Социопатия – это грубое нарушение морально-нравственной составляющей человека, которая проявляется в виде поступков, не приемлемых обществом.

Асоциальное расстройство личности представляет собой камень преткновения в психиатрической и криминалистической практике. Некоторые считают, что этот термин не является приемлемым, так как он не что иное, как «прикрытие» для лиц, имеющих тенденцию к мошенничеству и убийствам. Однако другие склоняются к точке зрения, что такие люди психически не здоровы и нуждаются в лечении, а ответственность за начало заболевания носит родительское воспитание и воздействие социума. Безусловно, эти две теории правы отчасти, до сих пор неизвестно является ли это дефектом поведения или же серьезным психическим отклонением. Вышеназванные точки зрения можно обобщить симптоматикой, которая может наблюдаться у целого ряда психических расстройств – безразличие и равнодушие, извращение морально-нравственных качеств, агрессия. Причем признаки социопатии чаще всего наблюдаются у лиц с шизоидными чертами характера и у людей с эмоциональной неустойчивостью. То есть даже если не считать социопатию отдельным заболеванием, у нее есть почва для возникновения, как и у любой другой психиатрической патологии.

Антисоциальное расстройство личности никогда не возникает на пустом месте и отличается отрицанием каких-либо ценностей и\или норм современного общества. Социопат злобен, импульсивен, много врет, совершенно не способен реагировать на настроение других людей, отсюда – эмоциональная холодность. Первое возникновение признаков наблюдается в детском или подростковом периоде, когда в глаза бросается особая жестокость по отношению к сверстникам, насилие над животными, над детьми младшего возраста. Стоит отметить, что ребенок, страдающий социопатией, не выберет «равного» во всех отношениях противника, он предпочитает более слабых, неспособных за себя постоять. Данное описание идеально подходит под эпилептоидный склад личности, много социопатов встречается среди начальников и других лиц, отвечающих за работу группы людей. Социопат, будучи в пубертатном периоде, прогуливает занятия, убегает из дома, портит чужое имущество и ведет пропаганду насилия. Он сам ищет конфликты и, как правило, их находит. В старшем возрасте диссоциальное расстройство личности иногда проходит самостоятельно или идет на убыль, причины такого поведения изучены недостаточно. Однако превалирующее большинство продолжает заниматься преступной деятельностью.

Причины

Имеется ряд теорий, который частично объясняет причины развития антисоциальной личности:

  • Психодинамическая. В большинстве случаев дети — социопаты не получали должного родительского ухода и внимания. Из-за этого они уходили в себя и пытались привлечь внимание посредством немотивированной жестокости – достижения внимания путем деструктивного диалога. Нередко один из родителей проявлял жестокость по отношению к ребенку или супругу, злоупотреблял алкоголем. Это также могло сильно повлиять на эмоционально-неустойчивую психику;
  • Поведенческая. Имеет непосредственную схожесть с первой теорией за счет того, что примером для развития ребенка всегда служат родители. Если один из них, по какой-то причине, ведет себя агрессивно, неадекватно, регулярно показывает свое влияние на других людей – это на подсознательном уровне закладывается в ребенке как «правильное» поведение. И, соответственно, оказавшись в той или иной ситуации, он будет подражать своему кумиру. Иногда развитию социопатической личности способствуют актеры, музыканты и т.д.;
  • Когнитивная. Также является особенностью поведения – подкрепление неправильной точки зрения родителями, друзьями, телевидением и т.д.;
  • Биологическая. Обуславливается медленным возбуждением нервной системы в ответ на раздражители извне, это способствует желанию сделать противоправный поступок и получить больше острых ощущений.

Клиническая картина

Трудно сказать, является ли асоциальная психопатия самостоятельной патологией или же проявлением какого-либо другого психического расстройства, что более вероятно, хотя и до сих пор ведутся дискуссии по поводу этого вопроса.

Социопатическая личность считает правильной только свою точку зрения, а критика к своим негативным поступкам отсутствует. Убийства, воровство и многое другое часто не имеет на то мотива – это, своего рода, получение адреналина, а не конкретная цель. С деньгами социопаты обращаются небрежно, часто злоупотребляют алкоголем, что усугубляет их поведение и настроение в целом. Смысл жизни такого человека заключается в бесконечной борьбе с обществом, что приносит ему удовольствие от самого процесса. Асоциальный тип личности умело манипулирует другими людьми для получения выгоды из сложившейся ситуации, не испытывает чувство стыда и раскаяния.

Интересно, что социопаты не зевают тогда, когда это делают другие люди. Казалось бы, что ничего особенного, однако это говорит о том, что человек не может читать эмоции других людей, ему все равно, что делает собеседник. Все поступки импульсивны – «бросить все и сделать то, что я хочу в этот момент».

Виды социопатов

Выделяют два наиболее встречающихся типа людей с диссоциальным расстройством личности:

  • Латентные (пассивные). Длительное время ведут себя довольно адекватно, иногда случаются кратковременные психозы. Нуждаются в руководстве какой-либо значимой личности, в некоторых случаях – религиозного наставника;
  • Активные. С легкостью входят в доверие окружающих, оправдывают их ожидания, получают удовольствие от своей игры в социально здорового члена общества. Импульсивно реагируют на критику о проделанной им работе, с легкостью могут причинить боль и проявить насилие по отношению к абсолютно любому человеку.

У большинства социопатов интеллект выше среднего, они педантичны, следят за собой и своей внешностью, что ошибочно воспринимается большинством как желание общаться. Но на самом деле такими поступками человек просто-напросто входит в доверие, желание понравиться здесь играет двойственную роль.

Диагностика

Диагностика больше носит субъективный характер, так как проявление такого поведения зачастую указывает на дисфункции психической составляющей. Беседа с психотерапевтом в дошкольном и школьном возрасте позволяет вовремя выявить патологию и начать ее лечение.

Школьного психолога должно насторожить:

  • Неадекватное поведение;
  • Полное пренебрежение социальными нормами и правилами;
  • Немотивированная агрессия;
  • Постоянные конфликты;
  • Плохие отношения с одноклассниками;
  • Проявление жестокости по отношению к окружающим и животным;
  • Постоянная порча имущества, воровство.

Проводится ряд психологических опросников, в том числе – тест Роршаха, Люшера, Сонди и других по показаниям. Они направлены на составление портрета ребенка, выявления причины его поведения и тактики дальнейшего лечения, если психотерапия не принесет должного результата.

Часто асоциальное поведение является проявлением эпилепсии. Поэтому ставится вопрос об органической патологии со стороны ЦНС, в особенности при наличии генерализованных или парциальных судорог, необходимо записаться на прием к неврологу для проверки рефлексов, состояния черепно-мозговых нервов, проведения ЭЭГ, КТ и МРТ-методов инструментальной диагностики.

Лечение

Лечение диссоциального расстройства личности затруднено, так как нормы морали у таких людей сформулированы по-своему, и их очень трудно переубедить в том, что они не правы. В детском и юношеском возрасте может помочь консультация психотерапевта, семейная психотерапия. Такие беседы весьма полезны, потому что врач сможет выделить аспекты отношений между родителями и ребенком, понять их сущность и попытаться воздействовать на ребенка через них. Если родители из неблагополучной семьи это может не принести никаких результатов, но если они прислушаются к себе и своему чаду, то, возможно, будет восстановлено психоэмоциональное состояния ребенка. Психотерапевт должен привить пациенту нормальные устои общества, заставить испытывать стыд за свое плохое поведение, просить прощение и показывать свои эмоции. Иногда проводят сеансы гипноза, причем они должны иметь регулярный характер для укрепления результата.

В крайних случаях прибегают к медикаментозной терапии, особенно если человек становится опасным для общества. Применяются нейролептики, седативные средства, успокаивающие чаи и ванны.

Профилактика

В любящей семье риск возникновения данного патологического состояния стремится к нулю, так как ребенок, окруженный заботой и должным уходом, не нуждается в привлечении к нему внимания. В семье должна быть гармония между супругами, полное отсутствие каких-либо конфликтных ситуаций. Не всегда с помощью насилия можно научить ребенка что-то делать и выполнять какие-либо обязанности. Нужно создавать все условия, чтобы он был сам в состоянии понимать, что такое хорошо и что плохо. Ребенок ровняется на того, кого видит каждый день, поэтому если любить своего ребенка и поощрять его хорошие поступки, он вырастет хорошим человеком. А любое проявление жестокости должно быть пресечено в раннем возрасте, что, к сожалению, не всегда замечается.

  • Регулярные прогулки с семьей и ужин всем вместе за одним столом. Никакие планшеты и телефоны не способны заменить теплые семейные встречи;
  • Ведение здорового образа жизни;
  • Окружение заботой и вниманием;
  • Прививание ребенку с детства морально-нравственных норм, объяснение элементарных понятий: что делать можно, а что нельзя. Так как именно нежелание отвечать на вопросы ребенку, игнорирование его потребностей приводит к развитию социопатических черт личности.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Профилактика асоциального поведения и антисоциальных действий» Социальный педагог МОУ Школа с. Катравож Конева Вероника Васильевна

2 слайд

Описание слайда:

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – разновидность отклоняющегося (девиантного) поведения, наносящего вред обществу. В отличие от антисоциального поведения (воровство, хулиганство и т.д.) Асоциальное поведение не направлено против существующих общественных отношений.

3 слайд

Описание слайда:

Девиантное поведение (асоциальное поведение) - определяется как отклоняющееся поведение, то есть как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым или нравственным нормам.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Этапы асоциального поведения определены на основе признаков: 1) степень нарушения общественных требований, норм, законов со стороны личности, которая определяется путем анализа совершенных действий; 2) степень несоответствия общественным требованиям, нормам и законам; определяется через анализ отношения личности к этим требованиям и законам, а также оценку собственного поведения; 3) единичность и рецидивность асоциальных действий.

6 слайд

Описание слайда:

Этапы формирования асоциального поведения На первом этапе доасоциального поведения характеристика нарушения включает несогласие, непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требований. Подлинно асоциальное поведение еще отсутствует. Личность воспринимает свое поведение как нормальное, соответствующее собственным социальным ценностям и установкам. Причины отклонения кроются прежде всего в неправильном воспитательном воздействии. Помощь здесь имеет два воспитательных аспекта: направлена на корректировку воспитательного воздействия либо на личность ребенка, имея характер измененной воспитательной деятельности На данном этапе могут иметь место начальные элементы негативного общественного мнения о личности ребенка; замечания, дисциплинарные меры со стороны родителей, воспитателей и др. Возможна помощь консультационных кабинетов при школах, клиниках, региональные заведения социальной работы. При успешной работе прогноз может быть положительным. При отсутствии либо при неудачной помощи возможны два исхода: или личность сама справится с проблемами или нарушения в поведении углубятся.

7 слайд

Описание слайда:

При начале асоциального поведения характеристика включает нарушение социальных требований, норм и проявления противозаконных действий (мелкие кражи, обман, хулиганство). Возможно включение в группы с выраженным асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам здесь может быть различным: - личность воспринимает свое поведение как нормальное - личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует нормам и ценностям людей из близкого окружения; - личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Помощь и санкции общества здесь могут иметь два аспекта. Если ближайшее окружение, имеют асоциальную систему норм и ценностей, то необходимо, чтобы помощь была направлена на это окружение. Можно добавить специальные советы, семейную терапию, работу социального работника, школьного педагога и психолога с семьей и малой группой. Помощь ребенку имеет характер коррекционной деятельности. Ее цель - разрушение проявившихся элементов готовности к асоциальному поведению и формирование устойчивой системы норм и ценностей, соответствующих нормам и ценностям общества. Необходима индивидуальная и групповая работа в школе и центрах внешкольной деятельности, работа с детскими объединениями. В случае своевременного внимания и успешной помощи прогноз будет положительным. Иначе более вероятно углубление нарушений в поведении.

8 слайд

Описание слайда:

На третьем этапе асоциального поведения характеристика включает: рецидивы противозаконных действий и накопление опыта в этом отношении (кражи, насилие, грубое хулиганство), включение в группы с асоциальным характером поведения. Отношение личности к общественным нормам: -личность принимает свое поведение как нормальное, соответствующее ее собственным ценностям и установкам, -наступает кризис в представлении личности о себе и оценке общественного мнения о ней, что ведет к конфликту. Помощь должна носить характер интенсивной коррекционно-воспитательной деятельности с целью разрушения социально-отрицательных и формирования социально-релевантных, диспозиций. Этого можно добиться посредством индивидуальной и групповой воспитательной работы, индивидуальной и групповой терапии, труда и приобретения профессиональной квалификации, посредством создания условий для развития интересов. Санкции на этом этапе могут носить характер принудительного пребывания в специализированных воспитательных учреждениях открытого типа по решению суда, по предложению родителей, учителей, социальных работников с целью отрыва от вредного влияния окружающей среды. На данном этапе минимальна вероятность, что личность сама справится с проблемами. Более вероятно формирование устойчивой готовности к асоциальному поведению и обогащению усвоенного асоциального опыта.

9 слайд

Описание слайда:

Четвертый этап - устойчивое асоциальное поведение: рецидив и утяжеление противозаконных действий, проявление опасных преступлений, включение в группы с выраженным асоциальным характером. Возможно, личность отрицательно оценивает свои действия, но она испытывает недоверие к собственным возможностям для их преодоления. Помощь со стороны общества должна состоять в создании учебно-воспитательных заведений открытого типа и специализированной подготовки учителей и воспитателей для них. Весьма незначительна возможность успешного решения проблем, возможен отказ от преступных действий, но благоприятный результат затруднен обстоятельством, что процессы «навязывания ярлыка» уже устойчивы. Пятый этап - устойчивое, особо опасное асоциальное поведение; характеризуется устойчивыми противозаконными действиями и тяжелыми преступлениями. Санкции: принудительное пребы-вание в заведении закрытого типа. На данном этапе существует незначительная вероятность благо-приятного исхода, т. к. отчуждение личности от общества стабильное.

10 слайд

Описание слайда:

ДЕВИАЦИИ Девиантное поведение - один из видов отклоня-ющегося поведения, свя-занный с нарушением со-ответствующих возрасту социальных норм и пра-вил поведения, характер-ных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Проявления: демонстрация, агрессия, вызов, отклонение от учебы; уходы из дома бродяжничество, пьянство и алкоголизм; ранняя наркотизация; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. Делинквентное поведение - повторяющиеся асоциальные проступки, которые складыва-ются в определенный устой-чивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опас-ности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответст-венность. Проявления оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, мелкие кражи, вымогательство, распространение и продажа наркотиков. Криминальное поведение - противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответ-ственности служит основа-нием для возбуждения уголовного дела и ква-лифицируется по опреде-ленным статьям уголовного кодекса. Негативные формы девиаций являются социальной пато-логией: Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и наносят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.

11 слайд

Описание слайда:

Какими факторами можно объяснить асоциальное поведение в обществе? преобладанием биологических инстинктов генетическими особенностями региональными факторами психофизиологическими особенностями социальной средой социальной средой психофизиологическими особенностями генетическими особенностями

12 слайд

Описание слайда:

1. Низкая устойчивость к психическим перегрузкам и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требования к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. Факторы, влияющие на возникновение асоциального поведения 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, причем, как можно быстрее. 6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию приятелям. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир иллюзий. 8. Навязчивые формы поведения; переедание, азартная и компьютерная игромания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами, заболеваниями, мозговая патология. 10. Посттравматический синдром; перенесенное насилие. 11. Уходы из дома, принадлежность к неформальным объединениям. 12.Отягощенная наследственность (алкоголизм, наркомания), явное неблагополучие в семье.

13 слайд

Описание слайда:

Малая или дружеская группа может также является фактором асоциального поведения, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, которыми руководствуются члены группы в своем поведении; во взаимоотношениях в группе господствует авторитарный стиль, проявляется насилие; если в группе распространена антишкольная субкультура.

14 слайд

Описание слайда:

Важный по значимости фактор, который может способствовать появлению и развитию асоциального поведения детей, - школа. Имеет значение стиль работы. Важное значение имеет подготовка учителей для работы с трудными детьми. Практика показывает, что учителя часто не имеют социально-педагогической подготовки. Необходимо сотрудничество с подготовленными кадрами - психологами, социальными педагогами. 1. Авторитарный характер Работа направлена на достижение послушания, дисциплины, порядка. Из педагогических средств преобладают санкции, наказания, ограничения. Отсутствует индивидуальная и дифференцированная работа. Организация, формы и методы обучения не создают возможностей для успеха каждого подростка. 2. Либеральный характер Относится чаще не столько к школе, сколько к некоторым группам учителей. При этом нередко отсутствует систематическая и последовательная работа, необходимая для достижения воспитательных целей. 3. Вся работа направлена на усвоение знаний; не уделяется необходимого внимания воспитательной работе.

15 слайд

Описание слайда:

Предпосылки асоциального поведения могут проявляться в школьном возрасте Безнадзорность учащихся Азартные игры Сквернословие Курение, алкогольная зависимость Отклонения в сексуальном развитии ребенка Ложь Неврозы

16 слайд

Описание слайда:

Признаки Синдрома дефицита внимания и гиперактивности (сдвг): - ребенок плаксив и раздражителен - непоседлив - часто ссорится с другими детьми - капризничает за столом - долго не засыпает - не может одеваться самостоятельно - не может слушать других, постоянно перебивает - не доводит начатое до конца - характерны перепады настроения, вспышки гнева - принимает поспешные решения - возникают проблемы с успеваемостью - проявление эгоизма - проблемы с милицией - психология наплевательства - сквернословит - выкрикивает с места на уроках - низкая стрессоустойчивость: «Из мухи делает слона»,- это про них - выполнение домашних заданий для ребенка и его родителей ― это многочасовая пытка - бывает и так, что дети ведут себя спокойно и производят впечатление вялых, апатичных - они плохо успевают, необщительны

17 слайд

Описание слайда:

Дети «группы риска» - категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних

18 слайд

Описание слайда:

Основными причинами являются следующие обстоятельства жизни таких детей: - пьянство одного и обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция); - устройство на квартире родителей притонов для криминальных и асоциальных элементов, - - - сексуальное развращение родителями собственных детей, торговли ими; - отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, лечение одного из родителей; - алкоголизм, психические заболевания одного или обоих родителей и т.д.

19 слайд

Описание слайда:

Под понятием дети «группы риска» следует подразумевать следующие категории детей: - дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; - дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; - дети из асоциальных семей; - дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; - дети с проявлением социальной и психолого-педагогической дезадаптации

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Профилактика - это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении человека.

Психопаты считают общественные нормы неудобными и неразумными. Это препятствие на пути выражения их наклонностей и желаний. Они создают собственные правила (как в детстве, так и во взрослой жизни). Импульсивные и коварные дети, которым незнакомо сочувствие и которые смотрят на мир только со своей колокольни, повзрослев, никак не меняются. Растянувшаяся на всю жизнь цепочка эгоистичных и антисоциальных поступков не может не поражать. По большому счету, начало этой цепочки из поведенческих проблем и преступлений, как установили многие ученые, лежит в ранних проявлениях антисоциальных действий.7

Многие антисоциальные поступки влекут за собой судимости. В тюрьме психопаты тоже не остаются незамеченными. В основном потому, что по сравнению с другими преступниками их антисоциальные и противозаконные действия более разнообразны и часты. Психопаты не испытывают тяги к какому‑то одному виду преступления: они стараются попробовать все. Такая многосторонность была продемонстрирована в телепередаче (речь о ней шла ранее в этой главе), в которой Роберт Ресслер брал интервью у Дж. Дэниела Уокера.8 Вот короткий отрывок из их беседы.

"Каков ваш "послужной список"?"

"Думаю, сейчас он занимает где‑то двадцать девять–тридцать страниц".

"Двадцать девять–тридцать страниц! У Чарльза Мэнсона только пять".

"Но ведь он был только убийцей".

Уокер хотел сказать, что он невероятно разносторонний преступник, и, казалось, очень этим гордился. Он хвастался перед всей страной тем, что совершил более трехсот преступлений, за которые не был наказан, так как не был пойман.

Не все психопаты попадают за решетку. Многие их темные делишки проходят незамеченными для стражей порядка. Антисоциальное поведение охватывает махинации на фондовых биржах, сомнительные начинания и подозрительную профессиональную деятельность, жестокое обращение с детьми и/или супругой (супругом) и т. д. Другие психопаты делают то, что не подпадает под понятие "незаконный", зато противоречит этическим и моральным нормам: ведут беспорядочную половую жизнь, направо и налево изменяют супруге или супругу, пренебрегают финансовым положением и эмоциональным состоянием родственников, безответственно распоряжаются средствами и фондами компании, и т. д. и т. п. Проблемы такого рода очень трудно фиксировать (не говоря уже о том, чтобы решать) без активного участия в этом процессе родных, друзей, знакомых и сослуживцев психопата.

Общая картина

Конечно, общественно девиантный образ жизни ведут не только психопаты. Многие преступники обладают теми же чертами характера, о которых я рассказал в этой главе, однако это не мешает им испытывать чувство вины, сожалеть, сочувствовать и переживать сильные эмоции. Это и отличает их от психопатов. Заявлять о наличии у человека психопатии можно только в том случае, если есть веские доказательства того, что ему полностью соответствуют симптомы, описанные в этой и предыдущей главах.

Недавно бывший мошенник высказал мне свое мнение о Контрольном перечне признаков психопатии: он не произвел на него особого впечатления! Этот мужчина средних лет большую часть взрослой жизни провел в тюрьме, где ему однажды и поставили диагноз "психопат". Вот его комментарии.

Болтливость и поверхностность - "Что плохого в хорошей дикции?"

Эгоцентричность и претенциозность - "Как я смогу чего‑то добиться, если не завышу планку?"

Отсутствие эмпатии - "Сочувствие к врагу - признак слабости".

Коварство и склонность манипулировать окружающими - "Зачем открываться врагу? Все мы в какой‑то степени манипулируем другими".

Поверхностность эмоций - "Проявления гнева могут привести к тому, что тебя назовут психопатом".

Импульсивность - "Может быть связана с творчеством, спонтанностью, свободой и желанием жить настоящим".

Слабый поведенческий контроль - "Вспышки жестокости и агрессии - это защитный механизм, маскировка, средство выживания в джунглях".

Потребность в психическом возбуждении - "В умении отбросить все рутинное, монотонное и неинтересное проявляется мужество. Это жизнь на острие ножа. Она полна риска, приключений и преград, которые нужно преодолеть. Это жизнь во всей ее красе".

Безответственность - "Не стоит обращать внимание на распространенные человеческие слабости".

Проблемное поведение в детстве и антисоциальное поведение во взрослой жизни - "Разве уголовное прошлое - это признак безнравственности и неподчинения?"

Заметили? Он и слова не сказал об отсутствии чувства вины и сожаления.

В своей статье в газете The New York Times Дэниел Гоулмэн написал: "Статистика показывает, что около 2–3% населения предположительно являются психопатами. Эта цифра вырастает вдвое, если предметом рассмотрения становятся неполные семьи из центральных городских районов"9. Однако в этом заявлении, как и во многих других ему подобных, понятие преступности и социальной девиантности смешивается с понятием психопатии.

В то время как уровень преступности (и социально девиантного поведения в том числе) уже достиг высокой отметки в низших слоях общества и в целом продолжает расти, с уверенностью сказать, что процентное соотношение психопатов увеличивается, мы не можем. Хотя специалисты в области социобиологии придерживаются мнения, что на поведенческое развитие влияют генетически обусловленные факторы. Они утверждают, что количество психопатов должно увеличиваться, поскольку те, будучи неразборчивыми в сексуальных связях, производят на свет много детей, которые могут унаследовать предрасположенность к психопатии.

Я остановлюсь на этом вопросе в последующих главах, где и затрону тему происхождения психопатии. Но сначала я должен изложить общеизвестные аспекты этого загадочного явления. Следующий шаг в данном направлении приводит нас к изучению роли сознания в регуляции поведения.

В прошлом подходы к решению проблем поведения касались в основном агрессии детей и связывали ее с какой-нибудь одной причиной, например: агрессивными тенденциями, фрустрацией, плохими ролевыми моделями, подкреплением или дефицитом социального опыта. Тем не менее большинство этих объяснений, описывающих какую-то одну главную причину можно подвергнуть сомнению. Например, не все дети ведут себя агрессивно, как это могла бы предсказать теория агрессивного драйва, и фрустрация порой ведет к сотрудничеству, а не агрессии. Кроме того, теории, выдвигающие одну причину, не очень эффективно предсказывают, почему выраженность и тип агрессивного поведения меняются в зависимости от возраста ребенка и ситуации. Хотя каждая теория, выдвигающая единственную причину, указывает на потенциально важную причину, ни одна теория не объясняет все формы антисоциального поведения.

Далее мы рассмотрим несколько предполагаемых причин проблем поведения. Современные психологи рассматривают проблемы поведения как результат взаимодействия между ребенком, семьей, обществом и культурными факторами.

Генетические влияния

Распространенность агрессивного и антисоциального поведения у людей и тот факт, что подобное поведение встречается в некоторых семьях на протяжении нескольких поколений, говорит о важном значении генетического влияния. Хотя проблемы поведения не передаются по наследству, биологически наследуемые черты, такие как трудный темперамент или импульсивность, могут предрасположить детей к развитию этих паттернов поведения.

Очевидно, некоторые дети с рождения предрасположены к импульсивности, переменам настроения, недостаточной настойчивости в разрешении проблем, беспокойству, негативизму и чувствительности к стрессу. В отдельных исследованиях обнаруживается связь между трудным темпераментом в юности и риском развития проблем в поведении впоследствии. Трудный темперамент в 6 месяцев определяет внешние проблемы в возрасте среднего детства. Беспокойное, импульсивное и эмоционально неустойчивое поведение в возрасте 3-х лет отличает подростков с антисоциальными расстройствами от проявляющих другие виды расстройств или не проявляющих расстройств. Обнаружено, что детский темперамент, включающий, в частности, импульсивность, рискованное поведение и недостаток концентрации, ведет к насилию и жестоким преступлениям в конце подросткового возраста и в зрелости.

Исследования приемных детей и близнецов подтверждают значимость генетического влияния, при этом около половины разного рода отклонений, связанных с антисоциальностью, можно отнести на счет наследственности. Тем не менее, сила влияния генетических факторов на антисоциальное поведение различается у взрослых, подростков и детей. Кроме того, генетическое влияние на открытые формы антисоциального поведения, такие как агрессия, сильнее, чем на скрытые акты, такие как воровство и ложь.

Исследования приемных детей и близнецов подтверждают роль генетического влияния на агрессивное поведение и преступность у взрослых. Оказывается, что дети, усыновленные при рождении, которые к зрелости приобрели антисоциальное расстройство личности или злоупотребляющие наркотиками, находятся под влиянием биологических, а не приемных родителей. Уровни соответствия преступности у взрослых монозиготных и дизиготных близнецов сильно отличаются, так что нельзя предположить, что на них не влияет генетика.

У подростков средние уровни соответствия преступности составляют около 85% для монозиготных близнецов и 70% для дизиготных близнецов соответственно. Это сходство в уровне соответствия предполагает, что влияние окружающей среды ослабляет влияние генетических факторов на агрессивное и антисоциальное поведение в подростковом возрасте. Так как исследования несовершеннолетних преступников объединяют вместе подростков с устойчивой антисоциальностью, сохраняющейся на протяжении всей жизни, и подростков, чье антисоциальное поведение ограничивается подростковым возрастом, остается неясным различие в роли генетических факторов для обеих групп. Однако обнаружилось, что дети с устойчивым паттерном антисоциального поведения в два раза чаще обладают соответствующей наследственностью, создающей фактор риска, чем дети с паттерном антисоциального поведения, ограниченного подростковым возрастом.

Исследования детей-близнецов показали еще менее последовательную картину генетического влияния, при этом наследственные факторы широко варьировались. Таким образом, хотя и обнаружилось, что генетические факторы влияют на некоторые характеристики детей, связанные паттернами антисоциальности, роль генетического влияния в детстве требует дальнейшего изучения.

В целом исследования приемных детей и близнецов предполагают, что генетические факторы влияют на антисоциальное поведение в течение всей жизни, также как и факторы окружающей среды. Исследования, однако, не указывают механизмы, посредством которых происходит этот процесс. Вполне вероятно, что генетическое влияние способствует развитию трудного темперамента, импульсивности и нейропсихологического дефицита, создает антисоциальную предрасположенность, делающую вероятность антисоциального поведения выше у тех, кто склонен к таким тенденциям в поведении, чем тех, кто к этому не склонен.

Предполагается, что у антисоциальных личностей, особенно у людей с психопатией, формируется установка на вознаграждение- тенденция, которая заставляет их стремиться к вознаграждениям больше, чем других. Выраженность этой установки у людей с проблемами поведения связывалось с изменениями в головном мозге. Считается, что люди с импульсивными расстройствами (с зависимостями и компульсивными расстройствами, такими как алкоголизм, злоупотребление наркотиками, курением и ожирением) страдают от синдрома "недостатка вознаграждения". Они, вероятно, обладают биохимической неспособностью извлекать удовольствие из обычных, повседневных действий, что заставляет их постоянно искать стимулы для получения вознаграждений. Предполагается, что генетическое отклонение связано с модификацией рецепторного гена допамина D2. Это генетическое отклонение в значительной степени наблюдалось у подростков с диагнозом патологической склонности к насилию.

Семейные факторы.

Возможными причинами антисоциального поведения детей считались разного рода семейные факторы, в том числе плохая дисциплина, недостаточное наблюдение родителей за детьми, супружеский конфликт, семейная изоляция и насилие дома. Хотя связь между семейными факторами и проблемами в поведении четко установлена, природа этой связи и возможная причинная роль семейных факторов по-прежнему обсуждаются.

Трудности в семье связаны с развитием и расстройств поведения, и оппозиционно-демонстративного расстройства, при этом гораздо большее влияние семья оказывает на расстройства поведения, чем на возникновение оппозиционно-демонстративного расстройства. Кроме того, семейные проблемы играют более значимую роль для детей с длительным и устойчивым паттерном антисоциального поведения, чем для детей с антисоциальным поведением, ограниченным отрочеством. Сочетание индивидуальных факторов риска (например трудного темперамента) и серьезного недостатка в навыках семейного общения объясняет наиболее устойчивые и серьезные формы антисоциального поведения.

Влияние семьи сложным образом связано с антисоциальным поведением детей, и его нельзя понять вне зависимости от личности самого ребенка и окружающей среды. Например, жестокое обращение - сильный фактор риска для агрессивного поведения впоследствии. Одна из причин этой связи, как кажется, это недостаток в социальной информации ребенка, являющийся результатом жестокого обращения.

Еще один пример - это влияние супружеского конфликта на агрессивное поведение детей. Сюда входят отсутствие родителей и негативное отношение к ребенку, или то, как ребенок интерпретирует конфликт между родителями, и/или индивидуальные и демографические факторы. Другие условия, связанные с супружеским конфликтом или разводом, такие как стресс, депрессия, потеря контакта с одним из родителей, финансовые трудности и более сильная ответственность дома могут также влиять на антисоциальное поведение.

Выделяют несколько теорий:

Теория принуждения . Теория принуждения Джеральда Паттерсона утверждает, что взаимодействие между родителями и детьми создает почву для развития антисоциального поведения. Этот процесс возникает в последовательности четырех ступеней избежания и обусловливания, когда ребенок узнает, как использовать все более интенсивные формы вредного поведения, чтобы избежать и уклониться от нежелательных родительских требований. Принуждающее взаимодействие родителя и ребенка описанное во врезке 6.3 начинается, когда мать видит, как ее сын Поль, не успевающий в школе, смотрит телевизор, вместо того чтобы делать свою домашнюю работу. Эти принуждающие паттерны взаимодействия родителей и детей состоят из уже хорошо отработанных действий и реакций, как правило, не осознающихся членами семьи. Этот процесс называется ловушкой подкрепления, потому что со временем принуждающие члены семьи оказываются в ловушке последствий собственного поведения. Например, матери асоциальных детей в 8 раз реже давали принудительные команды, чем матери детей без проблем. Взаимосвязь между качеством воспитания и проблемами в поведении, по-видимому, ослабляется, когда ребенок обладает грубым и неотзывчивым характером. Неэффективное воспитание, как обнаружилось в одном из исследований, связано с проблемами поведения только у детей без таких ярко выраженных черт. Дети с безразлично-неэмоциональным стилем проявляли значительные проблемы в поведении, независимо от качества полученного воспитания. Взаимосвязь между воспитанием и проблемами в поведении может зависеть и от количества замечаний - и слишком суровая дисциплина и слишком мягкая может иметь противоположный эффект. Взаимоотношение между дисциплиной родителей и антисоциальным поведением детей может варьировать в зависимости от культуры семьи, эмоционального климата, в котором применяется наказание или замечание, и в более широком контексте взаимоотношений в зависимости от гендера родителя и ребенка (воспитание оказывается наиболее эффективным в паре одного и того же гендера).

Теории присоединения . Теории присоединения указывают, что качество привязанности ребенка к родителям будет в конечном итоге определять его или ее идентификацию с родительскими ценностями, представлениями и стандартами. Устойчивые связи с родителями способствуют ощущению близости, общих ценностей и идентификации с социальным миром. Теория присоединения предполагает, что большинство детей воздерживаются от антисоциального поведения, поскольку они делают ставку на конформность.

Считается, что дети с проблемами в поведении проявляют слабую идентификацию с родителями и социальными стандартами. Даже когда такие дети уступают требованиям родителей, они так поступают из-за кажущейся угрозы их свободе или физической безопасности. Когда таких угроз непосредственно перед ними нет, например, когда дети остаются без присмотра, то они чаще ведут себя антисоциально. Слабые связи с родителями могут побудить ребенка к дружбе со сверстниками-хулиганами, что, в свою очередь, провоцирует паттерны правонарушений и злоупотребления алкоголем и наркотиками.

Исследования в целом подтверждают взаимосвязь между неустойчивой связью с родителями в детстве и антисоциальным поведением у детей в детстве и отрочестве. Тем не менее еще неясно, может ли качество привязанности в этот период предсказать настоящую или будущую вариацию в остроте проблем поведения. Вероятно, что на взаимосвязь между присоединением и антисоциальным поведением влияют многочисленные факторы, в том числе гендер ребенка, его темперамент и компетентность родителей.

Социальные факторы .

Причины антисоциального поведения на уровне отдельного человека и семьи лишь отчасти объясняют поведение человека и проблемы. На непосредственную ситуацию человека, определяющую его проблемы, влияет более обширный социальный и культурный контекст. Несомненно, что бедность, обилие иммигрантов, жизнь рядом с соседями-преступниками, распад семьи и перемена местожительства определяют преступность детей и подростков. Тем не менее исследования пока не определили конкретного механизма, посредством которого эти влияния ведут к правонарушениям и хулиганству среди детей и подростков. Современные теории социального расстройства предполагают, что структура общества влияет на приспособленность ребенка, так как она воздействует на процессы в семье.

Неблагоприятные факторы среды, например низкий социально-экономический уровень включают плохие методы воспитания, в частности, принуждение и непоследовательное наказание и плохой контроль над ребенком. В свою очередь все эти факторы влияют на раннюю преступность в детстве, аресты и хронические нарушения закона в отрочестве и юности. Антисоциальная личность более ранима и чаще рискует оказаться в числе разведенных, безработных и неимущих. Например неблагоприятное социальное окружение, экономические трудности, так же как и социальные изменения, связанные с разводом, ранней сексуальной активностью и статусом работающей матери, могут привести к тому, что их дети-подростки так и не выходят замуж или получают статус разведенной матери, зачастую воспитывающей ребенка в антисоциальном духе. Точно так же матери с антисоциальными наклонностями, хуже воспитывающие детей, могут переезжать в города побольше, изолируя себя от семьи и соседей, так что в результате живут в атмосфере недоверия и ограниченных социальных контактов. Когда эти женщины снова беременеют, то у них может быть меньше возможностей воспользоваться медицинскими услугами. Плохое питание и наркотики могут привести к тому, что роды будут преждевременными и родится ребенок с отклонениями, а это, в свою очередь, может осложнить им воспитание. Такое сочетание трудного ребенка и неумелой матери усиливает вероятность антисоциального поведения и последующих арестов. И так, поколение за поколением снова возникают проблемы в поведении.

Культурные факторы.

В разных культурах агрессивное поведение проявляется по-разному. В определенных культурах агрессивная социализация детей обусловливает высокую вероятность агрессивных актов, таких как убийство или нападение. Как иллюстрируют следующие примеры противоречивых практик социализации, агрессия может стать следствием внимания культуры к воспитанию "воинов":

Капауку из Западной Новой Гвинеи.

В возрасте около 7 лет мальчик Капауку оказывается под контролем отца, постепенно он начинает есть и спать только с мужчинами и вдали от своей матери... Его подготовка (к тому, чтобы стать смелым воином) начинается, когда его отец играет с сыном и понарошку дерется с ним палками. Постепенно эти сражения приобретают более серьезный характер и могут быть даже смертельными, когда отец и сын запускают друг в друга настоящие боевые стрелы. Группы мальчиков стреляют в мишень, кроме того они бьют друг друга палками по голове.

Например: Уровень убийств среди Капауку с 1953 по 1954 год оценивался в 200 человек на 100 000, это в 20 раз превышает современный уровень убийств в США.

Лепча с Гималаев.

Взрослые лепча очень ясно дают своим детям понять, чего они от них ждут "Хорошие дети помогают с работой, говорят правду прислушиваются к поучениям старших, помогают пожилым и ведут себя спокойно. Плохие дети ссорятся и обижают других, обманывают, в гневе вытаскивают ножи, когда их ругают, и не делают своей работы".

Интервью с представителями народности лепча показало, что единственное убийство в их культуре произошло около 200 лет назад.

Уровень антисоциального поведения широко варьирует в разных культурах и не обязательно соотносится с достижениями технологий, материального благосостояния или плотности населения. Например, страны третьего мира, в которых ценится взаимозависимость, характеризуются высоким уровнем просоциального поведения, и некоторые места с высокой плотностью населения, такие как Сингапур, имеют очень низкий уровень насилия. Американцы считаются наиболее жестокой и склонной к насилию нацией из всех индустриальных стран.

В США с антисоциальным поведением связан статус меньшинства. Так среди молодежи наблюдается высокий уровень антисоциального поведения среди афро-американцев, испано-американцев и коренных американцев. Исследования, включающие в своих выборках незначительное число афро-американских детей, говорят о более высоком уровне проблем экстернализации для этой группы. Тем не менее другие исследования с намного более обширными национальными выборками, включавшими белых неиспанского происхождения, детей афро-американцев и детей испанского происхождения, свидетельствовали об отсутствии или незначительных отличиях в антисоциальном поведении, связанном с расой или этнической принадлежностью в проявлении антисоциального поведения, когда контролировались гендерные данные, возраст и статус. Так что, хотя говорилось, что проблемы экстернализации чаще всего возникали среди детей со статусом меньшинства, эти данные, вероятно, связаны с экономическими трудностями, ограниченными возможностями работы или проживанием в опасных городских районах.