Тень – это архетипическая фигура, которая все еще имеет персонификацию в самых разных формах. Юнг называл Тень «альтер-Эго» («не-Я» или «анти-Я»). В первую очередь в архетип Тени входит то, что мы в себе не признаем и не хотим в себе видеть. Этот тезис очень хорошо накладывается на рассмотренную выше схему с четырьмя функциями сознания: если моя доминантная функция, которая структурирует мое сознание, то функция, которую я совсем не осознаю как раз- таки организует мою Тень. Если по доминантной функции я принадлежу к мыслительному типу, то у моей Тени автоматически будет доминировать область чувств – которыми я не владею, которые я не понимаю, и которые зарождаются во мне в самые неожиданные моменты. Этот неосознаваемый «глубинно разорванный мир чувств» каждый раз будет проявляться во мне как черт из табакерки.

По мере взросления Тень увеличивается. Если в молодости это относительно узкий слой (как и слой Персоны), то с возрастом он становится «шире, гуще и чернее». В искусстве фигура Тени является излюбленным мотивом и часто служит сюжетам многих произведений (самый известный пример – “Dr. Jeckyll and Mr. Hyde”). Как известно, отрицательных героев проще играть, чем положительных – это можно объяснить тем, что в Тени много взрывной энергии. По этой причине она завораживает.

Встреча с Тенью происходит тогда, когда мы начинаем себя осознавать

Это очень тяжелый этап в нашей жизни, когда мы понимаем, что мы не то, что мы думали о себе. Юнг: «Если мы рассмотрим Тень в индивидуальном аспекте, то она отвечает за «личностную темноту» . Это те содержания, которые в течение нашей жизни были вытеснены, отброшены и не допущены до сознания. Это то, что Фрейд называл Бессознательным – все негодное и отброшенное, все то, что мы не хотим видеть. Если мы рассматриваем Тень в коллективном аспекте, то она отвечает за общечеловеческую «темную сторону» в нас – присущую каждому человеку структурную готовность к чему-то дурному и темному». В одной из своих теологических работ Юнг писал, что каждый истинный христианин должен понять, что это не кто-то распял Христа, а это он виноват в этом. Одним из способов разбирательства с Тенью Юнг считает индивидуальную исповедь, отмечая, что католикам очень повезло в том, что в их конфессии есть такое явление. Присущую протестантизму коллективную групповую исповедь Юнг считает неспособной справиться с задачей просветления собственной Тени – ибо никто не хочет сталкиваться со своим грехом. Мы всеми силами стараемся удерживать себя на плаву, относиться к себе хорошо и как-то ценить себя. Но при этом человек должен понимать и осознавать свою структурную готовность к дурным поступкам и стремлениям.

Как и в Персоне, в Тени также можно выделить гендерную определенность. Если в Персоне я больше женщина, то в моей Тени будут преобладать маскулинные интенции, предрасположенности и способы реагирования. Я могу ничего не осознавать, но при этом реагировать на какого- то человека или какую-то ситуацию теневым способом.

Как может проявляться Тень?

Прежде всего – в проекции на конкретного человека. Например, кто-то мне не нравится настолько, что я готов перегрызть ему горло, освежевать, замесить и нарубить. На самом деле, в данной ситуации я проецирую на него собственную Тень. Соответственно, о свойствах собственной Тени мы можем догадываться по тому, что нас особенно бесит в окружающих. И эта теневая часть связана с Персоной – они соотносятся как полюса одной шкалы. Если взять другой полюс того, что я особенно ненавижу, я получу то, что я особенно ценю. Допустим, в Персоне человек активный, работящий и не знающий покоя, а в Тени он же – ленивое, расслабленное и инертное существо. Что характерно: теневые качества особенно ярко проявляются тогда, когда человек находится «в регрессе». Иными словами, когда человек не может удержать свою Персону, из него начинает хлестать его Тень. Если мы на кого-то проецируем свою Тень, то мы можем понять что-то и про себя. Мораль: если ты что-то очень сильно ненавидишь, то ты должен понять, почему ты это так сильно ненавидишь. В этом смысле очень добрый человек может иметь совсем не добрую подноготную. Вспомнить большинство маньяков – «в миру» это обычно тихони, которые и мухи не обидят. Особенно ярко этот контраст проявляется в архетипе Матери: самые добрые и лелеющие мамаши зачастую оказываются и самыми деструктивными, «пожирающими». В тихом омуте известно что водится. Чем больше «добра» из Тени человек вытащил на поверхность – тем более гармоничным он становится, делая свои теневые проявления управляемыми.

Наша Тень также может проявляться в сновидениях

Юнг приводит такой пример: «Одна пациентка, страстно привязанная к своей матери, постоянно видела о ней весьма неблагоприятные сны – та появлялась во сне то как ведьма, то как призрак, то как преследовательница. Мать сверх всякой меры баловала дочь – и своими нежностями так ослепила ее, что дочь оказалась не в состоянии сознательно разглядеть вредоносное влияние матери, почему Бессознательное и занялось компенсирующей критикой матери». «Каждому из нас свойственно желание освободиться от своей Тени. Тем не менее, мы должны понимать, что за каждым из нас по пятам следует своя Тень. Чем меньше воплощена она в сознательной жизни индивида, тем чернее и гуще она. Если бы вытесненные тенденции Тени были бы просто чем-то злобным, то не было бы никаких проблем. Однако Тень, как правило, есть лишь нечто никчемное, никудышное, примитивное, негодное и досадно щекотливое – но никак не абсолютно злое.

Однако Тень также содержит в себе ребяческие примитивные свойства, которые чуть ли не подкрепляют и приукрашивают человеческое существование

Подавление Тени является столь же эффективным целительным средством, как и обезглавливание в случае головной боли». Если неполноценность осознается, то всегда имеется шанс ее коррекции. И все же неполноценность постоянно входит в соприкосновение с нашими интересами, и посему она неизменно подвергается модификации. Если она изолирована и вытеснена из сознания, то ее никогда нельзя корригировать. Поэтому наша задача заключается в том, чтобы понимать, где мы так сказать «не вполне».

У социопатов Тень проявляется более отчетливо, чем это бывает в норме. Они просто не удерживают Тень. Есть также понятие «белой Тени» – это когда на поверхности мы плохие, а Тень – белая и пушистая. Отсюда же соотношение садо/мазо – на поверхности садист, а в душе мазохист.

Конфронтация с Тенью или осознание своей Тени означает «критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности». Мы боимся своей Тени, потому что это – наша Ахиллесова пята. Люди боятся своей слабости, не хотят признавать ее – и предпочитают изображать себя в Персоне сильными, крепкими и устойчивыми.

Кроме индивидуальной Тени у человека есть коллективная Тень.

Первейший вариант коллективной Тени – это Чѐрт. Для того чтобы убить свою Тень и совладать со своей Тенью у нас существуют разные мифы, например – героические. Стандартный героический миф – это миф, в котором герой должен убить чудовище. Убить чудовище – значит победить свою Тень. Не просто убить и обезглавить – ассимилировать. В решающей схватке герой оказывается проглоченным чудовищем, однако внутри чудовища он начинает по-своему разбираться с бестией, пока эта тварь плывет на Восток, к восходящему солнцу. Погруженность в Тень – ужасное состояние. Не стоит путать погруженность в Тень с захваченностью Тенью – если первое ближе к депрессии, то второе – к психозу. Будучи внутри чудовища, герой отсекает у него часть жизненно важного внутреннего органа – например, сердца. Тем самым он убивает чудовище, которое прибивается к берегу, где герой, тем самым заново рожденный, выходит наружу – нередко со всеми, кого чудовище проглотило до него. Таким образом, как только мы разобрались с Тенью, мы освобождаем большие жизненные силы, получая энергию либидо, заключенную в Тени. Мы находим подход к разрешению инкапсулированных токсичных комплексов – и они больше не отравляют нашу психику своим инфильтратом. Происходит этакая «чистка пор», и они начинают пропускать энергию.

У юнгианцев есть такое понятие, как завороженность Тенью. Дело в том, что в Тень инвестировано большое количество либидо. Человек может идентифицировать себя с антигероем, а то и со злодеем. Социопаты часто бывают захваченными Тенью – ее части начинают попадать в Персону. При этом в их Тени несложно будет заметить что-то доброе и светлое. По той же причине негодяи оказываются очень нежными людьми. Например, хорошо известно, что Гитлер очень любил животных и даже мог всплакнуть над кошечкой, сломавшей лапку. Огромное количество энергии либидо, заключенное в Тени, способно притягивать и завораживать других людей. Это в какой-то степени объясняет наличие в нашей жизни организованных преступных группировок и почти полное отсутствие «организованных группировок по деланию добра». Добро делают в основном индивидуально, а зло – сообща.

Проживание каких-то нежелательных для себя черт – это неотъемлемый этап работы с Тенью. Проработка Тени обычно является первым этапом психотерапевтической работы – обычно очень тягостным. Психотерапия способствует этому процессу, но, в теории, человек может справиться и самостоятельно.

Для каждой культуры характерны свои теневые символы. Например, в Северной Америке – это негр. Еще в 20-е годы Юнг в одной из своих ранних работ отмечал, что у американцев в третьем поколении меняется форма черепа – она становится близкой к форме черепа коренного жителя Америки – индейца. Современные исследования отмечают ту же закономерность – черепа проявляют тенденцию к удлинению по направлению к затылку, что характерно для индейцев. По этой причине индейцы в Америке считаются архетипом Самости – как носители духа, семени и мудрости земли. А негры считаются архетипом Тени – потому что они, будучи рабами, в массе своей «импортировались на североамериканский рынок» без отцов. Если рассматривать Бессознательное в широком символическом смысле как Мать, из которой рождается сознание, то само сознание – это Отец. У негров нет отца, соответственно, они – сплошное Бессознательное. В России в качестве подобной теневой символики можно рассматривать Кавказ. В Европе же это любая скотина. Проявлениями Тени в сновидениях могут быть разные пакостные животные (козѐл, жаба и прочее).

Юнг много занимался алхимией, где очень мощно представлен аспект Тени. Он считал алхимию в целом теневым дополнение христианской доктрины. Алхимики делали золото и искали философский камень – а в терминах самого Юнга обретение философского камня равносильно обретению Самости. В своих изысканиях алхимики использовали разные вещества, которые имели несколько рядов смыслов и вариантов интерпретации. Первым этапом алхимического деяния была меланхолия или «долгий путь» – это этап осознания своей собственной Тени. Это соприкосновение с собственной Тенью. На этом этапе адепт должен был развести огонь под запаянной ретортой с водой. Он должен был поддерживать огонь таким образом, чтобы вода испарялась, поднималась наверх, конденсировалась и опускалась вниз – и должен был делать это 40 дней и 40 ночей. Здесь адепт может уйти в две крайности:

А) отчаяться, что ничего не происходит – и перестать разводить огонь, потеряв всякое желание что-то делать – это уныние, которое часто постигает людей на собственном пути осознания Тени, в т. ч. В процессе психотерапии. Человек понимает, что путь, который ему предстоит пройти – бесконечен, а результатов нет никаких. Делать что-то, ничего не получая – это и есть проработка нашей Тени;

Б) адепт может возжелать, чтобы что-то изменилось побыстрее – и тогда он разведет слишком сильный огонь и колба треснет – это компульсия.

И только если адепт не впал в уныние и не угробил колбу в этой колбе появляются девы и начинается процесс алхимического деяния. Этот этап алхимии Юнг называет nigredo («чернота») и сравнивает с состоянием меланхолии (здесь он ссылается на известную гравюру Альбрехта Дюрера «Меланхолия»). Это не столько деяние, сколько переживание собственных тягот. Юнг говорил об исключительной важности осознания своей Тени – это не только обеспечивает прохождение пути индивидуации, но и способствует разрешению общечеловеческих проблем. Это действительно очень сильное разочарование в себе, кризис, практически жизненное крушение. Задача человека – получить из nigredo золото.

«Конфронтация с Тенью означает критическое и беспощадное осознание своей собственной сущности. Тень, благодаря проекции, неизменно появляется в виде переноса на объект, поэтому всегда виноват другой, именно в том случае, если сознательно не признано, что темнота находится в нас самих. Осознание Тени в ходе аналитической работы должно, поэтому, принимать в расчет величайшее сопротивление со стороны анализируемого, который часто совершенно не в состоянии это перенести и принять все темное, мрачное в качестве чего-то, что в равной мере принадлежит ему самому. Такой человек постоянно боится увидеть, как под грузом этого познания рушится знание его сознательного Эго, которое он с таким трудом поддерживал.

Тем не менее, нам необходимо испить эту горькую чашу до конца. Но именно после того, как мы научимся отделять себя от нашей Тени, признавая ее реальность, мы должны быть готовы к тому, что это познание поможет нам увидеть и уладить разбирательства с прочими парами противоположностей нашей психики. Только после этого наступает объективная установка по отношению к собственной личности, без которой нет продвижения к целостности. Если некто представляет собой человека достаточно отважного для того, чтобы принять на себя все без исключения свои проекции, то получится индивид, который в значительной мере осознал свою Тень. Такой индивид, конечно же, нагружается новыми проблемами и конфликтами. Он становится сам для себя весьма серьезной задачей, потому что отныне он уже более не вправе говорить что другие делают то или иное, что другие допускают ошибку, и что с другими следует бороться. Он живет в доме раздумий о себе, в доме внутреннего сосредоточения. Такой человек знает, что-то, что случается в мире, происходит равно и в нем самом. И только тогда, когда он научится совладать со своей собственной Тенью, он сделает для мира нечто существенное – ведь ему удалось хотя бы на толику ответить на неразрешимые колоссальные вопросы нашего времени».

Юнг полагал, что если кто-то в семье проходит через кризис, связанный с одолением Тени, это влияет на всех членов семьи. Люди, которые проработали себя внутри себя и ассимилировали свою Тень, без осуждения принимают теневые проявления окружающих, и тем самым они более гармоничны.

Данная статья является введением в обширную тему архетипа Тени. Её можно воспринимать как приглашение в путешествие по теневым аспектам человеческой души. Для начала обратимся к классике, а именно к Карлу Густаву Юнгу.

"Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки — напрямую или же косвенно — снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции" (К.Г. Юнг, "Сознание, бессознательное и индивидуация").

Тень является одним из шести архетипов, которые структурируют психику человека:

Эго — Самость,

Анима — Анимус,

Персона — Тень .

Наше путешествие мы начнём с мифологических проявлений Тени. Данный архетип ярче всего проявлен в мифах героических, солнечных, в которых присутствует мотив борьбы света с тьмой, добра со злом. Соответственно, чтобы разглядеть хорошенько теневые образы, нужно посмотреть на них глазами Героя. Данный режим воображения имеет определённые свойственные ему черты: вертикаль, разрубание, анализ, просвещение, раскладывание по полочкам, внесение ясности, преодоление, борьба со временем и смертью.

Самый абстрактный представитель Тени это Хаос. Один из распространённых образов Хаоса в сказках — это тёмный дремучий лес без тропок и ориентиров. Сейчас я предлагаю вам представить образ такого леса. Попробуйте почувствовать, какое впечатление он в вас вызывает. Что вы чувствуете, находясь в нём. Такое нехитрое исследование в собственном воображении поможет погрузиться в обозначенную тему чуть больше и не только головой, но и всем телом. Дремучий лес является противоположностью освещённым поселениям со своими обозначениями, дорогами и прочими знаками, которые помогают ориентироваться в пространстве.

Итак, первая черта нашего архетипа: Тень противоположна порядку.

Наше сознание, чтобы ориентироваться в мире, пытается всё упорядочить. Чем меньше в жизни порядка, тем больше места и возможности для проявления Тени. Довольно часто, когда в жизни порядка нет практически полностью, можно говорить об одержимости Тенью.

А мы идём от абстрактного к конкретному, второй вид персонажей, олицетворяющих Тень, — это животные, демоны, черти, драконы и прочая нечисть. Они отражают животное начало в нас. Обычно данные образы связаны с агрессией и сексуальностью.

В сказках часто герой заходит в лес и, путешествуя там, встречает волшебных персонажей злобной наружности. Квинтэссенцией этих чудищ является дракон, которого герой обязан победить. Какие страшные, жуткие животные персонажи мифов, сказок или кино вас больше всего впечатлили и почему? Какие у них черты вы бы выделили? Какая особенная деталь есть у каждого из них? Это всё что-то говорит о вашей Тени.

А мы идём далее и обращаем свой героический взор на антропоморфные образы: злые колдуны, ведьмы, боги и богини подземного царства в разных мифологиях. Тут тоже можно вспомнить персонажей из сказок мифов или кино, но уже человекообразные. Желательно сосредоточится на образах того же пола, что и вы, потому что Тень — это архетип того же пола, что и человек, который на него смотрит. Если же, например, речь идёт о злой ведьме, которая снится мужчине, то это можно назвать проявлением теневой стороны его анимы (архетипа внутренней женщины).

А теперь перебросим мостик от мифологии и коллективных образов Тени к психологии и тени личной, которая коренится, конечно, в коллективных пластах.

Тень появляется и начинает формироваться, когда появляется запрет. Она оформляется тогда, когда появляется образ себя. Она самим своим проявлением в жизни ставит вопрос об идентификации. Тень толкает человека задаваться вопросам "Кто я?". Как только найдён какой-то конкретный ответ, она своим поведением подрывает эту его идентификацию. Тень противоположна Персоне, той маске, которую мы предъявляем людям для успешной социальной коммуникации. Тень — это та сила, которая ставит под сомнение любое самоопределение.

Способы взаимодействия с Тенью

Первый заключается в жёстком убеждении о том, кто я. Чем жёстче "знание" человека о себе, тем больше и сильнее его Тень, которая проявляется в телесных симптомах, перепадах настроения, снах и пр.. Например, в Тени ярого фанатичного христианина находится тот самый змей искуситель. Хорошим художественным олицетворением данной установки эго является "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Тень противоположна тем качествам, которые мы хотим показывать другим людям, но также и тем, качествам которые нас определяют. В лакановском психоанализе это называется господские означающие (по-простому, названия), эффекты которых (образы, манеры поведения) мы показываем другому. Так вот в Тени скапливаются противоположные означающие, которые создают определённого рода давление. Если я считаю себя монархистом, то в тени у меня находится анархист. Если человек считает себя сдержанным и спокойным, то в тени скапливается много тревоги, агрессии, или просто экспрессивного поведения.

Если вам интересно поближе познакомится с вашей Тенью, то можно сделать простое упражнение: выпишите в столбик 10 качеств, которые, как вы считаете, видят в вас другие люди. Затем во втором столбике выпишите их противоположности. После этого представьте образ того, кто бы олицетворял эти качества (желательно что-то одушевлённое и того же пола, что и вы). Назовите этого персонажа. Данный образ является вместилищем тех качеств, которые вы не принимаете, но он несёт в себе большой заряд вашей силы. Далее можно пообщаться с этим образом. Например, можно спросить, что он чувствует, чего хочет. Если будет желание и готовность, то в воображении можно попробовать сделать то, что этот образ хочет. Это будет являться шагом по направлению к интеграции собственной Тени. Даже просто услышать голос Тени бывает достаточно для того, чтобы выйти из первой, тоталитарной, позиции.

Второй способ взаимодействия с Тенью

Отсутствие и избегание какой-либо определённости в мире может свидетельствовать о поглощённости тенью. Если в первом случае эго считает, что оно пуп земли и может всё контролировать и всем управлять, то в этом случае, наоборот, эго как проходной двор, куда может заглянуть кто угодно, пройтись и наследить. Человек не знает своей позиции по отношению к тому, что с ним происходит (вернее, он не может или боится в ней признаться себе), поэтому мощные архетипические (общественные, родовые) потоки, сюжеты проходят через него, а он становится рабом всего этого. Пример можно найти в той же истории Джекила и Хайда, а конкретно в тех местах, где Джекил описывает себя в обличие Хайда.

Третий способ

Диалог. Эго в данном случае готово смотреть в сторону Тени, общаться с ней и идти к ней навстречу, так как ему интересно что-то другое. (Упражнение для наработки этой позиции описано выше.)

Столкновение с Тенью связано с чувствами страха, отвращения, раздражения. Последнее, кстати, является хорошим маячком для поиска своих теневых качеств в повседневной жизни. Тот человек, который вызывает раздражение, показывает вам вашу Тень.

Почему Тень представляется нам в жутких, отвратительных образах? Только потому, что мы негативно к ней относимся. Эго оформляет то, что стоит напротив, как ужасное и враждебное, потому что оно самим своим наличием в нас угрожает эго в том образе, в котором оно привыкло быть. Можно сказать, что, приняв Тень, старое эго умирает.

Мы с вами немного погрузились в теневое пространство и обрисовали его контуры и те законы, по которым он живёт. Посмотрели с помощью Героя, какие обличия принимает Тень в коллективном и личном бессознательном каждого из нас. Также было предложено простое упражнение по работе с личной Тенью.

Тень - относительно автономная часть личности, складывающаяся из личностных и коллективных психических установок, не могущих быть пережитыми из-за несовместимости с сознательным представлением о себе.

Фигура Тени персонифицирует собой всё, что субъект не признаёт в себе и что всё-таки - напрямую или же косвенно - снова и снова всплывает в его сознании, например, ущербные черты его характера или прочие неприемлемые тенденции.

Тень, как низшая часть личности, представляет собой совокупность всего, чем человек не хочет быть, она во­площает несовместимое с сознательно избранной установкой.

Тень - это то, что человек считает низким и аморальным в себе, в своей личности.

Архетип Тени проявляется в примитивных инстинктах и демонстрирует все то, чего человек боится, отвергает, отталкивает, но в какой-то степени страстно жела­ет - все, относящееся к звериному началу – жестокое, низмен­ное, коварное, деструктивное, антисоциальное. Эти бессозна­тельные соединения объединяются в автономную личность, своего рода «анти-Я» (субличности), компенсаторно допол­няющие Эго.

Тень – центр личного бессознательного. Сюда входят жела­ния, тенденции, переживания, которые отрицаются индиви­дуумом как несовместимые с существующими социальными стандартами, понятиями об идеалах и т.д.

Итак, тень - это подсознательные желания, несовместимые с социальными стандартами. Это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это некто, кто хочет делать то, чего мы себе уже не позволяем, мистер Хайд нашего доктора Джеркила.

Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда войдя в раж, потом оправдывает себя: «Это не я, на меня словно что-то нашло». То, что на него «нашло» - это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности - Тень.

Тень – это скрытая, подавленная, низшая и обремененная виной часть личности, корнями своими уходящая в животный мир – мир наших предков и таким образом вмещающая целый исторический пласт бессознательного.

Чем более развита позитивная сознательная установка, тем благопристойнее и приличнее поведение человека, тем строже он следует коллективным нравственным и моральным нормам, тем большей компенсации требуют дремлющие в нем перво­бытные разрушительные инстинкты. Сон разума порождает чудовищ.

В сновидениях архетип Тени изображается с помощью тем­ных, мрачных /темнокожих/, уродливых фигур, одного пола со сновидцем. Персонаж Тени наделяется негативными свойства­ми и качествами, совершает мерзкие поступки От его фигуры веет иррациональными ужасом. Тень может выглядеть могу­щественной, жестокой, обладать сверхъестественными способ­ностями. Архетип Тени, как феномен коллективного бессозна­тельного, вторгаясь в сознание индивида, порождает негатив­ные проекции и проективные идентификации, следствием ко­торых могут быть разрушительные психические конфликты, деструктивные действия, психосоматические нарушения.

Астрологически, Тень представляет собой зодиакальный архетип Плутона, владыки Подземного Мира и вечного противника главы богов - царя Неба и Земли. Противостояние - его сущностная черта. Римский бог подземного мира рождается как Ведийовис: не-Диовис, то есть анти-Юпитер по отношению к Юпитеру-Богу. Один из мифологических образов этой борьбы - битва Громовержца Индры со Змеем, укравшем стада туч у небесного владыки и сковавшего энергию природы - подобно тому, как сдерживает наши силы масса неосознанных представлений и проблем, содержащихся в бессознательном.

Планета Плутон символизирует наиболее недоступные сознанию страсти и физические инстинкты человека (которые также должны быть не менее сильны, чем разум человека: чтобы человеческий род хотя бы обеспечил своё воспроизводство).

Тень пробуждает дремлющую в человеке энергию, не позоляя Персоне превратиться в застывшую маску.

Плутон - скрытый от нас потенциал сил, и наша задача им воспользоваться. В этом и роль Тени: человек, лишённый Тени, потерял бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы своё существование.

Тень имеет несколько слоев:

  1. То, что мы не замечаем (мало травмирует нас).
  2. То, что приносит нам отрицательные эмоции.
  3. Те вещи, для принятия которых требуется много времени, которые сильно напрягают личность, вызывая аффект через инвазии /вторжения/. Это может привести к расколу сознания, сужению его возможностей – меньшее представление о самом себе, особенно если Персона сильно их подавляет.

Если эти слои проявят себя все одновременно, это может разрушить Эго.

Во сне и фантазиях Тень приходит в виде пугающих живот­ных, неожиданностей, страхов, травмирующих эффектов.

Юнг считает, что формирование Тени начинается в раннем детстве, когда ребенок сталкивается с тем, что отец и мать ру­гают и наказывают его за желания и поступки. Слабое Эго еще не способно разобраться в сложной, запутанной сети пред­ставлений о добре и зле, оно предпочитает вытеснить и забыть все, что взрослые называют и считают нехорошим. Таким об­разом, отторгнутыми оказываются целые аспекты личности, ее душевной жизни. Отщепляясь, они становятся автономными, обрастают эмоциями и чувствами, приобретают определенный энергетический потенциал и, в конце концов, складываются в мощное анти-Я, антипод Эго. Эта Тень до поры до времени «сидит в засаде» и ждет удобного момента, чтобы вторгнуться в сознание и отобрать у Эго частицу власти над поведением и поступками личности, а то и захватить эту власть целиком (психоз).

Осознание Тени – сложная и мучительная задача. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек в состоянии увидеть собственную Тень и вынести это знание о ней, задача хотя и в незначительной части, решена: уловлено по крайней мере личное бессознательное.

Человек не обязательно отрицает Тень: порой теневые качества личности спокойно сосуществуют с ней. Если над индивидом не слишком довлеет социальный идеал Персоны, он склонен позволять себе иметь недостатки, которые заполняют его внутренний досуг и в то же время позволяют расслабиться и уйти от внешней жизни, которая требует постоянных усилий над собой. Эти внутренние тенденции могут незаметно взять верх над внешними требованиями, что может приводить к утрате персоны, роль которой - в адаптации индивида к миру, что ведёт к его неадекватному поведению среди людей, порой неявному для него самого. Поэтому, как пишет Юнг, человек, которым владеет Тень, всегда стоит на своём собственном пути. Бросая тень отрицания на всё своё существование, он производит на других неблагоприятное впечатление и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы.

Как аналитический психолог, Юнг пришёл к выводу, что бесполезно отрицать Тень или пытаться её подавить. Человек должен найти пути жить в тёмной стороне своей личности, от этого часто зависит его психическое и ментальное здоровье. Принятие тени требует значительных моральных усилий и часто разрушает милые сердцу идеалы, но только потому, что они слишком завышены или основаны на иллюзии. Опасность полного подавления Тени в том, что тогда она выростает в бессознательном до чудовищных размеров и только ждёт случая, чтобы проявиться наружу, возобладав над остальной личностью, по пословице «в тихом омуте черти водятся». Но и выявление Тени также уводит человека внутрь себя, и с ней связаны опасности чисто внутренней жизни (прежде всего социальная неадекватность и потеря интереса к миру).

Тень нельзя игнорировать, ибо можно, не осознавая этого, оказаться в ее плену. И наоборот, чем полнее осознать Тень, тем гармоничнее становится личность и ее отношение с окружающей средой. Тень – не только обратное отражение Эго, также хранилище жизненной энергии, инстинктов, источник творчества. Тень уходит своими корнями в коллективное бес­сознательное, а поэтому может дать доступ индивидууму (и аналитику) к материалу, который обычно недоступен Эго и Персоне.

Признание своей Тени и интеграция ее в целостную систе­му индивидуальной психики необходима для психического здоровья. Если негативное качество или желание осознано, его можно преодолеть, избавиться от него. Но вытесняемые свой­ства становятся тем сильнее, чем больше человек стремится их подавить. Типичное отношение к своей Тени – попытка спрое­цировать ее качества на других людей Именно так формиру­ется «образ врага», расовые и национальные предрассудки.

Потеря связи с бессознательным, с Тенью, игно­рирование ее требований грозит бедой, необходима ин­теграция теневой стороны бессознательного – осознание его. В итоге человек должен решить, что сделать из Тени: врага или друга, а успешная индивидуация возможна не через конфликт, а путем договора.

На­ряду с отрицательными сторонами и функциями Тень содер­жит ценности и информацию, в которых нуждается сознание, но в такой форме, что их трудно интегрировать и включить в свою жизнь. Поэтому в юнгианском анализе принято не унич­тожать Тень, искореняя любые возможности ее присутствия в системе психики, а достигать с нею соглашения. Станет ли Тень нашим врагом или другом, зависит только от нас самих. Тень – это не обязательно противник или соперник, это такое же человеческое существо, как и сознательное Я, с которым последнее должно сосуществовать, поскольку нуждается в нем. Тень делается враждебной лишь тогда, когда она игнорируется или отрицается. В сновидениях индивидуация Тени, ее призна­ние представлено разнообразной архетипической символикой (драконы, насильники, монстры-трупы, отвратительные пауки – свидетельство нежелания видеть в себе злое, разрушительное начало).

Первый этап индивидуации (самосовершенствования) – осознание Тени. Если мы признаем ее реальность, то можем освободится от ее влияния. Кроме того, осознание личного бессознательного – путь лик­видации неврозов. Второй этап индивидуации – нахождение путей для позитивных договоров с тенью, с целью гармонизации всех составляющих частей индивида.

Тень и работа с ней в Махакалагни марге

На начальном этапе пути адепту разъясняются метафизика внутренне-внешнего мира, цели, препятствия к ним и правила игры.

В правила входит следование некоторым принципам: придерживаться одних вещей и избегать других вещей. Однако это не декларируется путем к самореализации, к обожествлению. Поскольку лишь путем следования своду священных поведенческих заповедей и запретов - собственные глубины не укротить, не упорядочить, не перенастроить. Сила заповедей не может эффективно простираться на все наше существо. Есть могущественные сферы, силы, влияние священных заповедей на которые, в силу природы вселенной – минимально.

Адепты тантризма знают о Тени и ее огромной силе. Так же как юнгианцы считают, что первый этап индивидуации – осознание тени и работа с ней, адепты тантризма считают, что одним из первых этапов тантрического обожествляющего самосовершенствования - является изучение Тени, обнаружение ее в себе, изучение способов позитивного с ней взаимодействия.

Основные божества-иштадэвы Махакалагни Марги – очень древние, и в силу этого – очень полисемантичные, многоликие, парадоксальные. Они олицетворяют цельность и многогранность реальности, нашей природы. В силу этого, Тень является одной из их граней. Бхайрава является предводителем не только богов, святых и мудрецов, но и предводителем титанов, демонов и криминалитета. Восьмерка бхайрав, как и восьмерка матрик – матушек, помимо других значений, олицетворяет и восемь компонентов, образующих Тень. Рассмотрим восьмерку бхайрав, плюс девятого центрального Бхайраву.

Велик Аситанга Бхайрава, прославленный темный Бхутараджа – владыка тьмы и черной магии, малефик, некромант, кому служат демоны, злые духи, духи умерших, оборотни, заражающие смертью грызуны и ядовитые змеи. Велик Бог, кто в верхнем небе как Сатурн, в среднем мире - как индиго, и в нижнем мире - как черная змея. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Руру Бхайрава – владыка природы и ее сил, дикарь, таковый как есть, подобный оленю, божественный даже тогда, когда проявляется как дикий зверь, чистый даже тогда, когда проявляется как бродячая собака, древо, дающее плоды, обнаженный, первозданный, предок, хранящий учение. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Чанда Бхайрава – ужасный, жестокий, свирепый, бог войны, великий полководец, стратег и воин, заливающий кровью землю и покрывающий ее телами, хищный зверь, давящий врагов, отнимающий имущество, пожирающий жертвы, неистовый в битве, горячий и страстный, гневный во главе гневной дружины, твердый как опора земли и безжалостный к врагам. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Кродха Бхайрава - Бог-демон, пьющий слезы, наделяющий страданиями, раскаленный, истребляющий яростью, чернеющий гневом и злобой, безумный от ненависти, проклинающий, терзающий, страстью пылающий, демонами ада повелевающий, бешенством испепеляющий. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Унматта Бхайрава – владыка хаоса, безумный, опьяненный, цельный, разный, непредсказуемый, высшей мудростью помешаный, неистовый, сумасшедший, бешеный, единый, в ком все различное целостно, в ком едины тонкое и грубое. Он как растение дурман, с ума сводящий, и безумием высшей мудрости достойных наделяющий. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Капали Бхайрава – оторвавший голову богу-творцу Брахме, могучий, победоносный, монстр, преступник, нарушитель, ужасный, свободный, атаман криминального братства преступников, вольный, находящийся вне закона и социума, нонконформист, не поддерживающий общепринятые заблуждения, крушащий рамки правил, табу, ортодоксальных путей и предрассудков, аскет, любящий Богиню и любимый ей. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Бхишана Бхайрава – грозный, чье имя Ужас, от кого бегут, чтобы спастись и уберечься. Этот Бог - в трепет повергающий, зловещий, устрашающий, жуткий монстр, вселяющий в сердце ужас, пугающий, тот, кто пробуждает тревогу и собой рождает сильный страх, Бог, одним своим видом вызывающий шок, отчаяние и сводящий с ума, кошмарный, неодолимый, чудовищный, убивающий ужасом. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Самхара Бхайрава – Бог-крах, Бог-убийца, разрушитель, великий всепожирающий уничтожитель, переваривающий, растворяющий собой в себе же. Это отец распада, смерти и разрушения, истребитель, вбирающий все в себя, изничтожающий все, что существует во вселенной, как живое так и неживое, сила, перед которой не устоит никто и ничто, Он есть конец богов и демонов, конец вселенной, завершение и конец всего. Бог велик силой своей шакти. Бхайрави поклонение.

Велик Калабхайрава – Старший Бхайрава - неописуемый, черный, в ком все исчезает, пылающий огнем махапралайи, великий, непобедимый, пожирающий, убивающий и тотально уничтожающий все, разрушитель даже великих разрушителей, убийца даже великих убийц, истребитель всего – богов, демонов, титанов, всех существ и всех миров. Черный, необозримый, всепоглощающий. Его зубы прокалывают и перемалывают все. Пасть его огромна и он пожирает весь мир, своим чревом переваривая все вселенные, все, что есть в них. И все исчезает. Он есть завершение всех завершений, конец всех концов, смерть всего. Бог велик силой своей шакти. Кали Бхайрави поклонение.

Как мы видим, девять бхайрав олицетворяют не только различные грозные и ужасные стихии «внешнего мира», но в первую очередь - различные качества Тени. Эта девятка образует восьмиконечную «звезду хаоса», лучами которой служат разрушительные, опасные, грозные, дикие энергии.

При этом, это не символ враждебного зла, это не те проклятые боги, от которых адепту полагается убегать, воздерживаться от общения с ними. Наоборот – это боги, дарующие силы и качества, полезные в деле обожествляющей самотрансформации. Это, также, проявления великого губителя профанов и великого защитника адептов - Кшетрапала Бхайравы, это боги-защитники, охраняющие восемь направлений света: внутреннего и внешнего мира. И, наконец, эта девятка богов есть манифестация нуменозного сверхбожества - Махакалабхайравы:

Велик Махакалабхайрава, – зияющая великая, черная, необозримая, всеодолевающая бездна, чья бескрайняя тьма рождает и содержит в себе весь свет, излучает и пожирает его. Славен Махакалабхайрава, его пламя превосходит мощью сто тысяч пожаров калагни. Он есть Калабхайрава, исторгший из себя корону своих манифестаций, а его шакти – Махакали Бхайрави, ей поклонение. Велик Бог - необъятный, бездонный, необозримый мыслью, обладающий силой всех Бхайрав и превосходящий эти силы, всесильный, непобедимый, всепожирающий, смерть для времени и пространства. Он есть завершение всех завершений, смерть даже для смерти, конец всех концов. Он есть начало всех начал и он есть Адибхайрава.

Велик Адибхайрава, единый со своей Адибхайрави, и величие это несравненно. Это Абсолют, Совершенство и Самарасья, чудесный, парадоксальньный, свободный и неисчерпаемый, без недостатка, не ослабленный, единая основа и сила всего, потусторонний, но также и везде присутствующий. Описания и объяснения могут лишь грубо намекнуть на суть, так как это Субъект, а не объект наблюдения и описания. Адибхайрава - совершенный, ибо он есть суть Парабхайрава, а его шакти есть Парабхайрави – Ануттара. Это есть Адигуру, Махагуру, Садгуру – великий, совершенный божественный учитель.

У стороннего читателя возникает вопрос: каким это образом данная группа богов, олицетворяющих различного рода деструкцию и негатив, может быть полезной в деле духовного роста? Какими же полезными качествами эти боги могут наделить адепта? Вот ответ на эти вопросы:

«Идущие тропой Калайамалы должны постигать аспекты Бхайравы и Кали, избавляясь через это от несовершенств и обретая разные совершенства.

Упасаки, желающие счастливой жизни и лучшего посмертия, могут просто поклоняться и постигать на доступном им уровне. Садхаки должны стараться постигать основные аспекты-манифестации. Каждый аспект помогает избавиться от определенных несовершенств, преобразовав их в совершенства. Они должны стремиться быть похожими на отца и мать в их проявлениях.

Можно ли бхайравайту быть трусом, а не тем, кого боятся? Можно ли быть побежденной жертвой, а не победоносным воином-хищником? Можно ли быть овцой, следующей тропой баранов под кнутом пастуха, а не вольным разбойником? Можно ли быть игрушкой сил ада, а не владыкой демонов страдания и гнева? Можно ли быть пьяницей, чей ум закован в убогие сансарные оковы, а не опьяненным богом мистиком? Можно ли не принимать законы природы и извращаться, следуя неестественным воззрениям и образу жизни?

Можно ли быть убегающим от смерти и разрушения вместо того, чтобы стать с этим союзником? Можно ли позволять себе проявлять лишь феноменальное, не особенно стараясь выйти за грань миров? Можно ли позволить себе быть однобоким и не идти по пути всестороннего совершенства? Можно ли позволить себе не стараться угодить матери и отцу, не следовать благородным принципам детей Калагни кулы, позорить ее, не заботиться о порядке в семейном чертоге и на вверенных тебе землях? Можно ли не заботиться о том передашь ли ты, и передадут ли твои собратья учение другим поколениям или нет, выживет и усилится ли кула или ослабеет и погибнет?

К лицу ли бхайравайту, в ком течет святая императорская кровь Махакалы и Махакали, вести себя не как принцесса и принц? Нет, не к лицу. Поистине, наша тропа – арйа марга, раджа пантха и по ней могут идти лишь и исключительно благородные, достойные существа. Не важно, к какой касте или расе принадлежишь внешне, важно, чтобы на самом деле, реально, ты был нашей крови, крови Черной Йамалы. И тогда этот путь для тебя, он не будет сложен и опасен, он не будет труден и бесплоден.

Стоит быть грозными и мудрыми колдунами, использующими во благо даже зловещее, как Аситанга и его Бхайрави. Быть природными и естественными, как Руру и его Бхайрави. Быть победоносными воинами, как Чанда и его Бхайрави. Испепелять все негативности, преображая их в совершенства, как Кродха и его Бхайрави. Быть одержимыми божественной интоксикацией внутренней сути, как Унматта и его Бхайрави. Быть гетеродоксами, не следующими законам профанов, как Капалин и его Бхайрави. Быть бесстрашными, наводящими страх на врагов, как Бхишана и его Бхайрави. Быть способными разрушить любые препятствия и заблуждения, как Самхара и его Бхайрави. Быть превосходящим миры и то что в них есть, как Кала и его Бхайрави. Быть всесторонне развитыми и совершенными, как всепобеждающий Махакала и его Бхайрави. Быть совершенными мастерами на путях Калагни Кулы, как я и моя Бхайрави. И тогда адепты быстро обретут себя Адибхайравой и Адибхайрави, реализуют плод трикасамарасьи.»

Как видно из текста, все аспекты тени могут приносить пользу и быть позитивными а не негативными качествами, силами. И достижение этой цели облегчается тем, что Тень в лице группы бхайрав:

1) осознается, как нормальная и органически естественная часть мироздания;

2) осознается, как семья родичей, как естественная и органическая часть адепта.

Путь позитивной интеграции с Тенью включает в себя четыре пути:

1) осознавание-постижение;

2) трансформация;

3) сублимация;

4) мистико-магическая сделка.

Осознавание, постижение природы Тени и ее отдельных граней – избавляет от негативных последствий, вызываемых невежеством, по отношению к данному феномену. Невежество устраняется а знание-осознавение приобретается посредством самоисследования, созерцания, изучения метафизических текстов, иконографических образов, мифов, практических наставлений по трансформации, сублимации и мистико-магической дипломатии, использование магических зелий, ускоряющих адекватное осознавание.

Как наиболее эффективно реагировать на боль, страдания, депрессию, гнев, злобу, истерию и усталость? Как лучше всего использовать все это для обретения плода?

«Если пребываешь за пределами двойственности - ничего больше не требуется, и задача решена. Если непрерывное пребывание достаточно сильно затруднено - используй иные способы. Помни об образе иштадэвы и объясняй себе причины его образа, почему он выглядит так. Помни о реальной природе всего, и о том, что обуславливает дживу воспринимать страдания, и что мешает воспринимать реальную природу этого. Путь к успеху в любой практике цикла Самхара и Кродха в расслабленном созерцании глубокой сути и в том, как эта суть проявляется. Тогда ты поймешь, почему и зачем суть и ее энергия проявляются как страдание, обретая стабильность в нестабильности, истерии, покой - в истечении гневом, холодное равновесие невовлеченности и беспристрастности - в злобе, чистую ясность – в ярости, духовный подъем и блаженство – в депрессии, и оргазм - в боли.

Если есть вера в образ иштадэвы и есть желание постичь секреты ада и ветров его энергий, есть все иные главные качества каула-тантрика, то дело приведет садхаку к успеху.

Имей гордость садхаки-бхайравайта и иштадэвы. Уважай себя, уважая иштадэву. Обретай внутреннюю гармонию и цени ее как высшую драгоценность, не меняй ее на псевдогармонию сансары. Это приведет к неподчинению страху и углубит ощущаемую суть и возвысит над сонмом зверей, иные из которых имеют облик человека.

Знай, что страдания души и тела – это врата в Самореализацию, это шансы, это путь и методы, это свет, идущий из океана, безбрежного и неохватного мыслью. Также как ты познаешь Бога в удовольствии: ментальном, эмоциональном и физическом, необходимо познавать Бога в страдании: ментальном, эмоциональном и физическом. Исполняющий этот завет верен иштадэве и пути, неисполняющий – извращенец, раб греха, нечистый и загрязняющий мир и путь Черной Кулы своим присутствием.

Используй врата и силу страха, страданий и страстей, когда они охватывают тебя. Иногда совершай медитативный ритуал, вызывая их искусственно, когда ты готов к успешной работе. Постигнув их суть, силу и форму в себе, ты осознаешь и постигнешь суть всего этого в так называемом внешнем мире.

О, Отец, что есть чернота гнева и злобы, ярость и воспаленное раздражение?

Бхайрава сказал: «Чернота гнева и злобы есть проявление черноты изначального бездонного пространства Махашуньи. Ярость есть проявление яркости океана света, наполняющего это пространство. Воспаленное раздражение есть отражение Совершенства в форме пребывающих в гармонии с собой и с миром. Правильно познав гнев, злобу, ярость и раздражение, ты видишь их истинную совершенную природу и выходишь из порабощающего влияния сансарической кармы, ждущей плутающего петлями адских троп.

Также созерцай расслабленно, пристально и непрерывно мутный вихрь сильной усталости сознания и тела. Отдайся этому созерцанию, увидишь яркое совершенство своей изначальной божественной природы. Омываясь кровавым дождем, облегчай душу в спонтанной релаксации, в следовании своей естественной природе. Следуя вихрям узоров мировой гармонии, мистик-бхайравайт обретает праведность, гармонию, истину. Каула, взрывающаяся яростью предельного накала сознания, производимого силой мантры, дает исполняющему медитативный ритуал, освобождение и безграничность запредельного состояния.»

Трансформация основана на осознавании сути феномена и на использовании различных премов: творческого изменения восприятия созерцаемого феномена, визуализации, преображающих заклинаний, энергетической переплавки, мистико-магических ритуалов, включающих использование ритуальных действий, включая внешние действия, использования ритуальных предметов, магических зелий. В результате трансормации, силы Тени воспринимаются адептом, в качестве его собственных, божественных качеств и способностей, которые он волен направлять на пользу. При этом, адепт воспринимает себя высшим божеством.

Суть сублимации – перенаправление различных импульсов Тени на те сферы и объекты, воздействие Тени на которые, как максимум, будет полезным в жизни духовно развивающегося существа, и как минимум – минимально вредоносными. Многое из технических средств, используемых для трансформации, используются и для сублимации.

Приведу примеры сублимации. Жадность к деньгам можно сделать жадностью к познаниям, трусость – страхом перед судьбой профана.

Ужасный заряд накопленного гнева не обязательно должен привести к убийству и тюрьме, или же к разрушению собственной психики и впадению в безумие. Он может быть перенапавлен на магическое выжигание несовершенств внутри и вовне индивида – посредством воли и визуализации. В крайнем случае, разрушительный гнев можно направить на предмет, олицетворяющий дисгармонию и помехи. И в самом крайнем, когда от не разумного убийства массы людей, от почти неконтролируемой жажды крови отделяет лишь маленький промежуток времени – направить на совершение ритуального убийства животного – во время охоты или ритуала в храме, или на врага – во время войны.

Вот один из примеров медитации, включающей в себя осознавание, трансформацию и сублимацию:

«В сердце совершенного пространства, что не пространство вовсе, созерцаем амрита биджу. Амрита биджа манифестирует из себя биджу А, которая становится джайа биджей. Джайа биджа излучает мантру действия, дополненную мантрой гнева. Та превращается в мир-мандалу.

Посередине океана крови, окруженного кольцом острых бриллиантовых лезвий, окруженных кольцом яда, окруженного кольцом огня, возвышается материк.

Этот мир подобен пустыне – матери всех пустынь, подобен полю боя - прародителю полей боя, подобен шмашану – прародителю всех шмашанов. В нем царит мрак, освещаемый лишь огнями кремации. На пустынных равнинах, усыпанных золой и прахом сожженных трупов, в пещерах и ущельях бесплодных и зловещих скал, по берегам кровавых рек, впадающих в океан, живут ужасные существа: ракшасы, веталы, бхуты, преты, пишачи и другие демоны и духи.

Посередине этой земли находится черная каменная гора. На ее плоской вершине стоит восьмиугольный дворец священной самхары. Дворец сложен из сырых, полусгнивших и высохших черепов, имеет восемь стен и восемь дверей. Тут и там пол покрывают лужи крови, по полу раскиданы человеческие мозги. Колонны дворца сделаны из позвоночных столбов титанов, обвитых ядовитыми змеями. Потолочными балками служат скелеты драконов. Арки входов и верхние части колонн украшают черепа убитых демонов. Драпировки занавесей сделаны из кишок и костяшек фаланг пальцев. Сверху пространства между колонами и стропила украшают гирлянды вырванных человеческих и прочих глаз, языков, отрезанных ушей, носов и конечностей.

Куполом этого храма-дворца служит череп Брахмы. Его венчает черный трезубец, возвышающийся в центре триконы, продетый сквозь сердце и украшенный на развилке Звездой Хаоса. Зеленый ядовитый дым сочится из отверстий в стенах чертога, по стенам и куполу змеятся молнии. Змееподобные бледные молнии расползаются из дверей по камням скалы во все стороны.

Посередине дворца пылает огнем круглая поляна-жаровня, на которой растет свернувшийся черный восьмилепестковый магический лотос. Лотос распускается. В его середине находится кристалл пятеричной драгоценности. Кристалл растворяется, превращаясь в джайа биджу.

Джайа биджа растет, превращаясь в Сакала Самарасью. Центральная нижняя голова Самарасьи трубит в трубу из берцовой человеческой кости, и раздается тоскливый и ужасный рев, полный обреченности. Голова Калабхайравы произносит пранаву его сердца и все мироздание содрогается. Голова Кали произносит разрывающую душу биджу корня сердца, огненная голова издает страшный, безумный крик «А», совиная голова издает зловещее уханье, предвещая смерть мира.

Трезубец, звезда и трикона вспыхивают кровавым огнем, по всему шпилю пробегают белые молнии и зеленые всполохи. Из правого зубца выходит багровое солнце, пылающее огнем вселенского заката, и поднимается в небо. Из левого зубца появляется тонкий опрокинутый месяц, мерцающий бледным, мертвенным светом. Из серединного зубца выходит звезда, сияющая зловещим, чуждым, потусторонним сиянием и поднимается к самому зениту. Мир освещен.

Все головы Самарасьи ревут. Самарасья ударяет оземь своим посохом-палицей, делает взмах алебардой и разделяется на Махайамалу – Махакала Бхайраву Кауласиддхешвару и Махакали Бхайрави Кауласиддхешвари, кто есть – Самхаракродха Бхайрава и Самхаракродха Бхайрави, отца и мать гнева. Они находятся в сексуальном единстве. Глаза их горят слепящим светом заката.

Божества произносят мантру совершенства, затем – девятислоговую мантру могущества (действия). Тело Бхайрави порождает, проявляет восемь йамал, которые располагаются по кругу на лепестках лотоса.

Это: Бхишана Бхайрава и его Шакти на севере, Самхара Бхайрава и его Шакти на северо-востоке, Аситанга Бхайрава и его Шакти на востоке, Руру Бхайрава и его Шакти на юго-востоке, Чанда Бхайрава и его Шакти на юге, Кродха Бхайрава и его Шакти на юго-западе, Унматта Бхайрава и его Шакти на западе, Капали Бхайрава и его Шакти на северо-западе.

Божества произносят мантру гнева, затем девятислоговую мантру, затем пятислоговую мантру.

Кали манифестирует из себя андрогина в форме дракона Раху-Кету, взмывающего в небо. Она же проявляет под диском мандалы андрогина в форме Варуны, единого со своей Шакти, проявляющихся в виде гигантского черного спрута с тысячью щупалец, чья кожа покрыта глазами и пятиконечными пастями. И верхний и нижний андрогины – есть Бхайрава и Бхайрави.

Все существа вибрируют мантрой порождения войска. Из тел восьми богинь силой мантры порождаются и манифестируются вокруг дворца черные колдуны-махасиддхи, затем великие демоны и демоницы, дхармапалы и дакини. Тела этих существ порождают и проявляют менее могущественных ужасных существ, те – еще более мелких. Весь мир вокруг дворца заполняется армией ужасающих сил.

Центральные Калабхайрава и Кали разделяются. Вслед за ними разделяются и остальные восемь пар. За центральными Матерью и Отцом появляется по черному трону, сделанному в виде драконов и украшенному кровавыми рубинами и черными черепами. Пламя ауры Матери и Отца раздувается. Трезубцы власти и ваджры разрушающей силы в их руках темнеют, наливаясь смертоносной мощью, обрекая мир на уничтожение».

Кали сказала: «Узнай, как совершается призывание и действие, как празднуется победа и как она трансформирует мир и открывает великую победу. Это возможно, так как Бхайрава и Кали исполнены безграничных власти, величия и славы. Они садятся на троны и трубят в свои костяные трубы. Мир пронзает страшный звук. Владыки ударяют жезлами-тришулами оземь, глаза черных черепов загораются красным светом, от жезлов идет жар, на ваджрах вспыхивают белые искры. Владыки отдают приказ низким, вибрирующим, разносящимся по пространству голосом:

«Хэй, акхары Калагни кулы - разверните знамена кулы, дабы были повержены те, кто не в силах встать на тропу обретения крови и сердца, следуя изучению, проповеди, голосу сердца и здравому смыслу.

Позаботьтесь о тех, кто ярый враг кулы освобождения и самообожествления, кто враг мастерам и их ученикам. Уничтожьте силы вреда, те силы, которые дерзнули препятствовать обретению трикасамарасьи - плода дживанмукты! ХО!

О вы, черные священные держатели основ - прокляните своим ужасным проклятием, ведущим врагов к освобождению, силы, пытающиеся дестабилизировать мандалу и поток освобождения и самореализации. Обреките врагов на поражение, прокляните всю их судьбу, обращая проклятием к освобождению! ХО!

Вы, священные черные колдуны - создайте разъедающую стену проблем для тех злыдней и тупиц, что, не желая слушать учение, враждебно вторгаются в мандалу. Пусть магия вашего колдовства создаст для врагов проблемы, мешающие вредить, которые натолкнут их на стезю освобождения и преобразуют! ХО!

Вы, священные демоницы и демоны терзающие и соблазняющие, неутолимое желание возбуждающие, страшный зуд вызывающие - зачаруйте, подчините, поработите силы, враждебные освобождающей мандале. Привяжите их, запрягите в свои колесницы и загоните их до тех пор, пока они не будут готовы к действиям на Великой Тропе! ХО!

Вы, священные черные ракшасы, дети тьмы и ночи, гневом чернеющие, и вы священные огненные духи вражды и войны, распри и ссоры, вы, яростью пламенеющие - перессорьте, задерите, на части разорвите, убейте, сожрите врагов освобождающей мандалы, да так, чтобы они, переродившись, могли встать на святой путь и помогали практиковать святое учение! ХО!

Вы, священные упыри бледные, кровожадные - высосите энергию того, что пытается нарушить гармонию освобождающей мандалы, дабы энергия была трансформирована и аккумулирована как сияющая мощь мандалы. Пусть вашими усилиями враги утратят возможность вредить, будут подчинены своей обреченностью и мудростью учения и обратятся к обретению освобождения! ХО!

Вы, священные пишачи и вы, священные духи и призраки - претворите в страшные конкретные действия магию священных колдунов, создав неприятности и проблемы, запугайте врагов мандалы освобождения, дабы они не могли вредить и, склонившись пред силой марги, встали на путь! ХО!

Вы, священные демоны боли: пронзающие, жующие, мозжащие и нарывающие, ноющие и сверлящие, пилящие и ломающие - нападите на врагов. Замучьте их адской пыткой, дабы в ее огне они утратили свою скверну, а в ее накале увидели божественный свет и встали на стезю учения! ХО!

Вы, священные подлецы и негодяи, жулики и аферисты шарлатанствующие - обманите, подведите, разведите враждебные мандале силы, да так, чтобы не смогли они вредить освобождающему движению и чтобы постоянные неудачи натолкнули их на следование святому учению! ХО!

Вы, священные ночные разбойники, бандиты, грабители и воры, от имущества избавляющие - ограбьте и обворуйте тех, кто вредит и борется против освобождающей мандалы. Пусть приумножат их богатства казну нашу, а обворованные и ограбленные осознают бренность сансарических ценностей и придут к святому учению! ХО!»

Йамала произносит великую десятислоговую мантру магии уничтожения, ее божества ударяют древками флагов оземь.

Произносится гневная мантра приведения в действие.

Все священные демонические силы образуют кольцо войска. Их орды и легионы бесчисленны, они встают неодолимой круговой стеной. Ревут трубы из берцовых костей, гремят бубны, дамары, барабаны, обтянутые кожей врагов и литавры. Магическая сила Калабхайравы и Кали образует и перекидывает мосты через кольца крови, лезвий, яда и огня. Центральная Йамала вздымает знамена вверх и легионы тьмы, огненной крови и призрачного света идут в атаку. Сухопутное войско переходит по мостам, летящие по воздуху перелетают. Войско выходит в окружающий мир и начинает великую битву с врагами. Следует визуализировать ее во всех деталях и ужасных подробностях.

И вот все вражьи силы ослабляются, раздору, бедственному несчастью, смерти подвергаются, покоренными в черную Бездну ввергаются. Некоторые из враждебных феноменов исчезают и растворяются, другие превращаются в трупы, груды мяса и костей, а третьи трансформируются и становятся зомби истинной жизни и свободы, чье сознание мерцает ярчайшим блеском великого освобождения. Мандала мира очищена, свободна и приведена к великой жизни.

Силы Махакулы стекаются в мир мандалы смерти. Ревут костяные трубы, гремят бубны и дамары и победные кличи, возносятся к небу знамена. Владыки трубят в трубы и гремят дамарами. Они исполняют на инструментах пятигранную мантру, после чего слегка ударяют жезлами оземь и обращаются к войску: «О, дети наши верные, мы победили. Да отметим великий праздник свершением волшебного ритуала таттв. Возрадуемся, освобождая себя, открывая, обретая сокровища счастья, блаженства рактасахаджи.

Центральной йамалой произносится многослоговая мантра блаженства.

Воздух заполняется блюдами с мясом убитых врагов, а также со всевозможными другими кушаньями. Блюда опускаются к войску. Из земли появляются музыкальные инструменты и, издавая музыку и ритм, поднимаются в воздух.

Начинается дикий пир. Божества и рать вкушают мясо, пожирают органы, глодают кости, высасывая из них мозг. Еду запивают кровью и пьянящими, интоксицирующими напитками, такими как амрита, сома, вино, бханг и другими. Приходит радость сытости. Чаша с сомой в руках у центральной йамалы размножается, и подлетает к каждому из пирующих. Каждый напивается сомы. Опьянение становится таким сильным, что переходит в высшую мудрость.

Наступает время майтхуны. Все божества черного лотоса соединяются парами в сексуальный союз, все прочие тоже предаются майтхуне. Они совокупляются в разнообразных позах попарно и в иных пропорциях. Каждый из существ делает это по-своему, некоторые экстатически и буйно, иные более спокойно. Божества – как свойственно божествам, демоны – как свойственно демонам, пишачи – как свойственно пишачам. Пляска сотрясает землю, а воздух пронизывают крики, возгласы, стоны и вой любви. Творится полное безумие. Унматта ликует.

Мантра звучит в сердцах всех все сильнее и сильнее. Музыка и видеольные инструменты летают в воздухе, играет музыка, все гневные существа предаются неистовому буйному сексу, и ананда их единства активизируется, усиливается. Из пор тел женских божеств исходят слоги бидж и мантр, а также священное оружие и другие священные предметы. Из их влагалищ рождаются благие силы и пробужденные существа. Священные предметы распространяются во все стороны, наполняя и украшая собой вселенную.

Ритуал таттв раскаляется святостью и блаженством и достигает апогея. Тела божеств начинают светиться разными цветами, красивыми, чистейшими и яркими. Остальные существа тоже преобразуются в божества и тоже начинают светиться. От их тел во все стороны разливается разноцветный свет. Под воздействием этой силы почва, камни, черепа, скалы, дворец – все начинает светиться изнутри разными цветами, чистейшими и яркими, как лучи света и драгоценные камни.

Ужасный мир Великого Шмашана и вся вселенная превращается в освобожденный, полный блаженства мир чистых шакти, манифестаций Парашакти, сотканный из световых вибраций бидж и мантр. Звучит джайа биджа, ибо все и есть она. Первый порядок очищен.

Постепенно мир, который есть вибрация джайа биджи становится все более хрустально, кристально прозрачным. Биджа порождает корень сердца Матери, та – А, и, наконец, все растворяется в А, которая поглощается амрита биджей, которая уходит, завершаясь астра биджей, погружается в неописуемую пустоту изначального сознания, откуда все и возникло».

И, наконец, мистико-магическая сделка с тенью: уступить Тени в меньшем, чтобы она не навредила в большем. Приведу пример.

Мощнейший сексуальный импульс может толкнуть кого-либо на неправильное сексуальное поведение:

Зачатие ребенка от не подходящей для семейного союза с адептом женщины;

Изнасилование;

Вступление в сексуальный акт с чужой женой, или в таковой акт за спиной своего мужа, с последующими тягчайшими страданиями от чувства вины, оскверненности и бессилия избежать ситуации впредь;

Строжайшее перманентное подавление в себе сильнейшего сексуального желания, импульса, что может привести к саморазрушению психики человека, или даже к разрушению его физической жизни.

Если мистик не на столько продвинут, чтобы решить вопрос сильнейшего сексуального тяготения к кому-либо на уровне осознания, трансформации и даже сублимации – он может, как крайний минимум, уступить Тени: «Хорошо, я пойду на это. Но это будет происходить как мистическая практика, включающая сексуальный компонент, это произойдет не многократно, это произойдет при весьма конкретных обстоятельствах, в определенное время и в определенном месте».

С точки зрения общепринятой морали данная сделка – грех, «договор с Сатаной». Однако адепт отлично понимает тягчайшие последствия не совершения такой сделки с тенью. Посему его гармония и мораль – сильно отличаются от профанических эквивалентов своей конструктивностью, прибеганием к принципу меньшего зла.

В жизни адепты применяют все четыре способа позитивной и полезной интеграции с Тенью. Теоретически, тому кто в совершенстве владеет осознаванием, не нужна трансформация, тому, кто в совершенстве владеет трансформацией, не нужна сублимация. И, наконец, тому, кто владеет сублимацией в совершенстве, плюс владеет осознавнием и трансформацией – не нужно заключать сделки с Тенью, исходя из принципа меньшего зла. В практической жизни все не так стройно и однородно. Бывает так, что для оптимизации Тени в одних ситуациях - достаточно одного осознавания, в других ситуациях – приходится подключать трансформацию, и так далее.

В заключение скажу, что тантризм не только признает существование Тени, признает и использует юнгианские методы гармонизации и духовного развития, но и имеет богатый опыт изучения феномена Тени и ее свойств, а также включает в себя массу специфических, аутентичных методик, которые помогали и помогают человеку со времен палеолита до наших дней.

Список литературы, использованной при написании монографии

К. Г. Юнг. Сознание, бессознательное и индивидуация

К.Г. Юнг. Архетип и Символ.

К. Г. Юнг. Архетипы коллективного бессознательного

К. Г. Юнг. Борьба с Тенью

Э. Нойманн. Происхождение и развитие сознания

А. В. Безруких, О. М. Пиляаина. Архетипы в психотерапии

Семира. Архетипы Юнга и Астромифология

Махакалагни Кула Тантра

Рудрайамала Тантра

Вигйана Бхайрава тантра

Куларнава Тантра

Кали Тантра

Камакхйа Тантра

Сваччханда Бхайрава Тантра

В переводе с греческого архетип - это «прообраз». Теорию архетипов разработал ученик великого З. Фрейда Карл Густав Юнг. Он переработал психоанализ и в результате появился целый комплекс сложных идей, основанный на философии, психологии, литературе, мифологии и других областях знаний. В чем заключается понятие архетип – в этой статье.

Архетип – что это?

Под ним понимают универсальные базовые врожденные структуры личности, которые и определяют потребности человека, его чувства, мысли и поведение. Архетип – это коллективное , унаследованное от предков через фольклор. Каждый человек в соответствии со своим архетипом выбирает себе партнера, дело по душе, воспитывает детей и т.д. Имея представление об этой врожденной структуре личности, психотерапевт может помочь человеку избавиться от комплексов и даже поменять сценарий его жизни.

Архетипы Юнга

Между архетипами, выступающими элементами психоструктур, и мифологическими образами, которые являются продуктами первобытного сознания, есть прямая связь. Сначала автор проводил аналогию, затем тождество, а после высказал мысль, что одно порождает другое. принадлежат всему человеческому роду и переходят по наследству. Первообразы концентрируются в глубоком бессознательном, выходящем за границы личности.

Их эмоциональная насыщенность и отчетливость определяют таланты человека, его творческий потенциал. В своих работах Юнг прибегает к анализу мифов народов мира. Позднее он использует архетип для обозначения общечеловеческих фундаментальных (мифологических) мотивов, лежащих в основе любого рода структур. Особое место в своей теоретической системе от отводил «маске», «аниме», «тени», «самости». Многие отождествлялись автором с героями литературных произведений. «Тень» – это Мефистофель Гёте в «Фаусте», «Мудрый старик» – это Заратуштра у Ницше.


Архетип мудрец

Его еще называют мыслителем, для которого духовное имеет большее значение, чем материальное. Мудрец спокоен и собран, сконцентрирован. Для него важны аскетизм и простота. Архетипы личности имеют и определенную цветовую гамму, так вот для мудреца это ахроматические, бесцветные оттенки. Внешне философы могут казаться холодными и необщительными людьми, но это не так. Просто они предпочитают бесполезным разговорам и увеселительным мероприятиям поиск истины. Они всегда экспериментируют, узнают что-то новое, творят и своими мудрыми советами помогают каждому.

Архетип Анима

Это один из архетипов гендера – женская составляющая психики мужчины. Данный архетип Юнга выражает чувства, настроение и порывы мужчины, его эмоции. В нем сконцентрированы все женские психологические тенденции – быстро меняющееся настроение, пророческие наития, способность полюбить один раз и на всю жизнь. Юнг говорил об аниме как о готовности к прыжку. Несколько лет назад мужчин, одержимых анимой, называли аниматозными. Это раздражительные, импульсивные и легко возбудимые представители сильного пола, психика которых реагирует на стимул неадекватно его силе.

Архетип Анимус

Второй архетип гендера – мужская составляющая психики женщины. Этот архетип по Юнгу производит мнение, тогда как анима – настроение. Зачастую солидные убеждения женщин ни на чем конкретно не обоснованы, но если уж она что-то решила… Позитивный анимус отвечает за прозрение женщины, ее приверженность всяким вероучениям. А негативный может толкнуть ее на безрассудный поступок. Данный архетип заключается в маскулинности, лежащей в основе женщины. И чем более женственно выглядит представительница слабого пола, тем сильнее в ней анимус.

Последний может брать на себя функции и коллективной совести. Мнения анимуса всегда коллективны и стоят выше индивидуальных суждений. Такая своеобразная «судебная коллегия» архетипа и является персонификацией анимуса. Он и реформатор, под влиянием которого женщина вплетает в свою речь незнакомые слова, использует выражения «общеизвестно», «так поступают все», черпая знания из книг, подслушанных разговоров и пр. Ее интеллектуальные рассуждения могут легко превратиться в абсурд.

Архетип самости

Юнг считал его главным архетипом – архетипом целостности личности, центрированности. Он объединяет сознательное и бессознательное, нормализуя баланс противоположных элементов психики. Открывая архетипы человека и исследуя другие структуры личности, Юнг и открыл этот первообраз самости, считая его всеобъемлющим. Это символ динамического равновесия и согласия противоположностей. Самость может проявляться во снах в качестве незначительного образа. У большинства людей она не развита и они ничего о ней не знают.


Архетип тени

Юнг называет его «анти-Я». Это те , которые человек в себе не признает и видеть не хочет. Архетип тень по Юнгу является темной, дурной, животной стороной личности, которую носитель подавляет. Это касается неприемлемых обществом страстей и мыслей, агрессивных поступков. Данный архетип пример имеет такой: если по доминантной функции человек чувственный, склонный к сильным эмоциям, то его тенью будет мыслительный тип, который в самый неожиданный момент может проявлять себя как черт из табакерки.

Тень растет по мере взросления и осознавать ее, все про себя понимать человек начинает на закате свой жизни. Разобраться с тенью можно путем индивидуальной исповеди и в этом отношении очень повезло католикам, в конфессии которых имеется такое явление. Каждый человек должен понимать и разуметь, что в любой момент он готов к дурному поведению и стремлениям.

Архетип персона

Говоря простым языком, это маска, которую человек надевает для исполнения определенной роли. Виды архетипов выделяют персону как некую часть психики, обращенную вовне и служащую задачам адаптации. Для маски характерна коллективность, поэтому это элемент коллективной психики. Персона выступает неким компромиссом между индивидуумом и социумом. Надевая на себя маску, человеку легче взаимодействовать с окружающими. Тех, у кого не развита персона, называют бесшабашными социопатами. Но и обратная ситуация нежелательна, так как она губит индивидуальность человека.

Архетип бог

Последователем юнгианского учения является Джин Шинода Болен, которая изучала женские и мужские архетипы в мифологии. К мужским архитипическим образам она относила следующих Богов:

  1. Зевса – волевого и властного, .
  2. Гадеса – тихого и загадочного, отстраненного.
  3. Аполлона – зрелого и рационального, обладающего здравым смыслом.
  4. Гефеста – трудолюбивого и сильного.
  5. Диониса – увлекающегося и неконфликтного.

Виды архетипов по Юнгу среди Богов-женщин такие:

  1. Артемида – сильная и рискованная. Она не терпит ограничений.
  2. Афина – мудрая и волевая, способная отбросить эмоции и анализировать только факты.
  3. Афродита – чувственная и нежная.
  4. Тюфе – противоречивая, стремящаяся объять необъятное, но при этом неспособная предусмотреть последствия своих действий.
  5. Геката – великий мистификатор. Предрасположенные к этому типу часто занимаются оккультными практиками.

В каждом человеке сочетается два-три и более архетипа. Они соперничают друг с другом, превалируют один над другим, управляя своим носителем, определяя область его интересов, направление деятельности, приверженность тем или иным идеалам. Эти Боги возможные модели поведения, но многое будет зависеть от воспитания, способности человека приспосабливаться, соответствовать и отвечать ожиданиям других.


Юнг – архетип матери

Это зло всех вещей и начало всех вещей. Этот архетип психология особенно выделяет, ведь в любом психотерапевтическом процессе обязательно всплывает эта фигура. При этом она может проявлять себя как материя и тогда у ее носителя будут проблемы по части обращения с вещами. Если архетип затрагивает семью и социальные связи, то любые нарушения этого аспекта будут проявляться в трудностях адаптации, общения. Ну а последний третий феномен матка определяет способность носителя к зачатию, вынашиванию и рождению или же возможность закончить начатое дело.

Архетип ребенка

Этот архетип в психологии называют Божественным. А все потому, что в нем заключена вся мощь духа, вся сила природы и коллективного бессознательного. С одной стороны, беззащитное дитя может уничтожить кто угодно, но с другой для него характерна потрясающая живучесть. Сознание носителя может разрываться различными противоборствующими тенденциями, но вспыхивающий архетип ребенка их объединяет.

Архетип ведьмы по Юнгу

Это самый инстинктивный прообраз, символизирующий потребность в познании и ведании. Такая женщина может интересоваться тайнами бытия, религией и эзотерикой. Она окружает себя оберегами, носит амулеты и нередко татуировки. Для носителей такого архетипа характерна высокоразвитая интуиция. Примеры архетипов по Юнгу включают Мери Поппинс. Данный прообраз продемонстрирован и в фильме «Муза». Так называют светлую сторону ведьмы. Темная сторона проявляется в способности интриговать и соблазнять, хитрить, руководить, вызывать желание.

Архетип шута по Юнгу

Это креативно мыслящий архетип, исповедующий нестандартный взгляд на вещи. Теория архетипов включает множество прообразов, но только этот учит легко относиться к жизни, не задумываясь о том, что подумают другие. Шут как лучик света в абсурдности современного мира и безликой повседневной бюрократической рутине. Он привносит хаос в упорядоченный мир и делает мечту былью. Для него характерны импульсивность и спонтанность, игривость, которую человек мог позволить себе лишь в детстве.

Архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Они открыты и приветливы, и способны даже самую рутинную и скучную работу превратить в творческий процесс, внести нотку задора и веселья. Яркий пример – Семен Семенович в фильме «Бриллиантовая рука». Чарли Чаплин и смешная девочка Тося из фильма «Девчата» также являются яркими представителями шута.