Мафия — это игра, которая помогает развивать интуицию и логическое мышление. Но это еще не все: у вас есть отличная возможность научиться говорить свободно на английском языке.

Основные правила игры:

Количество игроков составляет обычно 8-10 человек. В игре участвуют: «мафия», «честные граждане», «комиссар» и ведущий.

Для раздачи статусов обычно используют карты, но могут подойти и любые мелкие предметы, главное чтобы их можно было разделить на 2 группы. Если используются карты, то обычно «комиссар» - туз бубен, либо король, черные карты (пики, трефы) - «мафия», а красные (бубны, черви) - «честные граждане».

Ведущий тщательно тасует колоду и выдает карты на выбор. Получая карту, необходимо незаметно её посмотреть и спрятать, либо положить на стол рубашкой вверх.

Далее ведущий может произнести, примерно следующее: «Все закрыли глаза, наступила ночь». Все игроки закрывают глаза. Ведущий говорит: «Мафия открыла глаза и знакомится». Игроки с чёрными картами (мафия) открывают глаза и начинают запоминать «не спящих» игроков. Это делать необходимо максимально осторожно и беззвучно. Ведущий в это время может сказать: «Считаю до 10. Раз, два, три, .... Всё. Мафия познакомилась и уснула. Наступило утро. Все проснулись».

После наступления «дня» игроки обмениваются информацией: о реакции на, что было слышно ночью, что произошло за ночь; проходит голосование. Как "честные граждане", так и "мафия", для убеждения окружающих в своей правоте могут использовать честные и нечестные аргументы. Голосование — это процесс, когда живые играющие поднимают руки за посадку кого-либо в тюрьму. Если игрок посажен в тюрьму — больше половины игроков держали руки за него больше 5 секунд, он не имеет никакого «последнего слова». Если же его возгласы убедят часть игроков опустить руки — то он может говорить «последнее слово», а может и не говорить. После голосования игрок открывает свою карту.

Затем наступает следующая ночь. Ведущий объявляет: «Все заснули. Проснулась мафия для того, чтобы выбрать жертву». В это время мафиозные игроки совещаются взглядами и показывают, кого убить. Оптимальный вариант — это убить "комиссара". Игрок считается убитым ночью, если все члены мафии согласны. Ночью "мафия" обязана договориться, кого они выводят из игры.

Далее ведущий говорит: «Наступило утро. Мафия выбрала свою жертву. Мафия уснула. Проснулся комиссар». Просыпается "комиссар" и выбирает, кого проверить. Можно проверить только одного игрока. "Комиссар" указывает на кого-либо. Ведущий, молча, кивает в знак согласия, либо машет головой. Если "комиссар" этой ночью убит, ещё до его проверки ведущий показывает скрещенные руки — это означает, что "комиссар" убит, но "комиссар" все равно имеет право проверить одного игрока. Если "комиссар" показывает на игрока, а тот только что убит, то ведущий тоже показывает скрещенные руки — «труп» не может быть честным или мафией. Комиссар проверяет игроков, вызывающих у него наибольшие подозрения, либо абсолютно честных, чтобы было ясно, на кого опираться при обсуждении.

Затем ведущий говорит: «Наступил день. Комиссар проверил. Всё выяснил. Заснул. Все проснулись. И только Джек не проснулся. И был Джек честным человеком…» Карта убитого вскрывается. Если "комиссар" убит днём, то далее ведущий пропускает утро комиссара. Во второй и все последующие дни имеется огромное количество информации: кто и когда за кого голосовал, что происходило и кого убили ночью, кто как себя вёл, кого проверял "комиссар", сколько осталось мафиози. Игроки пытаются составить цепочки: «Если Том в мафии, то кто ещё? Элен и Роберт». Все составляют свои списки подозреваемых и голосуют.


Основные функции корня: обеспечивает закрепление растения в почве, всасывание почвенного водного раствора солей и транспорт его к надземным частям растения.

Дополнительные функции: запасание питательных веществ, фотосинтез, дыхание, вегетативное размножение, выделение, симбиоз с микроорганизмами, грибами. Первые настоящие корни появились у папоротникообразных.

Зародыш корня называется зародышевым корнем и закладывается одновременно с почкой в зародыше семени.

У растений различают:

Главный корень. Он образуется из зародышевого и сохраняется на протяжении всей жизни. Всегда один.

Боковые корни. Ответвляются от корней (главного, дополнительных, боковых). Образуют при ветвлении корни 2-го, 3-го и т. д. порядка.

Придаточные корни. Образуются в любой части растения (стебле, листьях).

Совокупность всех корней растения образует корневую систему. Корневая система формируется в течение всей жизни растения. Ее формирование обеспечивают преимущественно боковые корни. Различают два типа корневой системы: стержневую и мочковатую.

Рост корня, его ветвление продолжается в течение всей жизни растительного организма, то есть практически он не ограничен. Меристемы- образовательные ткани- расположены на верхушке каждого корня. Доля меристематических клеток сравнительно велика (10% по массе против 1% у стебля).

Определение размеров корневых систем требует специальных методов. Очень много в этом отношении достигнуто благодаря работам русских физиологов В.Г. Ротмистрова, А.П. Модестова, И.В. Красовской. Оказалось, что общая поверхность корней обычно превышает поверхность надземных органов в 104-150 раз. При выращивании одиночного растения ржи было устоновленно, что общая длинна его корней достигает 600 км., при этом на них образуется 15 млрд. корневых волосков. Эти данные говорят об огромной потенциальной способности к росту корневых систем. Однако эта способность не всегда проявляется. При росте растений в фитоценозах, с достаточно большой густотой их строение, размеры корневых систем заметно уменьшаются.

С физиологической точки зрения корневая система не однородна. Довольно не вся поверхность корня участвует в поглощении волы. В каждом корне различают несколько зон (рис.1). Правда, не всегда все зоны выражены одинаково четко.

Окончание корня с наружи защищено корневым чехликом, напоминающим округлый колпачок, таящий из живых тонкостенных продолговатых клеток. Корневой чехлик служит защитой для точки роста. Клетки корневого чехлика слущиваются, что уменьшает трение и способствует проникновению корня в глубь почвы. Под корневым чехликом расположена меристематическая зона. Меристема состоит из многочисленных мелких, усилено делящихся, плотно упакованных клеток, почти целиком заполненных протоплазмой. Следующая зона-зона растяжения. Здесь клетки увеличиваются в объеме (растягиваются). Одновременно в этой зоне появляются дифференцированные ситовидные трубки, затем следует зона корневых волосков. При дальнейшем увеличении возраста клеток, а так же расстояния от кончика корня корневые волоски исчезают, начинается кутинизация и опробковение клеточных оболочек. Поглощение воды происходит главным образом клетками зоны растяжения и зоны корневых волосков.

Рис. 1. Схема строения корня:

А - продольный разрез: 1-корневой чехлик; 2- меристема; 3-зона растяжения; 4- зона корневых волосков; 5- зона ветвления;

Б - поперечный разрез (по М.Ф. Даниловой): 1 - ризодерма; 2 - корневой волосок; 3 - паренхима; 4 - эндодерма; 5- пояски Каспари; 6 - перицикл; 7 - флоэма; 8 - ксилема. Пунктирные стрелки- пути передвижения веществ, поглощаемых из наружного раствора. Сплошные стрелки путь растворов по симпласту; прерывистые - путь по апопласту.

Поверхность корня в зоне корневых волосков покрыта ризодермой. Это однослойная ткань с двумя видами клеток, формирующими и не формирующими корневые волоски. В настоящее время показано, что клетки, формирующие корневые волоски, отличаются особым типом обмена веществ. У большинства растений клетки ризодермы обладают тонкими стенками. Вслед за ризодермой до перицикла идут клетки коры кора состоит из нескольких слоев паренхимных клеток. Важной особенностью коры является развитие системных крупных межклетников. На границе коры и центрального цилиндра развивается один слой плотно прилегающих друг к другу клеток- эндодерма, для которой характерно наличие поясков Каспари. Цитоплазма в клетках эндодермы плотно прилегает к клеточным оболочкам. По мере старения вся внутренняя поверхность клеток эндодермы, за исключением пропускных клеток, покрывается суберином. При дальнейшем старении сверху могут накладываться еще слои. По-видимому, именно клетки эндодермы служат основным физиологическим барьером для передвижения, как воды, так и питательных веществ. В центральном цилиндре расположены проводящие ткани корня.. При рассмотрении структуры корня в продольном направлении важно отметить, что начало роста корневых волосков, появление волосков Каспари в стенках эндодермы и дифференциация сосудов ксилемы происходят на одном и том же расстоянии от апикальной меристемы. Именно эта зона является основной зоной снабжения растений питательными веществами. Обычно поглощающая зона составляет 5-10 см в длину. Величина ее зависит от скорости роста корня в целом. Чем медленнее растет корень, тем зона поглощения короче.

Корень по длине можно разделить на несколько участков, имеющих различное строение и выполняющих различные функции. Эти участки называют зонами корня. Выделяют корневой чехлик и следующие зоны: деления, растяжения, всасывания и проведения.

Дифференциация тканей корня происходит в зоне всасывания. По происхождению это первичные ткани, так как они образуются из первичной меристемы конуса нарастания. Поэтому микроскопическое строение корня в зоне всасывания называют первичным. У однодольных растений первичное строение сохраняется и в зоне проведения. Здесь лишь отсутствует самый поверхностный слой с корневыми волосками - ризодерма (эпиблема). Защитную функцию выполняет ниже лежащая ткань - экзодерма.

В первичном строении корня выделяют три части: ризодерму, первичную кору и осевой (центральный) цилиндр.
Строение ризодермы рассматривалось в теме "Покровные ткани".

На первичную кору приходится основная масса первичных тканей корня. Ее клетки накапливают крахмал и другие вещества. Эта ткань содержит многочисленные межклетники, имеющие значение для аэрации клеток корня. Наружные клетки первичной коры, лежащие непосредственно под ризодермой, называются экзодермой. Основная масса коры (мезодерма) образована паренхимными клетками. Самый внутренний слой носит название эндодермы. Это ряд плотно сомкнутых клеток (без межклетников).
Центральный или осевой цилиндр (стела) состоит из проводящих тканей, окруженных одним или несколькими слоями клеток - перициклом.
Внутренняя часть центрального цилиндра у большинства растений занимает сплошной тяж первичной ксилемы, дающий к перициклу выступы в виде ребер. Между ними размещаются тяжи первичной флоэмы.

У двудольных и голосеменных растений уже в раннем возрасте в центральном цилиндре корня между ксилемой и флоэмой появляется камбий, деятельность которого приводит к вторичным изменениям и в конечном итоге формируется вторичная структура корня. К центру камбий откладывает клетки вторичной ксилемы, а к периферии - клетки вторичной флоэмы. В результате деятельности камбия первичная флоэма оттесняется кнаружи, а первичная ксилема остается в центре корня.

Вслед за изменениями в центральном цилиндре корня происходят изменения в коровой части. Клетки перицикла начинают делиться по всей окружности, в результате чего возникает слой клеток вторичной меристемы - феллогена (пробкового камбия). Феллоген, в свою очередь, делясь, откладывает наружу феллему, а внутрь - феллодерму. Образуется перидерма, пробковый слой которой изолирует первичную кору от центрального цилиндра. В результате вся первичная кора отмирает и постепенно сбрасывается; наружным слоем корня становится перидерма. Клетки феллодермы и остатки перицикла в дальнейшем разрастаются и составляют паренхимную зону, которую называют вторичной корой корня (рис. 2).

При развитии запасающей паренхимы главного корня происходит формирование запасающих корней или корнеплодов. Различают корнеплоды:

1. Монокамбиальные (редька, морковь) - закладывается только один слой камбия, а запасные вещества могут накапливаться либо в паренхиме ксилемы (ксилемный тип - редька), либо в паренхиме флоэмы (флоэмный тип - морковь);

2. Поликамбиальные - через определенные промежутки времени происходит заложение нового слоя камбия (свекла).

Рис. 2. Переход от первичного строения корня к вторичному:

1 - первичная флоэма, 2 - первичная ксилема, 3 - камбий, 4 - перицикл, 5 - эндодерма, 6 - мезодерма, 7 - ризодерма, 8 - экзодерма, 9 - вторичная ксилема, 10 - вторичная флоэма, 11 - вторичная кора, 12 - феллоген, 13 - феллема.

Надо отметить, что в целом корневые системы значительно менее разнообразны по сравнению с надземными организмами, в связи с тем что среда их обитания более однородна. Это не исключает того, что корневые системы изменяются под влиянием тех или иных условий. Хорошо показано влияние температуры на формирование корневых систем. Как правило, оптимальная температура для роста корневых систем несколько ниже по сравнению с ростом надземных органов того же растения. Все же сильное понижение температуры заметно тормозит рост корней и способствует образованию толстых, мясистых, мало ветвящихся корневых систем.

Большое значение для формирования корневых систем играет влажность почвы. Распределение корней по горизонтам почвы часто определяется распределением воды в почве. Обычно в первый период жизни растительного организма корневая система растет чрезвычайно интенсивно и, как следствие, скорее достигает более влажных слоев почвы. Некоторые растения развивают поверхностную корневую систему. Располагаясь близко к поверхности, сильно ветвящиеся корни перехватываются атмосферные осадки. В засушливых районах часто глубоко и мелко укореняющиеся виды растений растут рядом. Первые обеспечивают себя влагой за счет глубоких слоев почвы, вторые за счет усвоения выпадающих осадков.

Важное значение для развития корневых систем имеет аэрация . Именно недостаток кислорода является причиной плохого развития корневых систем на заболоченных почвах. Растения, приспособленные к росту на плохо аэрируемых почвах, имеют в корнях систему межклетников, которые вместе с межклетниками в стеблях и листьях составляют единую вентиляционную систему.

Большое значение имеют условия питания . Показано, что внесение фосфорных удобрений способствует углублению корневых систем, а внесение азотных удобрений – их усиленному ветвлению.



Задание 1.

Задание включает 29 тестов. К каждому из них предложено по 4 варианта ответа. Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте четкий знак " + --

а) видоизмененный побег

б) видоизмененный прилистник

в) видоизмененный лист

г) результат разрастания периферических слоев клеток стебля.

2. Аппендикс - это отросток …

а) толстой кишки

б) двенадцатиперстной кишки

в) слепой кишки

г) прямой кишки.

3. Конечные продукты метаболизма удаляются у инфузории-туфельки через…

а) порошицу

б) сократительные вакуоли

в) клеточную мембрану

г) клеточный рот (листом)

4. Процесс расщепления белков начинается в…

а) ротовой полости

б) желудке

в) тонком кишечнике

г) толстом кишечнике.

5. В центральном цилиндре корня преобладают ткани …

а) покровные

б) основные

в) запасающие

г) проводящие

а) органах пищеварения

в) тканевой жидкости

г) кожных покровах

7. Безусловные рефлексы – это такие рефлексы, которые …

а) образуются при сочетании безусловного раздражителя с условным

б) передаются потомству от родителей и как правило, сохраняются при здоровой нервной системе в течение всей жизни

в) которые возникают спонтанно, без особой необходимости и с развитием высшей нервной деятельности исчезают

г) не связаны с наследственными механизмами и проявляются без необходимых для этого условий

8. Диаметр стебля кукурузы определяется деятельностью меристемы…

а) первичной

б) вторичной

в) первичной и вторичной

г) сначала первичной, а затем вторичной.

9. Органами дыхания паука служат…

а) легочные мешки

б) трахеи

в) легочные мешки и трахеи

г) кожные покровы и легкие

10. Компонентом фоторецепторов, улавливающим световую энергию, является…

а) хрусталик

б) фермент

в) пигмент

г) фотоэлемент

11. Из зиготы у сосны образуется…

б) заросток

в) зародыш

12. Сперматозоиды и яйцеклетки у сцифоидных медуз образуются…

а) в эктодерме

б) в энтодерме

в) в мезоглее

г) в базальной мембране

13. Электрокардиограмма отражает электрическую активность…

а) всех отделов сердца

б) пейсмекера (водителя ритма) сердца

в) пейсмекера и проводящей системы сердца

г) левого предсердия и левого желудочка

14. Яблоко – плод…

а) верхний, сочный, односемянный

б) нижний, сочный, односемянный

в) верхний, сочный, многосемянный

г) нижний, сочный, многосемянный

15. Почки млекопитающих…

а) первичные

б) вторичные

в) протонефридии

г) метанефридии.

16. У плодоносящей земляники корни…

а) главные и боковые

б) боковые и придаточные

в) боковые

г) придаточные

17. Из перечисленного ниже НЕ может рассматриваться как функция пищеварительной системы человека…

а) физическая обработка пищи

б) уничтожение видовой специфичности компонентов пищи

в) освобождение энергии в процессе окисления компонентов пищи

г) антибактериальная обработка пищи

18. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная по артериям…

а) в большом круге кровообращения

б) в малом круге кровообращения

в) в воротной системе печени

г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочка сердца перекачиваться в предсердия

19. Клубень картофеля образуется…

а) на боковых корнях

б) на столонах

в) на придаточных корнях

г) на других частях растения

20. Жизненный цикл многощетинковых червей протекает…

а) с превращением, есть свободноплавающая личиночная стадия

б) без превращения, личиночных стадий нет, развитие прямое

в) с превращением, есть несколько личиночных стадий

г) у одних червей с превращением, у других - развитие прямое

21. Не образуют пневой поросли…

а) березы

г) тополя

22. Если одноклеточное простейшее амебу и эритроцит поместить в дистиллированную воду…

а) обе клетки разрушатся

в) амеба сохранится, а эритроцит погибнет

г) обе клетки сохранятся

23. Коробочка на ножке у представителей моховидных это

б) спорангий

в) гаметофит

г) спорофит

24. Кожные покровы хрящевых рыб имеют…

а) ганоидные чешуи

б) космоидные чешуи

в) костные чешуи

г) плакоидные чешуи

б) гаплоидный эндосперм и сосудистые ткани с трахеидами

в) гетероспоры и мужские гаметы без жгутиков

г) изогамия и опыление ветром.

26. В связи с жизнью на суше кровеносная система лягушки включает…

а) спинной и брюшной сосуды

б) двухкамерное сердце

в) трехкамерное сердце и 1 круг кровообращения

г) трехкамерное сердце и 2 круга кровообращения

27. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне…

а) груди и брюшка

в) головогруди

г) головогруди и брюшка

28. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме…

а) гликогена

б) глюкозы

в) крахмала

29. Для полива огорода хозяйка брала воду из ближайшего пруда. Каким гельминтом можно заразиться, если съесть плохо промытый салат с этого огорода?

а) печеночный сосальщик

б) свиной цепень

в) аскарида

г) эхинококк

Задание 2.

Задание включает 10 тестов. К каждому из них предложено несколько вариантов ответов. Выберите лишь те ответы, которые Вы считаете правильными. Около индексов правильных ответов поставьте четкий знак "+ ". В случае исправления знак "- " должен быть продублирован.

1. Для земноводных характерны следующие признаки

а) имеют только легочное дыхание

б) имеют мочевой пузырь

в) продуктом выделения являются

г) для взрослых особей характерна линька

д) грудной клетки нет

2. Для всех моховидных характерно…

а) расчленение на органы

б) размножение спорами

в) разноспоровость

г) доминирование гаметофита над спорофитом

3. Спорами размножаются…

а) сенная палочка

б) хлорелла

г) дрожжи

4. Для всех гельминтов характерно…

а) отсутствие пищеварительной системы

б) высокая интенсивность размножения

в) отсутствие органов чувств

г) гермафродитизм

д) сильно развитая половая система

5. Грибы образуют микоризу с корнями…

г) однодольных покрытосеменных

д) двудольных покрытосеменных

6. Органами прикрепления ленточных червей не являются…

а) корацидии

б) плероцеркоид

в) ботридии

г) онкосферы

д) все ответы правильные

7. В клетках хлореллы отсутствуют…

а) хлоропласты

б) глазок

в) жгутики

г) пульсирующая вакуоль

д) пиреноид

8. В норме партеногенезом размножаются…

б) дождевой червь

г) аскарида

д) палочник

9. Животные, обладающие непостоянной температурой тела, зависящей от температуры внешней среды…

а) гомойотермные

б) пойкилотермные

в) гомойосмотические

г) пойкилоосмотические

д) правильного ответа нет

10. Сердце с двумя предсердиями и одним желудочком имеют…

а) воробьи

б) лягушки

г) караси

д) саламандры

Задание 3.

Решите биологическую задачу

В 1 куб. мм. Крови козы находится 10 мл. Эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 куб. мм. - 5 млн. Эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 куб. ммтыс. Эритроцитов размером 0,02. Чья кровь - человека, лягушки или козы перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему?

Ответы

9 класс

Задание 1.

1-а. 2-в. 3-б, 4-6, 5-г, 6-а, 7-б, 8-а, 9-в, 10-в, 11-г, 12-а, 13-а, 14-г, 15-б, 16-б, 17-в, 18-б, 19-б, 20-а, 21-в, 22 - в, 23 - г, 24 - г, 25 - в, 26 - г, 27 - б, 28 - в, 29 - a.

Задание 2.

1-б, в,д, 2-б, г, 3-б, в,г, 4-б, д, 5-в, г,д, 6-а, б,г, 7-б, в, 8-в, д, 9-б, 10-б, д.

Задание 3.

За единицу времени больше всего кислорода перенесет кровь козы, затем человека и меньше всего лягушки. Общая поверхность эритроцитов у козы - 800 мм2, у человека - 650 мм2, у лягушки - 220 мм2.

Методика подсчета результатов

Задание 1. За каждый правильный ответ дается по 1 баллу, ошибки не наказываются, следовательно, максимальное количество баллов за первое задание = 29 баллов .

Задание 2. Принцип, как и в первом задании, т. е. учитываются только правильные ответы, следовательно, с учетом нескольких возможных правильных ответов в каждом вопросе задания 2, общее количество баллов по этому заданию = 23 балла.

Задание 3. За правильное решение задачи и полном ответе, т. е. есть ответ на вопрос Почему?, выставляется 8 баллов .

Суммарный результат за три задания равен 29+23+8=60 баллов.

Теоретический тур. 9 класс. Задание 1. Необходимо выбрать только один ответ .

1. Колючка боярышника - это а) видоизмененный побег б) видоизмененный прилистник в) видоизмененный лист г) результат разрастания периферических слоев клеток стебля.

2. Аппендикс - это отросток а) толстой кишки б) двенадцатиперстной кишки в) слепой кишки г) прямой кишки.

3. Конечные продукты метаболизма удаляются у инфузории-туфельки через

а) порошицу б) сократительные вакуоли в) клеточную мембрану г) клеточный рот (листом)

4. Процесс расщепления белков начинается в

а) ротовой полости б) желудке в) тонком кишечнике г) толстом кишечнике.

5. В центральном цилиндре корня преобладают ткани а)покровные б)основные в)запасающие г)проводящие

а) органах пищеварения б) крови в) тканевой жидкости г) кожных покровах

7. Безусловный рефлекс а) это такие рефлексы, которые образуются при сочетании безусловного раздражителя с условным б) это врожденные рефлексы, которые передаются потомству от родителей и как правило, сохраняются при здоровой нервной системе в течение всей жизни в) безусловными рефлексами называют такие рефлексы, которые возникают спонтанно, без особой необходимости и с развитием высшей нервной деятельности исчезают г) безусловными рефлексами называют реакции организма, которые не связаны с наследственными механизмами и проявляются без необходимых для этого условий

8. Диаметр стебля кукурузы определяется деятельностью меристемы

а) первичной б) вторичной в) первичной и вторичной г) сначала первичной, а затем вторичной.

9. Органами дыхания паука служат

а) легочные мешки б) трахеи в) легочные мешки и трахеи г) кожные покровы и легкие

10. Компонентом фоторецепторов, улавливающих световую энергию, является

а) хрусталик б) фермент в) пигмент г) фотоэлемент

11. Из зиготы у сосны образуется а) спора б) заросток в) зародыш г) семя

12. Сперматозоиды и яйцеклетки у сцифоидных медуз образуются

а) в эктодерме б) в энтодерме в) в мезоглее г) в базальной мембране

13. Электрокардиограмма отражает электрическую активность

а) всех отделов сердца б) пейсмекера (водителя ритма) сердца в) пейсмекера и проводящей системы сердца г) левого предсердия и левого желудочка

14. Яблоко - плод а) верхний, сочный, односемянный б) нижний, сочный, односемянный в) верхний, сочный, многосемянный г) нижний, сочный, многосемянный

15. Почки млекопитающих а) первичные б) вторичные в) протонефридии г) метанефридии.

16. У плодоносящей земляники корни

а) главные и боковые б) боковые и придаточные в) боковые г) придаточные

17. Из перечисленного ниже не может рассматриваться как функция пищеварительной системы человека

а) физическая обработка пищи б) уничтожение видовой специфичности компонентов пищи
в) освобождение энергии в процессе окисления компонентов пищи г) антибактериальная обработка пищи

18. У млекопитающих артериальная кровь течет по венам, а венозная по артериям а) в большом круге кровообращения б) в мартом круге кровообращения в) в воротной системе печени г) при экстрасистолярном кровообращении, когда кровь начинает из желудочка сердца перекачиваться в предсердия

19. Клубень картофеля образуется а) на боковых корнях б) на столонах в) на придаточных корнях г) на других частях растения

20. Жизненный цикл многощетинковых червей протекает

а) с превращением, есть свободноплавающая личиночная стадия б) без превращения, личиночных стадий нет, развитие прямое в) с превращением, есть несколько личиночных стадий г) у одних червей с превращением, у других - развитие прямое

21. Не образуют пневой поросли а) березы б) дубы в) сосны г) тополя

22. Если одноклеточное простейшее амебу и эритроцит поместить в дистиллированную воду

а) обе клетки разрушатся б) амеба погибнет, а эритроцит сохранится
в) амеба сохранится, а эритроцит погибнет г) обе клетки сохранятся

23. Коробочка на ножке у представителей моховидных это а) плод б) спорангий в) гаметофит г) спорофит

24. Кожные покровы хрящевых рыб имеют

а) ганоидные чешуи б) космоидные чешуи в) костные чешуи г) плакоидные чешуи

а) дифференциация споролистников у плодолистика и рыльца б) гаплоидный эндосперм и сосудистые ткани с трахеидами в) гетероспоры и мужские гаметы без жгутиков г) изогамия и опыление ветром.

26. В связи с жизнью на суше кровеносная система лягушки включает

а) спинной и брюшной сосуды б) двухкамерное сердце в) трехкамерное сердце и 1 круг кровообращения
г) трехкамерное сердце и 2 круга кровообращения

27. Для того, чтобы под действием корневого давления происходило движение ксилемного сока, растению необходимо а) достаточное содержание в почве минеральных солей б) достаточное содержание в почве воды г) все перечисленное выше

28. Крылья у насекомых находятся на спинной стороне

а) груди и брюшка б) груди в) головогруди г) головогруди и брюшка

29. Растения, как правило, запасают вещества, богатые энергией, в форме

а) гликогена б) глюкозы в) крахмала г) жира

30. Для полива огорода хозяйка брала воду из ближайшего пруда. Каким гельминтом можно заразиться, если съесть плохо промытый салат с этого огорода?

а) печеночный сосальщик б) свиной цепень в) аскарида г) эхинококк

Задание 2. Выберите лишь те ответы, которые Вы считаете правильными (от 0 до 5).

1. Для земноводных характерны следующие признаки

а) имеют только легочное дыхание б) имеют мочевой пузырь в) продуктом выделения являются г) для взрослых особей характерна линька д) грудной клетки нет

2. Для всех моховидных характерно

а) расчленение на органы б) размножение спорами в) разноспоровость г) доминирование гаметофита над спорофитом д) обитание во влажных местах суши

3. Спорами размножаются а) сенная палочка б) хлорелла в) мукор г) дрожжи д) хара

4. Для всех гельминтов характерно а) отсутствие пищеварительной системы б) высокая интенсивность размножения в) отсутствие органов чувств г) гермафродитизм д) сильно развитая половая система

5. Грибы образуют микоризу с корнями а) хвощей б) плаунов в) голосеменных г) однодольных покрытосеменных д) двудольных покрытосеменных

6. Органами прикрепления ленточных червей не являются а) корацидии б) плероцеркоид в) ботридии г) онкосферы д) все ответы правильные

7. В клетках хлореллы отсутствуют а)хлоропласты б)глазок в) жгутики г) пульсирующая вакуоль д) пиреноид

8. В норме партеногенезом размножаются а) гидра б) дождевой червь в) пчела г) аскарида д) палочник

9. Животные, обладающие непостоянной температурой тела, зависящей от температуры внешней среды

а) гомойотермные б) пойкилотермные в) гомойосмотические г) пойкилоосмотические д) правильного ответа нет

10. Сердце с двумя предсердиями и одним желудочком имеют

а) воробьи б) лягушки в) скаты г) караси д) саламандры

Задание 3.

Решите биологическую задачу

В 1 куб. мм. Крови козы находится 10 мл. Эритроцитов размером 0,004; в крови человека в 1 куб. мм. - 5 млн. Эритроцитов размером 0,007; в крови лягушки в 1 куб. мм. - 400 тыс. Эритроцитов размером 0,02. Чья кровь - человека, лягушки или козы перенесет в единицу времени больше кислорода? Почему

10 класс Задание 1. Выбрать только один ответ.

1. Плод капусты а)сухой односемянный б)сочный многосемянный в)сухой многосемянный г)сочный односемянный

2. Дыхательный центр у человека расположен в

а) продолговатом мозге б) промежуточном мозге в) коре больших полушарий г) среднем мозге

3. Органами выделения высших раков служат

а) максиллярные железы б) антеннальные железы в) коксальные железы г) мальпигиевы сосуды.

4. Для свертывания крови необходимы помимо прочего

а) ионы железа б) ионы хутора в) аскорбиновая кислота г) ионы кальция

5. Хлорелла размножается а) половым и бесполым способами б) только бесполым способом в) в благоприятных условиях бесполым способом, а в неблагоприятных половым г) другим способом.

6. В обмене углеводов в организме не участвует а) адреналин б) инсулин в) глюкагон г) гастрин

7. Большинство животных пустыни могут обходиться без воды. Источником влаги для грызунов, пресмыкающихся, некоторых крупных млекопитающих (например, верблюдов) может служить

а) химические реакции в клетках, происходящие с белками б) преобразование углеводов в) окисление жира
г) снижение уровня обмена веществ

8. Пол человека определяется а) при образовании гамет в мейозе б) при расхождении хромосом в мейозе в) при образовании зиготы (при слиянии гамет) г) при рождении ребенка

9. Колючки барбариса являются видоизменением а) листа б) побега в) корня г) цветка

10. Заболевание пеллагра связано с авитаминозом а) С б) Е в) РР г) К

11. Дрозд белобровик и певчий дрозд, обитающие в одном лесу, составляют

а) одну популяцию б) две популяции двух видов в) две популяции одного вида г) одну популяцию разных видов

12. Акромегалия возникает при гиперфункции гормона

а) адренокортикотропного б) соматотропного в) гонадотропного г) тиреотропного

13. Флоэма относится к ткани, которая является а) образовательной б) основной в) производящей г) механической.

14. В височной зоне коры головного мозга располагается высший отдел

а) вкусового анализатора б) слухового анализатора в) зрительного анализатора г) кожного анализатора

15. Гемолимфа насекомых выполняет функции

а) снабжения тканей и органов питательными веществами, резервирования питательных веществ в организме
б) выведения из гемоцеля конечных продуктов метаболизма и их экскреции в заднюю кишку
в) снабжение тканей и органов кислородом и выведение из них углекислого газа
г) снабжение тканей и органов питательными веществами и транспорт конечных продуктов метаболизма

16. Расщепление клетчатки у человека происходит в

а) желудке б) ротовой полости в) толстой кишке г) тонкой кишке

17. "Головка" чеснока - это а) видоизмененные придаточные корни б) видоизмененная система побегов в) видоизмененный побег г) видоизмененные листья

18. Желчь, выделяемая печенью, способствует а) расщеплению белков б) расщеплению углеводов в) эмульгированию жиров г) созданию условий для расщепления всех названных органических веществ

19. Рептилий от амфибий отличает а) замкнутая кровеносная система б) репродуктивные органы открываются в кишечник в) простой желудок с одним отделение г) метанефрическая почка

20. В составе белков человеческого организма встречается различных аминокислот а) 20 6) 2в) больше 20, но меньше 64 г) 64

21. Максимальная скорость распространения нервного импульса а) 30 м/сек б) 60 м/сек в) 120 м/сек г) 240 м/сек

22. В нефроне почки наименее селиктивен процесс а) секреция б) реабсорбция
в) фильтрация г) передвижение через эпителий сборного протока

23. Из перечисленных ниже органов не связан с иммунной системой а) поджелудочная железа б) лимфатические узлы в) тимус г) селезенка

24. Вирус СПИДа поражает а) Т- хелперы (лимфоциты) б) В - лимфоциты в) антигены г) все виды лимфоцитов

25. Организм человека согревается в основном за счет а) метаболизма б) мышечной дрожи в) потоотделения г) теплой одежды

26. Принадлежность крови человека к серотипам А,В,О связана с а) липидами б) углеводами в) полипептидами г) антителами

27. При голоде или во время зимней спячки запасы энергетических субстратов расходуются в следующем порядке а) жиры - белки - углеводы б) жиры - углеводы - белки в) углеводы - жиры - белки г) белки - углеводы - жиры

28. Детритная пищевая цепь а) экологическая пирамида б) цепь выедания в) цепь разложения г) пирамида чисел

29. Минеральный состав костей нарушается при недостатке витамина а) А1 б) В6 в) С г) Д

30. Эвтрофикация водоемов с плохим стоком приводит к появлению неприятного запаха, так как в результате этого процесса а) растворяется много солей хлоридов, фосфатов, нитратов
б) органические вещества, окисляясь, превращаются в такие соединения как СО 2 , Н 2 SO 4 , Н 3 РO 4
в) органические вещества восстанавливаются с помощью анаэробных бактерий, превращаясь в СН 4 , Н 3 S, NН 3 , РН 3 г) органические и неорганические продукты распада выпадают в осадок

31. Абиотический фактор, оказавшийся в процессе эволюции главным регулятором сезонных явлений в жизни растений и животных а) количество осадков б) скорость ветра в) продолжительность дня и ночи г) температура воздуха, воды, почвы

32. Главным органом, осуществляющим синтез глюкозы из молочной кислоты, является

а) почки б) печень в) селезенка г) эпителий кишечника

33. При регуляции сезонных ритмов и в процессе разработки приемов управления развитием растений при их круглогодичном выращивании на искусственном освещении, при зимней и ранней высадке цветов, для ускоренного получения рассады учитывают такой общебиологический фактор, как

а) холодовое закаливание б) суточный ритм в) фотопериодизм г) саморегуляция

34. При рассматривании предмета глаза человека непрерывно двигаются потому что

а) обеспечивается направление световых лучей на желтое пятно сетчатки б) чтобы не происходило ослепления глаза в) обеспечивается фокусировка изображения на сетчатке г) для дезадаптации зрительных нейронов

35. Термин "экология" сформулирован а) в 1900 г. б) в 1866 г. в) в 1953 г. г)в 1981 г.

36. Мониторинг окружающей (человека) среды - это а) создание наилучших условий для человека и природы
б) слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли в) совокупность процессов, связанных с охраной природы и экологией человека г) слежение за состоянием окружающей человека природной среды и предупреждение о критических ситуациях, опасных для здоровья человека и всех других живых организмов

37. У человека не встречается фермент а) ДНК - полимераза б) гексокиназа в) хитиназа г) АТФ - синтетаза

38. Определенные, сравнительно постоянные комплексы - природные сообщества, состоящие из популяций разных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, называются а) волны жизни б) биоценоз в) филогенетические ряды г) биогеоценоз

39. Прополис-это а) пчелиный клей, смесь клейких выделений, добываемых пчелами из почек различных растений б) пастообразное вещество кремовато-беловатого цвета, вырабатываемое железами рабочих пчел в качестве корма для развивающихся маточных личинок в) смесь секретов ядовитых желез жалящего аппарата пчелы
г) корм медоносных пчел из пыльцы растений, уложенный в ячейки сотов и залитый медом

40. Важнейшее свойство экологических систем, проявляющееся в том, что все разнообразные обитатели таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем

а) устойчивость б) самообновление в) приспособленность г) саморегуляция

Задание 2. . Выберите лишь те ответы, которые Вы считаете правильными..

1. Корневище можно отличить от корня по следующим признакам

а) обязательное наличие листьев, почек, междоузлий б) отсутствие корневого чехлика
в) наличие чешуек, узлов и почек г) отсутствие ризодермы д) способность зеленеть на свету

2. Возбуждение нервных клеток сопровождается а) выходом ионов Nа - из клетки б) выходом ионов Са - из клетки в) входом ионов Nа - внутрь клетки г) входом ионов К - внутрь клетки д) выходом ионов К - из клетки

3. У растений процесс фотосинтеза а)протекает только на свету б)фотолиз Н 2 О происходит в фотосистеме I в)O 2 выделяется в результате разложения CO 2 г)образуется NАДФ д)O 2 выделяется в результате разложения H 2 O

4. Из гормонов участвуют в регуляции репродуктивной функции у млекопитающих а) эстрогены б) тиреоидные гормоны в) андрогены г) гормоны мозгового слоя надпочечников д) проторакотропный гормон

5. Мозговым слоем надпочечников выделяется а) инсулин б) адреналин в) норадреналин г) кортикостероиды д) глюкокортикоиды

6. Жабры рака и рыбы являются органами а) аналогичными б) гомологичными в) дивергентными г) конвергентными д) правильного ответа нет

7. Возбуждающий постсинаптический потенциал (ВПсП) отличается от потенциала действия

а) длительностью б) амплитудой в) дальностью распределения г) временем затухания д) скоростью распределения

8.Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет

а) повышение интенсивности конкуренции растений б) понижение интенсивности конкуренции растений
в) увеличение разнообразия видов растений г) уменьшение разнообразия видов растений

9. Парниковый эффект, связанный с накоплением CO 2 , сажи и других твердых частиц

а) вызовет повышение температуры б) приведет к неблагоприятным изменениям в биосфере
в) не приведет к заметным изменениям в биосфере г) будет способствовать улучшению климата на планете
д) все перечисленное выше правильно

10. Листопад в жизни растений -

а) приспособление, направленное на уменьшение испарения воды зимой б) защита от обламывания веток снежными массами в) с листьями из растений удаляются продукты обмена г) приспособление к сезонным изменениям продолжительности дня д) освобождение места для закладки новых почек

11 . Последствия эвтрофикации водоемов а) истощение ресурсов О 2 б) истощение ресурсов СО 2
в) гибель большинства живых организмов г) накопление Н 2 S д) увеличение численности большинства организмов

а) в цикле развития преобладает спорофит б) хорошо размножаются вегетативным способом в) эндосперм диплоидный г) деревья, кусты и травянистые растения д) отсутствуют корни

13. Рост организма в наибольшей степени регулируется набором гормонов

а) гормон роста б) инсулин в) тереоидные гормоны г) половые гормоны д) вещество Р

14. В клетках человека АТФ синтезируется а) в митохондриях б) в цитоплазме в) в ядре г) в хлоропластах д) в хромопластах

15. Родные мать и отец могут быть донорами для своего ребенка

а) оба никогда б) иногда только отец в) иногда только мать г) иногда оба д) оба всегда

16. У человека белки перевариваются ферментами, которые выделяют

а) желудок б) слюнные железы в) поджелудочная железа г) печень д) тонкий кишечник

18. При спокойном выдохе воздух "покидает" легкие потому что

а) уменьшается объем грудной клетки б) сокращаются мышечные волокна в стенках легких в) диафрагма расслабляется и выпячивается в грудную полость г) расслабляются мышцы грудной клетки д) сокращаются мышцы грудной клетки

19. Гипофиз а) состоит из одной доли б) состоит из долей г) не связан с гипоталамусом д) состоит из нервных и железистых клеток

20. Кровообращение у позвоночных осуществляется по а) артериям б) артериолам в) венам г) венулам д) капиллярам

Задание 3.

1 . Ноздри у рыб не сообщаются с ротоглоткой.

2. Спорофит мхов неспособен к фотосинтезу.

3. Во время прививок вводят вакцину.

4. Всасывание питательных веществ начинается в кишечнике.

5. Пространственное распределение животных в популяциях не регулируется их поведением.

6. Растения поглощают углекислый газ только на свету.

7. Каждая природная популяция всегда однородна по генотипам особей.

8. Сукцессия - это последовательная смена экосистем, преемственно возникающих на определенном участке земной поверхности.

10. Вселение крыс и мышей в дома было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.

11 класс Задание 1.

Вам необходимо выбрать только один ответ, который Вы считаете наиболее полным и правильным.

1 . Из приведенных пар не является примером гомологичных органов

а) колючки кактуса и усики гороха б) колючки барбариса и усы земляники в) ловчие листья росянки и сочные чешуи репчатого лука г) корневища ландыша и клубни картофеля

2. "Силовыми станциями" называют следующие органоиды клеток

а)ядро б)рибосомы в)лизосомы г) митохондрии

3. Сочной у плода лимона является ткань а) проводящая б) ассимиляционная в) механическая г) покровная

4. В результате мейоза образуются разносортные гаметы, так как

а) у гомологичных хромосом различный состав б) в профазе 1 деления мейоза происходит кроссинговер
в) негомологичные хромосомы в 1 делении мейоза расходятся независимо друг от друга г) в метафазе 2 деления мейоза хромосомы расходятся независимо

5. Растения обыкновенно сохраняют энергию в форме а) гликогена б) жира в) клетчатки г) крахмала

6. У детей появляются новые признаки, не свойственные родителям потому что

а) все гаметы родителей разносортные б) при оплодотворении гаметы сливаются случайно
в) у детей родительские гены сочетаются в новых комбинациях г) одну половину генов ребенок получает от отца, а другую от матери

7. Полиморфизм, это

а) наличие в популяциях нескольких форм гена или признака б) способность изменяться в морфологическом отношении в течение жизни в) многообразие потомства г) степень выраженности признака (его экспрессия)

8. Разнообразие окраски тела водорослей вызвано

а) привлечением животных б) приспособлением к фотосинтезу в) маскировкой г) особенностями размножения

9. Из фрагментов ДНК неправильным является

а) А-Т
Г-Ц

б) Г-Т
Т-А

в) Т-А
А-Т

г) Г-Ц
Ц-Г

10. Росянка растет а) в еловом лесу б) по берегам водоемов в) на торфяных болотах г) на лугах

11. Процесс клеточного дыхания (аэробный путь превращения ПВК) происходит

а) в хлоропластах всех растительных организмов б) на мембранах эндоплазматической сети (ЭПС) и аппарата Гольджи в) на внутренней стороне наружной клеточной мембраны г) на внутренней поверхности мембран митохондрии

12. Комнатная муха может быстрее, чем человек, приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, потому что а) имеет меньшие размеры б) хорошо летает в) имеет многочисленное потомство г) имеет быструю смену поколений

13. Конвергенция возникает в результате

а) приспособительных изменений в генотипе под непосредственным влиянием среды обитания б) мутаций
в) отбора особей с полезными в данных условиях признаками из числа случайных направленных изменений
г) совокупности случайных явлений, которые сохранились благодаря соответствующим условиям существования

14. Процесс гаметогамии заключается в том, что

а) сливаются одинаковые по полу клетки разных организмов б) происходит процесс образования гамет
в) осуществляется множественное гаметообразование г) происходит слияние двух разных по полу, образованных разными особями гамет

15. В желудочках сердца крокодилов кровь по составу

а) венозная б) артериальная в) в правом желудочке венозная, в левом - артериальная г) смешанная полностью
д) частично смешанная

16. Под репаративной регенерацией понимают

а) универсальное свойство обновления тканей и органов в процессе жизни и старения клеток
б) физиологические изменения, происходящие в период дифференциации и специализации кочеток
в) восстановление органов или тканей после их насильственного повреждения г) замена отживших клеток новыми

17. Из перечисленных типов животных системой гигантских аксонов обладают

а) кишечнополостные, плоские черви, круглые черви б) плоские черви, круглые черви, кольчецы г) кольчецы, членистоногие, моллюски д) моллюски, членистоногие, хордовые

18. Основой фундаментального свойства живого - способности к воспроизведению себе подобного являются реакции

а) образование цепочки углеводов б) реакции гликолиза в) реакции матричного типа г) превращение АТФ в АДФ

19. Различия в механизме деления клеток высших растений и животных

1. Деление центромера 2. Деление цитоплазмы 3. Функция веретена при делении 4. Наличие центриолей

Правильный ответ а) 1,2 б) 1,4 в) 2,4 г) 3,4

20. Гетерозисом является а) перерождение гибридов во втором поколении б) не кратное увеличение числа хромосом в) не родственное скрещивание г) изменение, выражающееся в ускорении роста, увеличении размеров, повышении жизнестойкости и плодовитости гибридов первого поколения

21. Во время фазы общего расслабления сердца а) полулунные - открыты, створчатые - закрыты б) полулунные - открыты, створчатые - открыты в) полулунные - закрыты, створчатые - открыты г) полулунные - закрыты, створчатые - закрыты

22. Гинандроморфы-удивительные создания а) получившиеся в результате инбридинга б) потомки, подвергшиеся клонированию клеток в) особи, развившиеся в результате партеногенеза г) особи, часть тела которых имеет женское, часть - мужское строение

23. При раздражении аксона мотонейрона посередине нервный импульс будет распространяться

а) к телу нейрона б) к его окончанию в) и к телу, и к его окончанию г) не будет вообще возникать

24. Полиплоидная клетка возникает вследствие

а) модификации б) генной мутации в) хромосомной мутации г) нерасхождения хромосом

25. Способностью фагоцитировать и убивать микробов обладают а) Т - киллеры и макрофаги б) Т - киллеры, В - лимфоциты и макрофаги в) Т - лимфоциты и В - лимфоциты г) макрофаги и нейтрофилы

26. Могут ли ферменты катализировать не только прямую реакция, но и обратную?

а) да б) нет в) некоторые могут, некоторые нет г) иногда могут, а иногда нет

27. Рост организма в наибольшей степени регулируется одним из следующих наборов гормонов

а) гормон роста, тиреоидные гормоны, половые гормоны б) гормон роста, пролактин, инсулин в) гормон роста, тиролиберин, вещество Р г) гормон роста, тиреоидные гормоны

28. Примером конвергентной эволюции является пара

а) белый медведь и коала б) дуб и клен в) волк и сумчатый волк г) скунс и енот

29. Гормон роста синтезируется на рибосомах

а) шероховатого ЭПР б) свободных в) свободных и шероховатого ЭПР г) митохондриальных

30. Синтез липидов и углеводов связан со следующими структурами клеток

а) с ядром б) с гладкой эндоплазматической сетью в) с лизосомами г) с рибосомами

31. Структурная единица, ответственная за синтез определенной молекулы белка а) триплет б) ген в) нуклеотид г) АТФ

32. Морфология хромосомы определяется

а) ахроматиновым веретеном б) толщиной матрикса в) формой хромономы г) положением центромеры

33. Роль родопсина а) участвует в фотосинтезе б) участвует в регуляции углеводного обмена
в) белок мышц млекопитающих, связывающий кислород г) хромопротеид, присутствующий в палочках сетчатки глаза

34. Цикл Кребса служит для а) обезвреживания уксусной кислоты б) обеспечения дыхательной цепи восстановленными коферментами в) удаления избытка АТФ г) утилизации образующихся в ходе гликолиза восстановленных коферментов

35. Как называется процесс перехода Пре-РНК к и-РНК? а) сплайсинг б) трансляция в) секвенирование г) трансформация

36. Назовите ископаемое рода Номо, относящееся к палеотропам

а) австралопитек б) питекантроп в) синатроп г) неандерталец

37. Молярное отношение АкТиГкЦв молекуле ДНК а) 1,0 б) 0,5 в) 0,75 г) 2,0

38. Элементарным эволюционным явлением называют а) мутацииб) ненаправленное изменение частот аллелей в генофонде популяции в) естественный отбор г) длительное необратимое направленное изменение генофонда популяции

39. В мейозе делений а) 2 б) 3 в) 4 г) 1

40. Макроэрги, более богатые энергией чем АТФ а) существуют б) не существуют в) существуют только у прокариот г) существуют только у эукариот

41 . Перемещающиеся элементы ДНК в группе сцепления называются

а) транспозон б) орфоны в) олигогены г) оперон

42. Укажите среди черт строения плоских червей особенности организации, которые можно отнести к идиоадаптациям а) двусторонняя симметрия тела б) наличие крючьев и присосок в) первичная полость тела г) формирование трех зародышевых листков

43. При неполном доминировании генотипы АА в Гг появляются с вероятностью в

а)25% б)100% в)75% г) 12,5%

44. Расстояние между генами измеряется в а) морганидах б) % в) нм г) А

45. Приспособительный характер эволюции является относительным потому что

а) естественный отбор обеспечивает выживание наиболее приспособленных и преимущественное оставление ими потомства б) приспособленность видов на основе отбора соответствует лишь тем условиям среды, в которых виды длительное время обитают в) реакции организма на воздействия среды носят целенаправленный характер
г) человек вносит изменения в ход эволюции, используя искусственный отбор

47. В F 2 при полном доминировании полигибридом образуется фенотипических классов а)2n б)3n в)4n г)(3:1)n

48. Другое название репрессора а) цистрон-регулятор б) оперон в) экзон г) интрон

49. Ооцит 1 образуется из а) из оотиды б) из оогонии в) из зачатковых клеток г) из яйцеклетки

50. Укажите, при наличии какого из перечисленных факторов не может поддерживаться равновесие частот аллелей в популяциях? а) мутационный процесс идет на высоком уровне б) большая численность популяций в) внутри популяций идет свободное скрещивание г) популяция существует на ограниченной территории

Задание 2. К каждому из предложено несколько вариантов ответов .

1 . В процессе фотосинтеза НАДФ+ является а) исходным соединением (веществом) для реакций, вызываемых светом б) конечным продуктом реакций, вызываемых светом в) промежуточным продуктом реакций вызываемых светом г) исходным соединением (веществом) для фиксации углерода д) конечным продуктом фиксации углерода

2. Гипотеза, постулированная Опариным и экспериментально проверенная Миллером, заключается в следующем а) первичная атмосфера содержала молекулярный О 2 б) первичный океан содержал высокие концентрации белков и нуклеиновых кислот в) бактерии появились на Земле 3,5 млрд. лет назад г) молекулы органических веществ смогли сформиррваться абиогенно д) молекулы органических веществ вступали в физико-химическое взаимодействие

3. Прокариотические клетки имеют

а) нуклеотид б) плазмалемму в) клеточную оболочку г) рибосомы д) компартменты

4. Плазмолиз - это только тогда, когда а) тургорное давление в клетке равно нулю б) цитоплазма полностью сжалась и полностью отошла от клеточной стенки в) объем клетки уменьшается г) объем клетки максимальный д) клеточная стенка не может больше растягиваться

5. Цитоплазматическая наследственность связана с

а) митохондриями б) ядрышком в) хлоропластами г) рибосомами д) лизосомами

6. ДНК в ядре образуют комплекс с

а) гистонами б) негистоновыми белками в) РНК г) ацетилхолином д) полисахаридами

7. Отметьте положения, справедливые как для хлоропластов, так и для митохондрий,

8. В клетке рибосомы есть

а) в ядре б) в цитоплазме в) в эндоплазматической сети г) в клеточном центре д) в митохондриях

10. В клетке РНК есть в а) ядре б) цитоплазме в) митохондриях г) хлоропластах д) эндоплазматической сети

11. Чтобы сделать правильные выводы при изучении и сравнении эффективности энергии, затраченной птицами-родителями необходимо учесть следующие условия а) все птенцы во время исследования должны быть приблизительно одного размера б) все птицы-родители должны быть одинаковой массы в) гнезда должны быть рядом друг с другом г) пища должна добываться приблизительно на одинаковом расстоянии от всех гнезд д) все родители должны кормить своих птенцов примерно одинаковой по энергоемкости пищей

12. Цитокинез происходит при делении

а) растительных клеток б) животных клеток в) в профазе г) в анафазе д) в телофазе

13. Биологический прогресс в эволюции достигается

а) ароморфозом б) идиоадаптацией в) дегенерацией г) дивергенцией д) конвергенцией

14. На рибосомах шероховатой ЭПС синтезируются

а) Са + - АТФаза б) тиреотронный гормон в) лизосомные протеазы г) гормон роста д) тронсферрин

15. Из приведенного ниже доказательствами эволюции являются

а) филогенетические ряды б) биогенетический закон в) аналогии г) переходные формы д) гомологии

16. Необходимыми условиями для видообразования являются

а) поведенческие барьеры, мешающие обмену генами между популяциями б) географические барьеры; мешающие обмену генами между популяциями в) генетические барьеры, мешающие обмену генами между популяциями
г) экологические барьеры, мешающие обмену генами между популяциямид) правильного ответа нет

17. Гемералопия (неспособность видеть при слабом освещении) вызывается рецессивным геном, локализованным в Х-хромосоме. У здоровых супругов родился ребенок с этой болезнью. Решите возможно ли было такое рождение и его вероятность а) это практически невозможно б) 1/4 всех детей может быть больна в) половина всех детей может быть больна г) могут быть больны все мальчики д) может быть больна 1/2 мальчиков

18. Органами кроветворения являются а) костный мозг; тимус; лимфатические узлы б) селезенка, сердцевина надпочечников, тимус в) костный мозг, тимус, селезенка г) костный мозг, лимфатические узлы, сердцевина надпочечников д) лимфатические узлы, селезенка, печень

19. Чтобы достичь правой руки, кровь, несущая питательные вещества из кишечника должна пройти через

а) сердце (один раз) б) сердце (два раза) в) не проходит через сердце г) легкие д) печень

20. Какие из перечисленных ниже функций выполняет печень млекопитающих

а) синтез пищеварительных ферментов, поступающих затем в двенадцатиперстную кишку б) ретуляцию концентрации глюкозы и аминокислот в крови в) извлечение азота из избыточных аминокислот и образование мочи
г) синтез белков и плазмы крови д) детоксикация ядовитых веществ

Задание 3. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение.

1 . При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче и всплывет вверх.
2. Сердце человека полжизни работает, а полжизни отдыхает.
3. Имеются рыбы, у которых хорда сохраняется в течение всей жизни.
4. Жировая ткань - это один из видов соединительной ткани.
5. Первыми наземными растениями были риниофиты.
6. Ядрышко служит местом синтеза рибосомальных белков.
7. Эволюция всегда приводит к усложнению организации живых существ.
8. Коацерваты были первыми живыми организмами на Земле.
9. Партеногенез - это вариант полового размножения.
10. В живых организмах содержатся все элементы таблицы Менделеева.
11 . Все биоценозы обязательно должны включать автотрофные растения.
12. Глицин - единственная аминокислота, не имеющая оптических изомеров.
13. Освоение новых сред обитания организмами не всегда сопровождается повышением их уровня организации.
14. В клетках всех животных и растений вблизи ядра находится органоид, называемый клеточным центром.
15. Все формы изменчивости являются одним из наиболее важных эволюционных факторов.

Задание 4.

Решите задачу по генетике.

На планете Фаэтон растения триплоидны. При образовании гамет клетка, из которой они возникают, делится на три клетки. При оплодотворении сливаются три гаметы трех родительских растений. На этой планете получено F 1 от трех родителей, из которых два несут только доминантные аллели некоторого признака, а у третьего - аллели этого признака все рецессивны. Какие генотипы и в каком соотношении следует ожидать в F 2 ?

Ответы

9 класс

Задание 1.

1-а. 2-в. 3-б, 4-6, 5-г, 6-а, 7-б, 8-а, 9-в, 10-в, 11-г, 12-а, 13-а, 14-г, 15-б, 16-б, 17-в, 18-б, 19-б, 20-а, 21-в, 22 - в, 23 - г, 24 - г, 25 - в, 26 - г, 27 - г, 28 - б, 29 - в, 30 - a.

Задание 2.

1-б,в,д, 2-б,г, 3-б,в,г, 4-б,д, 5-в,г,д, 6-а,б,г, 7-б,в, 8-в,д, 9-б, 10-б,д.

Задание 3.

За единицу времени больше всего кислорода перенесет кровь козы, затем человека и меньше всего лягушки. Общая поверхность эритроцитов у козы - 800 мм 2 , у человека - 650 мм 2 , у лягушки - 220 мм 2 .

10 класс

Задание 1.

1- б, 2 - а, 3 - б, 4 -г, 5 -6, 6 -г, 7 -в, 8 -в, 9 -a, 10- в. 11- б, 12-б, 13 -в, 14 -б, 15 -г, 16- в, 17- б, 18-, 19 -г, 20 -в, 21 -в, 22-в, 23 -a, 24 -a, 25 -a, 26 -г, 27 -в, 28 -в, 29 -г. 30 -в. 31- в. 32- б, 33 - в, 34 -г, 35 -б, 36- г,37 -в, 38-в, 39-а, 40-г.

Задание 2.

1-а, б, в, г, д, 2-в, д, 3-б, д, 4-а, в, 5-б, в, 6-а, 7-а, б, в, г, д, 8-а, г, 9-а, б, 10 - а, б. в, 11- а, в, г, 12- а, в, 13- а, в, г, 14-а, б, 15-б, в, г, 16-а, в, д, 17-а, б, в, г, д, 18-а, в, г, 19-б, в, д, 20 - а, б, в, г, д.

Задание 3.

Правильные суждения: 1,2,3,4.8.

11 класс

Задание 1.

1-б, 2-г, 3-г, 4-б, 5-г, 6-в, 7-а, 8-б, 9-б, 10-в, 11-г, 12-г, 13- в, 14- г, 15- д, 16- в, 17- г, 18- в, 19- в, 20 -г, 21- в, 22-г, 23 -в, 24 -г, 25 -г, 26 -a, 27 -a, 28 -в, 29 -а, 30 -б, 31- б, 32- г, 33 -г, 34 -б, 35 -а, 36 -a, 37 -a, 38 -г, 39 -а, 40 -a, 41-a, 42-г, 43-a, 44-a, 45-б, 46-в, 47-a, 48-a, 49-б, 50-a.

Задание 2.

1-а, д, 2-г, д, 3-а, б, в, г, 4-б, 5-а, в, 6-а, б, 7-а, б, в, д, 8-б, в, д, 9-а, в, г, д, 10-а, б, в, г, 11-а, г, д, 12-а, б, д, 13-а, б, в, 14- а, в, г, д, 15- а, б, г, д. 16 -а, б, в, г, 17- б, д, 18-а, в, 19-б, г, д, 20-а, б, д,

Задание 3.

Правильные суждения: 1.2.3.4.5.9.12,13.

Задание 4.

Расщепление 26:1.

Генотипы: 8 / 27 ААА; 12 / 27 Aaa; 6 /27 Aaa; 1 / 27 aaa.


Своё Спасибо, еще не выражали..

Тренажёр для подготовки к ЕГЭ

по теме:

Корень. Строение, функции.

Видоизменения корней.

Корень. Строение, функции. Видоизменения корней .

Корень - вегетативный подземный орган растения. Он имеет радиальную симметрию, не несёт на себе листья, обладает способностью ветвиться, характеризуется неограниченным ростом. Функции корня: закрепление растения в почве, поглощение воды и минеральных веществ, синтез гормонов и ферментов, выделение продуктов метаболизма, запасание воды и питательных веществ.

Совокупность всех корней одного растения называют корневой системой. Различают два типа корневых систем (у семенных): стержневую и мочковатую. Стержневая состоит из главного корня, от которого отходят боковые корни. Встречается у голосеменных и многих покрытосеменных (главным образом у двудольных).

Мочковатая – главный корень быстро отмирает, а развиваются придаточные корни, формирующиеся на нижней части стебля, от которых отрастают боковые корни. Встречается у однодольных.

На продольном разрезе различают четыре основных зоны корня деления, роста (растяжения), всасывания и проведения. Зона деления образована меристематической тканью, клетки которой активно делятся, обеспечивая рост корня в длину. Верхушка корня покрыта корневым чехликом, который предохраняет верхушку корня от повреждения по мере продвижения корня в почве. Его клетки постоянно слущиваются. Они покрыты слизистым веществом для облегчения движения. Зона роста (растяжения) – Участок, на котором происходит рост клеток путём их растяжения. Зона всасывания покрыта корневыми волосками, которые поглощают воду и минеральные вещества из почвы. Здесь же происходит дифференциация клеток и формирование тканей. Зона проведения проводит воду и минеральные вещества в вышерасположенные органы растения. В этой зоне закладываются боковые корни.

В связи с изменением функций корня происходит его видоизменение. Образование корнеплодов и корневых клубней связано с накоплением в корне запасных веществ и воды. Корнеплод образуется из главного корня и нижнего участка стебля (свёкла, редька, морковь, репа и др.) Корневые клубни образуются из боковых и придаточных корней (батат, земляные орешки и др.).

Корни многих растений образуют с почвенными организмами симбиозы, Микориза (грибокорень) представляет собой симбиоз высшего растения и гриба. Клубеньки на корнях образуются у бобовых растений в результате их симбиоза с азотфиксирующими микроорганизмами, которые способны усваивать молекулярный азот атмосферы.

Часть 1 содержит 10 заданий (А1-А1-). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный.

Часть 1

А 1. В какой зоне корня происходит митоз?

1. зона всасывания

2. зона деления

3. зона проведения

4. зона роста

А 2. Какую из указанных функций корень не выполняет?

1. запасание воды и питательных веществ

2. синтез гормонов и ферментов

3. выделение продуктов метаболизма

4. фотосинтез

А 3. Бодяк полевой размножается

1. клубнями

2. корневищами

3. отводками

4. корневыми отпрысками

А 4. В центральном цилиндре корня преобладают ткани

1. покровные

2. основные

3. запасающие

4. проводящие

А5. Что представлает собой клубень картофеля?

1. корневище

2. корнеплод

3. сочный плод

4. видоизменённый побег

А 6. Подземный побег отличается от корня наличием у него

2. зоны роста

3. сосудов

А 7. Корнеплод- это

1. утолщённый придаточный корень

2. утолщённый главный корень

3. утолщённый стебель в основании главного побега

4. утолщённый стебель в основании главного побега и утолщённое основание главного корня

А 8. У растений из зародышевого корешка развивается:

2. главный корень

3. боковые корни

4. придаточные корни

А 9. «Головка» чеснока-это

1. видоизменённые придаточные корни

2. видоизменённая система побегов

3. видоизменённый побег

4. видоизменённые листь

А 10. Корнеплод свеклы-это видоизменённый:

2. стебель

3. корень и стебель

Часть 2 содержит 8 заданий (В1-В8): 3-свыбором трёх верных ответов из шести, 3-на соответствие, 2-на установление последовательности биологических процессов, явлений, объектов.

Часть 2

В 1. Корневище можно отличить от корня по следующим признакам:

1. обязательное наличие листьев, почек, междоузлий

2. отсутствие корневого чехлика

3. наличие чешуй, узлов и почек

4. способность зеленеть на свету

5. есть придаточные корни

6. отсутствие ризодермы

В 2. Мочковатую корневую систему имеют

2. одуванчик

5. пшеница

В 3. Грибы образуют микоризу с корнями

4. однодольных покрытосеменных

5. двудольных покрытосеменных

6. всех видов крестоцветных растений

В 4. Установите соответствие между ботаническим наименованием и органом растения

Ботаническое наименование Орган

1) клубень картофеля А. корень

2) корневище ландыша Б. побег

3) яблоко домашней яблони В. плод

4) корнеплод моркови

5) корнеплод редиса

6) тыквина огородной тыквы

7) луковица репчатого лука

В 5. Установите соответствие между характеристикой и зоной (участком) корня

Характеристика Зона корня

А. участок образован мелкими, плотно 1. зона деления

прилегающими одна к другим 2. зона всасывания

живыми клетками

Б. клетки всё время делятся

В. участок корня, на котором находятся

корневые волоски

Г. Число клеток постоянно увеличивается

Е. состоит из образовательной ткани

В 6. Клубни как производные вегетативных органов

Орган Растение

А. Клубни стеблевого происхождения 1. георгин

Б. Клубни стеблевого происхождения 2. кольраби

4. картофель

5. топинамбур

В 7. Установите последовательность участков корня, начиная с его верхушки

А. зона всасывания Г. зона роста

Б. зона деления Д. зона проведения

В. корневой чехлик

В 8. Установите последовательность действий при пикировке

1. Растение опускают в лунку и колышком прижимают почву к корням.

2. Растение поливают.

3. В грунте с помощью колышка для посадки делаются лунки глубиной 5-7 см.

4. Основной корень растения слегка обламывают, примерно на 1/3 часть.

5. Колышек аккуратно подводят под корни сеянца и вынимают его из земли, держа его за

семядольный лист.

Часть 3 содержит 6 заданий (С1-С6). На задание С 1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2- С6-полный развёрнутый ответ.

Часть 3

С 1(а). Какие органы принимают участие в образовании корнеплодов и корневых клубней?

С 1(б). Что произойдёт с корнем, если у него отрезать верхушку?

С 1(г). Для чего при пересадке рассады капусты прищипывают кончик корня?

С 2. Найди ошибки в приведённом тексте. Укажи номера предложений, в которых они сделаны, объясните их.

1. Прочность и упругость корня обеспечивает покровная ткань. 2. Рост корня в длину обеспечивают

Зона деления и зона роста. 3. Процесс всасывания осуществляют вытянутые клетки корневых

волосков. 4 . Верхушка корня покрыта корневым чехликом, образованным механической тканью.

5 . В зоне проведения находится осевой цилиндр, его образует механическая и образовательная ткань.

С 3. Какие функции выполняют различные зоны молодого корня?

С 4(а). Вода и минеральные вещества поглощаются из почвы корневыми волосками. Что же дальше происходит с этим раствором в растении?

С 4(б). Докажите, что корневище растения - видоизменённый побег.

Ответы:

Часть 1

А 1-2 А 6-1

А 2-4 А 7-4

А 3-4 А 8-2

А 4-4 А 9-2

А 5-4 А 10-3

Часть 2

В 1-2 3 4

В 2-1 3 5

В 3-3 4 5

В 4-А 4 5, Б 1 2 7, В 6 3

В 5-1 1 2 1 2 1

В 6-1 1 2 1 2 1

В 7-В Б Г А Д

В 8-3 5 4 1 2

Часть 3

С 1(а). В образовании корнеплодов принимают участие, как главный корень, так и нижние участки стебля.

Корневые клубни появляются в результате утолщения боковых и придаточных корней.

С 1(б). Рост корня в длину прекратится. У корня с оторванным кончиком образуется много боковых и

придаточных корней. Корневая система становится более мощной.

С 1(в). 1. На свету клубни картофеля зеленеют, в них образуется ядовитое вещество-соланин;

2. В тёплом помещении усиливается испарение влаги, и клубни сморщиваются и прорастают.

С 1(г). 1. Прищипывание кончика корня стимулирует рост боковых корней.

2. В результате увеличивается площадь корневого питания растений.

С 2. 1- Прочность и упругость корня обеспечивает механическая ткань. 4-Верхушка корня покрыта корневым чехликом образованным покровной тканью. 5-Осевой цилиндр образует механическая и проводящая ткань.

С 3. 1. Корневой чехлик предохраняет верхушку корня от повреждений.

2. Зона деления - клетки этой зоны всё время делятся, число их увеличивается.

3. Зона роста - клетки этой зоны вытягиваются, в результате корень растёт в длину.

4. Зона всасывания - всасывание из почвы воды и других веществ.

5. Зона проведения – по клеткам этой зоны вода с растворёнными минеральными веществами,

поглощённая корнем, перемещается к стеблю.

С 4(а). Из клеток с корневыми волосками водный раствор просачивается в клетки коры корня и,

Сначала в стебель, а по сосудам стебля к листьям растения.

С 4(б). 1. Корневище имеет узлы, в которых находятся рудиментальные листья и почки, верхушечная

почка определяет рост побега.

2. От корневища отходят придаточные корни.

3, Внутреннее анатомическое строение корневища сходно со стеблем.