• 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
  • 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
  • 3.3. Закономерности процесса обучения
  • 3.4. Принципы обучения
  • 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
  • Тема 4.
  • 4.1. Теория проблемного обучения
  • 4.2. Теория программированного обучения.
  • 4.3. Теории развивающего обучения
  • 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
  • 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
  • 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
  • 5.3. Процесс обучения как целостная система
  • 6.1. Цели обучения в средней школе
  • 6.2. Таксономия целей обучения
  • Категории учебных целей в познавательной области
  • 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
  • 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
  • 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
  • Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
  • 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
  • 8.2. Виды познавательной мотивации
  • 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
  • 9.2. Государственный образовательный стандарт
  • 9.3. Учебные планы
  • 9.3.1. Базисный учебный план
  • Базисный учебный план
  • Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
  • 9.3.2. Типовой учебный план
  • Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план
  • Индустриально-технологического профиля
  • Среднего (полного) общего образования
  • Направление – электротехника/радиоэлектроника
  • (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
  • Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
  • 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
  • 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
  • Тема 10
  • 10.1. Понятие о методах обучения
  • 10.1.1. Классификации методов обучения
  • 10.1.2. Традиционные методы обучения
  • 10.1.3. Активные методы обучения
  • Активные методы обучения
  • 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
  • 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
  • 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
  • 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
  • 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
  • 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
  • 10.5. Подготовка учителя к уроку
  • 10.6. Требования к современному уроку
  • 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
  • Виды анализа урока
  • Пример отражения хода поэтапного анализа урока
  • Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
  • 11.1. Диагностика обученности учащихся
  • 11.2. Виды контроля
  • 11.3. Методы и приемы контроля
  • 10.4. Формы контроля
  • Тема 12
  • 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
  • 12.2. Современные модели организации обучения
  • 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
  • 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
  • 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
  • 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
  • 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
  • 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
  • Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
  • I Тип - Дошкольное образовательное учреждение
  • II Тип - Общеобразовательное учреждение
  • III Тип - Общеобразовательная школа-интернат
  • Вопросы к итоговому контролю
  • 10.1.2. Традиционные методы обучения

    Лекция – метод устного изложения учебного материала, предусматривает развернутое изложение теоретических или практических проблем, предполагающее обстоятельное раскрытие сложных понятий, закономерностей, идей. Проведение занятий лекционным методом требует от педагога не только глубокого знания излагаемой проблемы, но и достаточного педагогического опыта, высокого уровня методического мастерства. Вот почему к чтению лекций допускаются наиболее подготовленные преподаватели – специалисты в конкретной области знаний и только после обсуждения ее содержания на совещаниях соответствующих кафедр, предметно-методических комиссий.

    Выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. По характеру деятельности различают информационные и проблемные лекции.

    Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы.

    Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему.

    Эпизодическая лекция проводится без предварительного планирования, по мере необходимости в процессе изучения предмета.

    Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция.

    Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполага­ет не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

    Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного матери­ала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п.

    Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы.

    Рассказ представляет собой изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. При этом преподаватель (учитель) широко опирается на личную подготовку и профессиональный опыт других педагогов. Особое внимание в этом случае обращается на подбор и освещение фактического материала, использование наглядных средств обучения, подведение учащихся к необходимым обобщениям и выводам.

    По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление (его назначение – подготовить учащихся к изучению нового материала), рассказ-повествование (служит для изложения намеченного содержания), рассказ-заключение (завершает отрезок обучения).

    Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста, но наибольший обучающе-развивающий эффект дает в обучении младших школьников, накапливающих фактический материал и склонных к образному мышлению.

    Рассказ должен быть коротким (до 10 минут), протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий – места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

    Беседа – диалогический или вопросно-ответный способ изложения и закрепления учебного материала. Она относится к наиболее «старым» методам обучения, ее широко использовал еще Сократ. Достоинствами беседы является то, что она, во-первых, заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся постепенно продвигаются в освоении новых знаний, во-вторых, она активизирует мышление, служит хорошим способом проверки качества усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа наиболее эффективна в целях:

    1) подготовки учащихся к работе на уроке;

    2) ознакомления их с новым материалом;

    3) систематизации и закрепления знаний;

    4) текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

    По назначению выделяют следующие виды бесед:

    1) вводные или организующие (проводятся перед началом учебной работы с целью выяснения степени усвоения ранее изученного материала, понимания учащимися задания, того, что и как нужно делать);

    2) сообщения новых знаний (беседы-сообщения бывают катехизическими (вопросно-ответными, не допускающими возражений, с запоминанием ответов); сократическими (мягкими, почтительными со стороны ученика, но допускающими сомнения и возражения); эвристическими, наиболее популярными в современной школе (ставящими ученика перед проблемами и требующими собственных ответов на поставленные учителем вопросы));

    3) синтезирующие или закрепления (служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний);

    4) контрольно-коррекционные (применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания).

    Ведущая роль в ходе беседы отводится руководителю занятий. Он должен тщательно продумать содержание темы и цели занятия, выделить круг вопросов, умело сформулировать их. Как показывает практика, беседы проходят интересно и активно, если вопросы, выдвинутые педагогом, побуждают обучаемых думать, сравнивать, сопоставлять, творчески анализировать свой опыт и прежние знания.

    Объяснение предполагает раскрытие смысла явлений, процессов и действий посредством изложения в повествовательной форме действующих в них причинно-следственных связей и отношений. Объяснение чаще всего используют при изучении теоретического материала различных наук, решении физических, химических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. В этом случае обучающий обращает внимание на наиболее сложные учебные вопросы, фиксирует на них внимание обучаемых. Считается, что в объяснении главное место принадлежит приемам доказательства и рассуждения. Объяснить, значит не только ответить на вопрос «Что это такое?», но и разъяснить «Почему?», «Как?», «Зачем?» и так далее. В то же время объяснение требует от педагога краткости, четкости, логичности, строгой формулировки выводов и определений.

    Объяснение как метод обучения широко используется с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями, необходимость в объяснении становится все более настоятельной.

    Учебная дискуссия представляет собой обмен взглядами по конкретной проблеме, направлена на стимулирование познавательного интереса.

    Условие эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Применение учебной дискуссии в учебном процессе способствует развитию у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.

    Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5-2 минут, а окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса.

    Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метод используется в старших классах.

    Работа с книгой как метод обучения используется в целях ознакомления учащихся со структурой учебной книги, ее беглого просмотра, чтения отдельных глав, поиска ответов на определенные вопросы, изучения материала, реферирования отдельных отрывков текста или всей книги, решения примеров и задач, выполнения контрольных текстов, заучивания материала на память. В зависимости от целей данный метод имеет ряд модификаций.

    Среди факторов, определяющих эффективность данного метода, наиболее важными являются: умение свободно читать и понимать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом материале, умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты), умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

    Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на работе под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний

    Метод демонстрации (показа ) предполагает создание у обучаемых наглядного образа изучаемого предмета, явления или процесса путем его предъявления в ходе учебного занятия. В зависимости от содержания изучаемого материала и способа действий обучаемых применяются различные виды демонстрации: личная демонстрация изучаемых приемов и действий; демонстрация с помощью специально подготовленных обучаемых; демонстрация реального оборудования, материалов, инструментов; демонстрация изобразительных средств наглядности; демонстрация видеофильмов и др. Однако дидактика требует оптимальной дозировки показываемых средств и строгой последовательности их предъявления.

    Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

      все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;

      могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

      важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;

      обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

    К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации , который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций и т.п.

    Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринимать в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – прибегают к методу иллюстрации.

    Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделить в качестве отдельного метода обучения видеометод . Он служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации

    С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен для:

      изложения новых знаний, в частности, очень медленных (рост растений) или очень быстрых (удар упругих тел) процессов, когда невозможно непосредственно наблюдать явление или непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления;

      объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

      создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

      представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

      организации тестовых испытаний;

      выполнения тренировочных работ, упражнений, моделирования процессов, проведения необходимых измерений;

      создания баз (банков) данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;

      компьютерного учета успеваемости каждого учащегося класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

      рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

    Эффективность данного метода напрямую зависит от качества видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

    Метод упражнения многократное сознательное повторение умственных или практических действий с целью формирования профессионально важных навыков или умений (навыков и умений).

    По своему дидактическому назначению упражнения делятся на вводные , основные и тренировочные . Вводные упражнения имеют цель вслед за практической демонстрацией добиться точного выполнения, как правило, отдельных элементов показанных действий. Основные упражнения проводятся для доведения исполнения действий до существующих требований и формирования соответствующих умений. Тренировки уже необходимы для поддержания сформированных навыков и умений на достаточно высоком уровне.

    Также существует деление упражнений на специальные , производные и

    Тарасоа Светлана Петровна

    Учебно-воспитательный процесс должен быть имитацией той среды, которой живут и трудятся учащиеся, он должен содержать конкретные цели и задачи, обеспечивать формирование у учащихся способность решать практические задачи. В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия учебно-воспитательного процесса, ведущего поиск путей и способов решения учебных проблем.

    Современный урок - это обеспечение творческого поиска учащихся под руководством педагога.

    Высокая эффективность занятия достигается, как показывает педагогическая практика, когда сливаются воедино активность и творчество учителя и ученика.

    Преподавание охватывает работу учиться от подготовки урока к проверке качества и анализа приобретенных знаний, умений и навыков. Педагог должен проанализировать учебную программу, соотнести основные понятия с фактами, решить, какие ранее усвоенные знания будут использованы для эффективного изучения содержания урока. Далее он обязательно должен выделить стержень знания, теоретические выводы, оценки, определения и главные факты. Затем продумать, как будет реализовывать образовательные, воспитательные и развивающие возможности содержания урока, далее учитель определяет организационно-методическую сторону занятия: отбирает приемы обучения, формирует познавательные задания, продумывает организацию дифференционной помощи «слабым» учащимся, планирует закрепление знаний и умений групп и отдельных учащихся. Таким образом, подготовить урок - это значит определить содержание занятия, выделить объекты и самостоятельную работу обучаемых, прежде всего мыслительную способность привести к достижению поставленных целей.

    В педагогической практике необходимо разумное сочетание различных приемов и методов, таких как школьная лекция, рассказ, семинарское занятие, различные виды самостоятельной работы, должны быть и менее используемые более сложные, но дающие более высокие результаты, методы. Чтобы успешно их применять, педагог должен познакомиться с принципы работы нетрадиционных, активных методов обучения.

    Деловая игра - это имитация реальных процессов, в которой ее участники воплощаются в действующие персонажи и выполняют их роли. Деловая игра является репетицией учебной, производственной или общественной, социальной деятельности. Она дает возможность поиграть практически любую ситуацию в лицах встать на их место, понять, что ими движет. В системе активного обучения используется пять видов деловой игры:

    1. Имитационные игры.
    2. Операционные игры.
    3. Исполнение ролей.
    4. Инсценировка.
    5. Психодрама и социодрама.

    Процесс деловой игры состоит из нескольких этапов.

    1. Подготовительный (учебная цель, описание проблемы, план игры, описание игры, содержание ситуаций, характеристики действующих лиц).
    2. Подготовка аудитории (режим работы, цель, проблема, обоснование ситуации, выдаются материалы).
    3. Изучение ситуаций, установок, инструкций.
    4. Проведение игры (процесс игры).
    5. Анализ (обсуждение и оценка результатов игры).

    Общими принципами организации деловых игр являются:

    1. Динамизм проведение, определяется сменой игровых ситуаций в результате взаимодействия участников.
    2. Групповая форма организации, при которой участники объединены в небольшие коллективы, выполняющие общую роль.
    3. Самоуправление, как внутри игровых групп, так и в игре в целом.
    4. Состязательность в выполнении заданий.
    5. Стимулирование участников игры.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Е.Д. Полнер Современный урок. Его методическое обеспечение. Пособие для учителей. 2000
    2. А.Н. Неверивен, Т.И. Чалых Товароведение и организация торговли непосредственными товарами. Профессиональное обслуживание. Малое предпринимательство.

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Рекомендации предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, реализующих требования Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. В рекомендациях даётся характеристика нетрадиционных форм и методов профессионального обучения, методические аспекты их использования при организации учебной деятельности обучающихся, методика и организация проведения мастер - классов, педагогических мастерских.

    Современная педагогическая наука определяет форму как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершённости циклов, структурных единиц обучения во времени. Форма организации обучения обозначает одну из основных дидактических категорий.

    Существуют различные классификации форм организации обучения, отличающиеся по тому, какие критерии лежат в их основе: число обучающихся, дидактическая цель, вид деятельности, доминирующая функция, место учебы, продолжительность занятий. Так, по количеству охваченных обучающихся выделяют индивидуальные (домашняя работа, дополнительные занятия, консультация и др.), групповые (экскурсия, лабораторная работа, практикум и др.) и массовые (предметные олимпиады, конференции и др.) формы организации обучения; по основной цели организации занятий выделяют формы теоретического обучения (лекция, семинар и др.), формы практического обучения (лабораторная работа, практикум и др.), формы смешанного обучения (урок, экскурсия и др.). Опыт, постепенно наработанный, применяется в организации кружковой деятельности, подготовке дисциплинарных олимпиад, интегрированных уроков, внеурочной деятельности.

    Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.

    Основные формы организации практического (производственного) обучения

    Урок производственного обучения – занятие в учебных мастерских. Его спецификой является формирование первоначальных профессиональных навыков. На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день – шесть учебных часов).

    В структуре урока производственного обучения важное место занимает инструктаж, который при групповой форме обучения может быть вводным, текущим и заключительным.

    Вводный инструктаж решает следующие задачи: а) ознакомление обучающихся с содержанием предстоящей работы и теми средствами, с помощью которых ее можно выполнить (оборудование, инструменты приспособления и т.д.); б) ознакомление с технической документацией и требованиями к конечному результату (продукту) труда; в) объяснение правил и последовательности выполнения работы в целом и отдельных ее частей (приемов, операций и т.д.); г) предупреждение обучающихся о возможных затруднени ях, ошибках; показ способов самоконтроля за выполнением операций. Также на вводном инструктаже актуализируются вопросы техники безопасности при проведении учебно-производственных работ.

    Текущий инструктаж проводится по ходу выполнения обучающимися практической работы. Он, как правило, является индивидуальным или групповым. Обучение на этом этапе будет эффективным только в том случае, если работа мастера строится планово и перспективно. Поэтому в планах уроков должны находить отражение вопросы обучения обучающихся планированию своей деятельности, подготовке рабочего места, наладке инструментов и приспособлений, формированию навыков самоконтроля за выполняемой работой, установлению и исправлению допущенных ошибок и т.д.

    В ходе текущего инструктажа мастер акцентирует внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказывает помощь слабоподготовленным к выполнению задания обучающимся и т.д.

    Активизация деятельности обучающихся осуществляется путём введения элементов соревнования, игровых моментов, поэтапной оценки выполнения отдельных операций, результатов труда в целом.

    В ходе текущего инструктажа важно подчеркивать вопросы экономики (использование материалов, электроэнергии, сокращение затрат труда при выполнении той или иной операции) и экологии производства.

    Заключительный инструктаж имеет несколько дидактических и воспитательных целей: объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда в группе, выявление обучающихся – передовиков и их поощрение, выявление общих и индивидуальных просчетов в выполнении тех или иных трудовых операций, путей их устранения и т.д. Правильно построенный заключительный инструктаж оказывает большое воспитательное воздействие на обучающихся, способствуя формированию таких качеств будущего рабочего, специалиста как ответственность за результаты своего труда, коллективизм, чувство удовлетворения от выполненной работы, эстетическое отношение к труду.

    На современном уроке производственного обучения сочетаются две формы обучения: групповая и бригадно-индивидуальная . При групповой форме обучения все обучающиеся группы выполняют одинаковые задания, одинаковые учебно-производственные работы, что позволяет мастеру проводить одновременно со всей группой вводный, текущий и заключительный инструктажи и значительно облегчает руководство индивидуальной работой обучающихся. При этом создаются наиболее благоприятные условия для систематического изучения учебного материала.

    При непосредственном проведении практических работ все большее место занимает бригадно-индивидуальная форма обучения, значение которой заключается в подготовке будущих профессионалов к труду в условиях бригады, команды.

    В зависимости от целей и содержания изучаемого материала различают следующие типы уроков производственного обучения:

    уроки по изучению трудовых приемов или операций , цель которых – дать обучающимся производственно-технические знания, первоначальные навыки и умения для выполнения изучаемых приемов или операций;

    уроки по выполнению комплексных работ , цель которых – ознакомить обучающихся с постепенно усложняющимися учебно-производственными работами, организацией труда и планированием технологического процесса, совершенствование и закрепление навыков и умений, выполнение ранее изученных операций в различных сочетаниях.

    Занятие в лабораториях, учебных мастерских . Практическое (производственное) обучение в лабораториях, учебных мастерских – одно из важных условий расширения диапазона учебно-производственной деятельности обучающихся. Это такая организация практического обучения, при которой различные виды работ сменяются в соответствии с последовательностью технологического процесса.

    Важным условием является завершенность технологического цикла при выпуске продукции. Для этого необходим объект, на котором созданы производственные условия, максимально приближенные к реальному производству, где должны будут трудиться выпускники.

    Оборудование в лабораториях, учебных мастерских размещают в определенной технологической последовательности для выпуска реальной продукции, что позволяет организовать деятельность обучающихся и дает им возможность видеть свой вклад в выполнение плана выпуска продукции. Все это активизирует труд обучающихся.

    Мастер производственного обучения обязан согласовывать ход учебного процесса с реальными возможностями и требованиями лабораторий, учебных мастерских и при этом сохранять свою руководящую роль в обучении и воспитании обучающихся, определять рациональные формы организации учебной работы в группе, применять наиболее целесообразные приемы и методы обучения и руководить каждым обучающимся.

    Понятие о методах профессионального обучения

    «Мозговой штурм» (англ. Brainstorming) - один из наиболее часто используемых методов стимулирования творческой активности, позволяющий найти решение какой-либо сложной проблемы. Основной принцип мозгового штурма заключается в том, что никто не должен высказывать оценку или критику в адрес любой идеи, возникшей в ходе обсуждения. Метод мозгового штурма предполагает, что каждый человек в какой-то степени обладает творческими способностями, В ходе мозгового штурма все ограничения убираются, и потенциал может быть использован в полной мере.

    Данная технология представляется как средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказывать как можно больше вариантов решения, в т.ч. самых фантастических.

    Студенты разбиваются преподавателем на две группы. Задача «генераторов» состоит в том, чтобы набросать как можно больше предложений. Задача «критиков» – выбрать из предложенных идей лучшие.

    Процедура проведения занятий по методу «мозгового штурма» состоит из следующих этапов:

    1. Формулирование проблемы. Определение условий групповой работы. Формирование рабочих групп. И отдельно экспертной группы «критиков», в обязанности которой на следующем этапе будут входить разработка критериев, оценка и отбор лучших из выдвинутых идей.

    2. Разминка. Вопросы-ответы. Задача этого этапа – помочь участникам максимально освободиться от воздействия психологических барьеров.

    3. «Штурм» поставленной проблемы. Еще раз уточняются задачи, напоминаются правила поведения в ходе работы. Генерирование идей начинается по сигналу руководителя во всех рабочих группах. К каждой группе прикрепляется один эксперт, в задачу которого входит фиксирование на доске или большом листе бумаге все выдвигаемые идеи.

    4. Экспертиза– оценка собранных идей и отбор лучших из них в группе «критиков» на основе разработанных ими критериев.

    5. Подведение итогов - общее обсуждение результатов работы групп, представление лучших идей, их обоснование и публичная защита. Принятие общего группового решения, его фиксация.

    Любой участник на каждом этапе «мозговой атаки» имеет возможность для высказывания в строго лимитированное время, обычно в пределах от одной до трех минут.

    Ведущий «мозговую атаку» не имеет права комментировать или оценивать высказывания участников. Но может прервать участника, если он высказывается не по теме или исчерпал лимит времени, а также в целях уточнения сути высказанных предложений.

    «Дебаты» - представляет собой форму дискуссии, ведущейся по определенным правилам. Социализирующее значение этой технологии состоит в том, что она является механизмом приобщения студентов к нормам и ценностям гражданского общества, а также адаптации их к условиям современного общества, предполагающего умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы.

    «Обучение в сотрудничестве» - цель состоит в формировании умений эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных результатов. Это такая организация занятий, в ходе которых у студентов формируются информационно-коммуникативные компетентности, развиваются мыслительные способности в результате решения проблемной ситуации, подготовленной преподавателем. Работа студентов строится вокруг ключевых проблем, выделенных преподавателем.

    Студенты развивают способности организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества.

    «Метод развивающейся кооперации» - для него характерна постановка задач, которые трудно выполнить в индивидуальном порядке, и для которых нужна кооперация, объединение студентов с распределением внутренних ролей в группе (6 человек), причем целеполагание, планирование, выполнение практических заданий и рефлексивно-оценочные действия проводятся самим студентом, т.е. он становится субъектом собственной учебной деятельности.

    Творческие группы могут быть постоянными и временными. Они подвижны, т.е. студентам разрешается переходить из одной группы в другую, общаться с членами других групп. После того, как каждая группа предложит свой вариант решения, начинается дискуссия, в ходе которой группы через своих представителей должны доказать истинность своего варианта решения. Основными приемами обучения являются: индивидуальное, затем парное, групповое, коллективное выдвижение целей; коллективное планирование учебной работы; коллективная реализация плана; конструирование моделей учебного материала; конструирование плана собственной деятельности; самостоятельный подбор информации, учебного материала; игровые формы организации процесса обучения.

    «Метод 6-6» - один из методов группового решения творческих задач. Не менее 6 членов группы в течение 6 минут формулируют конкретные идеи, которые должны способствовать решению стоящей перед группой проблемы. Каждый участник данной группы на отдельном листе записывает свои соображения. После этого в группе организуется обсуждение всех подготовленных вариантов. В процессе обсуждения от сеиваются явно ошибочные мнения, уточняются спорные, группиру ются по определенным признакам все оставшиеся. Основная задача, стоящая перед остальными студентами группы - отобрать несколько наиболее важных альтернатив (их количество должно быть меньше количества участников дискуссии.

    «Методы с применением затрудняющих условий»

      Метод временных ограничений . Основыв ается на учете существенного влияния временнóго фактора на умственную деятельность обучаемого. При лимитированном времени студент или ограничивается использованием того материала, который он лучше всего знает (скажем, применение шаблонного варианта), или решение в какой-то степени деформируется.

    Разные группы студентов могут по-разному реагировать на временные ограничения: одни в период временнóго ограничения активизируются и достигают результатов выше, чем в «спокойной» обстановке; другие – при лимитированном времени снижают свои результаты и не всегда достигают конечного решения; третьи - приходят в замешательство, поддаются панике и отказываются от решения задачи.

      Метод внезапных запрещений , заключающийся в том, что на каком-то этапе обучающемуся, запрещается использовать в своих действиях какие-то механизмы (детали и т. д.), устоявшиеся штампы, хорошо известные типы и конструкции. Применение этого метода на занятиях будет способствовать выработке умения менять свою деятельность в зависимости от конкретных обстоятельств.

      Метод новых вариантов. Суть его заключается в требовании выпол нить задание по-другому, найти новые пути его выполнения, ко гда уже имеется несколько вариантов решения. Это всегда вызывает дополнительную активизацию деятельности, нацеливает на творческий поиск.

    Рефлексия (вывод) начинается с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Второй этап рефлексивного анализа занятия – оценочный (отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др.). Рефлексия заканчивается общими выводами, которые делает педагог.

      Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:

      Что произвело на вас наибольшее впечатление?

      Что вам помогало в процессе занятия для выполнения задания, а что мешало?

      Есть ли что-либо, что удивило вас в процессе занятия?

      Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

      Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение участников группы?

      Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

      Если бы вы играли в эту игру еще раз, чтобы вы изменили в модели своего поведения?

    Нетрадиционные методы или интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Данное обучение помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, обеспечивает высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность. Использование интерактивных форм в процессе обучения, как показывает практика, снимает нервную нагрузку обучающихся, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.

    Можно сделать вывод, что применение активных и интерактивных методов обучения снижает уровень стресса, снимает барьеры в общении, делает занятие более «живым», многогранным. Студенты учатся размышлять, дискутировать, высказывать собственное мнение, проявлять лидерские качества, слышать друг друга, принимать решения, нести ответственность и за себя и за других членов группы, работать на общий результат. У них формируется опыт поисковой и эвристической деятельности, формируются общие и профессиональные компетенции. Как следствие, отмечают преподаватели, повышаются результаты успеваемости. Студенты учатся учиться сами. Роль преподавателя – в организации процесса, регулировании его, корректировки, ведении процесса в нужном русле, получение запланированного результата.

    Список используемой литературы

    1. Бударникова Л.В. Школа молодого учителя: Методическое пособие для педагогов-наставников и начинающих учителей / Л.В. Бударникова, В.В. Гордеева, Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 139 с.

    2. Загвязинский В.И. Теория обучения в вопросах и ответах: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2008. – 160 с.

    3. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учебник для студ. высш. учебных заведений: в 2 т. Т. 1: Дидактика / Н.А. Морева. – М.: Академия, 2008. – 432 с.

    4. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2008. – 368 с.

    5. Семушина Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преп. учреждений сред. проф. образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.

    Изучение состояния педагогического процесса в современной начальной школе указывает на то, что в методике ведения занятий преобладает репродуктивность при восприятии и усвоении информации. Однако, следует заметить, что актуальные сегодня личностные качества школьников могут формироваться такими методами обучения, которые направлены на формирование активных, творческих личностей. Это суждение находит подтверждение в результатах исследований многих педагогов-исследователей, психологов, философов и учителей-практиков начальных школ

    В Государственным общеобразовательным стандарте образования РК актуализируется принцип, указывающий на то, что «приоритет самостоятельности и субъективности индивида в современном мире требует выхода за рамки знаниевой парадигмы. В связи с этим необходимо сместить акценты с целевой установки на овладение суммой знаний, умений и навыков (знаниецентризм) на развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию (компетентности) для максимальной самореализации личности и ее активного участия в жизни общества. Следовательно, учитель в работе с первоклассниками должен учитывать имеющийся уровень достижений дошкольного возраста и обеспечивать индивидуальную работу в случаях интенсивного развития, специальную помощь по корректировке несформированных в дошкольном возрасте качеств.

    А установка на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Значимость указанных выше занятий в общем учебно-воспитательном процессе обусловлена, прежде всего, тем обстоятельством, что сама по себе учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся может привести к торможению интеллектуального развития ребёнка. В этой связи хотелось бы определится понятиями «линость», «развитие личности». Личность - общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно. Развитие - направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.

    Индивидуальность - неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.

    Творчество - это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри и является выражением всего нашего существования.

    Личностно-ориентированные технологии пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.

    Личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

    Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества личности.

    Сущность взаимосвязи образовательных и развивающих задач, обучения и развития в целом раскрыта Л.С.Выготским; его исследования позволяют решить кардинальный вопрос типологии обучения. Согласно педагогу, обучение, которое ограничивается в своих целях лишь овладением внешними средствами культурного развития (к ним относится овладение письмом, чтением, счетом), можно считать традиционным, решающим сугубо образовательные задачи. Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение (организацию) развития высших психических функций личности в целом через развитие его творческих способностей является развивающим и приобретает при этом целенаправленный характер. Развивающее обучение не отрицает важность и необходимость образовательных задач, но и не признает трех параллельно существующих задач. Это обучение предполагает слияние трех задач (письмо, чтение, счёт) в триединую задачу, обеспечивающую органическое слияние обучения и развития, при котором обучение выступает не самоцелью, а условием развития школьника. Результатом такого обучения может послужить достигнутый ребенком уровень развития личности, его индивидуальности.

    Таким образом, одним из основных мотивов использования развивающих упражнений является повышение творческо-поисковой активности детей. развитии активных творческих способностей детей, как для учащихся, Развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает ее (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, отстающих в развитии, в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических Игровая форма занятий является наиболее доступной и предпочтительной для детей младших классов, особенно для первых месяцев пребывания их в школе. Именно они способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода к школе. Следует также отметить, что игровой, увлекательный характер заданий, является в то же время психологическими тестами, снижающие стрессогенный фактор, возникающий при проверке уровня развития, детей, отличающихся повышенной тревожностью и продемонстрировать им свои истинные возможности.

    Опыты введения в традиционные уроки в начальных классах элементов нетрадиционного обучения, показывают достаточную эффективность такого подхода. Подобное комбинирование методик обучения в начальных классах позволяют развивать память, формировать усидчивость наряду с развитием самостоятельности и поисково-исследовательских способностей.

    Введение в школьную программу начальных классов нетрадиционных методов преподавания имеет целью расширить учебный процесс, не отрываясь от проблем обучения и воспитания. При правильном использовании нетрадиционных методов на уроках, можно развивать способности и личность ученика, формировать устойчивый интерес к учению, снимать напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывать глубокое эмоциональное воздействие на детей.

    Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, нет ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. Так, по мнению учительницы начальных классов Е.Ф.Киселёвой «особую актуальность эта проблема приобретает в 1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто. При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое»

    Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки? Чем оно отличается от привычного, традиционного, которое стали вдруг называть «стандартными» и вкладывать в это понятие отрицательный оттенок? Вот круг вопросов, на которые, прежде всего ищут ответы учителя. Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения. Через эти общие сущностные характеристики возможно выявление особенностей развивающего обучения.

    Нетрадиционные методы образования формируются в рамках компетентностно-ориентированного подхода, разрабатываемого современными учителями-практиками на основе системы личностно ориентированного развивающего обучения И.С. Якиманской. В данной парадигме предполагается, что нестандартность методов обучения связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между учителем и учеником. В педагогическом процессе компетентностного направления функции участников распределяются следующим образом: учитель - собеседник, ученик - равный собеседник; учитель - человек, создающий условия для учения, ученик - исследователь. Интеллектуально -компетентностный подход ориентирован на то, что ученик выступает субъектом деятельности. Так, на уроке осуществляется приоритет диалогических форм учебной деятельности, определяя диалог как обмен смыслами, как форму сотрудничества учителя и учеников. При этом, результативность такого занятия обеспечивается доброжелательностью в общении, взаимностью обратной связи без боязни самовыражения, содействию успешности учащихся в разных видах деятельности, взаимной заинтересованностью в рефлексии, развитии адекватной самооценки действий, усилий, результатов.

    Очевидно, что необходимо и возможно в начальной школе заложить основы готовности к решению проблем, готовности к самообразованию, готовности к использованию информационных ресурсов, коммуникативной компетентности. Это возможно благодаря применению современных педагогических парадигм, изменению позиции ученика и учителя в ходе учебного процесса, а также изменению функции контроля. Компетентностно-ориентированный подход предполагает такие методы и способы обучения, которые позволяют выделить технологии свободного выбора, проблемные технологии, исследовательские, технологии саморазвития, групповые технологии, диалогические технологии, игровые. Ключевые образовательные парадигмы превращаются в средства развития личных качеств и личных смыслов учащихся.

    Таким образом, возникает необходимость развития у школьников следующие основные личностные характеристики: субъектность в образовательном процессе, мотивацию к достижению успеха, принятие ценностных ориентаций, стремление к самореализации. Развитию вышеуказанных личностных характеристик, по мнению учительницы начальной школы В.Р. Котиной, способствуют и создаваемые учебные ситуации на уроке. Суть учебной ситуации заключается в триаде “задача-диалог-игра”, т.е. учебный материал вводится в виде задачи, обладающей смысловой значимостью для школьника. Содержание и процесс усвоения приобретает форму диалога субъектов (учителя и учащегося), учебная деятельность реализуется как саморазвивающаяся, как игра. Функции участников

    Обратимся к практическому опыту ещё одного педагога начальных классов Е.Ф.Киселёвой. По её определению «нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения»

    Данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Попытаемся по некоторым критериям отделить нетрадиционные методы от традиционных. (См. табл. №1)

    Таблица №1

    критерии

    стандартные(традиционные) методы обучения

    нестандартные методы обучения

    усвоение базовой школьной программы

    формирование творческих, поисково-ислледовательских качеств личности

    парадигма

    догматическая

    компентентно-ориентированная

    тип учения

    объяснительно-иллюстративный

    поисково-исследовательский

    роль учителя

    донести, преподнести объяснить и показать учащимся

    организовать совместный поиск решения возникающих задач

    способ усвоения

    репродуктивный способ

    диалектический

    усилия учеников

    восприятие готовых знаний, образцов выполнения действий на их закрепление и воспроизведение

    Овладение навыками поисково-исследовательской работы, элементами логического мышления

    Содержание обучения задает определенный способ его усвоения, определенный тип учения. В традиционном (объяснительно-иллюстративном) обучении преобладает догматический тип учения, который предполагает репродуктивный способ и уровень усвоения учебного содержания. Основные усилия учеников при этом сосредоточены на восприятии готовых знаний, образцов выполнения действий на их закреплении и воспроизведении. Находясь в ситуации решения какой-либо задачи, школьник, как правило, не старается найти способ решения, а усердно пытается вспомнить решение аналогичных задач. Если вспомнить не удается, ученик чаще всего оставляет задачу нерешенной или прибегает к другим (не учебным) способам выполнения.

    Соответственно целям, содержанию обучения изменяется и позиция учителя в учебном процессе, и характер его деятельности, принципы, методы и формы обучения. В нетрадиционном обучении деятельность учителя меняется коренным образом. Главной задачей учителя становится не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Учитель начинает выступать как режиссер мини-спектакля, который рождается непосредственно в классе. Новые условия обучения требуют от учителя умения выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого отвечающего, понять логику его рассуждения и найти выход из постоянно меняющейся учебной ситуации, анализировать ответы, предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы. Обучение логике учебного спора, диалога, решения учебной задачи не предполагает скорейшего получения правильного ответа, возможны ситуации, при которых дети и не смогут на одном уроке открыть истину. В данном случае надо помнить о том, что истина - это процесс и не только в её достижении, но и в стремлении её освоения. Традиционные методы обучения предполагают выполнение стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма- воспринять готовую информацию, запомнить, воспроизвести как можно адекватнее. Дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны, решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом случае высокая самооценка учащихся и оценка их способностей преподавателями зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления ряда индивидуальных интеллектуальных качеств, таких, как выдумка, сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу. Указанные в таблице концептуальные особенности нетрадиционных методов обучения можно конкретизировать более детально на примере подготовки урока.

    Так, признаки нетрадиционного урока

    • 1. Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
    • 2. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
    • 3. Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
    • 4. Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
    • 5. Выполняются творческие задания.
    • 6. Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
    • 7. Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
    • 8. Планируется урок заранее.

    Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма творческого таланта учителя.

    Таким образом, анализируя признаки личностно-ориентированной учебной ситуации, становится возможным говорить об успешном ее использовании в компетентностно-ориентированном образовании.

    Учителя-практики, строят деятельность по организации учебно-воспитательного процесса по алгоритму:

    • -создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
    • -сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;
    • - применение знаний, позволяющий ученику самому выбирать тип, и форму материала;
    • - использование проблемных творческих заданий;

    стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

    • - оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем. Тогда модели занятий, система заданий существенно меняются. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно, и в полной мере, отражает компетентностный подход, следует уточнить следующие вопросы:
      • 1. на что направлена организованная учителем деятельность ученика?
      • 2. значимо ли для учащегося то, что он делает?
      • 3. востребовано ли это в современном обществе?
      • 4. где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта? Осмысливая данную целевую установку, очевидно, что необходимо выявить исходное, в какой-то мере, базовое направление педагогической работы. Естественно, процесс обучения детей младших классов необходимо начинать с выявления их способностей, с выявления уровня развития их способностей. Однако, эта процедура не может быть одноразовой, она также должна осуществляться на протяжении всего процесса обучения.

        Изучив и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу мы можем сделать вывод, что в настоящее время, становиться главным, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная жажда знаний. Это в свою очередь требует правильной организации учебного процесса. Его нужно строить так, чтобы он вызвал у ребят живой интерес, увлекал их.

        В повышении эффективности и качества уроков, многое зависит от мастерства учителя, от его умения раскрыть тему урока, преподать новое так чтобы оно было понятно ученикам. Как бы там ни было, все или по крайней мере большинство ребят в это время включены в работу.

        Вопросы качества обучения стоят на первом месте в организации образовательного процесса. Именно от высоко квалифицированной работы учителя зависит в определяющей степени качество обучения учащихся I-IV классов. Успешное решение новых педагогических задач возможно при соответствующей квалификации учителей, способных обеспечивать качество образования в новых условиях функционирования и развития учреждений общего среднего образования. (24,с.1)

        На основе анализа педагогической литературы мы выделили несколько типов нестандартных уроков. Названия уроков дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий:

        • 1. Уроки “погружения”
        • 2. Уроки «деловые игры»
        • 3. Уроки - пресс-конференции
        • 4. Уроки-соревнования
        • 5. Уроки типа КВН
        • 6. Театрализованные уроки
        • 7. Компьютерные уроки
        • 8. Уроки дискуссия
        • 9. Уроки-аукционы
        • 10. Уроки-формулы
        • 11. Уроки-конкурсы
        • 12. Уроки-фантазии
        • 13. Уроки-“суды”
        • 14. Уроки - ролевые игры
        • 15. Уроки-конференции
        • 16. Уроки-экскурсии
        • 17. Уроки-игры “Поле чудес”.

        Указанные концептуальные особенности нетрадиционных методов обучения можно конкретизировать более детально на примере проводимых уроков.

        Рассмотрим некоторые из них.

        Использование компьютера может рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

        В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

        • 1. Отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении.
        • 2. Максимальное вовлечение учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой работы на уроке.
        • 3. Занимательность и увлечение, а не развлекательность - основа эмоционального тона урока.
        • 4. Поддержка альтернативности, учет множества мнений.
        • 5. Развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия.

        Они могут проводиться в форме пресс - конференции с участием представляется предприятия, учреждения, музея и т.д., как экскурс в историю предмета, кино - или телеэкскурсия и др.

        «Мозговой штурм» - на доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения темы и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

        При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Активизировать их интерес можно при помощи активных методов. Для работы над темой урока используются методы «Ульи» - обсуждение в группах. Для проведения дискуссии и принятия решений - методы «Cветофор» (во время дискуссии поднимаются карточки согласия -не согласия по цвета светофора), «На линии огня» (каждая команда защищает свой проект 2-3 предложениями. Затем вопросы других групп, а они - защищаются).

        Урок-дискуссия

        В основе урока-дискуссии лежит обсуждение спорных вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решений задач и т.д. В зависимости от числа участников полемики различают дискуссии-диалоги, групповые, а также массовые дискуссии. На этапе подготовки такого урока учитель должен четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В начале урока обосновывается выбор обсуждаемой проблемы, выделяются ее ключевые моменты. В центре дискуссии стоит спор ее участников. Особняком стоит вопрос о культуре дискуссии. Оскорбления, упреки, недоброжелательность в отношении к товарищам не должны присутствовать в споре. Формированию культуры дискуссии могут помочь следующие правила: вступая в дискуссию, необходимо представлять предмет спора, не допускать в споре тона превосходства, грамотно и четко ставить вопросы и формулировать выводы.

        По завершении дискуссии необходимо подвести ее итоги: оценивать правильность формулировки и употребление понятий, глубину аргументов, умение использовать приемы доказательств, опровержения, выдвижения гипотез, культуру дискуссии.

        Урок с дидактической игрой

        Речь идет об уроке, в инструкцию которого в качестве самостоятельного структурного элемента включена дидактическая игра. Основа дидактической игры- ее познавательное содержание. Она заключается в усвоении знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой. Дидактическая игра имеет определенный результат, придающий ей законченность. Он вступает в форме решения поставленной задачи и оценивания действий учащихся.

        Целесообразность использования дидактической игры на разных этапах урока различна. При усвоении новых знаний ее возможности уступают традиционным формам обучения. Поэтому дидактические игры чаще применяет при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. При систематическом использовании они служат эффективным средством активизации учебной деятельности школьников.

        Урок - деловая игра

        В процессе деловой игры моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых ищется оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, имитируется его реализация на практике. В рамках уроков применяют учебные деловые игры.

        Возможная структура деловой игры на уроке на уроке может быть такой:

        Знакомство с реальной ситуацией; построение ее имитационной модели; постановка основной задачи командам, уточнение их роли в игре; создание игровой проблемной ситуации; вычленение проблемы теоретического материала; разрешение проблемы; обсуждение и проверка полученных результатов; коррекция; реализация принятого решения; анализ итогов работы; оценка результатов работы.

        Урок - ролевая игра

        В основе ролевой игры лежат целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями. Уроки - ролевые игры можно разделить на: 1)имитационные (направлены на имитацию определенного профессионального действия); 2)ситуационные (связаны с решением какой-либо узкой проблемы); 3)условные (посвящены разрешению учебных или производственных конфликтов). Формы проведения: путешествие, дискуссия на основе распределения ролей, пресс-конференция, урок-суд и др.

        Методика разработки и проведения урока включает следующие этапы: подготовительный, игровой, заключительный и этап анализа результатов игры. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень их знаний и умений, вырабатывается наиболее удачное решение.

        Главное же направление развития теории и практики нестандартного урока по любому предмету выражается в стремлении добиться того, чтобы он стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся. Чтобы повысить эффективность и качества уроков можно использовать различные пути и способы. Вышеизложенные методы обучения являются основными направлениями в повышении качества уроков математики.

        Урок-аукцион может проводиться в любом классе. Обычно он очень нравится учащимся. На этом уроке они могут “продавать” все, что угодно. Обязательным условием является то, что учащиеся должны уметь рассказать о продаваемой вещи, представить все ее положительные стороны. Проводится урок следующим образом: за демонстрационным столом находится аукционист и его ассистент. У аукциониста есть маленький молоточек. Ассистент записывает фамилии купивших какие-то вещи. Учащиеся предлагают свои вещи на продажу, описывая подробно все их преимущества. Если у “покупателей” есть вопросы по поводу вещей, они задают их. Затем аукционист приступает к продаже.

        Урок-экскурсия

        На урок-экскурсию переносятся основные задачи учебных экскурсий: обогащение знаний учащихся; установление связи теории с практикой; развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности; воспитание положительного отношения к учению.

        Такой урок проводят по одной или нескольким взаимосвязанным темам. По содержанию выделяют тематические (в рамках одного предмета) и комплексные (по нескольким предметам) уроки-экскурсии, а в зависимости от этапа изучения темы различают вводные, сопутствующие и заключительные уроки - экскурсии. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.

        Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.

        Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.

        Классифицируют уроки-экскурсии по двум признакам: по его месту в структуре изучения раздела (вступительный, текущий, итоговый): анализ по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный). Классификация по первому критерию уроков-экскурсии:

        • 1. Вступительный
        • 2. Текущий
        • 3. Итоговый

        Классификация по объему содержания учебного предмета (однотемный, многотемный):

        • 1. Многотемный
        • 2. Однотемный
        • 3. Многотемный

        Это классификация уроков-экскурсий позволяют узнать макроструктуру каждого из них. Разработка методик проведения данных уроков выполняется на основе общих дидактических закономерностей, которыми руководствуется учитель во время подготовки какого-либо типа урока, однако с учетом особенностей каждого из приведенных видов.

        Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки учителем. Эта работа выполняется в такой последовательности:

        • 1. Указание темы урока-экскурсии по программе природоведения.
        • 2. Указание его вида.
        • 3. Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебнику природоведения.
        • 4. Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (учитель загодя хорошо изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).
        • 5. Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.
        • 6. Разработка методики проведения урока-экскурсии.
        • 7. Подготовка школьников к уроку.
        • 8. Подбор необходимого оборудования.

        Текущий урок-экскурсия по природоведению является однотемным. Специфика текущего однотемного урока-экскурсии обусловлена тем, что усвоение каждого элемента знаний начинается с непосредственного восприятия реальных объектов природы в условиях их существования. Предметы и явления конкретизируют микроструктуру урока.

        По дидактической сути это комбинированный урок, то есть в его границах реализуются все этапы целевого процесса обучения с овладением младшими школьниками предметным содержанием темы, которая вмещает несколько взаимноупорядоченных элементов знаний. Соответственно макроструктура текущего урока-экскурсии слагается из таких этапов:

        • 1. Организация класса
        • 2. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков.
        • 3. Постановка цели и заданий урока. Общая мотивация.
        • 4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.
        • 5. Обобщение и систематизация усвоенных знаний, умений и навыков.
        • 6. Соотношение усвоенных знаний, умений и навыков.
        • 7. Домашнее задание.
        • 8. Итоги урока.

        Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется учителями на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно составиляется план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 - 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

        Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы - «физминутки» «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса. Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

        Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг».

        «Ромашка» - 1. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. 2. Берет чистый лепесток. Пишет вопрос другой группе, вывешивает вопрос перевернув. С доски другая группа берет лист, читает и выполняет участник, дополняют другие.

        «Мудрый совет» - Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

        «Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

        Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

        Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; учение как субъектная деятельность ученика, обеспечивающая познание (усвоение) должно разворачиваться как процесс, описываться в соответствующих терминах, отражающих его природу, психологическое содержание; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями. Так как в процессе такого обучения происходит активное участие в самоценной образовательной деятельности, содержание и формы которой должны обеспечивать ученику возможность самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями.

        Завершая вышеизложенные суждения можно утверждать, что организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. При этом, эффективность учебного процесса во многом будет зависеть от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

        Обучение детей в школе в разных странах может сильно отличаться. Но хоть и существуют разные нормы и методики преподавания, цель у них общая - подготовить детей к взрослой жизни, дать им все необходимые знания и помочь стать лучшими людьми. На это же направлены и необычные школы мира, о которых мы поговорим далее. Главное, что детям они очень нравятся, и даже некоторые взрослые жалеют, что их школа не была такой!

        AltSchool (Сан-Франциско, США)

        Начнем говорить про необычные школы мира с калифорнийского образовательного проекта Altschool, основанного в Силиконовой долине одним из бывших разработчиков из компании Google. Главный упор в этой школе сделан на новые технологии и умное их использование - дети даже учатся сами создавать себе игры путем 3D-моделирования.

        Ученик каждое утро получает список задач на целый день, которые он должен выполнять как самостоятельно, так и в команде с одноклассниками. Приходя в школу, ребенок заходит в мобильное приложение на планшете, который висит в классной комнате, переходит в свой профиль, ставит отметку о прибытии в класс, смотрит расписание и только потом приступает к урокам.

        Кроме того, в школе хорошо развита система менторинга, когда старшие ученики становятся наставниками для младших.

        Гимназия Эрестад (Копенгаген, Дания)

        Если говорить о Европе, то самые необычные школы этой части мира находятся в скандинавских странах, в частности - в Дании. Даже внешне гимназия больше похожа на современный музей, а не на общеобразовательное заведение - ее уже отнесли к памятникам современной европейской архитектуры. Причем не только снаружи, но и внутри! Гимназия устроена по принципу «open space»: здесь нет деления на классы, все ученики проходят обучение в большом зале. Правда, младших школьников тут не встретить - на то это и гимназия, что здесь обучаются только старшеклассники.

        В целом именно Эрестад стала одной из первых школ, построенных согласно образовательной реформе в Дании конца 90-х годов, главным принципом которой стала интернационализация обучения, открытость системы образования, склонность к коммуникации и внимание к новым технологиям. После окончания гимназии ребята смогут в будущем получить работу в СМИ и продолжить обучение в университете по специальности из этой сферы деятельности.

        Big Picture Learning (Провиденс, США)

        Необычные школы мира встречаются в Америке и тут, и там - и одна из них расположена в штате Род-Айленд. Она носит название Big Picture Learning, что можно буквально перевести как «обучение общей картине», то есть попытка увидеть общую картину происходящего. Детям помогают понять, что им действительно нравится в жизни, найти занятие по душе и по способностям, а уже потом начинать обучение. Дети учат только те предметы, которые им нравятся и пригодятся именно в их будущей специальности, а в расписании делают ставку больше на практические занятия, нежели на скучную и абстрактную теорию.

        Разобраться с поиском жизненного призвания ребятам помогают специальные школьные наставники, которые приставлены к каждому ученику. Также детей делят на небольшие группы, каждой из них назначается свой советник из преподавателей. В процесс обучения могут быть вовлечены даже родители ребят. Обучение в такой необычной школе начинается с 9 класса, и уже в конце первого семестра каждый ребенок проходит стажировку по свой специальности 1-2 раза в неделю.

        Начальная школа Террасет (Рестон, США)

        Обучение детей в начальной школе Террасет практически ничем не отличается от обучения других среднестатистических американских школ, но не думайте, будто мы включили ее в самые необычные школы мира случайно. Дело в том, что это одна из немногих школ, где дети буквально учатся под землей!

        Здание школы было простроено в штате Вирджиния еще в 70-е годы XX века, вовремя энергетического кризиса в США. Чтобы сэкономить на отоплении помещения, было решено разровнять подходящий холм, возвести здание, углубив его в землю, а потом еще и засыпать землей сверху - все ради сохранения тепла. А для охлаждения школы в летнюю пору и обеспечения ее электричеством на крыше здания установили комплекс из солнечных батарей. Таким образом Террасет до сих пор остается одной из самых «экономных» школ Америки. Выглядит она как типичный представитель архитектуры брутализма 70-х, только с сочными зелеными лужайками на крыше.

        Школа Saunalahti (Эспоо, Финляндия)

        Североевропейские необычные школы отличаются среди школ всего мира креативным внешним видом - как и гимназия Эрестад, о которой мы писали выше, финская школа Saunalahti со стороны напоминает скорее галерею современного искусства или центр семейного отдыха, нежели школу. И внутри планировка не менее впечатляющая: вы не найдете там скучных классных комнат с доской и партами, выстроенными в ряд - дети обучаются в просторных и ярких комнатах с круглыми столами, мягкими диванчиками и настенными экранами.

        Основным принципом обучения является командно-проектная работа: в школе воспитывают не «одиноких волков», а полноценных единиц общества, которые любят и умеют работать сообща, а также проявляют заботу о ближнем и всегда готовы протянуть руку помощи. Детишкам даже не возбраняется общаться прямо на уроке.

        Оборудована эта необычная школа как следует: тут есть и отличная библиотека, и спортивный зал, дом молодежи, театральная студия, большая столовая, различные мастерские и клубы по интересам.

        Когда уроки заканчиваются, посещать кружки и клубы могут даже взрослые и все желающие жители окрестностей.

        Плавающая школа в Макоко (Лагос, Нигерия)

        Самым экзотическим пунктом в нашей статье про необычные школы мира станет уникальная плавающая школа, расположенная в районе Макоко портового города Лагос в Нигерии. Она стала экспериментальным проектом с целью удовлетворения социальных потребностей нигерийского сообщества с учетом последствий изменения климата и быстро урбанизирующегося африканского континента.

        Учитывая «водный» образ жизни местных жителей, в школу в Макоко входят необычные и устойчивые плавающие сооружения, построенные в основном из древесины и бамбука, в которых проходит ежедневное обучение детей. Само здание имеет треугольную форму: на первом этаже располагается детская площадка для игр, на втором - классные комнаты. Такое сооружение позволяет установить в нем солнечные батареи, компостирующие туалеты и водосборные системы для дождевой воды.

        К сожалению, в 2016 году здание школы было повреждено сильнейшим ливнем, так что теперь проводятся работы по перепланировке и укреплению сооружения, чтобы в будущем оно смогло выдерживать такие нагрузки и не обрушиваться. В планах есть создание плавающих медицинских центров и развлекательных заведений по такому же принципу.

        Школа Carpe Diem (Айкен, США)

        А замыкает самые необычные школы мира в нашем списке учебное заведение Carpe Diem в штате Огайо. Внутри оно совершенно не похоже на обыкновенную школу, потому что выглядит как самый настоящий офис: у каждого ребенка есть своя кабинка в зале «open space», свой компьютер и рабочий стол. Ребята занимаются за компьютерами самостоятельно, но всегда имеют возможность обратиться за помощью к персональному наставнику или учителю.

        Офисные работники, глядя на такую «офисную» школьную планировку, просто ужасаются: неужели нужно с детства приучать подростков к подобной атмосфере! Но сами ученики еще не жаловались, к тому же Carpe Diem уже несколько лет подряд по образовательным показателям опережает многие другие школы в округе, а это что-то, да значит.

        А в этом видеоролике предлагаем вам посмотреть на самые дорогие школы мира:


        Забирай себе, расскажи друзьям!

        Читайте также на нашем сайте:

        Показать еще

        Студенты из противоположных уголков мира хоть и разные, но все же похожи друг на друга больше, чем кажется! Показал это в своем фотопроекте нидерландский фотограф Хенни Боогерт, который путешествует и делает снимки молодежи в студенческих общежитиях. Какая она, жизнь студентов разных стран? Давайте посмотрим!