Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.

Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви , является биографичным. Поразительное по глубине стихотворение было создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, среди которых была и семья Сушковых. В лавре юношу до глубины души потряс рассказ слепого нищего, пожаловавшегося на бессердечную шутку молодежи, положившей в его чашку вместо подаяния горсть камешков. Этот эпизод поэт, увидевший в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой, положил в основу стихотворения, используя его как символ человеческой безучастности и душевной глухоты. При жизни поэта оно не публиковалось, впервые же было напечатано в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».

Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.

Композиция стихотворения , включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов : просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки . Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой» . Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.

Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой . Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. Повтор частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!» .

Стихотворение написано четырехстопным ямбом , неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада ).

Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова

Как жаль, что именно Гении, особенно тонко чувствующие всё, что происходит вокруг, и вынашивающие в себе боль за себя, друзей и родных, за Родину и мир в целом, вынуждены претерпевать ужасающие страдания - и как результат, рано погибать.

К сожалению, М.Ю. Лермонтов был как раз таким гением, который, светя другим, сгорал сам - и сгорел очень рано, не разменяв и четвёртый десяток. Он не познал в жизни большого счастья - и не познал истинной любви, разделённой, чистой и нежной, а ему, поэту, чья душа была особо чувствительна, любовь была необходима, будто воздух.

Современники запомнили поэта очень ранимым, временами слишком близко принимающим всё к своему чувственному сердечку. Этого мужчину даже называли неуравновешенным, так как его настроение могло меняться, будто погода в Англии - за считанные минуты.

Быть может, талантливого поэта запомнили бы по-другому. Может, он не стал бы «Луной» русской поэзии, как его называли в противовес «солнечному» А.С. Пушкину. Может, может, может…

Однако судьба круто обошлась с юным и трепетным Мишелем, как называли его самые близкие, в том числе и бабушка, фактически вырастившая поэта. Если бы не события его юности, Лермонтов не стал бы «певцом одиночества». В какой-то степени этому «поспособствовала» красавица Екатерина Сушкова, в которую был влюблён шестнадцатилетний Мишель. Однако Михаилу Юрьевичу, как и после В.В. Маяковскому, оказалось «полезно пострадать». Как и Маяковский, Лермонтов, помучившись, мог «написать хорошие стихи» (по выражению Л. Брик). Таким стихотворением стали три катрена под общим заголовком «Нищий» - едва ли не венец любовной лирики поэта.

Если у А.С. Пушкина женщина всегда оставалась прекрасной Музой, которую поэт обожествлял в своих стихотворениях, то Лермонтов своих Муз проклинал, поскольку они не приносили ему ничего, кроме боли и безумного разочарования - в себе, в женщинах, в жизни, в любви.

«Нищий» был написал в 1830 году, и этому предшествует весьма прозаическая история: как-то Лермонтову, посетившему вместе с детьми других знатных семей Троице-Сергиеву лавру, довелось услышать рассказ слепого бедняка, просившего подаяния. Старик рассказал, что другие господа «насмеялись» над ним и положили в его чашу для пожертвований горсть мелких камешков. Поэт был настолько шокирован и удручён этой историей, что вечером того же дня практически набело написал строки «Нищего». Чуть позже к стихотворению добавится последний, наиболее значимый катрен.

Любовная тема в этом произведении раскрывается с неожиданной для поэта-романтика стороны. «Байроновское» видение проблемы неразделённой любви усугубляется ощущением одиночества, неверия во взаимопонимание между людьми. Стихотворение проникнуто болезненным состоянием измученного чувствами лирического героя; в своих страданиях он практически дошёл до крайней линии, за которой - лишь презрение к любви в целом.

Несмотря на автобиографичность произведения, Лермонтов добивается высочайшего уровня обобщения, так что адресат этого послания остаётся для читателя загадкой до тех пор, пока не примется изучать биографию автора. Поэт соединил в этом стихотворении обращение не только к конкретной женщине, но ко всей плеяде жестоких и бесчувственных красавиц, неспособных разглядеть пылкие и искренние чувства. В «Нищем» Лермонтов буквально выворачивает душу наизнанку - и он не был готов делиться с читателем такими интимными переживаниями. Так что впервые произведение было опубликовано через три года после гибели талантливейшего классика.

«Нищий» композиционно разделяется на две неравные части. Первая из них состоит их двух катренов, сюжет которых полностью повторяет сценку, описанную Лермонтову просящим милостыню стариком.

Набожный поэт нарочно вводит в повествование евангельский мотив о сыне, просящем хлеба: так, во время Нагорной проповеди Иисус говорит о просящем, что получает: пророк спрашивает, найдётся ли среди горожан хоть кто-то, кто протянет камень сыну, что просит у отца хлеба. Второй катрен служит чётким ответом на этот вопрос - увы, ответом горьким и бездушным.

Такой представляется юному Мишелю и женская любовь: это чувство, полное обид, разочарований, жестокости и коварства; об этом свидетельствует последний катрен, бессюжетный, но наполненный ярчайшими чувственными образами. Если рассматривать стихотворение в контексте биографии его автора, то можно отметить, что Екатерина Сушкова, возлюбленная будущего классика, насмехалась над чувствами пылкого юноши и не принимала его всерьёз. Спустя много лет Лермонтов отомстит барышне за ту боль, что она ему причинила, и прилюдно унизит её, обвинив в глупости и бесчувственности. Он вернёт ей камень, положенный некогда в его протянутую в мольбе руку.

Интонационно стихотворение читается слегка замедленно, даже напевно, благодаря тому, что Лермонтов выбирает для его написания четырехстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Он неслучайно вводит в текст слова книжной лексики: глад, иссохший и другие. Именно они позволяют создать особую одухотворённую картину несчастного бедняка, просящего лишь самого необходимого - хлеба.

Произведение построено на приёме развёрнутой метафоры. Евангельская картина сменяется вполне реалистичными мотивами отверженной любви. В произведении Михаил Юрьевич проводит параллель между двумя случаями чудовищного человеческого равнодушия: как нищий нуждается в хлебе, чтобы выжить, так и поэту необходима любовь. В последнем четверостишии прослеживается образ насмешки над «лучшими чувствами» лирического героя.

Особую выразительность, подчёркивающую смену настроения с элегического на обвинительное, придаёт третьему катрену повторение частицы «так». Благодаря ей гневная и в то же время обиженная речь звучит особенно выразительно и чувственно.

Несмотря на то, что строки «Нищего» проникнуты болью и разочарованием, особняком стоит мысль о ценности истинных, разделённых чувств. Лирический герой отрицает возможность насладиться любовью, однако не лишает этой возможности других.

Стихотворение «Нищий», пожалуй, можно назвать венцом любовной лирики М.Ю. Лермонтова и классическим образцом тематики любви в произведениях русской классической литературы. Поэт, обожествляя прекраснейшее из чувств, показывает, как больно разбиваются мечтания преданного и пылкого сердца о человеческую жестокость и коварство.

Михаила Юрьевича Лермонтова, как и всех остальных великих гениев, отличала очень тонкая и ранимая душа. В его ранней лирической поэзии поначалу было много боли, страданий и непонимания. Ведь он тогда еще не мог справляться со своими внезапно нахлынувшими чувствами к такому божеству, как женщина. Мишель, как его звали друзья, мог любить страстно, самоотверженно и буквально до смерти. Очень ярко и трогательно он описывает все эти переживания в своем стихотворении «Нищий». Лермонтов уже потом, в самом конце своей жизни, станет равнодушным циником, а тогда, в 16 лет, для него все еще только начиналось.

Лермонтов, «Нищий». Стихотворение о безответной любви

Одно из интереснейших и оригинальнейших стихотворений Михаила Васильевича Лермонтова - «Нищий» - было написано им 17 августа 1830 года и посвящено Екатерине Александровне Сушковой, красивой русской дворянке, покорившей его сердце. Мишелю было тогда всего шестнадцать лет, а Екатерине - восемнадцать. Она была старше, и ей казалось очень легкомысленным и нелепым отвечать на его ухаживания, поэтому она часто смеялась над неуклюжим, косолапым и курносым молодым поклонником. Но для поэта это было первое сильное и неразделенное чувство, с которым он не мог справиться. В эти минуты Лермонтов был готов, если надо, даже умереть, так было ему одиноко и нестерпимо больно.

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» говорит о том, что в основу создания сюжета легла история, которая поразила поэта до глубины души. В 1830 году поэт вместе с бабушкой, друзьями и их семьями, среди которых была и семья Сушковых, посетил Троице-Сергиеву лавру. Там он услышал от одного слепого нищего историю о том, как проходившая мимо бессердечная молодежь, решив подшутить над ним, вместо подаяния кинула ему в чашу горсть камней. В этой жестокой картине как образно мыслящий человек увидел для себя аналогию его отношений с бессердечной и жестокой Сушковой Лермонтов. «Нищий» (анализ показывает, что это и легло в основу стихотворения) символизирует людскую душевную глухоту и безучастность к бедным и несчастным. И неважно, что ты просишь в тот момент - куска хлеба или любви.

Лермонтов, «Нищий»: анализ

При жизни поэта это стихотворение не печаталось, его опубликовали уже в 1844 году в издании «Библиотека для чтения». Само название произведения отражает тему того, как подобен нищему лирический герой, которого оставили без всего. Стихотворение «Нищий» Лермонтова затрагивает тему человеческого равнодушия, проводится параллель и сравнение между двумя случаями.

Композиция стихотворения состоит из трех строф четверостишья. Две первые части составляют сюжетную линию, которая описывает случай с нищим. Лермонтов главный образ нищего описывает с помощью ярких эпитетов: иссохшийся, просящий, едва живой от голода и муки. Сюда же он включает и библейские мотивы и помещает действия к вратам «обители святой». Рука просящего вызывает ассоциацию с обычным человеческим простодушием, а камень означает жестокий и бесчувственный обман.

Метафора

Лирическое произведение «Нищий» Лермонтова в третьей части выступает как эпилог, выраженный в образной метафоре. Просящая рука символизирует душу несчастного лирического героя, который молит о взаимной любви, ему нужна она для того, чтобы жить, точно так же, как нищему кусок хлеба, чтобы не умереть с голоду. Но в ответ он получает унизительную насмешку, как нищий - камень. От этого осталась только горечь и разочарование.

Восклицательная интонация в конце произведения («Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!») еще более усиливает обличительный пафос стихотворения. Использование высокой лексики ("глада", "взор", "врата") дает некую приятную слуху мелодичность и раскрывает всю глубину чувств. Строки стихотворения полны неуемной боли и раскрывают истинность настоящей любви.

Стихотворение «Нищий» Лермонтова вошло в так называемый Сушковский цикл, так как стихотворений самой Екатерине Сушковой поэтом было посвящено немало.

Отмщение

Но Михаил Юрьевич Лермонтов не был тем всепрощающим человеком, который, отступая от своей цели, забывал о собственных обидах. Да, мстительность и решительность всегда присутствовали в его характере. Шанс отомстить ему все же в итоге подвернулся. Прошло время, около пяти лет. В 1835 году Сушкова созрела для романа с Лермонтовым, увидев его все таким же влюбленным и боготворящим ее. К тому времени он уже стал гусаром, более уверенным и смелым, умевшим ухаживать и дарить комплименты женщинам. Но теперь все это стало для него заманчивой и искусной игрой. Ему удалось влюбить в себя Екатерину Сушкову, расстроить ее свадьбу со своим другом Алексеем Лопухиным. Потом он прилюдно унизил ее и объявил, что она смешна и ему более неинтересна. Вот такая была месть за все то, что когда-то чуть не убило его и заставило сильно страдать.

Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга. Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:

«...Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья...»

Безответность своих чувств он изображает в строках:

«...Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,...»

Кусок данном случае, - это метафора, обозначающая чувства поэта, а "взор" излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии, послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:

«...Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;...»

Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:

«...Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Когда было написано данное "признание", молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.

По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними...». По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.

Вариант 2

Делай людям добро, и оно к тебе вернётся, так гласит народная мудрость. Ведь каждому человеку хочется получать ответ взаимности за свои хорошие поступки и чувства. Но как больно и обидно получать обратное. Тогда наступают моменты разочарования и огорчения.

Примером такого случая является стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». В него автор вложил очень глубокий и двоякий смысл. Поводом для написания этого стихотворения послужил реальный случай из его жизни. Сам по себе поэт был не сильно верующим человеком. Однако он считал, что церковь и все святые места воспитывают терпение и покорность человеческой души, чего ему и не хватало в жизни. Поэтому он в свои короткие отпуска старался посещать храмы и обители святыни. В такие поездки он всегда брал с собой женщину, которую он любил долгие годы, но которая так и не стала его спутницей жизни. Сюжет стихотворения нам обрисовывает картину, которую увидел автор. У ворот святой обители стоял просящий подаяния. Он был иссохший, чуть живой, его весь облик напоминал не живого человека, а скорее живую маску. Это значит, в нем не было ни капли жизни, от жажды и страданья его взор словно окаменел и стал маской.

Описывая образ просящего, поэт одновременно подразумевает себя. Внешний вид нищего он сравнивает с внутренним миром себя. На тот момент у него было точно такое же душевное состояние от безответной любви женщины, которую он ждал долгие годы. А она только играла его чувствами и заставляла ждать, давала только обещания, которые никогда не выполняла. Но главным поводом разочарования в любимой для поэта стал необъяснимый поступок этой женщины. Она ради шутки положила в руку просящего подаяния камень, конечно же, в дальнейшем она это отрицала. Этим самым она «бросила» камень и в душу автора, в его искренние чувства. Это поставило точку в постоянном ожидании и надеждах автора, что когда-нибудь они будут вместе. Поэт понял, что эта женщина не та, за которую себя выдавала.

В данном стихотворении поэт совместил два смысла. В первых двух строфах он описывает увиденного нищего, а в последней – он высказывает о том, что чувствует. Как он ждал, молил о любви, но его лучшие чувства оказались обмануты навек. Сразу становится понятно, что автор обращается к конкретному человеку, потому что в конце употребляет выражение «чувства обмануты тобою».

Анализ 3

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.

Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.

Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.

Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.

При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку - одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс

    Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

Стихотворение Нищий напишет в 1830 году. Это был период, когда поэт был безумно влюблен в Сушкову. Вот только избранница не отвечала ему взаимностью и насмехалась, называя ребенком. А ведь в то время Лермонтов был младше дамы своего сердца всего на два года. А тут еще и реальная встреча с нищим у Троицко-Сергиевской лавры, где поэт услышал историю, как вместо монет в кружку кто-то бросил нищему камни. Вот и возникает у Лермонтова идея сопоставить отвергнутого лирического героя с нищим, которого так жестоко осмеяли люди. Как раз именно Сушковой и посвящает свое стихотворение М.Ю. Лермонтов.

В нашем стихотворения стоит отметить, что по жанру это может быть как элегия, где чувствуются ноты печали, так и жалоба, в которой также видны черты притчи. В сюжете стиха автор сравнивает своего лирического героя с нищим. Тот стоял у врат обители, был исхудавшим и обессиленным. Он просил у прохожих хлеба, но кто-то вместо еды положил в протянутую руку камень. Вот так с протянутой рукой его герой выпрашивает любовь у своей избранницы. Она же не обращает внимание ни на слезы, ни на мольбы, ни на тоску в его глазах. Лишь насмехается над ним, тем самым обманывая лучшие чувства влюбленного героя.

В этом небольшом произведении автор затрагивает сразу несколько тем. Это и обман, в котором проявляется бесчеловечность. Люди жестоки по отношению к нищему и бесчувственна к лирическому герою его избранница, пренебрежительно относясь к чувствам влюбленного. Затронута здесь и тема любви, где герой открывает свои чувства, обнажает их не для того, чтобы получить в ответ лишь насмешку. Ведь в итоге он оказался похож на того самого нищего, что вымаливает ответные чувства у избранницы.

В своем стихотворении Лермонтов призывает к милосердию и просит дам забыть о своем высокомерии. Но ни в коем случае поэт не просит жалости, подменяя этим чувством истинную любовь. Нищий просит о малом: подобрать правильные слова для объяснений и не играть чувствами других людей, заставляя их страдать и разочаровываться.