кругосветное плавание, продолжавшееся три года. По результатам это одна из наиболее успешных экспедиций первой половины XIX столетия: в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский, острова Бонин-Сима и многие другие.

Совершенно новый этап в исследовании и транспортном освоении Северного Ледовитого океана связан с именем знаменитого русского мореплавателя адмирала Степана Макарова. По его идее в 1899 г. в Англии был построен первый в мире мощный ледокол "Ермак", который предполагалось использовать для регулярного сообщения с Обью и Енисеем через Карское море и для научных исследований океана до самых высоких широт.

Плодотворной по результатам была русская "Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана" 1910-1915 гг. на ледокольных пароходах "Таймыр" и "Вайгач". Базируясь во Владивостоке, она за три года выполнила детальную гидрографическую опись от мыса Дежнева до устья Лены и соорудила на побережье навигационные знаки.

В 1913 г. перед экспедицией была поставлена задача - продолжить гидрографическую опись до Таймырского полуострова и при благоприятных условиях совершить сквозное плавание по Северному морскому пути до нынешнего Мурманска. Но мыс Челюскина оказался блокированным тяжелыми неизломанными льдами.

В 1912 г. с проектом санной экспедиции к Северному полюсу выступил гидрограф и полярный исследователь Георгий Седов. 14 (27) августа 1912 г. судно "Святой Фока" вышло из Архангельска и у Новой Земли из-за непроходимых льдов стало на зимовку. К Земле Франца-Иосифа экспедиция подошла только в августе 1913 г., но из-за отсутствия угля стала в бухте Тихой на вторую зимовку. 2 (15) февраля 1914 г. Седов и сопровождавшие его матросы Григорий Линник и Александр Пустошный на трех собачьих упряжках вышли к Северному полюсу. Не дойдя до о. Рудольфа, Седов умер и был похоронен на мысе Аук этого острова. Именем Седова названы два залива и пик на Новой Земле, ледник и мыс на Земле Франца-Иосифа, остров в Баренцевом море, мыс в Антарктиде.

Исследователь Арктики, океанолог Николай Зубов (1885 1960) в 1912 г. произвел гидрографическую съемку губы Митюшихи на западном побережье Новой Земли.

В 1932 г. он руководил экспедицией на судне "Н. Книпович", впервые в истории обогнувшей с севера Землю Франца-Иосифа. Позже Николай Зубов выдвинул и разработал проблему ледовых прогнозов в арктических морях, заложил основы учения о вертикальной циркуляции вод и о происхождении холодного промежуточного слоя в море, разработал способ вычисления уплотнения вод при их смешивании и сформулировал закон дрейфа льдов по изобарам.

Несмотря на целый ряд экспедиций в начале ХХ века, многие из которых сделали крупные географические открытия, Северный Ледовитый океан оставался малоизученным.

В советское время исследованию и практическому освоению Северного морского пути было придано значение государственной важности. 10 марта 1921 г. Ленин подписал декрет о создании Плавучего морского научно исследовательского института. Районом деятельности этого института стал Северный Ледовитый океан с его морями и устьями рек, островами и прилегающими к нему побережьями РСФСР.
Начиная с 1923 г. в течение всего лишь десяти лет на побережье и островах Северного Ледовитого океана было построено 19 полярных радиометеорологических станций.

Вскоре Россия стала лидером в освоении и исследовании Северного полюса.

В 1929 г. известный полярный исследователь Владимир Визе выдвинул идею создания первой полярной научной дрейфующей станции. В те годы Арктический бассейн площадью 5-6 млн кв. км еще оставался неисследованным "белым пятном". И только в 1937 г. идея изучения Ледовитого океана с дрейфующих льдов стала реальностью.

Особое место в истории занимает период советских исследований Арктики в 1930-1940-х гг. Тогда были проведены героические экспедиции на ледокольных судах "Г. Седов", "Красин", "Сибиряков", "Литке". Их возглавляли известные полярники Отто Шмидт, Рудольф Самойлович, Владимир Визе, капитан Владимир Воронин. В эти годы впервые в одну навигацию была пройдена трасса Северного морского пути, совершены героические перелеты через Северный полюс, которые создали принципиально новые возможности для достижения и изучения Северного полюса.

С 1991 по 2001 год в Арктике не было ни одной российской дрейфующей станции (советскую станцию "Северный полюс 31" закрыли в июле 1991 г.), ни одного ученого, который бы занимался на месте сбором необходимых научных данных. Экономическое положение России заставило прервать более чем полувековой цикл наблюдений с дрейфующих льдов Арктики. Только в 2001 г. была временно открыта экспериментальная новая дрейфующая станция "Северный полюс" .

Сейчас в Арктике с участием России работают больше десятка международных экспедиций.

7 сентября 2009 г. начала работу российская дрейфующая станция "Северный полюс - 37" . На СП-37 работают 16 человек - специалистов Арктического и Антарктического научно-исследовательского Института (ААНИИ), начальником станции назначен Сергей Лесенков.

Научные программы российских исследований разрабатываются ведущими научными организациями и ведомствами, к которым относятся Гидрометеорологический научно - исследовательский Центр Российской Федерации (Гидрометцентр России), Государственный Океанографический Институт (ГОИН), Всероссийский научно-исследовательский Институт Гидрометеорологической Информации - Мировой Центр Данных (ВНИИГМИ МЦД), Арктический и Антарктический научно-исследовательский Институт (ААНИИ) - старейшее и наиболее крупное научно-исследовательское учреждение России, проводящим комплексное изучение Полярных регионов Земли; и др.

Сегодня ведущие мировые державы приготовились к переделу арктических пространств. Россия стала первым арктическим государством, подавшим в 2001 г. заявку в ООН на установление внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Заявка России предполагает уточнение территории арктического шельфа площадью более миллиона квадратных километров.

Летом 2007 г. стартовала российская полярная экспедициия "Арктика-2007", целью, которой было изучения шельфа Северного Ледовитого океана.

Исследователи поставили целью доказать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева, которые тянутся к Гренландии, геологически могут являться продолжением Сибирской континентальной платформы, это позволит России претендовать на огромную территорию Северного Ледовитого океана в 1,2 млн кв. километров.

Экспедиция 1 августа достигла Северного полюса. 2 августа глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно океана в районе Северного полюса и выполнили комплекс океанографических, гидрометеорологических и ледовых исследований. Впервые в истории был осуществлен уникальный эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4 261 метр. Кроме того, на Северном полюсе на дне Северного ледовитого океана был водружен флаг РФ.

Как заявил тогда президент России Владимир Путин, результаты экспедиции в Арктику должны лечь в основу позиции России при решении вопроса принадлежности этой части арктического шельфа.

Уточненная заявка России на арктический шельф будет готова к 2013 г.

После российской экспедиции тема принадлежности континентального шельфа начала активно обсуждаться ведущими арктическими державами.

13 сентября 2008 г. стартовала канадско-американская экспедиция, в которой приняли участие арктический ледокол службы береговой охраны США Healy и самый тяжелый ледокол службы береговой охраны Канады Louis S. St. Laurent .

Целью миссии стал сбор сведений, которые помогут определить протяженность континентального шельфа США в Северном Ледовитом океане.

7 августа 2009 г. стартовала вторая американо-канадской арктическая экспедиция . На ледоколе береговой охраны США Healy и корабле береговой охраны Канады Louis S. St-Laurent ученые двух стран собирали данные о морском дне и континентальном шельфе, где, как предполагается, находятся богатейшие месторождения нефти и газа. Экспедиция работала в районах от севера Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага. Ученые провели фото- и видеосъемку, а также собрали материалы о состоянии моря и шельфа.

Интерес к участию в активном освоении арктической зоны проявляют все больше государств. Это связано с изменением глобального климата, открывающим новые возможности для налаживания регулярного судоходства в Северном Ледовитом океане, а также больший доступ к полезным ископаемым этого обширного региона.

Началось после Октябрьской революции. Уже в 1920 г. было организовано несколько арктических экспедиций по изучению Арктики и Северного морского пути. Для развития хозяйства Север нуждался прежде всего в средствах сообщения. Однако до революции была построена единственная железная дорога, связывающая европейскую и азиатскую части России. Между тем на севере Сибирь граничит с , в который впадают почти все ее многоводные реки. Организовать морские перевозки вдоль северных побережий Сибири значило создать новый жизненно необходимый для хозяйственного развития Севера путь в широтном направлении. Для решения этой задачи в первой половине XX в. на побережьях и строились радио- и , геофизические обсерватории, устанавливались навигационно-опознавательные знаки и маяки, обновлялись заново морские карты и лоции. По неосвоенности, суровости и недоступности Арктику тех лет можно сравнить с космосом, но три советских изобретения – радио, ледокол и самолет – сделали возможным освоение Северного морского пути. Летом 1932 г. Северный морской путь был впервые преодолен за одну навигацию экспедицией на ледоколе «Сибиряков». После Великой Отечественной войны на заполярную дорогу вышли ледоколы нового поколения. В 1962 г. в район Северного полюса прошла подо льдом советская атомная лодка. А в 1977 г. Северного полюса достиг советский ледокол – атомоход «Арктика».

Э.В. Толль

Эдуард Васильевич Толль в 1900-1902 гг. был начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова, на китобойном барке «Заря». Летом 1900 г. перешел из Петербурга через Югорский Шар в восточную часть к о. , у которого зимовал. Во время зимовки участники экспедиции обследовали архипелаг Норшеншельда и значительный участок Карского берега полуострова Таймыр. Осенью 1901 г. Толль прошел к о. Беннета, где искал землю Санникова к северу от Новосибирских островов. На вторую зимовку остался у о. Котельный, с берега которого в двух предыдущих экспедициях он два раза видел несуществующую землю. В июне 1902 г. Толль с тремя спутниками вышел на нартах с собачьими упражками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала по льдине, а потом на байдарах перешел к о. Беннета для его исследования. Снять его отряд осенью должна была «Заря», которая не смогла подойти к острову из-за тяжелых льдов. В ноябре 1902 г. Толль начал обратный переход по льду к и пропал без вести со своими спутниками.

Г.Я. Седов

Геннадий Яковлевич Седов – героический исследователь Арктики, сын рыбака – в 1912-1914 гг. был начальником организованной на частные средства экспедиции, целью которой было исследовать Центральную Арктику и водрузить русский флаг на Северном полюсе. В августе 1912 г. на паровом судне «Святой Фока» сделал попытку перейти из Архангельска к земле , но был затерт льдами у о. Панкратова. Простоял там в заливе, названном потом его именем, до сентября следующего года. Осенью 1912 г. произвел подробную съемку соседних Крестовых островов, а весной 1913 года — северо-западный берег , причем на собачьей упряжке обогнул ее северную оконечность, где нашел старинные русские кресты. В сентябре 1913 г. на «Св. Фоке» двинулся на север, но близ м. Муррей Земли Георга был остановлен льдами. Вторая зимовка экспедиции Седова проходила в весьма неблагоприятных условиях. Из-за недоброкачественной пищи сам Седов и почти все его спутники заболели цингой. Больной, вместе с двумя матросами, 15 февраля 1914 г. на трех нартах он предпринял ледовый поход к полюсу. Умер от цинги 5 марта 1914 г. недалеко от северной оконечности о. Рудольфа, где и был похоронен.

Б.А. Вилькицкий

Впервые северным морским путем удалось пройти шведскому полярнику Н. в 1878-1879 гг. (с зимовкой в пути) на корабле «Вега» из в . В обратном направлении – из в Архангельск – в 1913-1915 гг. прошла русская экспедиция Б.А. Вилькицкого на судах «Таймыр» и « », которая открыла целый ряд островов, в том числе Северную Землю. Это было последним крупным открытием в Арктике. Острова обследовали и нанесли на карту географ Г.А. Ушаков совместно с Н.Н. Урванцевым, открывшим на материке близ современного Норильска крупнейшие месторождения никеля, меди и кобальта, на базе которых вырос крупнейший горнометаллургический комбинат и город.

Отто Юльевич Шмидт в 1929-1934 гг. был начальником четырех научно-исследовательских арктических экспедиций на судах, которыми командовал В.И. Воронин.

В 1919 г. руководил на ледокольном пароходе «Г. Седов» экспедицией, которая водрузила советский флаг на Земле Франца Иосифа и исследовала его северную часть. В 1932 г. на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории перешел Северным морским путем из Архангельска в в одну навигацию, обогнув Северную землю с севера. В 1933 г. перешел на пароходе «Челюскин» из Ленинграда через Северный Ледовитый океан к м. Сердце-Камень на северо-востоке . Здесь у сопровождавшего ледокола сломался винт. Капитан «Челюскина» В.И. Воронин и руководитель экспедиции О.Ю. Шмидт приняли решение попробовать пройти море в одиночку, но на пути оказались огромные ледяные поля. Пароход был стиснут ими, и начался ледовый дрейф «Челюскина», продолжавшийся 4 месяца. Все люди (за исключением одного) спаслись на льдине, где возник дрейфующий «лагерь челюскинцев». Через два месяца люди были успешно вывезены на самолетах. О.Ю. Шмидт руководил также воздушной экспедицией «Северный полюс», которая организовала дрейфующую станцию «Северный полюс» (под начальством И.Д. Папанина).

И.Д. Папанин

Первую дрейфующую станцию «Северный полюс-1» составила группа из четырех человек под руководством И.Д. Папанина. В мае 1937 г. самолет М.В. Водопьянинова доставил их в район Северного полюса, где группа высадилась на льдину. Сначала предполагалось, что льдина останется в районе полюса около года и затем будет снята самолетами. Но ледяное поле начало двигаться, сначала медленно, а затем все быстрее – к проливу между и Шпицбергеном и далее в . 274 дня полярники работали в тяжелых условиях: мороз и ветер, глубокий снег, ломающийся лед. К концу дрейфа размеры их ледяного острова сократились до 150 кв. м, началась океаническая качка. На помощь папанинцам пришли ледоколы. Люди были спасены. С тех легендарных времен количество «СП» достигло тридцати. Результаты экспедиции были очень велики. Она изучила рельеф дна Северного Ледовитого океана на всем протяжении дрейфа, установила, что теплые атлантические воды глубинным течением проникают до самого полюса, изучила движение 200-метровой толщи воды под действием ветра, разрушила прежнее представление о строении и в приполюсных районах. С тех пор количество «СП» достигло тридцати.

В. Чкалов и М. Громов

Экипажи В. Чкалова и М. Громова совершили перелеты через полюс в Америку летом 1937 г., положив начало межконтинентальной трассе XX в.

Люди жили на побережье Северного Ледовитого океана примерно еще 30 тысяч лет назад. Свидетельства этому нашли ученые (стоянки древних в долине реки Усы в Коми и устье реки Яна в Якутии). Много веков подряд и по сей день коренные народности Арктики сохраняют традиционный уклад жизни предков, хотя и проживает их здесь не так уж много.

Среди европейцев эта территория на протяжении многих лет считалась «мертвой землей», не приспособленной для жизни. Однако по мере развития судоходства и торговли в Арктику стало отправляться множество экспедиций. В 10 веке норманны открыли Гренладию, а, начиная с 12 века, русские моряки последовательно стали осваивать северные пространства — ими были открыты Новая Земля, острова Вайгач и Колгуев.

Природные географические зоны в районах Северного и Южного полюсов носят названия Арктика и Антарктика соответственно. Это тысячелетние царства снега и льда, которые всегда манили к себе ученых, исследователей и путешественников. Именно с ними связаны беспримерные случаи проявления отваги, смелости и мужества.

Западноевропейские исследователи в 16-17 веках предпринимали попытки пройти вдоль Америки и Евразии северо-западными и северо-восточными маршрутами. Однако продвинуться дальше Новой Земли на восток и восточной части архипелага Канады на западе не смогли.

Русские поморы обогнули Таймырский полуостров во время плавания вдоль сибирского побережья в 17 веке. Пролив между Азией и Америкой в 1648 году был открыт благодаря Семену Дежневу. В результате масштабных работ, проведенных в Арктике Великой Северной экспедицией (С.И. Челюскин, Х.П.Лаптев, Д.Я.Лаптев, С.Г.Малыгин и др.), на карту были нанесены практически все подробности северного побережья Азии.

Экспедиция В.Чичагова отправилась в Центральную Арктику по инициативе М.Ломоносова. Важные открытия 19 и 20 веков в этом регионе связаны с именами русских мореплавателей: Ф.П.Врангеля, М. Геденштрома, Э.В.Толля, Ф.П.Литке, П.Ф.Анжу, П.К.Пахтусова, В.А.Русанова, Г.Я.Седова и др.; австрийских: Ю.Пайера и К.Вайпрехта; американских: Дж.Де-Лонга; норвежских: Ф.Нансена; английских: Джона Росса, Джеймса Росса, У.Парри, а также экспедиций, посланных на поиски пропавшей в 1845 без вести экспедиции Дж.Франклина.

Кто все-таки первым открыл те или иные северные земли или области в Северном Ледовитом океане – часто вопрос довольно непростой ввиду того, что каждый из путешественников внес свою лепту, иногда одна и та же область открывалась дважды. Например, до сих пор идут споры о том, кто же первым побывал на Северном полюсе. Американец Фредерик Кук заявил о том, что достиг его в 1908 г., а его соотечественник Роберт Пири — в 1909 г., но ни тот, ни другой, не предоставили неопровержимых доказательств, и у ряда ученых их отчеты вызывают сомнения.

Норденшельд в 1878-1879 гг. прошел северо-восточным проходом с запада на восток. На запад этим же путем прошла в 1914-1915 гг. экспедиция Б. Вилькицкого. Благодаря русским морякам, в результате этого сквозного плавания была доказана возможность путешествий по Северному морскому пути. Кстати, в 1913 году Вилькицкий открыл Северную Землю.

Что касается исследований Антарктического континента, то днем его открытия в истории считается 28 января 1820 года. Именно тогда русские моряки под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева впервые ступили на землю шестого континента Земли. До этого отыскать Южный материк безуспешно пытались многие географы и путешественники.

Затем в эти места отправились экспедиции английских и американских мореплавателей, которыми были открыты острова Аделейд, Земли Жуанвиля, Луи Филиппа, Виктории, Адели и Клари, а также Уилкса, прибрежные острова, и т.д. После плаваний американца Уилкса и англичанина Росса в период 1838-1842 гг. наступил период затишья в исследованиях, который растянулся почти на полвека.

Вновь Антарктика стала вызывать интерес в 19 веке, когда из-за хищнического истребления уменьшилось количество китов в Арктике, и китобои обратили свой взор на Южную часть Земли.

В последующий период деятельность людей здесь была довольно интенсивной: многочисленные экспедиции, создание наземных станций, международные исследовательские проекты.

Арктику и Антарктику иногда путают, потому что эти слова звучат похоже. «Арктика» с греческого переводится как «медведица», или «находящаяся под созвездием Большой Медведицы». А слово «Антарктика» означает «противоположная Арктике». Другими словами, это два полюса, находящиеся друг против друга — Крайний Север и Крайний Юг.

В Арктике теплее, но Антарктика больше по площади. В районе Северного полярного круга есть коренное население, на южном континенте – никто постоянно не живет. Климат на обоих полюсах весьма суровый, природные условия, растительный и животный мир уникальны.

Здесь ведутся всевозможные научные исследования. В присутствии на Южном континенте и в Арктике заинтересованы самые разные страны. Ведущая роль в Арктике принадлежит России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Северный элемент как основа норвежского национального самосознания. Норвежские исследователи и путешественники 1844-2001 годов. Маршрут экспедиции Фритьофа Нансена в Арктике. Маршруты главных арктических и антарктических экспедиций Руала Амундсена.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Маршруты наиболее известных норвежских полярных исследователей, мореплавателей и путешественников 1844-2001 гг. Географические исследования полярников Фритьофу Нансена и Руала Амундсена. Значение их открытий как для самой Норвегии, так и для всего мира.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2015

    История открытия Арктики. Трагедия дирижабля "Италия". Открытие дрейфующих ледяных полей. Исследование рельефа дна. Особенности освоения материка Арктики. Попытки прохождения на судах через Полярный бассейн. Исследование дна Северного Ледовитого океана.

    реферат , добавлен 09.09.2011

    Характеристика особенностей географического положения арктической пустыни – Арктики, которая расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр. Описание климатических условий и разнообразия животного мира Арктики.

    реферат , добавлен 03.02.2011

    Изучение истории исследования местности южного и северного полюса, перспективы освоения, природные ресурсы. Характеристика геополитического статуса секторов этих районов. Анализ геополитических устремлений стран по поводу раздела Арктики и Антарктики.

    реферат , добавлен 08.12.2009

    Характеристика экосистем Ненецкого Автономного Округа. Природное сообщество арктических пустынь, его бедность в связи с суровым климатом. Экологические проблемы полупустынь Арктики. Охрана природы за Северным полярным кругом. Птицы Арктических пустынь.

    презентация , добавлен 05.06.2015

    История российских полярных исследований. Особенности природы российской Арктики, географическое положение. Природа островов Новая земля, земля Франца-Иосифа, Северная земля, Новосибирских островов, острова Врангеля. Современное природопользование.

    курсовая работа , добавлен 22.03.2015