МБОУ « Усть-Удинская СОШ№ 2»

Урок по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета

Учитель русского языка и литературы Крыс Ольга Анатольевна

Урок – интернет по теме: «Любовь и природа в творчестве А.А. Фета»

Пояснительная записка

Предмет

Литература

Класс

Название курса

Литература

Название раздела

Творчество А.А. Фета

Роль и место данной темы в курсе

Тема изучается в 10 классе в течение двух уроков в разделе « Творчество А.А.Фета» и призвана познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А.Фета, сформировать у учащихся общее представление о природе и любви в лирике А.А. Фета.

Перечень уроков по данной теме

Тема урока 1: Любовь и природа в творчестве А.А. Фета.

Тема урока 2: Урок – опровержение. А.А.Фет и эстетика « чистого искусства».

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках

На предыдущих уроках изучались:

Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.

Основные мотивы Ф.И. Тютчева.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов:

Цифровые образовательные ресурсы в данной теме используются для поиска и систематизации информации об основных этапах жизни и творчества А.А. Фета, для подготовки выступлений учащихся на уроке. Учащиеся используют Интернет для поиска информации, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для подготовки выступлений.

Использование компьютера при подготовке учителя к уроку

Учитель использует Интернет, программы Microsoft Word и Microsoft Power Point для помощи ученикам в процессе их самостоятельной работы.

Средства обучения

Компьютеры, принтеры, проекционная аппаратура.

Межпредметные связи на уроке

Музыка: Романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета « На заре ты ее не буди»

Изобразительное искусство: Портрет А.А. Фета, С.А. Толстой, Т.А. Кузминской.

Отличительные особенности данного урока

Самостоятельный поиск, отбор и систематизация информации

Работа учителя на уроке

    Постановка учебных задач.

    Организация самостоятельной работы учащихся с использованием компьютера.

    Консультирование учащихся в процессе самостоятельной работы.

    Подведение итогов и оценка работы.

Описание деятельности учащихся

Учащиеся распределяются по группам:

1 группа изучает основные этапы жизни и творчества А.А. Фета.

2 группа изучает тему природы в лирике А.А. Фета.

3 группа рассматривает тему любви в творчестве поэта.

Каждая группа готовит выступление и компьютерную презентацию по своей теме, пользуясь ресурсами Интернет и программами Microsoft Word и Microsoft Power Point . Отчет о проделанной работе.

Ожидаемые результаты обучения

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Умение готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Конспект урока

Урок 1

Тема урока. Любовь и природа в творчестве А.А. Фета

Цели урока по содержанию:

Образовательная: Познакомить с основными этапами жизни и творчества А.А. Фета.

Раскрыть тему природы и любви в лирике А.А. Фета.

Развивающая: совершенствовать навыки работы с компьютером, умение находить, отбирать и систематизировать информацию, формулировать и аргументировать мысль, связно излагать информацию, готовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point

Воспитательная: формировать в детях любовь к прекрасному, уважение к человеку, чувства сострадания и сопереживания. Вызвать интерес к поэзии, так как именно в ней наиболее ярко выражен внутренний мир человека, личные чувства, учить понимать и читать с душой.

Технология: информационно-коммуникативные, групповая работа.

Ход урока

Эпиграф:

Но в стихе умиленном найдешь

Эту вечно душистую розу…

А.А. Фет

Основные этапы жизни и творчества поэта.

Звучит романс П.И. Чайковского на слова А.А. Фета «На заре ты ее не буди». ».

1. Вступительная беседа по вопросам.

Что вы знаете об А.А. Фете?

Какие стихи читали, учили?

О чем пишет поэт?

2. Сообщение учителя об А.А. Фете.

И личность, и судьба, и творческая биография А.А. Фета необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Чистая поэзия, далекая от реалий жизни, тонкий лиризм и жизненный практицизм, жизнь поэта полная драматизма и противоречий, часто неожиданная в своем движении и переходах – все эти парадоксы переплетаются в одном человеке, вызывая к нему неоднозначное отношение.

Популярность А.Фета и сейчас велика. Современный читатель несомненно испытывает интерес к его стихам. Как это соотнести с неприятием поэзии А.Фета демократическим читателем в 60 –е годы XIX века.

А может быть, не давать однозначный ответ, а просто вчитываясь а музыкальные строки и размышления над фактами жизни, любви и смерти, как непостижимыми тайнами природы человеческой сущности. Каждому постараться найти ответы в стихах поэта на многие волнующие вопросы бытия

Нельзя говорить о своеобразии творчества А.Фета, не сказав о его жизни.

2. Работа в группах

1группа.

Задание: Составить презентацию о жизни и творчестве А.А. Фета.

Тема любви и природы в лирике А.А. Фета.

Природа в творчестве А.А. Фета.

Любовь и природа – любимые темы А.Фета. Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А. Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник – пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые и новые оттенки и звуки.

2 группа

Задание. Проанализировать, своеобразие природы в лирике А.А. Фета?

Чем является для поэта природа? Анализ стихотворения.

Стихотворение « Я пришел к тебе с приветом»…

Стихотворение « Вечер»

Стихотворение « Еще майская ночь»

Стихотворение « Чудная картина»

Стихотворение» Учись у них – у дуба, у березы»

Стихотворение « Есть ночи зимней блеск и сила...»

3 группа.

Задание: Познакомиться с любовной лирикой А.А. Фета. Произвести анализ одного из понравившихся стихотворений о любви.

C тихотворения А.А. Фета о любви.

По – пушкински возвышенными и мудрыми были стихи А.Фета о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Как у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все – таки земными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении « Призыв к любимой Бетховена»

Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о природе.

2 группа

3 группа

Распечатка теоретического материала и плана анализа поэтического текста о любви.

Групповая работа

Организатор, консультант

Наблюдение за работой учащихся, консультирование, обеспечение самостоятельности выполнения

Промежуточный контроль

Контроль выполнения работы слабыми учащимися

ЭТАП 3

Заключительный этап

Цель

Проверка выполнения работы в группах

Формирование УУД

личностные:

Оценивать результат учебной деятельности.

Регулятивные:

Соотносить полученный результат с поставленной целью.

Длительность этапа

14 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Отчет о проделанной работе

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальные выступления

Функции преподавателя на данном этапе

Отслеживание результатов, замечания, предложения

Основные виды деятельности преподавателя

Объяснение, дополнения

Итоговый контроль

Проверка, оценивание, подведение итогов

Домашнее задание

Формирование УУД

личностные: стремление к речевому самосовершенствованию;

регулятивные: саморегуляция.

Список использованной литературы:

Интернет ресурсы:

Отчет о проделанной работе второй группы.

Своеобразие природы в лирике А.А. Фета?

Чем является для поэта природа?

Неброская красота русской природы отражена в поэзии своеобразно. А.А.Фет замечает неуловимые ее переходные состояния: как художник-пейзажист, он «рисует» словами, находя все новые оттенки и звуки.

Для поэта природа – источник радости, философского оптимизма и неожиданных открытий.

Фет видел в природе то совершенство, ту гармонию, которой так не хватало ему в жизни, в сфере человеческих отношений.

1.Создание переменчивых, контрастных картин природы (особенно «день» и «ночь»).

2.Попытка проникновения в тайну противоречивого единства природы и человека.

3.Размышления о божественном начале Вселенной.

4.Ощущение того, что природное явление или событие сходно с происходящим в душе у человека.

5.Простота словесного воплощения, отточенные поэтические фразы в лирике.

6.Пейзажно-философская лирика.

7.Человек в мире и его судьба.

8.Лирика проникнута восторгом перед величием, красотой, бесконечностью, многообразием природы.

9.Неожиданность эпитетов и метафор, передающих столкновение и игру природных сил.

3 группа.

Анализ стихотворения о любви.

Анализ стихотворения

« На заре ты ее не буди»

Это стихотворение - одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших романсов о любви. Тема старая, вечная. Самой большой любовью всей жизни Фета была Мария Лазич. Стихотворение «На заре ты ее не буди...» овеяно чистой, искренней, нежной любовью к возлюбленной.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

В этом четверостишии наравне с «ней» действует природа. Поэт употребил анафору «на заре» с целью показать, как неразрывны для него и природа. Утро у Фета оживлено, оно дышит на груди, то есть у сердца девушки. В женщине Фета больше всего привлекали волосы:

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

Любопытно здесь то, что поэт пишет не о черных косах, а о том, что они, чернеясь, бегут. Этим он показывает их переливчатость, пластичность, мягкость. Следя за развитием сюжета, мы обнаруживаем луну. Луна, как известно, - символ разлуки, и она часто присутствует в стихотворениях о «ней».

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистел соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Это четверостишие навевает грусть, даже страх. Чем ярче разгоралась луна, тем ей становилось хуже. Как будто, умирая, она уходила все дальше и дальше.

В языке стихотворения можно отметить олицетворения луна играла, сердце билось

Анализ стихотворения « Сияла ночь»

Стихотворение «Сияла ночь…» – одно из лучших лирических произведений Фета. Более того, это один из лучших образцов русской любовной лирики. Стихотворение посвящено молодой, обаятельной девушке, которая вошла в историю не только благодаря стихотворению Фета, он была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. Стихотворение Фета не о чувстве Фета к милой Танечке Берс, а о высокой человеческой любви. В лирической пьесе «Сияла ночь…» темы любви и искусства слиты воедино. Любовь для Фета – самое прекрасное в человеческой жизни. И искусство – самое прекрасное. Стихотворение – о вдвойне прекрасном, о самой полной красоте.

Стихотворение написано шестистопным ямбом.

Удивительно по яркой выразительности и зримости, наглядности уже само начало стихотворения. Та картина, которой открывается лирическая пьеса, ощутима чувствами и незабываема. Живо видишь затемненную гостиницу и за ее окнами сад – полный ночной свежести, лунного света и сияния. И слышишь музыку, тем более удивительную и поражающую наше воображение, что о музыке в первой строфе прямо ничего не говорится. Зато говорится о рояле: «Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали…» За этим образом мы видим не только сам рояль, но и слышим звуки, которые исходят из него. Поэт рисует предмет и, подталкивая наше воображение, заставляет нас увидеть и услышать то, что с ним связано. Мы сами это услышали, поэт не говорил нам об этом – и мы благодарны ему, что он совершил такое чудо: заставил нас услышать, помог нам без прямых словесных обозначений Его стихам особую силу придает сочетание слов, комбинации гласных и согласных, аллитерация, внутреннее созвучие. Звуковые повторы присутствуют в стихотворении:

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног…

Стихотворение «Сияла ночь…», как и многие стихотворения Фета, отличается стройностью тона и стройностью композиции. Одно вытекает из другого, последующее продолжает и развивает предыдущее. Лирическое повествование идет с нарастанием: нарастает чувство. Такого рода стиховые композиции производят особенно сильное впечатление. Слова в фетовском стихотворении – движущиеся; движение слов и звуков происходит строго в одном направлении – к лирическому итогу:

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой…

Последние четыре строки стиха – это и музыкальное, эмоциональное, и смысловое завершение стихотворения. Это последняя и высшая точка лирического сюжета. И это – слава и прекрасному в жизни, и прекрасному в искусстве.


В. Брюсов посвятил поэту специальную статью «А. А. Фет. Искусство или жизнь» (1903 г.) Эпиграфом к ней были слова Фета: «Стану буйства я жизни живым отголоском». По словам Брюсова, Фет прославлял величие человека: «Какие бы великие притязания ни высказывала поэзия, она не могла бы сделать большего, как выразить человеческую душу».










«Печальная береза...» Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она. Как гроздья винограда, Ветвей концы висят,- И радостен для взгляда Весь траурный наряд. Люблю игру денницы Я замечать на ней, И жаль мне, если птицы Стряхнут красу ветвей. 1842


Осень Как грустны сумрачные дни Беззвучной осени и хладной! Какой истомой безотрадной К нам в душу просятся они! Но есть и дни, когда в крови Золотолиственных уборов Горящих осень ищет взоров И знойных прихотей любви. Молчит стыдливая печаль, Лишь вызывающее слышно, И, замирающей так пышно, Ей ничего уже не жаль


«Я пришел к тебе с приветом...» Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь - но только песня зреет. 1843


Верность природе как источнику поэтического вдохновения приветствовал Ф. И. Тютчев в стихотворении, адресованном А. А. Фету: Иным достался от природы Инстинкт пророчески-слепой: Они им чуют, слышат воды И в тёмной глубине земной Великой матерью любимой, Стократ завиден твой удел: Не раз под оболочкой зримой Ты самое узрел.


В 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека и природы. Фет создаёт целые циклы стихов «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «вечера и ночи», «Море». Пейзажи в этих стихах выражают состояние человеческой души. Растворяясь в природе, герой Фета обретает возможность видеть прекрасную душу природы. Это счастье – чувство единства с природой: Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдёт Раскрываются тихо листы, И я слышу, как сердце цветёт.


Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через природу Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке. В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы». Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слёзы, И треснула, сжимаяся кора. Всё злей метель и с каждою минутой Сердито рвёт последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты! Но верь весне. Её примчится гений, Опять теплом и жизнию дыша, Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.




Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными женщинами, вдохновившими его на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту. Особенно ярко эта фотография женской красоты воплощена в стихотворении «Призыв к любимой Бетховена» Пойми хоть раз тоскливое признанье, Хоть раз услышь души молящей стон! Я пред тобой, прекрасное созданье, Безвестных сил дыханьем окрылён. Я образ твой ловлю перед разлукой, Я полон им, и млею, и дрожу, И, без тебя томясь предсмертной мукой, Своей тоской, как счастьем, дорожу. Её пою, во прах упасть готовой. Ты предо мной стоишь как божество – И я блажен; и в каждой муке новой Твоей красы предвижу торжество…


22 мая 1891 года Софья Толстая писала в своём дневнике: « Был Фет с женой, читал стихи, - всё любовь и любовь… Ему 70 лет, но своей вечно живой и вечно поющей лирикой он всегда пробуждает во мне поэтические и несвоевременно молодые мысли и чувства. Пусть несвоевременно…но всё же хорошо и невинно»


Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь, Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!




ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Современники Фета неоднократно отмечали узость его тематики и, в зависимости от собственного понимания задач поэзии, порицали его за это или, напротив, находили естественным, законным. Так, М.Е. Салтыков-Щедрин (в рецензии на сборник «Стихотворения А.Фета», 1863 г.) писал с явной иронией: «Поэтическую трапезу г. Фета, за весьма редкими исключениями, составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, утро зимнее; затем: кончик ножки, душистый локон, прекрасные плечи. Понятно, что такими кушаньями не объешься, какие бы соусы к ним ни придумывались». Но, тем не менее, стихи Фета привлекают чем-то новым, небывалым.

В чем же своеобразие, новаторство Фета в освещении вечных тем? Какие образы и имена дает он для обозначения состояний души, до него не воплощенных, не выраженных в слове? Ведь «сердце читателя волнуется от уменья поэта ловить неуловимое, давать образ тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолетным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия» (Дружинин А.В., «Прекрасное и вечное»).

Казалось бы, Фет пишет о том, что давно ведомо всем и каждому, к тому же явно не стремится к обновлению поэтического словаря, стихи изобилуют традиционнейшими «поэтизмами»: заря, роза, соловей, звезды. Но об обычном Фет пишет необычно (см. стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты ее не буди…»). В его стихах чувствуется музыкальность, тактичность, ритмическое разнообразие. Стихи Фета хорошо подтверждают родственность лирики и музыки: например, в них используются многообразные повторы (столь характерные для музыкальных композиций). «Немногие из ныне живущих служителей Аполлона до такой степени разумеют значение музыки слов, немногие умеют выбирать столь удачно размер для своих стихотворений. В этом отношении наш поэт чуток и тонок. У него есть вещи, бьющие в цель по одной только музыке» (Дружинин А.В., «Прекрасное и вечное»). Очень многие стихи Фета были положены на музыку. Так, широко известны романсы П. Булахова («Только станет смеркаться немножко…», «Молчали листья, звезды рдели…»), П.И. Чайковского («Уноси мое сердце в звенящую даль…», «Мой гений, мой ангел, мой друг…»), С.В. Рахманинова («Какое счастие: и ночь, и мы одни!…», «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…») и другие.

Богат метрический репертуар Фета, использующего все размеры и их различные ритмические вариации. Но ямбы, хореи и трехсложники используют очень разные поэты. Почему же именно стихи Фета столь близки, столь родственны музыке?


У Фета немало стихотворений, где он продолжает любимую тему романтиков – невозможность выразить свою душу в слове (вспомним Жуковского, его «Невыразимое»). Таковы, в частности, стихотворения «Как мошки зарею…», «Поделись живыми снами…», «Какие-то носятся звуки…», «Я тебе ничего не скажу…». Уже столь частое обращение поэта к теме «невыразимого» подчеркивает важность для него стиха как звучащей и мелодичной речи («Поделись живыми снами, / Говори душе моей; / Что не выскажешь словами - / Звуком на душу навей» ).

У Фета есть и стихотворения, непосредственно посвященные музыке и пению. Одно из них – «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…». Раскрытый рояль, дрожащие струны, раскрытые сердца – метафорическое значение слов явно вытесняет номинативное, рояль тоже имеет душу, сердце.

Литература, и даже ее лирический род, не может непосредственно передать пение, музыку, у нее другой «язык». Но то, как воздействуют музыка и пение на слушателя, именно литература и может передать.

СТИХИ


  • «Только станет смеркаться немножко…»

Только станет смеркаться немножко,

Буду ждать, не дрогнет ли звонок,

Приходи, моя милая крошка,

Приходи посидеть вечерок.
Потушу перед зеркалом свечи, -

От камина светло и тепло;

Стану слушать веселые речи,

Чтобы вновь на душе отлегло.


Стану слушать те детские грезы,

Для которых - всё блеск впереди;

Каждый раз благодарные слезы

У меня закипают в груди.


До зари осторожной рукою

Вновь платок твой узлом завяжу,

И вдоль стен, озаренных луною,

Я тебя до ворот провожу.


  • «Молчали листья, звезды рдели…»

Молчали листья, звезды рдели.


И в этот час
С тобой на звезды мы глядели,
Они - на нас.

Когда всё небо так глядится


В живую грудь,
Как в этой груди затаится
Хоть что-нибудь?

Всё, что хранит и будит силу


Во всем живом,
Всё, что уносится в могилу
От всех тайком,

Что чище звезд, пугливей ночи,


Страшнее тьмы,
Тогда, взглянув друг другу в очи,
Сказали мы.

  • Певице («Уноси мое сердце в звенящую даль…»)

Уноси мое сердце в звенящую даль,


Где как месяц за рощей печаль;
В этих звуках на жаркие слезы твои
Кротко светит улыбка любви.

О дитя! как легко средь незримых зыбей
Доверяться мне песне твоей:
Выше, выше плыву серебристым путем,
Будто шаткая тень за крылом...

Уноси ж мое сердце в звенящую даль,
Где кротка, как улыбка, печаль,
И всё выше помчусь серебристым путем
Я, как шаткая тень за крылом.


  • «Мой гений, мой ангел, мой друг…»

Не здесь ли ты легкою тенью,


Мой гений, мой ангел, мой друг,
Беседуешь тихо со мною
И тихо летаешь вокруг?

И робким даришь вдохновеньем,


И сладкий врачуешь недуг,
И тихим даришь сновиденьем,
Мой гений, мой ангел, мой друг...

  • «Какое счастие: и ночь, и мы одни!…»

Какое счастие: и ночь, и мы одни!


Река - как зеркало и вся блестит звездами;
А там-то... голову закинь-ка да взгляни:
Какая глубина и чистота над нами!

О, называй меня безумным! Назови
Чем хочешь; в этот миг я разумом слабею
И в сердце чувствую такой прилив любви,
Что не могу молчать, не стану, не умею!

Я болен, я влюблен; но, мучась и любя -
О слушай! о пойми! - я страсти не скрываю,
И я хочу сказать, что я люблю тебя -
Тебя, одну тебя люблю я и желаю!


  • «О, долго буду я в молчаньи ночи тайной…»
О, долго буду я, в молчаньи ночи тайной,

Коварный лепет твой, улыбку, взор случайный,

Перстам послушную волос густую прядь

Из мыслей изгонять и снова призывать;


Дыша порывисто, один, никем не зримый,

Досады и стыда румянами палимый,

Искать хотя одной загадочной черты

В словах, которые произносила ты;


Шептать и поправлять былые выраженья

Речей моих с тобой, исполненных смущенья,

И в опьянении, наперекор уму,

Заветным именем будить ночную мглу.


  • «Как мошки зарею…»

Как мошки зарею,

Крылатые звуки толпятся;

С любимой мечтою

Не хочется сердцу расстаться.
Но цвет вдохновенья

Печален средь будничных терний;

Былое стремленье

Далеко, как выстрел вечерний.


Но память былого

Все крадется в сердце тревожно...

О, если б без слова

Сказаться душой было можно!


  • «Поделись живыми снами…»

Говори душе моей;
Что не выскажешь словами -
Звуком нà душу навей.

  • «Какие-то носятся звуки…»

Какие-то носятся звуки


И льнут к моему изголовью
Полны они томной разлуки,
Дрожат небывалой любовью...

Казалось бы, что ж? Отзвучала


Последняя нежная ласка,
По улице пыль пробежала,
Почтовая скрылась коляска...

И только... Но песня разлуки


Несбыточной дразнит любовью,
И носятся светлые звуки,
И льнут к моему изголовью...

  • «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнию твоей.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна – любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.


И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь.


Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!


  • «Я тебе ничего не скажу…»

Я тебе ничего не скажу


И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,


Но лишь солнце за рощу зайдёт,

Раскрываются тихо листы,


И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь


Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
  • Шарманщик

К окну я в потемках приник -

Ну, право, нельзя неуместней:

Опять в переулке старик

С своей неотвязною песней!
Те звуки свистят и поют

Нескладно – тоскливо - неловки...

Встают предо мною, встают

За рамой две светлых головки.


Над ними поверхность стекла

При месяце ярко - кристальна.

Одна так резво - весела,

Другая так томно - печальна.


И - старая песня! - с тоской

Мы прошлое нежно лелеем,

И жаль мне и той и другой,

И рад я сердечно обеим.


Меж них в промежутке видна

Еще голова молодая, -

И всё он хорош, как одна,

И всё он грустит, как другая.


Он предан навеки одной

И грусти терзаем приманкой...

Уйдешь ли ты, гаер седой,

С твоей неотвязной шарманкой?..


  • Anruf an die Geliebte Бетховена

Пойми хоть раз тоскливое признанье,

Хоть раз услышь души молящей стон!

Я пред тобой, прекрасное созданье,

Безвестных сил дыханьем окрылен.

Я образ твой ловлю перед разлукой,

Я, полон им, и млею, и дрожу,

И, без тебя томясь предсмертной мукой,

Своей тоской, как счастьем, дорожу.

Ее пою, во прах упасть готовой.

Ты предо мной стоишь как божество -

И я блажен; я в каждой муке новой

Цели:

  • познакомить с некоторыми эпизодами личной жизни замечательных русских поэтов и их отражением в поэтических произведениях;
  • открыть для себя этих поэтов как авторов стихов о любви, помочь учащимся увидеть образы возлюбленных поэтов;
  • эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: портреты поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, музыкальные записи, свечи.

Форма проведения: гостиная.

Методические приемы: рассказ учителя, чтение стихов и комментарии к ним, сообщения учащихся, прослушивание романсов.

Эпиграф:




Слезах любви…

В. Шекспир

ХОД УРОКА

1-й ученик:

Все начинается с любви…
Твердят:
«Вначале
было
слово!»
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!

2-й ученик:

Все начинается с любви:
И озаренье,
и работа,
Глаза цветов,
Глаза ребенка –
Все начинается с любви.

1-й ученик:

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть –
родная
и вечная
сестра любви.

2-й ученик:

Все начинается с любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
все начинается с любви

1-й ученик:

Весна шепнет тебе:
«Живи…»
И ты от шепота качнешься,
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается с любви.

Учитель: Этими замечательными строчками поэта Роберта Рождественского мы начинаем урок «Любовь в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета». Прав был великий В. Шекспир, утверждая:

На всей земле не встретите поэта,
Дерзнувшего приняться за перо,
Не обмакнув его сперва в прекрасных
Слезах любви…

– Урок состоит из двух частей. В первой части мы расскажем о любви поэтов XIX века Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Во второй – прочтем свои любимые строки о любви.

Федор Иванович Тютчев. Одной из центральных в его зрелом творчестве стала тема любви, она отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий, разочарований.
В 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон, хотя незадолго до женитьбы был увлечен Амалией Лерхенфельд, которой посвятил позднее стихотворение, ставшее популярным романсом.

Звучит романс «Я встретил Вас – и все былое…»

Через 7 лет начался роман Тютчева с Эрнестиной Дернберг. После нервного и физического потрясения (пожар на пароходе, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию) умирает жена Тютчева. По семейному преданию «Тютчев, проведя ночь у гроба первой жены, поседел от горя». Позднее Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дернберг. Когда Тютчеву было 47 лет, началось новое любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом.

Ученик: Любовь в лирике Тютчева – это всегда роковая страсть, которая может стать причиной гибели одного из любящих, и жертвой чаще всего оказывается женщина. Однако, несмотря на опасность разрушения, которую несет в себе любовь, поэт воспринимает ее как счастье. О такой любви рассказывает «Денисьевский цикл», который посвящен Елене Александровне Денисьевой, последней любви поэта.

Еще стремлюсь к тебе душой –
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он передо мной везде, всегда,
Непостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…

Учитель: Тютчеву 47 лет, Денисьевой – 24, она училась в Смольном институте с дочерьми Тютчева. Они любили друг друга, 14 лет были связаны узами гражданского брака и двумя детьми до смерти Денисьевой. Сложность ситуации состояла в том, что Тютчев по-прежнему любил вторую жену Эрнестину, семью. В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Ученик: Это была и счастливая, и тяжелая любовь. Любовь, приобретшая в глазах петербургского света интерес скандала; любовь, закрывшая молодой женщине из хорошей семьи двери тех домов, где прежде она бывала желанной гостьей; любовь, заставившая отца Денисьевой отказаться от дочери; любовь, мучившая Тютчева сознанием своей виновности.

Стихотворение «Я очи знал, – о, эти очи!..».

Ученик: Под влиянием двусмысленного положения в свете в Елене Александровне развилась раздражительность, вспыльчивость. Все это ускорило ход ее болезни, и в 1864 году Елена Александровна умирает от чахотки. Прожитая поэтом драма и запечатлелась в «Денисьевском цикле», одном из вершинных достижений любовно – психологической лирики в русской и мировой литературе.

Стихотворение «Как ни бесилося злоречье…».

Ученик: В своих прежних стихотворениях поэт говорил о конфликте человека с природой, с хаосом ночи, с неумолимым движением времени, отнимающим молодость. В «Денисьевском цикле» впервые в творчестве Тютчева нарисован конфликт между людьми. Чувство, страсть, личность человека в своих проявлениях и даже в своём развитии оказывается зависимыми от общества. У Тютчева любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим:
«… Толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе её цвело». Суд людской Тютчев назвал роковой силой.

Стихотворение «Две силы есть – две роковые силы…».

Ученик: «Денисьевский цикл» как «роман в стихах» обладает необычайно своеобразной структурой, совсем не традиционной для литературного изображения любви, не знающей подобия в прозаических произведениях. Замедленное, проникновенное изображение симпатии, влюблённости, предыстории любви и затем не состоявшихся любовных отношений характерно для романов Пушкина, Лермонтова, Тургенева. «Роман» в стихах Тютчева сразу же начинается с очень высокой, трагически звучащей ноты.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…».

Ученик: Тютчев даёт романтическую оценку любви. Любовь – стихийная страсть, дисгармония и поединок роковой; любовь сближает героев, они не могут жить друг без друга. Это столкновение двух личностей, в этой борьбе сгорает как более слабая Денисьева. Тютчев и Денисьева понимали, что вина, прежде всего, лежит на Тютчеве, но он не предпринимал ничего, чтобы облегчить участь любимой женщины. Она, страстно любя его, не могла отказаться от этой связи:

То в гневе, то в слезах тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу, им, им, одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…».

Ученик: Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Е. А. Денисьевой. Тютчев вспоминает, как Денисьева в последний день жизни была в бессознательном состоянии, а за окном шел августовский дождь, весело журча по листьям. Придя в себя, Елена Александровна долго прислушивалась к шуму дождя, осознавая, что умирает, но все еще тянулась к жизни.

Учитель: Поэзия Тютчева принадлежит к числу созданий русского поэтического гения. Нам близок Тютчев, вдохновенный создатель природы; нам дорог Тютчев, чуткий тайновидец человеческого сердца.

Учитель: Афанасий Афанасьевич Фет. И личность, и судьба, и творческая биография поэта необычны и полны загадок, некоторые из них до сих пор не разгаданы. Н. Некрасов писал: «Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою ее ощущениям, ни в одном русском авторе после Пушкина не почерпнет столько поэтического наслаждения, сколько доставит Фет». По-пушкински возвышенными и мудрыми были стихи о любви. Не случайно многие из них стали романсами, исполнение которых и сейчас рождает гамму чувств в душе каждого человека. Почти все стихи о любви написаны от первого лица, в форме монолога, как воспоминание о любви, оставшейся в прошлом.

Звучит романс П. И. Чайковского на слова А. А. Фета «На заре ты ее не буди».

Ученик: Как и у других поэтов, в жизни Фета были конкретные встречи с необыкновенными и все-таки земными женщинами, вдохновившими на создание стихов. Поэт в своих стихотворениях воспевал женскую красоту.

Стихотворение «Призыв к любимой Бетховена».

Ученик: С опорой на женскую красоту Фет создает в разные годы целый цикл лирических посланий, адресованных С. Толстой, Т. Кузминской, сестре С.Толстой, Е. Хомутовой, Н.Сологуб и многим другим женщинам. Татьяна Андреевна Кузминская, сестра Софьи Андреевны Толстой, впервые увидела поэта у себя дома, когда ей было 15–16 лет. Потом были встречи уже со взрослой женщиной. И был важный эпизод в поэтической биографии Фета, связанный с Татьяной Андреевной. Ему он посвятил свое стихотворение. Стихотворение это – одно из лучших лирических произведений поэта, это один из лучших образцов русской любовной лирики.

Стихотворение «Сияла ночь».

Ученик: Стихотворение понравилось Л. Толстому: «Эти стихи прекрасны, – сказал он, – но зачем он хочет обнять Таню? Человек женатый…». Однако стихотворение не документ. Оно вдохновлено реальным жизненным случаем, но не является его зеркальным отражением. В конечном счете, стихотворение это – не о чувстве Фета к милой молодой Танечке Бернс (впоследствии по мужу Кузминской), а о высокой человеческой любви.

Ученик: Фетовская тема любви чаще всего имеет оттенок трагический, стихотворения адресованы, как правило, одной и той же женщине, образ которой окутан дымкой таинственности.

Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».

Учитель: Это стихотворение у Фета самое необычное. Оно одно сложное предложение. В нем нет ни одного глагола. Стихотворение было высмеяно в десятках пародий. Говорили, что его можно читать от первой до последней строчки и наоборот – смысл от этого не изменится. Это, конечно, не так. Композиторы Балакирев и Римский – Корсаков положили его на музыку.

Ученик: В 1849 г. Фет писал другу детства Борисову «Я встретил существо, которое люблю. Она для меня возможность для счастья и примирения с гадкой действительностью». Это о Марии Лазич, дочери многодетного мелкопоместного дворянина, отставного генерала. Она стала героиней его любовной лирики. Мария Лазич была одарена глубоким и тонким поэтическим чувством, знала поэзию и понимала ее. Она знала и любила стихи Фета. Поэт не мог не оценить этого. «Ничего, – писал он, имея в виду свои отношения с Лазич, не сближает так, как искусство вообще – поэзия в широком смысле слова. Такое задушевное сближение само по себе поэзия».

Стихотворение «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…».

Ученик: Но расчетливый ум берет верх над сердцем поэта, узнавшем прелесть чистой любви и надеявшемся на семейное счастье. Спустя несколько месяцев последовал разрыв. Фет убедил девушку в невозможности их брака по материальным соображениям.

Стихотворение «Долго мне снились вопли рыданий твоих…».

Ученик: Мария Лазич глубоко переживала разрыв с любимым человеком. Спустя некоторое время произошла трагедия, о которой с ужасом говорили везде. Мария сгорела в собственном доме. Эта мысль не давала Фету покоя.

Стихотворение «Когда читала ты мучительные строки…»

Ученик: После трагической кончины Марии Лазич к поэту в полной мере приходит осознание любви, любви неповторимой и единственной. Только сейчас поэт почувствовал, что счастье, которое было так возможно, погибло. И виновником был он сам. Теперь Фет всю жизнь будет вспоминать, будет говорить и петь об этой любви высокими, прекрасными, удивительными стихами.

Стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю…».

Ученик: Сожжённая молнией равнодушия и расчёта любовь Фета к Лазич превратилась в какую-то волшебную скрипку, называемою поэзией. Лирические откровения Фета, посвящённые Марии, лучшие в творчестве поэта. В стихах о любви женский образ, по словам К. Бальмонта, лишён «временности», «он вечен». Уже на склоне лет в одном из лучших своих стихотворений Фет скажет: «…Та трава, что вдали на могиле твоей, Здесь на сердце, чем старее оно, тем свежей,..»

Стихотворение «ALTER EGO» («Второе я» (лат.)) .

Учитель: Большая часть лирики Тютчева и Фета носит ярко выраженный музыкальный характер. Она ориентирована на романс, создана в традиции романса и в русле этой традиции воспринимается. Фет и Тютчев – великие мудрецы и гуманисты, которые трагедию, страдание, боль превращают в красоту и радость:

Чужое вмиг почувствовать своим.
Шепнуть о том, пред чем язык немеет.
Усилить бой бестрепетных сердец…

– именно так, в неистребимой способности всё «пропустить через сердце», воспринимается сегодня творчество Тютчева и Фета.

Звучит романс «Я тебе ничего не скажу…».

Учитель: Это были стихи о любви гениальных поэтов XIX века. Их лирические произведения привлекают чистотой, искренностью, глубиной чувств и убеждают в том, что, даже страдая и отчаявшись, «страшно не любить». Мы живем в XXI веке и переживаем те же чувства. У каждого из нас есть любимые строчки о любви.

Учащиеся читают свои любимые стихи о любви.

Учитель: Мы надеемся, что, побывав в нашей гостиной, вы получили удовольствие, и прочитанные сегодня стихи вам понравились. Закончить вечер хотим словами из стихотворения поэта Болата Куняева:

Стихи ни к чему недотепам и нудным.
Сердец им не вылечит рифма сквозная.
Поэзию любят красивые люди.
Я это по личному опыту знаю.

Список использованной литературы:

1. Тютчев Ф. И. Весенние воды: Лирика / Сост. и предисл. К. Пигарева; Примеч. К. Пигарева и В. Коровина; Рис. Г. Волхонской. – 3-е изд., доп. – М.: Дет. лит., 1983. – 126 с., ил. – (Школьная б-ка).
2. Фет А. А. Стихотворения / Сост. и предис. Е. Винокурова; Худож. Ф,. Домогацкий. М.: Худож. лит., 1979 – 319 с. – (Классики и современники. Поэтическая библиотека.)

^Ф "Культурная жизнь Юга России "

М> 2 (27), 2008

2. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы: исследование. М., 1978. С. 64.

3. Шейн С. Теория симфонизма в толковании Б. Асафьева // Проблемы музыкальной науки. М., 1985. Вып. 6. С. 4.

4. Асафьев Б. Пути в будущее. Пг., 1918. Кн. 2. С. 69.

5. Алыиванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом // Он же. Избранные произведения. М., 1964. С. 77.

6. Блинова С. Проблема финала в классическом со-натно-симфоническом цикле // Интерпретация художественного текста: Междисциплинарный семинар - 4: сб. нфгч. материалов. Петрозаводск, 2001. С. 17.

7. Андреева Н. Динамика и статика музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальной формы. М., 1982. С. 19.

8. Аристотель в «Поэтике» выделяет следующие этапы развития трагедии: «экспозиция», «завязка», «развитие», «кульминация», «развязка (катастро-

фа)». См.: Аристотель. Об искусстве поэзии (Поэтика). СПб., 2000.

9. Подобные примеры встречаются и в музыкальном театре. «Сцены смерти» героев с прощальными ариями или дуэтами стали даже «штампом» в оперной литературе: назовем здесь финалы в операх «Травиата», «Риголетто» Дж. Верди, «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси, «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Огненный ангел» С. Прокофьева.

10. Перечисленные симфонии написаны в один период - в 1930-1950-е годы и относятся к так называемой музыкальной классике XX века.

11. Гецелев Б. О драматургии крупных инструментальных форм во второй половине XX века // Проблемы музыкальной драматургии XX века. М» 1983. С. 12.

12. Казанцева Л. Основы теории музыкального содержания. Астрахань, 2001. С. 212-213.

13. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы... С. 68.

0. V. SHMAKOVA. THE SYMPHONIC CYCLES BY BARTOK, HONEGGER AND HINDEMITH WITH THE FINALE-CULMINATION

Semantic foreshortenings of the culmination in the symphonic finales-apotheosis and finales-tragedies by Bar-tok, Honegger and Hindemith (1930-1950) are considered in the article. Semantic foreshortenings are focused around of the concept «harmony»: in the concept of Pleasure - «becoming of harmony», «overcoming of disharmony», «finding of harmony»; in the concept of Eternity - «declaration of harmony»; in the concept of Tragedy - «non-overcoming of disharmonies», «metaphysics of harmony».

Key words: symphonic finale, dramatic art, apotheosis, tragedy, harmony, culmination.

И. В. БОРИСОВА, Д. Н.ЖАТКИН

БЕТХОВЕН И ФЕТ

В статье рассматривается влияние немецкой классической музыки на русскую литературу XIX века на примере творческого наследия одного из самых «музыкальных» поэтов в истории русской литературы -А. А. Фета. Приводятся отдельные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его эстетических взглядов и музыкальных предпочтений, а также дается анализ стихотворения «Anruf an die Geliebte Бетховена», ставшего апофеозом сопричастности автора к музыке немецкого композитора.

Ключевые слова: Фет, Бетховен, немецкая музыкальная классика, русская литература XIX века, меж культурный диалог, международные контакты, взаимосвязь русской и немецкой национальных культур.

Немецкая музыкальная классика оказала большое влияние на развитие культуры многих европейских стран, в том числе России. Литература и, прежде всего, поэзия, несомненно, гораздо более тесно взаимодействует с музыкой, чем многие другие виды искусства. В В. Ванслов выявляет влияние музыки на поэзию XIX века по следующим направлениям: 1) общая тенденция лириза-ции поэтических произведений, 2) насыщенность поэзии музыкальностью ритмов и интонаций, 3) своеобразная трансформация одного искусства в другое: литература как бы вбирает в себя музыку (1). Немецкая музыка стала важной составляющей творчества А. А. Фета - одного из самых «музыкальных» поэтов не только в литературе своей эпохи, но и в целом в истории русской литературы. Современные поэту критики (Ап. А. Григорьев, А. В. Дружинин, В. П. Боткин, Н. Н.

Страхов, В. В. Соловьев) считали музыкальность Фета одной из самых характерных черт его творческого дарования (2). Исследователи XX века, например Д. Д. Благой (там же), Б. Я. Бухштаб (3), Б. М. Эйхенбаум (4), также отмечали эту характерную особенность литературного наследия поэта.

Детство отнюдь не предвещало А. Фету ни серьезной музыкальной карьеры, ни сколько-нибудь глубокого понимания музыки. Его отец был искренен в своем намерении дать ребенку азы музыкального образования, поскольку, по его мнению, «в каждом значительном доме, куда молодому человеку интересно будет войти, есть фортепьяно» (5). Справедливости ради, стоит отметить, что в то время было принято с детства обучать дворянского ребенка музицированию без учета его природных данных, склонностей и способное-

№ 2 (27), 2008 "Культурная жизнь Юга России "

тей. Вокальная и инструментальная музыка, наряду с литературными чтениями, была популярна в дворянских салонах (6). Сам Фет признавал, что обучение музыке «превышало его силы», а уроки, которые он брал в течение года, называл «ежедневными музыкальными мучениями», причем «безуспешными» до такой степени, что он даже не знал нот. Свою игру поэт характеризовал впоследствии весьма нелестно: «стал ковылять двухтактный марш», «пальцы мои сбивались с толку» и т. п. Наконец «чаша горести перелилась через край», и юноша объявил, что «готов идти в карцер и куда угодно», но играть больше не будет. Итог своему первому, столь неудачному знакомству с музыкой Фет подвел словами: «Так расстались мы навсегда с богиней музыки ко взаимному нашему удовольствию» (7). По-видимому, прекращение музыкальных занятий было на том жизненном этапе для него вполне закономерным.

Впоследствии, уже в более зрелом возрасте, одновременно с поэтическим даром в молодом человеке пробуждалась глубинная музыкальность, обусловленная своеобразием его душевного склада и мировосприятия. Следует признать, что это не тот тривиальный интерес к музыке, который в той или иной степени был присущ образованным людям того времени, но интерес другого рода: живой и глубокий, неординарный и неотъемлемый от внутренней сущности поэта. Таким образом, музыкальность Фета развивалась естественным путем и стала частью его духовных исканий и обретений.

Гармоничное сочетание поэзии и музыки в творческом даровании поэта было подмечено П. И. Чайковским, который считал, что «Фет -это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые легко поддаются выражению словами», поскольку «в лучшие свои минуты» он «выходит из пределов, указанных поэзии» и «смело делает шаг» в сторону музыки, а посему «нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными русскими или иностранными поэтами» (8). Сам Фет подтверждал сопричастность своего литературного творчества музыке в написанных позднее строках: «Чайковский как бы подсмотрел художественное направление, по которому меня постоянно тянуло и про которое покойный Тургенев говаривал, что ждет от меня стихотворения, в котором окончательный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением губ». Далее поэт признавался, что «из определенной области слов» его всегда «тянуло в неопределенную область музыки» и что он уходил в нее «насколько хватало сил» (9).

Атмосфера эпохи наложила свой отпечаток на формирование музыкального вкуса Фета. Посещение бытовых музыкальных вечеров и концертов сделало его пристрастия достаточно традиционными для своего времени. Во второй половине XIX века в России получила широкое распространение музыка Бетховена, который, по словам В. П. Боткина, был «полным и совершенным проявлением германской музыки» (10).

Популярность этого композитора связана с особенностями исторического развития мирового музыкального искусства, именно он явился, по словам В. Д. Конен, «переходным» композитором, творчество которого содержит черты как классической, так и романтической музыки (11). Фет регулярно присутствовал на фортепианных вечерах, где, с большой долей вероятности, исполнялись произведения немецкого композитора (12). Сам поэт не раз говорил о своем особом отношении к творчеству Бетховена, что подтверждается высказываниями современников и исследователей его творчества (13). Он преклонялся перед композитором, способным «изречь со всей его неизмеримой глубиной, со всей его бесконечностью» «неизрекаемое никаким иным путем». Перед музыкой Бетховена, по мнению Фета, «бессильное слово коснеет». «Моральное сотрясение» выводит «молодую, светлую, могучую, страстную» душу из «обычного покоя», и она теряет равновесие. Зарождение эмоций в душе слушателя поэт сравнивает с возникновением волн на «зеркальной поверхности» воды. Он чувствует, как «зеркальная поверхность покрывается узорчатой рябью», затем «рябь переходит в мерную зыбь». Ощущение, возникающее у слушателя, поэт сравнивает с волной, которая «встает вослед волне во всей прихотливой прелести мельчайших подробностей», при этом «страстное волнение все растет, поднимая со дна души все заветные тайны, то мрачные и безотрадные, как ад, то светлые, как мечты серафима». И вот уже «берегов и пределов нет» и хочется «умереть - или высказаться». Человеческий язык, по признанию поэта, не способен «всецель-но заговорить всем этим», и тут на помощь приходит бетховенская музыка: выслушав ее «надлежащим образом», человек сможет «воочию увидеть всю сказавшуюся <...> тайну». Как видим, Фет был большим поклонником таланта немецкого композитора, однако при этом он делал оговорку, что для получения более полного и гармоничного впечатления от услышанного следует изначально настроиться на нужную эмоциональную волну: только желающему услышать выражение своих сокровенных чувств и мечтаний откроется та «безграничность», подвластная бетховенской музыке, которая даст истинные наслаждение и отраду душе, томящейся от переполнивших ее чувств. По справедливому наблюдению Д. Д. Благого, так писать о музыке мог лишь человек, который способен «не только чутко вслушаться, но и глубоко вжиться в нее», - таковым в действительности и являлся Фет (14).

Апофеозом сопричастности Фета к музыке Бетховена стало его стихотворение «Anruf an die Geliebte» Бетховена (1857). «Anruf an die Geliebte» («Призыв к возлюбленной») - название одной из песен, входящих в цикл «An die ferne Geliebte» («К далекой возлюбленной», 1816), созданный на тексты стихотворений А. Ейтелеса. Он считается последним крупным творением Бетховена для голоса с фортепьяно. В. Д. Конен рассматривает его как своеобразную точку отсчета в развитии песенного жанра в XIX веке

^ 2 "Культурная жизнь Юга России "

№ 2 (27), 2008

(15). Наличие в фетовском оригинальном творчестве стихотворения, в названии которого упоминается имя Бетховена и одно из его песенных произведений, объясняется в немалой степени популярностью песенного жанра в России и духом лирической поэзии, который, безусловно, присутствует в бетховенских песнях. По-видимому, Фет намеренно не переводит название музыкального произведения в заголовке стихотворения на русский язык: поэту видится естественным тот факт, что любой образованный человек того времени хорошо знаком с данным произведением немецкого композитора, творчество которого гармонировало с умонастроениями современной эпохи. В результате творческого преломления музыкальных находок композитора в живом воображении Фета из-под его пера выходит законченное поэтическое произведение, которое сам он называет «тоскливым признанием» и «души молящим стоном». Его строки обращены к «прекрасному созданью», чей образ воспринимается не иначе, как «божество». «Безвестные силы», дыханьем которых «окрылен» творец, зародились в его душе при прослушивании бет-ховенской мелодии. Находясь во власти творческой фантазии композитора, он «млеет и дрожит». «Предсмертная мука», столь ярко прочувствованная лирическим героем, предстает неким пограничным состоянием, в котором до предела обострены все чувства человека, тоскующего по своей возлюбленной.

Благодаря музыке Бетховена в душе творца происходит сильный эмоциональный всплеск, он «готов упасть во прах», испытывая при этом лишь чувство блаженства. «Каждая новая мука», которая, несомненно, навеяна постепенным развитием музыкальной темы композитора, отнюдь не вводит творца в состояние уныния и депрессии, поскольку она сознательно связывается с «торжеством красы» предмета его обожания. Эмоциональный накал лирического повествования достигает своего максимума в словах «хоть раз услышь», из которых явствует, что творец неоднократно обращался в мыслях к своей возлюбленной, но всякий раз его призывы и мольбы оставались без ответа. Слова «я образ твой ловлю перед разлукой» (16), подчеркивающие неизбежность грядущей разлуки, расставания и в конечном итоге смерти, не вносят ощущения трагического конца, наоборот, эта тоска очень дорога лирическому герою, он поет ей торжественный гимн и благодарит возлюбленную за те сильные чувства, которые окрашивают его существование в яркие тона, заставляют обостренно воспринимать окружающую действительность, попутно обогащая свой внутренний мир. В авторе стихотворения несложно увидеть человека тонкой душевной организации, в равной мере чутко откликающегося на внешние проявления разных жанров искусства. Творец способен проводить параллели между ними, аккумулировать свои эмоции и чувства и в конечном итоге синтези-

ровать свои впечатления в нескольких изящных строках, посвященных возлюбленной. Чувство внутреннего достоинства помогло запечатлеть искреннее, страстное признание, при этом не упрекнув предмет своего обожания в холодности и равнодушии.

В своем стихотворении автор приобщает читателя к великим законам бытия с его вечными проблемами: радость и страдание, любовь и равнодушие, бунт и смирение, жизнь и смерть. Именно торжественность, духовность, осознание бренности земного мира с его страстями и разочарованиями, очевидно, роднят музыкальное произведение Бетховена и навеянную им поэтическую импровизацию Фета. Следовательно, музыка Бетховена явилась для поэта своеобразным камертоном, с которым он сверял искренность своих чувств и который не давал ему утратить внутреннего чувства сопереживания, отзывчивости и гармонии с окружающим миром. Глубинная связь лирики Фета с творчеством великого немецкого композитора была очевидна для П. И. Чайковского, который отмечал: «Часто Фет напоминает мне Бетховена. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределами слова» (17). Д. Д. Благой не склонен считать это высказывание субъективным мнением П. И. Чайковского, отмечая, что «при всей разности жизненных путей, характеров, мировоззрений в самой натуре Фета, поставившего своей основной целью побороть несправедливую судьбу, и вместе с тем Фета-поэта, так отважно пробивающего "будничный лед", так упоенно дышащего освобождающим и целебным воздухом искусства, наблюдаются некие "бетховенские" черты» (18). Лирическое стихотворение поэта, навеянное бетховенской песней, воспринимается как своеобразное соединение «немецкого» и «русского» и свидетельствует о некоем феномене его «немецко-русской» музыкальности, отражающей ментальную двойственность Фета, которая проявляется в том числе и на уровне музыкального восприятия.

Таким образом, взаимосвязь русской и немецкой национальных культур отчетливо прослеживается в творчестве Фета, вобравшем в себя лучшие черты духовности немецких музыкальных классиков и в первую очередь Бетховена. Концепция музыки, существовавшая в его сознании и воплощенная им в поэтическом творчестве, несомненно, близка немецкому восприятию и пониманию музыки в целом. Немецкие культурные реалии явились как нельзя более значимыми для осознания своеобразия русского национального мира, что еще раз подтверждает открытый характер русской литературы и культуры по отношению к другим национальным литературам и культурам, ее ярко выраженную склонность к межкультурному диалогу и широким межкультурным контактам.

" Кул ътурная жизн ь Юга России " ^

Литература

1. Встслов В. В. Эстетика романтизма. М., 1966. С. 282.

2. Благой Д. Д, Мир как красота // Фет А. А. Вечерние огни. М., 1979. С. 591.

3. Бухштаб Б. Я. Фет // Фет А. А. Стихотворения и поэмы. JL, 1986. С. 33.

4. Эйхенбаум Б. М. О поэзии. Л., 1969. С. 435, 509.

5. Фет А. А. Воспоминания. М., 1983. С. 115.

6. История русской музыки: в 10 т. Т. 5. М., 1988. С. 114.

7. Фет А. А. Воспоминания... С. 115-116.

8. Письмо П. И. Чайковского к К. Р. от 26 августа 1888 г. // Чайковский М. И. Жизнь П. И. Чайковского. М.; Лейпциг, 1902. Т. 3. С. 266-267.

9. Благой Д. Д. Мир как красота... С. 57.

10. Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма. М-., 1984. С. 35.

11. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М., 1997. С. 355.

12. Эйхенбаум Б. М. Мелодика русского лирического стиха... С. 79, 208.

13. Благой Д. Д, Мир как красота... С. 578, 590-593.

14. Боткин В. П. Литературная критика. Публицистика. Письма... С. 592.

15. Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки... С. 352-353.

16. Фет А. А. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 128

18. Благой Д. Д. Мир как красота... М., 1979. С.592.

I. V. BORISOVA, D. N. ZHATKIN. BEETHOVEN AND FET

The article deals with the influence of the German classical music on the Russian Literature of the 19th century on the example of the creative heritage of one of the most «musical» poets in the history of the Russian Literature -A. A. Fet. The authors give some of his biographical facts which influenced the development of his esthetic views and musical preferences. They also analyze the poem «Beethoven"s Anruf an die Geliebte» which is considered to be the climax of the poet"s affection to the German composer"s music.

Key words: Fet; Beethoven, German classical music, Russian Literature of the 19th century, cross-cultural dialogue, international contacts, interconnection of the Russian and German cultures.

Т. Ю. ФЕДИНА

КЛУБНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ЭТНОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

КУБАНИ (1990-е годы)

В настоящее время в Краснодарском крае целенаправленно ведется политика, ориентированная на сохранение и развитие традиционной культуры. Бережное отношение к культурному наследию народов, проживающих на территории региона, стало традицией, корни которой уходят в 1980-1990-е годы.

Ключевые слова: клуб, фольклор, фестиваль, традиционная культура.

В постсоветский период клубные учреждения остаются основными проводниками политики государства в области традиционной культуры. В 1990-е годы, несмотря на сокращение финансирования, здесь продолжали свою работу фольклорные коллективы, проводились народные праздники и обряды, фольклорные смотры, фестивали, выставки народного декоративно-прикладного творчества. Такое положение характерно и для Кубани.

Справедливости ради, следует отметить, что традиция проведения в регионе фольклорных праздников сложилась в 1980-е годы. По инициативе художественного руководителя Кубанского казачьего хора В. Г. Захарченко в краевую филармонию приглашались самодеятельные коллективы из различных городов и станиц Кубани. Их выступление сопровождалось комментарием-рассказом ведущего о фольклоре, народном костюме, жизненном пути исполнителей. Концерт,

как правило, вел сам В. Г. Захарченко или кубанский этнограф Н. И. Бондарь. Именно эти встречи с коллективами народного творчества проложили дорогу фестивалю «Золотое яблоко», который ежегодно проходит в Краснодаре в течение двадцати лет (1).

В 1990 году в Краснодаре был создан Центр народной культуры Кубани, в состав которого вошли Кубанский казачий хор, детская экспериментальная школа-лицей народного искусства, государственный молодежный казачий ансамбль «Криница», научная библиотека, фольклорно-этнографический отдел, отдел традиционных праздников, обрядов и фестивалей и другие подразделения. Руководитель ЦНКК В. Г. Захарченко, определяя стратегию учреждения, исходил из того, что «работа по сохранению и возрождению исконных культурных традиций не должна состоять из отдельных, плохо осмысленных акций и мероприятий». Он настаивал на том, что «нужна